Н. А. Лейкинъ

Переписка А. П. Чехова и H. A. Лейкина

Николай Александрович Лейкин (1841–4906) - юморист и беллетрист, издатель и редактор журнала «Осколки». Родился в купеческой семье. Учился в немецком реформатском училище, но когда отец разорился, вынужден был поступить приказчиком в одну из лавок петербургского Апраксина двора.

Роман Лейкина «Апраксинцы», напечатанный в журнале «Библиотека для чтения» в 1863 году, был замечен Некрасовым и Салтыковым-Щедриным; позднее его рассказы и повести появлялись в «Современнике» и «Отечественных записках». В 1871 году M. E. Салтыков-Щедрин отозвался о двухтомнике «Повести, рассказы и драматические сочинения Н. А. Лейкина» в одной из своих анонимных рецензий в библиографическом отделе «Отечественных записок»: «Лейкин принадлежит к числу писателей, знакомство с которыми весьма полезно для лиц, желающих иметь правильное понятие о бытовой стороне русской жизни… Это материал, имеющий скорее этнографическую, нежели беллетристическую ценность» (М. Е. Салтыков-Щедрин. Собр. соч. в 20-ти томах, т. 9. М., «Художественная литература», 1970, с. 421–422).

Н. А. Лейкин был знаком с В. С. Курочкиным, известным поэтом-сатириком, и с его братом, врачом, энциклопедически образованным человеком, оказавшим на него, как позднее заметил Лейкин в своих воспоминаниях, «огромное влияние». С 1863 года и позднее Лейкин время от времени сотрудничал в «Искре», едва ли зная о революционной деятельности братьев Курочкиных и о подлинном характере журнала, связанного с партией «Земля и воля» и революционным движением 60-х годов. Причастность к «Искре» была тем не менее событием огромной важности, определившим, как считал Лейкин, всю его судьбу: «…в „Искре“ я начинал свое литературное поприще и много работал, но больше того учился и усваивал те принципы, которые теперь провожу в „Осколках“ (Чехову, 26 апреля 1885 г.). Эти «принципы» - демократическая направленность и журнала, и собственной литературной работы издателя.

Лейкин был чрезвычайно плодовитым литератором; по подсчетам его биографа, им выпущено около 70 книг, число же сценок и рассказов, опубликованных в газетах и юмористических журналах, исчисляется тысячами. В «Петербургской газете», например, его сценки публиковались ежедневно, за вычетом понедельников, в течение многих лет.

Тем не менее имя Лейкина едва ли оставило бы хоть сколько-нибудь заметный след и истории русской литературы, если бы не та роль, какую ему посчастливилось сыграть в судьбе Чехова. Познакомились они в 1882 году в Москве. Лейкин незадолго до того приобрел право на издание «Осколков», искал молодых юмористов и фельетонистов; Чехов, в ту нору студент-третьекурсник, был приглашен в журнал по рекомендации Л. И. Пальмина (см. Вокруг Чехова, с. 65). Определенный Лейкиным гонорар - 8 коп. за строку - вскоре был увеличен, и в 1884–1885 годах Чехов получал в «Осколках» основную часть своего литературного заработка. «Если бы все журналы были так честны, как „Осколки“, то я на лошадях бы ездил», - писал он Ал. П. Чехову (13 мая 1883 г.). Издатель «Осколков», естественно, стремился к тому, чтобы его журнал «хоть по некоторым своим сотрудникам стоял вне конкуренции» (20/21 ноября 1885 г.), и поэтому ревновал и досадовал, находя имя Антоши Чехонте в других юмористических еженедельниках.

Переписка Чехова с Лейкиным позволяет понять сущность разногласий, которые от письма к письму становились все определеннее. Рассказы Чехова, выглядевшие среди рядового товара «Осколков» как «рассыпанные на сером сукне алмазы» (Ю. Соболев. Чехов. М., 1930, с. 35), почти не вызывали редакторских замечаний и, если не говорить о цензуре, без особых поправок шли в печать. Но зато репортерская работа, т. е. фельетоны, подписи к рисункам и прочие осколочные «мелочишки», в которых Лейкин постоянно нуждался, сильно затрудняла Чехова; сколько ни «перевоспитывал» его Лейкин, ничего не менялось. Чехов оставался самим собой.«…Вы сами знаете, что легче найти 10 тем для рассказов, чем одну порядочную подпись…» - писал он Лейкину 4 ноября 1884 года. Чехов по натуре и по характеру своего дарования не мог быть репортером-поденщиком; это и отделяло его от Лейкина, «Осколков», всей «малой прессы» 80-х годов.

В глазах Лейкина Чехов был талантливым, но совсем молодым человеком, которого нужно учить и учить писательскому ремеслу, потому что для него, Лейкина, литература была прежде всего ремеслом: «Писать надо больше, одно скажу. Надо выгнать из себя ленивого человека и нахлыстать себя… Вы говорите, надо читать, заниматься наукой. Ничего не значит…» (17/18 октября 1885 г.).

Нужно признать, что как редактор Лейкин не так уж часто и не столь глубоко правил рукописи Антоши Чехонте; известны, по-видимому, все случаи его вмешательства, и почти все они вызваны стремлением обезопасить журнал от нападок цензуры. Но он отводил для рассказа не более 100–150 строк в номере: «Вы знаете мое правило - краткость, и этим я беру» (1 марта 1884 г.). Чехов и сам тоже стоял за краткость, но с самого начала ему был необходим пусть небольшой, но именно творческий простор.

Многоопытный литератор, Лейкин неизменно ошибался в оценках, когда ему приходилось читать не юмореску, а серьезную прозу Чехова. Так случилось, в частности, с «Унтером Пришибеевым», который показался Лейкину неудачным, т. е. попросту «длинным» и не смешным (5/8 сентября 1885 г.). Или его замечание о «Степи»: «Повесить мало тех людей, которые советовали Вам писать длинные вещи. Мое мнение такое: в мелких вещах, где Вы являетесь юмористом, Вы большой мастер» (5 марта 1888 г.). Чехов был человеком иного масштаба, другой судьбы; «Осколки», «Будильник», как и прочие издания «малой прессы», нуждались лишь в ничтожной доле сил, которыми он располагал, да и эта доля разменивалась на мелочи. Правда, «Осколки» он ставил все же выше других журналов. И даже уже по сути прощаясь с юмористической прессой, Чехов надеялся не покидать окончательно «Осколки». «В моей тугоподвижности, с какого я работаю у Вас, - писал он Лейкину 27 декабря 1887 года, - ради создателя не усмотрите злого умысла, не подумайте, что я отлыниваю от „Осколков“. Ни-ни! „Осколки“ - моя купель, а Вы - мой крестный батька».

Переписка Чехова с Лейкиным, начавшаяся в 1882 году, продолжалась почти до конца жизни Чехова. Сохранилось 168 писем Чехова и 207 писем Лейкина. Публикация писем Чехова к Лейкину началась рано; 60 писем увидели свет в сборнике (Лейкин), вышедшем спустя год после смерти издателя «Осколков». Письма Лейкина напечатаны лишь в небольшой части («Новый мир», 1940, № 1 и 2–3).

Н. А. ЛЕЙКИН - ЧЕХОВУ

Декабря 31 1882 г.

Милостивый государь

Антон Павлович!

Прежде всего поздравляю Вас с Новым годом и желаю Вам исполнения всех Ваших желаний. Затем благодарю Вас за любезное сотрудничество Ваше в «Осколках» в 1882 году и прошу не оставлять журнал своими литературными вкладами в 1883 году. Вы теперь успели приглядеться и видите, что нужно «Осколкам». Мне нужно именно то, что Вы теперь посылаете, т. е. коротенькие рассказцы, сценки. Шлите только почаще. Ваши прелестные вещички «Роман репортера» и «Роман доктора» пойдут в № 2 журнала. В № 1 они не попали за неимением места. Весь № 1, как новогодний, составлен из вещиц новогодних. Нарочно подбирал так. Впрочем, Вы сами увидите, когда No журнала получится в Москве.

О безвозмездной высылке Вам «Осколков» я сделал распоряжение в конторе, и Вы будете получать их в 1883 г. Боюсь только, как бы № 1 не запоздал явиться к Вам вовремя. Список сотрудников, кому посылать журнал, я сдал несколько поздно в контору, а именно вчера; почтамт же принимает только ограниченное количество адресов в день.

Затем препровождаю Вам гонорар за помещенные Вами статьи. Вам приходится двадцать рубл. и 64 к. Расчет выражается в следующих цифрах:


№ 47 - проза - 85 стр. по 8 к. Р. 6.80

" 48 - " - 22 " " 8 " " 1.76

" 51 - " - 99 " " 8 " " 7.92

" 52 - " - 52 " " 8 " " 4.16

Итого Рб. 20.64


О получении денег благоволите меня уведомить. Свидетельствую Вам мое почтение, прошу принять уверение в моем дружественном к Вам расположении.

Н. Лейкин.

ЧЕХОВ - Н. А. ЛЕЙКИНУ

Милостивый государь

Николай Александрович!

В ответ на Ваши любезные письма посылаю Вам несколько вещей. Гонорар получил, журнал тоже получаю (по вторникам); приношу благодарность за то и другое. Благодарю также и за лестное приглашение продолжать сотрудничать. Сотрудничаю я в «Осколках» с особенной охотой. Направление Вашего журнала, его внешность и уменье, с которым он ведется, привлекут к Вам, как уж и привлекли, не одного меня.

За мелкие вещицы стою горой и я, и если бы и издавал юмористический журнал, то херил бы все продлинновенное. В московских редакциях я один только бунтую против длиннот (что, впрочем, не мешает мне наделять ими изредка кое-кого… Против рожна не пойдешь!), но в то же время, сознаюсь, рамки «от сих и до сих» приносят мне немало печалей. Мириться с этими ограничениями бывает иногда очень нелегко. Например… Вы не признаете статей выше 100 строк, что имеет свой резон… У меня есть тема. Я сажусь писать. Мысль о «100» и «не больше» толкает меня под руку с первой же строки. Я сжимаю, елико возможно, процеживаю, херю - и иногда (как подсказывает мне авторское чутье) в ущерб и теме и (главное) форме. Сжав и процедив, я начинаю считать… Насчитав 100-120-140 строк (больше я не писал в «Осколки»), я пугаюсь и… не посылаю. Чуть только я начинаю переваливаться на 4-ю страницу почтового листа малого формата, меня начинают есть сомнения, и я… не посылаю. Чаще всего приходится наскоро переклевывать конец и посылать не то, что хотелось бы… Как образец моих печалей, посылаю Вам статью «Единственное средство»… Я сжал ее и посылаю в самом сжатом виде, и все-таки мне кажется, что она чертовски длинна для Вас, а между тем, мне кажется, напиши я ее вдвое больше, в ней было бы вдвое больше соли и содержания… Есть вещи поменьше - и за них боюсь. Иной раз послал бы, и не решаешься…

Лейкин Николай Александрович родился 7(19).XII.1841 г. в Петербурге в купеческой семье - писатель-юморист.

Закончив в 1859 Петербургское немецкое реформаторское училище, стал помогать отцу в торговых делах. Вскоре отец разорился, и Николай Александрович поступил приказчиком в Гостиный двор, затем служил в страховом обществе, но скоро бросил службу.

В конце жизни состоял одним из влиятельнейших членов Петербургской городской думы.

С 1882 редактирует юмористический журнал «Осколки», чрезвычайно широко при Лейкине распространенный.

В последние годы Николай Александрович - удачливый делец, богатый человек, автор десяти томов сочинений, включающих более 10 тысяч юмористических сценок, 36 романов, массу рассказов и ряд пьес.

Дебютировал Лейкин 13 апреля 1860 стихотворением «Кольцо» в еженедельном журнале «Русский мир». Предоставляли его юмористическим очеркам и стихам свои страницы «Искра» (часто писавшая о популярности Лейкина), «Библиотека для чтения», «Современник» и другие.

С начала 1870-х гг. Николай Александрович становится постоянным сотрудником «Петербургской газеты» и постоянно публикует здесь «сцены» из купеческого, мещанского и простонародного петербургского быта. Эти «сцены» составили затем содержание наиболее популярных сборников Лейкина, которыми увлекался юный Чехов:

«Где апельсины зреют»,

«Цветы лазоревые»,

«Наши забавники»,

«Неунывающие россияне»,

«Шуты гороховые»,

«Наши за границей» (более 10 изд.),

«Саврасы без узды».

Из пьес Николая Александровича Лейкина наиболее известны комедии:

«Привыкать надо»,

«Медаль»,

«Кум пожарный».

На первых порах своей литературной деятельности Лейкин с известной смелостью и остротой высмеивал отдельные черты нескладного быта обитателей «темного царства» - купеческой среды. Первые его по-настоящему сатирические очерки «Апраксинцы», понравившиеся Щедрину, открыли ему дорогу в «Современник», где он напечатал первую свою вещь - повесть «Биржевые артельщики». Но либеральные тенденции, зачастую острого свойства, быстро исчезли из произведений писателя. Давая в своих «сценах» целое море житейской суеты, отличаясь несомненной наблюдательностью и профессиональным юмором, будучи мастером короткого (в 50 - 60 строк) рассказа, Лейкин в то же время не отличался ни глубиной обличения, ни четкой направленностью своего юмора, ограничиваясь ролью шутливого балагура.

Любопытны его замечания в письмах к Чехову, наглядно раскрывающие его боязнь «осерьезить» «Осколки». «Подписчик на «Осколки»,- пишет Лейкин,- особенный подписчик и требует юмористики, веселых сценок, сатирических или шуточных и шаловливых стихов. И так уже мы не ту ноту тянем. Раздаются жалобы на серьезность». Поздний юмор самого Лейкина действительно был весьма далек от серьезной усмешки, он стал средством забавы, угождения невзыскательному вкусу веселящихся обывателей, стал осторожен и лишен прежней категоричности в оценках, свойственной раннему Лейкину.

Хорошо чувствуя талант других, Николай Александрович привлекал в «Осколки» талантливых людей и навсегда вошел в историю литературы покровительством и помощью, оказанными молодому Чехову. Но он же и потерял Чехова, отошедшего от него и «Осколков» из-за настойчивого стремления писателя ограничить социальный пафос и сатирическую заостренность, присущих творчеству быстро прогрессировавшего Чехова. Сам же Николай Александрович упорствовал в своей позиции писателя, обратившего свой несомненный дар юмориста с хорошим чутьем языка на шутливое бытописание, носящее откровенно зубоскальский и беззлобный характер.

ЛЕЙКИН Николай Александрович родился в купеческой семье - писатель-юморист.

Закончив в 1859 Петербургское немецкое реформаторское училище, стал помогать отцу в торговых делах. Вскоре отец разорился, и Николай Александрович поступил приказчи­ком в Гостиный двор, затем служил в страховом обществе, но скоро бросил служ­бу.

В конце жизни состоял одним из влия­тельнейших членов Петербургской город­ской думы.

С 1882 редактирует юмори­стический журнал «Осколки», чрезвычайно широко при Лейкине распространенный.

В по­следние годы Николай Александрович- удачливый делец, бо­гатый человек, автор десяти томов сочи­нений, включающих более 10 тысяч юмо­ристических сценок, 36 романов, массу рассказов и ряд пьес.

Дебютировал Лейкин 13 апреля 1860 стихотворением «Кольцо» в еженедельном журнале «Русский мир». Предоставляли его юмористическим очеркам и стихам свои страницы «Искра» (часто писавшая о популярности Лейкина), «Библиотека для чтения», «Современник» и другие.

С начала 1870-х гг. Николай Александрович становится по­стоянным сотрудником «Петербургской га­зеты» и постоянно публикует здесь «сцены» из купеческого, мещанского и простонарод­ного петербургского быта. Эти «сцены» со­ставили затем содержание наиболее попу­лярных сборников Лейкина, которыми увлекал­ся юный Чехов:

«Где апельсины зреют» ,

«Цветы лазоревые» ,

«Наши забавники» ,

«Неунывающие россияне» ,

«Шуты горо­ховые» ,

«Наши за границей» (более 10 изд.),

«Саврасы без узды» .

Из пьес Николая Александровича Лейкина наиболее известны комедии:

«Привыкать надо» ,

«Медаль» ,

«Кум пожарный» .

На первых порах своей литературной деятельности Лейкин с известной смелостью и остротой высмеивал отдельные черты не­складного быта обитателей «темного цар­ства» - купеческой среды. Первые его по-настоящему сатирические очерки «Апраксинцы», понравившиеся Щедрину , от­крыли ему дорогу в «Современник», где он напечатал первую свою вещь - по­весть «Биржевые артельщики». Но либе­ральные тенденции, зачастую острого свойства, быстро исчезли из произведений писателя. Давая в своих «сценах» целое море житейской суеты, отличаясь несомненной наблюдательностью и профессиональным юмором, будучи мастером короткого (в 50 - 60 строк) рассказа, Лейкин в то же время не отличался ни глубиной обличения, ни четкой направленностью своего юмора, ограничиваясь ролью шутливого бала­гура.

Любопытны его замечания в письмах к Чехову, наглядно раскрывающие его боязнь «осерьезить» «Осколки». «Под­писчик на «Осколки»,- пишет Лейкин,- осо­бенный подписчик и требует юмористики, веселых сценок, сатирических или шу­точных и шаловливых стихов. И так уже мы не ту ноту тянем. Раздаются жалобы на серьезность». Поздний юмор самого Лейкина действительно был весьма далек от серьез­ной усмешки, он стал средством забавы, угождения невзыскательному вкусу весе­лящихся обывателей, стал осторожен и ли­шен прежней категоричности в оценках, свойственной раннему Лейкину.

Хорошо чувствуя талант других, Николай Александрович привлекал в «Осколки» талантливых лю­дей и навсегда вошел в историю литера­туры покровительством и помощью, ока­занными молодому Чехову. Но он же и потерял Чехова, отошедшего от него и «Осколков» из-за настойчивого стремле­ния писателя ограничить социальный пафос и сатирическую заостренность, присущих творчеству быстро прогрессировавшего Че­хова. Сам же Николай Александрович упорствовал в своей позиции писателя, обратившего свой не­сомненный дар юмориста с хорошим чуть­ем языка на шутливое бытописание, но­сящее откровенно зубоскальский и без­злобный характер.

Умер - , Петербург.

Русские писатели. Биобиблиографический словарь.

Лейкин, Николай Александрович – русский писатель и журналист. Родился в купеческой семье. Учился в Петербургском немецком реформатском училище. Печататься начал в 1860 году. Сотрудничал в журналах «Библиотека для чтения», «Современник», «Отечественные записки», «Искра». Большое влияние на творчество Л. оказали братья В.С. и Н.С.Курочкины. С начала 70-х годов Л. – сотрудник «Петербургской газеты». С 1882 по 1905 годы – редактор-издатель юмористического журнала «Осколки», к участию в котором привлек многих бывших сотрудников «Искры» - В.В.Билибина (И.Грек), Л.И.Пальмина, Л.Н.Трефолева и др. Основная тема многочисленных романов, повестей, пьес, нескольких тысяч рассказов, очерков, сценок Л. – нравы петербургского купечества. Однако комизм, с каким Л. изображал серость купеческо-мещанского быта, носил поверхностный характер. Основной жанр Л. – сценки. Даже его романы («Стукин и Хрустальников», 1886, «Сатир и нимфа», 1888, и др.) представляют собой ряд сцен, связанных единством лиц и фабулы. Л. привлек в «Осколки» А.П.Чехова, который под псевдонимом «Антоша Чехонте» в течение 5 лет (1882-1887) опубликовал здесь более двухсот рассказов. «Осколки» были для Чехова, по его выражению, литературной «купелью», а Л. – его «крестным батькой» (см. Письмо Чехова к Л. от 27 декабря 1887 года), по совету которого он начал писать «коротенькие рассказы-сценки».

Краткая литературная энциклопедия в 9-ти томах. Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», т.4, М., 1967.

Лейкин Николай Александрович (7.12.1841-6. 01.1906), писатель и журналист. Родился в Петербурге в купеческой семье. Учился в Петербургском немецком реформатском училище. Печататься начал в 1860. Сотрудничал в журналах «Библиотека для чтения», «Современник», «Отечественные записки», «Искра». Большое влияние на творчество Лейкина оказали братья В. С. и Н. С. Курочкины. С н. 70-х Лейкин - сотрудник «Петербургской газеты». С 1882 до 1905 - редактор-издатель юмористического журнала «Осколки», к участию в котором привлек многих бывших сотрудников «Искры» - В. В. Билибина (И. Грек), Л. И. Пальмина, Л. Н. Трефолева и др. Основная тема многочисленных романов, повестей, пьес, нескольких тысяч рассказов, очерков, сценок Лейкина - нравы петербургского купечества. Основной жанр Лейкина - сценки. Даже его романы («Стукин и Хрустальников», 1886, «Сатир и нимфа», 1888, и др.) представляют собой ряд сцен, связанных единством лиц и фабулы. Лейкин привлек в «Осколки» А. П. Чехова, который под псевд. «Антоша Чехонте» в течение 5 лет (1882-87) опубликовал здесь более 200 рассказов. «Осколки» были для Чехова, по его выражению, литературной «купелью», а Лейкин - его «крестным батькой», по совету которого он начал писать «коротенькие рассказы-сценки».

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Сочинения:

Неунывающие россияне, СПб, 1879;
Саврасы без узды, СПб, 1880;
Наши забавники, 2 изд., СПб, 1881;
Цветы лазоревые, СПб, 1885;
Под южными небесами, 6 изд., СПб, 1903;
Апраксинцы, 4 изд., СПб, 1904;
Наши за границей, 26 изд., СПб, 1907;
Сватовство профессора, 5 изд., СПб, 1911;
Где апельсины зреют, 18 изд., СПб, 1913;
Шуты гороховые, М.-Л., 1927.

Литература:

Салтыков-Щедрин М.Е., Повести, рассказы и драматические сочинения Н.А.Лейкина, Полное собрание сочинений, т. 8, М., 1937;
Введенский А., Н.А.Лейкин, «Исторический вестник», 1890, № 6;
Н.А.Лейкин в его воспоминаниях и переписке, СПб, 1907;
Мышковская Л., Чехов и юмористические журналы 80-х годов, М., 1929;
Родионова В., А.П.Чехов и юмористическая журналистики 80-х годов, «Ученые записки Московского педагогического института им. Ленина, 1957, т.115;
История русской литературы XIX века. Библиографический указатель, под. ред. К.Д.Муратовой, М.-Л., 1962.

Никола́й Алекса́ндрович Ле́йкин (7 декабря , Санкт-Петербург - 6 января , Санкт-Петербург) - русский писатель и журналист .

Биография

Издавал юмористический еженедельник «Осколки » в Санкт-Петербурге (именно в этом журнале под различными псевдонимами начинал печатать рассказы А. П. Чехов).

Автор многих книг, в том числе известнейшей «Наши за границей» - сатирическое описание путешествия по Европе купеческой пары из Петербурга. До революции 1917 года эта книга выдержала 27 переизданий.

Интересно, что царская цензура не позволяла переводить книгу «Наши за границей» на польский язык . Запрет мотивировали опасением, что произведение вызовет издевательское отношение поляков, утверждая их во мнении о темноте и варварстве русских. В 1884 году наряду со многими другими книгами было велено изъять из варшавских библиотек и публичных читален, а также книжных собраний, принадлежавших различным обществам и клубам, все книги Лейкина. При жизни писателя вышло в свет не менее 165 его книг и брошюр.Книга "Наши за границей" выдержала 24 прижизненных издания. Термин "лейкинщина" употреблял К. Чуковский для обозначения грубого вульгарного юмора.

Писатель скончался 6 (19) января в Санкт-Петербурге.

Образ Лейкина в искусстве

В фильме 2012 года «Поклонница » роль Лейкина исполнил Олег Табаков . За эту актёрскую работу Табаков был номинирован на премию «Ника» в категории «лучшая мужская роль второго плана».

Напишите отзыв о статье "Лейкин, Николай Александрович"

Примечания

Литература

  • Русские писатели 1800-1917. Т. 3: К-М. - Москва: Научное издательство «Большая Российская Энциклопедия», 1994. - С. 308-310. - ISBN 5-85270-112-2 , ISBN 5-85270-011-8 .
  • . - Санкт-Петербург: т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1907.

Ссылки

  • в библиотеке Максима Мошкова

Отрывок, характеризующий Лейкин, Николай Александрович

«3 го декабря.
«Проснулся поздно, читал Св. Писание, но был бесчувствен. После вышел и ходил по зале. Хотел размышлять, но вместо того воображение представило одно происшествие, бывшее четыре года тому назад. Господин Долохов, после моей дуэли встретясь со мной в Москве, сказал мне, что он надеется, что я пользуюсь теперь полным душевным спокойствием, несмотря на отсутствие моей супруги. Я тогда ничего не отвечал. Теперь я припомнил все подробности этого свидания и в душе своей говорил ему самые злобные слова и колкие ответы. Опомнился и бросил эту мысль только тогда, когда увидал себя в распалении гнева; но недостаточно раскаялся в этом. После пришел Борис Друбецкой и стал рассказывать разные приключения; я же с самого его прихода сделался недоволен его посещением и сказал ему что то противное. Он возразил. Я вспыхнул и наговорил ему множество неприятного и даже грубого. Он замолчал и я спохватился только тогда, когда было уже поздно. Боже мой, я совсем не умею с ним обходиться. Этому причиной мое самолюбие. Я ставлю себя выше его и потому делаюсь гораздо его хуже, ибо он снисходителен к моим грубостям, а я напротив того питаю к нему презрение. Боже мой, даруй мне в присутствии его видеть больше мою мерзость и поступать так, чтобы и ему это было полезно. После обеда заснул и в то время как засыпал, услыхал явственно голос, сказавший мне в левое ухо: – „Твой день“.
«Я видел во сне, что иду я в темноте, и вдруг окружен собаками, но иду без страха; вдруг одна небольшая схватила меня за левое стегно зубами и не выпускает. Я стал давить ее руками. И только что я оторвал ее, как другая, еще большая, стала грызть меня. Я стал поднимать ее и чем больше поднимал, тем она становилась больше и тяжеле. И вдруг идет брат А. и взяв меня под руку, повел с собою и привел к зданию, для входа в которое надо было пройти по узкой доске. Я ступил на нее и доска отогнулась и упала, и я стал лезть на забор, до которого едва достигал руками. После больших усилий я перетащил свое тело так, что ноги висели на одной, а туловище на другой стороне. Я оглянулся и увидал, что брат А. стоит на заборе и указывает мне на большую аллею и сад, и в саду большое и прекрасное здание. Я проснулся. Господи, Великий Архитектон природы! помоги мне оторвать от себя собак – страстей моих и последнюю из них, совокупляющую в себе силы всех прежних, и помоги мне вступить в тот храм добродетели, коего лицезрения я во сне достигнул».
«7 го декабря.
«Видел сон, будто Иосиф Алексеевич в моем доме сидит, я рад очень, и желаю угостить его. Будто я с посторонними неумолчно болтаю и вдруг вспомнил, что это ему не может нравиться, и желаю к нему приблизиться и его обнять. Но только что приблизился, вижу, что лицо его преобразилось, стало молодое, и он мне тихо что то говорит из ученья Ордена, так тихо, что я не могу расслышать. Потом, будто, вышли мы все из комнаты, и что то тут случилось мудреное. Мы сидели или лежали на полу. Он мне что то говорил. А мне будто захотелось показать ему свою чувствительность и я, не вслушиваясь в его речи, стал себе воображать состояние своего внутреннего человека и осенившую меня милость Божию. И появились у меня слезы на глазах, и я был доволен, что он это приметил. Но он взглянул на меня с досадой и вскочил, пресекши свой разговор. Я обробел и спросил, не ко мне ли сказанное относилось; но он ничего не отвечал, показал мне ласковый вид, и после вдруг очутились мы в спальне моей, где стоит двойная кровать. Он лег на нее на край, и я будто пылал к нему желанием ласкаться и прилечь тут же. И он будто у меня спрашивает: „Скажите по правде, какое вы имеете главное пристрастие? Узнали ли вы его? Я думаю, что вы уже его узнали“. Я, смутившись сим вопросом, отвечал, что лень мое главное пристрастие. Он недоверчиво покачал головой. И я ему, еще более смутившись, отвечал, что я, хотя и живу с женою, по его совету, но не как муж жены своей. На это он возразил, что не должно жену лишать своей ласки, дал чувствовать, что в этом была моя обязанность. Но я отвечал, что я стыжусь этого, и вдруг всё скрылось. И я проснулся, и нашел в мыслях своих текст Св. Писания: Живот бе свет человеком, и свет во тме светит и тма его не объят. Лицо у Иосифа Алексеевича было моложавое и светлое. В этот день получил письмо от благодетеля, в котором он пишет об обязанностях супружества».