С Долоховым мы знакомимся на шумной вечеринке у Анатоля Курагина. «Долохов был человек среднего роста, курчавый и с светлыми голубыми глазами». Это самый непонятный и неразгаданный герой романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Он безрассудно смел и порой нежен, но временами жесток. Даже его внешняя характеристика противоречива: «Он не носил усов, как и все пехотные офицеры, и рот его, самая поразительная черта его лица, был весь виден… В середине верхняя губа энергически опускалась на крепкую нижнюю острым клином, и в углах образовывалось постоянно что-то вроде двух улыбок… и все вместе, а особенно в соединении с твердым, наглым, умным взглядом, составляло впечатление такое, что нельзя было не заметить этого лица».

Долохов вызывал уважение в обществе, хотя был человеком небогатым и не имел связей. Однажды, развлекаясь с Курагиным и Пьером Безуховым, они привязали к спине медведя квартального и отправили в Мойку. За этот поступок Долохова разжаловали в солдаты. Пьер избежал подобного наказания, поскольку не служил, а Анатоля не разжаловали благодаря связям отца.

Далее началась нелегкая служба, трудные походы и смотры, достаточно вспомнить смотр в Браунау и австрийские пруды. Так прошел год. Далее герой возвращается в Москву и останавливается в доме Пьера Безухова. Здесь он показывает себя далеко не с самой лучшей стороны: он заводит роман с женой человека, который приютил его. Причем роман Долохова с Элен не был продиктован любовью, Элен безразлична герою. Зачем он это сделал? Возможно, он мстил за историю с медведем.

Узнав об измене жены, Пьер не может простить обидчика, да и сам Долохов явно провоцирует Безухова, предлагая тост: «За здоровье красивых женщин, Петруша, и их любовников».

Во время дуэли Долохов, зная, что Пьер не умеет стрелять, и понимая, что идет на убийство, все же говорит секундантам: «Никаких извинений, ничего решительно». Долохов промахнулся, и это спасло Пьера. Разрушив семью Безухова, наш герой не раскаивается. Более того, он, не задумываясь, готов разрушить еще одну семью, пусть пока еще и несостоявшуюся. Попав в дом Николая Ростова, Долохов пытается отнять у него невесту. Получив от Сони отказ, он желает мести. Несмотря на то что Николай преклонялся перед Долоховым, считал его своим другом, последний с легкостью, совершенно сознательно обыграл Ростова в карты. При этом он дает понять Николаю, что его выигрыш неслучаен.

Федор Долохов - страшный человек. Он прекрасно понимает, что в обществе, в котором он живет, не ценятся ни ум, ни честность, ни талант. Его образ проникнут цинизмом, он знает, что жестокость и бесчеловечность вызывают в таком обществе страх и уважение. Но при этом герой нежно любит свою мать, называет ее ангелом, а она, в свою очередь, видит в нем «высокую, небесную душу»? Ему понравилась чистая и верная Соня, но она любит другого.

Еще раз удивляет нас Долохов перед Бородинской битвой. При встрече с Пьером, герой неожиданно для читателя просит у него прощенья.

Видя Долохова в разных ситуациях, мы приходим к выводу, что он одинок и озлоблен, но он мог бы быть иным. Идеалом женщины он считает прекрасных и преданных, таких, как его мать, Соня. Идеал мужчины – сильный, бескомпромиссный, способный перед лицом всеобщей опасности забыть свою мелкую вражду. Таким он сам предстает перед Бородинской битвой. Долохов хочет видеть жизнь прекрасной, но она далеко не такова, она несправедлива и жестока.

Поэтому и сам герой становится жестоким и несправедливым. Но его нельзя оправдывать. Долохов не один герой в романе, которому свойственны духовные искания. Однако Пьер и князь Андрей находят свой путь в служении справедливости и добру. Долохов же избрал путь циника. Читатель смотрит не героя с осуждением, даже в те моменты, когда в герое просыпаются человеческие черты, осуждение только усиливается. Хочется верить, что душа героя смягчится, возможно, под воздействием новой любви.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Лев Толстой критически относился карьеризму, разоблачая корысть, лживый патриотизм вельмож и офицеров. Образ и характеристика Долохова в романе «Война и мир» раскрывает проблематику лицемерия и духовной пустоты человека, который заботиться исключительно о своих интересах.

Внешний вид

Голубоглазый молодой человек с завитками светлых волос пользовался популярностью у женщин. Было в бездонной глубине глаз нечто холодное. Взгляд парня отличался цепкостью, умом, проницательностью. Герой знал, чего он хочет.

Человек среднего роста с военной выправкой, всегда стройный и подтянутый. В 1805 году он выглядит двадцатипятилетним юношей, когда с друзьями пускает в реку медведя.

Федор отличается от своих друзей тем, что не носит усов, хотя пехотные офицеры считают их достоинством мужчины тех времен. Толстой акцентирует внимание на ротовой зоне лица. Линия губ имела четкие тонкие смазливые изгибы, особенно интересно верхняя губа накладывалась на нижнюю: затейливым клинышком.

Из-за особенности природной форма рта создавалось впечатление, что Федор постоянно улыбается и находится в прекрасном расположении духа. Улыбка прекрасно сочеталась с хитрым выражением глаз. Обладая легко запоминающейся внешностью, офицер элитного полка тщательно следил за чистотой, опрятностью тела. Всегда носил белые рубашки, ходил аккуратно выбритым.

Личность и характер

Товарищи считают Долохова добрым, он душа компании, дружит с князем Анатолем Курагиным. Вместе офицеры кутят, соблазняют барышень, чем прославились в петербургском обществе. Харизма и военная выправка объясняют авторитет Федора в своих кругах:

«У нас теперь нет слова без Долохова; им клянутся, на него зовут, как на стерлядь».


Многие товарищи обращаются к Федору заискивающе, ценят знакомство с ним. Картежная игра стала основой жизни героя. Лев Толстой пишет о нем, как о бретере. Это значит, что сорвиголова часто затевал дуэли, причем поводом для конфликта мог оказаться незначительный спор.

Заядлый картежник умеет играть во все популярные карточные игры. Его не смущает слава мошенника. Наоборот, он хвастается кличкой шулера, как личным достижением на основании того, что всегда остается победителем.

Разжалование в рядовые

Когда молодые люди упивались вином, их не мог остановить никто. В 1805 году компания во главе с Долоховым и князем Курагиным увлеклась кутежом, они шумели на улице так сильно, что жители вызвали полицию. Первым прибежал караульный, попытался унять буйный порыв ребят.

Не желая расставаться с цыганами, песнями и плясками, молодые люди схватили стража порядка, привязали его к спине дрессированного медведя и пустили животное плавать в реку. Не помня себя от алкоголя, компания весело хохотала, пока зверь барахтался в холодно воде, а на его спине громко кричал перепуганный караульный.

Власти не могли не отреагировать на вопиющий случай нарушения правопорядка детьми высокопоставленных чиновников. Многие были строго наказаны, а Долохова разжаловали в рядовые.

Шенграбенское сражение

Федор попал в роту скромного капитана Тимохина, склонного к алкоголю, но храброго командира. Стрелецкий полк, прикрывающий левое крыло Багратионовского отряда, не был поставлен по команде в ружье, когда французы их атаковали. Началась паника, многие побежали в разные стороны. Сквозь шум стрельбы не удавалось расслышать команду командиров.

Князь Болконский наблюдал с правого фланга, как наполеоновская армия захватывала левую сторону русской линии. Вдруг враги развернулись и помчали назад. Андрей не мог понять причину, пока не увидел, как на опушке леса ведет бой рота Тимохина, единственное формирование, сохранившее боевой ряд, давшее отпор.

Долохов бежал за своим отчаянным командиром, но ему удалось ловко первому схватить за воротник сдававшегося офицера, отнять у него шпагу. Потом Федор навязчиво доложил начальству о своем личном участии:

«Ваше превосходительство, вот два трофея, - сказал Долохов, указывая на французскую шпагу и сумку. - Мною взят в плен офицер. Я остановил роту. - Долохов тяжело дышал от усталости; он говорил с остановками. - Вся рота может свидетельствовать. Прошу запомнить, ваше превосходительство!»


Автор на одной странице романа сопоставил бескорыстный истинный героизм капитана Тимохина, чтобы подчеркнуть ложность смелых действий Долохова, продиктованных потребительской мотивацией.

Дуэль с Безуховым

После войны в Австрии Федор обратился за помощью к старому другу Пьеру. Надо было возобновить звание, а денег не хватало даже на необходимое. Граф пустил ловеласа в свой дом, дал ему определенную сумму, за что дорого поплатился.

Долохов не знал чувства благодарности, подло соблазнил легкомысленную Элен Безухову. Пьеру было стыдно за поведение жены, а намеки окружающих причиняли ему боль. Шутки Долохова звучали, как издевательство.

Безухов вызвал квартиранта на дуэль, где неожиданно для самого себя попал в обидчика и ранил его. Трагизм эпизода заключается в том, что Пьер, как нормальный человек, мучается своим поступком. Дуэль меняет его решения, планы, всю его жизнь.

Долохов, наоборот, ведет себя хладнокровно, готов в любой момент лишить человека жизни. Просто так, из-за мелочных амбиций.

Долохов не является главным героем романа «Война и мир», но образ его настолько ярок и индивидуален, что сразу же заинтересовывает читателя. Толстой наделяет этого героя такими, казалось бы, несовместимыми чертами характера, что мы в течение всего романа размышляем, каков же он на самом деле.

Впервые с Долоховым, семёновским офицером, мы встречаемся во время кутежа у Анатоля Курагина, в момент заключения пари о том, что он “выпьет бутылку рома, сидя на окне третьего этажа с опущенными наружу ногами”. Читатель в напряжении: чем же закончится эта безумная выходка и кто такой этот уверенный в себе, дерзкий молодой человек?

Внешность Долохова ярко выделялась на фоне других. Это был “человек среднего роста, курчавый и со светлыми глазами. Ему было лет двадцать пять... рот его, самая поразительная черта его лица, был весь виден... и всё вместе, а особенно в соединении с твёрдым, наглым, умным взглядом, составляло впечатление такое, что нельзя было не заметить этого лица”.

Вообще, стремление выделиться, всегда быть в центре внимания - отличительная черта Долохова. Чтобы быть лидером среди богатых гвардейских офицеров, он становится лихим повесой, картёжником и бретёром. Будучи человеком небогатым, без всяких связей, проживая у Анатоля Курагина, очень богатого молодого человека, он “успел себя поставить так, что Анатоль и все знавшие их уважали Долохова больше, чем Анатоля”.

При дальнейшем знакомстве с Долоховым мы видим, что это эгоистичный и болезненно самолюбивый молодой человек. Для него такое нравственное понятие, как дружба, - понятие чисто относительное. Будучи в дружеских отношениях с Пьером, который гостеприимно предоставил ему свой , Долохов со спокойной совестью заводит с его женой и ко всему этому ещё цинично и нагло оскорбляет Пьера в присутствии гостей, доведя дело до дуэли. Долохов всегда и у всех привык выигрывать и добиваться того, чего он хочет. Так же легко из числа своих друзей он исключает и Николая Ростова, когда узнаёт, что Соня любит Николая, а не его. Это удар по его самолюбию. Но проигрывать - не в его характере. Он должен отомстить или отыграться. Вызвав Николая на игру, он бесстрастно выигрывает у него огромную сумму денег, компенсируя тем самым свой проигрыш.

Да, по натуре Долохов игрок, и жизнь для него в большей степени игра. Человек авантюрного склада характера, он любит испытывать судьбу. Это подтверждает и его выходка с квартальным, за которую он был разжалован в солдаты, и план побега Наташи, который он готовил по просьбе Анатоля. Отчаянное бесстрашие проявляет Долохов и на войне, когда берёт в плен неприятеля или проникает во французский лагерь вместе с Петей Ростовым, жизнью которого рискует так же, как и своей.

Но всё его геройство в большей степени показное, демонстративное, направленное на самоутверждение. Он обязательно потом напомнит о своих успехах начальству.

Но не всё для читателя ясно и понятно в этом герое. В романе есть такие сцены, которые раскрывают перед нами совершенно другого Долохова. Так, из сцены дуэли мы узнаём, что Долохов, этот отчаянный кутила и повеса, - любящий сын и брат. Раненый, он плачет и признаётся Ростову в том, что у него есть мать, в том, как он любит её: “...она не перенесёт этого... Моя мать, мой ангел, мой обожаемый ангел...” Какой нежностью и любовью проникнуты эти слова! Удивительно и то, что Долохов, казалось бы неспособный на чувства и переживания, презирающий дамское общество, вдруг влюбляется в Соню и даже делает ей предложение. А перед Бородинским сражением, случайно встретив Пьера, он просит простить его за всё, что было между ними.

В такие ответственные моменты жизни кажется, что Долохов срывает с себя маску и обнажает то лучшее и настоящее, что в нём есть. И как могут уживаться в нём такие совершенно противоположные чувства - ненависть и любовь, жестокость и нежность? Он признаётся Николаю: “Я никого знать не хочу, кроме тех, кого люблю; но кого я люблю, того люблю так, что жизнь отдам, а остальных передавлю всех, коли встанут у меня на дороге”.

Иногда Долохов чем-то напоминает мне Печорина. Ведь на первом плане у Печорина тоже всегда свои собственные интересы. Вот запись Печорина в его дневнике: “Я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе как на пищу, поддерживающую мои душевные силы”. А вот высказывание Долохова: “...на остальных я обращаю внимание только настолько, насколько они полезны или вредны”.

Итак, в большей степени Толстой выводит Долохова как отрицательного героя. Примечательно, что сам автор никогда не называет его по имени. Долохов не проходит у него проверку нравственными категориями добра, правды и простоты. Автор осуждает в нём ложное геройство и личный эгоизм. Не случайно он так не понравился Наташе. Мне кажется, что своё отношение к нему автор выражает её словами: “...У него всё назначено. А я этого не люблю”. Я согласна с Толстым. Но всё-таки Долохов мне более симпатичен, чем тот же Берг или Борис Друбецкой, которые всегда стараются выглядеть лучше, чем они есть на самом деле. Толстой наделил этого героя чувством любви к матери, и это, я думаю, оставляет нам надежду на то, что не всё ещё потеряно в его судьбе, что Фёдору Долохову ещё встретится в жизни “такое небесное существо, которое бы возродило, очистило и возвысило его”.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Долохов в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    В чем заключается истинное предназначение человека? Для чего он живет? В чем цель его существования? Эти и другие вопросы невольно возникают у нас, когда мы читаем роман Л. Н. Толстого «Война и мир». Каждый из героев Толстого ищет свой собственный путь в жизни, и далеко не всегда этот путь бывает простым и прямым, ведь у каждого из героев свое собственное представление о счастье, о смысле и цели жизни. Для кого-то
    Враги! Давно ли друг от друга Их жажда крови отвела. А. С. Пушкин - Лев Николаевич Толстой в романе «Война и мир» последовательно проводит мысль о предначертанности судьбы человека. Его можно назвать фаталистом. Ярко, правдиво и логично это доказано в сцене дуэли Долохова с Пьером. Сугубо штатский человек - Пьер ранил на дуэли Долохова - бретера, повесу, бесстрашного вояку. А ведь Пьер совершенно не мог обращаться с оружием. Перед самой дуэлью
    Николай Ростов – герой романа Л. Н. Толстого “Война и мир”, – вернувшись после длительного отпуска в свой полк, быстро почувствовал преимущества полковой жизни перед московской. В частности, “в полку было известно... кто хороший, кто дурной человек, и главное – товарищ”. Эта особенность полковой жизни заслуживает серьёзного рассмотрения. Отметим сначала, что Николай Ростов не сомневался, что людей можно отличать по признаку “хороший” – “дурной”. Он даже различал понятия “хороший человек
    В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» описан необычный способ лести. Причём настолько необычный, что в авторском комментарии писатель специально обращает внимание читателя на специфический оттенок разговора между Сперанским и князем Андреем. “Сперанский <...> льстил князю Андрею той тонкою лестью, соединённою с самонадеянностью, которая состоит в молчаливом признавании своего собеседника с собою вместе единственным человеком, способным понимать всю глупость всех остальных, разумность и глубину своих мыслей”. Замечание интересное, но,
    Том II Часть первая Глава I Приезд Николая Ростова с Денисовым в Москву в отпуск. Он берет с собой Денисова, который ехал в отпуск в Воронеж. Нетерпение Николая по мере приближения к Москве и к дому. Встреча с родными и Соней. Николай не успевает добежать до гостиной, как все начинают его обнимать, целовать, кричать, плакать. Соня, которой теперь было уже 16 лет, смотрела на Николая, не спуская глаз и затаив дыхание. Встреча Ростовыми
    Том четвертый Часть третья Глава I Рассуждения автора о народном характере войны 1812 г. Для народа в этой войне решался вопрос жизни и смерти отечества, и война эта была величайшей из всех. Народ поднял дубину народной войны, которая "со всей своею грозною величественною силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупою простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие". Глава
    Л. Н. Толстой ввёл в “Войну и мир” образ Тихона Щербатого, чтобы ещё раз, по-новому, осветить свою идею - “дубины народной войны”. Французы своим преступным вторжением разрушили привычный уклад русской деревни, разбудили мужика, и в последнем обнаружились свойства, о которых никто прежде не ведал, в том числе и он сам. Война - это искажение, нарушение привычного хода вещей. Вот и в мужике - те качества, которые в мирное время были

Долохов – не ключевой герой романа «Война и мир», но этот образ настолько ярок, что мимо пройти невозможно. Образ Долохова – это проблема лицемерия и пустоты духовной.

Фёдор был очень привлекателен, имел яркие голубые глаза, курчавые светлые волосы. Всегда пользовался популярностью у противоположного пола. Взгляд парня был целеустремленный, разумный, проницательный.

Долохов имел средний рост, обладал отличной и подтянутой фигурой. Он не носил усов, что было особенностью пехотного офицера времен Толстого.

Все поголовно считали Долохова душой компании, веселым и отзывчивым человеком. Он был азартным человеком, карты стали смыслом его жизни. Фёдор был очень вспыльчив и неугомонен. Зачастую затеивал дуэли из-за пустяков. Из-за умения играть в карты, он получил прозвище « Мошенник», но не расстраивался из-за этого. Наоборот, даже гордился.

Влюбившись в Соню Ростову, он потерял голову и предложил выйти замуж. Девушка отказалась, так как была помолвлена с Николаем Ростовым. Разозлившись, Долохов играет в карты с Николаем и тут значительно проигрывается. Фёдоров всю жизнь тискал такую девушку, как Соня, а на его пути стал Ростов. Герой, разозлившись, пригласил Ростова на дуэль, даже не смотря на дружбу.

У Долохова не было моральных принципов, которые мешали бы ему жить. Роман с Элен Безуховой закончился дуэлью, где Пьер ранил Фёдора. Долохов всегда умел плести интриги, поэтому согласился помочь Курагину в похищении Наташи Ростовой. Курагин на первый взгляд кажется жёстким и коварным человеком, но, не смотря на все это, у него есть чувство нежности. Когда Долохов ходил в разведку с Петей Ростовым, он понимал, что является для него кумиром и то, что Петя хочет поцеловать его, и сам сделал это. Но это было минутное помутнение, ведь он привык ни выражать никаких чувств.

Иногда Долохов мог быть искреннем, но для всего у него был разработан образ авантюриста, и он полностью соответствовал этому образу.

Сочинение на тему Долохов

Внешнее описание

Молодой офицер очень красив собой и правильно сложен фигурой. Его возраст приблизительно 25 лет. Усов у него не было, как впрочем и у любого офицера пехоты. Его замечательные волосы спускались по воротнику рубахи. У него мощное телосложение, примерно средний рост. В целом был строен, довольно ловок и широк в плечах. Голос Долохова был весьма твёрд, говорил он неспешно, с расстановкой. В общем можно сказать, что Фёдор Иванович имел достаточно привлекательную наружность.

Военная карьера

Для этого молодого человека воинский долг является прежде всего самовыражением, возможностью выделиться воинскими заслугами. Он отлично справляется со своими обязанностями, но делает всё это не ради патриотизма, а ради славы и возможности разбогатеть. Офицер служит в элитном полку, называвшемся Семёновским. Но из-за постоянных развлечений и дуэлей частенько бывает лишён офицерского чина, после чего ему приходиться снова его заслуживать. В войне 1805-1807 годах Фёдор проявляет героизм поступков, но побуждают его к этому только желания обогатиться и сделаться известным. Его любовные похождения с Безуховой приводят к неминуемой дуэли, после чего его звание снова понижают. Во время войны с Французами и императором Наполеоном он служит обычным рядовым солдатом. Служение в армии идёт опять-таки одной и той же дорогой - восхождение к высшим чинам и деньгам.

Личные черты характера

Долохов по-особенному обходится с женским полом. Женщин он буквально сводит с ума своими выходками. Они часто мечтают о нём. Данный образ действий привлекает к нему внимание личностей различных чинов. Его стали назвать не иначе как "кутилой" и вспыльчивым дуэлянтом. Убить человека на дуэли не составляет ему большого труда. Ему чудится, что абсолютно все должны его уважать и держаться в страхе от него. Также одно из его любимых занятий это карточные игры. Очень скоро его стали звать шулером и нечестным игроком. По жизни молодой человек довольно наглый нахальный. Его дерзость проявляется не только к обычным людям, но командирам полка. Ещё он очень хитёр и может обвести глуповатого человека.

Фёдор Иванович необычный персонаж. Он воспринимается как гуляка, кутейник, нахал и дуэлянт.

Вариант 3

Федор Долохов – один из второстепенных персонажей романа Л.Н. Толстого «Война и мир».

Это молодой человек двадцати пяти лет из обедневшей дворянской семьи. Долохов внешне привлекателен, у него атлетическая фигура. Глаза красивые, но взгляд отталкивающий, холодный. Умен, получил хорошее образование. Вся его семья – мать и сестра, которых он очень любит. У него нет связей, ему приходится в жизни надеяться только на себя. Долохов состоит на службе в гвардейском полку. Для него служба в армии – возможность обеспечить свое будущее. Он напрягает все силы, чтобы быть в высшем обществе равным, и для этого играет роль светского льва. Пользуется расположением к себе нужных людей.

В начале романа мы видим Долохова в компании с Анатолем Курагиным. Эта компания проводит время в кутежах, попойках, карточных играх. Долохов слывет в обществе повесой, дуэлянтом, нравится женщинам. Из-за своих выходок он разжалован в солдаты. Во время военных событий 1805-1807 годов Долохов проявляет себя на фронте по-геройски, но действует в корыстных целях – ему необходимо вернуть офицерское звание. Вернув офицерское звание, он отправляется на Кавказ и в Персию. Никто толком не знал, чем Долохов там занимался. После возвращения в Москву продолжаются кутежи, происходит дуэль из-за любовной связи с Элен Безуховой и следует новое понижение в чине. Когда начинается война с Наполеоном, Долохов – рядовой солдат. Ему надо отличиться, чтобы выслужить прощение. Долохов не знает страха смерти, он действует отважно. Позднее Долохов попадает в партизанский отряд, где действует очень жестоко по отношению к французам, в разведке ведет себя бесстрашно.

Образ Долохова сложен, противоречив. С одной стороны, он трепетно относится к матери и сестре, нежно - к Соне, Пете. С другой – мстителен, жесток. За добро Пьера Безухова он платит тем, что позорит его, соблазнив его жену Элен. Сдружился с Николаем Ростовым за время выздоровления после ранения на дуэли, был с ним предельно откровенен, рассказав о своих мечтах. А потом сводит с Ростовым счеты, с помощью обмана обыграв его в карты. Мстит Николаю из-за того, что Соня любит его. Понятие дружбы у Долохова не существует. Он может манипулировать людьми, как в случае с Анатолем Курагиным. Долохов помогает ему в подготовке к похищению Наташи Ростовой. Он авантюрист, для него это очередная игра. А в последний момент пытается отговорить Анатоля от этой опасной затеи и в результате спасает.

Долохов одинок и озлоблен. Одни находят путь в служении добру и справедливости, а Долохов избирает путь циника. Автор осуждает в нём ложное геройство и личный эгоизм.

Также читают:

Популярные сегодня темы

  • Лагерная тема в творчестве Шаламова сочинение

    Одной из самых ужасающих и трагических тем в русской литературе является тема сталинских концентрационных лагерей. Подобная система преследования и наказания

  • Сочинение по картине Лесистый берег Левитана 6 класс описание

    Пейзаж Лесистый берег написан великим русским художником Исааком Левитаном в 1892 году. На полотне можно увидеть вечерние сумерки у реки Пекша Владимирской области.

Долохов из романа «Война и мир»
рассуждения о герое

Симпатии и антипатии читателей того или иного произведения не всегда бывают на стороне в нравственном отношении более совершенных героев. Романтизация зла, порока – явление очень распространенное. Я не тяготею ни морализаторской категории людей, ни к любителям преимущественно демонизма во всех его проявлениях. Только мера таланта писателя способна вдохнуть жизнь в любую, кажущуюся ходульной и опереточной, сюжетную схему. Мне просто хотелось бы прояснить для себя, почему именно этот персонаж для меня стал самым интересным в романе. Я хочу не оправдать его, а попытаться понять.
Болезненное самолюбие и большие амбиции приводят к тому, что человек, который считает себя не то, что не хуже, а лучше многих знатных и богатых людей (по всем параметрам – внешне, интеллектуально, физически сильнее, выносливее, храбрее), находит особенное удовольствие в том, чтобы издеваться над ними. Становиться любовником их жен. Манипулировать дурачками и пользоваться их связями и возможностями. Властолюбивый одаренный хладнокровный человек таким образом тешит свое тщеславие. Жестокость его не бессмысленна – в ней таится неудовлетворенность жизнью, тем, что она ему предлагает: довольствоваться вторыми-третьими ролями, тогда как он рожден для великих свершений. Это куда более талантливый и умный человек, которого природа создала для серьезного дела. (В конце романа он его находит – именно на войне, в обстановке повышенной опасности у него появляется возможность раскрыться, показать свои способности, и он преображается.)
Жесткость и сентиментальность – не такое уж редкое явление, классические интриганы или «злодеи» умиляются невинностью, чистотой, неподкупностью. Но Долохов не так ходулен. «Спасти» и «преобразить» его Сонечка не могла бы, она бы ему очень быстро наскучила. Соня – не личность, не носитель тех или иных ценностей, в отличие от княжны Марьи, она просто послушная девочка, в которой воспитана приниженность к своим благодетелям, повышенное чувство благодарности. Это как раз героиня второго-третьего плана, и во многом заслуженно. Она может быть верной и преданной, как и Бэла у Лермонтова, но это тип женщин, очарование которого со временем, когда проходит первое цветение молодости, тускнеет. Они не заполняют пустоту – никакими ласками и доказательствами вечной любви. Да и не может женщина - самая лучшая в мире – обернуть энергию людей столь незаурядных в мирное русло. Любовь – не замена Делу. А именно это нужно было Долохову.
Однако отказ Сони стал ударом по самолюбию – Долохов мог понимать, что дело не в общественном положении и состоянии, но предпочла она все же кузена, графа Ростова. «Счастье, семейные радости, карьера – все это для них, изнеженных маменьками и папеньками высокородных юнцов, они сорят деньгами, им достается все, а мне, лучшему из них, мне – объедки с барского стола?» - так мог думать Долохов. Это и есть тайная мука, которая выливалась в холодное бешенство, желание досадить, наказать, отомстить. Поступкам его нет оправдания – он разорял семейство, проявившее по отношению к нему доброту. Но Долохову нет дела до чьего-либо мнения, источник его ненависти слишком глубок. Он ненавидит не конкретно Ростовых, он ненавидит «их всех».
В любви и ненависти он был искренним – переходы мгновенны. Сдержанная признательность, боль и холодная ненависть. Человек крайностей – и вместе с тем очень собранный, отважный и волевой. Он сознавал, кем его считают, но Толстой очень мало внимания уделил внутренней жизни героя – в отличие от Андрея, Пьера и, на мой взгляд, куда меньше заслуживающего этого Николая. Возможно, Долохов не философ или метафизик, он – человек конкретного огромного дела, сверхзадач, которые перед ним должны были быть поставлены. Из него мог бы получиться полководец. И имя гремело бы так же, как и Кутузова, Наполеона.
Но – то ли такой тип личности был менее интересен Толстому (или он счел, что рассуждений о войне и так предостаточно), то ли он решил не выводить на первый план Долохова, оставив его на втором? Скорее всего, и то, и другое. Но финал этой сюжетной линии меня не удивил. Он был закономерен.

Рецензии

Да, меня тоже всегда занимал этот образ - чем-то, пожалуй, нетипичный среди остальных героев "Войны и мира"? Ведь роман должен был иметь продолжение, интересно, что бы с ним сталось?

Одним из прообразов Долохова, насколько я знаю, мог быть А.С.Фигнер (1787 - 1813):

"После занятия французами Москвы, он, с разрешения главнокомандующего, отправился туда в качестве разведчика, но с тайным намерением убить Наполеона, к которому питал фанатическую ненависть, равно как и ко всем французам. Намерения этого ему не удалось исполнить, но, благодаря необычайной сметливости и знанию иностранных языков, Фигнер, переодеваясь в разные костюмы, свободно вращался среди неприятелей, добывал нужные сведения и сообщал их в нашу главную квартиру. Набрав небольшой отряд из охотников и отсталых солдат, Фигнер, при содействии крестьян, стал тревожить тыловые сообщения противника и своими отважными предприятиями навел такой страх, что голова его была оценена Наполеоном..."

Но Фигнер, увы, не дожил до конца той войны.
А доведись ему - кем бы он был на Сенатской площади?

Ну, кто знает, может, не столько идеи, сколько вот эта ненависть влекла бы его?
Вот, на мой взгляд, ещё одна перекликающаяся судьба:

"Пётр Григорьевич Каховский (1797-1826) - российский дворянин, декабрист.
Служил в гвардии, был разжалован в солдаты и сослан на Кавказ; вышел в отставку в чине поручика. Сильно бедствовал, был крайне одинок, без родственных связей и друзей.
Каховский полагал необходимым уничтожение самодержавной власти, истребление всей царской династии и установление республики. 14 декабря на Сенатской площади Каховский убил петербургского генерал-губернатора Милорадовича и полковника Стюрлера.
На следствии вел себя дерзко, откровенно высказываясь о недостатках российского государственного строя и нелестно характеризуя императоров Александра I и Николая I.
В числе 5 декабристов был повешен.
Сорвавшись с петли из-за неопытности палача, был повешен вторично"