Иконопись

При рассмотрении иконы важнейшее значение имеют иконография и стиль. Под иконографией понимается состав изображения: сюжет, лица и их действия, предметы и окружение, композиционное решение. Для иконописи характерен определенный набор сюжетов с традиционными, легко узнаваемыми иконографиями. Иконография отличается постоянством, но допускает иконографические изводы и варианты, с изменением в деталях. Существуют общие стилистические закономерности иконописи, то есть икона имеет свой стиль.

Для иконописи характерны следующие стилистические особенности:

  • используется особая система изображения пространства (так называемая «обратная перспектива », некоторые лица или предметы, изображённые на первом плане, по размерам могут быть значительно меньше тех, которые изображены за ними, это объясняется тем, что на иконе самое главное всегда обозначается более крупными размерами.)
  • в изображении могут сочетаться события, происходившие в различное время и в разных местах или один и тот же персонаж изображён несколько раз в разных моментах действия
  • все персонажи изображаются в определённых позах и одеждах, принятых иконографической традицией, святость изображенных людей и ангелов подчеркивается сиянием вокруг их голов - нимбами .
  • нет определённого источника освещения (светоносно всё изображение), отсутствуют падающие тени (Бог есть Свет, и в Нем нет никакой тьмы), а светотеневая моделировка объёмов уплощена или сведена на нет, но объём в иконе есть: он создаётся с помощью особой штриховки или тона.
  • стилизуются пропорции человеческого тела (удлиняются или иногда наоборот укорачиваются), складки одежд, форма горок, архитектуры
  • используется особая символика цвета, света, жестов, атрибутов

Считается, что совокупность изобразительных приёмов, свойственных иконописи, образует особую знаковую систему или, иными словами, язык , то есть икона представляет собой текстсемантическом значении этого слова).

Икона

История иконописи

Образ появился в христианском искусстве изначально. Создание первых икон предание относит к апостольским временам и связывают с именем евангелиста Луки . Древнейшие из дошедших до нас икон относятся к VI веку и выполнены в технике энкаустики на деревянной основе , что роднит их с египетско-эллинистическим искусством (так называемые «фаюмские портреты »).

Русская иконопись

Русская иконопись - христианское, церковное изобразительное искусство Древней Руси, начало которому было положено в конце X века Крещением Руси. Являлась центральной частью древнерусской культуры вплоть до конца XVII века, когда в петровскую эпоху была потеснена новыми светскими видами искусства.

Примечания

Литература

  • Монахиня Иулиания (Соколова) Труд иконописца. - Изд-во Троице-Сергиевой Лавры, 1999.
  • История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность / Т. В. Моисеева. - М .: «АРТ-БМБ», 2002. - 290 с. - ISBN 5-901721-12-8
  • В.В. Лепахин Икона и иконичность. - СПб., 2002.
  • В.С.Кутковой О соотношении языка и стиля в православной иконописи. // Православие.Ru / Интернет-журнал Сретенского монастыря . - 26 мая 2008 г..

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Иконопись" в других словарях:

    иконопись - иконопись, и … Русский орфографический словарь

    Писание икон, вид живописи (главным образом средневековой), религиозной по темам и сюжетам, культовой по назначению. В отличие от стенописи (см. Стенные росписи, Фреска) и миниатюры, произведения иконописи иконы представляют собой… … Художественная энциклопедия

    Иконопись - Иконопись. Устюжское Благовещение. Икона 12 в. Третьяковская галерея. ИКОНОПИСЬ, писание икон, вид живописи (главным образом средневековой православной), религиозной по темам и сюжетам, культовой по содержанию, выполненной на деревянных досках,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Изография Словарь русских синонимов. иконопись сущ., кол во синонимов: 1 изография (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин … Словарь синонимов

    иконопись - (не рекомендуется иконопись) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    ИКОНОПИСЬ, писание икон, вид живописи (главным образом средневековой православной), религиозной по темам и сюжетам, культовой по содержанию, выполненной на деревянных досках, холсте и т.д. первоначально в технике энкаустики, затем главным образом … Современная энциклопедия

    Христианская (главным образом православная) станковая культовая живопись энкаустика, в средние века преимущественно темпера на дереве, позже масляная живопись. В средневековой иконописи в условных отвлеченных формах (золотой фон, плоскостность,… … Большой Энциклопедический словарь

И писать) - иконописание, иконное писание, вид живописи, религиозной по темам и сюжетам, культовой по назначению. В наиболее общем смысле - создание священных изображений, предназначенных быть посредником между миром Божественным и земным при индивидуальной молитве или в ходе христианского богослужения, одна из форм проявления Божественной истины.

От иконописи принято отделять с одной стороны другие формы церковного изобразительного искусства: монументальную (настенную) живопись (фреску, мозаику и др.), книжную миниатюру, (например, чеканные, литые изображения и эмали, шитье); с другой - живопись религиозного содержания, основанную на авторской интерпретации библейского сюжета и обращённую к чувственному переживанию зрителя.

Под иконой в узком смысле слова понимается станковое самостоятельное произведение. Этим она отличается от других форм церковной живописи, больше зависимых от контекста (программы росписи храма, содержания книги, функции богослужебной утвари). Как правило икона исполняется на доске и может либо занимать постоянное место в доме или храме, либо выноситься для крестных ходов.

При рассмотрении иконы важнейшее значение имеют иконография и стиль. Под иконографией понимается состав изображения: сюжет, лица и их действия, предметы и окружение, композиционное решение. Для иконописи характерен определенный набор сюжетов с традиционными, легко узнаваемыми иконографиями. Иконография отличается постоянством, но допускает иконографические изводы и варианты, с изменением в деталях. Существуют общие стилистические закономерности иконописи, то есть икона имеет свой стиль.

Для иконописи характерны следующие стилистические особенности:

  • используется особая система изображения пространства (так называемая «обратная перспектива», некоторые лица или предметы, изображённые на первом плане, по размерам могут быть значительно меньше тех, которые изображены за ними, это объясняется тем, что на иконе самое главное всегда обозначается более крупными размерами)
  • в изображении могут сочетаться события, происходившие в различное время и в разных местах или один и тот же персонаж изображён несколько раз в разных моментах действия
  • все персонажи изображаются в определённых позах и одеждах, принятых иконографической традицией, святость изображенных людей и ангелов подчеркивается сиянием вокруг их голов - нимбами
  • нет определённого источника освещения (светоносно всё изображение), отсутствуют падающие тени (Бог есть Свет, и в Нем нет никакой тьмы), а светотеневая моделировка объёмов уплощена или сведена на нет, но объём в иконе есть: он создаётся с помощью особой штриховки или тона
  • стилизуются пропорции человеческого тела (удлиняются или иногда наоборот укорачиваются), складки одежд, форма горок, архитектуры
  • используется особая символика цвета, света, жестов, атрибутов

Считается, что совокупность изобразительных приёмов, свойственных иконописи, образует особую знаковую систему или, иными словами, язык, то есть икона представляет собой текст (в семантическом значении этого слова).

Подробности Категория: Разнообразие стилей и направлений в искусстве и их особенности Опубликовано 17.08.2015 10:57 Просмотров: 3473

И́конопись (написание икон) – христианское, церковное изобразительное искусство.

Но прежде поговорим о том, что такое икона.

Что такое икона

С древнегреческого языка слово «икона» переводится как «образ», «изображение». Но не всякий образ является иконой, а только изображение лиц или событий Священной или церковной истории, являющееся предметом почитания. Почитание у православных и католиков закреплено догматом (непреложной истиной, не подлежащей критике или сомнению) Седьмого Вселенского собора 787 г. Собор проходил в городе Никее, поэтому его называют также Вторым Никейским собором.

О иконопочитании

Собор был созван против иконоборчества, возникшего за 60 лет до Собора при византийском императоре Льве Исавре, который считал необходимым упразднить почитание икон. Собор состоял из 367 епископов, которые по итогам работы утвердили догмат о иконопочитании. В этом документе восстановлялось почитание икон и разрешалось употреблять в храмах и домах иконы Господа Иисуса Христа, Божией Матери, Ангелов и Святых, чествуя их «почитательным поклонением»: «... мы, шествуя как бы царским путем и следуя богоглаголивому учению святых отцов и преданию кафолической церкви и Духу Святому, в ней живущему, со всяким тщанием и осмотрительностью определяем: подобно изображению честного и животворящего Креста, полагать во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях, честные и святые иконы, написанные красками и сделанные из мозаики и из другого пригодного к этому вещества, иконы Господа и Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа, непорочные Владычицы нашея Святыя Богородицы, также и честных ангелов и всех святых и преподобных мужей. Ибо, чем чаще через изображение на иконах они бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним...».
Итак, икона – это изображение лиц или событий Священной истории. Но мы часто видим эти изображения на картинах художников совсем не церковных. Так что же: любое такое изображение является иконой? Нет, конечно.

Икона и картина – в чём разница между ними?

И вот сейчас мы с вами поговорим о разнице между иконой и картиной художника, изображающей Иисуса Христа, Божию Матерь и других лиц Священной истории.
Перед нами репродукция картины Рафаэля «Сикстинская мадонна» – один из шедевров мировой живописи.

Рафаэль «Сикстинская мадонна» (1512-1513). Холст, масло. 256 х 196 см. Галерея старых мастеров (Дрезден)
Это полотно Рафаэль создал для алтаря церкви монастыря Святого Сикста в Пьяченце по заказу папы Юлия II.
На картине изображены Мадонна с младенцем в окружении папы Сикста II (епископ Рима с 30 августа 257 по 6 августа 258 г. Был замучен во время преследований христиан времен императора Валериана) и Святой Варвары (христианская великомученица) по сторонам и с двумя ангелами. Мадонна изображена спускающейся с небес, легко ступающей по облакам. Она идёт навстречу зрителю, к людям, и смотрит нам в глаза.
В образе Марии соединены религиозное событие и общечеловеческие чувства: глубокая материнская нежность и проблеск тревоги за судьбу младенца. Её одежды просты, она ступает по облакам босыми ногами, окружённая светом...
Любая картина, в том числе написанная на религиозный сюжет, представляет собой художественный образ, созданный творческой фантазией художника – это передача его собственного мироощущения.
Икона – откровение Божие, высказанное языком линий и красок. Иконописец не выражает свою творческую фантазию, мировоззрение иконописца – мировоззрение Церкви. Икона – вне времени, она – отображение инобытия в нашем мире.
Картине присуща выраженная индивидуальность автора: в его своеобразной живописной манере, специфических приемах композиции, в цветовом решении. То есть, в картине мы видим автора, его мироощущение, отношение к изображаемой проблеме и т.д.
Авторство иконописца намеренно скрывается. Иконописание – не самовыражение, а служение. На законченной картине художник ставит свою подпись, а на иконе надписывается имя того, чей лик изображён.
Вот перед нами картина художника-передвижника И. Крамского.

И. Крамской «Христос в пустыне» (1872). Холст, масло. 180 х 210 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Сюжет картины взят из Нового Завета: после крещения в водах реки Иордан Христос удалился в пустыню для 40-дневного поста, там Его искушал дьявол (Евангелие от Матфея, 4:1-11).
На картине Христос изображён сидящим на сером камне в каменистой пустыне. Основное значение на картине уделено лицу и рукам Христа, которые создают психологическую убедительность и человечность его образа. Крепко сжатые кисти рук и лицо Христа являют собой смысловой и эмоциональный центр картины, они притягивают к себе внимание зрителя.
Работа мысли Христа и сила его духа не позволяют назвать эту картину статичной, хотя никакого физического действия на ней не изображено.
По признанию художника, он хотел запечатлеть драматическую ситуацию нравственного выбора, неизбежную в жизни каждого человека. У каждого из нас была, вероятно, ситуация, когда жизнь ставит тебя перед жёстким выбором или же ты сам осмысливаешь какой-то свой поступок, ищешь правильный путь.
И. Крамской рассматривает религиозный сюжет с морально-философской точки зрения и предлагает его зрителям. «Здесь мучительное усилие Христа осознать в себе единство Божественного и Человеческого» (Г. Вагнер).
Картина должна быть эмоциональна, так как искусство – форма познания и отражения окружающего мира через чувства. Картина принадлежит миру душевному.

Икона Спас Вседержитель (Пантократор)
Иконописец, в отличие от художника, бесстрастен: личные эмоции не должны иметь места. Икона намеренно лишена внешних эмоций; сопереживание и восприятие иконографических символов происходят на духовном уровне. Икона – средство для общения с Богом и святыми Его.

Основные отличия иконы и картины

Изобразительный язык иконы складывался и формировался постепенно, на протяжении столетий, и получил своё законченное выражение в правилах и установках иконописного канона. Икона – не иллюстрация Священного Писания и церковной истории, не портрет святого. Икона для православного христианина служит посредником между чувственным миром и миром недоступным для обыденного восприятия, миром, который познается только верой. И канон не позволяет иконе нисходить до уровня светской живописи.

1. Для иконы характерна условность изображения. Изображается не столько сам предмет, сколько идея предмета. Отсюда «деформированные», как правило, удлиненные пропорции фигур – идея преображенной плоти, обитающей в мире горнем. В иконе нет того торжества телесности, которое можно увидеть на полотнах многих художников, например, Рубенса.

2. Картина строится по законам прямой перспективы. Это легко понять, если представить рисунок или фотографию железнодорожного полотна: рельсы сходятся в одной точке, расположенной на линии горизонта. Для иконы характерна обратная перспектива, где точка схода располагается не в глубине картинной плоскости, а в предстоящем перед иконой человеке. И параллельные линии на иконе не сходятся, а наоборот, расширяются в пространстве иконы. Передний и задний планы имеют не изобразительное, а смысловое значение. На иконах отдаленные предметы не скрыты, как на реалистических картинах, а включены в общую композицию.

3. На иконе отсутствует внешний источник света. Свет исходит от ликов и фигур, как символ святости. (На картине изображается лицо, а на иконе – лик).

Лик и лицо
Нимбы на иконе – символ святости, это важнейшая особенность христианских священных изображений. На православных иконах нимб представляет собой окружие, составляющее единое целое с фигурой святого. На католических священных изображениях и картинах нимб в виде круга висит над головой святого. Католический вариант нимба – это награда, данная святому извне, а православный – венец святости, рожденный изнутри.

4. Цвет на иконе несёт символическую функцию. Например, красный цвет на иконах мучеников может символизировать жертвование собой ради Христа, а на других иконах – это цвет царского достоинства. Золото – символ Божественного света, и, чтобы предать на иконах сияние этого нетварного света, требовались не краски, а особый материал – золото. Но не как символ богатства, а как знак причастности к Божеству по благодати. Белый цвет – это цвет жертвенных животных. Глухой чёрный цвет, через который не просвечивает левкас, на иконах используется только в тех случаях, когда надо показать силы зла или преисподнюю.

5. Для икон характерна единовременность изображения: все события происходят сразу. На иконе «Успение Божией Матери» одновременно изображены апостолы, переносимые ангелами к смертному ложу Богородицы, и те же апостолы, уже стоящие вокруг ложа. Это говорит о том, что события Священной истории, происходившие в нашем реальном времени и пространстве, имеют другой образ в пространстве духовном.

Успение Пресвятой Богородицы (Киево-Печерская икона)
Каноническая икона не имеет случайных деталей или украшений, лишенных смыслового значения. Даже оклад – украшение лицевой поверхности иконной доски – имеет свое обоснование. Это своеобразная пелена, оберегающая святыню, сокрывающая ее от недостойных взглядов.
Главная задача иконы – показать реальность мира духовного. В отличие от картины, которая передает чувственную, материальную сторону мира. Картина – веха на пути эстетического становления человека; икона – веха на духовном пути.
Икона – это всегда святыня, в какой бы живописной манере она ни была выполнена. А живописных манер (школ) довольно много. Следует также понимать, что иконописный канон – это не трафарет и не стандарт. Всегда чувствуется «рука» автора, его особая манера письма, какие-то его духовные приоритеты. Но у икон и у картин разное предназначение: икона предназначена для духовного созерцания и молитвы, а картина воспитывает наше душевное состояние. Хотя и картина может вызвать глубокие духовные переживания.

Русская иконопись

Искусство иконописи пришло на Русь из Византии после принятия крещения в 988 г. при князе Владимире Святославиче. Князь Владимир привёз из Херсонеса в Киев ряд икон и святынь, но из «корсунских» икон ни одной не сохранилось. Древнейшие на Руси иконы сохранились в Великом Новгороде .

Апостолы Пётр и Павел. Икона середины XI в. (Новгородский музей)
Владимиро-Суздальская школа иконописи . Расцвет её связан с Андреем Боголюбским.
В 1155 г. Андрей Боголюбский уехал из Вышгорода, забрав с собой почитаемую икону Богоматери, и обосновался во Владимире на Клязьме. Привезенная им икона, получившая название Владимирской, стала впоследствии известна всей России и послужила своего рода мерой художественного качества для работавших здесь иконописцев.

Владимирская (Вышгородская) икона Божией Матери
В XIII в. крупные иконописные мастерские были, кроме Владимира, также в Ярославле .

Богоматерь Оранта из Ярославля (около 1224 г.). Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Известны псковская, новгородская, московская, тверская и другие школы иконописи – об этом невозможно рассказать в одной обзорной статье. Наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV в. – Андрей Рублёв. В конце XIV-начале XV вв. Рублёв создал свой шедевр – икону «Святая Троица» (Третьяковская галерея). Она является одной из самых прославленных русских икон.

Одежды среднего ангела (красный хитон, синий гиматий, нашитая полоса (клав)) содержат намёк на иконографию Иисуса Христа. В облике левого ангела чувствуется отеческая начальственность, взгляд его обращён к другим ангелам, а к нему обращены движения и поворот двух остальных ангелов. Светло-лиловый цвет одежд свидетельствует о царственном достоинстве. Это указания на первое лицо Святой Троицы. Ангел с правой стороны изображён в одежде дымчато-зелёного цвета. Это ипостась Святого Духа. На иконе есть ещё несколько символов: дерево и дом, гора. Дерево (мамврийский дуб) – символ жизни, указание на живоначальность Троицы; дом – Домостроительство Отца; гора – Святой Дух.
Творчество Рублёва является одной из вершин русской и мировой культуры. Уже при жизни Рублёва его иконы ценились и почитались как чудотворные.
Одним из основных типов изображения Божией Матери в русской иконописи является Елеу́са (с греч. – милостивая, милующая, сочувствующая), или Умиление . Богородица изображена с Младенцем Христом, сидящим на Её руке и прижимающимся щекой к Её щеке. На иконах Богородицы Елеусы между Марией (символом и идеалом рода человеческого) и Богом-Сыном нет расстояния, их любовь безгранична. Икона прообразует крестную жертву Христа Спасителя как высшее выражение любви Бога к людям.
К типу Елеуса относятся Владимирская, Донская, Феодоровская, Ярославская, Почаевская, Жировицкая, Гребневская, Ахренская, Взыскание погибших, Дегтярёвская икона и др.

Елеуса. Владимирская икона Божией Матери (XII в.)

ТЫ ЕМУ ПРО ФОМУ, А ОН ТЕБЕ ПРО ЕРЕМУ
(третий ответ)

Из рецензии на статью Неагента09 «Не слабый повод поговорить с Альбертом Храптовичем».

«Ты ему про Фому, а он тебе про Ерему»

«Но! В итоге Победа!!! Победа величайшая в истории России всех народов СССР. И для всех без исключения народов бывшего СССР это праздник. Вы, кстати, тоже не раз это повторяли, а теперь вот опять за свое…

Маленькая такая ремарка: если все правители и военачальники в СССР были столь глупыми, бездарными и жестокими, то как же удалось победить лучшую в Европе, на которую вся Европа работала, самую оснащенную по последнему слову науки и техники армию Гитлера?

Заваливали трупами? Но пока заваливали, терпели сокрушительные поражения, отошли до Москвы и до Сталинграда… Никто этого не отрицает. А в итоге победили.

И кто же это сделал? Господь бог? Или американцы с англичанами?

Не надо унижать наш народ, Илья. Народ победитель. Было всегда тяжело вначале. Но побеждали в конечном итоге всегда.

И впредь будет так. Время покажет.

Альберт Храптович 16. 05. 217

=========================================

Господь бог, скорее всего был в обиде… Из-за этого Сталина, конечно же. Сколько было послано Сталину предупреждений, что Гитлер готовит нападение! Главкому, будь это не Сталин, надо было наращивать оборонительные рубежи в наиболее выгодных позициях, укреплять войска, делая упор на их маневренность, готовить тылы… И скорее всего, прикинув всю ситуацию и расположение наших войск у границ, отходить всеми резервами в глубину, то есть вывозить все ценное, склады с продовольствием, технику, аэродромы от границ подальше.
По любому, так и сделает не глупый предусмотрительный хозяин, если от соседа исходит опасность вторжения, даже по обыкновенному чувству - на бога надейся, а сам не плошай.

Но Сталин верил черту (Гитлеру) больше, который уверял его, что ему надо создать такую видимость скоплением войск на границе с СССР, чтобы англичане так и думали, что он с Россией воевать собирается (подбросили им план Барбаросса через их же шпионов в Германии). И радовались бы там у себя такой возможности, переждать в стороне, пока Гитлер там, на востоке долго с Россией воевать будет. Так же, как Сталин со своей стороны ждал и надеялся, что, фактически Гитлер, правда, таким образом, обманывает англичан, и самый неожиданный удар он нанесет по ним, а не по России. В чем черт Гитлер его убедил очень даже искусно.

Однако, бог бывает бессилен, когда дурак сам себя наказывает лучше… И все черти вместе взятые над ним смеются. Как посредством «такого чуда» по имени Сталин обманувшие самого бога. А уж сказать за наш народ… то он был, жестоко обманут и унижен всеми сразу!

Да, скорее всего, когда бог от России отвернулся, реально Гитлера нам помогли победить американцы и англичане.
До некоторых пор за такое утверждение можно было и по шапке получить. А сам Сталин, оставаясь до конца подлейшим лживым существом перед своим народом, приказывал считать помощь по ленд-лизу незначительной, и даже за разговоры на эту тему не избежать было наказания в виде заключения…
То есть, создавался очередной миф, как именно он, Сталин, своим умением и полководческим даром, ковал эту Великую Победу! Были допущены ошибки перед войной. Но с кем не бывает... Вождь хорошо владел управлением. Не зря же он заранее создавал, и армию, и народное хозяйство, и всю такую замечательную военную технику! И Победа стала возможной, благодаря только ему, как великому и бесподобному!..

А про помощь США и других стран тогда еще, (и особенно сейчас), кажется, начисто забыли!

И даже вопрос, почему Сталин через два года после окончания войны, не позволил считать день Победы праздничным днем, более всего наводит на размышления. А почему народ не должен был так свободно и заслуженно праздновать этот день? Ведь такую Победу грех не отмечать с большим подъемом и воодушевлением, тем более победившим врага солдатам, вернувшимся в родной дом, называвшимся СССР только что! И ведь ничего у народа больше не было на «итого» для воспылавших надежд в наступившей мирной жизни, только Сталин и эта великая Победа!

Позднее «тихушные» политинформаторы, стараясь вызвать сочувствие у народа к Вождю говорили, что Сталину не так- то легко было в этот день представлять, во что обошлась народу эта война, и что это за Победа получается? При таких потерях… (а о его преступных глупостях, приказах и просчетах, как в обвинение, речи никогда не было!) - никак по свежему еще, нельзя было скрыть тяжкие последствия войны. При том, что на слуху были песни, кино и вся пропаганда, особенно, что враг будет разбит на его территории малой нашей кровью! Армия и народ уверены были в стратегической мудрости Вождя, и никто не мог представить, что черт Гитлер смотрел на СССР со Сталиным как на колосса на глиняных ногах. И черт не ошибся поначалу, и, казалось бы, ни в чем не прогадал… Главное, Сталина, хорошо так, обдурил.

И особенно, истинные источники этой Великой Победы, скорее всего не давали Сталину покоя.
В чем заключалась вся эта сила, с одной стороны смогшая свернуть шею гитлеровской гидре, с другой - преодолеть его, Сталина, дурость в виде «тяжелейших ошибок». А это война, каждая «ошибка» врагу как «союзническая помощь», оборачивается потерями, с последующими неимоверными усилиями армии и народа, чтобы хоть как-то выстоять и одолеть две эти страшные беды, умного черта Гитлера спереди и «не совсем умного» Сталина за спиной.

Да, он со своего попустительства и по недоумству обрушил совместно с Гитлером эту страшную беду на голову народа. Он соучастник!.. То, что пережил народ, благодаря политике Сталина на безоговорочную дружбу с Германией до последнего, а потом, сдав армии под разгром и пленение, тоже по дурости… – это даже еще не описано по всей исчерпывающей Правде (многие документы до сих пор хранятся в строгом секрете!).
Но сорок два миллиона по последним данным унесенных войной жизней советских людей - это никакому уму невозможно представить, а значит, день Победы остается для незадачливых людей праздником, легко празднуемым с ощущением нашей силищи невероятной… Такую вражескую армию победили!.. «И впредь будет так». Ух, смотрите, а то… «Время покажет».

В том числе и Фома махнул рукой на все трудно представимое, связанное с этой Войной. А то и страшно, и муторно за все станет, если думать много начнешь… И, давайте будем гулять легко, изумляясь, восхищаясь и умиляясь!.. И надо праздновать день Победы от всей души радостно! Мы победители и этим все сказано (а кто чем-то недоволен, тот русофоб и либераст несчастный…)!
А Ерема-то призадумался… да и «теперь вот опять за свое…» И не надо ему как будто (или Илье) все про Фому и от Фомы же гнать.

И тоже, хватит нам, «не агентам», так то в дураках слыть, уподобляясь Ереме, (на котором, благодаря Илье давно была поставлена точка…), которому рекомендовано с этим самым помалкивать, особенно перед официальной массированной демонстрацией наших вооруженных сил в этот день… С чем принимать факт Победы над сильнейшей армией, по Фоме надо… а то как удалось победить «лучшую в Европе, на которую вся Европа работала… армию Гитлера?».
Торжественно и уверенно в этой нашей силе необоримой надо праздновать день Победы, как Фома скажет!

И перед упертым в свое знание истины, как в Победу (но, победили же!) и только, умником Фомой, Ереме следует приплясывать и лыбиться как от великой радости! Иначе, смотри, на тебе будет точка поставлена… (не хватало нам еще только, чтобы и Ерему в либерасты записали!).

Но дудки… Ерема тоже не лыком шит и дурачком прикидываться тут ни перед кем не согласен! А напиться как с грусти печали, и скромно с радости тоже где-то… Но тоже, если забывшись, но лучше будет, если по-фронтовому, поминая погибших в той войне бессчетно наших солдат…

Но это все, как кому все представляется, а всякая радость ведь тоже относительна. И лучшая просветленная радость та, которая приходит через осмысленное понимание всех страданий народа связанных с этой Войной. А это значит, мы до сих пор находимся в поле влияния погибших. И в прямом смысле в поле… Миллионы не захороненных, оставшихся лежать там, так и считающимися пропавшими без вести. И нам должно быть нелегко так сознавать многое за погибших, кости которых остались лежать в земле без захоронения. Но праздновать Победу нам дай по всем правилам победителей!
Миллионы пропавших без вести и миллионы вернувшихся с войны калек инвалидов. И из плена тоже миллионы, куда их? Там в концлагерях мало кто выжил, и здесь Родина ничем не лучше их встретила…

Сколько всего можно представить, а радость?.. Она как ветерок надежды с этой весной вселяет веру в светлый дух погибших. Да позволят нам погибшие испытать эту радость за Победу, но не до беспамятства, а помня все и всегда за них …

Как долги надо чувствовать… Позор испытывать за без вести пропавших и за памятники неизвестному солдату – лучший выход для тупорылой советской военщины, чтоб больше не трудиться, не искать павших и не хоронить их, может, где-то устанавливая фамилии погибших…

Также надо знать всю Правду об этой Победе, чтоб под дурачка с Фомой лишний раз не канать, как бы недоумевая всякий раз… И как, с чего так удалось победить «лучшую в Европе армию?..»
А?..

Сейчас историки, далеко не « мальчики», а вполне серьезные аналитики, впрямую говорят, что если бы не помощь США и других стран коалиции, то с СССР произошло бы то, самое… В чем всех тогда, кто отвечал не перед своей совестью а перед Сталиным, давил страх и многих охватывала паника. А положение на фронтах становилось с каждым днем все хуже…

Кто-то из них, современных историков, делает расклад по всему, что поступало в основном из США по ленд-лизу, то есть расшифровывает как бы бесконечную череду «глухих» обезличенных цифр, и делает выводы… Что значила для СССР эта фактически очень большая помощь в натуральном выражении? Удивление многих берет… Как кстати пришлись, и вооружение, и самолеты, и, особенно, паровозы, и автомобили!.. Продукты питания, сырье и технологические «штуки», без которых вообще воевать в то время на уровне… было бы впрямую невозможно!

Короче, когда армия и народ увидели совершенную технику и всю эту, в общем, отменно качественную жизни спасительную «американскую помощь», то все воспрянули ли духом! Как не хватало этого соучастия в беде со стороны сильного и добропорядочного друга, уже хорошо известного народу по предвоенной помощи. Взять, хоть в становлении индустриализации целыми, также переброшенными заводами, специалистами, хоть в спасении миллионов голодающих людей еще со времен Ленина!.. И сейчас… в лице всего американского трудового народа и военных, Америка делала все что можно и не можно, чтобы перебросить помощь и проявить такую решимость - разгромить врага совместными усилиями!

И тогда уже пошло, и в армии, и в народе это самое неумолимое и явно подкрепленное материально, стремление к Победе над врагом! В чем Сталин со своим окружением уже мог показаться в тени… (хотя это далеко не так!). Но армии и народу нужна была реальная помощь и техническая опора для ведения войны, а не только приказы, большинство из которых выдумывались самим «мудрейшим» Сталиным, но в большей части все только лишь бы во вред и в сумбур на полную безнадегу!
Сколько можно повторять все эти известные, но замалчиваемые до сих пор пропагандистами от не честной в таких вопросах Власти, истины!?..

И именно, вероятно, поэтому Сталин не захотел учреждать день Победы самым большим праздником для народа. Потому что тогда еще на слуху была вся эта американская помощь, без которой, в общем, войну мы так скоро не выиграли бы, а то и вовсе…
Также были другие, может быть, более веские причины и они становились А именно, готовилась новая третья мировая война, так что праздновать день Победы погодите, еще не время!..

Так негодует наш Ерема, и ставит этот свой заключительный вывод, но не точку, как некоторые… Ну да ладно. Фоме что-то доказать так же сложно, как представить, что «не совсем умный» Сталин понимал все это и многое другое, но празднование дня Победы приказом по какой-то причине все же отменил.

Может, понимая, что не честно так… Самим советским людям только лишь праздновать день Победы. И то представить сложно, что Сталин разбирался в том, что бывает у людей честно и не честно!?.. А кругом подло и лживо… - это для него всегда было само то!

И нынче, если праздновать всенародно день Победы с военным парадом, то надо как-то с американцами быть заодно в этом вопросе, и совместно праздновать как бы… У них, а не у китайцев с прочими… есть полное право пройти строем пехотинцев, летчиков, моряков по красной площади и встать рядом с нашими в этот день победы! И братание должно повториться… Они это право заслужили, так же смотря смерти в глаза, погибая тоже… Но совершая поставки всего так необходимого фронту, да и после открывая долгожданный второй фронт!..
(а по логике Сталина, если они не положили на полях сражений своих солдат миллионами и в плен немцам их столько же не сдали, значит они дураки и трусы, и воевать как следует не умеют!..)

Вот почему это сразу не стало общим праздником с приглашением участников войны стран коалиции и американцев особенно!?

И вот тут еще одна причина, может, основная из-за которой по сей день идет травля на американцев. Вся нелегкая с ними в том, что они все там империалисты! И дружбу с ними водить нам никак нельзя было. Сталин заявлял на выступлениях: «трудясися», которые хотят и ждут спасения от этой «эксплтасии» над ними в этих «капиталисистических» странах! А наши свободные «от эксплтасии трудясися» солидарны с американскими «трудясисями», которые хотят жить без «эксплтасии»… Враги коммунизма в котором А у нас нет «эксплтасии трудясися…», поэтому…
Этим были загружены его мозги, и этим он давал народу понять, что американцы еще хуже стали нашими врагами. И так, тогда ведь серьезно стоял вопрос о третьей мировой войне.

Англосаксы в ответ на сталинскую риторику с порабощением восточной Европы советским тоталитарным режимом, также готовились к новой войне!..
В такой обстановке расслабление в виде празднования дня Победы над гитлеровской Германией, действительно становилось как бы не уместным.

Но Сталин сам первый задумывал третью мировую войну именно с США! С чем морил голодом народ, отбирая все зерно у колхозников и готовя невероятных размеров стратегические запасы продовольствия, ценой снова миллионами умирающих с голоду крестьян.

И ничего в том, казалось бы, удивительного нет. Идиоты до конца остаются идиотами. Кто бы только мог (но только не Фома, это точно) найти четкую грань, разделяющую пусть «тяжелейших ошибок», но человеческих же, и понять это, как что более высокая ступень идиотии, выводящей на новые рубежи прогрессирующей идиотии? Ну или там другой медицинский диагноз может, кому-то удастся подобрать из этого всего?..
Весь вопрос стоял в ядерном оружии. Если бы у Сталина было достаточно атомных бомб на тот момент, он бы начал эту войну, как пить дать первым!..

Всем, (как эта тетенька в своей рецензии), конечно, приятнее жить мифами и верить в их святость, но открывать всю Правду о той Великой Войне – это должно стать задачей гораздо более значимой, чем просто вера, и просто радость за Победу… И это - дело будущего.

И, кстати, где хоть раз, так или иначе выраженная благодарность нашего народа американскому народу? Давшему такую помощь, что без нее, уж точно, как говорят во всех остальных случаях по этой беде, и нас бы не было бы…

И пока до конца так и не понятно, что с СССР могло бы произойти, не будь этой помощи по ленд-лизу!?.. По одной из версий, Война бы затянулась… Пока Гитлеру и его армии, не надоело бы это убийство миллионов советских солдат, причем, запросто, при все увеличивающейся нехватке всего, чем воевать у наших… И он пошел бы на завершение всей операции по захвату территорий СССР, которых для Германии было достаточно, исходя из общего наступательного плана…
Или, есть другие версии. И все они для СССР значили – одна версия плачевнее другой. И полный крах ленинско-сталинского Социализма вместе с Россией осуществился бы по всей еще более уничтожительной «немецкой нацистской справедливости» для всех народов низшей расы!

Но ясно также и то, что Сталин с Гитлером, когда немцы окончательно победили бы, пили бы где-то в Гори на конечной теперь даче у Сталина любимое вино отставного Вождя народов «Саперави», как закадычные друзья. А Гитлер, гость, должен был оставаться до конца благодарным «не совсем умному» Сталину за все, что он сделал для него, поверив ему тогда…

Даже при всех заниженных данных на потери, особенно в живой силе, Сталину действительно, как Главкому было с чего приуныть. И куда подевать миллионы искалеченных войной солдат? Инвалидов, которые все еще мешали жить своим изувеченным видом, разговорами, пьяными песнями, нищетой и не обустроенностью! Как тут радоваться Победе и праздновать ее парадами и восхвалениями гению Сталина, когда страшные свидетельства войны, массы народа, оставшегося без отцов, сыновей, братьев… еще несли на себе эту ношу страшных потерь и лишений!.. Разрушенные города, всюду боль и скорбь за потери близких! И снова голодомор среди масс населения – все это так или иначе давало о себе знать, как неизменный сталинский стиль управления под угнетение народа жестокими методами, и особо на унижение народа этим голодом, как будто старался затмить более страшную беду, а именно то, чем он сам всегда являлся для народа!?..

И особенно власть раздражали эти инвалиды войны кругом, осмеливавшиеся порой и имя Сталина «опорочить» в пьяных песнях и разговорах!? То есть правда о преступной халатности Сталина перед войной и вначале войны, хоть как, но понемногу в народе жила и она прорывалась, особенно в ожидании дня Победы, когда у народа снова оживала в памяти вся война от самого ее начала. Но в том то и дело, что Сталин знал, что простить ему нельзя многое… Его вина перед народом огромная и эта Победа его, действительно, как бы угнетала. И как всякий преступник имеет единственную цель на спасение от наказания - это стереть то, что живо еще в памяти людей. А для этого надо делать все, чтобы поскорее забылось все его тяжкое…

И, как было дело, спешно заравнивали холмы и отдельные холмики, так и не распознанных братских могил повсюду на полях сражений!? Этому способствовал очередной глупейший приказ Сталина на скорейшее перезахоронение всех останков, которые найдут на полях сражений. Выполнить который должны были местные власти. Но у них не было на это ни сил ни средств, кругом одни бабы, дети и старики, к которым прибывало инвалидов войны, чем здоровых мужиков. Так что им легче было заровнять все могилы и поставить обелиски с именами погибших для полного как бы приличия и во исполнение высочайшего приказа. Или неизвестному солдату соорудить что-то подобное...

И решающая, спасительная помощь стран антигитлеровской коалиции, особенно США по ленд-лизу, тоже чтобы поскорее все забыли. Все они империалисты проклятые, пиндосы, враги наши и нам их бить добивать все еще надо будет…

Надо, Федя… Надо!..
А Вова все знает по этому вопросу так или иначе, что и как, лучше нас. Лучше даже всего нашего народа он знает, чем его надо подзадорить и дать ему веру с уверенностью в завтрашнем дне!?.. А лучшими в мире ядерными ракетами не хотели!?.. Которые это самое… Ну, американцев на хрен вместе с их с континентом уничтожат! Вот радости –то всем нам где будет, - думает Вова.

И кто, спрашивается, может унизить наш народ еще больше, если больше некуда всегда было!?.. А дезинформация и пропаганда - это и есть унижение народа подлым способом, лишь бы все на его одурачивание. Сто лет уже, как бессовестно унижается этими методами лжи и возбуждения ненависти к свободному западному миру, и к США особенно, наш народ!

А «не совсем умный» Сталин тоже кино такое гнал, «Если завтра война» оно называлось. То-то народ ликовал, как велик и мудр наш Сталин, создавая такую армию, что… Пройдемся по Европе, завоевывая ее так… Как Сталин сказал: только малой своей кровью!
И пофигу всем все тогда еще было, а сейчас и подавно!..

И действительно… «И впредь будет так. Время покажет» что-то еще...

Вопросов больше нет. Но точку на этом ставить в пользу Фомы!?.. Ни за что и никогда, сказал Ерема. И Илья с ним тоже полностью согласен, что бы там еще Федя ни подпевал в ответ Вове, что де, надо, надо Вова!..

Рецензии

Во многом с Вами согласен, Н.
Разве что насчёт "преступной халатности"...
Вы разве не читали версию Виктора Суворова (книги "Ледокол", "День "М"")?
Если в двух словах, то Сталин отнюдь не верил Гитлеру. Он сам готовил нападение, сосредоточив у границы огромную 3-миллионную армию, по количеству и качеству танков превосходящую гитлеровскую. Гитлер, прекрасно зная это, просто шарахнул на две недели раньше, использовав внезапность и невероятную сосредоточенность советской армии, жуткое скопление людей и техники. Буквально за две недели была разгромлена вот эта, приготовленная к победоносной войне армия - убитыми, ранеными, пленными и, в огромной мере, разбежавшимися. Такого поражения не знала ранее ни одна армия мира...

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.