Этот пост будет очень тяжел для "ватников", а также может вызвать страдание у людей, которые по известным только им причинам не любят Грузию или грузин. А таких много, есть и среди читателей моего блога.Таким людям, данный пост читать не рекомендуется, так как это способно вызвать необратимые последствия в их мозгу, сопровождающиеся острой жопной болью.
Данный пост является исключительно моим субъективным мнением, которое лично для меня является достаточно объективным, так как базируется на фактах и на собственном опыте. Я ничего ни кому не доказываю и не стараюсь кого-либо переубеждать. Я допускаю, что в некоторых частностях я могу ошибаться, однако убежден, что основные выводы мною сделаны правильно.
Основано на реальных событиях.

В причинах своего переездах в Грузию, я до поры до времени не упоминал самих грузин, то есть население Грузии, как причину. Потому, что о людях нельзя судить по объективным характеристикам, их отношения друг к другу или к реальным или абстрактным вещам невозможно ни взвесить ни измерить. Есть только один способ, это самому столкнуться с ними близко, а еще лучше пожить и поработать среди них. Хотя в интернете мне попадалось читать о грузинах, как об очень хорошем и гостеприимном народе, но это были мнения других людей. Я же привык все проверять и основываться на собственном опыте, поэтому, по данному вопросу я до поры до времени не высказывался. Сейчас же, я, прожив в Грузии почти полтора месяца, готов рассказать некоторые впечатления.
Я понимал, что столкнусь с иным менталитетом, не привычным для меня, но меня это не пугало. По своей натуре я наблюдатель и исследователь и для меня особенно представляют интерес как сами люди, так и людские отношения.

Не буду долго тянуть, скажу сразу, мне очень понравился грузинский народ, он оказался даже лучше, чем я предполагал вначале. Скажу прямо - грузины прекрасные люди, они в большинстве очень приятные и добродушные. (Ак дзалиан сасиамовно халхиа) Жить среди таких людей легко и приятно.
По самому приезду в Грузию, меня постоянно не покидало чувство, что грузины - это одна большая семья, потому, что отношения грузин между собой чем то напоминает отношения между родственниками.
Грузины всегда рады прийти друг другу на помощь, готовы они помочь и иностранцу.
Наводнение в Тбилиси показало, насколько грузинский народ един и как проявляет взаимовыручку по отношению к тем, кому нужна помощь. Некоторые грузины удивлялись, как их народ сплочен, для меня же это совершенно не было чем то удивительным, я заметил эту черту в скорости по приезду, еще в Батуми.

Грузины, по сравнению с украинцами и русскими, существенно менее агрессивны. Мне говорили, что грузины более эмоциональны, но я не заметил большей эмоциональности, чем у украинцев, скорее даже наоборот. По моим наблюдениям, грузины существенно более сдержаны в эмоциях.

Особое внимание хотелось бы уделить грузинской молодежи. Молодежь в Грузии выше всех похвал, без преувеличения - золотая. На них просто приятно смотреть. Молодые люди уступают место в общественном траспорте старым людям и женщинам, они вежливы, опрятны и хорошо одеты.
Сравнивать с молодежью украинской, молодежь грузинскую нельзя совершенно. Может быть у кого-то мои слова вызовут неприятные чувства, но лично мне ситуация видится так. Ни в Тбилиси, ни в Батуми я ни разу не видел похожих на гопников парней. Молодые люди не сидят просто так на остановках или в парках изнывая от безделья, как это часто можно увидеть в Украине, не ходят толпами и не поджидают одиноких путников, чтобы отнять мобильный телефон или деньги. Возможно такие и есть, но их совершенно не видно ни в центре, ни в спальных районах.
Я убежден, у Грузии с такой молодежью есть большое и светлое будущее.

За месяц я практически не видел бомжей. Попрошайки есть, но они не в счет. Хотя и попрошайки в Тбилиси выглядят куда более приличней, чем в Украине. Попался правда один раз "синяк" с запухшей мордой, но это был одинокий эпизод, который можно проигнорировать. Объективности ради стоит отмерить, что лицо у него было подозрительно славянского типа.
Хотя грузины и любят выпить, но пьяных людей я почти не видел. Да и те, что очень редко попадались на глаза, вели себя прилично. Мне видится, что проблема пьянства или алкоголизма в Грузии не актуальна. Хотя я и могу ошибаться, и это мой чисто субъективный взгляд.


Грузины почему-то очень гордятся тем, что они правоставные. Именно гордятся. В этом плане они чувствуют родство с украинцами, мол мы и вы православные. Вообще, грузины относятся к Украине и украинцам с большим сочуствием и симпатией. Всегда для украинца выгодней сказать что он "украинэли" (украинец), а не "уцхоэли" (иностранец). Потому, что украинцев грузины любят. Они чувствуют некоторое родство между грузинским и украинским народами, интересуются, как дела у нас в Украине и надеются, что Украина начнет хорошо жить. Такого теплого чувства у украинцев, по отношению к грузинам, я честно говоря особо не встречал. Я - не в счет.

Есть у грузин и мелкие недостатки, о которых я не могу не сказать, для объективности своего повествования.
Грузины немного ленивы, как и все южные народы. Работать начинают в основном в 10 часов, заканчивают в 18, хотя Тбилиси на много меньше Киева и добраться до работы здесь можно быстрее и проще. У меня к примеру, времени уходит всего минут 45. чтобы добраться до работы, а живу я, далеко не в центре. Недостаток этот, лично меня совершенно не расстраивает, так как позволяет мне выглядеть на их фоне более привлекательней.

Еще, грузины любят часто говорить о своей бедности. Признаться, Украина не на много богаче Грузии, однако я никогда не слышал, чтобы украинцы говорили о том, как им плохо живется и что Украина очень бедная. В Грузии же каждый второй мне говорил, что Грузия - очень бедная страна. Для меня это по меньшей мере странно. Зачем говорить о бедности, ведь если не говорить, а работать, то бедность очень скоро исчезнет как роса на солнце. Признавать бедность, это все равно, что с ней смириться.
Поговорить о бедности Грузии любять разные слови населения, в том числе и интеллигенция, что уж очень удивительно.
Мне кажется, сейчас в Грузии созданы все условия, для того, чтобы о бедности можно было бы поскорей забыть. Уж если мне, иностранцу, с очень плохим знанием языка, удалось за 2 недели найти работу, то грузинам в своем родном городе сделать это можно на много быстрее. Однако некоторые предпочитают рассказывать о своей тяжелой доле...

Грузины более моральны и порядочны чем украинцы. Здесь редко можно услышать, чтобы ругались, особенно с применением матов. У нас же (у них), в Украине, особенно в последнее время, матом не ругаются, матом разговаривают.
Грузины более патриархальны и консервативны чем украинцы. Возможно именно это и держит их на месте, не даваю дальше развиваться.

В техническом плане, Грузия, мне кажется, тоже опережает Украину. В Грузии хороший интернет, давно есть 3G, а в Украине он только начинается и то, лишь в Киеве. Очень многие люди пользуются смартфонами, в метро установлены турникеты не на жетонах а на пластиковых электронных карточках, которые подходят и для оплаты в автобусах. По всему Тбилиси и Батуми установлены автоматы-"пополнялки", в которых можно пополнить все, и счет на мобильном и карточку в общественный транспорт и еще много чего. Причем, за пополнение не берется комиссия! В Батуми автобусы с кондиционерами и специальными подъемниками для инвалидом. Вот это и есть настоящая забота об инвалидах, а не декларативно-показушная, как в Украине. Многие тротуары оборудованы пологими пандусами в местах переходов через дороги.
В Грузии, в банкоматах можно снять не только лари, но и доллары, чего нет в Украине и подавно, если они конечно у вас есть на счету.

И еще одна мелочь. В супермаркетах в Грузии, пакет дается в подарок, его не нужно покупать как в Украине. И когда вы покупаете хотя бы пирожок или булочку, вам всегда дадут пакетик и несколько салфеток в придачу. Мелочь, а приятно. Даже в простом магазине, покупая маленькую бутылочку воды, вам дадут пакетик, чтобы вы не несли ее в руке.

Вот такой получился у меня рассказ. Уверен, не всем понравится. Ну что ж, поделать, это уже не мои проблемы. Мое дело было честно и красиво все описать...

35 место. Мака Гигаури

34 место. Тамара (Тамрико) Гвердцители (род. 18 января 1962, Тбилиси) - советская, грузинская и российская певица, актриса, композитор, народная артистка Грузинской ССР, народная артистка России. Отец - из древнего грузинского дворянского рода Гвердцители. Мать - , внучка одесского раввина. Поскольку у евреев национальность считается по матери, а у грузин - по отцу, то Тамару Гвердцители можно с равным успехом назвать как грузинкой, так и еврейкой.

33 место: - советская актриса. Не следует путать её с другой советской актрисой Кирой Георгиевной Андроникашвили (1908-1960), которая приходится ей тетей.

32 место. (20 февраля 1923, Тбилиси - 31 марта 1994) - советская актриса, народная артистка Грузинской ССР.

31 место. Элене Гедеванишвили (род. 7 января 1990, Тбилиси) - грузинская фигуристка, двукратный бронзовый призер чемпионата Европы (2010, 2012) в одиночном катании.

30 место. Анна Чакветадзе (род. 5 марта 1987 год, Москва) - российская теннисистка, завершившая карьеру в 2012 году. Выиграла 8 турниров WTA. Отец Анны родом из Грузии, мать - из Украины.

29 место. Ирина Онашвили - грузинская модель, представляла Грузию на Мисс мира 2003.

28 место. Тако Лолуа - грузинская модель.

27 место. Мариам Киласония - Мисс Абхазия 2009. Конкурс проходил в Тбилиси, а не в Абхазии, а победительница является не абхазкой, а мегрелкой (субэтническая группа грузинского народа).

26 место. Лика Кавжарадзе (род. 26 октября 1959, Тбилиси) - советская и грузинская актриса. Известность ей принесла роль Мариты в фильме Тенгиза Абуладзе «Древо желания».

25 место. Софико Чиаурели (21 мая 1937, Тбилиси - 2 марта 2008) - советская и грузинская актриса, народная артистка Грузинской ССР (1976), народная артистка Армянской ССР (1979). Сыграла более чем в ста фильмах.

Софико Чиаурели в фильме "Цвет граната" (1968)

24 место. - оперная певица (меццо-сопрано). Родилась в Тбилиси. Выступала в Ла-Скала, Мариинском театре и других театрах мира.

23 место. София Нижарадзе (род. 6 февраля 1986, Тбилиси, Грузия) - грузинская и российская певица, актриса, автор песен. Исполнила роль Джульетты в российской версии французского мюзикла Roméo & Juliette (2004-2006, Москва, Театр оперетты). В 2005 году представляла Россию на конкурсе исполнителей поп-музыки «Новая волна». В мае 2010 года представляла Грузию на конкурсе «Евровидение».

22 место. Нино Махарадзе - грузинская модель, представлявшая Грузию на конкурсе Мисс Интерконтиненталь 2012.

21 место. Ия Нинидзе (род. 8 сентября 1960, Тбилиси) - советская грузинская и российская актриса театра и кино, народная артистка Грузии.

Ия Нинидзе в фильме "Орех Кракатук" (1977)

20 место. Елена Сатине (род. 24 ноября 1987, Тбилиси) - американская актриса грузинского происхождения. Её настоящая фамилия - Схиртладзе .

19 место. Нонна Диаконидзе - грузинская модель, представлявшая Грузию на конкурсе Мисс Земля 2009.

18 место. Лидия Циргвава (14 апреля 1923, Харбин, Китай - 31 декабря 2013) - советская и российская актриса, художник. Более известна как Лидия Вертинская (по фамилии мужа - русского певца Александра Вертинского). Мать актрис Анастасии и Марианны Вертинских, которые входят в .

16 место. Антиса Буцхрикидзе - грузинская модель.

15 место. Кэти (Кетеван) Мелуа (род. 16 сентября 1984, Кутаиси, Грузия) - британская певица грузинского (мегрельского) происхождения.

13 место. Додо Чоговадзе (род. 1951) - советская актриса, наиболее известная по роли принцессы Будур в фильме "Волшебная лампа Аладдина" (1966).

12 место. Елена Циклаури - грузинская модель, участница конкурса Мисс Грузия 2014.

11 место. (род. 29 ноября 1991, Тбилис) - грузинская модель, Мисс Грузия 2011. Представляла Грузию на Мисс мира 2011. Некоторые считают, что Джанет Кердикошвили по национальности , однако она отрицает это и говорит, что её родители - менгрелы из Абхазии.

10 место. Небахат Чехре / Nebahat Çehre (род. 15 марта 1944 года, Самсун, Турция) - турецкая актриса, в прошлом - модель, Мисс Турция 1960. В России наиболее известна по роли Валиде Султан - матери султана Сулеймана в сериале "Великолепный век" (2011-2012). Отец Небахат Чехре грузинского происхождения, мать - лазского (лазы - субэтническая группа грузинского народа).

Небахат Чехре в молодости:

Небахат Чехре в возрасте 67 лет в роли Валиде Султан в сериале "Великолепный век":

9 место. Манана Джапаридзе (род. 28 декабря 1980, Тбилиси) - азербайджанская певица грузинского происхождения.

8 место. Вероника (Вера) Кобалия (род. 24 августа 1981 года, Сухуми, Абхазия) - грузинский и канадский экономист, общественный и политический деятель, министр экономики и устойчивого развития Грузии в 2010 - 2012 годах.

7 место. Нато Вачнадзе (14 июня 1904, Варшава, Польша - 4 июня 1953) - советская актриса, народная артистка Грузинской ССР, заслуженная артистка РСФСР. Настоящее имя - Наталья Андроникашвили. Вачнадзе - фамилия по первому мужу.

6 место. Нини Бадурашвили (род. 27 декабря, 1985, Тбилиси) - грузинская актриса и певица.

5 место. Мэри Шервашидзе-Эристова (17 октября 1895, Батуми, Грузия - 21 января 1986) - российская княгиня, дочь князя Шервашидзе, фрейлина императрицы Александры Федоровны. После брака с князем Эристовым взяла фамилию мужа. После Гражданской войны уехала за границу, работала манекенщицей в доме моды Шанель. Историк моды Александр Васильев в своей книге "Красота в изгнании" пишет: "Хрупкая брюнетка Мэри Эристова олицетворяла тип красоты, модный в 20-х годах. Её лицо и фигура подходили как нельзя кстати к стилю Шанель тех лет, к тому же Коко импонировало, что для нее, провинциалки из Оверни, работают "настоящие русские княгини". Как говорят, портрет княгини Мэри был в спальне княгини Монако Грейс Келли. Проснувшись, она сначала смотрела на картину и лишь потом в зеркало, определяя, таким образом, хорошо ли выглядит сегодня.

4 место. - грузинская модель. Представляла Грузию на конкурсе Мисс Туризм 2008.

3 место. Лика Метревели (род. 17 марта 1993) - грузинская модель, Мисс Тбилиси 2009, Вице-Мисс Грузия 2012, победительница грузинского этапа конкурса Elite Model Look 2012.

2 место. (род. 10 ноября 1975, Тбилиси) - российская журналистка и телеведущая. Тина Канделаки о своем происхождении: "Моя мама Эльвира Георгиевна Алахвердова - . Никогда я из этого не делала тайны. Мой отец Гиви Шалвович Канделаки - грузин. Канделаки - греческая фамилия. Греческие священники, которые принесли христианство в Грузию, были моими отдалёнными предками. Но ассимиляция произошла настолько глубоко, что Канделаки стали 100-процентными грузинами".

Самая красивая грузинка - грузинская модель, актриса и телеведущая, Мисс Грузия 2007 Гванца Дараселия (род. 1 сентября 1989, Тбилиси). Представляла Грузию на конкурсе Мисс Вселенная 2008. Снялась в фильмах "Девочка со слайда" (2009) и "Город мечты" (2010).

Вперед, в демократическое будущее, в средневековое царство

В недавнем историческом прошлом образ грузин был для советских людей вполне определенным. В их глазах типичными грузинами были герои одноименных фильмов "Отец солдата" и "Мимино". Грузинские торговцы фруктами царствовали на рынках по всему СССР, сорили деньгами в ресторанах и вообще были известны как кутилы и прожигатели жизни. У прочих, не слишком благоденствовавших в советские времена национальностей, сложилось стойкое представление, что грузин может быть только богатым или очень богатым, а уж бедным – точно никогда.

В настоящее время от прежнего этнического стереотипа не осталось ничего. Среди последних прозвучавших эпитетов можно назвать следующие: политические хулиганы, клоуны, психопаты, коррупционеры, заокеанские политические марионетки...

Вполне очевидно, что грузины, как и все народы бывшего СССР, больше не являются частью единой исторической общности и окончательно перестали быть "социалистической нацией". Что же осталось после того, как коммунистическое иго и "русское имперское ярмо" окончательно сброшено? А после этого обнаружилось, что несмотря на ярко выраженное и господствующее у грузин национальное самосознание, процесс национальной консолидации грузинской нации еще очень далек от завершения.

Общая численность грузин составляет более четырех миллионов человек, но к настоящему времени из независимой Грузии уехало по разным подсчетам от одного до полутора миллионов. Подавляющее большинство этих людей относятся к молодому и среднему возрасту, имеют хорошее образование, многие из них являются признанными корифеями в медицине, искусствах и многих областях научного знания. Почему же энергичная и предприимчивая часть грузин оказалась в столь нелюбимой тбилисской политической элитой авторитарной России, а не в родном, истинно демократическом Сакартвело?

И вообще, кто такие грузины?

Под общим названием "грузины" объединено более 20 субэтносов, причем проживающие в Западной Грузии сваны и мегрелы настолько отличаются в языковом и культурном плане, что правильнее было бы рассматривать их как отдельные народы (подобно чехам или сербам по отношению к русским). Поэтому является вполне обоснованным мнение тех ученых, которые предлагают использовать для обозначения формирующейся грузинской нации не термин "грузины", а самоназвание "картвелы", которое включает в себя говорящих на языках картвельской группы грузин Восточной Грузии, мегрелов и сванов.

Невысокий уровень консолидации грузинской нации объясняется тем, что как справедливо констатирует историк и политический деятель постсоветской Грузии Г.Мамулия, грузинская нация начала зарождаться совсем недавно: лишь в XVIII веке, после того, как "находившаяся в течение нескольких столетий (с ХIII века) в тупике социального развития Грузия была включена в пределы Российской империи".

Нынешние тбилисские правители этот факт не признают и пытаются представить российский период грузинской истории в качестве тяжелейшего испытания. Подобные заявления свидетельствуют не столько о незнании собственной истории, сколько о воинствующей русофобии.

…К моменту включения в состав Российской империи население современной Грузии отличалось чрезвычайной дробностью. Историческая Восточная Грузия была населена многочисленными субэтническими группами (картлийцы, кахетинцы, мохевцы, мтиулы, пшавы, тушины, хевсуры и др.), в основном говорившими на взаимопонятных диалектах грузинского языка. Сформировавшееся после присоединения к России грузинское просветительское, а затем национальное движение (первоначально дворянское, а затем разночинно-интеллигентское) имело целью духовное возрождение собственного народа, преодоление культурно-языковой раздробленности и формирование единой грузинской нации и государства. Источником вдохновения грузинского национального движения (движение "Тергдалеули", Общество распространения грамотности среди грузин и т.д.) стало богатое историческое прошлое, особенно времена существования так называемой "идеальной Грузии" – средневекового Грузинского царства X-XIII веков.

Заново переосмысливаемые с точки зрения современных реальностей, приобрели в постсоветской Грузии настолько важное значение, что необходимо хотя бы вкратце остановиться на средневековой истории. Как ни парадоксально, единое Грузинское (точнее, Абхазо-Грузинское) царство появилось благодаря не грузинам, а абхазам. В VIII веке абхазские феодальные княжества были объединены в составе единого Абхазского царства, которое при поддержке хазар вышло из-под контроля Византии, а затем начало экспансию в юго-восточном направлении. После того, как в его состав была включена вся Западная Грузия, в Кутаиси была перенесена столица Абхазского царства. В Х веке династия абхазских царей прервалась, и престол перешел к Баграту III (грузину по отцу и абхазу по матери).

Династия Багратиони продолжила политику территориальной экспансии, ее результатом стало объединение Западной и Восточной Грузии. В ХIII веке после монгольского нашествия Абхазо-Грузинское царство распалось, воцарилась феодальная междоусобица, и страна на многие века оказалась в том самом "тупике социального развития", о котором пишет Г.Мамулия. Этот период закончился лишь с приходом в Закавказье России, после которого в Грузии, огражденной от внешних нашествий русскими штыками, начался период национального возрождения.

Почему же события средневековья приобрели актуальность в современных условиях? Дело в том, что разделенное на бесчисленные группы и течения грузинское национальное движение XIX-XX веков было едино в определении границ "исторически принадлежавшей грузинам территории": ими стали именно границы "идеальной Грузии" –Абхазо-Грузинского царства периода его максимального расцвета.

Согласно официальной грузинской версии, летописцы уже в Х веке под названием "Картли" подразумевали всю Грузию, обширную страну, где христианское богослужение велось на грузинском языке. На протяжении многих поколений в грузинских школах именно границами "идеальной Грузии" определяются "исконные грузинские земли", именно эти границы являются справедливыми на уровне современного грузинского массового сознания.

Порочность данного подхода заключалась в том, что данное средневековое царство изначально было многонациональным, что, в частности, было закреплено и в названиях его правителей: "царь абхазов, картвелов, эгров, кахов…". Поэтому уже в середине ХХ века трактовка вопроса о том, кто на территории Грузии является "хозяином", а кто "гостем", стала предметом острой дискуссии, способствовала ухудшению отношений между грузинами и этническими меньшинствами.

Наряду с объявлением меньшинств "гостями на исконных грузинских землях", грузинская общественно-политическая мысль изначально включила мегрелов и сванов в состав единой грузинской нации и отказалась признавать за ними право на собственное национальное существование. Проиллюстрируем значение и суть этого судьбоносного для грузинской нации положения на примере славян. Как известно, чехи, сербы, поляки и другие народы являются славянами, имеют общих исторических предков и языковое родство, но никому не придет в голову провозглашать их русскими.

…Первая попытка осуществить на практике права грузин на "свои исторические земли" была предпринята после распада Российской империи, в период существования независимой Грузинской республики. Но власти страны, стремившиеся добиться национальной консолидации грузин в максимально сжатые сроки, проводили по отношению к этническим меньшинствам откровенно шовинистическую политику. Вот как характеризовал эту политику очевидец: "в Грузии усиленно культивируется национализм в очень диких формах. В Учредительном собрании армянам не разрешают говорить по-армянски. Резкая борьба против стремления Аджарии к автономии. Осетинов страшно преследуют и выселяют. Сильная национальная борьба идет в Абхазии."

Как и в прошлом, в настоящее время грузины и национальные меньшинства страны имеют собственные версии своей истории. К примеру, отношения между абхазами и грузинами оценивается с диаметрально противоположных позиций. Абхазская сторона связывает все беды своего народа – массовые аресты, истребление интеллигенции и значительной части крестьянства, запрет говорить на родном языке и т.п. – с союзными руководителями грузинского происхождения (Сталин, Берия и другие) и политикой республиканского руководства, которые совместно проводили политику насильственной грузинизации населения. Грузинская сторона связывает все проблемы в отношениях между двумя народами с политикой союзного руководства, которое во имя "господства Москвы" сознательно разъединяло и противопоставляло братские народы. Как показывают социологические исследования, в настоящее время подобные взгляды разделяются подавляющим большинством грузинского населения.

Подобные взаимоисключающие взгляды отражают одно принципиально важное явление. В течение всего советского периода важнейшей задачей руководства Грузинской ССР (как и их предшественников в 1918-1921 гг. и последователей в постсоветские времена) было достижение национальной консолидации грузин в максимально короткие исторические сроки. В период правления Сталина эта задача решалась откровенно репрессивными методами: некоторые народы были выселены за пределы Грузии (греки, курды, турки-месхетинцы). Другие, даже не родственные картвелам, были объявлены "грузинскими племенами" и должны были быть насильно грузинизированы.

Сегодня политика государственного строительства Грузии вновь строится на основе жесткого унитаризма, на дискриминации и подавлении меньшинств. Конституция 1995 года провозгласила Грузию федеративным государством, но это осталось чисто пропагандистским шагом; условием начала рассмотрения всех связанных с федерацией вопросов было объявлено "восстановление территориальной целостности Грузии".

Таким образом, глубокий кризис государственности в нынешней Грузии во многом предопределен принципиальной невозможностью осуществить избранную еще в XIX веке стратегию строительства грузинской нации и грузинского государства.

Процесс формирования грузинской нации может быть облегчен и значительно ускорен только в случае признания за мегрелами и сванами права на национальное существование. Но эта идея, похоже, совершенно неприемлема не только для политической элиты, но и для большинства современных грузин.

По материалам "Новой политики"

История Грузии (с древнейших времен до наших дней) Вачнадзе Мераб

Происхождениe (этногенез) грузин

Проблема происхождения (этногенез) грузин является чрезвычайно сложной и спорной. Это обусловлено несколькими причинами. Формирование любой нации или любого народа – длительный процесс, протекающий в столь далеком прошлом, что говорить о каких-либо письменных источниках, свидетельствующих об исторической достоверности происхождения того или иного народа, естественно, говорить не приходится. Историческими источниками для изучения происхождения народа служат сообщения историков более позднего периода и их высказывания и соображения по данной теме. Некоторые из этих сведений весьма сомнительны. Помимо всего не существует абсолютно чистой расы, так как этногенез это сложный и длительный процесс, в котором участвуют многие племена и народности.

В этот процесс иногда вовлекаются совершенно разные этнические группы, которые хотя и претерпевают ассимиляцию , но, со своей стороны, оказывают влияние на коренное население .

При исследовании проблемы этногенеза большое значение имеют археологические, этнографические и лингвистические данные и другие материалы. Анализ и сопоставление существующих источников не всегда приводят к однозначному заключению. Вопрос о происхождении грузин всегда был дискуссионным, он и сейчас не до конца установлен, так как не существует единого мнения и общепризнанной теории по этой проблеме.

1. Источники по этно генезу грузин. Интерес к собственному происхождению грузины проявляли еще в древние времена. Согласно грузинскому историку XI века Леонтию Мровели , у кавказских народов был один предок – Таргамос . Он был сыном Ноя и внуком Яфета . У Таргамоса было 8 сыновей, которые считались родоначальниками всех кавказских народов. Родоначальником грузин считается Картлос , сын Таргамоса . Понятно, что эта теория связана с Ноем : согласно Библии, народы мира являются потомками сыновей Ноя Сима, Хама и Яфета . Но интересно другое, главное положение теории Леонтия Мровели о родстве всех кавказ ских народов и их этни чес кой общности . Здесь необходимо учесть, что автор этой теории – деятель XI века. В то время, несмотря на тяжелое положение, развитие страны шло по пути подъема. Создавалась почва не только для объединения страны, но и для осво бождения кавказских народов под знаменем единой Грузии . Осуществление этой задачи требовало идеологического обоснования, чему и служила частично теория Леонтия Мровели. Хотя, не исключено, что существовала традиция или идея, согласно которой народы Кавказа произошли от одного предка. Интересные сведения об этногенезе и первоначальном местопребывании грузин сохранились в летописном своде «Обращение Картли» («Мок цеваи Картлисаи») . После занятия Мцхета Азо отправляется в Ариан-Картли и возвращается оттуда со своими соотечественниками, которых расселяет в Картли. Исходя из этого сведения, грузины (точнее, коренные жители Восточной Грузии) прибыли из Ариан-Картли. Здесь подразумевается территория Восточной Грузии, находившаяся в составе Ахеменидского Ирана (верховье реки Чорохи). Интересно, что движение отдельных грузинских племен с юга в сторону Картли реально подтверждается. Мушки (месхи) из Анатолии продвигаются в северо-восточном направлении к Картли. На пути их продвижения и теперь можно встретить названия: Самцхе (Са-мцхе, Са-месхта, Са-месхе) и Мцхета (Мцхе-та, Месх-та).

Сведения о происхождении грузин находим и в иностранных источниках. Греческий историк V в. до н. э. Геродот утверждал, что колхи являются потомками египтян . Это утверждение ничего не имеет общего с реальной действительностью. Что касается населения Картли , или Иберии , как ее называли греки, то их, по мнению греков, из западной Иберии , или Испании на Кавказ переселил вавилонский царь Навуходоносор . Греки Иберией называли и Пиренейский полуостров. Предполагается, что это соображение основывалось на идентичности названий этих двух географических регионов. Повидимому, такая точка зрения была распространена и среди грузин.

2. Научные теории об этногенезе грузин. Выдающийся грузинский историк Иванэ Джавахишвили выдвинул идею о родстве грузинского народа с кавказскими народами , так как считал, что картвельские языки (грузинский, мегрело-занский, сванский) генетически связаны с другими кавказскими языками (абхазско-адыгейские и вейнахо-дагестанские). Эта точка зрения общепринята и широко распространена. Картвельские и кавказские языки составляют одну группу иберийско-кавказских языков . Иванэ Джавахишвили считал, что грузинские и другие кав казские племена шли с юга и заселяли Кав каз поэтапно. Это переселение началось в XIV веке до н. э. Последняя волна грузинских племен прибыла на Кавказ в VII веке до нашей эры. Однако после проведения новых археологических раскопок и получения новых материалов, данная гипотеза утратила свою актуальность.

По вопросу этногенеза грузин, грузинский ученый Симон Джанашиа высказывает другую точку зрения. По его мнению, 5–6 тысяч лет назад большая часть Передней Азии, Северная Африка и Южная Европа (Пиренейский, Апенинский и Балканский полуостровы) были заселены родственными народами. Затем в Европу пришли индоевропейцы , которые подверглись влиянию этих древнейших народов: басков – на Пиренеях, этруссков – на Апенинах, пелазгов – на Балканах, хеттов и субаров – в Передней Азии. Субары занимали территорию от Месопотамии до Кавкасиони. Хетты и субары были предками грузин. В XIII веке до нашей эры население Хета-Субарети рассеялось в разных направлениях. Из них самыми сильными племенами были мушки и тубалы . Позднее, в XI–VIII веках до нашей эры племена хеттов-субаров образовали государство Урарту .

После падения в VI веке до нашей эры Урарту на территории нынешней Грузии образовалось большое государственное образование – Иберия и еще более усилилось – Колха .

Симон Джанашиа ничего не сообщает о переселении племен с юга, но указывает на перемещение государственного и культурного центра с юга на север . Все это происходило на большой территории, заселенной народом единого происхождения. Гипотеза о родстве грузин и басков имеет своих сторонников и противников. Не до конца выяснено и родство грузинских племен с хеттами и хуритами .

В решении проблемы этногенеза грузин в первую очередь большая роль принадлежит археологическим материалам, на основе которых прослеживается непрерывный исторический процесс развития грузинских племен, живших на территории Кавказа с древнейших времен.

3. Некоторые аспекты языковых и этнических процессов грузинского народа, территория исторического проживания.

Грузинский народ, прошел очень длительный период своего развития и является одним из древнейших народов существующих в современное время, распространенный с древности на обширной территории Кавказа.

В современной науке, начиная с С.Н. Джанашиа и Б.А. Куфтина, как было указано, отвергнуто широко распространенное раньше мнение, будто предки грузинских, так же как и других кавказских народов, пришли на Кавказ с юга, из Малой Азии лишь в первой половине I тыс. до н.э. Изучение древнегрузинских наименований растений, животных и т.д. эпохи существования общекартвельского языка основы (III тыс. до н.э.) или грузино-занского (мегрело-чанского) единства (ІІ тыс. до н.э.) указывает на то, что грузинские племена уже в эту эпоху жили на территории Кавказа, в частности в его горной полосе.

В III тыс. до н.э., предполагается существование языка-основы картвельских языков , так же как языка-основы других групп кавказских языков (востночнокавказские, т.е. нахско-дагестанские, и западнокавказские, или абхазо-адыгские, языки). Некоторые исследователи полагают, что эти группы кавказских языков находятся в родстве между собой, происходят от одного предка – общего языка-основы, откуда произошел путем языковой дифференциации и ряд древних (ныне мертвых) переднеазиатских языков (шумерский, протохетский, хурритский, урартский, эламский), а также нынешний баскский язык, однако эта гипотеза в настоящее время вызывает весьма скептическое отношение к себе со стороны многих ученых и не имеет строго научного обоснования.

Исследователи начало распада единого языка-основы картвельских языков датируют началом II тыс. до н.э . В это время получило первые импульсы выделение сванского , существующее же долго и после этого картско-занское (мегрело-чанское) языковое единство распалось, по видимому, в VII I в. до н.э.

Следует отметить, что многие лексические инновации картского (грузинского) и мегрело-чанского, которыми они совместно отличаются от сванского, могли возникнуть лишь в эпоху после середины II тыс. до н.э. Речь идет об обозначении технических и культурных достижений, с которыми эти племена ознакомились лишь в означенный период, а также лексических явлениях, появившихся вследствие контакта южным хетто-хурритским миром.

Поскольку у картско-занской группы картвельских племен наблюдаются контакты с южным переднеазиатским миром (хетты, хурри-урартийцы), она, видимо, занимала сравнительно южные области нынешней Грузии и частично территории, находившиеся еще южнее (в частности в северо-восточной Малой Азии, где впоследствии мы также находим картвельские племена). Что касается сванской группировки, ее уже во II тыс. до н.э. следует локализовать в северной части распространения грузинских племен , хотя в это время, так же как и в I тыс. до н.э., они, видимо были широко распространены не только в горной, но и низменной частях Западной Грузии. К такому выводу приводит нас, в частности изучение древней топонимики данного края. Например, даже название «Ланчхути» считается сванским. Сванскую этимологию находят в наименовании крупных центров – Сухуми (груз. Цхуми – ср. сванск. Цхум – рцхила). К выводу о широком распространении сванского населения на территории Западной Грузии приводит также анализ сведений античных писателей; выясняется, в частности, что сванский элемент подразумевается, в основном, в часто упоминаемых в древности в Западной Грузии племенах гениохов.

По вопросу распространения грузинских племен в южном направлении нельзя не привлечь материал о малоазийских мушках и табалах. Их, как известно, часто упоминают в первую очередь ассирийские надписи VIII–VII вв. д о н.э. В этих племенах мы можем усмотреть распространившиеся далеко на юго-запад отдельные грузинские племена. В значительной степени хеттизировавшись, в дальнейшем они (в частности мушки) сыграли определенную роль в возникновении восточногрузинской государственности.

В настоящее время у грузин, как и многих других народов, существуют субэтнографические группы, в частности существуют такие как: мегрелы, картлийцы, кахетинцы, хевсуры, пшавы, тушины, мтиулы, мохевцы, джавахи, месхи, имеретинцы, рачинцы, лечхумцы, сваны, гурийцы, аджарцы, ингилойцы, таойцы, шавшетцы, пархальцы, имерхевцы и др.

Указанные наименования грузин, фактически, связаны и происходят от названия той или иной местности их исторического проживания на территории Грузии (См. Приложенную «Карту основных исторических провинций Грузии»).

Следует заметить, что такие субэтнографические группы грузин, как сваны и мегрелы, владея общегосударственным и общенациональным грузинским языком, используют также мегрельский и сванский языки, составляющие бесценное языковое и культурное богатство всего грузинского народа.

Грузины распространенны с древности, как в пределах современных границ Грузии, так и на более обширной территории границ исторической Грузии.

В частности, и сейчас, этнические грузины (пархальцы, таойцы, шавшетцы, имерхевцы, аджарцы и др.) проживают, уже в значительно сокращенном числе, на территориях «Тао-Кларджети» в исторической части Юго-Западной Грузии. Данные обширные территории Грузии с грузинским населением, вошли в пределы государственных границ современной Республики Турция.

Кроме этого, грузинские племена с глубокой древности (в частности, халибы, о которых есть упоминание в Библии, как о создателях металлургической культуры) проживали по направлению Восточной части Анатолии, в северо-восточной Малой Азии, охватывая Понтийские горы и близлежащие территории, что в современной Республике Турция.

На этой территории проживают потомки грузинских племен, которыми являются нынешние лазы (чаны), распространенные вдоль побережья Черного моря в его юго-восточной части, говорящие (как и грузины мегрелы) на родственном грузинскому мегрело-лазском (мегрело-чанском) языке, и являющиеся носителями картвельской культуры.

Так называемые «ингилойцы», сравнительно уже небольшая, этническая группа восточных грузин проживает на территории исторической части Восточной Грузии (Эрети), в нынешней Республике Азербайджан (совр. Закатальский район).

Грузины, как свидетельствуют и армянские исторические хроники (Фавстос Бузанд, Ованес Драсханакертци и др.), следы материальной культуры, были распространены и на исконных грузинских территориях в Южной части Грузии (Квемо-Картли), в районах Лоре и Ташири, которые теперь составляют северную часть Республики Армения.

В настоящее время, значительное количество этнических грузин, проживает в Иране, в ряде его провинций Фейредан, Мазендаран, Гилян и др., насильно переселенные туда из Восточной части Грузии (Кахети-Эрети) в начале 17 века иранским шахом Абассом I. Указанная группа грузин, несмотря на то, что находится длительное время (около 400 лет), далеко от исторической Родины, и в современное время, сохраняет свое этническое самосознание, грузинский язык и культуру.

автора Гумилев Лев Николаевич

Эволюция и этногенез Конечно, приравнивать этногенез к филогенезу не следует, так как новые этносы остаются в пределах вида. Отмеченная нами аналогия принципиально неполна и благодаря этому объясняет различие между макро- и микроэволюционными процессами. Но, признавая

Из книги Этногенез и биосфера Земли [Л/Ф] автора Гумилев Лев Николаевич

Этногенез и энергия Общими чертами для этноса как такового, т. е. любого, являются: 1) противопоставление себя всем остальным, следовательно - самоутверждение; 2) мозаичность, вернее - бесконечная делимость, цементируемая системными связями; 3) единообразный процесс

Из книги Этногенез и биосфера Земли [Л/Ф] автора Гумилев Лев Николаевич

Этногенез До тех пор пока этнографы строили классификации по видимым индикаторам: языку, соматическим признакам (расам), способу ведения хозяйства, религиям, уровням и характеру техники, казалось, между суперэтносами и этносами пропасть. Но как только мы переносим

Из книги Тысячелетие вокруг Каспия [Л/Ф] автора Гумилев Лев Николаевич

41. Война 450–472 гг. и этногенез Каждое явление истории может быть рассмотрено в различных ракурсах, не подменяющих, а дополняющих друг друга: в социальном, культурном, государственном и т. д. Нам, для нашей темы, нужен этнический аспект. Посмотрим, какие этносы сражались под

автора

ЭТНОГЕНЕЗ В науке тогда господствовали взгляды на этногенез, сложившиеся еще в XIX веке. Становление и развитие народа подменялось становлением и развитием языка.Но глоттогенез (происхождение языка) и этногенез (происхождение народа) - не одно и то же. В истории известны

Из книги Гумилёв сын Гумилёва автора Беляков Сергей Станиславович

ЭТНОГЕНЕЗ И БИОСФЕРА - «Этногенез и биосфера Земли»? Вы знаете, да, была такая книга. Удивительно интересная! Я ее с удовольствием прочитала. Правда, ее совсем зачитали, не помню, оставили ее на полке или нет, - говорила мне пожилая женщина, библиотекарь подсобного фонда

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 4: Мир в XVIII веке автора Коллектив авторов

МИГРАЦИИ И ЭТНОГЕНЕЗ В XVIII в. в Тропической и Южной Африке продолжались миграции народов, говоривших на языках банту. В этот период банту продолжали перемещение из района современной Танзании дальше к югу тремя путями: на территорию современной Замбии; на территорию

Из книги Монголы и меркиты в XII в. автора Гумилев Лев Николаевич

ЭТНОГЕНЕЗ И ПАССИОНАРНОСТЬ Кривая этногенеза Во всех исторических процессах от микрокосмоса (жизнь одной особи) до макрокосмоса (развитие человечества в целом) общественная и природные формы движения соприсутствуют и взаимодействуют подчас столь причудливо, что

Из книги Грузины [Хранители святынь] автора Лэнг Дэвид

Глава I ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГРУЗИН Сегодня грузины являются одним из наиболее примечательных народов, они привлекают внимание историков и археологов богатством и разнообразием своей древней материальной культуры и длительностью существования своих

Из книги Отечественная история: конспект лекций автора Кулагина Галина Михайловна

1.1. Славянский этногенез «Откуда есть пошла русская земля» – так еще в XII в. поставил вопрос о предыстории нашего Отечества автор знаменитой «Повести временных лет» монах Нестор.Славянские языки относятся к индоевропейской языковой семье, куда входят также индийская,

Из книги Присоединение Грузии к России автора Авалов Зураб Давидович

Глава шестая Участие грузин в Первой турецкой войне при императрице Екатерине II IВеликая, блестящая Екатерина и ее самоуверенные даровитые сановники нашли неожиданный повод обратить близкое внимание на Грузию и ее владетелей.С давних пор сносилась Грузия с Россией;

Из книги Гений зла Сталин автора Цветков Николай Дмитриевич

Чудесный грузин Для реализации своей несбыточной идеи о свершении мировой революции Ленин считал для себя стратегической задачей привлечение в свои ряды не только русских, но и инородцев. И вдруг ему повезло: подвернулся настоящий горец, говоривший по-русски с сильным

Из книги История Украины с древнейших времен до наших дней автора Семененко Валерий Иванович

Этногенез украинцев Еще в период феодализма под влиянием политической конъюнктуры возникла идея о существовании древнерусской народности, из которой входе последующей эволюции выделились великорусы, украинцы и белорусы. В советскую эпоху эта концепция доминировала в

Из книги От царской Скифии к Святой Руси автора Ларионов В.

Славянский этногенез Прежде всего мы должны четко усвоить непреложный исторический факт: последнее тысячелетие человеческой истории равнину от Карпат до Урала, от Белого моря до Черного занимает русский этнос, православный по религии, славянский по языку и крепко

Из книги Миссия России. Национальная доктрина автора Вальцев Сергей Витальевич

§ 1. Этногенез Уроки истории заключаются в том, что люди ничего не извлекают из уроков истории. О. Хаксли Мы часто сталкиваемся с термином «Запад». Но что скрывается за этим термином, что составляет ядро западной цивилизации, так ли она едина? Мы уже говорили о важности

Из книги Люди Грузинской Церкви [Истории. Судьбы. Традиции] автора Лучанинов Владимир Ярославович

Грузин-христианин Мой отец любил читать вслух, он читал очень много. А я, когда мне было не больше пяти лет, часто оказывался рядом, слушал его и, хотя по большей части и не понимал смысла, старался понять, мне было очень интересно. Отец часто повторял: «Грузин – христианин.

«Вон там это было, прямо рядом бомба упала, - житель Гори Константин Цуладзе показывает из окна своей квартиры на обгоревшие руины военной базы армии Грузии. - Наши солдаты даже сопротивления российским войскам не оказали, сразу разбежались». На вопрос, как он относится к России, Цуладзе улыбается: «Отлично. 8 августа 2008 года - это личная авантюра бывшего президента Саакашвили . Я с вашим народом не ссорился». Ему же вторит экскурсовод М-ария , работница музея, посвящённого Иосифу Сталину: «Когда ваши заняли Гори, из экспонатов ничего не пропало. Все боялись - война, тут ценные вещи, разграбят, но ни один предмет не тронули. И хоть тогда мы натерпелись страху, претензий к вашей стране у меня нет». На улицах Тбилиси вовсю звучит русская речь - за последний год Грузию посетило более миллиона туристов из России. На магазинах - рекламные вывески на русском языке, приглашающие пить «знакомое с Советского Союза» грузин-ское вино и обыгрывающие фразу Вахтанга Кикабидзе из фильма «Мимино» «Ларису Ивановну хочу!». Казалось, после долгой антироссийской истерии под властью Михаила Саакашвили это невозможно. Однако обозреватель «АиФ» убедился сам - у Грузии открылось второе дыхание любви к РФ.

«Кацо, русских уважаем»

«Слушай, генацвале, вся «геббельсовщина», какая против России тут творилась, - её всерьёз просто не воспринимали, - утверждает врач Иосиф Аронашвили , обедая со мной в хинкальной в предместье Тбилиси. - Я знаю людей, работавших на ТВ. Так даже они признавались: «Кацо, мы русских уважаем, но нам платят хорошие деньги, чтобы их ругать и всякую ерунду придумывать!» Вот хочешь, я сейчас скажу хозяину, что у нас в гостях русский журналист, и он тебе сразу бутылку чачи на стол пришлёт? Саакашвили - клоун, это он во всём виноват. Как можно было связываться с такой мощной страной? Россия - слон, Грузия - муравей. Вы всего пару дивизий задействовали, а нашей армии уже не стало. А, не хочу больше про политику говорить. Давай лучше вина выпьем!»

Этим предложением заканчивалось примерно 99% разговоров по всей Грузии. Молодёжь бывшим президентом вообще не интересуется, а старшее поколение (особенно те, кто помнит СССР), кроет «Михо» на чём свет стоит. Республика давно отменила визы для граждан РФ, на работу в турагентства и рестораны не берут без знания русского языка. Саакашвили, в своё время запретивший преподавание великого и могучего в грузинских школах, подложил свинью своему же народу - многим приходится заново срочно изучать русский на курсах, чтобы получить рабочее место. «Я лишился зарплаты ещё в конце 1991 года - первый президент Звиад Гамсахурдия запретил торговлю с Россией, - рассказывает бывший сотрудник винзавода в Телави Гиви Кобалиа. - Типа не дадим русским нашу чурчхелу, хванчкару и виноград - самим надо. В результате производство в Грузии рухнуло на 40%, миллион грузин уехал в Россию - торговать на рынках и вкалывать на стройках. Вот к чему приводят антироссийские выпады - только сами себе навредили. Зачем было снова наступать на те же грабли?»

Фото: / Георгий Зотов

Жителей страны до сих пор бесит фантастическое враньё режима Саакашвили об экономических достижениях Грузии - ими, как мы помним, наивно восхищались некоторые политики в России. Да, центр Тбилиси отлично отреставрирован, но это сплошные потёмкинские деревни: фасад дома сделан замечательно, а сзади пальцем ткни - рухнет. Обветшавших зданий в столице республики полно, и, похоже, их не ремонтировали со времени распада СССР. «У меня дома с 1991 года воды нет, - объясняет мне старик, вышедший во двор с ведром. - Ни горячей, ни холодной - вот хожу и набираю!»

«Саакашвили сваливал на Россию любые проблемы Грузии, - усмехается бизнесмен Авессалом Чакветадзе. - Нет воды дома? Виновата российская агрессия. Людей увольняют с работы? Русские строят против нашей демократии экономические козни. За отопление дорого платить? Проклятый Кремль продаёт газ по спекулятивной цене. Охрана главы МВД избила невинного человека до смерти? Не было такого, это всё ужасная российская пропаганда. За 10 лет бывший президент вконец заездил пластинку, в итоге людям это страшно надоело. Стали раздаваться голоса - так и зачем враждовать с Россией? Когда мы с ней дружили, жизнь была намного лучше, а Америка нам что-то не сильно деньгами помогает. Наше вино в США и ЕС оказалось даром никому не нужно. Последствия ссоры, экономических санкций и войны с Россией мы расхлёбываем и сейчас - Грузия остаётся очень бедной страной, средняя пенсия тут - 150 лари, или 3500 руб. И да, я тоже считаю - это Саакашвили воевал с российской армией, а не грузины. Я тогда войну не поддерживал совершенно».

«Пропаганда, генацвале»

В то же время Музей советской оккупации, помпезно открытый в Тбилиси в 2006 году экс-президентом Грузии, по-прежнему работает. Вход туда бесплатный (в отличие от музея Сталина в Гори), но посетителей нет. «Гости из России сюда не приходят, иностранцев тоже мало, разве что группу американских туристов экскурсовод приведёт», - рассказала сотрудница выставки. Кстати, само здание музея (как и весь центральный проспект Руставели) построено в XIX веке российским наместником Кавказа - графом Михаилом Воронцовым . Я спрашиваю о нём грузинскую молодёжь, юноши и девушки пожимают плечами - им ничего не говорит это имя. Зато про «советских оккупантов» они осведомлены прекрасно, в школе рассказывают. Тем не менее видно - многие грузины хотят помириться с Россией, поэтому в разговорах старательно обходят и саму августовскую войну 2008-го, и унизительный разгром грузинской армии за пять дней: ведь Саакашвили годами уверял всю страну, что «мы стоим по боевым качествам на уровне НАТ-О». «Американцы нам голову задурили, а все и поверили, - в серд-цах говорит мне крестьянин в селе у Гори. - Э, да нужны мы им! Нас русские 200 лет назад спасли от персидской резни, а нам талдычат - они Грузию оккупировали! Пропаганда, генацвале».

Я сижу в кафе на улице Леселидзе - советского генерал-полковника, участника Великой Отечественной и Героя Советского Союза, оборонявшего от нацистов Закавказье. Конечно, её тоже переименовали в рамках «реформ» Михаила Саакашвили, но тбилисцы называют адрес по-старому. За соседним столиком общается русская пара. «Вот видишь, - говорит парень девушке. - А ты боялась - типа тут война с нами была, русских наверняка ненавидят. Ничего подобного».

Глядя на Грузию, понимаешь: несколько соседних республик, которые нас так не любят, что - опять процитирую «Мимино» - «аж кушать не могут», через какое-то время обязательно «протрезвеют» и схватятся за голову. «Но пока не будем расслабляться, - улыбаюсь я своему собеседнику из грузинских депутатов. - Вдруг вас ещё какой-нибудь пропагандой окрутят». Тот откровенно морщится. «Слушай, дорогой, хватит про политику! Давай лучше выпьем за дружбу хорошего вина!»