И.С.Тургенев — мастер художественного слова, тонкий исследователь актуальных проблем России не только ХIХ века, но и вневременных проблем. Поэтому используемые им средства раскрытия характеров очень многообразны и художественны.

Портрет героя как художественный прием в романе «Отцы и дети»

Характер героя раскрывается писателем в портрете.

Так, портрет подчеркивает его демократичность

«подойдя к человеку высокого роста, в длинном балахоне с кистями, только что вылезшему из тарантаса, крепко стиснул его обнаженную красную руку, которую тот не сразу ему подал».

В портретном описании героя выдается еще одна особенность создания образа — это внимание писателя к детали: герой не сразу подает руку Николаю Петровичу, потому что горд и опасается пренебрежительного отношения дворянина. В представлении же оппонента Базарова Павла Петровича Кирсанова подчеркивается его аристократизм и ощущается ирония автора.

«Павел Петрович вынул из кармана свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, руку, казавшуюся еще красивей от снежной белизны рукавчика, застегнутого одиноким крупным опалом, и подал ее племяннику.»

В портрете подчеркивается и антагонизм героев (красная рука Базарова и красивая с длинными ногтями рука Кирсанова-старшего).

Пейзаж как средство раскрытия характеров

Описание пейзажа и владений Николая Петровича характеризуют его неумение хозяйствовать.

«…и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, до половины разметанными крышами. Как нарочно, мужички встречались все обтреханные, на плохих клячонках «.

История жизни Николая Петровича, рассказанная автором, и история несчастной любви Павла Петровича, рассказанная Аркадием, дают представление о разном характере братьев.

Контраст несчастной любви Павла Петровича и самого Базарова — в их отношении к своему чувству:

  • для Павла Петровича жизнь кончена,
  • Базаров с достоинством выносит отказ.

Речи героев Тургеневав романе «Отцы и дети»

Чрезвычайно интересную характеристику героев дает их речь:

  • речь Базарова демократична, в ней выражается уверенность в себе, часто его фразы представляют собой афоризмы

«Каждый человек сам себя воспитать должен», «Рафаэль ломаного гроша не стоит», Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»,

  • речь Павла Петровича сочетает в себе французские, русские слова с устаревшим произношением

(«Принсип», «польза для bien public»).

Изменения, происходящие в главном герое, отражаются и в его речи. Перед смертью Базаров произносит почти поэтическую фразу (это он, призывавший Аркадия не говорить красиво):

«Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет».

Характеристику персонажей можно услышать и из уст других действующих лиц.

Так, Базаров говорит Одинцовой:

» Вам любить, а полюбить вы не можете», —

отражая высший принцип покоя жизни, который исповедует Одинцова. Прощаясь с Аркадием, Базаров объясняет, почему Аркадий не соратник ему:

» … для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор…».

Роль деталей в раскрытии характеров «Отцов и детей»

Тургенев — мастер художественной детали.

Подчас именно деталь передает душевное состояние героев и объясняет их поступки. Так писатель подчеркивает, что когда после разговора с Базаровым Анне Сергеевне захотелось остановить его, вошла горничная с подносом. И Анна Сергеевна сдержала свой порыв. Одна деталь — и какое верное психологическое объяснение.

» Так выражалась Анна Сергеевна, и так выражался Базаров; они оба думали, что говорили правду. Была ли это правда, полная правда, в их словах? Они сами этого не знали, а автор и подавно.»

Контраст как прием Тургенева

Прием, который использует автор в романе, — контраст. Контрастны образы Базарова И Павла Петровича, хотя это контраст вмещает в себя и много общего. На контрасте построено развитие образа главного героя. Базаров-теоретик и Базаров- человек — различны.

Художественность романа «Отцы и дети» И.С.Тургенева позволяет судить о мастерстве писателя, умеющего передавать различными средствами малейшие оттенки человеческих чувств и устремлений.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

«Сила тургеневского портрета - в сменяемости всех его разноплановых деталей. Но в этом же и его слабость: одна деталь не создает у Тургенева достаточного впечатления о внешнем облике героя. Оно зависит от других - как цвет в спектре солнечного луча: изъять один - белого не получится. В отличие от прозы Льва Толстого в прозе Тургенева не психическая жизнь определяет внешний облик, а скорее внутренняя жизнь», - писал Е. И. Шаталов.

Портреты у Тургенева детализированы, писатель дает подробное описание роста, телосложения героя, костюма, прически, выражения лица, глаз и т.д. Этой подробностью тургеневский портрет напоминает нам портрет Лермонтова, однако у Лермонтова каждая деталь внешности сопровождается определенным выводом - авторским комментарием, у Тургенева же такого комментария нет - как замечает Г. Б. Курляндская, читатель здесь должен самостоятельно сделать выводы о характере, привычках героя. Описание внешности у Тургенева лишь намечает социально-психологические черты персонажа, но не называет их.

Вот, например, портрет Павла Петровича Кирсанова. Это «человек среднего роста, одетый в темный, английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки... На вид ему было лет сорок пять; его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов».

В этом описании Тургенев подчеркивает изысканность и утонченность Павла Петровича, его щегольство и холеность. Все эти черты выдают в этом герое породу, его аристократическое происхождение. Внешняя привлекательность, изящество героя подчеркнуты сравнениями («волосы отливали темным блеском, как новое серебро», «лицо, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом»). Кроме того, писатель здесь использует особый прием характеристики (через частное, конкретное передается общее, понятийное («то стремление вверх, прочь от земли, которое большей частью исчезает после двадцатых годов»). Такого рода характеристика - излюбленный прием стиля Л.Н. Толстого. Так, описывая сближение Наташи с Пьером («Война и мир») после разрыва ее с Болконским, Толстой замечает: «ей никогда в голову не приходило, чтоб из ее отношений с Пьером могла выйти не только любовь... но даже и тот род нежной, признающей себя, поэтической дружбы между мужчиной и женщиной, которой она знала несколько примеров».

К утреннему завтраку Павел Петрович выходит в изящном утреннем костюме, на голове его - маленькая феска. Тугие воротнички рубашки, безукоризненно выбритый подбородок говорят о его строгости, консерватизме, приверженности традициям, о чем впоследствии Кирсанов сам заявляет в разговоре с Базаровым.

Исследователи неоднократно отмечали, что внешняя безукоризненность, красивость Павла Петровича - «прекрасные темные глаза», «красивая голова», «красивая рука с длинными розовыми ногтями» (в процессе повествования Тургенев настойчиво употребляет эти эпитеты) - контрастирует с определенной духовной ограниченностью Кирсанова, с его «неромантизмом». Павел Петрович - сух и рационален, в его «англоманстве», в строгой приверженности принципам, в неспособности разделить чувства другого человека есть что-то закоснелое, мертвое, неподвижное, противостоящее живой русской жизни. И Тургенев также отмечает это в портрете. Так, в «прекрасных темных глазах» Павла Петровича отражаются лишь картины внешнего мира, но не собственные чувства его. «Красивая, исхудалая» голова его похожа на «голову мертвеца».

По замечанию Г. Б. Курляндской, в описании внешности тургеневских героев есть лейтмотив, отражающий доминирующую черту характера. В портрете Кирсанова - это его «душистые усы», отражающие «аристократизм», внешний лоск и безукоризненность героя. Этой постоянно повторяющейся деталью портрет Павла Петровича напоминает нам портреты, созданные Толстым в романе «Война и мир». Такими деталями там являются шрам на виске Кутузова, молодые, блестящие глаза Николая Андреевича Болконского, короткая верхняя губка Лизы Болконской.

А. Г. Цейтлин замечает, что в портретах, созданных Тургеневым, имеется некая доминанта, «идея портрета». Например, в описании внешности Базарова писатель подчеркивает самоуверенность и ум героя. Базаров «высокого роста», с «темно-белокурыми волосами, длинными и густыми», в длинном балахоне с кистями. Лицо его, «длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета... оживлялось спокойной улыбкою и выражало самоуверенность и ум».

Базаров умен и любознателен, интеллект героя автор подчеркивает такими деталями, как широкий лоб, «крупные выпуклости просторного черепа». Еще одна характерная деталь внешности Базарова - «обнаженная красная рука», говорит о его демократизме, пренебрежении правилами хорошего тона, о привычке к труду.

Другая характерная деталь внешности героя - «большие зеленоватые глаза» - свидетельствует о впечатлительности Базарова. И черта эта действительно присутствует в нем. После знакомства с Одинцовой Базаров «с негодованием» обнаруживает в себе романтика: сердце у него так и рвется, ему слышится таинственное шептание ночи, воображению его представляются «гордые губы» и «умные глаза», останавливающиеся на его глазах...

В романе «Отцы и дети» замечательны и женские портреты. В этих портретах нет ярких, насыщенных красок, четких, законченных линий: полутона и легкие штрихи - это характерные черты тургеневского стиля. Отличительная черта женских портертов у Тургенева - воздушность, акварельность. Однако в воображении читателя женские образы, созданные писателем, всегда вырастают «до истинно художественной законченности ».

Великолепен по своей живописности портрет Фенечки. Это милая, застенчивая и простодушная молодая женщина, аккуратная и опрятная. Черты эти подчеркнуты в описании ее внешности. Необходимую законченность портрету Фенечки здесь придает то впечатление, которое производит на присутствующих ее появление. «Это была молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски-пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье; голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах. Она несла большую чашку какао и, поставив ее перед Павлом Петровичем, вся застыдилась: горячая кровь разлилась алою волной под тонкою кожицей ее миловидного лица. Она опустила глаза и остановилась у стола, слегка опираясь на самые кончики пальцев. Казалось, ей и совестно было, что она пришла, и в то же время она как будто чувствовала, что имела право прийти».

Тургенев использует здесь эмоциональные эпитеты, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, передающие авторское отношение к героине: «вся беленькая и мягкая», «детски-пухлявыми губками и нежными ручками», «миловидного лица».

Спокойствие и рассудочность Одинцовой, простота ее и достоинство, тонкость и аристократизм подчеркнуты в описании ее внешности. «Аркадий оглянулся и увидел женщину высокого роста, в черном платье, остановившуюся в дверях залы. Она поразила его достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкой. Какой-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица».

Стоит отметить, что Тургенев обычно дает один большой портрет героя в романе. В дальнейшем писатель отмечает изменения прически, костюма, краткими, скупыми фразами описывает мимику и жесты персонажа в данной, конкретной, ситуации. Получается, что внешность героя все же дана в динамике, однако изменения эти неглубоки, ситуативны. В целом же портрет героя у Тургенева остается неизменен. Этим тургеневские портреты схожи с портретами Достоевского и отличаются от портретов Толстого.

Так, в романе неоднократно описывается внешность Одинцовой. Сначала писатель дает один большой портрет, затем - несколько небольших зарисовок. Вот как выглядит героиня, когда она принимает приятелей в Никольском: «На ней было легкое барежевое платье; гладко зачесанные за уши волосы придавали девическое выражение ее чистому и свежему лицу».

По-иному выглядит Анна Сергеевна, когда она вместе с Базаровым возвращается с прогулки. «Она шла по саду несколько усталою походкой; щеки ее алели, и глаза светились ярче обыкновенного под соломенною круглою шляпой. Она вертела в пальцах тонкий стебелек полевого цветка, легкая мантилья спустилась ей на локти, и широкие светлые ленты шляпы прильнули к ее груди». Здесь передано смущение и неловкость героини, которые примешиваются к ее «чувству острого любопытства», влекущему ее к Базарову.

Совсем иной предстает Одинцова во время ее вечерних свиданий с Базаровым. Здесь передано впечатление героя, Одинцова изображена в его восприятии, «увидена» глазами влюбленного мужчины. Анна Сергеевна здесь предстает таинственной и романтичной. «Он взглянул на нее. Она закинула голову на спинку кресел и скрестила на груди руки, обнаженные до локтей. Она казалась бледней при свете одинокой лампы, завешенной вырезною бумажною сеткой. Широкое белое платье покрывало ее всю своими мягкими складками; едва виднелись кончики ее ног, тоже скрещенных».

В динамике дана в романе и внешность Кати. Первый портрет ее - это общее описание внешности. «Красивая борзая собака с голубым ошейником вбежала в гостиную, стуча ногтями по полу, а вслед за нею вошла девушка лет восемнадцати, черноволосая и смуглая, с несколько круглым, но приятным лицом, небольшими темными глазами».

Затем почти сразу Тургенев дает еще один портрет героини, где описываются уже манеры Кати, ее мимика. Здесь писатель как будто передает впечатления Базарова от внешности девушки. «Когда Катя говорила, она очень мило улыбалась, застенчиво и откровенно, и глядела как-то забавно-сурово, снизу вверх. Все в ней было еще молодо-зелено: и голос, и пушок на всем лице, и розовые руки с беловатыми кружками на ладонях, и чуть-чуть сжатые плечи... Она беспрестанно краснела и быстро переводила дух».

Совсем другой предстает эта юная девушка, сидя за фортепьяно: «Она играла очень хорошо, хотя немного строго и сухо. Не отводя глаз от нот и крепко стиснув зубы, сидела она неподвижно и прямо, и только к концу сонаты лицо ее разгорелось, и маленькая прядь волос упала на темную бровь».

Иногда Катя «уходит в себя», «прячется», и тогда лицо ее совершенно меняется, приобретая «выражение упрямое, почти тупое». В этих описаниях подчеркнута недоверчивость героини, ее неловкость, «диковатость», порожденная жизненными обстоятельствами.

В романе «Отцы и дети» писатель представляет нам и «сатирический портрет, близкий к гоголевской манере, с использованием приема косвенной характеристики или постепенного, концентрического раскрытия образа». Таков в романе портрет «эмансипированной женщины» Евдоксии Кукшиной.

Свой рассказ об этой «провинциальной нигилистке» Тургенев начинает с описания ее жилища. Здесь писатель обращает наше внимание на множество выразительных деталей: «криво прибитая визитная карточка», «бумаги, письма, толстые нумера русских журналов, большей частью неразрезанные, валялись по запыленным столам», «везде белели разбросанные окурки папирос». Как отмечает П.Г. Пустовойт, уже по этим деталям обстановки читатель может составить вполне определенное представление о характере Кукшиной.

Первое впечатление читателя подкрепляется уже непосредственным описанием внешности героини. «На кожаном диване полулежала дама, еще молодая, белокурая, несколько растрепанная, в шелковом, не совсем опрятном платье, с крупными браслетами на коротеньких руках и кружевной косынкой на голове». Портрет этот одновременно является и психологическим. Растрепанность, неопрятное платье говорят о неаккуратности, неряшливости, безалаберности Кукшиной, ее желании быть истинно «эмансипированной» женщиной, что в ее представлении, видимо, исключает заботу о своем внешнем виде.

Кукшина у Тургенева демонстративно некрасива: у нее «круглые глаза», между которыми сиротливо краснеет «крошечный вздернутый носик», когда она смеется, ее верхняя десна обнажается над зубами.

И далее к общему авторскому описанию присоединяется впечатление Базарова. «Базаров поморщился. В маленькой и невзрачной фигурке эмансипированной женщины не было ничего безобразного; но выражение ее лица неприятно действовало на зрителя. Невольно хотелось спросить у ней: „Что ты, голодна? Или скучаешь? Или робеешь? Чего ты пру-жишься?" И у ней, как у Ситникова, вечно скребло на душе. Она говорила и двигалась очень развязно и в то же время неловко... все у нее выходило, как дети говорят, нарочно, то есть не просто, не естественно». Здесь Тургенев вновь использует прием характеристики персонажа путем обобщения ее черт, поведения («все у нее выходило, как дети говорят, нарочно, то есть не просто, не естественно»).

Неловкая развязность манер Кукшиной, неестественность ее поведения отражают неуверенность этой героини, ее нервозность, порожденную недостатком женского очарования. И Тургенев прямо говорит об этом в сцене бала. Когда Аркадий и Базаров не обратили на Кукшину никакого внимания, то она «нервически злобно... засмеялась им вслед: ее самолюбие было глубоко уязвлено...».

Сатирический портрет использует Тургенев при описании внешности Ситникова. Портрет этого героя дан в восприятии Аркадия Кирсанова. «Аркадий посмотрел на базаровского ученика. Тревожное и тупое напряжение сказывалось в маленьких, впрочем, приятных чертах его прилизанного лица; небольшие, словно вдавленные глаза глядели пристально и беспокойно, и смеялся он беспокойно: каким-то коротким, деревянным смехом».

Таким образом, портреты в романе подробны и детализированы, отличаются большой содержательностью и психологической глубиной. Тонко подмечая малейшие изменения внешности персонажа, произведенное им впечатление, Тургенев предстает перед нами истинным мастером портретной живописи.

Исскуство есть отражение жизни. Главный предмет изучения и изображения во всех его сферах - человек, его внутренние переживания и внешние черты, поступки и поведение.

Понятие портрета

Описание внешности человека с достаточно точными деталями называется портретом. Слово пришло к нам из старофранцузского языка и переводится буквально как «воспроизведение черта в черту». Образ может быть как реальным, так и вымышленным, как ныне живущим, так и существовавшим некогда. Кроме того, портрет изображает одну личность или же группу людей. Делается это различными художественными средствами, потому жанр портрета существует в таких видах искусства, как живопись, графика, скульптура, гравюра, фотография, литература, кино. Каждый из них обладает своим набором «рабочих инструментов». У термина «портрет» есть широкое и узкое значения. Узкое предполагает передачу только внешних данных индивидуума, а широкое включает в себя изображение черт характера, эмоциональный настрой, модели.

Портрет в литературе

Практически ни одно эпическое литературное произведение не обходится без действующих лиц - героев. И если даже писатель не говорит нам о том, какого цвета глаза у Онегина, по другим, достаточно выразительным деталям, мы в воображение рисуем себе его лицо. При создании портрета в задачей писателя становится раскрыть не только индивидуальные, но и типические черты персонажей. Ещё одна функция описания внешности - выражение авторского отношения к герою, передача идейно-смысловых оттенков произведения (например, внешность Базарова из романа Тургенева). Поэтому в литературный портрет состоит из таких деталей: фигура, жесты, одежда, манера двигаться, говорить, и т.д. Писатели пользуются либо статичными, либо динамическими портретами. Применительно к роману Тургенева «Отцы и дети» статичными являются изображения Кукшиной, Ситникова, Фенечки. А динамическим, т.е. развивающимся во времени - Базарова.

Портрет у Тургенева

Тургенев по праву считается мастером Описывая то или иное действующее лицо, он подбирает такие говорящие детали, что достигается едва ли не кинематографический эффект. Средством изображения служит, естественно, слово. Лексика разных стилистических пластов, выразительные средства (эпитеты, метафоры, особые речевые конструкции, синтаксические модели) - таков инструментарий писателя, с которым он управляется поистине мастерски. Докажем это, анализируя внешность Базарова.

Внешность и происхождение

Евгений Васильевич Базаров - главный герой романа «Отцы и дети», произведения значительного и спорного, ставшего причиной разрыва писателя с журналом «Современник». Серьёзная полемика, развернувшаяся вокруг фигуры молодого нигилиста, доказывала, насколько актуальным оказался роман и его персонажи. Итак, чем примечательна внешность Базарова? Во-первых, она прямо указывает на его отнюдь не дворянское происхождение. Руки у героя не в перчатках, а обнажённые, обветренные, с красной шершавой кожей. Видно, что он не чурается физического труда, «грязной» работы. Куда уж там герою до эстета Павла Петровича Кирсанова с его белоснежными манжетами, чистейшими надушенными руками и отполированными ногтями! «Плебейство» выдаёт не только внешность Базарова, но и его одежда. Точнее, «одежонка», как он сам называет свой летний балахон. Если учесть, что у Тургенева портретные характеристики даются часто опосредованно, то достаточно вспомнить, с каким пренебрежительным видом принимает его Прокофьич, старый слуга господ Кирсановых, перенявший их взгляды и идеологию. Таким образом, внешность Евгения Базарова ещё раз подчёркивает, с одной стороны - его разночинность, а с другой - чужеродность всему, что составляет повседневную жизнь обитателей «гнезда аристократов».

Незаурядность героя

Создавая портрет своего героя, Тургенев всячески старается подчеркнуть его неоднозначность, особенность. Евгений Васильевич некрасив, но всякий, кто видит его, не может не обратить внимания. Этим и интересна Внешность подчёркивает его достоинства, не скрывая, впрочем, недостатков. Итак, каким же рисует его автор? В глаза бросается высокий рост Евгения, явная физическая сила. Длинные, редковатые волосы не прячут неровностей просторного черепа. Песочные бакенбарды подчёркивают худобу. Зеленоватые глаза большие, выразительные. Голос ленивый, но мужественный. Лицо спокойное и несколько угрюмое освещается улыбкой и выражает ум и самоуверенность. Как видим, в портретной характеристике писатель использует приём контраста, и перед нами оживает действительно незаурядный человек, «особенный», как отзывается о нём Аркадий Кирсанов. Недворянская внешность, происхождение Базарова - всё взаимосвязано здесь. Демократизм, сила характера, воля и решимость, впрочем, хорошо сдерживаемые, - вот что читаем мы между строк в портретной характеристике персонажа.

Движения души

Как уже говорилось, портреты в произведениях И.С.Тургенева психологические, динамические. Автор через изменения передаёт самые тайные движения души, эмоциональные оттенки, Вот споры героев-антогонистов в романе. Евгению чужды Кирсановы, особенно Павел Петрович. Аристократические замашки последнего здорово раздражают молодого нигилиста. Но, понимая, что его убеждений тут никто не разделяет, старается вести себя весьма сдержано Евгений Базаров. Описание внешности его, мимические движения и изменения положения тела при разговорах отражают постепенный накал страстей, гнев и другие эмоции. Так, Тургенев часто отмечает, что Евгений говорит или отвечает «дерзко», с «особенной дерзостью». Его лицо приобретает «медный и грубый цвет». На нём часто мелькает презрительная улыбка. Но особенно сильно отражаются движения души героя, когда автор описывает его внутренний конфликт.

Любовный сюжет и портретная характеристика

Те, кто внимательно читал роман, наверняка обратили внимание на такую особенность. Евгений Васильевич кажется нам человеком достаточно суровым, резким, хорошо прячущим сокровенные чувства. Он смеётся над всем, что хоть немного выходит за рамки рационализма. Медик, физиолог, химик, т.е. последователь естественных наук, герой и в человеческих взаимоотношениях видит только физиологические процессы. Он не признаёт любви как проявление высшей духовности. Поразившись красоте Одинцовой, заявляет: «Экое богатое тело, хоть в анатомический театр». Однако испытывая искреннюю и глубокую страсть к Анне Сергеевне, Евгений похудел, его профиль заострился, движения стали беспокойны. Особенно же насыщенной эмоциями стала сцена объяснения героев. Да и последняя их встреча, когда База

ров прощается с Одинцовой, тоже весьма трогательна и живописна. Его лицо «мертвенное», «воспалённое», глаза «мутные». В них отражается «содрогание ужаса».

Сопоставление Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова

Читателям романа гораздо понятнее станет Базаров (внешность, происхождение, воспитание), если сопоставить их с главным оппонентом героя - Павлом Петровичем. Для аристократа Кирсанова приятель его племянника - «этот волосатый», «плебей и циник». Он возмущён манерой поведения гостя: Павел Петрович подозревает, что Евгений, «лекарский сын», не уважает его! Так оно и есть. И на приёме контраста писатель показывает, насколько разные герои.

Как мы убедились, портрет является важным средством характеристики персонажей.

«...человек «высокого роста в длинном балахоне с кистями»; «его обна-жённую красную руку»; «ленивый, но мужественный голос»; «длинное и худое (лицо), с широким лбом, кверху плоским, книзу заострённым но-сом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песоч-ного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуве-ренность и ум»; «тонкие губы Базарова»; «его тёмно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа».

2. Сфера интересов:

Медицина, естественные науки, физика, химия (опыты).

3. История героя:

Истории жизни мы не знаем. «Главный предмет его— естественные науки. Он в будущем году хочет держать на доктора. ...он по медицинскому факультету». «Мой дед землю пахал».

4. Я-концепция героя:

«Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». «Я уже до-ложил вам, что ни во что не верю»... «Всякий человек сам себя воспи-тать должен... А что касается до времени — отчего я от него зависеть буду?» «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». «В теперешнее время полезнее всего отрицание— мы отрицаем... Всё», (строить) «Это уже не наше дело. Сперва нужно место расчистить». «Рафаэль гроша медного не стоит...» «Исправьте общество, и болезней не будет».

«Настоящий человек тот, о котором думать нечего, а которого надобно слушаться или ненавидеть». «Когда я встречу человека, кото-рый не спасовал бы передо мною... тогда я изменю своё мнение о самом себе». «Принципов вообще нет... а есть ощущения. Всё от них зависит». «Я нужен России... Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник ну-жен, портной нужен, мясник...» «..лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца ».

5. Речевая характеристика Евгения Базарова:

Когда мы слышим первые слова, сказанные Базаровым, мы уже знакомы с деталями его внешности и не ошибаемся: этот герой созна-тельно подчёркивает в себе черты человека низкого происхождения, плебея. Возможно, это связано с тем, что он вырван из привычной сре-ды и хорошо понимает, что Кирсановы — баричи, ему не чета. Уже по-том мы узнаем, что дед его с материнской стороны был секунд-майор, служил при Суворове и что мать его — столбовая дворянка. Отец же — простой штаб-лекарь. Дед со стороны отца — дьячок, по словам База-рова, «землю пахал». То есть из двух ветвей он сознательно выбирает линию отца и гордится ею.


Первые слова, им сказанные, — ответ на вопрос о его имени. Он предпочитает просторечный вариант. Так говорят о себе крестьяне. Следующая его фраза в этой сцене обращена к ямщику и очень точна и образна. Она тоже имеет просторечный оттенок. Базаров немногосло-вен, меток, остроумен. Говорит, когда есть что сказать или нужно ответить. Часто использует пословицы, поговорки, фразеологические обороты. Говоря о себе, он часто употребляет слова с суффиксами в уменьшительно-уничижительном значении: чемоданишко, одёженка. К другим он относится так же критично: тон его по отношению к Нико-лаю Петровичу, Павлу Петровичу, да и к своим родителям, постоянно ироничен.

Он умеет находить правильную интонацию и слова для всех: его понимают и крестьяне, и Прислуга, и дети. Выражая свои взгляды в спорах с Павлом Петровичем, он резок, почти груб в точном и зачастую афористичном выражении своих мыслей. Заимствованные слова исполь-зует только в терминологическом плане. В разговорах с другими персо-нажами он краток, говорит только о делах. Его речь всегда зависит от отношения к собеседнику: с Кукшиной он презрительно краток, с Фенечкой — уважителен, с Одинцовой — разговорчив и очень вежлив, поч-ти осторожен. С отцом и матерью — сдержанно нежен. С Аркадием вначале разговаривает как с единомышленником. Но само несовпадение их интересов даже на языковом уровне «предсказывает» их последую-щее расхождение.

Отец и сын Базаровы показаны и в процессе их труда (остальные персонажи лишены возможности продемонстрировать свои деловые умения непосредственно). В эти моменты они используют профессио-нальные термины, часто латынь, называют имена учёных, названия бо-лезней. Именно тогда Базаров попадает в свою среду: ему не нужно обороняться, нападать. Это его истинное лицо: делового, строгого, трезвого, умного и полезного человека, специалиста в медицине, та-лантливого, уверенного в себе и своём высоком призвании— служить России. Но сама Россия не готова к встрече с ним. Он для неё слишком непримирим, дерзок, резок, несгибаем, непривычен.

6. Характеристика, данная другими героями:

Аркадий: «Он чудесный малый, такой простой...» «Я не могу тебе выра-зить, до какой степени дорожу его дружбой». «Он церемоний не любит». «Он нигилист». «Не правда ли, какое у него славное лицо? Это некто Базаров, мой приятель». «Ваш сын— один из самых замечательных людей, с которыми я когда-либо встречался... сына вашего ждёт великая будущность... он прославит ваше имя». Николай Петрович: «Ну, ты, я вижу, точно нигилист». «Не в том ли со-стоит их преимущество, что в них меньше барства, чем в нас». Павел Петрович считал его гордецом, нахалом, циником, плебеем .

«Не-навижу этого лекаришку; по-моему, он просто шарлатан...» «Нет, вы не русский после этого. Я вас за русского признать не могу». «Вы вообра-жаете себя передовыми людьми, а вам только в калмыцкой кибитке си-деть! Сила! Да вы вспомните наконец, господа сильные, что вас всего четыре человека с половиною, а тех— миллионы, которые не позволят вам попирать ногами свои священнейшие верования, которые раздавят вас!» Одинцова: «Странный человек этот лекарь!» Мужик: «Известно, барин; разве он что понимает?»

«...владел особенным уменьем возбуждать к себе доверие в людях низ-ших, хотя он никогда не потакал им и обходился с ними небрежно». «Тут только открылась ему (Аркадию) на миг вся бездонная пропасть базаровского самолюбия». «Увы! презрительно пожимавший плечом, умев-ший говорить с мужиками Базаров (как хвалился в споре с Павлом Петровичем), этот самоуверенный Базаров и не подозревал, что он в их
глазах был всё-таки чем-то вроде шута горохового...» «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они... они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной».

Внутренний мир Базарова и его внешние проявления . Тургенев рисует развернутый портрет героя при первом появлении. Но странное дело! Читатель почти сразу забывает отдельные черты лица и вряд ли готов их описать через две страницы. В памяти остается общий абрис - автор представляет лицо героя отталкивающе-некрасивым, бесцветным по краскам и вызывающе-неправильным по скульптурной лепке. Но тут же отделяет черты лица от их подкупающего выражения («Оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум»).

Первое, что бросается в глаза в поведении Базарова, можно истолковать как проявление самоуверенности. Его отличает некая грубость поведения, нежелание следовать правилам хорошего тона и даже элементарным нормам приличия. Его поведение контрастно искренней в своей приветливости манере добродушного Николая Петровича, изысканной холодноватой любезности его брата или восторженному многословию Аркадия. Вот герой знакомится с отцом друга, будущим хозяином дома, где располагает погостить: «Николай Петрович <…> крепко стиснул его <...> руку», Базаров же свою «сразу ему подал», на любезные расспросы «отвечал ленивым, но мужественным голосом». Принятая им небрежная манера общения распространяется на представителей всех сословий. Здесь, на постоялом дворе мы впервые становимся свидетелями общения Базарова с мужиками. «“Ну, поворачивайся, толстобородый!” - обратился Базаров к ямщику». Однако это меткая грубоватая характеристика нисколько не обидела мужиков: «Слышь, Митюха, - подхватил другой тут же стоявший ямщик <…>, - барин-то тебя как прозвал? Толстобородый и есть».

Окружающих суровая простота Базарова привлекает больше, нежели аристократическая любезность Павла Петровича, от которой, по меткому замечанию Фенечки, «так тебя холодом и обдаст». Николай Петрович, хотя и «побаивался молодого нигилиста», тем не менее «охотно его слушал, охотно присутствовал при его физических и химических опытах». К нему «привязались» слуги, не исключая ограниченного в самодовольстве Петра. За Базаровым следуют, «как собачонки», крестьянские ребятишки. Подружился он и с Фенечкой. Поначалу молодой нигилист позволил себе ироническое замечание в адрес Николая Петровича. Но подойдя к застеснявшейся Фенечке, повел себя со всей любезностью. «Позвольте представиться, - начал он с вежливым поклоном, - Аркадию Николаевичу приятель и человек смирный». Суровый доктор безошибочно тронул слабую струну в сердце матери - проявил внимание к ее ребенку. Базаровское обаяние признал даже маленький Митя: «Дети чувствуют, кто их любит». Впоследствии Базаров не раз в качестве врача придет на помощь Мите. И все это с неизменной шуткой, подтруниванием. За этим скрывается стремление, чтобы Фенечка не почувствовала себя ему обязанной. Здесь, в этом доме, Фенечке, неофициальной жене и матери незаконного ребенка, и без того нелегко приходится подчас - Базаров это понимает. По-человечески он симпатизирует Фенечке, но предпочитает не вмешиваться в сложную семейную ситуацию. «Она мать - ну, и права».

Домочадцы, слуги, дети - все они ему действительно по-человечески интересны. И сам он - интересная личность, чем неотразимо привлекает людей всех сословий. В безыскусной простоте поведения Базарову подражает Аркадий. Оказывается, однако, что быть простым и демократичным со всеми очень сложно. У Аркадия это выходит намеренно, и при всей искренности намерений, неестественно. Он хочет познакомиться с Фенечкой и без предупреждения отправляется к ней в комнату. Оставшемуся в гостиной с бьющимся сердцем отцу приходит в голову, «что едва ли не большее бы уважение оказал ему Аркадий, если б он вовсе не касался этого дела». Аркадий с восторгом воспринял знакомство с мачехой и присутствие на свете маленького брата. Но за порывом великодушия прячется скрываемое от себя самого высокомерие. Втайне молодой человек любуется широтою собственных взглядов. Аркадию не приходит в голову, что подобное великодушие унижает отца, хоть он и рад искренности чувства старшего сына. О последовавшей сцене родственного объятия автор замечает: «…Бывают положения трогательные, из которых все-таки хочется поскорее выйти».

В грубовато-раскованных манерах кирсановского гостя существует своя градация. В одних случаях они маскируют тонкую деликатность, как с Фенечкой. В других - являются открытым ответом на замаскированную грубость же. Так он в день приезда «сорвался» вслед за Аркадием, хоть за минуту не имел намерения уходить. Но предпочел бесцеремонный уход подчеркнутому игнорированию со стороны Павла Петровича («Руки не подал <…>, положил ее обратно в карман»). В дальнейшем мы видим, как Базаровская внешняя суровость помогает ему скрыть внутреннее смущение и даже робость (в отношениях с Анной Сергеевной). В любом случае, автор толкует нам поведение Базарова не только как особенность его характера, но и как национальную особенность. «Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения», - вскользь, но многозначительно роняет Базаров в разговоре с Аркадием.

Другая черта Базарова, которая не может не вызвать к нему уважения, - «привычка к труду благородная». Это органическая невозможность праздного существования. Отмечается, что Базаров проснулся «раньше всех» в доме Кирсановых на другой день после утомительной дороги. Когда со времени приезда прошло «около двух недель», как о само собой разумеющемся, автор говорит: «Жизнь в Марьине текла своим порядком: Аркадий сибаритствовал, Базаров работал». Осуществляя научные опыты и наблюдения, герой не боится испачкать ручки: «Его полотняное пальто и панталоны были запачканы в грязи; цепкое болотное растение обвивало тулью его старой круглой шляпы…»

Опорой врожденному трудолюбию становится «просвещенный ум». Со знанием дела Базаров «толкует» другу, какие деревья, исходя из состояния почвы, следовало бы посадить в саду вместо погибших дубков. Он «в несколько минут» проник в слабые стороны хозяйства Николая Петровича. Во всем, что касается прикладных, опытных, научных знаний Базаров, показывает широкую образованность, наблюдательность и ум. При этом знания дались ему нелегко. Сыну лекаря, владельца деревушки и двадцати двух душ крестьян наверняка приходилось труднее, чем его другу. Впоследствии отец Базарова с гордостью выдает Аркадию семейную тайну: «...Другой бы на его месте тянул бы да тянул со своих родителей; а у нас, поверьте ли? Он отроду лишней копейки не взял!..» Абсолютное бескорыстие, мужское стремление надеяться исключительно на собственные силы отличает Базарова. «...У Рудиных - знание без воли; у Базаровых есть и знание и воля…» - справедливо указал критик. С полным основанием к Базарову можно применить определение, которого не удостоился Рудин - «гениальная натура».

Показать в герое его человеческую привлекательность входило в задачу писателя. «“Современник”, вероятно, обольет меня презрением за Базарова, - записывал он в дневнике, - и не поверит, что во все время писания я чувствовал к нему невольное влечение». В одном из писем Тургенев прямо заявлял: «…Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью <...> - я виноват и не достиг своей цели».

Но как и в случае с Рудиным, все сильнее становятся в облике героя диссонирующие нотки. «Мысль и дело сливаются в одно», - с восторгом писал о Базарове радикальный критик Д.И. Писарев. Сказано - сделано. Заметил Базаров «непорядок» - хозяин дома, Николай Петрович, «Пушкина читает <…>. Это никуда не годится. Ведь он не мальчик: пора бросить эту ерунду». Базаров же признает в качестве полезного чтения «что-нибудь дельное». И в тот же день, Аркадий «молча, с этаким ласковым сожалением на лице», «как у ребенка» отобрал у отца злополучную книгу. Взамен же «положил» по совету друга, брошюру немецкого естествоиспытателя. Стоп… Мы видим, как в натуре Базарова, на первый взгляд, открытой, простой и цельной, проявляются стремления, которые нравственное чувство принять не может. И возникают они своеобразным продолжением черт симпатичных. Мы говорили, что обаяние Базарова притягивает всех, с кем жизнь его сталкивает. Спустя несколько дней по приезде он уже средоточие интересов дома. Герой это знает и пользуется, заставляя окружающих жить так, как он считает нужным. Внешняя простота скрывает потребность искусно манипулировать остальными. Ведь и книгу он не сам отобрал у хозяина дома, а подтолкнул к этому друга зная, что Аркадий рад будет демонстрировать широту взглядов, а Николай Петрович сыну возражать не станет. Но, подчиняя себе интересы других, Базаров считает себя свободным ото всех обязанностей общежития. Тургенев делает нас свидетелями того, как герой нарушает все правила гостеприимства, уважения к старшим и даже нравственные нормы. В том же эпизоде с книгой поступки Базарова явно ведут к тому, чтобы рассорить отца с сыном. Гость позволяет себе грубые выпады и в адрес дяди Аркадия, в его присутствии и за глаза. Внимательный читатель заметит, что делается это демонстративно. Герой, очевидно, убежден, что имеет на это полное право. А как же его демократизм, его интеллигентность, в наших глазах присущая человеку, занимающемуся наукой?

Чем проще и демократичнее Базаров себя ведет, тем резче выступает его непохожесть на окружающих. Любому ясно, что перед ним человек незаурядный. Одинцова, которой он представляется как «будущий уездный лекарь», с живостью возражает: «Вы этому сами не верите <…>. Возможно ли, чтобы вы удовольствовались такою скромною деятельностью <…>!» Отец Базарова, Василий Иванович допытывается у Аркадия: «…Ведь он не на медицинском поприще достигнет <…> известности?..»

Разумеется, не на медицинском, хотя он и в этом отношении будет из первых ученых.

На каком же <…>?

Это трудно сказать теперь, но он будет знаменит.

Знает ли Базаров, какие на него возлагаются надежды? Знает. Аркадию Базаров вскользь напоминает, что является «внуком дьячка». И добавляет: «Как Сперанский». Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839), родившийся в бедной духовной семье, благодаря исключительно своему уму и талантам сделал головокружительную карьеру - до графа и министра двора. Сперaнский был ближайшим советником двух императоров - Александра I и Николая I. Раздраженный его независимым нравом, напуганный радикализмом предлагаемых реформ, Александр отправил Сперанского в ссылку. Впоследствии претендующий на престол Николай и декабристы согласны были в одном - без опыта и знаний Сперанского в будущем правительстве никак не обойтись…

Брошенное как бы между прочим сравнение приоткрывает нам границы честолюбия Базарова. Он, очевидно, готовит себя к будущему государственного деятеля. С той лишь разницей, что Сперанский был согласен подниматься по ступеням существующей общественной лестницы. Базаров же - нигилист. Объяснению этого социального термина и его значения в романе посвящен специальный эпизод. Базаров в нем не участвует, хотя речь идет в первую очередь о нем. Аркадий «с усмешкой» (как можно не знать таких простых вещей!) поясняет отцу и дяде: «…Это слово означает человека, который…» «Который ничего не признает?» - догадывается Николай Петрович. Павел Петрович усиливает негативный оттенок значения «nihil» - «ничто»: «…Который ничего не уважает». Но и это оказывается слишком слабо. «Который ко всему относится с критической точки зрения…» «Нигилист - формулирует Аркадий, явно со слов Базарова, - это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». Но и это определение недостаточно отражает радикализм Базарова. Недаром в речах молодежи наиболее часты глаголы «не верить», «отрицать», «ломать», «разрушать». «Сперва нужно место расчистить», - говорит о задаче своей и своих единомышленников Базаров. «Тургеневский герой отвергает <…>действительно все - все реально существующие формы социального устройства, экономической жизни, культуры, быта и даже психологии людей <…>. Россия - в тупике, из которого не видно выхода <…>. Существующий мир должен быть разрушен полностью, до основания…»

Базаров как государственный муж, мыслит категориями общероссийскими. Мы едва ли сомневаемся, что он готов принять на себя ответственность в масштабах страны. Пока же его орудие - наука. Естественнонаучные знания полезны не только как средство раскрыть тайны природы и помочь страдающему человеку. Первым это понял главный противник нигилизма, критик и литератор Михаил Никифорович Катков: «Он потому занимается этими науками (естественными), что они, по его мнению, прямо ведут к решению вопросов об этих первых причинах, <…> орудие уничтожения предрассудков и для вразумления людей». «Для вразумления людей», - убежден Базаров, более всего подходит книга немецких материалистов. Недаром он почти силком заставляет неразумного Николая Петровича прочесть популярную брошюру Бюхнера. Людвиг Бюхнер (1824-1899) - немецкий врач, естествоиспытатель и философ, убежденный материалист. Он был одним из пропагандистов теории «социального дарвинизма».Открытия Чарльза Дарвина в области естественных наук предлагалось перенести на структуру человеческого общества: принципы естественного отбора, борьбы за существование, выживание наиболее приспособленных как определяющие факторы общественной жизни. «Немцы в этом наши учители», - с признательностью говорит Базаров.

Но он идет дальше своих учителей. Название брошюры Бюхнера «Материя и сила» русский нигилист склонен трактовать, пропуская одну букву, как «Материя - сила». Все, что нематериально, чего нельзя потрогать, измерить, проверить опытным путем, - предрассудок. Культура, искусство, власть природы, уважение к старикам - это предрассудки, долженствующие быть уничтоженными во имя общего блага. Базаров-нигилист предлагает это как ученый и как общественный деятель. Ученый Базаров сомневается в существовании этих ирреальных понятий. Деятель Базаров отрицает их нужность, основываясь на принадлежности их старому миру. Старый мир плох - не по вине ли культуры? Если он должен быть сметен, неизбежно падут его атрибуты. Так считает «герой своего времени». Но ведь существует еще Базаров-человек, которому должны быть знакомы чувства и переживания?

«Религия отрицания направлена против всех авторитетов, а сама основана на грубейшем поклонении авторитету <…> у нее есть свои беспощадные идолы», - ядовито подметил тот же Катков. Молодежь 1860-х, современники Чернышевского, Добролюбова, Писарева, строит свою жизнь по строгим законам, обдуманным, выработанным путем чтения книг, бесед с друзьями. Недаром слово «прынципы» звучит из их уст резко, грубо, категорично. И если ради идей требуется отказаться от прежних привязанностей, переступить через чувства - что ж, не страшно. Герой с гордостью называет себя «самоломанным». Впоследствии Базаров скажет другу, что поддаться чувствам для него значит - «рассыропиться». Взамен дается гордое сознание того, что они сами, от начала до конца строят свою судьбу: «Воспитание? …Всякий человек сам себя воспитать должен - ну, хоть как я, например <…>. А что касается до времени - отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня».

Для автора важно, что Базаров именно русский человек, явившийся даже в своих крайностях воплощением типических черт национального характера. Недаром Иван Сергеевич видел в нем «pеndant» (параллель) национальному герою, бунтарю Пугачеву. Еще в «Записках охотника» Тургенев заметил, что «русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперед. Что <…> разумно - того ему и подавай, а откуда оно идет - ему все равно». Тогда писатель склонен был оценивать это качество как безусловно положительное. Но встретившись с философией и практикой нигилизма, был встревожен. Ведь цели нигилизма возвышенны и прекрасны - счастье человечества. Но не слишком ли от многого приходится отказаться во имя «разумного»? Прежде всего вступить в бой со своей собственной душою, как это делает на протяжении романа главный герой. Во многом поэтому Базаров для своего создателя - фигура «трагическая», «дикая», «сумрачная».