Он звал прекрасное мечтою...

На мир насмешливо глядел —

И ничего во всей природе

Благословить он не хотел.
А.С.Пушкин

Сам М.Горький говорил о своём раннем творчестве так: с одной стороны, в детстве и юности его окружала «томительно бедная, серая жизнь», которую он хотел украсить, внести в неё мечту о свободном человеке; с другой стороны, у будущего писателя «на заре туманной юности» (А.В.Кольцов) было так много тяжёлых впечатлений, что он «не мог не писать» правду о жизни, то есть не мог избежать реалистического изображения действительности, а подобное изображение неминуемо вело к обличению современного общества. Это сложное мировосприятие отразилось в ранних рассказах Горького о босяках — «бывших людях» («Бывшие люди» (1897) — название рассказа М.Горького). Именно эти герои принесли писателю громкую славу в самом начале его творческого пути.

Главный герой рассказа «Челкаш» (1894) - Гришка Челкаш, заядлый пьяница и ловкий, смелый портовый вор. Изображение босяка, который сам себя поставил вне общества, — тема этого произведения. По социальной характеристике (вор) герой принадлежит к «отбросам общества». Кажется, что в подобных людях не может сохраниться ни человеческого достоинства, ни убеждений, ни совести. Но писатель ломает привычный взгляд на босяка и показывает своего героя как яркую личность со сложным характером и собственной жизненной философией. Так представлена идея произведения.

Рассказ «Челкаш» — остросюжетная новелла, построенная на психологическом парадоксе: когда в финале портовый вор приступает к дележу денег, он, вопреки распространённому взгляду на босяков, неожиданно проявляет широту характера и душевную чуткость, а добропорядочный крестьянин-бедняк Гаврила демонстрирует отвратительную жадность и мещанскую агрессивность. Увидев в руках Челкаша пачку денег, он мгновенно забывает все христианские нравственные заповеди и готов убить своего напарника, оправдываясь тем, что этот босяк — «ненужный на земле» (III) человек, что за его смерть никто не взыщет.

Горький изображает Челкаша как романтического героя. Сначала романтическая необычность облика портового вора подчёркивается его сходством с ястребом: «Даже и здесь, среди сотен таких же, как он, резких босяцких фигур, он сразу обращал на себя внимание своим сходством со степным ястребом, своей хищной худобой и этой прицеливающейся походкой, плавной и спокойной с виду, но внутренне возбуждённой и зоркой, как лёт той хищной птицы, которую он напоминал» (I).

Челкаш предстаёт перед читателем таинственной, романтической личностью. Во-первых, из рассказа неизвестны история его жизни и причины превращения парня из богатой крестьянской семьи, каким он видит себя в воспоминаниях (II), в портового вора. Во-вторых, Горький не даёт «историю души» (М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»: Предисловие к журналу Печорина) главного героя, то есть эволюцию его взглядов и убеждений. Автор показывает глубину и оригинальность характера Челкаша, но этот характер остаётся статичным, как и должно быть у романтического героя. Каким Челкаш вступает в рассказ, таким и уходит в финале по берегу моря — человеком трагической судьбы, носильным, решительным, мужественным.

Любовь Челкаша к морю свидетельствует о его романтическом душевном настрое: в бескрайнем море (экзотический пейзаж) герой чувствует абсолютную свободу, к которой стремится сам: «Он, вор, любил море. Его кипучая нервная натура, жадная на впечатления, никогда не пресыщалась созерцанием этой тёмной широты, бескрайной, свободной и мощной» (II). Может быть, поэтому изменчивость морского пейзажа ему никогда не надоедает. Писатели-романтики любили изображать созвучие чувств героя и дикой природы, видя в этом тонкие душевные переживания, которые делали романтических героев необычными среди заурядных людей.

Рисуя своего героя, Горький исходит из убеждения: личность, конечно, формируется средой, но важнее, что «человека создаёт его сопротивление окружающей среде». Сопротивление Челкаша обществу (основная черта романтического героя) выразилось в отрицании общепринятых ценностей и норм поведения. Герой живёт, презирая все людские законы. Например, в порту знают, что он вор, и говорят ему это в глаза. Однако «правдолюбы» как-то стыдливо замалчивают, что в порту воруют все: и таможенные чиновники, и сторожа, и грузчики. Поэтому Челкаш только ухмыляется на обидные слова в свой адрес: пусть называют его как угодно, ведь никто не может поймать его с поличным. За воровскую ловкость его, «старого, травленого волка» (I), таможенный сторож Семёныч, и грузчики, и босяки уважают, а за острый язык — боятся.

Челкаш создал для себя собственную жизненную философию, в которой главной ценностью является высшая и абсолютная (то есть романтическая) свобода — от земли-собственности, от денег, от любого человеческого общества, от Бога. Этот босяк готов отказаться от нормальных бытовых условий, от всех личных привязанностей, жить впроголодь, но быть совершенно свободным. Для нею дороже всего чувство превосходства, которое он испытывает, когда проходит мимо усталых грузчиков в порту (несчастных, подневольных людей, с его точки зрения) или когда нанимает Гаврилу и ведёт его в трактир: «И они шли по улице рядом друг с другом, Челкаш — с важной миной хозяина, подкручивая усы, парень — с выражением полной готовности подчиниться...» (I). Челкаш до конца остаётся верным своей философии, так как в финале отказывается от денег, которым поклоняются все вокруг. Босяк ощущает себя героем, наблюдая поведение крестьянского парня, только что получившего пачку радужных купюр: «Челкаш слушал его радостные вопли, смотрел на сиявшее, искажённое восторгом жадности лицо и чувствовал, что он — вор, гуляка, оторванный от всего родного, — никогда не будет таким жадным, низким, не помнящим себя. Никогда не станет таким!» (III).

На протяжении всего рассказа, с момента встречи, между босяком и деревенским парнем ведётся философский спор-диалог о свободе. Гаврила понимает свободу так: «Сам себе хозяин, пошёл — куда хошь, делай — что хошь... Ещё бы! Коли сумеешь себя в порядке держать, да на шее у тебя камней нет, — первое дело! Гуляй знай, как хошь, Бога только помни...» (I). Гаврила постоянно думает о своих обязанностях перед матерью, хозяйством, планирует жениться и завести детей, он вовсе не стремится к абсолютной свободе, которую так ценит Челкаш, убегая в прямом и переносном смысле из своей прежней жизни (мотив бегства часто используется писателями-романтиками, достаточно вспомнить поэму М.Ю.Лермонтова «Мцыри»), Поэтому босяк презрительно спрашивает деревенского парня: «А что тебе — свобода?.. Разве ты любишь свободу?» (I). Портовый вор возмущён, что деревенский «сосунок» «смеет любить свободу, которой не знает цены и которая ему не нужна» (I). Но именно Гаврила развенчивает философию абсолютной свободы, столь дорогую для Челкаша: наивный парень называет гордого босяка «ненужным на земле»: «Пропащий ведь ты... Нет тебе пути...» (III). При этих словах вор чувствует, что «никогда, за всю жизнь его не били так больно, и никогда он не был такозлоблен»(III). Именно после этих слов Челкаш отбирает у Гаврилы деньги, которые за несколько минут до того сам великодушно отдал.

Почему босяка так задели слова Гаврилы? Возможно, потому, что в душе он понимал их справедливость: абсолютная свобода в принципе недостижима. Однако последний поступок Челкаша опровергает «правильную», умеренную правду Гаврилы, что делает рассказ ультраромантическим: босяк отдаёт почти все деньги Гавриле, переживая миг абсолютной свободы и доказывая, что человек может быть «выше сытости» (М.Горький «На дне», IV), что идеальное начало живо в человеческой душе. Благодаря этому портовый вор-босяк становится для Горького безусловно положительным героем.

Подводя итог, необходимо сказать, что рассказ «Челкаш» является в такой же мере романтическим, как и «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе». В рассказах о босяках Горький продолжает тему свободы, которую поднимал уже в образах Лойко и Радды, Ларры и Данко, Ужа и Сокола, но переносит эту тему из легендарно-фантастического мира в современную действительность. Поэтому в рассказе «Челкаш» присутствует реальный фон (порт, трактир, море), вполне реалистично описан Гаврила, причём автор подчёркивает в его образе, наряду с крестьянским трудолюбием, мещанское, агрессивное чувство собственника. Писатель трезво (то есть реалистично) оценивает характер и возможности Челкаша: босяк, будучи даже гордым мечтателем, не способен к настоящему делу и подвигу и может быть только «рыцарем на час» («Рыцарь на час» (1863) — стихотворение Н.А.Некрасова). Это выражение обозначает слабовольного человека, который испытывает минутные благородные порывы, но не имеет душевных сил, чтобы воплотить их в жизнь.

И всё-таки в образе Челкаша преобладают черты романтического героя, что особенно заметно при сравнении его с Гаврилой. На первый взгляд такой вывод кажется неожиданным, так как обычно романтические герои были блестящими аристократами (Чайльд-Гарольд у Дж.Г.Байрона), великими богоборцами (Каин у Дж.Г.Байрона, Демон у М.Ю.Лермонтова), выдающимися людьми (Манфред у Дж.Г.Байрона, Аммалат-Бек у А.А.Бестужева-Марлинского). И вдруг гордое человеческое я, противопоставленное всему окружающему миру, Горький обнаруживает в босяке-оборванце Гришке Челкаше. Однако внешние различия героев Дж.Г.Байрона, М.Ю.Лермонтова, А.А.Бестужева-Марлинского и М.Горького не отменяют глубокую внутреннюю общность всех этих образов. Противопоставление себя окружающим, одиночество, сложная духовная жизнь, желание абсолютной свободы подчёркивают необычность романтического героя, выделяя его среди других персонажей произведения.

«Челкаш»


Рассказ «Челкаш» написан М. Горьким летом 1894 года и опубликован в №6 журнала «Русское богатство» за 1895 год. В основу произведения легла история, рассказанная писателю соседом по больничной палате в городе Николаеве.

Рассказ открывается детализированным описанием порта, в котором автор подчеркивает противоречие между размахом различных работ и смешными и жалкими фигурками людей, живущих в рабском труде. Горький сравнивает шум порта со звуками «страстного гимна Меркурию» и показывает, как этот шум и каторжный труд подавляет людей, не только иссушая их души, но и изнуряя тела.

Развернутый портрет главного героя произведения мы видим уже в первой части. В нем М. Горький особенно ярко подчеркивает такие черты, как холодные серые глаза и горбатый хищный нос. К жизни Челкаш относится легко, не скрывая от людей своего воровского промысла. Едко высмеивает он сторожа, который не пускает его в гавань и корит в воровстве. Вместо заболевшего подельника Челкаш приглашает себе в помощники случайного знакомого - молодого добродушного парня с большими голубыми глазами. Сопоставляя портреты двух героев (Челкаша, похожего на хищную птицу, и доверчивого Гаврилы), читатель первоначально думает, что молодой крестьянский парень стал по доверчивости жертвой вероломного мошенника. Гаврила мечтает подработать, чтобы жить своим хозяйством, а не идти к тестю в дом. Из разговора мы узнаем, что парень верит в бога, кажется доверчивым и беззлобным, и Челкаш даже начинает испытывать к нему отеческие чувства.

Своеобразным индикатором отношения героев к жизни являются их мысли о море. Челкаш любит его, а Гаврила боится. Для Челкаша море олицетворяет собой жизненную силу и свободу: «Его кипучая нервная натура, жадная на впечатления, никогда не пресыщалась созерцанием этой темной широты, бескрайной, свободной и мощной».

Г аврила с самого начала понимает, что ночная рыбалка, на которую приглашает его Челкаш, может оказаться недобрым делом. Впоследствии убеждаясь в этом, герой дрожит от страха, начинает молиться, плакать и просит отпустить его.

После совершения Челкашом кражи настроение Гаврилы несколько меняется. Он даже дает зарок отслужить молебен Николаю Чудотворцу, как вдруг видит перед собой огромный огненно-голубой меч-символ возмездия. Переживания Гаврилы достигают кульминации. Однако Челкаш объясняет ему, что это всего лишь фонарь таможенного крейсера.

Важную роль в рассказе играет пейзаж, который Гаврила воссоздает при помощи олицетворения («...Тучи были неподвижны и точно дум ап и какую-то серую, скучную думу», «Море проснулось. Оно играло маленькими волнами, рождая их, украшая бахромой пены, сталкивая друг с другом и разбивая в мелкую пыль», «Пена, тая, шипела и вздыхала»).

Умертвляющему голосу порта противостоит живительная сила музыкального шума морской стихии. И на фоне этой животворящей стихии разворачивается отвратительная человеческая драма. И причиной этой трагедии становится элементарная жадность Гаврилы.

М. Горький намеренно ставит читателя в известность о том, что герой планировал заработать на Кубани двести рублей. Челкаш дает ему сорок за одну ночную поездку. Но тому эта сумма показалась слишком маленькой, и он на коленях умоляет отдать ему все деньги. Челкаш с омерзением отдает их, но вдруг узнает, что Гаврила, который еще несколько часов назад трясся во время ночной поездки как осиновый лист, хотел убить его, считая никчемнь1м, никому не нужным человеком. В гневе Челкаш отбирает деньги и жестоко избивает Гаврилу, желая проучить. В отместку же гот бросает в него камень, потом, очевидно, вспоминая о душе и о Боге, начинает просить прощения. Раненый Челкаш отдает ему почти все деньги и, пошатываясь, уходит. Гаврила же прячет деньги за пазуху и идет в другую сторону широкими, твердыми шагами: ценой унижений, а потом и силой он, наконец, получил ту желанную свободу, о которой так мечтал. Море смыло следы кровавой драки на песке, но не сможет смыть той грязи, которая клокочет в душе богобоязненного Гаврилы. Эгоистическое стремление обнажает всю ничтожность его натуры. Не случайно, когда Челкаш перед дележкой денег спрашивает, пошел бы он еще раз на преступление за двести рублей, Г аврила выражает свою готовность сделать это, хотя чуть раньше искренне раскаивался в том, что согласился. Таким образом, М. Горький-психолог показывает в этом рассказе, насколько обманчиво первое впечатление о человеке и как низко при определенных обстоятельствах людская натура может пасть, ослепленная жаждой наживы.

Сочинение

А. М. Горький - писатель-реалист, но все его ранние рассказы пронизаны духом романтизма. В них главные герои обычно тесно связаны с природой. Горький часто отождествляет человека и природу. В своих произведениях он отдает явное предпочтение людям, свободным от законов общества. Они интересны своими взглядами, поведением. И, как правило, у главного героя всегда есть антипод- человек, придерживающийся противоположного взгляда на жизнь. Между ними возникает конфликт, на основе которого и разворачивается сюжет произведения.

Как и во многих своих рассказах, в рассказе «Челкаш» Горький также затрагивает тему человеческих взаимоотношений описывает природу, усугубляясь во взаимосвязь природы с душевным состоянием своих героев.

События, описанные в рассказе «Челкаш», происходили в портовом городе, на берегу моря.

Главные действующие лица - Челкаш и Гаврила. Челкаш - уже немолодой бездомный пьяница и вор. Гаврила - молодой крестьянский парень, попавший в это место после неудачной попытки найти работу.

Все в порту знают Гришку Челкаша как заядлого пьяницу и ловкого вора. Внешне схожий со всеми «босяцкими фигурами» впорту, он сразу обращал на себя внимание сходством со степным ястребом. Он был «длинным, костлявым, немного сутулым, с горбатым хищным носом и холодными серыми глазами. Его бурые усы, густые и длинные, то и дело вздрагивали, а заложенные за спину руки потирали одна другую, нервно перекручиваясь длинными, кривыми и цепкими пальцами. Его с виду спокойная, но зоркая и возбужденная походка напоминала полет птицы, на которую он был так похож». Челкаш промышлял воровством в порту, а когда сделка удавалась и появлялись деньги, он тут же пропивал их.

Встреча Челкаша и Гаврилы произошла в тот момент, когда Челкаш шёл по гавани, обдумывал, как ему быть с предстоящим ночью делом. Его напарник сломал ногу, и это обстоятельство осложняло все. и вызывало в Челкаше чувство досады и злобы.

Гаврила же, после неудачной попытки заработать денег на Кубани, возвращался домой. Он был очень огорчен и расстроен, так как после смерти отца ему оставался только один путь выбраться из нищеты - «идти в зятья в хороший дом». А это означало - идти в батраки.

Челкаш случайно обратил внимание на сидевшего прямо у тротуара, на мостовой, молодого крепкого парня в лаптях и оборванном рыжем картузе. Челкаш затронул парня, а потом, разговорившись с ним, внезапно решил взять с собой в дело.

Горький подробно описал их встречу, их разговор, мысли и внутренние переживания каждого. Челкашу Горький уделяет особое внимание. Он подмечает каждый штрих, малейший нюанс в поведении своего героя. Тут и мысли о прежней жизни, о Гавриле, который волею судьбы оказался в его «волчьих лапах». Чувство господства над кем-то, вызывающее в нем гордость за самого себя, его бесконечно меняющееся настроение, когда ему хотелось то ударить и обругать Гаврилу, то пожалеть. Когда-то имевший дом, родителей, жену, он стал вором и отпетым пьяницей, но тем не менее он не кажется нам законченным человеком. Это гордая и сильная натура. Несмотря на обшарпанный внешний вид, в нем видна неординарная личность. У Челкаша ко всем есть подход, он везде сможет договориться. У него особое отношение к природе, морю. Челкаш любил море. «Его кипучая нервная натура, жадная на впечатления, никогда не прельщалась содержанием этой бескрайней, свободной и мощной красоты. На море в нем всегда поднималось широкое теплое чувство, которое охватывало всю его душу, очищая ее от житейской скверны. Челкаш любил видеть себя лучшим среди воды и воздуха, где думы о жизни и сама жизнь теряли остроту и ценность».

Гаврила предстает перед нами совсем в другом свете. Сначала - это забитый жизнью, не слишком доверчивый деревенский парень, потом - до смерти перепуганный раб. А уж когда дело успешно завершилось, и он впервые в своей жизни увидел такие большие деньги, вот тут-то его и прорвало. Горький очень точно описывает, какие чувства обуревали Гаврилу в тот момент и как они сказались на его поведении. Мы со всей ясностью увидели ничем не прикрытую алчность. Моментально исчезли жалость и сострадание к бедному деревенскому парню. Когда Гаврила, упав на колени перед Челкашом, стал вымаливать у того все деньги, перед нами предстал совсем другой человек - это был «подлый раб», забывший обо всем в своем желании выклянчить побольше денег у своего хозяина. И Челкаш, преисполненный чувством острой жалости и ненависти к этому жадному рабу, бросил ему все деньги. В этот момент он чувствовал себя героем. Челкаш знал, что никогда не станет таким, пусть даже он вор и пьяница.

Но когда Гаврила рассказал Челкашу, как он хотел убить его и сбросить в море, того обуяла ярость - его еще никогда не били так больно, и никогда он не был так зол. Челкаш забрал деньги и, повернувшись к Гавриле спиной, пошел вдоль берега.

Гаврила не мог этого допустить, он схватил камень и бросил его в голову уходящего Челкаша. Но когда увидел, что натворил, опять стал скулить и просить у Челкаша прощения.

Челкаш и в этой ситуации оказался на высоте. Поняв, какая мелкая и подлая душонка у этого парня, он кинул деньги ему прямо в лицо и, пошатываясь и держась за голову, пошел прочь. Гаврила посмотрел ему вслед, потом свободно вздохнул, перекрестился, спрятал деньги и пошел в противоположную сторону.

В своем произведении Горький отдал явное предпочтение Челкашу - человеку высоких моральных качеств, человеку, не терявшему чувства собственного достоинства ни при каких обстоятельствах.

Рассказ начинается с описания гавани: «Звон якорных цепей, глухой стук дерева, дребезжание извоз-чих телег...» Далее автор описывает появление в гавани Челкаша, старого травленного волка, хорошо знакомого гаванскому люду, заядлого пьяницу и ловкого, смелого вора. Чтобы пойти на очередное «дело», он ходил по гавани и искал своего поплечника Мишку, но сторож сказал, что Мишку увезли в больницу. Но тут Челкашу попадается парень: «широкоплеч, коренаст, русый, с загорелым и обветренным лицом и с большими голубыми глазами». Этого молодого парня звали Гаврила. Поговорив с ним, Челкаш приходит к выводу, что Гаврила сможет заменить Мишку. Челкаш предлагает Гавриле работу. Но на вопрос «какую?» Челкаш ответил:

Рыбу ловить поедем. Грести будешь...

Гаврила соглашается, ничего не подозревая. И, оказавшись в море, Гаврила, захваченный чисто практическими интересами, оказавшись в море, «чувствует себя раздавленным этой мрачной тишиной и красотой». Вор Челкаш все еще не потерял светлой «памяти, этого бича несчастных». Поэтому он «любил видеть себя лучшим тут, среди воды и воздуха». Но все-таки великая сила природы противостоит, хотя по-разному, ночной жизненной практике обоих героев.

После «дела» Челкаш дал Гавриле несколько «бумажек». Но Гавриле нужны были все деньги, и он, обняв ноги Челкаша, просит отдать ему все деньги:

Голубчик!.. Дай ты мне эти деньги! Дай, Христа ради! Что они тебе?..

Челкаш, испуганный, изумленный и озлобленный, оттолкнул Гаврилу, вскочил на ноги и, сунув руку в карман, бросил в Гаврилу бумажки.

На! Жри... - крикнул он злобно.

Но потом, выслушав все радостные вопли Гаврилы, сказал:

Дай сюда деньги!

Ради денег Гаврила готов был пойти и на преступление. Даже Челкаш говорил ему:

Разве из-за денег можно так истязать себя?

И заканчивается рассказ тем, что «море выло, швыряло большие, тяжелые волны на прибрежный песок, разбивая их в брызги и пену...»

Другие сочинения по этому произведению

«Гордый человек» М. Горького (по рассказу М. Горького «Челкаш») Анализ рассказа М. Горького «Челкаш» Босяки - герои или жертвы?(по рассказу "Челкаш") Герои ранней романтической прозы М.Горького Образ босяка в рассказе М. Горького «Челкаш» Образ Челкаша в рассказе Горького "Челкаш" Образы Челкаша и Гаврилы (по рассказу М. Горького "Челкаш") Проблема сильной свободной личности в произведениях Горького рубежа веков (на примере анализа одного рассказа). Роль пейзажа в рассказах И. А. Бунина «Кавказ» и М. Горького «Челкаш» Роль пейзажа в рассказах Л. Н. Толстого «После бала», И.А.Бунина"Кавказ", М. Горького"Челкаш". Роль пейзажа в рассказе

О босяках отразили новое явление в русской жизни. В 1890-е годы значительно увеличилось количество так называемых люмпен-пролетариев, то есть людей, по сути, обреченных на нищету. И если большинство писателей изображали таких героев отвергнутыми обществом, низведенными до самой низшей степени падения, то Горький взглянул на «отверженных» по-другому.

Герои писателя – вольнолюбцы, склонные к размышлениям о судьбе таких же обездоленных людей. Это бунтари, которым чуждо мещанское самодовольство или, наоборот, стремление к покою. Недовольство своей жизнью, с одной стороны, чувство собственного достоинства, не позволяющее находиться в роли раба, с другой, - вот что характерно для горьковских бунтарей. Именно из-за бунта они шли на разрыв со своей средой, а подчас становились бродягами, которых называли босяками.

В 1895 году Максим Горький написал рассказ «Челкаш» как раз о судьбе изгоя человеческого общества – вора-контрабандиста. Произведение построено на антитезе : перед глазами читателя сталкиваются два героя – Челкаш и Гаврила. Оба родились в деревне. Но Челкаш не смог там долго находиться, а уехал в приморский город, чтобы жить своей независимой жизнью, и сейчас чувствует себя абсолютно свободным. А Гаврила только мечтает о свободе, и цена его свободы – полторы сотни рублей, чтобы иметь свое хозяйство и не зависеть от тестя.

Противоположность образов героев показана автором даже в описании их внешности, в манере держать себя, в их речи и поступках, в реакции на все окружающее. Челкаш «своей хищной худобой» , «прицеливающейся походкой» напоминает степного ястреба. Да и многие портретные детали сопровождаются эпитетом «хищные» : всклокоченные черные с проседью волосы, смятое, острое, хищное лицо, холодные серые глаза.

Он противопоставлен Гавриле – простоватому деревенскому парню, широкоплечему, коренастому, «с загорелым и обветренным лицом и большими голубыми глазами» , которые смотрели доверчиво и добродушно на своего старшего товарища. В какой-то момент Челкаш, глядя на Гаврилу, напоминавшего молодого телка, чувствует себя хозяином жизни парня, попавшего в его «волчьи лапы» , но при этом он испытывает и отеческое чувство, так как вспоминает о своем деревенском прошлом.

Раскрыть характеры героев помогает композиция рассказа . Произведение состоит из пролога и трех глав. Во вступительной части очень ярко представлено место действия – порт, в описании которого используется звукопись – «оглушительная музыка трудового дня» . Однако при этом люди на фоне созданных ими «железных колоссов» выглядят ничтожно и жалко, потому что «созданное ими поработило и обезличило их» .

Читатель понимает, почему Челкаш не работает в порту – его не устраивает жалкая доля грузчика, который может заработать только несколько фунтов хлеба для своего желудка. Он становится контрабандистом, и ему время от времени нужен помощник, в качестве которого он и приглашает Гаврилу. Хотя тот до смерти пугается «дела» , участником которого становится, за «пятитку» рублей он готов «загубить душу» , зато сделаться на всю жизнь человеком, так как у него появятся деньги, а значит, и свобода.

Для вора-контрабандиста свобода измеряется другими понятиями. Например, в море он чувствует себя по-настоящему свободным: «На море в нем всегда поднималось широкое, теплое чувство» , которое очищало душу «от житейской скверны» . Пейзаж моря , данный в живописно-романтической манере, характерной для всех неоромантических рассказов Горького, помогает показать положительные качества Челкаша и этот же пейзаж ярче оттеняет ничтожество Гаврилы.

Узнав о криминальной стороне предложенного вором заработка, он пугается до смерти и готов бежать от этого «душегуба» , но потом деревенский парень, не искушенный в подобных делах, становится жадным, увидев множество разноцветных бумажек в руках своего напарника. Для Челкаша же это действительно бумажки, которые он быстро истратит.

Сначала симпатии читателя явно на стороне деревенского парня, чистого и открытого, слегка наивного и честного, то уже ближе к концу рассказа каждому становится ясно, что из себя представляет Гаврила на самом деле. Ради наживы он готов пойти на унижение, на преступление, даже на убийство – ведь ради всех денег, которые Гаврила видит в руках вора, он решается его убить. Однако выживший после сильного удара по голове Челкаш испытывает отвращение к неудавшемуся убийце: «Гнус!... И блудить-то не умеешь!»

В финале автор разводит героев окончательно: Челкаш отдал все деньги своему «партнеру» и ушел с разбитой головой, а Гаврила, испытав облегчение от того, что все-таки не стал убийцей, спрятал за пазуху деньги и широкими, твердыми шагами пошел в другую сторону.

  • «Детство», краткое содержание по главам повести Максима Горького
  • «На дне», анализ драмы Максима Горького

Этот рассказ посвящен теме босячества.

Босяки - особая категория людей, которая попадает на «дно» жизни. Эти люди сами выбирают свой образ жизни - свободу, об одной истории из жизни босяка и повествует это произведе­ние (автор называет её маленькой драмой). Главные герои - Челкаш и деревенский парен Гаврила, но рассказ назван «Чел­каш», так автор выделяет босяка на фоне благополучного дере­венского парня, философия жизни свободного вора выше, чем у «жадного раба».

Противопоставление двух героев заключается в следующем: Челкаш внутренне свободен, Гаврила - раб в своей душе, он раб денег, достатка, благополучия. Это «рабство» толкает его даже на убийство - он готов на всё ради денег.

Челкаш - вор, это плохо, но он обладает широкой душой, свободным взглядом на мир. Это Гаврила думает, что Челкаш «ненужный на земле» человек. Челкаш же не судит о ненужно­сти человеческой, живет так, как умеет.

Рабское и свободное отношение к миру - вот основа их про­тивостояния.

    Мировоззренческая позиция Максима Горького на протяжении всей жизни писателя тяготела к революционному романтизму, предполагающему необходимость и неизбежность исправления мирового порядка путем внешнего воздействия. Общеизвестно, что Горький являлся...

    МАКСИМ ГОРЬКИЙ В РАССКАЗЕ «ЧЕЛКАШ» РАСКРЫВАЕТ ПЕРЕД НАМИ ДВА, С ОДНОЙ СТОРОНЫ, ВЕСЬМА ПОХОЖИХ, С ДРУГОЙ СТОРОНЫ, РАЗЛИЧНЫХ ОБРАЗА. ОБРАТИМСЯ К КАЖДОМУ ИЗ НИХ И ПОПРОБУЕМ НАЙТИ, В ЧЁМ ЖЕ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ РАЗЛИЧИЕ. ГРИШКА ЧЕЛКАШ - ЗАЯДЛЫЙ ПЬЯНИЦА, ЛОВКИЙ...

    «Челкаш» - ранний рассказ Горького, один из цикла рассказов о людях из народа, которые несут в себе высокие этические качества. Основной пафос - утверждение высоких творческих возможностей человека из народа. По определению самого автора, «Челкаш» -...

    Основной чертой творчества Максима Горького является разоблачение буржуазной морали и индивидуализма. В его произведениях воспевается героический подвиг во имя свободы и счастья. Он реализовывает мысль о человеке-деятеле, борце, герое. Его произведения...

    Горький не только показал жертв несправедливого общественного строя, но глубоко проник в их психологию, раскрыл индивидуальное своеобразие личности каждого, даже самого забитого человека. Тяжесть жизни и борьба за существование уродуют психику людей,...