Для обывателя реминисценция - это известное высказывание или мысль, которая воспроизводится без кавычек. На самом же деле это нечто более интеллектуальное и творческое. Применяется она для создания более насыщенного сюжета, который увлечет читателя своей динамичностью. Что это такое и каково отличие реминисценции от цитаты, можно будет узнать из статьи.

Значение понятия

Реминисценция - это элемент художественной структуры. С латинского языка слово переводится как «воспоминание».

Встречаться она может в гербах, изображениях, музыкальных произведениях, тексте. Даже фамилии некоторых персонажей могут нести художественный образ рассматриваемого понятия.

Истоки учения о реминисценции

Упоминание об этом термине появилось в Древней Греции. Его автором считают Платона. Он доказывает, что припоминание (реминисценция) является посвящением в таинства, а значит, приближает к духовному совершенству. По его мнению, знание не что иное, как припоминание.

Появление понятия в России

В русском языке термин стал упоминаться с 19 века. Одним из первых его применил поэт и философ Н.В. Станкевич. В то время реминисценция, пример которой будет описан ниже, стала традиционным термином в музыке. Позднее его стали применять и в литературе.

Теоретической частью рассматриваемой проблемы в литературе занималось множество исследователей:

  • М. Бахтин;
  • Ю. Лотман;
  • А. Архангельский;
  • П. Бухаркин;
  • Т. Марченко.

Реминисценция в литературе

Для понимания проблемы следует отличать реминисценцию от литературного заимствования. В первом случае все происходит бессознательно, с целью реализации конкретных художественных задач. Обнаружить подобное явление может не каждый. Удается это лишь подготовленным и проницательным читателям, слушателям или зрителям.

Реминисценция - это неосознанное использование автором опыта предшественников. В мировой литературе существует множество примеров:

Русская литература

Реминисценция в литературе русских классиков чаще всего встречается в поэзии. Авторы бессознательно заимствовали чужие образы или же ритмико-синтаксический ход. Встретить подобные примеры можно в произведениях А. Блока, А. Пушкина, О. Мандельштама и многих других.

Сознательно приемом реминисценции пользовались многие русские поэты для создания у читателя сложных ассоциаций, которые обогащали восприятие произведения.

Литературные реминисценции в поэзии:

  • В поэме А. Пушкина «Евгений Онегин» при описании могилы Ленского автор создал ассоциацию с популярной в то время элегией Ш. Мильвуа.
  • В своем произведении «Скифы» А. Блок использует фразу из «Слова о полку Игореве».
  • В своих стихах А. Блок и О. Мандельштам сознательно намекают на творчество И. Анненского.

Эффект реминисценции

Реминисценция - это отличный прием, с помощью которого произведение можно сделать еще более насыщенным и динамичным. Ее эффект связан с человеческой памятью и основан на ассоциациях и воспоминаниях.

Выполняется прием путем отсылов к известным мировым произведениям, историческим фактам, биографиям знаменитых людей, различным произведениям искусства. Это может быть упоминание о конкретном персонаже, сцена из другого произведения. В редких моментах используется прямое цитирование. Достигается эффект в том случае, если читатель улавливает сходство и проводит аналогию, которую задумал автор.

Многие авторы научились использовать реминисценцию в своих текстах. В таком случае, даже если читатель не уловил аналогии, понять это он сможет с подсказкой автора. Однако случается, когда припоминание проскальзывает в сюжете интуитивно. Тогда эффект не будет столь явным, поэтому разгадать его смогут только очень внимательные читатели. Открытием это может стать и для самого писателя, который явной аналогии проводить и не собирался.

Реминисценция в кино

Явление воспоминания присуще всем видам искусства. Наиболее популярным сегодня является кинематограф, который также полон разных приемов влияния на зрителя. Не является исключением и реминисценция.

Ярким примером может служить картина Лени Рифеншталь «Триумф воли». В конце фильма проводится аналогия с полотном известного импрессиониста Клода Моне «Улица Сен Дени в день национального праздника». В фильме, как и на полотне, видны лишь колыхающиеся знамена без людей, которые их держат.

Сцену между главным героем и офицером ЦРУ из политической драмы 1975 года «Три дня Кондора» можно рассматривать как реминисценцию на монолог Великого Инквизитора (притча из романа Ф. Достоевского «Братья Карамазовы»).

Психика человека очень сложна по своей структуре. До сих пор многие явления не поддаются точному объяснению. Приходится выдвигать предположения и теории, чтобы хоть как-то затронуть явление, которое пока непонятно, но явно проявляется у человека. Так же происходит с таким явлением, как реминисценция, понятие и примеры которой будут рассмотрены в интернет-журнале сайт.

Как возникают воспоминания? Если говорить простым языком, то человек на что-то обращает свое внимание, после чего сознательно запоминает то, что увидел, услышал, сказал, сделал и пр. Однако человек не может абсолютно на все обращать внимание. К примеру, пока вы стоите на остановке и высматриваете номера маршруток, чтобы словить ту, которая вам нужна, в это же время мимо вас проходят люди, проезжают другие автомобили, дует ветер, пролетают птички, люди о чем-то говорят и пр. Вокруг вас происходит много событий, однако обращаете внимание вы лишь на то, что вас интересует в данную секунду времени.

Кажется, что человек не запоминает всего, на что он не обратил внимания. Ученые опровергают данную идею. Реминисценция – это как раз и есть те воспоминания, которые мозг запечатлил, хотя сам человек не обратил на них внимания.

Поскольку воспоминания – это образы из прошлого, которые имеют четкую картину и тематику, то и при реминисценции воспоминания являются четкими и ясными. Только они являются непонятными человеку, поскольку он их не запоминал осознанно, не обращал на них внимания, когда эти события происходили в его жизни.

По мнению психологов, мозг запоминает абсолютно все, что с человеком происходит как внутри, так и снаружи. Человек может не обратить на что-то внимания, однако если его глаза увидели или уши услышали, тогда это обязательно запомнится и отложится в подсознании, откуда воспоминания и будут возникать в будущем.

Что такое реминисценция?

Далеко неизученным остается явление реминисценции, поскольку невозможно пока логически понять, как возникают воспоминания, которые человек не запоминал. Под реминисценцией понимаются воспоминания, которые человек воспроизводит без их повторения спустя несколько дней или даже лет после их запоминания. Причем данные воспоминания являются очень четкими и логически построенными. Несомненно, такие воспоминания вызывают эмоции у человека, который даже и не подозревал об их наличии.

Реминисценция – это воспроизведение информации спустя какое-то время после его восприятия, что происходило неосознанно, без повторений и намеренного участия человека.

Данное понятие было описано в 1907 году сербским ученым Урбанчичем, который наблюдал за тем, как люди воспроизводят вербальный, невербальный и сенсомоторный материал. Ученые отмечают данный феномен у детей дошкольного и школьного возраста. Именно они могут воспроизводить материал через несколько лет после его восприятия, когда это происходило единожды, без заучивания.

Феноменом реминисценции было заинтересовано много психологов. Каждый пытался описать данное явление, стараясь объяснить механизм его возникновения. Однако пока это никому не удалось сделать. Просто человек совершает автоматически действия или воспроизводит материал, что происходит не по его воле, а неосознанно.

Реминисценция проявляется так часто, насколько интересным для человека является материал. К примеру, логические цепочки чаще воспроизводятся, нежели бессвязный материал, а то, что человеку интересно, может всплыть в голове уже через несколько месяцев после его восприятия.

На воспроизведение влияет множество факторов. К примеру, если человек недостаточно овладевает материалом, тогда он не воспроизводится.

  1. Если материал воспроизводится сразу после его заучивания, тогда индивид опирается на ассоциации.
  2. Если информация воспроизводится спустя какое-то время после получения, тогда основывается на логических связях.

Реминисценция часто проявляется у детей, поскольку в ее основе лежит неосмысленное восприятие информации. Так происходит, когда студент заучивает материал, но не понимает его, либо когда ученик учит стихотворение без его понимания, эмоционального восприятия. Как только зачет будет сдан или стихотворение услышит учитель, информация сотрется с сознательной части памяти.

Таким образом, реминисценцией является восприятие материала без его понимания. Идет просто заучивание путем его повторения много раз, чтобы потом забыть (информация уйдет в подсознание), как только он будет использован или длительное время не будет использоваться. Воспроизведение данного материала спустя какое-то время будет реминисценцией, когда человек внезапно вспомнит то, что забыл, и этому будут способствовать благоприятные условия внешней среды.

Реминисценция является внезапным воспоминанием. Человек его не помнит. Человек не участвует в процессе его воспоминания, то есть он даже не догадывается об его наличии. Однако во внешней среде возникают определенные условия, которые помогают вытащить из бессознательного некую информацию. Так происходило с каждым. К примеру:

  • Кто-то мог вспомнить слова песни.
  • Кто-то мог вспомнить события, которые предшествовали потере памяти.
  • Кто-то вдруг вспоминал материал, который был рассказан учителем в школе.

Человек не пытается вспомнить что-то. Реминисценция – это воспоминания, которые возникают внезапно и неожиданно для самого человека, а он о них забыл или даже не знал, что ими обладает.

В психиатрии под реминисценцией понимаются навязчивые образы, воспоминания, которые часто отображаются в кошмарных снах.

Отклонением от реально забытых воспоминаний является вид парамнезии – псевдореминисценция. Это когда в памяти искажаются события прошлого, неверно локализуются во времени из-за негативных эмоций, которые возникли в момент их запоминания.

Реминисценция в психологии

Реминисценция является нормальным явлением, поскольку относится к свойствам памяти. Как уже говорилось, оно часто возникает в детском возрасте и относится к тому материалу, который имеет ярко насыщенные эмоции и логические связи. Тогда они легко воспроизводятся в будущем, даже если человек о них забыл либо не знал об их наличии.

Реминисценция часто возникает в ситуациях:

  • Когда проходит утомление. В период утомленности человек запоминает материал, однако не может его воспроизвести, поскольку не понимает. Уже после прохождения утомления возможно понимание информации.
  • Когда отсутствует наслоение материала. Если человек находится в ситуации восприятия большого количества материала, тогда он многое забывает. Однако в момент отсутствия получения новой информации материал может всплыть из подсознания.

Ученые говорят о том, что мозг постоянно повторяет имеющуюся информацию. Вот почему происходит реминисценция, даже если информация не заучивалась специально.

Говоря о патологических состояниях, когда реминисценция является навязчивыми образами из прошлого, психологи говорят об явлении как о психотравмирующем событии. Если человек попадет в аналогичную травмирующую ситуацию, тогда негативные эмоции приведут к воспоминаниям – реминисценция.

Другими причинами, вызывающими реминисценцию, являются:

  1. Панические состояния.
  2. Интоксикация.
  3. Иррациональные страхи.
  4. Патологии головного мозга с нарушением функций памяти.
  5. Черепно-мозговые травмы.

Внешние факторы, которые толкают человека на внезапные воспоминания, называются аллюзией. Они являются намеком, подсказкой, которая толкает на нужную мысль. Аллюзия является внешним стимулом, который провоцирует реминисценцию.

Лечение реминисценции

Занимаются ли специалисты лечением реминисценции? Поскольку данное явление полностью не изучено, то и лечить его достаточно проблематично. Нормальным состоянием является реминисценция, которая не вызывает навязчивых состояний. Она не требует ни лечения медикаментами, ни консультаций у психиатра.

Большее волнение вызывает отсутствие реминисценции у человека, что, по мнению психиатров, может указывать на нарушение функций памяти или патологии в головном мозгу. Также это может указывать на развитие старческой деменции.

Медикаментозное лечение заключается в устранении тех причин, которые вызвали патологическую реминисценцию, и симптомов, которые проявляются при этом:

  • Седативные препараты назначаются для нормализации сна.
  • Повышенную тревожность и панические состояния устраняются нейролептиками и успокаивающими лекарствами.
  • Антидепрессанты помогают устранить депрессию, которая вызывает соответствующие навязчивые воспоминания.

Медикаментозное лечение проходит параллельно с психокоррекцией. Здесь помогает выявление глубинных проблем и гипноз, нацеленный на изменение негативных воспоминаний на позитивные.

Проводится индивидуальное консультирование, которое способствует устранению страхов, паники и тревоги, а также на вытеснение воспоминаний, которые вызывают дискомфорт при своем появлении. При групповой работе используются методы арт-терапии.

Чтобы в будущем не возникли негативные воспоминания, психологи предлагают свою помощь. Человеку полезным станет так называемый дебрифинг, который осуществляется сразу после стрессовой или психотравмирующей ситуации с целью изменения ее восприятия (с негативного на позитивное) и отсутствия вытеснения ее в подсознание, чтобы она не всплывала внезапно.

Если реминисценция проявляется в нормальной форме, тогда ее не следует лечить. Лишь патологические формы реминисценции, принимающие навязчивое состояние, требуют психологической помощи. Самостоятельно с данной проблемой человек не справится, поэтому лучше не медлить с лечением.

К какому итогу приводит реминисценция?

Вполне нормальным явлением для здорового мозга является реминисценция – непроизвольный накат воспоминаний, о которых человек мог и не догадываться. Однако если они являются негативными, эмоционально захлестывающими, навязчивыми, проявляются во снах, тогда речь может идти об отклонениях в психике. Итог зависит от того, какие меры будут предприняты человеком.

Каждый человек хоть раз о чем-то вспоминал, что было уже давно забыто. У всех периодически возникают четкие и яркие воспоминания, которые никогда не воспроизводились человеком осознанно. Данная функция мозга часто проявляется в ситуации, когда человек попадает в обстоятельства, являющиеся триггерами. Они имеют некую логическую связь с теми воспоминаниями, которые вызвали, что может вызвать интерес для психологов и самого человека. Если задаться вопросом, почему возникли эти воспоминания, тогда можно увидеть связь между триггером и реминисценцией.

В преддверии Одиннадцатого конкурса К2 «ВСЕМУ СВОЕ ВРЕМЯ» пришла пора поговорить о таких стилистических приемах как реминисценция, аллюзия и цитирование, ибо именно эти умения и должны продемонстрировать конкурсанты.

Стоп! Падать в обморок пока не следует, дочитайте статью до конца, и поймете, как много вы знаете, не зная о своих знаниях (смайлик).

Да, точно! Начну-ка я статью с подходящей цитаты.

Учитель философии. По той причине, сударь, что мы можем излагать свои мысли не иначе, как прозой или стихами.
Г-н Журден. Не иначе, как прозой или стихами?
Учитель философии. Не иначе, сударь. Все, что не проза, то стихи, а что не стихи, то проза.
Г-н Журден. А когда мы разговариваем, это что же такое будет?
Учитель философии. Проза.
Г-н Журден. Что? Когда я говорю: "Николь, принеси мне туфли и ночной колпак", это проза?
Учитель философии. Да, сударь.
Г-н Журден. Честное слово, я и не подозревал, что вот уже более сорока лет говорю прозой. Большое вам спасибо, что сказали.
(Мольер. Мещанин во дворянстве)

Так вот, с аллюзиями\реминисценциями происходит один в один. Каждый из нас использовал эти стилистические приемы и порой не догадывался об этом!
Наконец-то пришло время открыть глаза и подвести под свои практические навыки теоретическую базу.
Открываем и подводим.

Начнем с самого простого – с приема цитирования.

ЦИТАТА - отрывок из литературного произведения, приводимый с дословной точностью. Используется либо ради документальной точности, либо ради выразительности.

Всем известен полемический прием – когда собственные аргументы закончились, противника добивают умело подобранной цитатой из великих.

Не стоит думать, что цитаты уместны только в научных текстах. Они широко употребляются и в художественных для дополнительной характеристики героев.

Черт возьми! Так вы были в Лондоне? Уж не из Лондона ли вы привезли прекрасный алмаз, который сверкает у вас на пальце? Берегитесь, любезный д"Артаньян! Подарок врага - нехорошая вещь. На этот счет есть один латинский стих… Постойте…
- Да-да, конечно, - отвечал д"Артаньян, который никогда не мог вбить себе в голову даже начатков латыни и своим невежеством приводил в отчаяние учителя. - Да-да, конечно, должен быть какой-то стих…
- И, разумеется, он существует, - сказал г-н де Тревиль, имевший склонность к литературе. - Недавно господин де Бенсерад читал мне его… Постойте… Ага, вспомнил! «Timeo Danaos et dona ferentes». Это означает: опасайтесь врага, приносящего вам дары» (Дюма. Три мушкетера)

Обычно цитата маркируется графическими средствами (оформление чужой речи, курсив, разрядка и т. п.). Однако цитаты могут включаться в текст и без графической маркировки. Такие немаркированные цитаты в большинстве случаев подчиняются контексту и включаются в структуру сложного предложения.

Частным видом цитаты можно считать эпиграфы.
Например,
«Береги честь смолоду. Пословица» – эпиграф к «Капитанской дочке» Пушкина.
Или
«Мне отмщение, и аз воздам» – эпиграф к «Анне Карениной» Толстого.
В этих случаях цитата придает дополнительную выразительность всему произведению.

Также цитата может использоваться в заглавии. (М.М. Бахтин ввел термин «чужое слово»).
Примеры - романы А. Приставкина «Ночевала тучка золотая» и В. Катаева «Белеет парус одинокий». Оба названия, кстати, являются цитатами из Лермонтова.

Таким образом, цитата – это фрагмент чужого текста, включенный автором в свой. Очень важно, чтобы читатель узнал этот фрагмент. В противном случае у него не возникнет ассоциаций, на которые рассчитывал автор, и произведение потеряет дополнительные смыслы.

Кроме явных=буквальных цитат в художественном произведении могут использоваться и скрытые (цитаты). Тогда говорят о приемах реминисценции и аллюзии.

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ – это отсылка к предшествующим литературным фактам, напоминание об отдельных произведениях или их группах.
Иначе, реминисценция - это образы литературы в литературе, неявные или подтекстовые цитаты.

По своей природе реминисценция всегда вторична. Однако сам по себе способ реминисцирования всегда носит интеллектуальный и творческий характер, чем отличается от обыкновенного копирования, компиляции или, тем более, плагиата.

Как правило, авторы используют отсылки к широко известным произведениям искусства – и не обязательно литературным. Это могут быть архитектурные сооружения (Гюго. Собор Парижской богоматери), памятники (Пушкин. Медный всадник), музыкальные произведения (Толстой. Крейцерова соната), живопись (Моэм. Луна и грош).

И, разумеется, основным мерилом ценностей (эстетических и этических) являются библейские образы, мотивы и сюжеты. Причем данные реминисценции могут присутствовать в произведениях самых различных жанров, начиная с глубокой психологии (тема вавилонской блудницы в романе Толстого «Воскресение») и кончая детективами.

Но вот что странно, - сказал я по дороге на станцию. - Если мужа звали Джеймсом, а того несчастного - Генри, то при чем здесь Давид?
- Мой дорогой Уотсон, одно это имя должно было бы раскрыть мне глаза, будь я тем идеальным логиком, каким вы любите меня описывать. Это слово было брошено в упрек.
- В упрек?
- Да. Как вам известно, библейский Давид то и дело сбивался с пути истинного и однажды забрел туда же, куда и сержант Джеймс Барклей. Помните то небольшое дельце с Урией и Вирсавией? Боюсь, я изрядно подзабыл Библию, но, если мне не изменяет память, вы его найдете в первой или второй книге Царств. (Конан Дойл. Горбун)

Эффект реминисценции достигается, если читатель замечает сходство и проводит задуманную автором аналогию. То есть интеллектуальный багаж читателя и автора должны быть примерно одинаковыми – в противном случае текст превращается в головоломку, которую без подсказки не разгадать.

В качестве примера хочу привести романы Пелевина.
Идеи его произведений довольно трудно понять читателю, если тот не знаком с трудами Фрейда, Юнга, Кастанеды, Гессе и прочими философами. Ровно как и писателями. Так, в романе «S.N.U.F.F.» прослеживается реминисценция с рассказом А. Грина «Забытое», в «Омон Ра» - с произведениями Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке» и А. Платонова «Котлован». Также Пелевин лихо использует шумерскую и древнеегипетскую мифологию, как например, в романе «Генерация П».

Эффект реминисценции достигается разными способами. Чаще всего упоминания касаются какого-то конкретного персонажа, сцены из другого произведения или личности самого автора. Реминисцентную природу имеют художественные образы, фамилии некоторых литературных персонажей, отдельные мотивы и т.д.

Я вас любил. Любовь еще возможно,
что просто боль, сверлит мои мозги.
Все разлетелось к черту на куски.
Я застрелиться пробовал, но сложно
с оружием.

Или там же:

Я вас любил так сильно, безнадежно,
как дай вам Бог другими - но не даст!
(И.А. Бродский. «Двадцать сонетов к Марии Стюарт»)

Реминисценции в виде цитат составляют существенную разновидность неавторского слова. Они знаменуют либо приятие и одобрение писателем его предшественника, следование ему, либо, напротив, спор с ним и пародирование ранее созданного текста: «при всем многообразии цитации разные и часто несхожие «голоса» всегда помещаются в такой контекст, который позволяет за чужим словом услышать авторское (согласие или несогласие с этим чужим словом)».

Любопытное сопоставление оригинальных и реминисцированных выражений в стихотворном тексте приводит в своем «Поэтическом словаре» А.П. Квятковский:

Прощай, свободная стихия.
(А.С. Пушкин)

Прощай, немытая Россия.
(М.Ю. Лермонтов)

Я пережил и многое и многих.
(П.А. Вяземский)

Я изменил и многому и многим.
(В.Я. Брюсов)

И черным соболем одел
Ее блистательные плечи.
(А.С. Пушкин)

Я парусиною прикрыл
Ее блистательные плечи.
(В.Д. Федоров)

Нередки случаи, когда реминисценция проскальзывает в тексте интуитивно. Автор и не хотел указывать на что-то конкретно, это у него получилось подсознательно. Тогда эффект реминисценции будет не столь явен, разгадывать его предстоит не только читателю, но и самому автору.

Кроме реминисценции, существует прием аллюзии.

Точной границы между аллюзией и реминисценцией нет.
Основное отличие, по мнению большинства литературоведов, в том, что аллюзия всегда осознана, а реминисценция чаще всего бессознательна. В аллюзии - четкое, явное указание на другое произведение, а реминисценция - воспоминание, отголосок, отзвук, «образ литературы в литературе».

Итак,
АЛЛЮЗИЯ - это стилистическая фигура, содержащая явное указание или отчетливый намек на некий литературный, исторический, мифологический или политический факт, закрепленный в текстовой культуре или в разговорной речи.

От цитаты аллюзия отличается тем, что элементы, к которым содержится отсылка, рассредоточены по всему тексту и не являются целостным высказыванием.

Расшифровка аллюзий предполагает наличие у автора и читателя общих знаний, порою весьма специфических.

Например, В.Набоков, по образованию энтомолог, играя на одинаковости названий бабочек и героев мифов и чередуя их латинское и кириллическое написание, вводит в свои произведения сочетания, части которых одновременно представляют собой и поэтические аллюзии.
Одна из бабочек в романе «Дар» получает название Orpheus Godunov; первая часть названия соотносится с именем поэта-певца Орфея, вторая, воспроизводящая первую часть фамилии героя и одновременно фамилию русского царя, вынесенную в заглавие пушкинской трагедии «Борис Годунов», при латинском написании парадоксально высвечивает корень God (Бог), имя же героя романа – Федор в переводе с греческого означает «божий дар».
Параллельно в романе обыгрывается строка Пушкина («жреца» Аполлона – бога искусств): «Тут Аполлон – идеал, там Ниобея – печаль», относящаяся одновременно и к бабочкам, и богам: «и рыжим крылом да перламутром ниобея мелькала над скабиозами прибрежной лужайки, где в первых числах июня (ср. день рождения Пушкина – 6 июня) попадался изредка маленький «черный аполлон».
Цвета «черный» и «белый», овеществленные в «африканском жаре» и русском «снеге», также все время играют у Набокова: поэтому «черный аполлон» соотносим в рамках романа с Пушкиным –«гением-негром», «который во сне видит снег».
Вот так вот у Набокова все непросто.

Вообще, аллюзия как стилистический прием очень информативна, но чтобы ее уловить, следует существовать (или, как минимум, хорошо ориентироваться) в определенной культурной среде. Ведь аллюзия, по сути, это намек на известные обстоятельства. И представителям другой культуры текст может быть совершенно непонятен.

Классический пример – роман Сэллинджера «Над пропастью во ржи» (1951).
Этот роман был признан лучшим англоязычным произведением ХХ в., буквально «перепахал» всю Америку, стал переломной вехой в развитии мировой литературы и… в России не получил практически никакого резонанса.
Если вдуматься, то факт того, что роман прошел незамеченным у нас, является более интересным, чем факт его признания «у них». А все дело в непонятых аллюзиях, которыми пропитан текст.

Начнем с названия.
Оригинальное название романа - «The Catcher in the Rye». Буквальный перевод – «Ловец во ржи». Здесь четкая аллюзия к евангельскому тексту, в котором Христос называет себя «ловцом душ человеческих». Классический перевод Риты Райт-Ковалевой «потерял» смысл заглавия, заложенный автором. Второй переводчик, Немцов, попытался его вернуть, назвав роман «Ловец на хлебном поле» (2008), но время ушло.

Вторая аллюзия, заключенная в названии, восходит к стихотворению Роберта Бернса.

Русскоязычным читателям оно знакомо в переводе Маршака:

Пробираясь до калитки
Полем вдоль межи,
Дженни вымокла до нитки
Вечером во ржи.

Очень холодно девчонке,
Бьет девчонку дрожь:
Замочила все юбчонки,
Идя через рожь.

Если кто-то звал кого-то
Сквозь густую рожь
И кого-то обнял кто-то,
Что с него возьмешь!

И какая вам забота,
Если у межи
Целовался с кем-то кто-то
Вечером во ржи!

Проверочный вопрос – о чем это стихотворение? Затрудняетесь ответить?
А давайте вспомним наше, исконно русское – «Эх, полным полна коробочка \ Есть в ней ситец и парча».

Помните?

Выйди, выйди в рожь высокую,
Там до ночки подожду.
Как завижу черноокую -
Все товары разложу.

Сюжет песни – коробейник назначает «зазнобушке» с «губками алыми» свидание – между прочим, ночью и во ржи – и обещает «разложить все товары» (это ночью-то, в поле! Что за «товары» - ежу понятно, и уж яснее ясного, чем они собрались там заниматься). Да песня, в общем-то, и не скрывает этого, в ней прямо поется:

Знает только ночка темная,
Как поладили они.
Расступись ты, рожь высокая,
Тайну свято сохрани.

Правда, похоже на «И какая вам забота, \ Если у межи \ Целовался с кем-то кто-то \ Вечером во ржи»?

И тут мы напрямую попадаем в пространство романа Сэллинджера.
Если вы помните, в размышлениях главного героя, 16-летнего Холдена Колфилда, большое значение имеет секс. Тут и воспоминания о неудачном свидании с девушкой и драке за нее с приятелем-ловеласом. И попытка развлечься в обществе немолодых туристок. И ночной клуб, и как кульминация – неудачное общение с проституткой.
Сюжет романа – вызов пуританской Америке (время действия – 1949 год). Сэллинджер впервые осмелился обнажить тему пола, которая до этого стыдливо замалчивалась. За что и получил по полной – роман категорически не рекомендовался для «юношеского» чтения, изымался из публичных библиотек, осуждался и т.д.
А попав к нам, на чуждое идеологическое поле, в «смягченном» переводе, лишился доброй половины аллюзий, понятных американцам, и потому не получил такого резонанса, как на родине.

Таким образом, доказано, что для понимания аллюзии читатель должен принадлежать к определенной культуре. И даже – субкультуре, как в примерах с произведениями Пелевина или, скажем, песнями Бориса Гребенщикова.

Вот мы с вами и вспомнили стилистические приемы – цитация, реминисценция, аллюзия. Согласитесь, названия сложные, а по сути – все достаточно просто и – наверняка! – вы в своих произведениях уже их использовали. Иногда бессознательно - как господин Журден, который и не подозревал, что говорит прозой (смайлик).

Предполагается, что грядущем конкурсе «ВСЕМУ СВОЕ ВРЕМЯ» данные приемы будут играть ведущую роль.
Ведь согласно заданию «В тексте должна использоваться и ОБЯЗАТЕЛЬНО обуславливаться контекстом одна из сентенций книги Екклесиаста»(с)

Данная статья, скорее, предназначена не конкурсантам, которые наверняка уже представляют сюжет своего рассказа, а потенциальным критикам. Пусть у них будет еще один инструмент для оценки. Ведь так приятно воскликнуть: «ну и реминисценцию завернул автор – прелесть просто!» Или – «Ну, автор, выдал - аллюзия тебе в бок!»

К2 желает удачи всем участникам конкурса и с нетерпением ждет рассказов на тему «ВСЕМУ СВОЕ ВРЕМЯ».

© Copyright: Конкурс Копирайта -К2, 2013
Свидетельство о публикации №213072101281

Обсуждение здесь

444 0

Что такое реминисценция

Слово реминисценция происходит от латинского и означает «воспоминание». Синоним этого понятия – заимствование, намёк, отзвук.

Явление реминисценции – это сознательное или непреднамеренное упоминание в тексте об известном культурном факте, а также о другом произведении. Это может быть повторение образной или фразовой конструкции.

Существуют реминисценции скрытые, рассчитанные на узнавание. Кстати, в отличие от цитаты реминисценция может быть автором неосознанной.

Отличается она и от обычного копирования, плагиата и компиляции, потому что всегда носит творческий характер и интеллектуальный.

Реминисценция в психологии

Реминисценция в психологии – это эффект, который характеризуется лучшим воссозданием запоминаемых данных по прошествии некоторого времени, чем сразу после заучивания.

Феномен возникновения реминисценции сегодня до конца не изучен. Сам термин был впервые употреблён в начале прошлого столетия учёным из Сербии Урбанчичем В.

Эффект реминисценции чаще всего наблюдается у детей дошкольного возраста, а также у школьников младших классов.

В науке есть такое понятие, как «феномен Белларда». Бэллард П. исследовал неожиданное вспоминание материала после изучения. В своих экспериментах учёный давал испытуемым возможность освоить некоторую информацию в малый срок. Таким образом, для полного освоения материала времени было недостаточно. Через некоторый интервал времени люди вспоминали информацию, однако самые лучшие показатели воспроизведения были после через двое-трое суток.

Явление реминисценции в психологии изучал и Пьер Жане. Он утверждал, что это неосознанное воспроизведение действий, которое не зависит от внешних факторов.

Частота её возникновения зависит от информации, что необходимо запомнить.

Интересный факт, что на эффект реминисценции влияет степень изученности материала. Если человек изучил информацию недостаточно, то внезапное воспоминание не состоится. Когда индивид пытается воспроизвести прочитанное сразу после прочтения, то он опирается на ассоциации, связывающие понятия. Когда индивид воспроизведёт информацию через промежуток времени, в основе будет лежать логическая связь.

Вспомните студента на экзамене. Обычно это происходит так: текст заучивается без осмысливания. Но во время сдачи путаницы нет, ответ в голову приходит сам собой. После всего мероприятия (экзамена), ранее нужная информация вовсе забывается.

Или поставьте в пример себя. Вы не прилагаете никаких усилий, а эффект реминисценции проявляется. Это неожиданно пришедшая на ум песня, стихотворение или событие…

Реминисценция в литературе

Реминисценция в литературе – это невидимая отсылка в художественных текстах к другим литературным фактам.

Эффект реминисценции можно наблюдать в «Поэтическом словаре» Квятковского А.П. Автор сопоставляет оригинальные и выражения-упоминания.

Густая крапива Шумит под окном. Зеленая ива Повисла шатром.
()

Зеленая пена Кипит под винтом И мы по заливу Неспешно плывем.
(Саянов В.)

Вот едет могучий Олег со двора, С ним Игорь и старые гости…
()

С ним едет старуха и младшая дочь. Невестки и первенцы-внуки.
()

Уж я ножичком полосну, полосну! Уж я семечки полущу, полущу!
()

А белье мое всполосну, всполосну! потом господ полосну, полосну! И-их! ()

Есть такое понятие как автореминисценция. Это когда невидимая отсылка происходит к другим произведениям этого же автора, а не к чужим. Такое можно наблюдать, к примеру, в творчестве Лермонтова М.Ю., Пушкина А.С., Брюсова В.Я., Блока А.А.

Реминисценция и аллюзия

Большой разницы между этими терминами нет, ведь и аллюзия, и реминисценция подразумевают ссылку на другое произведение, факт, событие. Однако учёные поясняют, что различие всё же есть: аллюзия всегда осознанна, её легко заметить, так как есть прямое указание на источник, а реминисценция – это «отзвук», «воспоминание».

Реминисценция – загадочное явление, механизмы которого не до конца ясны исследователям. Память человека избирательна и хорошо запоминаются те события, материалы, которые были эмоционально окрашены и имели практический смысл. Но казалось бы: прошло много времени и все забылось… и вдруг всплывает в памяти неожиданно и так ярко.

Что такое реминисценция?

Каждый человек встречался с таким феноменом как неожиданное воспоминание казалось бы давно забытого события детства, старой песни или стихотворения - это реминисценция (лат.reminiscentia – напоминание), эффект , в которой на протяжении всей жизни человека остаются следы переработанной информации, не поддающиеся стиранию и всплывающие в памяти по происшествию времени.

Что такое реминисценция в психологии?

Реминисценция в психологии - феномен памяти. Пьер Жане – французский ученый, изучавший явление, пришел к выводу, что реминисценция не зависит от внешних событий и факторов и является полностью автоматическим повторением действий. Психологи считают, что реминисценция памяти - нормальное состояние психики: во время переполненности радостными или стрессовыми событиями, мнестические процессы человека подвергаются торможению, вследствие перегрузки – это . В последующем эмоционально окрашенные события внезапно вспоминаются.

Аллюзия и реминисценция - отличия

Аллюзии и реминисценции практически идентичные понятия в литературной сфере. Аллюзия – это «намек» или «шутка» отсылающая к другому литературному произведению, автору событию, конкретному человеку. Элементы аллюзии рассосредоточены по всему тексту. Без знания источника, на который отсылает аллюзия, читателю сложно воспринимать текст. Понятие реминисценции отличается от аллюзии, тем, что это всегда бессознательное «воспоминание», отголосок «литературы в литературе», тогда как аллюзия – это явная, четкая отсылка к другому источнику.


Реминисценция - виды

Явление реминисценции, как процесса можно увидеть в различных сферах прикладных наук, искусстве, повседневной жизни. Самые известные виды реминисценции:

  1. Историко-философская реминисценция . Древнегреческий философ Платон рассуждал, о том, что все окружающие явления и предметы родственны между собой и благодаря этому можно все обо всем припомнить. Любое знание есть воспоминание или припоминание. В своем произведении «Федра» - Платон утверждает, что реминисценция – это как таинство посвящения и приближение к духовному.
  2. Кинематографическая реминисценция . Яркие стилистические приемы и эффекты, то, что привлекает зрителя в кинематографе. Реминисценция в кино – частый прием. Внимание зрителя отсылается на какие-либо перекрестные события, возврат в прошлое, используются произведения искусства великих художников, как например, в фильме Л. Рифеншталя «Триумф воли», когда показана аналогия с картиной К.Моне «Улица Сен-Дени в день национального праздника»: колышащиеся флаги, без обозначения фигур, держащих знамена.
  3. Реминисценция - как феномен психики . Отсроченное воспоминание какого-либо материала или события.
  4. Филологическая (литературная) реминисценция . Текстовые реминисценции бывают следующих разновидностей: