Чем отличается миф от легенды?

    Легенда - это описание реальных событий, которые за неимением письменности передавались из уст в уста. По этой причине действительность могли немного приукрашивать, добавляя некие вымышленные элементы. Например, рассказывая про подвиги легендарного завоевателя, рассказчики могли преувеличить его неуязвимость или смертоносность. В наше время под легендой подразумевается некто очень популярный в недавнем прошлом: легендарные певцы, рок-группы, боксры и т.д.

    А миф - это жанр литературного творчества, который использовался в древности, чтобы объяснить непонятные природные явления. В мифах главными героями были боги, которые сотворили землю, воевали между собой и атлантами. В целом все современные религии возникли на основании мифов, придуманных нашими предками.

    Ознакомившись в словарях с содержанием терминов миф и легенда, я понял, что разница в них малопонятна. В разных культурных традициях они могут и пересекаться, а могут и значительно отличаться.

    Скорее всего, миф это измышления, размышления и предположения давних людей об ОСНОВАХ природы и общества, о законах природы, и том, как они могли появиться.

    Как правило, в мифах действуют фантастические существа, непонятные образы, которых никогда никто не видел.

    Легенда - это более приземленное понятие. Это тоже, можно сказать, выдумки, но связанные с более низкими явлениями в жизни человека: происхождением местных названий, появлением каких-то племен, образованием городов.

    В легендах, как правило, действуют особы, образ которых понятен и традиционален для человеческого восприятия. Просто сами события с участием этих персонажей происходят довольно чудно, необычно, сказочно.

    Кроме того, могу взять на себя смелость предположить, что мифы намного древнее легенд. Мифы могли создавать и совершенно дикие люди. Легенды же - уже результат творчества более цивилизованного человека, который после попыток познать мир в целом, решил заняться объяснением местных явлений или событий в истории своего народа.

    Думаю, что главным отличием легенды и мифа является изначальная фантастичность второго и первичная историчность первого. То есть легенда это реальный рассказ о каком-то событии, которое поразило воображение автора и он обрисовал его с художественным преувеличением. Следующие пересказчики добавляли что-то свое и в итоге получается рассказ, в котором от первоначальной истории остаются только имена героев. Однако в основе все-таки реальное событие. Миф - это попытка объяснить непонятное с привлечением религии и чудес. Мифы объясняют происхождение чего-либо такого, что невозможно было объяснить научным путем. Например, появление человека. В основах мифов чаще всего лежат теологические представления народа.

    Легенда обычно связана с каким-то историческим событием, которое произошло в течение определенного исторического периода времени. А в отношении мифов нет никаких доказательств или сроков, доказывающих, что люди были реальными или события, описываемые в мифе, на самом деле произошли.

    Понятия миф и легенда многие путают, считая, что это практически одно и то же. На самом деле это не так, между ними существует принципиальное различие.

    Миф - это литературный жанр, в котором передается понимание о мире, природных явлениях и о месте человека в мире. Например, в древних мифах главными действующими лицами были Боги, сотворившие и изменяющие мир.

    Легенда представляет собой рассказ эпического содержания, основанный на далеких, но реальных событиях. И хотя легенда и кажется вымыслом, но вс-таки в ее основе лежат события, когда-то имевшие место в жизни людей. В легендах описываются не все мироздание, а конкретные отдельные его элементы.

    Миф это вымышленная история или придумана не имеющая конкретных достоверных фактов, не описана ни в кокой литературе.

    Легенда это давняя история не придуманная, имеющая доказательства и упомянутая в литературе либо передаваемая из поколения в поколение.

    Начнем с того, что миф - слово греческого происхождения, означает в оригинале предание, сказание, легенда - слово латинское, означающее сборник (преданий, сказаний). В современном русском языке различия между ними довольно условны, хотя легенда имеет еще и дополнительные значения, как то: 1. поясняющая подпись к изображению, 2. придуманная история разведчика.

    Мифы это древние предания о природе, Земле, природных явлениях. Они отражали представления людей об устройстве мира. Легенды - короткие рассказы, больше похожие на правду, там не фигурируют обычно боги и богини.

    Давайте сначала разберемся, что такое миф, а, что такое легенда. Миф-это что- то фантастическое представление о легендарных героях. А легенда это предание которое основано на исторических событиях.

Легенда, предание, сказка?

ЛЕГЕНДА (от лат. legenda, букв. - то, что следует прочесть) - в средневековой письменности - житие святого и религиозно-нравоучительный рассказ, притча; вошедший в традицию народный рассказ о чудесном, воспринимающийся рассказчиком и слушателем как достоверный (легенда о «золотом веке»); в новейшей литературе всякое произведение, отличающееся поэтическим вымыслом, но претендующее на некую достоверность в прошлом (Легенда чудесный рассказ о прошлом ).

ПРЕДАНИЕ - устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах , событиях, местностях, передающиеся из поколения в поколение. Возникнув нередко из рассказа очевидца, предание при передаче подвергается вольной поэтической интерпретации (Предание устный рассказ, передающийся из поколения в поколение ).

МИФ (от греч. mythos - предание, сказание) - повествование о богах, духах, обожествленных героях и первопредках , возникшее в первобытном обществе. В мифах переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства (Мифы рассказы о богах и героях ).

СКАЗКА - один из основных жанров фольклора, эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел (Сказка выдумка, вымысел ).

Следует различать миф и мифологию .

МИФОЛОГИЯ (от греч. mythos - предание, сказание и logos - слово, учение), совокупность мифов какого-либо народа, а также наука, изучающая мифы (их возникновение, содержание, распространение ).

Какие же бывают мифы?

Мифам разных народов присущи сходные и повторяющиеся темы и мотивы. Наиболее типичны мифы о происхождении мира, Вселенной (космогонические мифы ) и о происхождении человека (антропогонические мифы ); о солнце (солярные мифы ), луны (селенарные мифы ), звезд (астральные мифы ); мифы о животных; календарные мифы и др. Особое место занимают мифы о происхождении и введении культурных благ (добывание огня , изобретение ремесел , земледелия ), а также об установлении определенных социальных институтов, брачных правил, обычаев и обрядов.

Часть мифов, преданий с течением времени была изложена в стихотворной форме и исполнялась под музыку. Эти историко-героические песни называются эпос . На Руси их еще называли былины .

БЫЛИНЫ (старины) - русские народные эпические песни-сказания . Возникли в 9-13 вв., в процессе бытования впитали события позднейшего времени. Повествуют преимущественно о богатырях - защитниках родины; отразили нравственные и социальные идеалы народа. Северные былины (Новгородские) исполняются одноголосно , южные былины (Киевские) хоровые.

Легенды, предания, былины народов Поволжья.

Устное народное творчество – одно из составных частей фольклора народов марийского края. Ещё в глубокой древности возникли чудесные легенды, предания и былины о богатырях. Память народа накапливала бесценные творения и бережно передавала их из уст в уста. Предания и легеды – это многовековое хранилище памяти народа (мар.- «тоштымарий шомак» «тоштымары шая» - «слово предков», тат.- «дастан» - «рассказ», удм.- «выжыкыл» - «сказания предков рода»). Предания освещают происхождение того или иного народа. Обычно речь идет о каком-нибудь предке-богатыре, родоначальнике, с которым связано название племени или народа. Богатыри. Слово «богатырь» впервые встречается в рассказе о татарских воеводах. Богатырь – татат. - «батыр», удмурт. - «батыр», марий. - «патыр», чуваш. - «паттар». В древнерусском языке понятию богатырь соответствовали слова - «хоробр», «храбр», «резвец», «удалец».



Алпамша

Великаны. Для обозначения великана в языке всех народов издавна имелись специальные слова. У русского народа это «полоник», близкое к сегодняшнему «исполин». Могучих и справедливых великанов татары называли «алыпами». Могучие и справедливые великаны у чувашского народа – «улып». Удмуртские великаны назывались «алангасары». В марийских преданиях воины-исполины, великаны называются «онар».

Алып - сказочный великан , герой татарского фольклора. Образы алыпов в татарских дастанах – Алпамша (Алпамыш), Ак Кубек. По преданиям Алпамша рос крепким и могучим. По всей округе снискал он себе славу истинного батыра: ступит на землю – вода пробьется, на камень присядет– камень под ним крошится, а в гору упрется – гора рушится под его рукой. А то, что он был еще и удачливым охотником, метким стрелком, еще больше укрепило его славу. В образе Алпамша воплотились самые лучшие человеческие качества: беззаветная храбрость, рыцарство, самоотверженность, сила.



Улып

Улып - могучий и справедливый великан чувашского народа. Из рода в род , из поколения в поколение передавались среди чувашей сказания о добром великане Улыпе. Земля Улыпа - так называли чуваши свой древний край. Улып - это сказочный богатырь, обладавший недюжинной силой, добрый и трудолюбивый. Предания о богатыре Улыпе воспитывали любовь к родной земле. Удмуртские великаны назывались «алангасары». Были они очень высокого роста, силы непомерной и характера независимого. Свои подвиги алангасары совершали в борьбе между собой. Герои преданий - могучие люди, обладающие сверхъестественной силой: шаг их – в несколько саженей, из лука они стреляли на много вёрст, могли превращаться в животных. Они вели воинственный образ жизни и жили в укреплённых поселениях (удм. «кар»- «гнездо», «город»). Если не находилось подходящего места для возведения крепости , герои преданий брались рукой за землю и вытягивали её вверх, создавая холм. В мирное время они судили народ, а на войне возглавляли войско. Обычные люди подчинялись богатырям, платили им дань, преклонялись перед их силой и мудростью, а после смерти устанавливали обычай приносить им систематические жертвы.

Онар. Согласно народным преданиям, Онар был вождём марийцев, обладал большой силой и огромным нечеловеческим ростом. Был он так огромен , что чуть-чуть не доставал головой радугу. Радугу в старинных легендах называют воротами Онара. У богатыря Онара и шаг был богатырский - в семь верст. Ходил он без всяких дорог, прямо через леса - могучие дубы и сосны перешагивал, словно мелкий кустарник. Не останавливали его и болота: самая большая топь для него была что лужа. Там, где Онар садился отдыхать, – земля прогибалась, следы его ног становились озерами. Там, где он вытряхивал набившийся в лапти песок, – появлялись курганы. Всю землю он обходил за день. Однажды шел Онар по берегу Волги, и ему в лапти набился песок. Разулся Онар, вытряхнул песок. С той поры остались на берегу Волги курганы и песчаные холмы. Про многие холмы и озера в марийском крае народ говорит , что это следы древнего великана. Марийцы называют свой край землей богатыря Онара. Много легенд связано и с другими известными в народе богатырями - Чоткаром, Чумбылатом.



Последний Онар. С.Чавайн

Нам повествуют старые былины,


Что в каждом уголке родной земли

Отважные Онары -исполины


Повыше вековых дубов росли.
А ведь тогда, густой листвой играя ,
Деревья подпирали небосвод.

Теперь таких в марийском нашем крае

Никто и при желании не найдет.
С годами люди ниже ростом стали,
Да и леса постиг судьбы удар...
Лишь не познал тогда беды-печали,
Не изменился лишь один Онар.
Он как-то поутру шагал полями,
Алея, солнца круг над ними рос.

Онар дубы повыдергал руками


И к матери охапкою принес:
- Смотри-ка, мама, коноплю какую
Я в поле для тебя натеребил,

Как роща частую, как тень густую,


Вот только посконь отделить забыл.

Ой, сын мой! Ты вправду невезучий,


Не коноплю ты вырвал, а леса! -
И затуманились слезой горючей
Ее большие ясные глаза.
Онар ответу очень удивился.
Он постоял и дальше пошагал.
И вдруг заметил пахаря-марийца ,
Что землю для посева поднимал.
- Какой жучок ползет передо мною! -
Подумал вслух идущий великан.
Он пахаря с лошадкой и сохою
В свой необъятный положил карман.
Потом Онар увидел на поляне,
Как топором работал человек,
И в этом Онаровом кармане
Стал пахарю соседом дровосек.
Онар весь день бродил в раздольях здешних,
А к вечеру сказал, увидев мать:
- Вот, мама, я жучков тебе потешных
Принес нарочно, чтобы показать!
Один копался, землю ворошил,
Другой, наверно, дерево пилил.
- Ой, сын, мой сын! Да это же ведь люди.
Или уже о них ты позабыл...
Они теперь всегда такими будут,
Онарам только рост не изменил!
Сынок, имея силу неземную,
Ты не кичись, не наноси обид!
…Сидит Онар последний и горюет,
И на него с печалью мать глядит.
А мир большой по-прежнему клокочет,
Бурлит волнами, птицами поёт,
И солнце, восходящее из ночи ,
Лучами заливает небосвод.

Задание1:

1. Запишите в тетрадях (кратко): что такое легенда, предание, миф, сказка, былина, мифология?

2. Что такое астральные, солярные, селенарные, космогонические и антропогонические мифы?
Задание 2:

1. Как называются богатыри у разных народов Поволжья: татар, удмуртов , марийцев, чуваш, русских?

2. Как называются великаны у разных народов Поволжья: татар, удмуртов, марийцев, чуваш, русских?

3. Прочитайте стихотворение С.Чавайна «Последний Онар» и выпишите несколько строк , показывающих рост и силу Онара.

Довольно часто можно наблюдать следующее: многие люди путают понятия "миф" и "легенда". Так в чем же их принципиальное отличие? Миф – это определённый литературный жанр, передающий понимание человека о происхождении мира, и природных явлениях, и месте самого человека в этом мире.

Легенда -это эпический рассказ о происходившем в незапамятные времена, как правило, большинство легенд основано на реальных событиях, хотя они и наделяются порой, вымыслом,а события в них преувеличиваются, но все это нисколько не умаляет достоинства и преимущества легенд.

Сущность мифа и легенды, в принципе, одинакова, но имеет существенное различие во временных рамках.

В наиболее ранний период развития человечества (Древний Рим, Древняя Греция), когда порядок летоисчисления только зарождался, главным в человеческом мировоззрении был миф. Именно благодаря мифам люди объясняли для себя самые важные человеческие вопросы.

Постепенно, с развитием человечества и появление монотеистических религий (где только один Бог-создатель, а не несколько), появлялись легенды – более реалистичные сказания, помогающие описать не всё мироздание в целом, а некоторые отдельные его элементы.

Понятие легенды переосмысливалось, и сейчас "легендой" мы также называем людей и события, которые получили мировую известность. Например, легендами рока являются The Beatles, Queen, Led Zeppelin, а легендами отечественного шоу-бизнеса – Алла Пугачёва, группа "ВИА Гра" и другие.

В разделе на вопрос Чем отличается миф от легенды? В чем разница? заданный автором Двутавровый лучший ответ это Миф (греч. μύθος, «повествование, предание, миф») - в литературе, создание коллективной общенародной фантазии, обобщённо отражающее действительность в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевлённых существ, которые мыслятся первобытным сознанием вполне реальными.
Специфика мифов выступает наиболее чётко в первобытной культуре, где мифы представляют собой эквивалент науки, цельную систему, в терминах которой воспринимается и описывается весь мир. Позднее, когда из мифологии вычленяются такие формы общественного сознания, как искусство, литература, наука, религия, политическая идеология и т. п. , они удерживают ряд мифологических моделей, своеобразно переосмысляемых при включении в новые структуры; миф переживает свою вторую жизнь. Особый интерес представляет их трансформация в литературном творчестве.
Поскольку мифология осваивает действительность в формах образного повествования, она близка по своей сути художественной литературе; исторически она предвосхитила многие возможности литературы и оказала на её раннее развитие всестороннее влияние. Естественно, что литература не расстаётся с мифологическими основами и позднее, что относится не только к произведениям с «мифологическими» сюжетами, но и к реалистическому и натуралистическому бытописательству XIX и XX веков (достаточно назвать «Оливера Твиста» Ч. Диккенса, «Нана» Э. Золя, «Волшебную гору» Т. Манна) .
Легенда - одна из разновидностей несказочного прозаического фольклора. Поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии. В переносном смысле относится к овеянным славой, вызывающий восхищение событиям прошлого.
Как правило, содержит дополнительный религиозный или социальный пафос.
Легенда - приблизительный синоним понятия миф; эпический рассказ о происходившем в незапамятные времена; главные герои рассказа - обычно герои в полном смысле слова, часто в событиях непосредственно участвуют боги и другие сверхъестественные силы. События в легенде нередко преувеличиваются, добавляется много вымысла. Поэтому учёные не считают легенды полностью достоверными историческими свидетельствами, не отрицая, впрочем, что в большинстве своём легенды основаны на реальных событиях.
Легенды, как правило, были устными рассказами, часто положенными на музыку; передавались легенды из уст в уста, обычно бродячими сказителями. Позднее множество легенд было записано.
Поскольку, когда о ком-либо слагали легенды, это означало общественное признание его деяний, это слово приобрело дополнительный смысл: так называют получивших общественное признание и почёт события и деятелей (например, легенда рока) .
понятно в чём разница?

Ответ от Wunger [гуру]
Может путаю, но я в школе учился и там проходили, что МИФЫ-создавались на основе вымышленных сюжетов, а ЛЕГЕНДЫ-реальных... Кажется так... Учеба не прошла даром

Ранние этапы развития человеческой цивилизации ознаменованы замечательным для всей последующей литературы процессом: человек научился выражать свои представления об окружающем мире, сочиняя мифы, легенды и предания. Мифотворчество послужило основой не только для различных языческих обрядов, из него «выросли» философские концепции и основы религиозных доктрин. Такая форма устного народного творчества, как мифология, отличалась от других видов фольклора более широкой трактовкой. Мифологические мотивы легко проследить и в легендах, с которыми в древности связывались реальные исторические факты и события.

Миф и легенда: определение терминов

Миф – зафиксированное в форме устного народного творчества и письменных документах отражение коллективных представлений народа об устройстве объективной действительности. В основе мифических повествований лежит представление о непоколебимой власти бессмертного пантеона богов над судьбами людей и ходом истории. Все события и явления жизни в мифических рассказах объясняются проявлением божественной воли .

В древности мифология выполняла те же функции, которые в 21 веке взяла на себя наука. Изучая мифы, представители античных цивилизаций понимали, как устроена Вселенная, откуда взялась жизнь на планете, как возникли и функционируют те или иные предметы либо явления. Сегодня мифы воспринимаются либо как прекрасная по своей поэтичности аллегория механизмов космических процессов, либо как слегка наивное представление древних людей об этиологии различных вещей и явлений. Много веков назад мифы были средоточием истин, формирующих мировоззрение и противопоставленных обыденному гиперреалистическому пониманию объективной действительности.

Легенда – жанр фольклора, который представляет реальные события, природные катаклизмы или выдающиеся явления жизни общества в форме символического обобщения, по масштабу почти идентичного мифологическому. В основу легенд чаще всего положены реальные исторические факты .

Персонажами легенд обыкновенно выступают героические личности и сверхъестественные существа, олицетворяющие силы матери – природы. Олицетворяющие «костяк» сюжета легенды исторические события часто приукрашивали произвольно подбираемыми фантастическими допущениями, эффектными деталями и мистическими элементами.

Чем миф отличается от легенды? Сравнение понятий

Нашедшие отражение в мифологических повествованиях события обыкновенно охватывают значительный по длительности хронологический период, что затрудняет их объективную связь с реальными историческими событиями. Центральная тематика большинства мифов – жизнь всемогущих богов , протекающая в праздности или борьбе, соперничестве или творчестве.

Боги живут отдельно от мира людей. Чаще всего они обитают в священном или почти физически недоступном месте, к примеру, на небесах или вершине высокой горы. Все события, все катаклизмы, сотрясающие землю, мир простых людей в мифологизированном фольклоре античности – не что иное, как проекция решений и действий повелителей неба, воды и земной тверди.

Боги, живущие в мифологической реальности, покровительствуют торговле, земледелию, скотоводству и другим полезным видам человеческой деятельности. Более того, практически каждый представитель античных пантеонов связан с одним или несколькими человеческими занятиями или сферами жизни.

Основное противопоставление мифологических повествований – бессмертие богов и бренность короткого человеческого существования . Легенда описывает лишь краткий эпизод истории народа или этнической группы. Миф, напротив, охватывает практически все сферы жизни.

Боги, живущие в таинственных океанических безднах, мрачном подземном мире и на недоступных холодных вершинах гор мифологической реальности древнего человека, не подвержены старению и умиранию. Они бессмертны. Персонажи легенд – личности героические, они обладают невероятными способностями, могут быть очень сильными, ловкими и умелыми. Только вот бессмертие и неуязвимость не входят в число из «талантов». Поэтому легендарные герои совершают свои подвиги (нередко с божественной помощью), а потом старятся и уходят в лучший мир так же, как самые обыкновенные представители человечества.

Отличия мифа от легенды: обобщение

  1. Миф – не просто один из эпических жанров фольклора. Миф – первооснова всего устного народного творчества. Основная характерная черта мифологических повествований – широкая степень обобщения образов и символов, в которых находит отражение уровень коллективного сознания народа – создателя данного конкретного мифа.
  2. Легенда – жанр народного эпоса, непосредственно «выросший» из мифа. В основе легенд лежат конкретные исторические события.
  3. Центральные персонажи мифологических повествований в частности и мифологической реальности в общем – бессмертные и часто неуязвимые боги. Герои легенд, напротив, вполне смертны и уязвимы. На подвиги их вдохновляют жизненные трудности и дары одного или нескольких представителей вышеупомянутых пантеонов бессмертных богов.
  4. Мифы охватывают гораздо больше событий, чем легенды.
  5. Фантастическое преувеличение в мифологическом повествовании воспринимается и рассказчиком, и слушателями как объективная реальность. В легендах, напротив, чаще всего основным приемом, на котором строится весь сюжет, является гипербола.