, Черниговская губерния , Российская империя ныне Носовский район , Черниговская область

Анато́лий Нау́мович Рыбако́в (настоящая фамилия - Аронов ; 1911-1998) - русский советский писатель.

Биография

По окончании школы работал на Дорогомиловском химическом заводе грузчиком, потом шофёром.

5 ноября 1933 года арестован и Особым совещанием коллегии ОГПУ осужден на 3 года ссылки по статье 58-10 (Контрреволюционная агитация и пропаганда). По окончании ссылки, не имея права жить в городах с паспортным режимом, скитался по России. Работал там, где не надо заполнять анкеты, однако с 1938 года по ноябрь 1941 года был главным инженером Рязанского областного управления автотранспорта.

С ноября 1941 по 1946 год служил в Красной Армии в автомобильных частях. С июля 1942 года участвовал в боях на различных фронтах, начиная от обороны Москвы и кончая штурмом Берлина . Последняя должность - начальник автослужбы 4-го Гвардейского стрелкового корпуса (8-я гвардейская армия), звание - гвардии инженер-майор. За отличие в боях признан не имеющим судимости. В 1960 году полностью реабилитирован.

С 1989 по 1991 год Анатолий Рыбаков был президентом советского ПЕН-центра , с сентября 1991 года - почётным президентом российского ПЕН-центра. С 1991 года занимал должность секретаря правления Союза писателей СССР. Почётный доктор философии Тель-Авивского университета (1991).

А. Н. Рыбаков умер во сне, 23 декабря 1998 года в Нью-Йорке . За полгода до этого он перенёс операцию на сердце. Похоронен 6 января 1999 года в Москве на Новокунцевском кладбище .

Видео по теме

Семья

  • Первая жена (1939-1946) - Анастасия Алексеевна Тысячникова (1918-?), бухгалтер.
    • Сын - Александр Рыбаков (1940-1994).
      • Внучка - писательница Мария Рыбакова .
  • Вторая жена - писательница Наталья Давыдова (настоящее имя - Майя Максимовна Давыдова, род. 1925), автор романов «Братство проигравших», «Любовь инженера Изотова», «Никто никогда».
    • Сын - поэт, прозаик и литературовед Алексей Макушинский (при рождении Аронов, взял фамилию бабушки по материнской линии).
  • Третья жена (с 1978 года) - Татьяна Марковна Винокурова-Рыбакова (в девичестве Беленькая, 1928-2008), дочь заместителя наркома снабжения и пищевой промышленности, психиатра Марка Натановича Беленького (1890-1938, расстрелян), племянница одного из организаторов советской внешней разведки Я. И. Серебрянского и погибшего в ополчении писателя Андрея Наврозова (1899-1941), автор книги воспоминаний «Счастливая ты, Таня» (2005). Её племянник - художник Михаил Одноралов . Первым браком была замужем за поэтом Евгением Винокуровым (их дочь - литературовед Ирина Винокурова).

Творчество

В 1947 году А. Рыбаков обращается к литературной деятельности, начав писать приключенческие повести для юношества - повесть «Кортик» (1948) и её продолжение - повесть «Бронзовая птица» (1956). Обе повести были экранизированы - фильм «Кортик» в 1954 году (повторно в 1973 году), фильм «Бронзовая птица» в 1974 году .

Юношеству были адресованы и следующие повести - «Приключения Кроша» (1960) с продолжениями «Каникулы Кроша» (1966) и «Неизвестный солдат» (1970). Их экранизации - «Приключения Кроша» в 1961 году , «Каникулы Кроша» в 1979 году , «Минута молчания» в 1971 году и «Неизвестный солдат» в 1984 году . По отдаленным мотивам повести «Каникулы Кроша» был также снят фильм «Эти невинные забавы» в 1969 году .

Первый роман, написанный Рыбаковым, был посвящён людям, хорошо ему знакомым, - «Водители» (1950). Роман «Екатерина Воронина» (1955), экранизированный в 1957 году , имел большой успех. В 1964 году публикует роман «Лето в Сосняках» о строительстве первых пятилеток.

В 1975 году вышли продолжение повестей «Кортик» и «Бронзовая птица» - повесть «Выстрел» и фильм по ней - «Последнее лето детства» (1974).

В 1978 году увидел свет роман «Тяжёлый песок». Роман повествует о жизни еврейской семьи в 1910-1940-х годах в одном из многонациональных местечек на севере Украины, о любви, пронесенной через десятилетия, о трагедии Холокоста и мужестве гражданского сопротивления. Этот роман был экранизирован , премьера фильма состоялась в 2008 году.

В 1988 году вышел фильм по сценарию Рыбакова «Воскресенье, половина седьмого », завершивший цикл о Кроше.

Тогда же вышло продолжение «Детей Арбата» - роман «Тридцать пятый и другие годы». В 1990 году - роман «Страх», в 1994 году - «Прах и пепел». В тетралогии использованы элементы биографии автора (Саша Панкратов).

В 1995 году было издано собрание сочинений в семи томах. Позднее - автобиографический «Роман-воспоминания» (1997).

Книги изданы в 52 странах, общим тиражом более 20 миллионов экземпляров. Многие произведения экранизированы.

Библиография

Повести

  • Кортик, 1948.
  • Бронзовая птица, 1956.
  • Приключения Кроша, 1960.
  • Каникулы Кроша, 1966.
  • Неизвестный солдат, 1970.
  • Выстрел, 1975.

Романы

  • Екатерина Воронина, 1955.
  • Лето в Сосняках, 1964.
  • Тяжелый песок, 1978.
  • Тридцать пятый и другие годы (Страх), книга первая, 1988.
  • Страх, (Тридцать пятый и другие годы) книга вторая 1990.
  • Прах и пепел, 1994.
  • Роман-воспоминание (Мой XX век), 1997.

Экранизации

  • 1954 - Кортик
  • 1957 - Екатерина Воронина
  • 1961 - Приключения Кроша
  • 1969 - Эти невинные забавы (По повести «Каникулы Кроша»)
  • 1971 - Минута молчания (По повести «Неизвестный солдат»)
  • 1973 - Кортик
  • 1974 - Бронзовая птица
  • 1974 - Последнее лето детства (ТВ)
  • 1980 - Каникулы Кроша
  • 1984 - Неизвестный солдат (ТВ)
  • 1988 -

Чем заинтересовала книга:
1. Нравится как пишет Рыбаков.
2. В детстве был период, когда подсел на трилогию о "Кортике". А здесь, оказывается, главный герой - Михаил Поляков. И хотя нет прямого доказательства, что это и есть тот самый Мишка с Арбата, но - скорее всего, раз ФИО полностью совпадает.

В центре романа - автобаза где-то в Тамбовской области. Послевоенный период. Собственно, производственный роман он и есть производственный - книга о том, как те, кому нужны машины для перевозки не могут их выбить (хотя и платят), а автобазы не могут найти клиента. О том как все крутятся, шуршат, мельтешат, но дело продвигается тяжело, потому что партия приказывает, а выполнять некому. И о том, что нормальный человек живет ради работы-работы-работы (и так 150 раз), а все остальное, включая семью - приятные мелочи на досуге, не более.
По крайней мере такое впечатление складывается.

На самом деле, прочитав эту книгу, совсем не трудно объяснить, почему у них там все так со скрипом продвигается: потому что 90% рабочего времени народ занимается натуральной демагогией. Болтают, решают, заседают, выясняют, высказываются - и не только начальство, а даже и обычные работяги. Конечно, в жизни не совсем так. И тогда, и сейчас. Но вот на страничках "производственный роман" превратился в "ораторский роман".

Минусов нашел много, основные:

1. Читать скучно. Совершенно не узнавал Рыбакова в этих штампах и слоганах на потребу дня.
2. Попытка заигрывать с читателем в виде объявления человеческих эмоций не прошла, на мой взгляд. Например:
"– Прибедняешься, – попробовал шутить Поляков."
Это называется шуткой? Даже на попытку шутить не тянет.
3. Персонажи все - роботы. Совершенно неживые, черно-белые герои, невозможно представить такого в реальности. На их фоне грузовики и автобусы выглядели более одушевленными.
4. Финал в стандартном стиле "Занималась заря". Вот всю книгу целая районная автобаза имела проблемы из-за одного-единственного человека-не-на-своем-месте, а теперь, когда ему сделали замечание (не уволили, даже не отчитали на собрании, а так, мимоходом ай-яй-яй кинули) все бюрократы, лентяи, "портфели", карьеристы и аферисты страны одумаются и станет супер-пупер во всем Советском Союзе.
5. Жанр производственного романа как бы обязывает, чтобы я после чтения понял как все должно работать на подобном предприятии. На деле я теперь знаю, как НЕ должно быть. И все. То что автобусы возят пассажиров, а самосвалы и бортовые грузовики - грузы, которые загружают грузчики, полагаю, не секрет не для кого. Тогда о чем речь?
6. Алкоголь. Блин, это ж сколько выпивал простой советский труженик ежедневно во время обеда, если цензура (а она на момент выпуска книги была на коне) пропустила такое:
"Две стопки выпили под огурчик, одну – под суп, [...], потом еще одну – под суповое мясо, и, наконец, последние две – под второе"
Это два самых положительных героя книги. А вот другой персонаж:
"Он вспомнил, что не обедал сегодня, спустился в ресторан, выпил полстакана водки, запил пивом".
А потом вопросы отчего работа стоит.

Честно, у меня стойкое ощущение, что Рыбакову было ну ооочень противно это писать, но кушать хотелось еще более очень...

Из плюсов я бы назвал только атмосферу советской романтики - такое вот трудяжское ощущение, когда хочется что-то починить, поковыряться в старом двигуне, закрутить гайку и пойти пить пиво. Но так как я его не пью, то вся атмосфера насмарку.

(Производственный роман)

Анатолий Наумович Рыбаков; Россия, Москва; 01.01.1911 – 23.12.1998

Книги Анатолия Рыбакова не нуждаются в представлении. Они изданы более чем в 52 странах мира. Суммарный тираж книг Рыбакова превысил 20 миллионов экземпляров, а более чем половина его произведений экранизирована. Так на данный момент по мотивам книг Анатолия Рыбакова снято 13 художественных фильмов и телевизионных сериалов.

Биография Анатолия Рыбакова

Анатолий Наумович Рыбаков родился в селе Держановка Черниговской губернии. Его отец А.Б. Аронов был винокуром и достаточно известен в профессиональных кругах как автор множества специализированных книг и публикаций. Своего сына Аранов отправил учиться в Москву. Это было уже после революции в 1919 году. Сначала Анатолий Рыбаков учился в бывшей Хвостовской гимназии, но восьмой и девятый классы оканчивал в Московской опытно-показательной школе-коммуне. После окончания школы работал грузчиком и шофером на Дорогомиловском химическом заводе, пока в 1930 году не поступил в Московский институт инженеров транспорта. В институте он отучился три года, а затем был арестован и за антисоветскую пропаганду сослан на три года.

После окончания ссылки Анатолий Рыбаков не имел права жить в крупных городах, а следуя совету одной своей знакомой с Арбата не появлялся вблизи крупных индустриальных объектов. Тем не менее в 1938 году он стал главным инженером Рязанского областного управления автотранспорта, где проработал до начала войны. С началом войны Анатолий Рыбаков был призван в Красную армию, где служил в автомобильных войсках. Как и ему довелось поучаствовать в множестве компаний на разных участках фронта. К окончанию войны он получил звание майора инженерных войск и главное признание его как не имеющего судимости. Полностью же Анатолий Рыбаков был реабилитирован аж в 1960 году.

Первая книга Анатолия Рыбакова «Кортик» увидела свет в 1947 году. Повесть получила немало восторженных отзывов и уже в 1954 году была экранизирована, а в 1973 году переснята. Первый роман Анатолия Рыбакова «Водитель» вышел через три года. А еще через пять лет вышел роман «Екатерина Воронина» который уже в 1957 году был экранизирован. Но Рыбаков не оставляет и юношескую литературу продолжая свою повесть «Кортик» и начав новую серию о приключениях Кроша. Кстати эта серия книг тоже экранизирована. В это же время он работает над своим произведением «Дети Арбата», ставшее наиболее знаковым в творчестве писателя. Этот роман увидит свет только в 1987 году. Причем интерес к роману Анатолия Рыбакова «Дети Арбата» будет настолько высок, что у книги появится продолжение. Последняя книга Анатолия Рыбакова «Роман-воспоминания» вышла в 1997 году. А уже через год писатель умер.

Книги Анатолия Рыбакова на сайте Топ книг

Книги Анатолия Рыбакова читать достаточно популярно. И интерес проявляют не только к трилогии «Дети Арбата» но и к юношеским произведениям писателя. Так книги о приключениях Кроша и конечно повесть «Кортик» пользуются завидной популярностью. И вполне возможно их попадание в наш рейтинг . Ну а книги трилогии «Дети Арбата» заняли высокие места в нашем рейтинге и рейтинге . И учитывая стабильность интереса к ним наверняка будут представлены и в наших последующих рейтингах.

Анатолия Рыбакова список книг

Приключения Миши Полякова и его друзей:

  1. Бронзовая птица
  2. Выстрел

Анатолий Наумович Рыбаков

(1911-1998)

Анатолий Наумович Рыбаков родился в 1911 году в украинском городе Чернигове, но уже в раннем возрасте переехал вместе с родителями в Москву, и все детские впечатления и воспоминания Рыбакова связаны с жизнью большого города 20-х годов. Здесь, в Москве, он вступил в пионеры, когда только образовывались первые пионерские организации, здесь учился в знаменитой тогда школе-коммуне имени Лепешинского, здесь стал комсомольцем, здесь рано начал свою трудовую жизнь на Дорхимзаводе. В 1930 году А.Н.Рыбаков поступил в Московский институт инженеров транспорта и впоследствии стал инженером-автомобилистом. Вторая половина 30-х годов - время скитаний Рыбакова по стране; тогда будущий писатель увидел многие города и переменил много профессий, по-настоящему узнал людей и жизнь.1
В годы Великой Отечественной войны Рыбаков - фронтовой офицер, начальник автослужбы стрелкового корпуса.
Литературный путь А.Н.Рыбакова начался после войны, когда писателю было уже 37 лет. Тогда, в 1948 году, вышел в свет и сразу же завоевал читательские сердца «Кортик» - увлекательные приключения Миши Полякова и его друзей, разыскивавших таинственное оружие, исчезнувшее еще во время первой мировой войны. Повесть была написана по всем правилам приключенческого жанра: энергичное действие, романтическая тайна и неожиданные повороты сюжета - вот главные пружины, скреплявшие разнообразные картины и события этой книги и держащие ее маленького читателя в напряженном ожидании необыкновенного. Но были уже в этой веселой повести еще две особенности, характерные именно для таланта Рыбакова, определенные его биографией и его отношением к миру.
Во-первых, колорит времени, краски эпохи его детства, на которое ложились яркие отсветы недавней революции, ощутимое дыхание только что притихшей гражданской войны, непримиримых классовых столкновений - ими определяются все переживания, мечтания и поступки Миши Полякова и его товарищей, всегда просто устанавливающих и точно знающих, что хорошо и что плохо, на чьей они стороне и потому как именно им следует поступать и действовать. Раздумиям, сомнениям, колебаниям здесь нет места.2
Во-вторых, здесь четко обозначились основные нравственные качества героя Рыбакова; герой «Кортика» при всех своих детских чертах уже маленький мужчина, решительный, любознательный, энергичный, всегда поступающий в согласии со своими убеждениями и представлением о хорошем и плохом. Это останется навсегда, все любимые герои А.Рыбакова, сколько бы им ни было лет, чем бы они ни занимались и как бы они ни назывались, строго хранят комплекс мужской чести, где на первом месте мужественная отвага и готовность отстаивать справедливость, а подлость всегда называется подлостью, в какие бы одежды она ни рядилась.
«Кортик» имел большой читательский успех, но А.Рыбаков не пошел но уже проторенному пути вслед за первой книгой, а попробовал свои писательские силы совсем в ином жанре. В 1950 году он издал большой роман «Водители», которому в 1951 году была присуждена Государственная премия СССР. Это была книга о шоферах и шоферском труде, о радостях и горестях рабочего человека, о проблемах современного производства. Ни материал, ни сюжет, ни стиль романа нисколько не напоминали первую повесть А.Рыбакова, и только имя героя «Водителей», молчаливого начальника автобазы - Михаил Григорьевич Поляков, - выдавало внутреннее намерение автора дать картину судьбы поколения, начавшего свой путь при свете первых пионерских костров и принявшего на свои плечи главный груз великой войны. Но пока это было только отдаленное намерение, и связь между героем «Кортика» и героем «Водителей» была чисто условной, важной главным образом для автора, который, надолго расставаясь с воспоминаниями своей юности, делал знак, что не хочет оставить их навсегда. 2
Первый «взрослый» роман Рыбакова Водители (1950; Государственная премия СССР, 1951) посвящен людям, хорошо знакомым автору по прежней профессии инженера-автомобилиста, и принадлежит к лучшим образцам «производственной» прозы, подкупая достоверностью изображения, умелым воссозданием трудовых будней автобазы провинциального городка, тонкой индивидуализацией характеров.
Непростые проблемы взаимоотношений в коллективе волжских речников в центре второго «производственного» романа Рыбакова Екатерина Воронина (1955; одноименный фильм 1957, реж. И.М.Анненский). В романе «Екатерина Воронина» речь опять шла о работниках транспорта, но теперь о тех, кто трудится в речных портах, на пароходах, кто связан с водой, с Волгой. В «Екатерине Ворониной» А.Рыбаков продемонстрировал еще одну грань своего писательского дарования - знание женской психологии и умение ее изображать. В романе Лето в Сосняках (1964) напряженная жизнь большого предприятия показана писателем через призму психологического конфликта честного горемыки и тупого догматика, что отражало реальное взрывоопасное противоречие «застойного» времени.1
Но, окончив роман о взрослой женщине «Екатерина Воронина», диспетчере волжского порта, писатель сразу же вернулся к приключениям своих маленьких героев, полюбившихся маленьким читателям; он пишет «Бронзовую птицу» (1956) - продолжение приключений Миши Полякова и его друзей в летнем пионерском лагере. И снова книга имеет успех, и снова ее автор ищет новых тем и новых литературных путей, перемежая работу над книгами о Кроше с работой над «взрослыми» произведениями - киносценариями, пьесами и небольшим по объему, но очень серьезным по содержанию романом «Лето в Сосняках» (1964), где впервые в своем творчестве применяет прием сопряжения разных временных планов, когда действие свободно переходит из прошлого в настоящее и обратно. Он воспользуется этим приемом в повести «Неизвестный солдат».
Три повести А. Рыбакова о Кроше широко известны в России и юному, и взрослому читателю. Первая из них – «Приключения Кроша» – вышла в свет в 1960 году, вторая – «Каникулы Кроша» – в 1966 году, третья – «Неизвестный солдат» – в 1971 году. По своей популярности они могут соперничать со знаменитым «Кортиком», которым А.Рыбаков начинал свой литературный путь
и который хорошо знаком уже многим сменившимся поколениям маленьких школьников, любителей веселых и опасных приключений.
Подобное сочетание легкого и веселого с серьезным и поучительным характерно вообще для творчества А.Рыбакова в целом, писателя столько же детского, сколько и взрослого. С самого начала литературного пути А.Рыбакова идут параллельно две самостоятельные струи его творчества - увлекательные приключения о детях и для детей и социальные романы о взрослых и для взрослых. Но почему все-таки книги о Кроше можно смело назвать «новым» для А.Рыбакова явлением по сравнению с первыми его детскими повестями? Ведь и здесь, как и в «Кортике», как и в «Бронзовой птице», главные персонажи - школьники, ведь и здесь в центре сюжета веселые и забавные происшествия, только на этот раз случившиеся на автобазе во время производственной практики одного восьмого класса, ведь и здесь герой повести наделен чертами любознательности, мужественной отваги и честности, которые уже ясно проглядывали в Мише Полякове.
Новым было, прежде всего, то, что Крош, Сережа Крашенинников, жил и действовал не когда-то давно, а в то самое время, когда писалась о нем книга, он был современником и своего создателя, и своего читателя, и яркие приметы городской жизни 60-х годов вошли уже в «Приключения Кроша», чтобы еще свободнее и обильнее вылиться на страницах «Каникул Кроша». Читатель приключений Кроша - и юный и взрослый (а Крош быстро завоевал симпатии и того и другого) - имел полную возможность сверить поступки героя, обстановку его жизни, его язык, суждения, шутки с тем, что он сам только что видел, слышал, думал и пережил, а эта самостоятельная работа всегда доставляет читателю особенное дополнительное удовольствие. Знакомясь с историческим повествованием, без специальной подготовки читатель лишен этой возможности уверенно судить, «похоже» или «непохоже» изобразил то или иное явление писатель. Читая современную книгу о современном герое, читатель вольно или невольно, но непременно выносит такое суждение, а если читатель относит себя к разряду думающих и сознательных читателей, то даже и обязан вынести это суждение. При этом, однако, необходимо помнить, что искусство не есть простой и точный «слепок» с жизни, что каждое художественное произведение имеет еще всегда, так сказать, дополнительный эстетический «коэффициент», то есть свою особую задачу и особое выражение авторского отношения к изображаемому. Эстетический коэффициент Рыбакова в приключениях Кроша - юмор, его веселая и необидная улыбка, с которой писатель наблюдает, как его герой взрослеет, одерживая маленькие победы и выдерживая маленькие поражения. Юмор, с которым писатель передает исповедь Кроша, сохраняет для читателя истинный масштаб событий жизни героя - значительных для него самого, но не столь уж громадных для всего остального человечества, другими словами, одновременно и действительно серьезных и действительно обыкновенных.
И вот здесь происходит переход к другой новой черте детских повестей Рыбакова 60-х годов по сравнению с более ранними его повестями. Хотя прошло уже почти два десятилетия, как Крош впервые появился на Свет, думается, что и сегодняшний читатель легко признает его своим современником. Обаятельность и притягательность характера этого героя, созданного А.Рыбаковым в 60-е годы, неотделимы от его современности. Современен самый взгляд Кроша на мир, на жизнь, где он прежде всего хочет различать мнимое и настоящее от фальшивого, выспреннего и преувеличенного.
Особняком в творчестве А. Рыбакова стоит роман «Тяжелый песок» (1979). Этот роман был напечатан на страницах журнала «Октябрь». Роман «Тяжелый песок» стал для русско-еврейского читателя литературной сенсацией: впервые в русской литературе после 1930-х гг. появился роман, посвященный почти исключительно еврейской жизни. Роман посвящен истории любви Рахили и Якова Ивановских - странице истории еврейского народа. С трудом из-за непривычности тематики пробившийся в советскую печать и сразу принесший Рыбакову огромную популярность роман «Тяжелый песок (1978) повествует о жизни еврейской семьи в 1910 – 1940-х годах в одном из многонациональных городков Западной Украины, о яркой и всепреодолевающей любви, пронесенной через десятилетия, о трагедии «Холокоста» и мужестве Сопротивления. Рыбаков прослеживает жизнь разветвленной еврейской семьи Ивановских-Рахленко с дореволюционного времени до Второй мировой войны (с 1909 г. по 1942 г.) и гибель большинства ее представителей во время нацистской оккупации Украины. Это вершинное произведение писателя соединило все краски его художественной палитры, добавив к ним философичность, тягу к историческому анализу и мистическую символику (образ главной героини, прекрасной возлюбленной, затем жены и матери Рахили на последних страницах является как полуреальное олицетворение гнева и мести еврейского народа). Фон романа, еврейская жизнь на Украине в довоенный период, воссоздан автором на основе документальных материалов, собранных во время поездок Рыбакова по местам уничтожения евреев, тема Катастрофы дана масштабно и бескомпромиссно. В основе романа лежит идея о бессмертии еврейского народа, о его героизме, человечности, стойкости. (Некоторые материалы и варианты романа, а также письма читателей Рыбаков передал в 1991 г. Тель-Авивскому университету.)
Замысел антисталинского романа о своем поколении возник у Рыбакова в конце 50-х годов. И следующим этапам творчества Рыбакова стали романы о жизни советского общества в годы сталинского террора: «Дети Арбата» (1986), «Тридцать пятый и другие годы» (1989), «Страх» (1990), объединенные явно автобиографичным образом Саши Панкратова. И только лишь в 1987 году был напечатан первый роман трилогии «Дети Арбата», затем вышли «Страх» (1991) и »Прах и пепел» (1994). Книги трилогии вышли в Советском Союзе общим тиражом 1,5 млн. экземпляров, переведены на десятки языков, попали в число мировых бестселлеров. Одноименная пьеса ставилась более чем в 30 театрах СССР и Европы.
Основанный на личных переживаниях Рыбакова роман Дети Арбата (1987) и продолжающая его трилогия «Тридцать пятый» и другие годы (книга первая, 1988; книга вторая – «Страх», 1990; книга третья – «Прах и пепел», 1994) воссоздает судьбы поколения 1930-х годов, стремясь раскрыть механизм тоталитарной власти. Среди других произведений писателя - повесть Неизвестный солдат (1970) и автобиографический Роман-воспоминания (1997). Анатолий Рыбаков - лауреат Государственных премий СССР и РСФСР.
В романе «Дети Арбата» автор предпринял попытку дать картину жизни всего советского общества в 1930-х гг.; анализируя состояние различных слоев общества (студенческая среда, интеллигенция, рабочие, заключенные и ссыльные, сотрудники НКВД и т. д.), Рыбаков вскрыл причины превращения социалистического государства в тоталитарное, с постепенной концентрацией всей власти в руках всесильного диктатора И. Сталина и выдвижением на первый план репрессивного аппарата. На этом фоне дана подробная, беллетризованная биография И. Сталина, виновника гибели миллионов советских граждан, в том числе и евреев. В романе немало персонажей с еврейскими фамилиями как среди жертв террора, так и среди чекистов и следователей «органов». «Дети Арбата» выражают интернационалистские взгляды Рыбакова: он не акцентирует внимание на еврейском вопросе, хотя об одной из ссыльных, сионистке Фриде, упоминает с явной симпатией. Кредо автора в еврейском вопросе выражено устами другого героя-еврея, ссыльного Бориса Соловейчика, который, рассуждая о еврейской религии, говорит без тени сомнения, что «религия для еврея - лишь форма национального самосохранения, средство против ассимиляции. Но ассимиляция неизбежна». «Дети Арбата», как и последующие книги Рыбакова, вызвали острую полемику в кругах общественности и в советской печати, в том числе резкую критику со стороны сталинистов и коммунистических ортодоксов; споры, происходившие вокруг романа в 1987–88 гг., отразились в сборнике статей и писем читателей «Дети Арбата». С разных точек зрения»
Книги Рыбакова переведены на многие языки мира, в том числе на иврит («Тяжелый песок», 1980; «Дети Арбата», 1989; «Тридцать пятый и другие годы», 1992; «Страх», 1992). Перевод романа «Тяжелый песок» на идиш опубликован в журнале «Советиш геймланд» в 1979 г. Рыбаков дважды посетил Израиль, где в 1991 г. был удостоен звания почетного доктора Тель-Авивского университета. По многим книгам Рыбакова поставлены художественные фильмы. В 1981 г. вышло собрание сочинений Рыбакова в четырех томах. Книги изданы в 52 странах, общим тиражом более 20 миллионов экземпляров.
Почти по всем произведениям А. Рыбакова сняты кино- и телефильмы, сценарии к которым написаны самим автором. Анатолий Наумович оставил автобиографическую книгу «Роман-воспоминание» (1997). В 2005 году вышел телесериал «Дети Арбата». В 2008 году вышел телесериал «Тяжёлый песок».
Умер 23 января 1998 года в Нью-Йорке, похоронен в Москве.

14.01.2011

Писатель, сценарист Анатолий Наумович Рыбаков (настоящая фамилия Аронов, Рыбаков - фамилия матери) родился 14 января (1 января по старому стилю) 1911 г. в городе Чернигове (Украина) в семье инженера.

В 1919 г. семья переехала в Москву и поселилась на Арбате, в доме № 51, описанном позже Рыбаковым в повестях и романах. Учился Анатолий Рыбаков в бывшей Хворостовской гимназии в Кривоарбатском переулке. Восьмой и девятый классы (тогда были девятилетки) он окончил в Московской опытно-показательной школе-коммуне (МОПШК), где преподавали лучшие педагоги того времени.

После окончания школы Анатолий Рыбаков работал на Дорогомиловском химическом заводе грузчиком, потом шофером. В 1930 г. он поступил на автодорожный факультет Московского Транспортно-экономического института.

5 ноября 1933 г. студент Рыбаков был арестован и осужден на три года ссылки по статье 58-10 - контрреволюционная агитация и пропаганда. По окончании ссылки, не имея права жить в городах с паспортным режимом, Рыбаков скитался по стране, работал шофером, слесарем, трудился на автотранспортных предприятиях Башкирии, Калинина (ныне Тверь), Рязани.

Незадолго до войны он жил в Рязани, где встретил свою первую жену, бухгалтера по профессии - Анастасию Алексеевну Тысячникову, в октябре 1940 г. у них родился сын Александр.

В 1941 г. Анатолий Рыбаков был призван в армию. С ноября 1941 года по 1946 год служил в атомобильных частях, участвовал в боях на различных фронтах, начиная от обороны Москвы и кончая штурмом Берлина. Войну закончил в звании гвардии инженер-майора, занимая должность начальника автослужбы 4-го Гвардейского стрелкового корпуса. "За отличие в боях с немецко-фашистскими захватчиками" Рыбаков был признан не имеющим судимости, а в 1960 г. он был полностью реабилитирован.

Демобилизовавшись в 1946 г., Анатолий Наумович вернулся в Москву. Тогда же он начал свою литературную деятельность, стал писать приключенческие повести для юношества. Его первая повесть "Кортик" была опубликована в 1948 г., в 1956 г. было опубликовано ее продолжение - повесть "Бронзовая птица", а в 1975 г. - третья заключительная часть трилогии - "Выстрел".

Он автор трилогии "Приключения Кроша", романов "Водители" (1950), "Екатерина Воронина" (1955), "Лето в Сосняках" (1974). В 1978 г. был издан роман "Тяжелый песок", в 1987 г. - роман "Дети Арбата", написанный еще в 1960-х гг., продолжение которого "Тридцать пятый и другие годы" вышел в 1989 г.

В 1990 г. был издан роман "Страх", а в 1994 г. - "Прах и пепел". В 1995 г. вышло собрание сочинений Анатолия Рыбакова в семи томах, а через два года - автобиографический "Роман-воспоминания".

По книгам писателя поставлены кино- и телефильмы. В 1957 г. был экранизирован его роман "Екатерина Воронина", в 2005 г. вышел телесериал "Дети Арбата", в 2008 г. - телесериал "Тяжелый песок". По его сценариям были экранизированы повести "Кортик" (1954), "Приключения Кроша" (1961), "Бронзовая птица"(1973), "Последнее лето детства" (1974), снят сериал "Неизвестный солдат" (1984).

В 1990-ее гг., когда развалился Советский Союз, Анатолий Рыбаков, не приняв перемен произошедших в стране, уехал в США, но он не эмигрировал. Он приезжал на родину каждый год фактически на 4-5 месяцев, был в курсе всего, что здесь происходит, принимал участие в литературной и общественной жизни России.

С 1989 по 1991 год Анатолий Рыбаков был президентом советского ПЕН-центра, с сентября 1991 г. - почетным президентом российского ПЕН - центра.

С 1991 г. он занимал должность секретаря правления Союза писателей СССР.

Рыбаков был почетным доктором философии Телль-Авивского университета (1991).

Он был награжден орденами Отечественной войны I и II степеней, Трудового Красного Знамени, Дружбы Народов. Был лауреатом Государственной премии СССР (1951), Государственной премии РСФСР (1973).

Анатолий Рыбаков скончался 23 декабря 1998 г. в Нью-Йорке. За полгода до этого он перенес операцию на сердце. Похоронен 6 января 1999 года в Москве на Ново-Кунцевском кладбище.

В 1978 г. Анатолий Рыбаков женился в третий раз. Его женой стала Татьяна Марковна Винокурова-Рыбакова (в девичестве - Беленькая), с которой он прожил до конца своей жизни. Она скончалась в 2008 г.

У него было два сына: от первого брака - Александр (1940-1994), от которого у него осталась внучка - Мария Рыбакова (1973 г.р.), писательница, автор романов "Анна Гром и ее призрак", "Братство проигравших" и сборника "Тайна".

От второго брака - Алексей Макушинский (1960 г.р.), взявший фамилию своей матери, по другим источникам - фамилию бабушки по материнской линии. Поэт, прозаик и эссеист, профессор университета в городе Майнц (Германия).

В 2006 г. известный документалист Марина Голдовская сняла фильм-портрет "Анатолий Рыбаков. Послесловие", посвященный жизни и творчеству писателя.