Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
Немного пусть поспят.

Пришла и к нам на фронт весна,
Солдатам стало не до сна -
Не потому, что пушки бьют,
А потому, что вновь поют,
Забыв, что здесь идут бои,
Поют шальные соловьи.


Пусть солдаты немного поспят,
Немного поспят.

Вчера горячий был денек,
Взметая пыль степных дорог.
В атаку шел гвардейский полк.
Идти вперед - солдатский долг.
И этот долг, как знамя, свят.
Семнадцать верст прошел солдат.

Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
Пусть солдаты немного поспят,
Немного поспят.

Но что война для соловья!
У соловья ведь жизнь своя.
Не спит солдат, припомнив дом
И сад зеленый над прудом,
Где соловьи всю ночь поют,
А в доме том солдата ждут.

Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
Пусть солдаты немного поспят,
Немного пусть поспят.

А завтра снова будет бой,-
Уж так назначено судьбой,
Чтоб нам уйти, не долюбив,
От наших жен, от наших нив;
Но с каждым шагом в том бою
Нам ближе дом в родном краю.

Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
Пусть солдаты немного поспят,
Немного пусть поспят.

Рецензии

Эти стихи, ставшие песней - поистине одно из самых потрясающих явлений в песенной культуре ушедшего века. Когда " Соловьи" исполняет хор Александрова, кажется, даже камни могут заплакать. Слушать эту песню в исполнении этого великого хора - это значит не только испытать величайшее эстетическое наслаждение, это значит прикоснуться к некой обжигающей сердце истине. Помните, блоковские строки:

"Тащитесь, траурные клячи,
Актёры, правьте ремесло,
Чтобы от истины ходячей
Всем стало больно и светло"

И так вот больно и светло становится от этой песни. По силе воздействия на душу она сравнимана с лучшими церковными песнопениями. Эта песня и есть потрясающая молитва. И только за создание этой песни её авторам - поэту Алексею Фатьянову и композитору Василию Соловьёму-Седому вечная память и слава в веках!

Иксренность - сестра, а, может быть и мать таланта. Мороз по коже от слов поэта, сплавленных воедино с такой же мощной мелодией. Низкий поклон Алексею Ивановичу - учителю, мэтру песенной поэзии на все времена.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Размер 4 / 4 и 2 / 4

A m F 7 E -9 A m C D m7 E 7
Соло- вьи, соло- вьи, не тре- вожь- те сол- дат,
E -9 E 7 A m7 E 7 A m
Пусть сол- даты не много по спят,
A m7 F D m7 A m E 7 A m
Не- мно- го пусть по- спят.
E 7 A m D m6 A m
При шла и к нам на фронт ве- сна,
D m D m6 A m B dim A m
Сол- да- там стало не до сна.
G m6 A 7 D m G
Не пото- му, что пушки бьют,
G 7 C F
А по- то- му, что вновь по- ют,
E -9 F E -9
Забыв, что здесь идут бо- и,
A m B 7 D m6 E 7
Поют шаль- ные соловь- и.

ТРАНСПОНИРОВАТЬ В ДРУГУЮ ТОНАЛЬНОСТЬ. НА ПОЛТОНА

Текущая тональность: ля минор

A m F 7 E -9 C D m7 E 7 A m7 F
D m6 D m B dim G m6 A 7 G G 7 B 7

Условные обозначения

Показать


I. Струны от 6-ой до 1-ой (слева направо).
II. Номер лада.
III. Открытая струна.
IV. На струне не извлекается звук.
V. Пальцы: указательный (1 ), средний (2 ), безымянный (3 ), мизинец (4 ).
VI. Барре указательным пальцем.

ПЕСНЯ «СОЛОВЬИ». ПОДОБРАТЬ БОЙ (ПЕРЕБОР)

Чтобы воспользоваться справочником «Бой + Перебор», включите поддержку flash и javascript в браузере.

ПЕСНЯ «СОЛОВЬИ». ТЕКСТ



Немного пусть поспят.


Солдатам стало не до сна.
Не потому, что пушки бьют,
А потому, что вновь поют,
Забыв, что здесь идут бои,
Поют шальные соловьи.

Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
Пусть солдаты немного поспят,
Немного пусть поспят.

Но что война для соловья,
У соловья ведь жизнь своя...
Не спит солдат, припомнив дом
И сад зеленый над прудом,
Где соловьи всю ночь поют,
А в доме том солдата ждут.

Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
Пусть солдаты немного поспят,
Немного пусть поспят.

А завтра снова будет бой -
Уж так назначено судьбой,
Что нам уйти, недолюбив,
От наших жен, от наших нив.
Но с каждым шагом в том бою
Нам ближе дом в родном краю.

Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,

Соловьи, соловьи, не тревожьте ребят,
Пусть ребята немного поспят.

ПЕСНЯ «СОЛОВЬИ». АВТОРЫ

Советский композитор Василий Павлович Соловьёв-Седой (1907-1979)

ВАСИЛИЙ СОЛОВЬЁВ-СЕДОЙ

Василий Павлович Соловьёв-Седой (настоящая фамилия - Соловьёв) родился 25 апреля (12 апреля по старому стилю) 1907 года в Санкт-Петербурге в семье дворника. В детстве самостоятельно научился играть на балалайке, гитаре и пианино. Профессиональную музыкальную деятельность Соловьёв-Седой начал в 1925-м году в качестве пианиста-импровизатора на ленинградском радио, в студии художественной гимнастики и в самодеятельных коллективах. В 1929-м году поступил в Ленинградский музыкальный техникум, а в 1931-м - в Ленинградскую консерваторию, которую окончил в 1936-м по классу композиции профессора Рязанова. В годы Великой Отечественной войны Соловьёв-Седой стал художественным руководителем организованного им же фронтового эстрадного театра «Ястребок». В послевоенные годы композитор занимал ряд ответственных должностей: председателя правления Ленинградского отделения Союза композиторов РСФСР (1948-64), секретаря Союза композиторов СССР (1957-74) и РСФСР (с 1960-го). Соловьёв-Седой является автором 3 балетов, музыкальных комедий, музыки к 24 драматическим спектаклям, 8 радиоспектаклям и 44 кинофильмам. Однако наибольшую популярность композитору принесли массовые песни. Среди них можно назвать «Играй, мой баян» (1941) на слова Л. Давидович; «Не тревожь ты себя, не тревожь» (1944) и «Услышь меня, хорошая» (1945) на слова М. Исаковского; «Если бы парни всей земли» (1957) на слова Е. Долматовского; «В путь» (1955) на слова М. Дудина; «Подмосковные вечера» (1956) и «Баллада о солдате» (1961) на слова М. Матусовского; «На солнечной поляночке» (1943), «Соловьи» (1944), «Давно мы дома не были» (1945), «Где же вы теперь, друзья-однополчане», (1947) на слова А. Фатьянова; «Матросские ночи» (1945) и «Пора в путь-дорогу» (1945) на слова С. Фогельсона; «Вечер на рейде» (1941) и «Вечерняя песня» (1957) на слова А. Чуркина. Соловьёв-Седой имеет звания Народного артиста СССР (1967) и Героя Социалистического Труда (1975). Василий Павлович Соловьёв-Седой умер 2 декабря 1979 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Литераторских мостках Волковского кладбища.

Советский поэт Алексей Иванович Фатьянов (1919-1959)

АЛЕКСЕЙ ФАТЬЯНОВ

Алексей Иванович Фатьянов родился 5 марта 1919 года в г. Вязники Владимирской губернии. В 1929 году семья Фатьяновых переселилась в подмосковный посёлок Лосиноостровский. Алексей поступил в театральную студию А. Д. Дикого при театре ВЦСПС, а в 1937 году был принят в театральную школу актёрской труппы Центрального театра Красной Армии. С началом Великой Отечественной войны ушёл на фронт, получил ранение, был представлен к правительственным наградам. Во время войны Фатьянов получил известность как поэт-песенник. Тогда были написаны песни на музыку одного из постоянных соавторов Фатьянова - В. Соловьёва-Седого: «На солнечной поляночке» (1942), «Ничего не говорила» (1943), «Соловьи» (1945), «Давно мы дома не были» (1945) и др. После войны поэт создаёт и другие популярные песни: «Три года ты мне снилась» (1946, музыка Н. Богословского), «В городском саду» (1947, музыка М. Блантера), «Мы люди большого полёта» (1948, музыка Б. Мокроусова), «Хвастать, милая, не стану» (1949, музыка Б. Мокроусова), «На крылечке» (1949, музыка Б. Мокроусова), «На Заречной улице» (1957, музыка Б. Мокроусова). Сотрудничал Фатьянов и с другими известными композиторами (А. Новиков, С. Кац, А. Лепин, Ю. Милютин, Б. Терентьев и др.). Алексей Фатьянов награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (посмертно, 1995), орденом Красной Звезды (1944), медалью «За отвагу» (1945), медалью «За победу над Германией» (1945). Алексей Иванович Фатьянов умер 13 ноября 1959 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

ПЕСНЯ «СОЛОВЬИ». ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

В. Соловьев-Седой проигрывает вновь сочиненную песню «Соловьи» С. Лемешеву и А. Фатьянову

Как часто за четыре с лишним года солдату не хватало сна... Если ж выпадала минута - спал и под грохот батарей, и под взрыв бомб, и в самую душевывертывающую болтанку, коли случалось бороздить море на катере, и просто положив под голову снарядный ящик или смерзшийся ком земли... Да, когда выкраивалось такое мгновение сна, тут уж пусть рядом хоть целый полк соловьев - ни за что до самой команды «подъем!» не разбудить было им солдата...

Однако наступила весна сорок пятого, и смертельно усталый наш солдат стал спать как-то по-иному, тревожно. Словно боял­ся пропустить миг победы. А еще, видно, очень тосковал о дале­ком доме, о любимой, о жизни, в которой уже не будет ни огня, ни крови...

Однажды, когда Василий Павлович Соловьев-Седой работал в Москве над опереттой «Верный друг», дверь номера гостини­цы распахнулась и на пороге вырос Алексей Фатьянов. Поэт приехал с фронта, ему дали отпуск специально, чтобы он на­писал с Соловьевым-Седым две песни. Тексты песен готовы, их Фатьянов сложил под грохот канонады,- «Ничего не говори­ла» и «Соловьи». Василий Павлович сел за пианино, музыка родилась быстро, а потом композитор и поэт позвали к себе соседей по гостинице и спели им новые песни. Одобрение было полным, а генерал из соседнего номера даже стал их «соавто­ром», предложив заменить в «Соловьях» одно слово: «Пусть солдаты (а не «ребята», как было сначала) немного поспят».

Пришла и к нам на фронт весна,
Солдатам стало не до сна.
Не потому, что пушки бьют,
А потому, что вновь поют,
Забыв, что здесь идут бои,
Поют шальные соловьи.

Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
Пусть солдаты немного поспят.

«Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат...» Сколько уже раз - и до войны, и еще много-много раньше - люди в пес­нях обращались к соловью-соловушке, мечтая о любви, о сча­стье. И вот теперь, весной сорок пятого, это случилось снова.

Коротки, томительны сновидения весны этой - последней воен­ной... И несмотря на то, что сегодня «пушки бьют», а «завтра сно­ва будет бой», у каждого солдата весна ох как разбередила ду­шу...

Рассказывают, что другой композитор, увидев у Фатьянова стихи о соловьях, тоже попытался сложить песню. Получился вальс, весьма непритязательный и милый, но признания он не получил. Вернее, он сразу же отступил перед песней, которую знаем мы. Потому что вместе с лиризмом, очень добрым и проникновенным, есть в этой песне эпичность. Эпичность удиви­тельнейшей силы.

Да, редко доводилось солдату выспаться за те без малого полторы тысячи дней. Очень редко. Он добыл для Родины Победу и лишь тогда заснул спокойный, что выполнил свой долг.

Песенная летопись Великой Отечественной войны Железный Анатолий Иванович

СОЛОВЬИ муз. В. Соловьёва-Седого, сл. А. Фатьянова

муз. В. Соловьёва-Седого, сл. А. Фатьянова

В конце 1944 года автор многих военных песен композитор Василий Соловьёв-Седой находился в Москве, и там, в гостиничном номере, работал над своими новыми сочинениями. В этой же гостинице «Москва» остановился прибывший с фронта его знакомый поэт Алексей Фатьянов, с которым они вместе уже написали несколько произведений.

Фатьянов был призван в армию ещё в начале войны, и теперь в должности командира танка воевал в Венгрии. Его машина первой ворвалась в город Секешфехервар, за что он был отмечен наградой и творческим отпуском, ведь все знали его как автора текстов к нескольким песням на музыку В. Соловьёва-Седого. Узнав, что в гостинице живёт знакомый композитор, Фатьянов встретился с ним и показал своё последнее стихотворение о фронтовых соловьях. Вот как об этом вспоминал сам В. Соловьёв-Седой:

«Алексей прочитал стихотворение, и я, сев за пианино, в то же утро сочинил к нему музыку. Случай редкий, если принять во внимание, что песня эта до сих пор не забыта».

Проверить новую песню решили на обитателях соседних гостиничных номеров. Пригласили их к себе и спели им свою песню. Песня всем пришлась по душе и была горячо одобрена. Правда, присутствовавший здесь генерал Соколов сделал замечание:

«Почему у вас поётся «пусть ребята немного поспят»? Речь ведь идёт о солдатах! Это очень хорошее русское слово - «солдат», и не надо его стесняться. Оно овеяно славой, это слово. Мы на время позабыли о нём -война напомнила. Ну и надо петь «пусть солдаты немного поспят».

Замечание было справедливым, и в текст тут же было внесено это уточнение. Но когда песню принесли на радио, то кто-то из редакторов придрался именно к этой строчке. Мол, идёт война, а мы солдат спать призываем! Фатьянов наотрез отказался менять слова песни, ведь он сам тоже был солдатом и хорошо знал, что для солдата значит сон во время затишья между боями.

В таком виде песня «Пришла и к нам на фронт весна» прозвучала по Всесоюзному радио и была записана на пластинку в исполнении двух замечательных певцов – Георгия Виноградова и Владимира Бунчикова. Но так как Виноградов в это время был солистом Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски, то она сразу же попала в репертуар этого прославленного коллектива, где исполнялась под названием «Соловьи».

Легендарный советский полководец Георгий Константинович Жуков считал, что самыми лучшими песнями о Великой Отечественной Войне были «Священная война», «Соловьи» и «Эх, дороги».

Пусть солдаты немного поспят.

Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,

Пусть солдаты немного поспят.

Но что война для соловья?

У соловья ведь жизнь своя!

Не спит солдат, припомнив дом

И сад зелёный над прудом,

Где соловьи всю ночь поют,

А в доме том солдата ждут...

Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,

Пусть солдаты немного поспят!

А завтра снова будет бой...

Уж так назначено судьбой,

Чтоб нам уйти, недолюбив,

От наших жён, от наших нив.

Но с каждым шагом в том бою

Нам ближе дом в родном краю.

Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,

Пусть солдаты немного поспят.

автора Железный Анатолий Иванович

ИГРАЙ, МОИ БАЯН муз. В. Соловьёва-Седого, сл. Л. Давидович С первых же часов после объявления по радио о начале войны, поэты-песенники и композиторы срочно стали менять свои творческие планы и вскоре появились первые «военные» песни. Одной из них была песня «Играй, мой баян»,

Из книги Песенная летопись Великой Отечественной войны автора Железный Анатолий Иванович

ВЕЧЕР НА РЕЙДЕ муз. В. Соловьёва-Седого, сл. А. Чуркина «Вечер на рейде» по праву считается одной из лучших песен, созданных в трудные военные годы. В ней ещё явственно чувствуется дух недавнего предвоенного «мирного» времени, а о предстоящих сражениях говорится как-то

Из книги Песенная летопись Великой Отечественной войны автора Железный Анатолий Иванович

О ЧЁМ ТЫ ТОСКУЕШЬ, ТОВАРИЩ МОРЯК? Муз. В. Соловьёва-Седого, сл. В. Лебедева-Кумача Считается, что творческое сотрудничество двух выдающихся мастеров советской песни - поэта В. Лебедева-Кумача и композитора В. Соловьёва-Седого началось лишь в годы войны. Это не так. Первая их

Из книги Песенная летопись Великой Отечественной войны автора Железный Анатолий Иванович

НА СОЛНЕЧНОЙ ПОЛЯНОЧКЕ муз. В. Соловьёва-Седого, сл. А. Фатьянова В годы Великой Отечественной войны два замечательных мастера песенного искусства - композитор Василий Соловьёв-Седой и поэт Алексей Фатьянов создали немало прекрасных песен. Одной из таких песен была «На

Из книги Песенная летопись Великой Отечественной войны автора Железный Анатолий Иванович

НИЧЕГО НЕ ГОВОРИЛА муз. В. Соловьёва-Седого, сл. А. Фатьянова Эта песня была создана в 1944 году. Поэт Алексей Фатьянов на протяжении всей войны принимал непосредственное участие в боевых действиях. Тем не менее, темы его стихотворений были, как правило, лирические. В этом

Из книги Песенная летопись Великой Отечественной войны автора Железный Анатолий Иванович

РАЗГОВОР муз. В. Соловьёва-Седого, сл. С. Фогельсона Хотя сама песня «Разговор» появилась в 1944 году, её мелодия была написана годом ранее, когда композитор В. Соловьёв-Седой работал над созданием песни «На солнечной поляночке».Как мы уже писали, первоначальный вариант

Из книги Песенная летопись Великой Отечественной войны автора Железный Анатолий Иванович

ДАВНО МЫ ДОМА НЕ БЫЛИ муз. В. Соловьёва-Седого, сл. А. Фатьянова Эта песня родилась весной 1945 года в результате встречи её авторов с солдатами, добивавшими врага уже на его территории. Композитор Василий Соловьёв-Седой и поэт Алексей Фатьянов как раз в это время

Из книги Песенная летопись Великой Отечественной войны автора Железный Анатолий Иванович

НЕ ТРЕВОЖЬ ТЫ СЕБЯ муз. В. Соловьёва Седого, сл. М. Исаковского Эту песня композитор Василий Соловьёв-Седой написал в начале 1944 года. К этому времени он был уже автором целого ряда популярнейших военных песен и получал множество писем от фронтовиков, от радиослушателей и

Из книги Курс русской истории (Лекции LXII-LXXXVI) автора Ключевский Василий Осипович

Суждение Соловьева Так реформа Петра стала камнем, на котором оттачивалась русская историческая мысль более столетия. Видим, что по мере того, как одни обвинения за другими висли на этой реформе, шла двойная работа, усиленная идеализация допетровской Руси и разработка

Из книги Дело № 69 автора Климов Григорий Петрович

Из книги История русской философии автора Лосский Николай Онуфриевич

Глава VII. ПРЕДШЕСТВЕННИКИ ВЛАДИМИРА СОЛОВЬЕВА I. П. Д. ЮРКЕВИЧ, В. Д. КУДРЯВЦЕВПамфил Данилович Юркевич (1827–1874) был профессором философии Московского университета с 1863 по 1874 г. За вечно изменяющимися явлениями природы, воспринимаемыми нашими органами чувств, Юркевич

Из книги Атлантиды моря Тетис автора Кондратов Александр Михайлович

Атлантиды седого Каспия Каспийское море, находящееся на границе Европы и Азии, со всех сторон, подобно озеру, отрезанное землями, с его соленой водой и тюленями, вызывало удивление у древних авторов. Одни считали его заливом Индийского океана; другие - заливом Северного

Из книги Георгий Жуков. Стенограмма октябрьского (1957 г.) пленума ЦК КПСС и другие документы автора История Автор неизвестен --

№ 5 ПИСЬМО Г. СОЛОВЬЕВА Г.К. ЖУКОВУ 22 августа 1955 г. Маршалу Советского Союза т. Жукову Г.К.Глубокоуважаемый Георгий Константинович!Извините за беспокойство, но я полагаю, что именно к Вам нужно мне обратиться с этим письмом. Саратовская областная газета «Коммунист» 16

Из книги История Угреши. Выпуск 1 автора Егорова Елена Николаевна

Из книги Шпаргалка по истории политических и правовых учений автора Халин Константин Евгеньевич

80. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ В.С. СОЛОВЬЕВА Владимир Сергеевич Соловьев (1853–1900) оставил заметный след в обсуждении многих актуальных проблем своего времени – право и нравственность, христианское государство, права человека, а также отношение к социализму,

Из книги Хронические комментарии к российской истории автора Вассерман Анатолий Александрович

Галицкие соловьи Оправдание прошлых преступлений готовит будущие К сведению диктора. Немецкие слова – включая «Абвер», «Бранденбург», «Нахтигаль» и «Роланд» в этом тексте – и «галицкий» произносятся с ударением на первом слоге. «Галичина» и «галичане» – на втором

СЛОВЬИ

Музыка В. Соловьева-Седого
Слова А. Фатьянова



Немного пусть поспят.

Пришла и к нам на фронт весна,
Солдатам стало не до сна -
Не потому, что пушки бьют,
А потому, что вновь поют,
Забыв, что здесь идут бои,
Поют шальные соловьи.

Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
Пусть солдаты немного поспят,
Немного пусть поспят.

Но что война для соловья!
У соловья ведь жизнь своя.
Не спит солдат, припомнив дом
И сад зеленый над прудом,
Где соловьи всю ночь поют,
А в доме том солдата ждут.

Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
Пусть солдаты немного поспят,
Немного пусть поспят.

А завтра снова будет бой, -
Уж так назначено судьбой,
Чтоб нам уйти, недолюбив,
От наших жен, от наших нив;
Но с каждым шагом в том бою
Нам ближе дом в родном краю.

Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,

Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
Пусть солдаты немного поспят.

Слова - 1942
музыка - 1944

Нам дороги эти позабыть нельзя. Песенник. Сост. А. П. Павлинов, Т. П. Орлова. СПб., «Композитор – Санкт-Петербург», 2005.

Первая строка третьего куплета иногда: "Ведь завтра снова будет бой".

Последний припев поется также в измененной редакции:

Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
Пусть солдаты немного поспят.
Соловьи, соловьи, не тревожьте ребят,
Пусть ребята немного поспят.

Алексей Фатьянов (1919-1959)

Из предисловия Виктора Калугина к сб.: Антология русской песни. – М.: Изд-во Эксмо, 2005:

Стихотворение Алексея Фатьянова «На солнечной поляночке», впервые опубликованное в армейской областной газете «За Родину», было встречено едва ли не как идеологическая диверсия. Оно казалось диким, нелепо-бодрящим на фоне кровопролитных боев лета 1942 года. А «Тальяночка», так называли песню, стала одной из самых любимых, звучала на всех фронтах. Более двух лет оставались в рукописи «Соловьи». Фатьянов не решался показать их даже Соловьеву-Седому. Не отдавал и в газеты, не верил, что стихи смогут появиться в печати. Стихотворение так и не было опубликовано, а песня, впервые появившаяся в 1944 году, не знала равных по популярности. Редко кто из фронтовиков, слушая ее, мог сдержать слезы.

В самом конце войны, буквально в мае 1945 года, зазвучал еще один песенный шедевр Фатьянова - Соловьева-Седого «Давно мы дома не были». Но началась мирная жизнь, а с ней вступили в силу и ее законы: гораздо более жестокие, чем во время войны, которая «все спишет»... Не прошло и года после награждения орденом Красной Звезды (Фатьянов наконец-то мог появиться на равных среди писателей-орденоносцев), как грянул гром - Постановление ЦК КПСС 1946 года, в котором рядом с именами Михаила Зощенко и Анны Ахматовой стояли и другие имена. В «черном списке» оказался и Алексей Фатьянов, названный «поэтом кабацкой меланхолии». Не правда ли, знакомая формулировочка? Все оттуда же - из «варламовщины», из «есенинщины» торчат ее «уши»! «Кабацким поэтом» называли Сергея Есенина, в «кабацкие» попал и Алексей Фатьянов. До сих пор ходит эпиграмма: «Встретил я Фатьянова, трезвого - не пьяного. Ежели не пьяного, значит - не Фатьянова».

Пришла и к нам на фронт весна,
Солдатам стало не до сна -
Не потому, что пушки бьют,
А потому, что вновь поют,
Забыв, что здесь идут бои,
Поют шальные соловьи.


Пусть солдаты немного поспят…

Но что война для соловья -
У соловья ведь жизнь своя.
Не спит солдат, припомнив дом
И сад зелёный над прудом,
Где соловьи всю ночь поют,
А в доме том солдата ждут.

Ведь завтра снова будет бой,
Уж так назначено судьбой,
Чтоб нам уйти, не долюбив,
От наших жён, от наших нив.
Но с каждым шагом в том бою
Нам ближе дом в родном краю.

Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
Пусть солдаты немного поспят,
Немного пусть поспят…

Тема природы - наиболее часто используемая тема поэтами в своих произведениях. Природа в поэзии может выпонять различные функции. Например, социальные, философские, функции, а также функция красоты природы. Перед нами стихотворение Фатьянова "Сольвьи".

Здесь поэт изображает нам портрет природы во время войны. Солдаты после тяжелого боя хотят отдохнутьЮ, чтобы дальше отправиться с новыми силами, а соловьи поют, и поэтому заснуть очень трудно.

И снова атор обращается к описанию состояния солдата: "Не спит солдат, припомнив дом. И сад зелёный над прудом, г де соловьи всю ночь поют, а в доме том солдата ждут. "

Два раза повторяется строчка: "Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
Пусть солдаты немного поспят… ". Это лексический повтор, который используется здесь для придания экспрессивности художественному тексту.

Содаты понимают, что чем быстрее к победе, тем ближе к родным и близким, к дому, вокруг которого " соловьи всю ночь поют ".

В данном стихотворении описание природы используется для изображения красоты природы, для философских размышлений, потому что присуттствуте рассуждение о победе.

Таким образом, стихотворение Фатьянова "Соловьи" несет на себе две функции: красоты природы и философскую. Поэт изображает нам красивый пейзаж природы, в котором поют соловьи. И однако обращается к соловьям бля того, чтобы была тишина.

Данное произведение Фатьянова можно и отнести к произведению о войне. Оно патриотическое и красивое.