Экспозиции и галереи музеев Ватикана

Pinacoteca Vaticana. Открыта для публики в 1908 году, однако её датой основания является вторая половина XVIII века, когда по воле Пия VI папская коллекция произведений живописи была собрана в одном месте. В настоящее время собрание пинакотеки хранится и выставляется в специально построенном для неё здании, которое было спроектировано архитектором Лука Бельтрами, и торжественно открыто в 1932 году.

Коллекция живописи выставляется в 18 залах, и в основном состоит из картин на религиозную тему, выполненных итальянскими мастерами XII–XIX веков. В собрание пинакотеки входят работы таких видных художников как Караваджо, Рафаэль, Тициан, Пуссен, Доменикино и Рени. Один из залов полностью посвящён произведениям Леонардо да Винчи (здесь находится его незаконченная картина «Святой Иероним»). Несколько залов отведены под экспозицию работ различных художественных школ: флорентийскую, барочную, фламандскую, нидерландскую и школу Рафаэля Санти. Кроме полотен великих мастеров, в Ватиканской пинакотеке находятся также шедевры мозаики, гобелены, иконы и скульптуры.


Этнологический миссионер­ский музей

Museo missionario etnologico. Начал работу в 1926 году по воле папы Пия XI. Идее открытия музея предшествовала Международная миссионерская выставка, приуроченная к юбилейному 1925 году. Для этой выставки в Садах Ватикана было установлено 24 павильона с предметами религиозного культа из разных стран мира, где с миссионерской миссией побывала Католическая Церковь. Многие из экспонатов выставки впоследствии были переданы в дар понтифику и стали ядром музейного собрания. Здание для Этнологического миссионерского музея было построено в 1963 году при Папе Павле VI. В настоящее время в музее хранится около 100 тысяч экспонатов со всего мира.

Как понять Рим и получить от него удовольствие - групповая экскурсия (до 10 человек) для первого знакомства с городом и главными достопримечательностями - 3 часа, 31 евро

- погрузиться в историю Древнего Рима и посетить главные памятники античности: Колизей, Римский Форум и Палатинский холм - 3 часа, 38 евро

- история римской кухни, устрицы, трюфель, паштет и сыр во время экскурсии для настоящих гурманов - 5 часов, 45 евро

Музей Пио-Кристиано

Museo Pio-Cristiano. Открыт в 1854 году по приказу понтифика Пия IX в Латеранском дворце, однако в 1963 году по воле Папы Иоанна XXIII был перенесён в Ватикан, и открыт для осмотра в 1970 году. Назван музей в честь папы Пия IX («Pio-Cristiano» в переводе с итальянского - «Благочестивый Христианин»). Здесь хранятся и экспонируются произведения искусства раннехристианской эпохи, которые были найдены в римских катакомбах. Коллекция музея в основном состоит из саркофагов, рельефов и надгробных скульптур. Наиболее известной является статуя Доброго Пастыря, которая изначально являлась частью саркофага IV века. Мраморная статуя поступила в музей из коллекции Мариотти в начале XVIII века. Выполненная в буколическом идиллическом стиле статуя, представляет собой юношу с ягнёнком на плечах, предположительно изображающего Христа в юном возрасте.

Одним из интереснейших экспонатов музея считают также саркофаг 330 года, украшенный сценами из Ветхого и Нового Заветов, который был найден в ходе строительных работ Собора святого апостола Павла на Остийской дороге в 1838 году. Рельефы саркофага изображают некоторые библейские сюжеты: «Сотворение человека», «Поклонение Волхвов», «Даниил во рву со львами», и «Аввакум, который передаёт ему пищу», далее следуют гравюры «Воскрешение Лазаря» и «Предсказание Христа Петру о его тройном отрицании». Ещё можно отметить «Саркофаг двух братьев», датируемый 350 годом и «Догматический саркофаг», названный так в честь четырёх христианских догматов, которые отражены в расположенных на нём сценах.

подсказка : если хотите найти недорогой отель в Риме, рекомендуем посмотреть этот раздел специальных предложений . Обычно скидки составляют 25-35%, но иногда достигают 40-50%.

Museo Gregoriano Egizio. Открыт в 1839 году Григорием XVI. Основной целью основания музея было собрать как можно большее количество египетских древностей в одном месте. Ядро коллекции, в которой хранятся произведения искусства Древнего Египта, статуи, скульптуры, папирусы, саркофаги и мумии заложил Папа Пий VII. Впоследствии собрание музея пополнялось предметами и артефактами из частных коллекций и результатами раскопок во время римской оккупации Египта до III века.

Девять залов Григорианского Египетского музея представляют предметы искусства, которые были собраны на вилле Адриана в Тиволи, а также находки из античной Месопотамии и Сирии. Залы оформлены в египетском стиле, а в числе экспонатов находятся статуя Рамзеса II на троне, памятная стела женщины-фараона Хатшепсут, колоссальная голова Фараона Аменхотепа, погребальные стелы из некрополя в Гизах, колоссальная статуя Туи, матери знаменитого Рамзеса II, статуя бога Анубиса и многие другие.

Музей Пия-Климента

Museo Pio-Clementino. Датой основания считается 1769 год, когда по инициативе папы Клемента XIV стали собирать известные греческие и римские произведения искусства. Экспонаты музея размещены в залах и во внутреннем дворике дворца, который имеет восьмиугольную форму и окружён портиком с 16 колоннами. В 1803 году во дворе были устроены ниши, где были установлены наиболее важные статуи.

  • Ниша Лаокоона названа в честь скульптурной группы «Лаокоон и сыновья». Мраморная группа предположительно выполнена родосскими мастерами в начале I века, а впоследствии отреставрирована Микеланджело Буонаротти.
  • Ниша Кановы носит имя автора скульптуры. В 1800 году по заказу Пия VII известный мастер Антонио Канова выполнил копию греческого оригинала разрушенной статуи Персея. Персей изображён с божественными атрибутами: шлем Аида, меч Гефеста, сандалии Гермеса и голова Медузы.
  • Ниша Аполлона представляет римскую копию знаменитой статуи Аполлона Бельведерского, выполненную предположительно в 130–140 годах с оригинала бронзовой статуи древнегреческого скульптора Леохара, жившего в IV веке до нашей эры.
  • Ниша Гермеса носит название от размещённой статуи Гермеса, римской копии с оригинала статуи древнегреческого скульптора IV века до нашей эры Праксителя.

Галерея статуй

Galleria delle Statue. Оформлена фресками Андреа Мантеньи и Пинтуриккьо в XV веке. Впоследствии здесь были установлены римские и греческие статуи классического периода. Из экспонатов можно выделить статуи «Спящей Ариадны», «Раненой амазонки», «Пьяного Сатира», «Плач Пенелопы» и «Аполлон, убивающий ящерицу».

  • Зал греческого креста (Sala a Croce Greca) носит название из-за своей формы равноконечного греческого креста, спроектированного и оформленного по проекту Микеланджело Симонетти. Коллекция этого зала состоит из римских мозаик, саркофагов, рельефов и статуй, датируемых II–IV веками. Здесь хранится уникальная статуя шагающей женщины, предположительно единственное сохранившееся изображение царицы Клеопатры.
  • Зал Ротонда (Sala Rotonda) был построен по проекту архитектора Микеланджело Симонетти в 1782 году. В нишах зала находятся 18 статуй греческих богов и героев. Некоторые из них: бронзовая статуя Геркулеса, статуя императора Клавдия в облике Юпитера, статуя Антиноя (фаворит императора Адриана) в облике бога Диониса. В зале также установлена гигантская порфировая чаша, находившаяся в Золотом доме Нерона.
  • Галерея бюстов (Galleria dei Busti) экспонирует мраморные портреты императоров, около 100 бюстов римских патрициев, а также коллекцию фресок эпохи Ренессанса.
  • Кабинет масок (Gabinetto delle Maschere) берёт название от уникальной напольной мозаики II века, на которой изображён орнамент из масок. В зале расположены римские копии статуй с эллинистических оригиналов, такие как «Три Грации», «Сатир», «Танцующая женщина» и «Афродита Книдская».
  • Зал муз (Sala delle Muse) создан в 1782 году по проекту Микеланджело Симонетти. В зале выставлены статуи девяти муз, римские гермы с изображениями греческих философов, а также «Бельведерский торс», работы афинского скульптора Аполлония.
  • (Sala degli Animali) демонстрирует около 150 фигур животных, в основном копий с греческих оригиналов, выполненных скульптором Франческо Антонио Францони по заказу Пия VI. Статуи из мрамора и алебастра были отреставрированы в конце XIX века.

Галерея канделябров

Galleria delle Candelabri. Основана в 1761 году. Изначально помещение галереи строилось как открытая лоджия, но впоследствии по приказу Пия VI его перестроили по проекту архитекторов Микеланджело Симонетти и Иосифа Кампорезе. В конце XIX века своды арок Галереи канделябров были украшены удивительными росписями известных художников Торти и Зайтца. Имея в длину 80 метров, галерея разделена мраморными колоннами на шесть рекреаций. В каждой из них представлены произведения классического искусства: вазы, фрагменты саркофагов, древние фрески, и, собственно, канделябры II века, в честь которых и названа галерея. Канделябры выполнены мастерами-мраморщиками из Отриколи. Интерес вызывают и размещённые здесь древние римские копии с греческих оригиналов, датируемых III-I веками до нашей эры (статуи «Ребёнок и гусь», «Персидский воин», «Старый рыбак»; статуи Аполлона, Аталанты, фрагменты саркофага с изображением дочерей Ниобы и многие другие).

  • Зал колесницы (Sala carro) был открыт в годы понтификата Пия VI и носит название в честь древнего экспоната, римской колесницы, датируемой I веком до нашей эры, отреставрированной в 1788 году. В зале также хранятся и демонстрируются саркофаги, античные скульптуры и статуи.
  • (Sala dei Chiaroscuri) был оформлен в 1517 году учениками Рафаэля Санти, однако вскоре во время понтификата Павла IV фрески были утрачены. В 1582 году по воле Григория XIII Зал Кьяроскури был отреставрирован и расписан фресками с изображением апостолов и святых, над которыми работали живописцы братья Таддео и Федерико Цуккари. Потолок с резьбой, позолотой и эмблемой Медичи оформлял художник Херубино Альберти.

Григорианский Этрусский музей

Museo Gregoriano Etrusco. Открыт в 1837 году по воле Папы Григория XVI. Открытие состоялось сразу после археологических раскопок в одном из этрусских некрополей близ итальянского города Черветери. Основой музейного фонда стали находки с этих раскопок и с раскопок античных поселений в южной Этрурии. В 22 залах Григорианского Этрусского музея выставлены многочисленные предметы быта, сосуды, терракота, а также изделия из керамики, бронзы, золота и серебра. Залы украшены фресками, иллюстрирующими сюжеты Ветхого Завета. Некоторые из экспонатов привлекают особое внимание. Так, в одном из залов музея представлены украшения из золота и серебра VII века до нашей эры, в другом - полное воинское снаряжение этрусского воина, датируемое IV веком до нашей эры. В числе экспонатов здесь можно увидеть большую коллекцию этрусских погребальных урн и саркофаги из туфа, на которых изображены сцены древнегреческих мифов. Один зал Григорианского Этрусского музея отдан под реконструкцию обстановки храма этрусков с многочисленными алтарями и терракотовыми скульптурами.

Экскурсия «Магия вечернего Рима» - вечернее освещение и уникальная подсветка добавляют необыкновенной фактуры и таинственности архитектурным шедеврам - 3 часа, 29 евро

- сыры, прошутто, пицца, вино, выпечка и другие деликатесы итальянской кулинарии - 4 часа, 65 евро

Музей Кьярамонти

Museo Chiaramonti. Открыт в 1807 году, его основатель был папа Пий VII. Собрание музея состоит из классической греческой и римской скульптуры, рельефов, барельефов и древних надписей. Сегодня экспонаты демонстрируются в трёх сооружениях: в Галерее Кьярамонти (коридор), Браччо Нуово и Галерее Лапидария.

  • Браччо Нуово (Braccio Nuovo) - зал, примыкающий к музею Кьярамонти, поэтому название его переводится как «новый рукав». Был построен в 1822 году по проекту архитектора Рафаэля Стерна. Экспонаты разделены тематически на два раздела: римская история и греческая мифология. Здесь же выставлена большая коллекция портретной скульптуры.
  • Галерея Лапидария (Galleria Lapidaria), которую можно посещать только по запросу, была основана в период понтификата Бенедикта IV. Он собрал коллекцию древних надписей дохристианского и христианского периодов. В собрании галереи находится около 3000 частей и фрагментов каменных плит, саркофагов и урн с надписями. В начале XIX века известный историк и археолог Гаэтано Марини, упорядочил и классифицировал обширную коллекцию Галереи Лапидария.
  • Галерея Кьярамонти (Galleria Chiaramonti) - самая древняя часть музея, основанная в 1807 году, в которой представлено около 1000 древних скульптур, бюстов, архитектурных украшений, урн и саркофагов. Оформлением галереи занимались художники Академии святого Луки под руководством известного скульптора Антонио Кановы.

Некоторые экспонаты Галереи Кьярамонти представляют наибольший интерес у публики. Например, колоссальная голова Афины эпохи Адриана, рельеф I века «Три Грации», каменная голова Посейдона, портретная скульптура политика Демосфена и оратора Цицерона, мраморная статуя «Раненая Амазонка», а также две балки от корабля императора Калигулы, найденные в 1827 году.

Исторический музей

Museo storico vaticano. Музей, основанный в 1973 году папой Павлом VI, размещает на территории Ватикана павильон карет. Здесь хранятся всевозможные средства передвижения римских понтификов, такие как: сёдла, паланкины, кареты, автомобили и модель первого папского локомотива. Выставка экспонатов сопровождается демонстрацией тематических картин и фотографий. Основная часть Исторического музея находится в папских апартаментах Дворца Латерано и занимает 10 залов.

Галерея Арацци

Galleria degli Arazzi. Также известна как Галерея гобеленов. Открыта в 1838 году. Здесь хранятся гобелены, выполненные по эскизам Рафаэля Санти его учениками. Изначально гобелены были размещены в Сикстинской капелле (в 1531 году), однако затем по воле Григория XVI перенесены в специальную галерею. Особый исторический интерес вызывают гобелены, иллюстрирующие библейские рассказы из Евангелия, выполненные на основе работ фламандского художника Питера Кук ван Альста («Поклонение пастухов», «Избиение младенцев», «Воскресение»). В галерее также находятся гобелены, изготовленные на мануфактурах Барберини, на которых изображены истории из жизни Урбана VIII. Среди них выделяются «Избрание Винченцо Маффео Барберини Римским Папой Урбаном VIII» и «Папа Урбан VIII получает Награду Наций».

Галерея географических карт

Galleria delle Carte Geografiche. Открыта в 1580 году. Всего здесь насчитывается 40 карт важнейших для Католической Церкви местностей. Потолок расписан сценами из жизни апостолов и сюжетами из Ветхого Завета. Все карты, которыми была расписана галерея, были заказаны Папой Григорием XIII в мастерской картографа Игнацио Данти. Помимо подробного воспроизведения выбранных областей, на картах можно увидеть исторические события, памятники и географические особенности. Картографическая роспись в зале украшена художественными элементами, такими как мифические персонажи и корабли на море, виды некоторых городов, исторические сцены осады и сражений. Наиболее подробно здесь представлены карты Авиньона, где находилась папская резиденция, Генуи, Венеции, Сицилии и Корсики.

Апартаменты Борджиа

Appartamento Borgia. Устроены как личная резиденция Папы Александра VI Борджиа в конце XV века. С 1490 года над оформлением апартаментов начал работать известный живописец Бернардино Пинтуриккьо. Декор интерьера был настолько пышен и избыточно украшен золотом, что после смерти Папы, римские понтифики надолго покинули эти помещения. Только в 1816 году апартаменты Борджиа стали использовать для хранения произведений искусства, вывезенных из Рима Наполеоном и возвращённых после его свержения. Впоследствии апартаменты были отреставрированы, а в 1897 году открыты для общественности. Сюжеты росписи залов определили их название:

  • Зал сивилл (Sala de Sibille) оформлен фресками с изображением сивилл и пророков, позолоченной лепниной и астрологическими символами семи планет. Здесь также находится геральдическая эмблема Борджиа с пламенем и двойной лучистой короной Арагона, намекающей на «солнечное» происхождение Папы Александра VI. Сивиллы изображены в парах с пророками и с трепещущими причудливыми свитками, на которых видны отрывки из пророчеств.
  • Зал таинств веры (Sala dei Misteri) берёт название от изображённых в его оформлении семи таинств Иисуса Христа и Девы Марии. На фресках представлены сцены: «Благовещение», «Рождество», «Поклонение волхвов», «Воскресение», «Вознесение», «Сошествие Святого Духа», «Вознесение Марии».
  • Зал святых (Sala dei Santi) расписан сюжетами из жизни святых, а также сценами из древних мифов о божествах Изиде и Осирисе. Древнегреческие языческие мифы представлены в росписи потолка, тогда как в люнетах изображены христианские сцены жизни святых: посещение Марии Елизаветой, встреча святых Антония Аббата и Павла Отшельника в пустыне, мученичество св. Себастьяна, диспут св. Екатерины Александрийской с философами перед императором Максимилианом, св. Сусанна, мученичество св. Варвары.
  • Зал понтификов (Sala dei Pontefici) был предназначен для торжественных церемоний, поэтому имеет самые большие размеры по сравнению с другими залами. При Льве X в начале XVI века стены зала были переписаны фресками Джованни да Удине.
  • Зал чудес веры (Sala del Credo). Здесь представлены сцены из цикла «Семь тайн радости жизни Марии». Возможно, этот зал был использован для частных аудиенций или для празднований в кругу близких друзей Папы Римского.
  • Зал наук и свободных искусств (Sala delle Arti Liberali) предположительно служил папским рабочим кабинетом. Фрески в зале представляют науки в виде дам, восседающих на троне в окружении известных деятелей искусства.

Stanze di Raffaello. Станцы представляют собой несколько апартаментов, расписанных в 1508-1517 годах Рафаэлем вместе со своими учениками. «Станца» в переводе с итальянского означает «комната». Лично Рафаэль расписал 3 станцы, а четвёртая была оформлена учениками по его эскизам уже после смерти великого мастера.

  • Станца дель Инчендио ди Борго (Stanza dell’Incendio di Borgo). Тема росписей относится к истории папства. Станца названа по имени фрески «Пожар в Борго»;
  • Станца делла Сеньятура (Stanza della Segnatura) служила для понтификов рабочим кабинетом. Фрески посвящены теме духовности человека, а именно, философии (фреска «Афинская школа»), богословию («Диспут»), поэзии («Парнас»), и правосудию («Мудрость, умеренность и сила»);
  • Станца д’Элиодоро (Stanza d’Eliodoro) посвящена чудесному божьему покровительству. Стены расписаны фресками «Изгнание Элиодора», «Месса в Больсене» и «Изведение Петра»;
  • Зал Константина (Sala di Costantino) был расписан уже после смерти Рафаэля. Роспись зала посвящена жизни римского императора Константина и олицетворяет победу христианства над язычеством.

Лоджии Рафаэля

Loggia di Raffaello. Три лоджии, которые находятся на трёх этажах Апостольского дворца, разработанные Браманте и оформленные Рафаэлем Санти и его учениками. Самой первой была расписана лоджия на втором этаже, предположительно в период 1517–1519 годов. Лоджия длиной около 65 метров, проходит вдоль всей восточной стороны дворца, и делится на тринадцать сводчатых пролётов, оформленных фресками иллюстрирующими сюжеты Нового и Ветхого Завета.

Предположительно в это же время была оформлена и так называемая Прима лоджия, находящаяся на первом этаже здания. Качество фресок говорит о том, что работа была выполнена в основном учениками Рафаэля по его эскизам. Во второй половине XIX века здесь проходила реставрация, вызвавшая немалые споры специалистов.

Лоджия на третьем этаже носит название кардинала Бернардо Бибьена, так как находится у его апартаментов. В оформлении лоджии Джованни да Удине, ученик Рафаэля, использовал изысканные гротески, выполненные по рисункам великого мастера.

Галерея современного религиозного искусства

Galleria d"arte religiosa moderna. Открыта в 1973 году по инициативе Павла VI. Некоторое время часть коллекции хранилась в Ватиканской пинакотеке, а затем произведения современного искусства разместили отдельно. Сейчас галерея включает большую коллекцию живописи, графики и скульптуры. Здесь можно увидеть работы таких великих мастеров как Огюст Роден, Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Сальвадор Дали, Пабло Пикассо, Василий Кандинский и Марк Шагал.

входные билеты

официальный сайт

Ватикан – одно из своеобразнейших государств мира. Его тайны, его история, его доходы, его роскошь и красота – всё это остаётся вне фокуса камер и вне глаз широкой публики. Миру открываются лишь немногочисленные залы, залитые роскошью высокой культуры и золотом света. Такими залами становятся помещения музеев Ватикана, которые имеют довольно широкий профиль. Но даже знакомство с таким «осколочным» великолепием уже вызывает восхищение.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 31 марта:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFT1500guruturizma - промокод для туров в Таиланд от 80 000 руб

Музей Кьярамонти

Его основателем был Папа Пий VII, который происходил из семьи Кьярамонти. В собрание музея входят рельефы, барельефы, образцы портретной скульптуры, относящиеся к классической культуре Греции и Рима. Первое, что бросается в глаза, – коридор, который представляет собой колоссальную арочную галерею, разделённую на шестьдесят самостоятельных секций. Наиболее значимым артефактов – с исторической точки зрения – является статуя Афины, а точнее голова Афины небывалых для того периода размеров. В комплекс данного музея входят три сооружения. Сама галерея Кьярамонти, которая является самой древней составляющей музея. Над её оформлением работали мастера Академии имени Святого Луки.

Главным же декоратором выступил пресловутый Антонио Кановы. Браччо Нуово, то есть «новый рукав», является относительно новой секцией, где размещаются экспонаты, представляющие историю Рима и мифологию Греции. Именно здесь располагается самое крупное собрание портретной скульптуры. Посещение галереи Лапидария на сегодняшний день осуществляется только по особому запросу, так как здесь хранятся действительно уникальные надписи дохристианского и христианского периодов, являющиеся одним из наиболее значимых исторических источников.

Григорианский музей светского искусства

Основание музея относят к середине девятнадцатого столетия. В то время его экспозиции находились во дворце Латеран. Основу коллекций составили экспонаты светского характера, которые были обнаружены в ходе раскопок начала девятнадцатого столетия. После перехода в новое помещение данная составляющая комплекса Ватикана была открыта для посещения широкой публикой. Среди наиболее ценных сокровищ выделяются статуя Софокла – блестящая копия бронзового оригинала греческого происхождения, статуя Нептуна – римская калька на аналогичную греческую статую, головы Афины – ряд копий римских мастеров, взявших за основу работы Мирона. Также стоит обратить внимание на внушительное количество саркофагов, украшенных изображениями богов и героев древности, а также на чудом уцелевшие фрагменты Парфенона. Ещё одним любопытным дополнением стали мозаики, прежде украшавшие термы Каракаллы.

Григорианский Этрусский музей

Настоящей гордостью Рима может считаться наследие этрусков, великой цивилизации, чей рассвет пришёлся на восьмое столетие до нашей эры. Именно они создали основы для дальнейшего развития древнеримской культуры. Сегодня предметы быта людей древности и жемчужины их культурного наследия хранятся в бывшем дворце Иннокентия III. Основы коллекции составили артефакты, найденные в середине девятнадцатого века в ходе раскопок поселений на Юге страны. Впоследствии сюда прибавились артефакты из раскопок при Сорбо, в основном завершив формирование музейного фонда. В данный момент гости могут посетить двадцать два тематических зала.

Некоторые из них сформированы по хронологическому принципу, к примеру, зал Архаики или Бронзовый зал. В других были воссозданы те или иные стороны жизни этрусков. Так, сегодня открыты залы, повторяющие антуражем этрусские храмы, гробницы и сокровищницы. Здесь хранится множество действительно уникальных находок, таких как зеркало, на поверхности которого можно увидеть лик богини, старинные масляные лампы, многочисленные сосуды для хранения благовоний, а также искусно выполненные изделия из стекла.

Григорианский Египетский музей

Эта составляющая комплекса Ватикана была открыта в первой четверти девятнадцатого века. В названии музея сохранилось имя его основателя – Папы Григория XVI, однако, по сути, первые черновики коллекций появились ещё при Пие VII. Египетская культура во многом является эталонной, а потому неудивительно, что образцы работ великих мастеров Египта оказались под охраной Ватикана. Это и различные посмертные маски, которые создавались для фараонов, и искусные бюсты, и многочисленные скульптуры. На сегодняшний день для посещения открыты девять залов.

Помимо предметов быта древних египтян и различных атрибутов, сопутствовавших погребальным церемониям, здесь также хранятся мумии некоторых фараонов и стелы с иероглифами. Ряд залов посвящён находкам, иллюстрирующим жизнь древней Сирии и Месопотамии, чьи цивилизации мало чем уступали египетской. Кроме того, именно здесь находится уникальная коллекция древней керамики христианской и исламской традиций, найденная также на территории Египта.

Картинная галерея (Пинакотека)

Изначально под пинакотекой понималось некое собрание картин, которые были пожертвованы во славу богине Афине. Чуть позже так стали называть помещения, в которых хранились образцы изобразительного искусства. Подобная трактовка относится к древнеримскому периоду. В эпоху Возрождения пинакотеками начали называть собрания картин, доступных для массового ознакомления. Современная ватиканская Пинакотека появилась в начале двадцатого века, чтобы стать одной из наиболее масштабных галерей религиозной живописи. Здесь собраны работы величайших итальянских мастеров, начиная от Джотто и заканчивая работами Креспи.

В залах в строгом хронологическом порядке располагаются полотна и мозаики, последовательно представляющие искусство периодов Средневековья, Возрождения, барокко и некоторых других. Некоторые всемирно признанные творцы будут знакомы широкой публике, к примеру, Рафаэль, Кавараджо, Тициан, Леонардо да Винчи. Некоторые другие – менее известные за пределами Италии, помогут по-иному взглянуть на религиозную живопись. Это работы таких художников, как Джотто, Андже, Кривели, Бернини.

Музей Пио-Кристиано

Коллекции этого музея собраны за счёт артефактов раннехристианского периода, то есть все они создавались в промежутке со второго по четвёртый века нашей эры. Большинство из них было найдено во время раскопок в римских катакомбах. Наиболее ранние коллекции располагались в Латеранской базилике, однако, затем их перевезли в Ватикан. Выставка открылась только ближе к концу двадцатого века. В основном в музее представлены разнообразные саркофаги, которые украшены различными барельефами, а также рисунками на античные темы. Все они располагаются в хронологической последовательности, а также сгруппированы по принципу иконографических сюжетов.

Практически все рисунки превосходно сохранились и не утратили своей эстетической привлекательности, несмотря на более чем солидный возраст. Одним из наиболее значимых экспонатов является саркофаг Доброго Пастыря, который был создан предположительно в четвёртом веке. Аутентичный вид не удалось сохранить в полной мере – саркофаг, который сегодня представляют публике, является отреставрированной в восемнадцатом веке версией.

Этнологический миссионерский музей

Латеранский дворец в разные времена становился прибежищем для разного рода заведений так или иначе связанных с миром творчества. Исключение не составил и Этнологический миссионерский музей, который изначально размещался именно под его старинными сводами, а затем был перенесён непосредственно в Ватикан, где для хранения и показа коллекций было выстроено новое здание. Если первые варианты коллекций содержали порядка сорока тысяч артефактов, то сегодня их число уже успело перевалить за сто тысяч объектов, которые собирают со всего мира. В фокусе находятся религиозные культы самой различной направленности. Это и давно вымершие культы, и культы, лишь недавно начавшие набирать силу.

Здесь собраны артефакты из Японии, Китая, Индии, Кореи, Тибета, Монголии, различных африканских стран и даже Океании. Гости музея смогут ознакомиться со специфическими чертами различных народностей. Особый интерес хранилища представляют для учёных и специалистов, которые могут посетить залы, содержащие культовые предметы.

Библиотека, называемая Апостольской, является едва ли не важнейшей составляющей музейного комплекса Ватикана. В этой цитадели знаний хранятся книги, начиная со времён раннего Средневековья, многочисленные рукописи и уникальные манускрипты. Библиотека была основана в период Средневековья, но её фонды продолжают пополняться и сегодня. Помимо рукописных и печатных источников здесь находятся также многочисленные карты, внушительная коллекция инкулабул, монет и медалей. К сожалению или к счастью, но для большинства туристов открыта лишь малая часть помещений.

Впрочем, вряд ли широкие массы смогли бы оценить трактаты на классической латыни, а вот богатство оформления оценить намного проще – ради этого многие и посещают Библиотеку столицы христианского мира. Фрески удивительной красоты создавались лишь наиболее достойными мастерами своего дела. Учёные и студенты, посещающие это учреждение в рамках исследовательской работы, могут увидеть более широкий круг экспонатов. Согласно легендам в Библиотеке на самом деле существует система ходов и потайных комнат, в которых хранятся рукописи, содержащие ответы на самые каверзные вопросы мироздания.

Исторический музей

Попасть в это уникальное сооружение действительно сложно, так как существует чёткий регламент, согласно которому количество посетителей не может превышать сорока человек. Но битва за билет будет стоить того. Богатейший декор, яркие экспонаты, документы, иконы, униформы, фотографии, предметы обихода, сёдла, паланкины и даже кареты – все эти предметы помогают более полно погрузиться в предложенную историческую эпоху. Все Римские Папы в хитросплетениях политических и межличностных распрей окажутся перед глазами посетителей.

Талантливый экскурсовод расскажет как, чем и почему жили понтифики всех времён. Пожалуй, наиболее необычными можно считать следующие экспонаты: парадная карета, принадлежавшая Льву XII (именно этой каретой пользовались Папы на протяжении практически ста лет), первый локомотив Ватикана, датируемый началом двадцатого века, а также папамобиль, своеобразное средство передвижение, используемое Папами в случае необходимости публичных поездок.

Галерея Арацци

Данная галерея считается одной из трёх основных галерей, размещающихся на территории Апостольского дворца Ватикана. Она была открыта в последней четверти шестнадцатого века. Главным архитектором этого удивительного сооружения выступил Мачерино. Здесь представлены гобелены, на которых изображены библейские сюжеты, а также сцены из Ветхого и Нового Заветов. Размеры рукотворных полотен поражают. На ста метрах галереи сумели уместиться всего десять гобеленов, но их ценность неоспорима. В основе большинства сюжетов находятся эскизы и работы многочисленных учеников Рафаэля Санти.

Достоверно известна та почти неприкрытая неприязнь, которую выказывал мастер в адрес тех, кто пытался сравнивать его работы с картинами Микеланджело. А потому на этих гобеленах чётко читается его фирменный стиль с гипертрофированно крупными в сравнении с пейзажем фигурами, нарочитым подчёркиванием отдельных жестов и деталей, тонкой игрой акцентов. Над гобеленами работали фламандские мастера из мануфактуры Петра ван Эльста. Изначально эти гобелены хранились подле фресок Рафаэля в Сикстинской капелле, однако, позже были перенесены в галерею Арацци, чтобы предстать перед более широкой публикой. Тончайший шёлк и шерсть, вязкий полумрак помещений, тихие голоса экскурсоводов – кажется, будто красочные фигуры оживают и пристально вглядываются в гостей этих сводов.

Галерея географических карт

В триаду галерей Апостольского дворца также входит галерея географических карт. Для создания галереи понадобилось почти два года. За архитектурную составляющую работы отвечал прославленный мастер шестнадцатого века Оттовиано Маскерино, который занимал в тот момент пост архитектора Папского дворца. По его инициативе западное крыло Бельведера было расширено – практически на один этаж. Но проделанная работа была необходима. Более ста метров коридора были расписаны от пола до потолка топографическими картами Италии. Век рассвета папства отразился на стенах и потолках, чётко ограничивая Папские земли и главные города-государства Италии, которые в тот момент продолжали вести открытые или же едва заметные простым обывателям войны.

Помимо чисто географических данных здесь можно увидеть многочисленные отсылки к историческим событиям, происходившим в то время. На камне расцветают образы мифологических персонажей, страшных морских чудищ, героев и прекрасных дам. Не забыли мастера и про жемчужины архитектурного мира – наиболее значимые места своей эпохи также появились на стенах. Примечательно, что зал разделён на семнадцать секций. Естественным образом география Италии делится на две составляющие: одну омывают ласковые воды Андриатики, вторую – Лигурийское и Тирренское моря. А надо всем этим стоят Апостолы и Святые, разворачиваются сцены из Ветхого Завета.

Апартаменты Борджиа

Эти апартаменты принадлежат едва ли не наиболее скандально-известному Папе – Александру VI, который носил фамилию Борджиа. Он и его семья – испанцы на итальянском престоле – надолго вошли в историю своими непомерными амбициями и далёкими от праведности методами. А потому неудивительно, что даже после смерти Александра VI последующие наместники Христа не спешили занимать богато отделанные комнаты, превратив их в музей. Над росписью личных апартаментов Папы работал мастер Пинтуриккьо и художники, которые были его учениками. Залы, которые размещаются сегодня в этом своеобразном музее, названы по основным мотивам росписей.

Так, можно посетить Зал таинств веры, в котором изображены основные христианские таинства; Зал Сивилл и пророков, украшенный изображениями семи известных на тот момент планет (именно здесь старший сын Папы – Чезаре Борджиа – приказал убить супруга своей прекрасной сестры); Зал Святых, практически полностью оформленный лично Пинтуриккьо; Зал Понтификов, в котором прежде хранились портретные изображения Пап, не дошедшие, однако, до наших дней; Зал чудес веры с зарисовками главных религиозных празднеств; а также Зал наук, который расписан атрибутикой вольных искусств, изображённых порой в антропомортфом виде.

Станцы Рафаэля

Как ни прискорбно, но необходимость в станцах Рафаэля возникла после смерти Папы Александра VI Борджиа. Ненависть со стороны курии достигла своего апогея, и следующий Папа – Юлий II отказался жить в апартаментах Борджиа. Для оформления новых покоев пригласили молодого ещё мастера Рафаэля, которому недавно исполнилось двадцать пять лет. Он оформлял комнаты вместе со своими учениками, заполняя каждую из стен фресковыми композициями, которые украшали их от пола до потолка. Было оформлено четыре комнаты, однако, последняя из них менее известна, так как её заканчивали ученики мастера уже после его смерти.

Станца дела Сеньятура – рабочий кабинет Папы, вызывает больше всего восторга. Основной темой росписей является умственная деятельность человека. Наиболее известной является блестящая фреска «Афинская школа», которая считается едва ли не наиболее ярким образцом искусства эпохи Ренессанса. В центре композиции находятся Аристотель и Платон, представляющие собой материалистическое и идеалистическое направления философской мысли, а вокруг располагаются выдающиеся мыслители своего времени.

Лоджии Рафаэля

Данный памятник культуры относят к периоду Высокого Возрождения, когда искусство римского классицизма достигло своего пика. Архитектор Браманте разработал проект лоджии, с которой должен был открываться впечатляющий вид на цветущий Вечный город, и с блеском воплотил его. Рафаэль Санти – главный декоратор этого памятника – был близким родственником Браманте, и именно он взялся за оформление его творения. Пилястры, своды, стены – всё это было расписано самим Рафаэлем и его учениками. Примечательно, что в оформлении не чувствуется его фирменный стиль.

Многочисленные орнаменты и повторяющиеся элементы были навеяны гротесками, украшавшими «Золотой дом» в Риме. Всего было создано более пятидесяти композиционных элементов росписи. Все они составляют единую композицию и подчиняются единому замыслу. Так, лоджии Рафаэля также называют его Библией.

Всего в Ватикане расположено 26 музеев, многие из них совсем не велики, но нечего и думать о том, чтобы объять необъятное и осмотреть за один раз все коллекции предметов искусства, собранные за 500 лет католической церковью. Многие музеи носят имя создавшего их Папы. Самые старые коллекции восходят к XVI веку. Поэтому в этой статье я расскажу, что выбрать для первого знакомства, а что можно пропустить. В музеях Ватикана всегда много народа, не питайте иллюзий осмотреть экспозицию в тишине и покое не удастся.

Билеты рекомендуется приобрести заранее и заранее же подумать, что бы вы хотели осмотреть. Про разные варианты посещения Ватикана я писала в предыдущей статье « », если вы этого еще не читали, рекомендую сначала ознакомится с ней, там я рассказываю как купить билеты и какие варианты посещения возможны и сколько стоят разные варианты, где можно скачать бесплатные аудиогиды.

Если вы купили билеты онлайн, можете без очереди проходить в кассы. При входе вам придется пройти через металлоискатели, так что ножики, мультитулы, ножницы, лучше оставить в отеле. В вестибюле вам нужно выбрать окошечко «Cassa online individuals» и обменять свой ваучер на настоящий билет, если вы купили билет только в музеи Ватикана. Если вы покупали билет с садами или посещением Кастель Гандольфо нужно искать надпись «Guided tour».

Кассы

Рекомендую распечатать план музея еще дома, чтобы вам не блуждать. План вместе с билетами не выдают.

Первое место куда попадают все туристы это двор шишки. Шишка античная и в древнем Риме она украшала собой фонтан, потом какое-то время шишка стояла в старой базилике святого Петра, а сейчас она дала свое имя целому двору Ватикана. У подножия шишки прилегли отдохнуть два древнеегипетских льва. В этом здании за шишкой как раз расположен Грегорианский египетский музей.



Двор шишки, оцените сколько народа

Музей Пио Клементино

Обычно среднестатистические посетители начинают осмотр музеев Ватикана с музея Пио Клементино. Музей получил двойное имя от двух пап основавших его — Климента XIV (1769-1774) и Пия VI (1775-1799). В экспозициях Пио Клементино представлена широкая коллекция античной скульптуры.

Толпа пронесет вас через зал животных, входить с сам зал нельзя, он огорожен веревками. И вынесет в великолепный восьмиугольный дворик.



Толпы людей в восьмиугольном дворике

Вот тут нужно задержаться. Именно в этом дворике установлены знаменитые статуи Аполлона Бельведерского, Гермеса Бельведерского, Персея Триумфатора с отрубленной головой Медузы Горгоны. Последнюю изваял Антонио Канова, т.е. это уже XIX век, а не античность. Там, где стоит самая большая толпа быстрее всего скрывается знаменитый Лаокоон. Лаокоон имеет для Рима огромное значение. Ниже расскажу почему.



Персей Триумфатор XIX век, Лаокоон, Торс

Описание скульптурной группы Лаокоон содержится в античных произведениях Плиния Старшего. Рассказывают, что во время Троянской войны, Лаокоон, жрец Аполлона в городе Трое, отговаривал троянцев от втаскивания в город деревянного коня, оставленного греками за городскими воротами. Афина и Посейдон, которые были на стороне греков, послали двух больших морских змеи убить жреца и его сыновей. С римской точки зрения, смерть этих невинных людей имеет решающее значение для Энея, который поверил предупреждению Лаокоона и бежал из Трои. Именно беглецы из Трои во главе с Энеем основали Рим.

Насчет возраста статуи споры не утихают. Бросается в глаза невероятная эмоциональность скульптуры, с другой стороны мы знаем, что древние не умели передавать движения и эмоции так ярко, но это не помешало теоретикам искусства отнести дату рождения Лаокоона к началу на нашей эры.

По центру зала Муз установлена статуя «Торс». Это античная скульптура, говорят именно с нее Микеланджело списал обнаженные фигуры фрески «Страшный суд», украшающей одну из стен Сикстинской капеллы. Далее привожу фото античных саркофагов, очень они замечательные.



Саркофаг с битвой амазонок

Саркофаг, изображающий Дионисии

Бюст Сократа я сфотографировала за то, что его имя написано почти нашими буквами, Фортуну на удачу. Самым ценным экспонатом ниже представленной троицы является Геракл с яблоками Гесперид. Во-первых это античная бронза, а античных бронз до нашего времени дожило совсем не много, а во-вторых очень многие мраморные статуи являются копиями с античных бронз не сохранившихся до нашего времени. Античные бронзы выставляются сейчас только в музеях Италии и Греции, в других странах их нет.



Сократ, муза Фортуна, Геракл с яблоками Гесперид

Полы Круглого зала украшает античная мозаика. А по центру стоит огромный порфировый бассейн, диаметром 5 метров. Считается, что бассейн античный, как они его сделали остается загадкой, порфир твердый камень. Изготовить что-либо из порфира гораздо тяжелее, чем сделать это же из мрамора или травертина.



Круглый зал

В зале Греческого креста выставлено два порфировых саркофага. Один из них по преданию принадлежал Святой Елене, а второй Констанцию. На вид это типичные античные саркофаги. Аудиогид неутомимо твердил про христианских воинов, изображенных на саркофаге Святой Елены, но никаких признаков принадлежности воинов к христианству нет. Саркофаг Констанция украшен сценами сбора винограда, тут предлагаются аналогии между виноградом, воскресающим в виде вина, и воскресением Христа. По-моему все это сильно притянуто за уши. Даже согласно официальной версии Святая Елена и ее сын Константин приняли христианство на закате своих жизней, не успели они еще изготовить себе христианские саркофаги. Надо просто признать этот факт.



На заднем плане саркофаг Святой Елены, впереди люди смотрят на мозаичные полы

Любопытно, что в саркофаге святой Елены позже похоронили очередного Папу. Для меня это на грани святотатства, а Святых отцов такие вещи совсем не смущают.



Мозаичные полы в зале Греческого креста

На этом залы музея Пио Клементино заканчиваются. Отсюда можно свернуть или в Египетский музей или в музей Этрусков. Залы Египетского музея выведут вас опять к началу музея Пио Клементино. Тут каждый решает для себя сам хочет он свернуть налево и увидеть Грегорианские музеи или нет.

Грегорианский египетский музей

Грегорианский египетский музей носит имя Папы Григория XVI, основавшего коллекцию в 1839 году. Музей состоит всего из 9 залов и представляет типичные для Древнего Египта коллекции, как то многочисленные иероглифические надписи, саркофаги, статуи старинных египетских божеств с головами животных и даже настоящую мумию египетской знатной дамы по имени Аменирдис, затянутую в сетку из драгоценного бисера. Больше всего меня поразил древнеегипетский бог Бес, покровитель младенцев и беременных женщин. Если ему предстояло отгонять злых духов, то внешность у него самая подходящая.

Грегорианский музей Этрусков

Как вы уже догадались его открыл Папа Григория XVI. Музей состоит из 18 залов и был одним из первых музеев посвященных этрускам. Вот в этот музея я рекомендую заходить всем славянам. Существуют исторические теории, согласно которым этруски были славянами и жили намного позже, чем принято о них думать сейчас. Польский ученный Тадеуш Воланский дешифровал еще в XIX веке многие этрусские надписи и издал книги об этом своем исследовании. За это Папа Римский просил русского императора Николая I применить к ученому аутодафе из его книг. Этот эпизод имел место быть в просвещенном XIX веке. Книги запретили, вопрос замяли, официальная наука до сих пор считает этрусские надписи не читаемыми.

Золотые украшения этрусков очень похожи на то, что у нас выставлено в Золотой кладовой Эрмитажа, т.е. на скифские вещи.

Галерея канделябров

Галерея канделябров является частью музея Профано. Длина галереи 80 м. Свое название галерея получила благодаря античным канделябрам, украшающим ее со всех сторон. Потолок украшен росписями на тему примирения религии и науки, религии и искусства и даже согласия между язычеством и христианством.



Ватиканские толпы, галерея канделябров, герб папы Льва XIII

Галерея гобеленов

Галерея гобеленов была оформлена в при Папе Пие VI. Главные экспонаты гобелены брюссельской мануфактуры Питера Ван Эльста, вытканные в XVI веке при Клементе VII попали в галерею намного позже 1838 году до этого момента они украшали стены знаменитой Сикстинской капеллы. Ткачи Фландрии умудрялись изображать сложные религиозные сюжеты, используя нити всего лишь 6 цветов.

Галерея географических карт

Необычайно длинная узкая галерея географических карт возможно самое впечатляющее помещение Апостольского дворца, она была расписана фресками по заказу Папы Григория XIII. Три года с 1580 по 1583 понадобилось для того чтобы 40 фресок заняли свои места обеим сторонам галереи. Некоторые карты имеют важную картографическую ценность. Карты изображают области Италии, принадлежащие Папской области. В самом конце галереи расположена карта Италии во времена античности, а с другой стороны карта Италии современная времени написания фрески (XVI век).



Одна из областей Италии в галерее географических карт

Во времена ренессанса было довольно популярно оформлять залы дворцов географическими картами, например, аналогичным образом оформлен зал Глобуса в палаццо Веккьо во Флоренции.

По дороге к одной из самых замечательных частей дворца мы заглянули во внутренний двор Ватикана, наверное это вся личная жизнь Ватикана доступная туристам. Ничто человеческое Святым отцам не чуждо, они любят машинки и ездят на них в Рим. Ватикан настолько мал, что ездить там негде.



Внутренний двор Ватикана

Станцы Рафаэля

Горячо рекомендую осматривать эти комнаты с аудиогидом. Станцы или просто комнаты, были расписаны Рафаэлем и его учениками с 1508 по 1524 год для Папы Юлия II делла Ровере. Комнат всего 4. Каждая из этих картин была тиражирована в разных дворцах всего мира. Если вы не знаете кто эти люди и что это за сюжет, то лучше пойти в магазин выбирать обои, эффект будет примерно таким же. Например, шпалеры повторяющие рафаэлевские сюжеты «Константин перед своим войском», «Изгнание Гелиодора их Храма», «Афинская школа» и «Парнас» выставляются сейчас в Эрмитаже. Изначально они были изготовлены для оформления Михайловского замка в Санкт-Петербурге.

Чтобы вы смогли составить представление о величии этих росписей вставлю официальное видео музеев Ватикана. Объяснять сюжеты не буду, это легко можно растянуть на целую статью. Да и желающие могут легко найти все в интернете.

Следующим заслуживающим внимания и остановки будут апартаменты Борджиа.

Апартаменты Борджиа

Фанатам сериала «Борджиа» здесь останавливаться обязательно. Росписи были выполнены Бернардино Пинтуриккьо (Пинтуриккьо в переводе с итальянского означает просто прекрасная живопись) в самом конце XV века, ранее росписей Рафаэля, по уму надо бы сначала смотреть на них, а уже потом знакомится со станцами Рафаэля, но маршрут составлен так что в эти комнаты можно попасть только после покоев Юлия II, преемника и соперника Александра VI Борджиа.

Люди, смотревшие сериал, припомнят этот сюжет. Папу Александра VI Борджиа до сих пор считают развратником, убийцей и очень не хорошим человеком — это официальная версия. Согласно не официальной версии, он проиграл в политической борьбе своим оппонентам и те его очернили, приписали ему и даже его детям все мыслимые и не мыслимые прегрешения. Его обвиняют даже в том, что он развратил свою 13-летнюю дочь Лукрецию.

Скромностью Александр VI точно не страдал, например, он поместил свое изображение на фреску с известным религиозным сюжетом Воскресение Христово. Но этим он ничем не отличался от своих последователей. В церкви , что у Пантеона, мы видели, кардинала Карафу, вставленным в сюжет Благовещение.



Воскресение Христово, Папа Борджиа изображен на этой фреске

Но эта грязная история еще не все интересное и загадочное, что могут вам предложить апартаменты Борджиа. Наши ученые Г.В.Носовский, А.Т.Фоменко вычислили дату зашифрованную на потолке зала Сивилл. Они считают, что на потолке изображена дата 28 августа 1228 г.н.э., и она соответствует созданию Птолемеевской системы мира. Официальная историческая наука считает, что Птолемеевская система мироустройства появилась во II веке нашей эры. Не стыковка в 1000 лет налицо. Расчеты Г.В.Носовского, А.Т.Фоменко опубликованы в интернете, желающие могут ознакомится и составить собственное мнение.

Сикстинская капелла

В Риме меня всю дорогу поражало тесное переплетение языческих и христианских символов. Своего апогея это ощущение достигло в Сикстинской капелле. А вы могли бы представить, чтобы иерархи православной церкви устраивали свои заседания в подобном зале? А отцы католической церкви устраивают в Сикстинской капелле свои конклавы, именно здесь выбирают нового Папу.

Это глючная 3Д-панорама Сикстинской капеллы с официально сайта Ватикана, она все время предлагает сохранить файл музыкального сопровождения, не обращайте на это внимания.

Изначально Микеланджело нарисовал все фигуры совсем обнаженными со всеми анатомическими подробностями, набедренные повязки им добавили гораздо позднее. Сивиллы опять же присутствуют на потолке. Я читала Библию и хорошо помню, что через весь Ветхий завет красной нитью проходит мысль о том, что гадатели и прорицатели это мерзость перед лицом Господа. А в Риме чуть ли не в каждой церкви изображены гадалки в виде сивилл.

Фотографировать в Сикстинской капелле нельзя совсем. Дело в том, что у итальянцев не было денег на реставрацию капеллы. Они были вынуждены продаться японской фирме, вложившейся в реставрацию. Японцы получили эксклюзивные права на съемку в капелле. В момент, когда мы осматривали капеллу людей в ней было, как в автобусе в час пик. Все стояли плечом к плечу и слушали свои аудиогиды. Великолепный пол Сикстинской капеллы я рассмотрела только на 3Д-панораме.

Если после Сикстинской капеллы пойти налево, то можно попасть в собор Святого Петра без очереди, а направо продолжение осмотра музеев.

В общем мы потратили на осмотр описанной части музеев Ватикана часов 5, но все индивидуально. Официальные экскурсии с гидом по музеям Ватикана обычно умещаются в 2-3 часа. Если взять родной аудиогид, можно наверное и 8 часов там проходить. В музеях есть кафе, там можно перекусить — не вкусно и дорого. Даже не знаю, чего мне больше хотелось сесть или что-нибудь съесть. Сесть определенно больше, но свободных сидячих мест в кафе не оказалось, только стоячие столики. Люди ели сидя на лестнице. В некоторых залах есть скамеечки.

В музеи Ватикана, как в Эрмитаж можно ходить много раз, каждый раз выбирая что-нибудь новое. Мы не ходили в Пинакотеку и из 26 музеев осмотрели только 9 и то не полностью, но впечатлениями переполнились. Некоторые музеи представляют интерес только для специалистов, например, лапидариумы.

А вы бывали в музеях Ватикана? Сколько времени вам потребовалось на осмотр? Что интересного для себя вынесли?

Хотите поехать в Рим самостоятельно? Читайте в одной статье . Вы узнаете: про все виды трансфера из аэропорта (стоимость), про стоимость билетов на общественный транспорт, получите план осмотра города на 6 дней, где лучше всего купить билеты в музеи Рима и избежать очередей.

| 3 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

49,072 просмотрели

Под емкой вывеской «музеи Ватикана» скрывается целая плеяда выставочных залов и галерей. Возраст наиболее почтенных экспозиций насчитывает 5 веков. За это время кураторы музеев успели собрать потрясающую коллекцию скульптуры, живописи, рукописей, предметов быта и религиозного искусства. Оценить по достоинству шедевры мирового искусства можно только в блестящем обрамлении дворцов Ватикана.

В XV веке в Ватикане была построена знаменитая (Cappella Sistina). Архитектор Джованни ди Дольчи (Giovannino de’ Dolci) создал скромное церковное строение, которое изнутри было украшено ренессансными мастерами кисти: Боттичелли (Sandro Botticelli), Гирландайо (Domenico Ghirlandaio), Росселли (Cosimo Rosselli) и Перуджино (Pietro Perugino). Отдельным украшением капеллы служит фреска работы (Michelangelo di Lodovico) «Страшный суд».

В конце XV – начале XVI веков на территории Ватикана возникает еще один памятник архитектуры и искусства – башня Борджиа (Torre dei Borgia). Основал традицию сбора изящных предметов папа Юлий II. В XVI веке он начал активно коллекционировать римские копии античных скульптур и организовал для своей экспозиции подходящее пространство.

В начале XX века узаконил себя в качестве суверенного государства. Латеранский договор закрепил права и свободы папской власти. Все предметы собранные искусств перешли в собственность католической церкви. Однако этот же документ обязал церковь открыть экспозиции для посещения всеми желающими.

  • Важно прочитать:

Двор Бельведера (Cortile del Belvedere)

На протяжении XVI века папа Юлий II проводит реконструкцию имеющихся дворцов. Таким образом, под руководством архитектора Донато Браманте (Donato Bramante) на базе палаццо Иннокентия VII и Николая V возникает Двор Бельведера.


Архитектура зданий – прекрасный образчик эпохи Высокого Возрождения. Ее классическую красоту дополняют и подчеркивают экспонаты: античная статуя Аполлона, архитектурная группа Лаокоон и сыновья, Персей работы Кановы (Antonio Canova) Бельведерский торс, статуя Афродиты Книдской.

Музей Пия-Клемента (Museo Pio-Clementino)

Все эти чудеса выставлены во внутреннем дворике Бельведера — Музее Пия-Клемента. Идейным вдохновителем собрания данных предметов искусства является папа Клемент XIV, бывший у власти в 70-х годах XVIII столетия. Его приемник — Пий VI также не обделил музей своим вниманием. Всего в Музее Пия-Клемента насчитывается 8 залов.

Григорианский Египетский музей (Museo Gregoriano Egizio)

Еще одна интересная экспозиция разместилась на верхних этажах Бельведера – это Григорианский Египетский музей. Первые экспонаты были собраны папой Пием VII, организовал музей уже его приемник – Григорий XVI в 1839 году. В 9 залах можно увидеть культовые египетские предметы, датированные III веком до н.э. Наибольшей популярностью пользуются: безголовая статуя жреца Уджагорресента, статуи фараонов, саркофаги, древние мумии, канопы. Также есть отдельные залы, посвященные культурам Месопотамии и Сирии.

Двор Сосновой Шишки (Cortile Della Pigna)

Во Дворе Сосновой Шишки можно наблюдать необычные экспонаты под открытым небом: гигантскую сосновую шишку, украшающую фонтан и большую бронзовую сферу. Фонтан, украшенный шишкой — это древний символ жизни.

А сверкающая на солнце бронзовая скульптура «Сфера внутри сферы» (Sfera con sfera) — это уже символ жизни современного человека. Инсталляция авторства Арнальдо Помодоро (Arnaldo Pomodoro) появилась в Ватикане в 1990 году благодаря усилиям папы Павла II. Четырехметровая внешняя сфера, отлитая из бронзы, установлена на лужайке Бельведера, внутри нее вращается сфера поменьше.

Сквозь прорехи и разрывы во внешней оболочке виден рисунок, нанесенный на внутренний шар. Таким образом архитектор изобразил современный символ жизни — Землю, окруженную Вселенной. И все то, что земляне делают со своей планетой транслируется во внешний мир.

Пинакотека

У коллекции ватиканских картин – непростая история: стоило Папе Пию VI в конце XVIII века заявить о своем собрании – и всего через несколько лет наполеоновские войска увозят лучшие работы в Париж, откуда с большим трудом и в весьма плачевном состоянии они вернулись лишь через 20 лет. Сегодня в Пинакотеке насчитывается около 460 работ, которые рассказывают историю развития живописи от примитивного стиля Средневековья вплоть до XIX века.

Музеи Апостольского дворца (Palazzo Apostolico )

Вход в Музеи Ватикана начинается с необычной достопримечательности — спиральной лестницы архитектора Джузеппе Момо (Giuseppe Momo). Головокружительная винтовая лестница появилась в 1932 году. Собственные независимые радиусы лестницы и ее перил позволяют охватить взглядом постройку по всей ее высоте!

К тому же, закрученный в бараний рог спуск, вначале имеет плоскую поверхность, которая постепенно переходит в ступени. Итак, преодолев чудесную лестницу, к вниманию посетителя откроется 7 километров коридоров и переходов, ведущих в 1400 залов, заполненных 60 тысячами бесценных экспонатов.

Три больших и светлых комнаты в северном крыле Апостольского дворца носят имя — . На итальянском слово «stanza» означает «комната». Таким образом, перед восхищенными путешественниками предстанут три комнаты, расписанные несомненным гением эпохи Возрождения – (Raffaello Santi).

Комнаты имеют отдельные названия, согласно тематике фресок: Комната суда (Stanza della segnatura), Станца д’Элиодоро (Stanza di Eliodoro) и Комната Пламени (Stanza dell’Incendio del Borgo). К станцам примыкает огромное помещение – Зал Констанца (Sala di Costantino).

Часть палаццо Николая V занимают Апартаменты Борджиа (Appartamento Borgia) – покои папы Александра VI из семейства Борджиа.

При жизни папы в конце XV столетия своды апартаментов были расписаны знаменитыми художниками : Пинтуриккьо и Браманте. Стены и потолки залов украшают изображения пророков, библейские сюжеты, изображение средневековых наук.

Григорианский Этрусский музей (Museo Gregoriano Etrusco)

Григорианский Этрусский музей был основан в 1837 году. Он позволит совершить экскурс в прошлое Италии. Этруски – древние обитатели Апеннин, расцвет цивилизации которых пришелся на VIII до н.э. В музее собрана богатейшая коллекция предметов культуры, религии и быта этрусков. В 22 залах выставлены статуи, изделия из бронзы, обработанного камня, керамики.

Ватиканская апостольская библиотека (Bibliotheca Apostolica Vaticana)

Ученым гостям Ватикана будет интересна Ватиканская апостольская библиотека. Специалистам попасть сюда можно только по предварительной записи за несколько месяцев.

В 1475 году этот музей был основан папой Николаем V. За прошедшие 6 столетий в фондах библиотеки накопилось порядка 1 миллиона 600 тысяч отпечатанных типографским образом книг. Около 150 тысяч манускриптов, столько же гравюр, большая коллекция географических карт, наградных медалей и монет, гобеленов и даже подсвечников! Все экспонаты бережно хранятся и по мере необходимости реставрируются.

Первоначальное предназначение Ватиканской библиотеки – архив важной документации. Со временем фонды библиотеки ширились, наполняясь редкими изданиями. Не могут оставить безучастными стеновые и потолочные фрески Гирландайо, Мелоццо да Форли (Melozzo da Forli), Романо (Antonio Aquilio). Особенно впечатлительные гости верят в то, что от глаз простых смертных скрыты целые залы с запрещенной литературой.

Музей Кьярамонти (Museo Chiaramonti)

Увековечить настоящую фамилию одного из римских пап призван музей Кьярамонти. Пий VII – представитель старого итальянского рода Кьярамонти заручился поддержкой Антонио Кановы и в начале XIX века создал музей, посвященный скульптуре. Сводчатая галерея, соединяющая Апостольский дворец с Бельведером, украшенная статуями и бюстами, была названа — Коридор. Наиболее интересны в этой части выставки: барельеф «Три грации» и древние каменные головы небожителей Посейдона и Афины.

Сравнительно новая часть музея Кьярамонти получила название Новое крыло (Braccio Nuovo), в залах которого собраны предметы искусства времен Древней Греции и Римской империи.

Сильное впечатление производит светлый зал, выполненный в классической манере. В нишах между колоннами выставлены статуи древних божеств, императоров и воителей. Третья часть музея Кьярамонти представленная Galleria Lapidaria – внушительным собранием надписей раннехристианского и языческого периодов.

Исторический музей (Museo Storico Vaticano)

Современная история Ватикана, а также жизнь Римских пап XX-XXI столетий ярко освещена в Историческом музее. Среди прочих диковинок посетители данной выставки смогут взглянуть на бронированные Папамобили, макет локомотива, использованного Ватиканом в 30-е годы прошлого века, кареты и прочие атрибуты папской жизни.

Папский гараж

Павильон повозок, или Папский гараж, с 1963 года является одной из самых необычных частей Музеев Ватикана. Тут представлена захватывающая история передвижения понтификов: десятки карет, 12 автомобилей, руль гоночной Феррари, паланкины, сбруи, седла, модели самолета, паровоза и даже корабля. Роскошная карета для торжественных выступлений и папамобиль, во время выступления на котором было совершено покушение на Иоанна Павла II, ребусы с поиском места, где сидел кучер и бронированных машин – здесь есть чем приятно удивить и взрослых, и детей!

В музеях Ватикана можно провести не один день. Как минимум, вам необходимо составить план тех экспонатов и залов, которые вы хотите увидеть. Неплохим стандартным решением будет аудиогид, а в идеале – сопровождение профессионального гида.

Музейный комплекс Ватикана состоит из дворцовых помещений, музеев и галерей. В них экспонируются выдающиеся образцы изобразительного искусства, собираемые на протяжении 5 веков Римской Католической церковью. Залы и комнаты, в которых они размещены, и сами являются произведениями искусства. Ежегодно музеи Ватикана принимают 5 миллионов посетителей.

Апостольский дворец

В двух помещениях Апостольского (Папского) дворца (Palazzo Apostolico) находятся главные изобразительные шедевры музеев Ватикана. Это – Сикстинская капелла (Cappella Sistina) и Станцы Рафаэля (Stanze di Raffaello).

Сикстинская капелла (Cappella Sistina)

Апартаменты Борджиа (Appartamento Borgia)

Жилые помещения Папы Александра VI названы по его светской фамилии. Помимо любви к искусствам, этот высший церковный иерарх, как ни странно, прославился разгульным образом жизни.

Раньше в главном зале апартаментов – Понтификов (Sala dei Pontefici), находились портреты Пап. Другие залы названы по сюжетам их росписей – сивилл (de Sibille), таинств веры (dei Misteri della Fede), святых (dei Santi), свободных искусств (Sala delle Arti Liberali), чудес веры (del Credo).

Музеи

Для свободного посещения открыто 9 музеев Ватикана:

  • Скульптурный Пия-Клемента;
  • Кьярамонти;
  • Три Григорианских – Египетский, Этрусский и светский;
  • Музей христианского искусства;
  • Этнологический миссионерский;
  • Современного религиозного искусства;
  • Исторический.

Музей Пио-Клементино (Museo Pio Clementino)

Первый музей назван в честь Пап Климента XIV и Пия VI, положивших начало систематизации ватиканской коллекции. Этот скульптурный музей находится в Бельведерском дворце (Belvedere Palace). Первые экспонаты размещались во внутреннем дворике. В его нишах и сейчас находятся копии знаменитых скульптур «Лаокоон и сыновья», Персея, Аполлона, Гермеса.

В Галерее статуй можно увидеть копии античных скульптур, среди которых – «Спящая Ариадна». В центре зала Ротонда находится огромная чаша, окружённая 18 статуями, а пол выложен римской мозаикой. В зале Греческого Креста выделяются скульптуры Октавиана Августа и Юлия Цезаря. В зале Животных представлено множество их изваяний.

Музей Кьярамонти (Museo Chiaramonti)

Музей классической скульптуры Кьярамонти, основанный Папой Пием VII, носит его светскую фамилию. Основная часть коллекции – несколько сотен статуй, бюстов, рельефов, саркофагов, расположены в Коридоре – протяжённой арочной галерее. Наиболее известные экспонаты – грандиозная голова Афины, греческие подлинники – «Дочери Ниобы» и голова Посейдона.

В Braccio Nuovo («Новом ответвлении») собраны скульптуры героев греческой мифологии и римской истории. Среди экспонатов выделяются изображения божества реки Нил, политиков Августа и Демосфена, богини Афины, оратора Цицерона, копьеносца Дорифора. А в Galleria Lapidaria хранятся тысячи греческих и римских надписей.

Григорианский Этрусский музей (Museo Gregoriano)

Три ватиканских музея основаны большим любителем искусств Папой Григорием XVI. В Museo Gregoriano Egizio посетители могут увидеть мумии X в. до н. э., стелы III в. до н. э. с иероглифами, римские копии древнеегипетских скульптур.

– окно в прошлое Апеннин. Наиболее заметные экспонаты этрусской цивилизации – бронзовое изваяние Марса, датируемое V в. до н. э., коллекция амфор и ваз, деревянный трон.

В Museo Gregoriano Profano демонстрируются античные находки раскопок XIX в. на территории Ватикана. Наиболее интересны римские копии композиции Афины и Марсия мастера Мирона, статуй Софокла и Нептуна.

Другие музеи

В музее христианского искусства Папы Пия IX Museo Pio-Cristiano представлены произведения первых веков христианства. Их большая часть была найдена в римских катакомбах. Самый известный экспонат – скульптура Доброго Пастыря на одноимённом саркофаге.

В этнологическом миссионерском музее (museo missionario etnologico) представлены предметы местных религиозных культов, вывезенные миссионерами с разных континентов. Самые ценные экспонаты – статуи полинезийского божества Туматауэнга и мексиканского – Кетцалькоатля.

Коллекция современного религиозного искусства (collezione d"Arte Religiosa Moderna) занимает 55 комнат. Демонстрируются работы Родена, Ван-Гога, Кандинского, Дали, Пикассо и других модернистских живописцев на религиозные сюжеты.

Исторический музей Папской области – Museo Storico, расположен отдельно – в Латеранском дворце. В нём можно увидеть портреты Пап, оружие, доспехи и мундиры их воинов, «папомобили». Этот музей можно посетить только в рамках забронированной групповой экскурсии.

Галереи

Пинакотека – публичная коллекция живописи. В 18 залах Pinacoteca Vaticana представлены картины только на религиозные сюжеты, в основном итальянских мастеров. Среди них – произведения великих живописцев – Джотто («Триптих Стефанески»), Рафаэля («Преображение», «Мадонна из Фолиньо» и «Коронация Девственницы»), Перуджино («Мадонна с младенцем»), Леонардо да Винчи («Сен Джером»), Тициана («Мадонна Фрари»), Караваджо («Снятие с Креста»).

Три другие галереи – dei Candelabri, degli Arazzi и delle Carte Geografiche расположены в крыле, соединяющем Апостольский и Бельведерский дворцы. В Галерее Канделябров можно увидеть подсвечники ещё II в. В Галерее Гобеленов есть 10 изделий, изготовленных по эскизам учеников Рафаэля. Самая протяжённая – Галерея географических карт, изображающих города Италии, папские владения и острова Средиземного моря.

Информация для туристов

Как добраться?

Ватикан с музеями расположен в центре Рима. До них можно добраться:

  • на метро линии A в направлении Battistini, до станций Ottaviano или Cipro;
  • на трамвае № 19 до остановки Piazza Del Risorgimento;
  • на городских автобусах – № 49 до входа, №№ 81, 982, 492, 32, 990 и до Piazza Del Risorgimento, №№ 492 и 990 до Via Leone.

Когда посещать?

Время работы музеев Ватикана – 9–18 часов (кроме воскресенья и религиозных праздников), но кассы и вход открыты до 16. Цена билетов – 16 EUR, за ними часто бывают большие очереди, особенно по средам (день папской проповеди), и в первую половину дня. Билеты удобней заранее купить на сайте музеев . Заплатив дополнительные 4 EUR, по онлайн-билету можно пройти через отдельный вход.

Посещение будет значительно познавательней в рамках экскурсий . Можно заказать и элитную вечернюю экскурсию вне рабочих часов с посещением закрытых для рядовых туристов помещений.

Вам также может понравиться: