Лев Николаевич Толстой в своем знаменитом романе "Война и мир" в качестве основной мысли выделял "мысль народную". Эта тема наиболее многогранно и ярко отразилась в отрывках из произведения, в которых описывается война. Что же касается "мира", в его изображении преобладает "мысль семейная". Она также играет очень важную роль в интересующем нас произведении. Тема любви в романе "Война и мир" во многом помогает автору раскрыть эту мысль.

Любовь в жизни персонажей романа

Практически все персонажи произведения подвергаются испытанию любовью. К нравственной красоте, взаимопониманию и истинному чувству приходят не все из них. Кроме того, это происходит не сразу. Героям приходится пройти через ошибки и страдание, искупающее их, очищающее и развивающее душу.

Жизнь Андрея Болконского с Лизой

Тема любви в романе "Война и мир" раскрывается на примере нескольких героев, одним из которых является Андрей Болконский. Его путь к счастью был тернистым. В возрасте 20 лет, будучи неопытным юношей, ослепленным внешней красотой, он решает жениться на Лизе. Но к Андрею очень быстро приходит угнетающее и мучительное понимание того, что он ошибся жестоко и неповторимо. В разговоре со своим другом, Пьером Безуховым, он произносит почти в отчаянии слова о том, что не следует жениться до того, как сделал все, что мог. Андрей говорит, что многое дал бы, чтобы сейчас не быть связанным семейными узами.

Болконскому со своей женой не приносила спокойствия и счастья. Более того, он ею тяготился. Супругу свою Андрей не любил. Он ее, скорее, презирал, относясь к ней как к ребенку из глупого пустого света. Болконского угнетало ощущение того, что его жизнь бесполезна, что он стал идиотом и придворным лакеем.

Душевный перелом Андрея

У этого героя впереди было гибель Лизы, душевный перелом, тоска, усталость, разочарованность, презрение к жизни. В то время Болконский напоминал дуб, который стоял презрительным, сердитым и старым уродом между улыбающимися березами. Это дерево не желало подчиняться обаянию весны. Однако вдруг в душе Андрея поднялась путаница молодых надежд и мыслей, неожиданная для него самого. Как вы, вероятно, догадались, тема любви в романе "Война и мир" получает дальнейшее развитие. Герой уезжает из имения преображенным. Опять перед ним на дороге дуб, но теперь он не уродливый и старый, а покрытый зеленью.

Чувство Болконского к Наташе

Тема любви в романе "Война и мир" очень важна для автора. По мысли Толстого, это чувство - чудо, которое возрождает нас к новой жизни. к Наташе, девушке, столь непохожей на вздорных и пустых женщин света, появилось у Болконского не сразу. Оно обновило его душу, перевернуло ее с невероятной силой. Андрей стал теперь совершенно другим человеком. Он будто вышел на свет из душной комнаты. Правда, даже чувство к Наташе не помогло Болконскому смирить свою гордыню. Ему так и не удалось простить Наташе ее "измены". Только после того как он получил смертельную рану, он переосмыслил свою жизнь. Болконский после душевного перелома понял страдания, раскаяние и стыд Наташи. Он осознал, что был жесток, разорвав отношения с ней. Герой признался, что любит ее еще больше, чем прежде. Однако уже ничто не могло удержать Болконского в этом мире, даже пламенное чувство Наташи.

Любовь Пьера к Элен

Тема любви в романе Толстого "Война и мир" раскрывается также на примере Пьера. Судьба Пьера Безухова чем-то похожа на судьбу Андрея, его лучшего друга. Подобно ему, увлекшемуся в юности Лизой, Пьер, только что возвратившийся из Парижа, влюбился в Элен, которая была кукольно красива. При раскрытии темы любви и дружбы в романе Л. Н. Толстого "Война и мир" следует отметить, что чувство к Элен было у Пьера по-детски восторженным. Пример Андрея не научил его ничему. Безухову пришлось на собственном опыте убедиться в том, что внешняя красота далеко не всегда является внутренней, душевной.

Несчастливый брак

Этот герой ощущал, что между ним и Элен не существует преград, что эта девушка была ему страшно близка. Над Пьером имело власть ее мраморное прекрасное тело. И хотя герой понимал, что это нехорошо, он все-таки поддался чувству, которое эта развратная женщина внушила ему. В итоге Безухов стал ее мужем. Однако брак не был счастливым. Чувство мрачного уныния, разочарования, презрения к жизни, к себе и к жене охватило Пьера спустя некоторое время после жизни с Элен. Ее загадочность обернулась глупостью, душевной пустотой и развратом. Об этом стоит упомянуть, если вы пишете сочинение. Тема любви в романе Толстого "Война и мир" освещается с новой стороны во взаимоотношениях между Пьером и Наташей. О том, как эти герои, наконец, обрели свое счастье, мы сейчас и поговорим.

Новая любовь Пьера

Безухов, встретив Наташу, подобно Андрею, был поражен ее естественностью и чистотой. В его душе чувство к этой девушке начало робко расти уже тогда, когда Наташа и Болконский полюбили друг друга. Пьер был рад за них, однако эта радость смешивалась с грустью. Доброе сердце Безухова, в отличие от Андрея, поняло Наташу и простило ее за случай с Анатолем Курагиным. Несмотря на то что Пьер старался презирать ее, он смог увидеть, насколько она измучена. И тогда душу Безухова впервые переполнило чувство жалости. Он понял Наташу, возможно, потому, что ее увлечение Анатолем напоминало его собственное увлечение Элен. Девушка поверила в то, что Курагин обладал внутренней красотой. В общении с Анатолем она, подобно Пьеру с Элен, ощущала, что между ними нет преграды.

Обновление души Пьера Безухова

Путь жизненных исканий Безухова продолжается после размолвки со своей супругой. Он увлекается масонством, затем участвует в войне. Безухова посещает полудетская идея о том, чтобы убить Наполеона. Он видит, как горит Москва. Далее ему уготованы тяжелые минуты ожидания своей смерти, а затем плен.

Душа Пьера, очистившаяся, обновленная, прошедшая через страдания, сохраняет любовь к Наташе. Вновь повстречав ее, он обнаруживает, что эта девушка также сильно изменилась. Безухов не узнал в ней прежнюю Наташу. В сердцах героев проснулась любовь, к ним вдруг вернулось "давно забытое счастье". Ими овладело, по выражению Толстого, "радостное сумасшествие".

Обретение счастья

Жизнь проснулась в них вместе с любовью. Сила чувства вернула Наташу к жизни после длительной душевной апатии, которая была вызвана гибелью князя Андрея. Девушка думала, что с его смертью ее жизнь кончена. Однако любовь к матери, возникшая в ней с новой силой, показала Наташе, что любовь все еще жива в ней. Сила этого чувства, составляющего сущность Наташи, была способна вызывать к жизни людей, которых любила эта девушка.

Судьбы княжны Марьи и Николая Ростова

Тема любви в романе Льва Толстого "Война и мир" раскрывается также на примере взаимоотношений княжны Марьи и Николая Ростова. Судьбы этих героев складывались непросто. Некрасивая внешне, кроткая, тихая княжна обладала прекрасной душой. При жизни своего отца она даже не надеялась когда-либо выйти замуж, воспитывать детей. Анатоль Курагин был единственным, кто сватался к ней, да и то только лишь ради приданого. Конечно же, он не мог понять нравственной красоты и высокой одухотворенности этой героини. Это удалось сделать лишь Николаю Ростову.

Толстой в эпилоге своего романа говорит о духовном единении людей, которое является основой семейственности. В конце произведения появилась новая семья, где соединились столь разные, казалось бы, начала - Болконских и Ростовых. Читать роман Льва Николаевича очень интересно. Вечные темы в романе "Война и мир" Л. Н. Толстого делают это произведение актуальным и в наши дни.

Прочитан эпилог, перевернута последняя страница грандиозного романа-эпопеи Л.Н. Толстого « Война и мир», а у меня осталась масса вопросов. А что, если все совсем не так? А если все наоборот? А вдруг наш гениальный автор хотел сказать намного больше, чем нам показалось?

Несмотря на кажущуюся простоту, Л.Н. Толстой никогда не был посредственной личностью. Неотъемлемой частью его жизни были тайны и загадки, он был будто соткан из противоречий. И когда думаешь об этом, на ум невольно приходит гений своего времени Леонардо да Винчи. Двое этих людей, хоть и жили в совершенно разное время, оставили после себя не только ценнейшее культурное наследие, но и очень длинный шлейф тайн, загадок и мифов.

Некоторые картины Леонардо да Винчи в зеркальном отражении несут скрытый смысл. Так добрый старик становится образом дьявола, а демон – милой девушкой. Именно поэтому я позволила себе взглянуть на Войну и мир «в зеркальном отражении». Вдруг и Лев Николаевич воплотил в своем произведении нечто подобное?..

Вначале я решила взглянуть на самого, по моему мнению, неоднозначного персонажа – Элен Курагину. Эта девушка – блестящая петербургская красавица-дворянка. Статная и невозмутимая, она будоражит сознание множества мужчин. Её любят и ею любуются в свете. Но так ли все ярко и блестяще в ее жизни, как кажется на первый взгляд?

В любой характеристике Элен Курагиной звучат такие слова: « под оболочкой красавицы сидит чудовище», «красотой внешней она скрывает уродство души», «глупая кукла, которая всем нравится», « Элен женила на себе Пьера».

Но что можно говорить о душе этой девушки, не пытаясь посмотреть на все ее глазами. Да, она красива, и всегда была такой. И красота стала ее проклятьем, потому что ее убеждения, манера поведения во многом диктовались положением женщины в дворянском обществе, где она играла роль красивой куклы, которую нужно вовремя и удачно выдать замуж, причем ее мнения по этому поводу никто не спрашивал. Основное занятие – блистать на балах и рожать детей, увеличивая количество русских дворян.

Что касается женитьбы Пьера на Элен, то девушка была вынуждена подчиниться своему отцу и выйти замуж за богатого дворянина и её мнения по этому поводу и правда никто не спрашивал.

Элен с самого детства была инструментом в руках князя Василия. Она знала, что никто не предоставит ей права выбрать мужа, как, например, Марии Болконской. Постоянное давление со стороны родителей и света, частое внимание и понимание неизбежности своей судьбы сделали свое дело. Элен стала жестокой и расчетливой. И мне кажется, что она была совсем не глупой, а просто умело скрывала свой ум, потому что в то время образованные женщины хоть и восхищали, но не ценились. И разве глупый человек мог так умело верховодить высшим обществом и всем нравится?..

После замужества жизнь Элен не сильно изменилась. Пьер, который, казалось, был в нее влюблен, теперь не обращал на нее внимания и занимался лишь поисками своего пути в жизни. Поэтому девушка все свое внимание отдавала свету, где ею восхищались больше прежнего.

Хочу ли я сказать, что Элен была ангелом? Нет, конечно нет. Она была жестокой, себялюбивой, гордой и очень расчетливой. Своими размышлениями я лишь хотела показать, что, может быть, она не так плоха, как мы о ней думаем. И,возможно, мы смогли бы понять мотивы ее поступков. Элен была женщиной, обычной женщиной, того по-своему жестокого времени. И как женщина, она была глубоко несчастна у себя в душе. Она участвовала в своей судьбе как могла, насколько это было позволено. И, может быть, все её плохие и глупые поступки объясняются лишь одним – она хотела быть счастливой, несмотря ни на что.

Одной из самых ярких личностей произведения, бесспорно, является Пьер Безухов. В самом начале книги его образ вызывает усмешку, нежели серьезное отношение: “Массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке” Представляя себе этого персонажа, невольно задумываешься, а мог ли он вписаться в то красивое и изящное общество? И вскоре становится понятно, что в этом великосветском салоне Пьер чужой. Его “умному и вместе с тем робкому, наблюдательному и естественному взгляду” не место среди “механических” гостей “мастерской” Анны Павловны.

Но в глазах этого самого света, и в глазах читателей Пьер всегда был и остается милым и добрым человеком. Но, как часто бывает, у таких терпеливых и спокойных людей как Пьер есть свои скелеты в шкафу.

Я прекрасно понимаю, что не существует идеальных людей, и у всех есть свои слабости, но от такого разумного человека как Пьер я не ожидала многих вещей. И первая из них, это его женитьба на Элен. Во всей этой ситуации герой ведёт себя слабохарактерно и совершенно безотказно. Он не смог отказаться от свадьбы, хотя ему этого хотелось. Он пошёл на поводу у князя Василия и был вынужден подчиниться его умело составленному плану. Семья Курагиных для Пьера – личный криптонит, которому он не может сопротивляться. Вспомнить хотя бы случай, когда Пьер поддался уговорам Анатоля Курагина и чуть не расстался с жизнью… Все эти случаи показывают умного и рассудительного Пьера с другой, менее привлекательной стороны.

Всю свою жизнь Пьер Безухов ищет в ней смысл. Судьба приводит его в самые различные места, начиная от масонской ложи и заканчивая организацией декабристов. Его метания сопровождают нас всю книгу, и после каждого значительного события в жизни герой меняется. Взять хотя бы Бородинское сражение. Лично мне не понятно, почему гражданский и совсем далёкий от войны Пьер решился на этот шаг, ведь он считал себя, ни много ни мало, спасителем России. В пылу сражения Пьер ведёт себя совсем не по-геройски – бежит с поля боя, напуганный выстрелами и кровавыми ранами людей. Нет, я ни в коем случае не осуждаю его, просто для меня решение Пьера ехать на войну было неожиданным и лишенным смысла, ведь он всегда был гуманным человеком.

Очередным и, на мой взгляд, самым важным этапом в жизни Пьера был плен. Там он повстречал Платона Каратаева, который смог изменить его взгляды на жизнь. Все тяготы и невзгоды помогли Пьеру приобрести новые душевные качества. "Он выучился видеть великое, вечное и бесконечное... и радостно созерцал вокруг себя вечно изменяющуюся, вечно великую, непостижимую и бесконечную жизнь". Он стал сильнее духом и обрел характер. Пьер даже смог отказать французу, требовавшему от него денег, чего раньше никогда бы не сделал.

Женившись на Наташе Ростовой, герой, казалось бы, обретает полнейшее счастье. В эпилоге мы видим радостную и гармоничную семью. Но так ли всё радужно в их маленьком мире? На деле же Пьер не оставляет свои душевные искания и надолго покидает Наташу и четверых детей, а сам уезжает по делам. Скоро становится понятно, что мятежный дух Пьера сводит его с обществом декабристов. Несмотря на это, «все счастливые семьи счастливы одинаково, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему».

В конце хочется сказать, что правда не всегда такая, какой мы видим её вначале. И если хочется найти то, что скрыто от многих глаз, смотреть нужно глубже, в саму суть вещей. После исследования персонажей Элен и Пьера я кое-что поняла: плохое не всегда является таковым, а хорошее зачастую не оправдывает наших ожиданий.

Видеть истинную суть вещей не так легко, но не давайте пустить пыль себе в глаза, а смотрите с помощью «зеркала» как «завещали» великие да Винчи и Толстой.

Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» – огромное эпическое полотно, где судьбы отдельный персонажей переплетаются с историческим прошлым страны. Любой роман – это цепь эпизодов, которые следуют в определенной последовательности и каждый из них несет что-то новое для раскрытия характера героя.
Эпизод объяснения в любви Пьера и Элен – важный этап в судьбе этих персонажей. Для Элен – это выгодное замужество, богатая партия, а для Пьера – лишь одна из ошибок, совершенных им в жизни.
Обратимся к этому эпизоду. Важное в жизни Пьера событие происходит в день именин Элен: «… у князя Василия ужинало маленькое общество людей самых близких, как говорила княгиня, родные и друзья». Здесь мы встречаем высший свет Петербурга: княгиня Курагина, Анна Павловна Шерер с мужем – старым генералом и других не менее известных личностей. Пьер и Элен – в центре внимания гостей. Но что же это за люди, которые нас окружают? Все те же сплетни, разговоры ни о чем, внешний лоск и внутреннее убожество, пустота – вот характеристика этого общества, «шутки их были не веселы, новости не интересны, оживление – очевидно поддельно». «Среди тех ничтожно мелких, искусственных интересов, которые связывали это общество, попало простое чувство стремления красивых и здоровых молодых мужчины и женщины друг к другу».
Обратим внимание на детали портрета молодых. Элен, как и всегда, божественно красива, «с сияющим лицом». Рядом с ней Пьер выглядит неказистым увальнем, робким и несмелым, однако и у него «счастливое и беспокойное лицо». Он счастлив оттого, что оказался рядом с самой блестящей красавицей Петербурга.
Но обратим внимание на внутреннее состояние Пьера, как он чувствует себя рядом с Элен: «Пьер чувствовал, что он был центром всего, и это положение и радовало и стесняло его … Он ничего ясно не видел, не понимал и не слыхал». Герой как будто во сне, кроме красавицы невесты, он никого и ничего вокруг не замечает. И все же мы видим, как тяжело ему дается признание в любви. Внутренние монологи Пьера полны сомнений, раздумий о правильности своего решения. В душе он понимает, что не пара для блистательной красавицы. «Ему не ловко было, что он один занимает внимание всех, что он счастливец в глазах других людей, что он один, со своим некрасивым лицом, какой-то Парис, обладающий Еленой». Но иногда он забывает об этом, чувствует себя настоящим красавцем, «поднимает голову и радуется своему счастью». Улыбки гостей вокруг него наиграны и неискренни. «Не для тебя это счастье», – говорил ему какой-то внутренний голос. – Это счастье для тех, у кого нет того, что есть у тебя». У Пьера есть доброта, искренность, душевное благородство, застенчивость, а эти человеческие качества не ценятся в высшем свете. Женившись на Элен, он должен стать одним из членов этого общества, уподобиться ему. Вот почему Пьеру так трудно сделать этот шаг, его постоянно одолевают сомнения: а нужна ли ему эта женитьба?
Более всего Пьера в Элен привлекает не внешность, не глаза, не улыбка, а ее обнаженные плечи и «прекрасная грудь». Он мечтает обладать этой шикарной женщиной, но желание – это еще не любовь, это лишь инстинкт, присущий всем живым существам. Настоящая любовь – это близость не только тел, но и душ, общие интересы, схожесть характеров.
Более всего этот барк необходим князю Василию, чтобы поправить хрупкое материальное положение семьи. Не случайно он так хлопочет вокруг молодой пары, опережая события: «Я любил твоего отца … и она будет тебе хорошая жена … бог да благословит вас!...» Он обнял дочь, потом опять Пьера и поцеловал его своим старческим ртом». А ведь жених еще не вымолвил и слова! На глазах гостей, наблюдавших за этой сценой – наигранные слезы умиления.
Кульминация эпизода – сцена объяснения Пьера в любви Элен. В самый ответственный момент, по просьбе невесты, он снимает очки, и глаза его смотрят на Элен «испуганно - вопросительно». Он до конца не решил для себя, нужен ли ему этот брак. И тогда Элен «быстрым и грубым движением перехватила его губы и свела их со своими. Лицо ее поразило Пьера своим изменившимся, неприятно-растерянным выражением». Обратим внимание на то, как меняется красавица: эпитеты «быстрым», «грубым», «неприятно-растерянным» подчеркивают вульгарность Элен, она сама предлагает себя жениху. Читатель понимает, что здесь нет и капли настоящей любви. Для Пьера такой поступок – неожиданность, и его благородное сердце решает: «Теперь уж поздно, все кончено; да и я люблю ее». Но как бедно прозвучало его признание в любви на фоне этого пышного маскарада. Даже не на родном языке, а по-французски. В этих словах не было искренности, не было настоящего чувства.
С помощью художественных деталей Толстой подчеркивает, что признание Пьера в любви Элен – лишь роковая ошибка. Кроме ее обнаженных плеч и великолепной груди, он будто ничего не замечает вокруг: пошлости, фарса этой помолвки. Пьер следует лишь инстинкту, влечению, не слыша своего внутреннего голоса, который подсказывает: «Не совершай ошибки! Ведь брак – это очень серьезно, на всю жизнь». И позже Пьер поймет, что женитьба на Элен – это несчастье, ошибка его молодости, трагедия.

Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» – огромное эпическое полотно, где судьбы отдельный персонажей переплетаются с историческим прошлым страны. Любой роман – это цепь эпизодов, которые следуют в определенной последовательности и каждый из них несет что-то новое для раскрытия характера героя.
Эпизод объяснения в любви Пьера и Элен – важный этап в судьбе этих персонажей. Для Элен – это выгодное замужество, богатая партия, а для Пьера – лишь одна из ошибок, совершенных им в жизни.
Обратимся к этому эпизоду. Важное в жизни Пьера событие происходит в день именин Элен: «… у князя Василия ужинало маленькое общество людей самых близких, как говорила княгиня, родные и друзья». Здесь мы встречаем высший свет Петербурга: княгиня Курагина, Анна Павловна Шерер с мужем – старым генералом и других не менее известных личностей. Пьер и Элен – в центре внимания гостей. Но что же это за люди, которые нас окружают? Все те же сплетни, разговоры ни о чем, внешний лоск и внутреннее убожество, пустота – вот характеристика этого общества, «шутки их были не веселы, новости не интересны, оживление – очевидно поддельно». «Среди тех ничтожно мелких, искусственных интересов, которые связывали это общество, попало простое чувство стремления красивых и здоровых молодых мужчины и женщины друг к другу».
Обратим внимание на детали портрета молодых. Элен, как и всегда, божественно красива, «с сияющим лицом». Рядом с ней Пьер выглядит неказистым увальнем, робким и несмелым, однако и у него «счастливое и беспокойное лицо». Он счастлив оттого, что оказался рядом с самой блестящей красавицей Петербурга.
Но обратим внимание на внутреннее состояние Пьера, как он чувствует себя рядом с Элен: «Пьер чувствовал, что он был центром всего, и это положение и радовало и стесняло его … Он ничего ясно не видел, не понимал и не слыхал». Герой как будто во сне, кроме красавицы невесты, он никого и ничего вокруг не замечает. И все же мы видим, как тяжело ему дается признание в любви. Внутренние монологи Пьера полны сомнений, раздумий о правильности своего решения. В душе он понимает, что не пара для блистательной красавицы. «Ему не ловко было, что он один занимает внимание всех, что он счастливец в глазах других людей, что он один, со своим некрасивым лицом, какой-то Парис, обладающий Еленой». Но иногда он забывает об этом, чувствует себя настоящим красавцем, «поднимает голову и радуется своему счастью». Улыбки гостей вокруг него наиграны и неискренни. «Не для тебя это счастье», – говорил ему какой-то внутренний голос. – Это счастье для тех, у кого нет того, что есть у тебя». У Пьера есть доброта, искренность, душевное благородство, застенчивость, а эти человеческие качества не ценятся в высшем свете. Женившись на Элен, он должен стать одним из членов этого общества, уподобиться ему. Вот почему Пьеру так трудно сделать этот шаг, его постоянно одолевают сомнения: а нужна ли ему эта женитьба?
Более всего Пьера в Элен привлекает не внешность, не глаза, не улыбка, а ее обнаженные плечи и «прекрасная грудь». Он мечтает обладать этой шикарной женщиной, но желание – это еще не любовь, это лишь инстинкт, присущий всем живым существам. Настоящая любовь – это близость не только тел, но и душ, общие интересы, схожесть характеров.
Более всего этот барк необходим князю Василию, чтобы поправить хрупкое материальное положение семьи. Не случайно он так хлопочет вокруг молодой пары, опережая события: «Я любил твоего отца … и она будет тебе хорошая жена … бог да благословит вас!...» Он обнял дочь, потом опять Пьера и поцеловал его своим старческим ртом». А ведь жених еще не вымолвил и слова! На глазах гостей, наблюдавших за этой сценой – наигранные слезы умиления.
Кульминация эпизода – сцена объяснения Пьера в любви Элен. В самый ответственный момент, по просьбе невесты, он снимает очки, и глаза его смотрят на Элен «испуганно - вопросительно». Он до конца не решил для себя, нужен ли ему этот брак. И тогда Элен «быстрым и грубым движением перехватила его губы и свела их со своими. Лицо ее поразило Пьера своим изменившимся, неприятно-растерянным выражением». Обратим внимание на то, как меняется красавица: эпитеты «быстрым», «грубым», «неприятно-растерянным» подчеркивают вульгарность Элен, она сама предлагает себя жениху. Читатель понимает, что здесь нет и капли настоящей любви. Для Пьера такой поступок – неожиданность, и его благородное сердце решает: «Теперь уж поздно, все кончено; да и я люблю ее». Но как бедно прозвучало его признание в любви на фоне этого пышного маскарада. Даже не на родном языке, а по-французски. В этих словах не было искренности, не было настоящего чувства.
С помощью художественных деталей Толстой подчеркивает, что признание Пьера в любви Элен – лишь роковая ошибка. Кроме ее обнаженных плеч и великолепной груди, он будто ничего не замечает вокруг: пошлости, фарса этой помолвки. Пьер следует лишь инстинкту, влечению, не слыша своего внутреннего голоса, который подсказывает: «Не совершай ошибки! Ведь брак – это очень серьезно, на всю жизнь». И позже Пьер поймет, что женитьба на Элен – это несчастье, ошибка его молодости, трагедия.

Задачи и тесты по теме "Сцена объяснения Пьера с Элен. (Анализ эпизода из главы 2 части 3 тома 1 романа Л.Н. Толстого «Война и мир»)"

  • Орфография - Важные темы для повторения ЕГЭ по русскому языку

    Уроков: 5 Заданий: 7

Мы не устаем повторять, что равного в литературе Толстому нет. Почему? Огромный дар и художественная неповторимость позволили Толстому показать жизнь целого народа, целой нации, целой страны, имя которой - Россия. Герои его романа-эпопеи “Война и мир”, как положительные, так и отрицательные, относятся, прежде всего, к среде высшего, правящего дворянства. Толстой нарисовал широкую картину жизни дворянского общества, изобразил его со всеми присущими ему достоинствами и недостатками.

Как правило, у Толстого положительные женские образы обладают чертами исключительности, и судьбы их в романе развиваются в столкновении с "большим светом", который Толстой рисует отрицательно. Анна Павловна Шерер, Анна Михайловна Друбецкая, Жюли Карагина, Элен Безухова несут в себе порочные черты своего класса. Каждый герой - порождение среды, и каждый чувствует себя в этой среде как рыба в воде. Если сравнивать отрицательные и положительные женские образы в романе, то наилучшими представителями этих групп будут соответственно являться Элен и Наташа.

И Наташа, и Элен - женщины одного круга, светские дамы, но как различны они по характеру и воспитанию. Элен - это воплощение внешней красоты и одновременно странной неподвижности, окаменелости. Красота ее холодна и мертва. Автор описывает ее “белизну плеч”, “глянец волос и бриллиантов”, “не изменяющуюся улыбку”, “очень открытую грудь и спину” - “античную красоту тела”. Она напоминает красивую, но бездушную статую. Толстой совсем не упоминает о ее глазах, а ведь “глаза – это зеркало души”. Элен является олицетворением порочности и безнравственности. На ее прекрасном лице всегда улыбка, но она ничего не значит. По своей сути, это маска, скрывающая пустоту души и отсутствие интеллекта светской дамы. Если рассказ одного из гостей салона Шерер производил какое-либо впечатление, Элен оборачивалась к хозяйке салона и принимала такое же выражение, какое было на лице фрейлины. Затем она снова переходила к “сияющей улыбке”.

Наташа Ростова красива совсем по-иному. Никакой особой привлекательности во внешнем облике мы не замечаем. У неё слишком большой рот и худые плечики, но она привлекательна своей искренностью и непосредственностью. Появляясь впервые на балу, Наташа так мало похожа на светских барышень, так отчетлив контраст между ней и "светом". Наташа - щедро одаренная натура, обладающая поэтическим мироощущением, она вовсе не похожа на Элен, Жюли, Шерер.

Семья Ростовых подобна тем семьям, из которых выходили жены декабристов. Уклад жизни Ростовых, обычаи, традиции - все это русское, национальное. Они впитали в себя дух народа с его жизнерадостностью, умением стойко страдать, легко идти на жертвы не напоказ, а со всей душевной широтой. К Ростовым и к всеобщей любимице Наташе тянутся лучшие люди: Андрей Болконский, Пьер Безухов, Василий Денисов. Постоянно изменчивая, отзывающаяся бурно на все происходящее вокруг, Наташа может "зареветь, как ребенок", то есть быть естественной и не стесняться этого. Она не способна играть роль, не зависит от постороннего взгляда, может нарушить этикет. Она может постареть и неузнаваемо измениться от горя после смерти Андрея. Именно такая жизненная изменчивость и безыскусственность в Наташе и симпатична Толстому потому, что ее облик - отражение богатейшего мира ее чувств.

Общество видит в Элен прекрасную, нежную, светскую даму. Наташа выглядит не красивой, а лишь простой и счастливой девушкой. Благодаря этой жизнерадостности Андрей осознаёт красоту вокруг и понимает, что жить стоит. Ему хочется действовать, делать людям добро. Противоположное, тяжелое чувство вызывает у Пьера Элен. Еще до женитьбы он чувствовал какой-то обман, ненатуральность их отношений. К сожалению, лишь после свадьбы он понимает всю ничтожность и низость этой женщины. Наташа, напротив, как и другие положительные герои романа, истинная, деятельная патриотка. Она никогда не станет поступать, как Берги, и пожертвует всем ради людей. Она любит свою Родину, свой народ, в который верит и которым гордится. В душе ее есть что-то неповторимо русское. Она тонко чувствует красоту природы.

Трудно себе представить Элен на месте Наташи. В Элен нет ни чувства, ни поэтичности, ни патриотизма. Она не поет, не понимает музыки, не замечает природы. Наташа же поет проникновенно, с душой, забывая обо всем. Везде видна ее нежная, естественная душа. Вот она плачет с Соней, только потому, что плачет подруга; вот она искренне радуется, когда видит, что Соня с Николаем счастливы; вот она, чуть не плача от жалости, отказывает сватающемуся Денисову. Наташа живет честно, душой. Пусть она неопытна, зато она постоянно изменяется. Это у Элен все заранее продумано и делается так, как положено по неписаным законам высшего света. Поэтому жизнь Элен - однообразна и скучна. А у Толстого "спокойствие - душевная подлость". Никогда не видим мы спокойной Наташу, она волнуется, переживает за близких, а главное - хочет всем помочь.

Элен не способна стать матерью, ибо она разменяла себя на забавы великосветской жизни. Для неё брак – лишь средство благополучия. Замужество Элен, избравшей себе в мужья разбогатевшего Пьера, – наглядное тому подтверждение. Семья и дети не играют в её жизни никакой роли. Излишняя эмансипированность, по мнению Толстого, приводит женщину к неправильному пониманию собственного назначения. Вот Наташа – женщина в прямом смысле слова. Дочь, сестра, жена, мать – вот основные жизненные положения женщины. Мир семьи - это основа человеческого общества, и хозяйка в нем - женщина. Лучше быть “плодовитой самкой”, чем “великосветской львицей”.

Задачи и тесты по теме "Сцена объяснения Пьера с Элен (Анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого Война и мир, глава II, часть третья, том первый)"

  • Орфография - Важные темы для повторения ЕГЭ по русскому языку

    Уроков: 5 Заданий: 7