И описанным им в целом ряде произведений. После увольнения в 1928 г. Макаренко из Колонии по настоянию Н. К. Крупской дальнейшего высокого интереса к последующей деятельности колонии не отмечено.

История

Деятельность и нововведения Макаренко в Колонии вызывали самые разные отклики - от положительных (к примеру, в брошюре М. И. Левитиной (псевд. Маро) опыт Колонии им. Горького назван лучшим из целого ряда посещённых автором), до целого ряда доносов и обвинений, коротко отразившихся в известном предложении из «Педагогической поэмы » - «Система Макаренко есть система не советская…». Видный макаренковед проф. Г. Хиллиг (Германия) собрал целый ряд свидетельств, что продолжению деятельности Макаренко в этих условиях до 1928 г. очень заметно способствовал руководитель НКВД Украины в те годы Всеволод Апполинариевич Балицкий (1892 или 1893 г. - 1937)

Однако после резко-критических обвинений подходов Макаренко со стороны Н. К. Крупской с трибуны очередного съезда комсомола в мае 1928 г. педагогические чиновники ставят Макаренко перед выбором: отказаться от целого ряда своих принципов в воспитательной работе или оставить колонию. Он выбирает последнее и полностью переходит в ранее созданную (в 1927 г.) в системе НКВД Коммуну им. Ф. Э. Дзержинского, где до этого он трудился по совместительству.

Новое начальство колонии им. Горького приложило усилия к тому, чтобы подходы Макаренко там больше не применялись. Ряд ближайших сподвижников Макаренко либо ушли с ним в Коммуну (к примеру, В. Н. Терский), либо вернулись к прежней деятельности (так, Н. Э. Фере занялся сельскохозяйственной наукой: сначала отправился в научную экспедицию, позже защитил канд. диссертацию по с/х машиноведению, трудился преподавателем, был назначен зав. кафедрой эксплуатации машинно-тракторного парка Московского государственного агроинженерного университета имени В.П. Горячкина .

Колония им. Горького с этого времени в качестве образца по воспитанию в научной литературе не упоминается, а через некоторое время (в том числе в связи с общим сокращением числа беспризорников) она и вовсе была перенаправлена на работу с несовершеннолетними преступниками, обзавелась высоким забором с колючей проволокой, поменяла название и т. п.

Воспитанники и воспитатели колонии

Среди наиболее известных воспитателей и воспитанников Колонии:

Летняя униформа колонистов

С апреля по сентябрь включительно обязательная, независимо от погоды за окном униформа колонистов всех возрастов включала синюю футболку-блузу и просторные трусы с ремнём и с двумя передними карманами . Девочки вместо трусов носили широкие юбки по щиколотку, из той же ткани.

Другим общим пунктом вратарской экипировки и летней униформы макаренковских колонистов было наличие серой плоской кепки в качестве повседневного головного убора . Девочки носили косынки светлых тонов. В торжественных случаях вместо кепки надевали тёмного цвета бархатную тюбетейку.

Иногда к этой униформе добавляли серые или чёрные шерстяные гетры. Но чаще обходились простыми носками тех же цветов. Или вообще надевали обувь на босу ногу.

Вместо обычных для тогдашних пионерлагерей сандалий колонисты носили кожаные ботинки средней высоты на довольно толстой подошве. Ведь, в отличие от пионерлагеря, основной задачей колонии было воспитание физическим трудом, а вовсе не расслабленный отдых подопечных.

Таков был довольно жёсткий, но очень эффективный метод закаливания, доведённый А. С. Макаренко до совершенства: «мёрзнешь, значит, двигайся быстрее, работай усерднее!», а работать приходилось отнюдь не мало. Поэтому носить всё лето вратарские трусы вместо привычных брюк не стеснялись даже воспитатели помоложе, хотя и не были обязаны этого делать.

Свидетельства:

«…с ранней весны колонисты не носили штанов, - трусики были гигиеничнее, красивее и дешевле».
А. С. Макаренко.

«Когда я приехала в колонию имени Горького, Антон Семёнович сказал, что мне надо осмотреть колонию. А там были такие подземные ходы - интересно. Вот позвал он Семёна, вошёл парень в малиновых трусах и синей рубашке - у них все в трусах ходили…»
Калабалина Г. К.

Попытка воспроизведения опыта в 1980-е годы

С учётом всемирной известности воспитательного опыта Колонии им. Горького и Коммуны им. Ф. Э. Дзержинского под руководством А. С. Макаренко , многие сотрудники, в том числе руководители службы исполнения наказаний, не могли не заинтересоваться опытом применения воспитательной педагогики Макаренко. Среди них оказался и начальник Куряжской колонии в 80-е годы ХХ в., решивший воспроизвести опыт Макаренко в подведомственном ему учреждении.

Этот малоподготовленный и не очень продуманный (в отличие от самого Макаренко) опыт на людях подробно описал педагог-воспитатель данного учреждения Юрий Иванович Чапала в своей книге «Сочинение на несвободную тему» , где отмечается, что в итоге «книжного» внедрения системы Макаренко вырос как уровень рецидивов среди осуждённых, так и ухудшилась обстановка в самой колонии. И такой итог, к сожалению, не единичен. Сама система Макаренко зачастую оказывается более сложной (и, главное, более требовательной к исполнителю), чем выглядит после первого прочтения «Педагогической поэмы»…

Известный социальный педагог и писатель В. А. Ерёмин отмечает в связи с этим, что нередко такой итог связан с попытками частичного, отрывочного внедрения только «самых удобных и подходящих» составляющих системы Макаренко и в качестве примера рассказывает, к каким нарушениям, а зачастую и унижениям заключённых, приводит использование (отдельно от системы) принципа коллективной ответственности среди осуждённых .

В то же время известен и положительный опыт применения системы Макаренко именно в системе ФСИН одним из воспитанников Макаренко А. Г. Явлинским (1915-1981). Однако известно и то, что отстаивание среди коллег права на продолжение данного опыта с течением времени давалось всё тяжелее и дорого стоило для здоровья Алексея Григорьевича при всём уважении к нему в том числе как к ветерану-орденоносцу ВОВ .

Книги и статьи

  • Остроменцкая Н. Навстречу жизни. Колония им. Горького. // Народный учитель, 1928, № 1-2. С. 42-77.
  • Остроменцкая Н. Повесть о Решиде и Мишке . Грозный , 1979 г. 134 с. Первое художественное произведение о Колонии им. Горького (1-е издание в 1930 г.).
  • Макаренко А. С. Педагогическая поэма (1-е полн. изд. под ред. д.п.н. С. С. Невской) // М.: ИТРК, 2003 г.
  • Фере Н. Э. Сельскохозяйственный труд в колонии имени Максима Горького // Воспоминания о Макаренко (Сб. материалов) / Сост. Н. А. Ляпин, H.A. Морозова. - Л., 1960. 346 с. - С. 213-235
  • Хиллиг, Г. , Окса Н. Н. К истории возникновения колонии им. М. Горького // Культура народов Причерноморья. - 2003. - N 38. - С. 87-93

См. также

  • Погребинский, Матвей Самойлович - основатель и руководитель Болшевской трудовой коммуны

Примечания

  1. Подробнее см. Ионин И. В. Школа-колония Красные зори: Из опыта детской трудовой школы-колонии . - Л, 1933.
  2. Левитина М. И. (Маро) . Работа с беспризорными: Практика новой работы в СССР. - Харьков, 1924

Основателем трудовой колонии имени Максима Горькова был А.С.Макаренко. Он работал в колонии с 1920 по 1928 год.

Колония имени Максима Горькова располагалась недалеко от Полтавы, в Трибах и Ковалевке до 15 мая 1926 года. А вот с 15 мая она меняет свое местонахождение и переезжает под Харьково, в Куряж. Именно поэтому называли себя куряжцами воспитанники колонии, жившие в Куряже. Однако воспитанники колонии, которые переехали из Ковалевки (их было 120 человек) называли себя колонисты - горьковцы.

Но созданию единого коллектива поспособствовало «завоевание Куряжа». Антон Семенович в конце 1927 года принял по совместительству руководство коммуной имени Федора Дзержинского. Туда было переведено около шестидесяти колонистов - горьковцев. Они то и составили так называемое ядро коммуны.

Встреча с Максимом Горьким стала чудесной и незабываемой встречей для всех колонистов. М. Горький был не только их другом, но и уважаемым учителем.

А. С. Макаренко ставил перед собой следующую задачу: создать крепкий, нерушимый, трудоспособный и ответственный коллектив из воспитанников коммуны. Именно этот коллектив и должен был стать воспитывающей силой. Но, по мнению Антона Семеновича, такой трудоспособный и нерушимый коллектив можно было создать лишь с помощью общественно - полезного труда. Именно трудясь, считал А. С. Макаренко, формируются новые общественные отношения между людьми.

Поэтому свою воспитательную работу в колонии А. С. Макаренко начал с создания этого самого коллектива.

Воспитательная работа

Постепенно Антон Семенович привлекал воспитанников колонии к общественно - полезному труду. Так, он ставил разнообразные задачи перед каждым воспитанником отдельно и группой воспитанников, перед активом в целом, подавал личный пример, завоевывал уважение воспитанников. Колонисты работали не только в садах и на полях, но и охраняли дорогу от грабителей, защищали государственный лес от вырубки. Эти работы, несомненно, приносили отличные результаты в формировании нравственности у воспитанников. Так воспитывались бывшие беспризорники.

Антон Семенович укомплектовал библиотеку в колонии с самых первых дней ее жизни. Книги, индивидуальное и коллективное чтение стало незаменимым средством воспитания колонистов. Это занимало важное место в их жизни и, конечно, имело большой воспитательный эффект. В особенности, колонисты любили читать произведения Максима Горькова «В людях», «Мои университеты», «Детство».

В колонии было несколько отрядов. Во главе каждого из нотрядов стояли командиры, которые составляли Совет командиров. Именно на него опирался в своей воспитательной работе А. С. Макаренко, а также в самой организации труда воспитанников колонии.

Совет командиров решал, обсуждал вопросы организации быта и учебного процесса, а также культурно-просветительной работы, ведения хозяйства колонии, приёма новых членов и многое, многое другое.

Наркомпросом Украины были отмечены успехи воспитательной работы колонии. А в честь пятилетия со дня рождения колонии А. С. Макаренко присвоили звание «Красной герой труда», ну, а сотрудников и рабочих колонии наградили подарками.

Учебная деятельность

А. С. Макаренко большое значение уделял учебе воспитанников. Он заботился о том, чтобы колонисты получили прочные знания, так как считал, что знания определяют путь человека в жизни. Но и коллектив воспитателей не отставал в своем развитии. Коллектив мог уже решать поставленные перед собой задачи, которые требовали дисциплины и организованности. Особенную важность это понесло перед переездом в Куряжскую колонию, так как в помещениях жили около четырехстах детей.

В 1921 году колонии было присвоено имя М. Горькова. М.Горький интересовался жизнью колонии, переписываясь с Антоном Семеновичем, а также с воспитанниками, при этом высоко оценивая результаты их труда.

Колонисты ценили свою жизнь и ясно понимали, что жизнь коллектива, который создал А. С. Макаренко, имела целью формирование нового человека. И ему это, несомненно, удалось. В этом было можно убедиться, взглянув на выпускников этого коллектива. Они были наполнены духом оптимизма, товарищества, гуманизма, уважения друг к другу. Именно через уважение и доверие Антон Семенович воспитывал у своих воспитанников готовность к обороне и труду.

В связи с большим числом беспризорников (от 4,5 до 7 млн чел.), появившихся после Первой мировой войны, Октябрьского переворота и последовавшей за ним Гражданской войны в России, государством и общественностью был принят ряд мер по устранению этого явления не только уголовным преследованием, но и ресоциализацией (возвращением в культуру общества), в том числе путём создания колоний для перевоспитания малолетних правонарушителей.

Однако в этих колониях было слабое государственное обеспечение. Не хватало организационно - методического обеспечения, материально - технического и продовольственного. Это приводила к недоеданию воспитанников и воспитателей. Однако это имело и плюс: так как не хватало методического и организационного контроля, то наиболее одаренные руководители этой колонии имели большую свободу воспитательного и педагогического творчества.

Примером такой свободы может служить преобразование колонии в коммуны, другими словами, преобразование поселений в сообщества людей, которые связаны общим делом, в общины.

Наиболее известными из них стали коммуна «Красные Зори» И.В.Ионина под Ленинградом, Болшевская трудовая коммуна (1924-1937) М. С. Погребинского. По существу деятельность и многие находки С. Т. Шатского(колония назвалась «Бодрая жизнь ») перекликается с лучшим опытом и достижениями упомянутых колоний-коммун (хотя это учреждение было создано не государством и для «бодрой жизни» обычных детей, а не беспризорников).

Колония под Полтавой была создана по поручению Полтавского Губнаробраза Антона Семеновича Макаренко в 1920г.

Однако самые разнообразные оценки и отклики вызвали деятельность и нововведения Антона Семеновича. Так, были и положительные (опыт колонии был назван самым лучших из всех колоний, который посетил автор, в брошюре М. И. Литвиной), и отрицательные отклики (к примеру, в «Педагогической поэме» было сказано, что система учения А. С. Макаренко есть система не советская).

Главный макаренковед профессор Г. Хиллинг, живший в Германии, собрал целый ряд свидетельств, что продолжению деятельности Макаренко в этих условиях до 1928г. очень заметно способствовал руководитель НКВД Украины Всеволод Аполлонович Балицкий (1893 - 1937).

Однако после резко-критических обвинений подходов Макаренко со стороны Н. К. Крупской с трибуны очередного съезда комсомола в мае 1928 года педагогические чиновники ставят Макаренко перед выбором: отказаться от целого ряда своих принципов в воспитательной работе или же оставить колонию. Он выбирает оставит колонию и полностью переходит в ранее созданную (в 1927 году) в системе НКВД Коммуну им. Ф.Э.Дзержинского, где до этого он трудился по совместительству.

Новое начальство колонии им. Горького приложило усилия к тому, чтобы подходы Макаренко там больше не применялись. Ряд ближайших сподвижников Макаренко либо ушли с ним в Коммуну (к примеру, В.Н.Терский), либо вернулись к прежней деятельности (так, Н.Э.Фере занялся сельскохозяйственной наукой: сначала отправился в научную экспедицию, позже защитил канд. диссертацию по с/х машиноведению, трудился преподавателем, был назначен зав. кафедрой эксплуатации машинно-тракторного парка Московского государственного агроинженерного университета им. В. П. Горячкина.

Колония им. Горького с этого времени в качестве образца по воспитанию в научной литературе не упоминается, а через некоторое время (в том числе в связи с общим сокращением числа беспризорников) она и вовсе была перенаправлена на работу с несовершеннолетними преступниками, обзавелась высоким забором с колючей проволокой, поменяла название и так далее.

Аптон Семенович Макаренко (1888-1939) - советский педагог и писатель. По окончании Полтавского учительского института в 1917 г. заведовал Крюковским железнодорожным и Полтавским городским училищами. Руководил «трудовой колонией для дефективных детей» Полтавского губнаробраза, ставшей с 1921 г. колонией им. М. Горького, а также с 1923 по 1926 г. - опытно-показательным учреждением Наркомпроса УССР. Работая в колонии им. Горького, Макаренко одновременно организовал детскую трудовую Коммуну им. Ф. Э. Дзержинского под Харьковом: заведующий коммуной (с 1928), начальник педагогической части (с 1932), начальник коммуны (с 1935). Он возглавил колонию для несовершеннолетних № 5 в Броварах (1936), а вскоре его назначили заместителем начальника отдела трудовых колоний НКВД УССР (1937). Переехал в Москву в 1937 г. Занимаясь воспитанием малолетних преступников и детей сирот, Макаренко указывал, что «дефективны» не дети, брошенные на произвол судьбы, а ненормальны отношения между детской личностью и обществом. Лишенные родительской заботы, вырванные из нормальных социальных связей, депривированные дети в трудовой колонии формировались под воздействием педагогической системы Макаренко. Отвергая традиционную «пенитенциарную педагогику». Макаренко сформулировал принцип: «Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему» . В педагогическом процессе трудовой колонии происходила не подготовка к деятельности, но сама производственная деятельность, что споспешествовало восстановлению связей подростков и общества. «Мы желаем воспитывать культурного советского рабочего. Следовательно, мы должны дать ему образование, желательно среднее, мы должны дать ему квалификацию, мы должны его дисциплинировать, он должен быть политически развитым и преданным членом рабочего класса, комсомольцем, большевиком», - писал Макаренко . Он утверждал, что армейский коллектив представляет собой идеальную модель школы, которая будет воспитывать «культурного советского рабочего». «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно», - считал педагог. Система воспитания основана на следующих педагогических принципах: 1) трудовая деятельность по обеспечению благосостояния колонии, причем воспитанники сами распоряжались результатами своего труда; 2) самоуправление; 3) коллективная ответственность, при которой за проступок одного отвечает весь отряд. Так же как и И. П. Ионии и П. Н. Лепешинский, Макаренко создавал свою трудовую колонию и коммуну под влиянием «Положения о единой трудовой школе».

«Труд без идущего рядом образования, без идущего рядом политического и общественного воспитания не приносит воспитательной пользы, оказывается нейтральным процессом. Вы можете заставить человека трудиться сколько угодно, но если одновременно с этим вы не будете его воспитывать политически и нравственно, если он не будет участвовать в общественной и политической жизни, то этот труд будет просто нейтральным процессом, не дающим положительного результата», - писал педагог . Смысл педагогической деятельности заключался не в выявлении направленности ребенка, согласно ее индивидуальным, в том числе биологическим потребностям, а в общем процессе организации детской жизни, общественных и коллективных отношений, в ходе которых сформируется личность колониста. Создание сплоченного коллектива колонистов происходило путем соединения производительного труда в мастерских, и в сельском хозяйстве и самообслуживания с воспитанием. По Макаренко, именно «коллектив является воспитателем личности», что станет целеполагающим фактором всей советской педагогики. Военизированный характер коллективного воспитания весьма привлекателен, как для педагога, так и для колонистов, впрочем, лишенных каких бы то ни было иных возможностей. «Там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода, там не может быть никакого воспитательного процесса», - утверждал педагог. Макаренко разработал принципы и методы управления коллективом: параллельное педагогическое действие, перспективные линии, сочетание доверия и требования, авансирования личности и др. «Коллектив учителей и коллектив детей - это не два коллектива, а один, и коллектив педагогический», если почувствуете, что вам не «хватает знаний, не стесняйтесь сесть за парту рядом с воспитанниками». Сформулированный Макаренко «Метод параллельного педагогического действия» активизировал коллектив педагогов вместе с колонистами. В коммуне были созданы разновозрастные отряды воспитанников, на общих собраниях осуществлялось самоуправление, активно действовали советы командиров. Воспитание через коллектив осуществляло формирование дисциплины колонистов, создание педагогических традиций в колонии. Правильно сформулированная и поставленная социально значимая цель позволяла всем членам коллектива участвовать в совместном труде. Созданию оптимистической атмосферы в коллективе, эмоционально повышенного настроя в педагогическом процессе Макаренко уделял особое внимание. В отношениях с воспитанниками, в процессе постоянного педагогического поиска Макаренко разработал метод «перспективных линий» в воспитании, при котором ребенок должен ощущать, что его ждет «завтрашняя радость». «Педагогика событий» предполагает, что коллектив развивается только в процессе действий, имеющих значение для каждого и для всех коммунаров. Однако концепция революционной педагогики круто менялась к концу 1920-х гг. Ставка Макаренко на военизированные формы коллектива воспитанников была отвергнута руководством Наркомпроса и, в частности, Н. К. Крупской и А. В. Луначарским в 1920-е гг. Однако и после смены власти в Накромпросе в 1930-е гг. Макаренко продолжали критиковать за «устаревшие взгляды» на организацию «трудовой школы-коммуны». В 1928 г. в колонию приезжал А. М. Горький, поддерживал и защищал педагогический эксперимент, написал о педагоге. Однако официальные руководители просвещения признали его педагогическую систему несоветской, Макаренко отстранили от заведования колонией. «Колония живет плохо, после меня переменилось уже четыре заведующих, глупости там наделаны непоправимые, коллектива нет, проходной двор...», - запись в дневнике 1933 г. История колонии им. М. Горького описана Макаренко в «Педагогической поэме» (1933-1935), история Коммуны им. Ф. Дзержинского - в повести «Флаги на башнях» (1938). Макаренко - автор «Книги для родителей» (1937).

История одного образовательного учреждения: Колония им. Горького П О Д Г О Т О И Л А С Т У Д Е Н Т К А 2 К У Р С А И К Н И Т О. М О Р А Р Ь. Е. Е

Колония имени Горького - трудовая колония для несовершеннолетних правонарушителей в селе Ковалёвка, близ Полтавы. А. С. Макаренко был основателем трудовой колонии имени М. Горького и работал в ней с 1920 по 1928 год. До 15 мая 1926 года колония располагалась недалеко от Полтавы, в Трибах и Ковалёвке, а с середины мая она переезжает в Куряж, под Харьковом. Поэтому воспитанники, которые жили только в Куряже, часто называли себя куряжцами, а 120 колонистов, приехавших из Ковалевки, любили называть себя колонистами-горьковцами.

Хронологическая таблица Максима Горького. (хронологическая таблица кратко изложена) 16 (28) марта 1868 - Максим Горький родился в Нижнем Новгороде, в семье столяра 1876- 1883 - учился в Ильинском училище, затем в Нижегородском слободском Кунавинском начальном училище, но курса не окончил. 1879 - умерла мать; разорившийся дед отдал мальчика в услужение в обувной магазин. 1884 -1887 - Переехал в Казань, хотел поступить в университет, но так и не стал студентом, продолжил самообразование преимущественно в народнических и марксистских кружках. 1888- 1892 - В поисках работы скитался по Поволжью, Украине, Южной Бессарабии, Крыму, Кавказу. Несколько раз подвергался арестам за революционную пропаганду среди рабочих. 1892 - В тифлисской газете «Кавказ» под псевдонимом М. Горький опубликован первый рассказ - «Макар Чудра» . 1895- 1896 - Написаны рассказы «Старуха Изергиль» , Песня о Соколе, «Челкаш» , «Коновалов» 1896 – женитьба на Екатерине Павловне Волжиной (у них было 2 детей - дочь и сын) 1898 - Вышел в свет двухтомник «Очерки и рассказы» .

Хронологическая таблица Горького 1899 - Переехал в Петербург. Знакомство с Л. Н. Толстым, A. II. Чеховым. Опубликована повесть «Фома Гордеев» . 1902 - Создана пьеса «На дне» ; избран почётным академиком Российской академии наук. 1905 - вступил в Российскую социал-демократическую рабочую партию 1906 г.  - посетил США с целью сбора средств для подпольной борьбы большевиков. Опасаясь ареста в России, Горький после путешествия по Америке поселился в Италии, на острове Капри, где жил до 1913 г.  - попав под амнистию в связи с 300 -летием дома Романовых, писатель вернулся в Россию. Приступил к работе над повестью «Детство» 1917- 1918 - Написан цикл статей «Несвоевременные мысли» . 1921- 1928 - не имея возможности жить и работать в России уезжает в Германию, затем в Италию (Сорренто). Написал повесть «Дело Артамоновых» . 1928 - Возвращение в СССР. 1934 - Горький проводит I Всесоюзный съезд советских писателей, выступает на нём с основным докладом.

В своем опыте Макаренко успешно соединял умственный труд с физическим, осуществляя одно из основных положений марксистской педагогики. Коммунары впоследствии, как известно, четыре часа в младших и пять часов в старших классах учились в общеобразовательной школе, а четыре часа работали на производстве с новейшим техническим оборудованием. Но решающее значение в становлении нового человека Сталинской эпохи имело, по мнению Макаренко, образование; об этом он много говорил и писал. Даже в колонии имени А. М. Горького, где в своё время работал А. С. Макаренко, в тяжёлые послереволюционные годы существовали школа в составе шести классов и группы подготовки на рабочие факультеты. Макаренко всячески расширял образовательные идеалы воспитанников. Нельзя также не упомянуть о разнообразных секциях и кружках, которые существовали параллельно с основными учебными заведениями. Для девочек были открыты двери кружков по вышиванию, лепки (поделки из глины) и рисования. Мальчики, в основном, посещали планерные и технические кружки, которые существовали в тех же заводах и мастерских, на которых днём работали колонисты. Занятия проводились в вечернее время, поэтому никто из кружковцев не мешал работе. Были открыты также различные спортивные секции (борьба, бокс и плаванье). Особо выделялась кавалерийская секция, где обучали основам верховой езды.

Стадии развития коллектива На первой — коллектива еще нет, а педагог в это время выполняет роль диктатора, выступая с требованиями к воспитанникам. На второй - возникает актив-группа наиболее деятельных воспитанников, поддерживающих начинания педагога и его требования к воспитанникам. Третья - складываются органы самоуправления, коллектив становится способным решать самые разнообразные учебные, хозяйственные, культурные и другие вопросы, требования идут к отдельному воспитаннику от всего коллектива

А. С. Макаренко придавал большое значение первичному коллективу, считая его «инструментом прикосновения к личности». В самом деле, в нем дети наиболее близко общаются между собой, постоянно совместно действуют, участвуют в реализации общих целей всего коллектива и входят в общую систему характерных для коллектива отношений. Второй структурной единицей коллектива можно назвать сводный отряд. А. С. Макаренко боялся воспитать касту командиров. Он хотел, чтобы все умели и руководить, и подчиняться. Сводный отряд формировался на отдельное дело. Командиром сводного отряда становился рядовой член первичного коллектива. Это давало возможность задействовать самых отсталых и неорганизованных, вывести подростка из состояния пассивности.

Третьей структурной единицей коллектива у А. С. Макаренко был сам воспитанник. Но нужно сказать, что здесь имело место присвоение звания: воспитанник, коммунар, коммунар-дзержинец. То есть звание присваивалось по степени принадлежности каждого подростка к коллективу. Четвертой структурной единицей коллектива являются органы самоуправления. Во-первых, это общее собрание. Ни одно значимое решение не принимается без собрания. Повседневной жизнью руководит Совет командиров.

Подробно осветил Макаренко такие вопросы, как значение сказки для детей раннего возраста, руководство детским чтением, посещение детьми театра, кино и т. п. Большое место в жизни детей он отводил эстетическому воспитанию. А. С. Макаренко - педагог-новатор, обогативший советскую педагогику ценными педагогическими идеями, методами и приемами (система перспективных линий, принцип параллельного действия, стиль и тон педагога и т. д.). Он дал новое толкование ряду педагогических вопросов и детально разработал выдвинутые ранее, но недостаточно разработанные до него советской педагогикой проблемы (воспитание в коллективе, семейное воспитание и др.). Макаренко был педагогом, успешно применявшим в теории и на практике воспитания диалектико-материалистические принципы. Руководящим принципом всей его педагогической деятельности была преданность социалистической Родине и Коммунистической партии. Антон Семёнович Макаренко скоропостижно скончался на ст. Голицыно Белорусско-Балтийской железной дороги в вагоне пригородного поезда. Он умер от тяжелой болезни сердца в возрасте 51 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Воспитательное учреждение для несовершеннолетних нарушителей на территории УССР (1920-36), которым руководил (до 1928) А.С. Макаренко. С 1921 по инициативе Макаренко и воспитанников Колония носила имя М. Горького. Организована как колония для дефективных детей Полтавским Губнаробразом в местечке Трепке, под Полтавой; с 1924 размещалась в бывшем имении братьев Трепке с. Ковалёвка; с 1926 - в с. Куряж под Харьковом. В 1923-26 была опытно-показательным учреждением Наркомпроса УССР. В Колонии воспитывались дети с негативным социальным опытом, среди которых было много бывших беспризорников и детей-сирот. Макаренко воплотил в практику Колонии свои идеи создания детского коллектива. Истории Колонии посвящена его книга "Педагогическая поэма" (ч. 1-3, 1933- 1935).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 123)

См. также Макаренко, Антон Семёнович

  • - Здание Литературного института.Москва. Литерату́рный институ́т имени А.М. Горького, высшее учебное заведение. Открыт в 1933 по инициативе М. Горького как Вечерний рабочий университет...

    Москва (энциклопедия)

  • - высшее учебное заведение. Открыт в 1933 по инициативе М. Горького как Вечерний рабочий университет. С 1936 современное название. До 1992 вуз Союза писателей СССР...

    Москва (энциклопедия)

  • - Образован в 1987 после раздела МХАТа. Директор и художественный руководитель Т.В. Доронина...

    Москва (энциклопедия)

  • - По́чвенно-агрономи́ческий музе́й и́мени В.Р. Ви́льямса Моско́вской сельскохозя́йственной акаде́мии и́мени К.А. Тимиря́зева...

    Москва (энциклопедия)

  • - Психиатри́ческая кли́ника имени С.С. Корсакова Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова. Построена в 1885—...

    Москва (энциклопедия)

  • - Театра́льное учи́лище и́мени Б.В. Щу́кина при Теа́тре имени Евг. Вахта́нгова, театральный вуз, готовит актёров и режиссёров. Ведёт историю от Студенческой театральной студии, основанной и руководимой с 1913...

    Москва (энциклопедия)

  • - Центральный ПКиО имени М. Горького.Москва. Центра́льный парк культу́ры и о́тдыха и́мени М. Го́рького, в центральной части Москвы, между Пушкинской набережной Москвы-реки и Ленинским проспектом...

    Москва (энциклопедия)

  • - в центральной части Москвы, между Пушкинской набережной Москвы-реки и Ленинским проспектом...

    Москва (энциклопедия)

  • - см. в ст. Библиотеки в...

    Советская историческая энциклопедия

  • - Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, одна из старейших научных библиотек и крупнейшая вузовская библиотека в СССР. Основана в 1755...
  • - воспитательное учреждение для несовершеннолетних правонарушителей. Была организована в 1920 Полтавским губнаробразом под Полтавой, в 1926 переведена под Харьков. В 1920-28 колонией заведовал А. С. Макаренко...

    Большая Советская энциклопедия

  • - в Москве. Основана в 1756. В 1993 св. 8,5 млн. ед. хр. Состоит из фундаментальной библиотеки и отраслевых библиотек на факультетах. Методический центр библиотек советских вузов...
  • - драматический, основан в 1918...

    Большой энциклопедический словарь

  • - один из двух театральных коллективов, образованных при разделении Московского Художественного академического театра в 1987...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Кар. Испытать нужду, несчастье. СРГК 4, 605...
  • - Белом. Испытать много горя, лишений, несчастий. Мокиенко 1990, 85...

    Большой словарь русских поговорок

"Колония имени М. Горького" в книгах

О суицидомании Максима Горького Личность Максима Горького в свете совершенного им в декабре 1887 г. покушения на самоубийство. Д-ра И. Б. Галант

Из книги автора

О суицидомании Максима Горького Личность Максима Горького в свете совершенного им в декабре 1887 г. покушения на самоубийство. Д-ра И. Б. Галант Влечение к самоубийству или суицидомания (suicidomania) – явление, которое как много других непонятных явлений, сделалось в науке

Глава четвёртая "Имени завода имени Степана Разина"

Из книги Аркадий Северный, Советский Союз автора Петров Дмитрий

Глава четвёртая "Имени завода имени Степана Разина" "Ну что ж ты меня не узнал, что ли? Я же ж Аркадий Северный!" А. Северный, февраль 1975 г. К началу 70-х годов идея записать "блатные" песни в сопровождении оркестра носилась в воздухе. Чёрный рынок был просто завален

Из книги Михаил Шолохов в воспоминаниях, дневниках, письмах и статьях современников. Книга 2. 1941–1984 гг. автора Петелин Виктор Васильевич

А.И. Овчаренко, заведующий сектором Института мировой литературы имени А.М. Горького Академии наук СССР, доктор филологических наук, профессор Место «Тихого Дона» в литературе современной эпохи Вместо общепринятого доклада, написанного с привлечением всего арсенала

Глава 4. Ленинградский Государственный Большой драматический театр имени М. Горького

Из книги Амплуа - первый любовник автора Волина Маргарита Георгиевна

Глава 4. Ленинградский Государственный Большой драматический театр имени М. Горького Натощак не выговоришь. К счастью, это длинное название звучало и звучит кратко: БДТ.Здание театра (Фонтанка, 65) было построено в конце XIX века архитектором А. Фонтаном (легко запомнить) для

Парк культуры и отдыха имени М. Горького

Из книги Москва в кино. 100 удивительных мест и фактов из любимых фильмов автора Рассохин Олег О.

Парк культуры и отдыха имени М. Горького В центре Москвы несколько месяцев спустя героиня попрощается на время со своей мечтой. Финальная прогулка перед расставанием происходит на набережной Яузы (там она гуляет вместе с героем Александра Михайлова) и мельком – в Парке

Парк культуры имени Горького (ныне Парк Культуры)

автора

Парк культуры имени Горького (ныне Парк Культуры) Конечная станция Первой очереди, расположенная под Крымской площадью Садового кольца, в проекте так и называлась «Крымская площадь». Слово «площадь» в названиях станций чаще опускалось, и должна была получиться станция

Парк культуры имени Горького (ныне Парк культуры)

Из книги Сталинское метро. Исторический путеводитель автора Зиновьев Александр Николаевич

Парк культуры имени Горького (ныне Парк культуры) Станция «ПКиО имени Горького» открылась 1 января 1950 года в составе первого участка Кольцевой линии. Название станция получила по соседней с ней радиальной станции, открытой в составе Первой очереди метро.Автор станции -

Познай, где свет – поймешь, где тьма НАРОДНАЯ АРТИСТКА СССР, ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ МХАТ ИМЕНИ М. ГОРЬКОГО ТАТЬЯНА ДОРОНИНА

Из книги автора

Центральный парк культуры и отдыха имени Горького

Из книги 100 великих заповедников и парков автора Юдина Наталья Алексеевна

Центральный парк культуры и отдыха имени Горького Центральный парк культуры и отдыха имени Горького (ЦПКиО) представляет собой единый зеленый массив на площади 177 га, расположенный вдоль Москвы-реки.Открытый „партерный сад“ парка начинается непосредственно за

Красненькая колония (колония Шеферов и Берчей)

Из книги Исторические районы Петербурга от А до Я автора Глезеров Сергей Евгеньевич

Красненькая колония (колония Шеферов и Берчей) Более ста лет, до Великой Отечественной войны, на землях между Автово и Дачным находилось обширное поселение немецких колонистов – Красненькая колония. Название произошло от речки Красненькой, протекавшей поблизости. Как

Колония имени М. Горького

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Пафос ранних романтических произведений М. Горького (идеи и стиль романтических произведений Горького)

автора Ситников Виталий Павлович

Пафос ранних романтических произведений М. Горького (идеи и стиль романтических произведений Горького) I. «Настало время нужды в героическом» (Горький). Причины обращения Горького к романтической поэтике в период расцвета реализма.II. Вера в человека и противопоставление

В раннем творчестве Горького «избыточная» красочность была тесно связана с мироощущением молодого писателя, с его пониманием подлинной жизни как свободной игры ничем не скованных сил, со стремлением привнести в литературу новую – жизнеутверждающую тональность. В дальнейшем стиль прозы М. Горького эв

Из книги Как написать сочинение. Для подготовки к ЕГЭ автора Ситников Виталий Павлович

В раннем творчестве Горького «избыточная» красочность была тесно связана с мироощущением молодого писателя, с его пониманием подлинной жизни как свободной игры ничем не скованных сил, со стремлением привнести в литературу новую – жизнеутверждающую тональность. В

Из книги Записные книжки автора Чехов Антон Павлович

АКАДЕМИЯ НАУК СССР ИНСТИТУТ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ИМЕНИ А. М, ГОРЬКОГО А. П. ЧЕХОВ ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ И ПИСЕМ В ТРИДЦАТИ ТОМАХ СОЧИНЕНИЯ В ВОСЕМНАДЦАТИ ТОМАХ ИЗДАТЕЛЬСТВО

Св. священномученик Артемон (Великое значение имени человека вообще и христианского имени в особенности)

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том II (апрель – июнь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Св. священномученик Артемон (Великое значение имени человека вообще и христианского имени в особенности) I. Св. священномученик Артемон, память коего совершается ныне, во время великого Диоклитианова гонения на христиан, пред страданием позван был к допросу; на вопрос,