Духовка с мясом

Я за искусство, которое не сидит
на своей заднице в музее,
а делает что-то другое.
Я за искусство, которое вырастает
и не подозревает о том, что оно - искусство...
Я за искусство, которое смешано
с повседневной чепухой и все же поднимается наверх...
Я за искусство, развертывающееся,
как карта, которое вы можете сжать,
как руку своей подружки,
или даже поцеловать.

Клас Тур Олденбург

Cамая настоящая духовка с аппетитнейшими кусками мяса. Рука так и тянется потрогать, отрезать, попробовать... Но не стоит этого делать - перед нами всего лишь раскрашенный макет, созданный художником из марли, мешковины и простого пластыря.

При чем же здесь искусство? Совершенно не при чем. Вы участвуете в хэппенинге, хотите вы того или нет. «Люди ошибаются, придавая значение вещам, которые использует художник». Художник точно такой же человек, как и вы, как ваши соседи или ваш начальник. Он живет так же, как и вы, ест, отдыхает (так же редко, как и вы). Ему хочется как-то разнообразить жизнь, и он создает свое представление, свой спектакль. А кто в нем играет? Вы, зрители! Весь мир - театр, а люди в нем... конечно же актеры.

Эта духовка с мясом, являющаяся неотъемлемой частью нашей жизни, - идеальная декорация. Изо дня в день мы встаем, готовим себе на плите завтрак, обед и ужин. Каждый день, совершая обычные, ни к чему не обязывающие действия, мы играем одну простую на первый взгляд пьесу, называется – жизнь.

Духовка Олденбурга, созданная им для проекта «Магазин» в 1962 г., должна была стоять на самом видном месте, чтобы любой входящий в студию мог сразу же увидеть ее. Разложенное на ней мясо должно было быть реальным настолько, насколько это возможно. Копченое и жареное, оно должно было выглядеть так, «чтобы у посетителя потекли слюнки, даже если он только что плотно и вкусно пообедал». И все ради того, чтобы страждущий потянулся к горячему аппетитному кусочку и встретил упругую и гладкую искусственную поверхность. Посетитель испуганно отдергивает руку – художник в восторге: в легкой игровой манере ему удалось напомнить об иллюзорности нашего мира.

С олденбурговской духовкой происходит то же самое, что и с пейзажами на картинах художников. Когда мы смотрим на настоящий холм с настоящим деревом, мы пытаемся понять, что же это за дерево? Если яблоня, то есть ли на ней яблоки и спелые ли они? А разглядывая холм на картине Коро или Рейнолдса, мы вешаем ярлык «шедевр». И тут же спешим на рынок покупать яблоки, совершенно забыв о «шедевре». То есть реальность для нас все-таки важнее искусства. Олденбург подменяет «шедевр» реальностью, но не вкладывает в эту подмену особого смысла. Художник показывает нам нашу жизнь, причем показывает так, что буквально на глазах жизнь становится искусством. Или все же искусство - жизнью?..

Биография

Живописец, скульптор и создатель хэппенингов Клас Тур Олденбург (Claes Thure Oldenburg) (1929–1997) родился в Стокгольме в семье шведского генконсула. В 1936 г. семья Олденбургов переехала в США. В Америке Клас Олденбург закончил престижнейший Йельский университет и мог бы пойти по накатанному карьерному пути, но решил выбрать сначала профессию репортера, а затем - художника-скульптора.

К живописи он обратился в начале 1950-х, поступив в Чикагский художественный институт. Первым его опытом стали работы в стиле абстрактного экспрессионизма. Затем он переключился на скульптурные композиции. Самостоятельный стиль Олденбург выработал в конце 1950-х, после переезда в Нью-Йорк и знакомства с Джимом Данном и Аланом Кэпроу, одним из создателей хэппенинга. Считается, что именно к этому периоду относятся его неодадаистские скульптурные эксперименты, копии гамбургеров, мороженого и прочего «фаст-фуда». Тогда же, вероятно, появилась идея создания «мягких скульптур» - фирменного технического приема художника. При этом мягкость в данном случае - понятие не буквальное, скульптуры могли выполняться из пластика или гипса. Главное - впечатление мягкости, обтекаемости форм, округлости линий «плавящихся» предметов.

Признание на поприще поп-арта пришло к Олденбургу в 1961 г., когда он открыл свой проект «Магазин». Стилизовав интерьер студии под интерьер магазина, он заполнил ее «товарами», сделанными из многослойного цветного полиэтилена, пенопласта, гипса, картона и даже искусственного меха. Олденбург стремился к тому, чтобы «изображаемые предметы пропадали в противоречащей им текстуре».

В 1964 и 1968 гг. художник принимает участие в Венецианском биеннале.

Одним из самых громких проектов Класа Олденбурга считается создание «Корабля-ножа». В 1985 г. на воду была спущена весельная лодка с мотором в форме гигантского армейского швейцарского ножа, произведшая фурор среди поклонников хэппенинга. Все желающие могли поучаствовать в спуске корабля на воду и погрести веслами. Длина лодки с раскрытыми лезвиями-веслами составила более 25 метров.

Клас Олденбург - человек, ставший «позором» своей семьи и одновременно одним из основоположников американского поп-арта. «Поп-арт подобен сосуду, назначение которого - оставаться пустым», - сказал об этом направлении другой основоположник. Однако К.Олденбург заработал на этом «пустом сосуде» столько, что смог купить себе скромную яхту «размером с небольшого кита».

Хэппенинг (англ. happening - случающееся, происходящее) - вид театрального представления, в котором событие и действие являются самоцелью, а не частью сюжета. Развивается с непременным вовлечением зрителей. Впервые хэппенинги стали устраивать нью-йоркские художники и скульпторы в начале 1960-х гг.

Ключевые моменты на уроке МХК

Творчеством Олденбурга можно завершить знакомство с американским поп-артом. В связи с этим полезно освежить в памяти впечатления от этого направления, поговорить о том, были ли у поп-арта свои истоки в дадаизме, экспрессионизме 20-х гг. или, к примеру, в сюрреализме.

Сравните произведения Энди Уорхола, Джаспера Джонса и Класа Олденбурга. Что между ними общего?

Интересным может получиться разговор о хэппенинге, ведь под этим иностранным словом скрывается очень простая и понятная любому подростку суть - веселое, ни к чему не обязывающее развлечение. А может быть, в хэппенинге скрыт некий протест?

Развивая тему хэппенинга, спросите класс: почему представители поп-арта с такой простотой выбирали модели для своих шедевров? Не потому ли, что повседневность стала для них искусством? Или же искусство стало обыденностью?

Поговорите о судьбе Олденбурга, подумайте, почему сын консула, перед которым открывался широчайший спектр возможностей, начиная с науки и заканчивая политикой, выбрал искусство? Причем не просто искусство, а тот его вид, что «похож на сосуд, который никогда не может быть наполнен».

Класа Олденбурга (Claes Oldenburg) , американского классика поп-арта. Урбанистический пейзаж жаждет ярких пятен и напоминаний о мелочах.

Именно поэтому идеальным решением становится характерный приём Олденбурга − скульптурное выражение достаточно небольшого и совершенно обыденного предмета в гигантском масштабе.

Родился Клас в Швеции, а в штаты перебрался в возрасте семи лет. Именно здесь, в Чикаго, раскрылся его потенциал. Олденбург с детства интересовался искусством и писательством, поэтому после окончания Йельского университета он начал работать репортером в городской газете и параллельно получать образование в институте искусств Чикаго. В 1956 году он переехал в Нью-Йорк и стал членом группы художников, занимающихся театральными инсталляциями, получившими название «Происшествия».

В своих работах Олденбург обращается к обществу потребления и старается посредством юмора и метафоричности напомнить об универсальных человеческих ценностях. Именно поэтому своё творчество он характеризует термином «антимонумент». В отличие от традиционного поп-арта, где промышленные товары изображаются холодно и безлико, скульптуры Олденбурга передают улыбку и живые эмоции.

Самая известная работа 86-летнего американца – фонтан-скульптура «Ложка-мост и вишня» − гигантское украшение Сада скульптур Миннеаполиса. Гиперболизированная 15 метровая ложка расположена над водой и выполняет роль моста, придавая будничному предмету дополнительное функциональное назначение. Скульптура была возведена в 1988 году, материалами послужили нержавеющая сталь и алюминий, окрашенный полиуретановой эмалью.


Ещё один приём Класа – игра с пластичностью. Твёрдые предметы скульптор воссоздает из гибких материалов, благодаря чему они «провисают», а мягкие – наоборот, обретают чёткие формы. Яркий пример – «Мягкий умывальник». Привычный предмет интерьера, выполненный из ткани, заставляет остановиться и задуматься над обманчивостью любой видимой нерушимости.


Следующий приём мастера, о котором стоит упомянуть – причудливая окраска выбранных автором предметов. Не всегда можно угадать, чем именно вызвана перемена цвета, есть ли в ней какая-либо цель, или же это просто видение художника.

Ярким примером данного приёма можно назвать «Огрызок». Остатки яблока с ярко-розовой шкуркой можно увидеть в парке Кентукки. Ещё одна скульптура, изображающая труп яблока, находится в Иерусалиме, но не отличается необычностью цвета. Возможно, в эти работы вложена львиная доля иронии Олденбурга – всё ради общества потребления, берущего от жизни максимум, с целью призвать одуматься, пока не стало слишком поздно.


К самым узнаваемым работам также относятся «Воланы» – четыре скульптуры, различным образом расположенные в пространстве Музея искусств в Миссури и возведённые в 1994 году. Каждый из этих красавцев в высоту достигает 5,5 метров и собран из алюминия и армированного пластика.


Как и многие творцы, Клас Олденбург работает не один, рядом с ним всегда его верная спутница жизни, партнёр и жена − Кюзи ван Бругген (Coosje van Bruggen), известная писательница. «Мы хотим общаться с публикой, но на наших собственных условиях» , − говорят они. И этот диалог, по мнению супругов, может существовать в любом месте, но начинается в студии, где пара окружена моделями, материалами и заметками.

Как и другие художники современности, Олденбург сделал очень многое для расширения границ искусства и заставил поверить, что юмор играет в нем не последнюю роль. Добился ли он успеха благодаря чуткому женскому руководству или потрясающему врождённому таланту – вопрос без ответа, но, безусловно, именно благодаря их совместному творчеству сейчас мы имеем возможность видеть столько захватывающих работ. Надеемся, что Клас ещё удивит нас, и желаем ему долгих лет жизни.

Ольденбург Клас


    При интерпретации гороскопа рождения, лучший метод состоит в том, чтобы начинать анализ с его общих особенностей, переходя на их основе к подробностям. Это обычный план следования - от общего анализа гороскопа и его структуры, к описанию различных черт характера.

    Двенадцать знаков зодиака группируются на основании общих характеристик. Первый способ - это объединение по их природе, основанию. Такое объединение называется группированием по стихиям. Имеется четыре стихии - Огонь, Земля, Воздух, Вода.

    Распределение планет в гороскопе по стихиям задаёт основу личности его владельца и в данном случае оно таково...

Стихии

    Выражена стихия Земли . Подобно большинству Земных знаков вы эффективны, конкретны и не слишком эмоциональны. Вы судите дерево по его плодам. Ваши идеи могут изменяться, слова исчезать, но действия и их последствия видимы и остаются. Старайтесь выразить вашу чувствительность, даже если это показывает вашу уязвимость. Эмоциями, энергией и общением нельзя пренебрегать; конкретное действие бессмысленно, если это не согласовано с вашим сердцем, вашим интеллектом или вашим воодушевлением.

    Выраженная в диаграмме стихия Воздуха способствует усилению вашего вкуса к информации, общению, отношениям и ко всем видам изменений: реальным - путешествия или символическим - новые идеи, предположения мнения. Вы получаете гибкость и адаптируемость, теряя в способности защиты своих прав или в прагматизме.

    Двенадцать знаков зодиака делятся также на три группы качеств из четырёх знаков. В каждой группе находятся знаки, обладающие определёнными общими качествами Каждая группа имеет свой собственный способ выражения в жизни. Кардинальные знаки осуществляют переход от одного к иному, с ними связано преодоление, завоевание, устранение. Фиксированные знаки осуществляют воплощение, концентрацию, присвоение. Мутабельные знаки готовят переход к иному и осуществляют приспособление, изменение, предположение.

    Распределение планет в гороскопе по качествам задаёт способ выражения личности его владельца, и в данном случае оно таково...

Качества

    Мутабельное (изменчивое) качество наиболее подчеркнуто в вашей натальной диаграмме, указывая на становящийся символ, склонным быть любопытным и измученным жаждой новых опытов и развития. Вы являетесь живым и гибким человеком, предпочитающим быстро реагировать на обстоятельства. Но не путайте подвижность с распылением и волнением, в этом - опасность такой конфигурации. Личная защита не имеет значения, пока вам не надоедают. Вы оптимизируете и изменяете свои планы, вещи и окружение быстрым способом.

Ваш общепланетарный (синтетический) знак - Дева Близнецы

Вы консервативны, нервничаете и переживаете, склонны к некоторому формализму в повседневной жизни, что может породить однообразие и привести к застою. Если земля сильнее, чем мутабельность, можете преуспевать в профессиональном плане, быть стабильным и последовательным человеком. Если же это не так, могут победить силы, способные привести к переживаниям и трудностям в принятии решений.
- Вы настоящий мечтатель, всю жизнь чему-то учитесь, и это вам никогда не надоедает. Вы любознательны и самодостаточны. Стремитесь к научной или литературной деятельности, но вам необходима какая-нибудь планета в стихии огня или земли, чтобы обрести известность и выйти на высокий уровень достижений. Старайтесь всегда сохранять пробужденность и осознавать все, происходящее вокруг, потому что вы в значительной степени подвержены чужому влиянию и это может вас отвлекать и останавливать.

Клас Олденбург. Структура (составляющие) энергии

Основные характеристики

Мотивация: самооснование, волеизъявление, источник побуждений, центр

Клас Олденбург

Солнце в Водолее
Вы оригинальный, независимый, свободолюбивый. Можете быть бунтовщиком, если теряете контроль над собой. Из-за того, что вам некоторые вещи или очень нравятся, или очень не нравятся, можете быть упрямым или непримиримым. Вас привлекает все необычное. Вам гораздо легче любить весь мир, чем одного человека, поэтому Вы иногда можете быть холодным и сохранять дистанцию в общении с людьми. Вы любознательны и интеллектуальны. Ваша цель - с пользой употребить свои знания.

Эмоции: чувствительность, восприимчивость, впечатлительность

Клас Олденбург

Луна в Деве
Вы положительно реагируете на поддержку и признание. Вы проницательны, хорошо работаете и стремитесь разобраться во всем до мелочей. Чувствуете сильную потребность делиться своим опытом и знаниями с другими. По этой причине вы бываете слишком эмоциональны и доминируете в эмоциональных связях. В жизни руководствуетесь только своими требованиями. Вы щедры, если дело касается вашего времени и услуг, которые вы часто оказываете другим людям. Вы хотите служить людям, но с трудом понимаете их чувства. Если нет особой необходимости, вы не задаете личных вопросов, а ваша любознательность проявляется только в связи с работой и некоторыми практическими ситуациями. Вы заинтересованы в здоровой пище, здоровье, гигиене, склонны к волнениям и неврозу.

Интеллект: разум, рассудок, ум, речь, коммуникация

Клас Олденбург

Меркурий в Водолее
У вас большие способности, наблюдательность, развитая интуиция, и вы хорошо разбираетесь в человеческой природе. У вас проницательный, независимый, гуманный и беспокойный ум. Вы усердны, общительны и часто самоучка в областях, которыми занимаетесь. Вы любите читать и часто сотрудничаете с группами и организациями. Вы с легкостью пишете и говорите, но всё же иногда бываете болтливы. Хотя вы открыты всему новому и любознательны, вы с трудом меняете свое мнение, предварительно не обдумав все "за" и "против" и тщательно не проанализировав детали. Вы правдолюбец и стараетесь быть объективным, вам нет дела до традиционных ценностей и общественного мнения.

Гармония: мера, сопряжение, симпатия, слаженность, ценности

Клас Олденбург

«Я прибегаю к наивной имитации. И это не потому, что у меня недостает воображения, и не потому, что я бы хотел высказаться о мире повседневных вещей. Я имитирую 1) объекты и 2) сотворенные объекты, например, знаки, различные нехудожественные вещи, которые наивно намекают на современную функциональную магию. Я не пытаюсь делать из них «искусство», это необходимо понять. Я имитирую их, чтобы люди приучились узнавать могущество объектов, т.е. моя цель – дидактическая». Клас Ольденбург

Есть что-то, все-таки, в поп-арте , располагающее к долголетию. Возможно, это общий позитивный взгляд на мир в сочетании с иронией и самоиронией – что же может быть благотворнее такой комбинации для желудочно-кишечного тракта, опорно-двигательной системы и нервных окончаний. Ольденбургу (1929-…) 28 января исполнится 84 года*. А он ведь еще и работает. Не так давно закончил такую вот штуку:

Факел из краски

Ольденбург – швед. Папа его работал шведским дипломатом в Америке, так что Ольденбург с детства там жил. А потом стал американским гражданином. Учился в Йеле и чикагском институте искусств.

Как почти все хорошие поп-артисты, начинал свой творческий путь Ольденбург в лоне абстрактного экспрессионизма и, как почти все они, вскоре стал относиться к нему критически. Причины - тоже как у всех: неприятие пафоса, серьезности, претензии на выражение главных истин о мире и стояния на котурнах Настоящего Искусства. Поэтому, в конце 50-х гг., Ольденбург со всей силой вливается в нью-йоркскую богему, внутри которой происходят различные новаторские замесы. Одним из главных замесов были хеппенинги, в которых Ольденбург достаточно преуспел и посотрудничал с самим Алланом Капроу. Но самым интересным для биографии Ольденбурга были не сами эти хеппенинги, а, скажем так, реквизит для них, который он любовно изготавливал сам и благодаря которому вошел в «горячую пятерку» поп-артистов из из Нью-Йорка**.

Духовка

Это были муляжи разных вкусных продуктов питания, которые издали выглядели довольно достоверно и, с точки зрения своей объектной номенклатуры и функции, располагались в зоне между искусством и жизнью.

Витрина с пирожными

Ведь что такое муляж? Это не очень достоверное, но стремящееся таковым быть, подражание реальности, искусством не являющееся. Дальше в дело вступает дюшановская *** логика реди-мейда – если эти муляжи переместить в пространство искусства, в данном случае, в пространство хеппенинга, то они автоматом становятся искусством. Дальнейшее развитие этой логики и новация Ольденбурга в том, что это – не реди-мейд, он ведь сделал их сам. Но они, при этом, изображают из себя этот самый реди-мейд. Который, в свою очередь, изображает реальный кусок пирога или тортик. Чувствуете, как тут все закручено. Назывались такие объекты «мягкая скульптура» - не потому, что были мягкими, иногда они были вполне даже твердыми, когда делались из пластика, например. Просто изображали они мягкие предметы типа булочки.

Два чизбургера

Делал Ольденбург и в прямом смысле мягкие скульптуры.

Гигантский мягкий вентилятор

Тут веселый абсурдистский задор дадаизма с удовольствием смешивался с абсурдом сюрреалистическим в варианте Дали , когда переворачиваются устойчивые дуальные пары, т.е. твердое выглядит мягким, дальнее – близким, мелкое – крупным и т.д. Помните его стекающие вниз циферблаты?

Мягкий телефон-автомат

Параллельно Ольденбург делал такие вот реди-мейд- объекты и реди-мейд-инсталляции, иногда подкрашивая их краской.

Белые кеды

Гладильная доска

Смысл этой подкраски – это тоже продолжение затейливой игры со зрителем, начатой Дюшаном. Типа – так вы до сих пор не верите, что готовый предмет, купленный в магазине и показанный в галерее, это искусство? Ну, хорошо, я его покрою краской – традиционным атрибутом искусства – т.е. совершу символический творческий жест настоящего художника. Как бы верну сомнительный с точки зрения искусства предмет в его лоно****. Теперь верите?

Эта стратегия – как бы возвращать реди-мейд в пространство искусства – вроде бы противоречит тем словам Ольденбурга, которые приведены в начале текста. Там, где он говорит, что не пытается делать «искусство». Но это противоречие – обман зрения. Во-первых, он, все-таки, возвращает «как бы». Во-вторых, под «искусством» он, в данном случае, понимает традиционное искусство. В-третьих, вот: «Я за искусство, которое не сидит на своей заднице в музее, а делает что-то другое. Я за искусство, которое вырастает и не подозревает о том, что оно - искусство. Я за искусство, которое смешано с повседневной чепухой и все же поднимается наверх. Я за искусство, развертывающееся, как карта, которое вы можете сжать, как руку своей подружки, или даже поцеловать». Так что все логично получается. Ольденбург отмазан.

Но широкую известность среди массового любителя прекрасного Ольденбургу принесли его огромные сооружения, установленные в разных концах всего цивилизованного мира (у нас таких сооружений нет).

Печать

Увеличивать-то Ольденбург начал давно, еще в начале 60-х гг., но тогда это было все-таки в масштабе интерьера.

Большой гамбургер

Наверное, первое из таких уличных сооружений, называемых Ольденбургом «антимонументами», он установил в 1968 году в одном из бунтующих американских университетов в смысле политического протеста. Прочитывается протест, прочитывается – тут и подчинение агрессивного мужского женственному женскому, воинственного – мирному, твердого – мягкому. Особенно хорошо то, что помада выглядит как агрессивный фаллический символ, что полностью убивает его агрессию – помада же. Или не убивает, и тогда жало иронического сарказма направляется и против этого женственного женского, которое стало агрессивным и просто заняло место мужского в иерархии агрессивности, т.е. сверху.

Помада на танковых гусеницах

Теперь, почему – антимонументы. Ну, допустим, установлены они именно в тех местах, где ставят именно монументы – в городской среде, на площадях, в парках.

Булавка

Ну, допустим, размеры у них как у монументов.

Поливальный шланг

Только вот воспроизводят они совершенно банальные предметы и никак не могут быть нормальными монументами. Те-то ставятся в честь каких-то ярких личностей или событий, а тут – сплошная повседневность. Кроме того, такая монументализация ничего не значащего смешна – монументы все-таки штуки серьезные.

Эти творческие поиски, конечно, целиком вписываются в игры дадаизма – помещение предмета в несвойственный ему контекст – и в стратегию поп-арта. Если Джонс воспроизводил банальные предметы – пивные банки или лампочку – в бронзе, то почему не воспроизвести подобные предметы в офигенном масштабе*****? Если лампочка прикидывается произведением искусства, почему огрызок не может прикинуться памятником?

Огрызок

Тут еще возникает такое соображение. Монумент – штука скользкая. Скажем, поставили его выдающемуся политическому деятелю, а через какое-то время выясняется или признается, что он – сволочь. Приходится либо терпеть памятник сволочи, выполняющий теперь непонятно какую функцию, либо просто сносить. Сооружения же Ольденбурга в этом смысле бесспорны. Отношение граждан к прищепке в целом положительное и не меняется во времени и пространстве.

Прищепка

С одной стороны, это памятки вещам в себе – они сообщают только о том, что изображают. Памятник, допустим, Суворову – это же не памятник телу этого конкретного человека. Это памятник тому, что это тело (и дух) совершило. Т.е. чему-то подразумевающемуся, общеизвестному, находящемуся за пределами изображения. Такой памятник отчасти выступает как знак. Ничего такого не может быть с сооружениями Ольденбурга – ничего не может подразумевать, ни на что не может намекать, означающим никакого означаемого не может быть штепсельная вилка. Она может быть только собой.

Штепсельная вилка

С другой же стороны, вся эта мощная конгломерация, разбросанная по всему цивилизованному миру (у нас – не присутствует, говорил уже), составляет обширный мемориал обществу потребления - о взаимоотношениях поп-арта и этого общества я писал в тексте о поп-арте, не буду повторяться – т.е., все-таки, подразумевает, отсылает, намекает и означает. Впрочем, настоящее искусство часто соединяет в себе противоречия, надо к этому уже привыкнуть.

Совершенно необходимо добавить, что ольденбурговы сооружения, поначалу задуманные как легкие, ироничные провокации, уже давно вписались в свое окружение, лишились всякого намека на провокационность и воспринимаются как затейливая, нестандартная эстетическая и понятийная игра. Даже если они воспроизводят вещи сомнительные.

Разбитая тарелка с дольками и шкурками

Бонус

Мягкая скрипка

Это работа 2002 года. Ольденбург ненадолго вернулся в молодость.

Ложка с вишенкой

Длина - 17 метров, вес - 7 тонн. Года два назад вишенку стибрили.

Шуруп

Нечего сказать.

Арочный мост из шурупов. Состояние II

Архитектурная фантазия на предыдущую тему.

Закопанный велосипед

* Живы еще Джаспер Джонс (р. 1930) и Джеймс Розенквист (р. 1933). Роберт Раушенберг прожил 82 года, Ричард Гамильтон – 89 лет. 70-летних я и не беру.

*** Раушенберг, Розенквист, Лихтенштейн , Уорхол , К. Ольденбург.

*** Я уже заколебался писать о том, что после Второй мировой войны, особенно, в 50-е гг., в США образовался всплеск интереса к дада – там жили Дюшан и еще несколько бывших дадаистов, были проведены несколько крупных выставок, посвященных дада, выходили альбомы и каталоги. В любом тексте про поп-арт об этом писать приходится. С другой стороны - а куда деваться, это же важно.

**** В таких местах я периодически начинаю опасаться, что кто- нибудь из вас спросит: «А зачем он все это делает?». Вопрос- то совершенно закономерный. Но я не могу в каждом тексте погружаться в онтологические глубины авангардизма. Читайте подряд все статьи с самого начала в рубрике «Галерея» на Adindex, и вы не будете задавать таких вопросов.

***** Этим же занимался Лихтенштейн, увеличивая фрагменты комиксов до размеров картин.