Черты реализма в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"

По содержанию "Горе от ума" строго реалистическая комедия. Грибоедов раскрывает типические черты барских нравов и бесправие крепостного человека. Так, образ Лизы в комедии достаточно выразительно свидетельствует о крепостнических порядках, царящих в мире Фамусовых. Сочувствие закрепощенным народным массам - основа грибоедовского изображения жизни: народ, о котором говорит Чацкий, составляет неотъемлемый фон его комедии. В высказываниях Фамусова, Чацкого, других возникает образ старой Москвы. В образах и картинах комедии с исторической верностью воспроизведена русская жизнь. Грибоедовский герой воспринимается нами как реальная личность в свете его биографии. Известно, каким он был в доме Фамусова в юношеские годы, что произошло с ним в три последующих года. Происходят изменения и в характере Софьи, но менее заметные.

Грибоедов запечатлевает самые существенные стороны изображаемой действительности. Быт и нравы фамусовского общества раскрывается не только в их общей помещичье - крепостнической сущности, но и как быт и нравы всего московского дворянского общества.

Основной чертой реализма является изображение типических характеров в типических обстоятельствах. Реализм находит свое подтверждение в том, что прообразами многих ее героев послужили живые люди.

Персонажи "Горя от ума" раскрываются многосторонне. Фамусов не только ненавистник просвещения, но и любящий отец, и важный барин, покровитель своих родственников. Сентиментально настроенная Софья вместе с тем имеет твердый характер и самостоятельна.

В комедии изображены такие черты жизни и людских отношений, которые далеко выходили за рамки начала XIX века. Чацкий явился для последующего поколения символом благородства и свободолюбия.

Реализм комедии проявляется в искусстве речевой индивидуализации персонажей: каждый герой говорит своим языком, обнаруживая тем самым свой неповторимый характер.

Правдивость и яркость изображения комедии московского дворянского быта 20-х годов XIX в., жизненность языка комедии, тонкость и убедительность психологических характеристик - все это говорит о том, что комедия Грибоедова - подлинно реалистическое произведение.

Реалистичность созданного писателем произведения выражается в раскрытии содержательного смысла пьесы, заключенного в противоречиях существующей действительности.

Автор достигает реалистичного изображения путем применения определенных принципов описания характерных черт персонажей комедии, при которых, демонстрируя единую сущность представителей фамусовского общества, раскрываются индивидуальные, полные многогранности, облики героев. Например, в образе Фамусова писатель представляет не только традиционного чиновника, погрязшего в чинопреклонении, взяточничестве, лицемерии, но и любящего и заботливого отца семейства.

Кроме того, реалистичность представленных характеров героев произведения выражается в применении писателем колоритного языкового приема, отличающегося напыщенностью, просторечиями и отражающего сословный, профессиональный, культурный, а также психологический облик каждого из персонажей. Высказывания полковника Скалозуба наполнены командирскими, воинскими оттенками, молчалинский язык отличается угодливостью и изворотливостью, а речь княгини Хлестовой отдает барскими мотивами и является полуграмотной.

Главной литературной задачей автора становится преодоление обезличенность языковых барьеров светского общества и очищение их от старинного тяжеловесного архаичного стиля, приблизив повествование в пьесе к реалистичному живому разговорному языку. Комедия написана с использованием стихотворного ямба, при этом писатель применяет не только размер ямба в виде традиционных шести стоп, но сочетает его со всеми имеющимися размерами стихов, включая одностопный и пятистопный ямб.

Речевая индивидуализация героев комедии ярко подчеркивает жизненный реализм описываемых в пьесе событий, наделяя каждого из персонажей неповторимый характером и позволяя автору тонко, правдиво, подлинно и убедительно передать психологические детали существования современного столичного общества.

Реалистичные черты произведения демонстрируют авторское мастерство в художественном изложении естественной, простой и ясной композиции пьесы.

Вариант 2

И так, Грибоедов пишет такие произведения, которые отражают своим художественным приёмом нашу жизнь. Его произведения отличаются резкой сменой сентиментализма на реализм. Реализм в произведениях Грибоедова отражается почти всегда. Так как автор ясно даёт понять, а точнее он отражает наше общество. Есть множество авторов, которые используют такой приём, как реализм в своих произведениях. Это такие авторы как Пушкин, Толстой и другие. Самым популярным произведениям Грибоедова является “Горе от ума”. Это комедия, которая отражает нашу повседневную жизнь. Тем самым она так и называется реализмом, так как ситуации героев в произведении реалистичны, как и сами герои.

Народ который изображён в комедии, отражает представителей того времени. Герои описывают те времена своим поведением и манерами. Произведения и события в нём по-настоящему исторические. Автор произведения Грибоедов, даёт нам понять, что в то время было нелегко слугам, ими пользовались как вещами, которые могли надеть и выкинуть без оглядки. Помещики, именно они командовали своими слугами, и распоряжались ими как только могли. Использовали их везде и вся. В произведении слугой была Лиза. Девушка была поистине весёлой девушкой, всегда жизнерадостной и принципиальной, он не когда не изменяла себе и своим интересам, она всегда могла высказать своё слово, но её слова были бесценны перед Молчалиным, так как Молчалин был помещиком, он владел ей и мог распоряжаться ей, как только мог!

Она же не изменяла себе с выбором любви. Лиза любила буфетчика, и она продолжала ба его любить всё жизнь. Грибоедов ясно нам даёт понять, что Лиза является девушкой культурной и положительной крестьянкой в обществе. Но барин, который так же был влюблён в Лизу, не хотел чтобы она была с буфетчиком. Её самое главное правило было не заставить полюбить себя барину. Она всячески старалась противоречить его интересам, а так же она не хотела попадать под его гнев. Во первых чтобы не привлечь внимание, а во вторых, чтобы попросту не привлекать к себе внимание.

Самым главным правилом Грибоедова, было преподнести героя или героиню произведения так, чтобы читатель даже может быть увидел себя в герое. Так сделано ради того, чтобы выразить реализм комедии. И преподнести всё читателю так, чтобы он понимал, что такое, возможно, происходило в его жизни и, что может быть такое когда-то произойдёт с ним.

Сочинение Черты реализма в произведении Горе от ума

Если определять по содержанию, то комедия под названием «Горе от ума», написанная Грибоедовым, является чисто реалистической. Автор с точностью описывает все черты присущие типичным боярам и то, каким бесправием обладает крепостной человек. Образ Лизы становится ключевым в описании крепостнических порядков, которые царят в Фамусовском обществе.

Автор искренне сочувствует закрепощенному народу, что и становится центром изображения крепостничества. Это описывает Чацкий, создавая фон комедийного повествования. У многих возникает образ старой Столицы, где кипит жизнь. При этом автор точно описывает происходящее, поэтому герой Грибоедова воспринимается, как настоящая личность, кажется, что он жил среди обычных людей. При этом автор точно передает черты его характера, восприятие окружающего мира, внутренние противоречия и другие нюансы, характеризующие человека.

Также Грибоедов точно передает стороны бытовой жизни и действительности, он в точности описывает быть и нравы общества, образованного вокруг Фамусова.

При этом оно раскрывается не с точки зрения мировоззрений, а того, как организована окружающая действительность, как люди привыкли жить. Их точно переданные привычки, многое говорят о том, как было устроено общество.

Грибоедов показывает насколько типичными являются характеры фамусовского общества, как они попадают в типичные ситуации, и стараются выпутаться их них. Еще одним подтверждением реализма является то, что прототипами главных героев являются реально существующие люди.

Автор старается раскрыть персонажей произведения достаточно многосторонне, так мы узнаем, что Фамусов, не только не любит посвящение, но и является любящим отцом большого семейства. Он привык помогать всем родственникам.

А София, несмотря на свою сентиментальность, является еще и достаточно твердо настроенным человеком, способным бороться за собственные цели, она самостоятельна и самодостаточна, особенно на фоне других героев. Она принимает решения основываясь на здравом разуме, а не на собственных чувствах, но при этом проявляет все эмоции.

Грибоедов раскрывает черты характера в полной мере, часто делает это благодаря бытовым особенностям и отношению к типичным бытовым ситуациям. Он точно описывает отношения между людьми, старается передать отношения не только к людям, но и к бытовым вещам.

При этом Грибоедов с точность описывает нюансы отношений между людьми, которые существовали в двадцать первом веке. А сам Чацкий стал символом свободолюбия и благородного отношения к жизни. Он старался преподнести в жизнь новшество.

И полный текст) вполне ясна: прежде всего, сама жизнь, освещенная с точки зрения авторского миросозерцания, дала богатый материал для этого произведения. Русская реалистическая литература тоже дала ему немало образцов. В сказках Дмитриева , Измайлова, в баснях Крылова мог Грибоедов найти и выработанный стиль, и ряд сатирических картин из современной русской жизни. Можно, кроме этих произведений, указать и другие, приближающиеся, по содержанию, к «Горю от ума». Так, для характеристики московского общества этой же эпохи очень интересен журнал профессора Страхова «Сатирический Вестник» (1790 – 1793).

Горе от ума. Спектакль Малого театра, 1977

Таким образом, еще до Грибоедова Страхов в легких эскизах и намеках нарисовал всю грибоедовскую Москву, – в его журнале есть уже очертания Фамусова , Молчалина , Загорецкого.

Любопытны для сравнения с комедией Грибоедова также некоторые страницы романа А. Измайлова «Евгений».

Здесь мы опять в атмосфере столичной жизни: перед нами «новые» дворяне из приказных, облагороженных чином и деньгами, перед нами студенты Московского университета, – «вольтерьянцы » и просто прощелыги-распутники, гвардейская молодежь столицы, «свет», состоящей из добродетельных шулеров, сплетников, Лицемеркиных, Тысячниковых и др.

Вот, наудачу взятая, характеристика г. Подлянкова: это – титулярный советник, который на службу ходит «при окончании каждого месяца, а к своим командирам каждый праздник». «Он собственным своим опытом знает, что некоторые начальники примечают подчиненных более в своей передней, нежели у должности, во время часов присутствия. Не одним только своим начальникам, но и всем тем, которых благосклонность могла ему быть полезна, оказывал он свое почтение, преданность и раболепство, хотя бы то был подлый придверник, или камердинер его покровителя и милостивца (ср. Молчалина). Будучи вхож во многие дома, во многих из них обедывал и ужинывал поочередно. Он глядел каждое утро в календарь собственного сочинения, в котором внесены были дни тезоименитства и рождения знакомых ему особ, супруг и детей их (ср. календарь Фамусова). Когда кто роняет нечаянно что-нибудь близ него, он упадал мгновенно одним коленом на пол и поднимал упавшую вещь с удивительным проворством (ср. Молчалина). Хотелось ли кому достать чего? Надлежало о сем сказать г. Подлянкову, – он тотчас с радостью все найдет, все сыщет (ср. Загорецкого). Надобно ли кому купить лошадь? человека? Он купит, да еще хороших. Надобно ли нанять карету, ложу, дом? Он наймет, и самых удобных. Надобно ли кому узнать внутреннее состояние какого семейства, его тайны? Он откроет и самые сокровенные...» и т. д.

Из этой цитаты видно, как в одном типичном образе Подлянкова соединились черты, которые впоследствии, в произведении Грибоедова, развились в нескольких образах – Фамусова, Молчалина и Загорецкого, этого комиссионера по призванию и убеждению...

Комедия «Горе от ума» - реалистическое произведение

Драматического писателя должно судить по законам, им самим над собою признанным.

Создание русской оригинальной комедии было злободневной задачей в начале XIX века. Хотя комедия «Горе от ума» была единственной пьесой, выразившей идеи времени, рождалась она не в безвоздушном пространстве в смысле литературной атмосферы, а на вол­не устремлений лучших из поэтов. Попытки ниспровергнуть жанровые условности в драматургии были очевидными. Можно вспомнить театр Кюхельбекера, Катенина, но настоящим первооткрывателем в театре стал Грибоедов.

Комедия «Горе от ума» занимает исключительное место в истории русской драмы. Острый сюжет, плавное развитие действия, прекрасная стихотворная форма, меткое русское слово - все это делает комедию Грибоедова одним из интереснейших произведений.

Драматический род литературы требует от писателя особого искус­ства - практически без авторского слова, за исключением кратких ре­марок, добиваться большой художественной правды. В лирике или эпо­се можно пользоваться разнообразными средствами для создания худо­жественного образа, включая авторскую характеристику. У писателя-драматурга задача сложнее - образ строится из слов и реплик действую­щих лиц.

В своей комедии Грибоедов не стремится к классической схеме, хотя и сохраняет кое-что из непременных признаков классицистической дра­матургии: в первую очередь единство места и времени. Но эти единства, равно как и единство действия, не могут втиснуть грибоедовский шедевр в шаблоны классицизма. Эти три единства в пьесе прекрасно уживаются с элементами романтизма и реализмом. Признаки романтической шко­лы подтверждены самим Грибоедовым, когда он соотносит «Горе от ума» с жанром, характерным для романтизма, называя свое произведение «сценической комедией».

Чацкий - герой романтического плана. Он не понят обществом, вхо­дит с ним в противоречие, много путешествует. Конфликт между Чац­ким и его противниками - это выражение борьбы между толпой и ге­роической личностью, которая хочет изменить жизнь, сделать ее лучше, честное, справедливое.

Главный закон, который был признан Грибоедовым, это закон правдоподобия, реального, закон живой действительности. Он мастерски соединил в своей комедии классицизм с романтизмом, но... создал подлинно реалистическое произведение.

Персонажи «Горя от ума» - результат глубоких наблюдений над человеческими чувствами в их противоречивости. Именно противоречивость черт делает характеры, созданные драматургом, отнюдь не классицистическими.

Противоречивость характера и есть тот безусловный признак реализма, который отличает Чацкого от «добродетельных резонеров дидактической комедии». Но в уста главного героя Грибоедов вложил свои мысли, идеи, поэтому Чацкий и резонер, и герой пьесы.

Другое действующее лицо комедии - Лиза напоминает служанку комедии «Женитьба Фигаро» Бомарше, которая устраивает хозяйке любовные дела, а в финале пьесы получает за это вознаграждение. Но в «Горе от ума» все не так. Лиза исполняет поручения своей барышни, ничуть не сочувствует любовной интриге и даже пытается вразумить Софию («в любви не будет в этой прока»). Финал комедии очень реалистичен для крепостнической России: Лиза оказывается под угрозой ссылки в деревню.

В пьесе нет развязки, судьба персонажей не определена, то есть с точки зрения классицизма необходимо пятое действие, где все разрешилось бы. Но автор нарушает эту логику. Он предоставляет зрителю и читателю самим задуматься о дальнейшей судьбе героев. Финал классицистической комедии не может быть трагическим, а финал комедии «Горе от ума» трагичен, тем самым Грибоедов «как бы снимает с себя маску драматурга-классика».

Одной из черт реалистической поэтики комедии Грибоедова является способ построения типа характера. Этот способ условно можно назвать объемным во времени. Грибоедов связывает своего героя не только со временем действия пьесы.

Действующие лица в «Горе от ума» кажутся живыми людьми; прежде всего потому, что в их изображении нет схематизма. В комедиях предшественников Грибоедова обычно каждое из главных действующих лиц как бы олицетворяло то или иное качество, превращаясь в лицемерие, хвастовство или ходячую добродетель. А Грибоедов сумел, даже подчеркивая определенные свойства каждого, показать людей с разных сторон, со многими оттенками стремлений и чувств.

Как известно, реализм «предполагает помимо правдивости деталей правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах». Подобного рода требование и выполняется в полной мере грибоедовской комедии. Драматург не принуждает своих героев совершать поступки, противные их психологии и влиянию на них обстоятельств, логике развития действия. Его герои - живые люди.

Сюжет и композиция пьесы, речь героев подчинены у Грибоедова художественным законам, которые он вырабатывал сам, создавая небывалую дотоле в русской литературе комедию. Поражает свобода, с которой нарисована картина нравов, панорама старой дворянской Москвы, мы словно присутствуем не в театре, а видим саму жизнь.

Грибоедов-реалист вывел на сцену целую толпу обывателей дворян­ской Москвы. Действующие лица имеют согласно классической русской традиции имена-характеристики: Чацкий (в первой редакции - Чад­ский) тот, кто в чаду; Молчалин - бессловесный; Фамусов - всем зна­комый; Репетилов - повторяющий чужие слова; Тугоуховский - тугой на ухо; Хлестова - хлещущая, резкая. Иногда драматург выделяет во внешности действующего лица или в его характере только одну какую-нибудь черту: графиня Хрюмина «замечательна» глухотой, а княгиня Тугоуховская - неотступными поисками женихов для своих дочерей. Объединяет всех удручающее духовное убожество. Но эта толпа ничто­жеств не сливается в одну серую массу.

В Фамусове, пожалуй, нагляднее всего проявилось своеобразие сати­ры Грибоедова. В этом образе нет того сгущения мрачных сатирических красок, благодаря которому внимание читателя сосредоточивается на каком-либо одном качестве героя. Поначалу кажется, что он не лишен добродушия, в его поведении как будто бы даже видна какая-то широта натуры: он не только распекает, но способен пожалеть, любит приказы­вать, но иногда пытается и убедить. Кроме того, он высказывает мысли, характерные не только для московских бар, но и для большинства власть имущих, от саратовского помещика до императорского придвор­ного. Поэтому очень важно присмотреться к его убеждениям. По своей социально-исторической сущности они весьма просты: это убеждения крепостника и бюрократа павловско-аракчеевской школы. Но убежде­ния Фамусова интересны не только этим.

Как реалист, Грибоедов знал, что главное в характере человека фор­мируется в определенных обстоятельствах и зависит от них. Но он умел видеть в своих героях не только то, что порождено общественными условиями его времени, но и то, что предопределено индивидуальными свой­ствами людей. Мы говорим, что Фамусов - типичный представитель барской и чиновничьей Москвы начала XIX века. Но откуда мы знаем, что он типичен? Белинский давал такое определение типическому ха­рактеру в литературе: «У истинного таланта каждое лицо - тип, и каж­дый тип для писателя есть знакомый незнакомец». Фамусов нарисован как довольно сложный характер. Он не случайно воспринимается в ка­честве «ведущей силы» враждебного Чацкому лагеря. Грибоедов нашел выразительный прием для создания значительного, емкого характера героя. Окружающие его, более «простые» по своей психологической и социальной сущности персонажи, как бы «входят» в него в качестве своеобразных составных частей, тем самым помогая лучше разобраться и центральном образе. Этот прием, судя по всему, особенно эффективен при создании сатирических типов. Грибоедов для своей пьесы брал жиз­ненные типичные ситуации, но под пером драматурги они превращались и широкие обобщения.

К реалистическим признакам комедии относится также построение пьесы на основе двух сюжетных пиний. Причем обе составляющие - любовная и общественно-политическая проявляются в характере Чацкого. Этот образ потому вызывал и вызывает неоднозначные прочте­ния, что, будучи романтическим, вобрал в себя элементы классицизма и романтизма.

Главным же достижением Грибоедова является отражение в комедии основного конфликта эпохи - столкновения «века нынешнего» и «века минувшего».

Черты классицизма и реализма в комедии «Горе от ума»

В конце 1823 года А. Пушкин пишет П. Вяземскому из Одес­сы: «Что такое Грибоедов? Мне сказывали, что он написал ко­медию на Чаадаева. В теперешних обстоятельствах это очень благородно с его стороны». А уже в начале 1825 года Пушкин получил счастливую возможность познакомиться с самой грибоедовской комедией, которую привез ему лицейский товарищ И. Пущин. Вероятно, Грибоедов не переставал вносить какие-то исправления в первоначальный текст, и разные списки про­изведения несколько отличаются друг от друга, но, как бы то ни было, несомненно, что в 1824 году произведение было за­вершено и, не будучи опубликованным, стало стремительно расходиться среди читающей публики. Первая половина двад­цатых годов - это, по определению В. Белинского, «последний период французского классицизма в русской литературе».

Впрочем, вряд ли это суждение Белинского можно считать абсолютно исчерпывающим, и, конечно, не случайно это оп­ределение литературной эпохи великий критик употребил именно в статье о «Горе от ума». Дело в том, что и проза, и осо­бенно поэзия к двадцатым годам уже решительно преодолела догматы классицизма, и господствующим направлением в ис­кусстве стал романтизм. К этому времени уже взошла яркая звезда В. Жуковского, уже законодателем литературных вкусов в прозе стаи Н. Карамзин, а Пушкин уже не только создал свои южные поэмы и великие лирические стихи периода южной ссылки, но и начал «Евгения Онегина». Однако именно дра­матургия труднее, чем другие роды литературы, преодолевала правила и устои классицизма. Грибоедов очень чутко отзывался на общественные и лите­ратурные потребности времени. Эстетический вкус его был бе­зупречен. И, может быть, его комедия, как никакое другое про­изведение, соединила в себе те черты, которые были свойствен­ны и сопротивлявшемуся новым веяниям классицизму, и бурно набирающему силы романтизму, и делающему первые шаги ре­ализму. В этом смысле «Горе от ума» остается одним из самых уникальных художественных созданий начала XIX века в рус­ской литературе.

Упомянув о «последнем периоде французского классициз­ма в нашей литературе», Белинский сразу же энергично и стра­стно перечисляет всё то, что совершил Грибоедов в опроверже­ние классицизма: во-первых, его комедия была написана «не шестиногими ямбами с пиитическими вольностями, а вольны­ми стихами, как до того писались только басни»; во-вторых, она была написана «не книжным языком, которым никто не говорил, а живым, легким разговорным русским языком »; в-третьих, «каждое слово комедии Грибоедова поражало быст­ротою ума, и почти каждый стих в ней превратился в пословицу или поговорку»; в-четвертых, комедия Грибоедова «отвергла искусственную любовь, резонеров, разлучников и весь пошлый истертый механизм старинной драмы». Под старинной драмой Белинский, безусловно, подразумевает драму классицизма.

В самом деле, ритмическая гибкость грибоедовского текста в сочетании с естественностью разговорной речи стала ярчай­шим образцом поэтического реализма и во многом определила дальнейшее развитие русской реалистической драматургии. «Характеры и резкая картина нравов», по выражению Пушки­на, были порой пугающе достоверными. Классицизм требовал от драматурга, чтобы каждый персонаж был носителем какой-то одной ярко выраженной черты: глупости или коварства, ску­пости или лицемерия, бесстрашия или доверчивости и т. д. Ге­рои грибоедовской комедии многоплановы, противоречивы, в них соединяется так много человеческих особенностей, что до­стоверность их не вызывает сомнений. Чацкий «чувствителен, и весел, и остер», но он же поражает нелепостью поведения, неуместностью некоторых словесных эскапад, на что первым обратил внимание еще Пушкин: «Все, что говорит он, очень умно, но кому он это говорит?» Фамусов, с одной стороны, яв­ляется почти олицетворением консерватизма «времен очаков­ских и покоренья Крыма», но он же хлебосольный, гостепри­имный москвич, остроумный и яркий собеседник, блестяще парирующий выпады молодого Чацкого, а при этом и заботли­вый отец, и добрый барин. Софья, с одной стороны, не видит страданий Чацкого и может показаться бессердечной москов­ской барышней, а с другой стороны, она же способна на само­отверженное чувство к безродному Молчалину и не боится ни гнева отца, ни суждений общества: «Что мне до них, до всей вселенной?»

Грибоедову не нужны были ни разлучники, ни тем более ре­зонеры (непременный атрибут комедии классицизма), ибо его герои были так выразительны, так ярки, что не требовали ни­каких комментариев к своим словам и поступкам. Судить и комментировать предлагалось читателю или зрителю.

Если коротко подытожить сказанное Белинским, то можно сформулировать его тезис так: Грибоедов преодолел классицизм во всем, что делало «Горе от ума» явлением литературы: в язы­ке, в стихе, в колорите и емкости характеров, в отказе от «меха­низма старинной драмы». Однако «Горе от ума» задумывалось и писалось не только для чтения, но и для постановки на сце­не. Грибоедов был человеком театра и, понимая всю опасность своего произведения, тем не менее не мог не мечтать о его по­становке в театре. А театр грибоедовской эпохи был гораздо консервативнее литературы, и драматургу приходилось считать­ся с теми требованиями классицизма, которые продолжали гос­подствовать на русской сцене. Главным среди этих требований было соблюдение принципа трех единств: действия, места и времени.

Грибоедов сохранил единства времени (действие комедии происходит в течение одного дня) и места (все действие проис­ходит в доме Фамусова). Однако требование единства действия оказалось для автора не столь существенным, и это привело к знаменитым упрекам П. Катенина в адрес Грибоедова: как из­вестно, последовательный приверженец классицизма Катенин видел «главную погрешность» грибоедовской комедии «в пла­не». Очевидно, имелось в виду несоблюдение принципа сквоз­ного действия, основанного на четко прописанном сюжете без каких бы то ни было отступлений. А Грибоедов удивительным образом сумел соединить «общественную комедию» с любов­ной драмой, а кроме того, усилил сюжетное напряжение вы­думкой о сумасшествии Чацкого, которую позже Ю. Тынянов назовет самым сильным местом в сюжете «Горе от ума».

Есть в грибоедовской комедии и другие внешние приметы классицизма: значащие имена (Фамусов - знатный, знамени­тый, Софья - мудрая, Молчалин, Скалозуб, Тугоуховский, да и Чацкий, невольно напоминавший читателям о судьбе Чаада­ева), монологи, обращенные не столько к партнерам по сце­ническому действию, сколько прямо к зрителям.

Вольно или невольно, сознательно или неосознанно, но Гри­боедов не стал пренебрегать требованиями театральной эсте­тики своего времени, однако со свойственным ему изяществом сумел отчасти преодолеть и их, введя в свое произведение ог­ромное множество внесценических персонажей. Именно они, герои целых монологов, как, например, Максим Петрович или французик из Бордо, или вскользь упомянутые лица, как ро­дители Чацкого, арапка-девка, двоюродный брат Скалозуба, князь Федор, Марья Алексеевна и многие другие дамы, мадам Розье, Левон и Боринька, Татья­на Юрьевна, - именно они помогли автору расширить про­странственно-временные границы действия. С помощью внесценических персонажей местом действия становится и Москва за пределами фамусовского дома, и Петербург, и не на­званное точно место совместной службы Чацкого и Платона Михайловича Горича, Они же, внесценические персонажи, со­здают эффект длительного исторического времени - от екате­рининской эпохи до начала двадцатых годов.

«Характеры и резкая картина нравов», по словам Пушкина, не потеряли своего реалистического звучания даже при соблю­дении некоторых внешних требований классицизма. А общая тональность произведения, кроме того, была усилена роман­тическим характером главного героя. И, может быть, ни в од­ном другом произведении русской литературы не найти такого удивительного сплава, такого органичного соединения эстети­ческих элементов даже не двух, а трех художественных направлений: классицизма, романтизма и реализма.

Проблема жанра. Основные приемы комического

Грибоедов создал комедию с обширной проблема­тикой. Он затрагивает не только злободневные обще­ственные проблемы, но и важнейшие нравственные вопросы, современные в любую эпоху; осмысливает те социальные и нравственно-психологические конфлик­ты, которые делают его пьесу истинно художествен­ным произведением. И все же он адресовал «Горе от ума» прежде всего своим современникам. Театр рассматривал в традициях классициз­ма не как увеселительное заведение, но как кафедру, трибуну, с которой мог произнести важнейшие мысли так, чтобы их услышала Россия, чтобы современное общество увидело свои пороки - мелочные, пошлые, комичные - и ужаснулась им, и посмеялась над ними. Поэтому Грибоедов стремился показать Москву преж­де всего смешной.

По правилам приличия (как часто забывает о них главный герой!), обратимся вначале к хозяину дома - Павлу Афанасьевичу Фамусову. Он ни на минуту не может забыть о том, что он отец дочери-невесты. Ее необходимо выдать замуж. Но, конечно, не просто «сбыть с рук». Достойный зять - вот главная пробле­ма, которая его мучает. «Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!» - вздыхает он. Его надежды на хорошую партию связаны со Скалозубом: ведь он «золотой мешок и метит в генералы». Как беззастенчиво лебезит Фамусов перед будущим генера­лом, льстит ему, шумно восторгается каждым словом этого откровенно глупого «воина», во время боевых действий отсидевшегося «в траншее»! Комичен и сам Скалозуб - его ума не хватает даже на то, чтобы усвоить основные правила приличного поведения. Он постоянно громогласно острит и хохочет, рассуждает о «многих каналах» добывания чинов, о счастье в това­риществе - это когда товарищи перебиты и ему дос­таются звания. Но вот интересно: Скалозуб, персонаж чисто фарсовый, смешон всегда одинаково. Гораздо более сложен образ Фамусова: он глубже проработан психологически, он интересен автору как тип. И Гри­боедов делает его смешным по-разному Он просто комичен, когда лебезит перед бравым полковником, заигрывает с Лизой или прикидывается святошей, читая нравоученье Софье. Но его рассуждения о службе: «подписано, так с плеч долой», его восхищение дядюшкой Максим Петровичем, его гнев на Чацкого и уни­женный страх перед судом «княгини Марьи Алексевны» уже не только смешны. Они и страшны, страшны своей глубокой безнравственностью, беспринципностью. Страшны тем, что свойственны отнюдь не только Фамусову - это жизненные установки всего фамусовского мира, всего «века минувшего». Именно поэтому Грибоедову было важно, чтобы его герои прежде всего вызывали смех - смех зрителей над теми недостатками и пороками, которые свойственны им самим. И «Горе от ума» - это воистину смешная комедия, это созвездие комедийных типов.

Вот, например, семейство Тугоуховских: чванливая супруга, муж на посылках, не произнесший за время своего сценического присутствия ни одной членораз­дельной реплики, и шесть дочерей. Бедный Фамусов у нас на глазах из кожи лезет вон, чтобы одну-единственную дочку пристроить, а тут шесть княжон, да к тому наверняка не блещущих красотой. И не случай­но, увидев на балу новое лицо,- а им, конечно же, оказался Чацкий (всегда некстати!) - они тут же при­нялись за сватовство. Правда, узнав, что тот не богат, моментально ретировались.

А Горичи? Разве не комедию они разыгрывают? Наталья Дмитриевна превратила своего мужа, моло­дого военного, вышедшего недавно в отставку, в нера­зумное дитя, о котором ну просто необходимо посто­янно и назойливо заботиться. Платон Михайлович иногда впадает в некоторое раздражение, но, в общем, стоически сносит этот присмотр, давно уже смирив­шись со своим унизительным положением.

Итак, перед нами комедия светской жизни со­временной Грибоедову Москвы. Какую черту, ха­рактерную особенность ее автор постоянно подчер­кивает? Мужчины находятся в странной зависимости от женщин. Они добровольно отдали свою мужскую привилегию - быть главными - и вполне доволь­ствуются жалкой ролью. Замечательно формулирует это Чацкий:

Муж-мальчик, муж-слуга из жениных пажей -

Высокий идеал московских всех мужей.

Считают ли они ненормальным подобное положе­ние вещей? Отнюдь нет, они вполне довольны. При­чем, обратите внимание, как последовательно прово­дит Грибоедов эту идею: ведь женщины правят не только на сцене, но и за сценой. Вспомним Татьяну Юрьевну, покровительство которой так дорого Молчалину; вспомним финальную реплику Фамусова:

Ах! Боже мой! что станет говорить

Для него - мужчины, барина, государственного чиновника не из мелких - суд какой-то Марьи Алексевны страшнее Божьего суда, ибо ее слово определит мнение света. Она и ей подобные - Татьяна Юрьевна, Хлестова, графини бабушка и внучка - создают об­щественное мненье.

Женская власть,- вот, пожалуй, главная комичес­кая тема всей пьесы.

Комедия неизменно взывает не к неким абстракт­ным представлениям зрителя или читателя о том, как должно быть. Она апеллирует к нашему здравому смыслу, поэтому мы и смеемся, читая «Горе от ума». Смешно то, что неестественно. Но что же тогда от­деляет смех веселый, радостный от смеха горького, желчного, саркастического? Ведь то же общество, над которым мы только что смеялись, привело нашего героя на грань безумия: «От сумасшествия могу ли остеречься?» - говорит он перед тем, как навсегда покинуть дом Фамусова и пуститься по свету. Дело в том, что автор свободно пользуется в рамках одной пьесы разными видами комического, или, как мы говорили, смеется по-разному.

От действия к действию комизм «Горя от ума» приобретает все более ощутимый оттенок сарказма, горькой иронии, Все герои - не только Чацкий - шутят по ходу пьесы все меньше и меньше. Атмосфера столь близкого когда-то герою дома становился душ­ной и невыносимой. К финалу Чацкий уже не шутник, который высмеивает всех и вся. А ведь как, казалось бы, свойственно ему смеяться. Потеряв эту способ­ность, герой просто перестает быть самим собой. «Слепец!» - выкрикивает он в отчаянье. Ирония - это способ жизни и отношение к тому, что изменить не в твоей власти. Поэтому умение шутить, возможность в каждой ситуации увидеть нечто забавное, высмеять самые священные ритуалы жизни- это не просто особенность характера, это важнейшая черта сознания и мировоззрения. А единственный способ побороться с Чацким и прежде всего с его злым языком, ироничным и саркастическим,- сделать из него посмешище, отплатить ему той же монетой: теперь он - шут и па­яц, хотя о том не подозревает. Чацкий по ходу пьесы меняется: переходит от достаточно безобидного смеха над неизменностью московских порядков и представлений к едкой и пламенной сатире, в которой обличает нравы тех, кто «сужденья черпают из забытых газет Времен Очаковских и покоренья Крыма». Роль Чацкого – страдательная, и в этом нет сомнения. Драматический мотив все более нарастает к финалу, а комический постепенно уступает свое главенство. И в этом также состоит новаторство Грибоедова.

С точки зрения классической эстетики - это непозволительное смешение жанров сатиры и высокой комедии. С точки зрения читателя нового времени - это удача талантливого драматурга и шаг к эстетике новой, где нет иерархии жанров и один жанр не отделен от другого глухим забором. Итак, по словам Гончарова, «Горе от ума» - «картина нравов, и галерея живых типов - и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем и комедия, ...какая едва ли найдется в других литературах».

Точно определил суть комедии ­ский в диссертации «Эстетические отношения искус­ства к действительности»: комична «...внутренняя пус­тота и ничтожность человеческой жизни, которая в то же время прикрывается внешностью, имеющей притя­зание на содержание и реальное значение».

Каковы же приемы комического в «Горе от ума»?

Через всю комедию проходит прием «разговора глухих». Вот первое явление второго действия, встреча Фамусова с Чацким. Собеседники не слышат друг друга, каждый кричит о своем, перебивая другого:

Фамусов Ах! Боже мой! Он карбонарий!

Чацкий Нет, нынче свет уж не таков.

Фамусов Опасный человек!

Чацкий Кто путешествует, в деревне кто живет.

Фамусов Да он властей не признает!

Чацкий Кто служит делу, а не лицам...

По сути, это не диалог, а два самостоятельных монолога. И пусть мы согласны со словами и идеями Чацкого, пусть мы искренне осуждаем дремучий эго­изм Фамусова, все равно нельзя не увидеть, как нелеп и комичен этот спор. «В споре рождается истина»,- утверждали древние. Да, но в споре продуктивном, где оппонентов интересует именно истина, а не стремление отстоять свою точку зрения при априорном отрицании чужого мнения. Что, кроме взаимного раздражения, может родиться в споре Фамусова с Чацким?

В третьем явлении третьего действия Чацкий вновь встает лицом к лицу с человеком «фамусовских» убеж­дений - с Молчалиным. Обратите внимание на прин­ципиальное отличие этой сцены от предыдущей. С Фа­мусовым Чацкий спорил, даже не желая выслушать собеседника. В разговор с Молчалиным он вступает, стремясь понять его роль в жизни Софьи: «...Неужели Молчалин избран ей!.. Какою ворожбой сумел к ней в сердце влезть?»

Итак, хочет его понять, хочет услышать. И - не может. Настолько сильна в Чацком уверенность в се­бе, в своем уме, в своей силе, в своем - и это глав­ное! - праве судить ненавистный «век минувший», «прошедшего житья подлейшие черты», что не может он объективно оценить окружающее. И даже предыду­щий разговор с Софьей не остудил его: Я странен; а не странен кто ж? Тот, кто на всех глупцов похож...

Ведь и с Софьей глух был Чацкий, глух и слеп: «Вот я за что его люблю», - говорит Софья о Молчалине. Что же наш герой? Услышал, понял? Нет, ничего подобного: «Шалит, она его не любит».

Сейчас, пытаясь ближе узнать Молчалина, Чацкий заводит с ним беседу. Но о жизни, о мыслях Мол­чалина в этой беседе - лишь первые реплики. Почти сразу же Молчалин переводит разговор на самого Чацкого. И тот, уверенный в молчалинской глупости, подчиняется, даже не заметив, что он уже не он, а со­перник ведет разговор, задает вопросы, комментирует.

Молчалин. Вам не дались чины, по службе неуспех?

Чацкий. Чины людьми даются,

А люди могут обмануться.

Молчалин. Как удивлялись мы!.. Жалели вас.

Молчалин издевательски рекомендует Чацкому ис­кать покровительства могущественной Татьяны Юрьевны, служить в Москве, где легко «И награжденья брать, и весело пожить»; советует попридержать язык: «В чинах мы небольших». Но Чацкий не слышит этой издевки, он лишний раз убеждает себя, что его собеседник глуп и мелочен.

Прием «разговора глухих» блистательно сработает в фарсовой сцене общения еле слышащей графини бабушки с совершенно глухим князем Тугоуховским (IV действие, 20 явление).

И вновь трагедией отзовется он в сцене монолога Чацкого в 22 явлении - монолога самого страстного, о самом наболевшем. Чацкий уже не тот милый, весе­лый юноша, каким прибыл утром в Москву. Перед нами измученный, растерянный человек:

Да, мочи нет: мильон терзаний

Груди от дружеских тисков,

Ногам от шарканья, уму от восклицаний,

А пуще голове от всяких пустяков.

Душа здесь у меня каким-то горем сжата...

О чем его монолог? О главном - о России, о его России, где «ни звука русского, ни русского лица», где напыщенное обезьянничанье почитается за ум и вос­питанность, а искренняя боль за народ высмеивается. Где нет места ни уму, ни сердцу, ни душе... Он кричит об этом - и... «Оглядывается, все в вальсе кружатся с величайшим усердием. Старики разбрелись к карточ­ным столам». Его опять никто не слышал, он об­ращался к глухим.

Второй основной прием комического, блистательно найденный Грибоедовым,- прием «кривого зеркала». Посмотрим сцену появления Репетилова (IV действие, 4 явление). Как неожиданно: «грянул вдруг, как с об­лаков», приехал в дом Фамусова Чацкий, так же внеза­пно, стремительно является Репетилов. И - так же, как Чацкий,- в погоне за химерой, за кем-то, кто его выслушает и поймет... Репетилов безусловно глуп, вздорен, воистину «не в себе». Но - всмотритесь! - как пародийно повторяет он Чацкого. С порога, не разобравшись ни в чем,- кричит он о самом для него главном, открыто, не таясь. Само имя этого персо­нажа говорит о его вторичности, о подчиненности его образа фигуре главного героя (Репетилов от француз­ского слова repeter - повторять.)

Чацкий сознает себя особым: «Я странен...», «Я сам? не правда ли, смешон?» Ему вторит Репетилов: «Я жалок, я смешок, я неуч, я дурак». Чацкий говорит о «нынешнем веке», противостоящем «веку минув­шему»,- и Репетилов: о тайных обществах, где тол­куют «...о камерах, присяжных, об Бейроне, ну, об матерьях важных...» - то есть о приметах нового времени, социальных преобразований. И так же, как Чацкого, никто не принимает всерьез Репетилова, никто не слушает.

Репетилов - карикатура на Чацкого, беспощадная пародия. Но кривое зеркало, искажая, отражает все же именно того, на кого направлено, выявляя, утрируя, доводя до абсурда его черты, его недостатки и слабо­сти. Как бы ни сочувствовал автор главному герою, как бы ни любил его, взгляд Грибоедова беспощаден. Перед нами не идеальный образ, не образец - но реальный человек, с его силой и слабостью. В этом и состоит главная особенность, суть реалистической комедии. Этот жанр определяется самим взглядом ав­тора на описываемые события, его стремлением не идеализировать героев и их идеи, но отразить их объ­ективно, увидеть их достоинства и недостатки. В ре­алистической комедии не может быть идеального положительного героя, все ее персонажи в той или иной степени комичны.

К приемам комического, безусловно, можно отнес­ти и прием «говорящих имен». Это один из традицион­ных приемов мировой литературы, преданный забве­нию в наше время. До середины минувшего века он был очень популярен. Имя персонажа предполагало его характер, становилось как бы эпиграфом к образу, определяло авторское отношение к герою и настраива­ло читателя на соответствующий лад. Грибоедов ис­кусно пользуется этим приемом в комедии. Его Тугоуховский действительно глух; Молчалин скрытен и подчеркнуто немногословен; Скалозуб к месту и не к месту острит и хохочет - «скалит зубы». Фамусова соотнесена с латин­ским словом fama - молва. Таким образом подчерки­вает автор одну из важнейших черт этого героя: его зависимость от молвы и страсть разносить слухи. В фамилии Репетилова, как мы уже говорили, скрыто французское слово repeter - повторять. Репетилов - повторяющий, говорящий не свои слова, переносчик чужих мнений, суждений и мыслей.

Художественные особенности комедии «Горе от ума»

1. Общественный характер конфликта (предпочтение не любовному, а общественному конфликту: Чацкий – фамусовское общество).

2. Новаторство Грибоедова в развитии реализма (преодоление «трех единств» классицизма; верный показ русской жизни первой четверти XIX века).

3. Показ характеров героев в развитии; создание «типических характеров в типических обстоятельствах».

4. Особенности композиции (простота, ясность композиции, своеобразие концовки).

5. Особенности стиха («вольный стих»).

6. Смелое введение в пьесу живого разговорного языка и умелое соединение его с литературным.

7. Особенности речевой характеристики героев.

8. Знаменитый «разговор глухих» между Чацким и Фамусовым, во время которого они не слышат друг друга.

9. «Говорящие фамилии» персонажей, группировка образов по принципу «кривого зеркала» (Чацкий – Репетилов).

Мастерство и новаторство Грибоедова-драматурга

1. Жанр комедии и его задачи в эпоху Грибое­дова. Связь с классицистической жанрово-стилистической теорией.

2. Основные сюжетные схемы комедий в эпо­ху Грибоедова. Комедии интриги и комедии по­ложений.

3. Начало «Горя от ума» как комедии интри­ги: заявка на традиционный сюжет борьбы пре­тендентов за руку девушки.

4. Мастерство Грибоедова в использовании традиционной комедийной интриги для раскры­тия основного конфликта.

5. Отход Грибоедова от традиций комедии как низкого жанра и наполнение комедии проблема­ми, связанными с идеологическими, философ­скими и политическими вопросами.

6. Отход Грибоедова от классицистических принципов изображения человека и создание реалистических характеров в «Горе от ума».

7. Частичное сохранение Грибоедовым клас­сицистических принципов в создании персона­жей-амплуа (Лиза) и персонажей - персонифи­каций пороков (Скалозуб и др.).

8. Отказ Грибоедова от пятого действия как знака благополучной развязки, то есть отход от традиционной комедийной композиции с целью обострения основного конфликта.

9. Мастерство Грибоедова в создании психологических портретов персонажей с помощью художественных деталей.

10. Новаторство Грибоедова в вопросе языка действующих лиц и стиховой организации коме­дии: отказ от традиционного александрийского стиха и использование свободного ямба, с помо­щью которого создается образ живой разговор­ной речи.

Сюжет и композиция комедии «Горе от ума»

Широко известно обстоятельное письмо А. Грибоедова П. Ка­тенину, в котором великий драматург подробно объясняет свой замысел: «Ты находишь главную погрешность в плане. Мне ка­жется, что он прост и ясен по цели и исполнению: девушка, сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку, и чело­век этот, разумеется, в противуречий с обществом, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немного повы­ше, прочих... Кто-то пустил об нем слух, что он сумасшедший. Никто не поверил, и все повторяют...» Итак, сам Грибоедов обо­значил главные, с его точки зрения, сюжетные моменты в «Горе, от ума»: непонимание обществом умного человека, его пора­жение в любви и выдумку о его сумасшествии. По мысли автоpa, все эти ключевые моменты неразрывно связаны в сюжете, однако историческая судьба грибоедовской комедии и споры вокруг нее, не прекращающиеся и в наше время, по сути дела, касаются вопроса о том, что же все-таки является главным сюжетообразующим элементом в этом удивительном произведении.

А. Пушкин писал: «Драматического писателя должно судить по законам, им самим над собою признанным, потому не сужу ни приличий, ни завязки комедии Грибоедова. Цель ее - ха­рактеры и резкая картина нравов». Стало быть, Пушкин видел в «Горе от ума» прежде всего комедию общественную, полити­ческую, сюжет которой строится на противостоянии Чацкого и враждебного ему общества. Пушкинское понимание сюжета «Горя от ума» подтверждается и дальнейшими его словами из того же письма А. Бестужеву: «Недоверие Чацкого в любви Со­фьи к Молчалину натурально, и как прелестно. Вот на чем дол­жна была держаться вся комедия, но Грибоедов, видно, не за­хотел, - его воля». Другими словами, Пушкин считает любов­ную интригу в комедии значительно менее существенной, чем общественную.

Это мнение не должно казаться странным: именно так или почти так восприняли комедию многие современники, и ни­кто не удивлялся, что «Горе от ума» расходится в списках и не может быть ни опубликовано, ни поставлено на сцене. Конеч­но, столь непростая судьба комедии была прямо и непосред­ственно связана с резкой сатирой общественных нравов, кри­тикой рабства и непросвещенности, утверждением нравствен­ных идеалов, близких идеологии декабризма. Современники Грибоедова заучивали наизусть знаменитые монологи Чацко­го, повторяли крылатые фразы , сразу ставшие пословицами, видели в авторе комедии великого единомышленника, нрав­ственного и политического союзника. Конечно же, в контек­сте времени смысл «Горя от ума», содержание и сам сюжет пря­мо связывались с понятием политической сатиры, и для мно­гих эта сторона комедии становилась главной, а порой и единственной. Но в этом случае естественно возникает вопрос: где же завязка общественного конфликта, где его кульминация? По сути дела, равно напряженными по мысли и страсти ока­зываются все монологи Чацкого, и уже один из первых моно­логов «А судьи кто?» мог быть расценен как кульминационный, если бы за ним не разворачивалось многоактное и многопла­новое действие. Не отрицая огромной общественной силы ко­медии Грибоедова, нельзя не заметить, что ее обличительная, сатирическая интонация гармонично вплетается в естествен­ное сюжетное движение, где определяющей становится все-таки любовная интрига. При таком понимании сюжета не вы­зывает удивления трактовка Белинского, который считал, что классическая экспозиция комедии (по Белинскому, интродук­ция) завершается в момент появления главного героя: «К вам Александр Андреич Чацкий». Читатель к этому моменту уже познакомился с Фамусовым, Софьей, Молчалиным, Лизой, да и о Чацком получил некоторое представление, и вот все глав­ные герои сведены вместе, чтобы вступить в те отношения, ко­торые определят сюжетное движение комедии. При такой трак­товке сюжета естественной кульминацией оказывается после­дняя сцена, во время которой прозревают и Чацкий, и Фамусов, и Софья и вслед за которой следует развязка: «Бегу, не огля­нусь, пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уго­лок» (Чацкий) и «Ах, боже мой, что станет говорить княгиня Марья Алексевна?» (Фамусов).

В том-то и состояло искусство Грибоедова, что, положив в ос­нову сюжета любовную интригу, он сумел создать не сентимен­тальную драму, в центре которой отвергнутый и страдающий ге­рой, а истинно общественную комедию, где этот отвергнутый и непонятый возлюбленный становится главным обвинителем и обличителем косных и отживших общественных правил.

Но в таком прочтении сюжета опять-таки остается одна за­гадка. Грибоедов писал Катенину: «Кто-то пустил об нем слух, что он сумасшедший». В статье «Сюжет «Горя от ума» Ю. Тыня­нов резко подчеркивает неслучайность того обстоятельства, что этот «кто-то» - Софья. Она не названа по имени, а представ­лена как безличный представитель общества, «кто-то». Из при­водимых далее Грибоедовым четырех реплик с осуждением Чац­кого только одна принадлежит Фамусову, а три - Софье. Заме­чательный знаток и исследователь творчества Грибоедова, Ю. Тынянов утверждает, что самым сильным местом в сюжете комедии является «рост и развитие выдумки о сумасшествии Чац­кого». Дойдя в анализе текста до знаменитой реплики: «Он про­сто якобинец, ваш Чацкий!» - Тынянов констатирует: «Выдум­ка превращается в донос». Конечно, такое толкование сюжета чрезвычайно интересно и помогает понять, насколько непрос­тым является знаменитое грибоедовское произведение, ставшее хрестоматийным и представляющееся порой совсем несложным.

Думается, что при анализе сюжета «Горя от ума» важно учи­тывать все те элементы, которые не отделены, не оторваны друг от друга, а существуют в неразрывной связи и вместе образуют замечательный сюжетный рисунок «Горя от ума».

В композиции комедии важно отметить не только те очевид­ные моменты, которые являются классическими: деление пьесы на действия к явления, гибкость и интонационное много­образие поэтического текста, множество внесценических пер­сонажей, расширяющих пространственно-временные границы комедии, но и своеобразную расстановку действующих лиц, позволяющую говорить об интересе Грибоедова к романтичес­кому искусству. В «Горе от ума» нет противоборствующих групп персонажей, а есть Чацкий и противостоящее ему общество. Это общество представлено очень колоритными и очень раз­ными фигурами: Фамусов и Молчалин, Хлестова и Скалозуб, Тугоуховские и Горичи, Репетилов и господа N. и Д. Но все они антиподы главного героя. Как известно, романтический герой всегда одинок, и Чацкий как нельзя более соответствует этой модели героя. Можно подумать, что именно о нем вспоминал И. Тургенев, когда писал свою рецензию на перевод «Фауста»: «Он не предается ничему - он всё заставляет себе предаваться; он живет сердцем, но одиноким сердцем, даже в любви, о ко­торой он так много мечтает. Он романтик - романтизм есть не что иное, как апофеоза личности».

Это определяющее композицию одиночество героя особо подчеркнул и сам Грибоедов: «Его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немного повыше прочих». Поста­вив в центр комедии одинокого, непонятого молодого челове­ка, вложив в его уста не только пылкие признания в любви, но и резкие обличения в адрес общества, Грибоедов добился той гармонии, того единства, которое, по словам Белинского, «в мире искусства является высшим достоинством художествен­ного произведения».

Метод и герой

Грибоедов был одним из первых русских драматургов, обратившихся к реалистическому методу. Это позволило ему аналитически исследовать ситуацию, сложившуюся в современном обществе. И легкий, каза­лось бы, жанр комедии дал возможность художнику-реалисту коснуться глубочайших проблем обществен­ной жизни и раскрыть их без излишнего пафоса, свойственного трагедий, но сохраняя истинный драматизм реального бытия современного мира.

В качестве материала пьесы Грибоедов, взял самую обыденную жизнь: обычный московский дворянский дом, с привычным укладом, со всеми его проблемами и заботами. Но для того, чтобы показать скрытые пружины этой рутинной жизни, ее истинное лицо, ну­жен взрыв, необходимо появление героя «из иного мира», с иными жизненными принципами. И тогда в доме, где жизнь расчислена по календарю, появляет­ся Чацкий - с его непочтительностью, дерзостью, страстной искренностью, попирающей все святыни фамусовского мирка. В своей запальчивости он коснется всех, затронет интересы каждого - и вызовет «скан­дал в благородном семействе», спровоцирует необходимый автору взрыв, заставит остальных героев пьесы сбросить маски. Чацкий оказывается одновременно и участником драмы, и судьей, ведь он не только осуждает устои фамусовского мира, но и провозглаша­ет идеологию нового времени, «века нынешнего». Поэ­тому главный герой грибоедовской комедии, помимо роли влюбленного и благородного героя, играет и роль резонера. Это непременное амплуа классичес­кого театра: один из положительных героев, человек честный и добрый, должен выражать авторские идеи, его гражданскую позицию. Чацкий, кроме всех прочих своих обязанностей, должен был принять на себя и эту. Отсюда и утомительная длина его обличительных мо­нологов, которые тормозят развитие драматического сюжета. Классический герой-резонер должен был вы­ходить на авансцену и «вещать», в сюжете же активно­го участия он не принимал. Чацкий одновременно и резонер, и активный «деятель» сюжета (поэтому Чацкого часто гримируют под Грибоедова). Так, противоречия в образе главного героя - не только противоречия его натуры, но и особенность проявления нового метода в литературе.

Но все это не помешало автору отразить новый тип личности, в котором выявились важнейшие тенденции русского общества начала XIX века. Грибоедов пока­зал наиболее актуальный конфликт, в этом также ска­залось его особое социальное чутье: старое не сдает своих позиций, в то время как новое активно вторгает­ся в жизнь, желая распоряжаться в ней, устанавливать свои законы. Это фронтальный конфликт русской жиз­ни того времени и, как впоследствии оказалось, всего XIX и начала XX веков.

Итак - современный материал, современный кон­фликт и современный герой, выражающий самую акту­альную в то время - вольнолюбивую - тенденцию русского общества. Кроме этих признаков реализма в комедии Грибоедова можно выделить следующие; построение пьесы на основе двух сюжетных линий; отсутствие крупных переломных событий, определяющих развитие действия; отсутствие сюжетной развязки и благополучного финала.

Чтобы лучше понять, в чем здесь реалистическое новаторство, поговорим немного о классицизме, царившем в начале прошлого века в русском театре.

Прежде всего классицизм требо­вал соблюдения «трех единств»: единства времени, места и действия. Грибоедов в «Горе от ума» нарушает главное требование - требование единства действия. Оно было основным, ибо классицизм опирался на убеждение, что превыше всего в человеке ценится его гражданственность. Чацкий, будучи героем-гражданином, не исчерпывается этим, он - страстный, искренний, влюбленный - ничем не напоминает ходульных положительных героев классической драмы. В «Горе от ума» две сюжетные линии: любовная и социально-политическая, они абсолютно равнозначны, и центральным героем обеих является Чацкий.

В классическом произведении действие развивалось в силу внешних причин: крупных переломных событий. В «Горе от ума» таким событием становится возвра­щение Чацкого в Москву, давшее импульс действию, но не определившее его ход. Все внимание автора, таким образом, сосредоточено на внутренней жизни героев. Именно духовный мир персонажей, их мысли и чувства создают систему взаимоотношений комедии и определяют ход действия.

Отказ Грибоедова от традиционной сюжетной раз­вязки и благополучного финала, где добродетель торжествует, а порок наказан,- важнейшее свойство его комедии. Реализм не признает однозначных финалов: ведь в жизни все слишком сложно, у каждой ситуации может быть много непредсказуемых завершений и продолжений. Поэтому «Горе от ума» не закончено логически, комедия как бы обрывается в самый драма­тический момент, когда открылась вся правда, «спала пелена» и все главные герои поставлены перед тяжким выбором нового пути.

Характер основного конфликта в комедии Грибоедова «Горе от ума»

Александр Сергеевич Грибоедов был одним из умней­ших людей своего времени. Он получил блестящее образо­вание, знал несколько восточных языков, был тонкий по­литик и дипломат. Грибоедов погиб в 34 года мучительной смертью, растерзанный фанатиками, оставив потомкам два замечательных вальса и комедию «Горе от ума».

«Горе от ума» - социально-политическая комедия. Гри­боедов дал в ней правдивую картину русской жизни после Отечественной войны 1812 года. В комедии показан про­цесс отхода передовой части дворянства от косной среды и борьбы со своим классом. Читатель может проследить раз­витие конфликта между двумя общественно-политически­ми лагерями: крепостников (фамусовское общество) и ан­тикрепостников (Чацкий).

Фамусовское общество традиционно. Жизненные устои его таковы, что «учиться надо, на старших глядя», уничто­жать вольнодумные мысли, служить с покорностью лицам, стоящим ступенькой выше, а главное - быть богатым. Свое­образным идеалом этого общества являются в монологах и дядя Кузьма Петрович:

Вот пример:

Покойник был почтенный камергер,

С ключом и сыну ключ умел доставить;

Богат и на богатой был женат;

Переженил детей, внучат;

Скончался, все о нем прискорбно поминают.

Кузьма Петрович! Мир ему! -

Что за тузы в Москве живут и умирают!..

Образ Чацкого, напротив, - это что-то новое, свежее, вры­вающееся в жизнь, несущее перемены. Это реалистичес­кий образ, выразитель передовых идей своего времени. Чацкого можно было бы назвать героем своего времени. В монологах Чацкого прослеживается целая политичес­кая программа. Он разоблачает крепостничество и его по­рождения, бесчеловечность, лицемерие, тупую военщину, невежество, лжепатриотизм. Он дает беспощадную харак­теристику фамусовскому обществу.

Диалоги Фамусова и Чацкого - это борьба. В начале комедии она проявляется еще не в острой форме. Ведь Фамусов - воспитатель Чацкого. В начале комедии Фаму­сов благосклонен к Чацкому, он даже готов уступить руку Софьи, но ставит при этом свои условия:

Сказал бы я, во-первых: не блажи,

Именьем, брат, не управляй оплошно,

А, главное, поди-тка послужи.

На что Чацкий бросает:

Служить бы рад, прислуживаться тошно.

Но постепенно начинает завязываться другая борьба, важная и серьезная, целая битва. Оба, Фамусов и Чацкий, бросили друг другу перчатку.

Смотрели бы, как делали отцы,

Учились бы, на старших глядя! -

раздался военный клич Фамусова. А в ответ - монолог Чац­кого «А судьи кто?». В этом монологе Чацкий клеймит «прошедшего житья подлейшие черты».

Каждое новое лицо, появляющееся в процессе развития сюжета, становится в оппозицию к Чацкому. Злословят в его адрес анонимные персонажи: г-н Н., г-н Д., 1-я княжна, 2-я княжна и т. д.

Сплетни растут, как «снежный ком». В столкновении с этим миром показана социальная интрига пьесы.

Но в комедии есть и еще один конфликт, еще одна интрига - любовная. писал: «Всякий шаг Чацкого, почти всякое его слово в пьесе тесно связано с игрой чувства его к Софье». Именно непонятное Чацкому поведение Софьи послужило мотивом, поводом к раздра­жению, к тому «мильону терзаний», под влиянием кото­рых он только и мог сыграть указанную ему Грибоедовым роль. Чацкий мучается, не понимая, кто его соперник: толи Скалозуб, то ли Молчалин? Поэтому он становится по отношению к гостям Фамусова раздражительным, невы­носимым, колким. Софья, раздраженная репликами Чац­кого, оскорбляющего не только гостей, но и ее возлюблен­ного, в разговоре с г-ном Н. упоминает о сумасшествии Чацкого: «Он не в своем уме». И слух о сумасшествии Чацкого несется по залам, распространяется среди гостей, приобретая фантастические, гротескные формы. И он сам, еще ничего не зная, подтверждает этот слух жарким мо­нологом «Французик из Бордо», который он произносит в пустом зале. В четвертом действии комедии наступает развязка обоих конфликтов: Чацкий узнает, кто избранник Софьи. Это Молчалин. Тайна раскрыта, сердце пусто, му­чениям нет конца.

Ах! Как игру судьбы постичь?

Людей с душой гонительница, бич! –

Молчалины блаженствуют на свете! -

говорит разбитый горем Чацкий. Его задетая гордость, выр­вавшаяся обида жжет. Он порывает с Софьей:

Довольно! С вами я горжусь моим разрывом.

И перед тем, как навсегда уйти, Чацкий в гневе бросает всему фамусовскому обществу:

Из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами день пробыть успеет,

Подышит воздухом одним,

И в нем рассудок уцелеет...

Чацкий уезжает. Но кто он - победитель или побежден­ный? Наиболее точно на этот вопрос ответил Гончаров в статье «Мильон терзаний»: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей. Он вечный обличитель лжи, за­прятавшийся в пословицу: «Один в поле не воин». Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и - всегда жертва»

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ И ЛИТЕРАТУРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ КОМЕДИИ «ГОРЕ ОТ УМА»

В чем заключается общественно-политическое и литературное значение художественного произведения?

Для чего художник создает произведение? Только ли для того, чтобы зеркально точно отразить жизнь, общественную борьбу? Конечно, нет. Он сам принадлежит к определенной социально-политической группе общества. Сознательно или бессознательно, желает или не желает, но писатель является участником обще­ственной борьбы. Его оружие - художественное слово. Автор хо­чет, чтобы его произведения утверждали определенные идеи, разоблачали идеологию противников.

Чтобы раскрыть общественно-политическое значение художественного произведения, надо

а) коротко охарактеризовать историческую обстановку, в которой создавалось произведение, т. е. указать годы его создания, основные политические группы того времени и вопросы, по которым шла борьба, определить мировоззрение и общественную позицию автора;

б) показать, как отразилась общественная жизнь, ее главные вопросы в изучаемом произведении, т. е. к каким общественно - политическим группам относятся герои произведения, какую оценку дает им автор, кому и в чем помогало произведение.

Решая вопрос об общественно-политическом значении «Горя от ума», можно наметить примерный план темы:

1. Два политических лагеря в русской жизни 20-х годов XIX века:

а) реакционное дворянство - защитники самодержавно-крепостнического строя;

б) декабристы - передовая, революционная группа общества.

2. Близость к декабристам.

3. Прогрессивное значение «Горя от ума»:

а) широкая и правдивая картина жизни 20-х годов XIX века;

б) резкое обличение «века минувшего»;

в) декабристская программа Чацкого.

Подлинно художественное произведение продолжает жить и оказывать воздействие на последующие поколения. Белинский, Герцен, Добролюбов, Чернышевский чрезвычайно высоко оценивали комедию Грибоедова. Белинский писал: «Вместе с «Онегиным» Пушкина «Горе от ума» было первым образцом поэтического изображения русской действительности в обширном значении этого слова. В этом отношении оба эти произведения положили собою основание последующей литературе, были школой, из которой вышли Лермонтов и Гоголь». Герцен в середине XIX века подчеркивал революционный смысл комедии. Для Чернышевского «Горе от ума» было одной из самых любимых книг. М. Горький указывал, что образы грибоедовской комедии вышли далеко за пределы изображаемой автором эпохи.

Уже давно исчезли с лица русской земли фамусовы и молчалины, скалозубы и репетиловы, но встречается еще и бездушно-бюрократическое отношение к людям и делам, и трусость, и низкопоклонство, и карьеризм, и пустозвонство. Значит, комедия интересна не только тем, что позволяет увидеть жизнь людей в прошлом, но и тем, что помогала и помогает поколениям читателей распознавать отрицательные качества, которые живут в современниках. А если помогает распознавать - значит, помогает бороться!

Чтобы определить литературное значение произведения, необходимо ответить на такие вопросы:

1. Черты какого литературного направления являются основными, определяющими в произведении? Насколько, широко и правдиво отражена в нем жизнь, жизненны ли характеры?

2. Каковы роль и особенности языка произведения, его персонажей?

3. Какое влияние оказало произведение на современную ему литературу?

Комедия “Горе от ума” создавалась в начале 20-х годов XIX века. Главный конфликт, на котором построена пьеса, - противостояние “века нынешнего” и “века минувшего”. Над литературой того времени еще имел власть классицизм эпохи Екатерины Великой. Но устаревающие каноны ограничивали свободу драматурга в описании реальной жизни, поэтому Грибоедов, взяв за основу классицистическую комедию, пренебрег, по мере необходимости, некоторыми законами ее построения.

Любое классицистическое произведение (драма) должно было строиться на принципах единства времени, места и действия, постоянства характеров.

Первые два принципа довольно строго соблюдены в комедии. В произведении можно заметить не одну, как было принято, любовную интригу (Чацкий - Софья, Софья - Молчалин, Молчалин - Лиза, Лиза - Петруша), но все они как бы выстраиваются “в одну линию”, не нарушая единства действия. В классицистических произведениях любовной паре господ соответствовала пара слуг, их пародирующая. В “Горе от ума” эта картина смазана: сама хозяйская дочь влюблена в “слугу” (Молчалина). Таким образом Грибоедов хотел показать реально существующий тип людей в лице Молчалина, которого Фамусов “безродного пригрел и ввел в секретари...” (а теперь Молчалин готовится стать дворянином, женившись на его дочери).

Большинство классицистических произведений было построено на принципе: долг выше чувства. В комедии “Горе от ума” важную роль играет любовный конфликт, который перерастает в социально-политический.

Все герои классицистических произведений были четко разделены на положительных и отрицательных. Этот принцип соблюдается только в общих чертах: так называемое “фамусовское общество” противопоставляется герою, выражающему новые, прогрессивные взгляды. Но если рассматривать каждого представителя этого общества в отдельности, то выяснится, что каждый из них не так уж плох. Например, в образе Фамусова (главного антипода Чацкого в общественном конфликте) вырисовываются вполне понятные положительные человеческие черты: ок любит дочь, желает ей добра (в своем понимании), а Чацкий для него - родной человек (после смерти отца Чацкого Фамусов стал его опекуном я воспитателем) в начале комедии. Фамусов дает Чацкому вполне дельные советы:

Во-первых, не блажи,

Именьем, брат, не управляй оплошно,

А главное - поди-тка, послужи...

Образ же положительного героя, прогрессиста Чацкого, отмечен некоторыми отрицательными чертами: вспыльчивостью, склонностью к демагогии (не зря А. С. Пушкин недоумевал: зачем главный герой произносит пламенные речи перед этими тетушками, бабушками, репетиловыми), чрезмерной раздражительностью, даже злобой. (“Не человек - змея” - это оценка Чацкого бывшей возлюбленной Софьей). Такой подход к главным героям свидетельствует о появлении новых, реалистических тенденций в русской литературе.

В классицистической комедии обязателен хороший конец, то есть победа положительных героев и добродетели над отрицательными героями, над пороком. В “Горе от ума” количество отрицательных героев во много раз больше количества положительных (к положительным героям можно отнести Чацкого и еще двух внесценических персонажей - родственника Скалозуба, о котором он говорит: “Чин следовал ему, он службу вдруг оставил, в деревне книжки стал читать”; и племянник княгини Тугоуховской, о котором она с пренебрежением сообщает: “...он химик, он ботаник, князь Федор, мой племянник”). А из-за несоответствия сил положительные герои в пьесе терпят поражение, “они сломлены силой старой”. Фактически же, Чацкий уезжает победителем, так как он уверен в своей правоте. Кстати, использование внесценических персонажей - также новаторский прием. Эти герои помогают осмыслить происходящее в доме Фамусова более широко, в масштабах всей страны; они как бы расширяют, раздвигают рамки повествования.

По законам классицизма жанр произведения строго определял его содержание. Комедия должна была быть либо юмористической, фарсовой, либо носить сатирический характер. Комедия Грибоедова не только сочетает в себе два этих типа, но еще вбирает в себя чисто драматический элемент. В комедии есть такие герои, как Скалозуб и Тугоуховские, смешные в каждом своем слове и действии. Или такие, как княжны, которым даже не дали имена (пародия на всех московских барышень) Платон Го-рич, “муж-мальчик, муж-слуга из жениных пажей, высокий идеал московских всех мужей”; безымянные господа N и П, необходимые, чтобы показать жестокий механизм распространения сплетни в светском обществе (элементы сатиры). В комедии использованы и другие приемы комического изображения: говорящие фамилии (Скалозуб, Молчалив, Репетилов, Горич, Тугоуховские, Фамусов), “кривое зеркало” (Чацкий-Репетилов).

Так же, как и все произведение сочетает в себе юмор и сатиру, главные герои его (Чацкий и Фамусов) неоднозначны. Над главой семейства и хозяином дома, Фамусовым, мы весело смеемся, когда он заигрывает с Лизой, из кожи вон лезет, чтобы выдать свою дочь за нелепого Скалозуба, но задумываемся над устройством общества того времени, когда он, взрослый и уважаемый всеми человек, опасается, “что станет говорить княгиня Марья Алексевна”.

Чацкий еще более неоднозначный герой. Он в чем-то выражает точку зрения автора (выступает резонером), сначала иронизирует над московскими жителями, укладом их жизни, но, мучаясь от неразделенной любви (герой-любовник), озлобляясь, начинает обличать всех и вся (герой-обличитель).

Итак, Грибоедов хотел высмеять пороки современного ему общества в комедии, построенной в соответствии с канонами классицизма. Но, чтобы более полно отразить реальную ситуацию, ему пришлось отступить от канонов классицистической комедии. В итоге, мы можем сказать, что в комедии “Горе от ума” сквозь классицистическую форму произведения, построенного по принципам “века минувшего”, проглядывают черты нового литературного направления, реализма, открывающего для писателя новые возможности изображения реальной жизни.

«Горе от ума» - одно из самых злободневных произведений русской драматургии

«Горе от ума» - одно из самых злободневных произведений русской драматургии, блестящий пример тесной связи литературы и общественной жизни, образец умения писателя в художественно совершенной форме откликнуться на актуальные явления современности. Проблемы, поставленные в «Горе от ума», продолжали волновать русскую общественную мысль и русскую литературу много лет спустя после появления пьесы.

В комедии отражена эпоха, наступившая после 1812 г. В художественных образах она дает яркое представление о русской общественной жизни конца 10-х - начала 20-х гг. XIX в.

На первом плане в «Горе от ума» показана барская Москва. Но в разговорах, репликах персонажей возникает и облик столичного министерского Петербурга, и саратовская глушь, где живет тетка Софьи, и необозримые равнины, «все та же глушь и степь» бескрайних просторов России (ср. лермонтовскую «Родину»), которые представляются воображению Чацкого. В комедии выступают люди самого различного общественного положения: от Фамусова и Хлёстовой - представителей московской дворянской среды - до крепостных слуг. А в обличительных речах Чацкого звучал голос всей передовой России, возникал образ «умного, бодрого» нашего народа (ср. заметку Грибоедова «Загородная поездка», 1826).

«Горе от ума» - плод патриотических раздумий Грибоедова о судьбах России, о путях обновления, переустройства ее жизни. С этой высокой точки зрения и освещены в комедии важнейшие политические, моральные, культурные проблемы эпохи: вопрос о крепостном праве, о. борьбе с крепостнической реакцией, о взаимоотношении народа и дворянской интеллигенции, о деятельности тайных политических обществ, о воспитании дворянской молодежи, о просвещении и русской национальной культуре, о роли разума и идей в общественной жизни, проблемы долга, чести и достоинства человека и так далее.

Историческое содержание «Горя от ума» раскрывается прежде всего как столкновение и смена двух больших эпох русской жизни - «века нынешнего» и «века минувшего» (в сознании передовых людей того времени историческим рубежом между XVIII и XIX столетиями была Отечественная война 1812 года - пожар Москвы, разгром Наполеона, возвращение армии из заграничных походов).

В комедии показано, что столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим» было выражением борьбы двух общественных лагерей, сложившихся в русском обществе после Отечественной войны,- лагеря феодальной реакции, защитников крепостной старины в лице Фамусова, Скалозуба и других, и лагеря передовой дворянской молодежи, облик которой воплощен Грибоедовым в образе Чацкого.

Столкновение прогрессивных сил с феодально-крепостнической реакцией являлось фактом не только русской, но и западноевропейской действительности того времени, отражением социально-политической борьбы в России и в ряде стран Западной Европы. «Общественные лагери, столкнувшиеся в пьесе Грибоедова, были всемирно-историческим явлением,- справедливо замечает М. В. Нечкина.- Они создавались к моменту революционной ситуации и в Италии, и в Испании, и в Португалии, и в Греции, и в Пруссии, и в других европейских странах. Всюду они принимали своеобразные формы… Выражаясь образно, Чацкий в Италии был бы карбонарием, в Испании - «эксальтадо», в Германии - студентом» ‘. Добавим, что самим фамусовским обществом Чацкий воспринимался сквозь призму всего европейского освободительного движения. Для графини-бабушки он «окаянный вольтерьянец», для княгини Тугоуховской - якобинец. Фамусов с ужасом называет его карбонарием. Как видим, основные этапы освободительного движения на Западе - просветительство XVIII в., якобинская диктатура 1792-1794 гг. и революционное движение 20-х гг.- указаны в комедии весьма точно. Как подлинно великий художник, Грибоедов отразил в «Горе от ума» существенные стороны действительности своего времени, целой большой эпохи всемирно-исторического масштаба и значения. Основным и важным в ту пору и было противоречие и столкновение двух указанных общественных лагерей, борьбу которых Грибоедов раскрывает в ее широких исторических связях как современных, так и прошлых.

В обличительных речах Чацкого и восторженных рассказах Фамусова воссоздан образ восемнадцатого, «минувшего века». Это «век покорности и страха», «век Екатерины» с его «вельможами в случае», с льстецами-придворными, со всей пышностью и развращенными нравами, с безумным мотовством и пирами в «великолепных палатах», с «роскошными забавами» и нищетой крепостных крестьян и с «окаянными вольтерьянцами», о которых со старческим возмущением вспоминает графиня-бабушка.

«Век минувший» и является идеалом барского, фамусовского общества. «И награжденья брать и весело пожить» - в этих словах Молчалина, как и в фамусовском восхищении екатерининским вельможей и богачом Максимом Петровичем, выражен весь идеал фамусовского общества, его грубо эгоистическая философия жизни.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12