Урок музыки в 6 классе на тему:

«Казахский вальс»

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями «Казахского вальса».

Задачи:

    Образовательная: формировать представления о связи между музыкой и живописью в искусстве; повторить знания учащихся о вальсе (жанр, размер, где чаще всего используется, в песнях или в танцах); познакомить с песней «Казахский вальс» Л. Хамиди написанной в жанре вальса, а также с творчеством выдающейся исполнительницы, танцовщицы Ш. Жиенкуловой и художницы, изобразившей «Портрет Шары Жиенкуловой. Казахский вальс».

    Развивающая: развивать творческие потребности, интерес к художественному и музыкальному искусствам.

    Воспитывающая: вызвать интерес к творчеству композиторов и художников; формировать эстетический вкус.

Ход урока:

    Организационно-установочный этап

Перед уроком сформировать 4 группы, выбрать ответственных за выставление баллов в лист оценивания.

Игра «Колечко, колечко, в класс зайди, свою группу найди»

Добрый день, ребята! Я рада видеть вас.

Прежде чем начать урок, мне бы хотелось узнать, какое сегодня у вас настроение. Похлопайте в ладоши если у вас хорошее настроение. Я очень рада, что мы с вами начинаем с хорошего настроения.

Опережающее задание

Стихотворение Николая Листова «Я помню вальса звук прелестный»

Я помню вальса звук прелестный
Весенней ночью в поздний час,
Его пел голос неизвестный,
И песня чудная лилась

Да, то был вальс прелестный, томный,
Да, то был дивный вальс!

Теперь зима, и те же ели
Покрыты сумраком стоят,
А под окном шумят метели,
И звуки вальса не звучат

Выход на тему. Целеполагание.

Ну, а у нас сегодня обязательно будет звучать вальс.

Ребята, я думаю вы догадались, как называется тема нашего сегодняшнего урока? (вальс)

А я вам предлагаю познакомиться с «Казахским вальсом».

А теперь сами определите цель урока. На столах есть опорные слова, можете ими воспользоваться.

Ребята, что бы вы еще хотели узнать на уроке?

Мозговой штурм

Ребята, что вы уже знаете о вальсе?

(танец, танцуют на балу, размер ¾, танцуют в парах)

Используя свои знания дайте определение слову «вальс»

Работа со словарем

Сравните с определением, данным в словаре Ожегова.

Вальс -плавный парный бальный танец, а также музыка в ритме этого танца.

Анализ по Блуму

Посмотрите на фотографии различных танцев и постарайтесь определить где танцуют вальс.

Почему вы выбрали это фото? (потому что изображенные на них люди танцуют вдвоем, кружась)

    Обучающий этап (формулирую открытый вопрос)

Ребята, на каких мероприятиях можно увидеть вальсирующие пары?

(выпускники школ танцуют «Прощальный школьный вальс», молодожены на свадьбе «Вальс любви», на официальных церемониях балы начинают с Венского танца и т.д.)

В 1940 году казахстанский композитор Латыф Хамиди сочинил первый казахский вальс. И оперная певица Куляш Байсеитова стала первой исполнительницей нового вокального произведения. Яркая музыка сразу полюбилась слушателям и «Казак вальсы» стал гимном любви и счастья. Давайте прикоснемся к замечательным звукам этого вальса.

Слушание музыки : «Казахский вальс» в исполнении Куляш Байсеитовой.

Ребята, что вы представили, когда слушали вальс?

Какое настроение у вас создалось?

Этой красивой музыкой, была восхищена также известная казахская танцовщица Шара Жиенкулова. Она решила поставить танец. Выучила движения венского вальса. Но классический вальс, как мы знаем, танцуют парами. А у Шары не было партнера. Тогда она создала сольный «Казахский вальс». Танец был настолько красив, что казалось, что Шара не просто кружится в танце, а парит над сценой.

(видео 14 минута 09 секунда)

Физминутка по группам

Ребята, попробуйте сами придумать движения под музыку казахского вальса.

Молодцы, ребята. Я прошу всех занять свои места, а ответственным внести баллы в оценочный лист.

Известная казахстанская художница Гульфайрус Исмаилова была восхищена искусством Шары и создала одну из лучших своих картин – «Казахский вальс». На золотистом фоне, озаренная солнечным светом, кружится в вальсе Шара. Художница остановила мгновение, но руки, платье, воздух будто продолжают двигаться.

Жители нашей области могли прикоснуться к творчеству Гульфайрус Исмаиловой, посетив выставку, на которой была представлена картина «Казахский вальс». (раздать газеты и листы с репродукцией картины)

Работа в группах «Монолог-эссе»

Ребята, представьте, что вы хотите пригласить друга в картинную галерею. Выскажите свои впечатления так, чтобы он захотел посетить выставку.

Ребята, мы увидели с вами, что вальс представлен во всех жанрах. Он вдохновляет композиторов, поэтов, танцоров и художников. И песня Латыфа Хамиди стала танцем, а танец продолжил свою жизнь в картине.

    Исполнение песен

Совсем недавно наша страна праздновала День президента

Вы знаете, что любимая песня Нурсултана Абишевича «Весна на Заречной улице» написала в вальсовом ритме. Давайте вместе выучим отрывок песни.

Караоке песни «Весна на Заречной улице»

Приближается еще один Государственный праздник - День Независимости нашей страны. Мы с вами разучиваем песню «Казак елим осындай». Давайте исполним ее.

Исполнение «Казак елим осындай»

    Рефлексивно-оценочный этап «Две звезды, одно пожелание»

На ваших столах лежат стикеры, запишите на них 2 звезды, одно пожелание.

Ответственные подведите итоги в Листе оценивания. Ребята, посмотрите свои баллы и переведите их в отметки.

Кто доволен своими отметками, поднимите руку.

    Домашнее задание (2 пункта по выбору)

    Еще раз прослушать «Казахский вальс».

    Создать иллюстрацию еще раз прослушав «Казахский вальс».

    Сочинить четверостишье или небольшое стихотворение «Казахский вальс»

Пилишкина Ю.Б.

учитель музыки КГУ «Школа-лицей города Аксу»

описание картины казахский вальс

  1. Информации очень мало - что есть:

    Гульфайрус Мансуровна Исмаилова, народный художник Казахстана, киноактриса, художник кино, окруженная ореолом славы уже далеко за пределами Родины.

    Родилась Гульфайрус Исмаилова 5 декабря 1929 года в Алма-Ате. После окончания Алма-Атинского художественного училища, и позже, закончив Ленинградский институт имени Репина, будучи ученицей ведущих художников советской живописи, став автором больших станковых работ и оформив множество спектаклей в театре республики, создав и исполнив главные роли в кинофильмах, Гульфайрус сохраняет в себе все ту же трепетность и первозданность любви к природе, где рождаются самые возвышенные, глубокие и мощные образы поэзии, музыки, искусства живописи. В ее галерее портретных образов, посвященных лучшим представителям казахской интеллигенции - писатель М. Ауэзов, художник А. Кастеев, народная артистка КазССР Бибигуль Тулегенова, первая казахская танцовщица Шара Жиенкулова и другие.
    Первую живописную картину Казахский вальс знаменитого портретного триптиха (Шара Жиенкулова, Куляш Байсеитова, Шолпан Жандарбекова) , украшающего ГМИ им. Кастеева, художница написала в 29 лет.
    В струящемся потоке солнца, сама жизнелюбие, тепло, радость, в вихре танца кружится Шара Жиенкулова. И рождается вместе с танцем и название полотна Казахский вальс. Словно весь солнечный спектр опрокинут на палитру художницы, так ослепительна гамма лучащихся красок этого полотна.

    Это все, что удалось найти. В принципе, для сочинения достаточно, просто придайте этому нужную форму в соответствии с планом и дополните своими мыслями. От себя добавлю, что с героиней картины художница познакомилась и подружилась в театре, когда оформляла спектакль с участием этой актрисы - можете написать о теплом, дружеском отношении к модели, которым пронизана работа.

    План сочинения по картине

    1. Вступление.
    Название картины.
    Автор.
    Дата создания.
    Жанр, техника.
    В каком музее выставляется?

    2. Основная часть.
    Главные предметы (персонажи) , изображенные на картине.
    Каковы их цвет, форма, запах? Каковы они на ощупь?
    Какие детали бросаются в глаза?
    Какое настроение передает картина?

    3. Заключение. Ваше личное отношение к картине. (Если нравится / не нравится, то почему?)

  1. Загрузка... Ваше мнение о творчестве Клода Моне Супер художник. Клод Моне безусловно писал то, что трогало его душу: настроение его явственно ощущается в картинах. Несомненно...
  2. Загрузка... Суета сует...всё суета...Стиль ванитас...и зачем он возник? Ванитас (лат. vanitas, букв. суета, тщеславие) жанр живописи эпохи барокко, аллегорический натюрморт, композиционным центром которого традиционно...
  3. Загрузка... Что значат эти слова в изобразительном искусстве? Динамично равно - постоянное движение без видимых преград (?) Ритм - чередование элементов в определенной последовательности. В...
  4. Загрузка... Автопортреты Альбрехта Дюрера незнаю Первый художник, для которого автопортрет стал знаковым жанром, - Альбрехт Дюрер (1471-1528). Его автопортреты (Дюрер создал более 50 автопортретов) складываются...
  5. Загрузка... что такое тематический натюрморт Тематический натюрморт - сложное художественное произведение, с помощью которого можно рассказать об увлечениях, взглядах, мировоззрении владельца предметов. Сюжетно-тематический натюрморт подразумевает...

Гульфайрус Мансуровна Исмаилова родилась 15 декабря 1929 года в г. Алма-Ате в зажиточной семье. С детства очень любила рисовать. Закончила Алматинское художественное училище им. Н. Гоголя, Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Г.Исмаилова - народный художник Республики Казахстан. Ее кисти принадлежат многие известные полотна. Живет и работает в г. Алматы.


Гульфайрус с арабского переводится так: "гуль" - цветок, "файрузи" звезда




В х гг. она создала серию живописных портретов выдающихся мастеров казахского искусства. В ее галерее портретных образов, посвященных лучшим представителям казахской интеллигенции,- писатель М. Ауэзов, художник А. Кастеев, народная артистка КазССР Бибигуль Тулегенова, первая казахская танцовщица Шара Жиенкулова и другие.


Гульфайрус Мансуровна Исмаилова - народный художник Казахстана, киноактриса, художник кино, окруженная ореолом славы уже далеко за пределами Родины. Народный художник Гульфайрус Исмаилова недавно отметила свой славный юбилей. Гульфайрус Исмаилова, быть может, единственная женщина-художник театра среди современных живописцев. В театр оперы и балета им. Абая она пришла после окончания Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Репина, с годами превратившись в опытного, сильного мастера. В течение почти 20 лет была она главным художником театра.


Галерея картин художника Портрет Шолпан Джандарбековой г.




В 50-е годы по моим эскизам делались декорации к спектаклю, посвященному дружбе с Китаем, – «Дорогой дружбы», который имел в Москве триумфальный успех! И писали их не кто-нибудь, а Анатолий Ненашев, Сергей Калмыков! Представляете, с какими удивительными людьми я начинала работать в театре. Уже это одно – счастье! Среди театральных постановок, оформленных Гульфайрус Исмаиловой, зрителю запомнились спектакли «Биржан и Сара» М. Тулебаева, «Трагедия поэта» Г. Мусрепова, «Козы-Корпеш и Баян-Сулу», «Ер- Таргын» Е. Брусиловского, «Жумбак-кыз» С. Мухамеджанова, «Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини, «Алпамыс» Е. Рахмадиева. Все это – этапы в жизни казахского Театра оперы и балета и, конечно же, вехи в истории казахской культуры.






Эскизы костюмов к опере "Алпамыс" г.


" Надо ли говорить, сколь важна роль художника в созидании театрального зрелища? Декорации – это одежда спектакля. А что такое костюм? Костюм актера – это декорация к его жизни на сцене. Это не только колер и колорит, это и настроение, и темперамент, и судьба персонажа. "Конечно, невозможно было, работая в театре годы и годы, писать только эскизы декораций и костюмов к спектаклям, – говорит Гульфайрус Исмаилова. – С актерами «сживаешься» в процессе постановок. Так возник «Казахский вальс» с Шарой Жиенкуловой."


Первую живописную картину "Казахский вальс" написала в 29 лет. (1958 г.) (портрет народной артистки Казахской ССР Шары Жиенкуловой) В струящемся потоке солнца, сама жизнелюбие, тепло, радость - в вихре танца кружится Шара Жиенкулова.


Почему картина называется «Казахский вальс»? В струящемся потоке солнца, сама жизнелюбие, тепло, радость, в вихре танца кружится Шара Жиенкулова. И рождается вместе с танцем и название полотна – «Казахский вальс». Словно весь солнечный спектр опрокинут на палитру художницы, так ослепительна гамма лучащихся красок этого полотна.














На картине Г.Исмаиловой изображена девушка в традиционном казахском костюме. Ее золотистый камзол поблескивает на стройном теле. Мне кажется, что художница хотела передать красоту, жизнерадостность, грациозность и обаяние танцовщицы. В центре картины изображена Шары Жиенкулова, кружащаяся в вальсе. Ее пышное платье взлетает в вихре танца, а руки как птицы взмывают ввысь. Свет и тень на этой картине переливаются на теплых тонах красок, которые передают царящее там веселье. Глаза Шары Жиенкуловой черные, лучезарные и лукавые, словно зовущие людей потанцевать. Лоб светлый и ясный, нос изящный, губы алые и женственные, как лепестки роз. Волосы словно шелк обвивают гибкий стан девушки. Улыбка будто свет восходящего солнца. Платье у танцовщицы, как вздымающиеся волны океана на закате солнца. Девушка похожа на грациозного лебедя, плывущего по водной глади. Я бы очень хотела увидеть эту картину вживую.

Подготовила: учитель русского языка и литературы

Актюбинской средней школы

Буцына Галина Григорьевна

Цель : Познакомить учащихся с художницей Г. Исмаиловой и её картиной.

Учить выражать изображенное на картине красивым художественным языком, используя образные выражения;

Воспитывать чувство прекрасного, патриотизм.

Словарная работа: слово «Презентация»

Пре зе нт (из французского present)

То же, что подарок .

Презентовать-то же, что подарить.

Презентация-дарение, представление.

(фотография: Гульфайрус Мансуровна Исмаилова)

Показываются картины художницы, в том числе её знаменитая картина «Казахский вальс»

Биография танцовщицы:

Шара Жиенкулова родилась 5 (18) июля 1912 года в Алма-Ате. Казахская советская танцовщица, педагог. В 1929-1930 гг.Училась на историческом факультете КазПи,затем работала в Казахском драматическом театре. Исполняла роли Енлик, Карагоз и др. С 1934г.Работала в музыкально-драматическом театре (ныне Казахский театр оперы и балета). Здесь она исполняла народные танцы в музыкальной драме «Айман-Шолпан» Ауэзова, в операх «Кыз-Жибек». В струящемся потоке солнца, само жизнелюбие, тепло, радость, в вихре танца кружится Шара Жиенкулова. И рождается вместе с танцем и название полотна - «Казахский вальс».

Сочинения учащихся

На картине Г. Исмаиловой «Казахский вальс» изображена уверенная в себе девушка. Она одета в национальный костюм. На лице обворожительная улыбка, она счастлива, что умеет танцевать национальный танец, в ушах национальные серьги, на голове казахская шапка, которая называется сайляу, она черного цвета с великолепными перьями на макушке. Руки у девушки словно крылья лебедя в свободном полёте, на них у неё тоже национальные украшения - блезек. Платье девушки розового цвета, которое развевается во время танца. Мне в этой картине понравилось то, что Г. Исмаилова передала характер девушки и характер прекрасного танца. Ещё в этой картине мне нравится игра цвета: жёлтый фон напоминает мне осенний парк, как будто девушка танцует в нём, а цвет платья, переходящий от светлого - розового к тёмно - розовому, мне напоминает рассвет и закат. Глядя на эту картину можно представить эту девушку со смоляными, чёрными длинными косами в национальном костюме, танцующую в осеннем парке и услышать удивительно лёгкую музыку вальса, красивого и торжественного.

Работа ученицы Исмаиловой Анжелы.

В нашем мире существуют много видов искусств. Одно из них - живопись. Всё, что художник видит и чувствует, он изображает на картине. Иногда, смотря на картину, можно увидеть то, что нельзя сказать словами. Вот например картина Г. Исмаиловой «Казахский вальс». С первого взгляда это простая казахская девушка, запечатлённая в танце. Но приглядевшись внимательно, ты как будто проникаешь в картину, она завораживает. Этот фон жёлто - красных оттенков, как большое поле тюльпанов в середине мая. А танцующая девушка, словно лебедь, плавно порхающая по океану цветов. Её одежда, как весенние цветки, переливается всеми красками, с добавлением золотого оттенка солнца от её украшений. Ещё сильно завораживает в этой картине взгляд: он как будто пронизывает насквозь. Лицо девушки художник нарисовал бледно - розовым цветом, как будто сравнивает её с весенним тюльпаном. Улыбка её радует взгляд. Когда смотришь на эту картину, хочется побыстрее лета, чтобы увидеть широкую, просторную степь с ковром цветов, яркое солнце, чистое, прозрачное небо.

Работа ученицы Нурановой Аиды.

Передо мной картина Гульфирусы Исмаиловой «Казахский вальс». Кажется, что художница хотела передать красоту, жизнерадостность, и обаяние танцовщицы. Её пышное платье взлетает в вихре танца, а руки, как птицы, взмывают ввысь. Свет и тень на этой картине переливаются на теплых тонах красок, которые передают веселье, царящее там. Казахский вальс - очень красивый танец и художнице удалось это передать с помощью кисти и красок.

Работа ученика Соловьева Василия.

Эта картина изображена в изумительных красках. Платье указывает на национальность танца. Волосы, как и принято, собраны в две косы. Плавные движения танцовщицы будто околдовывают нас. Плавные руки, чудесные украшения и просто божественное платье нам преподносит картина Г.Исмаиловой «Казахский вальс» смотришь на картину и слышишь удивительную легкую, почти воздушную музыку. Она то заставляет медленно плыть по кругу, то подхватывает вихрем и несём куда - то высоко - высоко: я была удивлена такой точностью описания вальса.

Работа ученицы Тихоновой Ирины

На картине Исмаиловой «Казахский вальс» мы видим танцовщицу, которая кружится в быстром ритме. Действие происходит в яркий солнечный день на улице - это видно по ярко - желтому фону картины. На девушке лёгкое воздушное, полупрозрачное платье ярких расцветок.

Танцовщица - красивая девушка, у неё чёрные миндалевидные глаза, прекрасный цвет лица, алые мягкие губы. Чёрные прекрасные волосы заплетены в длинные косы, которые разлетались в порыве танца. Нам приятно смотреть на её изящные руки в браслетах и гибкую фигуру. По её лицу видно, что она танцует с удовольствием. Глядя на неё, я испытываю гордость за талантливых людей моего родного Казахстана.

Работа ученика Арсланова Антона.

На этой картине изображена очень радостная, веселая молодая девушка. Мы видим, как она танцует казахский национальный танец «Камажай». Она не только танцует, она описывает искусство живописи. Она очень красивая, а глаза у неё чёрные, лоб светлый, нос изящный, губы женственные, а волосы, словно волны на море. Улыбка, будто солнечные, теплые лучи, а платье как цветы на казахских полях. Девушка похожа на звезду в небе. На этой картине не просто молодая, красивая девушка, а патриотка своей страны. Она сама убеждает, что её страна самая сильная, яркая, культурная страна. Мне в этой картине понравились очень яркие, красивые цвета и очаровательная улыбка танцовщицы.

Работа ученика Изтаева Амана

Ой, какая красивая танцовщица! Какое пышное платье! Жилет черно - золотой и подходит к её костюму. Лицо у неё красивое и светлое, губы словно зефир. Золотые украшения придают казахской девушке красоту. Плавные движения говорят о том, что тело её стройное и легкое. Они так подходят к её фигуре. Как тонко и верно художник написал портрет казахской девушки, где можно прочитать её мягкий характер и покорность, гибкость и чуткость брови вразлёт на светлом лбу, бархатные глаза, маленький нос и мягкие женственные губы. Кажется, что девушка не на полу танцует а парит в воздухе. Пышное платье как веер кружится в танце. Девушка похожая на изящную вольную птицу исполняющая свой танец. Мне понравилось эта картина она вдохновила меня на такие слова.

Работа ученика Гусейнова Аслана

Живопись - это один из видов искусства, который понятен всем. Художник, изображающий что - либо, вкладывает частицу Родины в своё творенье. На картине «Казахский вальс» преобладают тёплые тона. Жёлтый плавно переходит в оранжевый, сливающийся с розовым и алым. Эти цвета символизируют гармонию, радость и любовь к окружающему миру. Платье танцовщицы очень пышное и яркое, лицо улыбчивое. Алые губы подчёркивают изящный носик, бархатные глаза смотрят улыбчивое и нежно, светлый лоб сливается с тёплым колпаком на её голове. Волосы девушки заплетёны в косы, обвивающие её маленькое стройное тело. Также присутствуют золотые украшения, подчеркивающие овал лица и изящество рук. Тонкая талия и светлая кожа очень удачно вписались в образ коренной казашки. Свет и тень так - же учтены. Картина производит впечатление чего - то родного и близкого душе, чего - то спокойного и в то - же время весёлого.

Работа ученицы Арндт Юлии

Казахский вальс хорошо смотрится на фоне осеннего пейзажа. Видно, что танцовщица очень эмоциональная. Она показывает жесты, входит в образ. Её очаровательная улыбка на лице, впечатляет человека. У неё изысканные украшения, даже с картины видно, что они золотые. Порой мне кажется, что если танцовщица быстро закружится, то из-за пышного платья, не будет видно даже её головы… А какие длинные косы! Мне кажется, что у танцовщицы шёлковые волосы, потому, что они длинные и красивые. А бобровая шапка с пухом ей к лицу. И я хочу отметить, что мне очень понравился камзол с национальным орнаментом. Он очень хорошо сочетается с пышным платьем. А какая чудесная музыка! Очень хорошо подобран ритм к произведению. Чувствуется лёгкость этого произведения. На мой взгляд, даже слепой человек не видя танец, а просто слушая музыку, может представить и почувствовать движения танца. И даже глухой человек, не слыша музыку, а просто видя плавные и ритмичные движения, может почувствовать музыку танца. Кажется, что танцующая девушка сейчас оживёт, шагнёт за рамки картины, и порадует нас исполнением яркого, неповторимого, незабываемого вальса.

Работа ученицы Бейсенова Акерке

На фоне проигрыша ученик читает эти слова:

Танец стремительный,

Легкий весенний,

Он упоительный,

Как настроение.

Быстрый волнующий

Словно скользящий

Нас зачарующий,

Громко кричащий

Вот подхватил

Несёмся мы в танце

Жизнью наполнил

Танцующих в вальсе

«Оживление картины» Казахский танец