Сценарий 10-летнего юбилея

музея «Энциклопедия российской жизни» им. Н.В. Нарышкина
Авторы: Аксёнова С.Е., директор МОУ СОШ с.Астрадамовка;

Петрова Л.Н., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ с.Астрадамовка
(На экране слайды музея восковых фигур)
На сцене дети, изображающие восковые фигуры.
Входят дети из актива музея.

Саматкина: Ребята, смотрите как интересно!
Тимофеева: Ой, какой красивыыый.
Шуманов: Вот здорово!
Негматов: Ух тыыы!
Шуманов: Где-то это я уже видел.
Сураева: Ребята! А все-таки какие музеи все разные!
Саматкина: Как же я соскучилась по нашему музею.
Сураева: Да у нас в музее очень уютно.
Тимофеева: Я хочу домой, в наш музей!
(Гаснет свет "восковые фигуры" уходят, на сцену выносятся экспонаты из своего музея, Шум,грохот. Включается свет)
Шуманов: Вот чудеса!
Негматов: Это же....
Саматкинаа: Ой, а вот...
Тимофеева: Смотрите, смотрите - .....(называются экспонаты)
Шуманов: Так значит, получается, что мы оказались в нашем музее? Вот это дааа.
Саматкина: Сегодня и в самом деле необычный день! А кто знает почему?
(Зал отвечает).
Вместе: Правильно!
Вед 1: И мы ведущие этого праздника - ....
Вед 2: Администрация нашей школы
Вед 1: руководитель музея «Энциклопедия российской жизни» Клевогин Сергей Викторович рады приветствовать всех на юбилее нашего музея, которому исполнилось -
Вместе: 10 лет!
Звучат фанфары.
Вед 1: Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте!
Всем говорим от души
Мы рады вас видеть на празднике
И взрослые и малыши!
Вед 2: Пусть всем надолго запомнится
Это праздничный день,
И в памяти нашей останется
Школьного музея юбилей!
Вед 1: Мы сегодня именинники!
Вед 2: С днем рождения тебя, музей!
(Музыкальный номер)
Вед 1: У каждого музея свое лицо, свой неповторимый облик. И сегодня мы хотели бы рассказать вам о нашем музее.
Вед 2: Музеев в мире нам не счесть!
Музеев в мире много есть -
И удивительных и странных.
Музей Московского метро,
Алмазный фонд, Музей Тюссо -
Тех восковых фигур прекрасных.
А мы создали Нарышкина музей,
Чтобы порадовать друзей.
Вед 1: В этот юбилейный день
Мы собрались, чтоб снова вспомнить
То, что ушло в историю теперь
И кто собой день нынешний наполнил.
Вед 2: Начать мы хотели бы, конечно, с основателя музея. Все начиналось так...

СЦЕНКА

Со свечой входит мать. Садится на лавку . Обращается к сыну (Саша.

Мать (Додонова Я.) : Поздно уже, мой голубок. Спать пора. Завтра рано вставать , в церковь к заутрени идти. Праздник ведь какой большой, Покров…

(Аудиозапись – Васильев С.)

Колокольный звон раздается,


Пробуждая сёла окрест.
В каждом сердце светло отзовётся
Чистый праздничный благовест.
Вот он слышен со всех сторон,

Он звучит широко и свободно,


Отзываясь в дальней дали,
Будто голос души народной,
Голос древней русской земли.
И доносит со всех сторон,
Колокольный звон, колокольный звон.

Распахнулись синие дали


Для любви, для тепла, для добра.
Целый год мы его так ждали,
Праздник светлого Покрова.
Пусть звучит он со всех сторон,
Колокольный звон, колокольный звон. (Слайды со звуком колоколов)

Сын : Матушка, матушка. Мне совсем не хочется спать. Расскажи мне о Пресвятой Богородице.

По осенним седым облакам вошла Богородица в храм.


На колени Она опустилась, перед образом Сына молилась.
И над всеми , кто верить готов, распростерла святой Свой покров.
Он из света небесного свит, невесом и прозрачен на вид,
Он от скорбей и бед защитит.

Перед Святой иконой столько молилось людей!


Клали земные поклоны, слова шептали ей!
Просили её с надеждой: “Спаси, сохрани, научи!”
И лик Её кроткий и нежный любви озаряли лучи.
И тех, кто пред нею стояли и руки тянули с мольбой,
Она утешала в печалях, смягчала страданья и боль.

Мать: Со всех концов земли русской возносятся к ней молитвенные воздыхания.

Сын : И даже теперь?

Мать : Конечно! Сумей только прислушаться…

СЦЕНКА «РАЗГОВОР БОГОРОДИЦЫ С АНГЕЛОМ»

УЧАЩИЕСЯ ИСПОЛНЯЮТ ИНСЦЕНИРОВАНИЕ «РАЗГОВОР БОГОРОДИЦЫ С АНГЕЛОМ О ЧЕЛОВЕКЕ».

ПОЯВЛЯЕТСЯ ДЕВОЧКА, ИСПОЛНЯЮЩАЯ ОБРАЗ БОГОРОДИЦЫ. РАЗМЕЩАЮТСЯ НА СЦЕНЕ. НАЧИНАЕТСЯ ДИАЛОГ. Ангел – Шевченко С., Богородица – Саушкина Н.

Ангел: Кто там?

Богородица: Там? Там человек.

Ангел: А он нас видит?

Богородица: Нет.

Ангел: А почему?

Богородица: Потому, что зорко видит одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.

Ангел: А какой он человек?

Богородица: Разный. Серьёзный и безрассудный, смешной и доверчивый, трусливый и отважный.

Ангел: А что человек делает?

Богородица: Он радуется. У него сегодня праздник.

Ангел: Человек такой сильный!

Богородица: Это он так думает! Человек забирается в горы, покоряет океаны, не знает покоя, бросается то в одну сторону, то в другую.

Ангел: Ему нужна наша помощь?

Богородица: Да, конечно.

Ангел: А что я должен делать?

Богородица: Быть всегда рядом. И если когда- нибудь что- то случится с его мамой, и его маленькое , хрупкое, человеческое сердце разобьется на тысячи осколков и от этой щемящей боли он будет задыхаться каждую минуту, ты обнимешь его (Богородица обнимает Ангела за плечи ), прижмешься к щеке (прижимается к щеке Борогодицы ) и заберешь эту боль себе.

Ангел: А еще что я должен делать?

Богородица: Будь всегда рядом! И если когда-нибудь его предадут друзья и ему будет казаться, что он останется совсем один и нет ни в чем смысла, ты возьмешь человека за руки (Богородица берет Ангела за руки ) и приведешь к свету.

Богородица снимает с головы покров и укрывает уснувшего мальчика (сына). Через секунду мальчик , проснувшись, смотрит на иконку и читает стихотворение:
Над кроватью, чуть в сторонке, Божьей Матери иконка.
Добрый взгляд Ее лучится; если мама отлучится,
То не страшно мне одной – Матерь Божия со мной.
Утром рано я проснусь, на икону помолюсь.

Сын. Матушка, а Богородицу можно увидеть?

Матушка . Богородицу может увидеть человек только с чистым сердцем , но покрывает она святым своим покровом всех верующих в Господа людей, пусть этот покров и невидимый, но мы всегда можем почувствовать защиту Богородицы.(Мать уводит сына)

Вед. 1. С тех пор прошло много времени. Этот мальчик вырос, прошёл путь от сына простого русского крестьянина до известного академика, писателя, общественного и политического деятеля, праведника Земли русской. Он стал человеком зоркого сердца и большого ума. Он из тех, кто, следует заветам божьим, служит стране и народу. Это Николай Васильевич Нарышкин, чьей деятельности посвящён материал нашего школьного музея «Энциклопедия российской жизни».

Вед.2. Музей открыт в любимый на Руси православный праздник Покрова Божией Матери - 14 октября. Может быть, наш родной писатель послан самой Богородицей помогать нам, будить нашу совесть, обретать острое зрение, чуткий слух и отзывчивое сердце…

(Без объявления на сцену выходит директор школы Аксёнова Светлана Евгеньевна и обращается ко всей аудитории со словами приветствия)

Вед. 1 . : Добрый день и поклон , гости дорогие!
Собрались со всех сторон наши все родные!
И, смотря на ваши лица, хорошо, отрадно нам,
Словно мы в огромной, дружной и приветливой семье!

Вед.2: Дорогих гостей встречаем круглым, пышным караваем.
Он на блюдце расписном, с белоснежным рушником.
Каравай мы вам подносим, поклонясь отведать просим.
Вед. 1 : Ой вы, гости-господа, сколько вас пришло сюда?
Вроде б мимо направлялись, и чего-то задержались.
Видно сказ дошел до вас про житье-бытье у нас.

Вед.1 .: Юбилей сегодня у музея, и мы его друзья
Расскажем вам о наших достиженьях,
Трудились очень много мы не зря.
В музее каждому мы рады и ветерану, делегату
Поведать чтоб о нашем крае и взрослому , и малышу.
Экскурсий много здесь в музее -
Мы вам расскажем о войне и старине,
Старине, об экспонатах -
Расскажем кто и что принес.
(переделать бы)

ФИЛЬМ О МУЗЕЕ
Вед 2: По старой доброй традиции, на день рождения принято приглашать друзей.
И сегодня в этом зале собрались наши настоящие друзья.
Представление гостей

Вед. 2. Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались, поётся в одной замечательной песне. Для всех, кто собрал в этот добрый час Николай Васильевич, звучит песня.

Песня

ПРЕЗЕНТАЦИЯ


На её фоне звучат слова:

  1. У каждого из нас на свете есть места,
Что нам за далью лет все ближе, все дороже,

Там дышится легко, там мира чистота,

Нас делает на миг счастливей и моложе.


  1. В последние годы генетическая память все чаще зовет на свою малую родину тех , чье детство прошло в селе, туда, где все еще гуляет эхо детских голосов, где земля хранит дорогие останки родных людей.

  1. Стих - е « Деревенское детство мое»(песня)
Заблудились в тумане деревья,

Поднимается солнце в зенит.

А на рыжем пригорке деревня

Посредине России стоит.

Здесь на лавочках деды шутливо

Про своё вспоминают житьё.

Здесь ныряет в речушку с обрыва

Деревенское детство моё.

Деревенское детство моё.
От огня гребешков петушиных

Загорается зорька вдали.

Кружит голову запах дождинок,

Запах сена и тёплой земли.

Здесь ведёрки гремят у колодца,

Шалый ветер полощет бельё.

Здесь по снегу на санках несётся

Деревенское детство моё.

Деревенское детство моё.

Заливаются в клубе гармони,

Жёлтый месяц согнулся в дугу.

И пасутся усталые кони

На прохладном и мокром лугу.

Здесь вручили мне землю в наследство -

Ни за что не прожить без неё...

Здесь навеки прописано детство,

Деревенское детство моё!

Деревенское детство моё!

Грустным клином- косынкою машет


Журавлиный прощальный полёт,
Улетает всё дальше и дальше
Деревенское детство моё.

В нём остался проталины запах


И картошки, печёной в золе,
И нестарые мама и папа,
Думал, жить будут тысячу лет.

За рекою пригорки крутые,


Были выше они, чем сейчас.
Дни далёкие и золотые,
Вспоминаю с любовью о вас.

Пью запоем, большими глотками


Деревенского воздуха мёд.
Благодарен, что память такая,
Мне о детстве забыть не даёт

Стих-е « Село родное, не припомни лиха…»

Село родное, не припомни лиха.


Я снова в сны свои тебя зову.
Пусть снег ложится празднично и тихо
На крыши изб, на жухлую траву.
Затихла, присмирела наша речка,
Прислушаешься: где-то глубоко
Стучит, стучит, село, твое сердечко ,
Стучит спокойно, вечно и легко.
Наверно, грустно у окошка маме,
Все ждет меня, не зажигая свет.
И этот милый лик в оконной раме -
Мой самый близкий, дорогой портрет.
4.Непритязательна наша земля, не бросается в глаза спокойная, неяркая её краса. Но наш край гостеприимен, приветлив, дружелюбен. Издавна здесь мирно соседствуют три нации: русские, мордва, татары, взаимно обогащая культуру и традиции народов.

5.Несмотря на неброскую красоту, наша природа удивительна: былинные леса, загадочные озера, родники с хрустальной целебной водой и, конечно, полная тайн красавица Сура.

6. Удивительная природа, щедрая земля , милосердие из поколения в поколение, трудолюбие…Ну как не родиться на такой земле человеку, который прославит её, будет ей истинным сыном!

7.Нарышкин – известная фамилия!

И кто же он?

Известно кто! Он – Николай Нарышкин!

Нарышкин? Что же, он из княжеского рода?

Бери повыше – он певец земли родной

И своего народа!

(Солдаткина)

После презентации выходят на сцену ведущие.
.Как представить Николая Васильевича? Учёный? Преподаватель? Писатель? Член Союза журналистов Татарстана? Общественный деятель? Историк? Правовед? Заслуженный работник культуры России и Татарстана? Все это о нем. Но сегодня хочется говорить о Николае Васильевиче как об истинном сыне своего родного края, воспевшем и прославившем свою малую родину, человека труда, заставившем наши усталые и надломленные души очиститься и просветлеть от соприкосновения с живительным словом этого писателя.

Певец земли родной,

Не граф, не князь,

Не дворянин – земли родной

Достойный гражданин.

.Песня

Вед. 2. Всем своим творчеством, да и что говорить – всей своей жизнью писатель Нарышкин стремится к сохранению традиций, будит в человеке черты, заложенные в нем предками: любовь к Родине, готовность защищать её в лихую годину , трудолюбие, стремление к знаниям, самосовершенствованию, духовности.

Чтец. Тукаев Д. « Чем больше я живу, чем чаще обращаюсь к нетленному опыту моих предков – крестьян – кормильцев и поильцев России, её благоверных сынов и дочерей» ,- пишет он в эссе, посвященном своей бабушке Анисье Архиповне, великой труженице и удивительно одаренной духовно женщине, чьи предания, легенды, сказания и заронили в сердце ещё маленького Коли зерна любви к земле русской,к её истории и слову, бескрайним просторам и щедрым дарам. « Вкус бабушкиных соленых груздей и сушеных ягод я до сих пор чувствую. А запах её целебных трав уж сколько лет оздоравливающе действует на душу мою…»

Вед.1. Задумаемся…Часто ли мы вспоминаем о своих бабушках? Помним ли их заповеди? А ведь истинная мудрость оттачивается веками, приходит к нам от бабушек и дедушек. Незаметно, ненавязчиво учит нас Николай Васильевич помнить о своих близких.

Песня о маме

Вед. 2. А ведь один из секретов его успеха – его родители. Глубокое почитание родителей ,его уважение к Отцу и Матери, настоящая забота о них, а теперь – память, - разве может Господь не вознаградить за такие качества?!

Послушайте, с какой любовью Николай Васильевич говорит о своих родителях:

Чтец. Негматов Н. «… Думаю о Родителях, о Маме и Тяте. Без них мне тяжело. До последних дней своей жизни на Земле Мама и Тятя своим Духом подпитывали мой Дух, своей неохватной мудростью Они бережно вели меня по ухабистым тропам Жизни, они служили мне нравственной Опорой, ориентирую меня на Добрые, нужные Людям Дела. Они отгоняли от меня тревоги, сомнения, пасмурное настроение. Тятя и Мама жили для меня, а я жил для них. Я Любил их обоих до безумия, до безумия и они меня Любили…

Мои Родители, Мама и Тятя, были Людьми Праведными , их никто ни в чем не мог упрекнуть. Они всю Жизнь трудились честно, добросовестно. Они Бога не гневили, жили на виду у людей, вместе с людьми жили.»

Песня

Вед.1. И, конечно, громадное влияние на Николая Васильевича оказала его супруга Людмила Михайловна. Она ему и женой была, и другом, и соратником.

Как нежно Николай Васильевич отзывается в своих книгах о жене!

Чтец Никаноров В. Сколько раз я по Волге путешествовал и один, и вдвоем с Люсенькой! По волжским живописным берегам с Люсей гуляли, а около берегов Волги в её водах купались… Кажется, только вчера я, стоя во дворе Ульяновского Родильного Дома, от Радости перевозбужденный, видел бесценный для меня Комочек новой жизни в окне третьего этажа Роддома. Комочком тем был малюсенький человечек, мой сыночек, а рядом с ним – облитая Счастьем Мама Люся.»

Песня

Вед.2.. Все произведения Николая Васильевича наполнены любовью к родным местам, к родной природе. Даже сказки особые. Это истории нашего детства , это волшебство, чудо, любовь. Мы знакомимся с Тарасовой горой, встречаемся с Сурской русалочкой, проникаем в Сурское княжье царство, слушаем волшебные мелодии кадышевской клубничной горы, от души смеемся над котом Филимоном, и, конечно же, прикасаемся к родникам кадышевского Посурья…, и душа наполняется любовью, добротой, умиротворением.

Инсценирование сказки .

Чтец. Фолунина. « Вечерело… Ну вот и мое доброе старое Кадышево. Едем селом до его середины, где наше пристанище – Алешина усадьба. Шарик тут как тут, тут как тут старый и молоденький Алешины коты. Приветственно заорал знающий себе цену петух. Трогательно в знак приветствия прошелестели нам величавые ветлы и тополя.

Прокуковала здравственно из садового оазиса старуха кукушка.Проквакали лягушки.Запели соловьи. Пронзительно заскрипели дергачи. Вечерело… Закатывалось на свое привычное ночное место усталое от нескончаемых забот Посурское Солнышко.»

Вед. 1 . Сколько поэзии в этих строках! Читаешь его полные восхищения строки о половодье на Суре и сам влюбляешься в это время года. А описание отцовского сада! Память хранит каждый кустик, каждый уголок!

Чтец. Музыкантова А.« Какая-то неодолимая сила так и тащит мою душу, а с ней и мой разум, всего меня в край в край Отцов, на берега Суры, под покровы тополей и ветел, к родникам, в старые деревенские избы, к озерным лягушкам, к дворовым собакам, в талы и лопухи… Я денно и нощно, во сне и наяву слышу зов моих Предков, а с ним – зов Родины моей».

Чтец. Абулханова Э. «Все предыдущие 400 лет (!) Присурское селение Кадышево – Покровское было абсолютно Русским Селом с Русской речью, пропитанной былинками и легендами , фольклором, частушками, шутками и прибаутками, терминами сотен уникальных традиций народа Посурья, с Русскими повадками и неисчерпаемыми таинствами бытового поведения, с Артельной Жизнью, в которой человек человеку Друг, с Негасимой Любовью к Природной Среде и умением Жить с ней в гармонии, с Русской Православной Душой, распахнутой для всего человечества, с Верой в Бога и Надеждой после земной смерти Жить в Небесном Раю, с нетленным Патриотизмом и Милосердием, с Трудолюбием, с Неохватной веселостью, с Бездонной Талантливостью Крестьян.»

Щедра наша посурская земля на таланты.

Вед. 2 .Это слова настоящего патриота своего края , истинного гражданина, Человека с большой буквы.

Вед. 1. Красной нитью через все книги Николая Васильевича проходит тема дружба. Сколько проникновенных строк посвящено друзьям! А вот теперь черед за ними. Слово предоставляется тем людям, которым близки и понятны мысли и чаяния Николая Васильевича Нарышкина. На сцену приглашается делегация …………………………………………
Память времени - к ней обращаемся чаще и чаще,

Нет прекраснее чувства веков постигать глубину,

И как важно, что ценности непреходящи,

Что мы бережно любим, храним нарышкинскую истину.

Мы сегодня, музей, праздник твой отмечаем,

Ты имеешь немало преданных, верных друзей;

И успехов тебе, и свершений тебе.

С десятилетием! От души тебя все поздравляют сегодня, музей!


Саматкина . 1Хорошо, что в школах есть музеи.

Значит, нить времён не прервалась.

Значит, вместе все-таки сумеем

С прошлым удержать незримо связь.

Тимофеева .Ты в музей придешь не просто гостем ,

Память сердца здесь ты оживи.

Может, станет хоть немного проще

Нам понять сегодняшние дни.

Сураев а. Прикоснись к чужой судьбе и жизни,

Опыту, труду Нарышкина ты поклонись.

Так же научись служить Отчизне,

Чтоб прожить достойно жизнь свою!

Шуманов . Пусть в музей тропа не зарастает,

Пусть мужает наша детвора,

Пусть быстрее каждый осознает:

Завтра вырастает из вчера.


Вед. 1.Дорогие друзья! Спасибо всем кто пришел на наш праздник.

Вед 2. До новых встреч, до скорого свидания!

Недавно Кизильский историко-краеведческий музей отметил свой юбилей. Сколько исполнилось, а вот это уже вопрос…

28 декабря 1970 года на районном Совете депутатов было принято решение о создании в селе Кизильском историко-краеведческого музея. Был разработан план по сбору материалов, руководителям предприятий, организаций и учреждений было предложено оказать помощь в изготовлении оборудования и денежными средствами. Открыть музей планировалось в здании районной библиотеки до 1 апреля 1970 года. Но первую экспозицию посетители увидели только 6 мая 1975 года. Она разместилась на маленькой площади в одном из библиотечных залов. Открытие музея стало важным событием в культурной жизни района. Однако до сих пор сотрудники музея теряются в раздумьях: какую их двух дат считать отправной точкой в летописи нашего музея – 1970-й, когда было принято решение о его создании, или 1975-й, когда он был открыт? 40 или 45 лет нашему музею? Но то, что юбилей – это точно.

В этот день двери старинного дома купца Гогина, в котором он сегодня располагается, были открыты многочисленным гостям. Поздравить юбиляров пришли самые близкие – те, кто так или иначе связан с музеем и краеведением по долгу службы либо по призванию души. Почётными гостями праздника стали ветераны – бывшие директора музея – Эмилия Ивановна Шаповалова и Михаил Петрович Решин. Эмилия Ивановна – дочь основателя музея Ивана Ермолаевича Павлова. Она не только сохранила труды своего отца, но и продолжила его бескорыстные начинания. Огромный вклад в создание музейных залов и экспозиций внёс Михаил Петрович, оформляя их собственноручно, вкладывая душу художника и знания краеведа. Сотрудники музея вручили им памятные сувениры со словами признательности и благодарности, а М. П. Решин тоже пришёл на юбилей не с пустыми руками, он подарил музею большой старинный кувшин и номер газеты «Правда», вышедший 9 мая 1945 года! Таким образом фонд пополнился ещё одним уникальным экспонатом.

Вообще, надо сказать, что сотрудницы музея, дружно встречавшие гостей у порога, были в тот день необыкновенно обаятельны, очаровательны и радушны. В подготовку торжества они вложили немало сил, стараний и выдумки. Даже наряд подобрали специально для этого случая – в единой цветовой гамме. Огромный баннер, воздушные шары, торты и пироги, оригинальные буклеты – всё говорило о том, что к празднику здесь готовились серьезно и основательно.

Вначале, как заведено – была официальная часть, хотя слово «официальная» здесь можно применить с большой натяжкой. На самом деле, с первых же минут в зале воцарилась непринуждённая атмосфера, та, что бывает при дружеской встрече – с юмором, шутками, приятными сюрпризами. Серьезными и внимательными гости были лишь тогда, когда ведущие погрузили всех в историю создания Кизильского музея, рассказали о его развитии и деятельности, о работе каждого сотрудника. Сегодня в коллективе под руководством М. Н. Бухтояровой трудятся: Е. В. Николенко (главный хранитель фондов), Е. С. Лунёва (заведующая организационно-массовым отделом), А. А. Кочумбетова (специалист экспозиционного и выставочного отдела), Л. В. Полева (хранитель фондов) и Н. И. Миллер (технический работник). Главное направление в деятельности музея – сохранение, пополнение, популяризация и пропаганда краеведческих знаний, чем сотрудники успешно и занимаются, организуя выставки, конференции, конкурсы, проводя исследовательскую работу.

Начало XXI века внесло свои коррективы: музей стремится стать мобильнее, ближе к своему потребителю, не боится ломать рамки стереотипов. Поэтому большую популярность получили разнообразные акции, массовые мероприятия и праздники. И юбилей – это тоже прекрасный повод дать о себе знать.

Но вот пришло время получать-дарить подарки. Один за другим гости выходили на небольшой свободный «пятачок» перед баннером с надписью «Праздник твой отмечаем, музей!», произносили поздравительную речь и вручали какой-нибудь подарок директору музея Марине Николаевне Бухтояровой. Так, председатель районного Собрания депутатов С. А. Сафонов зачитал поздравительный адрес от главы района и вручил сертификат на приобретение ноутбука. Плюс к этому районное руководство пообещало цветной принтер от благотворительного фонда «Металлург». Начальник отдела культуры А. В. Коптеев подарил сертификат на 5000 рублей, председатель совета ветеранов М. Г. Хамитов – на 1000 рублей. Поздравительный марафон продолжили Дом творчества, Школа искусств, районная библиотека, архив, редакция газеты «Кизильский вестник», краеведы и любители истории. Прибыла и делегация из Магнитогорского краеведческого музея во главе с директором А. А. Ивановым. Они преподнесли Марине Николаевне свое новое издание – книгу фронтовых писем, которую выпустили к 70-летию Победы. (И эта идея нашим сотрудникам, кстати, очень понравилась).

Ещё одним важным моментом праздника стало подведение итогов акции «Почетный Даритель». Сотрудники музея выразили благодарность всем, кто в ней принял участие, в информационном зале оформили выставку даров. И всё же, в каждой номинации были выделены победители. Их тоже пригласили на это торжество, чтобы вручить «медали» и памятные сувениры. Итак, награды получили: Ю. Н. Косарев в номинации «Самый первый даритель», А. Миллер в номинации «Раритет», В. Д. Лыков в номинации «Предмет-легенда», Г. В. Хребин в номинации «Экспонат эпохи» и А. Л. Шохин в номинации «Самый активный Даритель». И словно в подтверждении тому Аркадий Леонидович преподнёс директору музея три книги-энциклопедии о минералах, а чуть ранее – подарил большую коллекцию камней (за что, собственно, и отличился).

Все имена дарителей вписаны в специальную Почетную книгу, а значит – и в историю музея.

Когда все слова поздравлений были сказаны, а подарки – вручены, настал кульминационный, волнующий момент. В зал внесли большой юбилейный торт со свечами, которые дружный коллектив музея задул под аплодисменты собравшихся, загадав при этом, как водится, желание. (Какое – говорить не стали).

Ну, а раз «на сцене» появился торт, значит пришло время его и отведать. И здесь гостей ждал ещё один сюрприз: в соседнем зале был накрыт великолепный праздничный стол… А это значит – праздник продолжился. А вместе с ним – общение, веселье, и пожелания дальнейшего процветания музею и его небольшому, но такому деятельному, творческому коллективу.

Светлана Леонтьева
Сценарий праздника, посвященного юбилею музея «Крестьянская изба» «Избушкины сказки, Кузины подсказки»

Сценарий праздника ,

посвященного юбилею музейно -образовательного пространства «Крестьянская изба »

«Избушкины сказки , Кузины подсказки »

Дети входят под Рождественскую песню, обходят елку, выполняют движения под музыку.

Хозяйка :

В Рождественскую ночь

Приходят чудеса…

То ангелы зажгут

Вечернюю звезду,

Готовиться начнут

Все люди к Рождеству!

Дети садятся.

Х.: Все ли на месте? Посмотрите, кого-то не хватает?

Хоровод (постановка Т. А. Копоткиной)

Дети :

В нашем садике музей

Организовали

И «Крестьянскою избой »

Все его назвали.

Хранит он все традиции,

Обычаи карелов,

Чтоб в истории родной

Не было пробелов!

Вместе :

С Днем Рождения музей

Дружно поздравляем!

Воспитатель :

Процветания, идей,

Творчества желаем!

А это Вам наши подарки! Примите от чистого сердца. Дети делали своими руками.

Дети садятся.

Х.: Дай Бог тому, кто в нашем дому : гостям и хозяевам, милым детушкам!

(поклон)

За окном ложится снег,

Снег пушистый, новогодний,

В зале новогодний смех –

Рождество у нас сегодня!

Рождество необычное, юбилейное !

А у нас в избе тепло

Печь натоплена давно.

Ребята, а вы помните, кто живет за печкой?

Дети : Домовой!

Х.: Давайте позовем его, скажем дружно : «Домовой, домовой, выйди к нам! Мы тебе песенку споем»

Дети зовут домового.

Песня «Домовой» - выходит домовой, танцует и поет вместе с детьми.

Домовой :

Детский сад у нас «Снежинка»

Там «Крестьянская изба »

И детишки, как пушинки

Все слетаются туда.

А живет в избушке той

Кузя – славный домовой.

Охраняю я покой

И слежу за чистотой.

Звучит музыка, входит Баба-Яга.

Б-Я : Яхонтовый мой! Вот ты где?

Д.: Ой, беда, беда – огорчение! Баба-Яга! Не пойду я с тобой, вот у меня какое большое хозяйство! (забирается на печь, хозяйка помогает, закрывает собой его)

Б-Я : Прянички сахарные у меня, ложечки серебряные, пироги на столе. Кузенька, пойдем, чай пить будем!

Д.: Меня нет дома! (прячется под лоскутное одеяло)

Б-Я.: А я тебя вместе с печкой заберу! Хунты-мунты-рунты! (метлой касается печи, катит печь на середину)

Кузя : А-а-а! Спасите!

Хозяйка останавливает : Не пущу!

Кузя : Давай поиграем! Если поймаешь меня, твоя правда.

Б-Я : Генерал, весь в бабушку! Сейчас я тебя поймаю!

Хоз.: Ребята, помогите, вставайте, беритесь за руки, не дайте Кузьму поймать Бабе Яге!

Игра «Воротики»

Баба-Яга перешагивает воротики, догоняет Кузю, выбежав из музыкального зала, ловит его в коридоре.

Кузя : Ребята, спасите меня! (из коридора)

Хозяйка : Как нам помочь Кузе, как вернуть его к нам!

Пойдемте, найдем его.

Все дети выходят из музыкального зала, проходят по коридору, заходят в него через другую дверь. В это время в музыкальном зале меняется обстановка : на печь накидывают паутину, раскидывают мусор, приглушают свет. Звучит музыка «ветер» .

Дети заходят, садятся на места.

Хоз.: Ой, как холодно (дрожит! Что с нашей избой случилось? (поднимаю веник) Как же мы теперь без домового будем жить?

Под веселую музыку заходят цыгане (взрослый, 2-3 детей, «медведь» , 2 музыканта)

Цыганка : О чем печалитесь? Рождество на дворе! Радоваться надо!

Танец цыганский. (дети, которые сидят на стульчиках, подыгрывают на музыкальных инструментах)

Цыганка : Что случилось?

Дети : Баба-Яга забрала Кузю.

Х.: 20 лет жил в нашей Крестьянской избе , Баба Яга забрала у нас домовенка Кузю. Холодно стало, печь не горит, кругом паутина…

Цыганка : Давай, хозяйка, погадаю. Сейчас все узнаем!

Приглушается свет, зажигаются свечи, ставят зеркало.

Цыганка : Есть у меня зеркало одно старинное. Что в нем увидишь хозяюшка, то сбудется, не минуется!

Гадание с зеркалом.

Хоз. (смотрю в зеркало, свет приглушен) : Люди, детки маленькие. Все веселятся, наряжаются…

Цыганка : гостей много будет!

Хоз.: Птиц видимо невидимо

Цыганка : друзей у музея будет много !

Хозяйка : А вот и Кузьма – он в избушке у Бабы Яги !

Спасибо тебе цыганка, кто же нам поможет разыскать эту избу ?

Цыганка : Больше ничем не могу помочь. Нам пора. До свидания детвора!

Хозяйка : Печка-матушка, помоги, подскажи , как Кузю вернуть.

Запись голоса печки : (кашляет) Беде Вашей помогу. Надо время повернуть вспять, когда Баба Яга была маленькой девочкой. Она была дочерью мельника и жила на острове Кижи. Злая волшебница разрушила мельницу, заколдовала доброе сердце девочки. Вам надо раскрутить крылья мельницы.

Хозяйка : Повернуть время нам могут помочь только ангелы. На дворе Рождество, долго ждали мы его. Ангелов позвать нам надо. Звоню в колокольчик.

Входят ангелы (2-3 детей) . Песня ангелов.

Ангел : поздравляет

Хозяйка : Ребята, давайте возьмемся за руки, загадаем желание :

«1,2,3 древние Кижи появись»

(звон часов, волшебная музыка)

Танец с вуалью

Хозяйка : Вот мы и раскрутили крылья мельницы.

Входит Баба Яга, на руках Кузя.

Б-Я : Яхонтовый мой! Куда мне тебя посадить? Чем мне тебя угостить? (садит его на печь)

Кузя : Бабусенька (целует в одну щеку! Ягусенька! (целует в другую щеку)

Б-Я.: Ой, что это со мной? Кузенька, жалко мне расставаться с тобой, но видно, что ты здесь нужнее!

Кузя : Спасибо, бабушка! Сколько дел накопилось? Ребята, помогите печку затопить.

Хозяйка : Давайте, встанем вокруг елки.

Игра «Гори, гори ясно, чтобы не погасло»

Хозяйка : Из трубы пошел дым! (включается лампа внутри трубы) Снова печка наша греет, снова у нас тепло. Спасибо, Вам ангелы за помощь, за чудо, которое сейчас произошло! (беру в руки звезду рождественскую)

Вот звезда для всех сияет

И наш садик освещает.

Давайте поиграем со звездой. Игра «Передай звезду» (на музыкальные паузы ребенок, в руках которого оказывается звезда, танцует в кругу)

Игра «Каравай» (приглашаем гостей в круг)

Хозяйка : Целых 20 лет мы встречали Рождество, провожали Масленицу, радовались Пасхе, играли в музее , давайте посмотрим, как это было.

Презентация фотографий разных лет.

Поздравления гостей.

Б-Я.: Кузя, милые детушки я тоже позхдравить хочу, поку Вы кино смотрели, я пироги Вам испекла! Не красна изба углами , а красна пирогами.

Хозяйка : как все хорошо устроилось, а теперь давайте споем нашу любимую песню о нашем музее .

Песня «Русская изба »

В конце песни дети три раза поздравляют с днем рождения.

Хозяйка : Наш музей – это прежде всего тепло Ваших сердец (обращаю внимания на столы, где разложены сердечки, карандаши) Давайте мы подарим тепло, напишем свои имена и украсим дверь нашего музея .

Гостям тоже предлагается сделать памятные записи на сердцах, украсить ими дверь.

Вам желаем счастья много,

Чтоб смеялись от души!

До свиданья! Всем спасибо!

Все Вы были хороши!

Публикации по теме:

Гордость нашего садика-музей. Чего в нём только нет. Русская печь,утюги,умывальник, расписная посуда,чугунки, маслобойка, этажерка,.

Музейная педагогика играет большую роль в приобщении детей к воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию,.

Годунова Е. П Загвозкина М. В. Глубокий духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Родная культура, как отец и мать.

Сценарий праздника к юбилею детского сада для подготовительной группы «С днем рожденья, детский сад» Сценарий праздника к юбилею детского сада для подготовительной группы №2 «С днем рожденья, детский сад» Разработала воспитатель: Чухутина.

Составила руководитель школьного музея

МОУ Медведевской ООШ Ржевского района

Тверской области Абрамян Лена Грантовна

В(1) – Добрый день, дорогие друзья! В(2) – Мы рады приветствовать всех присутствующих учителей школы, ветеранов труда, земляков, жителей деревни, почётных гостей праздника. В(1) – Нас всех на праздник, на юбилей, собрал наш музей. В(2) – И мы ведущие этого праздника Таран Александра и Здорнов Станислав. Звените фанфары громче, Мы отмечаем юбилей. А 30 лет уже ведь возраст О многом вам расскажет наш музей У нас сегодня – юбилей! Мы от души всех поздравляем! Приветствуем наших гостей, И славный праздник начинаем! «О! Светло светлая и украсно украшенная земля русская! Многими красотами удивлена еси, Реками полноводными, дубравами частыми, полями дивными, зверьем различным, городами великими, домами – церковными, да людьми, умеющими и сеять, пахать и землю свою защищать, на чужое не зариться, но и спуску не давать, у кого руки загребущие, да души злющие»- читаем мы в «Слове о погибели земли русской». Сколько же памятных народу страниц можно прочитать – славных и горьких, громких и неприятных, но всегда открытых и честных, как и сердца тех людей, что назвали край Тверской своим отчим краем! Малая Родина или большая – Всё это родина, как не зови Силу даёт и надежду внушает Боль утоляет и учит любви. Малая Родина или большая – Всё это Родина – только одна. В миг, когда рушиться все и встаёт Только и держит на свете она (песня 1 класс «Россия, Россия!) В – Хранителем славной истории нашего поселения «Медведево» является наш музей. В – 20 апреля 1984 года – дата основания музея истории революционной, боевой и трудовой славы колхоза имени Жегунова. В – Сегодня музею 30 лет! Возраст по историческим меркам молодой, но по своей значимости в общественной жизни и воспитанию подрастающего поколения достаточно зрелый. В – Друзья! Давайте на минуту вернёмся в то время, заглянем в музей, уютный и доброжелательный, посмотри на музейные экспонаты, расскажем, кто же создал его, этот памятник истории села «Медведево». В – Огромную работу по сбору экспонатов, подготовке помещения, оформлению экспозиций провели учителя, ветераны Великой Отечественной войны, учащиеся, жители деревни, руководители городского комитета КПСС. В – Сегодня у нас в гостях Мешкова Галина Александровна, советник губернатора Тверской области. Галина Александровна – одна из организаторов музея. Мы просим её вспомнить, как удалось за короткий срок собрать и создать разностороннюю и интересную экспозицию. В – Сегодня день торжественен и строг. Открыта дверь, музей гостей встречает И о хранителях своих вспоминает. В – Мы знаем, что за активное участие в создании музея, его первый хранитель Евсеев Михаил Михайлович был награжден Почетной грамотой райкома КПСС. Сам Михаил Михайлович был участником войны, родоначальник учительской династии Евсеевых, награжден Орденом Красной Звезды, Орденом славы 3 степени, медалями и почетной грамотой. В – Вся его сознательная жизнь прошла на ниве народного просвещения Ржевского района. Был директором Медведевской школы, непосредственно осуществлял её строительство, директором Итомлинской средней школы, Тудовской школы. 15 лет возглавлял отдел образования Ржевского района. С выходом на пенсию работал учителем истории Медведевской школы, заведовал музеем. В – Михаил Михайлович Евсеев, не жалея сил, создавал и много лет руководил им. Об этом красноречиво говорят записи в книге отзывов « Спасибо за добрую память о моем деде – народном учителе Онуфриеве Василии Онуфриевиче», - пишет правнук Онуфриева, автора книг « История села Медведево» и « Жизнь учителя». В – Ему активно помогал Петр Гаврилович, ветеран войны, проработавший в школе с 1946 по 1980 год. У Петра Гавриловича много наград: Орден Красной Звезды, Орден Отечественной войны, медаль « За отвагу», юбилейные медали, почетные грамоты. Сегодня в нашем зале дочь Петра Гавриловича, Козлова Таисия Петровна. Давайте поприветствуем её, поблагодарим её за предоставленные для музея подлинные награды и документы отца. В – В память о них звучит песня « От героев былых времен» (из фильма «Офицеры»). В – Хранят страницы, стенды и витрины Сияние славы и горечь прошлых лет Всё в памяти сберечь должны мы, Забыть о прошлом мы не смеем, нет! В – Гордость нашего музея – экспозиция, посвященная Великой Отечественной войне. Здесь, как нигде, люди ощущают непрерывную связь времен. Экспозиция рассказывает о наших героических земляках, оставивших добрую память для земляков. Два чувства дивно близких нам. В них обретает сердце пищу Любовь к отеческим гробам Любовь к родному пепелищу На них основано от века По воле бога самого Самостоянье человека, Залог величия его. (А.С. Пушкин).

Мы гордимся нашими славными земляками. Герой Советского Союза лётчик- истребитель Румянцев Михаил Ильич, полный кавалер орденов Славы Виктор Иванович Алексеев, лётчик Бабошин, партизан Зайцев, артиллерист Василий Образцов и многие другие земляки- показали образцы служения Родине В Мы гордимся что в музей приходят учащиеся школ города и района. Это означает, что в знакомстве с историей своего края музей играет не последнюю роль. В Слово предоставляется председателю Ржевского Совета ветеранов Книге В.С. В Наш музей стал центром краеведческой и военно- патриотической работы в школе. На базе музея проводятся экскурсии, уроки мужества, классные часы, викторины, музейные уроки. В Мы вечно перед родиной в ответе, Оберегая тишину полей, Чтоб мирно спали люди на планете, Чтоб взрывов больше не было на ней. (песня «Гляжу в озёра синие») В Слово предоставляется руководителю музея, учителю истории Абрамян Лене Грантовне.

Добрый день, друзья! 2014 год в России объявлен Годом культуры,2012 был Годом истории. Мы ясно понимаем, по какой причине объявляются такие масштабные общефедеральные акции. И наша встреча друзей музея как раз и подтверждение, что мы поддерживаем такие акции.

Наше общество нуждается в широком распространении культуры и образования. Великий публицист Д.С.Лихачёв писал: "Нет такой специальности. которой не нужна была история- она основа культуры". Хорошо образованный человек не будет поддаваться на агрессивные и националистические теории. Человек, воспитанный в культурной среде, более состоятелен в жизни. Воспитывая будущее России, мы обязаны преумножать культурные традиции великого русского народа. В ходе подготовки к юбилею совет музея обратился с вопросом: "Что для меня музей? " Вот отрывки из ответов: "Это память о людях, которые жертвовали собой, чтобы мы спали спокойно, музей даёт знания о войне; для меня- это история, которую нельзя забыть; в музеях красиво, я узнаю о предках; музей - источник знаний".

Нам, взрослым, хочется, чтобы выросли настоящие граждане, верные памяти.

В планах совета подготовка к 70-летию "Победы войны", встречи с интересными людьми, оцифровка материалов музея, создание его сайта, распространение опыта работы совета музея.

Я хочу поблагодарить ребят, которые помогают в обновлении экспозиции музея, своих коллег, жителей деревни, отзывающихся на наши просьбы.

Спасибо всем, друзья!

В В подарок музею учащиеся 5 класса собрали и записали медведевские частушки. Им слово. ЧАСТУШКИ 1. Слава богу, понемногу Начал поправляться, Продал дом, купил ворота- Начал запираться.

2. Запрягай-ка, батька лошадь Сивую, косматую. Я поеду в ту деревню Девушку сосватаю

3. А я суну руки в брюки Люди скажут: «Барин я!» А у барина богатства Две собаки да свинья

4. Выхожу и начинаю Первую угрюмую, Нет ни соли не муки А я жениться думаю.

5. У меня милёнок лысый А куда же его деть, Когда зеркала не будет Буду в лысину глядеть

6. Все ребята, как ребята У меня милой косой Все идут прямой дорогой А он ходит полосой

7. Меня сватали сваты На серой кобыле Всё добро моё забрали А меня забыли

8. У меня милёнок был Звали его Михаил Может видели девчата Рот разинувши ходил?

9. Мы частушки вам пропели Хорошо ли плохо ли? А теперь мы вас попросим Чтобы нам похлопали.

В Работа школы и музея по патриотическому воспитанию отмечена грамотами и благодарностями Ржевского районного отдела образования и Совета ветеранов, о ней публиковались статьи в «Учительской газете» В Вот отрывок из статьи « Песенка-чудесенка» из «Учительской газеты». «Мне показали в музее фотографию многодетной семьи, а я даже не узнала своего папу, ему было 2 года». Автор статьи Катя Кутукова, студентка 1 курса аграрного колледжа «Ржевский». В А «Песенку- чудесенку» 5 лет назад исполняли наши «пятаки»-частушечники. Вот как! Музей, какое ёмкое слово От пирамид до черепков Хранят музеи для потомков Свидетельства иных эпох И в сердце чувствуем мы трепет Такую связь через века Вдруг осознав предметов этих Касалась прадедов рука Давай те же добро творить Чтоб будущему поколению Живой планету подарить Чтоб не порвалось нитью тонкой Чтоб даже через сотню лет В музеях сберегли потомки Эпохи нашей яркий след.

В Слово предоставляется директору школы Евсееву В.М. (награждение лучших помощников музея) В Мы благодарим всех друзей музея, жителей поселения, кто принёс экспонаты в музей, всех, кто помогает нам в работе. В Пусть мы не Лувр и не Петергоф.


Сценарий юбилея музея
Звучит песня «Россия» (заставка видео «Гимн»)
В. Большая планета
А. Большая страна
В. Любимый Урал
А. Любимый Камышлов
В. Родной лицей
А. Родной музей
В. Да мы не оговорились. Вот уже много лет наш маленький музей стал родным домом для краеведов.
А. И сегодня пришло время сказать, как много значит он для нас.
В. Но почему?
Вместе. Да потому что нам 50!
Фанфары
В. Звените фанфары громче,Мы отмечаем юбилей!50 лет солидный возраст, О многом вам расскажет наш музей! А. У нас сегодня – юбилей!
Мы от души всех поздравляем!
Приветствуем наших гостей,
И славный праздник начинаем!
А. А ты знаешь, как все начиналось?
А. Нет, но очень хочу узнать
В. А началось все с приходом в школу № 5 Якимовой Евдокии Павловны. Именно она – учитель географии – стала инициатором создания музея. Из походов ребята приносили дневники, стали собирать экспонаты, готовить экскурсии. Через пять лет рядом с кабинетом химии была открыта первая музейная комната.
А. Значит, Евдокию Павловну можно назвать мамой нашего музея?
В. Я думаю да. И именно ее мы приглашаем на нашу сцену первой.
Выступление.
В. Евдокия Павловна, мы от всей души поздравляем Вас с юбилеем музея. Благодарим за энтузиазм и нелегкий труд по его организации. Желаем Вам здоровья и счастливых моментов.
Цветы.
Номер!
А. Наш музей рос. В разные годы у него были разные руководители. Не один год здесь проработали.
В. Уважаемые педагоги, примите от нас поздравления с юбилеем и слова благодарности за ваш вклад в развитие нашего музея.
Цветы.
А. вот мы всех поздравляем, поздравляем. А нас-то кто-нибудь поздравит?
В. Конечно, ведь в этом зале собрались люди, которые так или иначе связаны с нашим музеем. Вот, например, я точно знаю, что Колупаева Лидия Анатольевна, Соболева Алена Александровна и Чернавских Ирина Александровна очень любят бывать в нашем музее.
А. Тогда давайте предоставим им слово.
Выступление.
А. Ой, Виктория Викторовна, у Вас значок какой интересный. Я такого еще не видел. Где купили?
В. Такие значки, Алексей, не купишь. Ведь это отличительный знак областной школы юного краеведа. Его получают только участники образовательной программы «Мы познаем родной Урал». Школа эта работает с 2011 года, а мы являемся ее участниками с 2012. И не просто участниками - дважды активисты нашего музея выступали на открытии школы. Поверь мне это большая честь. И сейчас мы вам покажем одну из наших визиток. Внимание на экран.
Видео.
В. Алеша, а ты обратил внимание, что новенького в нашем музее?
А. Конечно, у нас наконец-то появилась витрина, которая рассказывает об истории нашего музея. Кстати, меня там заинтересовал один экспонат.
В. Какой?
А. Паспорт музея. Там в активе музея числятся Чикунова Таня и Половников Алеша. Имена-то уж больно знакомые.
В. Ты прав. Глава муниципальной думы Чикунова Татьяна Анатольевна и заместитель главы города Половников Алексей Владимирович начинали свою активную деятельность с нашего музея. Уважаемые активисты музея – вам слово.
Выступление.
А. 1001,1002,1003.
В. Алексей, что там считаешь?
А. Пытаюсь, сосчитать все экспонаты нашего музея.
В. Не стоит, это давно сделали за тебя. В 19 году музей из маленькой комнаты рядом с кабинетом химии переехал в сегодняшнее помещение, в 2010 году здесь появились новые современные витрины, а в 2013 актив музея провел инвентаризацию и я точно могу сказать, что в нашем музее экспонатов на данный момент.
А. Почему на данный момент?
В. Потому что в любой момент к нам могут подойти наши лицеисты, их родители, учителя и принести новый экспонат. Ведь наш музей растет постоянно. Мы работаем по 4 направлениям: поисково-исследовательское, выставочное, экскурсионное, реставрационно-просветительское. Каждый год наши активисты становятся участниками городских и областных конкурсов. И показывают неплохие результаты. А в этом году мы стали победителями областного смотра-конкурса музея в номинации «Уникальный экспонат»
В. Деятельность нашего музея неразрывно связана с туристической деятельностью. Ведь именно туристы приносили сюда первые экспонаты, а их дневниками походов переполнены наши архивы. Поэтому не случайно на нашем празднике главный турист города и краевед Васьков Юрий Александрович. А вместе с ним директор городского музея Ирина Александровна и руководители школьных музеев школ города Подкорытова Ирина Петровна, Зинаида Ивановна, Мозоля
А. Уважаемые гости, Вам слово.
Выступление
Номер!