XIX век как культурная эпоха. Многоаспектность этого понятия. Особенности литературного процесса в его связях с общественными проблемами, национально-освободительным движением народов и политическими событиями эпохи. Характер осмысления революционных событий во Франции конца XVIII в. и революций 1830, 1848 и 1848-1849 гг. в странах Европы. Роль этих событий в духовной жизни европейских стран. Роль философско-эстетических идей, а также социологических и утопических доктрин в развитии литературы и искусства. Успехи научной мысли и влияние естественных наук на литературу. Значение религиозных и философско-этических учений для литературного движения XIX века. Материальный и нравственный аспекты общественного прогресса в их отношении к искусству и литературе.

Литературные направления, определяющие основное содержание литературного процесса XIX в.: романтизм, реализм, натурализм, символизм. Преемственные связи, взаимодействие и характер противостояния между ними. Многообразие литературных течений, школ и направлений. Своеобразие национальных вариантов каждого из литературных направлений. Периодизация литературного процесса с учетом сосуществования в одни и те же годы нескольких литературных направлений, длительности процесса смены одного направления другим, а также отсутствия полной синхронности в этапах развития разных национальных литератур. Понятие «конец века» в его литературно-эстетическом, а не только хронологическом смысле.

Романтизм как эпоха духовной жизни общества, его многообразные проявления не только в сфере художественного творчества, но и в философии, эстетике, историографии, социологии, нравах. Система мировоззренческих и эстетических принципов романтизма: концепция человека, его взаимоотношения с обществом, романтическая историография, представления романтиков о роли отдельной личности («героев») и безвестном человеке (человеке «толпы») в историческом процессе; идея национального своеобразия и понятие «местный колорит»; романтическая натурфилософия; острый скептицизм в отношении прогресса, понимаемого только как рост материальных благ; достижения наук и технические усовершенствования; утверждение идеи нравственного, духовного прогресса, а также необходимости совершенствования общественного уклада; утопические представления романтиков о будущем.

Эстетические взгляды романтиков: историзм в восприятии XIX

столетия как новой литературной эпохи; преемственные связи романтизма, особенно с традициями искусства Средних веков, Возрождения и XVIII в.; представления романтиков о смысле и целях литературного

творчества; концепция творческой личности; роль немецкой классической философии в формировании общей картины мира романтиков и их литературно-эстетических идей.

Концепция воображения как высшей творческой способности. Отношение эстетики романтизма к аристотелевскому принципу подражания (мимесиса). Сфера духовного как главный предмет романтического искусства. Романтический психологизм. Вариации типов романтического героя. Важнейшие категории романтической эстетики: идеал, бесконечность, двоемирие, конфликт личности и общества. Мифологизация и символизация изображаемого мира, антропоцентризм, историзм. Система литературных жанров романтизма, принципиальная значимость в ней исторического романа и исторической драмы, психологического романа и поэтической лирики, в том числе философской.

Многообразие вариаций общих принципов романтизма в творчестве конкретных писателей. Творческая оригинальность как один из постулатов романтической эстетики. Романтическая концепция свободы в разных аспектах: творческом и общественно-политическом. Отношение романтиков к проблемам морали и нравственного совершенствования человека.

Специфика вариаций романтизма в Германии, Австрии и Швейцарии, определяемая неповторимостью исторического пути и национальных традиций каждой из них. Относительность понятия целостности романтизма как эстетической системы. Общая хронология романтизма и ее вариации в литературах конкретных стран. Понятие «эпоха романтизма». Длительность и устойчивость романтических традиций на протяжении XIX в., взаимодействие романтизма с другими литературными направлениями. Значимость романтизма для искусства последующих эпох, в том числе и для XX в.

Романтизм в Германии. Специфика исторического развития Германии на рубеже XVIII и XIX вв. Восприятие Французской буржуазной революции. Немецкие романтики как зачинатели европейского романтического движения, его парадигматичность. Этапы развития немецкого романтизма. Полемика с Гете. Братья Шлегель, Тик, Новалис, их взгляды в первой половине 1790-х годов. Перелом в их мировоззрении как результат неприятия буржуазных отношений. Ориентация на искусство и философию христианской Европы. Романтизм претендовал на универсальную оценку мира, охват всех областей человеческого знания, всех форм жизни. Открытие немецкими романтиками памятников древнегреческой литературы.

Йенский кружок романтиков (Ф. Шлегель, А. Шлегель, Л. Тик, Новалис). Связь с идеалистической философией Фихте и Шеллинга. Формирование эстетики немецкого романтизма.

Фридрих Гёльдерлин – одна из крупнейших фигур в немецкой литературе эпохи романтизма. Мифологическая природа «Тюбингенских гимнов». Эстетические взгляды Гёльдерлина: концепция природы, идея универсальной гармонической личности, «чувство жизни». Роман

«Гипперион»: трагизм образа главного героя. Трагедия «Смерть Эмпедокла»: принцип «становления в исчезновении», тема вечности, усложненность образной системы, противостояние романтического идеала и действительности.

Вильгельм Генрих Вакенродер. «Сердечные излияния отшельника – любителя искусств»: синтез основных художественно-эстетических тенденций начала века, концепция природы и натурально-органического искусства. Принцип целостного восприятия художественного произведения Вакенродера. Роль художника как созидателя духовной природы.

«Фантазии об искусстве для друзей искусства» (Вакенродер и Тик).

«Достопримечательная музыкальная жизнь композитора Йозефа Берлингера»: концепция музыки как подлинно романтического искусства. Проблема постижения традиций национального искусства.

Фридрих Шлегель – теоретик немецкого романтизма. Журнал

«Атенейские фрагменты». От просветительства и классицизма к романтизму («Об изучении греческой поэзии», «О Лессинге»). Определение

«прогрессивной универсальной поэзии»; субъективное, личностное отношение к окружающему миру. Учение Шлегеля об иронии. Идея об

«открытости» всех жанров и родов искусства. Теория романа. Роман

«Люцинда»: теория и практика искусства; тема любви в романе, миф

Платона об андрогинах и его воплощение в романе. Развитие реакционно-мистических тенденций в мировоззрении Ф. Шлегеля.

Людвиг Тик – один из важных представителей немецкого романтизма. Доромантические произведения Тика («История господина Вильяма Ловелля»). Роман «Странствия Франца Штенбальда. История из старых немецких времен»: концепция искусства и природы в романе, система мотивов, принцип синтеза искусств, образ художника как странника. Фантастические новеллы Тика – «Белокурый Экбер», «Руненберг». Романтическая обработка народных книг. Сказки Тика и их антирационалистическая направленность. Комедии «Кот в сапогах» и

«Мир наизнанку»: традиция разрушения театральной условности, воплощение романтической иронии, два типа восприятия мира.

Новалис. Эволюция его мировоззрения, интерес к пиетистскому мировосприятию. Обращение к мистицизму: «Гимны к ночи», «Духовные песни»: незавершенность, фрагментарность, открытость творимого художественного мира. Система мировидения Новалиса: идея о четырех царствах. «Генрих фон Офтердинген» – романтический вариант воспитательного романа и романа о художнике. Связь романа с «новой мифо-

логией»: история о «голубом цветке», о «золотом веке». Экспериментальная направленность романа. Синтез жизни и поэзии. Статья «Христианство и Европа» – критика буржуазного развития и идеализация феодального Средневековья.

Гейдельбергский кружок романтиков (Арним, Брентано, братья Гримм). Усиление социальных и идейных противоречий в период наполеоновских войн. Рост национального самосознания (Фихте «Речи к немецкой нации», Й. Геррес «Немецкие народные книги»). Интерес к старонемецкому искусству и национальному прошлому Германии. Проблема народности: идеалистическое и внеисторическое понятие

«народного духа» (Фридрих фон Савиньи «Право владения»). Сборник народных песен Арнима и Брентано «Волшебный рог мальчика»; его влияние на дальнейшее развитие немецкой лирики. Тематический состав сборника «Детские и семейные сказки» братьев Якоба и Вильгельма Гримм. Братья Гримм – основоположники научной фольклористики.

Ахим фор Арним – оригинальный новеллист («Изабелла Египетская») и автор двух романов («Бедность, богатство, вина и искупление графини Долорес» и «Хранители короны»): проблема «духовного» прозрения нации; синтез прозаического и поэтического начал; символика; романтический субъективизм.

Клеменс Брентано – прозаик, драматург и выдающийся лирический поэт. Простота, ясность формы и музыкальность лирических произведений Брентано. Тема одиночества и любовного чувства. Новелла

«Повесть о славном Касперле и пригожей Аннерль»: мотив фатальной неизбежности, художественные особенности текста.

Берлинские романтики. Генрих фон Клейст. Просветительские и иррационалистические тенденции в его творчестве. Влияние философии И. Канта. Восприятие личности как меры всех вещей, тема разлада, раздвоения человеческой души, нетождественность человека самому себе в произведениях Клейста. «Семейство Шроффенштейн» – трагедия рока» или психологическая драма. Идейно-художественное своеобразие трагедии «Пентесилея». Драма «Кетхен из Гейльбронна». Национальнопатриотическая тема в драмах «Битва Германа» и «Принц Фридрих Гамбургский». Образ идеального монарха. Комедия «Разбитый кувшин» – памфлет на прусское судопроизводство; особенности сатиры Клейста. Клейст-новеллист. Проблема права и пределов абсолютного чувства в повести «Михаэль Кольхас. Из старой хроники».

Адельберт фон Шамиссо. Ранние романтические стихи. Жанр фантастической повести («Удивительная история Петера Шлемиля»). Тема власти золота. Фольклорные источники, аллегорический смысл, мотив двойничества в повести. Связь балладной лирики Шамиссо («Путешест-

вие вокруг света») с национально-освободительным движением в Греции и Южной Америке. Журнал «Альманах немецких муз». Русская тема у Шамиссо: поэма «Изгнанники» и сатирическая сказка «Шемякин суд».

Йозеф фон Эйхендорф – выдающийся лирический поэт и прозаик. Первый его роман «Предчувствие и действительность». Наивысшее его достижение в прозе повесть «Из жизни одного пройдохи» – наиболее яркое воплощение позднеромантического миросозерцания. Жанровая метаморфоза текста. Мотив странствия и пародийно-травестийное начало в повести. «Песни странствий» – художественные особенности лирического цикла Эйхендорфа.

Эрнст Теодор Амадей Гофман – классик немецкой литературы. Раннее творчество (сборник «Фантазии в манере Калло. Листки из дневника странствующего музыканта»). Гофман в период посленаполеоновской реакции. Двоемирие – основная черта мировоззрения и творчества Гофмана (Золотой горшок»). Утверждение превосходства искусства (музыки) над жизнью («Кавалер Глюк»). Крейслериана. Проблема судьбы художника в феодально-бюргерском обществе. Люди-автоматы и романтический герой. Разные типы фантастики у Гофмана. Традиция готического романа в «Эликсирах сатаны»: темное начало в мире и человеке, тема расслоения человеческого «я». Проблема синтеза искусств в сборнике новелл «Ночные этюды». Сюжетно-композиционные особенности новеллы «Песочный человек». Сказочно-фольклорная тема («Щелкунчик», «Принцесса Брамбилла»). Гротескно-сатирическое изображение обыденной реальности. «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер»: проблема ценности человека в филистерском обществе, вопрос о сущности и видимости. «Житейские воззрения Кота Мурра вкупе с фрагментами биографии капельмейстера Иоганнеса Крейслера, случайно уцелевшими в макулатурных листках»: особенности композиции романа, идейно-тематический план текста. Цитатность романа. Ирония Гофмана. Сатира на немецкое общество.

Литература Германии эпохи Реставрации. Политическая, социальная, культурная ситуация в странах немецкоязычного региона после разгрома наполеоновской армии. Венский конгресс. Политика Меттерниха. Немецкий Союз. Идеалистические философские системы Ф.В.Й. Шеллинга и Г.В.Ф. Гегеля. Материалистическая антропология Л. Фейербаха. Теория научного коммунизма Карла Маркса.

Связь литературы этого периода с предшествующими культурными эпохами и художественными традициями. Поляризация литературного контекста. Эстетика и поэтика литературы эпохи бидермейера. Дуалистическая природа понятия «чувство жизни». Либеральнодемократический и революционный характер «предмартовской литературы» (Людвиг Берне). Авторы «Молодой Германии» (Фердинанд Кю-

не, Эрнст Вильком и др.): отношение к Июльской революции во Франции 1830 г., смена культурной традиции, концепция свободы, новая жанровая разновидность – «современный роман» или «роман идей» (Генрих Лаубе «Молодая Европа», Карл Гуцков «Рыцари духа»).

«Высокий» бидермейер – постромантизм или «ранний реализм». Стилевое и содержательное своеобразие литературных произведений.

Аннета фон Дросте-Хюльсхоф – представительница «консервативной» линии в литературе бидермейера. Лирические произведения

«Церковный год», «Степные картины», новелла «Еврейский бук»: стилевые особенности, идейно-тематический состав произведений, образная система, этнографическая детализация. Синтез разных жанровых начал в одном произведении.

Эдуард Мёрике – швабский поэт и прозаик. Содержательные и стилевые ориентиры его ранних лирических произведений. Предметные стихотворения («К старой картине», «К китайской вазе), «К церковной

башне» и др.). Роман «Художник Нольтен» и новелла «Моцарт на пути

в Прагу: проблема отношения искусства к действительности, трактовка темы искусства и художника, интерес к «ночной» стороне человеческой души, элементы фантастики, лирические вставки. Сказки Мёрике («Штутгартский домовой»).

Реализм как литературное направление, его хронологические рамки. Становление реализма в его преемственных связях с романтизмом и другими литературными направлениями прошлых веков. Мировоззренческие опоры реализма в разных философских и социологических доктринах. Картина мира в эстетической концепции реализма: конкретноисторические представления о человеке и обществе; первостепенное внимание к текущей современной жизни; значимость социального аспекта в эстетике реализма; особенности бытописания, нравоописания и психологического анализа в произведениях реализма. Эстетика реализма в его отношении к аристотелевскому принципу подражания. Принцип типизации, диалектика общего и частного в реализме; роль, отводимая воображению. Категория «прекрасного» в реализме. Обоснование эстетических принципов реализма в теоретических трудах писателей. Роман и повесть о современной жизни как ведущие жанры реализма в литературе. Проблема «человек и общество», характерные типы героя в реалистической прозе.

«Молодая Германия» – группа немецких писателей и журналистов, возникшая под влиянием Июльской революции во Франции. Представители: Карл Гуцков, Лудольф Винбарг, Теодор Мундт, Густав Кюне. Социально-политические установки младогерманцев: демократические свободы, сословное равенство, религиозная веротерпимость, эмансипация «плоти», демократизация образования и науки. Эстетические взгляды

младогерманцев («Эстетические подходы» Винбарга, «Современные характеристики» Лаубе, «Искусство немецкой прозы» Мундта). Взаимосвязь и взаимовлияние повседневной жизни и искусства, эстетики и морали. Первый политический цикл романов Лаубе («Молодая Европа»).

Генрих Гейне – поэт, прозаик, публицист, драматург. Творческий путь Гейне. Типично романтические ситуации как источник сатирического или иронического пафоса. «Книга песен». Традиции народной песни. Сочетание в стихах эмоции и иронии. Ранняя проза: «Путевые картины». Своеобразие жанра. «Путешествие по Гарцу»: пролог и две сюжетные линии. «Книга Легран»: темы Французской революции и Наполеона. «Английские фрагменты» как показатель созревания политических взглядов Гейне. Гейне и Июльская революция 1830 г. Эмиграция во Францию.

Политическая публицистика Гейне 30-х годов. «Французские дела», «К истории религии и философии в Германии»: анализ пути развития немецкой философии. «Романтическая школа». Проблема отношения Гейне к романтизму на разных этапах его идейно-творческого развития. Политическая поэзия Гейне 40-х годов. Поэма «Атта Тролль»: сатира на немецкое филистерство и на узкотенденциозную поэзию. Пародийная структура поэмы. Цикл «Современные стихи». «Германия. Зимняя сказка» – сатира на германскую действительность. «Романцеро», его тематика, структура, характер иронии. Историческое значение творчества Гейне.

Кристиан Дитрих Граббе – реформатор немецкого театра

(«О шекспиромании»). Экспериментальные драмы Граббе («Дон Жуан и Фауст», «Наполеон», «Ганнибал»): конфликт между личным и сверхличным началом, идея истории, образ героя-индивидуалиста, два стилевых уровня драматического действия, ирония, гротескно-сатирические портреты вестфальской знати, значение исторического и культурного материала в драматургии Граббе.

Творчество Георга Бюхнера. Сен-симонистское «Общество прав

человека». Драматургия Бюхнера. Драма «Смерть Дантона»: историческая основа произведения, роль личности в истории, фаталистическая концепция истории, отход от принципов классического театра. Комедия

«Леонс и Лена»: тема власти обстоятельств, психологизм комедийных образов, сатирическое и ироническое изображение современной действительности. Философский материализм Бюхнера в трагедии «Войцек». Тема отчуждения и изоляции человека в мире. Особенности композиции и стиля драмы Бюхнера. Новелла «Ленц»: документализм, внутренняя перспектива повествования, тема утраты целостности картины мира.

Социально-исторические процессы в Германии второй половины

XIX в. Литература немецкой эмиграции после 1848 г. Фридрих Геббель и

немецкая историко-мифологическая драма («Мария Магдалина», «Агнес Бернауер»). Областнические тенденции в литературе 1850-1860 годов (Ф. Рейтер, Т. Шторм, В. Раабе). Особенности формирования немецкого

«поэтического реализма» во второй половине XIX в. Новеллистика Теодора Шторма. Развитие немецкого романа (В. Раабе, Т. Фонтане). Массовый роман в Германии (Г. Фрейтаг, Ф. Шпильгаген). Объединение Германии (1871 г.) и немецкая литература. Философия А. Шопенгауэра и ее восприятие в немецком культурном сознании. Философское и литературное творчество Ф. Ницше. Ф. Ницше и Р. Вагнер. Социалистическая литература и критика в Германии конца XIX в. (Ф. Меринг).

Карл Май как представитель «массовой» («тривиальной») литературы. Интерес к экзотике и морализаторству. Журнал «Семейное богатство» и первый литературный опыт К. Майя – произведения о приключениях белокурого германца на Диком Западе. Религиозная проблематика его произведений. Морально-религиозные новеллы. Авантюрно-приключенческие романы: «На дальнем Западе», «Сокровище серебряного озера»,

«Верная рука – друг индейцев». Фольклорная и криминально-детективная основы его историй.

Теодор Фонтане – самый значительный немецкий прозаик конца XIX века. Кружок «Туннель» и дружба с А. Менцелем. Национальноосвободительная направленность романа «Перед бурей». Трактовка истории в повестях Фонтане «Грете Минде», «Эллернклипп», «Шах фон Вутенов»: образ «маленького человека в больших сапогах». Цикл «берлинских романов» – «Грешница», «Сесиль», «Стина» – о женской судьбе и о нравах в современном обществе. Поэтизация обыденной жизни в романе

«Эффи Брист». Художественные особенности романов Фонтане.

Литература Австрии в XIX веке. XIX век – эпоха «обуржуазивания» всех форм жизни. Многонациональный характер Австрийского государства. Католицизм. Исторические события: Австрия времен Наполеоновских войн, Священный союз, тирольское восстание 1809 года, события марта 1848 года. Вена – крупнейший культурный центр Европы. Развлекательность как основное направление австрийской культуры. Австрийская литература как самостоятельная национальная литература. Роль цензуры в становлении австрийской литературы. Венское театральное искусство (Бургтеатр). Судьба романтизма в австрийской литературе. Комплекс провинциальности. Сохранение традиций прошлых эпох: средневековый смех с его универсальностью, аллегоризм барокко, просветительская вера в единство и совершенствование человеческого мира. Вещность как особое свойство австрийской литературы. Универсализм в постижении жизни и эмпиризм в литературе конца века.

Николаус Ленау. Многонациональные истоки его творчества. Цикл стихотворений «Прогулка в горах». Особенности ранних поэтических текстов Ленау: субъективность, черты романтического мировосприятия, религиозные мотивы, лиризм, картины природы, тема безысходного одиночества. Поездка в США («Первобытный лес», «Ниагара»,

«Три индейца»). Влияние идей Гегеля и Фейербаха. Поэмы Ленау –

«Фауст» и «Савонарола» – художественные особенности этих произведений. «Лесные песни» – новое, более глубокое понимание места человека в природе. Трактовка национальной истории в поэме «Альбигойцы». Образ борца за высокие идеалы человечества. Идея человеческого счастья в «Дон Жуане». Лирика Ленау – одно из ярких выражений романтического мироощущения.

Иоганн Непомук Нестрой и традиция венской комедии бидермейера. Традиция австрийского народного фарса и итальянской комедии масок. «Изгнание из волшебного мира, или Тридцать лет жизни босяка»: социальный смысл драматического текста. Фантастическое и реалистическое в пьесе «Злой дух Лумпацивагабундус, или Бесшабашная троица». Социальные зарисовки Нестроя (фарс «В подвале и в бельэтаже»). Общественная тема в комедии «Свобода в Медвежьем углу».

Творчество Франца Грильпарцера. «Высокая трагедия» Грильпарцера. Античные и средневековые источники его драматургии. «Праматерь», ее связь с немецкой романтической «трагедией рока». «Сафо» и проблема признания художника в жизни. История и современность времен Грильпарцера в драме «Величие и падение короля Оттокара». Драма «Либуша» как историческая утопия. Славянская тема. Малая проза Грильпарцера («Бедный музыкант»).

Адальберт Штифтер – выдающийся австрийский писатель, приверженец традиции австрийского просветительского рационализма. Особый тип рассказа – «Штудии»: проблема совести, долга, человеческого достоинства; красота человеческих взаимоотношений; концепция природы; педагогическая направленность рассказов Штифтера. «Пестрые камешки» и «кроткий» закон. Идеал обычной, скромной и совсем не героической человеческой жизни. Тема интеграции личности в исторический, общественный, природный процессы. Символика «вещи». Роман воспитания «Бабье лето»: особенности композиции и стиля произведения. Ориентация на классическое наследие. Форма организации человеческих отношений. Роман «Витико»: утопические и исторические основы произведения. Эпичность романного пространства.

Литература Швейцарии в XIX веке. Специфика развития истории Швейцарии в эпоху Наполеоновских войн и после них. Решение Венского конгресса по поводу Швейцарии. Внутриполитическая жизнь:

«Студенческий союз», «Земпахский союз» – основы социальнополитического обновления и объединения страны. Идея нейтралитета и союзная конституция. Политизированный характер культуры Швейцарии XIX века. Идея необходимости просвещения народа (Песталоцци). Усиление роли католицизма в формировании национальной культуры. Отсутствие языковой общности.

Непопулярность романтических концепций в среде швейцарских писателей. Вместе с тем пристальное внимание к национальному фольклору и истории страны, сбор и обработка памятников народной культуры прошлого (деятельность Бодмера, К.В. Бонштеттена, Ф. Штадлера). Сборник

«народные песни и стихи» Г.Я. Куна. Неприятие метафизических и абстрактных форм в литературе (Устери, Хесса, Хегнер). Популярность малых повествовательных жанров, особенно рассказа, его просветительскодидактическая направленность.

Творчество классика швейцарской литературы – Готфрида Келлера. Активная политическая позиция писателя: несоответствие между мечтой и ее реальным воплощением, между «поэзией» и «правдой», между душой, духом и материей. Лирические произведения Келлера. Гротескнопоэтический реализм сборника «Люди из Зельдвилы». Особенности композиции сборника. Роль детали и ее символический смысл. Полифоничность повествования. Своеобразие юмора Келлера («Платье делает людей»). Роман «Зеленый Генрих» как роман воспитания, традиция данного жанра в немецкоязычной литературе. Соединение индивидуальной судьбы и судеб общества, переживающего пору радикальных перемен. Художественные особенности текста: встраиваемые рассказы, аллегорические пассажи, многочисленные отступления и т. д. Символичность финала романа. Смысл названия романа. Серия исторических картин («Цюрихские новеллы»). Мифологическая основа сборника «Семь легенд». Многослойность и многоплановость повествования в цикле «Изречение»: мотивы из народных сказок, библейской и античной мифологии, топика рыцарских романов, романтические мотивы. Опыт социального анализа в романе «Мартин Заландер».

Во 2-й половине XIX – начале XX в. продолжалось развитие реализма. Реализм не отмежевывается от эстетических исканий, стремится – часто в очевидном взаимодействии с другими художественными явлениями – к аналитичности, объемности во взгляде на реальность, к ее адекватному художественному изображению. Появляются новые формы художественного воплощения действительности, расширяется круг тем и проблем. Так, если в реалистических произведениях XIX в. преобладало социально-бытовое начало, то на рубеже XIX–XX вв. оно начинает сменяться философско-интеллектуальной, духовно-личностной проблематикой.

Особое место среди художественных явлений 2-й половины XIX – начала XX в. занимает неоромантизм. Неприятие действительности; сильная личность, часто одинокая, руководствующаяся в своей деятельности альтруистическими идеалами; острота этической проблематики; максимализм и романтизация чувства, страсти; напряженность фабульных ситуаций; приоритет экспрессивного начала над описательным, эмоционального – над рациональным; активное обращение к событиям прошлого, легендам и преданиям, фантастике, гротеску, экзотике, культивирование авантюрно-приключенческих и детективных сюжетов – характерные черты неоромантизма, достигшего кульминации развития в 90-е годы XIX в.

Вторая половина XIX – начало XX в. – достаточно небольшой период в сравнении с некоторыми предыдущими историко-культурными эпохами, охватывающими иногда не одно столетие. Тем не менее он вполне сопоставим с этими и другими этапами культурного развития человечества, ибо вместил в себя целый ряд событий мирового значения и оказался отмеченным выдающимися достижениями в искусстве разных стран.

Причины, смысл и масштабы кризиса, переживаемого человеческим сознанием в тот период, обосновывались многими философами. Большое распространение имели работы немецкого философа Артура Шопенгауэра Под влиянием А. Шопенгауэра формировались философские взгляды Фридриха Ницше, оказавшего огромное влияние на искусство слова рубежа XIX–XX вв. Весьма существенным было также воздействие на литературно-художественный мир, особенно уже начала XX в., французского философа Анри Бергсона, создателя интуитивизма – учения об интуиции как основном способе познания жизненной сущности, и австрийского психиатра, автора теории и метода психоанализа Зигмунда Фрейда. Воззрения Бергсона послужили одной из отправных точек для символистов, а позднее и для представителей различных авангардистских направлений. Психоаналитическая же теория Фрейда стимулировала глубоко новаторский подход не только ко многим конкретным наукам, но и к мифологии, религии, живописи, литературе, эстетике, этнографии.

Именно на рубеже XIX–XX вв., когда происходило переосмысление духовно-эстетических ценностей и рушились прежние убеждения. Для всего этого периода характерно широчайшее экспериментаторство, когда многие писатели становились добычей того или иного литературного увлечения.Немецкий натурализм имел предшественников во Франции и Скандинавии. Согласно тогдашним философским и естественно-научным теориям, личность определяли наследственность и среда. Писателя-гуманиста интересовала теперь прежде всего уродливая реальность индустриального общества, с его нерешенными социальными проблемами.Наиболее типичным поэтом-натуралистом был А.Хольц (1863–1929); в области романа не было сколько-нибудь ярких открытий. Однако столкновения разнородных персонажей, чья несвобода усугублялась детерминизмом, способствовали появлению ряд драматических произведений, не утративших своего значения.Непреходящую литературную ценность обеспечил своим произведениям Гауптман, начавший как натуралист и неуклонно расширявший рамки своего творчества, вплоть до классицизма (пьесы на античные сюжеты), в чем он вполне сравним с Гёте. Многообразие, присущее драмам Гауптмана, обнаруживается и в его повествовательной прозе.С появлением новаторских работ Фрейда центр тяжести в литературе сместился от социальных конфликтов к более субъективному исследованию реакций индивида на окружение и самого себя. В 1901 А.Шницлер (1862–1931) опубликовал повесть Лейтенант Густль, написанную в форме внутреннего монолога, и ряд импрессионистических театральных зарисовок, где сплавлены тонкие психологические наблюдения и картины деградации столичного общества (Анатоль, 1893; Хоровод, 1900). Вершина поэтических достижений – творчество Д.Лилиенкрона (1844–1909) и Р.Демеля (1863–1920), создавших новый поэтический язык, способный ярко выразить лирический опыт. Гофмансталь, соединив стилистику импрессионизма с австрийской и общеевропейской литературной традицией, создал необычайно глубокие стихи и несколько поэтических пьес (Глупец и смерть, 1893).Не менее значительные достижения имели место и в прозе. Т.Манн – самый выдающийся представитель плеяды писателей, среди которых был и его старший брат Г.Манн (1871–1950), известный своими сатирическими и политическими романами.

Романтизм в немецкой литературе начался как протест против веймарского неоклассицизма, который был связан с творчеством Иоганна Вольфганга Гёте. Главными теоретиками нового направления стали братья Август и Фридрих фон Шлегели.

Август занимался изучением литературы, он автор «Лекций об изящной литературе и искусстве» и «Лекций о драматическом искусстве и литературе» (1797 -- 1810), которые заложили идейные основы романтизма. Перу Фридриха Шлегеля принадлежит роман «Люцинда» (1799).

Одним из первых романтиков стал поэт и писатель Новалис, автор стихов «Гимны к ночи» (1800) и исторического романа «Генрих фон Офтердинген» (1802). Члены Гейдедьбергского кружка романтиков поэты Людвиг фон Арним и Клеменс Брентано издали сборник немецких народных песен «Волшебный рог мальчика» (1806--1808). Фон Арним также является автором исторического романа «Хранители короны» (1817).

Титаном немецкого романтизма стал поэт Генрих фон Клейст, автор комедии «Разбитый кувшин» (издана 1811), поэм «Принц Фридрих Гомбургский» (1810, издана 1821) и «Кетхен из Гейльбронна» (издана 1810).

Подъем демократического движения в Германии положил конец романтизму, идеализировавшему средневековье. В 1830-х годах либеральные писатели объединились в движение «Молодая Германия», члены которого стали писать в стиле реализма. Наиболее значительным реалистом стал поэт Генрих Гейне, который по политическим мотивам вынужден был покинуть родину и эмигрировать в Париж.

В 1833 году он опубликовал во Франции книгу «Германия», в которой познакомил французов с немецкой культурой. Творчество Гейне отличала яркая сатира и протест против социальной несправедливости. Его перу принадлежат поэмы: «Тангейзер» (1836), «Атта Тролль» (1843), «Германия. Зимняя сказка» (1844).

Подлинный расцвет немецкой литературы пришелся на начало XX века. В это время появляется целая плеяда писателей и поэтов, которые на десятилетия определили развитие немецкой культуры. Эпицентром этого литературного Ренессанса стала Австрия.

Немецкий символизм связан с именем австрийского поэта Райнера Мария Рильке. Ему принадлежат сборники стихов «Книга образов» (1902), «Книга часов» (1905) и сборник новелл «Последние» (1902) Также Рильке первым сделал стихотворный перевод на немецкий язык «Слова о полку Игореве».

Австрийский писатель Франц Кафка работал в стиле экспрессионизма. Его фантасмагорические романы «Процесс» (издан 1925) и «Замок» (издан 1926) стали пророчеством и протестом против нарождавшегося тоталитаризма.

Произведения другого австрийского писателя Стефана Цвейга проникнуты тонким психологизмом. Он является автором исторических романов «Мария Стюарт» (1931) и «Магеллан» (1937), серии очерков «Звездные часы человечества», новелл «Амок» (1922), «Смятение чувств» (1927).

В литературе Германии этого периода особое место заг нимает творчество братьев Генриха и Томаса Маннов. Генрих Манн является автором романов «Учитель Унрат» (1905), трилогии «Верноподданный», «Юность короля Генриха IV» (1935) и «Зрелость короля Генриха IV» (1937).

Первый же роман Томаса Манна «Будденброки», изданный в 1901 году, принес ему всемирную известность. В 1924 году вышел в свет его роман «Волшебная гора», в 1933--1943 годах писатель работал над циклом романов на библейский сюжет «Иосиф и его братья», в 1947 году был издан роман «Доктор Фауст». В 1929 году Томасу Манну была присуждена Нобелевская премия.

Эрих Мария Ремарк буквально ворвался в литературу как автор романа «На Западном фронте без перемен» (1929), в котором впервые была правдиво освещена вся безжалостность первой мировой войны. В 1938 году он опубликовал роман «Три товарища», в 1946 году вышло в свет его наиболее значительное произведение -- роман «Триумфальная арка».

Совершенно особое место в немецкой литературе занимает творчество швейцарского писателя Германа Гессе. Его наиболее известными произведениями считаются: философские романы «Сидкарта» (1922), «Степной волк» (1927), «Игра в бисер» (1943). В 1946 году Гессе была присуждена Нобелевская премия.

(начало 1830-х - 1847гг.)

Раннее творчество Теккерея характеризуется поисками в области повествования. Он создает сказки, пишет стихи. Выступает и как художник, иллюстрирует свои произведения. Как сатирик Теккерей увлекся таким жанром, как пародия. Он очень хорошо чувствовал издержки любого жанра, а особенно жанров романтической литературы, популярных в некоторых кругах, например, в женских.

Так им был создан цикл пародий на известных романтических авторов под названием «Романы прославленных сочинителей» (Купер, Дюма-отец, Вальтер Скотт и др.).

«Книга снобов» (1846-1847).

Само понятие «сноб » было широко известно в Англии еще в 18 веке. Оно означало чванливость и высокомерие английской земельной аристократии. Как жаргонное словечко оно употреблялось студентами Кэмбриджа: «сноб» как бедный студент . И студенческая газета, в которой сотрудничал Теккерей, имела такое же название.

В культуре 19 века слово «сноб» уже означало корыстолюбие, лицемерие, ханжество и чванливость вообще. В «Книге снобов » оно применимо абсолютно ко всем, начиная от монарха и заканчивая слугами (52 очерков). Таким образом, это понятие писателем трактуется как национальное, так и как общечеловеческое качество.

Сноб, по Теккерею, - «это лягушка, которая хочет раздуться до размеров быка…». Даже в себе Теккерей находил это качество.

«Ярмарка тщеславия»(1847-1848)-

открывает новую страницу в истории английской литературы 19 века. Новаторство романа:

Заглавие носит символический характер . Во времена Теккерея названия произведений чаще всего были связаны с историями или именами героев.Название романа Теккерея заимствовано из аллегорического романа английского писателя 17 века Джона Беньяна «Путь паломника». Во время своего путешествия главный герой этого романа попадает на ярмарку тщеславия, а точнее, по переводу, на «базар житейской суеты», где все продается за деньги: титулы, звания, должности, даже любовь.

Это первое аллегорическое обозначение современной продажной Англии. Существует и второе содержание ярмарки тщеславия – это аллегорическое изображение человеческой жизни вообще («суета сует – все суета»).

В жанровом отношении это роман, вобравший в себя большое количество жанровых разновидностей: романа-воспитания (история жизни двух героинь), романа-обозрения, или романа-панорамы (частная жизнь героев определяется не счастливыми случайностями, а конкретными историческими событиями), семейно-бытовой роман (тема семьи: семьи Седли, Осборнов, Кроули); плутовской роман (история Бекки Шарп – ее рыжие волосы как знак плутовки); а также как роман сатирический, социально-психологический, философский.


Композиция романа построена на принципах просветительского романа .

Во-первых, есть Кукольник, который обращается к читателю. Он надевает на себя маску Кукольника, чтобы озвучить известную нам шекспировскую метафору: «Жизнь – игра, театр, и все мы в нем актеры».

Он представляет своих кукол, которые станут главными героями романа: «вот… знаменитая кукла Бекки, которая проявила необычайную ловкость в суставах и оказалась весьма проворной на проволоке; кукла Эмилия, хоть и снискавшая куда более ограниченный круг поклонников, все же отделана художником и разодета с величайшим старанием; фигура Доббина, пусть и неуклюжая с виду, пляшет презабавно…»; есть и фигура Нечестивого Вельможи… Кукольник обещает показать «зрелища самые разнообразные»: кровопролитные сражения… сцены военной жизни… эпизоды любовные, а также комические…. Вокруг Кукольника – гомонящая Ярмарка, на которую он смотрит «с чувством глубокой грусти…» «Здесь едят и пьют без всякой меры , влюбляются и изменяют, кто плачет, а кто радуется; здесь дерутся и пляшут…» то есть создается образ Жизни.

Кукольник подсказывает нам, что главным героем в романе является ярмарка. В романе ярко выражено игровое начало.

Но, помимо Кукольника, есть еще иронический Автор, который представляет себя как «автор, который знает все» и, в то же время, как «автор, который ничего не знает».Что означает второе определение? Автор не может знать все, так как жизнь непредсказуема. Ведь однажды трагическая случайность может ее разрушить. Это реалистический подход.

Роман имеет интригующий подзаголовок «Роман без героя». Почему именно такой подзаголовок? Проблема героя была весьма актуальна в викторианской Англии.

Мы должны иметь в виду следующее обстоятельство: роман предназначен, прежде всего, для сударынь . У них, как известно, почти всегда складывается свое представление о главном герое как идеальном герое (вспомним госпожу Бовари). Это должен быть персонаж, который проходит через множество испытаний, сохраняя при этом свои лучшие качества. Это романтическое восприятие действительности.

Ко времени написания романа у самого Теккерея сложились свои взгляды на человека.

Поклонник Сервантеса, английской литературы 18 века, а особенно Филдинга, он считал, что «человек – это смесь героического и смешного, благородного и низкого». Характер человека, по мнению Теккерея, складывается под влиянием следующих обстоятельств:

- его происхождения; врожденных качеств; влияния на него обстоятельств его жизни.

Подготовить ответ на вопрос: Кто из персонажей может быть назван героем и каким героем? На эту роль могут претендовать только три героя - Бекки Шарп, Эмилия Седли и Доббин.

Немецкая литература середины 19 века

В сравнении с Францией и Англией, Германия по-прежнему оставалась самым отсталым в политическом и экономическом отношении государством Западной Европы. В рассматриваемый период она представляла собой феодальное государство, состоящее из 38 (36) территорий: 2 территории были спорными. Только 1815 году, после падения Наполеона, эти территории были объединены в так называемый «Немецкий Союз».

После окончания наполеоновской оккупации в Германии устанавливается монархический режим, который принято называть режимом Реставрации . Не путать с французской реставрацией: в Германии – это период восстановления после оккупации, возвращение к мирной жизни, стабильности, порядку.

Но немецкая интеллигенция мечтает о политическом обновлении страны. Поэтому революции 1830 и 1848 года во Франции были с восторгом приняты в Германии. В марте 1848 года была даже предпринята попытка совершения в Германии «Мартовской революции», но в силу слабости прогрессивных сил она потерпела крах.

В связи с этими событиями в литературе Германии складывается своя проблематика и своя система жанров.

К примеру, роман как важнейший жанр литературы 19 века не получил широкого развития в Германии. Почему? Для того чтобы появился роман с новым содержанием, была необходима новая эпоха, существенные изменения в жизни страны. А существующие порядки вызывали только критику.

Те романы, которые появились в этот период в Германии, во многом были подражаниями французскому или английскому роману.

Проза этого периода в Германии развивается преимущественно в малых жанрах – это новеллы и повести.

Зато большое распространение в немецкой литературе получают драма и поэзия, жанры, которые предоставляли возможность эмоционально и публицистически отображать существующую действительность.

Следует отметить, что немецкаялитература середины века во многом утратила то мировое значение, которое она имела в предыдущие десятилетия.

К этому времени в немецкой литературе складываются 2 литературных течения.

Первое - «поэтический реализм» (1848- 1871). Это литература, которая была создана преимущественно либеральными и консервативными в политическом и эстетическом плане писателями, преимущественно проза.

Второе - «Предмартовская литература» (1840-е гг.), то есть литература, предшествующая Мартовской революции 1848 года и созданная писателями как либерально-демократического, так и революционного направлений. Это преимущественно – социальная лирика, публицистика, драматургия. Таким образом, мы можем говорить о «двойственности» («двунаправленности») немецкой литературы и культуры изучаемого периода.

«Поэтический реализм»

Термин «поэтический реализм» принадлежит немецкому писателю Отто Людвигу. В его толковании, «поэтический реализм» - это сочетание в литературе реального и идеального, закономерного и случайного, индивидуального и типичного, объективного содержания жизни и субъективного авторского содержания .

Реальное – в изображении действительности в ее причинно-следственных связях, в социальной, национальной и исторической детерминированности характеров, в огромной роли в повествовании деталей внешнего мира.

Идеальное - это возвращение к романтическим идеям и идеалам, которые проявились в литературе после 1848 года в новом качестве и в новых формах.