Парк скульптур Вигелана (Vigeland Sculpture Park)

Скульптор GUSTAV VIGELAND (1869 - 1943)

Одной из самых заметных достопримечательностей Осло является Фрогнер-парк, точнее его часть Вигелан-парк - грандиозное творение скульптора-самоучки Густава Вигелана (1869-1943). Все расходы по воплощению своей мечты скульптор взял на себя, убедив власти Осло отвести ему лишь участок земли во Фрогнер-парке. Около 43 лет Вигелан трудился над воплощением своей мечты. В результате на свет появилось удивительное творение, сочетающее в себе натурализм и символику с реалистичной трактовкой человеческой жизни.

Множество скульптур показывают не только путь человека, который он проходит от рождения до смерти, но и чувства, переживаемые каждым из поколений. Скульптура плачущего, рассерженного мальчика, одна из тысячи других фигур ансамбля, стала символом Осло и изображается на многочисленных открытках и сувенирах.

Свыше 200 гранитных, металлических и бронзовых работ скульптора Густава Вигелана размещено на площади 32 га. Все работы объединены одной темой — темой человеческих взаимоотношений. Здесь есть фонтан, получивший название "Древо жизни" и огромный Монолит из сплетенных человеческих тел высотой 14,2 м.

Этот скульптор интересен тем, что в его произведениях удачно отображены эмоции и переживания людей, причём, всех возрастов. В результате, перед изумлённым зевакой появляются
то кольцо из тел, то злобные детишки, то старички в раздумьях, то всамделишная драка.

Творчество скульптора вызывает неоднозначные мнения, но некая идея, жизни и смерти, любви и ненависти прослеживается среди множества изощренных поз и мизансцен с участием голых тел.

Не все фигуры людей являются совершенством с точки зрения традиционных канонов красоты человеческого тела, но каждая скульптурная группа выражает какую-то свою эмоцию, понятную зрителю на интуитивном уровне.

Вызывает изумление плодовитость автора — это надо же создать такое большое количество скульптур! А ведь в парке еще не все его работы…

Большинство фигур представляют собой людей, занятых некими действиями: бегом, борьбой, танцами, объятиями и т. д. В то же время каждая скульптура призвана донести до посетителя определенный набор эмоций, зачастую довольно сложный для восприятия.

Из достопримечательностей парка следует выделить Главные ворота, Колесо Жизни, Солнечные часы, Монолит. Монолит — наиболее известная скульптура, символ Осло. Она представляет собой колонну высотой более 14 метров, вырезанную из цельного камня. Монолит покрыт резьбой, изображающей 121 человеческую фигуру. Смыслом Монолита, судя по всему, является цикличность человеческой жизни.

Все скульптуры созданы автором в натуральную величину собственноручно, лишь для резьбы по камню и литья фигур из бронзы прибегая к помощи других мастеров. План парка также был создан Вигеландом. Парк разбивали в течение нескольких лет.

Есть в Москве чудное место - парк искусств Музеон. Парк в котором живут скульптуры. Разместился он на берегу Москвы-реки вдоль Крымской набережной около Центрального дома художника. Чтобы добраться до парка - надо проехать до м. Октябрьская и немного пройтись пешком в сторону Москвы-реки.

Раньше территория парка была огорожена и доступ в часть парка производился по билетам. Теперь билеты отменили и ограду между парком и Крымской набережной убрали. Да и в целом парк благоустроили и сделали ещё более приятным местом для прогулки, чем он был ранее.

Датой основания парка считается 1992 году, когда вышло соответствующее распоряжение правительства Москвы.

Однако, первые Выставки скульптуры проводились на этом месте и ранее, в 1983 и 1991 годах.

В 1991 году - после августовского переворота демонтированные памятники советским вождям свезли сюда же в парк. Эти памятники и выставки скульптуры и дали толчок к созданию парка скульптуры.

После благоустройства парка многие скульптуры поменяли своё расположение. Появились некоторые новые.

А некоторые были собраны в единые группы. Например вот этот инок раньше стоял отдельно от всех а теперь находится в группе стилистически похожих...

Вон он, приютился слева....

Сейчас советские скульптуры составляют историческую часть парка, а вокруг них расположились скульптуры современных авторов.

Практически напротив входа в отделение современного искусства Третьяковской галереи находится самая странная серия скульптур.

Выполненные из огромных металлических кусков сваренных между собой эти произведения скульптора Григорьева выглядят весьма необычно.

Мне кажется, что они прекрасно дополнили бы пейзажи планет из фильма Кин-Дза-Дза...

Ещё ода странность этой части парка - огромная лента Мебиуса.

Довольно оригинальна и скульптура, изображающая Родину - с автоматом и серпом и молотом в руках.

Cкульптурную группу о дружбе народов, которая стояла раньше как отдельное произведение...

Объединили в композицию "Требуем мира" и придвинули поближе к зданию ЦДХ.

В 2009 году тут был ещё "спортивный" уголок, но в 2015 его на прежнем месте уже не было. Вероятно скульптуры тоже переместили.

А вратарь скорее всего просто не выдержал проверку временем.

Но всё же наибольшее впечатление оставляет именно историческая часть.

Именно здесь стоит памятник Феликсу Дзержинскому, скульптора Вучетича.

Раньше этот памятник стоял на Лубянке.

Снос этого памятника стал символом событий 1991 года.

На постаменте остались следы тех событий и более поздних высказываний об этой спорной личности.

Возвышается суровый памятник Я.М. Свердлову скульптора Амбарцумяна.

Калинин в металле не столь суров, как металлический Свердлов и чем-то напоминает Чехова.

Вокруг памятника Сталину, работы скульптора С.Д.Меркурова создана композиция, посвящённая жертвам репрессий.

Композицию посвящённую сталинским репрессиям передал в дар парку скульптор Е.И.Чубаров в 1998 году.

А вот дорожка из плиток перед памятником пропала. Теперь перед вождем газон.

Раньше возле композиции стояли ещё выполненные из дерева фигуры.

Но годы нахождения на улице разрушают деревянные скульптуры.

Сейчас их на прежнем месте нет.

Больше всего в исторической части парка скульптур Лениных.

Сейчас между ними проложили деревянную дррожку, а раньше к памятникам можно было подойти только по газону. Правда никто этого не запрещал.

Брежнев тоже попал в это собрание.

Перед огромными елями находится памятник "певцу революции", Максиму Горькому, ранее стоявший у Белорусского вокзала.

Парк. Стоят памятники вождям. Вокруг играют дети, гуляют люди, порой играет красивая музыка. Не о таком ли они мечтали когда пытался построить новую страну? Правда получалось как-то не так...

Забавное выходит сочетание советской части парка искусств и памятника Петру I работы Церетелли, стоящего на реке за территорией Музеона.

Остальную територию парка занимают произведения современного искусства. Некоторые выполнены в классическом стиле.

Некоторые - весьма оригинальные.

Есть и прекрасные девушки, обнажёнными гуляющие по парку.

И более одетые девушки, занимающиеся искусствами

И символы девушек.

Есть и уже догулявшиеся женщины.

Конечно, есть скульптуры посвящённые памяти Великой Отечественной войны.

Есть в парке и свой Пушкин - как без него?

Как я уже писал выше - скульптур в парке накопилось так много, что была сделана специальная площадка, где часть произведений искусства разместили весьма компактно.

Более счастливым скульптурам достались комфортные места в тени деревьев.

Детям очень нравится вот этот дед Мазай со сценкой из "Титаника".

Для местных жителей парк ещё служит и отдушиной - где они в центре города могут хоть как-то пообщаться с природой.

В уголке парка находится территория храма Николая Чудотворца.

Колокольня церкви кажется очень невысокой по сравнению с рядом стоящим гигантом Президент-отеля.

Нельзя обойти вниманием и памятнику Петру I. Он хотя и не входит в парк искусств, но стоит довольно близко к нему.

Раньше он был отделен от парка рекой, проезжей частью и забором. Теперь забор убрали а набережную сделали пешеходной. Так что Петр стал ближе.

И потому Церетелевский Пётр выглядит будто ещё один экспонат музея под открытым небом.

Теперь Крымская набережная, скучная и бетонная стала зеленой и располагающей к прогулкам.

Да, теперь удобнее подойти поближе к постаменту Петра и увидеть что там, внизу бьют фонтаны. А до "рукой подать".

Правда ещё ближе, к самому подножию памятника по-прежнему не пройти.

Возле памятника Петру историческое здание Яхт-клуба и дальше набережная ведет в сторону Патриаршьего моста по которому можно дойти до метро Кропоткинская.

Можно также добраться от Музеона и до станций метро Октябрьская или Парк Культуры. До станции Парк Культуры можно дойти по Крымскому мосту.

С Крымского мота можно посмотреть на хаос московской застройки (тут видны здания самых различных эпох) и полюбоваться просторами Москвы-реки.


Густав Вигеланд – один из известнейших скульпторов Норвегии. Главное его «детище» - парк скульптур в Осло, расположенный на западе города, в районе Фрогнер. Здесь собрано большое количество скульптур, изображающих различные состояния человеческой жизнедеятельности. Бег, прыжки, танцы, объятья, борьба – все это и многое другое представляло интерес для художника.


После обретения Норвегией независимости Густав Вигеланд был провозглашен одним из талантливейших скульпторов современности. Несмотря на это, дом, где жил художник, было решено снести в 1921 году, чтобы на его месте построить городскую библиотеку. После долгих судебных разбирательств власти предоставили скульптору новое помещение, но в обмен на это он должен был подарить городу все свои последующие работы: скульптуры, рисунки, гравюры и модели.


Густав Вигеланд переехал в новую мастерскую в районе Фрогнер в 1924 году. Его посетила мысль создать выставку своих работ под открытым небом, и постепенно он пополнял коллекцию своего парка скульптур. Всего им было создано 212 бронзовых и гранитных изваяний, поэтому Вигеланда нередко называют самым плодотворным мастером Норвегии.


Делая первые шаги в искусстве, Вигеланд искал вдохновения в работах своего современника, Огюста Родена, а также увлекался работами эпохи Возрождения. Скульптуры самого Густава Вигеланда изображают различные взаимоотношения между мужчинами и женщинами. Можно увидеть и разные стадии взросления реьенка – от младенца до подростка. Чаще всего перед зрителем – реалистичные картины, однако некоторые из них могут получать символическое звучание, например, скульптура, изображающая сильного мужчину, отбивающегося от орды младенцев.


Все скульптуры были спроектированы лично Густавом Вигеландом, макеты в натуральную величину он изготавливал из глины. К резьбе по камню и бронзовому литью были привлечены еще несколько талантливых мастеров, так как справиться с этим самостоятельно было физически невозможно. Кроме того, мастер сам спроектировал главные ворота, фонтан, украшенный 60 статуями, и мост, на котором 58 статуй олицетворяют различные человеческие эмоции (в частности, на мосту находится знаменитый «Сердитый малыш»).


Строительство парка продолжалось более 30 лет, однако гениальному скульптору не суждено было увидеть его завершенным. Все работы были закончены в 1950 году, через 7 лет после смерти Густава Вигеланда. Визитной карточкой парка считается скульптура «Монолит» - 14-метровый столб, украшенный 121 статуей. Все фигуры соединены между собой, они изображают объятия. «Монолит» символизирует стремление человека к духовному познанию.

Основные моменты

Парк «Легенда» был создан в 2008 году на берегу пруда, в рекреационном комплексе «Чистые пруды», и сегодня превратился в одну из популярных туристических достопримечательностей. Ежегодно его гостями становятся более 30 тысяч туристов.

Роль пензенского парка скульптур, как значимого культурного объекта России, была оценена российскими и зарубежными специалистами. Позитивные отзывы о работе парка «Легенда» оставили известные живописцы, скульпторы, главные редакторы профессиональных изданий, директоры культурных центров, музеев и художественных галерей. Вот уже 7 лет под эгидой ЮНЕСКО здесь проходят Международные скульптурные симпозиумы, которые собирают именитых скульпторов, художников, фотографов, владельцев галерей, а также союзы дизайнеров и кинематографистов.

По арт-галерее и скульптурному парку «Легенда» проводятся экскурсии. Гости могут поучаствовать в мастер-классах, побывать на выставках и презентациях. Для туристов посещение арт-комплекса и парка платное: с понедельника по четверг – 100 рублей, а с пятницы по воскресенье – 200 рублей. Дети до 12 лет могут осмотреть экспозиции бесплатно.

История парка «Легенда»

Осенью 2008 года по инициативе и при финансовой поддержке холдинга «Росстрой» под Пензой прошел представительный симпозиум, на который приехали 49 скульпторов из тридцати стран мира. На протяжении 20 дней они создавали работы по теме «Материнство и семья», и именно с них началась история скульптурного парка «Легенда».

В течение двух следующих лет сюда съезжались скульпторы и художники, работавшие над темой «Мифы и легенды». Потом на берегу живописного пруда открыли арт-резиденцию, художественную галерею и музей.

Темой симпозиума, проходившего в 2011 году, стала «Поэзия любви». Под Пензу приехали 68 скульпторов, и они дали познавательные мастер-классы для учащихся детских художественных школ. Сложившуюся традицию решено было продолжить. Ежегодно в парке «Легенда» трудятся скульпторы и художники; в течение сезона они выбирают общую тему для творчества.

Экскурсии по скульптурному парку

По скульптурному парку «Легенда» и художественной галерее проводятся часовые обзорные экскурсии. Отдельные путешествия с экскурсоводом можно совершить и по частям парка. Во время них туристов знакомят с Легендой, Сновидениям, Японским садом Камней и Источником Силы. Для желающих проходят часовые оздоровительные прогулки и экскурсии в мастерские, в которых трудятся мастера скульптуры и живописи. Кроме того, гости парка могут осмотреть произведения искусства, выставленные в гостинице.

«Чистые пруды»

Рекреационный комплекс, где расположен скульптурный парк «Легенда», считается единственным российским арт-курортом. На ухоженной территории, занимающей площадь 90 га, создана удобная автопарковка. Летом туристы могут воспользоваться шезлонгами и зонтами от солнца. Для детей открыта игровая площадка и небольшой контактный зоопарк. На территории «Чистых прудов» есть лавочки для отдыха и прогулочные дорожки. Для отдыхающих проводятся развлекательные программы.

Сюда приезжают на один день и с ночлегами. В рекреационном комплексе можно снять беседку для пикника, приятно провести время на благоустроенном песчаном пляже и остановиться в гостиницах «Арт-Пенза» или «Чистые пруды», которые предлагают номера для двух, трех или четырех человек. В стоимость проживания включен завтрак.

Рекреационный комплекс имеет развитую инфраструктуру. Здесь налажена работа кафе, баров, ресторанов, сауны, бассейна, спа-медицинского центра, конференц-залов и банкетных залов.

Как добраться

Скульптурный парк «Легенда» находится рядом с селом Рамзай, в 20 км к северо-западу от Пензы. На автомобиле из города нужно ехать по автотрассе Е-30 «Урал» и перед селом повернуть направо по указателю «Чистые пруды». От поворота до парка скульптур около 4 км.

В зависимости от предназначения выделяют несколько направлений скульптуры.
Монументальная и монументально-декоративная скульптура адресуется к массам зрителей, поэтому размещается на главных площадках, аллеях или эспланадах парка, создавая благоприятные условия для единства организации пространства. Ее отличают крупные размеры, рассчитанные на восприятие с больших расстояний, приподнятость образного строя, величавость форм активный силуэт и обобщенная трактовка объемов.

К монументальной и монументально-декоративной скульптуре относятся однофигурные и многофигурные композиции: статуи, бюсты, рельефы или иные монументы, часто мемориальные ансамбли в память выдающихся людей и событий. Как правило, они выполняются из долговечных материалов (гранит, бронза, медь, сталь) и устанавливаются на естественных возвышениях или искусственно созданных постаментах.

Монументально-декоративная скульптура вообще тесно связана с архитектурой, являясь иногда опорой архитектурной конструкции (атланты или кариатиды) или украшением фасадов и интерьеров зданий и сооружений (триумфальных арок, колонн, обелисков, мемориальных плит), а также мостов, фонтанов и др. объектов.
К характеристике этого направления скульптуры мы вернемся позже, при изучении архитектурных построек в садах и парках.

Декоративная скульптура, иногда называемая садово-парковой (парковой) скульптурой, обычно имеет сравнительно небольшие размеры, свободную трактовку пластических форм, «камерный характер» и рассчитана на небольшие пространства, соответствующие пропорциям сооружений, ширине аллей и партеров, высоте деревьев и кустарников. Большинство произведений ландшафтной скульптуры соразмерно человеку. При этом скульптурные композиции, установленные на перекрестках аллей в регулярных парках, имеют более крупные размеры, поскольку они просматриваются с нескольких аллей.
При создании декоративной скульптуры часто используются долговечные твердые материалы с высокими декоративными свойствами (бронза, чугун, мрамор, известняк, песчаник, гранит).

В зависимости от цвета материала и фактуры поверхности декоративной скульптуры выбирается место для ее установки, главное внимание при этом уделяется созданию зрительного цветового контраста скульптуры и фона, что позволяет подчеркнуть художественные достоинства скульптуры.
На фоне зелени темнохвойных пород хорошо воспринимается скульптура светлых тонов, поэтому неслучайно в парках и садах распространены белый или серо-белый мрамор или известняк.

слева - Амур и Психея. Школа Бернини, Италия конца XVII века. Белый мрамор. Летний сад, СПб, Россия
справа - Свидание. Дворик за оперным театром. Серо-белый мрамор. сад Пале-Рояль, Париж, Франция

Для скульптур темной окраски поверхности (чугун, бронза, гранит) хорошим фоном служат деревья или кустарники со светло-зеленой, серебристой или золотистой листвой.

слева - львы на страже, арх. Бренна. Чугун. Павловский парк, окрестности СПб, РФ
справа - Утро, скульптор И. Козловский. Гранит. Губернаторский сад, Ярославль, Россия

Нередко темную/темноцветную скульптуру устанавливают на фоне неба или светлой воды.

Русалочка, скульптор Э. Эриксен, Копенгаген, Дания


Далеко не вся скульптура садов и парков обладает высокими художественными достоинствами, но удачно размещенная, она производит незабываемое впечатление.

В регулярном парке скульптуры размещают либо на перекрестках, либо вдоль аллей, что придает аллеям своеобразную парадность, подчеркивает ритм стволов деревьев, способствует раскрытию уходящей в глубину перспективы.

слева - скульптурная аллея, Летний сад, Спб, Россия
справа - древесная экседра с 12 статуями месяцев в зеленых нишах, вилла Скьярра, Рим, Италия

Часто в зеленых стенах регулярных парков из стриженых деревьев и кустарников создают ниши или зеленые кабинеты, где размещают скульптуры.

слева - аллегория одного из месяцев виллы Скьярра, Рим
справа - нимфа Летнего сада, скульптор Т. Квеллинус, Фландрия, в 1690 годы - установлена в СПб, Россия

В парках со сложным рельефом многочисленные лестницы оформленные скульптурой создают видовой ряд позволяющий снять эмоциональную и даже отчасти физическую нагрузку.

слева - статуи на лестнице у фонтана Шахматная горка, Петродворец, СПб, Россия
справа - дракон, парк Гуэль, Барселона, Испания

В парках с пейзажной планировкой, имеющих плавно-произвольный рисунок аллей, живописных полян и чередования зеленых массивов и лужаек, декоративную скульптуру нередко размещают на некотором удалении от аллей, на полянах с целью подчеркнуть направление осмотра и усилить ощущение масштабности пространства.

Петр I в Парке скульптур остров Канта Калининград


Вообще в пейзажных парках при размещении скульптуры выбирают место, где скульптура гармонично связана с окружением: пластикой рельефа, очертаниями водоемов, полян, наличием естественного камня или у изогнутой дорожки, подводящей к беседке.

Иногда парки становятся местом «именных» скульптурных коллекций. Например, в пригороде Стокгольма в парке размещена экспозиция работ выдающегося шведского скульптора Карла Миллеса, что позволило создать, посвященный его творчеству, музей под открытым небом.

парк-музей Миллеса


Назначение и содержание скульптурного произведения определяют характер его пластической структуры, а она, в свою очередь, влияет на выбор скульптурного материала. Отличным материалом для садово-парковых скульптур, устанавливаемых под открытым небом, считаются помимо мрамора и гранита, песчаник, сланец, кварцит и известняк. Они достаточно хорошо переносят морозы и влагу.

слева - Афина. XVIII век. Неизвестный скульптор. Песчаник. Павловский парк, окрестности СПб, Россия
справа - Похищение Европы, скульптор Е.Евграфов. Известняк. СПб, Россия

Вторую группу исходных материалов составляют гипс, цемент, бетон и искусственный камень. Бетон и искусственный в настоящее время активно «завоевывают» рынок. Фактически это почти натуральный камень, только созданный в фабричных условиях и потому в полтора-два раза дешевле. Искусственный камень значительно легче натурального, но его можно при помощи клея прикрепить практически к любой поверхности.

слева - Будда-парк. Бетон. окрестности Вьентьяна, Лаос
справа - статуя Геракла. Искусственный камень (с 2014 г.). Александровский сад, СПб, Россия

Третью группу материалов широко используемых для создания садово-парковых скульптур образуют металлы, не поддающиеся коррозии, например, бронза.

слева - одна из скульптур, парк Вигеланда, Осло, Норвегия
справа - Девушка с кувшином (Молочница), скульптор П. П. Соколов. Екатерининский парк, город Пушкин, окрестности СПб, Россия

Деревянная скульптура любимая многими людьми обладает одним существенным недостатком - ее «век жизни» слишком короток.

слева - Парк деревянных скульптур на темы фэнтези, Австралия
справа - сказочные герои парка Поляна сказок, окрестности Ялты, Крым, Россия - travelask.ru

В последние десятилетия большое распространение, особенно в современной скульптуре, получили новые виды материалов, например из окаменевшей вулканической лавы.

пять каменных корейских статуй Дольхарбан (каменный дед-охранитель дома),

парк 300-летия Петербурга, СПб, Россия


От природных особенностей и способов обработки исходного материала зависит техника работы скульптора.
Мягкие материалы (глина, песок, моделин, снег и т.п.) используются для лепки с помощью стеков и рук.
При этом, например, для создания керамической скульптуры используются особые сорта глины, которая покрывается росписью ил/или цветной глазурью и обжигается в специальных печах.

слева - скамейка Большая волна
справа - Морская звезда на набережной Нетании, от парка Яд-леБаним, Израиль

Вещества, способные переходить из жидкого состояния в твердое (различные металлы, гипс, бетон, пластики, вода и т.п.), при вливании их в специальную форму превращаются в произведения скульптуры. Для обеспечения процесса перехода из одного состояния в другое необходимо одни исходные материалы предварительно расплавить и затем остудить в формах, другие наоборот после разлива в формы нагреть или «запечь» до твердого состояния (например, полимерная глина), третьи после разлива в формы - заморозить.

Для воспроизведения скульптуры в металле используют также гальванопластику (получение точных копий электрохимическим способом).
В нерасплавленном виде металл обрабатывается посредством ковки, чеканки, сварки и резки.

Парк кованых скульптур, Донецк


Твердые вещества (различные породы камня, дерева, льда и пр.) обрабатываются путем рубки (высекания) или резьбы, удаления ненужных частей материала и постепенного выявления как бы скрытой в нем объемной формы.

ледяные скульптуры на темы русских народных сказок, Омск, Россия


Скульптурные произведения создаются также за счет последовательного соединения различных, часто разнородных частей на или вокруг единого каркаса, модели - соответственно этот способ получил название моделировка. Например, «зеленая» скульптура.

парк Зеленая планета, Сочи, Россия


Что касается двух последних направлений скульптуры: станковой и скульптуры малых форм то, речь о них пойдет значительно позже, при рассмотрении музеев (и их коллекций), расположенных на территории садов и парков.

Следующая публикация будет уже о современной скульптуре, начнем мы со световой скульптуры и далее.