Роман «Мастер и Маргарита» - это удивительное, загадочное произведение, включающее в себя два плана повествования: сатирический (бытовой) и символический (библейский). Из двадцати шести глав романа четыре посвящены событиям библейской истории в интерпретации Булгакова. Это своеобразный «роман в романе». При этом в библейском сюжете писатель выражает свои заветные философские идеи о противостоянии добра и зла.

Один из центральных эпизодов романа – допрос Иешуа Понтием Пилатом. Сцена допроса изображается в главе «Понтий Пилат». Представление прокуратора начинается с детализации («в белом плаще с кровавым подбоем…»). Этот приём помогает автору максимально достоверно показать своего героя. Великий прокуратор предстаёт перед нами не официальным лицом, а человеком с присущими ему недостатками и слабостями. Неслучайно автор говорит о том, что Пилат ненавидит запах розового масла. Внутренний монолог персонажа свидетельствует о его физических мучениях. Пилат болен гемикранией, он постоянно испытывает тяжелые физические муки, головные боли. Речь прокуратора лаконична, значительна. В его руках сосредоточена огромная власть, и Пилат понимает это. Весенний день четырнадцатого числа стал судьбоносным в его жизни. В этот день он встретил Иешуа. Пилат должен был вынести ему свой приговор.

Появление Иешуа вносит в роман особые лирические интонации. Каков Иешуа? Человек, одетый в «старенький голубой хитон», с «белой повязкой», израненный, обезображенный ссадинами. Он поразительно естественен и добр. Символично, что первые слова, которые он произносит: «Добрый человек! Поверь мне…». Иешуа не просто отвечает на допросе, а беседует с прокуратором как человек с человеком. Естественность Иешуа контрастна несвободе, скованности, страданиям прокуратора. Прокуратор действует привычными методами, применяет насилие, заставляя Крысобоя бить Иешуа. Марк Крысобой – это исполинский воин, он символизирует опору официальной власти на силу, деспотизм, подавление человека. Автор тонко интонационно обыгрывает каждую фразу персонажей. Понтий Пилат груб, требователен, нетерпим. Иешуа искренен, прост. Формально перед нами допрос, но его участники постепенно переходят к естественному общению. Именно на диалоге между Иешуа и Понтием Пилатом лежит большая смысловая нагрузка. Внутренне состояние прокуратора меняется на протяжении разговора. Вначале он подавлен, угрюм. Его тяготят обязанности игемона, мучит нестерпимая головная боль, солнцепёк. Ему доставляет мучение даже смотреть на обвиняемого. Своё состояние он ставит выше ответственности за судьбу человека. Недаром подавленность Пилата достигает кульминации в момент, когда у него промелькнула мысль немедленно казнить Иешуа и принять яд. Диалог тонко сочетается с внутренней речью Пилата. Незаметно для себя он задаёт вопросы, не соответствующие протоколу. Он стремится понять мотивы поведения бродяги, смущающего народ: «Зачем же ты, бродяга, на базаре смущал народ, рассказывая про истину, о которой ты не имеешь ни малейшего представления? Что такое истина?» В этот момент Иешуа произносит ключевые сокровенные слова всего эпизода: «Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова…» Эти слова потрясают прокуратора. Он понимает, что перед ним далеко не обычный человек. Он снимает боль Понтия Пилата, чувствует его состояние, знает о его единственной привязанности к собаке Банго. Снова Булгаков вводит в повествование деталь (глаза прокуратора заискрились надеждой). Иешуа признаётся ему в том, что всех людей он считает добрыми. Это открытие поразило Пилата, уже давно разуверившегося в людях. Иешуа развязали руки. Страшное видение, на мгновение охватившее прокуратора, противопоставлено неожиданно пролетевшей под сводами дворца ласточке. Это символ вечной надежды. Планы Пилата спасти Иешуа по закону не воплотились в жизнь. Этому помешал донос Иуды из Кириафа. Каждое движение, каждое слово Пилата проникнуто внутренней неуверенностью, страхом. Он предстаёт перед читателем противоречивым и страдающим. Физические муки (головная боль, кровь, прилившая к вискам) выдают его душевные страдания. Пилат находится в дисгармонии не только с миром, но и с самим собой. Он разучился верить в людей. А Иешуа кажется ему чудесным. Но секрет его чудес – доброта, наблюдательность, сочувствие, сострадание.

Ключевое значение в эпизоде принадлежит понятию истины. Иешуа видит её в конкретных проявлениях, он видит добрую сущность людей, какие бы действия по отношению к нему они не совершали. Истина всегда конкретна. Она прозрачна для тех, кто стремится её увидеть. Люди часто усердствуют в искажении этой истины. Они стали рабами. Обвиняемый говорит о том времени, когда человек вернётся к гармонии, станет более осознанным и не будет нуждаться в царях и армиях. Иешуа спокоен и гармоничен. Он живёт в ладу с миром и с самим собой. Иешуа осознаёт ценность жизни. Своей гармоничностью Иешуа притягивает к себе Пилата. Происходит нечто невероятное. Грозный прокуратор испытывает симпатию к приговоренному арестанту. Эпизод допроса Иешуа отражает одну из центральных проблем романа – проблему вины и ответственности. Это тема Понтия Пилата. Булгаков показывает, что у человека всегда есть выбор. Но каким бы он ни был, за него придётся нести ответственность. Страх прокуратора помешал ему поступить в соответствии со своими убеждениями. Вина Пилата не в том, что он ускорил казнь Иешуа. Если бы он совершил это в соответствии с понятием о долге и чести, за ним не было бы никакой вины. Его вина в том, что он не сделал то, что должен был сделать. «Ненавистный город», - вдруг почему-то пробормотал прокуратор и передёрнул плечами, как будто озяб, а потёр, как бы обмывая их… Знаменитый жест, благодаря которому имя Пилата стало нарицательным, как стало выражение «умыть руки». Этим символическим жестом Пилат демонстрирует свою равнодушную непричастность происходящему. Этот жест – не что иное, как знак перестраховки. Этот жест – признак сильнейшего душевного движения. Прокуратор сам не понимает, что с ним происходит. Он не хочет, чтобы Га-Ноцри был казнён, и страдает от сознания своего бессилия. По сути, в его власти – спасти философа. Он страдает оттого, что он поступит не так, как велит ему совесть. Так велит ему владеющий всем его существом страх. Именно за страх он подлежит суду высших сил. Обращаясь к вечным вопросам, Булгаков использует иносказание. Показателен основной вопрос, с которым Иешуа обращается к своему судье: «Если я не прав, то докажи, в чем я не прав, а если я прав, то за что ты ругаешь меня?» Риторические вопросы и обращения помогают скрыть цитаты из книг священного писания. Язык героев индивидуализирован, но авторская речь остаётся подчеркнуто нейтральной.

Образы Пилата и Иешуа символичны. По сути, они противоположны друг другу, но в конце романа они идут вместе по бесконечной лунной дороге. Сцена допроса сталкивает между собой не только двух героев, но два жизненных принципа, гармонию и дисгармонию, страх и осознанность. Вопросы, затронутые автором в разговоре Иешуа и Пилата, - это вечные вопросы, над которыми стоит задуматься каждому читателю.

В романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» мы переносимся из события двадцатых годов XX века в библейские времена и видим, что на протяжении веков не изменились. Они изображены автором с такой психологической точностью, что читатель ярко воспринимает оба периода - и период появления в Москве Воланда и период казни Иешуа. Герои и времена разные, но сущность одна.

Сцена допроса Иешуа во дворце Ирода Великого в Ершалаиме находится почти в самом начале романа, но мы уже чувствуем этих людей, их мысли и внутренний мир. Слова настолько точно подобраны, что они читаются, как стихи: « В белом плаще с кровавым подбоем, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца писана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат». У прокуратора страшная головная боль, и его преследует запах розового масла, который он ненавидит - день явно будет неудачный. Однако дела не могут ждать, прокуратору нужно решить, кого казнят на Лысой горе. Для допроса к нему проводят обвиняемого. «Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был" большой синяк, а в углу рта - ссадина с запекшейся кровью». Так мы впервые встречаемся с Иешуа. Он, якобы, подговаривал народ разрушить ершалаимский храм. Несмотря на всю напряженность обстановки, Иешуа называет прокуратора «добрым человеком», за что подвергается жестокому наказанию. Конечно, прокуратора еще никто и никогда не называл добрым человеком, его следует называть «игемон», и все считают его свирепым чудовищем. Трудно не согласиться с этим определением. Понтий Пилат живет по своим законам, он знает, что мир разделен на людей, обладающих властью и подчиняющихся. Формула «раб подчиняется господину» неизменна.

И вот Иешуа вновь стоит перед креслом, в котором сидит измученный головной болью прокуратор. Он называет себя, свое место рождения, отвечает на вопросы Понтия Пилата. Уже с самого начала допроса у нас возникает поразительное ощущение правдоподобности происходящего, мы видим дворец, палящее солнце, чувствуем запах розового масла. Прокуратор напряжен и расстроен, а Иешуа поразительно спокоен и обстоятелен. Он говорит, что он никого не подговаривал разрушать храм и утверждал, что « рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины», что эта путаница происходит из-за того, что Левий Матвей неправильно за ним записывает.

История Левия Матвея, сборщика податей, который бросил деньги на землю и пошел за Иешуа путешествовать вызывает недоверие прокуратора. Он уверен, что такого произойти не могло, ведь Иешуа, по его мнению, обычный бродяга и преступник, достойный презрения. Но этот бродяга вдруг прочитывает мысли прокуратора - и про головную боль, и про любимую собаку, и про чашу с ядом. Мало того, головная боль Понтия Пилата проходит. Иешуа обладает огромной силой влияния на людей. И вот уже секретарь, записывающий ход допроса, бросает перо и «вытянув шею, как гусь, старался не проронить ни одного слова». Более того, бродяга смеет предлагать: « Мне пришли в голову коекакие новые мысли, и я охотно поделился бы ими с тобой, тем более что ты производишь впечатление очень умного человека». И еще: «Беда в том, что ты слишком замкнут и окончательно потерял веру в людей. Твоя жизнь скудна, игемон». Что это - сумасшествие или нечто необъяснимое? Прокуратор этого не понимает, речи Иешуа приводят его в полное замешательство. Никто и никогда не решался говорить ему это. И реакция прокуратора необычна, - Пилат пытается спасти Иешуа, объявить его сумасшедшим и не утверждать ему смертный приговор. Конечно, Иешуа чудаковат и наивен, его речи несколько крамольны, но он чудесным образом умеет снимать головную боль. Так прокуратор объясняет себе сам свое решение, но думается, что влияние Иешуа возымело свое действие и даже непоколебимый и злобный прокуратор не устоял перед ним.

Спасение Иешуа было почти решенным делом, и Пилат уже хотел диктовать свое решение секретарю, но это оказалось невозможным. из Кариафа представил такой донос на Иешуа, что не казнить его было невозможно. «Всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будут власти ни кесарей, ни какойлибо иной власти. Человек перейдет в царствие истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть».

Услышав это, прокуратор теряет самообладание. Он вынужден вопреки своему желанию утвердить смертный приговор. «Преступник!» Это кричит прокуратор для того, чтобы его слышали в саду. Он не хочет казнить Иешуа, но идет против своих убеждений, у него нет другого выхода, он сам боится доноса, боится погубить собственную карьеру - вполне понятные человеческие чувства. Но если бы он знал, кому подписал смертный приговор!

В результате этого допроса Иешуа казнен. Но почему прокуратор продолжает мучиться? Почему ему снится, будто он не убил бедного Иешуа, а они вместе идут по лунной дорожке и мирно беседуют? Почему в этом сне прокуратор смеется и плачет от радости? Его могущество, в которое он сам так верил, оказалось хрупким, как стекло. Теперь его мучает совесть, ему никогда не будет покоя. Никто не может безнаказанно убить сына Бога!

Сочинение по произведению на тему: Допрос во дворце Ирода Великого (Анализ эпизода из главы 2, части 1 романа М. А.Булгакова "Мастер и Маргарита".)

Роман «Мастер и Маргарита», над которым Булгаков работал с конца 20-х годов до самой смерти, принес ему посмертную мировую славу. Булгаков писал свой как исторически и психологически достоверную книгу о своем времени и его людях, и потому роман стал уникальным человеческим документом той примечательной эпохи. И в то же время это многосмысленное повествование обращено в будущее, является книгой на все времена.

Роман сложен по своему содержанию, структуре и образному строю: сати-ические сцены современности чередуются с психологически углубленными сценами древнего мира. Судьбы реальных героев послереволюционной Москвы, гро-ескных, чудаковатых, переплетаются с возведенными в реальность полусказочными ( и его свита) и мифологическими (Иешуа – Христос) образами. Все это показывает авторскую концепцию добра и зла как вечно соседствующих и переходящих одно в другое начал жизни. Идея вечного противостояния духовного идеала силам зла выражается с помощью философско-этических проблем, поставленных Булгаковым в романе.

Ершалаимские главы более чем московские помогают понять и осмыслить основную идею романа. Особенно четко она прослеживается во второй главе, в сцене допроса нищего бродячего философа прокуратором Иудеи Понтием Пила-том. Примечательно то, что Булгаков не пересказывает, а переосмысляет евангельский сюжет, более того, ведет резкую полемику с евангельской трактовкой образа Иисуса Христа. В образе изображен не сын Божий, а сын человеческий, несущий высочайший моральный идеал добра, сострадательности, отваги. Изменен и характер проповеди, Булгаков оставляет только одно нравственное положение «Все люди добрые».

Сюжет Евангелия определяется событиями жизни Иисуса, а у Булгакова главной личностью становится прокуратор. Пилат – сложная драматическая фигура. Он умен, не чужд человеческих чувств, живого сострадания. Пока Иешуа проповедует, что все люди добрые, Пилат склонен взирать снисходительно на это чудачество. Хотя первым побуждением прокуратора было намерение «повесить его», не обременяя себя допросом, но из чувства долга он продолжает задавать вопросы и среди них вопрос об истине. На что Иешуа ответил: «Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти». Чудо? Нет. Исцеление словом – не такое уж редкое явление в практике хорошего психотерапевта. В основе его – огромная проницательность, понимание человека и главное качество – сострадательность.

Пилат не желает смерти этому человеку и уже готов отменить смертный приговор, вынесенный Малым Синедрионом. Но вот речь зашла о верховной власти, и Пилата пронзает острый страх и за себя, и за Иешуа. Он незаметно старается подсказать арестанту спасительные ответы, но тот не может слукавить, заявляя, что «всякая власть является насилием над людьми, и наступит время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти». Всесильный прокуратор теряет остатки гордого достоинства: «Ты полагаешь, несчастный, что римский прокуратор отпустит человека, говорившего то, что говорил ты? Или ты думаешь, что я готов занять твое место? Я твоих мыслей не разделяю». Из-за боязни погубить свою карьеру Пилат идет против своих убеждений, против голоса человечности, против совести. Он утверждает смертный приговор, проявив трусость, которую сам впоследствии назовет самым страшным пороком. Жестоко будет наказан Пи-лат за свою трусость, много бессонных ночей будет терзаться он тем, что «чего-то не договорил тогда, давно, 14 числа весеннего месяца нисана», что он не пошел «на все, чтобы спасти от казни решительно ни в чем невиновного безумного мечтателя и врача».

В данном эпизоде Булгаков ставит вопрос о нравственной ответственности человека за происходящее вокруг. Писатель уверен, что страшнее открытого зла конформизм тех, кто зло понимает, готов осудить его, способен ему препятствовать, но не делает этого из-за малодушия, трусости, привычки к комфорту, боязни за карьеру. В булгаковской легенде о Иешуа и Пилате заложены вечные ценности, вечные истины, которые, будучи забытыми или разрушенными, непременно отразятся на нравственном состоянии общества.

bulgakov/master_i_margarita_49/

Если домашнее задание на тему: » Мастер и Маргарита, Допрос во дворце Ирода Великого (Анализ эпизода из главы 2, части 1 романа М. А.Булгакова “Мастер и Маргарита”.) оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      1. Нравственно-философский смысл романа «Мастер и Маргарита». 2. Вечные проблемы в романе «Мастер и Маргарита». 3. Тема творчества в романе «Мастер и Сочинение по произведению на тему: Новозаветная история в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” Роман “Мастер и Маргарита” можно одновременно считать Сочинение по произведению на тему: Прощение и вечный приют (библейские главы романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита») (1) Воссоздание евангельских событий Сочинение по произведению на тему: Евангельский сюжет в трактовке М. А. Булгакова События, описанные в Евангелии, в течение многих сотен лет ВЕЧНЫЙ СПОР ИЕШУА С ПИЛАТОМ (по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита») Главам, посвященным Иешуа и Понтию Пилату, в романе М.

    Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

    Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

Система уроков по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Роман «Мастер и Маргарита» - главный в творчестве Булгакова. Автор работал над ним с 1928 по1940 годы, сделал 8 редакций. Произведение вызывало и вызывает острую полемику, различные трактовки.

Система уроков по изучению романа «Мастер и Маргарита» включает в себя 7 занятий:

1 урок. Урок-пролог к изучению романа: история создания, жанр и композиция, система образов

2-3 уроки «Ершалаимские главы». Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри.

3-4 уроки «Яд сатирического дара»(За что Булгаков в лице Воланда карает героев?)

5-6 уроки. «Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, чистой любви?»(Образы Мастера и Маргариты)

7 урок. Урок –зачет по роману «Мастер и Маргарита»

Уроки 2 – 3. «Ершалаимские главы». Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри.

Цель: сформировать у учащихся представление о нравственных вопросах, поднимаемых автором в произведении; показать различие художественного произведения и богословского; закрепить навыки анализа художественного текста.

Вступительное слово учителя:

Нам, не знающим Библии, кажется, что ершалаимские главы – парафраз евангельской истории суда римского наместника в Иудее Понтия Пилата над Иисусом Христом и о казни Иисуса. Но давайте сопоставим евангельскую основу с текстом романа. (Сообщение ученика «Евангельская основа романа»)

Писатель переосмыслил библейские тексты, модифицирует библейский сюжет. Почему?

Воланд спрашивает Мастера: «О чем роман?» Что слышит в ответ? Обязательно найдется ученик, который вспомнит реплику Мастера: «Роман о Понтии Пилате». Следовательно, именно прокуратор Иудеи был главным героем для самого автора, а не Иешуа Га-Ноцри. Почему? Давайте обратимся к тексту романа.

Работа с текстом романа

    Кто такой Понтий Пилат?( Наместник римского императора в Ершалаиме, пятый прокуратор Иудеи. «Человек, в лице которого говорит римская власть»-сам о себе)

    Какой он?(авторская характеристика,самохарактеристика).( Он умен, не чужд человеческих чувств,живого сострадания. Он – олицетворение всемогущей власти. Он жестокий человек. «Свирепое чудовище»-оценка самого себя)

    Кто такой Иешуа? Каков он? ( Человек безродный, бездомный, бродячий филосософ. Олицетворение открытости, доброты, доверчивости и беззащитности)

    Какой вопрос в их споре главный? ( Что такое истина?)

(Просмотр видеофрагмента)

    Какова истина Иешуа? («Злых людей нет на свете. Есть насчастные, несчастливые люди»)

    Каким видится Иешуа сам Понтий Пилат? (Тоже добрый,но несчастливый человек. Жизнь его скудна6 он потерял веру в истину)

    Что значит для Иешуа царство истины? Почему?( Это время, когда не будет власти. «Всякая власть является насилием над людьми)

    К какому решению приходит Понтий Пилат?(Состава преступления не находит)

    В какой момент его пронзает страх? ( Когда речь заходит о верховной власти)

    Как он пытается склонить Иешуа на компромисс?( Старается незаметно подсказать спасительные ответы: «Ты говорил или НЕ говорил?)

(Чтение диалога Понтия Пилата с Каифой,когда тот должен назвать имя помилованного накануне Пасхи человека)

    Каково душевное состояние Понтия Пилата, когда он понимает, что все кончено,когда Каиф называет Вар-Раввана? (Гнев, бессилие, тоска)

    Оглашение решения. Почему Понтий Пилат не хочет видеть осужденных?( Его мучит совесть)

    Что лежит в основе его предательства?( Трусость. «Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков,»-слышит во сне Пилат слова Иешуа. Вероятно, и писатель был уверен, что подлее, страшнее открытого зла конформизм тех, кто зло понимает, готов осудить его, способен препятствовать ему,но не делает этого из-за малодушия, трусости, привычки к комфорту, боязни за карьеру)

    Как наказан Понтий Пилат за трусость, предательство?( Муками совести)

    Как проявляется душевное смятение Понтия Пилата?

    Как пытается Пилат искупить свой грех? (Освободит Иешуа от мук; по его приказу умрет предатель Иуда)

    Искупил ли?( Нет прощения предательству)

    Как собака чувствует то, что происходит с Пилатом?(«Пес сразу же понял, что хозяина постигла беда»)

    Какая беда?( Осуждение невинного; осуждение ТАКОГО человека)

    Какого ТАКОГО?(Милосердного,гуманного Пророка)

Муки совести так сильны, что Понтий Пилат проклянет свое бессмертие. Так решается в романе одна из центральных тем – тема совести. Назовите другие важнейшие философские и нравственные вопросы, поставленные в главах об Иешуа Га-Ноцри и Понтии Пилате.

Учащиеся называют:

Что такое истина?
Человек и власть.
Внутренняя свобода и несвобода человека.
Добро и зло, вечное их противопоставление и борьба.
Верность и предательство.
Милосердие и всепрощение.

Человек и вера.

Д.З. Как решается в «московских главах» какая-либо из этих проблем?

Уроки 4-5. «Яд сатирического дара»

Цель: рассмотреть ключевые сцены, в которых автор представляет сатирические картины жизни московских обывателей; закрепить навыки анализа художественного текста

    Ориентировочная беседа

Вспомните, какие проблемы попадали в область сатирического осмеяния в литературе 30-х годов ХХ века?

Какой предстает Москва на страницах романа. Какие персонажи создают общую картину?

Кто появляется в Москве и берет на себя миссию наказывать пороки?

Главный вопрос нашего урока- кого и за что наказывает Волан д?

    Воланд и его свита.

А) сообщение учащегося о связи образа Воланда с литературными предшественниками и его отличии от них.

Б) мнение различных критиков об образе Воланда. Выберите ту точку зрения, которая вам кажется более убедительной.

В. Лакшин: «Воланд – палач порока, карающий меч в руках правосудия»

Л. Яновская: «Воланд не столько карающая зло сила,сколько сила,разоблачающая зло. Воланд способен различать то редкое и немногое, что по-настоящему велико, истинно и нетленно»

Итак, Воланд вобрал в себя многие черты других духов зла: Сатаны, Вельзевула, Люцифера, Асмодея. Более всего он связан с Мефистофелем Гете. Их духовное родство закреплено уже самим эпиграфом романа. Но, в отличие от Мефистофеля, булгаковский герой не сеет зла беспричинно.

Работа с текстом.

Каков он, Воланд, и его свита в романе? (всеведущи,всемогущи, не лишены обаяния. Например, Кот Бегемот-тщесталвный, озорной, бесцеремонный и жеманный одновременно)

Почему же этот дьявол не вызывает резкой антипатии?(Обратимся к эпиграфу. Зло в руках Воланда- кара господня, возмездие за грехи, торжество справедливого правосудия )

    За что Булгаков в лице Воланда карает героев?

А) Как и чем живет литературная Москва?

О чем они говорят? (гл.5. «В доме Грибоедова»-чтение отрывков либо просмотр видеофрагментов. Говорят обо всем, кроме литературы. Это склока. Уроквень разговора- дележка, зависть, бездуховность. Авторская оценка картины: « Словом, АД»)

Обратим внимание на меню.(обращаемся к тексту). Почему Булгаков смакует это? (Подчеркивает лишь один мир героев- материальность, плотские увлечения и потребности)

Читаем отрывок из гл.13 «Я впервые попал…»-Как дополняет наше представление о литературном мире Москвы рассказ Мастера? Что вызвало ужас Мастера? Статьи в газете. О чем они?

Так за что же Воланд покарал литературный мир Москвы в лице Берлиоза?(За полное равнодушие к тому делу,которому они служат. Это не мастера. За глумление над настоящим искусством. За попрание гуманизма. За самодовольную трезвость ума.)

Почему Берлиоз именно так поплатился?(Берлиоз является идейным вдохновителем ариманов, латунских, лавровичей. Именно под его идейным руководством литература становится школой не духовной свободы, а духовного рабства, утрачивая присущие ей высокие нравственные идеалы. Булгаковский афоризм6»Каждому будет дано по его вере»)

Б) Почему оказывается в сумасшедшем доме Иван Бездомный? (Пишет плохие стихи)

Какие это- плохие? – работа с эпизодом из гл.6. «Поэт Рюхин навещает Ивана Бездомного»

В) За какие грехи и как наказан директор Варьете Степа Лиходеев?(гл. 7. «Степа просыпается». Он наказан за то,что бездельник, пьяница и развратник )

Г) Какими мы видим чиновников вне сферы искусства и литературы?

    Н.И. Босой- председатель жилищного товарищества. (гл.15) – взяточник

    Буфетчик А. Соков – вор

    Барон Майгель – служащий - доносчик,предатель, шпион.

    А. Семплеяров уличен в неверности жене и любовнице

4.Анализ главы 12 «Сеанс черной магии»

Какие важнейшие вопросы решают Воланд и его свита, предлагая в Варьете сеанс черной магии? ( Изменились ли люди? Изменились ли горожане внутренне?)

Как бы вы ответили на этот вопрос, пронаблюдав за поведением людей во время раздачи французской обуви,одежды и парфюмерии, во время «денежного дождя»?

Итак,всего на 3 дня Воланд со свитой появляется в Москве – и мир предстает перед нами в своей наготе. Воланд высмеивает, уничтожает все то, что отступилось от добра, развратилось, утратило высокие идеалы.

5.Философия бытовых сцен романа.

Какие размышления вызывают следующие бытовые сцены романа:

    Гл.4. Иван Бездомный бежит за котом (Сцена о нашем сознании. Мы уже ничему не удивляемся-разучились)

    Гл. 17. Костюм подписывает документы.(Философия бюрократизма: заниматься только внешней стороной вопроса)

    Бегемот и Коровьев в «Грибоедове» ( Полный абсурд сознания и жизни: все доказывается не результатами творчества, а удостоверением)

Эпилог романа. Эпилог романа не дает повода для оптимизма. Перемены - мнимые. Степа

Лиходеев управляет теперь не Варьете в Москве, а гастрономом в Ростове. Алоизий Мога-

рыч въезжает в чужуюквартиру и занимает место финдиректора Варьете Римского.

Д.З. что же может противостоять Злу? Чем Мастер и Маргарита не похожи на московских обывателей? Каково отношение к ним автора? Какова из роль в романе?

Уроки 5-6.»Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви

Цель: познакомить учащихся со взглядом писателя на место художника и его творчества в обществе; рассмотреть развитие любовной линии в романе и показать авторское отношение к понятиям красоты,любви,верности.

    Чтение учителем начала 19 главы.

Давайте определим тему и цель урока вместе.

    Образ Мастера.

К Ивану Бездомному в палату в психиатрической больнице приходит Мастер. (гл.13). Какую деталь в портрете героя подчеркивает автор? ( Встревоженные,беспокойные глаза)

Что кроется за этой деталью?(Душевное смятение, неспокой, драма)

    В чем суть драмы Мастера?

    Смысл слова МАСТЕР у Булгакова? (Для Булгакова мастерство – творчество. Мастер становится Мастером,когда творит свое собственное представление о мире)

А кого еще мы встречали из тех,кто сам творил? (Иешуа.)

Мастер творит сам и поэтому становится Пророком: «О как я угадал..»(гл.13). как понять эту фразу? (Мастер предугадал и только потом услышал слово Воланда)

Что еще роднит Мастера и Иешуа,кроме того что они Пророки? (Человечность. Вспомните эпизод из гл.13:»Она несла в руках отвратительные желтые цветы…» Мастера поразила не столько красота женщины,сколько одиночество в ее глазах…)

    О какой жизненной драме свидетельствует одиночество в глазах Маргариты?

    За что судьба в лице Воланда наградила Маргариту Вечной любовью?(За стремление любить, за жажду вечной, верной, настоящей любви, за способность любить,за силу любви. « Я погибаю из-за любви»(гл.19), за подвиг самопожертвования: во имя любви заложила душу дьяволу)

    Глава 23. «Бал у Сатаны» (Маргарита награждена за то,что гордая женщина, за высокое сострадание9 просит помиловать Фриду), за самоуважение,за мужество, с которым вынесла свою судьбу)

    Глава 29. Почему Мастер заслужил покой и не заслужил свет?( Проблемный вопрос. Варианты ответа: Мастер совершил самый страшный грех- отчаялся и сжег рукопись, к счастью,рукописи не горят. Он отказался от вечного служения Истине, в то время как Иешуа за истину пошел на Голгофу.

    Почему последняя глава названа «Прощение и вечный приют»? (вечный приют в мире покоя для Мастера и Маргариты. Прощение – для Понтия Пилата)

    Какие идеалы, связанные с темой творчества и темой Маргариты, утверждает автор?(С темой творчества и темой Маргариты связаны истинные ценности, утверждаемые автором романа: свобода личности, милосердие, честность, правда, вера, любовь)

Смотрим финальные кадры видеофильма.

В своем удивительном романе «Мастер и Маргарита», М. Булгаков использует интересную конструкцию его строения. Данное произведение можно назвать романом в романе. Главы творческой работы посвящены двум темам – бытовой и библейской. В нескольких главах, которые имели библейское направление, автор размышляет над борьбой добра и зла.

Особую роль играет эпизод допроса Иешуа, с которым мы знакомимся в главе «Понтий Пилат». Эпизод допроса М. Булгаков начинает с описания внешности Пилата. Он одет в плащ, который имеет кровавые подбои. Это говорит о жестокости, злобности прокуратора. При всем этом, говорит он уверенно, правильно. Пилат достаточно образованный и умный человек. Но, ежедневно его мучает страшная головная боль, от которой нет избавления.

В один из дней своего правления, он встречается с Иешуа и между ними затевается беседа. На допросе Иешуа общается с прокуратором тихо и спокойно. Он обращается к нему со словами: «Добрый человек! …». Герой ведет себя естественно, и старается общаться с Понтием Пилатом, как обычный человек с человеком. Сначала, их разговор был достаточно напряженным. Угрюмый прокуратор, угнетенный страшной головной болью и невыносимым солнцепеком общается тяжело, ему трудно смотреть на бродягу. Но, углубляясь в беседу, Понтий Пилат заинтересовывается общением с Иешуа. Он задает вопросы, которые далеки от стандартного допроса. Во время их общения, бродяга выносит истину для прокуратора. Ни о чем не спрашивая, он знает, что у правителя страшная головная боль и снимает ее.

Именно в этот момент, понимает, что перед ним стоит не совсем обычный человек. Пилат просто поражен, насколько Иешуа верит в окружающих. Сам прокуратор давно уже потерял всякую надежду в настоящих людях. Понтий Пилат всеми усилиями старается спасти Иешуа от казни. Но, у него ничего не получается. Бродяга был политическим преступником, и прощения ему не было по законам того времени.

Данный эпизод открывает перед читателем истину. Иешуа видит добрую сущность во всех людях, не зависимо от их поступков. Бродяга знает ценность жизни. Он говорит о гармонии, которая когда-то наступит. И люди перестанут быть жестокими, они не будут нуждаться в армии и в злобных правителях.

После казни Иешуа, Понтий Пилат мучительно страдает от угрызений совести. Он чувствует свою вину в случившемся. Он сделал слишком мало для того, чтоб освободить бродягу.

Проблема совести и вины является одной из главных проблемных линий, которые пытался раскрыть М. Булгаков. Два героя, которые встретились в данном эпизоде, совершенно противоположны. Но, в конечном итоге, они прогуливаются вместе, по лунной дороге и увлеченно беседуют друг с другом.