В. В. Андреев вошел в историю отечественной музыкальной культуры как организатор и руководитель первого оркестра русских народных инструментов, виртуоз-исполнитель на усовершенствованной им балалайке, инициатор и непосредственный участник реконструкции большого количества русских народных инструментов, музыкально-общественный деятель и истинный патриот своей страны. Василий Васильевич Андреев был поистине одержим любовью к народному искусству – песням, танцам и игре на музыкальных инструментах. С детских лет он испытывал неодолимое влечение к народу. Чувство это, по собственному его признанию, росло вместе с ним и, хотя родители дали мальчику вполне светское образование, обучали языкам, игре на фортепиано и скрипке, Василий Андреев остался верен музыкальному искусству своего народа до последних дней.

В один из тихих летних вечеров, которые Андреев проводил в фамильном имении Марьино, что неподалёку от города Бежецка, он впервые услышал балалайку. Как вспоминал Василий Васильевич, он вдруг услышал неведомые для него звуки. Было ясно слышно, что играют на струнном инструменте. Игрок наигрывал плясовую песню, сначала в довольно медленном темпе, а потом всё быстрее и быстрее. Следуя за этими звуками, Андреев увидел, наконец, того игрока. На ступенях крыльца сидел работник Антип и играл на… балалайке. Присмотревшись внимательно, как играл крестьянин, и, взяв у него несколько уроков, Андреев решил играть на балалайке сам и довести игру на ней до совершенства! Для этого благородного дела, ему пришлось реконструировать инструмент, усовершенствовав его форму и качество материалов из которых была изготовлена балалайка. уже через несколько месяцев он играл на балалайке перед столичной публикой. После его блестящего выступления, в петербургских салонах только и разговоров было, что об Андрееве и его балалайке.

Андреев активно работал над усовершенствованием балалайки, над обогащением её технических возможностей и репертуара. Он и его ученики с блеском исполняли на балалайке не только народные песни и наигрыши, а также переложения классических произведений, но и оригинальные произведения для балалайки, которые в большом количестве выходили из-под пера Василия Васильевича. В числе произведений, написанных им для балалайки необходимо также отметить большое количество жанровых зарисовок и произведений танцевального характера. Василий Васильевич пошёл по пути превращения жанров вальса и мазурки из чисто прикладных, в концертные пьесы программного характера с неизменным показом технических возможностей инструмента. Одних только вальсов им написано больше 20-ти. Андреев настолько талантливо использовал разнообразные приёмы и динамические возможности инструмента, что каждое его произведение совершенно неповторимо, с легко запоминающимися мелодиями и оригинальными ритмическими находками.

Популярность Андреева ширилась с каждым его выступлением. К нему часто обращались с просьбами научить играть на балалайке. Андреев, конечно, не обладал достаточным количеством времени и сил, чтобы удовлетворить все эти просьбы, поэтому был вынужден написать в 1887 году совместно с П. К. Селиверстовым, известным музыкальным деятелем «Школу игры на балалайке».

Впоследствии, в 1891-м году Андреев организовал кружки балалаечников среди солдат Петербургского гарнизона. Василий Васильевич не просто учил их играть на балалайке, но и прививал им любовь к народной музыке, а те, отслужив, возвращались в родные места и учили балалаечному искусству своих односельчан. Так распространялась по всей стране слава о балалайке. Популярность Андреева ширилась с каждым его выступлением. К нему часто обращались с просьбами научить играть на балалайке. Андреев, конечно, не обладал достаточным количеством времени и сил, чтобы удовлетворить все эти просьбы, поэтому был вынужден написать в 1887 году совместно с П. К. Селиверстовым, известным музыкальным деятелем «Школу игры на балалайке».

В 1891-м году Андреев организовал кружки балалаечников среди солдат Петербургского гарнизона. Василий Васильевич не просто учил их играть на балалайке, но и прививал им любовь к народной музыке, а те, отслужив, возвращались в родные места и учили балалаечному искусству своих односельчан. Так распространялась по всей стране слава о балалайке.

Андреев, заинтересовавшись балалайкой, решил в дальнейшем реконструировать и другие русские народные инструменты. Таким образом, ему удалось найти в заброшенной деревне Вятской губернии «круглую балалайку», которая являлась уцелевшим после средневековых гонений русским народным музыкальным инструментом — домрой. В итоге, Андреев решил и этот инструмент привести в более профессиональный вид и дать ему новую жизнь. Современная домра, создателем которой является Андреев, это профессиональный виртуозный и очень популярный инструмент.

В процессе педагогической работы и совместной игры с учениками, у Андреева родилась мысль создать коллектив балалаечников — балалаечный ансамбль. 20 марта 1888 года состоялось первое публичное выступление «Кружка любителей игры на балалайках» под руководством В. В. Андреева. В состав ансамбля вошли новые оркестровые варианты балалаек от маленькой, тоненькой пикколо, до густых, мощных басов и контрабасов. Концерт вызвал большой резонанс. А уже осенью 1889 года «Кружок любителей игры на балалайках» выступил с концертами в Русском павильоне на Всемирной выставке в Париже. Успех был просто оглушительный!

В 1896 году появился первый оркестр русских народных инструментов, созданный Василием Васильевичем Андреевым. В его состав вошли кроме балалаек, также и домры различных размеров и щипковые гусли. Позднее в оркестр Андреев ввёл различные народные духовые и ударные инструменты, что, несомненно, обогатило художественные возможности оркестра, придало ему те краски, которыми музыканты смогли создать прекраснейшие музыкальные полотна. Осенью 1908 года начался период блистательных зарубежных гастролей Великорусского оркестра под управлением Андреева. Германия, Англия, Франция, Соединённые Штаты Америки. И всё это за четыре года. Если добавить сюда многочисленные концерты в Петербурге и Москве за время короткого пребывания в России между зарубежными поездками, то картина интенсивной творческой жизни оркестра будет полной. С оркестром в концертах с удовольствием выступали знаменитые певцы — Надежда Плевицкая, Елена Катульская, Владимир Касторский. Для оркестра писали сочинения такие известные композиторы, как Александр Глазунов, Николай Фомин. Знаменитая актриса Сара Бернар плакала от восхищения, вызванного выступлением оркестра. А Фёдор Иванович Шаляпин искренне гордился знакомством с оркестром и его основателем – Василием Васильевичем Андреевым. Пётр Ильич Чайковский, после выступления Андреевского оркестра, воскликнул «Что за чудо эти балалайки!»

В 1918 году Андреев был направлен с концертами на Северный Фронт. Играя перед бойцами в сильнейший мороз в одном лишь лёгком фраке, Андреев внезапно заболел и скончался 26 декабря 1918-го года.

Композитор Василий Андреев родился в 1861 году в купеческой семье. Он не стал торговцем, а увлекся музыкой. Благодаря ему возникла мода на русские которые получили значительное общественное признание и распространение на концертной эстраде. Андреев был не просто композитором, но еще и организатором, а также пропагандистом данной области искусства.

Виртуоз и теоретик

Свой первый оркестр Василий Андреев образовал в Санкт-Петербурге. В него вошли любители гуслей, жалеек, бубнов и других народных инструментов. Концерты оркестра распространили по всей стране увлечение игрой на балалайке. Сам Василий Андреев мастерски владел этим инструментом.

Композитор фактически создал новую область музыкального творчества, получившую название русского народно-инструментального искусства письменной традиции. В нем слились как профессионально-академические, так и фольклорные элементы. Именно поэтому считается уникальным все то, что делал Василий Андреев. Композитор пришел к идее создания нового вида музыкального искусства далеко не сразу, хотя балалайка увлекала его с самого детства. Больше всего ему нравился самобытный тембр этого инструмента и его исполнительные приемы.

Василий Андреев - композитор, отличавшийся фанатичной целеустремленностью в осуществлении собственных планов. С одной стороны, он был виртуозом живого исполнения, а с другой - вдумчивым теоретиком, написавшим огромное количество статей и книг на любимую тему.

Первая хроматическая балалайка

Хотя Василий Андреев специализировался на народных инструментах, влияние на него оказывала и академическая музыка. Три года он занимался на скрипке, беря уроки у выдающегося дирижера и скрипача Николая Галкина, бывшего профессором Петербургской консерватории. Именно поэтому Андреев со временем все больше предъявлял к балалайке требования, характерные для концертного инструмента. Передвижные ладовые порожки давали лишь диатонический звукоряд. Композитор же использовал фиксированную хроматическую темперацию. Он стал реформатором исполнительской техники.

В 1887 году вместе с талантливым мастером Францем Пасербским Андреев создал первую хроматическую балалайку. Инструмент сразу снискал популярность. Летом того же года вышла книга «Школа игры на балалайке». Образец Пасербского имел основополагающее и кардинальное значение для дела всей жизни Андреева. Впервые появилась балалайка, которая стала академическим инструментом и сохранила свои характерные фольклорные свойства (количество струн, треугольную форму деки, приемы игры, строй). Возникли перспективы освоения на ней классического музыкального наследия.

Популяризация балалайки

Фактически Андреев подарил стране балалайку в усовершенствованном и улучшенном виде. До этого народность данного инструмента заключалась в его этнографическом происхождении, а теперь он стал народным еще и по своему массовому распространению. Многие специалисты считают данное явление уникальным в истории музыки.

Всего лишь за десять лет балалайка прошла путь, на который другим инструментам требовались столетия. В начале XXI века в России их насчитывалось около 200 тысяч (при этом в Петербурге было около 65 тысяч).

Преимущества андреевской модели

То, для какого инструмента Василий Андреев написал множество статей и создал новую исполнительную технику, определило музыкальную моду его эпохи. Новая балалайка была усовершенствована таким образом, что она стала гораздо доступнее для начального освоения новичками. Ее звук оказался интонационно более отчетливым и звонким, чем звук предшественниц.

Форма балалайки стала удобнее, а главное, компактнее. Преимущества не мешали инструменту остаться дешевым и простым в изготовлении. Он одинаково подходил как для лирической задушевной фольклорной песни, так и для темпераментной пляски. Совокупность всех этих плюсов привлекала все новых энтузиастов, желавших освоить неизвестное им музыкальное ремесло.

Возникновение оркестра

После появления новой хроматической балалайки Андреев обзавелся большим количеством учеников. Именно они вместе со своим преподавателем создали популярнейший петербургский оркестр (первоначальный состав - 8 человек). Первый его концерт прошел 20 марта 1888 года. Эта дата - день рождения оркестра русских народных инструментов.

Партии инструментов дублировались и имели четкое функциональное разделение (аккордовое сопровождение, бас, мелодия). Балалайки играли в унисон. Позднее, в 1890-е, оркестр расширился до 16 человек.

Пропаганда музыки в армии

Знакомясь с тем, для какого инструмента Василий Андреев писал пьесы, создавал оркестры и сочинял книги, не следует забывать, что значительный вклад в его успех внесла грамотная кампания по популяризации балалайки. Став известным в столице, композитор стал организовывать тематические кружки в воинских частях. Он считал (и считал правильно), что демобилизовавшиеся и возвращавшиеся в родные места солдаты будут культивировать у знакомых и родных любовь к балалайке.

Так в селах, на заводах и фабриках происходило возрождение фольклора, а широкие народные слои получали эстетическое и музыкальное воспитание. Уже хотя бы поэтому в плеяде великих музыкантов-просветителей достойное место занимает Василий Андреев. Пьесы композитора стали широко известны и использовались многими энтузиастами в качестве исходного материала для своего обучения.

В 1897 году Андреев добился учреждения в армии преподавательского штата, занимавшегося пропагандой игры на балалайке. Многие солдаты, выучившиеся у композитора, играли в Мариинском театре. На концерте, посвященном 10-летнему юбилею коллектива Андреева, присутствовал оркестр, состоявший из 380 балалаечников.

Однако не стоит думать, что организация обучения стала для композитора простым предприятием. На первых порах ему приходилось побороться с чиновничьим и бюрократическим аппаратом в военных канцеляриях, относившимся к народным инструментам с множеством предрассудков и презрением.

Ученики композитора

Вслед за петербургским оркестром Андреева по всей стране стали появляться аналогичные оркестры, специализировавшиеся на русской народной музыке. Вторым городом с новым кружком любителей игры на балалайках стала Москва.

Расширялся и андреевский оркестр, в котором состояли самые преданные ученики композитора. Наибольшей известности среди них добился Николай Фомин. Он учился в Петербургской консерватории и привнес в кружок дополнительный академизм и профессионализм. Именно Фомин стал автором большей части переложений и обработок русских народных песен для оркестра. Его труды быстро перешли в разряд классических. Конечно на становление Фомина повлиял и сам Василий Андреев. «Метеор», «Фавн» и другие его произведения стали практическим руководством для нескольких поколений музыкантов.

Андреев и домра

Со временем Андреева перестал удовлетворять темброво однородный балалаечный оркестр. Он считал подобное звучание недостаточно разнообразным. Поэтому композитор начал вводить в свой оркестр все новые инструменты. Они помогли обновить концертную программу за счет более серьезных классических академических произведений. Интересно, что расширение репертуара андреевского оркестра поощряли многие знаменитые деятели русского искусства того периода. Музыка балалаек увлекла далеко не только музыкантов. Так, сохранилась переписка Андреева с великим художником Ильей Репиным.

Ища подходящие для реконструкции русские народные инструменты, Андреев решил обратиться к струнной и щипковой домре. Вопрос о ее принадлежности тогда был дискуссионным. Андреев нашел «наследницу» давно исчезнувшей из широкого обихода домры в вятской балалайке. Их характерной чертой был круглый кузов (отличный от «классического» треугольного).

Для какого инструмента Василий Андреев написал пьесы? Большая часть его произведений создана для балалаек. Тем не менее композитор многое сделал для популяризации и других инструментов. Пример домры в этом смысле самый показательный. Реконструировав ее, Андреев нашел новый источник тембрового разнообразия для своего оркестра русских народных инструментов.

Обновление оркестра

Первые домры по вятскому образцу были изготовлены летом 1896 года. После их добавления в концертную программу андреевский оркестр был переименован в Великорусский. Композитор объяснял причину появления новой вывески тем, что он с учениками использовал инструменты, характерные исключительно для северной и средней полосы страны. Тогда же в оркестре впервые появились реконструированные шлемовидные гусли.

Помимо балалайки, Василий Андреев с детства любил гармонику. На этом инструменте он играл с самого раннего возраста. У себя дома в Марьино вместе с гармоникой композитор часто отдыхал после длительных концертов. На первых порах оркестр регулярно чередовал номера на этом инструменте с балалаечными. С помощью гармоники Василий Андреев исполнял серьезные и развернутые произведения. В то же время классическим для Великорусского оркестра этот инструмент так и не стал. Дело в том, что гармоника больше связана с городской песней, в то время как Андреев (при всей своей к ней любви) старался возродить более ранний пласт фольклора.

Произведения музыканта

«Воспоминания о Вене», «Фавн», «Бабочка», полонез №1 - вот далеко не весь список произведений, автором которых являлся Василий Андреев. «Орхидея» также была широко известным репертуарным номером Великорусского оркестра. Даже современные народные коллективы продолжают исполнять обработку песни «Светит месяцев», созданную композитором более ста лет назад.

Василий Андреев написал пьесы инструментально колоритные, яркие по мелодичности и популярные среди самой широкой аудитории. Они привлекали к знакомству с новой оркестровой народной культурой все новых горячих приверженцев.

Гастроли

Инструментальный состав, собранный Андреевым, оказывал впечатление даже на самых признанных академических композиторов. Среди них был Николай Римский-Корсаков. Андреевское влияние чувствуется в его опере о городе Китеже. Сам пропагандист балалайки и других народных инструментов приветствовал идею сочинения для собственного оркестра новых масштабных произведений.

Став популярным, коллектив Андреева начал давать концерты не только в России, но и за рубежом. Выступления Великорусского оркестра с аншлагом прошли в Германии, Франции, Америке и Англии. Известен случай, когда итальянский композитор отказался ехать в Берлин на премьеру собственной оперы «Паяцы» для того, чтобы в то же самое время посетить концерт Василия Васильевича.

Андреев до последних лет оставался энергичным и преданным своему делу исполнителем. После революции началась Гражданская война, и композитор отправился на фронт с концертами. Его выступления пользовались массовой популярностью у красноармейцев. Во время одного из концертов Василий Андреев дирижировал на морозе в легком костюме и серьезно заболел. Его переправили в Петроград. Он скончался 26 декабря 1918 года. Могила Андреева находится на Композиторской дорожке где покоятся знаменитые деятели музыкального искусства.

Василий Андреев родился в городе Бежецке Тверской губернии в семье купца первой гильдии Василия Андреевича Андреева и его жены дворянки Софьи Михайловны (в девичестве Веселаго) 3(15 по новому стилю) января 1861 года. Отец его умер через год, а мальчика растил отчим - Нил Николаевич Сеславин. В 1872 году семья переехала в Петербург. Мальчик рано начал интересоваться русским-народным творчеством и особенно музыкой. «14 лет от роду я играл самоучкой на 12 инструментах, не зная ни одной ноты», - писал Василий Васильевич в воспоминаниях. В старших классах гимназии он занимался на скрипке у профессора Санкт-Петербургской консерватории Н.В. Галкина.

Большое значение на музыкальный выбор Андреева оказали две встречи, одна - в 1883 году в селе Марьино Вышневолоцкого уезда, где было имение Андреевых с балалаечником-самородком Антипом и потом через год - с балалаечником-любителем бежецким помещиком Александром Степановичем Паскиным. Помещик играл блестяще, виртуозно. Послушав его, Андреев заказал для себя балалайку у бежецкого мастера Антонова.

Вот как сам А.С. Паскин вспоминал об этой встрече: «Будучи страстным любителем музыки, я слыхал и балалайку еще в руках крепостных людей моего деда, генерала Нилова. Но должен сказать, что игра приказчика и кучера не производила на меня впечатления, так как инструменты у них были весьма плохого качества, да и репертуар слишком ограничен... В один из своих приездов в Бежецк В.В. Андреев встретился со мной в доме друга моего П.А. Байера, у которого на рояле лежала балалайка. Как истинный любитель музыки, Василий Васильевич, конечно, обратил на это внимание, и мне пришлось исполнить его желание и поиграть. Впечатление у него осталось очень сильное... Тогда же он говорил, что слышал балалайку у себя в деревне, но музыкант играл левой рукой, да притом и балалайка у него была очень плохая, самодельная... После свидания со мной Василием Васильевичем была немедленно заказана балалайка столяру Антонову, который сам играл довольно порядочно».

В 1883 году Андреев занялся усовершенствованием народных великорусских музыкальных инструментов.

В 1884 году он отважился выступить в качестве солиста-балалаечника в благотворительном концерте в Самаре, а в 1886 году с новой, улучшенной в акустическом отношении балалайкой дебютировал в Петербурге в зале Благородного собрания. Незаурядная одаренность и обаяние в сочетании с аристократическим лоском быстро превратили Андреева в кумира великосветских салонов и законодателя мод.

В 1887 году по чертежам Андреева создана хроматическая балалайка и ее разновидности: пикколо, прима, альт, и бас, издана первая «Школа для балалайки», открыты классы игры на ней в Соляном городке в Петербурге, организован «Кружок любителей игры на балалайках». Выступление этого Кружка в зале Городского Кредитного общества в Петербурге 20 марта 1888 года стало первым в истории Андреевского оркестра.

в 1888 году в русском обществе развилось широкое увлечение народными инструментами (особенно балалайкой). Появился большой спрос, в связи с которым возникло усиленное их производство мастерами музыкальных инструментов. Стали издаваться школы и ноты.
«Не только мужчины, но и дамы из высшего общества с большим увлечением играют на балалайке. Балалайки проникли в гимназии, лицей, правоведение, войска, везде образовываются кружки... Несложный инструмент, певучий мотив и легкость игры, не требующей продолжительной и трудной подготовки, делают его доступным массе. В три минуты я могу обучить играть на балалайке «Барыню». Но в то же время это настолько гибкий инструмент, что иногда требуется полтора года обучения для того, чтобы сыграть некоторые другие произведения. Балалайка сделалась теперь излюбленным инструментом в нашем интеллигентном обществе... Но, конечно, на успех в интеллигентном обществе я смотрю как на нечто скоропреходящее. Балалайке место не здесь. А в народе, в который она и будет занесена через отслуживших свои сроки солдат, у которых теперь организовано правильное обучение игре на балалайках» - говорил Андреев.

В интервью корреспондента «Петербургской газеты» (1898 год) на вопрос «Каким образом у вас зародилась мысль пропагандировать балалайку?» Андреев ответил: «Около 10 лет тому назад, живя в своем имении в Тверской губернии, я, случайно услышав однажды балалайку, увлекся ею и посвятил целый год на изучение её. Когда я затем приехал в Петербург, мою игру услыхал профессор Н. Быстров, который и уговорил меня выступить в музыкальном обществе. Мне было тогда очень жутко, но блестящий успех, выпавший тогда на мою долю, ободрил меня. Игра понравилась, и балалайка стала с тех пор быстро распространяться в городе. Тогда я бросил всё и всецело посвятил себя балалайке. Она была подвергнута мной многим изменениям и усовершенствованиям, однако с сохранением принципа прототипа этого инструмента. Мной было обращено внимание на устройство лучшего резонатора и подбор балалаек по тонам. В настоящее время имеется балалайка от тона контрабаса до пикколо. Пришлось мне также с секстетом поехать в качестве концертанта за границу, и там наша игра имела также шумный успех. Теперь я даже могу высказать полную уверенность, что через несколько лет балалайка за границей найдет также большое распространение. После поездки за границу успех наш был уже обеспечен. Здесь в России во множестве стали образовываться кружки любителей».

Андреев добился введения обучения игре на балалайке в армии. Тысячи и тысячи мужчин, возвращались из армии домой, научившись хорошо играть на этом инструменте. Андреев считал, что «музыка была до сих пор привилегией образованного общества, между тем значение её в народе несомненно. Народ тоже имеет свои духовные запросы, и вот эти-то запросы оставались неудовлетворенными. Когда рабочий день кончен, что остается у труженика деревни или фабричного поселка? Только одно - беспросыпное пьянство. Взгляните теперь, как расцветают фабричные оркестры балалаечников и какой живой струей это музыкальное течение влилось в серую фабричную жизнь. Появились самоучки и таланты, явился дух соревнования. Фабричные оркестры пользуются большим успехом у местного населения, доказывая, что музыка так же отвечает запросам народа, как и интеллигенции».

Обучение людей в армии Андреев считал очень удобным, очень организованным. Научился - демобилизовался - теперь и сам играй и других учи.

Андреев добился учреждения в войсках штата преподавателей игры на балалайке, а сам он был возведен в должность «заведующего преподаванием народной музыки в войсках гвардии».

И до Андреева на балалайках играли. Но это считалось чем-то примитивным, мужицким. Хороший музыкальный мастер считал для себя оскорблением просьбу сделать балалайку. Артист считал за унижение выступать в концерте с балалаечниками. А вот благодаря фанатической настойчивости и таланту Андреева, его неуемной энергии балалайка не только стала уважаемой, но и будет основой оркестра. Андреев «создал новую область музыкального творчества - русское народно-инструментальное искусство письменной традиции - явление уникальное не только в отечественной, но и во всей мировой музыкальной культуре, так как представляет собой особый сплав элементов фольклорного и профессионально-академического искусства» -говорил исследователь творчества Андреева М. И. Имханицкий.

Василий Васильевич Андреев писал: «Когда я начинал свою работу для создания Великорусского оркестра, я чувствовал себя, как одинокий человек в первобытном лесу, прокладывающий новую дорогу. Надо было вырабатывать размеры каждого инструмента, входящего в состав оркестра, усовершенствовать их в звуковом отношении, сохранить в неприкосновенности их народные черты и, в особенности, выработать приемы игры на них. Наконец, позаботиться о литературе, которой не существовало, привлечь исполнителей и сотрудников, добыть средства для их вознаграждения, выработать ансамбль. Решительно все надо было вновь создавать, а главное, бороться с полным недоверием и жестокими предрассудками против самого названия инструмента «балалайка», которое столетие служило синонимом антимузыкальности и так незаслуженно оскорбляло чувство национального достоинства. Но с помощью многих долголетних сотрудников мне удалось это глубоко народное искусство поставить на должную, по праву принадлежащую ему высоту и направить на верный путь. Искусство объединяет, а «в единении - сила», и чем больше, чем шире будет распространяться музыка по лицу земли родной, тем лучше».

Стоит также отметить, что образование Великорусского оркестра было бы невозможно без участия Н.П.Фомина , который взял на себя все технические вопросы организации коллектива. Именно под его руководством непрофессиональный любительский кружок превратился в тот самый оркестр снискавший впоследствии мировую известность и славу.

В России заслуги Андреева признали в полной мере только после огромного успеха Великорусского оркестра за границей.

А за границей поначалу были настроены скептически. Вот в Англии первый концерт оркестра. Выходит Андреев, занимает место дирижера. Раздались два-три поощрительных хлопка, пока никаких аплодисментов. Мол, посмотрим, послушаем. Пошел первый номер программы. По окончании его какой-то шепот пошел по залу. Аплодисментов никаких. После второго номера публика зашевелилась, раздались аплодисменты. Потом все больше и больше слушатели проникались, а после исполнения «Эй, ухнем» наступила сначала гробовая тишина, а потом началась просто буря аплодисментов. Англичане, сдержанные англичане требовали повторить. Андреев не знает, что делать. Ему режиссер перед началом концерта сказал, что здесь не вызывают на повтор и повторов не будет. Что делать? Подбегает режиссер и просит срочно повторить на «бис». Занавес распахивается - и снова звучит наша великая волжская песня... Английские музыкальные критики подняли в газетах оркестр Андреева на небывалую высоту. Срочно переписывается контракт, оркестру продлевают пребывание в Англии. К Андрееву приходят английские музыканты, просят дать ноты некоторых русских народных песен. Во всех самых фешенебельных ресторанах начинает звучать русская музыка. При появлении Андреева в ресторане тут же начинают играть «Эй, ухнем».

Вот как очевидец описывает последний концерт Великорусского оркестра в Англии: «При появлении оркестра на сцене в последнюю субботу раздались нескончаемые аплодисменты. Пока Андреев раскланивался, он стоял буквально под непрерывным дождем цветов. Затем начались подношения. Театр гудел. Когда, наконец, Андреев встал на возвышение и хотел начать свою программу, внезапно театральный оркестр заиграл русский гимн... Пятитысячная толпа неумолчно аплодировала во все время исполнения русского гимна, он был повторен три раза, когда, наконец, публика несколько успокоилась и стала занимать места. Андреев, обернувшись к публике лицом, начал играть английский гимн. На сцену полетели опять цветы. Весь театр пел, аплодисменты покрывали голоса и оркестр... В этот вечер в предвидении оваций программа была не особенно большая. По окончании всех номеров Андреев выходил несколько раз на аплодисменты и после четвертого или пятого вызова взошел на возвышение и, опять обернувшись лицом к публике, начал играть прощальную песню. Тишина в зрительном зале. Как будто никто не узнал первых звуков. Но через несколько мгновений произошло что-то такое, чего нет возможности описать. Что-то похожее на прорвавшуюся чудовищно-огромную плотину, на рев бури огласило весь театр. Крики, свист, аплодисменты - все слилось в какой-то общий хаос. А когда на половине исполнения этой песни оркестром Андреева взмахнул палочкой и г. Ля Рондель, капельмейстер театрального оркестра, и присоединился с последним к Андрееву, и в воздухе витали две дирижерские палочки, то казалось, вот-вот разрушится все здание театра и обломки его смешаются с неистовавшей толпой. Что это был за момент! Немудрено, что среди этого торжества мелькали носовые платки около глаз плачущих. Какое единение сердец. Это чувствовалось. Вся атмосфера театра дышала дружбой и братством». Это воспоминания Ю.А. Мансфельда, секретаря и переводчика Андреева во время гастролей Великорусского оркестра в Англии в 1909 - 1910 годах.

Столь же триумфальные гастроли проходили и во Франции, и в Германии, и в Америке. В 1892 году во Франции Андреев был избран почетным членом Французской академии искусств «за введение нового элемента в музыку». В 1900 году на Всемирной выставке в Париже В.В. Андреев был награжден Орденом Почетного легиона и Большой золотой медалью Выставки. В Америке в 1911 году выпустили грампластинку с записью Великорусского оркестра. В 1913 году ему пожалован титул надворного советника, а в 1914 году − звание «Солиста Его Императорского Величества».

Прекрасно прошли концерты оркестра Андреева с участием знаменитой певицы Надежды Плевицкой в Москве.

Великорусский оркестр родился из Кружка любителей игры на балалайках. У него были свои успехи. Он гастролировал по России, был даже на гастролях во Франции. Но в в 1896 году Андреев понял, что кружок перерос свои рамки, надо преобразовывать его в серьезный оркестр.

Андреев всего себя отдал музыке. Нужны были неимоверные силы, беспредельное здоровье, чтобы работать так много, как он. Василий Васильевич прожил всю жизнь с матерью. Своей семьи у него не было. Он весь был в музыке.

Шаляпин и Андреев были близкими друзьями. Когда Андреев умер, а это произошло во время гастролей на Северный фронт Красной Армии в ночь на 26 декабря 1918 года, Шаляпин глубоко скорбел. Приехал на похороны в Александро-Невской лавре, был на отпевании, потом долго стоял и смотрел в лицо Андреева и все говорил: «Вася, Вася! Что же ты сделал, что?» Поцеловал Андреева в лоб, погладил с нежностью его по голове и с глазами полными слез отошел в сторону.

Василий Васильевич Андреев (1861-1918) – выдающийся патриот России, реформатор русских народных инструментов, создатель и руководитель первого Великорусского оркестра, общественный деятель, педагог, композитор, дирижер, исполнитель-виртуоз на балалайке и гармонике.

В результате неутомимой и бескорыстной педагогической деятельности Андреева в войсках, железнодорожных училищах, на курсах сельских учителей, - балалайки и домры распространились по всей России, а вместе с инструментами возвращались и народные песни.

Благодаря триумфальным гастролям Кружка, а затем Великорусского оркестра в странах Европы и США, русские инструменты завоевали популярность далеко за пределами России, проникли во все слои общества.

Делу возрождения народных инструментов В.В. Андреев отдал не только все свое состояние, но и всю жизнь.

История балалайки
Государственный академический русский оркестр имени В. В. Андреева - Официальный сайт.

Знаете ли вы, ребята, что примерно 100 лет назад англичане срочно выписали из России 200 балалаек и в нескольких полках английской армии ввели обучение на этих инструментах. И скоро число привезённых из России в Англию балалаек перевалило за сорок тысяч.

А случилось такое благодаря увлеченному, талантливому и влюблённому в балалайку человеку - Василию Андрееву.

« …Был тихий июньский вечер. Я сидел на террасе своего деревенского дома и наслаждался тишиной деревенского вечера… Совершенно неожиданно я услыхал дотоле неведомые для меня звуки…Игрок наигрывал плясовую песню вначале довольно медленным темпом, а потом всё быстрее и быстрее. Звуки разгорались всё ярче, мелодия лилась, полная ритма, неудержимо подталкивая к пляске… Я сорвался с места и подбежал к флигелю, откуда неслись звуки; передо мной на ступеньках крыльца сидел крестьянин и играл … на балалайке.

Я был поражён…» Неудивительно, что Андреев обратил внимание на звонкий голос ещё неведомого ему инструмента. Уже 14 лет отроду он играл самоучкой на двенадцати инструментах, не зная ни одной ноты. А когда стал студентом, брал уроки в Петербургской консерватории по скрипке. И слыл весьма успешным скрипачом. Но балалайка покорила сердце молодого музыканта. «Я всё для неё оставил: вместо скрипача я стал балалаечником, чем немало огорчил своего профессора».

Первые уроки молодому барину дал крестьянин Антип, чью балалайку услышал Андреев летним вечером.Через неделю ученик играл не хуже самого учителя. И тут зародилась мысль: довести игру на балалайке до совершенства.

Долог был тот путь, но терпелив и настойчив был Андреев. Чтобы сделать расчёт концертного инструмента, молодому человеку пришлось собрать целую коллекцию балалаек. Тут были и вятские, и рязанские, и вологодские, и владимирские и ещё многие из разных областей России. Были они и треугольные, и овальные, с короткой шейкой и длинной, с двумя и четырьмя струнами. Трудна была эта работа: определить, какой же инструмент звонче, ярче и удобнее для исполнителя. Зато увенчалась она чертежами балалайки, которые с благословения матери повёз юноша в Петербург к известному скрипичному мастеру. Тот долго выслушивал горячий рассказ юноши и его виртуозную игру на деревенской балалайке. Ему понравился молодой музыкант, так страстно желавший сделать из балалайки настоящую принцессу. Мастер согласился сделать инструмент из лучших пород деревьев. Но при этом поставил условие: нигде и никому о том не рассказывать.

На этом инструменте Андреев стал играть в Петербургских салонах. И если в самом начале на его игру смотрели как на чудачество, не более, то по прошествии нескольких месяцев многие увидели в балалайке нечто большее. У Василия Андреева появились единомышленники. Он собирает оркестр русских народных инструментов, основой которого стали балалайки. Этому оркестру рукоплескала вся Россия. Наконец-то перед простым народным инструментом открылись двери лучших концертных залов.

Весть о Великорусском оркестре преодолевает границы Российской империи. Андреев и его единомышленники выезжают во Францию, Германию, Англию и даже в Америку. На гастролях оркестр играл ежедневно дважды в день, неизменно вызывая горячие аплодисменты публики. Андреев был счастлив. « Много поработал над своим делом, чтобы не «посрамить земли русской!» После приезда андреевского оркестра по всем странам, которые он посетил, прошла эпидемия - стали возникать оркестры русских народных инструментов и общества любителей балалайки, которые сохранились до сегодняшнего дня, хотя прошло с того времени более 100 лет.

А в Англии популярность русской балалайки превзошла все ожидания. Король приказал еженедельно устраивать два официальных выступления Великорусского оркестра. Все газеты писали о балалайке. А самая главная из них посвятила ей целую страницу. Крупными буквами было набрано заглавие: «Музыкальный мир повержен ниц балалайкой». Всё избранное общество английской столицы считало правилом хорошего тона играть на балалайках. Тогда-то и появился в Королевской гвардии балалаечный оркестр.

Так «золушка», которой была балалайка до встречи с Василием Андреевым, стала принцессой, которой покорился весь мир. Так много может сделать для своей Родины человек, который бесконечно любит её и всё, что с ней связано.

Колеватых Светлана Ивановна, преподаватель ДШИ им. М.А. Балакирева г. Тольятти

Андреев Василий Васильевич (1861- 1918)

Василий Васильевич Андреев - создатель первого оркестра русских народных инструментов, композитор, музыкант-просветитель, реконструктор ряда русских народных инструментов, неутомимый пропагандист русского музыкального искусства.

Великий музыкант-самоучка родился в семье почетного гражданина города Бежецка, купца первой гильдии Василия Андреевича Андреева и его жены дворянки Софьи Михайловны 3(15 по новому стилю) января 1861 года.

Начиная с 1883 года, В.В.Андреев посвятил свою жизнь музыке.

В 1883 году Василий Васильевич занялся усовершенствованием народных музыкальных инструментов. П о чертежам Андреева петербургским мастером Ф.С.Пасербским, была создана первая хроматическая балалайка (фото 2,3).

Затем В.В.Андреев решает создать семейство балалаек различного размера, что напоминало бы струнный квартет, где каждый инструмент издавал разный по высоте звук. И Ф.С.Пасербский изготавливает первую группу балалаек разных размеров: приму, альт, пикколо, бас, позднее — контрабас.

Тогда же в сознании В.В.Андреева появляется новая идея: коллективной игры на народных инструментах. Так, в 1887 году в Петербурге появился ансамбль «Кружок любителей игры на балалайках» (фото 4).

А в 1894 был опубликован первый сборник В.В.Андреева «Школа игры на балалайке» с предисловием «Пособие для обучения на народных инструментах», самоучитель игры на балалайке с указанием строя для балалаек (пикколо, альта, баса и контрабаса), с приложением шести пьес для этого состава: «Вдоль по Питерской», «Светит месяц ясный"», «Я не думала ни о чем в свете тужить», «Под яблонькой», «Степь Моздокская», «Ты почувствуй, дорогая».

Затем появились домры четырёх различных размеров, изготовленные мастером С.И.Налимовым (фото 5, 6)

Позднее в состав ансамбля введены щипковые гусли, духовые (брелка или жалейка — род свирели, пастушеского рожка) и ударные инструменты (накры — род литавр из больших глиняных горшков с натянутой на них кожей, бубен). Андреев понял: «кружок» перерос свои рамки и его надо преобразовывать в серьезный оркестр.

В 1896 году «Кружок любителей игры на балалайках» переименован в «Великорусский оркестр», названный так Андреевым по составу народных инструментов, принадлежащих к средней и северной полосам России, то есть к Великороссии или древнему государству Московскому (фото 7).

Концертные поездки Андреевского оркестра по городам Европы и Америки превратились в подлинно триумфальное шествие. Благодаря деятельности Андреева, русская народная музыка стала исполняться в крупнейших залах России и зарубежных стран. Повсюду начали появляться общества любителей игры на домрах и балалайках, а в музыкальном мире эти инструменты получили признание наравне со скрипкой и виолончелью.

Главной идеей Андреева было «соединить фрак с балалайкой», создать оркестр, построенный по принципу симфонического, в основу которого легли бы народные русские инструменты. Таким образом, создание русского народного оркестра по сей день остается явлением уникальным не только в отечественной, но и во всей мировой музыкальной культуре. Андреев так организовал игру балалаек, домр, гуслей, что иностранная публика стала говорить не только об особой красочности звучания инструментов, но и об особой красоте и загадочности русской души.

«Народу надо дать доступную музыку, музыку национальную, и балалайка, домра, гусли являются именно такими историческими национальными инструментами», − писал В.В. Андреев.

Андреев был влюблен в Россию, в русский народ, в русское искусство. Он одевался в русскую алую или белую рубаху с цветным шелковым пояском, шаровары и высокие сапоги, накидывал на плечи русский кафтан старинного покроя. На голове - шапка того фасона, который щеголи сейчас называют «опричник» (фото 8).

После 1917 года Великорусский оркестр был преобразован в Первый народный государственный оркестр (фото 9).

Пережив Октябрьскую революцию 1917 года, Великую Отечественную войну и блокаду Ленинграда, «железный занавес», оркестр сумел сохранить свой особый колорит и традиции, заложенные его основателем, который умер в 1918 году. С тех пор коллектив возглавляли многие видные дирижеры, среди них: Ф. Ниман, Э. Грикуров, С. Ельцин, К. Элиасберг.

«Государственный академический русский оркестр имени В.В.Андреева» прошел несколько эпох в истории нашей страны до нашего времени, и впитал в себя лучшие достижения мирового музыкального искусства, придав им неповторимый русский колорит. Сегодня, как и много лет назад, он является гордостью и достоянием России (фото 10).

Материал подготовила Рудешко Е.Г.