– русские народные картинки ручной работы, представляющие собой богатый и выразительный слой истории, культуры и искусства Российского государства. Эти некогда популярные изображения, отличающееся простотой и доступностью образов, красноречиво говорят о жизни и мировоззрении простых людей прошлого.

На Руси лубок появился в 16 веке. Учёные всё ещё спорят о происхождении названия «лубок». Некоторые говорят, что оно пошло от слова «луб», старорусского названия липы, на досках которой вырезали картинки. Другие же утверждают, что оно связано с лубяными коробами, в которых их разносили. А московская легенда гласит, что всё началось с Лубянки, улицы, где жили мастера лубочного искусства.

Рисунки выводили на специальным образом распиленных досках и называли «фряжскими листами», затем «потешными листами» и «простовиками». Изначально в них преобладали религиозные сюжеты, после чего лубок стал удобным и недорогим способом распространения информации, историй нравственно-поучительного характера и пропаганды. Шло время, техника лубка менялась. В 19-м веке древесина уступила место металлу и работы стали изящнее. Сюжетами служили житие святых, былины и песни, басни и портреты императорской семьи, сцены из жизни крестьян, сказок и романов, знания о далёких странах и исторических событиях.

Дорогие лубочные картины украшали царские палаты и боярские терема. Простой народ скупал на ярмарках недорогие (по цене от полкопейки) чёрно-белые лубки, отдавая предпочтение комическим рисункам. Многие представители высшего общества отказывались назвать искусством творения народных художников-самоучек. Но в наши дни русский народный лубок украшает собрания крупнейших музеев.

Для Нью-Йоркской публичной библиотеки наиболее «урожайный» период по сбору крупных и редкостных книг с гравюрами из Восточной Европы пришёлся на десятилетие с 1925 по 1935 год. Тогда советское правительство национализировало и продавало за рубеж содержимое императорских дворцовых библиотек. В одной лишь Нью-Йоркской публичной библиотеке представлены предметы из девяти императорских библиотек, а также издания, принадлежавшие 30 членам императорской семьи. Библиотека приобрела их на месте (и по хорошей цене), откомандировав для пополнения книжных фондов Ярмолинского Авраама Цалевича (1890-1975), куратора славянского отделения с 1917 до 1955 год. Он приехал в советскую Россию в 1923 году, а в 1924 вернулся в Штаты. Ценные экспонаты из фонда императорских дворцовых библиотек также приобрела Библиотека Конгресса США и Гарвардский университет. Букинист Ганс Краус написал:

«Эти [русские дворцовые] коллекции, столь малоизвестные и высоко оценённые на Западе, содержали невероятные материалы. Настолько раритетных восточноевропейских произведений в этом полушарии ещё не видели. У царей и цариц усердно служили книжные коллекционеры. Кроме приобретённых книг их собрания пополнялись многочисленными полученными в подарок изданиями, напечатанными на специальной бумаге, с роскошными переплётами, в шёлке или сафьяне и с имперским гербом. («Сага о редкой книге», 1978, стр. 90-91.)

Значительную часть библиотечной коллекции лубка занимают и произведения из собрания выдающегося деятеля культуры Российской империи, Дмитрия Александровича Ровинского (1824-1895). Он был личностью исключительно многогранной. Тайный советник, юрист и реформатор судебной системы всей душой любил искусство. Собственными усилиями он скупал материалы и издавал иллюстрированные книги, среди которых «Русские народные картины», «Русские гравёры и их произведения», «Словарь русских гравированных портретов», «Достоверные портреты московских государей», «Материалы для русской иконографии» и другие сборники. Потратив большую часть своего состояния, Ровинский собрал одну из лучших частных коллекций российской и западноевропейской графики. После его смерти экспонаты рассредоточились по различным музеям, библиотекам и другим культурным учреждениям России. На Западе же сбереглись замечательные серии томов, которые он публиковал зачастую крайне малочисленными тиражами.

На сайте Нью-Йоркской публичной библиотеки, где опубликован альбом «Русский народный лубок 1860-1870-х годов» , представленно почти 200 изображений, мы отобрали 87 наиболее интересных.


Нечаянность, 1867.



Новая песня, 1870.



Трудолюбивый медведь, 1868.



Морские сирены, 1866.



Как купчихи гуляют, 1870.



Вот как в Москве ярославцы половые трудятся, с красотками веселятся, 1870.



Похороны кота крысами и мышами, 1866.



Клеветник и змея, 1869.



Конёк-Горбунок, 1870.



Вылетел в трубу, 1872.



В Марьиной роще, 1868.



В Петербурге места нет, едет в деревню дураков обманывать, 1870.



Замечательнейший из великанов, скороходов и уродов Серпо Дидло, 1866.



Жидовская карчма, 1868.



Спор большого носа с сильным морозом, 1870.



Кащей и его желание, 1867.



Напраслина, 1867.



Небылица в лицах, 1868.



Новейший карточный оракул, 1868.



Перековка старых на молодых, 1871.



Храбрый воин Аника, 1868.



Сильный и храбрый богатырь Аника воин, 1865.



Сильный и храбрый Бова Королевич поражает Полкана богатыря, 1867.



Сильный и славный храбрый воин Аника, 1868.



Славный сильный и храбрый Бова Королевич поражает Полкана богатыря, 1868.



Славный сильный и храбрый витязь Еруслан Лазаревич, 1868.



Сильный храбрый богатырь Илья Муромец, 1868.



Сильный могучий Бова Королевич побеждает Полкана богатыря, Еруслан Лазаревич побеждает трехглавого змея, 1867.



Сильный славный храбрый богатырь Иван Царевич 1868.



Крестьянин и Смерть, 1868.



Хищные волки, напавшие на проезжающих, 1868.



Как львица воспитала царского сына, 1868.



Упрек старосты с бурмистром, 1870.



Правда и ложь, 1871.



Кринолин, 1866.



Курение цыгары, 1867.



Ловля рыбы на озере, 1870.



Мамаево побоище на Куликовом поле в 1380 году, 1868.



Муж жену веселит, 1868.



Мздоимец-ростовщик, 1870.



Нападение англичан на Соловецкий монастырь, 1868.



Переправа российских войск через Дунай 11 марта 1854 года, 1869.



Песня "Что ты спишь мужичок", 1871.



Песня про то, как жена пила пиво да мужа накормить позабыла, 1866.



Песня "Возвращение на родину из Питера промотавшегося трактирщика", 1870.



Поднесение государю хлеба-соли в Москве, 1865.



Под Одессой 10 апреля 1854 года, 1864.



Рачительное домоводство, 1870.



Раек, 1970.



Романс, 1867.



Русская крестьянская свадьба, 1865.



Шамиль Иман Чечни и Дагестана, 1870.



Сказка о том, как мастеровой черта надул, 1867.



Скупой, 1866.



Ступени человеческого века, 1866.



Травля змея и тигром, 1868.



Царь Иоанн Васильевич Грозный, 1868.


А ну-ка, Мишенька Иваныч, 1867.



Чепуха для смеху народу на потеху. Как звери с птицами охотника погребают, 1865.



Деревня, 1970.



Генерал Топтыгин, 1868.



Ах, барыня, 1870.



Английский милорд, храбрый рыцарь Гуак, храбрый рыцарь Францил Вентцян, богатырь Бова Королевич, богатырь Еруслан Лазаревич, 1861.



Его императорское высочество наследник цесаревич великий князь Александр Александрович и её императорское высочество великая княгиня Мария Фёдоровна, 1871.



Горный пейзаж, 1870.



Карл Великий и змея, 1870.



Турецкая тройка спешит с донесением турецкому Султану о занятии Карса российскими войсками, 1870



Жизнь за царя Ивана Сусанина, 1866.



Даниил длинный великан, 1868.




Катенька, 1867.


Била жинка мужика, 1867.


Била жинка мужика, 1867.


На деньги молодец наш льстится, 1867.


Песня "Я цыган молодец...", 1867.


Песня "Ходили девушки по берегу...", 1867.


Песня "Мужик пашенку пахал", 1867.


Песня малороссийская, 1868.


По владимирскую клюкву, разносчик балясник, 1867.


Прощание, 1867.


Роспись приданого, 1867.


Русская песня "Не брани меня, родная...", 1867.


Русская деревенская песня "Отдал меня батюшка", 1867.


"Слон и Моська", 1867.


Цыганка, 1867.


Железная дорога. Рассказ сбитенщика про железную дорогу, 1868.

Кто и почему назвал их «лубочными» - не известно. Может потому, что картинки вырезали на липовых досках (а липу тогда называли лубом), может потому, что продавали их в лубяных коробах офени-корабейники, или, если верить московскому преданию, то все пошло с Лубянки – улицы, на которой жили мастера по изготовлению лубков.

Именно юмористические народные картинки, продаваемые на ярмарках еще в XVII веке вплоть до начала XX -го считались самым массовым видом изобразительного искусства Руси, хотя отношение к ним было несерьезным, так как в высших слоях общества категорически отказывались признавать искусством то, что создавали простолюдины, самоучки, зачастую на серой бумаге, на радость крестьянскому народу. Разумеется, о бережном сохранении лубочных листов тогда мало кто заботился, ведь никому на тот момент в голову не приходило, что дошедшие до наших дней картинки станут истинным достоянием, настоящим шедевром русской народной живописи, в котором воплотились не только народный юмор и история древней Руси, но и природный талант русских художников, истоки живого карикатурного мастерства и красочной литературной иллюстративности.

Лубок – это гравюра, или оттиск, получаемый на бумаге с деревянного клеше. Изначально картинки были черно-белыми и служили для украшения царских палат и боярских хоромов, но позднее их производство стало более массовым и уже цветным. Черно-белые оттиски раскрашивали заячьими лапками женщины под Москвой и Владимиром. Зачастую такие лубочные картинки походили на современную раскраску маленького ребенка, неумелую, торопливую, нелогичную по цвету. Однако среди них встречается очень много картинок, которые ученые считают особо ценными, рассуждая о прирожденном чувстве цвета художников, которое позволяло им создавать совершенно неожиданные, свежие сочетания, недопустимые при тщательной, детальной раскраске, и поэтому неповторимые.

Тематика народных картинок очень разнообразна: она охватывает темы религиозные и нравоучительные, народного эпоса и сказок, исторические и медицинские, обязательно сопровождаемые назидательным или шутливым текстом, повествующие о нраве и быте того времени, содержащие народную мудрость, юмор, а иногда и мастерски замаскированную жестокую политическую сатиру.

Со временем менялась и техника лубка. В 19 веке рисунок стали делать не на дереве, а на металле, что позволяло создавать мастерам более изящные работы. Изменилась и цветовая гамма лубков, став еще ярче и богаче, переходя зачастую в фантастическое, неожиданное буйство цвета. Долгое время лубочные картинки были духовной пищей простого трудового народа, источником знаний и новостей, так как газет было очень мало, а лубок был популярен, дешев и распространялся по всей стране, преодолевая немыслимые расстояния. К концу века лубочное творчество исчерпало себя – появились новые картинки, изготавливаемые на фабриках.

Русский лубок – это творения безымянных народных мастеров. Бурно развиваясь под клеймом бездарности и безвкусицы, отмеченным высокообразованной частью русского общества, сегодня он признан особой ценностью, является предметом собирательства и тщательного изучения многих ученых не только России, но и зарубежных стран, занимая достойное место на стенах музеев изобразительного искусства рядом с работами величайших мастеров прошлого.

Мыши кота погребают недруга своего провожают - сатира на

Лубочная картинка

История

Самые древние лубки известны в Китае . До VIII века они рисовались от руки. Начиная с VIII века известны первые лубки выполненные в гравюре на дереве. В Европе лубок появился в XV веке . Для раннего европейского лубка характерна техника ксилографии . Позже добавляются гравюра на меди и литография .

Благодаря своей доходчивости и ориентированности на «широкие массы» лубок использовался как информационное оружие (например, «летучие листки» во время Крестьянской войны и Реформации в Германии, лубочные изображения времен Великой французской революции).

В России

Изготовлялся лубок следующим образом: художник наносил карандашный рисунок на липовой доске (лубе), затем по этому рисунку ножом делал углубление тех мест, которые должны остаться белыми. Смазанная краскою доска под прессом оставляла на бумаге черные контуры картины. Отпечатанные таким способом на серой дешевой бумаге назывались картины-простовики. Простовики отвозили в специальные артели . В подмосковных и владимирских деревнях существовали специальные артели, которые занимались раскраской лубка. Занимались раскраской лубков женщины и дети. Позднее появился более совершенный способ изделия лубочных картин, появились художники-граверы. Тонким резцом на медных пластинах они гравировали штриховкой рисунок, со всеми мелкими подробностями, чего невозможно было сделать на липовой доске. Способ расцветки картин оставался тот же. Артельщики принимали от издателей-лубочников заказы на раскраску сотен тысяч экземпляров. Один человек за неделю раскрашивал до одной тысячи лубков - за такую работу платили один рубль. Профессия называлась цветальщик. Профессия исчезла после появления литографских машин.

Первые литографские лубки Сытина назывались: Петр Первый за учителей своих заздравный кубок поднимает; как Суворов играет в бабки с деревенскими ребятишками; как наши предки славяне крестились в Днепре и свергали идола Перуна. Сытин начал привлекать к изготовлению лубков профессиональных художников. Для подписей к лубкам использовались народные песни, стихи известных поэтов. В 1882 году в Москве состоялась художественная выставка. Лубки Сытина получили диплом и бронзовую медаль выставки.

И. Д. Сытин около 20 лет коллекционировал доски с которых печатались лубки. Коллекция стоимостью несколько десятков тысяч рублей была уничтожена во время пожара в типографии Сытина во время Революции 1905 года.

Литература

  • Алексеев В. А., Китайская народная картина, М., 1966
  • Лубок, М., 1968
  • Народная картинка XVII-XIX веков, сб. ст., изд. Дмитрий Буланин, 1996
  • Ровинский Д. А., Русские народные картинки, СПБ, 1881
  • Анатолий Рогов «Кладовая Радости», Москва, изд. Просвещение, 1982
  • Юрков С. От лубка к «Бубновому валету»: гротеск и антиповедение в культуре «примитива» // Юрков С. Е. Под знаком гротеска: антиповедение в русской культуре(XI-начало ХХ вв.). СПб., 2003, с. 177-187
  • Иван Забелин. «Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях». Издательство Транзиткнига. Москва. 2005 стр. 173-177. ISBN 5-9578-2773-8
  • К. И. Коничев. «Русский самородок. Повесть о Сытине». Лениздат. 1966.

Ссылки

  • Русский рисованный лубок конца XVIII - начала XIX века Из собрания Государственного Исторического музея
  • Александра Плетнева, «Повесть Н. В. Гоголя „Нос“ и лубочная традиция»
  • Подборка изображений лубка 19в. (сайт на английском языке)

См. также

Эволюция развития русского лубка


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Лубочная картинка" в других словарях:

    - (РУССКАЯ) в более узком и основном смысле литература так наз. «лубочных картинок», рассчитанных на широкое массовое потребление. Слово «лубочный» происходит, по мнению большинства исследователей, от лубков, липовых досок, с которых первоначально… … Литературная энциклопедия

    КАРТИНКА, и, жен. 1. Иллюстрация, рисунок в книге или отдельный рисунок. Книжка с картинками. Лубочная к. Сводная (или переводная) к. (нанесённая на бумагу особым составом и при смачивании переносимая на другую поверхность). Как к. кто н. (очень… … Толковый словарь Ожегова

    Лубок вид изобразительного искусства, которому свойственна доходчивость и ёмкость образа. Лубок называют также народной (фольклорной) картинкой и связывают с раскрашенным графическим изображением, растиражированным печатным способом. Нередко… … Википедия

    ЛУБОК - В ХVII начале XX в. липовая (см. липа*) доска, на которой гравировалась картинка для печатания, а также картинка такого изготовления, раскрашенная от руки, с назидательным или юмористическим текстом. На лубочных картинках чаще всего изображались… … Лингвострановедческий словарь

    Лубок - (лубочные картинки, нар. картинки) особый вид печатных изд.: листы с картинками и относящимися к ним текстами. Изготовлялись путем гравирования на дереве, меди, позднее способом литографии; одно и многоцветные. Первые Л. появились в Китае… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Лубок (значения). Лубок вид изобразительного искусства, которому свойственна доходчивость и ёмкость образа. Лубок называют также народной (фольклорной) картинкой и связывают с раскрашенным… … Википедия

    - (Jean Tessing), амстердамский негоциант, типограф и гравер на меди. По преданиям, сохранившимся в семействе Тессингов, Иван Тессинг знал Петра I еще в Москве или Архангельске; a в Голландии царь часто бывал y Тессингов запросто (Пекарский, I, 11) … Большая биографическая энциклопедия

    - (итал. caricatura, от caricare нагружать, преувеличивать) способ художественной типизации, использование средств Шаржа и Гротеска для критически целенаправленного, тенденциозного преувеличения и подчёркивания негативных сторон жизненных… …

    РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… … Большая советская энциклопедия

    ЛУБОК, лубка, муж. 1. Пласт или лоскут свежего слоя древесной коры. «Из лубка кедра был сделан небольшой ящик.» Пришвин. 2. То же в качестве шины для скрепления и сращения костного перелома (мед.). Наложить лубок. Рука в лубках. 3. Липовая доска … Толковый словарь Ушакова

Лубок - народная картинка, вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества. Выполнялся в технике ксилографии, гравюры на меди, литографии и дополнялся раскраской от руки.

С середины XVII века на Руси впервые появились печатные картинки, называемые «фряжскими» (иностранными). Затем эти картинки называли «потешными листами», во второй половине XIX века их стали называть лубками.

Рисунок делали на бумаге, потом его переводили на гладкую доску и специальными резцами углубляли места, которые должны остаться белыми. Все изображение состояло из стеночек. Работа была трудная, одна маленькая ошибка - и приходилось начинать все сначала. Потом доску зажимали в печатном станке, похожем на пресс, специальным валиком наносили черную краску на стеночки. Осторожно сверху клали лист бумаги и прижимали его. Оттиск был готов. Осталось просушить и раскрасить красками. Лубки делались разных размеров. Какие краски любили на Руси? (Красный, малиновый, голубой, зеленый, желтый, иногда черный). Красили так, чтобы сочетание было резким. Высокое качество рисунка говорило, что вначале лубки рисовали профессиональные художники, которые при Петре I остались без работы. А уже потом присоединились резчики пряничных досок и другие городские ремесленники. Гравер делал основу для картинки - доску и отдавал заводчику. Тот покупал доски, готовые к оттискам, а оттиски отправлял на раскраску (например, под Москвой в селе Измайлово жили лубочники, делавшие гравюры на дереве и меди. Женщины и дети занимались раскраской лубков.

Как делали краски: Варили сандал с добавкой квасцов, получалась малиновая краска. Акцент делали на яркий красный или вишневый цвет. Использовали лазурит для голубой краски. Варили краски из листьев и коры деревьев. Каждая мастерица раскрашивала по-своему. Но все учились друг у друга, и лучшие приемы использовали в своей работе.

Лубки очень полюбились в России. Во-первых, в них пересказывалась история, география, печатались литературные произведения, азбуки, учебники по арифметике, священное писание. Любая тема освещалась в лубке с предельной глубиной и широтой. Например, на четырех полных листах повествовалось о нашей Земле. Где, какие народы живут. Много текста и много картинок. Лубки были про отдельные города, про разные события. Поймали, например, в Белом море кита, и на большом листе нарисован кит. Или как мужчина выбирает невесту, или модные наряды, или «Азбуки». И все это делалось картинками. Иногда много картинок располагалось ярусами. Иногда были тексты на лубках. Во-вторых, лубки служили украшением. Русские мастера придали лубку радостный характер.

Лубок - это название, происходит от слова «луб» - лубяной, т.е. деревянный (внутренняя часть древесной коры) . Рисунки вырезали на деревянных досках. Продавали эти картинки и разносили их по всей земле русской офени (коробейники), которые хранили свой товар в лубяных коробах. Дорожили лубками очень. В поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» рассказывается, как у крестьянина изба горела, а он первое, что вынес - картинки. В лубке никогда не было горя или плача. Он только радовал и веселил, да иногда обличал, но это делал с большим юмором и достоинством. Лубок вселял в людей веру в себя, в свои силы. Разносчиков лубков - офеней ждали повсюду. Детишкам они несли картинки с буквами, девицам картинки с модной одеждой, про любовь, а мужчинам - что-нибудь политическое. Покажет офеня такую картинку, да расскажет, что нового произошло в стране.

Лубочные картинки, сопровождались кратким пояснительным текстом. Он отличался простотой и доступностью образов, писался живым и образным разговорным языком и нередко воспроизводился в стихотворной форме. К лубочным картинкам причисляют и рисованный лубок (нарисованные от руки настенные листы), однако главное свойство лубка - массовость, широта распространения - достигается только с помощью печати.

Тематика лубочных книг отличалась многообразием. "Здесь найдете олицетворенными догмат, молитву, гетью (легенду), нравоучение, притчу, сказку, пословицу, песню, словом, все, что пришлось по духу, нраву и вкусу нашего простолюдина, что усвоилось его понятию, что составляет предмет ведения, назидания, обличения, утешения и любопытства миллионов...", - писал один из первых исследователей лубка И.М.Снегирев.

Первоначально русский лубок носил преимущественно религиозный характер. Русские граверы заимствовали сюжеты из отечественной миниатюры, а также церковных икон. Так, из ранних печатных икон сохранился лист "Архангел Михаил - воевода небесных сил" (1668), лубки XVII века с изображением сюжетов икон Суздаля, Чудова монастыря, Симонова монастыря в Москве и др. Часто эти картинки заменяли собой дорогостоящие церковные живописные образа.

В XVIII веке наиболее многочисленными были светские сюжеты. Источником для гротеска многих из них послужили иностранные гравюры. Так, например, известный лубок "Шут Фарнос с женой" - с немецкого образца; "Пастух и пастушка" - пасторальная сценка в стиле рококо, с рисунка Ф.Буше, а гротесковые, причудливо фантастические фигуры лубка "Шуты и скоморохи" обыграны с офортов Ж.Калло и т.д.

Широкое распространение в народе имели лубки фольклорной тематики, а также "картины потешные и забавные" - изображения всевозможных увеселений и зрелищ, среди которых наиболее часто издавались лубочные картинки "Петрушкина свадьба", "Медведь с козой" и особенно "Битва Бабы-Яги с крокодилом". К национальному фольклору восходит и известный лубок "Как мыши кота погребают", долгое время считавшийся пародией на погребальную процессию Петра I, якобы созданную в начале XVIII века раскольниками, яростно боровшимися с петровскими реформами. Сегодня ученые склонны думать, что сюжет этого лубка появился еще в допетровское время, хотя самый ранний, дошедший до нас оттиск этой гравюры датируется 1731 годом. Известный в нескольких вариантах, в том числе "сезонных" (зимнее погребение на санях и летнее - на телеге), этот лубок неоднократно переиздавался с небольшими отклонениями в названии ("Как мыши кота хоронили", "Мыши кота на погост волокут" и др.), в различной технике (гравюра на дереве, на металле, хромолитография) не только на протяжении XVIII века, но и почти вплоть до Октябрьской революции.

Много лубков создавалось на тему учения и быта различных социальных слоев населения России: крестьянина, горожанина, чиновника, купца и пр. ("Муж лапти плетет, а жена нити прядет" , "Знай себя, указывай в своем доме"); в лубочных картинках находили отражение события внутренней и международной жизни ("Извержение Везувия в 1766 году", "Взятие Очакова", "Победа генерал-фельдмаршала графа Салтыкова при Франкфурте в 1759 году"), военный быт русских солдат, их политические настроения и др. В период военных действий лубок часто выполнял роль газеты, плаката, листовки-прокламации. Так, в 1812-1815 годах была выпущена серия лубочных картинок-карикатур на Наполеона и французскую армию, созданная Н.И.Теребневым, известным русским скульптором и художником. Широко известен патриотический лубок под названием "Боевая песенка донцов", получивший распространение во время русско-японской войны 1904-1905 годов, текст к которому ("Эй, Микадо, будет худо, перебьем твою посуду") был написан В.Л.Гиляровским.

Большой популярностью среди русского народа пользовались лубочные картинки с портретами царей. В 1723 году Петром I была введена строгая цензура изображений лиц царской фамилии, что, однако, не помешало появлению на книжном рынке лубочной картины с портретом мнимого Петра III - Емельяна Пугачева и никогда не царствовавшего императора Константина Павловича.

Начиная с середины XVIII века лубочные картинки часто сшивались вместе или выпускались в виде книжки с большим количеством иллюстраций, впоследствии сохранившихся лишь на обложке. Одной из первых русских лубочных книжек считается "Жизнеописание славного баснотворца Эзопа", выпущенная в 1712 году и впервые напечатанная гражданским шрифтом. В форме лубочных изданий выпускались былины, сказки, сонники, переделки так называемых рыцарских романов и т.п. Наиболее часто издавались лубочные книжки сказочного содержания: "О Еруслане Лазаревиче", "Бова Королевич". Большим спросом пользовались лубочные издания исторической тематики: "Шут Балакирев", "Ермак, покоривший Сибирь", "Как солдат спас жизнь Петра Великого" и др., а также лубочные календари.

Лубочные картинки и книжки были, как правило, анонимными, не имели выходных сведений и гравировались народными мастерами-самоучками, однако существовали и профессиональные писатели лубочных книг. Наибольшей известностью из них пользовался Матвей Комаров - автор знаменитой "Повести о приключениях английского милорда Георга и бранденбургской марк-графини Фредерики-Луизы" (1782), не исчезавшей с книжного рынка в течение 150 лет. Со временем появилась целая литература, называвшаяся лубочной, со своими авторами, издателями, традициями и пр.

С течением времени техника изготовления лубочных картинок совершенствуется: во второй половине XVIII века начинает применяться гравюра на меди, а с начала XIX века - литография, значительно удешевившая лубочные издания. Произошли изменения и в окраске лубка. Так, если в XVII-XVIII веках лубочные картинки раскрашивались от руки отдельными умельцами в восемь-десять красок, то в XIX веке - обычно лишь в три-четыре (малиновая, красная, желтая и зеленая). Сама раскраска к середине XIX века приобретает характер фабричного производства и становится более грубой, небрежной ("по носам"). Изменилось читательское назначение лубочных изданий: если в XVII веке лубок с одинаковым успехом обслуживал все слои русского общества, то уже в первой четверти XVIII века основной сферой его распространения становится растущее городское население: купцы, торговцы, средние и мелкие церковные служащие, ремесленники. Крестьянским же, по-настоящему массовым, лубок становится уже в XIX веке.

В XVIII-XIX веках главным центром изготовления лубочных изданий традиционно была Москва, где возникли первые фабрики Ахметьевых, М.Артемьева. Постепенно производство лубочных изданий перешло в руки мелких торговцев, имевших собственные типографии. В Москве в первой половине - середине XIX века главными производителями лубка были династии Логиновых, Лаврентьевых, А.Ахметьев, Г.Чуксин, А.Абрамов, А.Стрельцов и др., в Петербурге - издатели А.В.Холмушин, А.А.Касаткин и др. В селе Мстера Владимирской области печатал лубочные издания археолог И.А.Голышев, много сделавший для просвещения народа. Лубочные издания просветительского характера выпускали многочисленные комитеты грамотности, издательства "Общественная польза" (основано в 1859 году), "Посредник" (возникло в 1884 году) и др. Лубки религиозного содержания, а также бумажные образки и иконы изготовлялись в типографиях крупнейших русских монастырей, в том числе Киево-Печерского, Соловецкого и др.

В 80-е годы XIX века монополистом лубка на русском книжном рынке становится И.Д.Сытин, впервые начавший изготовлять лубочные издания машинным способом, значительно улучшивший содержание и качество лубочных изданий (хромолитография в пять-семь красок), увеличивший их тиражи и снизивший розничные цены. Его стараниями был создан так называемый новый лубок, который по своему рисунку, характеру оформления, цветовой гамме отличался от традиционных листовых изданий. И.Д.Сытин впервые выпустил серию портретов русских писателей (А.С.Пушкина, И.С.Никитина, М.Ю.Лермонтова, Н.А.Некрасова, А.В.Кольцова и других) и подборки-переделки их произведений, издавал лубки военно-патриотической и исторической тематики, на сказочные, бытовые, сатирические сюжеты, лубочные буквари, календари, сонники, гадательные книжки, святцы, литографированные иконы и т.п., которые тысячами закупались офенями прямо на фабриках и развозились по всей Росси и

На рубеже XIX-XX веков лубок продолжал оставаться основным видом книжного товара, предназначенного для широких народных масс, и в первую очередь для крестьян и жителей окраин России.

Роль лубка, но уже как средства массовой пропаганды и агитации, особенно возросла в годы революции. В этом качестве он продолжал существовать до начала 30-х годов. В условиях, когда большая часть населения страны была неграмотной, яркое, образное и выразительное искусство лубка, понятное и близкое миллионам, как нельзя лучше отвечало задачам времени. В 1915 году Ф.Г.Шиловым, известным антикваром дореволюционной России, был выпущен небольшим тиражом альбом лубочных картинок под названием "Картинки - война русских с немцами", созданный художником Н.П.Шаховским в подражание лубку XVIII века. Все картинки издания были воспроизведены литографским способом и раскрашены от руки; текст к ним написал В.И.Успенский, известный коллекционер и издатель многочисленных памятников древнерусской литературы.

Много лубков на тему революции было создано художником А.Е.Куликовым, в том числе "Крещение революцией", "Внимая ужасам войны", "Женщина в старом быту", "Кто забыл долг перед Родиной?" и др. Его произведения в этом жанре в 1917 году были изданы секцией ИЗО Московского Совета солдатских депутатов, а в 1928 году Государственный музей Революции СССР тиражом 25 тысяч экземпляров издал серию открыток из шести наименований с лубками и частушками А.Е.Куликова.

Таким образом, лубочные издания представляют собой своеобразный вид антикварной книги. Среди них встречаются подлинные произведения народного творчества, отразившие быт, нравы и чаяния русского народа. Каждая лубочная картинка сегодня является интереснейшим памятником и документом своей эпохи, несет на себе приметы и черты своего времени - именно такой подход должен лежать в основе изучения русских лубочных картинок. При этом, цензура лубочных изданий, существовавшая в России с конца XVII века и первоначально распространявшаяся лишь на "духовный" лубок, а с XIX века - на весь без исключения, серьезного влияния на его эволюцию не оказала.

Основным справочником по русскому лубку является капитальный пятитомный труд Д.А.Ровинского "Русские народные картинки" (СПб., 1881). Обладатель лучшей в России коллекции лубочных изданий, неутомимый исследователь всех государственных и известных ему частных собраний, Д.А.Ровинский собрал воедино, тщательно описал и прокомментировал, указывая источники, 1800 лубочных картинок.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 45» г. Кемерово

Урок изобразительного искусства во 2 классе

Тема :

Выполнила:

учитель изобразительного искусства

Костина Ирина Валерьевна

Кемерово 2015

Технологическая карта урока изобразительного искусства

Класс

Тема

Русский лубок и его выразительные средства

Цель

Нарисовать животное по мотивам лубка

Задачи

Образовательные:

Познакомить с новой техникой рисования – лубок Развивающие:

Способствовать развитию фантазии и воображения, расширению кругозора, через беседу и практическую работу

Воспитательные:

Способствовать воспитанию аккуратности, отзывчивости к народному искусству.

Тип урока

Уроки изучения нового учебного материала;

Опорные понятия, термины

лубок

Зрительный ряд

Презентация

Литературный ряд

Для чего нужны нам сказки

Оборудование для учащихся

Маркер, акварель, карандаши

УМК

2100 Куревина О.А., Ковалевская Е. Д. Учебник Изобразительное искусство (Разноцветный мир) - М.Баласс – 2012г – 2 класс

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Предметные и метапредметные УУД

Организационный момент

Здравствуйте! Садитесь. Проверьте все ли готово к уроку.

Подготовка и проверка художественных материалов и принадлежностей

Регулятивные УУД

Самооценка готовности к уроку

Мотивация учебной деятельности

Слайд 2

Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
В сказке все бывает честно:
И начало, и конец.
Смелый принц ведет принцессу
Непременно под венец.
Белоснежка и русалка,
Старый карлик, добрый гном –
Покидать нам сказку жалко,
Как уютный милый дом.
Прочитайте сказки детям!
Научите их любить.
Может быть, на этом свете
Станет легче людям жить.

Любите ли вы сказки? Почему? Могут ли они чему-нибудь научить?

Сказки только для детей или взрослые их тоже любят?

А откуда мы с вами узнаем сказки?

Слайд 3

А как раньше читали сказки, если не было книг?

Помимо того что сказки переходили из уст в уста, их все же можно было причитать и даже увидеть с помощью картинок с надписями, а назывались они лубок. Слайд 4

Постановка проблемного вопроса слайд 5

Как вы думаете, почему такое название?

Сегодня на уроке мы с вами узнаем, откуда же пошло такое название и сами станем мастерами лубочных картинок.

Слушают стихотворение

Отвечают на вопросы

Высказывания детей

Пересказывали друг другу, рисовали сами

Познавательный УУД формирование интереса к теме урока, его содержанию

Регулятивные: Учащиеся должны уметь совместно с учителем (по наводящим вопросам) определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии, для определения темы урока

Личностные: Развитие чувства прекрасного и эстетических чувств

Актуализация и открытие новых знаний

Для того чтобы узнать почему так называется, давайте вспомним сказку о зайце и лисице

Жили-были лиса да заяц. У лисы была избенка ледяная, у зайца - лубяная. Слайд 6

Лубяная – значит какая?

Луб – липовая доска, именно на ней делался рисунок, отсюда и название лубок. слайд 7

Лубо́к (лубочная картинка, лубочный лист, потешный лист, простовик) - вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Слайд 8

На что похожи лубочные картинки? слайд 9

А в чем же различие?

Давайте посмотрим, как же делали такие картинки.

Слайд 10

Изготовлялся лубок следующим образом: художник наносил карандашный рисунок на липовой доске (лубе), затем по этому рисунку ножом делал углубление тех мест, которые должны остаться белыми. Смазанная краскою доска под прессом оставляла на бумаге черные контуры картины. Раскрашивали картинки в ручную, обычно этим занимались женщины и дети. Один человек за неделю мог раскрасить, до тысячи лубков.

Посмотрите, а какие цвета используются в картинках?

В лубочных картинках использовались шесть основных красок – малиновая, зеленая, желтая, красная, коричневая и голубая. Слайд 11

Какие средства выразительности используются в лубочных картинках?

(слайд)

Сюжет (забавные животные, сказки).

Наличием штриха, линий.

Слайд 12

Физминутка слайд 13

Отвечают на вопросы

Деревянная

На иллюстрации

Текст находится прямо в картинках

Ученики отвечают на вопрос

(возможные варианты ответов):

Смешным сюжетом

Сопровождается надписью, текстом.

Наличием штриха, линий.

Познавательный УУД

умение логически рассуждать делать выводы и умозаключения Коммуникативные: учащиеся должны уметь слушать и понимать своих собеседников, вступать с ними в беседу

Предметные: Научиться с эмоциональностью и отзывчивостью воспринимать народную гравюру (лубок), выражать своё отношение к ней.

Познавательные: Должны делать выводы, опираясь на предоставленные образы и репродукции

Личностные: Развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с народной художественной культурой лубка.

Подготовка к художественной деятельности

Посмотрев, как раньше изготавливались лубочные картинки, предлагаю вам самим попробовать, по мотивам лубка, создать картинку.

Что нам для этого нужно?

Сначала определимся с тем, что мы будем изображать. Раз сегодня мы говорим о сказках, давайте вспомним, кто чаше всего является главным персонажем?

А какие животные узнаем из загадок

Вся мохнатенька, четыре лапки, сама усатенька…..(Кошка)

В воде искупался, а сух остался….(Гусь)

Днём спит, ночью летает прохожих пугает…..(Сова)

Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит….(Петух). Слайд 14

Молодцы! Нарисуйте, пожалуйста, какое-либо животное, можно с элементами растительности на обрамленном листе, подражая мастерам лубка. Обратите еще раз внимание на выразительные средства лубка. Но перед этим помогите мне, пожалуйста, составить план выполнения работы. Что нужно сделать в первую очередь….., во вторую….., в третью?

План: слайд 15

  • Маркером нарисовать контур животного.
  • Заполнить штрихами.
  • Выполнить в цвете.
  • Добавить текст.

Ответы детей

Обсуждение замысла будущей работы, составление плана

Коммуникативные УУД

развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней; Регулятивные: Учащиеся должны уметь совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии.

Практическая работа

Организует индивидуальную практическую работу.

Контролирует выполнение работы.

Дети выполняют творческую работу в технике лубка. Примеряя на себя образ художника - ремесленника

Предметные: научиться изображать животных и растения, подражая мастерам лубка.

Личностные: Учащийся должен развивать самостоятельность в поиске решения различных изобразительных задач.

Подведение итогов художественной деятельности

Слайд 16

Кто из вас справился с работой, то предлагаю вам вывесить свои работы на доску.

Предлагаю оценить свою работу.

Кто доволен своей работой? Кто считает, что нужно еще попробовать?

Ребята, как вы думайте, что нового мы узнали сегодня, чему научились?

Вы сегодня хорошо справились с творческой работой.

Слайд 17 До свидания! Спасибо за урок.

Анализ и оценивание своей работы и работ одноклассников.

Дети вывешивают работы на доску.

Дети самостоятельно оценивают свою работу.

Дети отвечают на вопросы: Мы узнали, что такое лубок, научились его рисовать.

Регулятивные:

Учиться оценивать свою творческую работу, признавать ошибки

Коммуникативные: умение выражать свои мысли в оценочном суждении.

Уборка рабочего места