Борис Бори́сович Гребенщиков (БГ) (род. 27 ноября 1953, Ленинград, СССР) - российский и русский поэт, автор-испольнитель, рок-музыкант и танцор-классик, отрицатель теории относительности, музыкант и лидер рок-группы «Аквариум», один из «отцов-основателей» советской рок-музыки и культовая фигура русской культуры с 1980-х годов.
Он родился 27 ноября 1953 г. в Ленинграде в семье инженера и юриста.
Отец Бориса, Борис Александрович Гребенщиков, был инженером, директором опытного завода Балтийского пароходства, умер в 1975 году. Мать - Людмила Харитоновна Гребенщикова, в то время - юрисконсульт Ленинградского дома моделей.
Первая жена БГ - Наталья Козловская. Поженились осенью 1976 года. В августе 1978 года родилась дочь Алиса, ставшая актрисой. Развелись в 1980 году после скандала в Тбилиси.
Вторая (по данным одной из программ НТВ, первая) жена - Людмила Шурыгина (1980-1989) (до этого - гражданская жена Всеволода Гаккеля). Работала секретарём в школе. Родился сын Глеб.
С 1991 года женат на Ирине, бывшей жене Александра Титова. От этого брака родилась дочь Василиса; кроме того, Борис и Ирина воспитывали Марка Титова - сына Ирины от предыдущего брака.
Детство БГ прошло на Алтайской улице, дом 22. В соседнем парадном жил Анатолий «Джордж» Гуницкий, с которым в эти годы происходит знакомство.
Борис и Джордж учились вместе в школе 421 Московского района. Только БГ на класс младше. 1968 - БГ: «Гитару я нашел на помойке. А играть бабушка научила - по-моему первая вещь, которую я научился играть, был старинный русский романс».
1969 - Сочиняет и поет на английском в школьной команде, базирующейся в Автово.
1972 - Вместе с Джорджем задуман и осуществлен «Аквариум». Первый состав «Аквариума»: БГ, Джордж, Валерий Обгорелов - аппарат. Бас - Александр Цитаниди. На клавишах был Александр Васильев. Дальше репетиций дело не уходило. Стал изменятся состав, так начался Аквариум 1.0. Началась эра подпольных, а затем и открытых концертов, «Аквариум» становится общепризнанной группой.
В 1991 г. Гребенщиков объявил о роспуске «Аквариума» и о создании собственной группы под названием «БГ-Бэнд». Но уже в конце 1992 г. «Аквариум» возродился в седующем составе: Борис Гребенщиков, Александр Титов, Олег Сакмаров, Сергей Шураков, Олег Гончаров, Алексей Зубарев, Андрей Вихарев, Алексей Рацен, Андрей Суротдинов. Возобновилась активная концертная деятельность, а в ноябре 1993 г. был выпущен новый альбом «Любимые Песни Рамзеса IV». 1994-1996 гг. - концерты.
В марте-апреле 1997 г. состоялось турне по городам США. В июне того же года прошла серия выступлений посвященных 25-летию «Аквариума». Чуть позже из группы ушел Титов, и на некоторое время в обновленном составе появился Ляпин. В конце 1998 г. был сформирован состав («Новый Электрический Пес»).
После записи альбома «Пси» начинается новый период, последний на сегодняшний день - Аквариум 3.0 (Аквариум International), в который, кроме основного состава, входит большое количество музыкантов из России и Индии. В группу возвращается басисит Александр Титов, без которого не мыслим историчский и классический состав «Аквариума».
Музыка Бориса Гребенщикова звучит в ряде фильмов, к примеру, в фильме А. А. Смирновой «Связь». Он также появлялся в качестве камео в фильмах Сергея Соловьёва «Чёрная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви» (1989), «Нежный возраст» (2001). Играл, среди прочих, в фильмах «Два капитана-2» (1992) режиссёра Сергея Дебижева, «БГ. Лев Толстой» (2003) режиссёра Виктора Тихомирова.

Борис Гребенщиков имеет много громких эпитетов - учитель, гуру, легенда… Знающие люди утверждают, что выступления Б. Гребенщикова надо посещать хотя бы один раз в год. Знатокам конечно виднее, но одно с уверенностью можно утверждать, этот человек обладает многим, чему можно научиться каждому из нас. При этом, не подражая, а находя свою дорогу

Борис Борисович Гребенщиков родился в семье известных ученных и деятелей культуры. Яркое событие произошло в их жизни, когда 1953 году на свет появился будущий рок-исполнитель. Самым близким человеком для мальчика была бабушка, так как он проводил с ней невероятно большое количество времени. Как полагали родители, их сын станет тоже научным сотрудником одного из крупных научно-исследовательских центров.

После окончания школы, молодой парень все-таки решился, на то, что он будет ученным. Поступил на факультет математики. Вот именно там, в небольшой комнатке за сценой, проходили репетиции рок-группы, которую Борис создал вместе со своим школьным другом А. Гуницким, у которого было прозвище Джорж, так его звали приятели за то, что он был очень похож на Джорджа Харрисона. Начиная с 1969 г. Борис сочиняет и поет песни на английском языке, но позже он всё больше убеждается, что его песни должны исполняться на русском языке.

Обучение в институте давалось очень легко, поэтому он находил время и чтобы заниматься музыкой. С каждым днем он все больше и больше вовлекался в сам процесс. Молодой парень достиг невероятных результатов в своем творчестве. Понятно, то, что он делал, не было в соответствии с устоями коммунистической партии. Это были зарубежные тенденции, которые категорически запрещались на территории СССР. Запись песен проводилась в небольших комнатах, именно поэтому и появилось название «Аквариум».

Нельзя не отметить, что Борис Борисович Гребенщиков был одним из тех, у кого были пластинки с записью музыки западных исполнителей. На то время достать такой товар просто было невозможным. Поэтому многие часы, он вместе со своими друзьями проводил за прослушиванием этих песен.

Карьера

Благодаря тому, что лидер группы хорошо знал английский язык, он отлично разбирался в иностранных течениях в музыке, и рубежи, которые он ставил перед собой, были всегда мирового уровня. Впереди его ждали невероятные перспективы и популярность. Конечно же, всего добиться с первого раза не удается, помимо всего советская власть всячески препятствовала распространению такой музыки. Гребенщиков был смелым парнем, который нес в массы свое видение мира.

В 1973 году слушатели смогли ознакомиться с творением Бориса Борисович Гребенщикова. Вышел первый альбом, который назывался «Искушение святого аквариума». Это было совершенно другое музыкальное направление, которое не было присуще исполнителям того времени. Собратья по сцене в большинстве исполняли узконаправленные советские песни. Группа органично вошла в мировую рок-культуру. После появления «Аквариума» мнение о советской рок-музыке существенно изменилось. Одновременно с группой «Кино» в 80-е годы они стали самыми популярными находками в СССР. Их концерты собирали стадионы поклонников.

Многие знают, что Борис Борисов Гребенщиков также занимался публикациям и выпускал собственный музыкальный журнал. Ценители его искусства с радостью раскупали каждый выпуск. С официальной властью группа особо не конфликтовала, но иногда всё-таки происходили небольшие инциденты. Так музыканты однажды собрались возле инженерного замка, чтобы дать небольшой концерт. Милиция, которая разбиралась по делу разбитых статуй в парке по соседству, задержала исполнителей. После этого по радио BBC было передано сообщение, что в СССР милиция разогнала первый советский рок фестиваль, и арестовала полторы тысячи человек. Именно таким образом складывалась биография и личная жизнь Бориса Гребенщикова на тот момент. Конечно же, его ждал колоссальный успех.

На одном из фестивалей, который проходил на Кавказе, группа молодых исполнителей «Аквариум», получили свою известность. На тот момент о них начали многие говорить и писать. Это смелое, для того времени, исполнение своей музыки буквально взорвало музыкальный мир Советского Союза, после чего официальные власти стали по-другому относиться к исполнителям.

В те времена стиль «панк» не был известен даже среди подпольных музыкантов и, конечно же, никто не понимал, как он повлияет на музыку, живопись, литературу.

Б. Гребенщиков и его соратники одними из первых обратили внимание на это новшество в музыкальном течение того времени. Они познакомились с В. Цоем и группой «Кино», в то время ещё «панками в законе». В то время им поступило предложение выступить на одном из фестивалей, проходящих в Грузии. Заранее была заготовлена программа, по которой они должны были выступать. В процессе Борис поменял песни на те, которые ему хотелось исполнить. Это был очень сложный инцидент, который привел к тому, что биография и жизнь исполнителя серьезно изменилась.

Переломный момент в биографии Бориса Гребенщикова произошел во время выступления на одном из конкурсов. Он вместе с группой начал исполнять свою композицию, в свою очередь жюри покинуло помещение. В последствие Борис был уволен из института, ему запретили репетировать, и исключили из коммунистической партии. Таким образом, он удостоился самых серьезных для себя наказаний. Несмотря на это, появилось очень много свободного времени, чтобы заниматься искусством. Именно этим и воспользовался Гребенщиков. Он понимал, что зацепил власть и правильно движется к своей цели.

После этих событий до середины 80-х годов Гребенщиков работает в различных местах, приходилось, как и остальным участникам «Аквариума», работать сторожем. Когда же ему посчастливилось стать членом профкома драматургов (это непонятная организация, принимающая под свое крыло, тружеников культуры, которые по разным обстоятельствам не могли официально состоять в Творческом союзе, и при этом появлялась возможность нигде не работать, считаясь творческим работником), мог на законных основаниях находиться в свободном плавании. На сегодняшний день личная жизнь и биография Бориса Гребенщикова интересует невероятно огромное количество поклонников.

Этот этап в жизни ознаменовался тем, что никаких выступлений не проводилось. Борис в свободное от работы время занимался записыванием музыки, созданием стихов. В последствие весь материал использовался при создании новых альбомов.

Новые проекты

Далее были созданы блестящие проекты Б. Гребенщикова и «Аквариума», которые появились в совместном творчестве с известным авангардным музыкантом С. Курехиным. Яркий пианист, Сергей стал периодически выступать вместе с группой, при этом оказывая огромное влияние на работу группы. После выхода «Треугольника» коллектив впервые появился на телевидении в шоу-программе «Весёлые ребята». Во время выступления струны на гитаре Гребенщикова были специально зафиксированы, чтобы было видно, что песни исполняются не вживую. Сам Гребенщиков отличается довольно сложным характером, поэтому любые выяснения отношений с ним ни к чему хорошему не приводили.

Самостоятельно с 1981 года начал заниматься записью песен и их продажей. Огромного спроса на них не было, но песне живут в сердцах до сих пор. Говоря о таланте Бориса Борисовича Гребенщикова, можно долгое время перечислять его успехи. Он достоин того, чтобы войти в зал лучших исполнителей рока за всю историю СССР и Российской Федерации. Конечно же, нельзя не отметить и талантливых музыкантов, которые круглые сутки работали вместе с ним.

В 84-86 гг. группа мелькает в разных телевизионных программах (Музыкальный ринг и др.). Постепенно газетных интервью и телевизионных съемок становится всё больше. Когда в Ленинграде открыли рок-клуб, в его деятельности, Борис стал самым активным участником. Когда наступила эпоха «гласности и перестройки» группа наконец-то смогла выйти из подполья, имея за плечами огромную популярность не только среди музыкальных поклонников. Подъезд Гребенщикова постоянно был заполнен любителями творчества артиста. Группа много времени проводила на гастролях.

Главная цель молодого рок-исполнителя – это было поменять сознание советского народа. Конечно же, это приводило к тому, что он не раз оказывался в отделах милиции. На то время уже потихоньку нарастал хаос в обществе, который и привел к развалу СССР. За небольшой период времени, Борис Борисович Гребенщиков вместе со своей командой выпустил несколько альбомов. Каждая песня несла в себе какую-нибудь историю. Именно поэтому он был и популярен.

В 1993 году начинается новая волна популярности группы Аквариум. Целеустремлённые мужчины собираются, чтобы вновь начать популяризировать собственную музыку. Таким образом, появились альбомы «Снежный лев» и многие другие. Было немалое количество совместных песен, которые выпускались с различными новичками в рок-культуре и с довольно известными личностями. С каждым днем популярность только увеличивалась.

Гребенщиков как музыкант удивляет своих поклонников не только своими песнями, в 94-м г. он выпускает диск с песнями А. Вертинского в своём исполнении, в 99-м - песни Б. Окуджавы. Эти два диска удивляют оригинальным духом авторов песен, но в исполнении Гребенщикова чувствуется его индивидуальность. В это же время выходит альбом «Прибежище», это тибетские мантры. Каждый этап в карьере олицетворялся чем-то новым и интересным. Музыканты на то время были уже не молодыми и понимали, что нужно внести в музыку, чтобы она понравилась.

В настоящий момент записано более 40 альбомов группы, каждый из которых получил признательность со стороны слушателей. Всем известны такие супер хиты как: «Город золотой», «Дети декабря», «Дубровский». Невероятно большое количество хитов полюбились слушателям. Даже сегодня он собирает целые стадионы, где многие приходят услышать творчество Бориса Борисовича Гребенщикова. В последнее время интерес к такой музыке постепенно угас, но все же есть преданные фанаты, которые продолжают поддерживать Аквариум.

Б. Гребенщиков живет и трудится на радость своих поклонников в Санкт-Петербурге. Вплотную интересуется буддизмом и занимается переводом письменных трудов восточных гуру на русский язык. Конечно же, нельзя не отметить его целеустремлённость. Несмотря на все сложности, он достиг своей цели.

Личная жизнь

Как и у любого творческого человека, личная жизнь Бориса Гребенщикова не всегда складывалась гладко. В 1976 году он вступил в первый брак с Натальей Козловской. Эти отношения длительное время не продолжались и спустя четыре года они приняли решение о расставании. Алиса Гребенщикова — это их совместная дочь, которая стала также не менее известной актрисой. Творческая личность Бориса Гребенщикова помогала ему продвигаться вперед и в первую очередь за счет своего невольного мышления.

После непродолжительного времени, уже в 1980 году личная жизнь Бориса Гребенщикова снова запылала страстью. На этот раз он женился на Людмиле Шульгиной. На тот момент она была известной художницей. Через четыре года у них родился сын, но и эти отношения разрушились. Всему причиной была особенная влюбчивость Бориса. Отношения с другими женщинами были причиной разрушения всех браков. Он очень мало времени проводил дома, помимо всего в биографии было очень много сложных этапов, вследствие которых не было денег.

В 1991 году Борис женился на Ирине Титовой. Что примечательно, она была женой одного из участников группы «Аквариум», что сразу же вызвало большое негодование среди поклонников их творчества. Сегодня у них есть двое детей. На самом деле личная жизнь Бориса Гребенщикова никогда не мешала детям.

Он очень ответственный отец, который всячески помогает своим детям в карьере. Что касается музыкальной карьеры, то Борис Борисович иногда выступает на разнообразных рок-фестивалях.

Борис Гребенщиков (“БГ” - псевдоним) является талантливым гитаристом, композитором и исполнителем популярной музыки, основателем знаменитой российской рок-группы, организованной еще в Советском Союзе.

До сих пор музыкант пользуется феноменальной популярностью и небывалым признанием среди отечественных и зарубежных звезд эстрады. И все благодаря своим невероятным способностям и яркой незабываемой харизме.

Чем примечательна биография Бориса Гребенщикова? Какова история его взлета и в чем секрет гениальности? В данной статье даются ответы на эти и многие другие вопросы. А также размещены фотографии Бориса Гребенщикова в молодости, в зрелые годы и в настоящий момент.

Родом из детства

Родился маленький Боря поздней осенью 1953 года, в большом и красивом городе Ленинграде. Родители будущего рок-певца были образованными и интеллигентными людьми. Мама Бориса Гребенщикова - Людмила Харитоновна, занимала ответственную должность в НИИ, отец - Борис Александрович, работал научным инженером.

Впоследствии прославленный гитарист не раз утверждал, что многим в своей жизни обязан матери. Именно она познакомила его с театром, музыкой и литературой, именно она привила ему любовь к искусству и самовыражению.

Людмила Харитоновна научила сына ценить прекрасное, в какой бы новой, неординарной форме оно ни находилось. Она познакомила мальчика с рок-музыкой, побуждала не бояться идти вслед за своим талантом, защищала перед отцом и верила в его счастливую звезду.

Талантливый математик

Свое музыкально призвание юный Борис осознал не сразу. Вначале он хотел избрать другой жизненный путь - путь одаренного трудолюбивого ученого.

В школьную пору биография Бориса Гребенщикова была связана с математикой. Первые годы он обучался в элитной городской школе. Затем перешел в среднее учебное заведение, специализирующееся на глубоком изучении математических наук. Успехи парня были потрясающими.

Высшее образование молодой Гребенщиков решил получить в авторитетном университете, избрав специальность “прикладная математика”. Казалось бы, вся его судьба расписана на несколько десятилетий вперед: красный диплом, научная деятельность, академические звания…

Но жизнь распорядилась иначе.

Зарождение таланта

В высшем учебном заведении талантливый математик увлекся музыкой. И не привычной классикой, а западным рок-н-роллом. Он в совершенстве знал английский язык, поэтому мог свободно воспроизводить зарубежные композиции, подражая иностранным музыкантам в манере и стиле исполнения.

Увлечение музыкой оказалось серьезным - молодой Гребенщиков создал свой коллектив, систематические репетиции которого постоянно проводились в университетском актовом зале.

Вместе с Анатолием Гуницким (школьным другом и творческим союзником) молодой Борис окунулся в творческие поиски своего направления. Поначалу ребята писали стихи по-английски, сочиняя музыку на западный манер. Несколько позднее молодые люди определились с собственным стилем - они захотели исполнять репертуар лишь на родном языке.

Как же называлась рок-группа, созданная Борисом Гребенщиковым? “Аквариум”. Это был современный ансамбль, которому предстояло около десяти лет осуществлять полуподпольную деятельность, покоряя сердца сотен и даже тысяч слушателей.

Первая пластинка

Так как деятельность “Аквариума” была нелегальной, Борис Гребенщиков и ребята, входящие в его группу, выступали редко и конспиративно, а пластинки записывали подпольно, собственными усилиями и умениями, без необходимой техники и аппаратуры.

Первым треком коллектива стал альбом “Искушение Святого Аквариума”, который музыканты выпустили в 1973 году. Эта пластинка была оригинальной и непохожей на популярный русский рок советского периода. Лидер ансамбля, вложив в это произведение всю душу, уверенно заявил о себе как об образцовом и талантливом представителе мирового рока, гармонично сочетаемого с российскими традициями и ценностями.

Приблизительно в этот период в группе появляются новые лица: Романов, Файнштейн, Грошевский. Они пишут и ставят на студенческой сцене гротескные постановки, все более и более углубляясь в артистическое искусство. На фоне этого в молодой рок-группе произошел раскол, и Гребенщиков оказался почти один.

Новый виток

Однако такая ситуация не повлияла на его энтузиазм. Молодой человек был полон энергии и воодушевления. Он усиленно искал новых единомышленников, которыми оказались Александров и Гаккель.

Вместе с ними начинающий музыкант начинает целеустремленно добиваться призвания. Ребята активно ведут концертную деятельность, выступая везде, где есть люди: в скверах, парках, институтах. Из всех акустических музыкальных инструментов и приспособлений у них были только гитара, виолончель, флейта и… юношеский задор.

В 1976 году “Аквариум” Бориса Гребенщикова смело заявляет о себе на поп-фестивале в Таллине, куда является дерзко и без приглашения. Однако такой поступок пришелся присутствующим по душе - группе присуждают приз за самое интересное выступление. С тех пор коллектив начал часто выезжать на гастроли, а звукозаписывающие компании стали разрешать полулегальным музыкантам записывать у них пластинки.

Взлет и взыскание

Благодаря этому свет увидели такие яркие и незабываемые альбомы, как “С той стороны зеркального стекла”, “Все братья-сестры”, “Треугольник”, “Дети декабря” и “День серебра”, которые отличались от предыдущих более качественной звукозаписью.

На весенних ритмах в Тбилиси 1980 года выступления Гребенщикова и его компании ознаменовались огромным скандалом. Являясь представителями русского рока, ребята настолько выложились на сцене, что ошеломили публику своей эпатажностью и эксцентричностью. Их обвинили в пропагандировании гомосексуализма, кровосмешения и непристойности. А когда солист, увлеченно играя на гитаре, лег на сцену, судейская комиссия демонстративно покинула свои места.

Слух об этом выступлении вызвал множество толков. Любители рока обратили внимание на талантливую развивающуюся группу, а критически настроенные власти решили наказать рок-лидера. Его уволили с работы (в то время Гребенщиков уже несколько лет трудился в НИИ).

Чтобы зарабатывать деньги и продолжать концертную деятельность, талантливый музыкант устроился работать дворником. В это время для своих концертов он стал использовать новый вид помещений.

Квартирники

В те времена ребят часто приглашали к слушателям на квартиру, где они выступали очень тихо и осторожно.

Так как по всему СССР группа была запрещена, посещать такие музыкальные вечера было очень опасно не только исполнителям, но и зрителям. Однако недозволенная музыка пользовалась небывалым спросом, поэтому “Аквариум” часто выезжал на “квартирные” гастроли.

В одной из таких вылазок предприимчивый солист познакомился с С тех пор биография Бориса Гребенщикова резко изменилась.

Телевидение

Благодаря протекции Курехина “Аквариум” был приглашен в эфир “Веселых ребят”, где музыканты исполнили популярную в те году песню про двух трактористов.

После этого коллектив получал еще приглашения на участие в телепрограммах и передачах, что увеличивало его всесоюзную популярность.

1980-е

В этот период Гребенщиков вместе со своей группой начал вести открытую концертную деятельность. Он выступал преимущественно в столице и Ленинграде, параллельно издавая англоязычные пластинки, записывая музыку для популярных кинофильмов, продюсируя Виктора Цоя и работая над собственными проектами.

В конце 1980-х Гребенщиков несколько раз выступал с концертами на Западе (как собственными, так и вместе с группой).

Поиски себя

Неспокойное настроение 1990-х затронуло и рок-группу Гребенщикова. Март 1991 года ознаменовался последним месяцем коллектива, но уже через несколько недель было объявлено о создании новой группы, где мелькали уже знакомые лица, - “БГ-Бэнд”.

Только что созданный коллектив продолжил идею русского рока, ознаменовавшись необычным репертуаром. В выступлениях группы стали появляться религиозные образы православной церкви, что считалось актуальным и злободневным для эпохи того времени.

“БГ-Бэнд” вел активную выездную деятельность. Посетив самые крупные города России и Украины, он провел около двухсот ярких и незабываемых концертов.

Однако ансамбль просуществовал недолго. На его смену пришел другой коллектив со старым названием - “Аквариум”, который после этого еще несколько раз менял состав и репертуар.

Перечень альбомов

Ниже приводится самая выдающаяся дискография Бориса Гребенщикова того времени:

  • 1983 — "Радио Африка".
  • 1984 — "День Серебра".
  • 1986 — "Дети Декабря".
  • 1988 — "Равноденствие".
  • 1990 — "Чёрная роза".
  • 1992 — "Архив".
  • 1993 — "Библиотека Вавилона".
  • 1994 — "Пески Петербурга".
  • 1995 — "Навигатор".
  • 1996 — "Снежный лев".
  • 1997 — "Гиперборея".
  • 2000 — "Территория".
  • 2002 — "Сестра Хаос".
  • 2003 — "Песни рыбака".
  • 2005 — "ZOOM ZOOM ZOOM".
  • 2006 — "Беспечный русский бродяга".
  • 2007 — "Феодализм".
  • 2008 — "Лошадь белая".
  • 2009 — "Пушкинская, 10".
  • 2010 — "День радости".
  • 2010 — "Наша жизнь с точки зрения деревьев".
  • 2010 — "Записки о Флоре и Фауне".
  • 2011 — "Архангельск".
  • 2012 — "Тайная история пчеловодства".
  • 2012 — "Воздухоплавание в компании сфинксов".
  • 2013 — "Аквариум +".
  • 2016 — "Песни Нелюбимых EP".

Помимо этого, певец издал несколько сольных альбомов, впечатляющих своей экстранеординарностью, смелостью и прямодушием.

Чем же сейчас примечательна биография Бориса Гребенщикова?

Современная деятельность

В настоящее время выдающийся музыкант занимает активную жизненную позицию в отношении музыкальной жизни страны. Он часто выступает с концертами, появляется на телепередачах и радиопрограммах, пишет книги и снимается в фильмах.

О прошлой и современной личной жизни Бориса Гребенщикова известно очень много.

Личная жизнь

Рок-музыкант был несколько раз женат. Его первой супругой была Наталья Козловская, инженер-экономист по специальности. Дочь Бориса Гребенщикова от первого брака Алиса сейчас является известной киноактрисой.

Второй брак был заключен с художницей по образованию. От этого союза у супругов родился сын Глеб, который в данный момент работает вместе с отцом в его знаменитой группе.

Третья супруга Гребенщикова, с которой он живет уже больше двадцати лет, - Ирина Титова. Ее дети от первого брака стали приемными детьми рок-музыканта.

Как видим, каждого члена этой большой семьи объединяет любовь к музыке и искусству. И это неудивительно, ведь отец семейства - знаменитый и талантливый Борис Гребенщиков!

Борис Борисович Гребенщиков (БГ). Родился 27 ноября 1953 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Советский и российский поэт и музыкант, лидер рок-группы «Аквариум», один из «отцов-основателей» русской рок-музыки.

Отец - Борис Александрович Гребенщиков (1926-1975), был инженером, директором опытного завода Балтийского пароходства.

Мать - Людмила Харитоновна Гребенщикова (1929-2009), юрисконсульт Ленинградского дома моделей.

Бабушка - Екатерина Васильевна, как и её дочь Людмила, пережила блокаду Ленинграда, потеряв мужа и отца.

В 1970 году окончил ленинградскую физико-математическую школу № 239.

В 1976 году окончил факультет прикладной математики - процессов управления Ленинградского государственного университета им. Жданова и стал работать в НИИ социологии, продолжая писать песни, выступать с концертами и сотрудничая с экспериментальным студенческим театром Ленинградского государственного университета. Основал самиздатовский журнал «Рокси».

Летом 1972 года вместе с Анатолием Гуницким и группой единомышленников основал группу «Аквариум» . Группа жила полуподпольной жизнью, делая домашние записи и изредка выезжая на короткие гастроли в другие города. Позже сам Гребенщиков так охарактеризовал свой проект: «У меня простой подход. Боб Марли говорил: "Who are playing with me is Wailers" - кто играет со мной, те и есть Wailers. Если людям будет интересно играть со мной, то это будет "Аквариум". Это буду не я лично, потому что мы, когда работаем вместе, мы и делаем всё вместе. Если людям интересно играть эту музыку, значит, это "Аквариум"».

По распространённой версии, название группы возникло, когда Гребенщиков и Гуницкий ехали в автобусе и увидели на Будапештской улице Петербурга пивной бар под названием «Аквариум» (в 1980-е годы это заведение было закрыто). Сам Борис Гребенщиков в разные годы по-разному отвечал на вопрос о названии группы.

Поначалу у группы дело не шло дальше репетиций и первый концерт группа дала в Зеленогорске только ранней весной 1973 года. Ещё одно выступление состоялось в ленинградском ресторанчике «Трюм» около Центрального Парка Культуры и Отдыха, а первый гонорар составил 50 рублей наличными.

Первое время состав был приблизительно таким: Гребенщиков, Джордж (барабаны), Александр Цацаниди (бас), Вадим Васильев (клавишные), Валерий Обогрелов (звук). В 1973 году непродолжительное время с «Аквариумом» репетировал гитарист Эдмунд Шклярский, впоследствии лидер группы «Пикник». В том же году появился бас-гитарист Михаил Файнштейн-Васильев (Фан). В следующем году к группе в качестве клавишника присоединился Андрей «Дюша» Романов. Вскоре под влиянием игры Иэна Андерсона он переквалифицировался во флейтиста.

К 1974 году относятся первые магнитоальбомы «Аквариума». В январе - феврале на каникулах Гребенщиковым и Джорджем было записано «Искушение святого Аквариума». Вскоре был подготовлен ещё один короткий альбом «Менуэт земледельцу», но эта запись, похоже, утеряна окончательно. Третий альбом назывался «Притчи графа Диффузора». Он был записан Гребенщиковым, Джорджем, Фаном и Дюшей Романовым.

В 1975 году в «Аквариуме» появился виолончелист Всеволод (Сева) Гаккель.

С 1976 года «Аквариум» начинает вести довольно регулярную концертную деятельность. Первый совместный концерт Гребенщикова, Гаккеля и Дюши Романова состоялся 27 февраля 1976 года на первом празднике музыки Beatles, а в конце марта «Аквариум» на свои деньги едет непрошеным гостем на «Таллиннские Песни Молодежи - 1976» - Таллиннский фестиваль популярной музыки, где играет четыре акустические вещи.

Летом 1978 года состоялась совместная с Майком Науменко запись акустического альбома «Все братья - сёстры», вдохновленного творчеством Боба Дилана. В записи принимал участие Михаил Файнштейн.

К концу семидесятых «Аквариум» уже знаком с двумя значимыми фигурами советского рока - Артемием Троицким и Андреем Тропилло, в студии которого были записаны первые «исторические» альбомы «Аквариума». В новогоднюю ночь 1979 года впервые выступил с «Аквариумом» Александр Ляпин (он окончательно вошёл в состав «Аквариума» в 1982 году), весной 1979 года Дюша и Фагот вернулись из армии.

Громко заявить о себе в рок-кругах «Аквариуму» удалось на тбилисском рок-фестивале 1980 года. Призов группа не получила, но своим выступлением устроила настоящий скандал. По сравнению с остальными участниками фестиваля «Аквариум» вёл себя на сцене эксцентрично и эпатажно, но жюри этого не оценило: когда во время концерта Гребенщиков, играя на гитаре, лёг на сцену, все члены жюри демонстративно покинули зал. «Аквариум» обвинили в пропаганде гомосексуализма (так был расценён один из эпизодов выступления), инцеста (исполняя песню «Марина», Гребенщиков вместо «выйти замуж за финна» спел «выйти замуж за Ино»: из-за плохой техники многим показалось «выйти замуж за сына») и в непристойном поведении и поначалу даже хотели немедленно выслать с фестиваля. О выступлении стало известно в Ленинграде, и в результате БГ лишился работы и был исключён из комсомола.

В январе 1981 года записан «Синий альбом», ставший первой «исторической» самостоятельной студийной работой «Аквариума».

В 1981 году группа становится членом Ленинградского рок-клуба, принимала участие в первых пяти его фестивалях.

В 1982 году Гребенщиков осуществил продюсирование первого альбома группы «Кино» «45».

C начала 1982 года группа начинает играть электрические концерты. В самом начале года, 6 января, был сыгран концерт в ДК имени Луначарского в Москве. Летом записывается альбом «Табу». По словам БГ, для группы это были тяжёлые времена, после концерта в Архангельске рок-клуб запретил «Аквариуму» концертную деятельность до конца года. Файнштейн и Дюша устроились летом на работу и почти не участвовали в записи альбома - по этой причине на обложке после названия группы даже был поставлен вопросительный знак. В числе приглашённых музыкантов оказался 20-летний Игорь Бутман.

Популярность «Аквариума» увеличивалась, несмотря на отсутствие официального признания. В конце 1983 года группа попала в тройку лучших в СССР по результатам первого в советской практике опроса экспертов, проведённого газетой «Московский комсомолец» среди примерно тридцати журналистов и рок-деятелей из Москвы, Ленинграда и Таллина.

В марте 1984 года группа приглашается Тамарой и Владимиром Максимовыми на запись первой передачи «Музыкальный ринг» на ленинградском телевидении. 24 октября 1986 года ансамбль появляется на «Музыкальном ринге» во второй раз, а 17 января 1987 года это выступление транслируется уже по первой общесоюзной программе. «Музыкальный ринг» становится первой «визуализацией» «Аквариума» «в полный рост» - в режиме студийного ток-шоу и концерта и в масштабе всего СССР.

Аквариум - Город Золотой

3 июня 1988 года группа сыграла свой первый концерт за границей - в канадском Монреале, после которого «Аквариум» в полном составе записал в Канаде две песни («Китай» и «King Arthur») для будущего сольного англоязычного альбома БГ. В августе 1988 года он работает в США и Великобритании над «Radio Silence» («Радио Тишина»). Осенью и зимой «Аквариум» даёт несколько концертов, но Гребенщиков постоянно отлучается в США, появляется в прессе и даёт концерты независимо от группы.

В начале 1990-х деятельность «Аквариума» была прекращена.

В 1991-1992 годах Гребенщиков возглавлял группу «БГ-Бэнд» . «БГ-Бэнд» был собран Гребенщиковым весной 1991 года и представлял собой своеобразную реинкарнацию «Аквариума» в новом названии и звучании и в новых «старых» лицах, среди которых не было ядра классического «Аквариума» - Гаккель, Романов, Файнштейн. В ансамбль вошли Гребенщиков, Олег Сакмаров (флейта), Сергей Щураков (аккордеон, мандолина), Андрей Решетин (скрипка) и Сергей Березовой (бас). Решетин и Щураков уже участвовали в записи «Равноденствия» (1987), а Сакмаров и Березовой были известны по гастрольной работе с последним составом «Аквариума».

За время своего существования группа «БГ-Бэнд» дала 171 концерт в Москве, Ленинграде-Санкт-Петербурге, Киеве, Минске, Риге, Казани, Северодвинске, Архангельске, Харькове и нескольких городах Поволжья, Урала и Сибири, на которых исполнялись совершенно новые песни и некоторые из прежнего репертуара Гребенщикова и «Аквариума».

Новый «Аквариум» был собран в сентябре 1992 года. В него вошли уже игравшие в «Аквариуме» и «БГ-Бэнде» Александр Титов, Олег Сакмаров и Алексей Зубарев, а также двое новых членов: Алексей «Лорд» Рацен и Андрей Вихарев. Чуть позже к этой шестёрке присоединился Сергей Щураков.

В 1994 году в свет выходят два сольных альбома Гребенщикова - «Песни Александра Вертинского» и «Задушевные песни» (последний записан совместно с «Аквариумом», обозначенным на обложке как «Квартет Анны Карениной»). Кроме того, во Франции для европейских слушателей появляется сборник «Boris Grebenchikov & Aquarium 1991-1994». Он приурочен к большому концерту Гребенщикова в парижском Theatre de la Ville.

В 1997 году Гребенщиков вместе с «The Band» (знаменитая американская группа, среди прочего, аккомпанировавшая Бобу Дилану) записал альбом «Лилит», вышедший в двух вариантах (русском и американском).

В январе 1998 года стал лауреатом премии «Триумф».

31 марта 2002 - Гребенщикову и «Аквариуму» вручили премию НАШЕго радио «ПобоRoll» за вклад в развитие музыки.

2003 - 50-летний юбилей Бориса Гребенщикова и большой концерт в Кремле по этому поводу.

Март 2005 - выступил организатором встречи ряда рок-музыкантов и продюсеров с Владиславом Сурковым, замглавы администрации президента, вызвавшей большой резонанс в СМИ.

22 мая 2005 - начал карьеру радиоведущего и ведёт почти часовую авторскую программу «Аэростат» на «Радио России».

В 2006 году Гребенщикову сделана операция по коррекции зрения.

18 марта 2013 года Гребенщиков заявил о прекращении общения с прессой в России, продолжая изредка давать интервью за границей. В январе 2013 «Аквариум» возобновил сотрудничество с гитаристом состава 90-х годов Алексеем Зубаревым. В конце 2013 года, в честь дня рождения БГ, выходит двадцать второй «естественный» альбом «Аквариум плюс», содержащий в числе прочих по-новому переигранные малоизвестные песни группы. «Это фантазия на тему "как бы звучали песни Аквариума, если бы все было по-другому". Альбом был записан между Петербургом, Лондоном и Лос-Анжелесом при деятельной помощи нашего нового коллеги Митчелла Фрума. При записи не пострадала ни одна панда», - комментировал альбом БГ.

2014 - сольный альбом БГ «Соль», «лучший за 40 с лишним лет».

18 марта 2016 года «Аквариум» выпустил мини-альбом из трёх песен «Песни Нелюбимых». Две из них были записаны на Кубе исключительно с кубинскими музыкантами.

16 июня 2017 года группа «Аквариум» обнародовала новую песню «Пегги Поршень». В недавнем интервью БГ рассказал о работе над новым альбомом «Аквариума». С июня 2017 года у «Аквариума» стартовал тур, посвящённый 45-летию группы. Праздничные концерты, посвящённые 45-летию «Аквариума», с участием гостей из разных стран прошли 30 июня в Москве в клубе «STADIUM» и 2 июля в Санкт-Петербурге в ДС «Юбилейный».

20 октября 2017 вышел мини-альбом «Двери Травы» с тремя песнями, сочинёнными в 1970-е и 1980-е годы и записанными в Петербурге и Париже в 2017 году.

В 2017 году Борис Гребенщиков стал художественным директором ежегодного петербургского фестиваля «Части Света».

Рост Бориса Гребенщикова: 176 сантиметров.

Личная жизнь Бориса Гребенщикова:

Первая жена - Наталья Козловская. Поженились осенью 1976 года после института. Свадьбу играли в «Астории». По воспоминаниям друзей, гуляли широко, шумно, весело. На торжество приезжали музыканты «Машины времени».

В то время БГ вел богемный образ жизни, возможно, это и явилось причиной того, что семья распалась через три года. Развелись в 1980-м.

Дочь Алиса подарила внука Алексея (род. 2008).

Вторая жена - Людмила Шурыгина (1980) (до этого - гражданская жена Всеволода Гаккеля). Художник, работала уборщицей в 222-й школе. С Людой БГ прожил с 1980 по 1989 год.

Сын Глеб Гребенщиков (род. 14 декабря 1984) - известен как диджей gebe. Внучка - Алиса Гребенщикова.

Третья жена - Ирина. В браке с 1991 года. Бывшая жена Александра Титова, который играл в группе «Земляне» при Кемеровской консерватории. Борис и Ирина воспитывали Марка Титова и Василису Гребенщикову - сына и дочь Ирины и Александра, удочерённую Борисом. Дети Ирины получили высшее образование. Глеб жил с отцом со времени смерти прабабушки Екатерины Васильевны. Марк играет в нескольких независимых группах и пишет электронную музыку под именем Bio C, Василиса - художник.

Борис Гребенщиков, жена Ирина и Джоанна Стингрей

Не является приверженцем какой-либо определённой религии. В начале 1990-х годов он всерьёз увлёкся буддизмом, называл себя учеником ламы-датчанина Оле Нидала, проповедника европеизированного варианта учения школы Карма Кагью на Западе и в России. Неоднократно посещал ашрам известного индийского гуру Саи Бабы. В 2006 году в Малайзии познакомился с известным неоиндуистским гуру Шри Чинмоем, который дал музыканту имя Пурушоттама (в переводе с санскрита означает «великолепный человек»). При поддержке Шри Чинмоя были организованы концерты Гребенщикова в Лондоне, в Альберт-холле, в августе 2007 года - сольный концерт в ООН, в котором Гребенщикову аккомпанировали ученики Шри Чинмоя.

Иногда посещает православные церкви и участвует в православных богослужениях. Долгое время он занимался составлением списка чудотворных икон России. Изучает индийскую и китайскую философию. Перевёл с английского языка несколько буддийских и индуистских текстов. С 2009 года работает над переводом «Бхагавад-гиты» на русский язык. Музыкант утверждает, что эта «гениальнейшая книга человечества» переведена на русский язык «так, что читать её невозможно. Я пытаюсь сделать так, чтобы было понятно всем».

Среди русских классиков Гребенщикову нравится творчество Пушкина, Пастернака, Мандельштама, Булгакова и Ахматовой; из современных писателей - Бориса Акунина и Виктора Пелевина.

Любимые фильмы - «Шерлок Холмс» Гая Ричи, «Белое солнце пустыни» Владимира Мотыля и «Остров» Павла Лунгина, а также популярные сериалы «Пуаро» и «Приключения Шерлока Холмса».

Борис Гребенщиков является большим поклонником The Beatles, которые значительно повлияли на его творчество и мироощущение.

Фильмография Бориса Гребенщикова:

1981 - Тбилиси-80 | Советский рок (Финляндия, документальный)
1981 - ...Иванов (короткометражный) - Боря, музыкант
1986 - Диалоги (документальный) - гитарист "Поп-механики"
1986 - Йя-хха! (короткометражный)
1988 - Серп и гитара (From Russia with rock / Sirppi ja kitara) (документальный)
1988 - Рок (документальный)
1990 - Город - Борис Гребенщиков
1991 - Клон (документальный)
1991 - БГ 1991 (документальный)
1992 - Над тёмной водой - эпизод
1993 - Два капитана - 2
2000 - Нежный возраст - Борис Гребенщиков
2005 - Александр Башлачев. Смертельный полет (документальный)
2005 - Культурный слой. Rock 70-80-е: все братья и сестры (документальный)
2005 - Культурный слой. Rock-80-е: Цой жив (документальный)
2006 - 40:0 в пользу БГ (документальный)
2008 - Поэзия и время. Андрей Вознесенский (документальный)
2008 - Живая история. Русский рок (документальный)
2009 - Рокеры
2010 - Культурный слой. Рок-самиздат (документальный)
2010 - Татьяна Окуневская. Качели судьбы (документальный)
2010 - Последний рок-н-ролл (документальный)
2011 - Петр Мамонов. Черным по белому (документальный)
2011 - Жара. Огонь и вода (документальный)
2011 - Александр Кайдановский. Загадки Сталкера (документальный)

Вокал Бориса Гребенщикова в кино:

1984 - Милый, дорогой, любимый, единственный... - песня "Стучаться в двери травы"
1985 - Чужие здесь не ходят - песня "Город"
1987 - Асса
1988 - Трагедия в стиле рок
1989 - Чёрная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви
1991 - Дом под звёздным небом
1991 - Афганец
2000 - Нежный возраст
2008 - 2-Асса-2
2011 - Как пройти в библиотеку? (использована песни "Обещанный день", "День радости")

Работы Бориса Гребенщикова в кино как композитора:

1981 - ...Иванов (короткометражный)
1985-1991 - Терпение труд (документальный)
1986 - Искусство быть смирным (короткометражный)
1988 - Рок (документальный)
1988 - Жажда (документальный)
1989 - Ты успокой меня (документальный)
1990 - Ёлы-палы, или Митьки в Европе (документальный)
1990 - Город - музыка ансамбля "Аквариум", дирижер
1991 - Приключения Стингрей (короткометражный)
1992 - Трава и вода (короткометражный)
1992 - Митьки никого не хотят победить, или Митькимайер (анимационный)
1993 - Два капитана - 2
2006 - Связь
2010 - Золотое сечение
2012 - Танец Дели

«Доисторические» альбомы Бориса Гребенщикова и «Аквариума»:

1973 - Искушение Святого Аквариума (БГ + Джордж)
1973 - Менуэт земледельцу
1974 - Притчи графа Диффузора
1976 - С той стороны зеркального стекла
1978 - Все братья - сёстры (БГ + Майк).

«Исторические» альбомы Бориса Гребенщикова и «Аквариума»:

1981 - Синий альбом
1981 - Треугольник
1981 - Электричество
1982 - Акустика
1982 - Табу
1983 - Радио Африка
1984 - Ихтиология
1984 - День Серебра
1986 - Дети Декабря
1986 - Десять стрел
1987 - Равноденствие
1989 - Radio Silence (БГ)
1991 - История Аквариума том 3 - Архив
1992 - Русский альбом (БГ)
1993 - Любимые песни Рамзеса IV
1993 - Письма капитана Воронина
1994 - Пески Петербурга
1994 - Песни Александра Вертинского
1994 - Кострома mon amour
1994 - Задушевные песни (БГ + Квартет Анны Карениной)
1995 - Навигатор
1996 - Снежный лев
1996 - Чубчик (БГ)
1997 - Гиперборея
1997 - Лилит (БГ)
1998 - Прибежище (англ. «Refuge»; БГ + Gabrielle Roth & «The Mirrors»)
1998 - Молитва и пост (internet-only album) - на компакт-диске выпущен впервые в 2001 году
1998 - Борис Гребенщиков и Deadушки (БГ + Deadушки)

1999 - Ψ
2000 - Территория
2002 - Переправа («Bardo»; БГ + Gabrielle Roth & «The Mirrors»)
2002 - Сестра Хаос
2003 - Песни рыбака

2005 - ZOOM ZOOM ZOOM
2006 - Беспечный русский бродяга
2007 - Феодализм (запись 1990 года)
2008 - Лошадь белая
2009 - Пушкинская, 10
2009 - БГ+Зомбияйц (запись 1998 года)
2010 - Оракул Божественной Бутылки (запись 1998 года)
2010 - День радости
2010 - Наша жизнь с точки зрения деревьев (запись 1988 года)
2010 - Записки о Флоре и Фауне (запись 1982 года)
2011 - Архангельск
2012 - Сроки и цены (запись 1983 года)
2012 - 21-й век
2012 - Воздухоплавание в компании сфинксов
2012 - Тайная история пчеловодства
2013 - Аквариум +
2014 - Соль (БГ)
2016 - Песни Нелюбимых EP
2017 - Двери Травы EP.

Сольная дискография Бориса Гребенщикова:

1989 - Radio Silence (БГ)
1992 - Русский альбом (БГ)
1996 - Чубчик (БГ)
1997 - Лилит (БГ)
1999 - Песни Булата Окуджавы (БГ)
2004 - Без слов - в продажу не поступил, распространяется только на концертах группы (БГ)
2014 - Соль (БГ)
2018 - Время N.

Советский и российский рок-музыкант, лидер легендарной группы "Аквариум" Борис Борисович Гребенщиков родился 27 ноября 1953 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Его отец, Борис Александрович, был инженером, директором опытного завода Балтийского пароходства. Мать, Людмила Харитоновна, работала юрисконсультом Ленинградского дома моделей.

Заниматься гитарой Борис Гребенщиков начал еще учась в школе, в 1968 году. Первой заученной песней стала Ticket to Ride "Битлз". Свои собственные песни Бориc Гребенщиков первое время писал на английском языке, а затем стал сочинять на русском.

В 1971 году Гребенщиков поступил в Ленинградский государственный университет (ныне Санкт-Петербургский государственный университет), на факультет прикладной математики и процессов управления. Во время учебы в ЛГУ он в июле 1972 года вместе со своим школьным приятелем Анатолием Гуницким основал группу "Аквариум".


В 1973 году состоялся сценический дебют Гребенщикова — он выступил на фестивале в Юкках, где под акустическую гитару исполнил песни Кэта Стивенса.

В начале 1974 года, во время студенческих каникул, был записан первый альбом группы "Аквариум" под названием "Искушение Святого Аквариума". В течение последующих двух лет коллектив активно выступал и записывал свои песни.

В 1976 году Гребенщиков окончил университет, поступил в аспирантуру и начал работать в Научно-исследовательском институте комплексных социальных исследований (НИИКСИ) младшим научным сотрудником. Он продолжал писать песни, выступал с концертами и сотрудничал с экспериментальным студенческим театром ЛГУ. Основал самиздатовский журнал "Рокси".

В 1978 году вышел магнитоальбом Бориса Гребенщикова и Майка Науменко "Все братья — сестры". В 1980 году "Аквариум" выступил на рок-фестивале в Тбилиси, после чего популярность группы и ее лидера значительно выросла. Однако именно после этого концерта "Аквариум" был запрещен, а Гребенщикова исключили из комсомола и уволили с работы.

В 1981 году группа стала членом Ленинградского рок-клуба, принимала участие в первых пяти его фестивалях.

С 1982 года началась активная концертная деятельность коллектива, поездки в Москву, Архангельск, другие города. В этом же году Гребенщиков принял участие в продюсировании первого альбома группы "Кино" "45".

В конце 1980-х годов, после начала перестройки, "Аквариум" получил возможность давать большое количество концертов, выпускать альбомы. В 1987 году фирма грамзаписи "Мелодия" впервые выпустила альбом "Аквариума" "Равноденствие" в виде виниловой пластинки — он был раскуплен всего за несколько часов.

© Фото: предоставлено Александром Липницким


© Фото: предоставлено Александром Липницким

В начале 1990-х годов группа "Аквариум" на некоторое время прекратила свою деятельность. В это время Гребенщиков возглавил другую группу — "БГ-Бэнд". В 1993 году "Аквариум" воссоединился в обновленном составе, коллектив много выступал в странах СНГ и за рубежом.

В это время появились альбомы "Аквариума" "Любимые песни Рамзеса IV", "Кострома mon amour", "Навигатор", "Снежный лев". В 1997 году вышли диски "Гиперборея", а затем "Лилит". Последний был записан с западными музыкантами — группой The Band. Также Борис Гребенщиков обращался к творчеству других музыкантов — в 1994 году вышел диск песен Александра Вертинского в его исполнении, а в 1999 году — Булата Окуджавы. Вместе с тем были осуществлены и другие проекты Гребенщикова, например записи инструментальных альбомов, а также альбом "Прибежище" — тибетские мантры, записанные с Габриэлой Рот и группой The Mirrors, а в 2002 году — с ними же — альбом Bardo. В 2001 году был выпущен альбом песен на стихи Анатолия Гуницкого "Пятиугольный грех". В 2003 году "Аквариум" выпустил альбом "Песни рыбака", запись которого проходила в России и в Индии, с участием индийских музыкантов. В этом же году музыкант отметил свое пятидесятилетие большим концертом "Аквариума" в Государственном Кремлевском дворце.

22 мая 2005 года Борис Гребенщиков начал карьеру радиоведущего: на Радио России стала еженедельно выходить его авторская музыкальная программа "Аэростат" .

В 2007 году состоялся концерт группы "Аквариум" в лондонском Альберт-холле (Royal Albert Hall). Мероприятие было организовано при поддержке фонда индийского философа, проповедника и музыканта Шри Чинмоя, духовного наставника Гребенщикова. В том же году музыкант устроил собственную выставку непрофессиональных фотографий родного города "Инфра Петербург".

© Фото: из архива группы "Аквариум" Группа "Аквариум"


В 2008 году Гребенщиков выступил с новым проектом Aquarium International, суть которого состояла в том, чтобы собирать на одной сцене с "Аквариумом" почти два десятка представителей разных стран, играющих на самых различных инструментах.

В 2009 году Гребенщиков и "Аквариум" одни из первых использовали в России модель "скачай и заплати, сколько считаешь справедливым", свой новый альбом "Пушкинская, 10" на сайте Kroogi.ru.

В 2011 году "Аквариум" новый альбом "Архангельск". В 2012 году, в честь 40-летнего юбилея "Аквариума", группа в сеть каталог из всех 29 "естественных" студийных альбомов коллектива.

В 2012 году Борис Гребенщиков и композитор Андрей Микита ораторию "Семь песен о Боге" для солистов, нескольких хоров (из более чем 100 человек) и симфонического оркестра. Ее премьера состоялась 20 ноября 2012 года в Большом зале Московской консерватории.

В марте 2013 года Гребенщиков выступил с заявлением о том, что группа "Аквариум" прекращает общение со СМИ и уходит в "партизаны". При этом коллектив сократит количество даваемых концертов, но продолжит работу в студийном формате.

На счету Бориса Гребенщикова более 30 альбомов, выпущенных в составе "Аквариума", сольные пластинки и участие в проектах друзей-музыкантов. Музыка Гребенщикова звучит в таких фильмах, как "Асса" (1987), "Город" (1989), "Дом под звездным небом" (1991), "Азазель" (2002) и многих других.

Музыкант нередко участвует в благотворительных концертах в помощь хосписам премии журнала "Русский пионер" в номинации "Стихи XXI века. Поэзия эпохи www".

Гребенщиков женат третьим браком. В 1978 году он женился в первый раз на Наталье Козловской, которая работала инженером-экономистом. У них родилась дочь Алиса, впоследствии ставшая актрисой театра и кино. Брак продлился несколько лет. С 1980 года по 1989 год музыкант состоял в браке с Людмилой Гребенщиковой (Шурыгиной), в этом браке родился сын Глеб. Затем его супругой стала Ирина Гребенщикова (Титова). У них родилась дочь Василиса, двоих сыновей Ирины от предыдущего брака Гребенщиков усыновил.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников