Музыкотерапия как средство укрепления здоровья детей дошкольного возраста

«Легкая мелодия – самый лучший утешитель для

возбужденной фантазии и лекарство для мозга».

В.Шекспир

Детство - это уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом всю жизнь. В начале пути рядом с каждым малышом находятся самые главные люди в его жизни – родители. Благодаря их любви, заботе, эмоциональной близости ребенок растет и развивается, у него возникает чувство доверия к миру и окружающим его взрослым.

В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методики. На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание.

Работая в системе образования, педагог замечает резкий рост детей с различными формами нарушений в поведении, с различными отклонениями в психике. Проще говоря, с каждым годом увеличивается число нездоровых детей, детей с нарушениями психоэмоциональной сферы. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу.

Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. В детских садах все больше детей с ярко выраженной гиперактивностью, детей с психосоматическими заболеваниями. Любое неадекватное поведение: лень, негативизм, агрессия, замкнутость – всё это защита от нелюбви. Ребенок способен успешно развиваться, сохранять здоровье только в условиях психологического комфорта, эмоционального благополучия.

Важнейшей задачей музыкального воспитания детей раннего возраста является формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. На ярких музыкальных впечатлениях, образах, я строю развитие активности в детском музыкальном исполнительстве и творчестве детей. Дети раннего возраста не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоции они способны выразить. И вот здесь бесценную помощь оказывает музыка. Сила ее заключается в том, что она передаёт смену настроений, переживаний – динамику эмоционально-психических состояний человека. Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно; достаточно только сыграть грустную мелодию, и малыши начинают понимать состояние печали с первых тактов. Музыка помогает им осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний. Музыка – источник особой детской радости. В раннем возрасте ребёнок открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал. Раннее общение с музыкой, занятия основными видами музыкальной деятельности способствуют полноценному психическому, физическому и личностному развитию малыша. Установлено, что музыка - воздействует на многие сферы жизнедеятельности человека через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психический. Звуковые вибрации являются стимулятором обменных процессов в организме на уровне клетки. Эти вибрации способны изменять различные функции организма (дыхательную, двигательную, сердечнососудистую). Благодаря ассоциативным связям, возникающим в процессе восприятия и исполнения музыки, меняется и психическое состояние ребенка. Именно в младшем возрасте, когда детская психика очень гибка и пластична, психологическая составляющая работы музыкального руководителя наиболее эффективна. Анализируя основы психо-коррекционной работы с детьми, многие учёные отмечают, что в дошкольном возрасте одним из наиболее эффективных методов является музыкотерапия.

Музыкотерапия – метод, использующий музыку, как средство нормализации эмоционального состояния, устранения страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении.

Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности.

Такой метод дает возможность применения музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка: снятие напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, коррекцию отклонений в личностном развитии ребенка и его психо-эмоциональном состоянии, а также может за считанные минуты снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысить настроение, сконцентрировать внимание. В дошкольном возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности.

Занятия по музыкотерапии строятся по определенной схеме:

1. Разминка. Двигательные и ритмические упражнения.

2. Основная часть. Различные виды музыкальной деятельности: пение, слушание, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах и обязательно элементы театрализации.

3. Музыкальная релаксация. Аутотренинг.

Музыкотерапия ориентирует педагога на сотрудничество с ребенком, на интеграцию различных видов художественной деятельности.

Поэтому музыкотерапию, как метод, рекомендуется использовать не только на музыкальных, но и на физкультурных занятиях, на утренней гимнастике, бодрящей гимнастике после дневного сна, на вечерах досуга, на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, в повседневной деятельности, самостоятельных играх и т.д. Т.Е. музыка сопровождает детей и взрослых в течение дня в группе.

Таким образом, каждый педагог может использовать упражнения в сочетании с другими играми и упражнениями, «конструировать» из отдельных композиций необходимую форму занятий.

Все элементы упражнений по музыкотерапии дают возможность использовать их не только как средство развития музыкальных и двигательных способностей детей на занятиях ритмикой, но и как игровой тренинг психических процессов: внимания, памяти, воли, творческого воображения и фантазии, а так же, как средство расслабления, переключения внимания или повышения психофизического тонуса и т.д., в самых различных формах организации педагогического процесса в детском саду.

Например, на занятиях с высокой умственной нагрузкой и малой подвижностью следует использовать танцевальные композиции в качестве физкультминуток. Использование композиций на основе быстрой, веселой музыки позволяет поднять настроение детей, активизировать их внимание.

Использование музыки решает оздоровительно-профилактическую задачи, способствует созданию комфортных условий пребывания ребенка в детском саду:

    утренний отрезок времени: во время приема детей предлагается мажорная классическая музыка, солнечная песня с хорошим текстом, которые снимут психологическое напряжение, созданное необходимостью расставания с мамой;

    дневной сон: благотворно влияние мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Такая музыка расслабляет, снимает эмоциональное и физическое напряжение;

    пробуждение после дневного сна: тихая, нежная, легкая, радостная музыка (короткая пьеса или фрагмент музыкального произведения используется в течение одного месяца, чтобы у ребенка выработался рефлекс просыпания на знакомую мелодию) помогает малышам переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Под музыку проводится гимнастика.

При помощи музыкотерапии можно моделировать эмоции, помочь сбалансировать психо-эмоциональное состояние и поведение ребенка. Занятия по музыкотерапии дают богатый опыт общения, наполняют жизнь радостными и яркими впечатлениями.

Развитие музыкально-художественной деятельности дошкольников средствами музыкальной терапии

Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний и настроений. Её называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Музыкально-художественная деятельность играет огромную роль в процессе воспитания в ребенке духовности, культуры, эмоциональной сферы и познавательных процессов.
Непосредственное влияние музыки на эмоциональную сферу ребенка способствует возникновению первоначальных ответных действий, в которых можно видеть предпосылки к формированию в дальнейшем основных музыкальных способностей, которые необходимы для овладения музыкально-художественной деятельностью.
Современными исследователями доказано, что развивать музыкально-художественную сферу ребенка нужно начинать как можно раньше. Чем раньше дети приобщаются к миру музыки, тем более музыкальными они впоследствии становятся, и тем радостнее и желаннее будут для них новые встречи с музыкой.
Дошкольный период представляет собой яркую и неповторимую страницу в жизни каждого человека. На данном возрастном этапе закладываются основные ступени процесса социализации ребенка, происходит приобщение дошкольников к культуре и общечеловеческим ценностям, закладывается фундамент здоровья.
Развитие музыкальных способностей – это один из важных аспектов в формировании гармонично-развитой личности. И данному направлению в ДОУ всегда уделялось большое внимание. Занятия музыкой осуществляются регулярно практически в каждом дошкольном учреждении, поскольку через развитие музыкальных способностей происходит формирование познавательной, двигательной, эмоциональной сферы ребенка.
Таким образом, можно отметить, что музыкальное искусство является одним из тех направлений, которое легко и доступно для восприятия ребенка с самого раннего возрастного этапа. Существует достаточно психологических и педагогических оснований считать, что потенциал творчества несет в себе каждый ребенок.
В свое время Б.М. Теплов, а вслед за ним и многие другие ученые определили способности, как такие психологические особенности человека, которые имеют отношение к успешности какой-либо деятельности и которые создаются в процессе освоения этой самой деятельности .
Учитывая современную ситуацию, когда большинство психолого-педагогических проблем связано с нарушением эмоциональной сферы ребенка (например, повышенная агрессивность, гиперактивность и т.д.) на помощь приходит музыкальное искусство, которое помогает ребенку в игровой, интересной, увлекательной форме освоить основы духовно-нравственного воспитания и развить творческие способности личности.
Музыкальные занятия в детском саду направлены на следующее:
становление музыкальной культуры ребенка;
развитие музыкальности;
развитие музыкальных способностей (музыкальной памяти, музыкального восприятия, воображения, ассоциативного мышления); освоение знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, воздействии на человека, взаимосвязи с другими видами искусства;
воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке, формирование двигательных навыков (развитие координации и т.д.);
овладение практическими навыками в музыкально-художественной деятельности (исполнение песен, музыкальных сказок, игра на простейших музыкальных инструментах);
формирование процесса активного слушания и исполнительской культуры.
Бедность музыкальных впечатлений детства, их отсутствие вряд ли можно будет восполнить позднее, будучи взрослым. Может поэтому, многие специалисты утверждают, что дошкольный возраст самый благоприятный период для формирования и развития музыкально-художественной деятельности.
Область музыкальной терапии позволяет включить в музыкальный процесс не только ребенка, воспитателя, музыкального руководителя, но и психолога. В любом дошкольном учреждении синкретичная работа специалистов в области развития ребенка дошкольного возраста является основополагающей. Нередко организуются интегрированные занятия музыкального руководителя, воспитателя, психолога и логопеда. Поэтому широкая область музыкальной терапии позволяет организовать (в основном в групповой форме) различные виды музыкотерапии в дошкольном учреждении: активная музыкальная терапия, интегративная, рецептивная.
Использование методологии музыкальной терапии на музыкальных занятиях достаточно распространенное явление в методическом инструментарии музыкальных руководителей.
Однако в связи с тем, что в дошкольном возрасте дети нередко нуждаются в нормализации психоэмоциональных состояний, в данном случае методы музыкальной терапии в сочетании с музыкальными занятиями дают хороший результат и позволяют не только корректировать эмоциональное состояние детей, но и использовать методы музыкальной терапии для активизации и развития познавательной сферы.
Наряду с вокалотерапией, можно активно включать в музыкальные занятия элементы танцевальной терапии.
Основная цель танцевальной терапии – достижение внутреннего и внешнего состояния гармонии с помощью танца.
Задачи танцевальной терапии:
Снятие напряжения
Избавление ребенка от страхов, усталости
Помощь в личностных проблемах (замкнутость, необщительность, проблемы с эмоционально неуравновешенными детьми)
Выявить и раскрыть творческие способности ребенка
Повысить самооценку личности.
К основным методам танцевальной терапии относятся (А. Шкурко):
использование спонтанного неструктурированного танца;
использование кругового группового танца – где круг символ внутригруппового единства
целенаправленный выбор музыки, поддерживающий свободную импровизацию
ритмическая групповая активность, когда участники двигаются под единый ритм
кинестетическая эмпатия, то есть «отзеркаливание» движений партнера по танцу (воспитатель или музыкальный руководитель демонстрирует движение, ребенок повторяет)
танец с целенаправленной темой или в сочетании с игровыми методами.
Музыкальные занятия с использование средств музыкальной терапии можно выстраивать согласно представленной схеме:
1.Музыкальное приветствие (организационный момент с целью концентрации внимания детей).
2.Комплекс двигательных упражнений, специально подобранный для формирования определенного эмоционального состояния: это могут быть плавные музыкальные движения, либо наоборот, активный комплекс упражнений, который используется с целью разминки и формирования активного бодрого настроя ребенка (например, в рамках утренней гимнастики).
3.Основная часть, которая может представлять собой слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах и т.д. – данный структурный элемент занятия с использованием методов музыкальной терапии может быть обусловлен определенными целями и задачами, которые формулирует музыкальный руководитель совместно с психологом и воспитателем группы.
4.заключительным компонентом в данном музыкальном занятии является релаксация.
К основным задачам музыкального воспитания и развития детей в дошкольном возрасте Ю.Б. Алиев относит развитие музыкальных способностей и совершенствование эмоциональной сферы ребенка, что и происходит в процессе включения музыкальной терапии в работу музыкального руководителя.
При использовании музыкальной терапии в своей работе по развитию музыкально-художественной деятельности и развитию эмоциональной и познавательной сфер ребенка происходит совместная психологическая работа, направленная на коррекцию детей с психологическими проблемами (агрессивность, повышенная тревожность и т.д.).
В качестве основного принципа работы необходимо использовать личностно-ориентированный подход, при котором происходит учет специфики развития детей определенной возрастной группы, ориентированность на психофизиологические особенности каждого ребенка.
Таким образом, методология музыкальной терапии позволяет решать музыкальному руководителю следующие задачи: развивать музыкально-эстетическое воспитание дошкольников; обеспечивать психологическую разрядку с помощью различных видов музыкальной деятельности; способствовать накоплению эмоционального опыта посредством общения ребенка с музыкой.

Литература
1.Герасимова, Е.Н. Образовательный процесс в разновозрастной группе детского сада: сущность, специфика, основы построения. – Елец, 2001. – 212 с.
2.Гогоберидзе. А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детского дошкольного возраста. – М.: Академия, 2005. – 320 с.
3.Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 304 с.
4.Петрушин, В.И. Музыкальная психотерапия. М., 1999. –176 с.
5.Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей. М., 1947. – 240 с.

Музыка сопровождает нас на протяжении всей его жизни. Сложно найти такого человека, который бы не любил слушать ее - или классическую, или современную, или народную. Многие из нас любят танцевать, петь, а то и просто насвистывать какую-либо мелодию. Но знаете ли вы о пользе музыки для организма? Об этом наверняка задумывался далеко не каждый.

А ведь приятные звуки мелодий используются в качестве методики лечения без лекарств. Этот способ носит название музыкотерапия, а его применение оказывает положительное влияние на организм, как взрослых, так и детей.

Немного истории

На то, что музыка оказывает воздействие на организм человека, указывали еще философы античного мира. Платон, Пифагор и Аристотель в своих трудах говорили о той целебной силе, которой обладает мелодия. Они считали, что музыка служит для установления гармонии и пропорционального порядка во всей Вселенной. Способна она также создать необходимый баланс в теле человека.

Применяли музыкотерапию и во времена Средневековья. Этот способ помогал в лечении болезней, которые вызывали эпидемии. В тот период в Италии данный метод широко применяли при лечении тарантизма. Это тяжелое психическое заболевание, причиной которого был укус тарантула (ядовитого паука).

Данный феномен впервые попытались объяснить лишь в 17 в. А спустя два столетия ученые стали проводить широкие исследования этого явления. В результате был установлен тот факт, что двенадцать звуков, входящих в октаву, обладают гармоничной связью с 12 системами человеческого организма. При направленном воздействии на наше тело музыки или пения происходят удивительные вещи. Органы приводятся в состояние повышенного уровня вибрации. Подобный процесс позволяет укрепить иммунную систему, улучшить обмен веществ и активизировать восстановительные процессы. В результате человек избавляется от недугов и выздоравливает.

Таким образом, музыкотерапия считается не только интереснейшим, но и весьма перспективным направлением. Ее применяют во многих странах мира в оздоровительных и лечебных целях.

Музыка и дети

Малыши, живущие в современном мире, большую часть своего времени проводят за компьютерными играми и у экранов телевизоров. Чаще всего родители не против такого занятия их ребенка. Ведь в это время в доме воцаряется тишина, и взрослые могут спокойно заниматься своими делами. Однако мамам и папам стоит помнить о том, что частое общение с компьютером и телевизором способно негативно сказаться на их малыше. Ведь нередко мультфильмы излучают откровенную агрессию, а в сюжетах кинолент много насилия и убийств. Все это отрицательно влияет на неокрепшую психику ребенка. А ведь бывает, что еще и не совсем ладятся отношения между родителями. В таком случае малыш получает настоящую психологическую травму. Он становится неуверенным в себе и замкнутым. Часто такие дети испытывают чувство страха и вины. Они боятся, что никому не нужны, и никто не способен их защитить. Помимо этого, у таких детей возникают вредные привычки.

Все это оказывает негативное влияние на взаимоотношения между детьми. А ведь в юном возрасте контакты со сверстниками играют чрезвычайно важную роль. Ребенку становится трудно входить в коллектив из-за неуверенности в себе и боязни, что его просто не примут.

Помочь в этом случае может музыкотерапия для детей. Она представляет собой психотерапевтический метод, позволяющий производить коррекцию эмоциональных состояний. Применение данной терапии приводит к быстрому устранению психического напряжения.

Огромная польза музыкотерапии для детей заключена и в ее способности устранять поведенческие проблемы, а также переживать возрастные кризисы, которые связаны с развитием малыша.

Гармонизирующее воздействие мелодий на психические процессы используется в работе с дошкольниками. При этом педагогом может быть использовано огромнейшее число методов. Независимо от того, какой из них будет выбран, занятия музыкотерапией для детей дошкольного возраста преследуют только одну цель. Она состоит в том, чтобы малыш начал осознавать себя и свое существование в окружающем мире.

Важность проведения занятий

Музыкотерапия для детей раннего возраста представляет собой особую форму работы с малышами. В этом случае педагогом используются различные мелодии, которые могут представлять собой либо записи на магнитофоне, либо игру на музыкальных инструментах, пение, прослушивание дисков и т. д.

Музыкотерапия в детском саду является прекрасной возможностью активизировать ребенка. Благодаря этому он начинает преодолевать имеющиеся в его сознании неблагоприятные установки, налаживает отношения с окружающими людьми, что улучшает его эмоциональное состояние. Помимо этого, музыкотерапия для детей дошкольного возраста необходима и для коррекции различных эмоциональных отклонений, речевых и двигательных расстройств. Помогает данная методика исправить отклонения в поведении, устранить коммуникативные затруднения, а также излечить разнообразные психосоматические и соматические патологии.

Помогает музыкотерапия и в развитии ребенка. Она создает оптимальные условия для воспитания у маленького человека вкуса и эстетических чувств, помогает ему раскрыть новые способности.

Использование музыкотерапии для детей раннего возраста способствует становлению их норм поведения и характера, а также обогащает яркими переживаниями внутренний мир маленького человека. Одновременно с этим прослушивание песен и мелодий позволяет решить задачу формирования нравственных качеств личности, эстетического отношения малыша к окружающему миру. При этом у детей воспитывается любовь к искусству.

Программы музыкотерапии

Специалисты отмечают, что сочетание традиционных средств и методов обучения с прослушиванием мелодий и песен позволяет значительно повысить уровень развития дошкольников. Это доказано и проведенными исследованиями. Музыкотерапия для детей дошкольного возраста может быть применена не только для психолого-педагогической коррекции, но и с лечебно-профилактическими целями. Возможности этого метода достаточно широки. При этом специалистом может быть выбрана определенная программа по музыкотерапии для детей дошкольного возраста из обширного списка, который имеется на сегодняшний день.

К. Швабе, являющийся одним из основателей подобного вида лечения, указывал на то, что в использовании звуков мелодий существует три направления:

  • функциональное (профилактическое);
  • педагогическое;
  • медицинское.

Музыкальные воздействия, которые являются составляющими данных направлений, в свою очередь, бывают:

  • опосредованные и неопосредованные, исходя из объема применения;
  • групповые и индивидуальные, отличающиеся способом организации занятий;
  • активные и поддерживающие, обладающие различным диапазоном действия;
  • директивные и недирективные, указывающие на тип контакта воспитанников с педагогом;
  • глубокие и поверхностные, что характеризует предполагаемый конечный контакт.

Рассмотрим некоторые из этих методов подробнее.

Индивидуальная музыкотерапия

Подобный тип воздействия может быть осуществлен в трех вариантах:

  1. Отличительно-коммуникативный. При таком типе воздействия музыкальное произведение ребенок прослушивает вместе с педагогом. В этом случае мелодия способна улучшить взаимодействия между взрослым и его воспитанником.
  2. Реактивный. Подобное воздействие способствует очищению.
  3. Регулятивный. Этот тип воздействия позволяет устранить у ребенка нервно-психическое напряжение.

Эти формы на занятии музыкотерапии в детском саду могут быть применены отдельно друг от друга или же в комплексе.

Групповое прослушивание

Данный вид занятий по музыкотерапии в детском саду должен быть построен так, чтобы все участники процесса могли свободно общаться между собой. Только в этом случае занятия станут достаточно динамичными, ведь внутри группы непременно возникнут взаимоотношения коммуникативно-эмоционального характера.

Организация творческой деятельности является одним из лучших способов снятия напряжения. Особенно важно это для тех детей, которые не могут выговориться. Им намного проще заняться творчеством, где найдут выражение их фантазии. Рассказы для них очень сложны.

Пассивная музыкотерапия

Эта рецептивная форма воздействия, отличие которой заключается в том, что ребенок не принимает активного участия в занятии. В этом процессе он является простым слушателем.

Во время проведения занятий с использованием пассивной формы музыкотерапии в детском саду дошкольникам предлагается прослушать самые разные композиции или вслушаться в звучания, подобранные в соответствии с состоянием здоровья малыша и с этапом лечения. Такие мероприятия ставят своей целью смоделировать положительное эмоциональное состояние. Все это позволит ребенку выйти из травмирующей его ситуации посредством релаксации.

Рассмотрим варианты проведения пассивных занятий по музыкотерапии в работе с детьми.

  1. Музыкальные картинки. На таком занятии ребенок воспринимает мелодию совместно с воспитателем. В процессе прослушивания педагог помогает малышу окунуться в мир предложенных произведением образов. Для этого ребенку предлагается сосредоточить свое внимание на музыкальной картинке. В течение 5-10 минут дошкольник должен находиться в мире звуков. Общение с музыкой окажет на дошкольника благотворное влияние. Для проведения таких занятий педагог должен использовать инструментальные классические произведения или звуки мира живой природы.
  2. Музыкальное моделирование. На таких занятиях педагогам рекомендуется использование программы, в состав которой включены фрагменты различных по своему характеру произведений. Одни из них должны отвечать душевному состоянию дошкольника. Действие вторых произведений нейтрализует влияние предыдущего фрагмента. Третий тип музыки необходим для выздоровления. На этом этапе педагогом должны быть подобраны мелодии, обладающие наибольшим эмоциональным воздействием, то есть положительной динамикой.
  3. Мини-релаксация. Проведение таких занятий музыкотерапии в детском саду способствует активизации мышечного тонуса воспитанников. Ребенок должен хорошенько почувствовать и понять свое тело, научившись расслаблять его при возникновении напряжений.

Активная музыкотерапия

Во время проведения занятий такой формы ребенку предлагается пение и инструментальная игра:

  1. Вокалотерапия. Проводятся такие занятия по музыкотерапии в детском саду и дома. Вокалотерапия позволяет создать у малыша оптимистическое настроение. А для этого он должен петь песни, которые приведут в гармоничное состояние внутренний мир ребенка. В их текстах непременно должна звучать формула «Ты хороший, я хороший». Проведение вокалотерапии особенно рекомендуется эгоцентричным, заторможенным и депрессивным детям. Включают этот метод и при составлении программы по музыкотерапии для детей школьного возраста. При групповой вокалотерапии в процесс вовлекаются все дети, присутствующие на занятии. Но здесь специалисту необходимо учесть момент скрытости в общей массе и анонимности чувств. Участие в вокалотерапии позволят ребенку преодолеть расстройства контакта, утвердив собственные чувства к здоровому переживанию имеющихся телесных ощущений.
  2. Инструментальная терапия. Этот вид также позволяет сформировать оптимистичное настроение. При этом детям предлагается игра на музыкальном инструменте.
  3. Кинезитерапия. Общая реактивность организма может быть изменена под воздействием различных средств и форм движения. Подобный процесс позволит разрушить патологические стереотипы, которые нередко возникают в период заболевания. При этом в сознании ребенка возникают новые установки, которые позволяют ему адаптироваться к окружающей действительности. На таких занятиях происходит обучение детей технике выражения своих эмоций с использованием движений тела. Это позволяет им достичь релаксации. Используется данный вид музыкотерапии в коррекционной работе с детьми. Такие занятия способствуют приведению в норму психологических и коммуникативных функций. Метод кинезитерапии включает в свой состав сюжетно-игровой процесс, ритмопластику, коррекционную ритмику, а также психогимнастику.

Интегративная музыкотерапия

В подобной методике, помимо прослушивания мелодий, педагог задействует и другие виды искусств. Он предлагает детям под музыку поиграть в игру, порисовать, создать пантомиму, сочинить рассказы или стихи и т. д.

Важным на таких занятиях является активное музицирование. Оно повышает самооценку ребенка, что способствует преодолению амбивалентности в поведении. Для того чтобы дети исполнили несложные пьесы, педагог может им дать самые простые инструменты, такие как барабан, ксилофон или треугольник. Подобные занятия, как правило, не выступают за границы поиска несложных гармонических, ритмических и мелодических форм, представляя собой некую импровизированную игру. Участвующие в подобном процессе дети развивают динамическую приспособляемость и полностью готовы к взаимному слушанию. В связи с тем, что подобные занятия являются одной из форм групповой музыкотерапии, во время их проведения все участники должны активно общаться друг с другом. Это позволит процессу быть максимально динамичным, что приведет к возникновению коммуникативно-эмоциональных взаимоотношений между детьми. Самое главное при этом - самовыражение ребенка посредством игры на предложном ему музыкальном инструменте.

Танцевально-двигательная терапия

Подобная форма занятий служит мостиком между сознательным и бессознательным миром. позволяет ребенку выразить себя в движениях. Это позволит ему сохранить собственную индивидуальность и наладить контакт со своими сверстниками. Такие занятия являются единственным видом музыкальной терапии, требующим значительного свободного пространства. Во время танца у ребенка расширяется двигательное поведение, что позволяет ему осознать конфликты желаний и способствует проживанию отрицательных чувств. Подобное воздействие приводит к освобождению от негатива.

Особенно ценно для здоровья ребенка сочетание танца с пением или же импровизация движений под звуки классических мелодий. Терапевтической ценностью обладают и колебательные ритмичные движения, которые выполняются под музыку, имеющую три такта.

Лечение речевых расстройств

Музыкальная ритмика способствует устранению некоторых логопедических проблем. Среди них такое расстройство речевой функции, как заикание. Музыкотерапия для детей с нарушением речи проводится в виде подгрупповых занятий. При этом специалист предлагает своим подопечным ритмические игры, дыхательную гимнастику и воспроизведение мелодии в замедляющемся, а также в ускоряющемся темпе.

Используют музыку и в процессе самостоятельной работы. В этот момент отсутствует всякое речевое общение. Исключения составляют при такой музыкотерапии упражнения для детей в виде чтения под музыку. Специалист следит за тем, чтобы громкость звучания мелодии была строго дозированной. Звуки, которые слышат дети, не должны быть чересчур громкими, но и в то же время слишком тихими.

Разработка коррекционных программ по музыкотерапии и их дальнейшее использование для лечения детей с дефектами речи требуют совместного участия музыкальных педагогов и врачей-психологов.

Стоит отметить, что использование данной методики для устранения речевых патологий считается делом весьма эффективным и перспективным. Подобное стало возможно за счет сильнейшего воздействия музыки, которое она оказывает на эмоциональное состояние человека. Во время таких занятий, как показывает практика, происходит коррекция и развитие ощущений восприятия, что позволяет стимулировать речевую функцию и нормализовать просодическую сторону речи, то есть тембр и ритм, а также выразительность интонации.

Для детей, имеющих логопедические проблемы, разрабатываются специальные программы, в которых должны быть использованы только те произведения, которые непременно понравятся всем маленьким пациентам. Это могут быть музыкальные пьесы, хорошо знакомые детям. Главным условием для выбора произведения является тот фактор, что оно не должно отвлекать ребенка от главного, притягивая его своей новизной. Длительность прослушивания не превышает 10 минут во время одного занятия.

Лечение аутизма

Основной задачей методики музыкотерапии для коррекции состояния детей с подобным расстройством психики является налаживание слухо-вокальной, слухо-двигательной, а также зрительно-двигательной координации, которые впоследствии должны быть синтезированы в одной деятельности.

Основной принцип проведения занятий с детьми-аутами заключен в психической экологии. Он предусматривает наличие в начале и в конце занятий негромкой музыки. В период проведения работы специалист должен внимательно отслеживать изменения эмоционального состояния каждого маленького пациента, корректируя при необходимости интенсивность терапии. Кроме этого, занятия строятся по принципу прохождения от простого материала к сложному. В их структуру включают:

  1. Ритуал приветствия.
  2. Регуляционные упражнения, способствующие активизации двигательного, слухового и зрительного внимания.
  3. Упражнения коррекционно-развивающего характера.
  4. Ритуал прощания.

Музыкотерапия для детей с аутизмом выступает высокоэффективным средством устранения многих проблем.

«Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка — целитель здоровья.»

(В.М.Бехтерев)

Ни для кого не секрет, что музыкальное воздействие стимулирует развитие ребенка, развивает и повышает его интеллект. Ученые считают, что музыка в прямом смысле слова, оказывает магическое воздействие на мозг человека. Благотворное влияние музыки на душу человека заметили еще в древности. В средние века музыку использовали для лечения психологических расстройств и применяли в качестве обезболивающего средства. В настоящее время ученые доказывают положительное влияние классической музыки и колыбельных песенок на развитие и здоровье детей.

Помочь ребенку можно с помощью музыкотерапии. Музыкотерапия — психотерапевтический метод коррекции эмоциональных состояний. Этот метод позволяет быстро снять психическое напряжение, успокоиться. В детском возрасте музыкотерапия успешно справится с преодолением у ребенка поведенческих проблем, эмоционального беспокойства, а также поможет пережить , связанные с развитием ребенка. В современном мире наши малыши все больше времени проводят у экранов телевизоров и за компьютерными играми. Родители не против такого досуга детей, так как, ребенок занят и не докучает маме и папе. Родители же могут спокойно заняться своими делами. Жаль, что они недооценивают вред, который наносит малышу частое общение с телевизором и компьютером. Ведь все чаще мультфильмы откровенно излучают агрессию, а фильмы напичканы убийствами и насилием. В результате страдает неокрепшая психика ребенка. А если еще и в семье не все ладится, то ребенку наносится настоящая психическая травма, он становится замкнутым, неуверенным в себе, у него зарождается чувство вины, страха, он чувствует себя незащищенным и никому ненужным, у ребенка появляются . Все это влияет на взаимоотношения ребенка со сверстниками, что имеет в детском возрасте чрезвычайно большое значение. Ребенок сложно входит в коллектив, он не уверен в себе и боится, что его не примут.

Какие формы музыкотерапии можно использовать при работе с детьми

Пассивная музыкотерапия -когда ребенок слушатель. Для прослушивания предлагаются музыкальные произведения близкие психическому состоянию ребенка. Этот метод направлен на формирование положительного эмоционального состояния ребенка и на выход ребенка с помощью музыки из проблемной ситуации. Метод пассивной музыкотерапии можно использовать в нескольких вариантах: это музыкальная картинка и музыкальное моделирование. В первом случае ребенок, прослушивая музыкальную композицию, сосредотачивается на музыкальной картинке, которую представляет благодаря музыкальным звукам, мелодии, что оказывает благотворное воздействие на его эмоциональное, психическое состояние.

В случае музыкального моделирования, композиция составляется из разных музыкальных фрагментов. Первый фрагмент соответствует душевному состоянию ребенка, т.е. схожий по характеру с его переживаниями. Второй фрагмент музыки должен быть противоположен предыдущему и нейтрализующий его. Третий фрагмент содержит динамичную музыку, способную повысить эмоциональное состояние ребенка. И в заключении музыка для релаксации.

Активная музыкотерапия

Это вакалотерапия-повышение положительного эмоционального состояния с помощью пения;

Инструментальная музыкотерапия-формирование оптимизма при помощи игры на музыкальных инструментах.

Кинезитерапия, включающая в себя психогимнастику, ритмопластику, коррекционную ритмику, сюжетно-игровую кинезитерапию. Кинезитерапия учит выражать эмоции с помощью движений тела. С помощью этой техники ребенок приобретает навыки релаксации.

Упражнения по музыкотерапии

В лесу. (Элементы музыкального моделирования и кинезитерапии)

Переживание эмоционального состояния. (тревожная музыка) Мы заблудились в лесу, кругом высокие деревья, колючие кусты, пни. Мы идем, высоко поднимая ноги, перешагивая высокую траву, кочки.

Этап выхода из сложной ситуации, успокоения.(радостная музыка) Но вот мы видим впереди солнечную полянку. На ней мягкая зеленая травка, посередине чистое озеро. В траве растут цветы необычайной красоты, на деревьях сидят птицы, в траве стрекочут кузнечики. Ребенок садится на пол, и смотрит вокруг.

Эмоциональное расслабление.(спокойная музыка для релаксации) В озере тихо плещется вода, слышно как где-то журчит ручеек, щебечут птички, жужжат пчелки. Нас обдувает легкий теплый ветерок. Ребенок лежит на полу в удобной позе с закрытыми глазами.

Облачко (ритмопластика)

Упражнение хорошо проводить на воздухе.

Посмотри, какие облака плывут по небу. Это облачко похоже на великана, а это на лошадку. А давай и мы с тобой превратимся в белые пушистые облака. Вот подул легкий ветерок, и мы плывем, кружимся по небу вместе с ним.(легкая музыка Чайковского) От дуновения ветра форма облака меняется. Двигаться следует плавно, легко, совершая различные движения.

Пчелка в цветке (Кинезитерапия)

Пчелка летает по полянке. (Римский-Корсаков «Полет шмеля») Садится то на один цветок, то на другой. Ребенок имитирует полет пчелы, машет крылышками, садится на цветы (на диван, кресло, стул) Но вот пчелка налеталась, устала и уснула на красивом цветке. Наступила ночь. (Брамс «Колыбельная») Накидываем на ребенка плотный платок. Наступило утро, взошло солнышко, пчелка проснулась и снова полетела с цветка на цветок.(Платок убираем, музыку меняем)

Храбрец-удалец .(Кинезитерапия)

Жил-был в лесу зайчик-трусишка. Всего вокруг боялся. Сидит под кустиком и трясется.(Ребенок имитирует поведение зайца.) Подует ветер-зайчик дрожит, захрустит ветка – заяц еще сильнее трясется.(музыка Шумана «Дед Мороз») Но вот надоело зайчишке бояться. Забрался он на пенек и кричит: «Я храбрец-удалец, никого я не боюсь!» (музыка Бетховен «Ода к радости»)

Вдруг на полянку вышел волк. (Игрушка из кукольного театра) Да так внезапно, что зайчонок всю храбрость растерял. Задрожал, как осиновый лист, спрыгнул с пенька, да так неловко, что угодил прямо волку на спину. И пустился зайчишка наутек.(Сен-Санс «Заяц») Ребенок показывает, как заяц убегает.

А волк и на самом деле испугался зайца, который так неожиданно на него напал и убежал навсегда из этого леса. (музыка Бетховен «Ода к радости») Стали звери зайца расхваливать: «Молодец, Храбрец-удалец, прогнал волка, не испугался!» С тех пор заяц ничего не боится.

Буратино –Игра на снятие стрессовых состояний

Взрослый говорит ребенку: «Сейчас ты будешь превращаться в Буратино»

Встань прямо, тело становится деревянным, как у Буратино.

Напряги плечи, руки, пальцы, они становятся деревянными.

Напрягаются ноги, пальцы на ногах, становятся деревянными.

Напрягается лицо и шея, лоб, сжимаются челюсти.

А теперь из Буратино ты снова превращаешься в мальчика (девочку).

Расслабляются все мышцы.

Волшебные ножницы

Звучит музыка Шестаковича «Ленинградская симфония» .

Взрослый предлагает ребенку нарисовать себя. Затем вокруг этого портрета наклеивает или рисует черные кляксы. Это страхи ребенка. Взрослый и ребенок обозначают каждый страх: «Это темнота, это Баба-яга, это одиночество» (музыка Моцарта)После этого ребенку предлагают вырезать свой портрет и наклеить на чистый лист бумаги. Взрослый дает ребенку заранее приготовленные цветные кружочки, которые обозначают родителей, близких ребенку людей, друзей. Он должен наклеить их рядом с портретом по своему усмотрению, называя каждого. А отрезанные кляксы ребенок рвет на мелкие кусочки и выбрасывает.

Снеговики .(Психогимнастика на снятие стрессовых ситуаций)

Взрослый предлагает ребенку превратиться в Снеговика. Встать прямо, руки в стороны, щеки надуть, замереть и оставаться в таком положении 10 секунд.

(музыка Шопена «Зимняя сказка»)Но вот выглянуло солнышко, солнечные лучики дотянулись до Снеговика и он начал таять. Ребенок опускает руки, приседает, ложится на пол, расслабляется.

Хрустальная водичка

Ребенок приседает, складывает руки ковшиком и как будто-бы зачерпывает из ручья воду, потом поднимает руки вверх и выливает воду на себя, потом, подпрыгивая на одной ноге, произносит протяжно «и-и-и», столь долго, сколько сможет. Одновременно звенит колокольчик, ребенок прислушивается и следит за звуком, пока тот не стихнет.

Как звучит.

Ребенку предлагается показать, как он будет стучать по барабану, металлофону или использовать другой музыкальный инструмент, если ему грустно, весело, страшно.

Тонирование.

Предложите ребенку пропеть звук «м-м-м», по времени столько, сколько сможет протянуть. Упражнение способствует снятию стресса и расслаблению.

Протянуть звук «а-а-а» -помогает быстро расслабиться.

Протянуть звук «и-и-и» -за несколько минуть стимулирует работоспособность мозга, активизирует работу всех систем организма. Эти упражнения также способствуют развитию и будет полезно для .

Чтобы нейтрализовать у ребенка такие чувства как неуверенность, тревога, страх предложите ему послушать произведения Рубинштейна, Шопена, вальсы Штрауса. Успокоиться поможет музыка Бетховена, Брамса, Шуберта. Чтобы снять напряжение в отношениях послушайте Баха. Повысить настроение поможет музыка Чайковского или Бетховена. А музыка Хачатуряна, Листа, Моцарта способствует поднятию жизненного тонуса. Для концентрации внимания используйте произведения Мендельсона, Дебюсси, Чайковского. Слушайте музыку вместе с ребенком, она поможет и вам улучшить свое эмоциональное состояние.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Музыкотерапия как средство оздоровления детей

Введение

В современном обществе музыка является одним из видов художественной деятельности. Еще древнегреческие философы отмечали роль музыкального искусства в эстетическом воспитании индивида и его положительное терапевтическое влияние на личность. Платон утверждал, что с одной стороны, посланный миру «музыкальный союзник» приводит в порядок гармонию индивида, с другой - убирает дисгармонию его ума. Музыкотерапия -- это лечение посредством музыки, творческого самовыражения.

Музыкальную терапию широко применяют во многих странах мира для лечения и профилактики широкого спектра нарушений, включая отклонения в развитии, эмоциональную нестабильность, поведенческие нарушения, сенсорный дефицит, физические и сочетанные нарушения, спинно-мозговые травмы, психосоматические заболевания, внутренние болезни, психические отклонения, афазию, аутизм.

Как интегративный метод музыкотерапия включает в свой арсенал медицинские, педагогические и психотерапевтические методы.

Актуальность темы: данная тема в нынешнее время стала весьма популярна, но еще мало изучена в России. Необходимо более глубокое изучение влияния музыкотерапии на развитие и здоровье детей, так как в современных условиях наблюдается резкое ухудшение состояние здоровья детей, требующего разработки более действенных мер.

Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых заложены в детстве. Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми, а многие оказываются среди отстающих не из-за лени, а вследствие плохого состояния здоровья. Медики, родители и педагоги повсеместно констатируют отставание, задержки, нарушения, отклонения, несоответствия нормам в развитии детей, неполноценность их здоровья.

Целью работы является изучение по литературным источникам музыкотерапии как одного из самостоятельных направлений в терапии по работе с детьми.

В связи с этим можно сформулировать основные задачи:

1.изучить научно-исследовательскую литературу по музыкотерапии;

2.выявить виды музыкальной деятельности, используемые в музыкотерапии;

3.выяснить важность музыкотерапии как здоровьесберегающего процесса для детей;

4.ознакомиться с различными видами деятельности музыкотерапии (хоровое пение, игра на музыкальных инструментах, танцы).

В ходе написания реферата были изучены различные виды литературных источников, сайтов, которые представлены в виде списка литературы.

1.Краткая история развития и использования музыкотерапии

музыкотерапия коррекционный психологический ребенок

Как могуч твой чарующий звук!

Моцарт. Волшебная флейта

История взаимоотношений музыки и человека уходит корнями в далекое прошлое, к истокам человечества.

Научные и исторические свидетельства показывают, что танцы и песни появились раньше, чем членораздельная речь. Это указывает на то, что музыка является первобытным языком человечества.

Использование музыки с лечебной целью также имеет давнюю историю. В прошлом музыка широко применялась во врачебной практике. Это известно из работ Платона, из жизнеописания царя Давида, упоминается в мифах об Аполлоне и т.д.

Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «лечение музыкой». Существует много определений понятия «музыкотерапия». Значительная часть ученых считают музыкотерапию вспомогательным средством психотерапии, средством специфической подготовки пациентов к использованию сложных терапевтических методов. Другие авторы определяют музыкотерапию как: - контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний; - системное использование музыки для лечения физиологических и психосоциальных аспектов болезни или расстройства; - средство оптимизации творческих сил и педагогико-воспитательной работы .

Выдающийся врач всех времен и народов Авиценна еще тысячу лет назад лечил музыкой больных нервными и психическими заболеваниями. В Европе упоминание об этом относится к началу XIX века, когда французский психиатр Эскироль стал вводить музыкотерапию в психиатрические учреждения. Характерно, что применение музыки в медицине носило преимущественно эмпирический характер.

Дальнейшее распространение музыкотерапия получила после первой мировой войны. В 1930-х годах опыт военных врачей использовали немецкие терапевты при лечении язвы желудка, швейцарские -- при лечении легких форм туберкулеза. Австрийские акушеры с помощью музыки обезболивали роды. Использование музыки и звука как анестезирующего средства стало применяться и в стоматологической и хирургической практике. Вся эта практика стала основой развития музыкотерапии после второй мировой войны.

Во второй половине XX века технические возможности в исследовании физиологических реакций, возникающих в организме в процессе музыкального восприятия, значительно возросли. Было показано, что музыка активно влияет на функции всех жизненно важных физиологических систем, интенсивность разных физиологических процессов, дыхание и сердечно-сосудистую систему, кровообращение, приводит даже к определенным гормональным и биохимическим изменениям.

2.Музыкотерапия: направления, задачи, функции

Роль музыки в жизни людей с течением времени все возрастает. Ученые, композиторы, педагоги, музыканты разработали проблемы детского музыкального образования и воспитания. Многие исследователи отмечают лечебное влияние музыкального ритма на все системы и функции детского организма, в том числе на развитие мышления, внимания, моторики. Психофизическое направление музыкальной деятельности связано с положительным влиянием музыки на различные системы детского организма.

Выделяют четыре основных направления коррекционного действия музыкотерапии:

1. Эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии.

2. Развитие навыков межличностного общения, коммуникативных функций и способностей.

3. Регулирующее влияние на психовегетативные процессы.

4. Повышение эстетических потребностей.

В качестве психологических механизмов коррекционного воздействия музыкотерапии указывают: * катарсис - эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния; * облегчение осознания собственных переживаний; * конфронтацию с жизненными проблемами; * повышение социальной активности; * приобретение новых средств эмоциональной экспрессии; * облегчение формирования новых отношений и установок.

Задачи музыкотерапии:

Укреплять здоровье детей через музыку;

Учить детей распознавать эмоции и чувства, передаваемые музыкой;

Развивать чувство ритма, давать ребёнку возможность самому фантазировать и придумывать движения.

Музыкотерапия - это особый вид музыкальной деятельности, направленной на профилактику, оздоровление и коррекцию различных психоэмоциональных, поведенческих отклонений, на реабилитацию личности средствами музыкального искусства. Музыка выполняет седативную (релаксационную), стимулирующую и катарсическую функции.

Седативная (релаксационная) функция связана с тем, что в результате специально организованной музыкальной деятельности снимается мышечное и эмоциональное напряжение, человек успокаивается, восстанавливает физические и эмоциональные силы.

Стимулирующая функция, наоборот, направлена на мобилизацию и активизацию всех физических и эмоциональных возможностей человека: приводит в тонус мышцы, жизненно важные системы организма, наполняет позитивными, яркими эмоциями и дарит хорошее настроение. При этом используется мажорная, ритмичная, танцевальная музыка.

Катарсическая функция музыки противостоит седативной и стимулирующей. Суть её - не в восполнении недостающих эмоций, а в избавлении человека от угнетающих его чувств. «Катарсис - от греческого - очищение - первоначально: эмоциональное потрясение, состояние внутреннего очищения, вызванное у зрителя античной трагедии в результате особого переживания за судьбу героя, как правило, завершающуюся его смертью».

3.Механизмы воздействия музыки на человека

Музыкотерапия включает:

Прослушивание музыкальных произведений;

Пение песен;

Ритмические движения под музыку;

Сочетание музыки и изобразительной деятельности.

Цели занятий с использованием музыкотерапии:

Создание продолжительного эмоционального фона реабилитации (снятие фактора тревожности, возникающего у данного контингента детей вследствие резкого изменения социального и личностного статуса);

Стимуляция двигательных функций;

Развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятий,

представлений) и сенсорных способностей, растормаживание речевой функции.

Музыкальная терапия использует различные терапевтические механизмы:

Позволяет преодолеть психологическую защиту ребенка - успокоить или, наоборот, активизировать, настроить заинтересовать.

Помогает установить контакт.

Содействует развитию коммуникативных и творческих возможностей

дошкольника.

Повышает самооценку на основе самоактуализации.

Способствует отреагированию чувств.

Развивает эмпатию.

Оказывает помощь в установлении и развитии межличностных отношений.

Формирует ценные практические навыки: игры на музыкальных

инструментах, пения, слушания музыки и т.д.

Помогает занять ребенка увлекательным делом - музыкальными играми, пением, танцами, движением под музыку, импровизацией.

4.Использование приемов музыкотерапии в работе с детьми

Выделяют следующие приемы музыкотерапии в работе с детьми:

1.Метод направленной визуализации К.О. Коннор (музыка и релаксация). Дети нуждаются в том, чтобы их научили расслабляться так же остро, как и взрослые. Иногда дети бывают очень напряжены физически и эмоционально. Это приводит к раздражению и иррациональному поведению. Им необходимо помочь расслабиться. Часто это позволяет выявить источник раздражения. При релаксации дети могут лечь на пол, могут принять любую удобную позу, очень полезны наклоны и потягивания тела. Можно использовать специальные упражнения по йоге. Музыка служит фоном.

Расслабившись, ребенок выстраивает приятные ему образы, оживляет приятные воспоминания, которые помогут ему справиться с имеющимися фобиями или с напряжением.

2.Музыка и медитация. Медитация - превосходный способ обучения расслаблению - релаксации. Специально подобранная музыка служит фоном на музыкотерапии. После упражнений по медитации дети могут рисовать или двигаться под музыку. Медитация бывает двух видов: директивная и недирективная. Директивная медитация - сопровождается рассказом, может включать в себя элементы внушения, настраивающие детей определенным образом. Недирективная медитация имеет место тогда, когда слушатель свободно отдается образам и ассоциациям, возникающим у него в процессе наблюдения за развитием музыкального содержания. Ребенок при этом погружается в свой собственный внутренний мир и представляет себе все, что хочет.

3.Метод направленных фантазий В. Оклендер (музыка и фантазии). Фантазии чрезвычайно ценны для развития детей. Они используются как терапевтическое средство. Музыка используется как фон, как иллюстрация, может органично вплетаться в задание. Этот метод помогает детям выразить достаточно безопасным, щадящим образом подавленные чувства, потребности, устремления и мысли. Ребенок гораздо легче реагирует на метафорическое отображение его жизни, нежели на грубые реалистичные образы. Метафорическая сила музыки помогает ему в этом.

4.Слушание музыки. Очень важно для занятий, связанных со слушанием музыки: специально подбирать музыкальный репертуар и методы работы с ним; использовать на занятиях других видов музыкальной деятельности детей: музыкального движения, пения, игры в оркестре, дирижирования; использование на занятиях произведений других видов искусства, прежде всего изобразительного и художественной литературы.

5.Вокалотерапия особенно показана депрессивным, заторможенным, эгоцентричным детям. Преимущество групповой вокалотерапии состоит в том, что каждый участник вовлекается в процесс. В тоже время здесь большое значение имеет и момент “анонимности” чувств, “укрытости” в общей массе, что создает предпосылку к преодолению расстройств контакта, к утверждению собственных чувств и здоровому переживанию своих телесных ощущений.

Песни подбираются в соответствии с настроем группы. Размещение группы - замкнутый круг. Ведущий поет вместе со всеми. Когда достигается определенное состояние группы, каждому участнику предоставляется возможность предложить песню, выдвинуть запевалу. Запев связан для многих с преодолением застенчивости, так как запевала попадает в центр внимания.

6.Хоровое пение является эффективнейшим средством воспитания не только эстетического вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей, оно наилучшим образом содействует развитию музыкальных способностей (певческого голоса, чувства ритма, музыкальной памяти), развитию певческих навыков, содействует росту интереса к музыке, повышает эмоциональную и вокально - хоровую культуру. Хоровое пение помогает детям понять роль коллектива в человеческой деятельности, способствуя, таким образом, формированию мировоззрения детей, оказывает на детей организующее и дисциплинирующее воздействие, воспитывает чувство коллективизма, дружбы.

7.Игра на музыкальных инструментах. Наряду со слушанием музыки важно использовать и активное музицирование, которое способствует повышению самооценки, - преодолению амбивалентности поведения. Чаще всего музыкотерапия, связанная с исполнительской деятельностью, является групповой. Музыкальная терапия в активной форме включает в себя игру на музыкальных инструментах.

Для исполнения несложных пьес можно использовать даже такие простые инструменты, как барабан, треугольник, ксилофон. Занятия - ограничиваются поиском простейших мелодических, ритмических, гармонических форм и представляют собой импровизированную игру. Развивается динамическая приспособляемость, способность к взаимному слушанию. Поскольку это групповая музыкотерапия, игра строится таким образом, чтобы участники активно общались друг с другом, между ними - возникали коммуникативно - эмоциональные взаимоотношения, чтобы данный процесс был достаточно динамичным. Самое главное, что ребенок посредством игры на музыкальном инструменте самовыражается.

8.Танцевально-двигательная терапия может служить мостом между миром сознания и бессознательного. С помощью танцевально-двигательной терапии ребенок может использовать движение для более полного выражения себя и для сохранения своей индивидуальности в контакте с другими детьми. Танцевально-двигательная терапия - это единственный вид терапии, где используется очень много свободного пространства. Двигательное поведение расширяется в танце, помогая осознанию конфликтов, желаний, и может способствовать проживанию негативных чувств и освобождению от них.

5.Основные механизмы психологического коррекционного воздействия

Музыкотерапия может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов. Выделяют два основных механизма психологического коррекционного воздействия, характерных для метода музыкотерапии.

Первый механизм состоит в том, что музыкальное искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и за счет этого найти ее разрешение.

Второй механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие “аффекта от мучительного к приносящему наслаждение”.

Обычно различают ретроспективную и проспективную фазы музыкотерапии. Ретроспективная фаза имеет задачей натолкнуть участника на переживание, необходимости активного раскрытия внутреннего конфликта. Слушание музыки должно привести человека к конфронтации с своей внутренней жизнью. Переживания, до того остававшиеся неосознанными или только частично осознанными, преобразуются в конкретные представления. На этой фазе следует использовать музыку глубокого эмоционального содержания, например, симфоническую музыку 19 столетия. В проспективной фазе возможны два подхода. Первый - разрядка психического напряжения, выражением которого может быть мышечное напряжение. Второй - развитие потребности в слушании музыки, расширение круга переживаний, стабилизации самочувствия.

Выделяют индивидуальную и групповую музыкотерапию. Индивидуальная музыкотерапия осуществляется в трех вариантах: с отличительно- коммуникативным, реактивным и регулятивным действием. В первом случае музыкальное произведение прослушивает педагог и ребенок, здесь музыка способствует улучшению данных взаимоотношений. Во втором - достигается очищение. В третьем - снимается нервно- психическое напряжение. Все три формы могут применяться как независимо, так и в сочетании. Они представляют в известном смысле пассивную музыкотерапию. Наряду с этим существует и активная индивидуальная музыкотерапия, целью которой - является преодоление коммуникативных расстройств. Она осуществляется в виде занятия педагога музыкой совместно с ребенком.

Групповая музыкотерапия строится таким образом, чтобы участники активно общались друг с другом, между ними возникали коммуникативно-эмоциональные взаимоотношения, чтобы данный процесс был достаточно динамичным.

Музыкотерапия помогает наладить отношения между педагогом и ребенком, развивает чувство внутреннего контроля, открывает новые способности, повышает самооценку.

6.Положительное влияние музыкотерапии.

Специалисты выделяют следующие положительные эффекты использования музыкотерапии:

*Музыка оказывает сильное успокаивающее воздействие на гиперактивных детей;

*Замкнутые, скованные дети становятся более спонтанными, у них развиваются навыки взаимодействия с другими людьми;

*Улучшается речевая функция;

*Улучшается сенсомоторная функция;

*Музыкотерапия очень эффективна в коррекции нарушений общения, она помогает установлению эмоционального диалога часто даже в тех случаях, когда другие способы исчерпаны;

*Ребенок испытывает положительное переживание достигнутого успеха при освоении различных способов музицирования, развиваются его интересы;

*Музыка благотворно воздействует через телесный уровень на эмоциональное состояние дошкольника;

*Музыка обладает огромным оздоровительным потенциалом и возможностью воздействия на духовное развитие ребенка;

*Музыка, как ритмический раздражитель, стимулирует физиологические процессы, протекающие ритмично в двигательной и вегетативной сфере.

Заключение

В настоящее время музыкотерапию считают самостоятельным направлением, своеобразным разделом психотерапии, на нее возложен ряд задач по психокоррекции. Несмотря на то, что использование музыки в лечебных целях получает в настоящее время все большее распространение, теоретические аспекты музыкотерапии до конца не разработаны.

Цель занятий с использованием музыки -- создание положительного эмоционального фона, реабилитация, стимуляция двигательной функции, развитие и коррекция сенсорных процессов и сенсорных способностей, растормаживание речевой функции.

Наиболее важным для занятий детей является тренировка наблюдательности, развитие чувства темпа, ритма, времени, мыслительных способностей и фантазий, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств и способности сдерживать аффекты, развитие общей тонкой и артикуляционной моторики.

Для выполнения этих задач используется организующее начало музыкального ритма и его эмоциональное влияние на поведение ребенка.

Практический материал представляет собой разнообразные задания, органически связанные с музыкой и расположенные по определенной схеме занятия, предусматривающей правильное чередование физических и психических нагрузок. Музыкальное сопровождение регулирует темп и характер движений, то медленных, то быстрых, то плавных, то отрывистых. С самого начала музыка должна направлять поведение ребенка, сдерживать излишнюю возбудимость у одних и активизировать пассивность и инертность у других. Ребенок должен сам чувствовать руководящую роль музыки.

Непосредственное лечебное воздействие музыки на нервно-психическую сферу детей происходит при ее пассивном или активном восприятии. Музыкотерапия содержит систему разнообразных дифференцированных методов, одни из которых являются, безусловно, традиционными, другие определенным образом модифицированы в соответствии со спецификой речевого нарушения. Музыкотерапия включает прослушивание музыкальных произведений, пение песен, ритмические движения под музыку, сочетание музыки и изодеятельности и т.д.

Музыкальная ритмика применяется при терапии расстройств двигательных и речевых функций, коррекции замедленного развития психомоторики, нарушенного чувства ритма, отклонений в речевом дыхании. С дошкольниками она осуществляется в виде занятий, сочетающихся с ритмическими играми, дыхательной гимнастикой. Музыкотерапия используется при речевых патологиях органического происхождения, оказывает благотворное влияние на интеллектуальную деятельность, положительно влияет музыка на учебную деятельность, повышение мотивации учебы, возрастание удовлетворенности учением.

Список литературы

1.Бурно М.Е. Практическое руководство по терапии творческим самовыражением. М., 2002, с.214.

2.Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской психотерапии. Изд-во Института Психотерапии. М., 2004, с.90.

3.Выготский Л.С. психология искусства. Минск, 1998, с.356.

4.Музыкотерапия в музыкальном образовании: Материалы первой всероссийской научно-практической конференции/ Под ред. А.С. Клюева. СПб., 2008, с.254.

5.Назайкинский Е.О. Психология музыкального восприятия. М.: Музыка, 1974, с.378.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Физиологическое воздействие музыки на человека. Музыкотерапия как психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. Психологические механизмы коррекционного воздействия музыкотерапии.

    презентация , добавлен 24.08.2010

    Воздействие музыки на детей раннего возраста; задачи музыкального воспитания в коррекционных дошкольных учреждениях, способы развития восприятия. Физические и медицинские аспекты воздействия музыкотерапии, ее применение в работе со слабослышащими детьми.

    курсовая работа , добавлен 29.05.2012

    Рассмотрение видов (информационный, эмоциональный, физиологически, поведенческий), причин возникновения и особенностей проявления психологического стресса. История развития, основные направления и формы музыкотерапии как средства коррекции состояний.

    курсовая работа , добавлен 01.08.2010

    Общие закономерности влияния музыки на организм человека. Применение целебных свойств музыки в древние времена. Способы воздействия рок-музыки на человеческую психику и организм человека. Лечебные свойства музыкотерапии: виды и формы, применение.

    курсовая работа , добавлен 03.03.2008

    Сущность метода психотерапии, использующего для лечения и психокоррекции художественные приёмы и творчество. Направления в применении арттерапии. Использование искусства в коррекционной работе. Механизмы психологического коррекционного воздействия.

    презентация , добавлен 05.02.2016

    Влияние музыки на психоэмоциональное состояние человека. Изменение кровяного давления, частоты сердечных сокращений, ритма и глубины дыхания человека под воздействием музыкальных звуков. Особенности музыкотерапии, как психотерапевтического метода.

    реферат , добавлен 16.12.2010

    Исправление недостатков психически здорового человека. Использование игротерапии как метода психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Проведение арттерапии как рисуночной терапии. Методы музыкотерапии и библиотерапии.

    презентация , добавлен 22.03.2016

    Музыкальное воздействие на эмоциональное состояние человека; стили музыки как продукт и выражение цивилизаций, национальных чувств. Музыкотерапия: формы и методы воздействия на психику. Маркетинговые концепции музыкального оформления торговых предприятий.

    реферат , добавлен 06.03.2013

    Психологическое воздействие - механизм управления массовым сознанием и поведением: понятие, особенности, защитные техники. Убеждение и внушение как приемы психологического воздействия СМИ на массовую аудиторию; подражание и заражение в обществе и мода.

    курсовая работа , добавлен 24.06.2012

    Манипуляции как коммуникативное воздействие на массы и личность. Виды психологического воздействия на массы. Потребностно-мотивационная сфера психики человека. Распространённые манипулятивные технологии. Манипуляция психическими состояниями и поведением.