Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» - это попытка автора показать всю жизнь России, постичь характер русского народа, определить дальнейшие пути его развития. Сам Н.В. Гоголь говорил, что сюжет «Мертвых душ» хорош тем, что «дает полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров». Поэтому такую важную роль в поэме играет мотив дороги, путешествия. По этой же причине каждый литературный образ, выведенный писателем, представляет собою не случайное, а обобщенное, типическое явление.

Приезд Чичикова в город NN - это фактически экспозиция поэмы. Именно здесь завязываются знакомства Чичикова с городскими чиновниками, которые потом приглашают его к себе в гости. Здесь же дается краткая характеристика самого героя и групповой портрет чиновничества города NN.

Описание приезда Чичикова в город ведется автором нарочито замедленно, неспешно, с массой подробностей. Мужики, лениво обсуждающие, доедет ли такое колесо в Москву или в Казань, молодой человек, обернувшийся поглядеть на экипаж, услужливый трактирщик - все эти образы подчеркивают, какая скучная, сонная, неторопливая жизнь в этом городе. Самого Чичикова автор характеризует довольно неопределенно: «господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод». Гораздо более подробно описывается автором помещение и обстановка гостиницы, вещи приезжего, меню его обеда. Но поведение героя обращает на себя внимание: он подробно расспрашивает обо всем, в том числе и о городских чиновниках, «обо всех значительных помещиках», об их хозяйствах. Желание подробно знать о состоянии края, не было ли там каких болезней, показывает, как замечает автор, «более чем одно простое любопытство». Себя герой отрекомендовал «помещиком, по своим надобностям». То есть цель его приезда читателю пока неизвестна и непонятна.

Н.В. Гоголь подробно описывает провинциальный город, подчеркивая его обыденность, типичность, например, дома «с вечным мезонином, очень красивым, по мнению губернских архитекторов». Автор иронизирует над вывесками торговцев и ремесленников («Иностранец Василий Федоров»), замечает, что чаще всего встречаются питейные дома. О чахлом городском саде в газетах было сказано как об украшении города, вызвавшем «потоки слез в знак признательности к господину градоначальнику». Заброшенность городского хозяйства, лицемерные слова в газетах, полные чинопочитания, - эти черты уже встречались в собирательном образе уездного города в комедии «Ревизор».

Следующий день Чичикова в городе посвящен визитам. Он навестил всех, кого можно было, и проявил себя как человек, знающий тонкости обращения с людьми. Он «очень искусно умел польстить каждому», поэтому составил о себе самое лучшее мнение и получил ото всех ответные приглашения. К вечеринке у губернатора герой готовится долго и тщательно, так как для него эта вечеринка очень важна: он должен закрепить свой успех в провинциальном обществе. Изображая на этой вечеринке весь цвет губернии, Гоголь вводит прием типизации - обобщенной, собирательной характеристики «толстых и тонких». Это условное деление всех чиновников на два типа имеет глубокий смысл, обоснованный как психологически, так и философски. «Тоненькие» чиновники «увивались около дам», они следят за модой, за своим внешним видом. Их цель жизни - развлечения, успех в обществе, а на это требуются деньги. Поэтому «у тоненького в три года не остается ни одной души, не заложенной в ломбард», это тип расточителей по своему образу жизни и характеру. «Толстые» игнорируют свой внешний вид, а из развлечений они предпочитают карты. Но главное - у них другая цель в жизни, они служат ради карьеры и материальной выгоды. Они постепенно приобретают то один дом в городе (на имя жены, из формальных предосторожностей), то другой, то деревеньку близ города, «потом и село со всеми угодьями». Выйдя в отставку, он становится хлебосольным помещиком, уважаемым человеком. А «тоненькие» наследники-расточители проматывают накопленное отцовское добро. Такие типические характеры Гоголь рисует в дальнейших главах, показывая галерею образов помещиков как типы расточителей (Манилов, Ноздрев) либо приобретателей (Коробочка, Собакевич). Поэтому это авторское отступление Гоголя имеет глубокий смысл для раскрытия идейного содержания поэмы в целом.

Общение Чичикова с чиновниками раскрывает в дальнейшем его умение в обращении с людьми. Он играет с ними в карты, и, как принято, во время игры, все шумят и спорят. Приезжий гость «также спорил, но как-то чрезвычайно искусно» и приятно для окружающих. Он умеет поддержать любой разговор, показывая обширные знания, его замечания очень дельны. Но о себе он почти ничего не сообщает, говоря «какими-то общими местами, с заметной скромностью»: что служил и «претерпел за правду», «имел много неприятелей», а теперь ищет место для спокойной жизни. Все очарованы новым приезжим, и все о нем самого лучшего мнения, даже Собакевич, который редко говорил о ком-нибудь хорошее, пригласил его в гости.

Итак, первая глава поэмы - приезд Чичикова в город NN - играет важную композиционную роль - это экспозиция поэмы. Она дает нам представление о самом городе NN, о его чиновничестве, кратко обрисовывает главного героя и подготавливает читателя к дальнейшему развитию событий: визитам Чичикова к помещикам губернии.

Павел Иванович Чичиков — главный герой знаменитой поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души», в прошлом он чиновник и заядлый карьерист, затем ставший ловким мошенником и манипулятором. Он ездит по селам российской глубинки, встречается с различными помещиками и дворянами, пытается заслужить их доверие и таким образом провернуть выгодные для себя дела.

Чичикова интересует покупка так называемых «мертвых душ», документов на крепостных крестьян, которые уже умерли, но в следствие того, что перепись населения проводилась одни раз в несколько лет, документально считаются живыми. Предприимчивый делец планирует перепродать эти души вместе с землей, которую он планирует купить за копейки, и заработать на этом неплохой капитал. Образ Чичикова — это свежий и новый взгляд на авантюрный образ предпринимателя в русской литературе.

Характеристика главного героя

("Чичиков Павел Иванович. Перед шкатулкой" Художник П. Соколов, 1890 )

Внутренний мир Чичикова до последней главы в книге остается загадочен и неоднозначен для всех. Описание его внешности усреднено по максимуму: не красив, и не дурен, не сильно толстый, но и не худой, не старый, и не молодой. Главные особенности этого героя — усредненность (это тихий и малозаметный господин, отличающийся приятными манерами, округлостью и гладкостью) и высокая степень предприимчивости. Даже манера общения не выдает в нем характера: говорит не громко, не тихо, везде умеет найти подход и слывет всюду своим человеком.

Особенности внутреннего мира Чичикова открываются чрез манеру его общения с помещиками, которых он привлекает на свою сторону и умело манипулируя склоняет к продаже «мертвых душ». Автор отмечает умение хитрого авантюриста подстраиваться к своему собеседнику и копировать его манеры. Чичиков отлично знает людей, находит во всем свою выгоду и как тонкий психолого говорит людям то, что они им нужно.

(Иллюстрация В. Маковского "Чичиков у Манилова" )

Чичиков - активный и деятельный человек, для него очень важно не только сохранить им заработанное, но и приумножить (как можно в большее количество раз). Причем неуёмная жадность не мучит его как Плюшкина, ведь деньги для него - лишь средство обеспечить достойную жизнь.

Чичиков происходит из бедной добропорядочной семьи, и его отец советовал всегда угождать начальству и водиться с нужными людьми, причем учил его тому, что «копейка любые двери открывает». Не имея начальных понятий о долге и совести, Чичиков повзрослев понимает, что моральные ценности только мешают добиваться поставленных задач и поэтому частенько пренебрегает голосу совести, пробивая дорогу в жизни собственным лбом.

(Иллюстрация "Маленький Чичиков ")

И хотя Чичиков - мошенник и плут, в упорстве, талантливости и изобретательности ему нельзя отказать. В школе он продавал булочки своим одноклассникам (которыми те же его и угостили), на каждой работе он пытался найти свою выгоду и пытался разбогатеть, в итоге придумал затею с «мертвыми душами» и пытался её провернуть, играя на чувствах и низменных инстинктах окружающих его людей. В финале произведения афера Чичикова открывается и становится достоянием общественности, он вынужден уехать.

Образ главного героя в произведении

("Туалет Чичикова" Художник П.П. Соколов 1966 )

В своей знаменитом произведении, на которое у него ушло 17 лет кропотливой работы, Гоголь создал всеобъемлющую картину современных российских реалий и раскрыл разнообразную галерею характеров и типов людей того времени. Образ Чичикова, талантливого предпринимателя и беспринципного афериста, представляет собой по словам автора «страшную и подлую силу, которая не способна возродить Отечество».

Пытаясь жить по заветам его отца Чичиков пытался жить экономно и беречь каждую копейку, но поняв что честным путем большого богатства не наживешь, он находит лазейку в российским законодательство тех лет и приступает к выполнению своего плана. Не достигнув желаемого, он клеймит себя как афериста и проходимца, и вынужден отказаться от своих задумок.

Какой урок вынес этот персонаж из создавшейся ситуации нам остается не понятно, ведь второй том данного произведения был уничтожен автором, нам остается ли предполагать, что было дальше и виноват ли Чичиков в том что пытался совершить или виновато общество и те принципы, которым оно подчинено.


«В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная бричка… В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод. Въезд его не произвел в городе совершенно никакого шума и не был сопровожден ничем особенным». Так появляется в городе наш герой - Павел Иванович Чичиков. Давайте и мы, следуя за автором, познакомимся с городом. Все говорит нам о том, что это типичный губернский город царской России времен Николая II, город, чьих «близнецов» встречали мы во многих произведениях Гоголя. И гостиница здесь такова, «какие бывают гостиницы в губернских городах»: длинная, с выкрашенным желтой краской верхним этажом, с тараканами, поджидающими постояльцев в их комнатах. Осмотрев свой номер, Чичиков отправляется в общую залу гостиницы, где, не смущаясь грязными стенами, безвкусными картинами на стенах, располагается за столом с истертой клеенкой и заказывает обед, состоящий из обычных для трактира блюд: щей, «нарочно сберегаемых для проезжающих в течение нескольких неделей», мозгов с горошком, сосисок с капустой и «вечного» сладкого пирожка. Уже за обедом Чичиков приступает к удовлетворению непосредственных своих интересов. Он ведет с трактирным слугой не праздный разговор, а расспрашивает его, кто в городе губернатор, прокурор, какие есть еще значительные чиновники и помещики и как идут дела у последних, много ли у них крестьян. Прогулявшись по городу, Чичиков остался вполне им доволен, счел его не уступающим другим губернским городам с обязательно плохой мостовой, лавками с выцветшими вывесками, «питейными домами» и садом с чахлыми деревцами. Судя по всему, наш герой не раз уже останавливался в таких городах и потому почувствовал себя в нем вполне в своей тарелке.
Следующий день Чичиков посвятил визитам, посетил всех мало‑мальски заметных чиновников и, главное, со всеми нашел общий язык. Особенностью натуры Чичикова было умение всем польстить, всем сказать нужное и приятное, «случайно» ошибиться и употребить в разговоре с чиновником обращение, предназначенное для более высокого сана. Старания его увенчались успехом: он был приглашен к самому губернатору на «домашнюю вечеринку», а к другим - на обед, чашку чаю, партию в карты… О себе самом Чичиков говорил общими фразами, книжными оборотами, создав ауру некоторой таинственности, но произведя несомненно благоприятное впечатление.
На балу у губернатора Чичиков некоторое время рассматривает всех гостей, с удовольствием отмечая присутствие красивых и хорошо одетых дам, мужчин, благовидных и утонченных, как и петербургские господа. Мы встречаем рассуждения о различии жизненного успеха «тоненьких» и «толстых» мужчин и снисходительное указание автора на то, что рассуждения эти принадлежат Чичикову. Герой наш, ни на минуту не оставляющий мысли о ждущем его коммерческом деле, не увивается по примеру «тоненьких» за дамами, а идет играть в вист с «толстыми». Здесь внимание свое он уделяет непосредственно Манилову и Собакевичу, очаровывает их «любознательностью и основательностью», которые проявляются в том, что сначала Чичиков узнает о состоянии их поместий, о количестве душ, а затем уже осведомляется об именах своих помещиков. Ни одного вечера Чичиков не проводит дома, он ужинает у вице‑губернатора, обедает у прокурора, везде показывает себя знатоком светской жизни, прекрасным собеседником, дельным советчиком, рассуждает и о добродетели, и о выделке горячего вина с одинаковым умением. Говорил и вел он себя точно так, как следует и всеми «значительными» жителями города был сочтен человеком «почтенным и любезным», «обходительнейшим», «преприятным». Что ж, таков был талант у Павла Ивановича. И вполне возможно, что читатель, в первый раз взявший в руки книгу, попал бы под обаяние господина Чичикова так же, как чиновники города NN, тем более, что автор оставляет за нами полное право самостоятельно формировать свою оценку.

Справочный материал для школьников:

Гоголь Николай Васильевич - представитель плеяды наиболее выдающихся и заслуженных писателей России.
Годы жизни: 1809-1852.
Наиболее известные труды и произведения:
Мёртвые души
Ревизор
Женитьба
Театральный разъезд
Вечера на хуторе близ Диканьки
Миргород
Вий
Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем
Старосветские помещики
Тарас Бульба
Петербургские повести
Невский проспект
Нос
Шинель
Записки сумасшедшего
Портрет
Коляска.

Лекция, реферат. Знакомство Чичикова с городом NN (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души») - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.










«Николай Гоголь Мёртвые души» - Сюжет. Ревизская душа, единица учёта населения Российской империи 18-19 вв. Полностью прекративший какую-либо деятельность, умерший духовно. Замысел произведения. Мертвый. Содержание. В семье, помимо Николая, было еще пятеро детей. Прекративший жизнедеятельность, умерший физически. Родительский дом.

«Н.В.Гоголь Мёртвые души» - Критики о поэме. Ноздрев. На первый взгляд Манилов и Собакевич, Ноздрев и коробочка не похожи друг на друга. «..Господин, не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст, не слишком тонок…». Плюшкин. Собакевич. Коробочка. Работу подготовил Литвинюк Григорий. Манилов. Лица чиновников сливаются в какое-то безликое круглое пятно.

«Поэма Гоголя Мёртвые души» - Толкование слова «мертвый» в названии поэмы. Цели урока: Замысел поэмы. Гоголь в Риме. 1. 3. 5. 6. Н.В.Гоголь. Париж – Германия – Рим – Иерусалим - Россия. 2. Начало работы над поэмой – 1835г. 7.

«Урок Мёртвые души» - Сюжет растянулся на предлинный роман и, кажется, будет смешон… «Начал писать «Мёртвых душ». Сюжет поэмы подсказал Гоголю Пушкин. Творческая история поэмы. Я учитель русского языка и литературы Чернореченской СОШ. Работаю в данной школе с 1990 года. То есть работать приходится в условиях двуязычия. Выполнила: учитель Чернореченской СОШ Бекмухаметова Г.М.

«Мёртвые души история создания» - Плюшкин П. Боклевский. Экипаж Коробочки П. Соколов. Сюжет растянулся на предлинный роман и, кажется, будет сильно смешон. Далее… Чичиков у Манилова В.Маковский. Первый перевод на французском языке издан в 1859 году.. Чичиков. Назад. Плюшкин. Иллюстрации. Герои поэмы. Капитан Копейкин П.Боклёвский.

«Поэма Мёртвые души» - Деградация! Коробочка. Вся Русь явится в нем!». Чичиков и помещики. Скупость. . « Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого». Цель «негоции» (оптовой скупки) Чичикова. Хищническая цепкость. Бессмертная душа человека мертва. Черты характера: Письмо Гоголя В.А. Жуковскому. Человеконенавистничество.

Всего в теме 22 презентации