Ровно 50 лет назад родился Виктор Цой. Легенда русского рока вырос и сформировался как яркая индивидуальность в Ленинграде. Однако по сей день многие связывают с именем Цоя только клуб-музей "Камчатку" - бывшую кочегарку в Петроградском районе, где он работал. А место рождения Цоя мало кому известно. В Интернете гуляют разные версии на этот счет. Факты проясняют фанаты музыканта. "Росбалт" приглашает всех поклонников творчества "Кино" прогуляться по "цоевским" местам в Петербурге - там, где прошли детство, отрочество и юность музыканта.

Виктор Цой родился 21 июня 1962 года на юге Петербурга. Первый крик будущего певца раздался в стенах роддома Московского района, что на улице Кузнецовской, дом 25. Если доехать до петербургского СКК, то это здание будет через дорогу, на стороне Парка Победы. Сегодня там располагается Кардиоклиника, о чем издали сообщает крупная вывеска. Заглянем туда.

Оказывается, мы не первые "паломники". Девушка из регистратуры признается, что в клинику уже неоднократно наведывались какие-то "поисковые отряды". "Молодые люди осматривали здание и радостно рассказывали, что здесь родился Виктор Цой. После третьего раза мы уже и сами запомнили", - иронизирует сотрудница клиники. Однако в этом здании искать какие-либо архивы или записи о рождении Цоя сейчас не имеет смысла. Роддом просуществовал с 1938 по 1979 годы, потом здесь было парковое хозяйство, а уже 20 лет находится Кардиоклиника.

Чтобы увидеть дом, где прошли детство и юность Цоя, нужно пройти через Парк Победы к Московскому проспекту. Еще издали виднеется шестиэтажный дом со шпилем - на углу Московского и Бассейной улиц (ул. Бассейная, 41/190).

Это здание в стиле знаменитого сталинского ампира считалось в 1960-1970-е годы элитным жильем. Однако Виктор жил в проходной комнате. Его родители переехали из этого дома только в 1990-е годы. Квартира, по словам поклонников лидера "Кино", находилась на лестнице №1. Однако никаких цоевских "опознавательных знаков" здесь тоже нет. С виду это типичная угловая парадная, и просто так туда не попасть - дверь заперта.

Остается довольствоваться осмотром местного двора. Он достаточно благоустроенный. Там есть место и гаражам, и детской площадке, и даже тренажерам под открытым небом. Дорожку возле парадной подметает женщина в оранжевой жилетке "Жилкомсервис №2 Московского района". На вопрос, знает ли она, что здесь жил Виктор Цой, женщина начинает отрицательно мотать головой, а на то, в курсе ли она вообще, кто Цой такой, с акцентом отвечает: "Ой, нет, такого парня не знаю".

Ситуацию проясняет вышедший из соседней парадной мужчина, лет 50-ти (в голове проносится: он мог быть ровесником Цоя). Представляется - "Валерий" и точно указывает парадную, где жил Цой. На замечание, есть ли там мемориальная табличка, смеется: "В этом доме вообще жили многие знаменитости. Отсюда, например, олимпийские чемпионы по фигурному катанию. Можно все табличками увешать! А сколько депутатов с олигархами... Двор сразу преображается, как только депутат въезжает. Так новую спортивную площадку нам поставили. Другой депутат сквер благоустроил неподалеку, на улице Фрунзе (до этого там только разве бомжи гуляли), правда, потом этого народного избранника застрелили..." - рассказывает Валерий. Кстати, он сам с Цоем в этом дворе не встречался, поскольку в детстве жил в другой квартире, в Зеленогорске.

Девушка лет 25-ти, идущая по дворовой дорожке, подтверждает: в этом доме жил Цой. Екатерина признается, что знакома с творчеством группы "Кино", однако не является ее "рьяной фанаткой, как некоторые", после чего спешит на работу.

Пожилая женщина оказывается более расположена к беседе. Выясняется, что пенсионерка также знает о связи дома с судьбой музыканта. Лидии Николаевне, живущей в Московском районе полвека, для этого указатели не нужны. Она частенько ходила через арку, что сразу под шпилем. "В этой арке видела надпись на стене - здесь с такого-то по такой-то годы жил Виктор Цой. Надпись много раз закрашивали - она опять появлялась", - объясняет женщина и указывает на желтую стену. Однако на этот раз надписи в узкой арке нет. Видимо, работники ЖКС постарались, а поклонники еще не успели восстановить "историческую справедливость" вандальным способом, поскольку законным это сделать им не удается.

Прощаясь с наблюдательной пенсионеркой, замечаю подростка с гитарой в чехле, который со скоростью света проносится через арку. Выйдем из двора вслед за ним. На улице рядом с домом стоит киоск с печатной продукцией. На удачу спрашиваю у продавца, есть ли газеты или журналы о Цое. "Нет, - отвечает она и, подумав, добавляет, - пока".

Пройдя по Бассейной, видим дом №47, на фасаде которого сразу три мемориальных таблички. Они сообщают, что в нем в разные годы жили первый покоритель Эвереста Владимир Балыбердин, народные артисты СССР Владислав Владислав Стржельчик и Ефим Копелян. Таблички размещены на доме через каждые 20 метров, и никого это не смущает.

Еще дальше по Бассейной есть другое здание, связанное с Цоем, - дом №53. Здесь вместе с одноклассниками он "тусовался", сочинял и наигрывал свои первые песни. Сам дом располагает: это длинная 12-этажка на "курьих ножках", под арками которой можно спрятаться от дождя, ветра или снега.

Вдоль дома идет молодой человек - студент Павел. "Кино" раньше слушал, теперь предпочитаю джаз", - делится он. На вопрос о том, не прошло ли время Цоя, отвечает: "Нет, молодежь его по-прежнему слушает. В связи с политической обстановкой некоторые песни "Кино" стали особенно актуальны, например, "Мы ждем перемен!".

Возле "курьих ножек" сидят на перекуре трое мужчин в рабочих одеждах, они обсуждают чемпионат Европы по футболу: какое время - такие песни.

Минуя этот двор, можно за пять минут выйти на улицу Фрунзе. Там, в доме 22 располагается школа №507 (бывшая школа №540), в которой преподавала физкультуру Валентина Цой, мама музыканта. Вслед за ней Виктор сменил не одну школу, но в этой учился в сознательном возрасте, с 1976 по 1977 годы (закончив восемь классов, он поступил в художественное училище им. Серова).

Однако здание школы летом закрыто. Завуч по учебно-воспитательной работе Мария Дмитриенко по телефону рассказывает, что за 22 года своей работы впервые слышит, что здесь учился Виктор Цой. "Думаю, вряд ли кто-либо из моих коллег знает об этом. В школе людей, которые по возрасту могли бы учить Цоя, не осталось", - говорит она. Хотя, по словам завуча, эти сведения о лидере группы "Кино" "интересны". После проверки данных педагогический совет может рассмотреть возможность размещения какой-либо информации или памятной доски, посвященной известному ученику. Пока подобных мемориальных мест в школе нет.

Что говорить о простых учителях, если даже в пресс-службе Московского района удивляются. "А разве Цой жил не во Фрунзенском районе? Хотя роддом на Кузнецовской улице и расположен у нас, но наши районы граничат, поэтому легко могло произойти, что жил он все-таки в Купчино", - считают в пресс-службе Московского района. В пресс-службе Фрунзенского района отвечают однозначно: "Цой у нас не жил, но имеет отношение к району. Он часто приходил в квартиру своего друга и музыканта группы "Кино" Георгия Гурьянова, что на Будапештской улице. Она использовалась как репетиционная база". Эта версия совпадает с информацией поклонников Цоя, которые неоднократно обращались к изучению его судьбы в Ленинграде.

Поскольку героя русского рока в администрации Московского района не признают за "своего", то районная администрация никакие торжества по случаю его юбилея сегодня не устраивает. Что касается установки мемориальной таблички, то воплощение этой идеи в пресс-службе не отрицают. Для этого в администрацию Московского района нужно направить официальное обращение от фанклуба или группы активистов. "Пока таких обращений к нам не поступало. Но прецеденты были - памятные доски по обращениям граждан устанавливали. Например, в честь героев войны - может быть, сравнение не очень уместное, но все-таки", - заметил сотрудник пресс-службы. Может быть, даже кто-либо из "власть имеющих" жителей согласится профинансировать изготовление мемориала и тем самым ускорит этот процесс?

Пока же в районе, где родился и вырос Цой, официально ничто не связано с его именем - ни улица, ни дом, ни сквер. Но главное - он жив в памяти людей. А ведь это все-таки важнее...

Возвращаясь с прогулки к Парку Победы, возле оживленного метро можно увидеть лицо Цоя - он смотрит с одной из афиш. И даже услышать его голос, который доносится из приоткрытых окон машин: "Он не помнит слово "да" и слово "нет", Он не помнит ни чинов, ни имен. И способен дотянуться до звезд, Не считая, что это сон, И упасть, опаленным Звездой По имени Солнце..."

Любовь Костерина


Кто бы мог подумать, что молодой неразговорчивый человек, отчисленный из художественного училища, не имеющий прописки и постоянной работы, не имеющий хорошего жизненного плана, но состоящий на учете в милиции и фигурирующий в досье КГБ, станет Легендой, не меркнущей звездой. Кто бы мог подумать, что человек — побывавший в «психушке», но прочитавший «вагон романтических книг» и умеющий немного — мастерски вырезать нэцке, вдохновенно играть на гитаре и писать песни на вроде как «обыденные темы», сможет стать символом поколения, Последним Героем.

Автор данного текста попытался разгадать парадокс Поэта и Музыканта — Виктора Цоя, человека, которому снилось, что миром правит Любовь и Мечта и над этим прекрасно горит звезда, которому виделся солнечный день в ослепительных снах… человек, который жил по законам другим и кому суждено было умереть молодым…

Ленинград Виктора Цоя

Ленинград, где Виктор Цой родился, 21 июня 1962 года, несомненно, оказал огромное влияние на его мироощущение, характер, а, следовательно, и на его творчество. Песни Цоя пронизаны духом ленинградских улиц, ленинградских спальных районов, где он подпольно играл на «квартирниках», т.е. концертов в «домашних условиях». В песнях Цоя магия Ленинграда, его душа, климат, где может быть «плюс 25. Лето», но чаще -

Третий день с неба течет вода,
Очень много течет воды.
Говорят, так должно быть здесь,
Говорят, это так всегда.


Эту семиструнку отец подарил Виктору и на ней показал ему первые аккорды. Рашид Нугманов сфотографировал гитару 19 декабря 2009 в квартире Валентины Васильевны, в Пушкине.


Ленинград Цоя подобно живому организму, он шумит, гудит, пахнет — то асфальтом, то бризом с Невы, то красным вином, которое ленинградские рокеры разогревали в обычных духовках, а уж потом «доводились до кондиции». Напиток получался поистине хмелящим и горячительным. Цой знает Ленинград во всех проявлениях. Через его песни ты знакомишься с проспектами Ленинграда и гудящими машинами, прислушиваешься как там за окном может барабанить бесконечный ленинградский дождь, или услышишь смех друзей Цоя, для которых мама — анархия, папа — стакан портвейна, которые идут по жизни маршем, а остановки делают только у пивных ларьков. Может даже повстречаешь на вечерней пустынной улице странную пару — девушку-восьмиклассницу, которая наслаждается конфетками и рассказывает молоденькому парню о трояке по географии. Парень в черной одежде, инфантильный и задумчивый, отрешенно смолит сигарету и зазывает восьмиклассницу в кабак конечно…

Троллейбусы и электрички Ленинграда, которые везут Цоя как правило туда, куда он не хочет ехать…. В одном из полуночных тамбуров ленинградской электрички, где холодно, и в то же время как-то тепло, где накурено, и в то же время как-то свежо , Борис Гребенщиков, известный тогда только в ленинградском рок-андеграунде, — заметил высокого молодого человека с акустической гитарой, с лицом «экзотического, восточного типа». Молодого человека звали Виктор, он спел Б.Г. несколько своих песен… Гребенщиков гораздо позже вспоминал, когда этого человека знали миллионы, а его песни распевали от Калининграда до Владивостока, что ему показалось, как будто, он узрел Чудо и испытал чувство схожее с радостью первооткрывателя нашедшего бесценное сокровище.

В Ленинграде, Виктор учился в школе, чтобы отмазаться от армейского призыва — Цой закончил несколько профтех училищ. В своей тесненькой ленинградской квартире Цой подростком перечитал «вагон романтических книг». Через подпольные каналы доставал «дефицитные» и запретные альбомы, больше всего Цоя радовали записи «The Beatles», «Genesis», Игги Поп, «Rolling Stones», панк-рок, new wave. В Ленинграде Цой начал писать свои первые стихи и сочинять к ним музыку. В Ленинграде Цой познакомился и гулял с неизвестными для «советского народа», но известными для милиции и КГБ людьми — Курехиным, Майком Науменко, Б. Г., Тимуром Новиковым, Сергеем Бугаевым по прозвищу Африка, Константином Кинчевым, Александром Башлачевым. В Ленинграде рождается легендарная группа «Кино», с легендарным лидером Виктором Цоем. В Ленинград привезут из солнечной Прибалтики тело Виктора Цоя, погибшего в автомобильной катастрофе…

Мои друзья всегда идут по жизни маршем…

Идешь по улице один.
Идешь к кому-то из друзей.
Заходишь в гости без причин
И просишь свежих новостей…

Там кто-то спор ведет крутой,
А кто-то просто спит давно,
И с кем-то рядом ты сидишь,
И с кем-то рядом пьешь вино.

Несмотря на то, что Виктор Цой по природе своей был человеком молчаливым, порой даже — стеснительным, «интровертным», — как говорят психологи, погруженным в свой внутренний мир, все-таки давали знать о себе восточные корни, — он имел массу друзей, особенно среди музыкантов. Наверное, их притягивала честность, искренность Виктора, внутренняя естественная романтика, а затем уже его музыкальный и поэтический дар.

Ленинград начала 80-х, доперестроечный Ленинград, точнее та его немногочисленная молодая, но прогрессивная часть, которая черпала информацию не в газетах «Правда» и «Труд», и избегавшая программы «Время», как привода в милицию, предпочитавшая слушать не Кобзона, Аллу Пугачеву и лауреатов «Песни года», а traditional rock-n-roll, «Duran Duran», «Depeche Mode», «Police», с тогда еще молодым и драйвовым Стингом — это та тусовка, где Цой сотоварищи проводили время с утра до следующего утра. Время проходило не только за распитием портвейна, «Стрелецкой», «Московской» и подогретых вин, не только посещением легендарного кафе «Сайгон», но и за простым обменом информацией и пластинками, пением своих и чужих песен, чтением западных музыкальных журналов и прослушиванием запрещенных в СССР радиостанций, где часто мелькали непонятные, но выразительные слова и имена — punk, fuzz, «Sex Pistols», «Fender», drive.

Друзья Цоя были различны по своим «жизненным взглядам», и даже музыкальным пристрастиям. Здесь были и первые советские панки, с грубо остриженными «хайрами», в «бананах» и булавках, и «нововолновщики», любители западной new wave music, с эстетскими причудами и манерностью в общении, и длинноволосые хиппи со слэнгом и идеологией Love & Peace, здесь попадались и любители хард-рока, на которых имя «Black Sabbath», воздействовало столь же магически как имя Рона Хаббарда на современных фанатов саентологической церкви. Некоторые из его друзей, выйдут из андеграунда и станут знаменитыми. Кинчев, Гребенщиков, Курехин, Африка… но все же большая часть покинув ленинградское подполье, ослепнет от «красы» перестроечных реформ, дикого рынка и дикого шоу-бизнеса и останется такой же безвестной, как и в те времена, когда за участие в рок-концерте, можно было схлопотать срок в ИТК, — но, наверное, всем им прославленным и неизвестным, панкам и битникам — Цой посвятил одну из своих лучших песен «Мои друзья», которую и сейчас можно услышать в исполнении современных неохиппи, анархистов и панков.

Пациент «психушки» — В. Цой

Виктор Цой избегал службы в армии, потому что, будучи человеком творчески независимым и ментально свободным, наслушавшись Джона Леннона, «Doors», «Pink Floyd», почитав журнал «Rolling Stones», романтическую литературу и классику, потусовавшись среди ленинградских битников, хиппарей и панков — он не представлял, что может маршировать, стрелять во что-то, или в кого-то, выполнять чьи-то приказы, тем более верил он не в «прогрессивную роль КПСС» и дедушку Ленина, а в силу рок-музыки и маму-анархию. Предпочитал он не стрелять из автомата, а играть на электрогитаре, носить не каску и бронежилет, а джинсы и кожаную куртку, украшенную клепками и английскими булавками. Избегал армейский призыв Цой с помощью различных ПТУ, где он и скрывался до 21 года. Затем его все-таки раскусил военкомат и Виктор Цой, по совету друзей, играет в ва-банк и направляется прямиком в … психушку…. Да-да именно в психиатрическую больницу. Там он проводит вместо двух недель — шесть. После пребывания «над кукушкиным гнездом» — у него действительно чуть не «поехала крыша», из-за государственных методов лечения психических аномалий и старания одного доктора, которому «пациент Виктор Цой» не понравился своей задумчивостью и невозмутимым молчанием. Выписавшись из «психушки», Цой имеет справку из этого учреждения, которая гарантирует ему индульгенцию от вооруженных сил СССР, как законному «психу», которому армейская служба противопоказана. Но наверняка не служба была противопоказана Цою, а Виктор Цой был противопоказан любой службе, диктату и контролю, потому что такие немногочисленные феномены как Цой, истинные и страстные поэты, привносят в любую нормированную железобетонную систему, вроде Союза ССР 80-х — начала 90-х, не мертвенную стабильность и конформизм в поступках и взглядах, а дух бунта, свежесть, спасительную новизну.

Спустя несколько лет Цой напишет песню «Муравейник», где есть строчки «… и я не знаю каков процент сумасшедших на данный час… но если верить глазам и ушам больше в несколько раз ». Наверняка эти веселенькие слова навеяло Цою — память о его невеселом пребывании в психиатрической больнице #2 города Ленинграда.

Это странное место Камчатка…

Для того, чтобы не числиться «тунеядцем» и «идеологическим диверсантом», а также иметь хоть какие-то деньги Виктор Цой поменял множество работ никоим образом не связанных со сферой эстетической. Выступления в ленинградском рок-клубе денег не приносили, так называемые «квартирные концерты», также на роль заработка не тянули, даже приглашение в Москву, Киев, Свердловск, как правило ограничивалось «гонораром», который покрывал лишь цену на билеты. Поэтому Цою приходилось работать и спасателем на пляже, и уборщиком в общественной бане, после чего из-за высоких температур у него барахлило сердце, и резчиком по дереву, и даже «реставратором лепных потолков» в старинных, еще царской постройки, дворцах. Иногда Виктор Цой откладывал гитару, вспоминал свою детскую мечту о судьбе художника, брался за кисть и гуашью писал портреты западных рок-музыкантов и киноактеров. Портреты либо украшали стены друзей, либо же продавались за 5 рублей на близлежащем рынке, а деньги уходили на вино, или откладывались на покупку музыкальных инструментов. Портреты раскупались быстро, Цой рисовал талантливо.

После череды разнообразных работ Цой решает идти в котельную кочегаром. Для ленинградских рокеров это было место традиционное, т.к. в котельной они освобождались от постоянных нападок администрации по поводу одежды, причесок, образа жизни и вообще факта своего нон-конформного существования. В творчестве группы «КИНО» есть песня о Камчатке, веселая и психоделичная, но цоевская «Камчатка» — это не географический объект на карте тогдашнего СССР, а одна из котельных Ленинграда, которая прославилась не качеством отопления района, а количеством творческих людей, которые работали здесь кочегарами и зольщиками, самый известный из которых Виктор Цой. Он воспел сию котельную, ее атмосферу и обитателей. Помимо работы кочегаром Цой писал здесь свои песни, устраивал с друзьями концерты, пел вместе с Александром Башлачевым. Сегодня «Камчатка» превратилась в нечто, напоминающее «стену плача», место паломничества для поклонников рока, группы «КИНО» и Виктора Цоя.

От «АУ» и «Гарина» к группе «КИНО»

А без музыки и на миру смерть не красна,
А без музыки не хочется пропадать.


Мало кто знает, что Цой до группы «КИНО», играл в группах, которые никоим образом не напоминает ту группу «КИНО», которую все мы знаем, любим и слушаем. Первые музыкальные команды («Палата #6», «Автоматические удовлетворители»), где принимал участие Цой проповедовали идеи панка, что выражалось в шокирующих даже для сегодняшнего времени формах. Немногочисленных панков побаивалась в те времена много повидавшая и много потерпевшая рок-тусовка — панки раскрашивали лица губной помадой, носили не стандартную одежду, галифе, шорты зимой и тулупы летом, обвешиваясь цепочками, бритвами и булавками, раскрашивали волосы. Цой в основном играл на бас-гитаре и держался в стороне. Кстати, песня «Восьмиклассница» написана во времена панк-битничества Цоя и «основана на реальных фактах». 18-летний Цой познакомился с ученицей 8 класса и долгое время гулял с ней по вечерним улицам Ленинграда, но в 10 ровно мама ждала ее домой, конечно… Она любила своих кукол и воздушные шары Песня написана, по свидетельству друзей Виктора, на одном дыхании, за 20 минут. Также, Виктор Цой играл совместно и с Майком Науменко. После одного «квартирника», который проходил в Киеве, они будут задержаны милицией и помещены в РОВД. В киевском РОВД Майк и Виктор дадут «по просьбе сотрудников милиции» — импровизированный концерт и лишь через сутки отпущены в Ленинград…

Как то летом Цой и два его друга — Алексей Рыбин и Олег Валенский поехали отдыхать в Крым. И как настоящие неформалы захватили гитары, вино, но не взяли билеты и «стопом» добрались до крымского побережья. Там они жили в палатке, с утра до вечера загорали, пили вино и играли песни под гитару. Однажды вечером, у костра — троица неформалов затеяла разговор о музыке, и решили создать новую группу, Олег и Алексей единогласно избрали Виктора лидером и вокалистом. Группу назвали пафосно и романтично «Гарин и Гиперболоиды». Виктор — это Гарин, а Алексей и Олег стали соответственно Гиперболоидами. Группа «Гарин и Гиперболоиды» прожила немного, Олега забрали в армию и отправили на далекую Кубу, защищать завоевания герильи товарища Кастро. Цой и Рыбин решили переименовать группу во что-нибудь более короткое, но выразительное. Перебирали множество существительных, подключили к этой нелегкой проблеме выбора и группу «Аквариум», которая помогала Цою и Рыбину. Предлагались названия — «Стена», «Пионеры», «Асфальт» и даже «Космонавты», но так и не пришли к единому мнению. Но вот однажды вечером Цой и Рыбин гуляя по Ленинграду, да еще и под проливным дождем, увидели силуэт дома, на стене которого мерцало электрическими лучами красное слово — КИНО . Столь необычайное зрелище настолько поразило обоих романтиков, что они тотчас переименовались в группу «КИНО»… Цой и Рыбин запишут дебютный альбом «45», переживут удачные и неудачные концерты, будут скрываться от КГБ после одного из «квартирников», убегать от милиции после концерта группы «Блиц», когда несколько десятков людей будут избиты и арестованы, только за то, что пришли послушать стилизацию битлов…. Затем пути Цоя и Рыбина разойдутся, в группу придет гитарист Юрий Каспарян, басист Игорь Тихомиров и барабанщик Густав Гурьянов. Все узнают группу «КИНО», о ней будут сняты фильмы, написаны книги, будут записаны альбомы, которые давно стали народными и слушаются до сих пор, не только поколением 80-х, но и современными тинэйджерами. Потому как свежие надписи на стенах и в переходах о том, что «Виктор Цой жив» , вряд ли делают 40 летние киноманы…

Любовь — стоит того, чтобы ждать…

После легендарной восьмиклассницы Цой познакомился с художницей Марианной. Она была старше Виктора, из-за чего первое время Цой переживал и комплексовал, тем более, в отличие от Марианны — Виктор получал гроши, а порой и просто ходил на пару, с блохой, привязанной в кармане. Вместе с Марианной Цой проживет несколько лет. Будут зимой и летом гулять по улочкам Ленинграда, ютиться в коммунальной квартире у Майка Науменко, ездить с семьей Гребенщиковых — Борисом и Людмилой на пляж, там они будут купаться голышом, петь, пить и еще раз петь…. Вдвоем, и опять же «стопом» на поезде, они будут добираться до солнечного Крыма. В поезде двух «зайцев» из ленинградского андеграунда найдут проводники. Но на счастье Виктора и Марианны — это были не дядьки-проводники, вечно злые и неухоженные, а проводники-студенты, которые слышали полуподпольные записи «КИНО»… До самого Крыма Цой будет петь свои песни туристам и проводникам. На побережье Черного моря Цой не сможет разговорить из-за сорванного в поезде голоса…

Я вижу, как волны смывают следы на песке,
Я слышу, как ветер поет свою странную песню,
Я слышу, как струны деревьев играют ее,
Музыку волн, музыку ветра.

Эту песню Цой написал как раз об этом времени. Времени, когда они вдвоем целыми днями плескались в море, загорали под щедрым крымским Солнцем, порой засыпали прямо на пляже. Деньги быстро подошли к концу, но для молодых и неформальных — это вовсе не проблема. Они ловили рыбу, жарили ее на костре, вылавливали бутылки и сдавали, чтобы получить хоть какие-нибудь копейки. Вернувшись в Ленинград, они поженились, на свадьбу пришел весь «бомонд» ленинградского андеграунда…. У них родился сын Саша. Когда Марианна серьезно заболела Цой один ухаживал за сыном, стирал пеленки, бегал подрабатывать, ночью наигрывал на гитаре. Все не так и все не то, когда твоя девушка больна…

Цой Виктор Робертович – легендарный советский рок-музыкант, певец, гитарист и автор песен, основатель и солист культовой группы «Кино». Кроме того, Виктор Цой стал известен благодаря своим работам в кино, сыграв в знаменитых фильмах эпохи перестройки «Асса» и «Игла».

Семья и детство

Виктор Цой родился 21 июня 1962 года в Ленинграде. Его родителями были преподаватель физкультуры Валентина Васильевна и инженер Роберт Максимович. Корейской фамилией и внешностью Виктор обязан деду со стороны отца – корейцу, приехавшему в Северную Столицу из Казахстана. Виктор был единственным ребенком в семье.


Он с раннего детства много читал, любил рисовать и лепить, а в пятом классе увлекся игрой на гитаре. Когда мальчику было одиннадцать, его родители развелись. Отец покинул семью, однако через год бывшие супруги сошлись вновь. Но более теплые отношения у Виктора всегда были с матерью. «Я полностью доверяла ему... Мне самой было интересно, как формируются талантливые люди. Главное, хотелось помочь Вите раскрыться, развить его способности», – позже написала она.


Образование

Параллельно с общеобразовательной школой в 1974-1977-е Виктор ходил в «художку». По словам учителя рисования, у мальчика были прекрасные способности, но он был совсем не склонен к регулярному и кропотливому труду: «Если хочет – рисует, и рисует замечательно, но если не хочет – не заставишь».


После окончания восьмого класса в 1978 году Виктор поступил в художественное училище имени В. Серова. Уделяя все больше времени занятиям музыкой и не желая рисовать агитационные плакаты и вообще заниматься тем, что не приносит морального удовлетворения, Виктор забросил учебу и был отчислен из училища за неуспеваемость.


Затем в 1979 году юноша поступил в СГПТУ-61 и получил профессию резчика по дереву. В те же годы он проникся уважением к культовым советским певцам и актерам Михаилу Боярскому и Владимиру Высоцкому, а позже к этому добавилось серьезное увлечение творчеством Брюса Ли . Виктор начал заниматься каратэ и подражать своему кумиру.

Начало творческой деятельности

Впервые Виктор начал играть в группе еще 13-летним школьником – это был коллектив «Палата № 6» во главе с его товарищем по «художке» Максимом Пашковым. По воспоминаниям Пашкова, Виктор очень любил музыку, но играть на гитаре поначалу совершенно не умел. Скинувшись втроем, ребята купили ему в комиссионном магазине бас-гитару: они подумали, что на ней научиться играть проще, потому что там «всего четыре струны». Третий участник группы стучал в пионерский барабан, и вместе они исполняли хард-рок в стиле Оззи Осборна и «Black Sabbath». Ребята взрослели и очень быстро прогрессировали в игре.


В конце 1970-х годов Виктор познакомился с Алексеем Рыбиным, который играл в любительской группе «Пилигримы». Они стали много общаться и начали играть вместе с Майком Науменко («Зоопарк») и Андреем Пановым, известным по прозвищу Свин. На рубеже 1970-х и 1980-х Свин считался «главным панком Ленинграда», и у него в квартире стала репетировать новая панк-группа «Автоматические удовлетворители», в которую вошли Виктор Цой и Алексей Рыбин. Благодаря многочисленным квартирникам группа обрела известность и за пределами Ленинграда и стала регулярно ездить в Москву на квартирники Артемия Троицкого.


Добираться до Москвы иногда приходилось на «собаках» – нескольких электричках с пересадками, и во время одной из таких поездок поющего в вагоне Цоя заметил Борис Гребенщиков , лидер рок-движения того времени. Позже он написал об этой встрече: «Когда слышишь правильную и нужную песню, всегда есть такая дрожь первооткрывателя, который нашел драгоценный камень или амфору Бог знает какого века – вот у меня тогда было то же самое». Гребенщиков пообещал молодому музыканту свою поддержку, а позже познакомил с Андреем Тропилло, Сергеем Курехиным и другими известными людьми.


Летом 1981 года Виктор Цой, Алексей Рыбин и Олег Валинский организовали новую группу под названием «Гарин и гиперболоиды», и уже осенью эта группа стала членом ленинградского рок-клуба. Но вскоре один из основателей, Олег Валинский, ушел служить в армию, а группа сменила свое название на лаконичное «Кино».

«Гарин и Гиперболоиды» – Мое настроение

Становление группы «Кино»

Обретя новое имя, группа сразу начала работать над записью первого альбома. Покровительство БГ и в этом деле сыграло немаловажную роль: именно он привел Виктора и его команду на студию Андрея Тропилло в Дом юного техника, а также «поделился» недостающими музыкантами из своей группы «Аквариум».

Альбом был готов летом 1982 года. Общая продолжительность песен на нем составила 45 минут, что и определило его название – «45». В период работы над альбомом группа сыграла свой первый электрический концерт на фестивале ленинградского рок-клуба, причем весь концерт шел под драм-машину, поскольку своего барабанщика у «Кино» пока не было.


Осенью того же года группа записала несколько песен с барабанщиком «Зоопарка» на студии Андрея Кускова, включая песни «Весна» и «Последний герой», но эта запись по неизвестной причине была забракована Цоем и не получила распространения.

Кино – Последний герой (1990, live в Олимпийском)

19 февраля 1983 года был дан большой совместный концерт групп «Кино» и «Аквариум», на котором были исполнены песни «Электричка», «Алюминиевые огурцы» и «Троллейбус». Тогда же в основной состав группы вошел Юрий Каспарян, а вскоре после этого Алексей Рыбин покинул группу.


После репетиций с новым гитаристом был записан альбом «46», который планировался как демо-запись будущего альбома «Начальник Камчатки», но потихоньку стал расползаться среди слушателей как самостоятельный альбом. К сожалению, музыкальную деятельность пришлось ненадолго прервать: в 1983 году над Виктором «висел» призыв в армию, и чтобы избежать его, певец симулировал попытку суицида и лег на полтора месяца на обследование в психиатрическую больницу на Пряжке.


После выписки Цой написал песню «Транквилизатор», а весной 1984 года группа «Кино» выступила на втором фестивале рок-клуба, где была удостоена звания лауреата. Фестиваль открывался композицией «Я объявляю свой дом безъядерной зоной», которая была признана лучшей антивоенной песней. Тогда же в 1984 году к группе присоединился Георгий Гурьянов («Густав») в качестве барабанщика, бэк-вокалиста и аранжировщика.


Расцвет музыкальной карьеры

Летом 1984 года группа «Кино» начала запись альбома «Начальник Камчатки» в студии «Антроп» Андрея Тропилло, и вновь на помощь пришел Борис Гребенщиков, к которому присоединился Сергей Курехин. Вскоре был сформирован окончательный, «золотой» состав группы: Виктор Цой, Юрий Каспарян, Георгий Гурьянов и новый участник – бас-гитарист Игорь Тихомиров.


В 1985 году в той же студии «Антроп» группа стала работать над альбомом «Ночь», но дело продвигалось медленно: музыканты хотели найти новое звучание и приемы игры. Оставив на время работу над этим альбомом, Виктор Цой перешел в студию Алексея Вишни и быстро, за неделю с небольшим, записал альбом «Это не любовь». «Ночь» вышла чуть позже, в январе 1986 года, и в нее вошли знаменитые песни «Видели ночь» и «Мама Анархия». С подачи Андрея Тропилло поклонники любя называли этот альбом «музыкой подворотен» – музыкой, «которую играет шпана».

Жизнь как кино. Документальный фильм о Викторе Цое

В том же 1986 году началась работа над альбомом «Группа крови». Американская подруга музыкантов, известная рок-энтузиастка Джоанна Стингрей привезла в Ленинград домашнюю четырехканальную портативную студию «Yamaha МТ 44», и музыканты прочно обосновались у Густава дома. Здесь вся группа, по словам Артемия Троицкого, «тусовалась, репетировала, рисовала картины и – время от времени – слушала и записывала новые песни».


В 1987 году альбом «Группа крови» вышел в свет, и на группу обрушилось широкое признание и настоящая слава. На волне популярности, отыграв знаменитый совместный концерт с «Аквариумом» и «Алисой» в ДК МИИТ в Москве, музыканты «Кино» отправились в триумфальные гастроли по городам России, Белоруссии и Украины. В конце 1988 года был записан альбом «Звезда по имени Солнце», а в 1989 году группа приобрела нового продюсера – Юрия Айзеншписа.


«Мне нравилось его творчество, нравилось своей искренностью, своей энергетикой, и с первых же минут общения понравился сам автор: спокойный, обстоятельный, доброжелательный», – вспоминал Айзеншпис. Новый продюсер стал организовывать многочисленные выступления и съемки на телевидении: популярность «Кино» быстро обрела всесоюзный масштаб, началась молодежная «киномания».


Альбом «Последний герой» был записан в 1989 году уже во Франции. 24 июня 1990 года состоялся последний концерт Виктора Цоя и группы Кино – на стадионе «Лужники» в Москве, где в честь этого события впервые после Олимпиады-80 был зажжен олимпийский огонь. После этого Цой и Каспарян закрылись от всех на даче под Юрмалой и стали работать над новым, последним альбомом. Он вышел уже после смерти Виктора Цоя и получил неофициальное название «Черный альбом».

Работы в кино

Дебютной работой Виктора Цоя в кино стала роль в дипломном фильме Сергея Лысенко «Конец каникул», снятом в 1986 году. Этот фильм состоит из четырех клипов группы «Кино», связанных между собой повествованием с другим сюжетом, в котором Виктор также сыграл одну из главных ролей. После фильма «Конец каникул» в 1986 году Цой снялся в фильме «Йя-Хха» режиссера Рашида Нугманова, короткометражной неигровой картине о ленинградском роке и его «отцах».


В 1987 году музыкант принял участие в съемках культовой картины «Асса» режиссера Сергея Соловьева, в которой был задействован блестящий актерский состав: Станислав Говорухин , Татьяна Друбич, Сергей Бугаев («Африка»), Александр Баширов, Александр Домогаров и др. И хотя роль Виктора в этом фильме была не велика и прозвучала всего одна его песня («Перемен!»), многие люди узнали и полюбили его именно после этого исполнения, а песня «Перемен!» стала неофициальным гимном Перестройки.

Фрагменты фильмов с Виктором Цоем

Вершиной актерской карьеры Цоя можно считать главную роль в полнометражном художественном фильме Рашида Нугманова «Игла» с участием Петра Мамонова – фильм снимался в Алма-Ате, и ради съемок группе «Кино» пришлось на время прервать концертную деятельность. И эта жертва не была напрасной: фильм получил несколько призов на престижных кинофестивалях, стал одним из лидеров проката, а Виктор Цой был признан лучшим актером 1989 года по результатам опроса журнала «Советский экран».


Личная жизнь Виктора Цоя

Виктор Цой был спокойной по характеру, но довольно замкнутой отстраненной личностью. По воспоминаниям Александра Титова, «он был человеком абсолютно неброским, не умеющим себя подать, даже стеснительным в компании».

5 марта 1982 года в гостях у общих приятелей 19-летний Цой познакомился с Марьяной Игоревной Родованской, которой в тот день исполнилось 23 года. В то время Марьяна была далека от музыкальной жизни. Она работала в цирке заведующей цехами постановочной части и мечтала поступить в Мухинское училище и получить художественное образование.


У нее было несколько знакомых музыкантов, к творчеству которых она относилась прохладно, но Виктор Цой стал счастливым исключением. Позже, в своей повести «Точка отсчета» Марианна написала: «Чувство, которое я испытала, услышав его впервые, скорее можно назвать изумлением, а не восторгом... не ожидала я от девятнадцатилетнего Цоя такой прыти!». Девушка полюбила Виктора и всерьез увлеклась его музыкой, вскоре бросила цирк и стала администратором группы «Кино», надежным помощником и соратником музыкантов.


В феврале 1984 года Марьяна и Виктор поженились. На их свадьбе гуляли практически все известные рок-исполнители того времени: Борис Гребенщиков, Майк Науменко, Александр Титов, Юрий Каспарян, Георгий Гурьянов («Густав») и многие другие. «В нашу несчастную квартиру набилось человек сто», – вспоминала Марьяна. 5 августа 1985 года родился единственный ребенок Виктора Цоя, сын Александр.


В 1987 году пара разошлась, но официально развод не был оформлен. Последний период жизни Виктор прожил в Москве с переводчицей и киноведом Натальей Разлоговой, которая после его смерти повторно вышла замуж и уехала в США. Наталья была не только последней любовью Виктора, но и его хорошим и верным другом. Кинокритик и эстет, она серьезно повлияла и на внешний образ Цоя: по словам Юрия Айзеншписа, «он превратился из голодного и злого в вальяжного и загадочного».


Чтобы иметь официальное место работы, как это требовалось в СССР, и избежать уголовного преследования за «тунеядство», Виктору Цою, как и многим другим людям, связанным с неформальным искусством, приходилось искать себе какую-нибудь не слишком обременительную должность.


Например, летом 1986 года Виктор был уборщиком в бане на проспекте Ветеранов, где ему нужно было мыть помещение, окатывая водой из брандспойта. Работа занимала всего один час в сутки, но этот час приходился на вечер, когда музыкальная жизнь была в самом разгаре – и это было неудобно.


Осенью того же года Сергей Фирсов пригласил Цоя поработать кочегаром в котельной «Камчатка», где они оба и проводили время вплоть до 1988 года. В этой знаменитой котельной в разное время работали и другие известные музыканты: Александр Башлачев , Святослав Задерий, Андрей Машнин и т. д. Здесь же проходили «тусовки» и неофициальные концерты. Нужно было только время от времени подкидывать уголь в топку, а в остальном кочегар мог чувствовать себя, по словам самого Цоя, «совершенно свободным». Сейчас в этой котельной устроен клуб-музей Виктора Цоя.

Похороны состоялись 19 августа в Ленинграде, среди многотысячной толпы поклонников. Смерть Виктора Цоя вызвала настоящий шок и волну самоубийств среди фанатов «Кино».


Песни его остаются популярны и востребованы по сей день, и он навсегда останется одним из «столпов» русского рока. После смерти музыканта было выпущено около десятка кинофильмов с использованием ранее снятых материалов о Викторе Цое и группе «Кино», самыми известными из которых стали «Последний герой» Алексея Учителя (1992) и «Цой – „Кино“» Натальи Разлоговой и Евгения Лисовского (2012). В июне 2018 года также состоялась премьера художественного фильма


Ожидают установки памятники в Вильнюсе, Санкт-Петербурге и Москве – впрочем, в столице в Кривоарбатском переулке существует «стихийная» памятная стена с фотографиями Цоя, многочисленными надписями «Цой жив» и цитатами из его песен. Аналогичные стены существуют и в городе Днепр (ранее - Днепропетровск) в Днепропетровской области, а также в Минске и Могилеве.

В честь Виктора Цоя названы улицы в четырех населенных пунктах России, а также два сквера – в Санкт-Петербурге и Красноярске. Кроме того, его именем назван астероид № 2740.

[Куплет 1, Сергей Шнуров]:
Я на балконе курю с фарцой,
В магнитофоне пилил нам Цой.
Надменным делал лицо я
Танцуя стоя под Цоя
И улыбался с хитрецой.

[Припев]:

Просто в 90-м поломали нос там -
Не в простом, а просто.

[Куплет 2, Сергей Шнуров]:
На остановке почти пустой
Стоял неловкий под знаком "Стой".
О чём-то пелось Мадонне,
Пивко плескалось в бидоне,
Район был полон гопотой.

[Припев]:
Просто в 90-м поломали нос там -
Не в простом, а просто, просто в 90-м.
Просто в 90-м поломали нос там -
Не в простом, а просто.

Просто в 90-м!
Просто в 90-м!

[Куплет 2, Сергей Шнуров]:
Я на Садовой, сейчас - Сенной,
Мимо столовой, как основной.
Штаны чуть шире, чем надо,
Играет где-то ламбада,
Услышал шёпот за спиной:

[Припев]:
Просто в 90-м поломали нос там -
Не в простом, а просто, просто в 90-м.
Просто в 90-м поломали нос там -
Не в простом, а просто.


Просто в 90-м! Просто в 90-м!
Просто в 90-м! Просто в 90-м!

О песне Ленинград - Цой

  • Пишер Сергей Шнуров: "В последние годы, если честно, не было ни времени, ни сил на то, чтобы посидеть неделю-другую в студии. И вот, у нас открылась новая реп-точка, что немаловажно в двух шагах от моего нынешнего места проживания, это и поспособствовало записи нескольких необязательных композиций. Наверное, то что получилось можно считать синглом. Сделал, так сказать, себе подарок на д.р. В авральном режиме, но удовольствие получил, чего и вам желаю. Назвать решил "всякое", потому что слово это очень русское, многоплановое, если хотите всеобъемлющее и ничтожное одновременно, ну и потом я конечно имел в виду, что мастера кратких рецензий, коими кишит интернет, обязательно напишут "говно", тем самым невольно достраивая всем известную цитату. Забавно. Мне 45. "

1. «Дом со шпилем»

Адрес: Московский пр., 190.

Удивительно, но один из главных рокеров 80-х, бунтарь и «антисоветчик» прожил в здании, которое строилось для номенклатурных работников. Дом на московском проспекте, 190 – чистый образец сталинского ампира. В советское время жить в нем считалось за счастье. Впрочем, коммунальные квартиры были и здесь. А сам маленький Витя провел детство в проходной комнате.

2. ПТУ № 61

Адрес: ул. Стойкости, 30, корпус 2.

Мама Виктора работала педагогом. Она часто меняла школы, вместе с ней из одного учебного учреждения в другое переходил и сын. Окончив без особого энтузиазма обязательную программу в восемь классов, Цой устроился в ПТУ № 61. Сейчас это уже лицей, и там до сих пор хранится дипломная работа Виктора. Выпускаясь, он смастерил резной дверной наличник. Именно в этом учебном заведении в середине 1981 года Виктор создал группу «Гагарин и гиперболоиды», которая вскоре стала называться «Кино».

3. Парк «Тихий отдых»


Адрес: 1-я Березовая аллея.

В этом непопулярном среди горожан парке на Каменном острове Цой в летнюю практику работал резчиком по дереву. В его должностные обязанности входило следить за состоянием деревянных скульптур и их оперативный ремонт. В этом же парке они часто гуляли с женой и, конечно, Виктор писал песни, вошедшие потом в его первый магнитоальбом.

4. Психиатрическая больница «Пряжка»

Адрес: набережная реки Мойки, 126.

Как и некоторые «особенно продвинутые» юноши из 80-х Виктор Цой решил «закосить» от армии. В эту известную городскую клинику он лег на полтора месяца в 1983 году. Доктора отнеслись к молодому человеку без должного пиетета. Музыканту пришлось испытать на себе все радости советской психиатрической медицины. Однако цель оправдала средства. Цой получил белый билет и позже написал о своем пребывании на Пряжке песню «Транквилизатор».

5. «Камчатка»

Адрес: улица Блохина , 15.

Пожалуй, одно из самых известных мест, посвященных Виктору. В угольной котельной Цой работал с 1986 по 1988 год. Дело в том, что в советское время работать было обязательно. И чтобы избежать лишних конфликтов с властями многие музыканты устраивались кочегарами, дворниками или сторожами. Котельная быстро стала местом неофициальных концертов. Алексей Учитель снимал здесь сцены для своего фильма «Рок». Сейчас «Камчатка» стала клубом-музеем. А неподалеку от входа находится барельеф памяти лидера группы «Кино».

6. Ленинградский рок-клуб

Адрес: улица Рубинштейна , 13.

Культовое место среди молодежи 80-х. Благодаря появлению рок-клуба, появились всем известные группы «Алиса», «Телевизор», ДДТ, «Пикник». И, конечно же, «Кино». Цой и компания не единожды побеждали на фестивалях, проводившихся под эгидой рок-клуба. Это учреждение существовало на улице Рубинштейна девять лет и закрылось в 1990-м – не выдержав испытания новым временем. Сейчас на его месте располагается детский театр «Зазеркалье», и мало что напоминает о том, какая яркая здесь кипела жизнь три десятилетия назад.

7. Скверик на Стремянной

Адрес: улица Стремянная, 11.

Это один из самых интересных скверов в истории ленинградского андеграунда. Здесь часто собирались тусовки рок-музыкантов, художников и поэтов. Стояли, общались, обсуждали важные проблемы культуры и искусства. И не только их. Позже здесь снимали несколько фильмов, в том числе и «Йя-Хха», в котором сыграл Цой. Скверик несколько раз хотели уничтожить (был проект по строительству на этом месте гостиницы), но местные жители его отстояли.

8. Последняя квартира


Адрес: проспект Ветеранов, 99.

Виктор Цой женился, у него появился ребенок и вскоре он перестал жить с родителями. Квартира № 101 в доме 99 по проспекту Ветеранов – последнее место обитания Виктора Цоя. В ней он писал песни для альбомов, выходивших во второй половине 80-х (и принесших группе «Кино» всесоюзную славу). В скверике неподалеку от дома он гулял с женой и ребенком. Теперь городские власти хотят установить напротив этого дома памятник музыканту. Проект вроде бы уже утвержден.

9. Богословское кладбище

Адрес: проспект Мечникова , 31.

Последнее пристанище Виктора. Могила певца почти сразу стала местом паломничества для многих людей, которые приходили сюда и приносили цветы, свечи, атрибутику группы. Поклонники «Кино» собираются на Богословском и сейчас.

10. Граффити Цоя

Адрес: улица Восстания, 8.

Цой, как известно, жив. По крайней мере, в памяти многих людей. Для того чтобы отдать дань уважения лидеру «Кино» художники из объединения Hoodgraff в 2014 году нарисовали граффити с портретом Виктора. Интересно, что сначала этот рисунок власти района восприняли в штыки и хотели закрасить граффити. К счастью, против этого выступили в Смольном. Не избежало граффити и свидания с вандалами. Но художники восстановили изображение.