Тема. А.И.Куприн. Краткие сведения о писателе.

Цель:

    познакомить ребят с событиями детства А.И.Куприна, оказавшими влияние на формирование мировоззрения писателя;

    формировать умение выделять главное в прослушанном сообщении, развивать навыки работы с иллюстрациями;

    воспитывать интерес к жизни и творчеству А.И.Куприна.

Оборудование: мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II . Изучение нового материала.

1. Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

2. Сообщения учителя и подготовленных учащихся по плану.

    Александр Иванович Куприн родился 26 августа (7 сентября по новому стилю) 1870 г. в Наровчате.

    Детство во Вдовьем доме.

    Разумовский пансион.

    В кадетском корпусе.

    Музей писателя в Наровчате.

2.1.Слово учителя.

В захолустном городке Наровчате в Пензенской губернии в середине XIX века из шести тысяч человек более четырёх тысяч были неграмотными.

Александр Иванович Куприн родился 26 августа (7 сентября по новому стилю) 1870 г. в семье мелкого чиновника.

Отец вскоре умер, семья, оставшись без средств к существованию, переезжает в Москву. Мать устроила дочерей в закрытое учебное заведение, а сама поселилась с сыном во Вдовьем доме. Так началось пребывание Куприна в казённых заведениях, продолжавшееся 17 лет.

Уклад жизни во Вдовьем доме напоминал порядки монастырских гостиниц, в огромной комнате-зале жило пять-шесть «вдовушек»; у каждой отдельный уголок с кроватью, тумбочкой, креслом, шкафом. В середине зала большой стол, за которым обычно играли в карты или занимались рукоделием.

О Вдовьем доме Куприн впоследствии рассказывал: «Моя мать была единственной молодой женщиной, попавшей в этот дом, все окружавшие меня были пожилые женщины или старухи. Говоря о них, мать всегда называла их «вдовушками». Меня они баловали. Все они были очень богомольные и постоянно говорили о божественном. Меня они не только учили молитвам, но и рассказывали мне длинные истории о святых и угодниках».

Мальчик рано привык к тому, что он некрасив и беден, и Саша болезненно стыдился своей наружности, своей бедности. Дети смотрели на него косо, недружелюбно.

Когда Саше исполнилось 7 лет, мать отдала мальчика в Разумовский пансион.

О жизни Куприна в юные годы сохранилось мало сведений. О ней мы знаем главным образом из его произведений, безусловно, автобиографических. Одним из них был рассказ «Храбрые беглецы» (1917 г.)

2.2. Выразительное чтение учащимися фрагмента статьи А.И.Куприна «Памяти Чехова» (1904) от слов «Бывало, в раннем детстве…» до слов «…капля по капле, каждую ласку».

2.3. Обращение к фотографии в учебнике «А.И.Куприн – кадет».

2.4. Слово учителя.

В автобиографическом рассказе А.И.Куприна «Храбрые беглецы» дан портрет героя рассказа, Нельгина, напоминающий Куприна в детстве. (Широкий лоб, зоркие глаза. Вероятно, упрямая воля. … такой маленький и худой...»

Из пансиона убегают два мальчика – Нельгин и Юрьев. Но побег не удаётся, и беглецы попадают в карцер.

Нельгин ждёт наказания. Приходит начальница пансиона в сопровождении «полной дамы с очень милым, толстым, простым и добрым лицом».

«…Дама его жалеет, обещает облегчить пребывание в карцере и, глядя на мальчика, говорит: «Ну, хорошо, непоседа, живи как хочешь. Только не делай ничего бесчестного. Прощай, бунтарь».

Куприн так и представлял своё будущее: жить, не делая ничего бесчестного.

Какие общие черты можно отметить в описании и на фотографии, помещённой в учебнике?

Встречи с матерью, по-прежнему жившей во Вдовьем доме, вносили, хотя и ненадолго, успокоение в его детскую душу. Любовь Алексеевна очень любила сына, и мальчик отвечал ей тем же.

Мать привила будущему писателю любовь к образному слову, от неё мальчик слышал много интересных сказок, легенд, историй. Её яркие рассказы на всю жизнь запомнились Куприну, и он признавался: «Сколько раз я обкрадывал её, вставляя в свои рассказы её слова и выражения».

О родном городе Любовь Алексеевна так увлекательно рассказывала сыну, что Наровчат представлялся мальчику «вроде Москвы, но несколько красивее».

2.5. Сообщение подготовленного ученика «В кадетском корпусе».

В 1880 г., несмотря на неважную подготовку, Куприн выдержал экзамен во Вторую Московскую военную гимназию, которая в годы обучения в ней Куприна превратилась во Второй московский кадетский корпус.

Пребывание в кадетском корпусе оказало сильное влияние на характер Куприна. Из "нежного", "впечатлительного", "на других мальчиков не похожего" он превратился в одного из членов "бесшабашной мальчишеской республики", которая "закаляла их в физическом отношении и калечила в нравственном". В повести "Кадеты" Куприн с суровой честностью и подкупающей искренностью изобразил это время.

С особенной теплотой вспоминал Куприн в повести "Кадеты" преподавателя литературы Цуханова, который сиплым голосом замечательно читал вслух Гоголя, Тургенева, Лермонтова и Пушкина. Самые отчаянные лентяи, заведомые лоботрясы слушали его чтение, как зачарованные, боясь пошевельнуться, боясь пропустить хоть одно слово.

В мрачной атмосфере военной гимназии и кадетского корпуса зародилась у Куприна, благодаря талантливому преподавателю, любовь к родной литературе. Это и понятно: уроки и чтения Цуханова переносили его маленьких слушателей из удушливой обстановки корпуса в светлый мир русской литературы.

И в пансионе, и в кадетском корпусе, и, наконец, в юнкерском училище будущий писатель отличался "горячим" характером, часто и резко протестовал против школьных непорядков и правил, нередко подвергался взысканиям и наказаниям.

2.6. Слово учителя.

А.И.Куприн написал много прекрасных произведений, вселяющих веру в человека и уважение к нему, к его неисчерпаемым творческим возможностям, осуждающих пошлость, ложь и жадность.

2.7. Заочная экскурсия в музей А.И.Куприна в Наровчате.

В 1981 г. в Наровчате был установлен бюст писателя и открыт музей. В создании музея оказала большую поддержку дочь писателя Ксения Александровна Куприна. Этот музей единственный в России музей Куприна. Небольшой. Есть немного личный вещей, а в основном представлены фотографии, письма, книги.

III . Подведение итогов урока.

Запишите 5-6 предложений-ответов на один из вопросов:

    «Какие события детства А.И.Куприна пробудили в душе будущего писателя ненависть к грубости и насилию?»

    «Кто помог А.И.Куприну открыть в себе талант писателя?»

IV . Домашнее задание.

2.Составить цитатный план рассказа.

3.Подготовить пересказ от 3-го лица.

4.Инд.задание: подготовить сообщение о птице Феникс.

Носов Николай Николаевич родился 10 (23) ноября 1908 года в Киеве в семье артиста эстрады. Детство будущего писателя прошло под Киевом, в небольшом городке Ирпень. Начальное образование Николай Николаевич получил в местной гимназии, которая в 1917 году была переорганизована в школу-семилетку. Семья Носова находилась в бедственном положении, поэтому будущему писателю пришлось с 14 лет начать работать, он был землекопом, торговцем газет, возчиком бревен, косарем.

Образование. Начало творческой деятельности

В 1924 году Николай Николаевич окончил школу и пошел чернорабочим на бетонный завод в Ирпене, затем устроился на кирпичный завод в городе Буча. В 1927 году Носов поступил в Киевский художественный институт. Однако, увлекшись кинематографом и фотографией, в 1929 году перешел в Московский институт кинематографии. Окончив в 1932 году учебное заведение, Николай Николаевич начал работать постановщиком и режиссером учебных, научных и мультипликационных фильмов для детей в студии «Союзкино». В 1938 году были впервые опубликованы рассказы Носова в журнале «Мурзилка», где также печатались такие известные детские писатели как С. Маршак , Е. Благинина, А. Барто , С. Михалков , Б. Заходер.

Зрелое творчество

Во время Великой отечественной войны Носов режиссировал учебные военно-технические киноленты. В 1945 году выходит сборник Носова «Тук-тук-тук», в который вошли ранее опубликованные рассказы. В 1946 году был издан следующий сборник писателя «Ступеньки». В 1947 году опубликовали сборник «Веселые рассказы», вскоре увидели свет подвести Носова «Веселая семейка» (1949), «Дневник Коли Синицына» (1950).

В 1952 году писатель был награжден Сталинской премией третьей степени за повесть «Витя Малеев в школе и дома» (1951). В 1954 году по произведению был снят детский фильм «Два друга». Вскоре были опубликованы другие сборники рассказов Носова – «На горке» (1953), «Прятки» (1956), «Веселые рассказы и повести» (1958).

Последние годы

Краткая биография Носова была бы незавершенной без упоминания о его позднем творчестве. В 1969 году был опубликован сатирический сборник писателя «Иронические юморески». В 1971 – 1972 годах Носов создает автобиографическое произведение «Повесть о моем друге Игоре», в 1977 – художественно-мемуарную повесть «Тайна на дне колодца» (первый ее вариант «Повесть о детстве).

26 июля 1976 детский писатель Носов умер. Похоронили Николай Николаевич на Кунцевском кладбище в Москве.

Произведения о Незнайке

Наибольшую известность получили произведения Николая Николаевича о Незнайке. После первой сказки («Винтик, Шпунтик и пылесос»), Носов издал трилогию о своем маленьком, непоседливом, комичном и любознательном герое. Сказки «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне» стали очень популярными. За детскую трилогию в 1969 году Николай Николаевич был награжден Государственной премией Крупской.

Другие варианты биографии

  • В 1920-х годах Носов увлекся химией, организовал на чердаке своего дома химическую лабораторию. Николай Николаевич даже собирался поступить на химический факультет Киевского политехнического института, но в последний момент передумал.
  • Первые сказки Носов сочинял для своего сына Петра и не планировал их печатать.
  • По воспоминаниям современников Николай Носов, биография которого охватывала тяжелейшие периоды российской истории (Первую Мировую, Гражданскую и Великую Отечественную войны), в жизни был очень замкнутым и молчаливым человеком.
  • Трилогию о Незнайке иллюстрировали известные художники А. Лаптев, Г. Вальк, А. Каневский, Д. Бисти, И. Семенов, В. Горяев и другие.

Тест по биографии

Пройдите итоговый тест по краткой биографии Носова Николая Николаевича.