Буквально за пару дней До, мне во время дискуссии, с участием достопочтенного и уважаемого мною лично камрадом "Корсар5912", настоящего его имени, к сожалению, не знаю (в его регистрации - Николай), для заполнения паузы-раздумья, мне в личку была накинута вот эта фраза:

А нас бы рабыни родили.

Никогда ранее я НЕ встречался с Этими строчками, знаю это точно, ибо запомнил бы их, примерно, конечно, но запомнил бы смысл, а тут строчки есть, а в памяти - пусто, девственно чисто. Нет никаких ассоциаций, и всё тут, но строки то есть, рефлексия по ним есть, а воспоминаний нет.....меня зацепило речёное, дюже зацепило....и расположение части в общем тексте под номером 42...не меньше поразила, не часто встречаются мне такие объемы, тем более стихотворые....

Конечно, я не мог пройти мимо, прочесть и забыть..... и не попросить, но попросил, при первой возможности, если это возможно, прислать мне Это произведение - полностью.

Вот оно - принимайте, без моих правок, именно так, как оно мне пришло, здесь только форматирование под требование Нашего КОНТа:

Съезжаются гости на праздничный пир

Встречают их князь и княгиня,

Для ристарей храбрых устроен турнир,

Чтоб славить Перуново имя.

Так звались ристалища витязи встарь,

Со временем сменится слово,

И рыцарем станет старинный ристарь,

Не крали мы званья чужого.

Померятся воинской сметкой бойцы

И крепостью рук и проворством,

Пред ликом Перуна они все равны,

Нет чести в хвальбе благородством.

Отважным ристалище славу даёт,

А трусам не место на поле,

И мчатся могучие кони вперед,

К победе, по собственной воле.

Ударили копья в червлены щиты,

Как гром среди ясного неба,

И тем, кто в седле удержаться смогли,

В бою достаётся победа.

Сверкают и свищут тупые мечи,

И мнутся стальные кольчуги.

И в щепки разбиты с оковкой щиты,

И шёлковы рвутся подпруги.

Забава не бой, все свои, нет врагов,

И мир после боя заключат,

И место найдётся для всех за столом,

И честь все в награду получат.

Венчают достойных дубовым венком,

От предков в Руси так ведётся,

Кто вышел на поле с копьём и мечом,

Тот рыцарем храбрым зовётся.

Столы накрывают, закусок не счесть,

Есть пиво, и брага, и вина,

И меды стоялые, крепкие здесь,

Зажарила туров дружина.

Чурило Пленкович, Боян, Еруслан,

Добрыня, Горыня, Полянин

И витязь Роланд из неведомых стран

Пьют вина и мёды из братин.

Вдруг топот раздался, дворец задрожал,

Как будто идут великаны,

И радостно конь богатырский заржал,

И вновь зазвенели стаканы.

Князь встал, загорелись тревогой глаза,

Взошёл богатырь небывалый,

Изрублена, в пятнах кровавых броня,

К столам он подходит устало.

Все смолкли, с тревогою ждут новостей,

С кем в битве гигант задержался?

Но молча взглянул богатырь на гостей

И ропот в хоромах поднялся.

Князь молвил: - Поведай же нам, Святогор,

Где был ты и с кем там сражался?

Ковш квасу гость выпил и губы утёр,

Спешил на ристалище я с Рубежей,

Но дым хат горящих увидел,

Наехал неведомый враг на людей,

Таких харь я сроду не видел.

Ну, я, ясно дело, заехал в сельцо,

Три сотни ужасных уродов

Втоптал мимоходом и в пыль, и в жнивьё,

Чтоб не было снова поджогов.

И встретился в поле я с главным врагом,

С такими еще не встречался,

Сидел без стремян, без седла он верхом

И чудным оружием дрался.

Махал, без удержу, коротким копьём,

Меч там, где перо полагалось,

Но я-то не сразу смикитил о том

И мне не на шутку досталось.

Он мне надоел, суетливой вознёй,

Его по макушке «поздравил»,

К седлу привязал и скоренько живьём,

На княжье подворье доставил.

От хохота княжеский вздрогнул дворец,

Народ посмотреть весь поднялся,

Кто этот несчастный, безумный глупец?

Кто с Храбрым Егорием дрался?

Висел у седла здоровенный,

Глаза словно узкие щели,

Огромные скулы, растянутый рот,

Хвостами косички висели.

И начал визжать он, калеча слова:

Моя хан вас смертью накажет,

Немедленно, вы, опускайте меня

Или всех казнить вас прикажет.

Князь кончил смеяться и слезы утёр:

Ну, брат, Святогор, позабавил,

Но надо узнать, кто же он этот вор,

Которого к нам ты доставил.

Откуда он взялся, и как он посмел

К нам с наглым разбоем явиться?

Нарочно, наверное, хан захотел,

Такого красавца лишиться?

Ты кто? Отвечай, иль получишь плетей,

У нас ведь разбой не в почёте.

Откуда пришли? - говори без затей,

И как себя сами зовёте?

В степи на востоке живёт мой народ,

Зовём мы себя господами

Кто нам не покорен, тот страшно умрёт,

А к вам мы явились врагами.

Нас тысячи тысяч в бескрайней степи,

Развеем мы вас, как солому,

Рабами для нас вы на свет рождены,

Забудете скоро свободу.

Отнимем у вас мы и жён и детей,

И землю мы эту присвоим,

Которую нынче зовёте своей,

И наши кибитки построим.

Князь рёк: - Не визжи, я услышал тебя.

Не слишком ли много хотите?

Немало к нам лезло такого зверья,

Вы шкуры свои сохраните.

Нельзя, не поймав, и гуся ощипать,

Мы, русичи, битв не боимся,

Отпустим тебя мы войска собирать.

И, коль не сбежите, сразимся.

Дружина к походу готова всегда,

И к рыцарям князь обратился:

Другая забава нам, братья, нужна,

Враг под руку сам подкатился.

Походным порядком сомкнулись полки,

Доспехи, на солнце сверкают,

Под знаменем витязи с песней пошли

И кони под ними играют.

Шли предки за землю свою воевать,

За бабьи не прятались спины,

За землю родную до смерти стоять

Обязанность наша, мужчины.

Кочевники в поле кишат саранчой

И машут кривыми мечами,

Стальною стеною шёл витязей строй,

И поле покрылось телами.

Но тучами стрелы свистят по степи,

Враги и сильны и свирепы,

Усталые руки не держат мечи,

И как далеко до победы.

Один против трёх, нелегко воевать,

И жажда томит, и усталость,

Непросто под княжеским стягом стоять,

И мало надежды осталось.

И громко к Перуну воззвал Святогор:

Дай силы нам, Молниерукий,

Не выдать Отчизну врагу на разор,

Остались там дети и внуки.

Поддержку Перуна душой ощутив,

В атаку рванулась дружина,

Усталость и раны, на время забыв,

Сметая врага, как лавина.

Стальные доспехи в крови и в пыли,

Щиты, как ежи, под стрелами,

От русичей в бегство пустились враги,

Знать счастье военное с нами.

Военное счастье - не жребий пустой,

Оплачено кровью и потом,

И много бойцов не вернётся домой,

От тяжкой кровавой работы.

Победа - спасенье от тысячи бед,

В бою Святогор отличился,

Рассеян был враг, аж на тысячу лет,

Пока Чингиз-хан не родился.

Не будь безрассудных отважных бойцов,

Что в бой против орд выходили,

И не было б дедов у нас и отцов,

А нас бы рабыни родили.

Но рыцарских дел миновали века,

Тех рыцарей нет и в помине,

Без них же любая Держава слаба,

Как в древности, так же и ныне.

В кургане с дружиною спит Святогор,

В доспехах, с мечом, с булавою,

Бессмертный, надёжный России дозор,

Готовый к последнему бою.

С Уважением, Друзья. Повторюсь, Это НЕ моё произведение, но я не мог не представить его Вам.

ЗЫ А тебе, дружище Корсар5912, если увидишь эти строчки - огромная благодарность от меня лично. Как видишь смысловые исходники и....и умело изложенные, и тем самым - вложенные в сознание Мысли, взаправду НЕ горят!, но живут, уже своей...жизнью - Сподвигая и Верша....Благодарю от Души своей, коллега.

Цветова Елена

Научно-исследовательская работа

Скачать:

Предварительный просмотр:

[Введите текст]

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7 г.ПАВЛОВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

«Кто он, настоящий богатырь

ГУМАНИТАРНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ РНПК

СЕКЦИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ

Работу выполнила

Цветова Елена Вячеславовна,

ученица 9Б класса, 15 лет.

Научный руководитель

учитель русского языка и

Литературы МБОУ СОШ №7

Морозова Лидия Николаевна

г. Павлово, 2014

1. Введение_____________________________________________________стр.2

2. Основная часть_______________________________________________стр.4

  • Былина и ее герои ____________________________________________стр.4
  • Образы богатырей в творчестве А. С. Пушкина._________________стр.5
  • Богатырская тема в произведении М. Ю. Лермонтова.____________стр.6
  • Богатырские образы в произведении Н.В. Гоголя.______________стр.7
  • Образы богатырей в литературе о Великой Отечественной войне.____________________________________________________стр.9
  • Образы богатырей в Российской мультипликации.______________стр.10
  • Кого вы считаете настоящими богатырями?____________________стр.12
  • Можно ли назвать богатырями тех, кто защищал нашу страну в годы Великой Отечественной войны?_____________________________стр.13
  • Итоги анкетирования._____________________________________стр.13

3. Заключение _________________________________________________стр.15

4. Литература _________________________________________________стр.16

5. Приложения_________________________________________________стр.17

Введение.

«Все начинается с детства…» - привычная для нас крылатая фраза. Задумываясь об истоках патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные напевы, и поразившие нас когда-то сказки и былины, факты и события. Талантливый русский народ еще в далеком прошлом внес в сокровищницу мировой культуры богатства, которые возбуждают в нас чувство национальной гордости. Таким богатством являются и былины – особый вид древних русских народных эпических песен исторического содержания, главными героями которых являются богатыри. Да, с давних времён прославлялась сила и смелость богатырская. Много написано произведений о подвигах и сражениях мастерами слова в последующие эпохи. Художники на своих полотнах старались передать образы защитников родины. Телевидение, как наиболее распространенный в настоящее время вид искусства, также влияет на формирование чувства патриотизма у молодого зрителя.

Так что мы видим с экранов телевизоров? Значительно ли отличается увиденное от произведений других видов искусств? Как трансформировался образ защитника-богатыря? Именно на эти вопросы я попыталась ответить в своей работе.

Объектом моего исследования стали тексты былин и художественной литературы последующих эпох, мультипликационные фильмы о богатырях XXI века.

Гипотеза: допустим, что разные произведения, относящиеся к различным видам искусства и созданные в разное время, влияют на формирование образа богатыря по-разному.

Цель исследования состоит в том, чтобы изучить образы богатырей, созданные писателями и мультипликаторами, сопоставить эти образы, определить их сходства и различия, выявить отношение к данным образам у людей нескольких поколений.

Актуальность этой темы однозначно велика, так как от того, насколько сформировано патриотическое чувство у молодого поколения, напрямую будет зависеть состояние нашего общества. Так что задача воспитания детей с позитивными гражданскими ценностями – это насущный вопрос.

В теоретической части работы я рассмотрела образы главных героев-богатырей, созданные в былинах и произведениях художественной литературы XIX-XX веков, а так же в мультипликационных фильмах начала XXI века.

В практической части описан ряд исследований, проведенных мной: чем отличаются богатыри художественной литературы от образов, созданных мультипликаторами, чему учат нас былины, каким представляют богатыря мои ровесники, можно ли отнести к богатырям героев Великой Отечественной войны.

В ходе работы мной использовался комплекс методов исследования: изучение теоретических источников, текстов произведений, сравнительный метод, социологический опрос сверстников, анкетирование учащихся и педагогов школы, обобщение полученных знаний.

Практическая значимость моей работы заключается в том, что ее содержание, оценки и выводы могут быть использованы на уроках литературы, МХК и ИЗО при подготовке докладов и рефератов учащимися школы.

О новизне темы можно поспорить. Я не берусь утверждать, что тема моей работы нова и никто до меня ее не разрабатывал. Но неоспоримо одно: необходимо формировать образ героя-защитника своего государства, воспитывать чувство уважения к русским воинам, желание им подражать.

Основная часть.

Былина и ее герои.

У многих народов сохранились эпические произведения, которые тесно связаны с мифологией. Русский народный эпос – былины . Эти эпические песни, сложенные в Древней Руси, отражают историческую древность, относящуюся главным образом к XI-XVI векам. Раньше они назывались старинами, старинушками, старинками. Термин «былина» в научный обиход был введен в 40-х годах 19 в. фольклористом И.П.Сахаровым. Своё название былина получила от слова «быль», указывающего на то, что былины повествуют о событиях далёкого прошлого. Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории. Героями былин являются богатыри.

А кто такие богатыри? В одном из словарей читаю: БОГАТЫРЬ (м. татарск.) - человек рослый, дородный, дюжий и видный; необычайный силач; смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь.

Самый популярный и любимый русский богатырь – Илья Муромец. В нем выделяются черты героя из простого народа, это особенно заметно в социальных конфликтах, которые можно заметить в былине «Илья в ссоре с Владимиром», в начале былины «Илья Муромец и Калин-царь». Былин, где упоминается Илья Муромец, в русском фольклоре чрезвычайно много. Расположенные в определенной последовательности, они поэтически воссоздают полную «биографию» богатыря: «Исцеление Ильи Муромца», «Илья и Святогор», «Илья и Соловей Разбойник» и т.д. Все они воспевают могучего, мудрого, бескорыстного устроителя и хранителя земли русской, руководствовавшегося в своих действиях только народными интересами.

Добрыня Никитич - второй по популярности после Ильи Муромца богатырь эпоса Киевской Руси. Он часто изображается служилым богатырём при князе Владимире. Былины нередко говорят о его долгой придворной службе, в которой он проявляет своё природное «вежество». Часто князь даёт ему поручения: собрать и перевезти дань, выручить княжую племянницу; иногда и сам Добрыня вызывается исполнять поручение, от которого отказываются другие богатыри. Добрыня - самый близкий к князю и его семье богатырь, исполняющий их личные поручения и отличающийся не только храбростью, но и дипломатическими способностями.

Алёша Попович - фольклорный собирательный образ богатыря в русском былинном эпосе. Он как младший входит третьим по значению в богатырскую троицу вместе с Ильёй Муромцем и Добрыней Никитичем.
Алёша Попович - сын ростовского попа Леонтия. Его отличает не сила, но мужество, удаль, натиск, с одной стороны, и находчивость, сметливость, хитроумие, с другой. В целом образ Алёши Поповича отражает определённую противоречивость.

Былины, посвященные Илье из Мурома и Добрыне Никитичу, отразили процессы, связанные со становлением и расцветом Киевской Руси, когда жизнь вдали от столицы государства была наполнена множеством опасностей. Основной чертой былинных героев этого периода является любовь к родной земле. Они отличаются не только невероятной силой, благородством, храбростью, но и стремлением соблюдать все установленные обычаи: уважение к старшим, к патриархальным традициям жизни и быта крестьян, бескорыстие при выполнении долга.

Образы богатырей в творчестве А. С. Пушкина.

Также силу и нравственный мир богатырей воспевает в своих произведениях знаменитый писатель и поэт А.С. Пушкин. Он показывает своих богатырей стойкими, мужественными, готовыми на всё не только ради родной земли – матушки, но и любви к женщине.

Именно таким выступает для нас Руслан из поэмы «Руслан и Людмила». Он выдержал все испытания судьбы, прошёл огромные расстояния и все-таки дошёл к своей возлюбленной.

Таким образом, мы видим, что А.С.Пушкин воспевает в своём творчестве истинный героизм богатыря, который измеряется не силой мышц, а силой сердца. Эта тема перекликается с темой былин о богатырях в народном творчестве, так как подвиги совершались былинными богатырями и по зову сердца.

Богатырская тема в произведении М. Ю. Лермонтова.

Богатырский дух воспевается в творчестве М.Ю. Лермонтова. Например, в стихотворении «Бородино» изображён главный герой отечественной войны – народ. В этом стихотворении богатырский дух раскрывается на войне. Воспоминания старого солдата, волнующие его душу, о тех днях говорят, о русском боевом и настойчивом духе:

« …Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри – не вы!

Плохая им досталась доля:

Не многие вернулись с поля…

Не будь на то господня воля,

Не отдали б Москвы! »

в этих стоках хорошо описаны вспоминания старого солдата о его погибших товарищах и сложной судьбе.

«…Вам не видать таких сражений!...

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролететь мешала

Гора кровавых тел….»

по этому отрывку можно сказать, насколько тяжёлым был бой для русского солдат.


«…Вот смерклось.

Были все готовы

Заутра бой затеять новый

И до конца стоять…»

эти же строки, дают понять силу и храбрость русского духа, способность людей на самопожертвования ради свободы и русской земли.

Итак, мы видим, что стихотворение «Бородино» перекликается данной тематикой с устным народным творчеством. В стихотворении М.Ю.Лермонтова особое внимание уделяется теме духовного роста народе.

Богатырские образы в произведении Н.В. Гоголя

Николай Васильевич Гоголь также наделяет своих героев в произведении «Тарас Бульба » богатырской силой духа.

Замечателен образ главного героя – Тараса Бульбы. Он представляет перед читателем как личность незаурядная, и в то же время он частица своего народа – запорожских казаков. Суровый и непреклонный Тарас ведет жизнь, полную опасностей и невзгод, он не создан для семейного очага. Гоголь о нем пишет: «Весь он был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава».Его душа проникнута стремлением к свободе и независимости своего народа. Герой беспощаден к изменникам и трусам, вот почему он с огромной ненавистью говорит о предателях: «Знаю, подло завелось теперь на земле нашей: перенимают черт знает какие басурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой народ продают…»Выразительно раскрывается характер Тараса Бульбы в трагическом конфликте с Андрием. Предательство не прощается даже самому храброму казаку. На предателя ложится печать проклятия: «Пропал, пропал бесславно, как подлая собака…» Измену Родине нельзя оправдать и искупить, жизнь предателя бесславна, а смерть позорна. Тарас – человек суровый, он не может простить сына и не чувствует к нему никакой жалости. Тарас приводит в исполнение свой приговор: «Я тебя породил, я тебя убью!» Побеждая собственную любовь к сыну, Бульба убивает Андрия.

Очень трогательна сцена гибели главного героя. Погибая на костре, Тарас произносит речь, проникнутую любовью к Русской земле, гневом и презрением к врагам: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу». Он спокойно следит за тем, как уплывают его запорожцы. Здесь проявляется могучая сила характера Бульбы.

Идея пламенного патриотизма, несгибаемого мужества, неодолимости «русского товарищества » пронизывает всё повествование.

Образы богатырей в литературе о Великой Отечественной войне.

Эту же тему продолжают писатели и поэты ХХ века. Они доказывают своими произведениями, что богатырский дух присущ всегда нашему народу, во все времена.

Одним из писателей, обратившихся к теме русского духа, был и А. Т. Твардовский. Опираясь на личный опыт, он показал в поэме « Василий Тёркин» героизм русских солдат. Стержнем поэмы является образ главного героя – рядового Василия Тёркина. Это собирательный образ, соединяющий в себе основные типичные черты духовного облика и характера обыкновенного русского солдата:

Тёркин – кто же он такой?

Скажем откровенно:

Просто парень сам собой

Он обыкновенный.

Впрочем, парень хоть куда,

Парень в этом роде

В каждой роте есть всегда,

Да и каждом взводе…

Образ Тёркина имеет фольклорные корни, это «богатырь, сажень в плечах», «весельчак», «человек бывалый». За иллюзией простоватости, балагурства, озорства скрывается нравственная чуткость и органично присущее чувство сыновнего долга перед Родиной, способность совершить подвиг в любой момент.

Подвиг солдата на войне показан Твардовским как каждодневный и тяжелый ратный труд – и бой, и переход на новые позиции, и ночлег в окопе или прямо на земле, «заслоняясь от смерти чёрной только собственной спиной…». А герой, совершающий этот подвиг, - обыкновенный, простой солдат.

В образе Тёркина Твардовский показывает лучшие качества русского характера – смелость, упорство, находчивость, оптимизм и огромную преданность своей родной земле.

Мать – земля родная наша,

В дни беды и в дни побед

Нет тебя светлей и краше,

И желанней сердцу нет…

Именно в защите Родины, жизни на земле видит поэт предназначение своего героя, воина-богатыря – простого русского солдата.

65 лет отделяют нас от Великой Победы над фашизмом. Истинные герои, которых мы будем помнить – наши ветераны. А разве они не являются богатырями земли русской? Богатырями, отстоявшими великую Русь?

Образы богатырей в Российской мультипликации.

Давно назрел вопрос о создании отечественных мультфильмов для юного зрителя на тему героического прошлого нашей страны. И вот свершилось: первыми полнометражными анимационными лентами нового времени можно назвать мультфильмы о русских богатырях: «Алеша Попович и Тугарин Змей» (2004), «Добрыня Никитич и Змей Горыныч»(2006), « Илья Муромец и Соловей-Разбойник » (2007), « Три богатыря и Шамаханская царица » (2010) , « Три богатыря на дальних берегах » (2012), « Три богатыря и Юлий Цезарь » (2014).

Создание художественных произведений для детей на основе народных былин - задача достойная. И на первый взгляд кажется, что новые картины продолжают старые традиции советского анимационного кино и даже идут вперед: с первых кадров на экране мелькают золотые маковки церквей, появляются краснощекие девицы в сарафанах, звучит былинный стих про непобедимую Русь-матушку. Вроде бы можно звать детей и смотреть семейное кино, уютно устроившись в кресле, но, как водится в сказке, не тут-то было...

Авторы мультфильмов о новых богатырях помещают своих героев в «прежнюю» историческую эпоху, но наделяют их «современными» характерами. Таким образом «идеальный образ» разрушается и на стыке двух несовместимых вещей, возникает комический эффект. Богатырь становится «смешным».

Алеша Попович, например, едва родившись, демонстрирует свои недюжинные физические способности: откусывает крестильный крест, который тут же превращается в копье Марса - символ мужской силы. У него во всем обнаруживается явный недостаток интеллекта, который с лихвой компенсируется накачанными мускулами. В одной из многочисленных драк в качестве булавы Алеша использует подвернувшуюся под руку старушку. Шагая по лесу, богатырь сбивает грибы, отфутболивает мелких зверушек. С такой же легкостью, с какой он наносит людям удары разной степени тяжести, Алеша и признает свои ошибки, мол, «хотел как лучше, а получилось...».

Также сильно отличается от своего былинного собрата и Добрыня. Впечатляет лексикон "мультипликационного" богатыря: "Я понятно объясняю?", "Упал - отжался". Словно и не богатырь перед нами, а солдафон. Добрыня вовсе не живет на дальней заставе. У него красивая молодая жена, которая мужа без конца пилит: то ей скучно, то шубу подавай новую. Но Добрыня не спешит поставить жену на место, а, наоборот, выполняет «любой каприз». Вспомните, в былинах женщине отводится скромное место - она лишь верная спутница богатыря.

В мультфильме без конца подчеркивается грубая плотская душевная организация героев. Такие «богатыри» многим знакомы, только не по былинам, а по анекдотам. Встречаются они и в современной жизни, и, надо сказать, не так уж редко. Таким образом, в мультфильме, с одной стороны, традиционный образ богатыря низводится с нравственной высоты. А с другой - образ народного защитника в сознании юных зрителей теперь наверняка будет ассоциироваться с многочисленными охранниками, "ментами", "братками", которые удивительным образом похожи на "новых русских богатырей".

Тема денег, продажности, обмана занимает в мультфильмах одно из ключевых мест. Деньги любят все: и Баба-яга, и Змей Горыныч, и богатырский конь, и даже светлейший князь Владимир. Из-за своей алчности эти «герои» попадают в нелепейшие ситуации, но быстро просят прощения - и их все прощают. Авторы словно призывают зрителя быть снисходительным к «маленьким человеческим слабостям».

Посмотрев мультфильмы, задаёшься вопросом: а могут ли такие «богатыри» воспитать чувство патриотизма, быть идеалом защитника земли русской?

К сожалению, кино сегодня из всех видов искусств является самым доступным. Особенно в провинции, где до театров и музеев не доберешься, а книги современная молодежь читать не любит. В этой ситуации псевдонациональные мультфильмы воздействуют на сознание огромного количества детей, превращая их в потенциальных зрителей разных юморин, которым судьба страны совершенно безразлична.

Кого вы считаете настоящими богатырями?

Именно с таким вопросом я обратилась к своим друзьям в социальной сети «В контакте». Для выбора предложила образы, созданные В.М.Васнецовым и мультипликаторами студии «Мельница». (Приложение №1) Ответы приятно удивили: 100% опрашиваемых выбрали образы, созданные художником В.М.Васнецовым.

Можно ли назвать богатырями тех, кто защищал нашу страну в годы Великой Отечественной войны?

Такой вопрос тоже был представлен в открытом голосовании на странице «В контакте» (Приложение №2). Большинство проголосовавших согласны со мной в том, что герои войны, как и богатыри, являются защитниками своей земли.

Итоги анкетирования.

В ходе исследования мной было проведено анкетирование детей младшего школьного возраста, одноклассников, родителей и учителей школы. Я пыталась понять, есть ли отличия в понимании образа богатыря у людей разных возрастов.(Приложение №3)

  1. (Приложение№2)

Большинство детей младшего возраста считают, что это герой кинофильмов.

Подростки ответили, что это герой былин и произведений живописи, но большее количество знает о богатырях из мультфильмов.

Взрослые же знают о величественных подвигах богатырей из литературных произведений. Также слово «БОГАТЫРЬ» знакомо им по фильмам, картинам. В меньшей степени, понятие «БОГАТЫРЬ» связывают с музыкой, скульптурным искусством.

  • Дети представляют богатырей могучими, умным, храбрым
  • Подростки считают богатырей смелыми, мудрыми, сильными
  • Взрослые люди склонны к тому, что богатыри сильные, смекалистые, добрые.

Ответы таковы:

  • Для детей -герои мультфильмов, сильных людей;
  • Для подростков- супер-герои, герои мультипликаций, герои войны;
  • Для взрослых – люди, совершившие подвиг, спортсмены, защитники Отечества.

Заключение

По результатам социологических опросов и анкетирования можно сказать, что у молодого поколения сформировалось правильное понятие о богатыре- защитнике своего Отечества, несмотря на то, что это поколение наиболее подвержено влиянию телевидения. Ему также свойственно чувство любви и привязанности к своей культуре, своему народу, гордости за историю и силу Руси, уважение к русским воинам, желание им подражать.

В ходе написания учебно-исследовательской работы я познакомилась со значением терминов «былина» и «богатырь», проследила трансформацию образа богатыря в литературе от былин до произведений о Великой Отечественной войне, рассмотрела трактовку этого образа в современном виде искусства-мультипликации.

Для этого мной был использован комплекс методов: изучение теоретических источников и произведений художественной литературы, сравнительный метод, социологический опрос сверстников, анкетирование учащихся и педагогов школы, обобщение полученных знаний.

Мною была определена практическая значимость работы, которая заключается в том, что ее содержание, оценки и выводы могут быть использованы на уроках литературы и МХК при подготовке докладов и рефератов учащимися школы.

Я предполагаю, что продолжу свои исследования, предметом которых станут полотна русских художников, обращавшихся в своем творчестве к богатырской теме.

Приложение №1

Приложение №2

Приложение №3 Анкетирование.

Вопрос №1 Закончи фразу: «Богатырь-это герой …»?

Вопрос №2 Каким вы представляете богатыря? (назовите три прилагательных к ним)

Вопрос №3 Кого из современников вы бы назвали богатырём?

Цели:

  • создать условия для работы над понятием «Кто такие богатыри?» при работе с художественным текстом;
  • продолжить работу по развитию способности полноценно воспринимать художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное;
  • продолжить работу по воспитанию нравственных и эстетических чувств, патриотизма и гордости за своё Отечество.

Оборудование:

  • отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»
  • портрет А.С. Пушкина
  • выставка книг русских былин.
  • фрагмент из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила».
  • картина В.М.Васнецова «Богатыри»
  • мультимедийный проектор
  • Презентация (иллюстрации к теме урока).
  • выставка рисунков детей на тему «Как я представляю себе русского богатыря».

Задачи урока:

  • развивать умение работать над историческим понятием;
  • воспитывать чувство патриотизма,
  • учить видеть позицию автора, прогнозировать события, отвечать на вопросы;

Тип урока: работа с художественным текстом

Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.

Приёмы: чтение с остановками, обращение к личному опыту учащихся, прогнозирование по названию, древо предсказаний, кластер, синквейн, использование “тонких” и “толстых” вопросов, эссе.

На доске: высказывание о героях-богатырях

Богатырское наше правило:
Надо другу в беде помочь,
Отстоять в борьбе дело правое,
Силой силушку превозмочь.

Н. Добронравов

Богатырская сила

То не грозное небо хмурится
Не сверкают в степи клинки
Это батюшки Ильи Муромца вышли биться ученики
За победу их ветры молятся
Ждут их тернии и венцы
Разгулялися добры молодцы
Распотешились молодцы
Эх да надобно жить красиво

Богатырское наше правило надо другу в беде помочь
Отстоять в борьбе дело правое
Силой силушку превозмочь

Эх да надобно жить красиво
Эх да надо нам жить раздольно
Богатырская наша сила сила духа и сила воли

Эх да надобно жить красиво
Эх да надо нам жить раздольно
Богатырская наша сила сила духа и сила воли

ХОД УРОКА

I. Стадия вызова

Звучит музыка М.И.Глинки.

Предлагается синквейн без первой строчки

1. ___________
2. Герой былин
3. Мужественный воин
4. Защитник родной земли
5. Витязь

Вулкан. Красный, горячий. Извергается, пылает, спасаются. Страх, катастрофа, гибель, опасность. Ад.

– Определите первое слово синквейна? (Богатырь)
– Сегодня мы поговорим о богатырях.
– Кто такие богатыри?
– В какие времена они жили?
– А есть ли они сейчас?

– Сегодня мы поговорим о богатырях.
– Кто такие богатыри?
– В какие времена они жили?
– А есть ли они сейчас?
– Богатырь – герой русских былин, воин, отличающийся необычной силой, удалью, мужеством и умом.
– Как сейчас понимается это слово?
– Сейчас это слово употребляется в переносном значении: человек большого роста и крепкого телосложения, сильный, смелый.
– Каких русских богатырей вы знаете?

– Подумайте, чем они могли заниматься? (Охраняли русскую землю.)
– Вспомните, что вы ещё о них знаете?
– Как одеты они, на чём и с чем шли на битву? (Доспехи: латы, кольчуга, меч, боевые кони, одежда…)
– Обратите внимание на картину В.М. Васнецова «Три богатыря».
– Какова же будет тогда цель урока, на ваш взгляд? (Определить, кто такие богатыри)
– Сегодня мы познакомимся с отрывком из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» .
– Как вы думаете, о чём может быть это произведение? (Фиксирую на доске ответы учащихся) (О сражении, о подвиге витязя Руслана.)
– Мы прочитаем текст, делая остановки, и попытаемся понять, почему именно этот
отрывок из поэмы А.С. Пушкина взят на уроке.

Читает текст учитель, используя приём технологии КМЧЧП, – «чтение с остановками». Дети делают пометки на полях: + – 0

– Что вы представляли, слушая стихи?
– Кто такой Руслан? Как автор относится к своему герою?
– Попробуйте описать Руслана самостоятельно.
– Как вы думаете, чем закончилось сражение? Победой киевлян.
– Кто сыграл самую главную роль в этой победе? Витязь Руслан.

Первая часть. «Дремало поле боевое»

  • чтение первых 2-х строчек: Определите, когда будут происходить события?(Утром).
  • после 3-4 строчек: Как вы понимаете в бездейственном покое? (Ничего не происходило.)
  • после 5-7 строчек: Найдите в отрывке слова, которыми автор рисует пробуждение боевого поля? (Воспрянул. Внезапный.) Подберите синонимы. Ожил, быстро поднялся. Неожиданный.

2 часть. «Внезапный крик сражений грянул»

  • После 8-9 строчки: Почему киевляне растерялись? (Услышали внезапный крик.)

3 часть «Наш витязь пал на басурмана»

– Как вы думаете, что такое латы? (Металлические доспехи для защиты воина от ударов.)

Найдите в 3 фрагменте сравнения

  • Блистая в латах, как в огне.
  • Как божий гром, наш витязь.

– Я думаю, что сравнения нужны для более яркого описания событий, предметов, героев.
– Как автор относится к своему герою? (Он восхищён подвигом Руслана, его смелостью, мужеством).
– Попробуйте определить своё отношение к герою.

Ответы детей:

Настоящий герой, сильная личность, победитель, мужественный витязь, храбрый воин.
– Наш витязь пал на басурмана.
– Он обрушил свой меч на головы врагов неожиданно и стремительно.
– Вы заметили как меняется темп, интонация от части к части? (Темп ускоряется.)

II. Стадия рефлексии

– Сделайте вывод о том, кого считали богатырями на Руси.
– Чудесных воинов, сильных, храбрых, одерживающих победы.
– Скажите, как вы думаете чем они занимались?
– Охраняли родные рубежи от нападения врагов.
– Какой момент описан в отрывке из поэмы «Руслан и Людмила»? (Момент боя, где витязь Руслан одерживает победу над басурманами.)
– Так кто же сам Руслан? (Богатырь, чудесный воин.)
– Хочется ли вам больше узнать о богатырях?

Задание: cоставьте синквейн – свое понимание слова «богатырь».

У детей получилось так:

1. Богатырь.
2. Храбрый, сильный.
3. Побеждает, сражается, бьётся.
4. Чудесный воин на коне.
5. Витязь.

(Муленко Виолетта.)

Домашнее задание:

Написать пять предложений на тему: « Кого в наше время можно назвать «богатырём»?

Отрывки из работ учащихся:

«… Мне очень бы хотелось, чтобы и в наши дни были такие герои-воины, на которых всегда можно было положиться.» (Евдокимова Настя.)
«… Когда я вырасту, то стану военным, потому что, я считаю, что богатырями в наше время можно назвать только военнослужащих». (Торох Даниил.)
«… А я считаю богатырями всех мужчин, у которых есть чувство долга перед Родиной, детьми, родителями». (Амелин Александр.)

Богатырь- герой русских былин и воин, отличающийся необычной силой, удалью, мужеством и умом


Определите первое слово синквейна?

2.Смелый, мужественный.

3.Защищает, обороняет, сражается.

4.Защитник. Спаситель. Воин.

5. Витязь.



Богатырь- герой русских былин, воин, отличающийся необычной силой, удалью, мужеством и умом.

Богатырь

Мужест венный


Как сейчас понимается это слово?

Сейчас это слово употребляется в переносном значении: человек большого роста и крепкого телосложения, сильный, смелый.



  • Доспехи(латы, кольчуга, меч, боевые кони, одежда…)
  • Какова же будет тогда цель урока, на ваш взгляд? (Определить, кто такие богатыри)

Каких русских богатырей вы знаете?

Богатыри

Добрыня Никитич

Илья Муромец

Алёша Попович

Святогор

Микула Селянинович



Как вы думаете, о чём может быть это произведение?

О подвиге витязя Руслана в сражении с басурманами.

Мы прочитаем текст, делая остановки, и попытаемся понять, почему именно этот отрывок из поэмы А.С. Пушкина взят на уроке.


  • Что вы представляли, слушая стихи?
  • Кто такой Руслан? Как автор относится к своему герою?
  • Попробуйте описать Руслана самостоятельно. Работа в паре.

  • честность,
  • мужество,
  • прямодушие,
  • верность в любви и слове

  • Как вы думаете, чем закончилось сражение? Победой киевлян.
  • Кто сыграл самую главную роль в этой победе? Витязь Руслан.

Чтение отрывка с комментированием

Первая часть. «Дремало поле боевое»

  • чтение первых 2х строчек: Определите, когда будут происходить события?(Утром).
  • после 3-4 строчек: Как вы понимаете в бездейственном покое ?(Ничего не происходило.)
  • после 5-7 строчек: Найдите в отрывке слова, которыми автор рисует пробуждение боевого поля? (Воспрянул. Внезапный.) Подберите синонимы. Ожил, быстро поднялся. Неожиданный.

2 часть. «Внезапный крик сражений грянул».

  • После 8-9 строчки: Почему киевляне растерялись?(Услышали внезапный крик.)
  • Что же случится дальше? Чтение до конца.
  • Какую картину вы представили себе? Бой, сражение, киевляне в испуге и вдруг – «Блистая в латах, как в огне, чудесный воин на коне.»

3 часть.«Наш витязь пал на басурмана».

  • Как вы думаете, что такое латы? (Металлические доспехи для защиты воина от ударов.)

А как Пушкин описал появление Руслана? Какими эпитеты он подобрал?

РУСЛАН

Нннаш витязь

Божий гром

Чудесный воин


  • Блистая в латах, как в огне.
  • Как божий гром, наш витязь.
  • Подумайте, зачем автор использует сравнения?

Как вы понимаете строчку?

Наш витязь пал на басурмана.

  • Он обрушил свой меч на головы врагов неожиданно и стремительно.

Вы заметили как меняется темп, интонация от части к части?

  • Темп ускоряется.

  • Сделайте вывод о том, кого считали богатырями на Руси.

Чудесных воинов, сильных, храбрых, одерживающих победы.

  • Скажите, как вы думаете чем они занимались?
  • Охраняли родные рубежи от нападения врагов.
  • Какой момент описан в отрывке из поэмы «Руслан и Людмила»?
  • Так кто же сам Руслан?

Задание:

  • Составьте синквейн - свое понимание слова «богатырь».

У детей получилось так:

1. Богатырь.

2. Храбрый, сильный.

3. Побеждает, сражается, бьётся.

4. Чудесный воин на коне.

5. Витязь.


Домашнее задание:

Написать пять предложений на тему: « Кого в наше время можно назвать «богатырём»?

Отрывки из работ учащихся:

«… Мне очень бы хотелось, чтобы и в наши дни были такие герои-воины, на которых всегда можно было положиться.»

«…Когда я вырасту, то стану военным, потому что, я считаю, что богатырями в наше время можно назвать только военнослужащих».

«…А я считаю богатырями всех мужчин, у которых есть чувство долга перед Родиной, детьми, родителями».

Богатырь-воин

богатырь-воин, богатыря-воина


Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник. - М.: Русский язык . Б. З. Букчина, Л. П. Какалуцкая . 1998 .

Смотреть что такое "богатырь-воин" в других словарях:

    Муж., татар. человек рослый, дородный, дюжий и видный; необычайный силач; смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь. Сказочные богатыри, великаны, побивающие одним махом десятки врагов и разные чудища. | Богатырями назывались (в твер … Толковый словарь Даля

    БОГАТЫРЬ - Герой русского былинного эпоса (см. былина*), воин, отличающийся необычайной силой, мужественный, храбрый и справедливый защитник русской земли от врагов. Слово богатырь заимствовано из тюркских языков, в которых оно имело значение ‘храбрый воин’ … Лингвострановедческий словарь

    Виктор Васнецов. «Богатыри» (Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович). 1881 1898. Богатыри и витязи художественные образы героев, защищавших земли Киевской Руси, русский народ от нашествий врагов или от злой нечисти, созданные анонимными… … Википедия

    Я; м. 1. Герой русских былин и сказок; воин, отличающийся необычайной силой, удалью, мужеством, смекалкой. ● Главные персонажи былин Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович и другие богатыри защищали русскую землю от набегов, разорения. 2.… … Энциклопедический словарь

    богатырь - я/, м. 1) Герой русских былин, совершающий ратные подвиги, былинный витязь. И храбрый сонм богатырей с дружиной верною князей готовится к кровавой битве (Пушкин). 2) перен. Человек большого роста и крепкого сложения. Он настоящий богатырь.… … Популярный словарь русского языка

    богатырь - я/; м. см. тж. богатырский 1) Герой русских былин и сказок; воин, отличающийся необычайной силой, удалью, мужеством, смекалкой. Главные персонажи былин Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович и другие богатыри защищали русскую землю от… … Словарь многих выражений

    богатырь - БОГАТЫРЬ1, я, м Перен. О человеке большого роста и крепкого телосложения, отличающемся большой физической силой; Син.: геркулес. Директор института был настоящий богатырь мужик крепкий и под два метра ростом. БОГАТЫРЬ2, я, м Мифологическое… … Толковый словарь русских существительных

    I м. 1. Герой русских былин и сказок. 2. Воин, отличающийся необычайной силой, мужеством, удалью; защитник Родины. II м. 1. Рослый, крепкого сложения, сильный человек. 2. перен. разг. Незаурядный, выдающийся в какой либо области человек. Толковый … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Лубок. «Сильный и храбрый богатырь Аника воин» Ани … Википедия

    I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия

Книги

  • Варяг. Богатырь , Александр Мазин. Время легенд. Время героев. Великий князь Владимир Святославович. Креститель. Государь. Кесарь. Равных ему не было и не будет и тысячу лет спустя. И многие сотни лет после его кончины народ…