А.Н.Островского по праву считают реформатором русского театра. Он не только продолжил дело Д.И Фонвизина, А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя, но и внёс много нового. Именно с Островского начинается русский театр в его современном понимании.

Что же изменил в драматургии Александр Николаевич Островский? Главное новшество заключается в том, что он перенёс на сцену русскую жизнь.

Особенно много драматург писал о русском купечестве, не понаслышке зная об укладе его жизни и быта. В пьесах он показывал обычные ситуации с обычными людьми.

Если раньше ставка делалась на одного актёра, то теперь в пьесах появляется много второстепенных действующих лиц. Например, в "Грозе" мы видим и Савёла Прокофьевича Дикого, и странницу Феклушу, и Кулигина... Это нужно для того, чтобы создать фон, на котором чётко видна атмосфера "тёмного царства", куда попадает главная героиня Катерина.

Кроме того, большое внимание Островский уделяет речи персонажей. Дикого и Кабаниху он наделяет ругательными словами, перемежающимися с слезливыми жалобами, что свидетельствует об их невоспитанности и ханжестве.

Речь Кулигина отличается торжественными интонациями. Наиболее приятна речь Катерины. Из её уст можно услышать и русские просторечия ("души не чаяла","успокой ты мою душу", "быть греху" и др.),и сравнения ("точно голубит меня","точно голубь воркует","точно гора с плеч свалилась").Напевная её речь напоминает русские народные песни, т.е. фольклор. Можно сделать вывод, что Островский- создатель социальных типов общества.

Ещё одно новшество- это символичность пьес. Символы призваны подчеркнуть душевное состояние героев. Например, гроза вводится в действие для того, чтобы показать, что душа Катерины неспокойна. Героиня чувствует вину за совершённый ею грех и поэтому ожидает наказание за это. Предвестником такой кары и является гроза.

Об отношении автора к героям можно судить по говорящим фамилиям. Взять, к примеру, тех же Дикого или Кабаниху, чьи фамилии говорят о бедности их внутреннего мира; или Тихона, привыкшего жить, ни во что не вмешиваясь и не переча матери. А вот к Кулигину автор благоволит, называя его по аналогии с русским изобретателем Кулибиным.

Новым был и конфликт в пьесе.Здесь сталкивается старое в лице Кабановой и Дикого, и новое в лице Катерины и Кулибина. Впервые прозвучал протест против существующих общественных устоев, да ещё из уст женщины!

Таким образом, А.Н.Островский много сделал для становления русского театра. Неслучайно его пьесы называли "пьесами жизни", созданными для народа. А известный литературовед Ю.М. Лотман назвал его творчество "вершиной русской драматургии".

Обновлено: 2018-10-11

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

1. Создание театра для народа;

2. отсюда пословичные названия;

3. человек простого создания в центре (не интеллектуальный герой);

4. через бытовую и семейную жизнь показаны все проблемы времени;

5. изобразил купечество во всех видах и в развитии как сословие;

6. широкий диапазон видения жизни: от бедных мещан до садовников, от купеческих горниц до дворянских гостиных;

7. " пьесами жизни" назвал их Добролюбов (Жанровое разнообразие пьес);

8. создание жанровой разновидности комедии – "народную комедию":

a. персонажи разные, но культурно-бытовая среда, как правило, народная;

b. способ обобщения жизненных явлений подобен фольклорному (герои ясны с самого начала, интерес сосредоточен на их судьбе);

c. события оцениваются с точки зрения народной нравственности (пословичные названия);

9. сатира в пьесах Островского направлена не на личности, а на ход вещей;

10.медленное развитие действия (как в жизни, но за это Островского и критиковали).


Н.В.Гоголь

«Смотрите не на то, любят

ли вас другие, а на то,

любите ли вы других»

«Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831-1832)

· Интерес к Малороссии и украинскому колориту обозначился уже в появившихся исторических и этнографических исследованиях Шаликова, Бантыш-Каменского, Левицкого, Конисского.

· Литературный контекст эпохи (произведения Пушкина, Рылеева, Гулака-Артемовского, Котляревского).

· «Вечера…» раскрывают материально-бытовую жизнь украинского народа, а также духовные и моральные основы народной души.

· Национально-фольклорная основа «Вечеров…» дает возможность представить жизнь украинского народа в широком срезе:

Использование песен, пословиц, поговорок, легенд, преданий служит раскрытию души украинцев , их понятий о добре и зле, любви и ненависти, славе и богатстве, совести и предательстве. Гоголь в своих повестях раскрывает здоровый народный дух и высокие моральные качества своих соотечественников, не скрывая при этом и негативных моментов;

Изображение народных праздников, гуляний, национальных костюмов, обычаев, блюд национальной кухни и т. д., раскрывает особенности и самобытность народной культуры и быта ;

Важным поэтическим элементом повестей в сборнике является волшебно-сказочная фантастика, которой в большинстве случаев не свойственна мистика. С одной стороны, украинская «демонология» свидетельствует об остром уме и здравом смысле ее создателей. С другой – она дает возможность в переплетении реального и ирреального почувствовать философский подтекст в осознании украинцами противоречий жизни (продажа души черту в «Ночи накануне Ивана Купала» - это не просто фантастический элемент, а глубокое понимание порочной жажды денег и ее губительного влияния на душу человека).

Истинно-национальную основу имеет и стихия юмора в «Вечерах…», многообразие его оттенков.

· Созданные Гоголем повести «Вечеров…» отличаются оригинальностью:

Поэтизируя жизнь украинского народа, Гоголю удалось избежать ее идеализации;

Национально-фольклорная основа «Вечеров…» дала возможность проникнуть в первоначальные основы народной души.

«Тарас Бульба»

Эта повесть стала не только результатом осмысления Гоголем одного из сложных периодов национальной истории, но и прямым противопоставлением современного ему дворянства героическим натурам прошлого.

Повесть "Тарас Бульба"-- это национально-героическая эпопея, основанная на глубоком изучении Гоголем исторического прошлого своего отечества, исторических исследований, литературных и фольклорных источников.

Исторические исследования: "Описание Украины" французского историка Боплана"; "История о казаках запорожских" Мышецкого.

Литературные источники: исторические романы В. Скотта, произведения на историческую тематику Рылеева, Пушкина, Марлинского, Кюхельбекера.

Фольклорные источники: исторические думы и песни.

В повести воссозданы сложные национально-исторические процессы 16-17в., когда возникло, формировалось и объединялось в Запорожской Сечи украинское казачество, которое, по словам Н. Гоголя, "вышибло из народной груди огниво бед". Будучи далеким от идеализации Запорожской Сечи, Н. Гоголь увидел в ней царство героического духа и братства, для которого ничего нет выше свободы отечества.

Основа повести - национальный дух свободолюбивого запорожского казачества в исторически реальном героическом проявлении;

Цель - в историческом прошлом найти те фундаментальные основы, которые могут быть залогом будущего развития.

Повесть имеет 2 редакции; во второй редакции борьба украинского казачества против польской шляхты осмыслена как общенародное освободительное движение; в связи с этим обогатился историко-бытовой фон; появились новые герои и конфликты; произошли изменения в разработке характеров главных персонажей.

Характер Андрия усложнился и стал психологически более достоверным его внутренний мир, более эмоционально зазвучала тема любви Андрия к польской панне.

Мертвые души"

Две отмеченные выше социально-психологические тенденции объединяются, обнаруживая свою единую природу, и доводятся до полнейшей бессмыслицы, до гротеска в фигуре Плюшкина. Жадное накопление обращается в свою противоположность и приводит к гибели материальных благ, созданных трудом крепостных крестьян, к полному разорению последних - ив конечном итоге к разрушению самого хозяйства. До предела доводится духовное омертвение персонажа. Жадно стерегущий свои гниющие богатства, Плюшкин обращается в „какую-то прореху на человечестве". Линия развития системы образов помещиков весьма показательна: от „сладкого мечтателя Манилова к „дубинноголовой" крохоборке Коробочке и далее - к безалаберному моту и вралю Ноздреву, к злобному „ку­лаку" Собакевичу и, наконец, к чудовищной и в то же время мелоч­ной, бессмысленной скупости Плюшкина. Так все более углубляется тема духовной деградации русского дворянства. По мере движения сюжета она звучит все более трагично. Если изображение Манилова, Коробочки, Ноздрева еще вызывает смех, то фигуры Собакевича и особенно Плюшкина становятся страшными.

Рисуя „распадающуюся", „мертвую" жизнь современной ему России, Гоголь идет путем „микроскопического" ее анализа. Он внимательно исследует мелочи и дрязги, заостряет их, показывает крупным планом, гиперболизирует, так как видит в них выражение сущности окружающей действительности. На мелочах вертится жизнь современного человека, они таят в себе источник зла и приоб­ретают в поэме грозный символический смысл. Подробности быта, одежды, антуража становятся для Гоголя средством социального анализа. Реалистический метод Гоголя открывает глубинный фило­софский смысл жизненных мелочей, освещает их светом „общего значения". „Мелочи" играют большую роль в изображении харак­теров героев. Обнаруживая их духовную пустоту, они вместе с тем придают им удивительную жизненность и „выпуклость". Гоголь сам писал: „...Воплощение в плоть, это полное округление характера совершалось у меня только тогда, когда я заберу в уме весь этот прозаический существенный дрязг жизни, когда, содержа в голове все крупные черты характера, соберу в то же время вокруг его все тряпье до малейшей булавки". Перед Гоголем-художником стояли сложные задачи - глубоко раскрыть характеры, не имеющие ни­какой душевной глубины. В основном писатель изображает их „извне", особенно большое значение получают образы вещей, окру­жающих героев. В психологическом анализе Гоголя остается черта, восходящая к романтизму: в современном мире умирает духов­ное и воцаряются вещи, действительность становится только мате­риальной. Отсюда подробное описание вещей в доме Манилова, Коробочки, Собакевича.

От точного, „прямого" художественного видения Пушкина мир гоголевских произведений отличается сложными, многоступенчаты­ми ассоциациями, неторопливым рассмотрением предметов, чрезвы­чайным их „обилием". Фантасмагоричность жизни захватывает и ве­щи, которые становятся странными, курьезными, вбирают в себя чер­ты своих хозяев, как бы оживляются. Так, в гостиной Собакевича „все было прочно, неуклюже в высочайшей степени и имело какое-то сходство с самим хозяином дома; в углу... стояло пузатое орехо­вое бюро на пренелепых четырех ногах: совершенный медведь. Стол, креслы, стулья - все было самого тяжелого и беспокойного свойства" (VI, 96). Духовное оцепенение, омертвение человека и неестественное оживление вещи - этот парадокс составляет характернейшую черту художественного мира Гоголя.

Иными путями художественного обобщения Гоголь идет в изоб­ражении Чичикова. В отличие от статичных портретов помещиков здесь перед нами динамичная характеристика, что вызвано слож­ностью центрального героя поэмы. В его лице выразились уже не застойные явления русской жизни, а процесс проникновения в нее новых буржуазных тенденций: духа приобретательства и аферы. Раскрывая свое намерение сделать героем поэмы не добросовест­ного человека, а „припрячь" подлеца, Гоголь детально исследует истоки его личности. Глубочайшая связь между характером и об­стоятельствами проведена и здесь. Находчивый и ловкий авантю­рист, Чичиков - порождение окружающего мира с его кричащими противоречиями бедности и богатства. В то же время в этом новом в творчестве Гоголя герое повышается степень личностного, иници­ативного начала. Родившись в бедной семье, Чичиков не становится „маленьким человеком" вроде Акакия Акакиевича. Чтобы поднять­ся по общественной лестнице, он неуклонно воспитывает в себе приспособленчество и изворотливость. Гоголь тонко показывает, что бережливость, накопительство Чичикова, которыми он отличался с детства, имеют иную природу, чем, например, скупость Коробочки или Плюшкина. Жажда обогащения у Чичикова - черта нового буржуазного общества, деньги для него - средство достижения карьеры, комфорта. При этом Чичиков прекрасно видит, каким путем создаются огромные состояния в окружающем мире. „Когда проносился мимо него богач на пролетных красивых дрожках, на рысаках в богатой упряжи, он как вкопанный останавливался на месте и потом, очнувшись, как после долгого сна, говорил: „А ведь был конторщик, волосы носил в кружок!" (VI, 228). Гоголь очень точ­но определяет одну из характерных черт поднимающейся буржуа­зии - жизненную энергию своего героя, целенаправленность его дей­ствий и в то же время их предельную эгоистичность. Хотя все пред­приятия Чичикова оканчиваются неудачей, он неутомимо рвется вперед, к манящей заветной цели. Обладая незаурядной силой воли, он до поры до времени набрасывает узду на свои желания и страсти, обрекает себя на скромное существование, на огромное терпение, чтобы затем начать действовать „по большому счету".

Если образы помещиков основаны на одной доминирующей чер­те, то характер Чичикова более разносторонен. Герой Гоголя об­ладает поразительной приспособляемостью к обстоятельствам и лю­дям, он выработал в себе безошибочное „чутье" человека и всегда верно впадает в тон того, с кем имеет дело. Авторское разоблаче­ние „приятнейшего" Павла Ивановича основано на ироническом раскрытии несоответствия его внешнего благообразия и „утончен­ных" привычек духовному цинизму и объективной жестокости его действий. Чичиков стремится нажиться на самом страшном: на че­ловеческой смерти. Таким образом, в Чичикове выражено то же искажение „души", что и в других персонажах поэмы. Дворянско-бюрократическая и буржуазная Россия представлена Гоголем во всеобщем эгоизме, омертвении и обездуховленности.

Лирические отступления основаны на иных поэтических законах, нежели аналитическая часть поэмы с ее неторопливостью и обстоя­тельностью описаний. Гоголь как бы сразу, с „высоты птичьего поле­та", обозревает огромную жизнь: „Русь! Русь! вижу тебя из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу; (...) Открыто, пустынно и ровно все в тебе; как точки, как значки, неприметно торчат среди равнин невысокие твои города..." Поэтическая мысль становится всеобъемлющей, „озирает" всю громадно „несущуюся жизнь". Лири­ческое движение переходит от щемящей грусти к почти грозному пророческому пафосу: „И еще, полный недоумения, неподвижно стою я, а уже главу осенило грозное облако, тяжелое грядущими дождями, и онемела мысль перед твоим пространством" (VI, 221). Наряду с изображением „мертвых" душ в поэме возникает и образ прекрасной человеческой души, образ автора. Богатство и поэзия чувств раскрываются в лирических отступлениях. Это бес­конечная тоска по идеалу, грустная прелесть воспоминаний о про­шедшей юности, ощущение величия природы, состояние энтузиаз­ма, творческого вдохновения. В V главе описание дорожного при­ключения Чичикова (встреча с хорошенькой блондинкой) переходит в лирическое раздумье о значении мечты, озаряющей жизнь челове­ка. „Положительным" и „основательным" людям Гоголь противопо­ставляет восторженно-энтузиастическое переживание красоты. Спо­собность ощущать романтический порыв, по Гоголю, прекрасна. Писателю чрезвычайно свойствен апофеоз „пламенной" юности с ее добротой, открытостью и „любопытством" к жизни, свежестью восприятия. В поэме возникает пугающий контраст юности и гря­дущей старости, духовного очерствения и звучит призыв забирать „с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожес­точающее мужество... все человеческие движения" (VI, 127). В VII главе Гоголь размышляет о судьбах и путях двух писателей в России. Признавая „сладкое обаяние" романтических произведений, Гоголь тем не менее избирает другую судьбу: судьбу писателя, „дерзнув­шего вызвать наружу все, что ежеминутно перед очами и чего не зрят равнодушные очи, всю страшную, потрясающую тину мелочей, опу­тавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, по­вседневных характеров" (VI, 134). Гоголь обозначает путь реалистического творчества. Вместе с тем в реализме „Мертвых душ" про­должает жить романтическая струя, определяя „высокий" настрой поэмы.

„Двойственностью" отличается и юмор Гоголя. Наряду с обли­чительными и сатирическими нотами в нем звучат грусть и боль за человека; сквозь „видимый миру смех" проступают „незримые, не­ведомые ему слезы". Исследователи справедливо отмечают в поэме необычную (даже для Гоголя) активность проявления авторского начала.

Особенности гоголевского реализма

o Основная сущность гоголевского героя тесно связана с его социальной природой. В то же время, по словам Н. Бердяева Гоголь "видел метафизическую глубину зла, а не только социальное его проявление";

o с этим связано внимание к проявлению героя в его социальной практике (быт как среда, быт как результат деятельности человека); как отмечал В. Брюсов, "от западно-европейских и русских романтиков Гоголя всегда отличало чувство глубокой влюбленности в быт, в повседневность";

o способность увидеть в человеке то, что не сразу бросается в глаза, но проявляет в нем ничтожное, пошлое, низменное;

o выделение в характере персонажа доминирующей черты;

o особое внимание к деталям, частностям в изображении жизни человека;

o характеры одновременно являются и типичными, и ярко индивидуализированными;

Стилевая манера Гоголя

Внимание к проявлению несоответствия между внешним показным и напыщенным и внутренним ничтожеством;

Характеры у Гоголя одноплановые, с гиперболизированной основной чертой;

Изображение какой-нибудь доминирующей черты внешнего облика соответствует и такому же принципу при изображении морального облика;

Через внешность (мимику, жесты, выражение лица) выявляет внутренний мир человека;

Каждый герой наделяется характерной для него манерой изъясняться, отражающей особенности его психики;

Сильное комическое начало в творчестве Гоголя:

§ комизм ситуаций и подробностей;

§ алогизм;

§ смешение комизма и грусти, которое Пушкин назвал "смехом сквозь слезы";

§ в основе юмора - смех, вскрывающий пошлость в разных ее проявлениях. Как отмечал Д. Мережковский в работе "Гоголь и черт", "все творчество Гоголя, смех Гоголя - борьба человека с чертом… Черт есть отрицание глубин и вершин - вечная плоскость и вечная пошлость…явление "бессмертной пошлости людской", созерцаемое за всеми условиями местными и временными - историческими, народными, государственными, общественными - явление безусловного, вечного и всемирного зла: пошлость под "видом вечности".

§ как следствие еще одна особенность юмора Гоголя - юмор, переходящий в сатиру.

Фантастика как средство раскрытия несовершенства действительности; в "Вечерах на хуторе близ Диканьки" фантастика в основном имеет сказочную природу и выполняет поэтическую и комическую функции; в последующем творчестве Гоголя нереальной, фантастической становится сама действительность, а фантастика - средством раскрытия уродливой и несовершенной реальности;

Романтическое начало в творчестве Н. Гоголя определялось прежде всего представлениями о гармонии красоты, с одной стороны, и добра, нравственности, с другой. Эта гармония, по представлению Гоголя, должна была распространяться, не только на существование отдельного человека, но и на человеческое общество в целом;

По словам В. Брюсова, "романтическое начало является в творчестве Гоголя одним из составных элементов… эго реализма".


Сочинение

Самоотверженный труд, сопутствовавший драматургу на протяжении всей его жизни, ознаменовался блестящими результатами. Именно А.Н.Островский своими драматическими шедеврами довершил создание русского национально-самобытного театра, начатое Фонвизиным, Грибоедовым и Гоголем. Роль Островского, первостепенного писателя, корифея национально-самобытной драматургии, была признана всей прогрессивной общественностью еще при его жизни. Гончаров писал: \"Островский бесспорно самый крупный талант в современной литературе!\"
Новаторство Островского сказалось не только в том, что он круто повернул драматургию и театр к жизни, к ее актуальным социально-нравственным проблемам, но и в том, что он писал свои пьесы во имя народа и для народа. И народ благодарно принял его драматургию.
Руководствуясь пламенно-патриотическими намерениями, Островский писал в дирекцию императорских театров многочисленные докладные записки, в которых предлагал конкретные меры преобразования театра, превращения его в школу общественных нравов. Этими записками пренебрегали, им не давали ходу. Но Островский, не жалея никаких сил, продолжал отстаивать свои идеи.
Театральные принципы великого драматурга были осуществлены и продолжены в системе К. С. Станиславского, они получили свое дальнейшее развитие в российском театре.
Великое творческое наследие Островского, оказавшее огромное влияние на развитие отечественной драматургии и сцены, на драматическое и сценическое искусство вообще, сохраняет и еще долго будет сохранять значение замечательного, ничем не заменимого учебника жизни, доставляя читателям и зрителям истинное эстетическое наслаждение. Его пьесы, входя в число мировых литературно-художественных ценностей, все чаще и чаще привлекают внимание зарубежных издательств и театров.

Самоотверженный труд, сопутствовавший драматургу на протяжении всей его жизни, ознаменовался блестящими результатами. Именно А. Н. Островский своими драматическими шедеврами довершил создание русского национально-самобытного театра, начатое Фонвизиным, Грибоедовым и Гоголем. Роль Островского, первостепенного писателя, корифея национально-самобытной драматургии, была признана всей прогрессивной общественностью еще при его жизни. Гончаров писал: “Островский бесспорно самый крупный талант в современной литературе!”
Новаторство Островского сказалось не только в том, что он круто повернул драматургию и театр к жизни, к ее актуальным социально-нравственным проблемам, но и в том, что он писал свои пьесы во имя народа и для народа. И народ благодарно принял его драматургию.
Руководствуясь пламенно-патриотическими намерениями, Островский писал в дирекцию императорских театров многочисленные докладные записки, в которых предлагал конкретные меры преобразования театра, превращения его в школу общественных нравов. Этими записками пренебрегали, им не давали ходу. Но Островский, не жалея никаких сил, продолжал отстаивать свои идеи.
Театральные принципы великого драматурга были осуществлены и продолжены в системе К. С. Станиславского, они получили свое дальнейшее развитие в российском театре.
Великое творческое наследие Островского, оказавшее огромное влияние на развитие отечественной драматургии и сцены, на драматическое и сценическое искусство вообще, сохраняет и еще долго будет сохранять значение замечательного, ничем не заменимого учебника жизни, доставляя читателям и зрителям истинное эстетическое наслаждение. Его пьесы, входя в число мировых литературно-художественных ценностей, все чаще и чаще привлекают внимание зарубежных издательств и театров.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. А. Н. Островский родился в Моск­ве, в Замоскворечье, которое се­годня является одним из цент­ральных районов города, а в XIX в. считалось чуть ли не окраиной. В небольших одно – или двухэтаж­ных домах жили преимущественно мещане, купцы (не из самых состоятельных), Read More ......
  2. В основе сюжета пьесы лежит распространенный в прошлом веке в купеческой среде случай мошенничества. Богатый купец Самсон Силыч Большов занял у других купцов крупную сумму денег и, не желая возвращать ее, объявил о своем банкротстве. А все свое имущество он Read More ......
  3. В начале весны 1932 года в редакцию журнала,Молодая гвардия, принесли рукопись молодого, неизвестного автора-романа,Как закалялась сталь,. В романе чувствовалась сила и правда жизни. Автором рукописи был Н. Островский. Поверженный жестокой, неизлечимой болезнью он начал писать свой роман из чувства глубокой Read More ......
  4. А. Н. Островский – поистине московский драматург. Современники называли его “Колумбом Замоскворечья”, да и сам он писал: “Я знаю тебя, Замоскворечье… Знаю тебя в праздники и будни, в горе и радости, знаю, что творится и деется по твоим широким улицам Read More ......
  5. Творческий путь А. Островского охватывает период 40-80-х гг., который совпал со сломом двух эпох, сопровождавшимся обострением противоречий общественной жизни, столкновением разных мировоззренческих систем, болезненным отмиранием старых порядков и стремительным распространением новых умонастроений. Все это нашло отражение в драматургии Островского, стремившегося Read More ......
  6. В творчестве Островского 70-80-х годов важное место занимает тема “горячего сердца”. Неустанно разоблачая “темное царство” даже в новом облике европеизированных буржуа, драматург утверждал в своих произведениях высокие нравственные принципы, искал в русской жизни силы, которые хотя бы в моральном отношении Read More ......
  7. Островский создавал свои пьесы в сознательном противоборстве с выдуманным миром охранительно-романтичной мелодрамы и плоским зубоскальством натуралистического псевдореалистического водевиля. Его пьесы коренным образом обновили театральный репертуар, внесли в него демократическое начало и круто повернули артистов к актуальным проблемам действительности, к реализму. Read More ......
  8. Рассуждая о “стреноживающей человека” силе “косности, онемелости”, А. Островский отмечал: “Я не без основания назвал эту силу замоскворецкой: там, за Москва-рекой, ее царство, там ее трон. Она-то загоняет человека в каменный дом и запирает за ним железные ворота, она одевает Read More ......
Новаторство А. Н. Островского

В сравнении с пьесами И.С. Тургенева и А.К. Толстого драматургия Островского рассчитана не столько на чтение, столько на сценическое воплощение

«Банкрот»: изобразив только неприятных персонажей, Островский шел по стопам Гоголя в Ревизоре. Но он пошел еще дальше и отбросил самую почтенную и старинную из комедийных традиций - поэтическое правосудие, карающее порок. Триумф порока, триумф самого беспардонного из персонажей пьесы придает ей особую ноту дерзкой оригинальности. В Банкроте Островский почти в полной мере проявил оригинальность своей техники.

Детеатрализации театра: невеста и по тону, и по атмосфере нисколько не похожа на Банкрота. Среда тут не купеческая, а мелко-чиновничья. Неприятное чувство, которое она вызывает, искупается образом героини, сильной девушки, которая нисколько не ниже и гораздо живее героинь Тургенева. Ее история имеет характерный конец: после того, как ее покидает идеальный романтический поклонник, она покоряется судьбе и выходит замуж за удачливого хама Беневоленского, который один только может спасти ее мать от неминуемого разорения. Пьеса кончается массовой сценой: толпа обсуждает женитьбу Беневоленского, и тут вводится изумительно новая нота с появлением в толпе его прежней любовницы.

Сдержанность и внутреннее наполнение последних сцен, в которых главные герои почти не появляются, были новым словом в драматическом искусстве. Сила Островского в создании поэтической атмосферы впервые проявилась именно в пятом акте Бедной невесты. В пьесе Бедность не порок (1854) Островский пошел еще дальше по линии детеатрализации театра, но с меньшим творческим успехом.

«Не в свои сани не садись» (1853), - славянофильская пьеса, где купеческий патриархальный консерватизм отца одерживает победу над романтической ветреностью "образованного" любовника, - гораздо лучше и экономнее выстроена и беднее в смысле атмосферы.

Та же классическая конструкция утверждается и в очень сильной драме «Не так живи, как хочется, а так, как Бог велит» (1855). Но даже и в этих более сжатых и "однолинейных" пьесах Островский никогда не теряет богатства бытописания и не снисходит до искусственных ухищрений. Из пьес, написанных в период 1856-1861 гг., Доходное место (1857) - сатира на разложенную высшую бюрократию - имела громадный успех, как отклик на жгучий вопрос.

Своеобразие драматургии Островского, ее новаторство особенно отчетливо проявляется в типизации. принципы типизации характеров касаются художественной изобразительности, формы драматургии.

Реалистические традиции западно-европейской и отечественной драматургии (Островского привлекали а обычные, рядовые социальные характеры)


Почти любой персонаж Островского своеобразен. При этом индивидуальное в его пьесах не противоречит социальному.

Индивидуализируя своих персонажей, драматург обнаруживает дар глубочайшего проникновения в их психологический мир. Многие эпизоды пьес Островского являются шедеврами реалистического изображения человеческой психологии.

13. Драма А.Н. Островского "Гроза" и споры о ней в русской критике.

В «Грозе» впервые с такой изобразительной силой были показаны сцены семейной, “частной” жизни, тот произвол и бесправие, что были доселе скрыты за толстыми дверьми особняков и усадеб. Автор показал незавидное положение русской женщины в купеческой семье. Огромную силу трагедии придавала особая правдивость, искусность автора.

Противостояние между представителями «темного царства» и его жертвами достигает наивысшей точки именно в последней сцене, над телом мертвой Катерины. Кулигин, который раньше предпочитал не связываться ни с Диким, ни с Кабанихой, бросает в лицо последней: «Тело ее здесь, …а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас»! Тихон, совершенно забитый и задавленный властной матерью, также поднимает голос протеста: «Маменька, вы ее погубили». Однако Кабанова быстро подавляет «бунт», обещая сыну «поговорить» с ним дома.

Протест Катерины не мог быть действенным, так как голос ее был одинок и никто из окружения героини, из тех, кого также можно отнести к «жертвам» «темного царства», был не в силах ее поддержать. Протест оказался саморазрушительным, но он был и есть свидетельство свободного выбора личности, не желающего мириться с законами, навязываемыми ей обществом, с ханжеской моралью и серостью повседневного быта.

Критика о «Грозе»: краткий обзор суждений Н.А. Добролюбова, А.А. Григорьева, А.М. Пальховского и И.А. Гончарова.

Добролюбов – статья «Луч света в темном царстве» - главная героиня стала воплощением обновленных энергичных и деятельных людских натур, которые должны были придти на смену угнетенному сословию и установить справедливые порядки. Катерина – это русский сильный характер, поражающий читателя своей противоположностью самодурству. Основная ценность такой натуры – сосредоточенность и решительность. Цельность личности заключается в результате выбора – ничтожно пресмыкаться или умереть? Ответ: умереть, но не быть сломленным. Добролюбов называет это типичным русским характером.

Именно за терпение, принципиальность и решимость Добролюбов называет Катерину «лучом света». Эта женщина готова идти до конца в своем восстании против угнетения и произвола. Откуда у нее столько силы? Это естественная человеческая природа дает о себе знать, она не загублена Кабанихами, она восстала!

Любопытно, что финал драмы «Гроза» представляется критику отрадным: «…он отражает страшный вызов самодурной силе». Существование в «тесном царстве» Калинова на поверку оказывается хуже смерти. А оставшиеся в живых (вспомним первую реакцию Тихона в связи с финальной трагедией) завидуют мертвым. Несмотря на всю отчаянность ситуации, мы понимаем, что у человека всегда есть выбор. И конечная его стадия – жить или умереть.

Аполлон Александрович Григорьев. Близость к земле, духовное единство людей – это те натуральные ценности, которые стоит класть в основу искусства. И у Островского Григорьев усмотрел именно народность. При этом в понятие он вложил любовь и предательство, страх перед силой и унижение слабых, жизненную безысходность и трагическую развязку – все то, что нарисовал нам замысел Островского. критик проводит параллели между понятиями «народный» и «национальный». все человеческие пороки и добродетели, подмеченные Григорьевым, он считает типичной характеристикой русского человека.

Шквал непонимания вызвала критическая статья А.М. Пальховского , вышедшая вскоре после московской премьеры «Грозу» Пальховский переводит в разряд сатиры, направленной против двух страшнейших зол, глубоко вкоренившихся в «темном царстве», – против семейного деспотизма и мистицизма. Драма всего лишь воспроизводит достоверно жизнь, не делая, при этом, выводов и осуждений. Карать общественное зло, порицать ее – удел чисто сатирического произведения, коим и является «Гроза». При этом критик выделяет два корня зла – семейный деспотизм (и в этом сложно поспорить) и мистицизм.

Любопытную трактовку дает Пальховский характеру главной героини «Грозы». Критик не обнаруживает в Катерине нравственности. «в ней есть только боязнь греха, страх дьявола…». По мнению Пальховского, Катерина мало, чем отличается от Варвары и вовсе не заслуживает уважения, ее можно только пожалеть. В ее поступках не было ничего разумного и человеческого, все она делала «ни с того, ни с сего» – полюбила Бориса, изменила мужу, покаялась, бросилась в реку. Поэтому, Катерина не может быть героиней драмы, она – предмет сатиры.

Отзыв русского писателя и критика Ивана Александровича Гончарова (1812-1891 гг.) о драме «Гроза» был прямолинеен и лаконичен и больше походил на рецензию. Впервые она была опубликована 25 сентября 1860 г. Критик подмечает в стилистике «Грозы» высокие классические красоты, силу творчества и изящество отделки. Картина национального быта и нравов уместилась в пьесе с художественной полнотой и верностью. Любой герой в драме есть типаж из народной жизни – в этом правдоподобность «Грозы».