23 мин. чтения

Обновлено: 09/10/2018

Что такое стрим и кто такой стример? Как настроить и сделать стрим? Как стать стримером и заработать на этом? Что нужно для стрима? Сколько зарабатывают стримеры и что такое донаты на стриме?

По данным сервиса Streamlabs, в 2015 году заработок стримеров составил $56 000 000. В 2016 году эта цифра увеличилась в два раза и составила около $102 000 000, а количество прибыльных каналов (доход более $10 000) составило 1897. Статистика за предыдущий год еще не составлена, но, я уверен, будет побит очередной рекорд.

Я нередко слышал о стримах и баснословных заработках, поэтому решил разобраться в этой теме. В статье вы узнаете, что такое стримы, какие направления в этой сфере являются самыми прибыльными и с чего следует начать новичкам. Я пообщался со стримерами и узнал интересные детали о работе и заработке. Их истории вы найдете в конце статьи.

  • Донат добровольное денежное пожертвование. Соответственно, донатить , задонатить – сделать это пожертвование. Люди делают это в благодарность за работу, заказывают музыку, передают сообщение или просто для веселья. Подробнее вы узнаете ниже;
  • Стримить – проводить стрим (о том, что это такое, я подробно расскажу ниже);
  • Стример – человек, организующий и проводящий стрим;
  • Скилл – обобщенный термин, отображает навык игрока (т.е. насколько хорошо и «правильно» он играет).

Что такое стрим?

Стрим (англ. stream – поток) – трансляция действий, происходящих на компьютере или игровой консоли в режиме реального времени. Проходит она в Интернете, на специальных сайтах (подробнее о них – ниже). Позволяет пользователям в реальном времени наблюдать за тем, что делает стример.

Примечание: В качестве примеров ниже использован сервис для стриминга Twitch.tv

Как это выглядит:

Этот стрим смотрят 27 тысяч человек. Справа можно общаться в чате (как между собой, так и со стримером). Здесь идет трансляция официального мероприятия – соревнований по компьютерной игре League of Legends.

А вот другой пример:

Нажмите для увеличения изображения

Уже больше вписывается в стандартное понятие “стрим”, к которому привыкло большинство интернет-пользователей. Т.е. есть человек с камерой (направленной на него), который играет в игру и комментирует происходящее.

Приведенные примеры связаны с видеоиграми. Но существуют и неигровые стримы – кулинарные, распаковки посылок, разговорные и другие.. Вообще можно показывать все, что в голову придет. Больше о разновидностях трансляций я расскажу чуть позже, а пока держите пример кулинарного стрима:

Транслировать действия можно и без камеры, и без комментариев. Но так вы навряд ли привлечете зрителей. Согласитесь, скучно смотреть, как другой человек молча проходит игру. Это одна из первых фишек, которые помогают быстро раскрутиться. Подробнее об этом вы узнаете дальше.

Зачем нужны стримы?

Для зрителей же это целый вид развлечений: некоторым людям нравится смотреть, как кто-то мастерски проходит его любимую игрушку (т.е. получать новую полезную информацию), другие находят интересным наблюдать за личностью (нравятся его комментарии, внешний вид, стиль мышления, шутки, образ).

По сути, стримы – это такая новая разновидность телевидения, которое развлекает людей, только создает и выступает ведущим на этом телевидении не какая-то крупная телевизионная компания, типа Первого канала или НТВ, а обычный паренек или девушка, сидящие за монитором своего компьютера.

Почему на этом можно заработать?

Площадки для стриминга пользуются популярностью среди пользователей сети. Только в 2013 году создатели Twitch.tv рассказали, что их портал посетило более 45 000 000 зрителей и с каждым годом популярность стриминга растет.

Стриминговые сервисы (как и YouTube, и блоги, и сайты) размещают рекламу. Рекламодатели готовы платить большие за то, что сайт покажет рекламу во время стриминга (вспомните про рекламные ролики на YouTube, тут принцип такой же). Одна часть средств перечисляется администрации, другая – стримерам.

Трудно поверить, но основной доход стримера состоит не из рекламных отчислений, а от добровольных пожертвований напрямую от зрителей (донаты). То есть люди отдают деньги просто так! Почему они это делают, какие рекордные донаты были зафиксированы и как спровоцировать аудиторию на это – вы узнаете чуть ниже.

Популярные и прибыльные направления для стриминга

Как я уже упоминал, стримы – это не только видеоигры. Разберем основные направления для стриминга:

1

В основном трансляцию запускают известные личности (например, раскрученные блогеры с YouTube) и творят все, что душе угодно. У стримера уже имеется аудитория, которая будет смотреть его, невзирая на содержание стрима. Они рассказывают истории, отвечают на вопросы зрителей, рассуждают о жизни, посещают каналы других стримеров, смотрят смешные видео. Данный тип не подойдет новичкам, ведь у них еще нет своих зрителей.

Вот, например, блогер SnailKick вместе с пользователями посредством стрима смотрит видеоролики с YouTube и комментирует их.

Является прибыльным направлением, но только, если у вас есть аудитория (т.е. будет хотя бы 1000 зрителей). Заработать можно на донатах, а также на рекламе каких-либо товаров и услуг, если органично вписать их в стрим.

2

Трансляция каких-либо обыденных событий. Главное – дать пользователям что-то ценное, познавательное. Пример – кулинарные стримы, путешествия. Если трансляция собирает достаточное число зрителей, можно предложить идею для доната. Например: “Собираем средства на новую сковородку, оборудование”. По прибыли направление такое же, как и игровое, но здесь сложнее заинтересовать аудиторию.

А вот стрим, организованный компанией Red Bull. Цель создателя – популяризировать напиток, а зрители могут насладиться разными событиями – гонками, музыкой, путешествиями:

3 Развлечение, общение

Наверняка вы видели развлекательные шоу по телевизору. В Интернете люди также запускают какие-либо смешные передачи. А кто-то стримит это в прямом эфире. Дискуссионные шоу, новости, музыка – все, что вы уже видели по телевизору. Цель – развлечь зрителей.

Вот, например, парень играет на гитаре в реальном времени:

Не прибыльно, так как цель – набрать аудиторию. Но, повторюсь, донаты непредсказуемы.

4

Самое популярное и прибыльное направление. Прохождения игр (новинок, на скорость), прямые трансляции киберспортивных состязаний и различных событий виртуального мира (выставки, конференции), новости игровой индустрии – все это интересно сотням тысяч человек.

Следующие игры пользуются популярностью уже не первый год:

Чем обусловлена такая бешеная популярность? Это такое же развлечение, как просмотр футбола. Одним интересно наблюдать, как другие проходят классную игрушку, другие учатся чему-то новому (повышают скилл), третьи проводят так свободное время, общаясь с единомышленниками в чате.

Причины разные, но то, что это самое популярное направление для стриминга – это факт. А значит и самое прибыльное. Более того, оно подходит новичкам. Не нужно обладать какими-либо навыками и прочими знаниями – вы просто играете в игры и развлекаете аудиторию.

5 сервисов для стриминга. Краткий обзор

Выбор сервиса – важный этап в подготовительной работе стримера. Мы расскажем вам о 5-и бесплатных сайтах для стриминга и выделим их достоинства и недостатки.

Twitch

Кстати, в разделе «Стримеру» вы найдете обилие полезной информации, включая советы начинающим (на Твиче такое есть, но там в основном информация о заработке, а не советах). Также есть форум на котором пользователи обсуждают игры и все что с ними связано.

Создатели устраивают турниры по играм с денежными призами (полезно киберспортсменам):

Нажмите для увеличения изображения

Достоинства:

  • Приятный дизайн;
  • Четкие условия сотрудничества (описаны в разделе «Помощь»);
  • Пользователи могут общаться друг с другом на форуме;
  • Богатый портал компьютерных игр с трансляциями, новостями, турнирами, видеороликами.

Недостатки:

  • Чаще всего стримят киберспортивные дисциплины;
  • Среди стримеров проект имеет низкую популярность (трансляция в ТОПе едва набирает 500 человек).

CyberGame

Примечание: если вы не подошли – не расстраивайтесь, улучшите контент и трансляции в целом, привлеките новых зрителей и вновь подавайте заявку.

Подключив партнерку, вы можете во время стрима воспроизводить рекламу. Для этого нужно нажать специальную кнопку (появится в меню управления). Количество рекламы – на ваше усмотрение (можно запускать даже каждые 5 минут). Это увеличит доход, но помните, что зрителям это не понравится. Рекомендую запускать раз в 15, 20 или 30 минут.

Доход в день составит (возьмем $3,5 за 1000):

Стоит учитывать, что часть пользователей могут использовать блокировщик рекламы (например, AdBlock), поэтому прибыль может быть меньше.

Если у вас есть партнерская программа, то вы можете зарабатывать путем платных подписок на ваш канал.

Нажмите для увеличения изображения

Суть: зритель вносит сумму в 5$ и становится вашим подписчиком (такая функция есть на YouTube, но она бесплатна). Деньги распределяются пополам: 2,5$ получает стример, 2,5$ отходит Твичу. Если у вас будет 100 подписчиков, вы получите 250$.

Возникает вопрос: «Какой смысл платной подписки?». Подписчики выделяются на фоне других в чате за счет выделения имени. Также они получают доступ к уникальным смайликам и лишаются возможности просматривать рекламу. Лично я не стал бы отдавать 5$ за такие малозначительные функции, но популярные стримеры таким способом получают хорошие деньги.

Если вам нравится стример (его поведение, образ, скилл), то можно отблагодарить его, прислав деньги (даже 10 рублей). К тому же это своеобразная благодарность за труд, ведь стримить по 10 часов в день это не так легко.

Обычно информацию о том, куда скидывать деньги, стримеры озвучивают в профиле (находится ниже стрима):

Большинство стримеров заранее оглашают цели, на которые пойдут донаты игроков. Например – закупка нового игрового оборудования, благотворительность. Конечно, можно потратить средства на выпивку и развлечения, но так вы быстро потеряете доверие зрителей.

В Твиче, если задонатить, можно активировать некоторые функции. Например, отправить сообщение стримеру, которое озвучит встроенный бот. С вероятностью 100% его прочитает человек, ведущий трансляцию, и отреагирует как-нибудь. Можно задать вопрос, поблагодарить за труд и многое другое.

Нажмите для увеличения изображения

Другая интересная функция – заказ музыки. Во время стримов часто играют различные песни на фоне, и за отдельную плату вы можете заказать любимый трек.

Донаты – «золотая жила» стримеров. Достаточно вспомнить нашумевший в Интернете случай, связанный со стримершой Кариной (стримила игру Dota 2). В январе 2016 она взорвала Рунет своими трансляциями, на которых девушка вела себя очень неподобающе: материлась, кричала, постоянно нервничала. Пользователи сочли ее поведение смешным, и постоянно дразнили девчушку, кидая ей донаты с оскорблениями, которые озвучивал бот.

Сообщения сыпались каждую секунду, а это, как вы помните, платная функция. Только за январь Карине удалось собрать 860 000 рублей. При этом минимальная сумма доната составила 30 рублей, максимальная – 200 000 (возможно, слухи).

И это далеко не рекорд. Собрал для вас список невероятных донатов:

  • Профессиональный игрок Ярослав Яжомбковски Counter-Strike получил $40000 от пользователя под ником Motar2k;
  • Стримеру-инвалиду Адаму Барицу пожертвовали $6000 на операцию;
  • Пользователь Amhai перечислил $100000 трем игрокам: Чэнсу Моррису ($50000), Айзеку Каминс-Бентли ($30000), Лее Мэю ($20000).

Погуглите, и вы увидите множество других безумных донатов. Часть из них является подделкой, но некоторые реальны.

Рекламодатели могут обратиться к стримеру напрямую, предложив что-либо прорекламировать. Человек может вставить рекламный блок в окне стрима или разместить ссылки в профиле за определенную сумму. Стримеры также могут искать рекламодателей самостоятельно.

Заработок не автоматизирован, а предложения заказчиков не всегда могут вам понравиться (низкая цена, сомнительный контент). Также у вас должна быть постоянная аудитория (хотя бы от 300 зрителей), иначе вами просто не заинтересуются.

Дополнительный способ – записи трансляций

Перезаливать трансляции могут как стримеры, так и обычные пользователи. Т.е. вы можете не запариваться над идеей, реализацией видео – просто зайти к популярному стримеру, записать ролик и выложить его на свой канал.

Подготовка к первому стриму. О чем нужно знать новичкам + пошаговая настройка стрима

Если вы не знаете, с чего начать стримить – ознакомьтесь с моей небольшой инструкцией, в которой я разобрал основы работы и привел советы.

Для начала вы должны зарегистрироваться на одном из вышеприведенных сайтов. Просто указываете никнейм, адрес электронной почты и пароль – и вот, у вас уже есть аккаунт.

Примечание: я взял за основу сайт Twitch.tv, но вы можете регистрироваться на других по желанию.

Выбор темы

Продумайте, что именно вы будете стримить. Спонтанно запустить трансляцию без предварительного плана и подготовки – это путь в никуда.

Определитесь с темой. Выше я упоминал, что прибыльной и популярной являются компьютерные игры. Если вы остановитесь на ней, то вот что пользуется популярностью на Твиче:

Популярные игры на Твиче (пометка К – киберспорт):

  • League of Legends (К);
  • Playerunknown’s Battlegrounds;
  • Fortnite;
  • Heartstone (К);
  • Dota 2 (К);
  • Overwatch (К);
  • Counter-Strike: Global Offensive (К);
  • Monster Hunter World;
  • World of Warcraft;
  • Grand Theft Auto 5 (GTA 5).

Если вы далеки от игровой индустрии, вспомните, что у вас получается хорошо делать. Готовить? Может быть вы путешествуете? Или мастерски рисуете и можете устроить онлайн-уроки? Важно заинтересовать и удивить зрителя, чтобы удержать его внимание.

А еще важнее – желание. Поэтому, даже если вы ничего не умеете, просто попробуйте . Возможно, во время стрима вы откроете новые «навыки», или вам крупно повезет. Предугадать сложно – просто попробуйте.

Оборудование – это микрофон, камера и мощное компьютерное железо (в случае стрима видеоигр). Тут как с роликами на Ютюб – качественная картинка привлечет больше зрителей.

Микрофон нужен для общения с аудиторией, а камера позволяет увидеть стримера. Факт: люди любят смотреть за эмоциями человека, когда он что-либо делает, поэтому камера позволяет привлечь новых зрителей.

Для начала вы можете взять недорогие, но качественные устройства:

1 Микрофон Sven MK-170

Из более дорогих моделей отличным выбором будет Audio-Technica ATR3350iS

Или студийный конденсаторный микрофон Audio-Technica AT 2020:

2 Из камер предпочтительно брать веб-камеры (удобно крепятся на монитор, дешевые). Для начала подойдет модель Canyon CNE-CWC3 .

Но лучшим выбором для стримов является Logitech C922 Pro Stream .

3 Мощное компьютерное железо нужно для стабильной работы стрима и запуска хороших игр. Игрокам важно, чтобы игровой процесс происходил без тормозов, иначе все удовольствие от прохождения портится. Тут вы должны опираться исходя из финансов и предпочтений (новинки требуют мощного железа, а киберспортивные игры – среднего).

Производительные системные блоки лучше выбирать в ценовой категории от 30.000 руб.

Чтобы узнать, потянет ли ваш комп какую-либо игрушку, можно воспользоваться сервисом https://www.systemrequirementslab.com/cyri . Что делаем:

2 Видим минимальные системные требования. Если вы знаете комплектующие своего ПК, можно на этом этапе сравнить их и узнать, пойдет ли игра. Если не знаете – жмем “Can You Run It”

3 Начнется автоматическая скачка программы, которая соберет информацию о вашем компьютере и сравнит ее с минимальными системными требованиями игры. Программа безопасна. Просто кликните на нее, когда она загрузится.

Нажмите для увеличения изображения

4 Программа работает сама, и по окончанию обновляет страницу с игрой (изображение к пункту 2). Вот что теперь показывает сайт:

Приведена подробная информация, какие комплектующие следует обновить, чтобы игра заработала. Как видите, мой ноутбук вообще не предназначен для игрушек

Настройка стрима

Настройка стрима потребует времени и скачивание дополнительных программ. В сети я нашел видео, на котором человек объясняет о всех нюансах настройки стрима. Перед просмотром ознакомьтесь со следующей информацией:

Полная настройка obs и twitch за 15 минут

В описании видео человек подробно расписал, что он делает, поэтому трудностей не должно возникнуть.

Придерживайтесь следующих советов, и ваши стримы заинтересуют людей:

Что делать не стоит:

  • Завидовать другим стримерам и обсуждать их;
  • Стримить будучи уставшим/в плохом настроении;
  • Развязывать конфликт со зрителями;
  • Нарушать расписание трансляций;
  • Обсуждать личную жизнь;
  • Разглашать личную информацию (например, адрес);
  • Хвастаться заработком (если он есть);
  • Вести себя неадекватно (кричать, делать что-то ненормальное и аморальное).

Сколько можно заработать?

Стример может зарабатывать одновременно 4-я способами, и доход от всех разный. Представим, что вы уже имеете некую аудиторию (вас смотрят хотя бы 100 человек) и устоявшийся график трансляций. Тогда вы будете получать примерно (в месяц):

В итоге мы получаем $170 в месяц, т.е. 10000 рублей. Но заработок не постоянный, в частности из-за донатов. Поэтому вы можете получать в разы больше, главное иметь желание развиваться.

Интересный факт : буквально на днях я наблюдал стрим одного из блогеров на YouTube. За первый час ему задонатили 8000 рублей (кто-то 10 руб., кто-то 1000), и в итоге к концу стрима он без труда собрал 20000 на оплату квартиры и прочие дела. Правда, аудитория его канала превышает 100 000 зрителей, а смотрели стрим 1000 человек. Но кто мешает вам достичь таких же успехов?

Цифры, приведенные выше, могут показаться кому-то сущими копейками. Тогда как вам пример популярного Twitch-стримера Тайлера «Ninja» Блевинса, который зарабатывает на этом полмиллиона долларов в месяц? У него почти 4 млн подписчиков и основной доход ему приносят подписчики Amazon Prime, а также ролики его стримов, размещенные в Ютубе.

“Когда я начал стримить, то параллельно подрабатывал в сети кафе быстрого питания, а также учился в колледже. При чем работа и учеба были для меня важнее, чем сами игры. Сначала нужно обеспечить свое будущее. Если вы хотите зарабатывать на стримах, то убедитесь, что ваше будущее обеспечено и вам есть на что жить.

Среди стримеров сейчас высокая конкуренция, поэтому не каждый сможет пробиться в лидеры и начать достойно зарабатывать. Если вы не сынок богатеньких родителей, то лучше направьте свою энергию на получение хорошего образования и высокооплачиваемой работы, если у вас ничего не получится в стриминге, чтобы вы смогли найти себе достойную работу за пределами стрима.”

Истории стримеров

Расскажи немного о себе. Чем увлекаешься, когда начала играть в игры, как пришла мысль начать стримить?

Меня зовут Ксюша, мне 24. Сама я из города Кемерово, но по осени 2017 переехала с моим молодым человеком в Санкт-Петербург.

Помимо стримов увлекаюсь рисованием. В игры играю с того времени, как в моей семье появился компьютер. Тогда мне было лет 16. Не скажу что я заядлый геймер, но шутеры мне нравились уже с тех времен.

Я никогда не мечтала стримить. До 2017 года (в свои 23 на тот момент) не знала, что это такое и что за сайт такой этот Twitch. О стримах впервые я узнала от своего парня, который снимал ролики сперва на YouTube (где-то я ему даже помогала), а потом решил заняться стримами, потому как он, в отличие от меня, имел огромнейший опыт за плечами в играх и мне даже сейчас порой кажется, что он играл уже во всё, во что только можно играть на ПК!

Сперва он запускал стримы один, я смотрела на него косо, не понимала, что он делает и для чего, ведь я была далека от этого. Я решила поддержать его в его увлечении, так сказать, начала вникать что он делает. Он для примера показал мне стримы канала на Твитче «PUNSHIPUN». На тот момент на канале стримило двое ребят, которых я знала по роликам с YouTube – Анна Meow и Артём Морган. Витя (мой парень) сказал, что хотел бы также стримить вдвоем на одном канале как они. И вот, посмотрев их стримы и впечатлившись, я всё-таки решилась. Одна я выходить в эфир боялась, согласилась начать трансляцию на канале, только если мы будем стримить вместе и я буду сидеть рядом.

Помнишь свои впечатления от первого стрима?

О да! Как сейчас помню 4 марта 2017г., игра была Oxygen, зрителей было около 10 человек и я сидела рядом со своим молодыми человеком на стриме и дико смущалась, но это было необычно, интересно и мне понравилось! Примерно через неделю я рискнула и начала стримить одна игру Overwatch. Старички канала помнят какая красная и застенчивая я сидела тогда!

Было страшно, очень. Даже руки тряслись по-началу. Я всегда была очень стеснительным и закомплексованным человеком, для меня это было чем-то немыслимым вот так взять и начать общаться с незнакомыми людьми в интернете, которые еще и видят меня, а я их нет.

Я заметил у тебя хорошее оборудование для стриминга (кресло, камера, микрофон). Дорого оно обошлось?

Да, обошлось не дёшево. Но всё что у нас есть сейчас для стримов, мы имеем благодаря нашим зрителям и их поддержке канала. Если бы не они, мы вряд ли смогли позволить себе такое качественное оборудование. Да и если бы не было такой огромной поддержки с их стороны, мы бы не продолжали заниматься стримами.

Как скоро начала появляться аудитория? Что вообще можешь сказать о зрителях? Легко ли с ними общаться?

Аудитория начала появляться наверное уже в первый месяц, хоть и понемногу. Я всегда была и есть открыта для общения на стриме, беру ребят поиграть вместе. Все зрители абсолютно разные, но если взять обобщенно, большинство ребят интересные, адекватные и мне приятно общаться с ними.

По сей день мне встречается мало людей, которые как-то оскорбляли бы меня и пытались задеть. Такие зрители есть, но их очень мало к счастью.

Удалось уже заработать первые деньги со стримов? Если да, то каким способом?

Заработать первые деньги удалось. Я уже упоминала выше, что всё что мы имеем сейчас – только благодаря поддержке наших зрителей. Переехали в другой город – и это всё тоже наши зрители! Большую часть заработка конечно же составляют донаты, это ни для кого не секрет. С подписок идет совсем лишь малая часть.

Расскажи немного о себе. Чем увлекаешься, когда начал играть в игры, как пришла мысль начать стримить?

Меня зовут Влад, мне 20 лет, игровой никнейм «GeneraL». Я студент и на данном этапе стримерство для меня как хобби, которое приносит мне удовольствие и немного денег. В игры я играю с самого детства, а стримить начал полгода назад. На трансляциях играю только в игру HearthStone, т.к. являюсь профессиональным игроком и сама игра очень популярна на Твиче. Я очень давно смотрю стримы на твиче и сам начал стримить как только появилась такая техническая возможность.

Что можешь рассказать про моральный настрой перед стримами?

Конечно без желания стримить этим заниматься невозможно. К стримам нельзя относиться как к рутинной работе. Вы должны быть готовы к тому, что на первых стримах у вас будет 0 зрителей. Самое сложное – это подняться со «дна» Твича. Очень малое количество людей спускается вниз, чтобы найти подходящий стрим. 99% зрителей находится на первых 3х каналах в данной категории.

На что стоит обратить внимание начинающим стримерам?

В первую очередь вы должны позаботиться о техническом оснащении:

  • Мощный компьютер;
  • Быстрый интернет;
  • Хороший микрофон;
  • Вебка (по желанию);
  • Настройка программ для стрима

Без этих главных составляющих стрима случайно пришедший к вам на трансляцию зритель на долго у вас не останется.

Также вы должны обдумать, что вы будете стримить и как это делать. Вы можете придумать себе определенный образ (манеру поведения), быть фан-стримером (делать чисто развлекательный контент) или наоборот играть в какую-то определённую игру на очень высоком уровне.

Что насчет зрителей? Трудно привлечь аудиторию? Как ты завоевал доверие зрителей?

Как я уже говорил, подняться со «дна» Твича – это самое тяжёлое в стримерстве. Даже если у вас отличное качество стрима и уникальный контент, о вас никто не знает, а на каналы с маленьким количеством зрителей заходит мало людей. Без помощи других стримеров или медиаресурсов (социальные сети, YouTube) быстро подняться практически невозможно.

Мне сильно помогли мои знакомые стримеры, которые мне кидали хосты (перенаправляли своих зрителей на мой канал), это самый эффективный способ привлечения новых зрителей. Когда заканчиваю стрим я пересылаю аудиторию к моим знакомым стримерам. Мне часто предлагают «купить» моих зрителей таким образом, но я всегда отказываюсь, т.к. не хочу отправлять людей к стримерам, которых я сам не смотрю.

Немного про заработок на стримах. Какой из способов является самым прибыльным?

Начинающие стримеры должны заботиться о том, как привлечь аудиторию на свои стримеры, а не о заработке денег с трансляции. Ваш доход прямо пропорционально зависит от количества зрителей.

Немного о способах заработка:

1 Платные подписки на ваш канал: кроме бесплатных подписок на твиче любой зритель также может подписаться платно на ваш канал заплатив 5$, вы от этой суммы получите 2.5$. Каждому платному подписчику будут доступны уникальные смайлы вашего канала. То есть, доход от платных подписок полностью зависит от количества платных подписчиков.

Также став партнёром Твича вы будете получать доход от рекламы, которую крутит сам твич. Но в СНГ рекламодателей мало и доход от этой рекламы очень маленький.

2 Донаты: ваши зрители могут отправлять вам деньги через различные сервисы, через эти донаты зрители могут отправить сообщение на стрим, которое озвучит гугл мужик, или заказывать музыку на стрим. Доход от донатов полностью зависит от вашего обаяния и щедрости ваших зрителей.

3 Реклама: В отличии от других видов заработка этот способ открывается только от определенного количества зрителей (от 400-600) и полностью зависит от количества зрителей, ваших способностей поиска рекламодателей и умения с ними договариваться.

Обычно рекламодатели сами с вами связываются и говорят, что и как вы должны рекламировать (разместить баннер на стриме) и спрашивают сколько вы за это хотите. Я например бесплатно играю платные турниры на одной площадке. Были и другие предложения, но я отказывал из-за нежелания рекламировать данный продукт (например сайты рулеток) или была неустраивающая меня цена.

Достоинства и недостатки заработка

Достоинства:

  • Можно играть и зарабатывать деньги;
  • 4 способа заработка одновременно;
  • Свободный график;
  • Вы можете стать популярным.
  • Заработок не ограничен, но зависит от ваших возможностей.

Недостатки:

  • Высокая вероятность столкнуться с критикой;
  • Сложно “раскрутиться” и подняться “со дна”;
  • Потребуется вложить деньги в оборудование;
  • Ошибки во время проведения стрима (неадекватное поведение, обсуждение неправильных тем) могут привести к потере аудитории.

Заключение

Будущее стримов не находится в тумане – оно ясно как солнечный день. Это деятельность, которая будет актуальна десятки лет, и она постепенно выходит на новый уровень. Это привлекает огромное количество людей с каждым годом, провоцируя крупные медийные сообщества задуматься над стартом своих стриминговых площадок.

Говорить о том, что в этой сфере крутятся бешеные финансы, и вовсе не стоит. Зарабатывать здесь может любой человек – вы, после прочтения этой статьи, можете попробовать себя в сфере стриминга. Главное – следовать нашим советам и набираться опыта, и у вас все получится.

> Что такое стример

По этому вопросу среди рыболовов почему-то до сих пор нет определенного мнения. Одни (и их большинство) считают, что стример - это приманка, имитирующая мальков и только мальков. Она используется для ловли той рыбы, которая питается более мелкой, себе подобной (в основном, это хищные рыбы). Однако другие удильщики в категорию стримеров включают все приспособления, имитирующие мушек и водяных жителей (например, пиявок, водяных червей). Есть даже группа людей, считающих, что придуманные и собственноручно сделанные ими диковинные создания, использующиеся в качестве приманки, тоже можно считать стримерами. В общем, сколько рыбаков, столько и мнений. В одном только они единодушны: техника ловли на стример очень интересна, а очевидное его преимущество - редкие, по сравнению с использованием блесен, зацепы. Кроме того, стример может быть использован для ловли в труднодоступных местах, что делает его еще более привлекательным для рыболовов-«экстремалов» (мало ли кто водится в этих темных водах!) .Многие рыбаки сами вяжут стримеры, обычно они бывают двух видов: перьевые (для их изготовления используются перья различных птиц) и шерстяные (они изготавливаются из щетины или шерсти).

На стримеры лучше всего весной и осенью ловится форель, окунь, щука, елец, хариус, жерех и другие хищные рыбы.

Стример применяется при ловле нахлыстом, поэтому все снаряжение должно быть приспособлено к этой технике ужения: удилище длиной до 2,8 метров с хорошей отзывчивостью, прочная леска и острый крючок. При использовании крупных стримеров (при охоте на крупную рыбу) необходимо использовать специальные удилища, лески и пр. Кроме того, крупные стримеры при правильном забросе хорошо действуют даже в стоячей воде.

Техника ловли на стример не очень сложна, она представляет собой сочетание нахлыста и блеснения. Заброс делается на длину лески, так же, как при нахлысте. Обычно его выполняют поперек течения реки, иногда наискось против течения, помня о том, что от глубины реки зависит направление заброса: если река глубокая - чуть вверх по течению, если мелкая - ниже. Когда стример опускается на дно, начинается его «оживление»: короткие подергивания, подтягивания заставляют «играть» приманку и привлекают к ней водных обитателей. Неплохо знать привычки своей потенциальной добычи и действовать стримером в зависимости от них. Например, окунь никогда не оставит без внимания движущуюся «мелочь», и если подтянуть стример почти к самой поверхности, а затем отпустить, окунь не устоит и попадется на крючок. А щуки, которые, по наблюдениям многих рыбаков, стали очень разборчивыми и хитрыми, не «клюя» на традиционные приманки, никогда не пропустят стример.

Известно немало творческих династий. В семье Вагнеров, по прихотливой ли фантазии, по капризу ли, по тайному замыслу, природа щедрой рукой одарила талантами всех пластических искусств - живописи, ваяния и зочества - трех избранников, дав каждому свое. Были, не были до них в роду художники - неизвестно. Одно очевидно - из поколения в поколение бережно накапливала фамилия разнообразные дарования и ценные человеческие качества.

1. Анна Николаевна Болотова.
2. Анна Николаевна и Александр Федорович Вагнеры.
3. Александр Федорович Вагнер.

Глава семейства - Александр Федорович (Фридрихович) Вагнер, потомок обрусевших немцев в 18 столетии укоренившихся в России, окончил Московский императорский университет. Он был талантливым инженером-химиком, возглавлял один из московских фармацевтических заводов, принимал участие в разработке важнейшего в те годы лекарственного препарата - белого стрептоцида. Рабочие завода его боготворили. Сохранился брелок от подаренных ему золотых часов, на котором выгравировано: «Заведующему заводом от благодарных рабочих. 1913 год».
В 1917 году по воле трудящихся он был назначен директором завода, и руководил им до 1941 года. Это был человек невероятной доброты, отзывчивости и деликатности. О его интеллигентности ходили легенды, даже здороваясь с ребенком, Александр Федорович обращался к нему на «вы», снимал шляпу и клянялся: «Здравствйте, Аля».

5. Братья Александр и Евгений Вагнеры.
6. М.И. Курилко и Евгений Вагнер. Жена А.А.Вагнера - Татьяна Федоровна Шарова и дочь Наташа.
7. Наташа и Саша с бабушкой Анной Николаевной.
8. Жена Е.А. Вагнера - Галина Станиславовна Величинская и сын Саша

Он изумительно играл на скрипке, в юности хотел стать профессиональным музыкантом, но от чрезмерного усердия повредил связки на руке, пришлось от мечты отказаться.
Его жена Анна Николаевна происходила из старинного дворянского рода Болотовых, получила образование в Смольном институте, а затем в парижской Сорбонне. Она в совершенстве владела тремя иностранными языками и блистательно - русским, прекрасно играла на рояле. Супруги вместе музицировали. У них было много общего - оба жизнелюбивые, остроумные, оба - интересные рассказчики.
Анна Николаевна была очень артистична, тонко чувствовала красоту, хорошо знала и любила природу. В доме была богатая библиотке. Зимой семья жила в Москве, летом переселялась на дачу в Томилино.

Их сыновья - Александр и Евгений - воспитывались истинными интеллегентами. С раннего детства они были приобщены к литературе, музыке, изобразительному искусству. Их творческие наклонности развивались на благодатнейшей почве.

Братья унаследовали родительские черты. Старший, Александр, в юношеские годы принимал участие в любительских спектаклях и даже подумывал о театральной карьере. Он чудно играл на рояле, аккордеоне, домре. Все давалось ему легко. Оптимистично-задорный, искрометно-остроумный, он обладал особым чувством юмора. Младшего, Евгения, отличало серьезное, углубленно-вдумчивое отношение к миру, к искусствам. С юных лет он не просто читал литературные проивзедения, а изучал их с карандашом в руке. Стремился во всем дойти до сути, ему это было интересно и необходимо. При этом он тоже был острословом, способным насмешить до слез. Два брата - два характера, но оба по призванию - художники.
Александр, окончив среднюю школу, поступил в Московский архитектурный институт, выбрав специальность «художник-архитектор». Евгений, который пятью годами младше, в это же время начал заниматься рисунком у профессора Михаила Ивановича Курилко, заслуженного деятеля искусств, лауреата Государственной премии СССР. Его наставник был уникальной личностью: преподаватель трех институтов - архитектурного, археологического и художественного им.В.И.Сурикова, путешественник, археолог, антиквар, обладатель коллекции редких артефактов. Он долгие годы работал главным художником Большого театра. Писал либретто для музыкальных спектаклей. Вагнеры и Курилко дружили. Евегений в течение семи лет учился у мастера, часто жил в его доме, впитывая атмосферу искусства и творчества. У М.И. Курилко в гостях бывали композитор Р.М. Глиэр, великая балерина Е.В. Гельцер, артист М.М.Тарханов, художники В.П. Ефанов, В.Н. Яковлев, В.В. Мешков. Встречи с этими людьми оставляли свой отпечаток в душе юноши.


Москва 1939-1940. Бумага, тушь. 28х17

С детства он любил живопись, но Курилко был графиком, да еще особенным. Символист, индивидуалист, интеллектуал, он не вписывался в природу советского искусства. Рисовал он так детально, что в блике на чернильнице была видна отраженная улица с толпой народа.
Он искренне считал, что так, как он, никто не нарисует. И был поражен однажды, когда Евгений не без мальчишеского азарта, с желанием удивить своего наставника, тайно сделал очень близкую копию с его работы. Профессор разработал стройную и ясную систему построения головы и фигуры в рисунке, изложив ее в двух книгах. В то же время собственный стиль Курилко с его изощренной формой и подробностью рисунка таил в себе определенную опасность - опасность творческой ограниченности. И молодой художник этому сопротивлялся. Явно стремясь к живописи, он стал вводить в работы цвет. Рисунки, выполненные Евгением в 17-18 лет, и сейчас удивляют виртуозностью. Поступить в институт он не успел - началась война.

В 1941 году семью А.Ф. Вагнера за немецкую фамилию выслали из Москвы в Тюмень. Сохранился документ, в котором Александр Федорович, желая вернуться в Москву, пытается убедить «органы» в том, что его предки верой и правдой на протяжении двух веков служили России, и считали ее своей родиной. Но вернуться в столицу так и не успел, в Тюмени он нашел вечное успокоение. Там же началась творческая деятельность Александра и Евгения.

Вынужденный прервать учебу, Александр Вагнер увлеченно рисует. Его рисунок легок и свободен, рука послушна, глаз точно видит пропорциональные и тональные отношения. Он делает пейзажные зарисовки, его внимание привлекают архитектурные объекты. Рисует карандашом, пером, подсвечивает изображение акварелью и тушью. Штрих его разнообразен, как и манера - то обобщенная, то внимательная к деталям. Рисунок стилистически цельный и лаконичный, иногда с изящной недосказанностью, придающей ощущение свежести.

В нем удивительное чувство меры, идущее от безупречного вкуса. Даже в быстрых набросках виден характер художника и его отношение к жизни - в них много света, воздуха, движения. Несколько сохранившихся портретов свидетельствуют о мастерстве и в этом жанре. Юмористический взгляд на жизнь нашел воплощение в карикатуре, скрее смешной, чем злобной, да еще в теплых и веселых дружеских шаржах. Карикатуры печатаются в местной газете «Тюменская правда», рисунки экспонируются на выставках, в драматическом театре идут спектакли, в которых Александр Вагнер выступает как художник-постановщик. В 1944 году его принимают в Союз художников СССР. После войны А.А. Вагнер приступает к работе архитектора, в 1947 году - защищает диплом. По его проектам в Тюмени постоены здания почтамта, административного корпуса УВД, реконструированы здания областного драматического театр и концертного зала филармонии, райкома КПСС, оформлены интерьеры многоих общественных помещений…
Окончивший в 1941 году московскую среднюю школу, Евгений работает на трудовом фронте, за что впоследствии будет награжден медалью «За доблестный труд во время Великой Отечественной войны». Он не оставляет занятий рисунком и живописью, с 1941 года регулярно участвует в выставках и, в 1948 году становится кандидатом в члены Союза художников СССР.


В работах Евгения Вагнера ощущается продуманность замысла, неторопливая основательность, приверженность традициям классического искусства. В неброских, без внешней эффектности, полотнах - душевная теплота, человеческое достоинство и культура. Адекватная личности, честная живопись. В комозициях Евгения Вагнера нет ничего случайного или надуманного. Запечатленные в его полотнах приметы времени, домашнего быта по прошествии лет становятся важными средствами образной выразительности, а картины - художественным документом эпохи. Лучшие работы того периода хранятся в Тюменской картинной галерее.

Обаятельный выражением детской непосредственности «Портрет сына» (1955г.), в котором и спустя полвека легко узнается портретируемый, и психологически глубокие, красивые работы «Бабушка», «Портрет матери», «Портрет жены» свидетельствуют о манере и творческих интересах живописца. Он совершенствует свое мастерство и помогает в жэтмо своим товарищам. «Своеобразной школой самообразования явились и творческие среды, организуемые Е.А. Вагнером. Он - москвич. В Тюмени возглавлял коллектив художников городского сада. Был образован, уверенно рисовал. В качестве примера показывал академические рисунки своего учителя, профессора М.И.Курилко. На «средах» царила доверительная обстановка, а потому художники охотно несли сюда свои работы.
В этом же городе братья женились. У Александра Александровича родилась дочь Наташа, у Евгения Александровича - сын, получивший традиционное семейное имя Александр. «Мне изрядно повезло, была редкая удача в том, что я родился в этой семье, что меня с детства окружали эти люди. Бытует такое мнение, что если человек талантлив, то он сам пробьется. Безусловно, есть самородки. Но я не знаю ни одного, который не оттачивался в определенной среде. Это имеет колоссальное значение. Это шлифует человеческий характер, мировоззрение» - считает народный художник России, скульптор Александр Евгеньевич Вагнер.

Мальчик рос в атмосфере любви и благоприятвования, отношения между отцом и матерью, Галиной Станиславовной Величинской, были удивительно теплыми, нежными и преданными, так всегда складывалось в семьях Вагнеров. Саша от рождения жил в окружении книг, среди ярких талантливых людей. Благодаря бабушке он полюбил историю и литературу, научился видеть красивое в жизни и в природе, благодарно принимать мир. Дядя очаровывал своей творческой неуемностью, жизнерадостной энергией. Отец учил думать, ставить перед собой масштабные задачи. Отец был товарищем.
Сколько себя помнит, Александр младший хотел быть художником, художником вообще. Но случайно произошло событие, решившее го судьбу: «В мои три-четыре годика бабушка подарила мне детский пластилин. Просто для того, чтобы занять меня простейшей лепкой. Мне до того понравился запах пластилина, ощущение от него, что я стал пробовать его на зуб. Мне он понравился не как игрушка, а как нечто такое, что является моим продолжением. Я без него уже никак не мог существовать, с тех пор я с ним не расстаюсь».
В 1954 году после окончания факультета архитектурного усовершенствования при Московском архитектурном институте Александр Александрович был направлен в Липецк, ставший центром только что образованной области. Он был назначен заместителем начальника областного урпавления по делам строительства и архитектуры и главным архитектором города.
«Под непосредственным руководством А.А.Вагнера была разработана первая концепция генерального плана города. Опытный организатор и грамотный специалист, он многое сделал для становления и развития архитектурной службы города. А.А. Вагнер как главный архитектор города предотвратил застройку двух микрорайонов на месте нынешнего парка НЛМК и района ДК строителей, которые предусматривались генпланом… А.А. Вагнер обосновал абсурдность такого решения близостью завода и его вредными выбросами». (В.М. Попов. «История становления и развития архитектурной службы области». Изд.»Созидатели»., т.II, Липецк, 2004)

«В 1961 году за принципиальность и твердую позицию в архитектуре был снят с работы А.А.Вагнер, формальным поводом для этого послужило его разрешение на ремонт Студеновской церкви. Это был сильнейший удар по архитектурным кадрам. Вагнер в течени 7 лет был душой нашего коллектива, генератором идей. Своим умом, жизнерадостностью, остроумием, профессионализмом он сплотил наш архитекторский коллектив, стал нашим кумиром в это тяжелое для зодчества время…» «А.А. Вагнер, талантливый архитектор, замечательный организатор и мудрый педагог, возглавлял городскую архитектурную службу до 1961 года». (Б.П. Канцане. «Архитектурная служба города. «Изд.»Созидатели», т.II, Липецк, 2004)

Он перешел работать в «Облпроект», а через несколько лет стал руководителем кафедры архитектуры в Политехническом институте. Здесь он нашел себя, на его интереснейшие лекции приходили студенты с других факультетов, светлую память он оставил в студентах строителях, закончивших институт в этот период. Вплоть до своей кончины в 1978 году он был непререкаемым авторитетом на наших градостроительных советах, его оценки и определения были всегда логичны и ясны. Он был прекрасным рисовальщиком и акварелистом. В годовщину смерти мы устроили его выставку работ в новом здании «Липецкгражданпроекта» и впервые увидели его с неведомой нам стороны».
В 1963 году, когда была создана Липецкая организация Союза архитекторов СССР, А.А. Вагнер стал одним из первых ее членов. Он сохранил любовь к сцене и в Липецке продолжал сотрудничать с драматическим театром. Эскизы декораций, дошедшие до нас, говорят о незаурядных возможностях театрального художника. В 1957 году он вошел в состав оргкомитета по созданию Липецкой организации Союза Художников, а спустя несколько лет по собственной инициативе выбыл из СХ, так как не имел времени заниматься изобразительным искусством - его принципы не позволяли ему оставаться балластом в творческом коллективе.

В 1959 году и другая часть семьи Вагнеров переехала в Липецк. Город стремительно разрастался, превращаясь в мощный центр тяжелой промышленности. Художники изображали трудовые подвиги, ритм и темп рабочих будней, свое восхищение грандиозностью возводимого металлургического комбината. Темы «Строители» и «Металлурги» стали на долгие годы едва ли не самыми распространенными в изобразительном искусстве города.
Е.А. Вагнер создает целую галерею портретов липчан - «Сварщица», «Люди Липецкой Магнитки», «Горновой», «Строгальщица М.Кирина», композицию «Чугун пошел», графическую серию «Труженики наших дней»…

Он работает в различных техниках - масляная живопись, темпера, гуашь, акварель, уголь. В стилистике работ заметно влияние «сурового реализма», лидирующее направление рубежа 1950-60-х годов не обошло художника стороной. Он крупно строит и обобщает форму, придавая характер монументальности создаваемым образам героев-созидателей.
Новый взгляд сказывается в в ряде пейзажей начала 1970-х -тектоничность, пластическая выразительность лаконичной композиции, сдержанность живописи и красивые цветовые разработки в пределах одной гаммы. Благодаря этим средствам пейзажи наделены спокойным величием. Иными качествами обладают и эмоциональные, с чутким ощущением цвета и пространства.

Еще одна группа работ удачно объединяет свойства тех и других. Это лирические городские пейзажи с сюжетной завязкой, ненавязчивой, но обогащающей смысловое содержание и настроение. Как правило, Е.А.Вагнер пишет городскую окраину, к которой вплотную подбираются новостройки. Обновление жизни, ожидания, мечты и тихая печаль по уходящему, традиционному, уютно-обжитому - эта человечная тема решается и собственно живописью. Художник получает удовольствие от цветовых созвучий, негромких, гармоничных. Ему нравится различать тонкие оттенки цвета не под ярким солнечным цветом, а сквозь дымку пасмурного дня, легкую завесу снегопада, в сумеречной приглушенности. Благородная жемчужная гамма, вкус…

Натюрморты, более активные по цвету, ставят своей целью не столько красоту ансамбля предметов, сколько с их помощью поведать о жизни людей. Так, рассматривая скромный кухонный стол, на котором изображены посуда, хлеб, картофель, бутылка подсолнечного масла, вдруг замечаешь такие детали, как яйцо в подставке, столовое серебро, пришедшие из другой, минувшей эпохи. Здесь предмет становится знаком-символом. Внимательное отношение к смысловому значению изображения свойственно Е.А.Вагнеру.

К его интереснейшим работам относится «Портрет сына» (1970), с любовью и гордостью передающий личность молодого художника. И здесь можно говорить о семантике композции и составляющих ее частей. Автор оставляет свободное пространство слева и за фигурой начинающего скульптора, в нем - атрибуты искусства, уже созданные работы. Герой, полный решимости, устремлен вперед, но что там впереди, скрыто за обрезом холста. Скрыто от зрителя. Скрыто от отца. Ему не доведется порадоваться успехам сына, не доведеться вместе с ним поработать.

К 1973 году относится «Портрет жены», в котором художник полностью освобождается от влияний строгого искусства 1960-ых и говорит языком чистой живописи - красивой, энергичной, выразительной.
Евгений Александрович Вагнер не оставил крупного творческого наследия, но не оставил и пустых вещей. Душой он тянулся к изящному и красивому в искусстве, не стремился быть остросовременным художником, быть может, поэтому его работы не устарели. К большим его заслугам следует отнести воспитание сына.
Еще в детстве Саша был знаком с творчеством Микеланджело, Родена, Бурделя, Цадкина. Его предпочтения были обозначены. Первой серъезной работой стала голова Степана Разина, вылепленная в двадцатилетнем возрасте. В ней ощущался скульптурный напор и энергетика, свойственные его творчеству и сейчас.

Перед Александром изначально была определена серъезная и бескомпромиссная цель - Суриковский институт. К вступительным экзаменам готовился самостоятельно. Отец, используя теоретические разработки Курилко, помог овладеть рисунком. Для консультаций по специальности он привел сына к скульптору Игорю Александровичу Князеву, который преподал ему несколько уроков. Юноша жадно впитывал каждое слово. «Князев учил не копировать натуру, а строить конструкцию на основе принципиальной схемы - объем на объеме. Я лепил у него в мастерской всего один портрет, но считаю его своим учителем - он мне преподал азы скульптуры», - рассказывает А.Е. Вагнер. Они понял главное: скульптура - это, прежде всего предмет, передающий своей формой идею художника.
Александр успешно поступил в институт. Он учился в мастерской народного художника СССР, профессора Льва Ефимовича Кербеля. Это были счастливые годы, ценные знакомством и дружбой с талантливыми, творчески окрыленными молодыми людьми, учившимися на разных факультетах, - С. Горяиновым, А.Лопатиным, И.Лубенниковым, М.Переславцем, А.Рукавишниковым и другими теперь известнейшими мастерами. Студенты состязались и друг у друга учились не меньше, чем у педагогов. Уже на первом курсе А.Вагнер получил II премию на студенческом конкурсе, на третьем курсе - I и III премии. В 1974 году стал участником московской молодежной выставки. Его работу - а это были «Медные трубы» - приобрела дирекция выставок РСФСР. С 1975 года у него начинается отсчет участия в выставках «Россия», с 5-й по 10-ю. Мощное начало.

Евгений Александрович Вагнер умер в 1976 году. В этом же году Александр защитил диплом и уехал в Липецк - его матери необходима была поддержка. Он не думал тогда, что останется в Липецке. Прошло не много времени, и скульптор своим творчеством завоевал право войти в круг лучших художников города, хотя они были значительно страше и опытнее его.
В 1978 году, когда А.Вагнер приехал в Москву на всесоюзную выставку «60 лет ВЛКСМ», волей случая состоялось его знакомство с двумя замечательными скульпторами и удивительными людьми - Н.А. Лавинским и А.А. Древиным. Они стали его наставниками и отчасти заменили отеческую опеку, которой ему очень не доставало. В судьбе художника большое значение имело то обстоятельство, что начало его творческой жизни совпало с эпохой подъема отечественной скульптуры, открывшей новый и самоценный язык пластики. Его эстетические воззрения совершенствовались в лоне московской скульптурной школы.
А.Е. Вагнер уверенно вошел в искусство и занял в нем собственное пространство. Его путь был и остается размеренным и последовательным. Творчество художника счастливо сочетает сильное интеллектуальное начало с чуственно-пластическим. Он обладает замечательным чувством стиля. Его произведения глубоки и многосложны. В них часто присутствует нечто неназываемое, лишь ощущаемое, то «чуть-чуть», которое и делает искусство искусством. Жест или внутреннее движение, посадка головы, взаимное расположение масс, сопоставление величин, активность силуэта, развертывание формы в пространстве, характер поверхности, - эти, как и многие другие формальные средства, которыми скульптор мастерски владеет, и создают полноту образа, с психологическими полутонами, с чем-то обозначенным и подразумеваемым, с акцентами и умолчаниями.

Скульптор Вагнер универсален. Он одинаково успешно работает в монументальной и станковой скульптуре, в пластике малых форм и рельефе, хотя признается, что монументальное искусство ему ближе. В Липецке и на территории области установлено немало монументальных произведений А.Е. Вагнера. К наиболее значительным из них следует отнести монументы «Медные трубы» (1987) и «1945 год» (2005) - масштабные по замыслу и решению.
Его герои - реальные и вымышленные обобщенные персонажи. Он делает портреты, жанровые и аллегорические композиции, выражающие абстрактные, философские понятия, которые передают мировоззрение художника, отношение к событиям и проблемам жизни: «Диспут», «Связанный», «Петр I», «Врата». Его произведения оставляют впечатление чистоты, элегантности, пластичесакой завершенности. Все, что выходит из мастерской Александра Евгеньевича, относится к состоявшимся произведениям. Это говорит об ответственности художника. «Для меня скульптура всегда была чем-то выше высшего. Я считаю, что скульптура необходима не только как эстетический объект, она формирует сознание. Поэтому художник должен стремиться к совершенству всю жизнь».
Представление о Вагнере младшем будет не полным, если не упомянуть о его фамильных чуртах - обаянии, остроумии, артистичености, музыкальности. Он талантливый гитарист, сочинитель и исполнитель песен, автор блистательных эпиграмм. За видимой легкостью его характера скрываются способности умного и дипломатичного руководителя, возглавляющего Липецкую организацию Союза художников в совокупности около двадцати лет.
А.Е. Вагнеру многое дано, и полученное от природы, семьи, учителей и друзей - он обращает в искусство. Ведь, как любит повторять он вслед за древними, «Ars longa, vita brevis», «Искусство вечно, жизнь коротка».
Статья Татьяны Нечаевой к выставке семьи художников Александра Александровича Вагнера, Евгения Александровича Вагнера, Александра Евгеньевича Вагнера.
2007 г.
Липецкая областная организация ВТОО «Союз Художников России»