Исторические формы общности людей.

Этнос - истор слож группа людей. Этнический- связ с принадлежностью к какому либо народу. Род -1-й этнич коллектив доклассового О., облад общностью происх, общим языком, обычаями, верованиями и т.д. Экон основой рода была первобытно- общинная соб-ть и уравнительное распред продуктов. Племя - более крупная общность. Оно состояло из нескольких родов, где наряду с соб-тью рода была и соб-ть племени. Появл управленческая верхушка. Родоплеменная общност создавала благоприятнве усл-я для накопления произв-ного опыта, раз-тия языка и культуры, но кровно - родств связи сдерживали рост населения. Под воздействием разв ПС племя распад на парные семьи. Дальнейшее раз-тие ОРТ приводит к возникн частной соб-ти, а вмете с ней появл новая форма общности людей - народность, такая форма общности, при к-рой люди, проживая на одной территории связ особенностями культуры, норм жизни, к-рые закреплены в обычаях и традициях. Народность склад как правило в рабовлад об-вах. Раз-тие капиталистических отношений приводит к возникновению наций. Нация - устойчивая совокупность людей, к-рые связаны общим языком, территорией и общностью экономической жизни, а также особенностью психологии, закрепл в чертах культуры данного народа. Здесь мы видим четкие различия одного народа от другого.

СЕМЬЯ - наименьшая кровнородственная группа людей, связанных единством происхождения (бабушка, дедушка, отец, мать, дети).

Несколько семей, вступивших в союз, образуют РОД. Роды объединялись в кланы.

КЛАН - группа кровных родственников, носящих имя предполагаемого предка. Клан сохранял общую собственность на землю, кровную месть, круговую поруку. Как пережитки первобытного времени они остались в некоторых районах Шотландии, у индейцев Америки, в Японии и Китае. Несколько кланов, объединившись, составляют племя.

ПЛЕМЯ - более высокая форма организации, охватывающая большое число родов и кланов. Они обладают собственным языком или диалектом, территорией, формальной организацией (вождь, племенной совет), общими церемониями. Их численность доходила до десятков тысяч человек.

В ходе дальнейшего культурного и экономического развития племена преобразовывались в народности, а те - на высших стадиях развития ~ в нации.

НАРОДНОСТЬ - этническая общность, занимающая на лестнице общественного развития место между племенами и нацией. Народности возникают в эпоху рабовладения и представляют собо языковую, территориальную, экономическую и культурную общность. Народность по численности превышает племя, кровнородственные связи не охватывают всю народность.

НАЦИЯ - автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая группировка, члены которой при-верженны общим ценностям и институтам. Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхождения. У них не обязательно должен быть общий язык, религия, но объединяющая их национальность сформировалась благодаря общей истории и культуре.

Национальные отношения в мире одни из самых важных и в некоторых районах - самые беспокойные, вызывающие войны, революции и пр. А вместе с ними, понятно, огромную роль играет и идеалогия (обоснование) этих отношений - национализм. Его можно определить как всемирное восхваление своих народа, страны, религии и т.п. Нации, не имеющие собственного государства, порой стремятся создать его, и - напротив господствующие народы стремятся подавить такие желания.

В разных мастах на первый план могут выйти те или иные показатели: религия ли, язык, обычаи и др. Национальные отношения заключаются в том, каким образом уживаются эти различия; существует ли вражда, ненависть, противостояние, или, напротив, мир, согласие, взаимопонимание; смотрят ли на человека прежде всего с позиции: кто он по национальности, или, напротив, это последнее дело; как относятся к межнациональным бракам и т.п. Важны и формы поддержки национальных особенностей

Семья - важнейший элемент соц. структуры. Положение семьи служит барометром состояния общества, показывает степень его продвижения по пути предоставления своим гражданам реальных возможностей для соц. развития. Чтобы укрепить позиции семьи правительствами многих стран принимаются спец. Меры. Они вкл. В себя различн рода пособия и финансовые льготы, отпуска для ухода за маленькими детьми, создание дошкольн детских учереждений, приспособление режимов рабочего дня к нуждам семей.

Социальную структуру общества образуют крупные, более или менее устойчивые социальные объединения людей и взаимоотношения между ними. Эти объединения формируются под непосредственным воздействием труда, экономической жизни общества в целом.

В социально-экономической структуре общества различают структуры первого и второго порядка. К структуре первого порядка относят крупные, имеющие исторический характер социальные объединения индивидов, получившие название исторических общностей людей. В структуре второго порядка выделяют, прежде всего, классы.

Исторические общности людей – это крупные, устойчивые объединения, обнаруживающие общие черты жизни, материальной и духовной культуры, языка и т.д.

Существует 3 типа исторических общностей людей.

1. Род. Его основа – кровнородственные связи. Экономические отношения выступают здесь в оболочке родственных связей. Сюда же можно отнести и племя как объединение нескольких родов.

2. Народность. Возникает в рабовладельческом и феодальном обществах. Экономической основой формирования народности служат частный труд и частная собственность. Народность складывается как результат слияния разных племен, утраты ими экономической, территориальной, языковой самостоятельности и формирования на их основе общей материальной и духовной культуры, единой территории, языка, позднее и государства.

3. Нация. Нации формируются из людей различных племен и народностей вследствие обобществления производства, создания единого рынка. Нация характеризуется общностью экономической жизни, территории, языка, психического склада, проявляющегося в национальном характере и культуре. Свойственная ей экономическая общность имеет более глубокий и универсальный характер в силу господства капиталистического товарного производства с присущим ему разделением и кооперацией труда, товарно-денежными отношениями. Нация – продукт буржуазной эпохи.

Нация и национальность

Следует различать понятия нация и национальность. Национальность отождествляется с этносом, этническим происхождением.

Этнос – совокупность людей, обладающих генетически обусловленными и более или менее выраженными общими типичными внешними признаками, общей культурой, языком, этническим самосознанием, общей территорией, которую данная этническая группа воспринимает как свою страну.

Существуют разные концепции в понимании нации:

Семенов: гражданская концепция нации. Нация – это совокупность проживающих в стране людей.

Тишков: инструментальная концепция. Нация – понятие, которое придумали политики, чтобы решать свои политические проблемы. Нация – средство для политической мобилизации населения.

Нация – это исторически устойчивая общность людей, сложившаяся на основе общности языка, территории, экономической жизни, культуры и психического склада.

Раньше нация и национальность совпадали, но с развитием экономических отношений, миграцией эти понятия разделились. Главная черта нации – общность экономического уклада.

3 периода в формировании наций.

1. Эпоха становления капитализма. В это время народность превращается в нацию.

2. Распространение капитализма из развитых стран. Это связано с колониальной политикой, когда колонии лишались возможности формировать собственную нацию.

3. Крах колониальной системы. Бывшие колонии получали независимость, это завершило формирование наций.

2 тенденции в развитии наций при капитализме:

· складывание наций, пробуждение национальной жизни

· усиление связей между государствами ломает национальные границы, делает их прозрачными.

Существует такое понятие как глобализация.

Национальные проблемы современности

В современном обществе существует множество национальных проблем.

Национализм: склонен преувеличивать национальные особенности. Происходит восхваление национального, но в то же время пренебрежение к другим нациям и народностям.

Шовинизм – крайняя форма национализма. Ненависть к другим национальностям, стремление уничтожить другие народы как вид.

Часто национализм сочетается с расизмом.

Космополитизм: игнорирует всякие национальные особенности, отвергает их существенное значение. Это своего рода навязывание своего образа жизни другим странам.

Но существует и такое понятие как интернационализм, который проявляется во взаимном уважении национальных особенностей любых народностей.

Существует 2 модели интеграции полиэтнического населения:

1. ассимиляционная (интеграционная) модель: одно государство – одна нация. Люди, приезжающие в страну, могут влиться в общество, если они усвоят национальную культуру.

2. мультикультурная модель. Оставляет право национальным меньшинствам иметь свои национальные особенности.

Национальные проблемы России возникли в 80-90 годы. Конечно, еще при царизме господствовала политика неравноправия, но проблема не была такой острой.

СССР: добровольное объединение равноправных народов. Но во время правления Сталина происходило упрощение этнической структуры государства путем переселения народов.

Современные проблемы России:

1. нерегулируемая этническая миграция, в основном за счет стран СНГ, Китая, Кореи).

2. проблема коренных малочисленных народностей. Они получили статус автономных округов, их население вымирает от алкоголизма.

Также существуют межэтнические противоречия между национальностями. Также существует этнофобия русских, например, на территории Прибалтики.

Также существенной проблемой является сокращение численности населения, в основном за счет русских.

Брак и семья, функции семьи

Брак – исторически обусловленная, и санкционированная, и регулируемая обществом форма взаимоотношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям.

Семья – основанная на браке и на кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны между собой общностью быта, взаимной ответственностью и взаимопомощью.

Признаки семьи:

1. Кровнородственный.

2. Единая экономическая основа.

3. Совместное проживание и разделение обязанностей в семье.

4. Особое отношение, забота членов семьи друг о друге.

Функции семьи:

1. Воспроизводство рода.

2. Экономическая ячейка общества.

3. Воспитательная.

4. Рекреационная(восстановительная).

В современном мире существует около 40 млн. семей, т.е. 90% людей живут в семьях.

Также существует тенденция к упрощению структуры семьи:

Супруги + 1ребенок.

12% семей живут с родственниками, 13% неполных семей.

Интересным фактом является то, что средний возраст вступающих в брак растет. Также 25% семей не собираются заводить детей, что неизбежно приводит к снижению рождаемости.

По сравнению с 90-ми, увеличилось количество разводов с 30% до 50% (г.Пермь – 80%).

43% детей в Пермской области рождается вне брака. В среднем на семью рождаемость составляет 1,2 ребенка.

Из 100 тыс. человек 221 погибает от несчастных случаев, в Перми 318 из 100 тыс., из которых 54 – от алкоголя,55 – самоубийства.

Но с 2000г. происходит всплеск рождаемости.

300тыс. детей считаются без вести пропавшими, 3-6млн. беспризорных детей.

Факторы, влияющие на уровень рождаемости:

Экономический

Жилищные условия

Уровень госпомощи

Ежемесячное пособие – 70 рублей на ребенка.

Пособие по родам – 8000 руб., на 1-ого – 1500, на 2-ого – 3000.

Существует достаточно большая детская, материнская смертность из-за медобслуживания, кстати 7 из 10 беременных делают аборт.

Половозрастная структура общества:

Женщин – мужчин = 10млн.чел.

Продолжительность жизни мужчин 58 лет, женщин – 72, в Перми 56 и 67 лет соответственно.

Ужасающий факт – сейчас в РФ умирает в 2 раза больше человек, чем рождается. С 1991-2001гг. убыль населения составила 7,9млн. человек.

60тыс. суицидов в год наблюдается в нашей стране, к 2025г. нас будет уже 125млн. человек, а к 2050г. – 100.

Специфика социологического подхода к изучению этнических групп заключается, пре-жде всего в том, что в отличие от этногра-фии, имеющей ярко выраженный исторический и описа-тельный харак-тер, в социологии этнические общности рассматриваются как элемен-ты социаль-ной структуры общества, в тесной связи с другими соци-альными группами - классами, стратами, территориальными общностя-ми и различными социальными институтами. В этой связи в качестве самостоятельной темы встает проблема этнической стратификации, поскольку этнич-ность, национальность в современном мире, особенно в нашей стране, является важным пока-зателем социальной позиции личности и его этнической группы в целом. Помимо этого, этни-чес-кие группы и отношения анализируются в рамках принятой в социоло-гии концептуаль-ной модели, выражающей взаимосвязь трех основных уровней - культуры, социальной системы и личности. Иными словами, жизнедеятельность этнической группы рассматривается в рамках сис-темно-структурных представлений, а этническая общность - как одна из подсистем общества в целом, находится в связи и отношениях с другими социальными подсистемами и социаль-ными институтами.

Особенности культуры и быта различных этнических групп являются предметом при-стального изучения этнографов. В социологии эт-нографический материал используется уче-ными для построения общих теоретических концепций и типологий.

Нужно отметить, что до недавнего времени социологи мало интересовались изучением этнических групп, которые обычно относи-лись к области так называемых «социальных про-блеем», имеющих сугу-бо прикладное, практическое значение, а не научно-познавательное. За по-следние 20-30 лет ситуация коренным образом изменилась. В силу целого ряда причин - экономических, политических, социокуль-турных, психологических, демографических и др. во-просы изучения национально-этнических отношений в современном мире приобрели та-кую ак-туаль-ность и значимость, что эта проблематика стала объектом широкомасштабных исследова-ний. Волна национально-этнических конфликтов, прока-тившихся по миру в последние деся-тилетия, побу-дила социологов, как впрочем, и представите-лей других социальных наук, строить новые объяснения феномену национально-этнических от-ношений, который казался многим ученым решенным и объясненным, поскольку процесс об-разования национальных государств в веду-щих странах мира был завершен. Обострение на-ционально-этнических про-цессов в странах бывшего СССР можно рассматривать как состав-ное звено этого всемирного процесса «возврата к этничности», хотя здесь он, безусловно, имеет свои особенности.

Принято выделять три главных типа этносов - племя, народ-ность и нацию, различаю-щихся между собой по уровню развития куль-туры, экономики, знаний и др.

Племя - это такого рода объединение людей, которое присуще первобытным формациям и характеризуется кров-нородственными связями между людьми. Племя формируется на ос-нове нескольких родов или кланов, ведущих общее происхождение от одного предка. Людей объединяют в племя также общие религиозные верования - фетишизм, тотемизм и др., наличие общего раз-говорного диалекта, зачатки политической власти (совет старей-шин, вожди и др.), общая тер-ритория проживания. Ведущей формой хозяйственно-экономической деятельности на этой ис-торической сту-пени являлись охота и собирательство.

Народность отличается от племенной организации более высоким уровнем развития экономики, формированием определенного экономи-ческого уклада, наличием фольклорной, то есть народной культуры в виде мифов, сказаний, обрядов и обычаев. Народность обладает уже сфор-мировавшимся языком (письменным), особым образом жизни, рели-гиозным сознанием, инсти-тутами власти, самосознанием, выраженным в его названии. На территории бывшего СССР проживало более сотни различных народностей, административно-территориально за-креплен-ных в автономных республиках и округах. Многие из них остаются в составе Россий-ской Феде-рации.

Процесс создания нации , как наиболее развитой формы этноса, происходит в период окончательного становления государственности, широкого развития экономических связей на территории, ранее зани-маемой несколькими народностями, общей психологии (национального характера), особой культуры, языка и письменности, развитого эт-нического самосознания. Обо-собившиеся нации создают государства. В Европе этот процесс происходил в период перехода от феодализма к капитализму и окончательно завершился в период создания зрелой капитали-стической экономики и создания национальной культуры в основных странах европейского кон-тинента - Франции, Германии, Ис-пании и др.. В России подобный процесс образования на-ций начался в дореволюционный период, но он не получил своего естественного за-вершения, был прерван Октябрьской революцией, после которой наци-ональный вопрос стал решаться с пози-ций марксистско-ленинской иде-ологии, в рамках тоталитарной системы власти.

Из трех указанных разновидностей этноса, социологи первосте-пенное внимание уделяют изучению наций и национальных отношений, так как этот тип этноса преобладает в современном мире, в том числе и на территории нашей страны. Поэтому в социологической литературе тер-мины «этнический» и «национальный» часто используются как си-нонимы или в словосочетании «национально-этнический».

Этнографы, изучающие быт и культуру различных этнических групп, сегодня спорят о том, является ли проживание на общей тер-ритории существенным признаком этнической общ-ности. Из мировой практики известно, что представители какого-либо этноса не всегда прожи-вают на одной территории и образуют отдельное государство. Сплошь и рядом бывает так, что представители одного этноса могут проживать на территориях других государств и этниче-ских групп (коренной нации), сохраняя при этом характерные черты своего эт-носа - обычаи, традиции, стереотипы поведения, не говоря уже об общем языке. Поэтому в мире фактически не существует государств, в границах которого проживали бы исключительно представители од-ного этноса. Даже в рамках европейских мононациональных госу-дарств - Франции, Герма-нии, Швеции и др. в границах одного политического образования живут представители различ-ных этносов. Гра-фа «национальность» во многих западных странах вообще не исполь-зуется, го-ворят о французском, немецком, амери-канском и т.д. гражданстве, а не о национальности, так как национальная и поли-тическая ха-рактеристика этнической общности здесь совпадают. -Тер-мин «американец», например, озна-чает не столько этническую принадлежность сколько гражданство.

Все компоненты социальной структуры общества опосредованы человеком:

  • - этнический и демографический компоненты своими корнями уходят в биотическую природу индивида и представляют биотическое в социальном;
  • - поселенческий и стратификационный компоненты - предметно социальны, то есть порождены в цивилизационном поле и сложились в результате разделения труда и появления различных форм и видов деятельности.

Рассмотрим социальную структуру общества, начиная с родового этапа её формирования, то есть с этнического происхождения - род, племя, представляющих первоначальные социальные общности.

Демографическое строение общества было уже вторичным, то есть представляло социальное расслоение этноса.

Этническое строение общества. Род, племя, народность, нация.

Род и племя. Первой, специфически человеческой формой общности, пришедшей на смену стадному образу жизни, был род. Род представлял объединение кровных родственников, обладающих общностью происхождения, общими обычаями и верованиями.

Род являлся первым социальным образованием в истории общества, так как развивался на двух уровнях - этническом и социальном, что обусловливало зарождение семьи, воспроизводство человека, обучение и воспитание детей, заботу о престарелых. Род был многофункционален, заложив основы ремесла в процессе занятия охотой и рыбалкой, придумывая и изготавливая приспособления для них, осуществляя обработку добытого, обустраивая места проживания.

Необходимыми условиями существования рода являлись общинное владение определённой территорией с охотничьими (рыболовными) угодьями и защита их от внешних посягательств. Распределение в роду было уравнительным, производительность труда примитивная.

Более высокой формой общности людей в то историческое время явилось племя.

Племя . - объединение нескольких родов. Как и род, племя основывалось на кровнородственных связях. Однако появление племён положило начало расчленению единой многофункциональной родовой общности. Племя несло лишь часть общественно значимых функций, связанных с поддержанием обычаев, укреплением веры, защитой территории, языком общения, а хозяйственной ячейкой оставалась родовая община. Этот факт положил начало обособлению этнической социальной общности - племени, от непосредственно хозяйственных функций. С возникновением семьи (парным проживанием), проявилась тенденция обособления семейных отношений, тенденция отделения кровнородственных связей от этнических.

Народность - более высокая форма социального объединения, чем племя, представляющая собой исторически сложившуюся языковую, территориальную, хозяйственную и духовную общность.

Необходимость межплеменных хозяйственных и духовных связей, миграция населения, борьба за территорию способствовали образованию союза племён. Зарождалась частная собственность, более сильные племена диктовали свои условия слабым, начиналось сословное разделение, кровнородственные связи уступали место территориальным и появлялась новая социальная общность - народность. Народность складывалась исторически достаточно долго. Её основой был более высокий способ производства, хозяйственная, духовная, языковая и территориальная общность жизни. Становление государств также способствовало упрочению народности, хотя в процессе исторического развития они могли не совпадать как территориально, так и по языку. Например, Франция - Бельгия, Швеция - Норвегия, Русь - Белая Русь - Малая Русь.

У народности не было целостности экономической жизни, преобладало натуральное хозяйство.

Нация. Становление нации исторично. Она складывалась посредством взаимосвязанных процессов по формированию собственной территории, установлению и развитию экономических отношений, национального языка, правовой базы, государства, менталитета, культуры. С развитием общества и государства постепенно происходило усиление экономических и духовных связей, возникал национальный рынок, ликвидировалась хозяйственная раздробленность и разрозненные элементы отдельной народности объединялись в единое социальное целое: народности развивались в нации.

Исторически возникновение наций не имеет единого основания. Некоторые нации на планете возникли в результате трансформаций внутри одной народности (шведы, англичане и некоторые другие европейские народы), другие - путём сплочения в нацию ряда народностей в целом близких по языку и культуре (французская нация сложилась в результате слияния северофранцузской и провансальской народностей). Для европейских наций характерно формирование их в рамках централизованных государств на базе одной или нескольких этнически близких народностей, однако некоторые из них сложились в условиях политической раздробленности (итальянцы, немцы). На Востоке и Юго-Востоке Европы формирование наций происходило внутри полиэтнических империй (Австро-Венгерской, Российской, Османской).

Нация - уникальное историческое образование человечества. Уникальность нации обусловлена географической и исторической средой, менталитетом, своеобразием экономического развития, бытом, традициями, культурой, государственным устройством. Формируется свой особый облик духовности, нравственности, национального характера и самосознания. Однако схожих во всех отношениях наций на планете не существует, хотя они и могут находиться в непосредственной территориальной близости, как русские и белорусы, венгры и австрийцы, турки и болгары, чехи и словаки. Но географическая близость только подчёркивает национальные особенности, а не стирает их.

Признаки нации . Первый признак - общность территории.

Общность территории - важный признак нации, так как территория является тем формальным пространством для людей, в котором они исторически проживают и осуществляют деятельность. Такие понятия как "родина", "отчизна", "страна", "государство" являются сущностными в территориальном единении нации, но со своей понятийной спецификой. В то же время проживание людей на одной территории само по себе не консолидирует их в единую нацию. Уникальный пример в Новейшей истории, демонстрирующий декларативность территориального единства - это Союз Советских Социалистических Республик (СССР), а также Союз Независимых Государств (СНГ) - неконфедеративное объединение части республик бывшего СССР. "Советский народ", "единая нация", декларированные советской политической системой, её компартией, так и не стали ими, а государства СНГ, после распада СССР, до сих пор не находят общего понимания по многим параметрам общественного устройства и жизни, хотя конституционно проживали на одной территории. Уместно напомнить и тот факт, что восточно-славянские племена, а затем и народности, занимали территорию европейской части нашей страны издавна, тем не менее формирование российской и украинской наций произошло лишь в последние столетия, а формирование белорусской нации смогло завершиться только в 20-х гг. XX в.

Второй признак - общность языка.

Национальный язык - это речевой и административный язык людей, понятный для всей нации, закрепившийся в литературе и юриспруденции. Только языковая общность обеспечивает полноценную экономическую, управленческую, научную, педагогическую, оборонную и иную жизнь страны.

Однако надо иметь в виду, что язык может быть одинаков у нескольких народов, но они не составляют нации: Австрия - Германия, Испания - Аргентина, Франция - частично Бельгия и Канада. Общность языка рассматривается в совокупности с другими признаками нации.

Третий признак - общность экономической жизни.

Это сущностной признак нации. Дело не в том, чтобы нация производила какой-либо единый продукт, а в том, что промышленно-хозяйственная специализация регионов страны, упрочение финансовых и торговых отношений внутри государства способствуют единению нации, упрочению её международного положения, укреплению обороноспособности и т.п. В состав России согласно её Конституции входило 89 субъектов Российской Федерации. В настоящее время происходит процесс укрупнения субъектов Федерации. По результатам общенародных референдумов в субъектах Федерации произошли объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в Пермский край; Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа в Иркутскую область; Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа в Забайкальский край, в стадии решения находятся ещё несколько федеральных объединительных процессов. Каждый субъект Федерации имеет свои экономические особенности, позволяющие им участвовать в планомерной хозяйственно-экономической жизни страны. Специализация регионов в экономической сфере общественной жизни позволяет государству выстраивать единую экономическую политику, отвечающую общенациональным потребностям и интересам.

Четвёртый признак - общие черты менталитета и культуры.

Менталитет нации явление историческое, он является отражением в сознании народа особенностей его бытия и всей системы отношений. Менталитет представляет меру духовных ценностей нации. Он проявляется в особенностях её национального характера, государственного устройства, нравах, обычаях, традициях, привычках, наклонностях; отражается в музыке, в песнях, в танцах, в живописи, в литературе, в архитектуре, в языке, во всех родах и видах деятельности. Особая роль принадлежит национальному самосознанию, которое формируется в течение всей истории становления и развития нации, позволяя людям с гордостью идентифицировать себя в общенациональном "Мы". Самосознание нации ценностное по сути - это любовь к своей Родине, внутренняя гражданская позиция, готовность с доблестью служить Отечеству и защищать его, главное же - это удовлетворённое чувство самоотличия себя от других наций: например, у немцев - педантизм, у американцев - превосходство, у норвежцев - основательность. У нас, у россиян - непреклонность, граничащая с покладистостью, возрождающейся правое давностью, исторической соборностью. В отношении культуры необходимо отметить тот факт, что она отражает всё лучшее в нации. Культура нации - это то ценностное, что создано ею за свою историю во всех сферах общественной жизни и достойно передаётся от поколения к поколению. В России в этом плане есть чем гордиться: мы первыми покорили космическое пространство, осуществили термоядерную реакцию, создали ледокольный флот, разработали ракетную технологию и технологию производства в невесомости, развили гидросамолётостроение, осуществили лазерную локацию, основали ведущие в мире школы балета, шахмат, фигурного катания, спортивных танцев на льду и т.п.

Пятый признак - единство правовых норм, государственность.

Право в своей сущности - историческое явление. Оно зарождалось вместе с зарождением общества, становлением государства и развивалось по мере формирования национальной самостоятельности, сообразуясь с национальными особенностями, государственным устройством и правлением. Право включает два уровня - естественный и позитивный. Естественное право объективировано триадой: формальное равенство, свобода и справедливость. Позитивное право представляет юридическую догму или закон. Нация - сложное историческое образование, требующее предметной правовой и государственной обеспеченности, без которых её становление и развитие представляется весьма проблематичным. На первый план выходит естественное право людей, национальная принадлежность которых закреплена в границах государства. С точки зрения установления формального равенства, каждый представитель нации имеет одинаковую возможность реализовывать свои потребности и способности. Равенство - это правовой принцип государственного становления нации, национального устройства государства, норма поведения свободных индивидов. В отношении свободы - второго критерия естественного права, это общенациональное осознание людьми меры необходимого. Свобода - форма государственного устройства нации, форма национального устройства государства. В плане справедливости - третьего критерия естественного права, каждая личность, каждый субъект национальной общности, нация в целом используют это свойство права для закрепления ценностного и значимого в национально-государственном устройстве. Государство должно выступать гарантом формального равенства, свободы и справедливости для всей нации. Естественное право находит своё отражение в позитивном праве - правовых нормах, юридических актах государства: конституции, законах, указах, постановлениях, которые способствуют как всестороннему национальному развитию, так и целостному функционированию сфер жизни общества: экономики и экологии, управления и педагогики, науки и искусства, медицины и физической культуры, обороны и общественной безопасности, включая широкий спектр внутринациональных отношений.

Вывод : нация - это социальная общность, исторически возникающая на основе общности экономической жизни, языка, территории, государственного устройства, правовых норм, менталитета, культуры.

Отличие нации от народности в том, что это более устойчивая социальная общность, причём устойчивость ей придают, прежде всего, государство, экономические и правовые факторы.

В мире существует около 2-х тысяч наций, народностей и племен. Чаще всего в состав одной страны входит несколько наций, такие государства называют многонациональными, и эти понятия подробно изучаются в 8 классе. Сейчас попробуем разобраться, что обозначают понятия род, народность, этнос, нация, племя, национальность, выявить их сходства и различия.

Этнос

Этнос - общее собирательное название для многочисленных кровнородственных групп людей, которые образуют племя, народность или нацию.

Отнести человека к тому или иному этносу можно в зависимости от его биологических и социальных особенностей.

Каждый этнос имеет черты, которые свойственны именно его представителям. Они формируются в течение долгого периода времени и под влиянием различных факторов: природно-климатических условий, территории проживания, исторического прошлого.

На внешний облик и характер людей влияют природные условия, в которых долгое время проживал их народ. Например, сильные ветра, песчаные бури определяют такой признак, как узкие глаза, а жаркий, солнечный климат привел к появлению людей со смуглой и черной кожей. Отдаленность места проживания, изолированность отражалась на образе жизни и отношениях с другими людьми.

Итак, выделим ряд признаков этноса как устойчивой общности людей:

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • кровнородственные связи;
  • общность исторического развития;
  • общая территория проживания;
  • общие традиции;
  • общее культурное наследие;
  • единство быта и языка.

Племя

Это самая ранняя форма этноса. Его появлению предшествовало объединение людей в семьи, роды и кланы.

Семья - самая малочисленная из групп, основанная на кровном родстве. Она объединяет родителей и детей. Объединение нескольких семей образует род. Несколько родов, вступивших в союз, становятся кланом. Объединение нескольких кланов называется племенем.

Племена имели свой язык, проживали на одной территории. Кроме того, в это время уже зарождалась система управления. В каждом племени был свой вождь, а также особый совет, в котором обсуждались самые важные вопросы. Формировались традиции и церемонии.

Этнос: нации и народности

Народность

Это более развитая форма этноса, пришедшая на смену племени. Главные ее отличия в том, что:

  • она включала в себя большее количество людей;
  • ее появление было связано с появлением государств, которые объединяли большие территории в одно целое;
  • объединение людей происходило теперь не только по кровнородственным связям, но по языковым, территориальным, экономическим и культурным признакам.

Нация

Это тип этноса, наиболее многочисленная группа людей, объединенных общими институтами и ценностями.

Признаки нации:

  • единая территория;
  • единый язык;
  • общность экономической системы;
  • единый национальный характер, чувство солидарности.

Миграция

Людям свойственно постоянное перемещение вследствие природных катаклизмов, военных действий, освоения новых территорий для ведения хозяйства. Некоторые народы были вынуждены переселиться со своей родины, в результате чего они приобщались к другой культуре, территории, налаживали связи с другими этносами, перенимали их черты. Место, в которое они переселялись, становилось их исторической родиной.