В трагедии последней трети века большое место занимает изображение произвола власти. Сюжет строится на эпизодах активного противоборства положительных героев тирании монарха. Первой такой трагедией явился «Димитрий Самозванец» Сумарокова (1771). Трагедия написана на историческом материале «эпохи смуты»: взят период короткого пребывания Димитрия Самозванца на московском троне. Исторические сведения для сюжета трагедии Сумароков мог получить из материалов Г. Миллера и князя Щербатова, работавших в то время над «Летописью о мятежах и разорении Московского государства от внутренних и внешних неприятностей», а так же из анонимной рукописной повести «Повести, како восхитил неправдою на Москве царский престол Борис Годунов». трагедия комедия творчество

В основу сюжета положен эпизод восстания народа против Димитрия и его свержение. Внешне действие строится на любви Самозванца к дочери Шуйского Ксении, любви, вступающей в противоречие с тем, что Ксения любит другого и любима им, а Димитрий женат. Однако движение событий и их развязка определяются не любовными отношениями героев, а организованным в Москве заговором против Димитрия. Заговор возник потому, что Димитрий, во-первых, осуществляет политику полновластного самодержца, забывшего о своем истинном назначении и поправшего свободу и права своих подданных. Он «изверг на троне».

Блаженство завсегда народу вредно:

Богат быть должен царь, а государство бедно.

Ликуй, монарх, и все под ним подданство, стонь!

Всегда способнее к труду нежирный конь,

Смиряемый бичом и частою ездою

И управляемый крепчайшею уздою,-- (!я оставила эти кусочки из москвичевой, чтобы было понятней и она просила приводить пример из текста кому не нужно удаляйте!) выражает Димитрий свою политическую программу.

«Царска страсть» для него закон, и он готов ради нее убрать все препятствия на своем пути: убить жену, казнить жениха Ксении.Второй момент в трагедии, не менее важный,-- это отношение Димитрия к русским. Он -- предатель, презирает и ненавидит своих соотечественников, не скрывает своих планов:

Сыны отечества поляки будут здесь;

Отдам под иго им народ российский весь.

Поведение Димитрия полностью противоречит нравственным понятиям. Оно вызывает к нему всеобщую ненависть и определяет его судьбу. Свергнутый с московского престола при содействии парода в результате заговора Шуйского, он кончает жизнь самоубийством (пронзает себя кинжалом). Ночь перед смертью самозванец проводит в кошмарных снах. Правитель, монарх, забывший о своем назначении, ставший тираном, угнетателем своих подданных, достоин самой суровой кары. Сумароков в трагедии не только оправдывает всеобщее выступление против Самозванца, по и утверждают его законность и необходимость:

Народ, сорви венец с главы творца злых мук,

Спеши, исторгни скиптр из варваровых рук;

Избавь от ярости себя непобедимой...

Постановка в трагедии Сумарокова темы борьбы с деспотией власти даже с ее узкоклассовым решением в пользу идеального государя была фактом значительным для предпугачсвского времени. Трагедия «Димитрий Самозванец» явилась первой в России политической, тираноборческой трагедией.

Образ Самозванца предстает как сосредоточение зла, не имеющего пределов. Герой одержим ненавистью к людям, упорной маниакальной идеей погубления России, Москвы и всего народв, подвластного царю. Самозванец как характер неизменен во внутреннем своем содержании. В нем нет контрастных начал, противоположных свойств их борьбы. Сумароков представляет мир Сумарокова воплощением произвола темных страстей ненависти ко всему устроенному иначе. Монологи героя, демонстрируют его жуткое одиночество.

Противоположная сторона конфликта -- Пармен, боярин Шуйский, его дочь Ксения и ее возлюбленный, князь Георгий Галицкий, на протяжении действия ни минуты не стараются смириться перед тиранией Димитрия -- то есть с обеих сторон конфликта упраздняется даже видимость коллизии страсти и чувства долга, характерная для более ранних трагедий. Герои-протагонисты откровенно противопоставляют тиранической идеологии Димитрия свою концепцию праведной власти.

Идеей любви к самому себе царя Дмитрия проникнуто всё произведение Александра Петровича. По задумке автора главный герой творит все злодеяния из-за того, что он считает себя превыше всех остальных. .Дмитрий думает, что он вправе повелевать всеми, как он этого хочет: убивать невинных, нарушать законы. Его амбиции превышают все возможные пределы, он забывает не только об официальных законах, но и о моральных тоже.

Все люди для него «прах под ногами» и «ползающа тварь и черви». В разговоре с Григорием он говорит, что люди не властвуют над своими телами и душами, что над ними властвует только царь и бог. Дмитрий эгоист по своей натуре, и он не может предположить что у других людей тоже есть какие-то желания, чувства.

Он ненавидит Россию:

Российский я народ с престола презираю

И власть тиранскую неволей простираю.

Возможно ли отцем мне быти в той стране,

Котора, мя гоня, всего противней мне?

Здесь царствуя, я тем себя увеселяю,

Его мечта - привести к власти в России поляков, а главной религией сделать католичество. Как можно с таким отношением править страной? Причём Россия - это не только государство, которым он должен управлять, это также его родина, это страна, народ который его принял, венчал на царствование. На царя возлагались очень большие надежды, что после жестокого Годунова, царь наконец -таки восстановит порядок и спокойствие в стране.

Мне кажется, что всё это происходит из-за того, что Дмитрий сам прекрасно понимает, что он царь не по крови, что его место не здесь, но ему всё равно очень хочется властвовать. Самозванец боится, что остальные заметят, как он опасается окружающего мира.

Дмитрий настолько проникнут идеей своего всевластия, что он не видит того, что творится за пределами Кремля. Когда ему говорят, что народ бушует на площади, он приказывает только чтобы усилили охрану из поляков, даже не думая как то остановить волнения.

С другой стороны этот человек понимает, что такое мироощущение ненормально, что с ним что-то не то: «Зла фурия во мне смятенно сердце гложет, злодейская душа спокойна быть не может.» Но относится к этому нормально и этими ощущениями оправдывает свои ужасные поступки, но в какой то момент пьесы, во время монолога у него прорывается крик души.

Беги, тиран, беги!.. Кого бежать?.. Себя?

Не вижу никого другого пред собою.

Беги!.. Куда бежать?.. Твой ад везде с тобою.

Убийца здесь; беги!.. Но я убийца сей.

Страшуся сам себя и тени я моей.

Отмщу!.. Кому?.. Себе?.. Себя ль возненавижу?

Люблю себя... Люблю... За что?.. Того не вижу.

Исходя из этого монолога Дмитрий - человек, запутавшийся в своих чувствах, ощущениях. Наверное он даже немного сумасшедший. Но истинный характер Дмитрия мы уже не узнаем, остаётся лишь анализировать его деяния и изучать его образ по литературным произведениям.

Особое место занимает собирательный персонаж -- народ. Само слово «народ» -- одно из наиболее частотных в трагедии «Димитрий Самозванец», наряду со словами «рок» и «судьба», которые озвучивают идею неотвратимой небесной кары. Именно в отношении к народу корректируются нравственные позиции порока и добродетели.

В этом напеве, в этой стиховой музыке заключалась струя сильного эмоционального воздействия, выходящего за пределы логического, «разумного» анализа страсти, «разумной» суховатой семантики, свойственных стилю Сумарокова. Иррациональная мелодия речи разбивала рамки рационалистического построения, открывала дорогу лирической настроенности стихотворения уже неклассического характера. Это же следует сказать и о фольклорных исканиях Сумарокова, наблюдаемых в его песенном творчестве. В нескольких песнях Сумароков стилизует народное лирическое творчество, используя его темы, образы, его словарь и даже ритмику, например:

В роще девки гуляли.

Калина ли моя, малина ли моя.

И весну прославляли.

Калина ли моя, малина ли моя

Девку горесть морила...

Девка тут говорила...

Я лишилася друга...

Вянь, трава чиста луга...

Не всходи месяц ясный...

Не свети ты день красный...

Такие песни (ср. песню «О ты крепкой, крепкой Бендер-град», не любовную по содержанию, а военную) начинают традицию сближения индивидуальной лирики с фольклором. Замечательна в этом отношении и песня Сумарокова о молодой жене за нелюбимым мужем, и солдатская песня-прощание с возлюбленной («Прости, моя любезная, мой свет, прости»), и песня о народном гаданье, заканчивающаяся так:

Тонет ли, тонет ли венок,

Иль он по верху плывет;

Любит ли, любит ли дружок,

Иль не в любви со мной живет:

Любит ли он, как я его;

Меньше иль вовсе ничего;

Вижу, венок пошел на дно,

Вижу, венок мой потонул:

Знать на уме у нас одно,

Знать о мне миленький вздохнул;

Стала теперь я весела:

Знать, что и я ему мила.

К песням Сумарокова примыкает по своему характеру и значению и его не любовная личная лирика. Она открывает в русской поэзии новую страницу; она стремится воплотить чувства и настроения, иногда мимолетные, благородного человека, как его понимает Сумароков. Темы ее чаще всего - печаль или отчаяние вследствие разлада героя лирики со средой, вызывающей его негодование. Множество лирических стихотворений написано Сумароковым как бы вне жанровой классификации классицизма; они и называются то одами («разными» одами), то духовными стихотворениями, то совсем не могут быть определены в жанровом отношении. Значительный раздел лирики Сумарокова составляют его переложения псалмов (Сумароков переложил вольно всю Псалтырь, 153 стихотворения). Псалмы перелагали до него и Симеон Полоцкий, и Тредиаковский, и Ломоносов. Но Сумароков дал новое направление и этому жанру. Его псалмы - это лирические песни о человеке, изнемогающем под бременем жизни и ненавидящем порок. Политические темы проникают в псалом в лирической оболочке:

Не уповайте на князей,

Они рождены от людей,

И всяк по естеству на свете честью равен,

Земля родит, земля пожрет:

Рожденный всяк рожден умрет,

Богат и нищ, презрен и славен...

О своей борьбе со злодеями и тиранами, о своей верности идеям правды и добра, о славе добродетели повествует Сумароков в отвлеченных, но эмоционально насыщенных образах псалмов. Об этой же борьбе и о глубоком негодовании своем говорит Сумароков в других своих лирических стихотворениях. То это будет «Сонет на отчаяние», то маленький шедевр о суетности всех внешних благ в жизни («Часы»), в котором дан уже образ боя часов - предвестия о смерти, потом прошедший через Державина к Тютчеву, то лирические стихи «Противу злодеев». И все это воплощено в языке необычайно простом, в страстном монологе истосковавшегося по свету поэта, не желающего подниматься на ходули, а говорящего от души.

Во всей жизни минуту я кажду

Утесняюсь гонимый и стражду,

Многократно я алчу и жажду;

Иль на свет я рожден для того,

Чтоб гоним был, не знав для чего,

И не трогал мой стон никого?

Мной тоска день и ночь обладает,

Как змея мое сердце съедает,

Томно сердце всечасно рыдает...

Все это поддержано единственным в своем роде разнообразием стихотворных ритмов.

Не только в отношении техники стиха творчество Сумарокова было школой русской литературы. Неутомимая работа Сумарокова над языком, над стилем, над построением всех жанров, над темой, его страстная любовь к литературе и уменье пропагандировать литературу, его страстное желание распространять культуру, - все это делало его одним из величайших учителей русских писателей XVIII столетия. Его многолетняя деятельность по уточнению и очищению русского языка, введению его в нормы ясного синтаксиса, его работа по созиданию простой, естественной русской речи оказала также чрезвычайно благотворное влияние на все развитие русского литературного языка до Пушкина. Недаром неподкупный Новиков писал о Сумарокове: «Различных родов стихотворными и прозаическими сочинениями приобрел он себе великую и бессмертную славу не только от Россиян, но и от чужестранных Академий и славнейших европейских писателей».

Комедии Сумарокова. Современники ставили комедии Сумарокова гораздо ниже его трагедий. Эти комедии не составили существенного этапа в развитии русской драматургии, хотя они обладали рядом достоинств, заставляющих историка литературы присмотреться к ним, - и прежде всего потому, что Сумароков все-таки первый начал писать в России комедии, если не считать интермедий полуфольклорного типа и передовых пьес.

Всего Сумароков написал двенадцать комедий. Хронологически они разбиваются на три группы: сначала идут три пьесы: «Тресотиниус», «Пустая ссора» и «Чудовищи», написанные в 1750 году. Затем наступает перерыв не менее чем в четырнадцать лет; с 1764 по 1768 г. написаны еще шесть комедий: «Приданое обманом» (около 1764 г.). «Опекун» (1765), «Лихоимец», «Три брата совместники», «Ядовитый», «Нарцисс» (все четыре в 1768 г.). Затем - последние три комедии 1772 года - «Рогоносец по воображению», «Мать совместница дочери», «Вздорщица». Сумароков писал свои комедии порывами, хватаясь за этот жанр, в общем не очень близкий ему, как за сильное полемическое или сатирическое оружие, в периоды обострения своего гнева на окружающих его. Он и не работал над своими комедиями долго и тщательно. Это видно и по их тексту, и по их датам, и по собственным его пометкам; так, при тексте «Тресотиниуса» он сделал пометку: «Зачата 12 генваря 1750, окончена генваря 13 1750. С.-Петербург». При тексте «Чудовищей» - пометка: «Сия комедия сочинена в июне месяце 1750 года на Приморском дворе».

Первые комедии Сумарокова были еще крепко связаны с теми традициями драматургии, которые существовали до Сумарокова в России и в русском и, может быть, более всего в итальянском театре. Вообще комедии Сумарокова имеют минимальное касательство к традициям и нормам французского классицизма на всем протяжении его творчества, а особенно в первой своей группе; это не значит, разумеется, что они стоят за пределами русского классицизма. Прежде всего даже внешне: правильной, «настоящей» комедией во Франции считались комедии в пяти действиях в стихах. Конечно, Мольер и после него многие писали комедии в прозе, но ведь эти комедии считались с точки зрения классической догмы, так сказать, сортом ниже. Иное дело Сумароков, канонизатор русского классицизма; все его комедии написаны прозой. Ни одна из них не имеет полноценного объема и «правильного» расположения композиции классической комедии Запада в пяти действиях; восемь комедий Сумарокова имеют всего по одному действию, четыре - по три. В основном - это маленькие пьески, почти сценки, почти интермедии. Сумароков лишь условно выдерживает даже единства. Время и место действия у него укладываются в норму, но единства действия, особенно в первых пьесах, нет никакого. Нечего и говорить о благородстве тона французской классической комедии; его нет и в помине в грубоватых, полуфарсовых пьесах Сумарокова.

В первых комедиях Сумарокова, собственно, нет даже никакого настоящего связующего сюжета. Мы найдем в них, конечно, рудимент сюжета в виде влюбленной пары, в конце сочетающейся браком; но этот рудимент любовной темы не оказывает влияния на ход действия; вернее, действия, собственно, в комедии нет. Комедия представляет собой ряд более или менее механически связанных сцен; одна за другой на театр выходят комические маски; действующие лица, представляющие осмеиваемые пороки, в диалоге, не двигающем действия, показывают публике каждое свой порок. Когда каталог пороков и комических диалогов исчерпан, пьеса заканчивается. Борьба за руку героини не объединяет даже малой доли тем и диалогов. Такое построение пьесы близко подходит к построению народных «площадных» игрищ-интермедий или вертепных сатирических сценок и в особенности петрушечной комедии. Характерно, что в противоположность трагедиям Сумарокова в его первых комедиях, несмотря на малый их объем, очень много действующих лиц; так, в «Тресотиниусе», комедии в одном действии, их десять, в «Чудовищах» - одиннадцать.

Если на сцене ранних комедий Сумарокова не происходит единого действия, то нет в них и подлинного быта, жизни. Подобно условной сцене интермедий, сценическая площадка «Тресотиниуса» или «Чудовищей», или «Пустой ссоры» представляет условное отвлеченное место, в котором никто не живет, а только появляются персонажи для демонстрации своих условно изображенных недостатков. Вся манера Сумарокова в этих пьесах условно-гротескная. В «Чудовищах» на сцене происходит комическое судебное заседание, причем судьи одеты, как иностранные судьи, - в больших париках, а вообще они вовсе не судьи, и самый суд происходит в частном доме, и все это - сплошной фарс, причем за смехотворностью сцены нельзя разобрать, как же понять ее всерьез. Сумароков любит фарсовый комизм - драки на сцене, смешные пикировки действующих лиц. Вся эта гротескная смехотворность у него в значительной мере зависит от традиции итальянской комедии масок.

Самый состав комических персонажей первых сумароковских комедий определен в основном составом устойчивых масок итальянской народной комедии. Это - традиционные маски, многовековая традиция которых восходит чаще всего к римской комедии. Так, перед нами проходят: педант-ученый (в «Тресотиниусе» их три: сам Тресотиниус, Ксаксоксимениус, Бобембиус; в «Чудовищах» - это Критициондиус); это - «доктор» итальянской комедии; за ним идет хвастливый воин, врущий, о своих неслыханных подвигах, а на самом деле трус (в «Тресотиниусе» Брамарбас); это - «капитан» итальянской комедии, восходящий к «хвастливому солдату» Пир-гополинику Плавта. Далее - ловкие слуги Кимар в «Тресотиниусе» и «Пустой ссоре», Арлекин в «Чудовищах»; это «Арлекин» commedia dellarte; наконец - идеальные любовники - Клариса и Дорант в «Тресотиниусе», Инфимена и Валер в «Чудовищах». Характерны для условно-гротескной манеры Сумарокова самые имена героев его первых комедий, не русские, а условно-театральные.

ЛЕЙКИН Николай Александрович (1841-1906) - юморист 80-х гг. Писатель огромной плодовитости - автор нескольких тысяч сцен и рассказов. Р. в купеческой семье. Служил в различных коммерческих предприятиях. С 60-х годов отдался всецело лит-ой деятельности. Сотрудничал в журн. "Искра", "Библиотека для чтения", "Современник", "Отечественные записки". С 70-х годов работал главн. обр.

Лейкин, Николай Александрович - русский писатель и журналист. Родился в купеческой семье. Учился в Петербургском немецком реформатском училище. Печататься начал в 1860 году. Сотрудничал в журналах "Библиотека для чтения", "Современник", "Отечественные записки", "Искра".
Юмористическое описание поездки супругов Николая Ивановича и Глафиры Семеновны Ивановых, в Париж и обратно.

Н.А. Лейкин - русский писатель, издатель петербургского юмористического еженедельника "Осколки", в котором под псевдонимом А.Чехонте печатался А.П. Чехов. Его книга "Наши за границей" - юмористическое описание поездки купеческой четы Николая Ивановича и Глафиры Семеновны Ивановых в Париж и обратно - выдержала до революции 27 изданий и была в свое время очень любима читателями.

Лейкин, Николай Александрович (7(19).XII.1841, Петербург, - 6(19).I.1906, там же)- русский писатель и журналист. Родился в купеческой семье. Учился в Петербургском немецком реформатском училище. Печататься начал в 1860 году. Сотрудничал в журналах "Библиотека для чтения", "Современник", "Отечественные записки", "Искра".

Известный юморист.

Род. в 1841 г. в старинном петербургском купеческом семействе, образование получил в петерб. немецком реформатском училище, был приказчиком, служил в страховом обществе, но скоро оставил коммерческую деятельность.

Последние 15 лет Л. принимает деятельное участие в спб. городской думе. Л. - чрезвычайно плодовитый писатель.

Начав с небольших юмористических очерков и стихотворений в "Русском Мире", "Искре" и др. и поместив в журналах обратившие на себя внимание очерки "Апраксинцы" ("Библ. для Чтения", 1863), "Биржевые артельщики" ("Современник", 1864) и др., Л. с начала 1870-х гг. становится постоянным сотрудником "Петербургской Газеты" и здесь почти каждый день помещает "сцены" из купеческого, мещанского и низшего петербургского быта. Общее число написанных Л. сцен достигает 10 тысяч; только часть их вошла в сорок отдельно изданных томов. Более известные сборники сцен Л.: "Где апельсины зреют" (6 изд.), "Наши за границей" (11 изд.), "Цветы лазоревые", "Наши забавники", "Неунывающие россияне", "Шуты гороховые", "Саврасы без узды" и др. Юмор Л. не всегда гонится за типичностью и очень часто ограничивается стремлением потешать читателя смехотворными словечками.

Но есть и серьезные стороны в его произведениях.

Несмотря на то, что он почти всю жизнь пишет для аудитории "мелкой прессы", Л. никогда не угождает ее вкусам и по мере сил старается быть обличителем "темного царства". Редактируемый Л. с 1880 г. юмористический журнал "Осколки" свободен от порнографии, составляющей главную приманку многих юмористических изданий.

Л. написал также несколько забавных пьес для сцены: "Привыкать надо", "Медаль", "Кум пожарный" и др. С. В. {Брокгауз} Лейкин, Николай Александрович (дополнение к статье) - юморист; умер в 1906 г. {Брокгауз} Лейкин, Николай Александрович - юморист 80-х гг. Писатель огромной плодовитости - автор нескольких тысяч сцен и рассказов.

Род. в купеческой семье. Служил в различных коммерческих предприятиях.

С 60-х годов отдался всецело лит-ой деятельности.

Сотрудничал в журн. "Искра". "Библиотека для чтения", "Современник". "Отечественные записки". С 70-х годов работал главн. обр. в "Петербургской газете". С 80-х годов стал редактором и издателем журн. "Осколки". Фабульным источником многочисленных произведений Л. - юмористических рассказов ("Наши забавники", "Шуты гороховые"), романов ("Стукин и Хрустальников", "Сатир и нимфа", "Наши за границей") - являлись нравы купечества Гостиного и Апраксинского дворов 70-80-х годов. Некультурный купеческий быт Л. изображал с точки зрения либерального буржуа, пользуясь неиссякаемым запасом смехотворных положений.

Но его количественно богатая продукция поражает однообразием тематики, примитивизмом художественного метода.

Купеческий быт Л. изображал, пользуясь приемами внешнего бытописательства, без показа каких-либо сложных общественных или психологических конфликтов.

Л. часто прибегал к шаржу, карикатуре, стремился рассмешить читателя даже коверканием его героями иностранных слов. Изображение крестин, свадеб, масляницы, заграничных путешествий его смехотворных героев - вот тот узкий круг, в котором вращалось творчество Л. Он удовлетворял спросу на легкое развлекательное чтение, который предъявляла к литературе мещанско-обывательская масса читателей политически застойной эпохи 80-х гг. Наряду с ней Л. угождал и вкусам части буржуазной интеллигенции, с удовлетворением читавшей о похождениях купцов с Апраксинского двора, считая, что она уже "культурна" и высоко поднялась над темнотой лейкинских героев.

В "Осколках" Л. в 80-х гг. работал молодой Чехов - "Антоша Чехонте", испытавший на себе первоначально сильное влияние Л. Библиография: I. Наиболее известные сборники Л.: Наши забавники, СПб, 1879; Неунывающие россияне, СПб, 1879: Шуты гороховые, СПб, 1879; Саврасы без узды, СПб, 1880; Цветы лазоревые, СПб, 1885; Наши за границей, СПб, 1890 (издание 13-е, СПб, 1897); Где апельсины зреют, СПб, 1893 (10-е издание, СПб, 1898); Воскресные охотники, СПб, 1893 (изд. 8-е, 1898), и мн. др. II. Введенский А. И., Современные литературные деятели, Н. А. Лейкин, "Исторический вестник", 1890, VI; Скабичевский А., История новейшей русской литературы, издание 7-е, СПб, 1909 (глава IV. Беллетристы-публицисты);

Лейкин Н. А., Мои воспоминания, "Исторический вестник", 1906, II - III; Б. Г. (Глинский Б. Б.), Памяти H. A. Лейкина, там же, 1906, II; Лейкин в его воспоминаниях и переписке, 1907; Ясинский И. И., Роман моей жизни, Л., 1926; Мышковская Л., Чехов и русские юмористические журналы 80-х гг. III. Mезьеp А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включительно, ч. 2, СПб, 1902; Венгеpов С. А., Источники словаря русских писателей, т. III, П., 1914 (библиографические указания не позже 1899). В. Бойчевский. {Лит. энц.}


Известный юморист. Род. в 1841 г. в старинном петербургском купеческом семействе, образование получил в петерб. немецком реформатском училище, был приказчиком, служил в страховом обществе, но скоро оставил коммерческую деятельность. Последние 15 лет Л. принимает деятельное участие в спб. городской думе. Л. - чрезвычайно плодовитый писатель. Начав с небольших юмористических очерков и стихотворений в "Русском Мире", "Искре" и др. и поместив в журналах обратившие на себя внимание очерки "Апраксинцы" ("Библ. для Чтения", 1863), "Биржевые артельщики" ("Современник", 1864) и др., Л. с начала 1870-х гг. становится постоянным сотрудником "Петербургской Газеты" и здесь почти каждый день помещает "сцены" из купеческого, мещанского и низшего петербургского быта. Общее число написанных Л. сцен достигает 10 тысяч; только часть их вошла в сорок отдельно изданных томов. Более известные сборники сцен Л.: "Где апельсины зреют" (6 изд.), "Наши за границей" (11 изд.), "Цветы лазоревые", "Наши забавники", "Неунывающие россияне", "Шуты гороховые", "Саврасы без узды" и др. Юмор Л. не всегда гонится за типичностью и очень часто ограничивается стремлением потешать читателя смехотворными словечками. Но есть и серьезные стороны в его произведениях. Несмотря на то, что он почти всю жизнь пишет для аудитории "мелкой прессы", Л. никогда не угождает ее вкусам и по мере сил старается быть обличителем "темного царства". Редактируемый Л. с 1880 г. юмористический журнал "Осколки" свободен от порнографии, составляющей главную приманку многих юмористических изданий. Л. написал также несколько забавных пьес для сцены: "Привыкать надо", "Медаль", "Кум пожарный" и др.

С. В.

{Брокгауз}

Лейкин, Николай Александрович (дополнение к статье)

Юморист; умер в 1906 г.

{Брокгауз}

Лейкин, Николай Александрович

Юморист 80-х гг. Писатель огромной плодовитости - автор нескольких тысяч сцен и рассказов. Род. в купеческой семье. Служил в различных коммерческих предприятиях. С 60-х годов отдался всецело лит-ой деятельности. Сотрудничал в журн. "Искра". "Библиотека для чтения", "Современник". "Отечественные записки". С 70-х годов работал главн. обр. в "Петербургской газете". С 80-х годов стал редактором и издателем журн. "Осколки".

Фабульным источником многочисленных произведений Л. - юмористических рассказов ("Наши забавники", "Шуты гороховые"), романов ("Стукин и Хрустальников", "Сатир и нимфа", "Наши за границей") - являлись нравы купечества Гостиного и Апраксинского дворов 70-80-х годов. Некультурный купеческий быт Л. изображал с точки зрения либерального буржуа, пользуясь неиссякаемым запасом смехотворных положений. Но его количественно богатая продукция поражает однообразием тематики, примитивизмом художественного метода. Купеческий быт Л. изображал, пользуясь приемами внешнего бытописательства, без показа каких-либо сложных общественных или психологических конфликтов. Л. часто прибегал к шаржу, карикатуре, стремился рассмешить читателя даже коверканием его героями иностранных слов. Изображение крестин, свадеб, масляницы, заграничных путешествий его смехотворных героев - вот тот узкий круг, в котором вращалось творчество Л. Он удовлетворял спросу на легкое развлекательное чтение, который предъявляла к литературе мещанско-обывательская масса читателей политически застойной эпохи 80-х гг. Наряду с ней Л. угождал и вкусам части буржуазной интеллигенции, с удовлетворением читавшей о похождениях купцов с Апраксинского двора, считая, что она уже "культурна" и высоко поднялась над темнотой лейкинских героев.

В "Осколках" Л. в 80-х гг. работал молодой Чехов - "Антоша Чехонте", испытавший на себе первоначально сильное влияние Л.

Библиография: I. Наиболее известные сборники Л.: Наши забавники, СПб, 1879; Неунывающие россияне, СПб, 1879: Шуты гороховые, СПб, 1879; Саврасы без узды, СПб, 1880; Цветы лазоревые, СПб, 1885; Наши за границей, СПб, 1890 (издание 13-е, СПб, 1897); Где апельсины зреют, СПб, 1893 (10-е издание, СПб, 1898); Воскресные охотники, СПб, 1893 (изд. 8-е, 1898), и мн. др.

II. Введенский А. И., Современные литературные деятели, Н. А. Лейкин, "Исторический вестник", 1890, VI; Скабичевский А., История новейшей русской литературы, издание 7-е, СПб, 1909 (глава IV. Беллетристы-публицисты); Лейкин Н. А., Мои воспоминания, "Исторический вестник", 1906, II - III; Б. Г. (Глинский Б. Б.), Памяти H. A. Лейкина, там же, 1906, II; Лейкин в его воспоминаниях и переписке, 1907; Ясинский И. И., Роман моей жизни, Л., 1926; Мышковская Л., Чехов и русские юмористические журналы 80-х гг.

III. Mезьеp А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включительно, ч. 2, СПб, 1902; Венгеpов С. А., Источники словаря русских писателей, т. III, П., 1914 (библиографические указания не позже 1899).

В. Бойчевский.

{Лит. энц.}


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Лейкин, Николай Александрович" в других словарях:

    Николай Лейкин Имя при рождении: Николай Александрович Лейкин Дата рождения: 7 (19) декабря 1841(1841 12 19) … Википедия

    Лейкин, Николай Александрович известный юморист (1841 1906). Родился в купеческом семействе; образование получил в петербургском немецком реформатском училище; был приказчиком, служил в страховом обществе, но скоро оставил коммерческую… … Биографический словарь

    - (1841 1906) русский писатель юморист. Издатель юмористического журнала Осколки (1882 1905). В романах, повестях, рассказах описывал главным образом нравы купечества … Большой Энциклопедический словарь

    Русский писатель и журналист. Родился в купеческой семье. Печататься начал в 1860. Основная тема многочисленных рассказов, очерков, сценок, пьес, повестей Л., его романов («Стукни и Хрустальников» … Большая советская энциклопедия

    - (1841 1906), русский писатель юморист. Издатель юмористического журнала «Осколки» (1882 1905). В романах, повестях, рассказах описывал главным образом нравы купечества. * * * ЛЕЙКИН Николай Александрович ЛЕЙКИН Николай Александрович (1841 1906),… … Энциклопедический словарь

    ЛЕЙКИН Николай Александрович - (1841—1906), русский писатель юморист. журналист. Многочисл. (ок. 10 тыс.) рассказы «сцены»; часть их вошла в его сб ки «Неунывающие россияне» (1879, 3 изд., 1912), «Шуты гороховые» (1879, нов. изд. 1927), «Наши забавники» (1879, 2 изд.,… … Литературный энциклопедический словарь

    Николай Александрович Лейкин (1841 1906) русский писатель и журналист. Биография Николай Лейкин родился 7 (19 декабря) 1841 г. в Санкт Петербурге. Издавал юмористический еженедельник «Осколки» в Санкт Петербурге. Именно в этом журнале начинал… … Википедия

    - (1841 1906) русский писатель юморист (в своих рассказах и повестях описывал главным образом купеческий быт), издатель юмористического журнала Осколки. его жена … Словарь литературных типов

    - (1841 1906) русский писатель и журналист. Биография Николай Лейкин родился 7 (19 декабря) 1841 г. в Санкт Петербурге. Издавал юмористический еженедельник «Осколки» в Санкт Петербурге. Именно в этом журнале начинал печатать рассказы А.П. Чехов под … Википедия

    Николай Александрович (1841 1906) юморист 80 х гг. Писатель огромной плодовитости автор нескольких тысяч сцен и рассказов. Р. в купеческой семье. Служил в различных коммерческих предприятиях. С 60 х годов отдался всецело лит ой деятельности.… … Литературная энциклопедия

Книги

  • Николай Александрович Лейкин в его воспоминаниях и переписке , Н. Лейкин. Николай Александрович Лейкин в его воспоминаниях и переписке: С двумя портретами и приложением писем к нему Ан. П. Чехова. Санкт-Петербург: т-во Р. Голике и А. Вильборг: 1907. Стр.…

«Вчера, 29 февраля, был именинник. Три года не случалось со мной этого. Одни расходы только! Пять рублей стоило. Именины справлять у себя, на квартире, хозяин дозволил: только, говорит, чтобы дебошу не было. В гостях были свои молодцы да соседские. Все шло хорошо, но в конце вечера Иван Свистков напился пьян, начал падать, уронил платяной шкап, оторвал от печки дверцы и ушел домой, надев по ошибке, вместо своей шубы, хозяйский лисий салоп. Сегодня поутру хватились салопа. Хозяин долго ругался и отказал мне от места. Вот тебе и...

  • 8 апреля 2014, 14:13
  • 8 апреля 2014, 14:12

Жанр: ,

+

Глафира Семеновна и Николай Иванович Ивановы – уже бывалые путешественники. Не без приключений посетив парижскую выставку, они потянулись в Италию: на папу римскую посмотреть и на огнедышащую гору Везувий подняться (еще не зная, что по дороге их подстерегает казино в Монте-Карло!). На сей раз компанию им составил купец-фруктовщик Иван Кондратьевич, который вообще не понимает, что он за границей делает и где находится в данный момент. Но как всякий русский человек, если что и решит, то выпьет обязательно.

Путешественники с приключениями пересаживаются с поезда на поезд; едят не то, что хотят (боятся, что им подсунут лягушку или черепаху); зевая, осматривают окрестности и постоянно попадают в уморительно смешные ситуации из-за незнания языка и нежелания понимать нравы и обычаи...