Андрей Платонов стал известен широкому кругу читателей только в последнее время, хотя самый активный период его творче­ ства пришелся на двадцатые годы нашего столетия. Платонов, как и множество других писателей, противопоставивших свою точку зрения официальной позиции советского правительства, долго был запрещен. Среди самых значительных его работ можно выделить роман «Чевенгур», повести «Впрок» и «Усомнившийся Макар*.

Я бы хотел остановить свое внимание на повести «Котлован». В этом произведении автор ставит несколько проблем. Центральная проблема сформулирована в самом названии повести. Образ котло­ вана - это ответ, который давала советская действительность на вечный вопрос о смысле жизни. Рабочие роют яму для закладки


фундамента «общепролетарского дома», в котором потом должно счастливо жить новое поколение. Но в процессе работы выясняет­ ся, что запланированный дом будет недостаточно вместителен. Кот­ лован уже выдавил все жизненные соки из рабочих: «Все спящие были худы, как умершие, тесное место меж кожей и костями у каждого было занято жилами, и по толщине жил было видно, как много крови они должны пропускать во время напряжения труда». Однако план требовал расширения котлована. Тут мы понимаем, что потребности в этом «доме счастья» будут огромны. Котлован будет бесконечно глубок и широк, и в него будут уходить силы, здоровье и труд множества людей. В то же время работа не прино­ сит этим людям никакой радости: «Вощев всмотрелся в лицо безот­ ветного спящего - не выражает ли оно безответного счастья удов­летворенного человека. Но спящий лежал замертво, глубоко и пе­ чально скрылись его глаза».

Таким образом, автор развенчивает миф о «светлом будущем», показывая, что рабочие эти живут не ради счастья, а ради котлова­ на. Отсюда понятно, что по жанру «Котлован» - антиутопия. Ужасные картины советской жизни противопоставляются идеоло­ гии и целям, провозглашенным коммунистами, и при этом показы­ вается, что человек превратился из разумного существа в придаток пропагандистской машины.

Другая важная проблема этого произведения ближе к реальной жизни тех лет. Платонов отмечает, что в угоду индустриализации страны были принесены в жертву тысячи крестьян. В повести это очень хорошо видно, когда рабочие натыкаются на крестьянские гробы. Сами крестьяне объясняют, что они заранее готовят эти гро­ бы, так как предчувствуют скорую гибель. Продразверстка отняла у них все, не оставив средств к существованию. Эта сцена очень символична, так как Платонов показывает, что новая жизнь стро­ ится на мертвых телах крестьян и их детей.

Особо автор останавливается на роли коллективизации. В описа­ нии «организационного двора» он указывает, что людей арестовы­вали и отправляли на перевоспитание даже за то, что они «впали в сомнение» или «плакали во время обобществления». «Обучение масс» на этом дворе производили бедняки, то есть власть получили наиболее ленивые и бездарные крестьяне, которые не смогли вести нормальное хозяйство. Платонов подчеркивает, что коллективиза­ ция ударила по опоре сельского хозяйства, которой являлись дере­ венские середняки и зажиточные крестьяне. При их описании ав­ тор не только исторически реалистичен, но и выступает своеобраз­ ным психологом. Просьба крестьян о небольшой отсрочке перед принятием в совхоз, чтобы осмыслить предстоящие перемены, по­ казывает, что в деревне не могли даже свыкнуться с мыслью об от­сутствии собственного надела земли, скота, имущества. Пейзаж со­ ответствует мрачной картине обобществления: «Ночь покрыла весь деревенский масштаб, снег сделал воздух непроницаемым и тес­ ным, в котором задыхалась грудь. Мирный покров застелил на сон грядущий всю видимую землю, только вокруг хлевов снег растаял и земля была черна, потому что теплая кровь коров и овец вышла из-под огорож наружу».

32


Образ Вощева отражает сознание обыкновенного человека, кото­ рый пытается понять и осмыслить новые законы и устои. У него и в мыслях нет противопоставлять себя остальным. Но он начал ду­ мать, и поэтому его уволили. Такие люди опасны существующему режиму. Они нужны только для того, чтобы рыть котлован. Здесь автор указывает на тоталитарность государственного аппарата и от­ сутствие подлинной демократии в СССР.

Особое место в повести занимает образ девочки. Философия Платонова здесь проста: критерием социальной гармонии общества является судьба ребенка. А судьба Насти страшная. Девочка не знала имени матери, но зато знала, что есть Ленин. Мир этого ре­ бенка изуродован, ведь для того, чтобы спасти дочку, мать внушает ей скрывать свое непролетарское происхождение. Пропагандист­ ская машина уже внедрилась в ее сознание. Читатель ужасается, узнавая, что она советует Сафронову убить крестьян за дело рево­ люции. В кого же вырастет ребенок, у которого игрушки хранятся в гробу? В конце повести девочка погибает, а вместе с ней погибает и луч надежды для Вощева и других рабочих. В своеобразном про­ тивостоянии котлована и Насти побеждает котлован, и в основание будущего дома ложится ее мертвое тело.

Повесть «Котлован» пророческая. Ее главной задачей не было показать ужасы коллективизации, раскулачивания и тяжесть жиз­ни тех лет, хотя писатель сделал это мастерски. Автор верно опре­делил направление, в котором пойдет общество. Котлован стал на­ шим идеалом и главной целью. Заслуга Платонова в том, что он указал нам источник бед и несчастий на многие годы. Страна наша до сих пор барахтается в этом котловане, и если жизненные прин­ципы и мировоззрение людей не изменятся, в котлован по-прежне­му будут уходить все силы и средства.

ДРАМАТИЗМ ПРИОБЩЕНИЯ К НОВОЙ ЖИЗНИ (По повести А. П. Платонова * Котлован»)

В повести А. П. Платонова «Котлован» поднимается одна из важнейших проблем русской литературы XX века - проблема при­общения человека к новой жизни.

Герой Платонова Вощев попадает в бригаду, которая должна вырыть котлован. Читатель узнает, что раньше Вощев работал на заводе, но был уволен оттуда за то, что задумался над «планом об­ щей жизни». Таким образом, в самом начале повести появляется традиционный для русского народного творчества образ искателя счастья и правды. Действительно, Вощев именно народный мысли­ тель, и об этом свидетельствует даже тот стиль, которым написаны эпизоды, относящиеся к этому герою. Платонов использует газет­ ные штампы, ведь Вощев, видимо, не читал ничего, кроме газет и лозунгов. Вощев тоскует из-за того, что никто не может объяснить ему, в чем заключается смысл жизни. Однако вскоре он получает ответ на этот вопрос: рабочие-землекопы объясняют ему, что смысл жизни - в работе.

Чиклин, Сафронов и другие рабочие живут в ужасных услови­ях, работают до тех пор, пока есть силы; они «живут впрок», «за-

2-тэ зз


готовляя» свою жизнь для грядущего благоденствия. Им не нравят­ ся раздумья Вощева, ведь, по их мнению, мыслительная, умствен­ ная деятельность является отдыхом, а не работой; думать про себя, внутри себя - это то же самое, что и «любить себя» (как это делает Козлов). Вощев присоединяется к бригаде, и тяжелейшая работа избавляет его от необходимости думать. Итак, новая жизнь в повес­ ти Платонова «Котлован» - это «жизнь впрок», постоянный тяже­лый труд. Важно отметить, что рыть котлован можно только кол­ лективно, всем вместе; у рабочих-землекопов нет личной жизни, нет возможности проявить индивидуальность, ведь все они живут только ради воплощения одной цели.

Символом этой идеи для рабочих является маленькая девочка Настя. То, что они видят реального ребенка, ради которого стоит «жить впрок», вдохновляет их и заставляет работать все больше и больше. Рабочие-землекопы воспринимают ее как символ комму­ низма: Сафронов приветствует ребенка «как элемент будущего». Сама девочка осознает себя тоже только в связи с коммунизмом: «Главный - Ленин, а второй - Буденный. Когда их не было, а жили одни буржуи, то я и не рожалась, потому что не хотела. А как стал Ленин, так и я стала!»

На мой взгляд, в приобщении к новой жизни не было бы ника­ кого драматизма, если б эта новая жизнь исчерпывалась работой на котловане. Однако рабочие-землекопы, будучи коммунистами, должны были выполнять указания партии. В то время был взят курс на коллективизацию и раскулачивание. Именно поэтому зем­ лекопы были отправлены в деревню и рытье котлована было при­ остановлено.

В той части повести, которая посвящена организации колхоза, ключевым образом, на мой взгляд, является образ медведя-молото­ бойца. Медведь - фанатик работы, он трудится не ради результа­та, но ради самого процесса труда. Именно поэтому то, что он изго­ товляет, не годится для колхозного хозяйства. Кроме того, одним из качеств молотобойца является звериная жестокость, которая не имеет никаких оправданий.

Чтобы понять причины жестокости рабочих-землекопов, кото­ рые с такой нежностью и любовью относились к Насте, необходимо сказать о тех людях, против которых эта жестокость была направ­ лена. Крестьяне в повести «Котлован» отличаются от рабочих-зем­ лекопов тем, что заботятся не о грядущем благоденствии мира, а о себе. Это и дает основание Чиклину и другим считать крестьян ку­ лаками, враждебными элементами. Однако в самом первом эпизо­де, где идет речь о крестьянах, читатель видит, в чем выражается эта забота о себе. Выясняется, что у каждого жителя деревни, вплоть до маленьких, есть свой гроб, сделанный точно по размеру. Крестьяне уверены, что из-за того или иного мероприятия Совет­ ской власти даже их дети не успеют сколько-нибудь подрасти. Кре­ стьяне - нищие, забитые люди, никогда не противостоящие наси­лию, которое над ними совершается. Жестокость Чиклина, Жачева и других строителей «новой» жизни объясняется не столько их личными качествами, сколько тем, что идея предписывала им быть жестокими. Новая жизнь в повести «Котлован» - «жизнь впрок»,

34


тяжелый труд в коллективе ради счастья грядущих поколений. Драматизм приобщения к новой жизни для героев Платонова опре­ деляется тем, что слепое следование идее развращает их, приучая к насилию, и нивелирует личные качества каждого. Для коммуни­ стической идеи жестокость, насилие также не кончаются ничем хо­ рошим. На мой взгляд, то, что гибнет Настя, которая является символом коммунистической идеи, связано с тем, что эта идея по­ степенно теряется в потоках крови, которые за нее проливают. В конце концов котлован становится не фундаментом будущего сча­ стья, а его могилой.

Андрей Платонович Платонов, настоящее имя которого, Андрей Климентов создал не одно прекрасное произведение, каждое из которых интересно и актуально для современного читателя.

Среди основных признаков стиля Платонова можно назвать изображение странных и необычных героев, сострадание, абсолютная свобода в выборе средств и многое другое. Именно эти признаки нашли себе место в произведении писателя ” Котлован “.

Платонов поднимает в своей повести несколько проблем, главная из них – кроется уже в самом названии произведения “Котлован”. Для того, чтобы читатель мог глубже окунуться в атмосферу передаваемую автором, Платонов использует символы, такие как гроб – символ безнадежности, девочка Настя – символ будущего, надежды на светлую жизнь и наконец, сам котлован, который стал символом глубины на которую люди опустились в моральном и физическом плане.

Можно сказать, что главные герои повести, которые день и ночь роют котлован, находятся в поисках смысла жизни. Именно так Платонов пытался донести нас всю тяжесть и скорбь, которую он ощущает по отношению

К “потерявшимся” людям.

Рабочие роют яму для закладки фундамента “общепролетарского дома”, в котором потом должно счастливо жить новое поколение. Но в процессе работы выясняется, что запланированный дом будет недостаточно вместителен. Котлован уже успел “истощить” рабочих: “Все спящие были худы, как умершие, тесное место меж кожей и костями у каждого было занято жилами, и по толщине жил было видно, как много крови они должны пропускать во время напряжения труда”. Однако план требовал расширения котлована. Тут читатель понимает, что потребности в этом “доме счастья” будут огромны. Котлован будет бесконечно глубок и широк, и в него будут уходить силы, здоровье и труд множества людей. В то же время работа не приносит этим людям никакой радости: “Вощев всмотрелся в лицо безответного спящего – не выражает ли оно безответного счастья удовлетворенного человека. Но спящий лежал замертво, глубоко и печально скрылись его глаза”.

Таким образом, автору удалось развеять сказочный миф о “светлом будущем”, показывая, что рабочие эти живут не ради счастья, а ради котлована. Отсюда мы с легкостью можем определить, что по жанру “Котлован” – антиутопия. Ужасные картины советской жизни противопоставляются идеологии и целям, провозглашенным коммунистами, и при этом показывается, что человек превратился из разумного существа в придаток пропагандистской машины.

Стоит отметить, что образ одного из главных героев повести, Вощева отражает сознание обыкновенного человека, который пытается понять и осмыслить новые законы и устои. У него и в мыслях нет противопоставлять себя остальным. Но он начал думать, и поэтому его уволили. Такие люди по мнению государства опасны существующему режиму. Они нужны только для того, чтобы рыть котлован. Здесь автор указывает на отсутствие подлинной демократии в СССР.

В заключении хочу сказать, что главной задачей повести “Котлован” не было показать ужасы коллективизации, раскулачивания и тяжесть жизни тех лет, хотя писатель сделал это мастерски. Автор верно определил направление, в котором пойдет общество. Заслуга Платонова в том, что он указал нам источник бед и несчастий на многие годы. Страна наша до сих пор барахтается в этом котловане, и если жизненные принципы и мировоззрение людей не изменятся, в котлован по-прежнему будут уходить все силы и средства.

Схожі твори:

  1. Андрій Платонов став відомий широкому колу читачів тільки останнім часом, хоча самий активний період його творчості довівся на двадцяті роки нашого століття. Платонов, як і безліч інших письменників, що протиставили...
  2. Творчество Андрея Платонова помогает современному читателю разобраться в событиях, происходивших в России в 2030-е годы XX века, в период укрепления в нашей стране Советской власти. К числу произведений, правдиво отразивших...
  3. Андрій Платонов став відомий широкому колу читачів тільки останнім часом, хоча самий активний період його творчості довівся на двадцяті роки нашого сторіччя. Платонов, як і безліч інших письменників, що протиставили...
  4. Андрей Платонов стал известен широкому кругу читателей только в последнее время, хотя самый активный период его творчества пришелся на двадцатые годы нашего столетия. Платонов, как и множество других писателей, противопоставивших...
  5. Андрей Платонов – писатель-философ, которого более всего интересовало изучение духовной эволюции человека, поиски смысла жизни. Можно сказать, что он вслушивался “не в звучание фраз, а в сложную мелодию, в тревожные...
  6. Творчість Андрія Платонова допомагає сучасному читачеві розібратися в подіях, що відбувалися в Росії в 20 – 30-е роки XX століття, у період зміцнення в нашій країні Радянської влади. До числа...
  7. У повісті О. П. Платонова “Котлован” піднімається одна з найважливіших проблем російської літератури XX століття – проблема прилучення людини до нового життя. Герой Платонова Вощев попадає в бригаду, що повинна...
  8. Читаючи цю повість, кожний, я думаю, міркує над тим, що хотів сказати автор, а не над сюжетом або композицією, тому що для самого Платонова важлива була суть. Особисто я в...
  9. Творчість Андрія Платонова допомагає сучасному читачеві розібратися в подіях, що відбувалися в Росії в 20-30-і роки XX століття, у період зміцнення в нашій країні Радянської влади. До числа добутків, що...
  10. Неисправимый идеалист и романтик, А. П. Платонов верил в “жизненное творчество добра”, в “мир и свет”, хранящиеся в человеческой душе, в занимающуюся на горизонте истории “зарю прогресса человечества”. Писатель –...
  11. У повісті А. П. Платонова ” Котлован ” піднімається одна з найважливіших проблем російської літератури XX століття – проблема прилучення людини до нового життя. Герой Платонова Вощев попадає в бригаду,...
  12. Повість Андрія Платоновича Платонова ” Котлован ” з’єднує собі соціальну притчу, філософський гротеск, сатиру, лірику. Письменник не дає ніякої надії, що в далекому майбутньому на місці котловану виросте “місто-сад”, що...
  13. Все необычно в мире писателя А. Платонова. Его голос звучит слегка приглушенно, печально. Кажется, что это тихий разговор о жизни писателя с читателем. Глубинная тишина заставляет думать, сопереживать сильнее, чем...
  14. Эрнеста Хемингуэя (1899-1961) можно назвать одним из наиболее популярных и влиятельных американских писателей 20 в., снискавший известность в первую очередь своими романами и рассказами. Мир был взбудоражен великолепной повестью “Старик...
  15. “Повести покойного Ивана Петровича Белкина” состоят из 5 повестей: “Выстрел”, “Метель”, “Гробовщик”, ” Станционный смотритель “, “Барышня-крестьянка”. Пушкин взял для повести самые типичные романтические сюжеты, которые и в наше время...
  16. А. П. Платонов Котлован “В день тридцатилетия личной жизни Вощеву дали расчет с небольшого механического завода, где он добывал средства для своего существования. В увольнительном документе ему написали, что он...
  17. Андрей Платонов начал писать очень рано. Он относится к писателям со славой, разгорающейся чем дальше, тем больше. При жизни его издавали очень мало. Платонов писал в своих статьях, рассказах, повестях,...
  18. Писатель не дает никакой надежды, что в далеком будущем на месте котлована вырастет город-сад, что хоть что-то поднимется из этой ямы, которую безостановочно роют герои. Котлован расширяется и, согласно Директиве,...
  19. …Щоб що-небудь полюбити, я Завжди повинен спочатку знайти Якийсь темний шлях для серця до явища, Яке манить мене, а думка йшла уже слідом… А. Платонов Усе незвичайно і не схоже...
  20. “Смутно існуючі люди будують світлий будинок соціалізму”. Ці люди, за словами героя “Котловану” Жачева, “шар смутних виродків”, сформувалися на тлі тих історичних подій, які потрясли Росію після 1917 року. У...

.
Проблематика повести А. П. Платонова Котлован

ПРОБЛЕМА ТРАГИЧЕСКОЙ СУДЬБЫ РОССИИ ВПОВЕСТИ А. ПЛАТОНОВА КОТЛОВАН Андрей Платонов один из тех немногих советскихписателей, которые в своем осмыслении новой эпохи сумели перейти от принятиякоммунистических идей к их отрицанию. Платонов верил в революционное пере устройствомира искренне, почти фанатично и ни чем в этом смысле не отличался отбольшинства сво их современников.Ему казалось, что впервые в исто рии возникланаконец возможность победить в человеке эгоизм, создать общество высшегогуманиз ма, общество, в котором благо других будет обяза тельным условиемсобственного счастья.

Но уже в первых своих произведениях Платонов проявил себяхудожником, умеющим видеть мир неоднозначно, по нимающим сложность душичеловека. Тоска по чело вечности в рассказах Платонова неотделима от вни манияк отдельному человеку. Писатель вольно или невольно следовал той традиции,которая была заложена в русской литературе Гоголем и До стоевским.Очень яркогуманизм Платонова проявил ся в повести Котлован. Тема России неотделима вэтой повести от поисков человечности, а размышле ния писателя над проблемамисоветской эпохи тра гичны и необыкновенно глубоки.

В повести Котлован Платонов показал россий скую действительность конца двадцатых начала тридцатых годов как эпоху почти необратимого исто щения почвы, накоторой вырастает культура жиз ни культура человечности, накопленнаястолетия ми. И это истощение неизбежно означает утрату смысла человеческогосуществования.Герои Платонова роют котлован для башни-обще жития, домадля счастливых обитателей социализма, отбирая для этого строительства лучших самых обездоленных, самых бедных людей.

Но и взрослые и дети в повестигибнут, унавоживая почву для дру гих, став ступенькой ко всеобщему счастью, дости жение которого оказывается невозможным без жертв.Но фанатизм строителей, слепая вера в идеалы не дает им возможности усомниться в правотепроисхо дящего.Из всехперсонажей повести только двое умеют взглянуть на эпоху со стороны, умеютсомневаться Прушевский и Вощев. Прушевскому, как воздух, нужна в этом миретеплота, человечность, чувство своей необходимости не всем, не классу, аконкретно му человеку.

Вощев не может, не хочет чувствовать себя винтиком,быть счастливым по приказу. Он русский правдоискатель, натура двойственная,проти воречивая.В начале повести Вощев уходитбродить по свету, пытаясь найти смысл жизни.Он хочет докопаться до смыславсего сущего, до хода светил, до роста былинки в поле и роста башни будущего,на стро ительстве которой он оказывается.

И Вощев хочет знать, нужен ли длястроительства всеобщего счастья именно он, живой, единственный, отдельный, ане безличная масса. Но при этом он не протестует про тив конкретнойбесчеловечности идеи, участвует в коллективизации. Его желание быть личностью невольный вызов коммунистическому государству, а его жестокость отражениебесчеловечной атмосфе ры эпохи.Он двойствен, как и его время, соединив шее всебе и мечту о счастье, и массовые убийства.Повесть полнабезысходных метафор.

Герои роют котлован для дома всеобщего счастья, а самиспят в гробах, заготовленных для себя крестьянами, знающими, что ждет их впролетарском государстве. И разве только крестьяне? Все должны превратиться впесок, в навоз, на котором вырастет цветок прекрас ного будущего.Междувозрастами нет различия, и девочка, потерявшая мать и нашедшая приют у стро ителей,тоже спит в гробу она обречена, как и взрос лые.В соседних деревнях идет страшныйпроцесс кол лективизации, уничтожения крестьянства, ненавист ного пролетариямтолько потому, что у крестьянина есть хоть какая-то личная не общая! собствен ность.

Дома пусты, гуляет ветер, а на кузне трудится за всехмедведь-батрак, истинный пролетарий, пол ный ненависти к хозяевам ифанатичного, слепого трудолюбия. Одни запасаются гробами, не дожидаясь смерти,других сажают на плоты и сплавляют в море, на страдания и гибель.И особеннострашна полная покорность крестьянства, лишь изредка меняющаяся на одиночныевспышки бунта.Страх и жестокость определяют вповести атмо сферу времени.

Страх перед опасностью уклониться от генеральнойлинии, мгновенно из своего превра титься в предателя и беспощадная жестокостько всем, кто может этой линии помешать. Таковы Чиклин и Сафонов фанатикиидеи. Таков активист, днем и ночью со страшным нетерпением ждущий на чальственныхдиректив выполняющий любое, са мое абсурдное указание, не задумываясь ни насе кунду над его смыслом.Там, наверху, знают, что и как надо делать длявсеобщего счастья, дело осталь ных выполнять приказы.

Такова Россия, ослеплен наяидеей, уничтожающая саму себя. Насилие в повести распространяетсяна все на живую природу и на человека. Но дело в том, что насилие ничего неможет создать, построить. Оно способно лишь разрушать, и его итог гробы, кото рыехранятся в одной из ниш котлована.У героев Котлована нет и никогда не будетдома есть сарай, возле ямы котлована, место, где они умирают, ночлежка, ностен, дома, семьи нет все развеяно, все пущено по ветру. Да и зачем он нужен,этот так и не построенный дом, если счастья в этом доме никогда не будет! Неможет быть счастья для всех, счастье существует только как бережность кчеловеку.

И кот лован становится могилой для ребенка, для той самой девочки, воимя которой и приносят взрослые жерт вы, уничтожая и себя, и других.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Тема трагической судьбы человека в произведениях А.П.Платонова, А.И.Солженицина, В.Т.Шаламова
Государство вскоре начало активно вмешиваться вего жизнь, в чем-то воплощая в жизнь мрачную фантазию Е.Замятина, в чем-то далеко от нее отступая.. Врусской литературе все эти трагические события долгие годы были.. Писатель стал автором потрясающих по силепсихологического воздействия произведений, своеобразного колымского..

Проблема личной ответственности человека за свою судьбу (По рассказам А.П. Чехова)
А.П. Чехов Творчество Антона Павловича Чехова продолжает великий труд предшественников и в то же время несёт в себе черты нового художественного.. Чехову это удалось в полной мере. Его не захлестнула война обывательщины – он.. Только тогда жизнь приобретает смысл, если она прожита не зря. Проблема личной ответственности человека за свою судьбу..

Проблемы становления фермерства в России
Самый главный вопрос, который мучил всех фермеров да и не только их право собственности на землю. Наконец-то, спустя десять лет, этот вопрос был решн нынешним президентом.. Вопрос собственности земли был очень болезненным в России во все времена. Это вопрос всех русских революций и..

Демографические проблемы России
Вообще, демография это наука о закономерностях воспроизводства населения в общественно-исторической и социальной обусловленности этого процесса. На.. И понятно почему ведь именно эти данные как ничто иное отражают суть.. При этом опережающими темпами растет смертность населения в трудоспособном возрасте. Превышение смертности над..

Проблемы причинного комплекса преступности в соременной России
Они в свою очередь либо реализовывались, либо нет. Современный этап развития российского общества характеризуется стратегическим курсом на создание.. В стране осуществляются радикальные социально-экономические реформы, идет.. Вместе с тем в последние годы произошло резкое ухудшение криминальной обстановки, которая в настоящее время..

Проблемы становления малого предпринимательства в России
По моему мнению, развитие малого предпринимательства сможет решить многие проблемы, существующие в данной время в российской экономике. К таким проблемам можно отнести безработицу, инфляцию, экономический рост и.. В курсовой работе применялся аналитический метод.

Проблемы построения правового государства в России
Принятая, в 1993 году Конституция Российской Федерации, стала опорной точкой для утверждения его основных институтов.Она принципиально отличается от.. Опьянев от свободы, в первые годы после принятия Конституции все были просто.. Процесс утверждения ее основных принципов протекает достаточно медленно и противоречиво.Положения первой статьи..

Проблемы формирования и функционирования фондовых бирж в России
В совместной беседе совладелец российской инвестиционной компании «Резерв - Инвест» В. Порошин и управляющий структурой МДМ - Банка по управлению.. Эти нервные окончания реагируют на глубину процессов, происходящих в.. Поскольку биржи имеют большое значение для народного хозяйства как перевалочные базы заемного капитала на пути от..

К проблеме ценностных критериев пролетарского литературного движения в России в 20-х годах ХХ века
Но их теория оказалась реакционной, ибо не только пролетарской, но и вообще никакой культуры по их рецептам нельзя было построить. Они пытались.. Реакция искусства на отвлеченно-декларативное искусство первых лет революции.. Для личного произвола и усмотрения не будет места - деятельностью людей будут руководить не лица, а логика систем и их..

Вступление России в ВТО:проблемы и перспективы
А это свидетельствует, что интернационализация хозяйственных связей обусловлено развитием производительных сил, которые, перерастая национальные.. По некоторым оценкам на долю торговли приходится около 80 процентов всего.. Вступив на путь экономической реформы, отказавшись от государственной монополии внешней торговли, создав реальную..

0.12

Проблематика повести А. Платонова «Котлован»

Повесть А. Платонова «Котлован» описывает события индустриализации и коллективизации, которые происходили в России в 20–30 годы прошлого столетия. Как известно, это время в истории нашей страны отличалось драматическими перегибами и нелепостями, оборачивающимися трагедией для огромного большинства людей. Эпоха крушения всех прежних основ и стала предметом авторского внимания в повести. Платонов выбирает очень специфическую форму для изложения событий - все в его повести перевернуто с ног на голову, все искажено, гипертрофировано и полно парадоксов.

Таким образом, и форма у Платонова становится содержанием. Парадоксальное изложение событий и исковерканный официальными штампами русский язык показывает, насколько глупо, нелепо и страшно все происходящее в стране.

Местом действия Платонов сделал неизвестный городок и его окрестности, а также безымянную деревню. На протяжении всего развития действия люди работают. Они почти не отдыхают. Они роют котлован, как будто хотят «спастись навеки в пропасти котлована». И здесь сразу же возникает парадокс: как можно спастись на дне пропасти, да еще и навеки? Люди живут страшной и ужасной жизнью, которую даже существованием назвать сложно. Автор постоянно сравнивает их с мертвецами: они живут «без излишка жизни», они «худы, как умершие», падают после работы, «как мертвые», а иногда и спят в гробах. Замуровав умершую женщину в каменном склепе, рабочий Чиклин произносит: «Мертвые тоже люди». Все это напоминает «Мертвые души» Гоголя: о мертвых говорят, как о живых, а живые уподоблены мертвым. Только в повести Платонова гоголевская символика обретает еще более страшный и жуткий смысл.

Следующий парадокс в том, что люди, копая все глубже вниз и углубляя котлован, строят гигантский высокий «общепролетарский дом». Чем глубже они копают, тем труднее поверить в то, что огромный дом - башня будет выстроен на месте этого котлована. В отношении людей, работающих на строительстве котлована, возникает очень интересная параллель с героями горьковской пьесы «На дне». Землекопы тоже живут на дне жизни, и каждый из них придумал «идею спасения отсюда». Один желает переквалифицироваться, второй - начать учиться, третий (самый хитрый) уйти в партию и «скрыться в руководящем аппарате». Невольно возникает вопрос: а что изменилось со времен написания пьесы? Люди живут в таких же, да еще и худших условиях, и не подняться им на поверхность.

Герои почти не думают о том, что они делают. Весь ритм жизни не позволяет им делать это, а бесцельная работа отупляет так, что ни одной мысли просто уже не остается. Однако в повести есть свой герой-правдоискатель. Мы смотрим на происходящее его глазами. Это Вощев, человек, который не может найти себе место в новом мире именно потому, что все время задумывается над тем, какая цель у всего происходящего. Уже сама фамилия его ассоциируется со словом «вообще».

Он ищет смысл общего существования. Он говорит, что своя жизнь ему не загадка, ему хочется увидеть некий общий смысл жизни. Он не вписывается в жизнь и не желает подчиняться бездумной деятельности. Вощева уволили с завода «вследствие … задумчивости в нем среди общего труда». Он твердо убежден, что «без думы люди действуют бессмысленно». Он произносит очень важную фразу: «Как будто кто-то один или несколько немногих извлекли из нас убежденное чувство и взяли его себе». Люди живут только по указке сверху. Они радио ставят для «заслушания достижений и директив», а активист «при непогашенной лампе» всегда на посту, потому что он ждет, не подъедет ли кто среди ночи с очередным указанием.

Вощев обеспокоен даже не тем изнурительным трудом, который ему приходится выполнять, как и всем остальным. Его волнует, что душа его «истину перестала знать». Слово «истина» воспринимается в повести как нечто смущающее общую картину бессмысленности. Один из героев, Сафонов, боится: «Не есть ли истина классовый враг?». И если ее избегать, то она может присниться или предстать в форме воображения.

В фамилии Вощева угадывается не только намек на слово «вообще», в ней явно слышится и слово «тщетность». Действительно, все попытки главного героя найти истину остаются тщетными. Поэтому он завидует птицам, которые могут хотя бы «воспеть грусть» этого общества, потому что они «летали сверху и им было легче». Он «тоскует» о будущем. Само сочетание несовместимых слов уже наталкивает на мысль о том, какое же будущее ждет людей.

Тема будущего воплощена в образе девочки Насти, которую рабочие приводят на котлован после того, как у нее умерла мать (или оттого, что она «буржуйка, или от смерти»). Сафонов, сделав «активно-мыслящее лицо», говорит: «Нам, товарищи, необходимо иметь здесь в форме детства лидера будущего пролетарского света».

Имя девочки - Настя - тоже оказывается у Платонова говорящим. Анастасия переводится с греческого языка как «воскресшая». Таким образом, в ней воплощается надежда на воскрешение. Тема воскрешения также становится очень важной в повести.

Так, Вощев собирает всякие «умершие» предметы и складывает их «на будущее». Он подбирает, например, «отсохший лист», кладет его в сумку и решает хранить его там, как все то, что «не имеет смысла жизни», как и он сам.

«Когда же что-нибудь настанет!» - восклицает безымянная крестьянка. Видимо, никогда. Девочка Настя умирает, а одна из стенок котлована становится ее могилой. Смертью «воскресшей» завершается повесть. Это логический итог строителей коммунизма. Вощев, стоя над умершей Настей, думает о том, а возможен ли коммунизм на свете и кому он нужен? Не случайно автор соединяет имена этих двух героев в финале. Надежды на воскрешение оказываются тщетными. У той жизни, которую ведут герои котлована, нет смысла, нет и будущего - это глубокое убеждение автора. И даже если будет построено это «счастливое» будущее, то кто в нем будет жить?

ПРОБЛЕМА ТРАГИЧЕСКОЙ СУДЬБЫ РОССИИ В ПОВЕСТИ А. ПЛАТОНОВА «КОТЛОВАН»
Андрей Платонов - один из тех немногих советских писателей, которые в своем осмыслении новой эпохи сумели перейти от принятия коммунистических идей к их отрицанию. Платонов верил в революционное переустройство мира искренне, почти фанатично - и ничем в этом смысле не отличался от большинства своих современников. Ему казалось, что впервые в истории возникла наконец возможность победить в человеке эгоизм, создать общество
«высшего гуманизма», общество, в котором благо других будет обязательным условием собственного счастья. Но уже в первых своих произведениях Платонов проявил себя художником, умеющим видеть мир неоднозначно, понимающим сложность души человека. Тоска по человечности в рассказах Платонова неотделима от внимания к отдельному человеку. Писатель - вольно или невольно - следовал той традиции, которая была заложена в русской литературе Гоголем и Достоевским. Очень ярко гуманизм Платонова проявился в повести «Котлован». Тема России неотделима в этой повести от поисков человечности, а размышления писателя над проблемами советской эпохи трагичны и необыкновенно глубоки.

В повести «Котлован» Платонов показал российскую действительность конца двадцатых - начала тридцатых годов как эпоху почти необратимого истощения почвы, на которой вырастает «культура жизни» - культура человечности, накопленная столетиями. И это истощение неизбежно означает утрату смысла человеческого существования.
Герои Платонова роют котлован для башни-общежития, дома для счастливых обитателей социализма, отбирая для этого строительства «лучших» - самых обездоленных, самых бедных людей. Но и взрослые и дети в повести гибнут,
«унавоживая» почву для других, став «ступенькой» ко всеобщему счастью, достижение которого оказывается невозможным без жертв. Но фанатизм
«строителей», слепая вера в идеалы не дает им возможности усомниться в правоте происходящего.
Из всех персонажей повести только двое умеют взглянуть на эпоху со стороны, умеют сомневаться: Прушевский и Вощев. Прушевскому, как воздух, нужна в этом мире теплота, человечность, чувство своей необходимости не всем, не классу, а конкретному человеку. Вощев не может, не хочет чувствовать себя «винтиком», быть счастливым по приказу. Он русский правдоискатель, натура двойственная, противоречивая.
В начале повести Вощев уходит бродить по свету, пытаясь найти смысл жизни. Он хочет «докопаться» до смысла всего сущего, до хода светил, до роста былинки в поле - и роста башни будущего, на строительстве которой он оказывается. И Вощев хочет знать, нужен ли для строительства всеобщего счастья именно он, живой, единственный, «отдельный», а не безличная масса.
Но при этом он не протестует против конкретной бесчеловечности идеи, участвует в коллективизации. Его желание быть личностью - невольный вызов коммунистическому государству, а его жестокость - отражение бесчеловечной атмосферы эпохи. Он двойствен, как и его время, соединившее в себе и мечту о счастье, и массовые убийства.
Повесть полна безысходных метафор. Герои роют котлован для дома всеобщего счастья, а сами спят в гробах, заготовленных для себя крестьянами, знающими, что ждет их в пролетарском государстве. И разве только крестьяне?
Все должны превратиться в песок, в навоз, на котором вырастет цветок
«прекрасного» будущего. Между возрастами нет различия, и девочка, потерявшая мать и нашедшая приют у строителей, тоже спит в гробу: она обречена, как и взрослые.
В соседних деревнях идет страшный процесс коллективизации, уничтожения крестьянства, ненавистного пролетариям только потому, что у крестьянина есть хоть какая-то личная - не общая! - собственность. Дома пусты, гуляет ветер, а на кузне трудится за всех медведь-батрак, истинный пролетарий, полный ненависти к «хозяевам» и фанатичного, слепого трудолюбия. Одни запасаются гробами, не дожидаясь смерти, других сажают на плоты и сплавляют в море, на страдания и гибель. И особенно страшна полная покорность крестьянства, лишь изредка меняющаяся на одиночные вспышки бунта.
Страх и жестокость определяют в повести атмосферу времени. Страх перед опасностью уклониться от генеральной линии, мгновенно из своего превратиться в предателя - и беспощадная жестокость ко всем, кто может этой линии помешать. Таковы Чиклин и Сафонов - фанатики идеи. Таков активист, днем и ночью со страшным нетерпением ждущий начальственных директив - выполняющий любое, самое абсурдное указание, не задумываясь ни на секунду над его смыслом. Там, наверху, знают, что и как надо делать для всеобщего счастья, дело остальных - выполнять приказы. Такова Россия, ослепленная идеей, уничтожающая саму себя.
Насилие в повести распространяется на все: на живую природу и на человека. Но дело в том, что насилие ничего не может создать, построить.
Оно способно лишь разрушать, и его итог - гробы, которые хранятся в одной из ниш котлована. У героев «Котлована» нет и никогда не будет дома - есть сарай, возле ямы котлована, место, где они умирают, ночлежка, но стен, дома, семьи нет: все развеяно, все пущено по ветру. Да и зачем он нужен, этот так и не построенный дом, если счастья в этом доме никогда не будет!
Не может быть счастья для всех, счастье существует только как бережность к человеку. И котлован становится могилой для ребенка, для той самой девочки, во имя которой и приносят взрослые жертвы, уничтожая и себя, и других...