Все дети любят сказки. А взрослые дети тем более. Только сказки у них пострашней, да поинтересней. Здесь уже Царевной-лягушкой не удивишь, и ушлые писатели придумали жанр, который помогает унестись от реальности в сказочный мир вполне «взрослого» масштаба. Мир фантастики. Этот жанр, пожалуй, один из древнейших жанров литературы, ведь древнегреческие мифы и легенды тоже принадлежат к фантастическому жанру. К тому же, фантастика очень разнообразна, включает в себя много разновидностей, в том числе научную фантастику и фэнтези. Схожесть названий и то, что в девятнадцатом – двадцатом веке научная фантастика получила огромную популярность, привело к тому, что говоря о фантастике, мы подразумеваем научную фантастику, а фэнтези вообще в отдельный жанр не выделяем. Попробуем провести грань между двумя жанрами фантастики: научной и фэнтези.

Определение

Существует огромное количество определений, как научной фантастики, так и фэнтези. Остановимся на самых распространенных.
Дословно научная фантастика переводится как «научный вымысел». Определить его можно как разновидность фантастической литературы и искусства, в основе которой лежит научное допущение, дополненное фантазией автора. Эти фантазии могут развиваться не только на основе технологических реалий, но и исторических, культурных, пространственно – временных и т.д. Научная фантастика не касается только волшебства и магии.
Зато фэнтези восполняет этот пробел. И в основе этого жанра лежит свободный полёт фантазии, не ограниченный научными рамками. Фэнтези – это разновидность фантастики, в основе которой – полёт фантазии автора не ограниченного рамками научного прогресса или регресса. Мир фэнтези развивается благодаря мистическим элементам, а также магии и волшебству. Переводится с английского как фантазия.

Возникновение

Опять же, многие думают, что фантастика появилась лишь на рубеже девятнадцатого – двадцатого веков. Но это не верно. Как было написано выше, к фантастике относятся мифы и легенды разных народов. Фантастическая литература развивалась и в эпоху Возрождения (утопические произведения), и на протяжении всего средневековья (романтическая фантастика). А вот научная фантастика, как жанр, как раз появилась благодаря научно-техническому прогрессу девятнадцатого века. Первопроходцами жанра стали Жюль Верн, в СССР – А.Толстой, А. Беляев.
А вот отцом-основателем фэнтези считается Дж. Р. Р. Толкиен с его знаменитым Бильбо Бэггинсом («Хоббит, или Туда и обратно»). Потом идею добрых (и не очень) гномов, эльфов и гоблинов подхватили другие писатели. Но пик популярности фэнтези пришёлся на девяностые годы двадцатого века. И по сей день фэнтези – самый популярный вид фантастики, потеснивший научную фантастику.
Некоторые произведения стоят как бы на стыке этих жанров, например, творчество Урсула Ле Гуин. Её произведения относят то к фэнтези, то к фантастике. Это как раз тот случай, когда один жанр плавно перетекает в другой

Поджанры

Поджанров научной фантастики не очень много. Мы просто перечислим основные и типичных представителей данного поджанра: технологическая фантастика (Р. Хайнлайн), киберфантастика (А. Кларк), социологическая (Оруэлл). Каждый из этих поджанров пережил пик популярности на определённое десятилетие двадцатого века. Но в последние несколько десятилетий научно-фантастическую литературу потеснил жанр фэнтези во всех его проявлениях.
Жанров фэнтези огромное количество. Более того, с развитием интернета и компьютерных игр, этот жанр отвоевал себе ещё одну нишу. Наиболее распространенные поджанры: волшебное, мистическое и наукообразное.
Также фэнтези тесно сплелась с другими литературными жанрами, породив фантастический детектив или фантастический боевик.

TheDifference.ru нашёл следующие отличия научной фантастики от фэнтези:

Основой научной фантастики служат научные факты, основа фэнтези – волшебство.
Научная фантастика дословно переводится как научный вымысел, а фэнтези как фантазия.
Фундамент для зарождения обоих жанров стала фантастика. Научная фантастика появилась на стыке девятнадцатого – двадцатого веков, и бурно развивалась на протяжении всего двадцатого века. Фэнтези появилась в середине века.
Научная фантастика сейчас переживает не лучшие времена, а фэнтези наоборот развивается, порождая всё новые и новые жанры.

Если спросить об этом первого встречного, то, скорее всего, он ответит, что для него это не суть важно, главное, чтобы сюжет был интересным. Если задать этот вопрос специалистам узкого профиля, то он вызовет огромное количество эмоций и разразившуюся дискуссионную борьбу за право того или иного определения быть верным и вопрос этот вообще сочтут некорректным.

Но для широкого круга читателей и зрителей фантастика и фэнтези – это увлекательные литературные жанры в духе необычного, нереального, но удивительно интересного замысла. Чтобы разобраться, можно ли и нужно ли их сравнивать, начнём по порядку.

Фантастика – в переводе с греческого, означает искусство воображения. Возникновение фантастики, как литературного направления началось в XIX веке с ростом научно-технического прогресса и связано с именами Герберта Уэллса и Жуль Верна. В России первыми фантастами стали Александр Вельтман, Владимир Одоевский, Александр Бестужев-Марлинский, уже позднее мир узнал имена братьев Стругацких, Ивана Ефремова, Александра Грина, Александра Беляева. Тесная связь с наукой обособляла фантастику от художественной литературы и притягивала людей, так или иначе связанных с научными знаниями: учёных, студентов, людей технических профессий. То есть изначально фантастика предполагала именно научную фантастику, пытающуюся логически объяснить основные представления о человеке, его мире и теоретических возможностях его способностей в будущем. То есть, главное в этом определении – это будущее.

С середины 20 века, понятие «фантастика» значительно расширило рамки своего определения. В 70-80-х годах ХХ века научная фантастика сама по себе потерпела ряд изменений, приближающих её к общему литературному потоку, упрощая научные рамки и определённые ранее правила. Постепенно, под привычным понятием «фантастика», стали пониматься и работы авторов, связанные с мистикой, «хоррором» (литература ужасов), фэнтези (волшебная, магическая фантастика) и т.д. То есть, фэнтези как литературное направление, если и можно сравнивать, то именно с научной фантастикой, а не с фантастикой в целом.

Фэнтези предполагает свободную фантазию (видимо от этого слова и произошло), не предполагающую какого-то объяснения. Это вид фантастической литературы, допускающий всё иррациональное, сверхъестественное – колдуны, Боги, волшебники и т.д.

Изначально фэнтези предполагает неизведанное, неопознанное и недосягаемое нашим сознанием прошлое, в котором нарушены все привычные законы физики, математики, логики и т.д. Например, магия, отрицающая законы тяготения, сохранения энергии, любые причинно-следственные связи. Хотя есть версии, что магия как раз таки очень хорошо продуманная и просчитанная область познания, но надо оговориться, что паранормального познания. Иными словами, фэтнези – где магия, фантастика – где физика.

По мнению А. Сапковского, фэнтези - это жанр или поджанр фантастики, родоначальником которого являются Говард, Льюис, Толкин, Муркок, Нортон, Ле Гуин. Главным истоком фэнтези он называет не волшебную сказку из нашего детства (которая называется народным эпосом), а легенды про короля Артура, аналогов которым такого уровня чрезвычайно мало. Именно этот архетип и стал прообразом большинства произведений жанра фэнтези, в основе которого противостояние Добра и Зла, Прогресса и Разрушения и стоящие за этим Силы. Но и эта характерная особенность фэнтези, как жанра в начале своего развития, теряется при сравнивании с научной фантастикой, ведь борьба светлого и тёмного – основа литературного замысла практически любого произведения. Как подметил один из критиков, фэнтези – это то, что мы угадываем с первых же строк книги или первых минут фильма, но объяснить и дать точное и конкретное определение не можем.

В фантастике насчитывается несколько десятков жанров от детской фэнтези, магического реализма, утопии и антиутопии, «мягкой» научной фантастики до киберпанков, космической фантастики, технофэнтези, апокалипсиса и постапокалипсиса.

Как видим, фэнтези – это часть мира фантастики. Но! В начале XXI века именно эти два понятия слились, перемешались и растворились. Если первоначально, научная фантастика – это роботы, звездолёты, инопланетяне, а фэнтези – это маги, гномы, мечи и сказочные персонажи, то всё большее распространение приобретают произведения, где научные открытия совершаются фэнтезийными героями и наоборот, где антураж одного направления накладывается на другой и зачастую самый грамотный критик не в силах определить, куда отнести тот или иной фильм или литературное творение.

Эта тенденция синергизма свойственна всему научному и ненаучному миру. Наступила эпоха, когда во всех сферах необходим синтез знаний. Наука признает паранормальные явления и комментирует толкования Библии. Литературные течения – это всего лишь отражение реальной действительности. Слияние понятий научного и ненаучного продиктовано переизбытком информационных потоков, которые сливаются друг с другом, создавая новые эмоциональные ощущения.

В разделе на вопрос Чем отличается фэнтези от фантастики? заданный автором Ётранная миссис лучший ответ это Фантастика - общее название жанра, подразумевающее что-то невероятное и небывалое к примеру. Фантастика делится на научную фантастику, фэнтези и ужасы. Часто говоря фантастика, подразумевают именно научную.
Фентези - жанр, описывающий вымышленные миры, обычно средневековые, построенные по мотивам мифов и легенд. В таком мире может быть реальным существование богов, колдовства, сказочных существ (драконы, гномы, тролли) , привидений и любых других фантастических сущностей. Произведения фэнтези близки к древнему эпосу, часто напоминают историко-приключенческий роман, действие которого происходит в средневековую эпоху в вымышленном мире, и герои которого сталкиваются со сверхъестественными явлениями и существами.

Ответ от Колосок [гуру]
Фентези-это придуманные миры. Фантастика это на основе нашего реального мира, земного мира. Даже в книгах сочинения великих мастеров -фентези так и пишут, например миры Клифорда Саймака


Ответ от Евровидение [гуру]
фантастика - это русское, а фэнтези - западное слово. То же самое, что сегодня любой технолог стал маркетологом.


Ответ от скороспелка [гуру]
Я делю фантастику на:
1.Фэнтези
2."Чистая" фантастика
3.Научная фантастика


Ответ от Илона [активный]
Фэнтези - это выдумка - сказка, В этом жанре присутствуют эльфы, гномы, оборотни, колдуны, и т. д. "Властелин колец", "Эрагон", даже те же "Сумерки"
А фантастика - это выдумка - современный технический прогресс. Космос, научные лаборатории, и в них куча мутОнтов)) А еще андроиды, клоны, и "Армагедон" с Брюсом Уилиссом)) "Исходный код" туда же, "Затерянные в космосе" хоть и муть, но в теме фантастики.


Ответ от Ёмерть [мастер]
Фентези это сказки


Ответ от Acrobat [гуру]
Фантастика подразумевает развитие технологий, появление всяких фантастических бластеров, звездолётов, гиперопространственных ворот и т. д. Фентези - наличие в мире всякой магии, мифологических существ, нежити и другой нечисти 🙂

Жанр фэнтези с самого момента своего возникновения вызывает массу вопросов, споров и кривотолков. Можно ли считать фантастикой рассказы про эльфов и гномов в вымышленном мире? Фэнтези как литературный жанр существует уже более ста лет – а в этом вопросе до сих пор никто толком не разобрался.

Перед погружением в тему следует оговорить еще один очевидный факт: будут рассмотрены отличия фэнтези от научной фантастики, а не от фантастики в общем. Просто потому, что фэнтези – часть фантастики, один из фантастических жанров.

Что такое фантастика?

Для начала следует дать определение фантастики как жанра литературы. Хотя, жанром ее можно назвать только для простоты изложения материала, потому что литературоведы стабильно «кидают» старушку из жанров в методы и обратно.

Итак, фантастика (с греческого «phantastike » — искусство воображать) – это некий сонм литературных жанров, которые отличаются особой, логически несовместимой с обыденной реальностью, картиной мира. При этом фантастические миры могут быть частью мира Земли, соприкасаться с ним – а могут и никак к нему не относиться. Последнее чаще можно отнести к произведениям жанра фэнтези.

Фэнтези и НФ: определения

Научная фантастика и фэнтези – два старейших фантастических жанра. Если быть точнее, научная фантастика старше фэнтези примерно на столетие. Как только «младшая сестра» появилась на свет в начале 20 века, ее сразу стали сравнивать со старшей. И сравнения эти в большинстве своем не были лестными. Почему же? Потому что люди 20 века, как и люди века 21, чаще всего мыслят слишком рационально. А фэнтези – это воплощенная иррациональность. А теперь – подробнее.

– это дополненный силой воображения авторский вымысел, основанный на реальных научных знаниях и фактах. Фантазия автора научно-фантастических произведений может основываться не только на достижениях технических дисциплин либо естественных наук, но и фактов истории, пространственно-временных реалий и так далее. Чаще всего в произведениях НФ, или научной фантастики, никак не раскрывается тема волшебства, магии, иррационального чуда.

Этот пробел успешно заполняют произведения жанра фэнтези. Полет фантазии авторов, работающих в этом жанре, не ограничен ничем. Абсолютно ничем. Ведь откуда произошло слово «фэнтези»? Все очень просто: это калька английского «fantasy» — фантазия. Чаще всего на фэнтезийные миры не оказывают никакого влияния прогресс или регресс науки. Потому что волшебные миры живут по своим волшебным законам. В них работает магия, а чудеса случаются буквально на каждом шагу. Образно говоря.

Появление и сущность «противников»

Фантастические темы прослеживаются в искусстве всех без исключения народностей планеты во все времена. Ведь что так не отличает творца, как способность воображать? В некоторых случаях к фантастическим жанрам относят даже мифы и легенды, что крайне неверно с точки зрения литературоведения.

А вот научная фантастика появилась как раз на волне научного прогресса конца 19 – 20 веков. Научные фантасты, стоящие у истоков жанра, довольно часто предсказывали крупные и не очень изобретения и повороты развития науки и техники в будущем. Так, к примеру, Жюль Верн описывал подводную лодку, когда их еще даже не начали разрабатывать, Айзек Азимов много писал об искусственном интеллекте, а герои Андрея Беляева помещены на орбитальную станцию. Подобных примеров можно привести десятки, если не сотни.

Фэнтези же, появившаяся из стремления одного оксфордского профессора по фамилии Толкин создать для Великобритании новую мифологию, предположений о будущем не строит. Вот поэтому о ней уже сотню лет отзываются как о «развлекательном чтиве», «ненастоящей литературе».

Действие романов фэнтези часто происходит в полностью вымышленных мирах, которые живут по иррациональным магическим законам. Герои могут принадлежать к мифической (эльфы, гномы, гоблины, великаны) либо вымышленной расе (хоббиты, орки). Некоторые персонажи владеют магией либо необъяснимой природы силами, которыми они активно пользуются для решения своих проблем или спасения мира.

Родоначальником жанра фэнтези чаще всего называют Дж. Р. Р. Толкина и его произведения «Властелин колец» и «Сильмариллион». Среди известных современников – авторов «ненастоящих» книг, стоит упомянуть Урсулу ле Гуин, Андре Нортон, Ника Перумова, Терри Гудкайнда, Джорджа Мартина, Роберта Асприна и многих других.

Список отличий

Ниже будет приведен максимально подробный список черт, по которым можно определить, относится ли рассматриваемое произведение к жанру научной фантастики или фэнтези.

Внимание! Общая тенденция взаимопроникновения жанров породила такие интересные детища, как научная фэнтези и другие смешанные жанры. Они в произвольном порядке объединяют черты жанров – «родителей».

Итак, каковы же отличия научной фантастики и фэнтези?

  1. В основе научно-фантастических произведений лежат реальные научные факты. Основа произведения фэнтези – мифология, волшебство, иррациональные чудеса.
  2. Жанр фэнтези появился позже жанра научной фантастики. НФ породил бурный прогресс конца 19 – 20 века, а фэнтези – всплеск мифологического мышления 20 века.
  3. Характерное отличие произведений научной фантастики – фантастическое допущение (каким бы стал мир, если бы случилось нечто, если бы изобрели нечто). Альтернативная либо вовсе выдуманная реальность фэнтези никак не связана с объективной действительностью. Авторы произведений фэнтези не объясняют законов созданных ими миров, в которых нормой признается работающая магия и развитые нечеловеческие цивилизации, мифические расы.
  4. Сегодня научная фантастика переживает кризис, она частично ассимилировалась, породив фантастический боевик, космическую оперу и другие «мягкие» жанры. Фэнтези, напротив, бурно развивается, порождая все новые и новые ответвления и множество интересных произведений.
  5. Основной конфликт НФ – противостояние между общественными нормами и свободолюбием главного героя. В произведениях фэнтези главное противостояние идет между силами Добра и Зла, Светом и Тьмой.

» С. Лукьяненко – все эти нашумевшие серии, прекрасно экранизированные и привлекшие множество поклонников, несомненно относятся к обозначенному жанру.

При этом ближайшая родственница фэнтези – научная фантастика – значительно сдала свои позиции именно в XXI веке. В чем секрет такой популярности фэнтези? Чем отличается фэнтези от фантастики? Постараемся разобраться по пунктам.

Сходства и различии фэнтези от фантастики коротко в таблице

Пункты сравнения Фэнтези Фантастика
Мир Уникальный, со своими законами Похож на реальность либо на предсказания ученых
Законы существования Иррациональные, часто есть сверхъестественные силы, магия Рациональные, строгое научное обоснование
Развитие героя Легко прослеживается Может быть, как в фэнтези, а может и отсутствовать
Время действия Прошлое или настоящее Будущее
Главная идея Общечеловеческие вопросы о нравственности и добре Может совпадать с фэнтези либо быть более узко-философской

Противостояние сил добра и зла

Для научной фантастики либо не характерно такое противостояние, либо же оно выражено менее однозначно. В конце перед читателем чаще всего оказывается вопрос без ответа: кто прав и как лучше было поступать.

Фэнтези дает однозначный ответ на нравственные вопросы и этим, видимо, подкупает в наш век постоянных перемен и неопределенности. Оно, как добрая сказка, помогает читателю сориентироваться в моральном выборе и вспомнить простые, но важные истины.

Особенный мир

Мир фэнтези – это всегда мир чистой фантазии, не зря ведь само слово намекает на это. Полет фантазии автора практически ничем не ограничен: разные исторические эпохи и их неожиданные комбинации (пистолеты и бластеры у жителей Средневековья), мифические и сказочные персонажи, действующие на страницах книги (драконы, орки, рыцари Круглого стола), магия и сверхъестественные явления в обыденной жизни.

Чем отличается фэнтези от научной фантастики

Мир научной фантастики всегда более однороден, выдержан в едином стиле и населен авторскими персонажами, без привнесения общемировой культуры в виде Бабы Яги или джиннов. Конечно, у каждого правила есть исключения, достаточно вспомнить некоторые романы братьев Стругацких, тот же « ».

В научной фантастике все подчинено рациональному объяснению. Даже самые смелые допущения обосновываются научно, причем часто с привлечением новых теорий, недавних реальных открытий. Так этот жанр помогает осмысливать научные разработки, делать выводы о их будущем.

Главная отличительная особенность фэнтези

Неудивительно, что в наш век научного объяснения всего и полной рациональности в жизни, на первый план выходит уже не научная фантастика, а фэнтези. Слишком много науки во всем уже приелось, для отдыха человеку требуется свободно помечтать, не обосновывая свои фантазии и не поверяя лирику математикой.

Это прекрасная отличительная черта фэнтези, главная изюминка, которая привлекает к жанру множество поклонников. Будущему писателю стоит помнить об этом и не привносить излишние объяснения из чуждой научной области. Вообще не стоит стараться все объяснить читателю, оставьте место для его воображения.

Развитие героев

Фэнтези роднит со сказкой еще и то, как развиваются главные герои на протяжении всех перипетий и приключений, выпадающих на их долю. Как Иванушка-дурачок становится в конце сказки Иваном-царевичем, так и герой фэнтези очень часто меняется кардинальным образом в лучшую сторону.

Читатель радуется, сопереживая изменениям героя, возможно, даже переживает собственные мечты об изменении себя и жизни. Дайте же ему почувствовать это благодаря вашей книге! Пусть трудности закаляют героев, а нравственный выбор помогает становиться мудрее, ведь именно это привлекает многих людей к жанру фэнтези.

Чем герои научной фантастики отличаются от героев фэнтези

Научная фантастика намного реже показывает весь путь становления героя от начала и до конца. Гораздо чаще характеры персонажей изначально заданы и почти не меняются со временем, все сосредоточено на действии или же рациональных объяснениях.

«Между прошлым и будущим…»

Научная фантастика стремится вперед, хочет предсказать изменения, которые последуют в обществе после очередного открытия, либо же и вовсе предвосхищает развитие науки. Смелый ум писателей-фантастов открывает перед учеными новые горизонты, ставит вопросы, на которые требуется научный ответ.

Не зря ведь в своих произведениях предвосхитил открытие вертолета и подводной лодки, описал космическую ракету и межпланетные перелеты задолго до их технической разработки, а стал первым, кто вообразил себе мир виртуальной реальности.

Чем отличается фэнтези от фантастики в литературе

Фэнтези в литературном плане не то чтобы отстает, нет. Жанр просто направлен в противоположную сторону и не стремится предугадывать. Для фэнтези важнее не узнать, что будет через десять или пятьдесят лет с миром, а найти точку опоры в нашей реальности, осмыслить то, что уже происходит.

Как бы ни менялся мир вокруг, жизнь человека проходит определенные стадии что в Древнем Египте, что в современной России, и нужно проживать ее, открывая не ракеты со скафандрами, а скрытые закономерности и правила. Простые истины каждый человек находит для себя сам, научить им невозможно, как нельзя сделать кого-то мудрым. Писатель фэнтези только помогает читателю вообще задаться такими вопросами, но это уже немало.

Социальные инновации

Мир фэнтези, как ни один другой, бывает населен множеством разных рас. Практически ни одна книга не обходится без такого разделения, не важно, кто это будет в каждом конкретном случае – прекрасные эльфы и грубые орки или же вампиры и простые смертные. Отправной точкой развития сюжета в фэнтези становится конфликт между ними, напряжение усиливается, вызывая войны, перевороты в фантастическом мире.

Можно легко проследить параллели с реальной жизнью, где так сложно найти мир и легкое сосуществование не то что между нациями, а даже между поколениями одной семьи. Писатель фэнтези ставит перед собой нелегкую задачу как-то разрешить этот вечный конфликт в своем произведении. Для этого он задействует все силы жанра: герои вступают в борьбу со своими врагами, развиваются сами и видят перемены в противниках, взаимодействуют между собой и находят союзников, раскрывают предателей. И, наконец, побеждают врагов или примиряются с ними.

Отличие фэнтези от фантастики в плане философских идей

Научная фантастика тоже может быть сильна в размышлениях о социуме, достаточно вспомнить сюжеты об андроидах и людях. Но это всегда более отвлеченно-философские вопросы, проблемы же конкретного человека позволяет метафорически пережить борьба магов или вампиров в простом и красочном мире фэнтези. Тут определенно есть и психологическая подоплека, и психотерапевтический эффект от чтения.

Исторический подход

Ни один жанр так не привлекает молодых людей к изучению истории, как фэнтези. Авторы чистого исторического романа никогда не добивались такой популярности и уж тем более не вдохновляли своих поклонников выходить в поле с выкованным мечом, как на слетах толкиенистов.

Отличие фэнтези как популяризирующего историю жанра

Из-за своей высокой популярности фэнтези делает популярным, интересным к изучению и тот мир, в котором действуют персонажи. Не секрет, что писатели фэнтези очень любят Средние века и их романтику с прекрасными рыцарями, органически вписывающейся в уклад жизни магией и близостью к животному миру и природе. Хотя практически уже и не осталось времен и реально существовавших стран, в которых бы не происходили приключения фэнтези.

Можно только порадоваться, когда увлечение книгами перерастает в хорошее знание культуры других стран, образованность читателя. Фэнтези, как ни один другой жанр, помогает искренне заинтересоваться и полюбить историю.

Мечты становятся новой реальностью

Самое главное в фэнтези – стремительный, не ограниченный ничем полет фантазии. Писательская выдумка помогает читателю начать фантазировать самостоятельно, выдумывать собственные миры и их правила. Фэнтези обладает поистине целительным для души эффектом, ведь позволяет на короткое время полностью отвлечься от житейских невзгод и быта. В то же время оно не уводит в мир бесплодных мечтаний, ведь фэнтези – один из самых связанных с моралью и нравственностью жанров. Практически невозможно назвать книги этого жанра, в которых зло побеждало бы и оправдывалось. Нет в фэнтези и цинизма, преувеличения мрачных сторон жизни, безнадежности.

Ни научная фантастика, ни реалистический роман не сравнятся с фэнтези по доброте и человечности. Остается только надеяться, что не зря этот светлый жанр стал популярен, что он действительно что-то способен менять в читателях и самой жизни в лучшую сторону.