После пожара 1812 г. это место долго пустовало. Затем Театральная площадь была организована по проекту . В 1838 г. участок на льготных условиях покупает купец П.И. Челышев. До 1898 г. здесь стояли «Челыши»: «Чего-чего не было в этом доме: и трактир, и полпивная, и бани, и закусочная, и мелкие мастерские».

Здание «Метрополя» - грандиозное сооружение: крыша перекрыта стеклянным куполом, плоские светлые стены чередуются со стеклянными эркерами, по первому этажу идут арки, отделанные гранитом. На первый взгляд, отель выбивается из ансамбля площади, но арочные своды фасада продолжаются на здании Малого театра, а башенки на крыше продолжают линию, начатую Третьяковским проездом, и подхватываются Китай-городом и Историческим музеем. По двум главным фасадам тянется лента изумительных по пластике барельефов Андреева «Времена года». Над окнами третьего этажа - мозаичная цитата из Ницше: «Опять старая история: когда выстроишь дом, то замечаешь, что научился кое-чему». Фасады украшают 23 мозаичных панно. Самое большое - «Принцесса Греза» Врубеля - находится по фасаду Театрального проезда. Пять больших панно Головина расположены по углам здания, авторство маленьких панно не установлено. Решетку балкона проектировал М.М. Перетяткович.

В 1901 г., когда внешняя отделка подходила к концу, в «Метрополе» вспыхнул пожар. Барельефы и панно не пострадали, но Мамонтов, бывший тогда под следствием, не мог позволить себе роскошного строительства. «Метрополь» спас Кекушев, составивший более дешевый проект. К 1903 г. тут разместился отель, 10 магазинов, 11 залов ресторана под танцевальные вечера, выставки и маскарады, а также двухзальный кинотеатр «Модерн».

Новый проект главного ресторана, заменившего театральный зал, разрабатывал . В центре был фонтан из новомодного цемента.

В ноябре 1917 г. «Метрополь» был взят штурмом. При новой власти он становится Вторым Домом Советов. Ницше заменил Ленин: «Только диктатура пролетариата сможет освободить человечество от гнета». Здесь разместился Наркомат иностранных дел, квартиры партийных деятелей (Антонова-Овсеенко, Бухарина, Войкова, Кона и др.), писателей. Здесь жил И. Рукавишников, а в 1918 г. в номере 253 - Мандельштам. Живший в комнате 438 Р. Ивнев вспоминал: «… было довольно хорошо, но только меня раздражала вечная сутолока, потом несносная дерзкая прислуга». Здесь открывают кинотеатр, кафе имажинистов «Калоша».

В 1951 г. в Красном Зале «Метрополя» был дан обед в честь Мао Цзэдуна, присутствовал Сталин. В начале 1960-х здесь принимали Джона Кеннеди.

«Метрополь» был закрыт на реставрацию с 1986 до 1991 г. Сейчас это пятизвездочный отель.

После пожара 1812 г. это место долго пустовало. Затем Театральная площадь была организована по проекту . В 1838 г. участок на льготных условиях покупает купец П.И. Челышев. До 1898 г. здесь стояли «Челыши»: «Чего-чего не было в этом доме: и трактир, и полпивная, и бани, и закусочная, и мелкие мастерские».

Здание «Метрополя» - грандиозное сооружение: крыша перекрыта стеклянным куполом, плоские светлые стены чередуются со стеклянными эркерами, по первому этажу идут арки, отделанные гранитом. На первый взгляд, отель выбивается из ансамбля площади, но арочные своды фасада продолжаются на здании Малого театра, а башенки на крыше продолжают линию, начатую Третьяковским проездом, и подхватываются Китай-городом и Историческим музеем. По двум главным фасадам тянется лента изумительных по пластике барельефов Андреева «Времена года». Над окнами третьего этажа - мозаичная цитата из Ницше: «Опять старая история: когда выстроишь дом, то замечаешь, что научился кое-чему». Фасады украшают 23 мозаичных панно. Самое большое - «Принцесса Греза» Врубеля - находится по фасаду Театрального проезда. Пять больших панно Головина расположены по углам здания, авторство маленьких панно не установлено. Решетку балкона проектировал М.М. Перетяткович.

В 1901 г., когда внешняя отделка подходила к концу, в «Метрополе» вспыхнул пожар. Барельефы и панно не пострадали, но Мамонтов, бывший тогда под следствием, не мог позволить себе роскошного строительства. «Метрополь» спас Кекушев, составивший более дешевый проект. К 1903 г. тут разместился отель, 10 магазинов, 11 залов ресторана под танцевальные вечера, выставки и маскарады, а также двухзальный кинотеатр «Модерн».

Новый проект главного ресторана, заменившего театральный зал, разрабатывал . В центре был фонтан из новомодного цемента.

В ноябре 1917 г. «Метрополь» был взят штурмом. При новой власти он становится Вторым Домом Советов. Ницше заменил Ленин: «Только диктатура пролетариата сможет освободить человечество от гнета». Здесь разместился Наркомат иностранных дел, квартиры партийных деятелей (Антонова-Овсеенко, Бухарина, Войкова, Кона и др.), писателей. Здесь жил И. Рукавишников, а в 1918 г. в номере 253 - Мандельштам. Живший в комнате 438 Р. Ивнев вспоминал: «… было довольно хорошо, но только меня раздражала вечная сутолока, потом несносная дерзкая прислуга». Здесь открывают кинотеатр, кафе имажинистов «Калоша».

В 1951 г. в Красном Зале «Метрополя» был дан обед в честь Мао Цзэдуна, присутствовал Сталин. В начале 1960-х здесь принимали Джона Кеннеди.

«Метрополь» был закрыт на реставрацию с 1986 до 1991 г. Сейчас это пятизвездочный отель.

Оригинал взят у vladimirdar в Гостиница «Метрополь» в Москве - Майоликовые панно Метрополя. «Принцесса Грёза». Часть 2.

Малые майоликовее панно "Принцесса Грёза" Михаила Врубеля на главном фасаде гостиницы «Метрополь».

03.

Видно, что часть майоликовых плиток в малых панно были поверх заложены плиткой, по неизвестным пока для меня причинам.
04.

Художник выбрал два сюжета - европейский - «Принцесса Грёза»...
05.

И национальный русский - «Микула Селянинович».

Эскиз этой картины Врубеля. Само местонахождение картины в настоящее время неизвестно.
06.

Сюжет, как уже упоминалось, «Принцессы Грезы» был взят из пьесы Ростана, написанной в 1895 году на основе средневековой легенды о любви провансальского трубадура Жофруа Рюделя к триполийской принцессе Мелисинде. Влюбившись в принцессу, никогда не видев её, и только зная по рассказам о её красоте и добродетелях, Рюдель пустился в морское плавание, в надежде увидеть воочию свою любовь. На корабле он тяжело заболел и умер на руках Мелисинды, под звуки своей лиры, шепча свою последнюю песнь во славу прекрасной Принцессы Грёзы. Захватывающий сюжет, отдающий декадансом.


Панно для Нижегородской выставки вызвали неожиданный для Мамонтова скандал, ещё до того, как Врубель успел их завершить. Императорская Академия художеств, срочно прислала в Нижний «авторитетную» комиссию во главе с графом Иваном Ивановичем Толстым, и та, сочла панно Врубеля «нехудожественными», запретила их к показу, хотя они, даже, и не принадлежали к экспонатам художественной выставки.

Здесь налицо реакция той академической художественной среды, что не терпит «выскочек», несогласованных с мэтрами своих действий и нарушения правил поведения «на этом рынке»). Они, очевидно, расценили участие в выставке работ Врубеля как попытку привнести в эту консервативную среду дух свободы, опасной индивидуальности и новаторства, что естественно подвергает опасности насиженные места и покушается на право «казнить или миловать», что выливается в конце концов в деньги. Все старо как Мир.
08.

Стеклянные эркеры главного фасада гостиницы "Метрополь".


В общем, Врубелю было запрещено экспонировать на выставке эти работы, а Академия отказалась подтвердить оговоренное вознаграждение художнику. Возмущенный и уязвленный Савва Морозов сделал в ответ свой «ход конем». Он заплатил из личных средств 5000 рублей Врубелю, поручил ему закончить обе работы и, предоставил свой дом в Москве для окончания этих работ, привлек в помощь известных художников В.Д. Поленова и К.А. Коровина, оставив за Врубелем авторский надзор. Также, он на собственные средства, построил рядом с основным входом в выставочный павильоном еще один и выставил в нем оба панно на обозрения публике. Панно Врубеля, исходя из уже ставшей известной скандальной истории, пользовались бешеной популярностью, но надо сказать, что по большому счету это был провал, поскольку, несмотря на благожелательную оценку критиков, основная масса публики отнеслась к работам Врубеля необычайно враждебно. Здесь сказалась травля Врубеля в средствах массовой информации, а основная масса публики, у нас, как давно уже известно, подвержена программированию и зомбированию. Это событие тогда чрезвычайно «зацепило» Савву Морозова…
10.

И при разработке проекта гостиницы «Метрополь» у Мамонтова возникла идея повторить «Принцессу Грёзу» в керамике и тем самым навсегда выставить её на всеобщее обозрение и поставить в этой истории свою последнюю жирную точку.
11.

С тех пор творение Врубеля, изображающее умирающего юношу-рыцаря и склонившуюся над ним принцессу, доступно каждому прохожему. Потом следы обоих произведений Врубеля затерялись. «Принцессу Грёзу» случайно нашли только в 1957 году среди старого театрального хлама Большого театра. Сейчас, это отреставрированное живописное панно, выставлявшееся на той нижегородской выставке, экспонируется в зале Врубеля в Третьяковской галерее…
12.

Сейчас мы сдвинем точку нашего внимания больше к правой части главного фасада "Метрополя".
13.

Это майоликовое панно «Орфей» на главном фасаде гостиницы «Метрополь», находится оно справа от "Принцессы Грёза".
14.

15.

…Первоначально здание опоясывала майоликовая фриз Сергея Чехонина с надпись Фридриха Ницше: «Опять старая истина, когда выстроишь дом, то замечаешь, что научился кое-чему» (она находится ниже скульптурного фриза "Времена года", сразу под окнами). В советские времена в той части фасада, которая выходит на сторону современной Площади Революции была дописана ещё одна: "Только диктатура пролетариата в состоянии освободить человечество от гнета капитала. В. Ленин ". Первоначальная надпись видна сегодня только частично, а вот вторая полностью дошла до наших дней.
17.


Я бы, вольно, перевел надпись Ницше следующим образом, исходя из наших реалий:

«Нет ничего нового под солнцем, - только построив дом, поймешь, что нужно было знать перед началом его строительства»)

18.

Теперь, мы рассмотрим панно правой части основного фасада гостиницы "Метрополь".
19.

20.

Малое майоликовое панно «Купание наяд» на главном фасаде гостиницы «Метрополь» (т.н. "Белые пеликаны").
23.

Малое майоликовое панно «Купание наяды» на главном фасаде гостиницы «Метрополь».
24.


25.

Теперь мы перейдем к западной стороне здания гостиницы "Метрополь".
26.

Здесь нас ждет Майоликовое панно «Клеопатра» на западном фасаде гостиницы «Метрополь». А.Я. Головин.
Скорее всего это панно называется "Жизнь". "Клеопатрой" обычно называют эскиз Головина к этому панно. Панно очень насыщенно и состоит из пяти художественных элементов.

27.

Основной - "Клеопатра".
28.

Слева от "Клеопатры" два панно - условно назовем их - "Белые лебеди"...
29.

30.


31.

А справа - два панно - "Черные лебеди".
32.


33.


34.

Другой ракурс "Клеопатры"
35.


36.

Здесь - снова мой акцент на бирюзовой креамической вазе...
37.


38.

Западный фасад гостиницы "Метрополь" - в сторону Площади Революции.
39.


40.


41.


42.

Вот здесь хорошо видна часть подписи "о диктатуре пролетариата")
43.


44.


45.


46.

Правая часть западной стороны здания Метрополя.
47.

Майоликовое панно «Поклонение божеству» на фасаде гостиницы «Метрополь». Некоторые источники называют это панно "Орфей".
48.

С моей субъективной точки зрения - это майоликовое панно могла зваться "Артемида".
В нижней части этого панно можно четко увидеть надпись "Абрамцево" и "А Головин".

Еще с 1830-х годов на месте, где стоит сегодня гостиница «Метрополь», по адресу Театральный проезд, 2, стояло подобное же заведение с банями, принадлежавшее купцу Челышеву (промеж себя москвичи именовали ее «Челыши»). Проект старого здания выполнил архитектор Осип Иванович .

В 90-е годы этого же столетия саму гостиницу и прилегающие к ней участки выкупает крупный промышленник и известный меценат Савва Иванович Мамонтов для воплощения своей идей по устройству здесь грандиозного по тем временами культурно-досугового центра.

Новый комплекс должен был объединить под единой крышей современную гостиницу, рестораны, художественные галереи, площадку для театральных постановок и даже зал для проведения спортивных соревнований.

Фото 1. Гостиница Метрополь в городе Москве

В 1899 году был объявлен конкурс архитектурных проектов. Победителями стали и Николай Львович Шевяков, о чем и объявило специальное жюри. Однако, для строительства выбрали проект , который занял лишь четвертое место. Решение принималось лично Саввой Мамонтовым.

Деньги имелись, а потому и строительство нового здания началось незамедлительно. Стоит отметить, что по намеченному плану снос бывшей гостиницы авторства Бове не предусматривался, требовалась лишь радикальная внутренняя перепланировка и объединение в общий фасад прежнего дома с новыми строениями.

Но задуманному не дано было осуществиться. В год начала строительства Савву Ивановича арестовывают и предъявляют обвинение в неких крупных растратах. Действительно ли за Мамонтовым был такой грех, или нет, но суд его оправдал. Издержки, связанные с процессом, разорили предпринимателя и все его имущество, включая и недостроенную гостиницу «Метрополь», пошло с молотка.


Фото 2. Пятизвездночный отель расположен в Театральном проезде, 2

Новые владельцы меняют планы на будущее всего комплекса и приглашаю для сотрудничества архитекторов Кекушева и Шевякова, которые вносят в проек Вальконта существенные изменения.

Так, центральный зал, который был выполнен в виде атриума с завершением из стеклянного купола и предполагавший устройство там театрального зала на 3000 мест, был переоборудован под размещение ресторана.

Осуществлял непосредственное руководство строительством гостиницы «Метрополь» на первоначальном этапе архитектор .

В 1901 году на строительной площадке произошел сильнейший пожар, в одночасье уничтоживший не только внутренние интерьеры, но и серьезно повредивший стены самого здания.

Вновь пришлось менять проект строительства комплекса, включив в него новые перепланировки. Работу поручили архитектору Стефану Петровичу Галензовскому. Работы проводились под присмотром другого зодчего - .


В 1905 году гостиница «Метрополь» была торжественно открыта. Для того времени это был уникальный во всех отношениях гостиничный комплекс. Первых посетителей поражали его размеры, комфортабельность и внутренняя отделка.

Всего здесь было устроено 400 номеров для проживания, причем, повторяющих друг друга своими интерьерами и оформлением не было. В каждом установили наполняемые заготовленным льдом холодильники, телефон и обеспечили подачу горячей воды, что тогда действительно было в диковинку.

В 1906 году в этих стенах открылся первый в городе Москве двухзальный синематограф под вывеской «Театр «Модерн»».

Архитектурно-художественное оформление отеля «Метрополь»

Гостиница «Метрополь» по праву принадлежит к числу ярких архитектурных памятников Москвы, построенных в стиле модерн. Над его воплощением, помимо вышеперечисленных московских зодчих, трудилась целая плеяда признанных архитекторов, среди которых были Сергей Сергеевич Шуцман, Мариан Марианович Перетяткович, Иван Андреевич Герман, Адольф Эрнестович , Виктор Александрович , Иван Владиславович . Есть предположение, что свой вклад внес и Федор Осипович .

Росписи и внутренний декор исполнялись по рисунками и эскизным наброскам художников Виктора Михайловича Васнецова и Константина Алексеевича Коровина.

Стоит заметить, что если оформление фасадов было исполнено в единой концепции, то внутренним интерьерам был свойственен некий полистилизм: внутри можно было увидеть оформление и в духе неоклассицизма, и в псевдорусском стиле.

Фасаду здания «Метрополя» присуща строгость линий. Наряду с характерными для стиля модерн приемами можно разглядеть элементы псевдоготики, которые представлены всевозможными башенками и пинаклями.

Цокольный этаж спланирован в формах аркады и облицован красным, с приглушенными тонами, гранитом. Верхние этажи гостиничного комплекса гладко оштукатурены. Этот контраст в оформлении уровней придает массивному зданию некоторую воздушность.

Протяженные фасады, для лучшего зрительного восприятия, продуманно разделили на составляющие. Вертикальное членение провели с использованием многочисленных выступов, а также ризалитов и эркеров. Горизонтальную составляющую представляет протянувшаяся по всему центральному фасаду лента балконов с ажурными решетками, которые выполнили по рисункам архитектора Перетятковича.

Еще Савва Мамонтов задумал использовать фасады здания гостиницы «Метрополь» как полотно для художественных произведений нового направления в этом искусстве - символизма и модерна, которые сам очень ценил. Именно поэтому им и был избран первоначальный проект Вальконта, который больше подходил для задуманного художественного дополнения.

Желание Мамонтова осуществилось, и сегодня фасады уже невозможно представить без майоликовых панно, изготовленных в Абрамцевской керамической мастерской: «Принцесса Грёза» по картине Михаила Александровича Врубеля; «Жажда», «Поклонение природе» и «Поклонение божеству» по эскизам художников Александра Яковлевича Головина и Сергея Васильевича Чехонина. Скульптурный фриз под названием «Времена года», который опоясывает все здание, исполнил скульптор .

Не зря современники воспринимали «Метрополь» как воплощенный манифест новейшего искусства.

Некоторые изменения в декор фасада здания были внесены при большевиках. Так, первоначальное оформление включало в себя опоясывающую все здание майоликовую надпись со словами Фридриха Ницше: «Опять старая истина, когда выстроишь дом, то замечаешь, что научился кое-чему». При Советах добавили со стороны высказывание Ленина: «Только диктатура пролетариата в состоянии освободить человечество от гнета капитала». Причем, к настоящему времени ленинские слова сохранились полностью, а фраза немецкого мыслителя лишь частично.


Фото 4. Памятные доски на стенах гостиничного комплекса

Во время Октябрьских событий 1917 года гостиница «Метрополь» стала местом ожесточенных боев между юнкерами, находившимися в этих стенах, и вооруженными большевиками. Противостояние с применением артиллерии длилось около недели. Руководил штурмовавшими будущий крупный военачальник эпохи Гражданской войны Михаил Васильевич Фрунзе.

После переезда высшего руководства молодой республики в Москву, здание превратили в резиденцию советского правительства, переименовав гостиницу во «Второй Дом Советов» (первой по счету стала ).

Заседания ВЦИК проводились в переоборудованном для этих целей ресторане вплоть до 1919 года. В заседаниях регулярно участвовали Владимир Ильич Ленин и Лев Давидович Троцкий. Приемная Якова Михайловича Свердлова размещалась на втором этаже. В гостиничных номерах проживали Георгий Васильевич Чичерин, Николай Иванович Бухарин, Владимир Александрович Антонов-Овсеенко.