Рождество Христово. Патриарх здравствует государя в Золотой палате.
Бухгольц Фёдор (Теодор Александр Фердинанд) Фёдорович (Густавович) (1857-1942).
Иллюстрация для журнала "Нива". Гравировал Шюблер


Елочный торг.
Генрих Матвеевич Манизер. Холст, масло.
Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля


Рождественский базар.
Бучкури Александр Алексеевич (1870 -1942). 1906 г.


Подготовительный рисунок к картине "Елочный торг". 1918
Кустодиев Борис Михайлович


Елочный торг.
Борис Михайлович Кустодиев. 1918 г. Холст, масло. 98x98.
Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко, Краснодар

Полотна на темы праздничного провинциального быта отличаются особой, только для Кустодиева характерной яркостью, многоцветностью и жизненной достоверностью мельчайших деталей. Народные праздники и гуляния нашли свое отражение во многих произведениях художника разных лет. Еще будучи учеником петербургской Академии художеств, Кустодиев темой своей дипломной работы выбрал картину на подобный сюжет. Он ездил по деревням, писал этюды – портреты крестьян, пейзажные зарисовки, жанровые сценки. К этой же теме относится и "Елочный торг" – произведение, созданное художником в 1918 году.

Воспевая быт и нравы русской провинции, Кустодиев удивительным образом сочетал живопись со словесным и музыкальным фольклором – с песней и сказкой. Внимательный, вдумчивый зритель не только видит, но и "слышит" работы художника. Написанная, скорее всего, по памяти, картина не имеет точного географического адреса – это Русь вообще, а не астраханский или костромской елочный базар. Действие на полотне происходит будто "в некотором царстве, в некотором государстве". Просторное небо и золоченые купола церкви над суетливым людским муравейником – кого только нет среди этой пестрой толпы! Реальное удивительным образом сочетается с фантастическим: красочная сказка, полная живых деталей, предстает перед нами. И художник, словно настоящий сказочник, подчеркивал все забавное, игрушечное, что есть в этом незамысловатом повествовании, пряча все серьезное, что может быть в нем скрыто. Елочный базар изображен художником как праздничное зрелище. Пространство картины напоминает сценическую площадку. Расположение фигур, на первый взгляд, дано хаотично: изображение можно продолжить и вправо, и влево. Незамкнутость композиции, ее своеобразная текучесть еще более усиливают это общее впечатление.

Большое место отведено в этой жанровой сценке пейзажу – сказочными кажутся церковные купола на фоне заснеженного неба, в нарядные зимние одежды убраны ели – главный предмет торга на ярмарке. Мазок кисти по холсту художник делал легко, гладко, даже как-то деликатно. Большое значение придавал Кустодиев линии, рисунку, игре цветовых пятен. Светотень в данном случае не имеет большого значения, свет становится весьма условным. Локальные цветовые пятна образуют гармоничное декоративное целое. Закрытое облаками небо не имеет глубины, купола церкви интенсивны по цвету, благодаря чему разница планов сводится почти на нет.

С одной стороны, Кустодиевым подмечены и перенесены на холст подлинные типажи русской провинции, передана реальная атмосфера предновогодней суеты и с другой – праздничный спектакль, костюмированное представление с красивыми декорациями разыгрывает перед нами сам художник. Радостное, ни с чем не сравнимое чувство наполненности жизнью и движением пронизывает полотно. Жизнь в этом произведении видна повсюду: хлопочут, радуются и суетятся люди, в небе рисует свои затейливые узоры снежная зима, и все это действо окутывают свежим хвойным ароматом ели-красавицы.

Мир на картине Кустодиева подобен волшебному фонарю с постоянно меняющимися картинками – можно бесконечно наблюдать за его разнообразной, такой простой, немудреной и вместе с тем полной глубокого смысла жизнью. Голубые и нежно-белые краски картины умиротворяют, радуют, словно убаюкивают, создавая нежную и поэтическую атмосферу ожидания чуда в преддверии праздника – вневременную, всегда современную. Они напоминают нам, вечно занятым и куда-то спешащим, что все в этом мире прекрасно, что жизнь удивительна уже потому, что она есть жизнь.

Из книги: Т. Кондратенко, Ю. Солодовников "Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко". Белый город, 2003.


За ёлками


Возвращение с рождественской ярмарки.
М.М. Гермашев (Бубелло). Открытка


Подготовка к Рождеству.
Сергей Васильевич Досекин (1869-1916). 1896 г.


Рождественская ёлка.
Корин Алексей Михайлович.1910 г.


Елка.
Николай Иванович Фешин (1881-1955). 1917 г.


Рождественская елка.
Александр Моравов. 1921 г.


Новогоднее угощение.
Великая княгиня Ольга Александровна Романова (сестра имп. Николая II). 1935 г.


День Рождества. В монастыре.
Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов. Иллюстрация в журнале "Нива"


Славильщики-городовые.
Соломаткин Леонид Иванович. 1867 г. Холст, масло


Славильщицы.
Соломаткин Леонид Иванович. 1868 г. Холст, масло.
Государственный Русский музей


Славильщики.
Соломаткин Леонид Иванович. Холст, масло.
Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник


Славильщики.
Соломаткин Леонид Иванович. Холст, масло.
Одесский художественный музей


Славильщики.
Соломаткин Леонид Иванович. 1872 г. Холст, масло. 40,3?51,5.
Ульяновский художественный музей


Городовые-христославы.
Соломаткин Леонид Иванович (1837-1883). 1872 г. Холст, масло.
Пермская государственная художественная галерея

Соломаткин Леонид Иванович (1837 - 1883) посещал классы Императорской Академии Художеств и получил малую серебряную медаль за картины «Именины дьячка» (1862) и «Славильщики-городовые» (1864), которых В. В. Стасов приветствовал как «чудесный свежий отпрыск федотовской школы». Последний сюжет впоследствии неоднократно был повторен, известно не менее 18 авторских реплик, хотя первый вариант не сохранился. Арт-каталог


В погребке на святочной неделе.
Соломаткин Леонид Иванович (1837–1883). 1878 г. Холст, масло. 26,5x21,5.
Художественная Галерея Фонда поколений Ханты-Мансийского автономного округа Югры
Поступление: 2003 г.

В картине «В погребке на святочной неделе» Соломаткин изображает своих любимых героев - бродячих музыкантов. Талант - это бремя или дар, счастье или проклятие? Талант - это судьба. Самого художника и его героев талант не сделал счастливыми, но они с достоинством выполняют свое предназначение. Музыканты, изображенные на картине, знавали лучшие дни. Виолончель, на которой играет старик, - это инструмент профессионала, позволяющий музыканту претендовать на некую избранность, свидетельствующий об определенном уровне жизни, оставшемся в прошлом. Старика сопровождает мальчик, подыгрывающий ему на дудочке. По-видимому, ради этого мальчонки, заботливо укрытого теплым платком, старику приходится бродить с тяжелым инструментом из кабачка в кабачок, зарабатывая на хлеб. В помещении стоит елка, украшенная игрушками, а на вешалке висят маски и маскарадные костюмы, придавая всему происходящему фантасмагорический оттенок. Художественная Галерея Фонда поколений ХМАО Югры


Христославы. (Дети старой деревни).
Федот Васильевич Сычков (1870 - 1958). 1935. Холст, масло. 63x83 см
Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи


Со звездой.
Репродукция с картины М.Гермашева, издана фирмой «Ришар», отпечатана в типографии товарищества «Р.Голике и А.Вильборг». Петроград, 1916 г.


Рождественская открытка по рисунку Бориса Зворыкина


Колядки в Малороссии.
Трутовский Константин Александрович (1826-1893). Не позднее 1864 г.
Русская живопись


Колядки.
Николай Корнилович Пименко. Втор. пол. 1880-х. Холст, масло. 170х130.
Донецкий областной художественный музей
museum-painting.dp.ua


Катание на святках.
Бучкури Александр Алексеевич (1870 -1942). Холст, масло.

07.01.2015

Светлых и радостных сюжетов в религиозной живописи встречается гораздо меньше, нежели трагических. Изобразительное искусство воздействует на зрителя острее и сильнее через трагедию, боль. Современному человеку, привыкшему к поверхностному восприятию, подобный диалог понятен и близок. Совсем другая история с сюжетами, требующими тихого созерцания, причастности к радости и глубокой осознанности. Рождество Христово – одна из таких тонких светлых тем, проникнутых надеждой и любовью.

Впервые Рождество Христово праздновали в Риме во второй четверти IV века. Древнейшую дошедшую до нас службу Рождества Христова ученые относят к V веку. Суть праздника воспринимается как утверждение истинности воплощения Бога Слова, пришедшего на Землю во плоти ради спасения человечества от рабства греха.

Немногочисленность письменных источников не повлияла на сложение крепкой художественной традиции этого сюжета. Евангелисты без подробностей освещают это торжественное событие. Апостол Матфей говорит: «Встав от сна, Иосиф поступил так, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою. И не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус» (Мф. 1, 24-25). Среди евангелистов лишь апостол Лука упоминает о ряде важных исторических обстоятельствах появления Святого семейства в Иерусалиме. Также художникам служили дополнительными источниками апокрифы и откровения.

Истоки иконографии Рождества Христова восходят к изображениям в катакомбах и на саркофагах. В них используются уже сложившиеся в античном искусстве типы изображения роженицы, пастухов, вола и осла, яслей. Довольно рано сцена рождества стала соединяться с композицией поклонения волхвов или пастухов. Замечательным примером служит роспись капеллы Скровеньи в Падуе художника Джотто ди Бондоне, 1305-1313 гг.

Джотто еще при жизни был признан величайшим явлением в области искусства. Он сумел на основе греческой и латинской художественных школах создать совершенно новый и современный стиль. Джотто писал композиции, в которых впервые появились осязаемое живописное пространство, объем, глубина и душевные переживания. В этой фреске художник сосредотачивается на созерцании материнской любви Марии. Монументальность, целостность фигур создает впечатление покоя, силы и духовной опоры. Хотя Джотто по своему обыкновению не изображает чувств своих героев на лицах, в движении Марии столько тепла, что зрителю легко понять и представить себе охватившие Ее переживания. Мария отдает младенца в руки Саломеи для омовения Христа. Сцена омовения, неизвестная в раннехристианском искусстве, связана с рассказом апокрифа - протоевангелия Иакова о повивальной бабе Саломее, не поверившей в девственное рождение, наказанной за то иссохшею рукою и исцелившейся прикосновением к Богомладенцу. Изображение Саломеи, купающей младенца Христа и помогающей ей служанки (или другой повитухи, которая именуется иногда Зеломией), обычно льющей воду в купель, еще раз акцентирует истинность пришествия Бога во плоти, свидетельствует о действительном Боговоплощении. В купании Младенца можно видеть прообраз таинства Крещения Господня.

Одно из самых удивительных произведений в плане передачи созерцательной любви Марии – картина Корреджо «Святая ночь» (1528-1530 гг., картинная галерея, Дрезден), на которой Мария качает Младенца на руках, не замечая всего происходящего вокруг Нее – летающих ангелов, Иосифа. Художники, изображающие Марию именно так, словно прорываются в великую тайну, о которой благоговейно молчат евангелисты – в сокровенный диалог Матери и Сына, за которым стоит тайна любви Бога к каждому из нас.

Эль Греко в сцене Рождества (1603-1605 гг., частная коллекция) оставляет только Младенца, Марию и Иосифа. Центром композиции является Эммануил, которого пеленает Мария. Ясли являются также прообразом смертного одра для тела умершего Господа, а младенческие пеленки - погребальных пелен. Иоанн Златоуст говорит, что ясли изображают Престол небесный, а скот - предстояние ангелов. Ближайшими ко Христу изображаются животные - вол и осел. Они не упоминаются в Евангелии, но толкователи этого сюжета, сходятся на том, что вол это символ рожденных в законе, Израиля, а осел - символ язычников. И между ними изображается божественный Младенец, освобождающий их из-под ярма: одних - из-под ярма закона, других - поклонения идолам. Одни суть тот избранный “остаток” ветхозаветной Церкви, который войдет в Церковь Нового Завета; другие - те, кому только открывается возможность истинного богопознания.

На русской почве из-за утери понимания первоначального смысла этого изображения вол и осел часто заменяются на обычных в сельском обиходе корову и лошадь. Эль Греко изображает вола на первом плане в характерной для меньеризма манере и ракурсе, позади Марии выглядывает голова осла. Здесь тема спасения и радости Рождества наполнена сознанием искупительной цели Боговоплощения.

Западноевропейское искусство XX века отходило от канонов во всем: колорит, композиция, плоскость, пространство и трактовка сюжета. Поиск истины в живописи приводил художников к архаичным, простым формам близким по воплощению сюжетов на саркофагах, то есть к истокам.

Поль Гоген посвятил себя размышлениям о подлинной природе человечества. Он исследовал первобытную натуру, освободившись от цивилизации. Результат его поисков оказался очень интересным, самобытным и выразительным. Однако в преобладании декоративной стороны живописи теряется ее тонкое психологическое прочтение. В картине «Дитя. Рождение таитянского Христа» (1896 г., Эрмитаж) выбрана необычная точка зрения, зритель становится сторонним наблюдателем, колорит и образы создают впечатление, что сюжет с одной стороны мистический, а с другой – слишком реалистичный и бытовой. В хлеву художник изображает домашний скот, а не символичных вола и осла. Мы не видим лица Младенца, но его поза напоминает о жертвенности. Гоген придавал огромное значение творческой фантазии художника.

В России в это же самое время художники так же искали новые художественно-выразительные средства. Однако наследие византийского искусства, классическое образование и глубокие традиции не позволяли таких дерзких воплощений. Роспись Владимирского собора в Киеве вызвала резонанс в обществе в конце XIX столетия. Созданные художниками образы отошли от каноничных, но остались глубоко духовными и возвышенными. В росписи алтарной стены южного придела на хорах Владимирского собора М.В.Нестеров соединяет сцену Рождества Христова (1890-1891 гг.) с Поклонением пастухов. Богоматерь и Иосиф стоят в пещере. Пещера упоминается в некоторых апокрифах. Гора, в которой мы обычно видим пещеру, традиционно ассоциируется с Марией, пещера же, в таком случае, может быть истолкована как Ее чрево. Пещера символизирует также падший мир, в котором воссияло “Солнце правды” Христос.

Пастухи, первыми из всех людей узнавшие о Рождестве Спасителя, - это простые, безыскусные души, “ничтожные мира сего”. Но Господь по Своем Пришествии возвысил образ пастуха, сказав о Себе “Я есмь Пастырь добрый”. Пастыри в изображениях Рождества выражают тот удивительный детский восторг, упоение чудом, на которые способны лишь “чистые сердцем” и “нищие духом”. Вверху мы видим в сегменте неба изображение звезды, из которого исходит луч. Часто внимание нескольких групп персонажей оказывается сосредоточенным на звезде: на нее указывают волхвы как на свою путеводительницу ко Христу, ей дивятся пастыри, вокруг нее славословят ангелы. Звезда, таким образом, определяет ось композиции, и луч, падающий на ясли Младенца, указывает главное чудо этого момента - Рождение “Сущего прежде век”, положение в ясли Необъятного, повитие пеленами Того, Кто покрывает небо облаками. Тонкие колористические оттенки, красота окружающей природы: хрупких травинок, перламутрового неба, изящных молодых деревьев, чистота растущих у пещеры цветов; хрупкий и полный любви образ Девы Марии, эмоциональное поклонение пастухов – все это позволяет зрителю сопереживать и быть причастным к таинству Рождества.

В этом же 1890 году мастер психологического портрета И.Е.Репин написал свой вариант Рождества (Государственная Третьяковская галерея). Центральными фигурами стали Младенец Христос и Мария, обнимающая его. И.Е.Репин наполняет картину эсхатологическим сознанием. Центральное положение в композициях Рождества Богоматери подчеркивает ее место и роль в устроении человеческого спасения. В доиконоборчеком искусстве она изображается либо сидящей у яслей, либо лежащей на одре. Сидящая у яслей Мария есть образ безболезненного рождения Христа, непостижимого девственного рождества Той, Которая “прежде Рождества Дева и в Рождестве Дева и по Рождестве Дева”.

Рождество Христово. Патриарх здравствует государя в Золотой палате.
Бухгольц Фёдор (Теодор Александр Фердинанд) Фёдорович (Густавович) (1857-1942).
Иллюстрация для журнала "Нива". Гравировал Шюблер


Елочный торг.
Генрих Матвеевич Манизер. Холст, масло.
Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля


Рождественский базар.
Бучкури Александр Алексеевич (1870 -1942). 1906 г.


Подготовительный рисунок к картине "Елочный торг". 1918
Кустодиев Борис Михайлович


Елочный торг.
Борис Михайлович Кустодиев. 1918 г. Холст, масло. 98x98.
Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко, Краснодар

Полотна на темы праздничного провинциального быта отличаются особой, только для Кустодиева характерной яркостью, многоцветностью и жизненной достоверностью мельчайших деталей. Народные праздники и гуляния нашли свое отражение во многих произведениях художника разных лет. Еще будучи учеником петербургской Академии художеств, Кустодиев темой своей дипломной работы выбрал картину на подобный сюжет. Он ездил по деревням, писал этюды – портреты крестьян, пейзажные зарисовки, жанровые сценки. К этой же теме относится и "Елочный торг" – произведение, созданное художником в 1918 году.

Воспевая быт и нравы русской провинции, Кустодиев удивительным образом сочетал живопись со словесным и музыкальным фольклором – с песней и сказкой. Внимательный, вдумчивый зритель не только видит, но и "слышит" работы художника. Написанная, скорее всего, по памяти, картина не имеет точного географического адреса – это Русь вообще, а не астраханский или костромской елочный базар. Действие на полотне происходит будто "в некотором царстве, в некотором государстве". Просторное небо и золоченые купола церкви над суетливым людским муравейником – кого только нет среди этой пестрой толпы! Реальное удивительным образом сочетается с фантастическим: красочная сказка, полная живых деталей, предстает перед нами. И художник, словно настоящий сказочник, подчеркивал все забавное, игрушечное, что есть в этом незамысловатом повествовании, пряча все серьезное, что может быть в нем скрыто. Елочный базар изображен художником как праздничное зрелище. Пространство картины напоминает сценическую площадку. Расположение фигур, на первый взгляд, дано хаотично: изображение можно продолжить и вправо, и влево. Незамкнутость композиции, ее своеобразная текучесть еще более усиливают это общее впечатление.

Большое место отведено в этой жанровой сценке пейзажу – сказочными кажутся церковные купола на фоне заснеженного неба, в нарядные зимние одежды убраны ели – главный предмет торга на ярмарке. Мазок кисти по холсту художник делал легко, гладко, даже как-то деликатно. Большое значение придавал Кустодиев линии, рисунку, игре цветовых пятен. Светотень в данном случае не имеет большого значения, свет становится весьма условным. Локальные цветовые пятна образуют гармоничное декоративное целое. Закрытое облаками небо не имеет глубины, купола церкви интенсивны по цвету, благодаря чему разница планов сводится почти на нет.

С одной стороны, Кустодиевым подмечены и перенесены на холст подлинные типажи русской провинции, передана реальная атмосфера предновогодней суеты и с другой – праздничный спектакль, костюмированное представление с красивыми декорациями разыгрывает перед нами сам художник. Радостное, ни с чем не сравнимое чувство наполненности жизнью и движением пронизывает полотно. Жизнь в этом произведении видна повсюду: хлопочут, радуются и суетятся люди, в небе рисует свои затейливые узоры снежная зима, и все это действо окутывают свежим хвойным ароматом ели-красавицы.

Мир на картине Кустодиева подобен волшебному фонарю с постоянно меняющимися картинками – можно бесконечно наблюдать за его разнообразной, такой простой, немудреной и вместе с тем полной глубокого смысла жизнью. Голубые и нежно-белые краски картины умиротворяют, радуют, словно убаюкивают, создавая нежную и поэтическую атмосферу ожидания чуда в преддверии праздника – вневременную, всегда современную. Они напоминают нам, вечно занятым и куда-то спешащим, что все в этом мире прекрасно, что жизнь удивительна уже потому, что она есть жизнь.

Из книги: Т. Кондратенко, Ю. Солодовников "Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко". Белый город, 2003.


За ёлками


Возвращение с рождественской ярмарки.
М.М. Гермашев (Бубелло). Открытка


Подготовка к Рождеству.
Сергей Васильевич Досекин (1869-1916). 1896 г.


Рождественская ёлка.
Корин Алексей Михайлович.1910 г.


Елка.
Николай Иванович Фешин (1881-1955). 1917 г.


Рождественская елка.
Александр Моравов. 1921 г.


Новогоднее угощение.
Великая княгиня Ольга Александровна Романова (сестра имп. Николая II). 1935 г.


День Рождества. В монастыре.
Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов. Иллюстрация в журнале "Нива"


Славильщики-городовые.
Соломаткин Леонид Иванович. 1867 г. Холст, масло


Славильщицы.
Соломаткин Леонид Иванович. 1868 г. Холст, масло.
Государственный Русский музей


Славильщики.
Соломаткин Леонид Иванович. Холст, масло.
Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник


Славильщики.
Соломаткин Леонид Иванович. Холст, масло.
Одесский художественный музей


Славильщики.
Соломаткин Леонид Иванович. 1872 г. Холст, масло. 40,3?51,5.
Ульяновский художественный музей


Городовые-христославы.
Соломаткин Леонид Иванович (1837-1883). 1872 г. Холст, масло.
Пермская государственная художественная галерея

Соломаткин Леонид Иванович (1837 - 1883) посещал классы Императорской Академии Художеств и получил малую серебряную медаль за картины «Именины дьячка» (1862) и «Славильщики-городовые» (1864), которых В. В. Стасов приветствовал как «чудесный свежий отпрыск федотовской школы». Последний сюжет впоследствии неоднократно был повторен, известно не менее 18 авторских реплик, хотя первый вариант не сохранился. Арт-каталог


В погребке на святочной неделе.
Соломаткин Леонид Иванович (1837–1883). 1878 г. Холст, масло. 26,5x21,5.
Художественная Галерея Фонда поколений Ханты-Мансийского автономного округа Югры
Поступление: 2003 г.

В картине «В погребке на святочной неделе» Соломаткин изображает своих любимых героев - бродячих музыкантов. Талант - это бремя или дар, счастье или проклятие? Талант - это судьба. Самого художника и его героев талант не сделал счастливыми, но они с достоинством выполняют свое предназначение. Музыканты, изображенные на картине, знавали лучшие дни. Виолончель, на которой играет старик, - это инструмент профессионала, позволяющий музыканту претендовать на некую избранность, свидетельствующий об определенном уровне жизни, оставшемся в прошлом. Старика сопровождает мальчик, подыгрывающий ему на дудочке. По-видимому, ради этого мальчонки, заботливо укрытого теплым платком, старику приходится бродить с тяжелым инструментом из кабачка в кабачок, зарабатывая на хлеб. В помещении стоит елка, украшенная игрушками, а на вешалке висят маски и маскарадные костюмы, придавая всему происходящему фантасмагорический оттенок. Художественная Галерея Фонда поколений ХМАО Югры


Христославы. (Дети старой деревни).
Федот Васильевич Сычков (1870 - 1958). 1935. Холст, масло. 63x83 см
Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи


Со звездой.
Репродукция с картины М.Гермашева, издана фирмой «Ришар», отпечатана в типографии товарищества «Р.Голике и А.Вильборг». Петроград, 1916 г.


Рождественская открытка по рисунку Бориса Зворыкина


Колядки в Малороссии.
Трутовский Константин Александрович (1826-1893). Не позднее 1864 г.
Русская живопись


Колядки.
Николай Корнилович Пименко. Втор. пол. 1880-х. Холст, масло. 170х130.
Донецкий областной художественный музей
museum-painting.dp.ua


Катание на святках.
Бучкури Александр Алексеевич (1870 -1942). Холст, масло.

Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице. (Лука, 2:6–7). До начала V века Рождество праздновали одновременно и как праздник Богоявления. Поэтому в живописи смешались сюжеты собственно рождения и последующих эпизодов, которые, строго говоря, больше относятся к Богоявлению – поклонение волхвов (царей), поклонение пастухов, которые не всегда включают изображение непосредственно рождения Христа.

Сон Иосифа.
Александр Андреевич Иванов. 1850-е гг.
Бумага, акварель, итальянский карандаш.
Москва. Государственная Третьяковская галерея


Рождество Христово.
Гагарин Григорий Григорьевич


Поклонение волхвов.
Гагарин Григорий Григорьевич


Рождество Христово (Поклонение пастухов).
Шебуев Василий Козьмич. 1847 г. Холст, масло. 233x139,5 см.
Образ для Благовещенской церкви Конногвардейского полка в Петербурге


Рождество Христово.
Репин Илья Ефимович. 1890 г. Холст, масло. 73x53,3.


Явление ангела, благовествующего пастухам о рождении Христа. Эскиз.
Иванов Александр Андреевич. 1850-е.
Бумага коричневая, акварель, белила, итальянский карандаш. 26,4x39,7
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Славословие пастухов.
Иванов Александр Андреевич. 1850 г.


Явление ангела пастухам.
Петровский Петр Степанович (1814-1842). 1839 г. Холст, масло. 213х161.
Череповецкое музейное объединение

За эту картину молодой художник - ученик Карла Брюллова - в 1839 году получил первую большую золотую медаль Академии Художеств. Полотно находилось в музее Императорской Академии Художеств до момента закрытия, затем было передано Череповецкому краеведческому музею.


Рождество Христово.
Васнецов Виктор Михайлович. 1885-1896
Росписи Владимирского собора в Киеве


Рождество Христово.
Вишняков Иван Яковлевич и др. 1755 г.
Из Троице-Петровского собора.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Рождество.
Боровиковский Владимир Лукич. 1790 г. Холст, масло.
Тверская областная картинная галерея


Рождество Христово.
Боровиковский Владимир Лукич. Холст, масло
Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим»


Рождество Христово.
М.В. Нестеров. 1890-1891 гг. Бумага на картоне, гуашь, золото. 41 x 31.
Эскиз росписи алтарной стены южного придела на хорах Владимирского собора
Государственная Третьяковская галерея
http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15006


Рождество Христово.
Эскиз росписи алтарной стены южного придела на хорах Владимирского собора.
Нестеров Михаил Васильевич. 1890–1891 гг. Бумага на картоне, гуашь, золото. 41x31,8
Государственная Третьяковская галерея
http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=14959


Рождество Христово.
М. В. Нестеров. 1890 г.


Коленопреклоненная фигура юноши с посохом в руке. Рука, держащая посох. Рука, поднятая к устам.
М.В. Нестеров. Этюд. 1890-1891 гг. Бумага на картоне, графитный карандаш, итальянский карандаш, уголь. 49x41.
Подготовительные этюды для фигуры одного из пастухов композиции "Рождество Христово" (алтарь южного приделана хорах Владимирского собора в Киеве)
Киевский государственный музей русского искусства
http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=4661


Рождество (Поклон царей).
М.В. Нестеров. 1903 г.
Фрагмент росписи северной стены церкви во имя благоверного князя Александра Невского
http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15189


Рождество (Поклон царей).
М.В. Нестеров. 1899-1900 гг. Бумага на картоне, графитный карандаш, гуашь, акварель, бронза, алюминий. 31x49.
Эскиз росписи северной стены церкви во имя благоверного князя Александра Невского.
Государственный Русский музей
http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15177


Волхвы. Эскиз
Рябушкин Андрей Петрович. Бумага, акварель
Костромской государственный объединенный художественный музей




Рождество Господа нашего Иисуса Христа.
Лебедев Клавдий Васильевич (1852-1816)


Ангельское славословие в момент рождения Спасителя.
Лебедев Клавдий Васильевич (1852-1816)


Рождество Христово.
Лебедев Клавдий Васильевич (1852-1816). Графика.


Поклонение волхвов.
Клавдий Васильевич Лебедев,
Церковно-археологический кабинет МДА


Поклонение волхвов.
Валериан Отмар. 1897 г. Холст, масло, 71x66.
Оригинал мозаики для храма Спаса на крови


Явление ангела пастухам. Рождество Христово. Сретенье.


Рождество Христово.
Мозаика по оригиналу И. Ф. Порфирова
Храм Воскресения Христова (Спас на крови), Санкт-Петербург


Рождество Христово и другие священные сцены из жизни Иисуса Христа и Богоматeри.
И. Я. Билибин.
Эскиз фрески для южной стены храма Успeния Богородицы в Ольшанах


Волхвы (мудрецы).
Павел Николаевич Филонов. 1914 г. Акварель, коричневые чернила, тушь, перо, кисть на бумаге. 37x39,2 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Olga"s Gallery


Поклонение волхвов.
Павел Николаевич Филонов. 1913 г. Дерево, карандаш, гуашь. 45,7x34,9.
Частная коллекция
Первоначально произведение находилось у сестры художника Евдокии Глебовой.
17 окт.1990 г. было продано анониму на аукционе Sotheby"s,
затем 29 ноября 2006 года за 1,5 млн долл. вновь продано на аукционе Christie’s.
Аукционный дом Christie’s


Поклонение волхвов.
Павел Николаевич Филонов. 1913 г. Бумага, гуашь (темпера?), 35,5x45,5.
Частное собрание, Швейцария
Публикация Третьяковской галереи, 2006 г.
http://www.tg-m.ru/articles/06/04/042–049.pdf

Сайты-источники репродукций:

Новый год и Рождество — одна из самых популярных тем в мировом искусстве. У большинства людей она вызывает только положительные эмоции, поэтому художники с удовольствием изображают заснеженные домики, пушистые елки и героев в ожидании праздника.

АиФ.ru представляет подборку картин, посвященных Новому году и Рождеству.

Борис Кустодиев. «Елочный торг» (1918)

Борис Кустодиев. «Елочный торг», 1918 год. Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А.Коваленко.

Народные праздники и гуляния были одной из любимых тем художника. А Рождество, конечно, занимал в его творчестве особое место.

Вигго Юхансен «Счастливое Рождество» (1891)

Вигго Юхансен. «Счастливое Рождество», 1891 год. Музей HIRSCHSPRUNG.

Не устоял перед соблазном изобразить Рождество и датчанин Вигго Юхансен — представитель группы «Скагенские художники» и директор датской Академии художеств.

Генриетта Роннер-Книп «Под елкой» («Котята с куклой»)

Генриетта Роннер-Книп. «Под елкой».

Датская художница-анималистка прославилась своими картинами кошек и собак. Рождественскими героями у нее стали тоже котята.

Константин Трутовский «Колядки в Малороссии» (не позднее 1864)

Константин Трутовский. «Колядки в Малороссии», не позднее 1864 года, холст, масло. Государственный Русский музей.

Русский живописец прославился иллюстрациями к гоголевским произведениям. А историю и традиции Малороссии изучал с особым пристрастием.

Великая княгиня Ольга Романова. «Новогоднее угощение» (1935)

Великая княгиня Ольга Романова. «Новогоднее угощение», 1935 год.

В императорской семье всех детей обучали живописи, но только Великая княгиня Ольга (младшая дочь императора Александра III ) стала достаточно известным художником.

Федор Решетников. «Прибыл на каникулы» (1948)

Федор Решетников. «Прибыл на каникулы», 1948 год. Государственная Третьяковская галерея.

Дженни Нистрем. Рождественские открытки

Рождественская открытка Дженни Нистрем.

Вообще, шведская художница прославилась своими изображениями нисси — именно она придумала, как выглядит этот гном и домовой. Своих нисси она часто рисовала на рождественских открытках — на них гномы кормят домашний скот и уличных птиц, везут елки и подарки, поют песни.

Сергей Досекин. «Подготовка к Рождеству» (1896)

Сергей Досекин. «Подготовка к Рождеству», 1896 год.

На картине не видно елки и подарков, зато семья (дедушка и внуки) собралась, чтобы сделать гирлянды и украшения для дома.

Норман Роквелл. «Очень хорошие мальчики и девочки» (1939)

Норман Роквелл. «Очень хорошие мальчики и девочки», 1939 год.

Сейчас за картинами известного американского художника и иллюстратора охотятся коллекционеры со всего мира. За изображение Санта-Клауса, который читает список «очень хороших» детей и разрабатывает свой маршрут для рождественской ночи, на аукционе Christie’s в 2007 году выручили 2,5 миллиона долларов (иллюстрация украсила обложку журнала The Saturday Evening Post).

Стюарт Шервуд. Без названия

Работа Стюарта Шервуда.

Канадский живописец-самоучка особенно любит изображать Рождество: на его картинах можно встретить и Санту, и заснеженные домики, и мишек Тедди. Также Шервуд создает и более «серьезные» работы — например, написал портреты Папы Римского и .