Скорее, не отдельных экспонатов, а их видов. Например, греческие расписные вазы,картины Рубенса,Рембрандта, Матисса, Пикассо,Тициана, Ван Дейка, Боттичелли, Леонардо да Винчи, монеты, медали.

    Эрмитаж - художественный и культурно-исторический музей России. Находится он в Санкт-Петербурге.

    Считается одним из значительных и крупнейших музеев не только России, но и всего мира.

    Эрмитаж - сложный музейный комплекс.

    Коль уж человек по той или иной причине попал в Эрмитаж, ему следует посмотреть на следующее:

    Наверное, нет ни одного человека, не музейного работника, кто признался бы, что он изучил все экспонаты Эрмитажа. Ученые подсчитали, что если остановится у каждого экспоната и внимательно изучить его, то уйдет 8 лет! Тут уж как в песне: Жизни не жалко.

    Одним из самых интересных экспонатов являются часы -павлин, которые князь Потемкин подарил Екатерине 2.

    Во-вторых, это Черный квадрат Малевича 1932 года. Говорят, что каждый человек открывает в этой картине свой оттенок черного. Да уж, пятьдесят тысяч оттенков черного.

    В-третьих, это Египетский зал на 1 этаже.

    В четвертых это прекрасные истинные картины Рафаэля, Пикассо, Да Винчи,

    В пятых это скульптуры.

    В шестых, это женщины-призраки, которые, по словам очевидцев появляются в окнах.

    В седьмых, это кошки Эрмитажа -сотни кошек живут в музее.

    В восьмых это окна, балконы и виды с них.

    В девятых, это Иорданская лестница в северо-восточной части Зимнего дворца.

    И в десятых - лично для меня, хотя не многие обращают внимание на потолок - это поистине императорские люстры Эрмитажа!

    Эрмитаж - это не только один из самых больших культурных, художественных и исторических музеев нашей страны, но и Европы и даже мира.

    Этот замечательней музей является культурным центром, где собраны лучшие экспонаты. Эрмитаж стоит посетить хотя бы раз в жизни, чтобы получить эстетическое удовольствие и употребить эти культурные яства со всего мира собранные воедино.

    Чтобы посмотреть хотя бы треть экспонатов, нужно приходить в Эрмитаж ни раз и ни два.

    Гостю этого прекрасного культурного центра советую обязательно посмотреть следующие 10 экспонатов:

    1). Иорданская Лестница:

    2). Пазырыкский курган:

    3). Галерея портретов императорской династии Романовых:

    4). Фрески из буддистских пещерных и наземных храмов:

    5). Павильонный зал:

    6). Мадонны Леонардо да Винчи:

    7). Зал Рембрандта:

    8). Теребеневская (Парадная) лестница и портик с атлантами:

    9). Лоджии Рафаэля:

    10). Рембрандт Данная:

    Эрмитаж представляет собой очень крупный музей мирового формата. И это неудивительно ведь он содержит в себе больше трх миллионов экспонатов, на которые можно восторженно и изумлнно посмотреть. Но дело в том, как вы понимаете, все три миллиона экспонатов невозможно посмотреть, особенно если вы проездом или просто на отдыхе. Так вот среди десяти основных я бы выделила для просмотра следующие:

  • Леонардо да Винчи Мадонна Лита

    Джорджоне Юдифь

    Матисс Танец

    Зимний Дворец

    Рыцарский зал. Доспехи.

    Рембрандт Даная

    Часы Павлин

    Портик Нового Эрмитажа. Атланты.

    Петровский зал.

    Главная лестница Зимнего дворца

    Государственный Эрмитаж является одним из крупнейших мировых музеев. Его выставки и экспозиции насчитывают более трех миллионов экспонатов. Как же тут не заблудиться и не пропустить самое важное? Если говорить о десяти самых известных из них, то я бы начала с:

    • Пикассо, Портрет Солера . Это картина является одной из самых известных, относится к голубому периоду мастера, картина - воплощение одиночества, по эмоциональности ей немного найдется равных.
    • Микеланджело, Скорчившийся мальчик - скульптура, шедевр эпохи Возрождения.
    • Рогир ван дер Вейден, Св. Лука, рисующий Мадонну - эта картина бельгийского художника первоначально была разделена на две - одна половина принадлежала Николаю I, вторая - Александру III. Даже сейчас, если внимательно присмотреться, виден небольшой след от стыковки.
    • Рембрандт, Портрет старика в красном - одна из самых мощных и реалистичных картин Рембрандта.
    • Статуи Атлантов перед входом в Новый Эрмитаж. Величественные статуи - один из символов Петербурга.
    • Зал Леонардо да Винчи - здесь выставлено две замечательные картины художника - Мадонна Бенуа и Мадонна Литта.
    • Голова Афины - существует много скульптур Афины, но голова Афины, хранящаяся в Эрмитаже, - самая завораживающая. Мрамор безукоризненно передает ее смелый и мудрый взгляд, сохранивший свою яркость со дня создания.
    • Рыцарский зал . Посетители Рыцарского зала имеют возможность ознакомится с оружием и броней, созданными в 15-17 веках.
    • Иорданская лестница - мраморная лестница украшена скульптурами и орнаментами, позолотой. Благодаря своей красоте, она является одним из самых часто фотографируемых достопримечательностей музей.

    На десятое место я поставлю свою любимую экспозицию в Эрмитаже:

    • Зал Огюста Родена . Заглядываю в него всегда, при любом посещении.
  • Для осмотра всех экспонатов Эрмитажа может потребоваться много лет.Но есть такие экспонаты,которые нужно посмотреть в первую очередь.Неразгаданная загадка это гробница Гомера.Это предмет,за которым гонялись все авантюристы мира.Нужно посмотреть ее несомненно.

    Посмотреть нужно в египетском обязательно древнейший египетский памятник,это статую богини войны и воздаяния Мут-Сохмет,которая является гневной богиней.

    Кланяющийся Петр-это восковая персона Петра, над которой трудились отечественные и европейские мастера после того,как он умер.

    Картину Черный квадрат Малевича,которая датирована 1932 годом можно тоже увидеть в Эрмитаже.

    Вероятно изначально нужно посмотреть сам Зимний Дворец,он тоже является экспонатом.

    Обязательно нужно заглянуть в Малахитовую комнату.Посмотрите в любом случае полотна импрессионистов-работы Пабло Пикассо,интересна будет и экскурсия по покоям царя.

Самому главному музею России - Эрмитажу - уже более 250 лет. Это крупнейший музей нашей страны. Мы собрали самые интересные факты, которые, вероятно, многим неизвестны.

Когда-то попасть в Эрмитаж не мог даже Пушкин

Эрмитаж появился как частная коллекция Екатерины Великой: императрица приобрела собрание из 317 ценных картин за 183 тысячи талеров. Полотна разместили в уединенных залах дворца, кстати, отсюда и название: с французского «эрмитаж» означает место уединения, приют отшельника. Это собрание постепенно пополнялось новыми экземплярами, однако посетить залы мог далеко не каждый. Так, Александру Пушкину удалось посмотреть коллекцию только после просьб Василия Жуковского, влияние которого при дворе было достаточно сильным.

Открыл же Эрмитаж для посетителей Николай I в 1852 году, а к 1880 году музей ежегодно посещали уже 50 тысяч человек. Сам император любил гулять по музею в полном одиночестве: в этот момент к нему было запрещено обращаться по бытовым вопросам.

В Эрмитаже работают коты

Впервые коты в Зимнем дворце появились при Елизавете Петровне: она издала «Указ о высылке ко двору котов». Это случилось после того, как дворец стал подвергаться нападкам крыс, которые портили стены. Ну а Екатерина II подарила животным официальный статус - «охранники картинных галерей».

Сегодня в музее живут около 70 котов, и их часто называют «внештатными сотрудниками». У них есть свой паспорт, а гулять им можно везде, кроме выставочных залов. И коты - настоящая легенда музея, им шлют подарки, о них снимают фильмы (как шутят работники Эрмитажа, чаще, чем про Рембрандта) и пишут статьи. А американка Мэри Эн Эллин, которая посетила музей с внучкой, даже написала книгу для детей, посвященную эрмитажным котам.

В Эрмитаже есть никому не известные шедевры

Эрмитаж часто представляет публике ранее неизвестные работы художников. А иногда настолько неизвестные, что об их нахождении в стенах музея не знают даже сами сотрудники. Так, в 1960-х годах картину нидерландского художника совершенно случайно нашел голландский искусствовед. Сотрудники музея пригласили его выпить чай в подсобку, и под шкафом он увидел какой-то лист. Когда находку достали, оказалось, что это картина «Вакх, Церера, Венера и Купидон», принадлежащая перу Хендрика Гольциуса. А полотно приобрела Екатерина II еще в 1772 году. Картину отправили на реставрацию, после чего она заняла свое почетное место в экспозиции. Говорят, что теперь каждый сотрудник музея мечтает найти шедевр и внимательно осматривает все уголки Эрмитажа.

В начале XX века в Эрмитаже была коллекция автомобилей


Мало кто знает, но Николай II коллекционировал автомобили. Первую машину он приобрел в 1905 году, а уже через шесть лет их насчитывалось около 50 марок. Для этого между Зимним дворцом и Малым Эрмитажем построили специальный гараж.

Здесь стояли автомобили Mercedes, Delaunay-Belleville, Rolls-Royce, Brasier, Peugeot, Renault, а также российские «Руссо-Балт» и «Лесснер». В гараже было все необходимое: автомойка, бензоколонка и даже целая система парового отопления (чтобы избежать коррозии). К сожалению, большевикам тоже нравились автомобили, и при разграблении Эрмитажа в 1917 году вся коллекция Николая II бесследно исчезла.

В Эрмитаже видели привидения

Мистические истории об Эрмитаже, его призраках и оживших экспонатах - это целый пласт мифологии Санкт-Петербурга, заслуживающий отдельной истории. Но самая известная из них - легенда о Петре I. Говорят, что восковая фигура императора встает, кланяется посетителям и указывает на дверь. Кстати, в кукле и правда есть шарниры, которые позволяют ее посадить в кресло или поставить, видимо, отсюда и растут ноги у легенды.

Но есть истории и страшнее: например, про египетскую богиню Сехмет с львиной головой. Ее скульптура стоит в зале Древнего Египта. Согласно мифам, богиня войны и палящего солнца Сехмет была очень кровожадной. Говорят, что иногда в полнолуние на коленях скульптуры появляется лужа крови, которая позже исчезает.

Чтобы посмотреть все экспонаты Эрмитажа, нужно 11 лет


Эрмитаж не только один из самых популярных музеев России, но и мира. Каждый год его посещают более 5 миллионов человек, а количество экспонатов давно перевалило за три миллиона. Коллекции размещены в пяти зданиях, и нужно преодолеть 24 километра, чтобы хотя бы пройти мимо всех экспонатов. Ну а если возле каждого произведения искусства стоять хотя бы минуту, то понадобится 11 лет. И это при условии, что нужно проводить в музее ежедневно по 8-10 часов.

Огромный интерес и художественную ценность Эрмитажа представляют его собрания картин. Не зря музей называют храмом искусства. По его залам можно ходить немеряное количество времени и, все равно, за много лет всего не осмотреть. Но есть здесь истинные жемчужины, требующие созерцания в первую очередь, - признанные мировые шедевры великих мастеров всех времён и народов.

Леонардо да Винчи

Сейчас в мире осталось 14 картин, написанных непревзойденным мастером Леонардо да Винчи. В Эрмитаже выставлены две его Мадонны: "Мадонна Бенуа" и "Мадонна Литта". Вторая из них считается самым лиричным изображением Богоматери, которое когда-либо изображали на холсте. Мастеру удалось передать женскую нежность, материнскую любовь, которую любящая мать испытывает к своему малышу. В 1864 году полотно было куплено у владельца Миланской картиной галереи графа Литта. Это сокровище Эрмитажа.

Тициан

Творчество Тициана представлено в Эрмитаже восемью произведениями, среди них "Кающаяся Мария Магдалина". Первую версию картины художник написал по заказу в 1560 году, но она произвела такое впечатление на современников, что Тициану пришлось написать еще три варианта, в каждом из которых менялся задний план, положение рук и головы героини. Хранящийся в Эрмитаже вариант считается наиболее совершенным. На полотне изображена земная женщина, на чью долю выпало немало душеных мук. Ее глаза полны слез, а взгляд полон раскаяния. В 1850 году Николай Первый приобрел ее и еще несколько картин для музейной коллекции.

Эль Греко

Работы испанских мастеров представлены более чем ста шестидесятью картинами. Это собрание является самым большим за пределами Испании. Одна из картин Эль Греко - "Апостолы Петр и Павел". Это полотно, написанное в 1592 году, по разным причинам было предано забвению почти три столетия. Она наполнена тайным смыслом и загадочными символами, о которых спорят специалисты. Портрет был выполнен в столь тонкой технике, что даже с помощью рентгенографа трудно найти однозначные ответы. Одно бесспорно, образу апостола Павла художник придал собственные черты.

Рембрандт

Этому художнику посвящен целый зал. Каждое из полотен, представленных на всеобщее обозрение, привлекает и завораживает. В числе самых знаменитых шедевров значится "Даная". Сюжет этой картины – явление Зевса в виде струй золотого дождя к девушке, заточенной в подземелье. Его можно увидеть в творчестве многих художников, в том числе и Тициана.

Холст на протяжении длительного времени приводил в замешательство искусствоведов, потому что на нем ярко прослеживались два стиля исполнения. Лишь когда в распоряжении экспертов оказался рентгенограф, стало все ясно. Изначально мастер изобразил свою жену - Саскию, которая позировала ему для многих работ. Рядом с героиней находился смеющийся ангел, и на нее проливался золотой дождь. Но после смерти супруги, Рембрандт изменил лицо девушки на портрете, придав ему черты своей новой спутницы.

Видимо скорбь художника по почившей супруге была очень сильна. На полотне появилась старуха служанка, а выражение лица ангела стало страдальческим. Несмотря на то, что Даная не вписывается в современные каноны красоты, она считается воплощением женственности и чувственности.

Ужасная история случилось в прошлом веке с "Данаей". Субботним июньским днем 1985 года мужчина из экскурсионной группы узнал от гида, что "Даная" является одной из самых ценных картин Эрмитажа. Недолго думая, он облил полотно серной кислотой и дважды ударил по нему ножом. Казалось, что бесценный шедевр был утрачен навсегда, ведь было практически разрушено около 30% картины. Но благодаря кропотливому труду реставраторов, ее удалось восстановить. На это ушло 12 лет. Сейчас картина снова выставлена в экспозиции и радует посетителей, но она огорожена бронированным стеклом.

Еще один шедевр Рембрандта, мимо которого невозможно пройти – это "Возвращение блудного сына". Это одна из последних работ художника. Он трудился над ее созданием почти тридцать лет. Известный библейский сюжет на полотне вызывает множество споров среди искусствоведов, один из которых касается вопроса: кто и что является фоном картины. Некоторые исследователи считают, что едва уловимые в темноте фигуры – сам блудный сын до того, как он покинул отчий дом, и после его возвращения. Но эта версия не единственная.

Караваджо

В Эрмитаже представлена всего одна работа Караваджо "Юноша с лютней". Некоторые исследователи полагают, что имеют дело с копией оригинала. Много лет произведение выставлялось как "Лютнистка". Тщательно исследовав произведение и биографические сведения, подтвердилась оригинальность, а значит, на ней реально изображен юноша, а прототипом послужил друг художника - Марио Миннити. Шедевр является в числе первых, выполненных в технике направленного освещения. Для создания такого эффекта и точной передачи, художник усаживал натурщиков в темном подвале и под падающий луч света, проникающий с единственного небольшого окна помещения.

Томас Гейнсборо

В нашей стране есть лишь одно полотно, принадлежащее кисти английского художника Томаса Гейнсборо, и оно выставлено в Эрмитаже. Речь идёт о "Даме в голубом". На нем запечатлена герцогиня Елизавета де Бофор. Здесь она - сама женственность и изящество. Тем удивительнее, что ее мать слыла ярой активисткой британского движения "синий чулок". Данная работа – один из лучших портретов эпохи барокко. Художнику удалось передать утонченную красоту девушки, ее изысканные черты и грациозность. В музейную сокровищницу она попала в 1912 году из коллекции егермейстера Хитрово.

Ренуар

В Эрмитаже выставлено несколько полотен, принадлежащих кисти Ренуара. Одна из них - "Портрет актрисы Жанны Самари". Произведение наполнено светом, лучезарные оттенки и переходы вызывают неподдельное восхищение. Однако история шедевра драматична. Едва написанная картина чуть не была потеряна. Ренуар писал ее для выставки, и, зная, что краски не просохли, не стал покрывать лаком. Но служащий галереи, перевозивший картину решил, что у художника просто не хватило средств, и самовольно покрыл ее лаком. Краски потекли. Картину невозможно было восстановить. Художнику пришлось снова браться за кисти и повторить свое гениальное творение.

Анри Матисс

Эрмитаж обладает большой коллекцией произведений Матисса, состоящей из 37 работ. Они попали сюда из частного собрания коллекционера Сергея Щукина. Он скупал картины непопулярных тогда художников, спасая первых от сожжения, а последних от голодной смерти. Щукина называли "собирателем хлама" и "несведущим в искусстве человеком". После революции коллекция была национализирована и передана в Эрмитаж.

Время все расставило по своим местам. Жаль, что сегодня нет в живых в тех, кто столь нелестно отзывался об истинном ценителе прекрасного и вечного. Московский купец Сергей Иванович Щукин творил историю, коллекционируя произведения искусства. Впоследствии именно его собрание стало основой для экспозиции французской модернистской живописи в Эрмитаже и Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

Но вернемся к великому мастеру. Одна из самых его известных картин - "Танец". Исполнение в стиле “ню” и с использованием трех красок – синей, зеленой и оранжевой, создает атмосферу семейного тепла и одновременно радости бытия. Сейчас она признана величайшим образцом модернизма.

Вышеназванный коллекционер был восхищен данной работой 1909 года. Он заказал подобное творение у художника. И уже спустя год "Танец" украшал интерьер парадной лестницы особняка мецената. Вследствие национализации его картинной галереи советской властью, вторая авторская версия "Танца" оказалась в Эрмитаже. Первая же находится в Нью-Йорке.

Клод Моне

В Эрмитаже около 250 работ французских мастеров, творивших на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Среди них важное место занимают работы Клода Моне. Его произведение "Дама в саду Сент-Андресс" стала обложкой каталога работ этого художника, собранных по всему миру. Удивительным фактом всегда останется для потомков - умение художника тончайшим образом предавать свето-цветовую игру.

Еще один шедевр – "Мост Ватерлоо. Эффект тумана". Сюжет полотна открывается на расстоянии. Вблизи все тонет в одном фиолетовом фоне. Лишь с двухметровой дистанции через плотный туман просачиваются загадочные очертания каменного моста, по телу могут пробежать мурашки от ощущения свежести и движения воды.

Пикассо

Коллекция музея была бы неполной без работ великого мастера Пикассо. Музей располагает 31 произведением мастера, среди которых поражают всякое воображение такие картины, как "Танец с покрывалами", "Любительница абсента" и многие другие. Несмотря на то, что образы в работах Пикассо облечены в формы “скульптурности” и несколько “примитивизированны”, они обладают магией. Как описывают эксперты, труды художники относятся к архаичному искусству, поэтому являются бесценными шедеврами.

Малевич

Одна из самых известных в мире работ русского авангардизма принадлежит Казимиру Малевичу. Знаменитый "Черный квадрат" с момента своего появления является источником непрекращающихся споров и полемических рассуждений среди художественной элиты и обычных зрителей. Сегодня можно смело заявить, что налицо – явный супрематизм.

Данное направление было основано в авангардистском искусстве как разновидность абстракционизма в 1910-х годах и самим Малевичем. Для выражения идей используются простейшие геометрические формы и очертания. Сочетание разных красок и фигур под воздействием внутреннего движения образует уравновешенные композиции.

Своей работой Малевич дал толчок формированию и развитию нового направления не только в художественном, но и дизайнерском искусстве.

Кандинский

Еще ярчайшим представителем русского авангардизма и одним из основоположников абстракционизма, полотна которого выставлены в самых известных музеях мира, является русский живописец - Василий Васильевич Кандинский. В Эрмитаже отдельный зал посвящен творчеству этого художника. Его "Композиция VI" привлекает яркими красками и размашистыми мазками. Картина как нельзя лучше предает атмосферу начала прошлого века, когда в стране и в мире происходили глобальные перемены.

Это не просто музей - это сокровищница мирового искусства. Здесь каждая картина - шедевр, каждый художник - гений, каждое полотно - загадка.

Сочинение на тему «Вдохновляющий Эрмитаж»

Свое знакомство с Эрмитажем я начал в школе. Меня очень заинтересовал рассказ учителя о Санкт-Петербурге. Мы «путешествовали» по городу, узнавали новые места. Учитель стал рассказывать о художественной галереи в Санкт-Петербурге. Я впервые услышал и узнал о Эрмитаже. Так много произведений искусства храниться в нем. Я и представить не мог, что музейный комплекс такой большой и состоит из 5 зданий. Собирать коллекцию начала еще Екатерина II, за урок мы ознакомились только с некоторыми экспонатами из всей коллекции. У меня появилось огромное желание посетить Санкт – Петербург, и обязательно побывать в Эрмитаже. Я думал, что в Эрмитаже выставлены только картины, но я ошибся. Нам показали множество скульптур. Некоторые сохранились с каменного века, например, древние статуи женщин – «Венеры». Мне запомнилась коллекция украшений, вазы древних греков. Все эти произведения сохранились до нашего времени в своем первоначальном виде.

Учитель представил нам, Эрмитаж полон шедевров разных художников. Радуют глаз шедевры разных стилей. Мне запомнилась картины Ван Гога. Они напоминают мне детские рисунки нарисованные цветными карандашами. Даже самому захотелось нарисовать что – нибудь подобное.

Шедевры Эрмитаже, и сам Эрмитаж, я видел только на картинках, у меня появилось желание самому побывать и увидеть своими глазами всю красоту и величие Эрмитажа. Окунуться в эту сказочную атмосферу.

Моя мечта осуществилась! Прошлым летом я с родителями побывал в Санкт-Петербурге и посетил Эрмитаж. Я был поражен красотой увиденного. Наверное, лучшее здания я еще не видел. Первое, на что я обратил внимание- это большая, красивая лестница, даже жалко было наступать на ступеньки. Я восхищен был увидев потолки, мне показалось, что это огромные картины повисли в воздухе.

На первом этаже я обнаружил коллекции древнего Египта и древней Греции. Те экспонаты о которых с интересом рассказывал учитель. Я поражен/ удивлен мумией, я не мог предположить, что она так сохранилась с древних времен.

Большое впечатление на меня произвел Рыцарский зал. Мне захотелось остаться здесь навсегда и примерить все эти доспехи. В мое воображении предстали средневековые рыцари, на конях в разных доспехах, с саблями, мечами, участвующие в сражениях.

Эрмитаж полон шедевров разных художников. Учитель показывал картины, но видеть их наяву, значит почувствовать то, что хотел сказать художник, «окунуться» в картину, быть участником этой картины, и даже «сохудожником».

Но больше всего нас поразил Павильонный зал, мы замерли от восторга у часов «Павлин». Мне не верилось, что такая красота и изящество- дело рук человека. Нам повезло: мы стали свидетелями запуска часов. Я смотрел с восхищением и замиранием сердца. В застекленной клетке расположены дуб и несколько фигур птиц и белок. В центре находиться павлин, который поворачивается, распуская пышный хвост. Сова вертела головой и хлопала глазами, петух кукарекал.

Я думаю, что часы «Павлин» являются шедевром человеческого творчества.

Также в Эрмитаже мы увидели много скульптур, бюстов, которые нельзя обойти своим вниманием.

В зале Древнего Рима мы познакомились со скульптурами, которые относятся к веку становления и расцвета Рима. Среди всех скульптур выделилась своим размером статуя Юпитера. Я был поражен масштабами статуи. Юпитер восседал на троне. Возле его ног - орел. В одной руке – скипетр – знак власти; в другой – фигура богини победы Виктории. Торжественная, величественная статуя создает впечатление силы, величия.

Еще от учителя я узнал, что в Эрмитаже есть Золотая и Бриллиантовая кладовые. Но к сожалению, посетить их и узнать что в них хранится мне не удалось. И самым удивительным фактом для меня была история о том, что в Эрмитаже есть праздник «День эрмитажного кота». Этот праздник посвящен котам, которые есть даже в Эрмитаже. Они «охраняют» коллекцию, которая хранится на чердаке. Мне бы хотелось побывать на этом празднике «День эрмитажного кота», но мы посетили Эрмитаж не в этот день.

В этот день мы не смогли обойти и половины Эрмитажа, но посещения музея оставило неизгладимое впечатление: я увидел интересные экспонаты, открыл для себя много нового. Мне говорили, если остановиться у каждого экспоната хотя бы на одну минуту, то на это уйдет 8 лет! Я не мог предположить, что на просмотр может уйти так много времени.

Если у меня появится возможность побывать в Санкт – Петербурге, то я обязательно посещу этот удивительный, восхитительный и такой красивый музейный комплекс.

О шедеврах Эрмитажа есть множество книг, статей, но увидеть их своими глазами – это впечатление, которое ни с чем не сравниться.

Входит в «высшую лигу» мировых музейных сокровищниц. В его коллекции - три миллиона экспонатов, а великолепное собрание, начатое еще Екатериной Великой, пополняется по сей день. Предлагаем короткий тур по Эрмитажу - и 10 картин, которые обязательно нужно посмотреть.

Леонардо да Винчи. Мадонна с Младенцем (Мадонна Бенуа)

Италия, 1478–1480 годы

Второе название происходит по фамилии владельцев картины. При каких обстоятельствах произведение великого Леонардо попало в Россию, до сих пор неизвестно. Существует легенда, что семейство Бенуа купило ее у бродячего цирка. Шедевр достался Марии Сапожниковой (после замужества - Бенуа) в наследство от отца. В 1914 году Эрмитаж приобрел у нее эту картину. Правда, после революции, в тяжелые 1920–30-е годы, правительство СССР чуть не продало ее министру финансов США, страстному коллекционеру Эндрю Меллону. Искусствоведам, выступавшим против этой продажи, повезло: сделка сорвалась.

Рафаэль. Мадонна с Младенцем (Мадонна Конестабиле)

Италия, около 1504 года

«Мадонна с Младенцем» - одно из ранних произведений Рафаэля. Александр II приобрел эту картину в Италии у графа Конестабиле для любимой жены Марии Александровны. В 1870 году этот подарок обошелся императору в 310 тысяч франков. Продажа работы Рафаэля возмутила местную общественность, однако у итальянского правительства не было средств, чтобы выкупить картину у владельца. Собственность императрицы сразу же была выставлена в здании Эрмитажа.

Тициан. Даная

Италия, около 1554 года

Полотно Тициана Екатерина II приобрела в 1772 году. Картина написана по мотивам мифа, в котором царю Акрисию предсказали, что он умрет от руки собственного внука, и чтобы избежать этого, он заточил свою дочь Данаю в темницу. Однако находчивый бог Зевс все же проник к ней в виде золотистого проливного дождя, после чего Даная родила сына Персея.

Екатерина II была просвещенным монархом, обладала прекрасным вкусом и отлично понимала, что именно надо приобретать для своей коллекции. В Эрмитаже есть еще несколько картин с подобным сюжетом. Например, «Даная» Фервилта и «Даная» Рембрандта.

Эль Греко (Доменикос Теотокопулос). Апостолы Петр и Павел

Испания, между 1587–1592 годом

Картину подарил музею в 1911 году Петр Дурново. За несколько лет до этого Дурново показывал ее на выставке императорского общества поощрения художеств. Тогда об Эль Греко, которого считали весьма посредственным художником, заговорили как о гении. В этом полотне живописец, который всегда был далек от европейского академизма, оказался особенно близок византийской иконописной традиции. Он постарался передать духовный мир и характеры апостолов. Павел (в красном) напорист, решителен и уверен в себе, а Петр, напротив, - сомневающийся и колеблющийся… Считается, что в образе Павла Эль Греко запечатлел самого себя. Но исследователи об этом до сих пор спорят.

Караваджо. Юноша с лютней

Италия, 1595–1596 годы

Караваджо - известный мастер барокко, перевернувший своим «погребным» светом сознание нескольких поколений европейских художников. В России хранится лишь одна его работа, которую художник написал еще в юные годы. Для картин Караваджо характерна некая драма, есть она и в «Лютнисте». В нотной тетради, изображенной на столе, записана популярная в то время мелодия мадригала Якова Аркадельта «Вы знаете, что я вас люблю». А треснувшая лютня в руках юноши - символ несчастной любви. Полотно приобрел Александр I в 1808 году.

Питер Пауль Рубенс. Портрет камеристки инфанты Изабеллы

Фландрия, середина 1620-х годов

Несмотря на название, считается, что это портрет дочери художника - Клары Серены, умершей в 12 лет. Картина создана уже после смерти девушки. Художник тонко выписал и пушистые волосы, и нежную кожу лица, и задумчивый взор, от которого невозможно отвести глаза. Перед зрителем возникает одухотворенный и поэтический образ.

Картину в коллекцию Эрмитажа приобрела Екатерина II в 1772 году.

Рембрандт ван Рейн. Возвращение блудного сына

Голландия, около 1668 года

Одну из самых известных и узнаваемых картин Рембрандта Екатерина II купила в 1766 году. Евангельская притча о блудном сыне волновала художника на протяжении всей его жизни: первые рисунки и офорты на этот сюжет он создал еще в 1630–40-е годы, а за написание картины взялся в 1660-е. Полотно Рембрандта стало вдохновением и для других творческих личностей. Композитор-авангардист Бенджамин Бриттен под впечатлением от этой работы написал оперу. А режиссер Андрей Тарковский процитировал «Возвращение блудного сына» в одной из заключительных сцен «Соляриса» .

Эдгар Дега. Площадь Согласия (Виконт Лепик с дочерьми, переходящий площадь Согласия)

Франция, 1875 год

Картина «Площадь Согласия» была перевезена в Россию после Второй мировой войны из Берлина - там она хранилась в частном собрании. Полотно интересно тем, что, с одной стороны, это портрет, а с другой - типичная для импрессионистов жанровая зарисовка из жизни города. Дега изобразил своего близкого друга, аристократа Людовика Лепика, вместе с двумя дочерьми. Многофигурный портрет до сих пор хранит в себе немало загадок. Неизвестно, когда и при каких обстоятельствах картина была создана. Искусствоведы предполагают, что работа была написана в 1876 году и не на заказ. Другой подобной картины ни до, ни после художник не писал. Нуждаясь в деньгах, он продал все же полотно графу Лепику, и до конца XIX века о нем не знали. После падения Берлина в 1945 году шедевр в числе других «трофейных» произведений был отправлен в Советский Союз и оказался в Эрмитаже.

Анри Матисс. Танец

Франция, 1909–1910 годы

Картина была создана по заказу Сергея Щукина, известного русского коллекционера французской живописи XIX - начала XX века. Композиция написана на тему золотого века человечества, и потому на ней изображены не конкретные люди, а символические образы. Матисс вдохновлялся народными плясками , которые, как известно, хранят в себе ритуальность языческого действа. Неистовство древних вакханалий Матисс воплотил в сочетании чистых цветов - красного, синего и зеленого. Как символов Человека, Неба и Земли. Картина была передана в Эрмитаж из московского собрания Государственного музея нового западного искусства в 1948 году.

Василий Кандинский. Композиция VI

Германия, 1913 год

В Эрмитаже есть целый зал, посвященный творчеству Василия Кандинского . «Композиция VI» была создана в Мюнхене в мае 1913 года - за год до начала Первой мировой войны. Динамичная яркая картина написана свободными и размашистыми мазками. Первоначально Кандинский хотел назвать ее «Потоп»: в основу абстрактного полотна лег библейский сюжет. Однако позже художник отказался от этой идеи, чтобы название работы не мешало зрительскому восприятию. Полотно поступило в музей из Государственного музея нового западного искусства в 1948 году.

В материале использованы иллюстрации с официального сайта