В современном мире существует много так называемых «ярлыков», которые вешают друг на друга люди. Одни из них необоснованные, а другие в полной мере отражают поведение и принципы жизни человека. К таким понятиям можно отнести и расистов, но что означает это понятие известно немногим. Этот термин используется много лет, причем он не утратил своей актуальности и в современном мире.

Кто такой расист?

Если обратиться к морфологическому анализу, то корень слова «раса» имеет связь с разделением людей по определенным биологическим признакам. На сегодняшний день известно три основных расы: негроидная, европеоидная и монголоидная. Именно между ними и проходит некая негласная конкуренция. Есть люди, которые глубоко убеждены в том, что принадлежность к определенной расе имеет непосредственную связь с уровнем интеллектуального развития и уровнем жизни.

Выясняя, кто такой расист, рассмотрим определение, в котором говорится, что под этим понятием понимают человека, который считает одну популяцию людей выше другой только из-за биологических признаков. Само понятие «расизм» появилось относительно недавно, а вот случаи гонения известны еще в глубокой древности. Еще во время рабовладельческого строя жизнь основывалась на том, что некоторые люди считали, что одни рождены, чтобы прислуживать другим. Во многих исторических эпохах также проявлялось подобное разделение.

Расизм в людях проявляется по-разному, так есть радикальные представители, которые готовы даже на убийство. Практически в каждой стране есть люди, испытывающие ненависть к лицам с другим цветом кожи. Их методы действия в большей степени зависят от жесткости правовой системы государства. В большинстве стран расизм считается преступлением, поэтому радикалы находятся в тени и редко утраивают дебоши.

Чтобы разобраться, что значит расист, следует рассмотреть основные виды расизма:

  1. Белый расизм . Люди, относящиеся к этой группе, уверены, что именно арийская раса превосходит всех остальных. В данном случае можно вспомнить, самого известного расиста – Гитлера, который вел борьбу за чистку нации, истребляя других людей.
  2. Черный расизм . Это течение возникло в качестве протеста белому расизму. Понятно, что темнокожие люди пропагандируют обратное, то есть они должны быть главными, а другие обязаны им подчиняться. Особенно распространено это течение в странах Африки.
  3. Антисемитизм . Этот вид расизма основывается на нелюбви к семитской языковой группе, а именно к евреям. Если углубится в историю, то можно сделать вывод, что именно это течение является самым древним.

В современном мире расизм и некоторые его формы приобрели устрашающий характер, поскольку все больше убийств совершается именно на этой почве. Именно поэтому политики, церковь и другие объединения ищут решения этой проблемы, чтобы не усугублять ситуацию.

Чем отличается расист от нациста?

Многие люди считают себя нацистами, то есть они уверены в превосходстве одной нации над другими. Для них собственный народ является некой иконой или эталоном. Если человек нацист, то он в своем народе выделяет исключительно достоинства, при этом недостатки остаются незаметными и неучтенными. При этом люди, относящиеся к другой нации, становятся некими изгоями, которые принижаются и истребляются всеми возможными способами. Смысл нацизма заключается в создании «чистого» государства. В результате нацизм приводит в самоизоляции государства. Расизм можно назвать некой разновидностью нацизма, но при этом дискриминация основывается на цвете кожи. В данном случае чаще всего страдают чернокожие люди.

Линии поведения

Антидискриминационные
Эмансипация · Гражданские права · Десегрегация · Интеграция · Равные возможности

Противодискриминационные
Позитивная дискриминация · Расовая квота · Резервация (Индия) · Репарация · Forced busing · Равенство в трудоустройстве (Канада)

Законодательство

Дискриминационные законы
Антимиссегенация · Антииммиграция · Законы об иностранцах и подстрекательстве к мятежу (англ.) · Законы Джима Кроу · «Чёрные кодексы» · Законы об апартеиде · Ketuanan Melayu · Нюрнбергские законы

Антидискриминационные законы
Антидискриминационные действия · Антидискриминационный закон · 14-я поправка · КДО · КЛРД · КЛДЖ · МКПНПА · Конвенция МОТ № 111 (англ.) · Конвенция МОТ № 100 (англ.)

Портал Дискриминация

Расизм - утверждение превосходства одной расы над другими.

Слово «расизм» впервые было зафиксировано французским словарём Ларусса в 1932 году и трактовалось как «система, утверждающая превосходство одной расовой группы над другими».

Большой юридический словарь под ред. А. Я. Сухарева и В. Е. Крутских даёт два определения:

Расизм Одно из международных правонарушений. Расизм и расовая дискриминация включают расистскую идеологию, установки, основанные на расовых предрассудках, дискриминационное поведение, структурную организацию и институционализированную практику, приводящие к расовому неравенству, а также идею о том, что подобные отношения между группами оправданы с моральной и научной точек зрения; проявляются в дискриминационных законодательстве и практике. Расизм - теория, приписывающая превосходство или неполноценность отдельным расовым либо этническим группам, обосновывающая право одних людей господствовать над другими или отвергать их. Осуществление расистских теорий на практике выражается в политике расовой дискриминации, то есть любом различии (исключении, ограничении или предпочтении), основанном на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, нарушающем права человека и основные свободы в политической, экономической, социальной, культурной и других областях общественной жизни. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 г. объявила преступлением расизм и расовую дискриминацию

В Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации расовая дискриминация определяется как

любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, имеющие целью или следствием уничтожение или умаление признания, использования или осуществления на равных началах прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной или любых других областях общественной жизни

В западных странах расизм расценивается как преступление и преследуется законом, последователи идей расизма считают это политическими репрессиями.

История

Жозеф де Гобино

Основателем доктрины расизма (и в частности - нордизма) принято считать Жозефа де Гобино , предложившего в своём «Опыте о неравенстве человеческих рас» тезис о влиянии расовых составов рассматриваемых обществ на особенности их культур, социальных строев, экономических моделей, и в конечном итоге - на их цивилизационную успешность. Нордическая раса , по мнению Гобино, на протяжении истории проявляла превосходство над другими в организации общества и культурном прогрессе. Величие же древнегреческой и древнеримской цивилизаций он объяснял предположением, что в пору цивилизационного подъёма правящие элиты в этих странах были нордиками. В определение современного понятия расизма большой вклад внесла книга «Расизм» французского философа Альбер Мемми .

США

Афроамериканцы в США

Расистская карикатура на косаинидов

Существенный прогресс в преодолении расизма в США наметился в 60-е годы, когда в результате успехов движения борьбы за гражданские права, были приняты существенные политические и социально-экономические меры, обеспечивающие равенство и преодоление вековой пропасти, отделявшей афро-американцев, американских индийцев и другие меньшинства от мейнстрима американской жизни. Вместе с тем расизм и сегодня остается одной из самых горячих тем американской общественной жизни .

Индейцы в США

Европа

Основная статья : Расовая теория

Основная статья : Нордицизм

Германия

Третий Рейх

ГДР

Лиц с расистскими взглядами в Восточной Германии преследовали как уголовно, так и политически. ГДР проводила также антиколониальную политику и оказывало всяческую помощь странам Африки.

Объединенная Германия

Российская Федерация

Южноафриканская республика

Сионизм и расизм

Борьба с расизмом и расовой дискриминацией

Борьба с расовой дискриминацией является одной из задач Международного дня, посвящённого терпимости , который был установлен ЮНЕСКО в 1995 г.

Генеральная Ассамблея ООН на 25 сессии (1970 год) приняла резолюцию, провозглашающую «твёрдую решимость добиться полной ликвидации расовой дискриминации и расизма, против которых восстают совесть и чувство справедливости всего человечества ». Резолюцией № 2544 (XXIV) 1971 год был объявлен «Международным годом по борьбе с расизмом и расовой дискриминацией».

2001 год Генеральная Ассамблея провозгласила «Международным годом мобилизации усилий для борьбы против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости ».

«Положительная» дискриминация

«Положительной дискриминацией» называется предоставление социальных привилегий определённым слоям общества, оправдываемое утверждением их ущемлённого положения в данном обществе. Такая практика, распространяющаяся, среди прочих, на этнические меньшинства , не осуждается как расистская и не преследуется ни государствами, ни международными организациями.

«Расизм» как повод для преследований

«Научный расизм»

Существуют различные точки зрения о связи способностей людей различных расовых и национальных групп с культурными или биологическими факторами. Тем не менее, исследования, в которых выражается точка зрения о биологическом неравенстве способностей людей различных рас, с окончания Второй мировой войны де-факто являются негласным табу и приравниваются к расизму. Однако в то же время не стоит путать с дискриманиционным расизмом идеи немецких и других антропологов, основанные на разном культурном и экономическом развитии общества в зависимости от рассовых свойств носителя.

Кристофер Бранд

Схожие тезисы содержатся и в новой книге Джеймса Уотсона «Избегайте надоедливых людей» (Avoid Boring People). Учёный-генетик утверждает, что уже в ближайшее десятилетие могут быть обнаружены гены, которые отвечают за различия в уровне человеческого интеллекта .

Британский Музей науки отменил запланированную лекцию Нобелевского лауреата Джеймса Уотсона в связи с высказываниями знаменитого генетика об интеллектуальном превосходстве белой расы над чёрной .

Примечания

  1. Shider L.Enciclopedia of the Third Reich. NY., 1976
  2. Расовая сегрегация в США
  3. Сообщение "РосБизнесКонсалтинг " от 21 мая 2009 "В Европе отмечен рост расизма"
  4. Асламбек Паскачев «География конфликта: Кондопога, Ставрополь, Москва. „Кавказофобия становится грозной разрушительной силой“»
  5. Свидетели ничего не помнят Происшествия. Газета. GZT.ru
  6. Поджоги екатерингубургских кафе не связаны с межэтническими противоречиями: новости - Накануне

Концепция, которая базируется на утверждении об превосходстве одной расы над другими.

Что такое РАСИЗМ – определение простыми словами.

Простыми словами, Расизм – это система предрассудков которая построена на изначальном неравенстве между различными расами. Подобные расовые предрассудки часто включают в себя убеждения в том, что люди разных рас отличаются умственными или физическими способностями, наличием определенных моральных или культурных качеств и так далее.

Таким образом, можно сказать, что расизм – это вид дискриминации или угнетения доминантной расой по отношению к людям другой расы. Как правило, доминантная раса считает себя превосходящей остальные по ряду параметров, что якобы дает ей право на высокомерное отношение или даже подчинение представителей других рас. Само собой, что подобная идеология или концепция, является абсолютно антинаучной и опасной. История знает множество примеров, когда под влиянием расистских идей уничтожались или порабощались целые народы (рабство, нацизм).

Типы, виды и формы расизма.

Исходя из современной реальности, можно утверждать, что в мире существует огромное количество различных форм проявления расизма. Условно их можно поделить на три большие группы:

  • Биологический или научный расизм;
  • Индивидуальный расизм;
  • Институциональный расизм.

Биологический или научный расизм.

Данный вид расизма основывается на ранних научных заблуждениях, которые были сделаны учеными еще в начале 18-го века и получили популярность и влияние в середине 19-го века. Так используя подобные заблуждения, были попытки оправдать жестокость по отношению к негроидной расе. На основании измерений различных черепов представителей негроидной расы, строились теории о том, что именно они являются средним звеном между «белыми» людьми и шимпанзе. Естественно, что все это не выдерживает никакой критики, но такие взгляды были очень популярны в свое время.

Подобные идеи были настолько популярны, что даже Дарвин, который считал всех людей одним и тем же видом, отмечал, что некоторым расам присущи различия в умственных способностях. Что поделать, таковы были времена и такой была наука.

Также стоит отметить и вклад Жозефа Артюра де Гобино в развитие расизма. Ведь именно он является автором теории о существовании так называемой «арийской» расы, которая по его представлению занимала доминирующее место среди всех остальных. Подобные мысли были изложены в его работе «Очерк о неравенстве человеческих рас» (1853-1855). И именно его идеи были взяты за основу при создании нацистской расовой политики Третьего рейха.

Индивидуальный расизм.

Данный вид проявления расизма может принимать следующие формы:

  • Расовые предрассудки – это личные мнения по поводу того или иного человека, основанные на его принадлежности к другой расе. К примеру, это может быть так: этот человек плохой, так как он является представителем другой расы. Подобные предрассудки зачастую формируются на основании социальных мнений или стереотипов.
  • Расовая дискриминация – это форма расизма при которой строится отношение к людям в зависимости от их расы. К примеру, на работу, могут просто не принимать чернокожих людей или отдавать предпочтение «белым», если есть выбор.
  • Обратная дискриминация. Это довольно неоднозначная форма расизма, которая может относится как к индивидуальному, так и к институциональному расизму. Суть заключается в том, что в качестве компенсации за прошлые «грехи» перед определенной расой, ее представителям отдается преимущество. Так к примеру работодатель может намеренно или из-за существующих квот предоставлять место представителю другой расы и игнорировать кандидатуры своей расы.
  • Расизм в отношении своей расы. Данный вид расизма возникает, когда внутри одной расы существует группа с некоторыми выраженными особенностями. К примеру более светлокожие представители негроидной расы могут испытывать чувство собственного превосходства над более темнокожими.

Приписывание характеристик превосходства или неполноценности людям, обладающим определенными унаследованными физическими качествами. Одна из особых форм предрассудков, акцентирующих внимание на физических отличиях людей. Расистские взгляды и установки прочно закрепились во времена колониальной экспансии Запада, но и по сей день они распространены во многих культурах. В основе механизма формирования этих установок лежат предрассудки и дискриминация.

Отличное определение

Неполное определение ↓

РАСИЗМ

(англ. - racism, нем. - Rassismus) - антинаучные концепции и бытовые представления о генетически обусловленной физической, психической, интеллектуальной неравноценности различных расовых, а также этнических и других социальных групп, в соответствии с которыми человечество подразделяется на “высшие” и “низшие” расы, на “полноценные” и “неполноценные” народы, на благородную “элиту” и “массу” (“чернь”), и связанные с такими концепциями идеология, политика и социальная практика.

Расистские концепции утверждают решающее якобы значение физических и политических особенностей расовых и этнических групп для характера и уровня их культуры, общественного устройства, исторического развития, способности к прогрессу.

Расистские мифы, стереотипы, предрассудки проявляют очень большую живучесть. Их влиянию подвержены весьма значительные группы населения многих стран и регионов (подтверждением чему является широкое распространение т.н. “бытового расизма”), проявляются в отношении “белых” (европейцев) к народам “небелого” мира, к “цветным” иммигрантам, к коренным этнорасовымм меньшинствам. С другой стороны, в условиях антиколониальной борьбы народов Азии, Африки, Латинской Америки возникли различные формы “цветного” расизма - “желтого”, “черного” - негритюд, “красного” (индейского).

Идеологическая и связанная с нею политическая функция Р. - “обосновать” и “оправдать” различные формы господства, дискриминации, нетерпимости одних народов (групп) в отношении других, включая экспансию, колониализм и неоколониализм (см.), социальную и территориальную сегрегацию (вплоть до апартеида), геноцид (см.).

Психологическая функция Р. - подавить чувство личного и национального достоинства людей, относимых к “неполноценным” народам и расам, с тем, чтобы упрочить контроль над ними правящих слоев доминирующего этноса. Одновременно совершается и деморализация последнего. Экономическая функция Р. - быть особым инструментом эксплуатации и сверхэксплуатации отдельных расовых групп и целых народов.

Этнорасовые предубеждения по отношению к чужим по внешности и поведению людям существовали еще в доклассовых и раннеклассовых обществах. У древних египтян, греков, римлян, персов, китайцев имелись концепции о различной природе, способностях душевном складе рабов и раовладельцев, которые в большинстве случаев принадлежали к разным этносам, а иногда и различным расовым типам; их можно считать первыми попытками обоснования социального и этнорасового неравенства. В феодальных обществах средневековья были распространены представления о биологической неравноценности феодалов, дворянства (“белая кость”, “голубая кровь”) и крестьянства (“черная кость”). В период Великих географических открытий, становления капитализма, начавшейся колонизации европейцами заморских земель постепенно складывается “теория” иерархичности различных групп человечества. Испанские и португальские завоеватели Центральной и Южной Америки оправдывали варварскую жестокость по отношению к индейцам тезисом об их “неполноценности”. Позднее расистские концепции были использованы и англичанами для морально-правового оправдания торговли рабами-африканами и рабства в Америке. Экономическое, военно-техническое, организационно-политическое преимущество стран-колонизаторов, способствовавшее подчинению им других народов, обусловило появление у их населения, особенно у господствующих групп, сознания превосходства “белой” расы над “черной” или “желтой”.Одну из первых попыток “научного” обоснования подобных взглядов сделал немецкий литератор и историк Хр.Мейнерс в книге “Общие черты истории человечества” (1785), где “кавказская” (белая) раса была выделена как особо совершенная физически и одаренная умственно.

Новый этап в разработке, широком распространении и активном использовании расистских идей относится к середине и второй половине XIX в. В США идеи Р. поставили на службу защитникам рабского статуса негров антропологи С.Дж.Мортон, Дж.К.Нотт, Г.Р.Глиддон, которые, фальсифицируя факты, доказывали с позиции полигенизма “примитивность” негров и индейцев. Позднее ряд американских историков и политиков выступил с концепцией о превосходстве американцев (белых) как “особой расы” людей, призванной руководить миром (М.Грант, Дж.Фиск, Д.Стронг, Т.Рузвельт).

В Европе особое место в попытках теоретического обоснования и оформления расизма принадлежит французскому социологу А.де Гобино, автору четырехтомного сочинения “Опыт о неравенстве человеческих рас” (1853). Убежденный сторонник полигенизма (происхождения людей от различных антропоидов в разных частях мира), он поставил на высший этаж в пирамиде человеческих групп белую расу, якобы превосходящую по всем параметрам “желтую” и особенно “черную”. В “белой” расе Гобино выделил элитную расу - “арийскую”, внутри которой такой же “элитой” считали германцев. Расовые различия, по Гобино, предопределяют не только неравенство народов, но и социальную стратификацию внутри народов.

Р. объективно служили многочисленные этнографические описания, подчеркивавшие примитивизм большинства не-белых народов без объяснения причин их историчеческого отставания от европейцев. Подобную же направленность имело объяснение напряженности и конфликтов между различными этническими и расовыми группами несовместимостью культурных ценностей, на чем до сих пор настаивают отдельные сторонники культурного релятивизма.

Некоторые идеи Р. получили поддержку и развитие в работах видных социологов (Г.Спенсер), психологов (Г.Лебон), биологов (Э.Геккель, Л.Бюхнер), стоявших на позициях “социал-дарвинизма”, представители которого переносили открытые Ч.Дарвином закономерности органического мира (борьба за существование, естественный отбор как фактор развития видов и др.) на человеческое общество. Французский социолог Ж.В.де Ляпуж, создатель т.н. антропосоциометрии, утверждал, что существует причинно-следственная взаимосвязь между расовыми особенностями и социальными явлениями, что борьба классов - это на самом деле межрасовая борьба. В Англии Ф.Гальтон - основатель учения о “евгенике” - доказывал, что аристократия обладает значительно большими творческими способностями, передаваемыми из поколения в поколение, чем “низшие” социальные классы; концепцию Р. защищали этнолог Дж.Гент, историк Дж.Сили, социолог Б.Кидд и другие. В Германии среди идеологов расизма и социал-дарвинизма особую известность приобрели О.Аммон, Л.Вольтман, Х.Чемберлен (натурализовавшийся там англичанин), которые доказывали превосходство германской (“нордической”) расы (длинноголовые светлопигментированные “арийцы”) над всеми остальными народами и расами. Их взгляды, наряду с некоторыми реакционными идеями Ф.Ницше, О.Шпенглера и др., были взяты на вооружение национал-социализмом, получили дальнейшее “развитие” и реализацию в человеконенавистнических “концепциях” и чудовищных преступлениях гитлеризма, сделавших Р. официальной политической доктриной. В период нацистского режима Р. господствовал в немецкой антропологии и этнологии; среди “расоведов” фашистского толка следует назвать Г.Гюнтера, Ф.Ленца, Е.Фишера.

В отличие от периода колониальной экспансии (и фашизма в 20-40-х гг. XX в.), во второй половине XX в. преобладают различные завуалированные формы Р., особенно - “психорасизм”. Расистские концепции развиваются и “обосновываются” в сочинениях различных авторов, пытающихся доказать иерархичность рас и расовых групп, вред межрасовых брачных контактов в основном с помощью психологических, психометрических методов и методик. Опираясь на некоторые данные по измерению т.н. “коэффициента интеллекта”, А.Дженсен, Г.Айзенк, Р.Херрнстейн делали попытки показать неравные интеллектуальные способности различных расовых групп (в частности, более высокие у белых).

Передовые ученые в этнографии и антропологии всегда решительно протестовали против Р., демонстрируя его антинаучность, вскрывая его социальные корни. Еще И.Г.Гердер, известный немецкий ученый и просветитель XYIII в., высказал мысль о единстве человечества и о равных правах всех его групп на историческое развитие. Противниками Р. были выдающиеся представители эволюционизма XIX в. с его фундаментальной идеей единства человеческого рода - Л.Г.Морган, Э.Тэйлор и др.; в XX в. их эстафету приняли Ф.Боас, А.Хрдличка, А.Валлуа, К.Леви-Стросс, Ф.Лушан, Л.Нидерле и др. В России на антирасистских позициях стояли Н.Г.Чернышевский, Н.Н.Миклухо-Маклай, А.П.Богданов, Д.Н.Анучин и др.; эта традиция была воспринята и развита в трудах советских антропологов и этнографов (В.П.Алексеев, В.В.Бунак, Г.Ф.Дебец, М.Г.Левин, Д.А.Ольдерогге, И.И.Потехин, Я.Я.Рогинский, С.А.Токарев, С.П.Толстов и др.). В последнее время большинство специалистов - психологи, социологи, этнографы - отвергают значение тестирования для определения уровня способностей той или иной человеческой группы как некорректную методику, ибо получаемые результаты определяются множеством факторов, в том числе и не связанных с генетическими особенностями индивидуумом.

Наука XX в. доказала несостоятельность всех аргументов расизма, всех вымыслов и мифов о физической или психической “неполноценности” современных расовых типов человечества. Это неоднократно констатировалось в документах международных совещаний по расовой проблеме, которые проводились под эгидой ЮНЕСКО (в частности, ы 1950, 1951, 1952, 1962, 1964, 1967, 1978, 1981 гг.). Недопустимо смешение понятия “расы” как биологической категории с такими социальными феноменами как этнос, класс, сословие; не связаны причинно между собой язык и расовый тип; опровергнуты предположения о генетической связи ныне существующих рас с разными видами древних антропоморфных обезьян, о вреде межрасовых браков; при смешении все расовые типы дают, как правило, плодовитое потомство, полноценное в физическом и психическом отношении. Данные современной антропологии и генетики неопровержимо свидетельствуют о близком биологическом родстве всех рас, расовых типов, популяций; все люди относятся к одному виду Homo sapiens. Никакого основания для иерархической классификации человеческих популяций и рас не дают ни их внешние морфологические признаки, ни их физиологические или анатомические особенности, в частности, не существует различий в строении мозга у представителей различных расовых типов. Все отмечаемые учеными специфические черты расовых типов и популяций имеют второстепенное значение, они не определяют умственное, социальное развитие этносов или других социальных групп.

Р. в любой его форме противоречит важнейшим принципам и нормам международного права. Борьба с Р. в современных условиях - существенная составная часть процесса утверждения нового мышления во внутренней и внешней политике государства, важный фактор ширящегося во всем мире движения за демократизацию и гуманизацию отношений между людьми и народами, за мирное сосуществование, за выживание человечества.

ЛИТ.:Критика буржуазных теорий национализма и расизма. М., 1976.

Лолер Дж. Коэффициент интеллекта, наследственность и расизм (пер. с англ.). М., 1982.

Против расизма. М., 1966.

Расовая теория на службе фашизма. Киев, 1935.

Расы и общество. М., 1982.

Расы и расизм: история и современность. М., 1991.

Berghe P. van den. Race and racism. N.Y. 1967.

Gulliamin C. L Ideologie raciste. Genese et langage actuel. P., 1972.

Race and racism: essays in social geography. L., etc., 1987.

Racism, science et pseudo-science. P., UNESCO, 1982.

Race, Science and Society. P. 1972.

Schwartz B. and Disch R. White racism. Its history, pathology and practice. N.Y. 1971.

La science face au racisme. P., 1986.

Taguieff P. La force du prejuge: Essay sur le racisme at ses doubles. P., 1988.

Отличное определение

Неполное определение ↓

– Как назвать чёрного за штурвалом самолёта?
– Не знаю.
– Лётчиком, расист ты поганый! Как же ещё!

Настоящий детектив

Ненавидеть человека за его происхождение – расизм.

И любить человека за его происхождение – расизм.

Сергей Довлатов. Марш одиноких

Расизм как качество личности – склонность у тверждать о превосходстве одной расы над другой, придерживаться идеологии фашизма, основу которой составляет положение о физической и психической неравноценности человеческих рас, об исконном разделении людей на высшие и низшие расы, о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру общества.

В первом классе школы дети учатся писaть. Учительница спрашивает у детишек: — Танечка! Что ты вчера делала после школы? — Играла в песочнице. — Умница, Танечка! Иди к доске и напиши «ПЕСОК»… …Вовочка! А ты что вчера делал? — А я вчера играл с Танечкой. У меня был совочек. — Молодец, Вовочка! Иди, напиши на доске «СОВОК»… …Нганга Мамба! А ты что вчера делал? — Я пытался поиграть Танечкой и Вовочкой, но они назвали меня черножопым чучмеком и забросали камнями. Учительница: — Безобразие! Это же вопиющая дискриминация и унижение человеческого достоинства! Нганга Мамба, иди к доске и напиши 100 раз, чтоб видели все: «ВОПИЮЩАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ И УНИЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА».

Если говорить языком черного юмора, расист – человек, не допускающий черных мыслей. Он считает, что в массе негров бесперспективно искать светлую голову. Его беспокойный ум озабочен статистикой, что каждый пятый житель Земли китаец, а каждый третий негр. Его не посещает мысль, что нельзя оценивать человека по признаку, который от него не зависит – разрез глаз, цвет кожи и волос, форма носа. Если расиста спросить: — Чем отличается труп сбитой автомобилем собаки от трупа сбитого автомобилем негра? — он ответит: — Перед трупом собаки есть тормозной след. Расист не любит признаваться в своём расизме, заявляя: — Больше всего на свете я ненавижу расизм и негров!; Расизм — как негр: его быть не должно.

Расизм как качество личности легко диагностируется, стоит настроиться на его волну ненависти к другим расам и задать расисту несколько наводящих вопросов: — Чем отличается грузовик с арбузами от грузовика с неграми? — Тем, что арбузы никто не станет разгружать вилами; — Как снять негра с дерева? — Перерезать веревку; — Почему негры воняют? — Чтобы слепые могли их тоже ненавидеть; — Почему негры носят кепки с длинным козырьком? — Чтобы пролетающие птицы не гадили им на губы; — Почему негры всегда думают о сексе? — Потому что на голове у них растут лобковые волосы; — Как лучше присматривать за маленькими негритянскими детьми? — Намочить им губы и прилепить к стенке; — Что говорят негры, готовясь к занятию любовью? — Сука, если ты вскрикнешь, я тебя прикончу!

Расизм – это отрицание права на существование людей другой расы. Расизм – это философия безличности и безликости людей другой расы. Что называется — имперсонализм в действии. Ромен Гари в книге «Дальше ваш билет недействителен» пишет: «Расизм - это когда все не считается. Люди не считаются. Когда можешь делать с ними что хочешь, и это не считается, потому что они не такие, как мы. Понимаешь? Они не наши. Можно обращаться с ними как со скотом, и ничего, не стыдно. Не потеряешь достоинства, не уронишь свою драгоценную честь. Они так не похожи на нас, что можно не стесняться, не бояться осуждения - вот в чем дело! Можно нанять их для самых грязных делишек, потому что их суждение о нас все равно что не существует, оно не может нас унизить. Вот это и есть расизм».

Каждый человек имеет духовную сущность. Мы все из одного источника – Божьей искры – души, имеющей природу вечности, счастья и полного знания. Нет индийского или китайского голода, нет японской или кенийской беды. Ненависть, расовые предрассудки, предубеждения поселились в сознании расиста в ходе вбивания и внушения в его голову расистских стереотипов, убеждений и верований. Расистские психологические установки стали такими же программами сознания, как и программы, записанные на компьютер. Человек, как компьютер, генерирует мысли в рамках записанных программ – психологических установок.

Нельсон Манделла совершенно справедливо заметил: «Никто не рождается с ненавистью к человеку из-за цвета его кожи, или его происхождения, или его религии. Ненавидеть люди учатся, и если они могут научиться ненависти, то их можно научить и любви, поскольку любовь проникает в человеческое сердце более естественно, чем ее противоположность».

Многие духовные традиции говорят о том, что наши души одеты в кармическую одежду. Расист по судьбе должен пройти определённый жизненный урок – научиться видеть в любом человеке духовную сущность. Не усвоив жизненный урок, он остается на второй год и будет учиться, пока не поймет, что судьба от него требует. Расист – воплощение ненависти к другим расам. Велика вероятность, что в следующем воплощении он будет тем, кого сейчас ненавидит. Ку-клукс -клановец станет афроамериканцем, индейцем или цыганом, чтобы на своей «шкуре» испытать все «прелести» расизма.

Например, может попасть в такую ситуацию. Летит самолет американских авиалиний, набитый неграми, латиносами, арабами и прочими «национальными меньшинствами». Из кабины пилота выходит стюардесса и объявляет: — Господа, у самолета возникли серьезные неполадки, поэтому мы вынуждены избавиться от части пассажиров, но чтобы никому не было обидно, будем вызывать по алфавиту, ОК? Все пассажиры: — ОК… Стюардесса: — А — афроамериканцы… (все сидят на местах). — В — блек пипл… (опять все сидят). — С — колор пипл… Вдруг из середины салона раздается детский голосок: — Папа, папа, почему мы сидим, нас уже три раза вызывали? — Молчи дурак, сегодня мы «ниггеры», сразу после мексиканцев!

Каковы психологические корни расизма? Человек ощущает психологический комфорт, не замечая свои пороки. Немногие способны на самоисследование и самоконтроль. Копаться в своём Я неприятно, тем более принимать и осознавать свои теневые, порочные стороны личности.

Стараясь игнорировать свои недостатки, люди зачастую склонны замечать в себе добродетели, а свои пороки переносить на «людей вообще». Люди другой расы как никто другой подходят для этой роли. Они становятся идеальной мишенью для теневой проекции своих недостатков.

Расизм унизителен. Знаменитый боксер Кассиус Клей (Мохаммед Али) как-то поделился: -После Олимпийских игр я вернулся обратно в Луисвилл со своей блестящей золотой медалью. Зашел в закусочную «только для белых». Думал, поставлю их на место. Я сел за столик и хотел чего-нибудь заказать. Олимпийский чемпион, золотая медаль! А мне говорят: «Ниггерам не подаем». Я говорю: «Все в порядке, я не нищий». Но меня все равно выгнали на улицу. Тогда я пошел на берег, на реку Огайо, и выбросил свою золотую медаль в воду.

Расизм – яркое проявлении гордыни и высокомерия. Французский писатель Альбер Камю в книге «Падение» пишет: «Я всегда отказывался обедать в китайских ресторанах. Почему? Потому что азиаты в присутствии белых зачастую принимают презрительный вид. Разумеется, презрительное выражение сохраняется у них и когда они обслуживают нас за столиками. Ну как в таком случае есть с удовольствием цыпленка, а главное, как думать, глядя на них, что мы выше желтокожих?»

Петр Ковалев 2014 год