Построил в Трехпрудном переулке производственно-издательский комплекс для «Товарищества скоропечатни А.А. Левенсона». Скоропечатня возникла в 1881 году в Рахмановском переулке как небольшая типография, а в конце 19 века это было уже довольно крупное полиграфическое производство.

Для расширения производства в 1899 году был куплен участок в Трехпрудном переулке и заказан проект знаменитому в то время архитектору Шехтелю. Сотрудничество с ним «скоропечатни» началось еще в те времена, когда он работал театральным художником и иллюстратором книг. В 1880-х годах Шехтеля считали лучшим московским виньетистом. Руководство Товарищества считало, что красивую печатную продукцию невозможно выпускать в некрасивом, плохо оснащенном фабричном помещении, и проект Шехтеля был необычен для производственного предприятия.

«Скоропечатня А.А. Левенсона» стала первой типографией, построенной в новом тогда стиле модерн. Комплекс состоит из двух разных по функции частей: вдоль переулка стоит административное здание издательства и редакции со сторожкой слева, а вглубь участка уходит производственный корпус. Он предельно прост и лишен декоративного убранства, зато построен с применением самых новых технологий: металлокаркас позволил перекрыть значительные пролеты в цеховых помещениях. Этот корпус имеет 4 этажа с огромными окнами. Каждый этаж – это отдельный цех: сверху типографический и литографский, внизу мастерские типографской отделки (золотильная, тиснения, гравировальная и т.д.). Имелся также цех хромолитографии, переплетный, нумерационный. Перед фабричным корпусом, в едином с ним стиле, устроены каменные кладовые для бумаги, красок и других материалов.

Административный корпус похож на небольшой романо-готический замок. В центре фасада высится увенчанная решеткой «русская» щипцовая двускатная крыша. В революцию она лишилась надписи «Т-во Скоропечатни Левенсонъ». Вторая надпись шла орнаментом между вторым и третьим этажом: «Товарищество скоропечани АА. Левенсонъ». Эркер фасада чуть сдвинут вправо, он создает красивую архитектурную перспективу от Тверской улицы, замыкая Мамоновский переулок. Его уравновешивают две башенки с шатровым верхом левого угла фасада. Основание угловой башни украшено лепным орнаментом чертополоха – растительным мотивом, распространенным в те годы в Лотарингии. Рисунок рам, расстекловка решены в изящных линиях модерна. Интересен рисунок устоев ворот с коваными светильниками.

В 1910 году в типографии на личные сбережения выпустила свои первые сборники стихов «Вечерний альбом» и «Волшебный фонарь».

Типография Левенсона работала в этом доме до 1917 года, когда была приобретена Земгором, после революции национализирована, на ее базе была образована 16-я государственная типография треста Мосполиграф, ликвидированная в 1942 году. С начала 1990-х годов это большой офисный центр.

В 2013-2016 гг. была проведена комплексная реставрация административного корпуса бывшей типографии.

В частности, было возвращено перво­начальное цветовое решение, отреставри­рованы лепной декор и барельеф в уровне третьего этажа, воссозданы исторические надписи, имеющие историческую ценность интерьеры. В так называемом универсальном зале над подковообразным окошком конторской кассы в 1900 году был размещен барельеф с изображением немецкого первопечат­ника Иоганна Гутенберга.

Проведены реставрация дере­вянного потолка и окраска стен лестничного объема.

На втором этаже был обустроен кабинет Левенсона, оформленный Шехтелем в стиле модерн. Кабинет Левенсона соединялся дверью с небольшим «интимным» салоном, или ком­натой отдыха. Ремонтно-реставрационные работы здесь также были проделаны в пол­ном объеме. Уникальные потолки и двери, дизайн кото­рых, по замыслу Шехтеля, не повторялся, а также оконные заполнения воссоздавались по архивным фотографиям и авторским чертежам.

Здание было удостоено звания лауреата конкурса "Московская реставрация-2016".

Товарищество скоропечатни А. А. Левенсон, одна из крупнейших фирм Москвы, специализировавшихся на производстве литографской продукции, было основано в 1881 г. в собственном доме в Рахмановском переулке. В 1887 фирма преобразована в товарищество на вере «Торговый дом А. А. Левенсон и Ко», а в 1889—90 г.г. учреждено Товарищество скоропечатни А. А. Левенсон с основным капиталом 210 тыс. рублей.

А. А. Левенсон

Фирма выпускала дешёвые народные картинки, плакаты, типографские воспроизведения икон, издавала журналы «Дешёвая библиотека», «Новости иностранной литературы», «Семья». В типографии печатались меню высочайших обедов, материалы секретных расследований по особо важным делам, в 1896 г. — материалы, связанные с коронацией императора Николая II, а в 1913-м — в связи с 300-летием Дома Романовых. Фирма имела договор с Московской конторой императорских театров на печатание афиш и программ. В 1910 г. в типографии Левенсона напечатан первый поэтический сборник М. И. Цветаевой «Вечерний альбом». Специализировалось товарищество также на высококачественном воспроизведении памятников древнерусской письменности, издании богато иллюстрированных книг. В 1912 г. факсимильно выпущены «Архангельское Евангелие 1092 г.», в 1914-м опубликована книга «Русские пословицы и поговорки в рисунках В. М. Васнецова». Фирма выпускала специальные юбилейные издания в «русском стиле», такие как, например, «Летописный и лицевой изборник Дома Романовых» (1913). С 1896 г. имела звание поставщика российского императорского двора.

К концу XIX века помещение в Рахмановском переулке стало тесным, и Товарищество приобретает землю в Трехпрудном переулке для строительства нового здания. Владелец А. А. Левенсон мечтал о "современной, хорошо построенной и устроенной фабрике, представляющей собою комбинацию всех последних слов новейшей техники, гигиены и архитектурного искусства". Был объявлен конкурс, на котором победил уже широко известный к тому моменту Ф. О. Шехтель. Его проект типографии очень похож стилистически на усадьбу Фон Дервиза в Кирицах. Но если там архитектор только оттачивал свой стиль, то здесь он создал удивительно цельное, изящное строение с идеальными пропорциями, соединив в нем строгие каноны готики и художественную экспрессию модерна. Эта удивительная вариация исполнена с великолепным вкусом, она, казалось бы, еще более "европейская", чем сама европейская архитектура - на ум сразу приходит артист Ливанов в образе Холмса, который, по признанию самих англичан, был куда более "английским", чем все английские актеры, когда-либо бравшиеся за эту роль.

Замок очень понравился владельцу. Он его описывал с любовью и теплом: "Здание Товарищества Скоропечатни А. А. Левенсона хотя и выстроено во вкусе средневековых сооружений, но в его наружной отделке сильно чувствуется так называемый "новый стиль". Он смягчает некоторую строгость и сумрачность средневекового зодчества, и поэтому впечатление от фасада нового здания скорее веселое, без малейшей вычурности. Здание видно еще с Тверской улицы, при повороте в Мамонтовский переулок. Издали оно красиво выступает своими легкими линиями, высокой шатровой крышей и остроконечностями. Вблизи впечатление значительно выигрывает. Несмотря на свои размеры, постройка не кажется чересчур массивной, а, напротив, поражает своей легкостью. В наружных украшениях - полная умеренность. Всего один барельеф, простой, художественно исполненный дрезденским скульптором".

В 1917 г. типография приобретена Земгором, после Октябрьской революции национализирована, преобразована в 16-ю государственную типографию треста Мосполиграф Московского совета народного хозяйства, в 1924 г. ликвидирована. Сейчас в здании расположены коммерческие организации.

И напоследок - небольшая деталь. Удовлетворенный сотрудничеством с Шехтелем, в том же 1900-м году Левенсон заказывает архитектору проект своей дачи в поселке Чоботово. На этот раз Шехтель стилизовал ее под русское деревянное зодчество:

Местонахождение здания.


Книги по теме

(чтобы посмотреть описание книги, кликните по картинке)

Ансамбль зданий по адресу Трехпрудный переулок, 9 в городе Москве был возведен в 1900 году по авторскому проекту архитектора Федора Осиповича Шехтеля. Заказчиком выступило «Товарищество скоропечатни А.А. Левенсона».

Комплекс состоит из двух главных составляющих – административного здания, которое занимали редакция и издательство, и производственно-типографского корпуса.

Стоит сразу заметить, что главное здание скоропечатни Левенсона стало первой постройкой в модерновском стиле в городе.

Строение выполнено в сложной и оригинально исполненной пространственной компоновке объемов. Центральную часть украшает щипцовая двухскатная кровля, венчает которую решетка, на которой до революции имелась надпись «Т-во Скоропечатни Левенсонъ». Подобное орнаментальное обозначение принадлежности здания украшало фасад между вторым и третьим уровнями.



На восточной угловой части фасада высятся две башенки, имеющие шатровое завершение. Они и щипцовая крыша стилизованы Шехтелем в романно-готическом духе, что было больше присуще стилю европейской эклектики, наиболее распространенной в конце девятнадцатого столетия.

Основание расположенного на углу эркерной части декорировано орнаментальной лепниной с изображением чертополоха – распространенным элементом во французской Лотарингии.



Стиль модерн делает здание поистине оригинальным. В глаза бросается рисунок оконных рам, а также расстекловка фасада второго и третьего уровней. Не менее интересны устои ворот с установленными на них коваными светильниками.

Центральная ось фасада, обращенного в Мамоновский переулок, занята эркером, создающим прекрасную перспективу всему зданию со стороны Тверской улицы.

Шедевром архитектурного искусства является и оформление внутренних помещений главного здания типографии Левенсона в Трехпрудном переулке, 9. Обращает на себя внимание лестничный марш первого этажа, стилизованный под две стихии – растекающуюся вулканическую лаву и морскую волну (такой же мотив Федор Шехтель изберет для декора лестницы в особняке Рябушинского на Малой Никитской).



Второе важное здание ансамбля типографии – производственный корпус.

Несомненно, по сравнению с оригинально исполненным административным зданием, он выглядит простовато, но зато его возвели с применение новейших технологий и материалов того времени, в частности, металлического каркаса, позволившего создать большие открытые пространства в цехах.

Четырехэтажное кирпичное строение имеет большое по площади остекление, что позволяло по максимуму использовать естественное освещение производственных помещений. Каждый уровень был занят отдельными цехами типографского производства: типографический, литографский, отделочный, переплетный и т.д. Рядом со зданием возвели каменные кладовые, выполненные с фабричным корпусом в едином стилевом решении.



Факты из истории типографии Левенсона в Москве

Типография, или скоропечатня, Левенсона образовалась еще в 1881 году, когда Александр Александрович приобрел типографскую машину у московского Набилковского училища и установил ее в доме отца в Рахмановском переулке.

Первые три года – время становления, а начиная с 1884 года, после получения Левенсоном крупного заказа на печатание ежедневной газеты «Новости дня», типография начала бурно развиваться и к 1887 году доросла до Товарищества.



Стоит отметить, что типография-скоропечатня Левенсона выпустила практически всю печатную продукцию, связанную с коронацией в 1896 году императора Николая Второго, после чего вошла в элиту «Поставщиков Императорского Двора».

Успешный бизнес привел к тому, что в 1899 году для расширения производства было выкуплено владение №9 в Трехпрудном переулке, а архитектурный проект был заказан, как говорилось выше, архитектору Шехтелю.

Трехпрудный переулок получил свое название по трем прудам, находившимся в XVII веке в Патриаршей слободе. Когда-то здесь располагалось Козье болото, недалеко от которого был Козий двор, поставлявший шерсть к царскому и патриаршему дворам. В начале XVII века это живописное место выбрал для своей резиденции патриарх Московский и всея Руси Гермоген. По приказу патриарха была построена деревянная моленная церковь священномученика Ермолая, что на Козьем болоте (в миру Гермогена звали Ермолай). При патриархе Иоакиме в 1680-х годах вырыли три пруда, чтобы на патриаршем столе всегда была свежая рыба.


После отмены императором Петром I патриаршества слобода пришла в упадок и местность возле прудов оказалась заброшенной. В начале XIX века два пруда зарыли, а вокруг оставшегося разбили прекрасный сквер, который получил название бульвар Патриаршего пруда. В этом районе любили селиться студенты, которые тогда, как и во все времена, любили безудержное веселье, коим славились окрестности Патриаршего пруда в XIX столетии. В старину эту местность знали как «Три прудка». К счастью, память о ней осталась в названии Трехпрудного переулка. В этом переулке родилась поэтесса М.И. Цветаева. Она очень любила Трехпрудный и в своих стихах призывала:

Этот мир невозвратно-чудный
Ты застанешь еще, спеши!
В переулок сходи Трехпрудный,
В эту душу моей души.

Первый поэтический сборник Цветаевой «Вечерний альбом» был напечатан в 1910 году в типографии А.А. Левенсона, которая располагалась также в Трехпрудном переулке. Заниматься печатным делом Александр Александрович Левенсон начал в 1881 году. В доме своего отца – известного московского доктора А.С. Левенсона – в Рахмановском переулке начинающий издатель открыл типографию с одной типографской машиной и ручным типографским станком. Через шесть лет удачливый предприниматель сумел привлечь пайщиков и основал «Типографию А.А. Левенсона и Ко», которая в 1890 году была преобразована в «Товарищество скоропечатни А.А. Левенсона.

В 1892 году в типографии в Рахмановском переулке случился пожар, уничтоживший оборудование, материалы и продукцию. Однако случившееся не помешало Левинсону вновь встать на ноги, да так, что через год объем печатной продукции уже превышал допожарный. Кроме книг типография выпускала дешевые народные картинки, плакаты, типографские воспроизведения икон. В июне 1884 года в маленькой типографии отпечатали тысячу двести экземпляров книги «Сказки Мельпомены. Шесть рассказов А. Чехонте». В 1896 году «Товарищество скоропечатни Левенсона» удостоилось звания поставщика Двора Его Императорского Величества.

Особой удачей было получение права печатать материалы, связанные с коронацией царя Николая II. К концу XIX века стремительно развивающейся типографии стало тесно в помещениях в Рахмановском, и Левенсон решил приобрести владение в Трехпрудном переулке для строительства современного здания. Он имел четкое представление о своей будущей типографии. Это должна была быть современная, хорошо построенная и устроенная фабрика, представляющая собою комбинацию всех последних слов новейшей техники, гигиены и архитектурного искусства. Для реализации грандиозного проекта Левенсон пригласил выдающегося архитектора Ф.О. Шехтеля.


Знаменитый архитектор находился тогда на взлете своей карьеры. Говорят, он прошел строгий отбор с конкурсом и одержал в нем уверенную победу. Результатом работы остались довольны все: и заказчик, и архитектор, и москвичи. В 1900 году в Трехпрудном переулке появилось неповторимое по красоте и изящности строение, сочетающее в себе строгие готические каноны и художественную экспрессию модерна. Именно в то время формировался новый стиль промышленной архитектуры Москвы. Здания, построенные в этом стиле, не были похожи на типичные промышленные объекты того времени – лаконичные, строгие, функциональные.


Федору Осиповичу удалось не просто создать типографию, а стилизовать ее под замок с арочками, каменным узором и готическими башенками. Исследователь архитектуры Л.В. Сайгина отмечает: «Скоропечатня Левинсона – переход в эволюции стиля Шехтеля на пути к рационализму. Фасад не скрывает, а, наоборот, четко выявляет каркасную структуру здания. Облицовку фасадов, в которой использованы и прочные строительные материалы, фактуру стекла, глазурованного кирпича и штукатурки Шехтель превращает в средство художественной выразительности. Простота и целесообразность – основные черты, определяющие архитектурную сущность».

Конечно, архитектор не забыл о пожеланиях заказчика. Шехтель сумел найти золотую середину: избавиться от строгости и мрачности зданий подобного типа, избежать чрезмерной вычурности и перегруженности элементами декора и создать при этом «современную, хорошо построенную и устроенную фабрику». Дело в том, что производственный корпус Шехтель расположил вдоль узкого участка, который практически не виден со стороны Трехпрудного переулка. Его оформление было очень просто и лаконично. На красной линии расположился корпус с редакцией и конторами, который обращал на себя все внимание. В нем пластика крупных форм играет большую роль, чем декорация.


Из крупных внешних украшений на фасаде можно выделить разве что барельеф, изготовленный в Дрездене. Зато, если присмотреться, можно разглядеть многочисленные мелкие детали, например, цветы чертополоха – характерные украшения московского модерна. Центр главного фасада Шехтель выделил эркером на нарочито тяжелых консолях, затемняющих окно под ним. Еще один эркер был помещен на углу здания, увенчанного узким граненым шатром. Трехчастные окна с плавным изгибом и прямоугольниками в верхней части – типичны для Шехтеля. Лестница, соединившая передний и типографский корпусы, выходила в круглую башенку с конусообразными завершениями.

Левенсону творение Шехтеля пришлось по вкусу. Он отзывался о типографии с любовью и теплом: «Здание хотя и выстроено во вкусе средневековых сооружений, но в его наружной отделке сильно чувствуется так называемый «новый стиль». Он смягчает некоторую строгость и сумрачность средневекового зодчества, и поэтому впечатление от фасада нового здания скорее веселое, без малейшей вычурности. Издали здание красиво выступает своими легкими линиями, высокой шатровой крышей и остроконечностями. Вблизи впечатление значительно выигрывает. Несмотря на свои размеры, постройка не кажется чересчур массивной, а, напротив, поражает своей легкостью».


В типографии были литографский и типографский цеха, фотоцинкография, словолитня, переплетная мастерская. В Рахмановском переулке остались филиал типографии и писчебумажный магазин. Заведующим книгоиздательской деятельностью «Товарищества скоропечатни А.А. Левенсона» был И.Н. Кнебель – известный издатель и книгопродавец, специализировавшийся на красивых альбомах по изобразительному искусству. К 1910-м годам типография Левенсона стала одной из крупнейших фирм, в ней работало четыреста пятьдесят человек. Она была известна выпуском роскошных и подарочных изданий, памятников древнерусской письменности.


В 1913 году в типографии вышел материал, посвященный трехсотлетию Дома Романовых. В скоропечатне Левенсона издавалась театральная газета «Ежедневное либретто», в которой публиковались либретто опер и балетов. Кроме того, газета содержала все последние новости культуры и многочисленную рекламу. Абонентам на афиши московских театров газета рассылалась бесплатно. Как уже говорилось выше, в типографии Левенсона был напечатан первый поэтический сборник Цветаевой «Вечерний альбом». К молодой поэтессе пришла первая слава и… первые почитатели ее таланта. Ее сестра Анастасия Ивановна Цветаева вспоминала об одном таком поклоннике:

«– Вы Марина Ивановна Цветаева, автор «Вечернего альбома»? – спросил вошедший, небольшой, плотный, остроглазый, низколобый человек.
– Я.
– А я – Цибербиллер. Я пришел с вами потолковать об убеждениях и о мнениях. Я не могу установить ваши по стихам. У меня много вопросов. Вы не заняты сейчас?
Что ему отвечала Марина? Но довольно скоро она привела его наверх ко мне и, только поведя в его сторону глазами, сказала все. И мы бросились в бой. Что мы только говорили! Это было совершенное вдохновенье отчаяния! Мы говорили все, что нам шло в голову – и не шло – в его. Бред за бредом. Ликовали, опьяняясь свободой вымысла и его все мрачневшим взглядом. Наконец Марина подвела его к окну, где за инеем светились окна фантастического здания типографии Левенсона – с башенками.
– А тут живет наш дед, он – феодальный барон, – сказала Марина. – И мы с Асей…
– … каждый день ездим к нему в карете с гербами, – продолжала я, – и он…
Но наш гость сказал твердо:
– Мне надо идти заниматься. Я, может быть, еще к вам приду».

Во время революции 1905 года рабочие всех московских типографий участвовали в забастовке. В скоропечатне Левенсона производились лишь частные работы в отделении театральных афиш, причем работали исключительно женщины под охраной роты солдат. В 1917 году в одном из помещений типографии находилась редакция газеты Московского комитета большевиков «Социал-демократ». Если верить газете «Московский вестник», в 1918 году в издательство Левенсона ворвались вооруженные маузерами большевики. Они обратились к хозяину с необычным предложением – напечатать деньги. Левенсон, конечно, отказался, потому что это было уголовное преступление.


Комиссары стали объяснять, что деньги нужно напечатать новые – большевистские. Хозяин успокоился и хотел уже ударить по рукам, но вспомнил, что не решен вопрос с оплатой. Большевики усмехнулись и сказали, что он может взять, сколько захочет, из напечатанных денег. Но Левенсона такие условия сделки не устроили, а у комиссаров настоящих денег не оказалось. В советское время типография в Трехпрудном переулке национализировали и преобразовали сначала в государственную типографию треста Мосполиграф Московского совета народного хозяйства, потом – в Ордена Трудового Красного Знамени Московскую типографию «Искра революции», но в том виде, в каком она была до 1917 года, уже не существовала.

С домом № 9 по Трехпрудному переулку связано рождение пионерии. Именно здесь в 1922 году комсомольцами Краснопресненского района был проведен сбор первого пионерского отряда в СССР. На сборе присутствовали первые пятьдесят два пионера Москвы. В память об этом значимом для страны Советов событии на здании установили гранитную доску. Поэтому в 1924 году Патриаршие пруды были переименованы в Пионерские. Однако новое название не прижилось, и москвичи продолжали называть пруды по-старому. Помните начало «Мастера и Маргариты»: «Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина».

Сегодня типография занимает лишь небольшую часть здания бывшей скоропечатни Левенсона – остальное пришлось уступить бизнес-центру. Можно только позавидовать тем людям, которые впервые оказались в районе Патриарших прудов и, заблудившись в лабиринтах Козихинских и прочих переулков, случайно набрели на типографию Левенсона. По-настоящему сказочный уголок Москвы! Характерные разнообразные башенки, крытые шатры и высокие щипцовые кровли делают это производственное здание похожим на средневековый замок. Рельефное панно в левой стороне уличного фасада, на котором изображены двое рабочих у печатного станка – эмблема типографии.

Денис Дроздов

В прошлом году в Москве завершилась реставрация первой городской типографии - Скоропечатни товарищества А.А. Левенсона . Башенки и щипцовая крыша выполнены в романо-готическом стиле, а рисунок на рамах, стекла второго и третьего этажей и другие элементы делают здание памятником модерна. Настоящий замок, а не издательство!

Ансамбль зданий по адресу Трехпрудный переулок, 9 был возведён в 1900 году по авторскому проекту архитектора Федора Осиповича Шехтеля. Заказчиком выступило Товарищество скоропечатни А.А. Левенсона. Комплекс состоит из трех зданий: административного, производственно-типографического корпусов и сторожки.

В административном здании располагались редакция и издательство. Две угловые башенки имели шатровое завершение. Они и щипцовая крыша были стилизованы Шехтелем в романно-готическом духе, что больше присуще стилю европейской эклектики, наиболее распространенной в конце девятнадцатого столетия. На рисунке самого Шехтеля здание выглядело так.

1. Во время реставрации административного здания дополнительно усилили кровлю, при этом сохранили "рисунок" раскладки кровельного листа. Фасадам вернули первоначальный цвет.

2. На кровле смонтировали стеклянный витражный купол, предусмотренный проектом Шехтеля.

3. Центральную часть украшает щипцовая двухскатная кровля, венчает которую решетка с надписью "Т-во Скоропечатни Левенсонъ".

4. Такая же орнаментальная надпись находится на фасаде между вторым и третьим этажами.

5. Центральный эркерный выступ завершается витражом.

6. Оригинальным здание делает рисунок оконных рам, а также расстекловка фасада второго и третьего этажей.

7. Главное здание типографии смотрится эффектно с любой точки.

8. Очень наряден парадный вход с коваными светильниками.

10. На здании воссоздали лепнину, барельеф, исторические надписи и герб Российской империи.

11. Всего один барельеф, простой, художественно исполненный дрезденским скульптором, изображает двух типографских рабочих, занятых около печатного станка.

14. Основание расположенной на углу эркерной части декорировано лепниной с изображением чертополоха.

15. Ансамбль въездных ворот с кованым фонарём.

16. Завершение углового эркера.

17. Въездные ворота на территорию типографии.

19. Со стороны Трёхпрудного переулка просматривается весь комплекс типографии.

20. В сторону переулка...

21. Вид на Трёхпрудный переулок со двора типографии.

22. Второе важное здание ансамбля - производственный корпус. В своё время его возвели с применение новейших технологий и материалов того времени, в частности металлического каркаса, позволившего создать большие открытые пространства в цехах.

25. Четырехэтажное кирпичное строение имеет большое по площади остекление, что позволяло по максимуму использовать естественное освещение производственных помещений. Каждый уровень был занят отдельными цехами типографского производства: типографический, литографский, отделочный, переплетный.

27. В прошлом году была выполнена реставрация фасадов производственного корпуса и сторожки.

29. Рядом с типографией располагались кладовые, выполненные с фабричным корпусом в едином стилевом решении.

30. Интерьеры внутренних помещений главного здания восстанавливали по уцелевшим старым фотографиям и чертежам. Знакомый мотив видим на лестничном марше первого этажа - стилизация под две стихии, растекающуюся вулканическую лаву и морскую волну. Такой же мотив Федор Шехтель затем изберет для декора лестницы в .

31. Были восстановлены фонарь-медуза и барельеф Гутенберга.