Жан-Этьен Лиотар. Шоколадница. Пастель, пергамент. 82,5х52,5 см. 1743-1745 гг. Галерея старых мастеров в Дрездене

Доподлинно не известно, кто позировал Лиотару. Немало на этот счёт легенд. Самая популярная гласит, что перед нами дочь разорившегося дворянина.

Она так приглянулась зашедшему в кафе князю, что он решил жениться на девушке. А перед свадьбой заказал ее портрет в том наряде, в котором полюбил. То есть в наряде шоколадницы.

Скорее это всего лишь красивая легенда. Которая сыграла немалую роль в том, что картина стала одной из самых узнаваемых в мире. Она же является чуть ли не главной визитной карточкой Дрезденской галереи (наряду с ).

Но я не удивлена, почему такая легенда в принципе родилась. Сами ее живописные характеристики наталкивают на мысли о благородстве героини.

Посмотрите, насколько у шоколадницы светлая кожа с нежным румянцем. Девица простого происхождения вряд ли могла себе такое позволить. Ведь ей нужно было немало бывать на воздухе.

Помимо работы в кафе, надо же ещё работу по дому делать: воду из колодца таскать, на базар ходить или даже в огороде возиться. А в этом случае ее кожа непременно была бы смуглее.

Руки ее тоже очень холёные. Лиотар выписал их с особой нежностью. Работящая девушка такого себе тоже не могла позволить. Шитьё, мытьё посуды и прочие бытовые хлопоты непременно наложили бы свой отпечаток.


Жан-Этьен Лиотар. Шоколадница (фрагмент). 1745-1747 гг. Галерея старых мастеров в Дрездене

Выдаёт девушку и статная осанка. Чтобы иметь такую спинку, нужно было следить за ней с раннего детства. А такое было возможно только в рамках благородного семейства.

К тому же Лиотар подобрал невероятные цвета. Золотисто-охристый цвет корсета. Серо-голубой цвет юбки. Нежно-розовый чепец с голубой лентой. Белоснежно-белый цвет передника и платка. Все цвета светлые, подчеркивающие ощущение свежести и ухоженности.

Если бы художник выбрал другие цвета, то впечатление от картины было бы однозначно другим.

Ещё обратите внимание, как тщательно Лиотар выписал стакан и фарфоровую чашку на подносе девушки. Можно сказать, они тоже «из высшего света».

Скорее всего, именно из-за всех этих «благородных» деталей и родилась легенда о даме голубых кровей, попавшей в услужение из-за финансовых проблем семьи.

Но что-то мне подсказывает, что все дело в самом художнике Лиотаре. Он явно обладал тонким вкусом и умел создать благородство там, где его было не в таком количестве. И охотно льстил своим моделям.


Жан-Этьен Лиотар. Портрет Марии-Жозефы Саксонской, дофины Франции. 1751 г. Рейксмузеум в Амстердаме

Такова была эпоха рококо. Искусство должно было быть легким и нести людям красоту. Сам Лиотар говорил, что живопись – это лишь зеркало, в котором отражается самое прекрасное из реального мира.

«Шоколадница» — картина швейцарского художника Жана Этьена Лиотара, самая знаменитая работа автора. Написанная в середине XVIII века, она и по сей день притягивает взоры посетителей Дрезденской галереи, к коллекции которой относится.

Познакомимся с художником

Жан Этьен (1702—1789 гг.) - фигура нетривиальная. Он слыл "живописцем правды", но не потому, что стремился запечатлеть несправедливость мира или разоблачить власть имущих. Лиотар любил точное изображение того, что видел. Его работы часто близки к фотографии. Сегодня такой подход вряд ли кого удивит, но в то время в моде были полотна, передающие реальность в приукрашенном виде, полные блеска и обязательного обаяния. Лиотара можно назвать бунтовщиком, но со счастливой судьбой. Он был любим сильными мира сего и оставил потомкам великолепные портреты маршала Саксонского, папы Климента XII, императрицы Австрийской. Изображение последней живо иллюстрирует нестандартный для XVIII века подход автора: королева написана не в окружении атрибутов власти или полной раздумий о судьбе Австрии, на портрете она больше похожа на мать, тревожащуюся за сыновей, и пышущую здоровьем женщину.

Жан Этьен был заядлым путешественником. Он посетил Молдавию и Румынию, не обделил вниманием Италию, Францию, Грецию, некоторое время жил в Турции и привез оттуда любовь к Востоку и многочисленные изображения нежных красавиц на фоне экзотических цветов. Как раз через некоторое время после возвращения художника из Константинополя появляется «Шоколадница» - картина, принесшая Лиотару всемирную славу.

Внимание к деталям

Композиция полотна довольно проста: в полный рост изображена девушка с подносом в руках. Это шоколадница. Автор картины так сумел запечатлеть молодую особу, что кажется, будто она вот-вот пойдет дальше мимо восторженных наблюдателей. Как же создается этот эффект? Все дело в деталях. Складки одежды, элементы чашки, наконец, отражение в стакане с водой — все делает изображение настолько реалистичным, что девушка кажется живой.

Каждый элемент тщательно проработан. Можно заметить, что передник служанки совсем свежий: даже складки еще не расправились, видимо, его совсем недавно надели. Художник уделил внимание прорисовке и кружева на чепчике, и на чашечке. В создании иллюзии движения не последнюю роль играет и свободное пространство в направлении, куда идет шоколадница. Картина Лиотара именно этим и подкупает: реалистичностью и простотой, не лишенной нежности.

Свет и цвет

Теплота отношения художника к модели всегда так или иначе считывается зрителем. Здесь она передана при помощи цветовой палитры. Нежные, перетекающие друг в друга розовый, белый, золотистый, серебристо-серый светятся изнутри, как и сама юная шоколадница. Картина написана пастелью, передающей малейшие нюансы оттенков. Подобную технику живописи Лиотар предпочитал прочим и считался настоящим виртуозом пастели.

Автор сумел передать и внутренний свет героини. Она скромна, но в осанке и положении головы читается гордость и сознание собственной красоты. Простая служанка? Обычная шоколадница? Картина позволяет надеяться, что это не так.

Легенды о все покоряющей любви

Живописец совершенно точно рисовал девушку не из своего воображения. Несмотря на то что главный биограф Лиотара с этим не согласен, молва приписывает романтическое происхождение полотну.

Жан Этьен часто изображал красавиц, к числу которых относится и шоколадница. Автор картины, по одной из версий, был нанят князем Лихтенштейном (или же герцогом Дитрихштайном) для увековечивания образа своей будущей супруги. Девушку предположительно звали Анна или Шарлотта Бальдауф. В разных вариантах легенды она служила у императрицы или в небольшом кафе. Будущий муж заметил ее в тот момент, когда она несла чашку дивного и ароматного напитка королевской особе или же посетителям заведения. Благородный влюбленный, невзирая на протесты родни, сделал Анне предложение. Получив согласие, он обратился к художнику с просьбой запечатлеть любимую такой, какой она предстала перед ним впервые. Правда это или миф, теперь узнать довольно трудно. Однако совершенно точно известно, что последующая судьба картины была полна приключений и определенного романтизма.

Во славу кондитеров и на краю гибели

«Шоколадница» побывала в коллекции немецкого курфюрста и попала в Дрезденскую галерею. Там в конце XIX века ее заметил владелец компании Baker’s Chocolate. Залюбовавшись картиной и вдохновившись легендами, связанными с ней, он принял решение сделать ее логотипом компании. Шоколадницу Лиотара и по сей день можно встретить на упаковках лакомств, произведенных фирмой.

Во время Второй мировой войны ее вместе с другими шедеврами увезли из постоянно подвергающегося бомбардировкам города и спрятали в одной из крепостей. В заминированном подвале ее нашли советские солдаты и спасли от неминуемой гибели, возвратив обратно в галерею.

Картина «Шоколадница», фото и репродукции которой исчисляются уже тысячами, и сегодня находится в Дрездене. Написанная более двух столетий назад, она продолжает завораживать и вдохновлять.

Каждый, кто хоть раз бывал в Дрезденской картинной галерее, обязательно запомнит две картины: «Сикстинскую Мадонну» Рафаэля и небольшую по размеру пастель. Почему мы вдруг вспомнили о картине, ведя речь о шоколаде? Потому что картина называется «Шоколадница» и у нее есть свои легенды и история.

Перед нами предстает молодая очаровательная девушка в белом переднике и чепчике, как их носили в 18 веке, с подносом в руках. На подносе стакан воды и чашка дымящегося шоколада, именно так пили популярный напиток в Европе того времени. О твердом шоколаде тогда даже не знали.

Художник настолько тщательно проработал все детали, что портрет кажется живой фотографией. Легкий румянец на щеках девушки, томный взгляд. В прозрачном стакане с водой отражается окно. В изящной белой кружке можно узнать только что изобретенный мейсенский фарфор. Цветовая гамма очень простая, сдержанная, но теплая и нежная.

С кого Лиотар писал «Шоколадницу» точно не известно. Но в каждой из версий создания картины есть история любви к женщине и к шоколаду.

Легенда о прекрасной Шоколаднице

По одной из версий австрийский князь Дитрихштайн отправился в кофейню, чтобы попробовать шоколад, по которому сходила с ума вся Европа. Его официанткой оказалась дочь обедневшего дворянина Анна Бальтауф. Дитрихштайн был покорен и вкусом напитка и красотой девушки.

Конечно же, знатная семья не разделяла увлечения наследника. Но эта прекрасная история любви имела счастливый финал, и Анна с князем поженились. А подарком супруге на свадьбу стал ее портрет в том виде, в каком ее впервые увидел будущий муж.

Трогательная история любви с первого взгляда между шоколадной золушкой и богатым наследником не могла оставить никого равнодушным.

И когда в 1862 году картину увидел президент американской шоколадной компании Генри Л.Пирс, он тут же купил права на использование изображение.

Прекрасная «Шоколадница» стала символом торговой марки «Baker’s Chocolate». Пожалуй, это было первое в истории бизнеса приобретение прав на изображение с подобной целью.

С 1765 году картина хранилась в Дрезденской галерее, но во время Второй Мировой Войны исчезла. И была найдена советскими войсками в крепости Кенигштейн.

Сейчас оригинал картины находится в Германии, в Дрезденской галерее, а ее копия — в музее шоколадной компании Бейкер в городе Дорчестер, штат Массачусетс.

Видео «Шоколадница, Жан Этьен Лиотар — обзор картины»

Другие интересные материалы.


Швейцарский художник Жан-Этьен Лиотар считается одним из самых загадочных живописцев XVIII века. Легенд о его путешествиях и приключениях до наших дней дошло не меньше, чем захватывающих историй о его картинах. Самой знаменитой работой Лиотара, несомненно, является «Шоколадница» . С этой картиной связана интересная легенда: по свидетельствам современников художника, здесь он изобразил официантку, женившую на себе князя, которому она однажды подавала в кафе шоколад. А вот о характере и нравственных качествах этой особы сохранились весьма противоречивые свидетельства…



На картине Лиотара «Шоколадница» мы видим скромную девушку, смиренно потупившую взор, вероятно, перед посетителем кофейни, которому она спешит подать горячий шоколад. По одной из версий, которая долгое время была общепринятой, художник изобразил на этой картине Анну Бальтауф, благовоспитанную представительницу обедневшего дворянского рода. Однажды в 1745 г. князь Дитрихштейн, австрийский аристократ, потомок богатейшего древнего рода зашел в венскую кофейню, чтобы попробовать новомодный шоколадный напиток. Он был настолько покорен скромным обаянием милой девушки, что принял решение на ней жениться, несмотря на протесты своей семьи.



Желая преподнести своей невесте необычный подарок, князь якобы заказал ее портрет художнику Лиотару. Однако это был необычный портрет – князь попросил изобразить девушку в том образе, в котором он встретил ее и полюбил с первого взгляда. По другой версии, художник изобразил на картине камеристку австрийской императрицы Марии Терезии, поразившую его своей красотой.



Скептики утверждают, что на самом деле все было куда менее романтично, чем в красивой легенде. И даже Анна была не Анной, а простушкой Нандль Бальтауф, происходившей не из дворянского рода, а из обычной семьи – все ее предки были слугами, а женщины добивались жизненных благ тем, что частенько оказывали особенные услуги в господских постелях. Именно к такой участи готовила девушку и ее мать, настаивавшая на том, что другим путем дочери не добиться ни денег, ни счастья.



Согласно этой версии, князь впервые увидел девушку не в кафе, а прислуживающую в доме у кого-то из знакомых. Нандль старалась почаще попадаться ему на глаза и всячески пыталась обратить на себя внимание. План удался, и смышленая служанка вскоре стала любовницей аристократа. Однако ее не устраивала роль «одной из», и она добилась того, что князь начал представлять ее своим гостям и перестал встречаться с другими любовницами.



А вскоре свет был шокирован новостью: князь Дитрихштейн женится на служанке! Он действительно заказал портрет невесты Лиотару, и когда рассказал ему о своей избраннице, художник произнес: «Такие женщины всегда добиваются, чего хотят. А когда она добьется, бежать Вам будет некуда». Князь удивился и спросил, что Лиотар имеет в виду, а тот ответил: «Всему свое время. Настанет миг, когда Вы сами это поймете. Боюсь, однако, что будет слишком поздно». Но, по всей видимости, князь так ничего и не понял: до конца дней он прожил со своей избранницей и умер, завещав ей все свое состояние. Ни одна женщина больше не смогла к нему приблизиться. А жена на склоне лет сумела добиться почета и признания в свете.



С 1765 г. «Шоколадница» находилась в Дрезденской галерее, а во время Второй мировой войны нацисты вывезли эту картину вместе с другими экспонатами галереи в замок Кенигштейн над Эльбой, где позже коллекция была обнаружена советскими войсками. Каким чудом драгоценная коллекция там сохранилась, невзирая на холод и сырость подвалов, – искусствоведы удивляются до сих пор.



Личность модели на портрете до сих пор точно не идентифицирована, но «Шоколадница» Лиотара словно завораживает всех, кто приходит в Дрезденскую галерею, и считается одним из лучших ее шедевров. Примечательно, что «Шоколадница» стала одной из первых торговых марок в истории маркетинга. Ее и сейчас использует в качестве логотипа сеть кофеен.



Лиотар писал портреты и выдающихся людей своего времени – например, императрицы в XVIII веке.

Швейцарского художника Ж.-Э. Лиотара называли "живописцем королей и красивых женщин". Все в его жизни складывалось из счастливых случайностей и обстоятельств, которыми талантливый художник, одаренный к тому же практическим умом, умело воспользовался.


Ж.-Э.Лиотар. Автопортрет в турецком костюме. Пастель.

В свое время семья Ж.-Э. Лиотара вынуждена была эмигрировать из Франции в Женеву. Будущий художник одно время учился в Париже у гравера и миниатюриста Массе. Потом в жизни Ж.-Э. Лиотара начались годы странствий, во время которых он побывал во многих городах и странах. Он путешествовал как спутник знатных особ, как это часто приходилось делать многим художникам XVIII века.

Путешествия давали Ж.-Э. Лиотару разнообразный материал для наблюдений и приучили его почти к документальной точности зарисовок. Для портретов Ж.-Э. Лиотара характерна исключительная точность в воспроизведении модели, и именно этим художник стяжал себе европейскую славу и приобрел высоких покровителей. Он встретил радушный прием и у австрийской императрицы Марии-Терезии в Вене, и у римского папы в Риме, и у турецкого султана в Константинополе. Всем нравилось в портретах Ж.-Э. Лиотара сходство лиц, законченность в изображении материалов одежды и украшений и красочность его полотен.

Портрет красавицы Анны Бальдауф (Anna Baltauf), всемирно известный под названием «Шоколадница» (фр. «La belle chocoladiere») и несчетное число раз копированный и гравированный (находится в Дрезденской галерее) был написан в Вене.
Скорее всего, Анна была служанкой при дворе австрийской императрицы Марии Терезии, где живописец и заметил девушку. Анна, дочь обедневшего рыцаря, служила горничной при дворе.
Говорят, именно там ее красоту заметил и молодой принц Дитрихштейн.
Он влюбился и - к ужасу аристократии - женился на ней.
В качестве свадебного подарка Принц Дитрихштейн заказал Жану Этьену Лиотару, работавшему при венском дворе в то время, портрет своей невесты в той самой одежде, в которой он впервые ее увидел.
Говорят, в день свадьбы невеста пригласила знакомых шоколадниц и, будучи счастлива своим возвышением, подала им свою руку со словами: "Вот! Теперь я стала принцессой, и вы можете поцеловать мою руку."
Эта картина примечательна также тем, что на ней впервые был изображен первый фарфор Европы - Meissen


Сейчас это полотно находится в Дрезденской картинной галерее, но первоначально его купил венецианский граф Альгаротти, знаток и любитель живописи. В одном из своих писем он сообщал: "Я купил знаменитого Лиотара пастель. Она исполнена в незаметных детрадациях света и с превосходным рельефом. Переданная природа нисколько не изменена; будучи европейской работой, пастель исполнена в духе китайцев... заклятых врагов тени. Что же касается законченности работы, то можно сказать в одном слове: это Гольбейн пастели. На ней изображена в профиль молодая немецкая девушка-камеристка, которая несет поднос со стаканом воды и чашкой шоколада.

Действительно, на картине изображена всего одна женская фигура.

Но она изображена так, что привораживает к себе большинство зрителей, посещающих знаменитую галерею в Дрездене. Ж.-Э. Лиотар сумел придать картине характер жанровой сценки. Перед "Шоколадницей" - свободное пространство, поэтому впечатление складывается такое, что модель будто не позирует художнику, а проходит перед зрителем мелкими шажками, заботливо и осторожно неся поднос.

Глаза "Шоколадницы" скромно опущены, но сознание своем привлекательности освещает все ее нежное и милое личико. Осанка ее, положение головы и рук - все полно самой естественной грации. Ее маленькая ножка в серой туфельке на высоком каблучке скромно выглядывает из-под юбки.

Цвета одежды "Шоколадницы" подобраны Ж.-Э. Лиотаром в мягкой гармонии: серебристо-серая юбка, золотистый корсаж, сияющий белизной фартук, прозрачная белая косынка и свежий шелковый чепчик - розовый и нежный, как лепесток розы... Художник с присущей ему точностью ни на черточку не отступает от самого детального воспроизведения формы тела "Шоколадницы" и ее одежды. Так, например, совершенно реально топорщится плотный шелк ее платья; еще не распрямились складки фартука, только что вынутого из бельевого ящика; стакан с водой отражает окно, и в нем отражается линия верхнего края небольшого подносика.

Картина "Шоколадница" отличается законченностью в каждой детали, к которой постоянно стремился Ж.-Э. Лиотар. Искусствовед М. Алпатов считает, что "в силу всех этих особенностей "Шоколадница" может быть отнесена к чудесам обмана зрения в искусстве, вроде тех гроздей винограда в картине знаменитого древнегреческого художника, который пытались клевать воробьи". После условности и манерности некоторых мастеров XVIII века почти фотографическая точность картины Ж.-Э. Лиотара производила впечатление откровения.

Художник работал исключительно в технике пастели, очень распространенной в XVIII веке, и владел ею в совершенстве. Но Ж.-Э. Лиотар был не только виртуозным мастером этой техники, но и ее убежденным теоретиком. Он считал, что именно пастель естественнее всего передает колорит и тончайшие переходы светотени в пределах светлых красочных тонов. Самая задача показать фигуру в белом фартуке на фоне белой стены - это сложная живописная задача, но у Ж.-Э. Лиотара в сочетании серо-сизого и белого фартука с бледно-сизыми тенями и стальным оттенком воды есть настоящая поэзия красок. Кроме того, применяя в "Шоколаднице" тонкие прозрачные тени, он достиг совершенной точности рисунка, а также максимальной выпуклости и определенности объемов.

по материалам Википедии и рассказу Н.A.Иoниной, издательство "Вече", 2002г