Л.А. Луков. Французская литература (XVII век - рубеж XVIII века)
Федра (персонаж трагедии Ж. Расина «Федра»)

Федра (Phèdre) - персонаж трагедии Ж. Расина «Федра» («Phèdre», 1677), жена Тесея, дочь Миноса и Пасифаи, мачеха Ипполита. Расин не указывает ее возраста, но если учесть, что выдающейся актрисе Бургундского отеля Мари Шанмеле, для которой он написал и с которой подготовил эту роль, было немногим менее 35 лет, то Федре, по замыслу автора, было около 30 (с учетом омоложения актеров, создаваемого сценическими средствами). Федра пылает страстью к своему пасынку Ипполиту и открывается ему, но когда возвращается домой ее муж Тесей, которого она считала погибшим, то, спасая себя и своих детей от позора, допускает, чтобы ее кормилица Энона оклеветала Ипполита в посягательстве на ее честь раньше, чем откроется правда. Проклятый отцом, Ипполит погибает, а Федра, полная раскаяния, отравляется, перед смертью признаваясь Тесею в своей вине и невиновности Ипполита.

Разрабатывая характер Федры, Расин опирался на трагедии Еврипида «Ипполит увенчанный» (428 г. до н. э.) и Сенеки «Федра» (I в. н. э.). Сенека сделал Федру главной героиней, что принял Расин, но его версия этого характера (Федра с самого начала обуреваема безумной страстью и готова на любое преступление) противоречила стремлению французского драматурга выбрать героиню, которая бы, в соответствии с «Поэтикой» Аристотеля, могла бы вызвать сострадание и ужас. Поэтому в предисловии к трагедии Расин указывает, что именно Еврипиду он обязан «общей идеей характера Федры», замечая: «В самом деле, Федра ни вполне преступна, ни вполне невиновна. Судьба и гнев богов возбудили в ней греховную страсть, которая ужасает прежде всего ее самое. Она прилагает все усилия, чтобы превозмочь эту страсть. Она предпочитает умереть, нежели открыть свою тайну. И когда она вынуждена открыться, она испытывает при этом замешательство, достаточно ясно показывающее, что ее грех есть скорее божественная кара, чем акт собственной воли». Расин отходит от первоисточников, стремясь смягчить вину героини: «Я даже позаботился о том, - пишет он в предисловии, - чтобы Федра менее вызывала неприязнь, чем в трагедиях древних авторов, где она сама отваживается обвинить Ипполита. Я полагал, что в клевете есть нечто слишком низкое и слишком отвратительное, чтобы ее можно было вложить в уста царицы, чувства которой к тому же столь благородны и столь возвышенны. Мне казалось, что эта низость более в характере кормилицы, у которой скорее могли быть подлые наклонности и которая, впрочем, решилась на клевету лишь во имя спасения жизни и чести своей госпожи. Федра же оказывается замешанной в этом только по причине своего душевного смятения, в силу которого она не владеет собой. Вскоре она возвращается, чтобы оправдать невиновного и объявить истину». Это замечание подчеркивает, что Расин не изучает внутренний мир реального человека, а моделирует его в соответствии с определенной установкой. Драматург создает философскую трагедию, не случайно в предисловии он ставит рядом театр и философию античных авторов: «Их театр был школой, а добродетель преподавалась в нем с не меньшим успехом, чем в школах философов. Вот почему Аристотель пожелал установить правила для драматического сочинения, а Сократ, мудрейший из мыслителей, не погнушался приложить руку к трагедиям Еврипида». В философской трагедии характеры важны не сами по себе, а как иллюстрации определенных идей. В «Федре» образ главной героини призван осветить идею добродетели, которую Расин раскрывает так: «...Ни в одной из моих трагедий добродетель не выведена столь отчетливо, как в этой. Здесь малейшие ошибки караются со всей строгостью; один лишь преступный помысел ужасает столь же, сколь само преступление; слабость любящей души приравнивается к слабодушию; страсти изображаются с единственной целью показать, какое они порождают смятение, а порок рисуется красками, которые позволяют тотчас распознать и возненавидеть его уродство». Но хотя создание образа Федры было для Расина не целью, а средством раскрытия идеи добродетели, он по-новому понял задачи воспроизведения характера в литературе, став одним из основоположников психологизма во Франции. Он показал один день (последний день) ее жизни. Страсть, терзавшая ее многие годы, достигла в этот день высшего напряжения, из скрываемой впервые стала явной и привела к трагической развязке.

Первое упоминание о Федре появляется во второй тираде Ипполита (Акт I, явл.1), оно уважительно по отношению к пропавшему отцу и к Федре («Давно покончил он с грехами юных лет, / И Федре незачем соперниц опасаться»; Пер. М. А. Донского). Но уже в следующей тираде Ипполит, выразивший желание покинуть Трезен, объясняет его тем, что «мир изменил свой лик», когда здесь воцарилась «дочь Миноса и Пасифаи». Имя Федры не названо, названы ее родители. Минос - сын Зевса и Европы, царь Крита, раз в девять лет взимавший с Афин дань - семь юношей и семь девушек, которых съедал Минотавр (Тесей убил Минотавра), Минос вершит в Аиде правосудие. Пасифая - дочь Гелиоса, воспылавшая страстью к быку, посланному Посейдоном, и родившая чудовищного человекобыка Минотавра. Зрителям, хорошо знавшим античную мифологию, драматург напоминал, что Федра не просто страдающая женщина, она - внучка богов, ее родители несли в себе первобытный хаос желаний, они передали дочери темные, неуправляемые страсти, неразумность и жестокость, но в то же время, может быть, понимание справедливости и светлое начало (Пасифая - лат. вся светящаяся). Ипполит и его наставник Терамен говорят о ненависти Федры к пасынку. По ее настоянию Тесей изгнал Ипполита из Афин.

В следующем явлении Энона сообщает о том, что царица на пороге смерти, «таинственный недуг ее лишает сна». Вот появляется сама Федра, ее первые слова подтверждают все, что говорилось о болезни: «Я здесь остановлюсь, Энона, на пороге, / Я обессилела. Меня не держат ноги. / И света яркого не вынести глазам» (Акт I, явл. 3). Она прощается с жизнью, желая унести в могилу некую тайну. И, неожиданно для себя, признается Эноне в пагубной страсти к «сыну Амазонки» (не Федра, а Энона впервые называет его по имени). Страсть эта возникла давно, когда Федра, став женой Тесея, впервые в Афинах увидела своего пасынка. Федра так описывает свое состояние: «Я, глядя на него, краснела и бледнела, / То пламень, то озноб мое терзали тело, / Покинули меня и зрение и слух, / В смятенье тягостном затрепетал мой дух» (Акт I, явл. 3). Расин был великим мастером психологизма, но не в этих описаниях следует искать его признаков. Психологизм - это принцип художественного описания внутреннего мира человека, он становится необходимым в литературе тогда, когда внутренний мир оказывается противопоставленным внешнему, возникнет двойная жизнь персонажа. Пока все, что испытывает Федра, полностью соответствует внешнему выражению ее чувств. Но вот она сообщает Эноне о том, что, стараясь скрыть от других и себя свою преступную страсть, она стала преследовать «любимого врага» - и Расин создает ситуацию, требующую глубокого психологического анализа. Федра добилась изгнания Ипполита из отчего дома - «и тут настало облегченье». Федра тщательно скрывает от Тесея, что их брак несчастлив, воспитывает своих детей - и на некоторое время страсть утихает. Но переезд Тесея и Федры в Трезен, куда был сослан Ипполит, снова открывает рану. Теперь, говорит Федра, только смерть может скрыть позор. Потому она и призналась Эноне, что твердо решила умереть. Так она сама объясняет свой поступок. Но тут приходит известие о смерти Тесея. Федра решает остаться жить ради старшего сына, который по праву может стать властителем Афин.

В критической литературе неоднократно отмечался рационализм психологического анализа Расина. Федра точно формулирует свои переживания, причем ее формулировки укладываются в размеренный александрийский стих. Но Расин на самом деле идет дальше и приоткрывает такие движения души, которые не высказываются. Почему Федра делает признание Эноне? Почему она изнемогает, почти умирает? Почему ее признание прозвучало до сообщения о смерти Тесея, дающей ей больше прав его сделать? Потому что она хочет, жаждет признаться в своей любви к Ипполиту, хотя это желание ни разу не высказано. И объяснение с Ипполитом становится неизбежным, это внутреннее решение, не зависящее от внешнего обстоятельства - известия о смерти мужа, делающего Федру более свободной в изъявлении своих чувств.

Во II действии сначала Федра упоминается в разговоре Арикии и Исмены, которые видят в ней только испуганную мать, боящуюся за судьбу детей, а в прошлом - недалекую жену, чванившуюся Тесеем, который ей изменял. Итак, ни мужчины (Ипполит, Терамен), ни женщины (Арикия, Исмена) не разгадали двойной жизни Федры. В явл. 5 Федра впервые в трагедии встречается с Ипполитом. Она не может скрыть волнение («Вот он!.. Вся кровь на миг остановилась в жилах - / И к сердцу хлынула...»). Но говорит она с Ипполитом только о судьбе своего сына, который после смерти отца и возможной ее собственной скорой смерти сможет найти защиту только в Ипполите. И вдруг Федра делает признание, внешне почти случайное, но прозвучавшее потому, что она страстно хочет признаться Ипполиту в любви. Это одно из самых сильных мест трагедии. Федра говорит о своей любви к Тесею, но ею любим «не нынешний Тесей, / Усталый ветреник, раб собственных страстей (...) Нет, мой Тесей моложе! / Немного нелюдим, он полон чистоты, / Он горд, прекрасен, смел... как юный бог!.. Как ты!» Раньше Эноне она говорила, что в чертах отца находила сына. Становится ясной важнейшая особенность Федры: она видит мир и людей не такими, каковы они есть. Она любит не Ипполита, а его образ, созданный ее воображением, в котором отдельные черты Ипполита слились с лучшими качествами Тесея. Интересно, что во времена Расина театр имел чисто внешнюю возможность подчеркнуть сходство Тесея и Ипполита. Оба они, как и другие герои трагедий, были одеты в одинаковые костюмы. Этот тип костюма (habit a la romaine - «римский») повторял одеяние, в котором в 1662 г. в Версале выступал король Людовик XIV на представлении «Великое ристание» (каска с плюмажем или треуголка, большой парик, парчовая кираса с длинными рукавами, буфами и лентами на плечах, тоннеле - короткая юбочка, поддерживаемая фижмами, чулки телесного цвета, высокие сапоги со шнуровкой и красными каблуками). Сходство Тесея и Ипполита позволило Федре на миг оттянуть момент прямого признания, но когда появилась возможность по-другому истолковать скрытый смысл ее слов (Ипполит: «Тебя не понял я. Меня терзает стыд»), Федра (она хочет признаться!) произносит слова («Все понял ты, жестокий!»), после которых никакое отступление невозможно, и из уст царицы льется целый поток слов любви, смешанных со стыдом, с желанием умереть от руки любимого, чтобы облегчить свои муки. Только верной Эноне удается прервать этот поток, Федра позволяет ей себя увести.

В III действии Федра раскаивается в содеянном. Хотя Ипполит был поражен ужасом, Федра увидела в нем лишь бесстрастность. Она не видит и не понимает настоящего Ипполита. Впервые Федра бросает обвинения Эноне в том, что та побудила ее не расставаться с жизнью надеждой на любовь. Но ее же посылает с заданием прельстить его короной, давая коварные советы («Испробуй все. Ищи, где послабей броня». - Акт III, явл. 1). И тут приходит известие о том, что Тесей жив. Федру терзают муки стыда и страх за сыновей, на которых падет ее позор. Энона предлагает оклеветать Ипполита, и обессиленная Федра вверяется ей. Вернувшемуся домой Тесею царица говорит туманные слова, которые могут навести как на правильный, так и на ложный след.

IV действие начинается с реакции Тесея на произнесенную ранее Эноной клевету на Ипполита, якобы воспылавшего преступной страстью к Федре. Тесей объясняется с сыном, который признается ему в любви, но не к Федре, а к Арикии. Тесей, не поверив, призывает Посейдона покарать сына. Эти призывы слышит Федра и готова во всем признаться, но узнает от Тесея о том, что Ипполит уверял его в любви не к Федре, а к Арикии. И в ней просыпается безумная ревность. Теперь Ипполит ей кажется вероломным (что снова не соответствует действительности), она готова уничтожить Арикию. Темная сила страсти разрастается, в сознании Федры возникает образ Аида, но там вершит правосудие ее отец Минос, и мысль о том, что ей придется признаваться в своем позоре перед отцом, для Федры нестерпима. Всю силу ненависти она изливает на Энону, обвиняя ее в том, что произошло (что приводит кормилицу к самоубийству).

В V действии Тесей узнает от Арикии правду (только ей все раскрыл Ипполит). Но поздно: Ипполит погиб. Федра появляется лишь в последнем, 7 явлении, чтобы сообщить Тесею о невинности его сына, признать свою вину и умереть. Федра приняла яд, привезенный некогда Медеей. Она сама выбрала свою судьбу, став подлинной трагической героиней. Ни слова сочувствия не было произнесено над ее телом.

Это вполне соответствует философской ориентации произведения, ригористичному утверждению добродетели. Данную сторону трагедии прежде всего отметили современники. Крупнейший представитель янсенизма Арно писал о героине Расина: «В характере Федры ничего поправлять не нужно, ибо этим характером он дает нам великий пример того, что в наказание за прошлые прегрешения Бог покидает нас, предоставляя самим себе, власти нашего грешного сердца, и тогда нет такого безумства, в которое мы не дали бы себя вовлечь, даже ненавидя порок». И позже для многих читателей и зрителей основным был вопрос: «Не вложил ли он в последнее из своих мирских творений, в свою “Федру”, все смятение, все отчаяние христианской души, лишившейся благодати?» (А. Франс) - вопрос религиозно-философский. Но с утверждением в литературе психологизма все большее значение стали придавать гениальным прозрениям Расина в области психологического анализа. Так, Бальзак, хорошо чувствуя философскую ориентацию трагедии, считая, что Федра - «величайшая роль французской сцены, которую янсенизм не посмел осудить», сделал акцент на психологизме, относя Федру к персонажам, которые «дают нам ключ почти ко всем положениям человеческого сердца, захваченного любовью».

Основные источники образа Федры - указанные выше трагедии Еврипида и Сенеки.

Образ Федры появляется в трагедии Прадона «Федра», премьера которой состоялась в парижском театре Отель Генего через три дня после премьеры расиновой трагедии. Хотя Прадон участвовал в интриге герцогини Бульонской с целью сорвать успех Расина, его трагедия некоторое время пользовалась популярностью. Позже к образу Федры обращались в драматургии Ф. Шиллер, переработавший «Федру» Расина для Веймарского театра, А. Суинберн, Г. д"Аннунцио, Ж. Кокто, в живописи Ж. Ж. Лагрене, в поэзии - М. Цветаева. Балеты на этот сюжет стали появляться с конца XVIII века. Особый интерес представляют балеты «Федра и Ипполит» К. А. Кавоса и П. Ф. Турика (1821, СПб., балетмейстер Ш. Дидло, Федра - Е. И. Колосова, Ипполит - Н. О. Гольц), «Федра» Ж. Орика (1950, Париж, художник Ж. Кокто, балетмейстер и исполнитель партии Ипполита - С. Лифарь, Федра - Т. Туманова). Получил известность греческий фильм «Федра» (1962, режиссер Ж. Дассен, в роли Федры - М. Меркури).

Наиболее значительные интерпретации роли Федры во Франции были созданы в XVII веке М. Шанмеле (первая исполнительница), подчеркивавшей декламационность, мелодичность стиха, в XVIII веке - А. Лекуврер, подчеркнувшей молодость и ранимость Федры, М. Дюмениль и Клерон, соперничавшими друг с другом, но усилившими рационализм психологии Федры в духе просветительской эстетики, в XIX веке К. Ж. Р. Дюшенуа, отстаивавшей классицистическую традицию в образе Федры под натиском романтических веяний, Э. Рашель, усилившей человечность героини, в XX веке С. Бернар, придавшей образу черты исступленности, болезненности, М. Рош, игравшей Федру четверть века, пробуждая симпатию и сочувствие к героине, но отошедшей от образа Федры - античной статуи, подчеркнув в ней негреческое, варварское начало, М. Бель, пагубная страсть Федры у которой не вызывает симпатий, безусловно осуждается. В роли Федры выступили польская актриса Хелена Моджеевская, хорватская актриса Мария Ружичка-Строцци, австрийская актриса Ида Роланд и многие другие.

Из русских актрис в роли Федры прославились Е. С. Семенова (1823), М. Н. Ермолова (1890), А. Г. Коонен (1921, Москва, Камерный театр, пер. В. Я. Брюсова, режиссер А. Я. Таиров).

В этой статье мы поговорим об очень интересном романе и подробно изложим его краткое содержание. «Дети Арбата» были написаны в конце 20 века замечательным русским писателем Анатолием Рыбаковым. Эта трилогия рассказывает о молодых людях, рожденных в 30-х годах. Роман стал для многих шокирующим открытием - еще никто так правдиво не описывал этот период. Не удивительно, что его впервые опубликовали лишь в 1987 году, когда цензура уже не была особенно жестокой.

О произведении

Сначала немного поговорим о романе, а потом рассмотрим его краткое содержание. «Дети Арбата» включают три книги: «Тридцать пятый и другие годы», «Страх», «Прах и пепел».

Самой удачной среди критиков считается первая часть. Последующие книги продолжили историю героев. Но были оценены критикой как менее значимые в художественном плане. В целом, трилогия является самым знаменитым и выдающимся произведением Рыбакова.

«Дети Арбата» (книга): краткое содержание. Завязка

Роман начинается с описания самого большого дома на Арбате. Он стоит между Денежным и Никольским переулками. В нем обитают четыре человека, когда-то бывшие одноклассниками. Трое из них в детстве были активистами. Это Сашка Панкратов, секретарь школьной комсомольской ячейки, Максим Костин, сын лифтерши, К ним присоединился Юра Шарок, сын портного. Он отличается от них лукавостью и особой осторожностью в вопросах политики. В его семье недавно пришедших «хозяев жизни» презрительно прозывали «товарищами». К ним когда-то примыкала еще Лена Булягина, дочка дипломата-большевика.

Рассказывает о жизни простых юношей и девушек, попавших в водоворот исторических событий, трилогия «Дети Арбата» (краткое содержание это подтверждает). Итак, наши герои не так давно окончили школу. Нина стала учительницей, Лена пошла в переводчицы, Максим оканчивает пехотное училище, Юра учится на юридическом, а Саша - в техническом вузе. К их компании относится и Вадим Марасевич, сын прославленного врача. Юноша метит в театральные и литературные критики. Часто заходят сестра Нины Варя и Вика, сестра Вадима. Всей компанией они встречают 1934 год.

Арест Сашки

Продолжается наше краткое содержание («Дети Арбата»). У Саши большие неприятности - его исключили из комсомола и института. А все из-за того, что его эпиграмма в стенгазете была оценена начальством как враждебная советской власти. После этого он побывал в ЦКК, и его восстановили. Но как-то ночью раздался звонок, и Сашку забрали красноармейцы. Теперь он сидит в Бутырке.

На допросе у него спрашивают, за что Саша попал за решетку. Юноша предполагает, что дело может быть в Марке Рязанове, его дяде, первом металлурге страны. Марк уже в курсе, что произошло с его племянником, и пытается разобраться в чем дело.

Ссылка

Рыбаков изображает не приукрашенную соцреализмом действительность, что подтверждает и краткое содержание («Дети Арбата»). Заместитель главы ОПТУ Березин прекрасно знает, что Саша невиновен. Но его дело тянется. Из рук Криворучко, замдиректора Сашкиного института, оно попадает к замнаркому тяжелой промышленности. А наркомом в те годы был Орджоникидзе. Но что причина именно в этом, Березин, входящий в коллегию НКВД, даже не догадывается. А все дело в том, что Сталин не до конца доверяет Орджоникидзе.

Софье Александровне, матери Саши, разрешили свидание с сыном и велели взять для него продукты и теплые вещи. А это значит, что приговор заключенному уже вынесен. Варя Иванова, знакомя Софьи, помогала ей возить передачи и ходить за продуктами. Она провожала Максима Костина на Дальний Восток и случайно увидела, как двое красноармейцев вели заросшего бородой Сашу. Бледный парень шел покорно, неся в руках чемодан, а за плечами висела сумка.

От былой компании почти никого не осталось. Максим отправился на Дальний Восток, безвинный идейный Саша попал в ссылку. Зато двуличный Шарок устроился в прокуратуру и стал вершителем судеб. Да и остальные живут каждый своей жизнью.

Новые знакомства

Не только эпоху, но и человеческие взаимоотношения отлично изображает в своей трилогии Рыбаков. «Дети Арбата» (краткое содержание служит прямым тому доказательством) рассказывает о том, как быстро становятся чужими друг другу школьные друзьям.

Однажды Варя случайно встретила красотку Вику Марасевич на Арбате. Девушка была в компании франтоватого мужчины и пригласила Варю заходить в гости и звонить. Хотя раньше Варя никогда этого не делала, она решила воспользоваться приглашением. Девушка оказалась в абсолютно другом мире. Здесь царит заграничная мода и пьют кофе с ликером, а не ютятся в коммуналках и стоят в очередях.

У Вари началась другая жизнь. Коренная москвичка, она только слышала такие названия, как «Савой», «Метрополь», «Националь». С Костей, одним из новых знакомых, она едет отдыхать на море. Этот самоуверенный мужчина совсем не похож на Сашу, уж он точно не будет покоряться палачам.

Вернувшись, Варя с Костей селятся у мамы Саши. Они посещают дорогие рестораны, ходят в театры.

Ссыльная жизнь

Показывает и другую сторону советской жизни краткое содержание. «Дети Арбата» Рыбакова отражают много граней действительности, и одной из них стала жизнь в ссылке.

Первое письмо от Саши пришло из села Богучаны, что в Канской губернии. Он рассказывает, как товарищ рассказал ему о местной жизни. Там, куда отправили Сашу, можно встретить эсеров, меньшевиков, троцкистов, анархистов, национал-уклонистов. За время пути он познакомился со многими ссыльными, и далеко не все они интересовались политикой.

Сашиным местом ссылки стала деревня Мозгова. Квартиру ему приходится снимать. Иногда Саша ремонтирует старый общественный сепаратор. Однажды устройство ломается, и его обвиняют в умышленной порче имущества. Давать объяснения приходится сотруднику НКВД. Саше обещают дать минимум 10 лет за вредительство и берут под арест. Но вскоре его все-таки освобождают. Героя охватывает уныние и разочарование. Он рос в надежде на прекрасное будущее, был убежденным коммунистом и верил в партию, а в итоге оказался ни за что выслан в Сибирь.

Развязка

Подходит к концу роман «Дети Арбата» (краткое содержание). Шарока переводят в ленинградский отдел НКВД. Сталин недоволен поведением «зиновьевской оппозиции» и планирует начать террор в Питере. Организация его поручена Запорожцу, начальнику Шарока. Березин начинает догадываться о планах вождя и передает свои опасения Орджоникидзе, но тот даже не догадывается, к чему приведут подобные события.

Варя узнает, что у Кости есть жена, к тому же он игрок. Девушка решает, что пора самой устраивать свою жизнь и устраивается на работу чертежницей. Отношения с молодым человеком ухудшаются, и Варя решает разойтись. Девушка все чаще начинает вспоминать Сашу, и в итоге решает ему написать.

Получив послание, ссыльный понимает, что все еще любит Варю. Саша вновь задумывается о будущем, ему кажется, что не все потеряно. Но вскоре до него доходит известие об убийстве Кирова в Ленинграде. Это говорит о том, что наступают темные времена.

Характеристика героев

Поговорим немного о героях книги «Дети Арбата». Краткое содержание по главам дало нам понять, что основными действующими лицами являются Шарок, Саша и Варя. Второстепенные персонажи - Нина Иванова, Лена Будягина, Вадим Марасевич и Максим Костин.

Главным антиподами романа, на которых строится все повествование, являются Юрий Шарок и Саша Панкратов.

Первый, сын портного, у которого во время революции отобрали мастерскую, не может простить советской власти национализации. Юрий - индивидуалист, который сосредоточен лишь на своей карьере и устройстве быта.

Саша другой, это герой, близкий автору. Он является выразителем взглядов своего поколения. Однако автор практически не изображает его внутреннего мира, у героя отсутствует самоанализ. Концепцию персонажа читателю виден, но индивидуально неповторимый характер отсутствует.

Варя отличается от обоих персонажей, и в то же вбирает в себя их черты. Девушка, изначально влюбленная в Сашу, попадает в новый мир и начинает презирать прежнего возлюбленного. Чтобы оценить достоинства Панкратова, ей приходится узнать, что скрывается за блеском и роскошью.

Сочинение


1. Основная идея и главные герои романа.
2. Молодежь сталинской эпохи.
3. Саша Панкратов - герой своего времени.
4. Актуальность романа Рыбакова в наши дни.

Основная идея романа заключается в том, чтобы показать читателю, как зарождался и развивался культ личности Сталина, и эта задача была полностью выполнена автором. Во времена, описываемые в «Детях Арбата» (с 1934 года), Сталин был не просто главой государства - он был великим вождем, «мудрым, справедливым и всевластным». Ему удалось полностью подчинить своей воле миллионы людей, с разным социальным положением, взглядами на жизнь, убеждениями.

Одна из самых ярких сцен романа, показывающая характер Сталина и его отношение к людям - эпизод, где вождь встречается с зубным врачом. Квалифицированный специалист, реально оценивая состояние полости рта, делает Сталину съемный пластинчатый протез, в то время как «отец народов» настаивает на том, чтобы ему поставили бюгельный. Врачу удается убедить своего пациента в том, что пластинчатый протез тоже будет выглядеть естественно, и в эксплуатации будет намного удобнее. Через некоторое время Сталин соглашается с врачом, признает его правоту, но при этом увольняет стоматолога из кремлевской больницы. Единственной причиной этой несправедливости является характерная особенность характера вождя - нетерпимость к неподчинению, своеволию, наличию собственных мыслей. Врач возразил своему высокопоставленному пациенту и был за это наказан, несмотря на то, что его совет оказался правильным.

Сталин в романе «Дети Арбата» поставлен автором как бы вне нормальных человеческих взаимоотношений. У него нет родных и друзей - лишь слепые и беспрекословные исполнители его воли, приказаний, подчас несправедливых и жестоких. Неподчинившиеся исполнители сразу же заменяются другими, послушными и безвольными.
Ценность произведения Рыбакова, на мой взгляд, заключается в том, что автор раскрывает сущность произвола и беззакония, царивших во времена правления Сталина, дает возможность почувствовать атмосферу тех времен.

Молодые люди, живущие в сталинскую эпоху, воспитывались для «светлого будущего». Они вступали во взрослый мир с радостью, надеждой, уверенностью в завтрашнем дне. Центральной фигурой среди пестрой толпы молодежи является Саша Панкратов, немаловажное место занимают и его друзья. Саша - честный, прямолинейный человек, который не может противиться собственной совести, борется за справедливость, протестует против ложных обвинений. Но именно эта особенность и становится главной причиной жизненной драмы, произошедшей с Сашей. Для него мораль является не «традиционной истиной», а главнейшей человеческой ценностью, независимо от обстоятельств и происходящих вокруг событий. Даже будучи поставленным перед необходимостью спасения собственной судьбы, своего будущего, молодой человек не может кривить душой: если бы он дал ложные показания против заместителя директора института Криворучко, Сашу бы ни в чем не обвинили, но он не смог притвориться, скрыть собственные чувства. В этом заключается подвиг главного персонажа - отстаивание личной независимости в тяжелые и трагические времена.

Духовное становление личности Саши протекало в крайне тяжелых условиях. Ему пришлось пройти через все круги ада, через которые прошли многие граждане Советского Союза: обыск в доме, арест, слезы родных и близких, жестокие нравы и ужасающая обстановка тюрьмы, допросы с применением запрещенных методов и средств, ссылка в отдаленную местность, долгие и мучительные скитания по сибирским трактам.

Саша начинает понимать, что единое мнение, единая мораль, широко пропагандируемая правящими кругами, не что иное, как красивая сказка, никоим образом не соответствующая действительности. Большинство подчиняет себе окружающих, а несогласных устраняют не только морально, но и физически: путем арестов, расстрелов, ссылок.

В сознании Нины Ивановой, одноклассницы и подруги Панкратова, тоже происходят глобальные изменения. Саша в ее представлении всегда был идеалом, безусловным лидером, настоящим советским человеком. Именно поэтому для Нины арест Саши становится настоящей катастрофой - как же может человек, искренне верящий в существующие идеалы, оказаться врагом народа? Она тщетно надеется на то, что произошло недоразумение и через некоторое время власти во всем разберутся, но ожидаемого исхода не происходит. И Нина пытается осмыслить происходящее уже с точки зрения большинства: она даже говорит Сашиной матери о том, что происходящая классовая борьба «требует особенной четкости позиций, а Саша, к сожалению, иногда собственное понимание вещей и событий ставил выше точки зрения коллектива».

Автор пишет о своем герое: «...он был сильным среди сильных, вырвали его из привычной обстановки, лишили среды, в которой существовал, и сразу выяснилось, что ему не на что опереться, сам по себе он ничто». Саша, несмотря ни на что, остается сильным и бескомпромиссным человеком, выживает в жестоких, тяжёлых условиях, потому что не отрекается от существующих человеческих ценностей, в его сознании четко прослеживается убеждение: «Человеческое в человеке не убито и никогда не будет убито». И отношение Вари становится ему понятно только после того, как он пережил столько лишений и страданий. Короткая приписка к письму матери вызывает у него множество противоречивых чувств, которые в итоге сводятся к одному: «Все еще впереди, черт возьми, все еще впереди! У него есть Варя, теперь он это твердо знает. Есть Варя, есть мама, люди вокруг, есть его думы, его мысли. Все, что делаёт человека Человеком...»

У современного читателя жизнь Саши, его убеждения и устремления вызывают смешанное чувство жалости и недоумения. Многие из современных людей без размышлений пошли бы на компромисс, чтобы избежать несправедливого наказания, подчинились бы мнению большинства, стараясь сохранить свою жизнь и спокойствие своих близких. Но во времена правления Сталина существовали другие люди - честные, прямолинейные, уверенные в собственной правоте. Для того чтобы отстоять свои убеждения, они, не задумываясь, жертвовали всем: работой, свободой, жизнью. И только правда, честность, искренность способствовали воспитанию настоящих людей, героев своего времени.

1. Основная идея и главные герои романа.

2. Молодежь сталинской эпохи.

3. Саша Панкратов - герой своего времени.

4. Актуальность романа Рыбакова в наши дни.

Основная идея романа заключается в том, чтобы показать читателю, как зарождался и развивался культ личности Сталина, и эта задача была полностью выполнена автором. Во времена, описываемые в «Детях Арбата» (с 1934 года), Сталин был не просто главой государства - он был великим вождем, «мудрым, справедливым и всевластным». Ему удалось полностью подчинить своей воле миллионы людей, с разным социальным положением, взглядами на жизнь, убеждениями.

Одна из самых ярких сцен романа, показывающая характер Сталина и его отношение к людям - эпизод, где вождь встречается с зубным врачом. Квалифицированный специалист, реально оценивая состояние полости рта, делает Сталину съемный пластинчатый протез, в то время как «отец народов» настаивает на том, чтобы ему поставили бюгельный. Врачу удается убедить своего пациента в том, что пластинчатый протез тоже будет выглядеть естественно, и в эксплуатации будет намного удобнее. Через некоторое время Сталин соглашается с врачом, признает его правоту, но при этом увольняет стоматолога из кремлевской больницы. Единственной причиной этой несправедливости является характерная особенность характера вождя - нетерпимость к неподчинению, своеволию, наличию собственных мыслей. Врач возразил своему высокопоставленному пациенту и был за это наказан, несмотря на то, что его совет оказался правильным.

Сталин в романе «Дети Арбата» поставлен автором как бы вне нормальных человеческих взаимоотношений. У него нет родных и друзей - лишь слепые и беспрекословные исполнители его воли, приказаний, подчас несправедливых и жестоких. Неподчинившиеся исполнители сразу же заменяются другими, послушными и безвольными.

Ценность произведения Рыбакова, на мой взгляд, заключается в том, что автор раскрывает сущность произвола и беззакония, царивших во времена правления Сталина, дает возможность почувствовать атмосферу тех времен.

Молодые люди, живущие в сталинскую эпоху, воспитывались для «светлого будущего». Они вступали во взрослый мир с радостью, надеждой, уверенностью в завтрашнем дне. Центральной фигурой среди пестрой толпы молодежи является Саша Панкратов, немаловажное место занимают и его друзья. Саша - честный, прямолинейный человек, который не может противиться собственной совести, борется за справедливость, протестует против ложных обвинений. Но именно эта особенность и становится главной причиной жизненной драмы, произошедшей с Сашей. Для него мораль является не «традиционной истиной», а главнейшей человеческой ценностью, независимо от обстоятельств и происходящих вокруг событий. Даже будучи поставленным перед необходимостью спасения собственной судьбы, своего будущего, молодой человек не может кривить душой: если бы он дал ложные показания против заместителя директора института Криворучко, Сашу бы ни в чем не обвинили, но он не смог притвориться, скрыть собственные чувства. В этом заключается подвиг главного персонажа - отстаивание личной независимости в тяжелые и трагические времена.

Духовное становление личности Саши протекало в крайне тяжелых условиях. Ему пришлось пройти через все круги ада, через которые прошли многие граждане Советского Союза: обыск в доме, арест, слезы родных и близких, жестокие нравы и ужасающая обстановка тюрьмы, допросы с применением запрещенных методов и средств, ссылка в отдаленную местность, долгие и мучительные скитания по сибирским трактам.

Саша начинает понимать, что единое мнение, единая мораль, широко пропагандируемая правящими кругами, не что иное, как красивая сказка, никоим образом не соответствующая действительности. Большинство подчиняет себе окружающих, а несогласных устраняют не только морально, но и физически: путем арестов, расстрелов, ссылок.

В сознании Нины Ивановой, одноклассницы и подруги Панкратова, тоже происходят глобальные изменения. Саша в ее представлении всегда был идеалом, безусловным лидером, настоящим советским человеком. Именно поэтому для Нины арест Саши становится настоящей катастрофой - как же может человек, искренне верящий в существующие идеалы, оказаться врагом народа? Она тщетно надеется на то, что произошло недоразумение и через некоторое время власти во всем разберутся, но ожидаемого исхода не происходит. И Нина пытается осмыслить происходящее уже с точки зрения большинства: она даже говорит Сашиной матери о том, что происходящая классовая борьба «требует особенной четкости позиций, а Саша, к сожалению, иногда собственное понимание вещей и событий ставил выше точки зрения коллектива».

Автор пишет о своем герое: «...он был сильным среди сильных, вырвали его из привычной обстановки, лишили среды, в которой существовал, и сразу выяснилось, что ему не на что опереться, сам по себе он ничто». Саша, несмотря ни на что, остается сильным и бескомпромиссным человеком, выживает в жестоких, тяжёлых условиях, потому что не отрекается от существующих человеческих ценностей, в его сознании четко прослеживается убеждение: «Человеческое в человеке не убито и никогда не будет убито». И отношение Вари становится ему понятно только после того, как он пережил столько лишений и страданий. Короткая приписка к письму матери вызывает у него множество противоречивых чувств, которые в итоге сводятся к одному: «Все еще впереди, черт возьми, все еще впереди! У него есть Варя, теперь он это твердо знает. Есть Варя, есть мама, люди вокруг, есть его думы, его мысли. Все, что делаёт человека Человеком...»

У современного читателя жизнь Саши, его убеждения и устремления вызывают смешанное чувство жалости и недоумения. Многие из современных людей без размышлений пошли бы на компромисс, чтобы избежать несправедливого наказания, подчинились бы мнению большинства, стараясь сохранить свою жизнь и спокойствие своих близких. Но во времена правления Сталина существовали другие люди - честные, прямолинейные, уверенные в собственной правоте. Для того чтобы отстоять свои убеждения, они, не задумываясь, жертвовали всем: работой, свободой, жизнью. И только правда, честность, искренность способствовали воспитанию настоящих людей, героев своего времени.