Монтсеррат Кабалье по справедливости называют сегодня достойной наследницей легендарных артисток прошлого - Джудитты Пасты, Джулии и Джудитты Гризи, Марии Малибран.

С. Николаевич и М. Котельникова так определяют творческое лицо певицы:

«Ее стиль - это соединение интимности самого акта пения и высоких страстей, праздник сильных и все-таки очень нежных и чистых эмоций. Стиль Кабалье - весь в радостном и безгрешном наслаждении жизнью, музыкой, общением с людьми и природой. Это не значит, что в ее регистре нет трагических нот. Сколько ей приходилось умирать на сцене: Виолетта, мадам Баттерфляй, Мими, Тоска, Саломея, Адриенна Лекуврер… Ее героини умирали от кинжала и от чахотки, от яда или от пули, но каждой из них дано было испытать тот единственный миг, когда душа ликует, наполненная славой своего последнего взлета, после которого уже не страшно никакое падение, никакая измена Пинкертона, никакой яд принцессы Бульонской. О чем бы ни пела Кабалье, в самом ее голосе уже заключается обещание рая. И для этих несчастных девушек, которых она играла, по-царски награждая их своими роскошными формами, лучезарной улыбкой и планетарной славой, и для нас, влюбленно внимающих ей в полутьме затаившего дыхание зала. Рай близко. Кажется, всего-то рукой подать, но в бинокль его не рассмотреть.

Кабалье - правоверная католичка, и вера в Бога - основа ее пения. Эта вера позволяет ей не обращать внимания на страсти театральной борьбы, закулисного соперничества.

«Я верю в Бога. Бог - наш создатель, - говорит Кабалье. - И неважно, кто какую религию исповедует или вообще, может быть, ничего не исповедует. Важно, чтобы Он был здесь (показывает себе на грудь). В вашей душе. Всю жизнь я вожу с собой то, что было отмечено Его благодатью, - маленькую оливковую веточку из Гефсиманского сада. А вместе с ней еще и крохотное изображение Богоматери - Пресвятой Девы Марии. Они всегда со мной. Я брала их, когда выходила замуж, когда рожала детей, когда ложилась в больницу на операции. Всегда»».

Мария де Монтсеррат Вивиана Консепсьон Кабалье-и-Фолк родилась 12 апреля 1933 года в Барселоне. Здесь же она училась у венгерской певицы Э. Кемени. Ее голос обратил на себя внимание еще в Барселонской консерватории, которую Монтсеррат окончила с золотой медалью. Однако затем последовали годы работы во второстепенных швейцарских и западногерманских труппах.

Дебют Кабалье состоялся в 1956 году на сцене Оперного театра в Базеле, где она выступила в партии Мими в опере Дж. Пуччини «Богема». Оперные театры Базеля и Бремена стали на последующее десятилетие основными оперными площадками для певицы. Там она исполнила множество партий "в операх разных эпох и стилей. Кабалье пела партию Памины в «Волшебной флейте» В. Моцарта, Марины в «Борисе Годунове» М. Мусоргского, Татьяны в «Евгении Онегине» П. Чайковского, Ариадны в «Ариадне на Наксосе». Выступала с партией Саломеи в одноименной опере Р. Штрауса, исполнила заглавную партию Тоски в «Тоске» Дж. Пуччини.

Постепенно Кабалье начинает выступать на сценах оперных театров Европы. В 1958 году она поет в Венской государственной опере, в 1960 году впервые появляется на сцене «Ла Скала».

«И в ту пору, - рассказывает Кабалье, - мой брат, ставший позднее моим импресарио, не позволял мне расслабляться. Я думала тогда не о славе, но прежде всего стремилась к настоящему, всепоглощающему творчеству. Во мне все время билось какое-то беспокойство, и я нетерпеливо разучивала все новые и новые роли».

Насколько собранна и целеустремленна певица на сцене, настолько неорганизованна она в жизни - умудрилась даже опоздать на собственную свадьбу.

Об этом рассказывают С. Николаевич и М. Котельникова:

«Дело было в 1964 году. Первое в ее жизни (и единственное!) бракосочетание - с Бернабе Марта - должно было состояться в храме при монастыре на горе Монтсеррат. Есть такая гора в Каталонии, неподалеку от Барселоны. Матери невесты, строгой донне Анне, казалось, что это будет очень романтично: церемония, осененная покровительством самой преподобной Монтсеррат. Жених согласился, невеста тоже. Хотя каждый про себя подумал: «Август. Жара страшная, как мы будем туда взбираться со всеми нашими гостями?» А у Бернабе родня, прямо скажем, не первой молодости, ведь он был самым младшим в семье, где было десять детей. Ну, в общем, деваться некуда: на горе так на горе. И вот в день свадьбы Монтсеррат выезжает со своей мамой на стареньком «фольксвагене», который она купила с первых денег, еще когда пела в Германии. И надо же такому случиться, чтобы в августе в Барселоне зарядил дождь. Все льет и льет. Пока доехали до горы, дорогу развезло. Машина застряла. Ни туда ни сюда. Заглох мотор. Монтсеррат пыталась его сушить с помощью лака для волос. Им оставалось 12 километров. Все гости уже наверху. А они тут барахтаются, и никаких шансов взобраться наверх. И тогда Монтсеррат, в подвенечном платье и фате, мокрая, хоть выжимай, встает на дороге и начинает голосовать.

За такой кадр любой папарацци отдал бы сейчас полжизни. Но тогда ее никто не знал. Легковые машины равнодушно проезжали мимо крупной темноволосой девушки в нелепом белом платье, отчаянно жестикулирующей на проезжей дороге. К счастью, все-таки притормозил какой-то потрепанный грузовик для перевоза скота. Монтсеррат с Анной на него взобрались и рванули в церковь, где бедный жених с гостями уже не знал, что и думать. Тогда она опоздала на целый час».

В том же году 20 апреля настал звездный час Кабалье, - как часто бывает, следствие неожиданной замены. В Нью-Йорке, в «Карнеги-холл», малоизвестная певица спела арию из оперы Доницетти «Лукреция Борджа» вместо заболевшей знаменитости Мерилин Хорн. В ответ на девятиминутную арию - двадцатиминутные овации…

На следующее утро «Нью-Йорк таймс» вышла с броским заголовком во всю первую полосу: «Каллас + Тебальди + Кабалье». Пройдет не так много времени, и жизнь подтвердит эту формулу: испанская певица перепоет всех великих див XX столетия.

Успех позволяет певице получить контракт, и она становится солисткой «Метрополитен-опера». С этого времени лучшие театры всего мира стремятся заполучить Кабалье на свою сцену.

Специалисты считают, что репертуар Кабалье - один из самых обширных среди всех певиц, обладающих сопрано. Она поет итальянскую, испанскую, немецкую, французскую, чешскую и русскую музыку. На ее счету 125 оперных партий, несколько концертных программ и более сотни дисков.

Для певицы, как и для многих вокалистов, своеобразной землей обетованной был театр «Ла Скала». В 1970 году она исполняет на его сцене одну из своих лучших партий - Норму в одноименной опере В. Беллини.

Именно с этой ролью в составе театра Кабалье приезжает в 1974 году на свои первые гастроли в Москву. С той поры она не раз посещала нашу столицу. В 2002 году она выступила вместе с молодым российским певцом Н. Басковым. А впервые в СССР она побывала еще в 1959 году, когда только-только начинался ее путь на сцену. Тогда вместе с матерью она пыталась разыскать своего дядю, эмигрировавшего сюда, как и многие его соотечественники, после Гражданской войны в Испании, спасаясь от диктатуры Франко.

Когда поет Кабалье, кажется, что она вся растворяется в звуке. При этом всегда любовно выводит мелодию, стараясь тщательно отграничивать один пассаж от другого. Голос Кабалье звучит ровно во всех регистрах.

Певица обладает совершенно особым артистизмом, и каждый образ, который она создает, закончен и проработан до мельчайших деталей. Она «показывает» исполняемое произведение отточенными движениями рук.

Свою внешность Кабалье сделала предметом поклонения не только зрителей, но и ее самой. Она никогда не переживала по поводу своего большого веса, поскольку считает, что для успешной работы оперного певца «важно держать диафрагму, а для этого нужны объемы. В худеньком теле все это просто негде разместить».

Кабалье любит плавание, прогулки, прекрасно водит машину. Не отказывается и вкусно поесть. Когда-то певица обожала пироги своей матери, и теперь, когда позволяет время, сама печет пирожки с клубникой для домашних. Кроме мужа, у нее есть еще и двое детей.

«Люблю завтракать со всей семьей. Неважно, когда кто проснется: Бернабе может встать в семь, я - в восемь, Монсита - в десять. Завтракать мы все равно будем вместе. Это закон. Потом каждый занимается своими делами. Обед? Да, иногда я готовлю его. Правда, я не очень хорошая повариха. Когда тебе самой столько всего нельзя есть, вряд ли вообще стоит становиться к плите. А вечерами я отвечаю на письма, которые ко мне приходят пачками отовсюду, со всех концов света. Моя племянница Изабель помогает мне в этом. Конечно, большая часть корреспонденции остается в офисе, где ее обрабатывают и готовят ответы за моей подписью. Но есть письма, на которые должна ответить только я. Как правило, на это уходит два-три часа в день. Не меньше. Иногда подключается Монсита. Ну а если мне ничего не надо делать по дому (бывает же такое!), рисую. Мне так нравится это занятие, не могу описать словами. Я, конечно, знаю, что у меня получается очень плохо, наивно, глупо. Но меня это так успокаивает, дает такое умиротворение. Мой любимый цвет зеленый. Это какое-то наваждение. Бывает, сижу, пишу какую-нибудь очередную картину, ну, например, пейзаж, и думаю, надо сюда обязательно добавить зелененького. И вот сюда тоже. А в результате получается какой-то один бесконечный „зеленый период Кабалье“. Однажды к годовщине нашей свадьбы я решила подарить мужу картину - „Рассвет в Пиренеях“. Каждое утро вставала в четыре утра и отправлялась на машине в горы, чтобы застать восход солнца. И вы знаете, получилось очень красиво - такое все розовое, цвета нежной семги. Довольная, я торжественно вручила свой подарок мужу. И, что вы думаете, он сказал? „Ура! Это твоя первая не зеленая картина“».

Но главным делом ее жизни остается работа. Наталья Троицкая, одна из известнейших русских певиц, считающая себя «крестницей» Кабалье, рассказывала: в начале ее творческой деятельности Кабалье посадила ее в машину, отвезла в магазин и купила шубу. При этом сказала, что для певицы важен не только голос, но и то, как она выглядит. От этого зависит и ее популярность у зрителей, и ее гонорар.

В июне 1996 года вместе со своим давним партнером М. Бургерасом певица подготовила камерную программу из изящных вокальных миниатюр: канцоны Вивальди, Паизиелло, Скарлатти, Страделлы и конечно же произведения Россини. Как обычно, Кабалье исполнила и любимые всеми испанцами сарсуэллы.

В своем доме, напоминающем небольшое поместье, Кабалье сделала традиционными рождественские встречи. Там она поет сама и представляет опекаемых ею певцов. Иногда она выступает вместе со своим мужем, тенором Барнабой Марти.

Певица всегда близко к сердцу принимает все, что происходит в обществе, и старается помочь ближнему. Так, в 1996 году вместе с французским композитором и барабанщиком Марком Сероне Кабалье дала благотворительный концерт в поддержку Далай-ламы.

Именно Кабалье организовала на площади в Барселоне грандиозный концерт для больного Каррераса: «Все газеты уже заказали по этому поводу некрологи. Сволочи! А я решила - Хосе заслужил, чтобы ему устроили праздник. Он должен вернуться на сцену. Музыка его спасет. И видите, оказалась права».

Гнев Кабалье может быть страшен. За долгую жизнь в театре она хорошо усвоила его законы: нельзя быть слабой, нельзя уступать чужой воле, нельзя прощать непрофессионализм.

Говорит продюсер Вячеслав Тетерин: «Вспышки гнева у нее бывают невероятные. Гнев выплескивается мгновенно, как вулканическая лава. При этом она входит в роль, принимает угрожающие позы, глаза сверкают. Вокруг - выжженная пустыня. Все раздавлены. Не смеют сказать ни слова. Причем гнев этот может быть совершенно неадекватен событию. Потом она быстро отходит. А может даже попросить прощения, если заметит, что человек всерьез испугался».

К счастью, в отличие от большинства примадонн у испанки на редкость легкий характер. Она отходчива, и у нее великолепное чувство юмора.

Елена Образцова вспоминает:

«В Барселоне, в театре „Лисео“, я впервые слушала оперу Альфредо Каталани „Валли“. Я совсем не знала этой музыки, но она захватила меня с первых же тактов, а после арии Кабалье - она исполнила ее на своем дивном совершенном piano - просто чуть не сошла с ума. В антракте прибежала к ней в гримуборную, упала на колени, сняла с себя норковую накидку (тогда это была самая дорогая моя вещь). Монтсеррат засмеялась: „Элина, оставь, мне этого меха хватит только на шляпку“. А на следующий день я пела „Кармен“ с Пласидо Доминго. В антракте смотрю - ко мне в артистическую вплывает Монтсеррат. И тоже заваливается на колени, словно древнегреческое божество, а потом лукаво смотрит на меня и говорит: „Ну, теперь тебе надо подъемный кран вызывать, чтобы поднять меня“».

Одним им самых неожиданных открытий европейского оперного сезона 1997/98 года стало выступление Монтсеррат Кабалье с дочерью Монтсеррат Марти. Семейный дуэт исполнил вокальную программу «Два голоса, одно сердце».

Монтсеррат Кабалье – известнейшая испанская оперная певица, величайшее сопрано современности. Сегодня ее имя знают даже люди, далекие от оперного искусства. Широчайший диапазон голоса, непревзойденное мастерство и яркий темперамент дивы покорили главные сцены ведущих театров планеты. Она лауреат всевозможных премий. Является послом Мира, Послом доброй воли ЮНЕСКО.

Детство и юность

12 апреля 1933 года в Барселоне родилась девочка, которой дали имя Монтсеррат Кабалье. Ее полное имя вряд ли выговоришь без тренировки – Мария де Монтсеррат Вивиана Консепсьон Кабалье-и-Фольк. Родители назвали ее так в честь священной горы святой Марии Монтсеррат.

В дальнейшем ей суждено было стать величайшей оперной певицей, которой присвоили неофициальный статус «Непревзойденная». Малышка родилась в бедной семье рабочего химзавода и домработницы. Мать будущей певицы вынуждена была подрабатывать где придётся. Монтсеррат с детства была неравнодушна к музыке, она часами слушала оперные арии на пластинках. В 12 лет девочка поступила в лицей Барселоны, где проучилась до своего 24-летия.

Так как в семье было плохо с деньгами, Монтсеррат помогала родителям, работая сначала на ткацкой фабрике, затем в магазине и в швейной мастерской. Параллельно с получением образования и дополнительными заработками девушка брала уроки французского и итальянского.


Она 4 года проучилась в консерватории «Liceo» в классе Эугении Кеммени. Венгерка по национальности, бывшая чемпионка по плаванью, певица, Кеммени разработала собственную систему постановки дыхания, основой которой стало укрепление мускулатуры торса и диафрагмы. До сих пор Монтсеррат пользуется дыхательными упражнениями своего педагога и её распевками.

Музыка

Получив высший балл на выпускных экзаменах, девушка начинает профессиональную карьеру. Покровительство знаменитого мецената Бельтрана Мата помогло молодой девушке попасть в труппу оперного театра Базеля. Дебютом молодой Монтсеррат стало исполнение главной партии в опере «Богема» .

Молодую артистку стали приглашать в оперные коллективы других городов Европы: Милана, Вены, Лиссабона, родной Барселоны. Монтсеррат осваивает музыкальный язык романтических, классических и барочных опер. Но особенно ей удаются партии из произведений Беллини и Доницетти, в которых раскрывается вся мощь и красота её голоса.

Монтсеррат Кабалье - "Ave María"

К 1965 году испанскую певицу уже знают за пределами родины, но мировой успех к ней пришёл после исполнения в американской опере «Карнеги-холл» партии , когда Монтсеррат Кабалье пришлось заменить другую звезду классической сцены Мэрилин Хорн.

После спектакля публика не отпускала главную героиню вечера со сцены около получаса. Примечательно то, что как раз в этот год завершилась сольная карьера оперной дивы . Таким образом, предшественница как бы передала пальму первенства Монтсеррат Кабалье, как самому лучшему сопрано мира.


Следующей вершиной в творческой биографии певицы стала её роль в опере Беллини «Норма». Эта партия появилась в репертуаре Монтсеррат в 1970 году. Премьера спектакля прошла в театре «Ла Скала», а через четыре года итальянский коллектив приехал с гастролями в Москву. Советские слушатели впервые могли насладиться звучанием голоса талантливой испанки, которая так блистала в арии «Норма». Помимо этого, певица выступала на сцене «Метрополитен-опера» в ведущих партиях опер «Трубадур», «Травиата», «Отелло», «Луиза Миллер», «Аида».

За время карьеры Монтсеррат Кабалье удалось посотрудничать с оркестрами таких звёздных дирижеров, как Леонард Бернстайн, Герберт фон Караян, Георг Солти, Зубин Мета, Джеймс Ливайн. Её партнерами по сцене были лучшие тенора мира: , и . Монтсеррат была дружна с и Мэрилин Хорн.


Помимо ведущих оперных сцен мира, испанка выступала в Большом Колонном зале Кремля, Белом доме в США, в Аудитории ООН и даже в Зале Народа, который находится в столице КНР. За всю творческую жизнь великая артистка спела более чем в 120 операх, с её участием выпущены сотни дисков. В 1976 году на 18 церемонии «Грэмми» Кабалье присудили премию за исполнение лучшего классического вокального соло.

Монтсеррат Кабалье увлекает не только оперное искусство. Она пробует себя и в других проектах. Впервые оперная дива выступила с рок-звездой , лидером музыкального коллектива , в конце 80-х годов. Совместно они записали песни для альбома «Барселона».

Фредди Меркьюри и Монтсеррат Кабалье - "Барселона"

Одноименная композиция была исполнена знаменитым дуэтом на Олимпийских играх 1992 года, которые проходили в Каталонии. Хит побил все рекорды мировых чартов и стал гимном не только Олимпиады, но и всего автономного сообщества Испании.

В конце 90-х годов Монтсеррат Кабалье записывается совместно с рок-группой «Gotthard» из Швейцарии, а также даёт совместное выступление с итальянским поп-певцом в Милане. К тому же певица экспериментирует с электронной музыкой: женщина записывает композиции с автором из Греции Вангелисом, который является одним из создателей нового стиля Нью Эйдж.


Монтсеррат Кабалье и Николай Басков

Среди поклонников оперной певицы немалую популярность приобрела песня-баллада «Нijodelaluna» («Дитя луны»), которая впервые была исполнена коллективом из Испании «Mecano». Монтсеррат в своё время отметила российского исполнителя . Она опознала в молодом теноре большого певца и предложила ему занятия вокалом. Впоследствии Монтсеррат и Басков спели вместе дуэт из мюзикла «Призрак оперы» и знаменитую оперу «Аве Мария».

Личная жизнь

В 31 год Монтсеррат Кабалье вышла замуж за коллегу, оперного баритона Бернабе Марти. Познакомились они, когда Марти попросили подменить заболевшего исполнителя в «Мадам Баттерфляй». В этой опере есть сцена поцелуя. И вот тогда Марти поцеловал Монтсеррат так чувственно и страстно, что женщина чуть не упала в обморок прямо на сцене. Певица уже и не надеялась встретить любовь и выйти замуж.


После свадьбы вместе с мужем они пели на одной сцене не единожды. Но через несколько лет Марти решил сцену оставить. Одни говорили, что у него обнаружили проблемы с сердцем, другие – что, оказавшись в тени популярности Кабалье, решил посвятить себя семье. Так или иначе, брак любящие супруги сохранили на протяжении всей жизни. Вскоре после свадьбы Монтсеррат подарила любимому двух детей: сына Бернабе и дочку Монтсеррат.

Девочка решила связать свою жизнь с пением, как и её родители. На сегодняшний момент она входит в число лучших вокалисток Испании. В конце 90-х годов мама с дочкой выступили в совместной программе «Два голоса, одно сердце», которой открывался очередной оперный сезон Европы.


Монтсеррат Кабалье с дочкой

Счастью Кабалье и Марти не помешали ни популярность Монтсеррат, ни её лишний вес, который стал стремительно увеличиваться после автомобильной аварии. В автокатастрофу она попала ещё в молодости, после полученной травмы головы в мозге отключились рецепторы, которые отвечают за липидный обмен. В интервью оперная дива объяснила это следующим образом – когда выпивает стакан воды, организм реагирует на него так, будто она съела кусок пирога.

При росте в 161 см Монтсеррат Кабалье стала весить более 100 кг, ее фигура со временем стала выглядеть непропорционально, но гениальной певице удавалось этот недостаток скрыть с помощью специального покроя одежды. К тому же Монтсеррат старается придерживаться специфических диет, и периодически ей удаётся сбрасывать лишние килограммы. Женщина уже давно отказалась от алкоголя, по большей части в ее рационе – фрукты, овощи, зелень и зерновые.


Монтсеррат Кабалье и Катерина Осадчая

Были у певицы проблемы и посерьезнее, чем лишний вес. В далеком 1992 году на концерте в Нью-Йорке ей стало плохо, ее госпитализировали, и врачи поставили Монтсеррат неутешительный диагноз – рак. Они настаивали на срочной операции, но ее друг Лучано Паваротти посоветовал не спешить, а обратиться к швейцарскому врачу, который лечил его дочь.

В итоге операция не понадобилась. Через некоторое время Кабалье почувствовала себя лучше, но решила ограничиться сольной концертной деятельностью, так как на оперной сцене она сильно волнуется и переживает, а доктора посоветовали избегать стрессов.


Монтсеррат Кабалье с семьей

Накануне нового 2016 года разразился скандал вокруг имени певицы Монтсеррат Кабалье. Налоговые службы Испании обвинили оперную диву в укрывании части налогов начиная с 2010 года. Для этого Кабалье вот уже несколько лет указывала местом проживания государство Андорру.

За неуплату налогов суд приговорил 82-летнюю вокалистку к сроком на 6 месяцев и штрафу. Но эта мера была применена условно в связи с болезнью Монтсеррат. В 80 лет певица перенесла инсульт, который сильно подорвал её здоровье.

К началу 2017 года конфликт между властями и Кабалье был уже улажен.

Монтсеррат Кабалье сейчас

В 2018 году оперная дива отметила свое 85-летие. Несмотря на возраст, она продолжает выступать. В июне певица приехала в Москву, чтобы дать концерт в Кремлевском дворце. А накануне пришла в гости к на программу «Вечерний Ургант», где и рассказала о предстоящем выступлении.


Концерт получился семейным, вместе с ней вышли дочь Монтсеррат Марти и внучка Даниэла. Из 16 номеров оперная певица исполнила только 7. Весь концерт прима провела в инвалидном кресле. В последнее время у Кабалье проблемы с ногами, ей тяжело ходить.

6 октября 2018 года стало известно о певицы. Её не стало в Барселоне, в больнице, куда она была из-за проблем с мочевым пузырем.

Партии

  • Партия Мими в опере «Богема» Д. Пуччини
  • Партия Лукреции Борджии в одноименной опере Г. Доницетти
  • Партия Нормы в одноименной опере В. Беллини
  • Партия Памины в «Волшебной флейте» В. Моцарта
  • Партия Марины в «Борисе Годунове» М. Мусоргского
  • Партия Татьяны в «Евгении Онегине» П. Чайковского
  • Партия Манон в одноименной опере Ж. Массне
  • Партия Турандот в одноименной опере Д. Пуччини
  • Партия Изольды в «Тристан и Изольда» Р. Вагнера
  • Партия Ариадны в «Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса
  • ПартияСаломеив одноименной опере Р. Штрауса
  • Партия Тоски в одноименной опере Дж. Пуччини

(полное имя — Мария де Монсеррат Вивиана Консепсьон Кабалье и Фолк, кат. Maria de Montserrat Viviana Concepcion Caballe i Folch) родилась в Барселоне 12 апреля 1933 года.

Имя будущей певице было дано в честь местной священной горы, где находится монастырь, названный именем Богоматери, которую каталонцы называют святой Марией Монсеррат.

В 1954 году Монсеррат Кабалье с отличием окончила Филармонический драматический лицей Барселоны. Во время учебы она помогала семье, которая находилась в сложном материальном положении, и работала продавщицей, закройщицей, швеей, одновременно изучая английский и французский языки.

Благодаря патронажу семьи меценатов Бельтран Мата Монсеррат смогла оплатить обучение в Барселонском лицее, а затем эта семья порекомендовала певице поехать в Италию, оплатив ей все расходы.

В Италии Монсеррат Кабалье приняли в театр Maggio Fiorentino (Флоренция).

Монсеррат Кабалье организует проекты для молодых вокалистов : проводит собственный вокальный конкурс, патронирует проект "Голоса Монсеррат Кабалье".

Певица активно занимается благотворительностью. Она - Почетный посол ООН и посол доброй воли ЮНЕСКО. Учредила фонд помощи больным детям под эгидой ЮНЕСКО.

Свое 60-летие Монсеррат Кабалье отметила концертом в Париже , весь сбор от которого пошел Всемирному фонду исследования СПИДа.

В 2000 году она приняла участие в московском благотворительном концерте в рамках международной программы "Звезды мира - детям", организованной для помощи одаренным детям-инвалидам. Она давала благотворительные концерты в поддержку далай-ламы, а также Хосе Каррераса, когда у него начались проблемы со здоровьем.

В активе певицы множество престижных международных премий . Она награждена орденами и медалями различных стран, среди которых испанский орден Исабель, французский орден Командора искусств и литературы, золотая медаль Академии литературы, науки и искусства Италии.

Монсеррат Кабалье замужем за оперным певцом Бернабе Марти. У них двое детей: сын Бернабе Марти и дочь Монсеррат Марти, которая также стала оперной певицей.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Детство

Анна Кабалье осчастливила своего мужа, родив ему дочку, которую назвали Мария де Монсеррат Вивиана Консепсьон Кабалье и Фолк – это полное имя певицы.

В семье Монсеррат не было дворян, интеллигентов. Она росла в окружении рабочего класса. Отец был связан с производством химических удобрений, трудился рабочим на заводе. Мать же певицы работала, где приходилось.

Известно также, что родственники по линии матери были депортированы в СССР. Они до сих пор проживают в Санкт-Петербурге. И каждый раз, как Кабалье приезжает на гастроли в Россию, она частый гость Питера, своих родственных душ. Привозит им заграничные подарки.

Кабалье с детства тяготела к музыке, пению. Она постоянно слушала исполнение любимых артистов. В раннем возрасте будущая дива уже являлась ученицей лицея в Барселоне. Далее Монсеррат учится пению у лучших преподавателей. Чтобы помочь родителям, она устраивается на работу. Кем только звезда ни была: продавщицей, швеей, закройщицей. Все она совмещала с учебой. Параллельно обучалась иностранным языкам французскому и английскому.

Блестяще Кабалье закончила свою учебу в лицее. Золотая медаль была у нее в кармане.

Творческий путь

Еще учась у лицее, Монсеррат заметили. Ее голос, манеру исполнения. Ей рекомендовали отправиться в Италию на прослушивание в театр. Но у нее не было финансов, чтобы поехать, жить там. Тогда семья меценатов Бельтран Мата, которые с нисхождением относились к талантливым молодым артистам, пишут ей рекомендательное письмо, для известного в то время, баритона Раймундо Торресу. Бельтран Мата оплачивают все расходы поездки. По всем рекомендациям Кабалье принимают в театр.

Во время ее выступления в театре, зрителем в зале был директор Оперного театра Базеля. Он просто очарован был ее голосом, ее внешностью. После выступления ей предложили работать в Безеле. Конечно же, Кабалье соглашается, уехав в Швейцарию на год.


Как-то Монсеррат предложили партию Лукреции Борджиа в нью-йоркском «Карнеги-Холле», которую изначально исполняла американская певица Мерлин Хорн. Это было что-то нереальное. Зал стоя аплодировал на протяжении получаса Кабалье. И вот она становится знаменитой на весь мир. Она начинает выступать по всему миру:

Montserrat Caballé & Николай Басков

В Большом Колонном зале Кремля, в Белом доме Вашингтона, в Зале Народа в Пекине и во многих других известным местах.

Кабалье на одной сцене выступает с выдающимися артистами: Пласидо Доминго, Мерлин Хорн, Альфредо Краусом, Лучано Паваротти.

Монсеррат очень целеустремленная. Она понимает, что нельзя проявлять слабость, нельзя быть непрофессионалом.

В театре «Ла Скала» Монсеррат исполнила одну из своих прекрасных партий в опере Беллини «Норму». Театр гастролирует по всему миру. Не обошли они вниманием и СССР. Легендарную роль Кабалье исполнила в Москве.


В репертуаре певицы более 130 оперных партий, более 40 полноценных опер. В ее честь написана песня «Exercises in Free Love», которую исполнил рок-музыкант Фредди Меркьюри. А в 1992 году проходила Олимпиада в Барселоне. Так вот, Кабалье вместе с Фредди исполнила песню «Барселона», которая впоследствии стала хитом.

Певица постоянно была в числе исполнителей поп чартов. Кабалье даже выступает с нашим Николаем Басковым. Познакомились они в Санкт-Петербурге. Кабалье учит Баскова петь, а в первую очередь, правильно дышать, ведь в опере это очень важно. Она не брала с Баскова денег за уроки, которые проходили у нее же дома.

Монсеррат Кабалье и Фредди Меркьюри. Барселона

Ей просто был приятен сам процесс. Она передавала своё мастерство. Пророчила Николаю большое будущее. И даже подшутила, сказав: «Моим собакам не нравился ни один из приходивших ко мне певцов, они еще никогда никому так не подпевали».

Личная жизнь Монсеррат Кабалье

Супругом легендарной певицы является Бернаба Марти.

Представляете, легендарная певица в реальной жизни вообще другая. Ей свойственны опоздания, несобранность. Она даже на свою свадьбу опоздала. У певицы есть двое прекрасных детей. Кабалье счастлива в семейной жизни и с лирикой рассказывает о ней: «Я счастлива, что судьба мне позволила сделать карьеру. Но в первую очередь я горжусь тем, что создала прекрасную семью, и у меня двое замечательных детей. В родительском доме, наблюдая за отношениями мамы и папы, я поняла, что важно равенство в семейных отношениях. У нас было заведено со времен моего детства, что никто ни над кем не главенствует.

И таким же образом мы с мужем пытаемся вырастить своих детей. У каждого ребенка, человека есть своя индивидуальность, свой характер, который нужно уважать. И я с гордостью могу утверждать, что наша семья гармонична. Я всегда старалась сделать так, чтобы мои дети не страдали оттого, что их мама - знаменитость. Ведь, в конечном итоге, музыка - это лишь только моя работа. И, помимо музыки, у меня, конечно, есть и другие интересы и обязанности. И это, прежде всего, моя семья. Я надеюсь, что для своей семьи и своих друзей я все-таки нужнее, чем для искусства. И когда наступит момент, что я не буду больше петь, я не хочу, чтобы меня жалели. Я все равно буду счастлива. Жизнь сама по себе прекрасна, главное - не портить ее собственными ошибками».

Кабалье великолепно водит автомобиль, любит плавание, увлекается живописью. С детства была тяга к вкусной еде. Очень любила выпечку, которую готовила мать. Видимо, это передалось по наследству, Монсеррат частенько балует свою семью разнообразными пирожками.

Как-то у нее были запланированы концерты. Все билеты организаторами были проданы уже заранее. Ничто не предвещало беды, как вдруг, Кабалье узнаёт, что ее сын заболел. Не раздумывая, она улетает в Испанию к сыну. Долго потом театр судился с Монсеррат, но в итоге проиграл. Сын поправился, конечно. В жизни Кабалье - семья на первом месте.

Награды

Конечно, Монсеррат Кабалье имеет общественное признание. Она награждена орденом «Изабеллы Католической», орденом «За заслуги перед Итальянской Республикой», орденом «Искусств и литературы» во Франции, на Украине Кабалье наградили орденом «Княгини Ольги» I степени. Монсеррат Кабалье имеет почетное звание Каммерзенгер» Венской государственной оперы.

Испанская оперная певица. Мировую известность Монсеррат Кабалье принесли ее удивительное сопрано, виртуозное владение техникой бельканто и исполнением ведущих партий в операх Пуччини, Беллини и Доницетти.

Биография Монсеррат Кабалье/ Montserrat Caballé

Монсеррат Кабалье родилась 12 апреля 1933 года в Барселоне, Испания. Полное имя - Мария де Монтсеррат Вивиана Консепсьон Кабалье и Фолк. Она обучалась в течение 12 лет в Лицее Барселоны и окончила его с золотой медалью в 1954 году. Затем поступила в 1956 году в Базельскую Оперу.

Монсеррат Кабалье родилась в бедной семье, стеснялась этой бедности и признавалась в интервью, что все в школе ее не любили: «Я была замкнута и даже боялась улыбнуться… Позже мне пришлось работать на ткацкой фабрике. Если бы кто-то знал, сколько носовых платков я сделала! Теперь кто-то думает, что судьба сама дала мне удачу в руки. Но для того чтобы фортуна начала к тебе благоволить, нужно невероятно много работать. И все равно люди будут думать, что ты - везунчик! Не знаю, что обо мне говорят недоброжелатели, но знаю, что это неправда».

С 1956 по 1964 год Монсеррат Кабалье пела в оперных театрах Европы. Слава пришла к ней неожиданно в Нью-Йорке в 1965 году, когда она заменила Мэрилин Хорн в опере Доницетти «Лукреция Борджиа». С этого момента она давала концерты, пела в оперных театрах.

Монсеррат Кабалье начинала петь на очень маленьких сценах, и только после шестилетней работы стала выступать в концертных залах. Для нее абсолютно неважно, размер сцены и статус города, в котором она выступает. Со слов оперной дивы, для нее важнее люди, которые пришли на выступление, их глаза, их чувства и душа.

В 1970 году дебютировала в театре «Ла Скала» в партии Лукреции Борджии. В последующие годы исполнила в театре «Ла Скала» партии: Марию Стюард, Норму, Луизу Миллер, Анну Болейн. С 1972 года выступила на сцене «Ковент-Гарден» в Лондоне. Монсеррат за свою жизнь сыграла более ста ролей. Однако певица продолжает разучивать все новые и новые партии.

Монсеррат Кабалье: «Восторженные взгляды - это не самоцель. Я выхожу на сцену не для того, чтобы овладеть залом. Я хочу отдаться людям. И в этот момент не думаю о том, что надо что-то оставить и себе. Я готова отдать себя всю. Только возьмите, прошу вас! Если душу и творческий порыв артиста никто не хочет принять в подарок, это ужасно, от этого может разорваться сердце. Это как если набрать в легкие побольше воздуха, а выдохнуть нельзя… Поверьте, когда люди благодарят меня за то, что я осчастливила их своим концертом и оторвала от действительности, всегда говорю: «Без публики нет артиста».

Первым не оперным певцом, с которым спела Кабалье, был легендарный Фрэнк Синатра . Поклонником таланта Монсеррат Кабалье был Фредди Меркьюри , солист рок-группы Queen .

На Олимпиаде в Барселоне Монсеррат Кабалье и Фредди Меркьюри исполнили композицию Barcelona. Сингл из альбома, который вышел в 1988 году, дважды побеждал в поп-чартах в Великобритании и имел успех во всем мире.

Монсеррат Кабалье считается ведущим сопрано своего времени в исполнении опер Верди и Доницетти. Кабалье помогла карьере Хосе Каррераса - тенора, который с ней выступал.

Монсеррат Кабалье рассказывала в июне 2018 года о Фредди Меркьюри в телешоу "Вечерний Ургант ": «Мы познакомились, когда он был без усов. А потом он отрастил себе усы,… да так и оставил. У него были очень выдвинутые вперед зубы. Каждый раз, когда он пел, казалось, что он сейчас себя укусит. Он был отличным музыкантом, поэтому нам было легко работать. У него была прекрасная техника пения. Немного даже оперная. И у него был баритон. Я ему предложила сделать оперный дуэт, но он отказался, побоявшись, что поклонники его неправильно поймут».

В 2006 году Монсеррат Кабалье гастролировала по России с Николаем Басковым , с которым познакомилась в 2000 году в Санкт-Петербурге. Все концерты прошли с аншлагами. Совместный тур завершился концертом в БКЗ «Октябрьский» в Санкт-Петербурге. По словам Баскова, Кабалье научила его уникальной технике дыхания и культуре пения, однако, как признался российский певец, разобраться в технической стороне школы Монтсеррат ему было очень непросто.

Тогда же в одном из интервью Монсеррат Кабалье говорила о своем ученике Николае Баскове: «Я бы очень не хотела, чтобы Николай пел только поп-музыку. Ему дано очень многое. Я думаю, если он станет петь классическую музыку, перед ним откроются двери всей оперной Европы».

Личная жизнь Монсеррат Кабалье / Montserrat Caballé

В 1964 году Кабалье вышла замуж за Бернаба Марти . В 1966 году родился сын Бернабе . В 1972 году родила дочь Монсеррат Марти . Дочь пошла по стопам своей знаменитой матери и выступала вместе с ней, взяв псевдоним Монсита .

Монсеррат Кабалье называют «певицей с золотым сердцем», так как она отдает много времени и сил благотворительности. Свое 60-летие она отметила концертом в Париже, весь сбор от которого пошел Всемирному фонду исследования СПИДа. 8 ноября 2000 году Кабалье выступила с единственным концертом, завершающим международную программу «Звезды мира – детям», средства от которой пошли на помощь одаренным детям-инвалидам.

В 1992 году из-за резкого ухудшения состояния здоровья Монсеррат Кабалье объявила о том, что уходит со сцены. Врачи диагностировали у певицы рак. Однако Кабалье после долгого перерыва смогла вернуться на сцену: это произошло в 2002 году. Спустя десять лет Кабалье из-за проблем со здоровьем отменила концерты: она упала в обморок перед выходом на сцену в Екатеринбурге. У испанской дивы случился микроинсульт, и ее экстренно госпитализировали, а затем отправили на лечение на родину, в Испанию.

В сентябре 2018 года в СМИ появились новости о том, что 85-летня Монсеррат Кабалье была экстренно госпитализирована в Барселоне. Причиной стали проблемы с желчным пузырем.

Монсеррат Кабалье/ Montserrat Caballé и скандал с невыплатой налогов

В 2015 году Монсеррат Кабалье приговорили к полугодовому тюремному заключению и штрафу €254 231. Из материалов дела, Кабалье не заплатила налоги в 2010 году, указав местом своего постоянного проживания крошечное государство Андорра на границе Испании и Франции. По мнению прокуратуры, это было сделано «с исключительной целью не платить налогов».

На суд певица не пришла из-за плохого самочувствия. В 2012 году певица пережила инсульт и с тех пор редко появляется на публике. Ей разрешили давать показания по видеосвязи, во время которой певица призналась, что находилась в Испании в 2010 году, указав в качестве своей резиденции адрес в Андорре, чтобы не платить налоги.

Поскольку Монсеррат Кабалье пошла на сделку с правосудием, ей был вынесен самый мягкий из возможных приговоров. У певицы нет криминального прошлого, а полученный срок не превышает двух лет, что автоматически делает приговор условным.