Все началось со скульптуры «Девушка с веслом», которую в 1934 году создал Иван Дмитриевич Шадр (1887-1941). В свое время эту работу посчитали слишком развратной и отправили из Москвы в Луганск, «в культурную ссылку». Зато ее копия благодаря Ассоциации любителей гребного спорта России сейчас есть в Санкт-Петербурге. Обращали внимание? Она того стоит:) Крупным планом – только на КаноэСпорт.

«Для художника, достойного этого имени, все прекрасно в природе; его глаз, смело воспринимая реальную правду,
читает в ней, как в открытой книге,
всю внутреннюю правду... Но только уметь видеть»

Огюст Роден

На острове реки Крестовки в ЦКПиО, около тренировочной базы Петербурга по гребным видам спорта с 10 июня 2011 года стоит скульптура «Девушка с веслом». Нет, нет, не та, в купальнике, которая растиражирована по всем городам страны как символ «гипсового соцреализма». Речь о девушке с веслом, которая оказалась слишком сексуальной для Иосифа Сталина.

С фотоаппаратом по Питеру: «Девушка с веслом»

История вопроса

12 июня 2011 года в северной столице состоялась ежегодная международная регата "Золотые весла Санкт-Петербурга". Это уникальное соревнование по академической гребле мирового уровня, которое проводится с 1968 года. Символом культурно-спортивного проекта была выбрана скульптура Ивана Шадра «Девушка с веслом».

Талантливый скульптор вылепил ее в 1934 году по гос. заказу для центрального фонтана ЦПКиО им. Горького в г. Москва. Натурщицей стала Вера Волошина – однополчанка Зои Космодемьянской. О трагической судьбе натурщицы – чуть позже.

Итак, в те годы массовая установка скульптур на спортивные темы во многих советских парках культуры и отдыха была одной из мер привлечения граждан к физкультуре. Получившаяся скульптура обнаженной девушки-гребца была названа аморальной и отправлена в Луганск (тогда Ворошиловград).

Статуя стоила 23 000 руб., была выполнена из железобетона и имела высоту 4,6 м – согласно Прейскуранту 1937 года. Чересчур чувственная, слишком вульгарная, по мнению советской общественности. Получить представление об оригинале скульптуры можно по единственному сохранившемуся снимку, который вы видите слева. Его автор, Александр Гринберг, сфотографировал скульптора за работой в его мастерской. На фото – первая «Девушка», и именно ее копия сейчас стоит в парке Санкт-Петербурга.

Немногим позже Иван Шадр вылепил свою вторую статую, сделав ее более целомудренной, но так и не прикрыв наготу своей второй натурщицы – Зои Бердинской. Эта скульптура была принята обществом благосклоннее, хотя криминальный для того времени эротический ореол вокруг статуи остался. Учитывая размеры (12 м – сравнимо с 3-этажным домом) и публичность (парк Горького, центральная аллея), работа Ивана Шадра звучала, как сексуальный вызов обществу. Вторая скульптура не смогла избежать драматической судьбы: в 41-ом «Девушку с веслом» уничтожили во время бомбежки фашисты.

Параллельно с Шадром тему женской гребли в искусстве развивал другой скульптор: Ромуальд Ромуальдович Иодко. На фото вы видите его гипсовую скульптуру высотой 2,5 м, выполненную в 1936 году для парка водного стадиона "Динамо". Примечательно, что девушка одета в купальник. Именно работы Иодко ассоциируются с «парковыми девицами», установленными по всему Советскому Союзу.

Краткая справка:

Ромуальд Ромуальдович Иодко (1894-1974):

Мастер монументально-декоративной скульптуры;

Заслуженный скульптор РСФСР;

Активный и талантливый педагог;

Профессор Московского высшего художественно-промышленного училища (бывшее Строгановское)

Крупным планом: скульптор Иван Шадр

В биографии скульптора, который сумел своим творением взволновать советскую общественность, много любопытных фактов. Вы можете сами убедиться в этом, кликнув на ссылку:

Заметим для возбуждения вашего интереса, что в возрасте 23 лет Иван после многочисленных приключений отправился в Париж, на стажировку к великому скульптору Огюсту Родену. За это стоит благодарить его друзей и Николая Рериха, по ходатайству которых удалось заставить городскую управу города Шадринска финансово поддержать молодого скульптора. Город согласился выделить деньги для его заграничного художественного образования. Позже Шадру довелось учиться и в Риме, в Институте изящных искусств.

Словом, это был один из образованнейших людей своего времени. Вернувшись в СССР, он создал немало талантливых работ, среди которых и наша «Девушка с веслом». Так что же эта за красотка, которая оказалась так хороша, что кружила головы советских мужчин в течение целого века?

Крупным планом: натурщица и разведчица Вера Волошина

Знакомьтесь: Вера Волошина – «спортсменка, комсомолка и просто красавица», как сказал бы герой советской кинокомедии и был бы абсолютно прав. Кстати, история жизни натурщицы наполнена не иронией, а трагедией и настоящими подвигами.

Сделав из произведения искусства символ регаты, спортсмены попытались восстановить историческую справедливость и воздать память Вере Волошиной. «Хороший скульптурный портрет, – говорил Роден, учитель Ивана Шадра, – равносилен целой биографии... Эпоха… индивидуальный характер – все в нем указано».

Краткая справка:

Вера Даниловна Волошина (1919-1941)

Советская разведчица, Герой Российской Федерации (1994);

Будучи семиклассницей, стала чемпионкой г. Кемерово по прыжкам в высоту;

После 10-го класса уехала в столицу, с первого раза поступила в Центральный институт физкультуры ордена Ленина. В Москве параллельно с институтом посещала аэроклуб, где прыгала с парашютом и освоила пилотирование самолёта И-153 «Чайка».

В 17 лет изъявила желание участвовать в гражданской войне в Испании, но ей было отказано;

В начале Великой Отечественной войны рыла противотанковые рвы и окопы на подступах к Москве;

7 раз в качестве разведчицы успешно выполняла задания в тылу врага, сражалась в одном полку с Зоей Космодемьянской, погибла в те же дни, что и Зоя, через повешение.

Крупным планом: спортсмен и скульптор Юрий Тюкалов

«Девушку с веслом», которая установлена в Санкт-Петербурге, создавала творческая группа под руководством Юрия Сергеевича Тюкалова – скульптора, двукратного олимпийского чемпиона по академической гребле .

На хельсинкских Олимпийских играх 1952 года успех Тюкалова в гонках одиночек стал сенсацией. Вместе с золотой медалью чемпиона он получил и высшую награду гребного клуба Финляндии. Подробную биографию этого удивительного человека можно прочитать по этой ссылке:

Краткая справка:

Юрий Сергеевич Тюкалов (4 июля 1930, Ленинград)

Первый советский Олимпийский чемпион, к тому же двукратный;

13-кратный чемпион СССР;

Почетный гражданин города Санкт-Петербурга;

Заслуженный мастер спорта (1952;

Заслуженный тренер по академической гребле;

Художник, архитектор, скульптор.

Именно благодаря этому человеку и его команде в парке Санкт-Петербурга мы видим белоснежную скульптуру, о которой сам Юрий Сергеевич отзывается так:

«Островок этот – жемчужина. Красивее места в городе нет. Сама природа фон создает этой барышне. Она очень изящная. Я предупредил, что рядом с ней полицейского нужно ставить».

А ниже – комментарий Натальи Муромцевой, скульптора:

«Оригинал работы был очень экспрессивным. Еще в процессе изучения шедевра я поняла, что Иван Шадр был очень впечатлен моделью Верой Волошиной, его переполняли чувства, он работал на одном дыхании. Наш вариант суше. У нас получился более академический вариант «Девушки». Более сухой и спокойный».

О старте культурно-спортивного проекта, символом которого стала знаменитая скульптура "Девушка с веслом», было объявлено в статье на сайте Государственной третьяковской галереи. При желании вы можете .

Особое мнение

Вот что думает обо всем этом Людмила Марц, заведующая отделом скульптуры XX - XXI вв.. Третьяковской галереи:

«Нельзя путать уникальную работу Шадра с растиражированными по паркам всего Союза «Девушками с веслами». Они были скопированы с работы другого скульптора – Ромуальда Иодко, никак не связанной с творчеством Шадра. «Девушка с веслом» – вовсе не секс-символ эпохи. В СССР, как известно, секса не было (смеется). Скорее, наша героиня воплощает энергичную, смелую, уравненную в правах с мужчиной представительницу эпохи. Ее прототипом была студентка Вера Волошина, героически погибшая на войне».

Итак, у жителей Питера перед глазами – копия работы Шадра, той, которую в 1936 году раскритиковали за излишнюю сексапильность. Изящный комплимент комсоргу Зои Космодемьянской, не правда ли?

А любопытнее всего было бы узнать, что стало с той самой первой скульптурой Шадра, которая украшала Луганск? Канула ли она в Лету или радует горожан до сих пор?

КаноэСпорт выражает признательность всем участникам истории «Девушка с веслом» за вклад в культурно-спортивную жизнь страны:)

11 февраля 1887 года родился выдающийся советский скульптор Иван Дмитриевич Шадр, автор культовой скульптуры «Девушки с веслом». Шадр являлся представителем направления «академический модерн», в своих работах он отразил всю мощь и энергию советской эпохи, характер ее главных действующих лиц и представителей простого народа. Мы расскажем о пяти знаменитых работах Ивана Шадра.

«Девушка с веслом»

Это общее название скульптур, выполненных в разное время скульпторами Иваном Шадром и Ромуальдом Иодко. Шадр начал работу над скульптурой В 1934 году по заказу ЦПКиО имени Горького в Москве. По легенде, основной моделью скульптора стала Вера Волошина, студентка Московского Института физкультуры. Скульптура изображала обнажённую девушку во весь рост с веслом в правой руке. Форма головы девушки была чётко обрисована, волосы очень туго натянуты и закручены в два «рожка», лоб и затылок полностью открыты.

Высота фигуры вместе с бронзовым постаментом была около 12 метров. Она была установлена в центре фонтана на главной магистрали Парка имени Горького в 1935 году.

Однако скульптура подверглась критике и в том же году её переместили в парк культуры и отдыха Луганска (Украина). Её уменьшенная копия хранится в Третьяковской галерее. В конце 1950-х годов по настоянию жены скульптора гипсовую работу Шадра перевели в бронзу.

К лету 1936 года И. Д. Шадр создал новую увеличенную восьмиметровую скульптуру из тонированного бетона. Моделью для неё стала гимнастка Зоя Бедринская. Фигура девушки стала тоньше и романтичнее. Этой работой советские рецензенты остались довольны.

Новую «Девушку с веслом» установили в центре фонтана на главной магистрали ЦПКиО имени Горького. Скульптура была разрушена в 1941 году при бомбёжке.

Название «Девушка с веслом» стало нарицательным для обозначения подобных гипсовых статуй («гипсового соцреализма»).

«Булыжник — оружие пролетариата»

Это знаменитая скульптура была создана в 1927 году из гипса и в 1947 году отлита в бронзе. Гипсовая версия хранится в Третьяковской галерее. Копия из бронзы в 1967 году установлена в Пресненском районе Москвы, в парке Декабрьского восстания.

Герой скульптуры представляет собой обобщённый образ пролетария начала XX века, борца за революционные идеалы и свободу. Скульптура приобрела популярность в СССР и породила крылатое выражение «Булыжник - оружие пролетариата».

«Булыжник - оружие пролетариата» является одним из самых ярких явлений реалистического искусства XX века. Скульптура передает состояние душевного подъёма, создавая героический образ, символизирующий эпоху Октябрьской революции. Работу Шадра некоторые искусствоведы сравнивали с шедеврами мастеров Возрождения.

«Памятник Мировому страданию»

Это нереализованный проект памятника, выполненный Шадром в 1916 году. 30 марта 1916 года немецкая подводная лодка U-33 потопила в Чёрном море русско-французское госпитальное судно «Портюгаль», в результате чего погибло 115 человек. Мосгордума Российской империи приняла решение возвести на Московском Братском кладбище памятник погибшим. Дума выделила 25000 рублей на строительство памятника и объявила всероссийский сбор пожертвований. «Памятник Мировому страданию» занял первое место в конкурсе монументов.

Проект и модель памятника был создан при материальной поддержке Максима Горького. Проект неоднократно демонстрировался на лекциях и показах Шадра, однако для сооружения памятника не хватило средств.

После Октябрьской революции от идеи памятника Мировому страданию отказались не сразу. Критики переосмыслили концепцию монумента с учётом реалий нового времени и возникло предложение построить монумент в Москве в рамках Плана монументальной пропаганды, но и этот проект не был реализован.

«Сеятель»

Скульптура «Сеятель» была создана в начале 1920-х годов. Многие исследователи высоко оценили монументальную скульптуру Шадра. «Сеятель» - это целый символ всего сеющего крестьянства, наполненного душевной силой, затаенным умом и несгибаемой волей, писали критики. Позднее «Сеятеля» даже начали чеканить на золотых червонцах.

Найти прототип «Сеятеля» была непросто. В поисках наиболее яркого типажа Шадр приехал на Урал в деревню Прыговую Шадринского уезда, который и подарил скульптору его псевдоним. Здесь ему бросился в глаза колоритный облик старого крестьянина деда Павла. Однако он категорически отказался позировать.

Прошло немало времени, прежде чем скульптору все-таки посчастливилось встретить крепкого мужика с бородой Перфилия Петровича Калганова, который согласился позировать для бюста «Сеятеля». Поясную часть крестьянина с лукошком Иван Дмитриевич лепил уже с другого крестьянина - Киприана Кирилловича Авдеева.

Памятник Ленину

Одним из самых значительных достижений монументального искусства того времени стала работа Шадра – памятник В.И. Ленину (1925-1927), который был поставлен в Грузии на Земо-Авчальской ГЭС.

Результатом творческих поисков мастера стала скульптурная композиция, отличающаяся выразительностью и динамичностью и к тому же обладающая большим портретным сходством. Предложение установить фигуру Ленина на Земо-Авчальской гидроэлектростанции в Закавказье импонировало автору. Новый монумент стал одним из лучших произведений 1920-1930 гг. и самым крупным памятником В.И. Ленину. Его высота составляла 16 метров. Максим Горький, восхищавшийся Лениным, высоко оценил работу Шадра: «Впервые человек в пиджаке, отлитый из бронзы, действительно монументален и заставляет забыть о классической традиции скульптуры».

Слышала, что в Парк Горького вернулась знаменитая скульптура "Девушка с веслом". Решила посмотреть в интернете, как она выглядит. Нашла, на мой взгляд, очень интересную статью на эту тему. Даю её с некоторыми сокращениями, чтобы уместиться в формат совета:
" Девушка, которая была слишком сексуальной для Иосифа Сталина, вернулась из небытия и встала, обнаженная, как в день своего создания, на пьедестале на набережной в Парке Горького.

Иван Шадр, любимый художник советского диктатора, изваял ее в 1934 году. Его смелая статуя «Девушка с веслом», дань восхищения красоте и советскому атлетизму, стала центральным элементом парка.

Однако сталинские дуболомы вскоре передумали и сослали 23-футовую статую обнаженной девушки на Украину, где она и пропала. Для парка скульптор создал менее чувственную версию, по-прежнему обнаженную, но больше соответствующую канонам социалистического реализма. Во время Второй мировой войны немцы разнесли ее на кусочки.

Новое открытие и реабилитация исходной версии скульптуры - часть захлестнувшей Россию волны ностальгии по культурным символам советских времен.

Кроме того, оно разрушает один из широко распространенных мифов.
Десятилетиями люди по всему Советскому Союзу представляли себе утерянный шедевр как нечто, совершенно непохожее на то, что создал г-н Шадр. Дело в том, что с конца 1930-х по 1980-е годы в советских парках часто устанавливались статуи затянутых в купальники или в тренировочные костюмы девушек с веслами – невыразительные подражания работы второстепенных скульпторов, не решавшихся сердить цензуру.
«Само выражение “девушка с веслом” стало идиомой, обозначающей советский китч, - рассказывает московский историк искусства и куратор Екатерина Деготь. – Услышав его, все, кто все еще помнит Советский Союз, начинают смеяться».

В 1935 году исходная версия «Девушки с веслом» г-на Шадра возвышалась в смелой позе над центральным фонтаном парка. Ее левая рука лежала на бедре, правая вертикально держала весло. Ее волосы были плотно скручены, а мускулистое тело полностью открыто.
Позднее ее заменили новым вариантом. В 1936 году газета «Вечерняя Москва», ссылаясь на директора парка, писала, что это было сделано «в соответствии с критикой и замечаниями посетителей». Художественные стандарты менялись, и, по мнению историков, статуя была сочтена слишком чувственной, чересчур явно модернистской.
Вторая версия скульптуры была мягче, менее мускулистой, более женственной-и в то же время более холодной и классической.
Она по-прежнему оставалась обнаженной, но классическое русское искусство долгое время терпимо относилось к наготе. «Обнаженная натура должна была соответствовать “хорошему вкусу”, - объясняет г-жа Деготь. – Сексуальность не разрешалась. Она считалась вульгарной».
Однако вскоре воцарился новый стандарт, и ставить одетые статуи стало безопаснее.
Это стало очевидным, после того как более сексуальная «Девушка с веслом» г-на Шадра была сослана на Украину, в Луганск, и установлена там в парке. Скульптор посетил город в 1936 году и одобрил это, утверждает Татьяна Шеремет, дочь главного городского архитектора того времени. Однако к 1937 году, по ее словам, работа г-на Шадра исчезла. Ее заменила изваянная кем-то другим статуя девушки с веслом и в купальном костюме.
Что произошло с оригиналом – «большая загадка», говорит г-жа Шеремет, ведшая бесплодные поиски в городских архивах.

Г-н Шадр умер от болезни в 1941 году, в том же году под бомбами погибла его вторая «Девушка с веслом». Вера Волошина, послужившая моделью для исходной статуи, ушла воевать с немцами, попала в плен и была казнена.

Однако подлинный Шадр все же дожил до наших дней. Скульптор сделал уменьшенную – меньше человеческого роста - гипсовую копию своей первой «Девушки с веслом», а в 1950-х годах по настоянию его жены эта копия была переведена в бронзу для московской Третьяковской галереи – крупнейшего хранилища русского искусства.
Там прошлой весной ее и обнаружила ассоциация гребного спорта г-жи Аникеевой, решившая сделать «Девушку с веслом» своим символом.
«Никто не знал, как она будет выглядеть, - говорит бывшая чемпионка по гребле. – Я помнила статую одетой девушки. Поэтому я действительно удивилась, как и мы все, когда выяснилось, что она обнажена».
Сделать из полимербетона копию статуи высотой в 6 футов 7 дюймов подрядили супружескую чету скульпторов. Новая статуя была установлена 3 сентября 2011 в Парке Горького в день открытия Международной университетской регаты «Золотая Ладья».Там она и останется - как символ возрождения парка.
«Она очень красивая», - считает г-жа Аникеева. По ее словам, «Девушка с веслом» - это одновременно напоминание о советской спортивной доблести и укор коммунистическим нравам.
«Очернять наше прошлое, наши победы было бы губительно, - говорит она. – Но мы хотим показать, что теперь мы живем в другой стране. Идея, что она должна быть одетой – это ушло в прошлое»."

Оригинал публикации: The Oar Girl Returns to Moscow, in Her Natural State

Все фотографии я взяла из интернета.

Студентка Московского Института физкультуры. Скульптура изображала обнажённую девушку во весь рост с веслом в правой руке. Форма головы девушки была чётко обрисована, волосы очень туго натянуты и закручены в два «рожка», лоб и затылок полностью открыты. Высота фигуры вместе с бронзовым постаментом была около 12 метров. Она была установлена в центре фонтана на главной магистрали Парка имени Горького в 1935 году. Однако скульптура подверглась критике и в том же году её переместили в парк культуры и отдыха Луганска. Её уменьшенная копия хранится в Третьяковской галерее. В конце 1950-х годов по настоянию жены скульптора гипсовую работу И. Шадра перевели в бронзу.

Вера Волошина родилась в 1919 в городе Кемерово, в семье шахтёра и учительницы. С первых классов школы занималась спортом: гимнастикой и лёгкой атлетикой. В старших классах выиграла чемпионат города по прыжкам в высоту. Её одноклассником и близким другом был Юрий Двужильный. Переехав в Москву по окончании десяти классов, поступила в Московский институт физической культуры и спорта. Параллельно с институтом она записалась в московский аэроклуб, где освоила пилотирование самолётом И-153 «Чайка» и занялась прыжками с парашютом. Кроме этого, она всерьёз увлеклась стрельбой, рисованием и поэзией.

Сразу после начала Великой отечественной войны она была мобилизована на рытье окопов и противотанковых рвов на подступах к Москве. В октябре добровольно вступила в ряды Красной Армии и была зачислена в войсковую часть № 9903 разведотдела штаба Западного фронта для работы в тылу врага. На своё первое задание Вера ушла 21 октября 1941 в район подмосковной станции Завидово. После этого у неё было ещё шесть удачных засылок в тыл к немцам.

В ноябре 1941 года в войсковую часть № 9903 поступило пополнение. Среди прибывших была вчерашняя школьница Зоя Космодемьянская. Зоя поначалу держалась в коллективе несколько обособлено, но Вера вскоре смогла найти к ней подход, и девушки подружились. На свое последнее задание они уходили вместе.

21 ноября 1941 в тыл немецких войск уходили две группы разведчиков. Первой руководил Борис Крайнов. Командиром второй был назначен Павел Проворов, комсоргом - Волошина. Зоя Космодемьянская входила в состав второй группы. После перехода фронта группы должны были разделиться и начать действовать самостоятельно. Однако случилось непредвиденное: объединенный отряд попал под огонь неприятеля и распался на две случайные по составу группы. Так разошлись пути Зои и Веры. Группа Космодемьянской отправилась в сторону деревни Петрищево Продолжила выполнение задания и Вера с товарищами. Но между деревнями Якшино и Головково группа диверсантов снова попала под обстрел. Вера была тяжело ранена, но её не смогли забрать, так как к месту обстрела очень быстро прибыли немецкие солдаты. Утром двое из группы попытались найти Веру или её труп, но не смогли.

Долгое время Волошина числилась в списках без вести пропавших. Только в 1957 благодаря поисковому труду писателя и журналиста Г. Н. Фролова удалось узнать о том, как погибла Вера, и найти её могилу.

Местные жители сообщили, что Вера была повешена немцами 29 ноября 1941 в совхозе Головково. Вот как описывала гибель разведчицы свидетельница казни:

Так сейчас выглядит ива, на которой в 1941 году немцы повесили Веру Привезли её, бедную, на машине к виселице, а там и петля болтается на ветру. Кругом немцы собрались, много их было. И наших пленных, что работали за мостом, пригнали. Девушка лежала в машине. Сначала не видно было её, но когда опустили боковые стенки, я так и ахнула. Лежит она, бедняжка, в одном исподнем белье, да и то оно порвано, и вся в крови. Два немца, толстые такие, с черными крестами на рукавах, залезли в машину, хотели помочь ей подняться. Но девушка оттолкнула немцев и, уцепившись одной рукой за кабину, поднялась. Вторая рука у неё была, видно, перебита - висела как плеть. А потом она начала говорить. Сначала она говорила что-то, видать, по-немецки, а потом, стала по-нашему.

Я, - говорит, - не боюсь смерти. За меня отомстят мои товарищи. Наши всё равно победят. Вот увидите!

И девушка запела. И знаешь, какую песню? Ту самую, что каждый раз поют на собраниях и по радио играют утром и поздно вечером.

- "Интернационал"?

Да, эту самую песню. А немцы стоят и молча слушают. Офицер, который командовал казнью, что-то крикнул солдатам. Они набросили девушке петлю на шею и соскочили с машины. Офицер подбежал к шофёру и дал команду трогать с места. А тот сидит, побелел весь, видать, не привык ещё людей вешать. Офицер выхватил револьвер и кричит что-то шофёру по-своему. Видимо, ругался очень. Тот словно проснулся, и машина тронулась с места. Девушка ещё успела крикнуть, да так громко, что у меня кровь застыла в жилах: "Прощайте, товарищи!" Когда я открыла глаза, то увидела, что она уже висит.

Только после отступления врага в середине декабря жители Головково сняли тело Веры с придорожной ивы и с почестями похоронили здесь же. Позднее её останки были перенесены в братскую могилу в Крюкове.

В тот же день, когда немцы казнили Веру, в десяти километрах от Головково, в центре деревни Петрищево была повешена Зоя Космодемьянская. Не пережил войну и любимый человек Веры — Герой Советского Союза Юрий Двужильный, погибший в бою в ходе Могилёвской операции.

Указом Президента РФ от 6 мая 1994 года № 894 «за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» бывшей разведчице штаба Западного фронта Волошиной Вере Даниловне посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации.

Награждена орденом Отечественной войны 1-й степени.

А статуя Шадра «Девушка с веслом» была уничтожена при бомбежке Москвы осенью 1941 года. Они ушли в рай вместе....


В 30-е годы ХХ столетия было создано произведение, которое стало источником критики и вдохновения не только для современников, но и для потомков. А многочисленное копирование породило термин в создании художественного произведения.


Девушка с веслом.

Имя нарицательное для безликой, гипсовой скульптуры («гипсового соцреализма»), которыми в советское время обычно украшали Парки культуры и отдыха. Первое произведение было создано советским скульптором Иваном Дмитриевичем Шадром (1887-1941).
Но сам оригинал не дает повода для иронии - это одно из лучших произведений (1936) скульптора, который посвятил этой работе немало сил и времени. Голову лепил три месяца, столько же времени работал над фигурой. (Позировать обнаженной натурщица стеснялась, поэтому на этих сеансах, чтобы ее приободрить, всегда присутствовала жена скульптора.)
«Скульптура должна не экспонироваться - жить!» - говорил Иван Шадр. И, как вспоминала его натурщица, Зоя Дмитриевна Бедринская (по мужу - Белоручева), скульптор относился к своей готовой работе, как к собственному ребенку, - ходил в парк смотреть на нее почти каждый день.

Иван Шадр за работой.

В 1934 году Иван Шадр начал работу над скульптурой «Девушка с веслом» для ЦПКиО имени Горького в Москве. По легенде основной моделью скульптора стала Вера Волошина, студентка Московского института физкультуры. Скульптура изображала обнажённую девушку во весь рост с веслом в правой руке. Форма головы девушки была чётко обрисована, волосы очень туго натянуты и закручены в два «рожка», лоб и затылок полностью открыты. Высота фигуры вместе с бронзовым постаментом была около 12 метров. Она была установлена в центре фонтана на главной магистрали Парка имени Горького в 1935 году. Однако скульптура подверглась критике и в том же году её переместили в Парк культуры и отдыха Луганска. Её уменьшенная копия хранится в Третьяковской галерее. В конце 1950-х годов по настоянию жены скульптора гипсовую работу И. Шадра отлили в бронзе.
К лету 1936 года И. Д. Шадр создал новую увеличенную восьмиметровую скульптуру из тонированного бетона. Моделью для неё стала гимнастка Зоя Бедринская. Скульптор изменил прическу, она стала более вольной и менее сексуальной, убрал мужские мускулы рук, сама фигура девушки стала тоньше и романтичнее. В статье о выставке 1937 года один из рецензентов отмечал:
Показанный новый вариант «Девушки с веслом» Шадра несомненно удачнее предыдущего, хотя Шадром и здесь не изжиты моменты известного позирования, холодности в трактовке формы.

Новую «Девушку с веслом» установили в центре фонтана на главной магистрали ЦПКиО имени Горького. Скульптура была разрушена в 1941 году при бомбёжке.
Ошибочно считается, что скульптуры Ивана Шадра послужили прототипами для создания дешёвых гипсовых копий, которые были массово установлены в парках практически по всему СССР. На самом деле в их основу была положена работа скульптора Р. Р. Иодко с тем же названием, выполненная им для парка Водного стадиона «Динамо» в 1936 году. Скульптура была высотой 2,5 м, из гипса. В отличие от шадринской «Девушки», скульптура Иодко одета в купальник, весло она держит в левой руке.

Скульптура Р.Иодко.

В 1935 году Ромуальд Иодко выполнил скульптуру «Женщина с веслом» для фонтана. Первоначально её установили на московском стадионе «Электрик» в Черкизово. Фигура женщины опирается на левую ногу, её правая нога поставлена на кубическую подставку, колено сильно выдвинуто вперёд. Правой рукой женщина опирается на весло, её левая рука опущена и касается бедра; на женщине надеты плавки и футболка. Эта скульптура и послужила прототипом для тиражирования.
Первоначально «Женщина с веслом» (1935) была установлена - без фонтана - на московском стадионе «Электрик» в Черкизово. Скульптура стояла в полукруглой нише стены стадиона. Критик М.Н.Райхинштейн посчитал эту статую крайне неудачной:
«Вначале предполагалось поместить ее в центре у фонтана <...>. Сообразно с этим Иодко построил весьма сложный силуэт. Когда затем от фонтана решили отказаться и придвинули статую к стене, сложные кривые линии ее силуэта оказались в сильном противоречии с простыми линиями обрамления ниши»...

Пара трагических фактов об оригинале и натурщице:
Первая натурщица - спортсменка Вера Волошина, в годы войны сражалась в том же отряде, что и Зоя Космодемьянская. Погибла примерно в те же дни, что и Зоя, казнена через повешение. Скульптура Ивана Шадра, стоявшая в Парке культуры, в 41 году была разбомблена.

Ушли из жизни люди, утеряны произведения, но сама идея живет до сих пор. И не важно в ироничном контексте вспоминают сейчас "девушку с веслом" или желают обидеть, давая оценку произведению. Она трансформируется и развивается уже своим непредсказуемым путём, воплощаясь в творчестве многих художников.

Вторая скульптура И.Шадра, погибшая в бомбежке 1941 года.

"Девушка с веслом" Р.Иодко, г.Железноводск.