Цель: провести синтез и углубление знаний об образе главной героини романа, продолжить обучение навыкам лингвостилистического анализа текста, воспитывать любовь к Родине, стремление жить, не боясь трудностей и ошибок, учить любить жизнь во всех ее проявлениях.

Ход урока

Наташа-то и есть подлинная душа Толстого.
В. В. Вересаев

Слово учителя: постановка проблемы, сообщение темы и формы урока.

Проблема: что является главным в образе Наташи Ростовой? Каким, по Толстому, должен быть идеал женщины?

Здоровый ребенок родится на свет, вполне удовлетворяя тем требованиям гармонии в отношении правды, красоты и добра, которые мы носим в себе…

Во всех веках и у всех людей ребенок представлялся образцом невинности, безгрешности, добра, правды и красоты. “Человек родится совершенным – есть великое слово, сказанное Руссо, и слово это, как камень, останется твердым и истинным”.

Во всех характеристиках и обрисовках самых разнообразных личностей, сделанных Толстым, нет почти общих эпитетов, а есть изображение действий и положений лиц, подсказывающее ту или иную формулировку читателю. Честь открытия и обобщения характера героя принадлежит, таким образом, самому читателю: вследствие этого читатель всегда может при желании видеть данное лицо перед собой, так как оно в известном смысле является его собственным созданием… Сегодня мы попытаемся понять, какой каждый из нас увидел любимую героиню Л. Н. Толстого Наташу Ростову и что общее в наших представлениях о Наташе мы можем отметить.

Ничем не сокрушимая вера в светлое существо человеческой души – это одно из самых характерных особенностей Толстого. “Человек – это то, чему не может быть оценки, выше чего ничего нет”, - говорит он. Глубоко серьезными глазами ребенка Толстой смотрит на жизнь. И мы вслед за Толстым не будем анализировать образ Наташи Ростовой в прямом смысле этого слова, а попытаемся понять, что хотел сказать нам писатель через этот образ, так как “Наташа-то и есть подлинная душа Толстого”.

Основным компонентом “Войны и мира” является сценический эпизод, состоящий из сценического диалога (или ряда диалогов и сцен) и авторских ремарок, перерастающих нередко в повествовательные отступления. Отдельные части такого эпизода обычно бывают скреплены сжатыми обзорами событий или фактов из жизни героев. Эпизод представляет собой некоторое сюжетно-тематические единство и является этапом в развитии фабулы – именины у Ростовых, смерть графа Безухова и т. п. Эпизод ограничен временем и местом и является четко обозначенным моментом действия. Чаще всего он включает в себя ряд небольших сцен. Эпизод состоит из одной или нескольких глав.

А. А. Сабуров. “Война и мир” Л. Н. Толстого. Проблематика и поэтика. 1959

Общие вопросы по анализу эпизода:

Назовите эпизоды, через которые раскрывается образ Наташи Ростовой. Из каких сцен состоит данный эпизод? Учитывайте краткий план анализа эпизода:

1. В какой части композиции (экспозиции, завязке, развитии действия, кульминации, развязке или эпилоге) расположен данный эпизод?

2. Как раскрываются образы героев и с помощью каких композиционных и стилистических средств (пейзаж, интерьер, речевые характеристики, тропы, стилистические фигуры, звукопись, окказионализмы и др.).

4. Какую роль играет эпизод для раскрытия темы и идеи произведения?

II. Работа по анализу эпизодов (по группам).

(Учитель разбивает детей на группы, ученики из каждой группы вытягивают билеты с каким-то определенным эпизодом, дается 10 минут, чтобы дети сориентировались и ответили на поставленные вопросы по данному их группе эпизоду. Театрализация и художественное чтение готовятся с учениками заранее на заседаниях литературного клуба “Данко” и с делением на группы не связано.)

Учитель: Наташа Ростова, как будто легкий весенний ветерок, появляется на страницах романа. Она врывается в скучную, чопорную беседу взрослых, освежает ее и заряжает всех своим счастьем. Она смеется, не зная чему, и смех ее, словно звон колокольчика, пробуждает всех и вводит их тоже в какое-то неудержимое веселье.

1. Эпизод “Наташа на именинах” (том первый, часть первая, гл. VII – Х, ХV – ХVII)

(Театрализация эпизода.)

Анализ эпизода с учетом дополнительных вопросов, которые даются группе в начале урока:

Из каких сцен состоит данный эпизод?

Почему после танца с Пьером на замечание старой графини Наташа покраснела и рассмеялась?

В чем, по-вашему, прелесть героини и ее обаяние?

Учитель: Следующий эпизод застает героев произведения, когда князь Андрей не знаком еще с Наташей, но она при первой этой встрече появилась как добрая сказочная волшебница и начала возрождение души, счастья его.

2. Сцена встречи князя Андрея и Наташи в Отрадном (том II, часть III, глава II).

(Художественное чтение отрывка под “Лунную сонату” Бетховена.) Анализ эпизода :

Сцена встречи князя Андрея и Наташи в Отрадном имела несколько вариантов. По одному из них уже здесь возникли их чувства друг к другу. Почему писатель отказался от этого в окончательном тексте сцены? Какое открытие поразило его при встрече с Наташей?

Что именно так сильно и так радостно поразило Андрея в Наташиной речи, от каких слов в душе Болконского “вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни…”. Почему, не видя Наташу, Андрей ярко и живо представлял себе ее облик, только слушая ее, как говорит Толстой, “прислушиваясь к ее говору ”?

Нет, жизнь не кончена в тридцать один год, - вдруг окончательно, беспременно решил князь Андрей. – Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтоб и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы не жили они так, как эта девочка, независимо от моей жизни, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!

Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и мертвое, укоризненное лицо жены, и эта ночь, и луна, - все это вдруг вспомнилось ему.

Л. Н. Толстой. “Война и мир”

Как называет Андрей Наташу в своих рассуждениях после ночи в Отрадном и почему?

Учитель: Первый бал – это необыкновенно волнующее событие для Наташи, и сейчас это волнение захватывает ее; она думает: как ее примут, понравится ли она, а вдруг на балу будет он? Блеск, красота, пышность – все кружит ей голову, ей неудержимо хочется веселиться. Всю ее заполняет счастье; она оживленная и жизнерадостная; ей хочется нравиться и хочется танцевать.

3. Первый бал Наташи (том II, часть III, гл. ХV-XVII).

(Художественное чтение отрывка под музыку вальса.) Анализ эпизода :

Что поразило князя Андрея в Наташе? Каким глаголом неоднократно характеризует отношение Андрея к Наташе Лев Толстой?

Что загадал князь Андрей?

Что поразило Наташу в лице Пьера? Какое желание его лицо вызвало у нее?

Как раскрывается наша героиня в данном эпизоде?

4. Эпизод охоты (том второй, часть четвертая, главы III – VI).

Учитель: Сцена охоты потому дана так серьезно, что в романе, где изображаются громкие события истории и много философских рассуждений, она одинаково важна.

С. Бочаров.

Описывая в эпизоде охоты радостный и восторженный визг Наташи, Толстой замечает: “И визг этот был так странен, что она должна бы была стыдиться этого дикого визга и все бы должны были удивляться ему, ежели бы это было в другое время”.

Анализ эпизода:

Почему же время охоты – особое время? В чем его особенность?

В чем состояние человека на охоте отличается от повседневного?

Что нового мы узнаем о Наташе, и в чем она остается той Наташей, которую мы знали до этого.

Учитель: Наташа любит, любит, отдавая и сжигая свою душу, она любит и ждет. Во время охоты близ Отрадного Наташа, Николай, Соня и Петя заехали к дядюшке. Разгоряченные охотой, усталые и счастливые, они отдыхали душой в этом простом, гостеприимном дядюшкином имении. Наташа Ростова, одна из любимых героинь Л. Н. Толстого, не могла не воплотить в себе народную мысль, так как этой мыслью пронизан весь роман.

5. Эпизод “Наташа у дядюшки” (том II, часть IV, гл. VII).

Анализ эпизода :

Как чувствуют себя молодые Ростовы у дядюшки? Почему Наташа, возвращаясь от дядюшки, говорит: “Я знаю, что никогда я уж не буду так счастлива, спокойна, как теперь”?

Какое свойство Наташи проявилось в ее танце?

В чем эта сцена сцеплена с эпизодом охоты?

Учитель: …Упорно и много перерабатывал писатель все, что касалось истории отношений Наташи с Курагиным, поэтому в письме П. И. Бартеневу от 1 ноября 1867 года Толстой говорил, что это “самое трудное место и узел всего романа”. В окончательном тексте “Войны и мира” даже увлечение Наташи, могущее как будто бросить на нее, по-своему, с особой стороны, тень, подчеркивает естественность ее существа, непосредственность ее отношения ко всему окружающему, ее причастность к жизни людей “миром”.

6. История любви Наташи и Анатоля Курагина (том II, часть V, гл.VIII - ХVIII).

(Театрализация эпизода.) Анализ эпизода:

Наташина любовь к Анатолю – наваждение, или были причины для их сближения?

Как в этом эпизоде выражены общие законы жизни, раскрытые писателем в романе?

Почему Толстой считал этот эпизод “узлом” (т. е. очень важным по значению в своем романе)?

Для Анатоля существует на свете только одно: его наслаждение, сладострастие красивого животного, наслаждение данной минуты; он не способен подумать над тем, что может произойти после данной минуты. Решив похитить Наташу и бежать с нею за границу, он не хочет и не может подумать ни о том, что он уже женат, ни о том, как он будет жить за границей с Наташей без денег. Ни о какой карьере он не способен и не хочет думать. Он чужд каким бы то ни было расчетам.

И вот эти–то свойства Анатоля – отсутствие у него расчетов, способность страстного чувственного увлечения, не останавливающегося ни перед чем, не знающего никаких “но”, полностью отдающегося данному мгновению – помогли ему увлечь живую, страстную, поэтическую и романтическую девочку, - наивную девочку; ведь и сила живой жизни, переливающаяся у нее через край, связана с прелестью наивности. Анатоль по-своему наивен и добродушен. У него “наивная, добродушная, веселая улыбка”. Он – эгоист не злой, не коварный, хотя его эгоизм приносит окружающим его людям не меньше страданий, чем хитрый эгоизм его сестры. Он – человек, повинующийся только своим страстям.

В своем безоглядном увлечении Анатолем Наташа и почувствовала именно эти стороны – простоту, добродушие, искренность, нежелание приносить зло, силу увлечения. Он “повернулся” к этой девочке только этими своими сторонами. Она, конечно, еще и напридумывала множество несуществующих достоинств у Анатоля, который ей представился каким-то безукоризненным благородным рыцарем, способным жизнь положить за любовь.

В. Ермилов, 1961

Наташа хочет жить, любить сейчас, не ожидая, не откладывая. В этом проявляется вся естественность ее существа. Даже ощущая что-то ненастоящее, “неестественное” в Антоле и Элен, во всей атмосфере театра, где происходит их первая встреча с Анатолем, Наташа не может поверить, что все, что ей говорят, все, что она видит, может быть искусно и искусственно сделанным.

Я. С. Билинкис. О творчестве Л. Н. Толстого. 1959

Человек, принадлежавший к миру нравственно высшему, в момент неустойчивости, сомнения в прежде непреложных ценностях, страстной жажды любви, не находящий себе удовлетворения, - притягивается, захватывается миром нравственно низшим, миром беспринципного эгоизма и вульгарного наслаждения. Слова “наваждение”, “болезнь” здесь вполне уместны: сложись обстоятельства немного иначе, Наташа пришла бы к гибели или безумию подлинному. В Наташе чувственная страсть взбунтовалась против высокой любви. Это, конечно, было связано с той недопустимой ошибкой, которую совершил Андрей, поставив Наташу перед экзаменом величиною в год. Она уходила от мысли, что рушит бесконечную ценность, уверяя себя, что никогда не любила Андрея. Но до конца уверить себя не могла – отсюда идет агрессивность Наташи, ее полная недоступность всякому разумному слову. Одного этого гениального штриха достаточно, чтобы признать Толстого великим психологом.

Все это связано с одной из заветных идей Толстого: любовь действительная ведет к истине, чувственная страсть, принятая за любовь, ведет к неправде.

В. Днепров. Искусство человековедения. 1985

Согласны ли вы с мнениями известных критиков на образ Наташи Ростовой в данном эпизоде? Докажите свою точку зрения.

Как вы расцениваете поступок Наташи? Вправе ли мы судить ее?

7. Анализ эпизода отъезда Ростовых из Москвы (том III, часть III, главы ХII – XVII):

Почему Наташа задумалась, услышав объяснение отца с матерью по поводу его распоряжения забирать раненых?

Толстой в этом эпизоде говорит о “восторженно – счастливом” оживлении Наташи. Почему именно это состояние она испытывает.

Жизнь между тем, настоящая жизнь людей с своими существенными интересами здоровья, болезни, труда, отдыха, с своими интересами мысли, науки, поэзии, музыки, любви, дружбы, ненависти, страстей шла, как всегда, независимо и вне политической близости или вражды с Наполеоном Бонапарте, и вне всех возможных преобразований.

Л. Н. Толстой. “Война и мир”, т. 2, ч. 3.

Как эпизод охоты, святок, отъезда Ростовых из Москвы сцеплены между собой?

Какую жизнь Толстой назвал “настоящей”, и чем от нее отличается “ненастоящая”? Как вы поняли это небольшое теоретическое рассуждение писателя? Раскройте его на образе Наташи Ростовой.

Учитель: …Иногда говорят о каком-нибудь человеке, что он был слишком хорош для мира. Чуткая к законам жизни Наташа именно так говорит: “Ах, Мари, Мари, он слишком хорош, он не может жить… потому что...” Он должен умереть – не от раны даже, не от физических только причин (как раз к моменту, когда совершилось в нем это, перелом в борьбе между жизнью и смертью, главные физические опасности уже миновались, и с точки медицинской, по заключению доктора, он умереть не должен – Толстой специально это подчеркивает), - но по своему положению, среди людей, по своей роли в книге Толстого.

С. Бочаров. 1978

8. Эпизод встречи Наташи Ростовой и князя Андрея в Мытищах (том третий, часть третья, гл. ХХХI – ХХХII) и эпизод смерти князя Андрея (том 4, часть 1, гл. XV).

Анализ эпизода:

Как мотивирована в романе встреча Наташи и раненого князя Андрея? Согласны ли вы с таким высказыванием по данному вопросу?

Свидание происходит как чудо, которое будто бы кто-то для них устроил; но они это чудо устроили сами.

Что значила для Наташи встреча с раненым Болконским?

Почему “по своему положению среди людей, по своей роли в книге Толстого” князь Андрей “должен умереть”?

Как вы понимаете слова Наташи “он слишком хорош” для этого мира?

С какой новой стороны раскрывается образ Наташи в данных эпизодах?

Что же возрождает Наташу к жизни?

III. Общий анализ образа Наташи Ростовой.

Обратите внимание на речь Наташи. Толстой так комментирует слова Наташи: “Слова ее были бессмысленны; но они достигли того результата, к которому она стремилась”. О чем хочет сказать нам автор? Как вы понимаете цитату из статьи Маймина Е. А. Докажите ее истинность или ложность на примере одного из рассмотренных ранее эпизодов.

“Язык Наташи – это язык почти всегда оценочный: по понятиям красоты и по понятиям добра и правды. У Наташи сильно развито нравственное чувство – оттого и любимые ее слова больше всего содержат в себе нравственную оценку событий, людей, человеческих отношений. Это оценка самая общая – но и всегда самая верная и самая категорическая. Что означает слово “прелесть”? Высшую меру эстетического и нравственного без какой-либо конкретизации. В этом слове совсем почти не виден сам предмет, зато очень видно отношение к предмету. Речь Наташи вообще передает больше ее отношение к миру, нежели сам мир, раскрывает прежде всего ее самое, а не то, что находится вне ее. При всем различии слов “гадость”, “мерзость” и “прелесть” - в лексиконе Наташи находятся в одном ряду”.

Маймин Е. А. 1972

В чем заключается свойство музыкальности Наташи? Как вы понимаете метафору “музыка жизни”.

В каких эпизодах отражается близость Наташи к природе? О чем это говорит?

Наташе, как и почти всем Ростовым, свойственна душевная открытость, ясная искренность. У нее, кроме того, есть бесценный дар, принадлежащий только ей, - огромная душевная щедрость и чуткость. После Бородинского сражения Пьер, радостно потрясенный, думает во сне: “Самое трудное состоит в том, чтобы уметь соединять в душе своей значение всего”. Наташа, сама того не замечая и не задумываясь, умеет это, потому что умеет быть счастливой сама и делать счастливыми других.

“Сущность ее жизни – любовь”, - сказано от автора о Наташе. Любовь, не нуждающаяся в самопожертвовании, как у Сони, требующая неустанного проявления, удовлетворения, но и дающая неизмеримо много, пробуждающая лучшее, настоящее в душах других людей.

Непосредственная сила и радость жизни, умение не жертвовать собою, а естественно отдавать другим людям – эти свойства Наташи проявляются в каждом эпизоде, в каждой новой встрече и в начале и в конце романа. Наташа в высшей степени обладает тем, что позднее Чехов назовет особым человеческим талантом – чутьем к чужой боли. Вера в жизнь, в наслаждения жизни чудесным образом соединяется у нее с предельной и полной самоотдачей. Именно – не с бесплодным самопожертвованием, а с безграничной любовью, в которой заключен спасительный призыв к жизни. В образе Наташи воплощается одна из главных идей романа: красоты, счастья нет там, где нет добра, простоты и правды. Наташино счастье жизненно и человечно, потому что исключает “возможность зла, несчастия и горя” для всех. Ее наивный эгоизм не расчетлив, щедр и мудр.

Л. Опульская. Роман-эпопея Л. Т. Толстого “Война и мир”.

Какие из черт образа Наташи, названных Л. Опульской, в наибольшей степени отвечают вашим впечатлениям? Объясните почему.

Как вы считаете: в эпилоге Наташа изменилась только внешне или и внутренне? Согласны ли вы с предложенным ответом на данный вопрос?

Образ Наташи в эпилоге не изменялся. Свое отношение к Наташе в новой для нее жизни Толстой выразил мыслями старой графини, которая “материнским чутьем” понимала, что “все порывы Наташи имели началом только потребность иметь семью, иметь мужа, как она, не столько шутя, сколько взаправду, кричала в Отрадном”. Графиня Ростова “удивлялась удивлению людей, не понимавших Наташи, и повторяла, что она всегда знала, что Наташа будет примерною женою и матерью”. Знал это и автор, создавший Наташу и наделивший ее лучшими в его глазах качествами женщины.

Душевный строй Наташи и вся ее жизнь в этот период воплощает заветный идеал Толстого: “цель супружества – семья”. Наташе “нужен был муж. Муж был дан ей. И муж дал ей семью”. Наташа чувствовала, что связь ее с мужем держалась не теми поэтическими чувствами, которые привлекали его к ней, а “чем-то другим, неопределенным, но твердым, как связь ее собственной души с телом”. Связь эта выражалась в том, что Наташа знала “всю душу Пьера”, а Пьер видел себя “отражением в своей жене”. Разговаривая, они “с необыкновенной ясностью и быстротой” понимали мысли друг друга. Наташа показана в ее заботах и привязанности к детям и, главное, в полном духовном единстве с мужем.

Наташа Ростова – не примитивная “самка”, как пишут о ней нередко исследователи романа. Наташа – женщина возвышенной души на всех этапах своей жизни. Она, не колеблясь, пошла бы в ссылку за своим любимым мужем. Так бы случилось, если бы Толстой написал задуманный роман о декабристах.

Э. Е. Зейденшнур. “Война и мир” Л. Н. Толстого. 1996

Эпилог закругляет и тут же опровергает какое бы то ни было закругление жизни – отдельного человека или тем более жизни всеобщей. Действие продолжается после достигнутого уже итога, исходное противоречие поднимается снова, завязываются узлы на месте развязанных только что прежних. Противоречие разрешается не логическим выводом, после которого, как это в элементарной логике, уже противоречия нет. Оно остается в книге Толстого не замкнуто – противоречие духовного и простого, жизни сознательной и непосредственной, между началами и людьми, которых желал бы, может быть, видеть сам автор в согласии, непротиворечивом единстве – но не в его это власти.

Судьба героев романа, этих Болконского, Пьера, Наташи и Николая, - только звено в бесконечном опыте человечества, всех людей, и прошлых, и будущих, и в их числе того человека, который сегодня читает “Войну и мир”.

С. Бочаров. Роман “Война и мир”. 1978

IV. Заключительное слово учителя.

Учитель: В Наташе-девочке “постоянно горит огонь оживления, составляющий ее прелесть”. Она переполнена жизненной энергией, наделена многими талантами: поет, танцует, врачует души, дарит дружбой. В Наташе – матери “очень редко зажигался…теперь прежний огонь. Это бывало только тогда, когда, как теперь, возвращался муж, когда выздоравливал ребенок…” “И в те редкие минуты, когда прежний огонь зажигался в ее развившемся красивом теле, она бывала еще более привлекательна, чем прежде”.

“Толстому очень важно было через судьбу Наташи показать, что все ее таланты реализуются в семье. Наташа – мать сумеет воспитать в своих детях и любовь к музыке, и способность к самой искренней дружбе и любви; она научит детей самому главному в жизни таланту – таланту любить жизнь и людей, любить самозабвенно, забывая порой про себя; и учеба эта будет проходить не в форме нотаций, а в форме ежедневного общения детей с очень добрыми, честными, искренними и правдивыми людьми: матерью и отцом. И в этом – настоящее счастье семьи, потому что каждый из нас мечтает о самом добром и самом справедливом человеке рядом с собой. У Пьера эта мечта сбылась…

Наташа Ростова освещает своим счастьем других, она любит всех, она такая счастливая, что одинаково влюбленными глазами смотрит и на Бориса, и на Пьера, и на чопорную гостью, и на всех людей на свете. Она заставляет окружающих задуматься над жизнью и думает сама, она мечтает и любит, плачет и смеется. В Наташе нельзя убить главного: неисчерпаемую веру в прелесть жизни, в свое счастье и возможность приносить счастье другим. Наташа Ростова придает роману необыкновенную силу и привлекательность. Наташа счастлива и должна быть счастлива, потому что она обладает огромной силой жизни и любви!

Литература.

  1. Маймин Е. А. Опыты литературного анализа. Книга для учителя. - М., Просвещение, 1972
  2. Золотарева И. В., Михайлова Т. И. Поурочные разработки по русской литературе. Вторая половина ХIХ века. – М.: “Вако”, 2004
  3. Крундышев А. А. Как работать над сочинением. – Санкт-Петербург: Просвещение, 1992
  4. Русская литература ХIХ века.10 класс. Практикум. Под редакцией Ю. И. Лыссого.– М., Просвещение, 2000
  5. Русская литература. Большой учебный справочник. Для школьников и поступающих в вузы. 2-е изд. – М.: Дрофа, 1999

Говоря о самом понятии “эпизод”, в первую очередь следует отметить, что это та или иная завершенная и самостоятельная часть литературного произведения, которая изображает законченное событие или важный в судьбе персонажа момент.
Роману “Война и мир” свойственна эпизодичность или, другими словами, сценичность. За счет этого автором достигается полнота всей картины жизни героев, их мировосприятие, психическое и душевное состояние, создается широкая картина действительности.
Эпизод охоты в Отрадном занимает особое место в романе, поскольку в нем подробно и достоверно показаны нравы дворян девятнадцатого века. Л. Н. Толстой во всех деталях рисует сборы и саму охоту. Любителей этого развлечения, по мнению автора, всегда охватывает “непреодолимое охотничье чувство, в котором человек забывает все прежние намерения, как человек влюбленный в присутствие своей любовницы”.
Приготовления к охоте была всегда тщательными и серьезными. Л. Н. Толстой называет точное количество собак, которых сопровождало двадцать конных охотников. В дороге был встречен дальник родственник, небогатый сосед Ростовых. Тут же гончих “соединяли в одну стаю, и дядюшка с Николаем поехали рядом”. Каждый из героев по-своему относится к этой забаве. Граф Илья Андреевич не был охотником по душе, но прекрасно знает охотничьи законы.
Толстой рисует всю панораму охотничьего действия не со стороны, а глазами участников этой забавы: “Граф, забыв стереть улыбку с лица, смотрел перед собой вдаль по перемычке и, не нюхая, держал в руке табакерку. Вслед за лаем собак послышался голос, поданный в басистый рог Данилы; стая присоединилась к первым трем собакам, и слышно было, как заревели с заливом голоса гончих, с тем особенным подвыванием, которое служит признаком гона по волку…” Читатель становится невольным участником этих событий.
С новой стороны показан в этом эпизоде Николай Ростов, который очень увлечен гонкой за волком. Перед нами предстает человек, тонко и чувствительно воспринимающий все происходящее. Он с надеждой ждет, что волк побежит в его сторону, состояние героя близко к отчаянию. Николай молил бога, “чтобы волк вышел на него; он молился с тем страстным и совестливым чувством, с которым молятся люди в минуты сильного волнения, зависящего от ничтожной причины”.
В этом своем качестве Ростов похож на маленького ребенка, ему важно, чтобы один из псов на глазах у дядюшки вцепился в волка. “Только один раз бы в жизни затравить матерого волка, больше я не желаю!” – думает он.
Появление волка стало совсем неожиданным для Ростова. Теперь молодой человек ничего не видит вокруг, он одержим только своим желанием: “Николай не смыкал своего крика, не чувствовал того, что он скачет, не видал ни собак, ни места…, он видел только волка”.
Герой боится, что волка затравит дядюшка и его охотники. Сейчас это были его единственные соперники. Когда пес Карай схватил жертву за горло, это была самая счастливая минута для Николая во всей его жизни. Ростов с отчаянием закричал, когда Карай с ощетинившейся шерстью вылез из оврага. Каждый из охотников пытался заколоть волка, но это удалось сделать только Даниле, который оказался самым отважным.
“С счастливыми, измученными лицами живого матерого волка взвалили на шарахающую и фыркающую лошадь” – охота закончилась успешно, и все ее участники поехали к месту общего сбора. Охотники съезжались со своими добычами и рассказами, все подходили смотреть на волка, который большими стеклянными глазами смотрел на всю эту толпу, собак, людей, окружающих его.
Охота завлекает героев в разной степени. Если старому графу охота совсем неинтересна, то его сын Николай Ростов просто одержим ею. Азарт юноши схож с азартом ребенка, который очень хочет что-то получить, а если это не удается, то готов плакать и кричать. Николай считает своим долгом загнать матерого волка.
Толстой дает картину охоты в четырех главах. Автор вырисовывает каждого героя, каждое событие с удивительной точностью. Здесь особую роль играют детали, одно это не мешает динамичности сюжета. Толстой рисует нравы и забавы, которые привлекают дворян. Из этого эпизода мы узнаем, как жили и люди в то время, чем увлекались и “забавлялись”. Также мы видим героев романа в новой обстановке: не в салонах, светских приемах или на поле боя, а на природе, занятых общим делом.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. По определению, данному в Словаре литературоведческих терминов, эпизод – это отрывок, фрагмент какого-либо художественного произведения, обладающий известной самостоятельностью и законченностью. Функционирование этого слова как литературоведческого термина связано с древнегреческой драмой, где оно обозначало часть действия между выступлениями хора. Эпизод в Read More ......
  2. В романе-эпопее “Война и мир” есть множество небольших, но исключительно значимых эпизодов, которые, не влияя на развитие сюжета и не являясь решающими для судеб главных героев, становятся важными для романа как целого, соединяющего в себе идеи о человеке, истории и Read More ......
  3. В романе-эпопее “Война и мир” есть множество небольших, но исключительно значимых эпизодов, которые, не влияя на развитие сюжета и не являясь решающими для судеб главных героев, становятся важными для романа как целого, соединяющего в себе множество идей о человеке, истории Read More ......
  4. Лев Николаевич Толстой s романе “Война и мир” последовательно проводит мысль о предначертанности судьбы человека. Его можно назвать фаталистом. Ярко, правдиво и логично это доказано в сцене дуэли Долохова с Пьером. Сугубо штатский человек – Пьер ранил на дуэли Долохова Read More ......
  5. Данный эпизод романа описывает момент “мирной жизни” в семье Ростовых. Мы видим, как молодежь этой семьи проводит свое время. Основными действующими лицами этого эпизода является Наташа Ростова и ее старший брат Николай. Писатель подчеркивает, что вначале эти герои находились в Read More ......
  6. Поражение под Аустерлицем произвело в Москве странное впечатление. Сначала все недоумевали и старались не говорить о войне. “Но через несколько времени… были найдены причины тому неимоверному, неслыханному и невозможному событию, что русские были побиты”. Надо сказать, что среди этих причин, Read More ......
  7. Роман Л. Н. Толстого “Война и мир” – один из самых “густонаселенных” романов, известных мировой литературе. Каждое событие повествования притягивает к себе, подобно магниту, множество имен, судеб и лиц, огромное количество исторических персонажей, десятки героев, созданных творческой фантазией автора. Вслед Read More ......
  8. В романе Л. Н. Толстого “Война и мир” большое внимание уделяется взглядам автора на проблемы, в первую очередь, нравственные, связанные с войной 1812 года. Переправа через Неман-это начало войны. В армии Наполеона находились польские войска, им и предстояло начать войну Read More ......
Анализ эпизода “Охота в Отрадном” в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”

Над образом каждого своего героя Толстой работал очень тщательно, продумывая внешность персонажа, характер, логику поступков. Особенно много внимания уделил автор своей любимой героине - Наташе Ростовой, прототипом которой были сразу две женщины: Софья Андреевна, жена писателя, и ее сестра, Татьяна Берс, очень дружившая с Толстым, поверявшая ему все свои тайны. Она замечательно пела, и А.А. Фет, завороженный ее голосом, посвятил ей стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад...». Лучшие черты этих неординарных женщин нашли свое отражение в образе Наташи.
Сцена, когда после охоты Наташа с Николаем и Петей поехали к дядюшке, дает новые штрихи к портрету Наташи, рисует ее с новой, неожиданной стороны. Мы видим ее здесь счастливой, полной надежд на скорую встречу с Болконским.
Дядюшка был небогат, но в его доме было уютно, может быть, потому, что хозяйством занималась Анисья Федоровна, экономка, «толстая, румяная, красивая женщина лет сорока, с двойным подбородком и полными, румяными губами». Приветливо и ласково глядя на гостей, она принесла угощенье, которое «отзывалось сочностью, чистотой, белизной и приятной улыбкой». Все было очень вкусно, и Наташе было жаль только, что Петя спит, а ее попытки разбудить его бесполезны. «Наташе так весело было на душе, так хорошо в этой новой для нее обстановке, что она только боялась, что слишком скоро за ней приедут дрожки».
Наташа была восхищена звуками балалайки, раздававшимися из коридора. Она даже вышла туда, чтобы лучше их слышать: «Ей так же, как грибки, мед и наливки дядюшки казались лучшими в мире, так и эта песня казалась ей в эту минуту верхом музыкальной прелести». Но когда заиграл на гитаре сам дядюшка, восторгу Наташи не было предела: «Прелесть, прелесть, дядюшка! Еще, еще!» И она обняла дядюшку и поцеловала его. Ее душа, жаждавшая новых впечатлений, впитывала в себя все прекрасное, что встречалось ей в жизни.
Центральным местом эпизода стала пляска Наташи. Дядюшка предлагает ей сплясать, и Наташа, переполненная радостью, не только не заставляет себя упрашивать, как это сделала бы любая другая светская барышня, но тут же «сбросила с себя платок, который был накинут на ней, забежала вперед дядюшки и, подперши руки в боки, сделала движенье плечами и стала». Николай, глядя на сестру, немного боится, что она сделает что-то не так. Но этот страх скоро прошел, потому что Наташа, русская духом, прекрасно чувствовала и знала, что надо делать. «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, - эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой,- этот дух, откуда она взяла эти приемы, которые pas de chale давно бы должны были вытеснить? Но дух и приемы были те самые, неподражаемые, неизу- чаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка». Пляска Наташи восхищает всех, кто ее видит, потому что Наташа неразрывно связана с жизнью народа, она естественна и проста, как народ: «Она сделала то самое и так точно, так вполне точно это сделала, что Анисья Федоровна, которая тотчас подала ей необходимый для ее дела платок, сквозь смех прослезилась, глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и бархате воспитанную графиню, которая умела понять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке».
Восхищаясь племянницей, дядюшка говорит о том, что ей нужно выбрать жениха. И здесь тональность отрывка несколько меняется. После беспричинной радости наступает раздумье: «Что значила улыбка Николая, когда он сказал: «уж выбран»? Рад он этому или не рад? Он как будто думает, что мой Болконский не одобрил бы, не понял этой нашей радости. Нет, он бы все понял». Да, тот Болконский, которого создала в своем воображении Наташа, все понял бы, но суть в том, что она не знает его по-настоящему. «Мой Болконский», - думает Наташа и рисует себе не реального князя Андрея с его непомерной гордыней и оторванностью от людей, а идеал, который она выдумала.
Когда за молодыми Ростовыми приехали, дядюшка попрощался с Наташей «с совершенно новой нежностью».
По дороге домой Наташа молчит. Толстой задает вопрос: «Что делалось в этой детски восприимчивой душе, так жадно ловившей и усвои- вавшей все разнообразнейшие впечатления жизни? Как это все укладывалось в ней? Но она была очень счастлива».
Николай, который душевно так близок ей, что угадывает ее мысли, понимает, что она думает о князе Андрее. Наташе так хочется, чтобы он был рядом, проникся бы ее чувствами. Она понимает, что это был самый счастливый день в ее жизни: «Я знаю, что никогда уже я не буду так счастлива, спокойна, как теперь».
В этом эпизоде мы видим все очарование души Наташи, ее детскую непосредственность, естественность, простоту, ее открытость и доверчивость, и за нее становится страшно, потому что ей только еще предстоит встретиться с обманом и предательством, и никогда уже ей не испытать тот душевный подъем, который приносил радость не только ей, но и всем окружающим ее людям.

Говоря о самом понятии «эпизод», в первую очередь следует отметить, что это та или иная завершенная и самостоятельная часть литературного произведения, которая изображает законченное событие или важный в судьбе персонажа момент.

Роману «Война и мир» свойственна эпизодичность или, другими словами, сценичность. За счет этого автором достигается полнота всей картины жизни героев, их мировосприятие, психическое и душевное состояние, создается широкая картина действительности.

Эпизод охоты в Отрадном занимает особое место в романе, поскольку в нем подробно и достоверно показаны нравы дворян девятнадцатого века. Л.Н.Толстой во всех деталях рисует сборы и саму охоту. Любителей этого развлечения, по мнению автора, всегда охватывает «непреодолимое охотничье чувство, в котором человек забывает все прежние намерения, как человек влюбленный в присутствие своей любовницы».

Приготовления к охоте была всегда тщательными и серьезными. Л.Н.Толстой называет точное количество собак, которых сопровождало двадцать конных охотников. В дороге был встречен дальник родственник, небогатый сосед Ростовых. Тут же гончих «соединяли в одну стаю, и дядюшка с Николаем поехали рядом». Каждый из героев по-своему относится к этой забаве. Граф Илья Андреевич не был охотником по душе, но прекрасно знает охотничьи законы.

Толстой рисует всю панораму охотничьего действия не со стороны, а глазами участников этой забавы: «Граф, забыв стереть улыбку с лица, смотрел перед собой вдаль по перемычке и, не нюхая, держал в руке табакерку. Вслед за лаем собак послышался голос, поданный в басистый рог Данилы; стая присоединилась к первым трем собакам, и слышно было, как заревели с заливом голоса гончих, с тем особенным подвыванием, которое служит признаком гона по волку...» Читатель становится невольным участником этих событий.

С новой стороны показан в этом эпизоде Николай Ростов, который очень увлечен гонкой за волком. Перед нами предстает человек, тонко и чувствительно воспринимающий все происходящее. Он с надеждой ждет, что волк побежит в его сторону, состояние героя близко к отчаянию. Николай молил бога, «чтобы волк вышел на него; он молился с тем страстным и совестливым чувством, с которым молятся люди в минуты сильного волнения, зависящего от ничтожной причины».

В этом своем качестве Ростов похож на маленького ребенка, ему важно, чтобы один из псов на глазах у дядюшки вцепился в волка. «Только один раз бы в жизни затравить матерого волка, больше я не желаю!» - думает он.

Появление волка стало совсем неожиданным для Ростова. Теперь молодой человек ничего не видит вокруг, он одержим только своим желанием: «Николай не смыкал своего крика, не чувствовал того, что он скачет, не видал ни собак, ни места… , он видел только волка».

Герой боится, что волка затравит дядюшка и его охотники. Сейчас это были его единственные соперники. Когда пес Карай схватил жертву за горло, это была самая счастливая минута для Николая во всей его жизни. Ростов с отчаянием закричал, когда Карай с ощетинившейся шерстью вылез из оврага. Каждый из охотников пытался заколоть волка, но это удалось сделать только Даниле, который оказался самым отважным.

«С счастливыми, измученными лицами живого матерого волка взвалили на шарахающую и фыркающую лошадь» - охота закончилась успешно, и все ее участники поехали к месту общего сбора. Охотники съезжались со своими добычами и рассказами, все подходили смотреть на волка, который большими стеклянными глазами смотрел на всю эту толпу, собак, людей, окружающих его.

Охота завлекает героев в разной степени. Если старому графу охота совсем неинтересна, то его сын Николай Ростов просто одержим ею. Азарт юноши схож с азартом ребенка, который очень хочет что-то получить, а если это не удается, то готов плакать и кричать. Николай считает своим долгом загнать матерого волка.

Толстой дает картину охоты в четырех главах. Автор вырисовывает каждого героя, каждое событие с удивительной точностью. Здесь особую роль играют детали, одно это не мешает динамичности сюжета. Толстой рисует нравы и забавы, которые привлекают дворян. Из этого эпизода мы узнаем, как жили и люди в то время, чем увлекались и «забавлялись». Также мы видим героев романа в новой обстановке: не в салонах, светских приемах или на поле боя, а на природе, занятых общим делом.

Урок 4 Эпизод как путь к художественному целому романа Л.Н.Толстого «Война и мир» Тема: Эпизод как путь к художественному целому романа Л.Н.Толстого «Война и мир» (анализ сцены охоты как введение в художественный мир произведения) Л.Н.Толстой Война и мир




«Мысль народная» - идея романа идея романа 1)Мир отдельной личности, по-своему замкнутый и необъяснимый; 2)Мир семьи («мысль семейная»); 3)Мир отдельного сословия (дворянство, крестьянство); 4)Мир нации; 5)Мир всех людей, живущих на земле; 6)Мир природы в ее самостоятельном развитии. СФЕРЫ БЫТИЯ:




Проблематика романа Вопросы жизни и смерти правды и лжи радости и страдания личности и общества свободы и необходимости счастья и несчастья войны и мира Жизнь, по представлению Толстого, - не хороша и не дурна. АНТИТЕЗА Как проблематика романа отразилась в сцене охоты?


«Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну. Надо принимать строго и серьезно эту страшную необходимость. Все в этом: откинуть ложь, и война так война, а не игрушка. А то война – это любимая забава праздных и легкомысленных людей.» Князь Андрей Болконский о бессмысленной войне 1805 года Что имел в виду князь Болконский, сравнивая войну с «забавой праздных и легкомысленных людей»?


Структура эпизода «охота» Описание утра – часть4,гл.3 Разговор Николая Ростова с Данилой Наташа заявляет брату о своем решении ехать на охоту Охота Ростовых в поле – ч.4, гл.4 Старый граф на охоте. Встреча с дядюшкой. Николай в ожидании зверя– ч.4, гл.5 Молитва Ростова. Травля зверя. Встреча Николая с соседом Илагиным



Способ выражения авторской позиции позиции 2 Пейзаж. (Человек и природа) Внутренний монолог (молитва Ростова). Характеристика героя с помощью художественной детали. Поведение героев во время охоты. Прямая авторская характеристика героя. Художественно-выразительные средства (олицетворение; сравнение; аллегория; ирония и т.д.),позволяющие проникнуть в идейный замысел романа. Речевая характеристика героев. «…у Толстого каждое слово несет предельную смысловую нагрузку. У него простая, могучая, порой внутренняя музыка, расположение слов в фразе, пунктуация, звукопись – все поставлено на службу мысли.» В.П.Катаев Стиль писателя




Петя Ростов Система образов в эпизоде 3 Данило Данило- ловчий, крестьянин Ростовых Помещик Илагин- сосед Ростовых Дядюшка Михаил Никанорыч Старый граф Илья Андреевич Ростов Николай Ростов- молодой барин НаташаРостова По Толстому, близость человека к природе очень часто оказывается положительным критерием личности.


Какие художественные средства использует автор, для того чтобы лучше понять характер Данилы? «Несмотря на то, что Данило был невелик ростом, видеть его в комнате производило впечатление подобное тому, как когда видишь лошадь или медведя на полу между мебелью и условиями людской жизни. Данило сам это чувствовал и, как обычно, стоял у самой двери, стараясь говорить тише, не двигаться, чтобы не поломать как-нибудь господских покоев, и стараясь поскорее все высказать и выйти на простор, из-под потолка под небо»


«…из-за угла вышел…ловчий Данило, по-украински в скобу обстриженный, седой, морщинистый охотник, с гнутым арапником с тем выражением самостоятельности в руке и с тем выражением самостоятельности и презрения ко всему в мире, которое бывает только у охотников.» только у охотников.» Как вы понимаете фразу «с тем выражением самостоятельности и презрения ко всему в мире, которое бывает только у охотников»? Какова роль Данилы в сцене охоты? Почему он так «самостоятелен»? Данило - охотник


Данило и Николай Ростов «Он снял свою черкесскую шапку перед барином и презрительно посмотрел на него. Презрение это не было оскорбительно для барина: Николай знал, что этот все презирающий и превыше всего стоящий Данило все-таки был его человек и охотник.» Почему автор выстраивает так отношения между барином и крепостным? В чем здесь замысел Л.Н.Толстого?






«Лабиринт сцеплений» - так называет Толстой свой роман. 1805г1809г 1812г Идет «охота» За Николаем Ростовым гонятся французы (Шенгра- бенское сражение – т.1,ч.2, гл.19) Николай Ростов со своим эскадро- ном атакует французов, берет в плен офицера. (Том3, ч.1, гл.15) Николай Ростов охотится в своем имении на волка (т.2, ч.4,гл.3-6)


Охота–«забава» людей привилеги- рованного класса (с применением оружия) Война-«забава» политиков и людей, наделенных властью (их оружие- целая армия) Что объединяет понятия: война и охота? война и охота? Уничтожить (лишить жизни) Уничтожить (лишить жизни) Результат: военные трофеи, шкура убитого зверя.




Данило и старый граф «- Ж…!-крикнул он (Данило), грозясь поднятым арапником на графа. -Про…ли волка-то!..охотники! - И как бы не удостаивая сконфуженного, испуганного графа дальнейшим разговором, он со всей злобой, приготовленной на графа, ударил по ввалившимся мокрым бокам бурого мерина и понесся за гончими. Граф, как наказанный, стоял, оглядываясь и стараясь улыбкой вызвать в Семене сожаление к своему положению.» «- Ж…!-крикнул он (Данило), грозясь поднятым арапником на графа. -Про…ли волка-то!..охотники! - И как бы не удостаивая сконфуженного, испуганного графа дальнейшим разговором, он со всей злобой, приготовленной на графа, ударил по ввалившимся мокрым бокам бурого мерина и понесся за гончими. Граф, как наказанный, стоял, оглядываясь и стараясь улыбкой вызвать в Семене сожаление к своему положению.» Как меняет охота привычные отношения людей, их иерархию?


«Она (Наташа)этим визгом выражала все то, что выражали и другие охотники своим единовременным разговором. И визг этот был так странен, что она сама должна бы была стыдиться этого дикого визга и все бы должны были удивиться ему, ежели бы это было в другое время.» Какими словами автор подчеркивает «единение» Наташи Ростовой с народом?


В гостях у дядюшки после охоты «…Анисья Федоровна …сквозь смех прослезилась, глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и в бархате воспитанную графиню, которая умела понять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке.» Описание волка «Вдруг вся физиономия волка изменилась; он вздрогнул, увидев еще, вероятно, никогда не виданные им человеческие глаза, устремленные на него, и, слегка поворотив к охотнику голову, остановился – назад или вперед? «Э! все равно, вперед!..» - видно, как будто сказал он сам себе и пустился вперед, уже не оглядываясь, мягким, редким, вольным, но решительным скоком.» Зачем нужно было автору так детально описывать повадки и «мысли» зверя, на которого идет охота?


Сцена травли волка собаками «Старый кобель, с своими мотавшимися на ляжках клоками, благодаря происшедшей остановке, перерезывая дорогу волку, был уже в пяти шагах от него. Как будто почувствовав опасность, волк покосился на Карая, еще дальше спрятав полено (хвост) между ног, и наддал скоку. Но тут Николай видел только, что что-то сделалось с Караем,- он мгновенно очутился на волке и с ним вместе повалился кубарем в водомоину, которая была перед ними. Та минута…,когда увидал это Николай, была счастливейшею минутою его жизни…» (т.2, ч.4, гл.5) Почему автору важна сцена борьбы собак с волком? Какие ассоциации возникают, когда читаешь этот эпизод?


Травля волка заканчиваетс я «победой» Данилы Бородинское сражение 1812 год Травля зайца заканчиваетс я «победой» пса Ругая Итог сцены «охота» 1809 год «…Данило уже лежит в середине собак, на заду волка, стараясь поймать его за уши. Очевидно было и для охотников, и для собак, и для волка, что теперь все кончено.» «Долго еще они поглядывал- ли на красного Ругая, который с испачканной грязью, горбатой спиной, побрякивая железкой, с спокойным видом победителя шел рысцой за ногами лошади дядюшки.» Соотнесите моменты «победы» в сцене «охоты» с событиями романа. Кто настоящий победитель «сражений»? Народ Русскиймужик