Когда-то это была лишь небольшая коллекция скульптур, но спустя столетия она превратилась в музейный комплекс с одной из богатейших коллекций предметов искусства на планете. Интерьеры дворцов, где хранятся произведения искусства, сами по себе являются шедеврами искусства. Музеи Ватикана были основаны в 18 столетии под патронатом Папы Клемента XIV (1769-1774) и Пия VI (1775-1799). Они были среди первых, кто открыл великолепные сокровища для широкой публики, продвигая культуру в массы. Не удивительно, что первое здание комплекса - Музей Пия-Клемента был назван в честь двух понтификов.

Однако, происхождение коллекции уходит корнями на много столетий назад. Все началось в 1480 году с обнаружением Римской статуи Аполлона Бельведерского, которая является одной из главных достопримечательностей музеев Ватикана. В 1503 году Юлий II поставил эту статую в восьмиугольном внутреннем дворике Кортилле Октагоно. Спустя десятилетия последующие Папы постоянно пополняли коллекцию разнообразными работами. На сегодняшний день, большой архитектурный комплекс включает 13 музеев в двух Ватиканских Дворцах. Сами по себе, эти здания заслуживают посещения. Их комнаты и залы щедро декорированы мрамором и изысканными фресками.


Невозможно охватить всю эту красоту за одно посещение, так как весь экскурсионный маршрут по музеям Ватикана составляет 7 километров. Но вы можете сфокусироваться на нескольких выдающихся экспонатах, или определенных музеях. При этом стоит оставить немного сил и времени на Комнаты Рафаэля и Сикстинскую Капеллу, которые расположены в конце музейного комплекса. Чтобы контролировать огромные толпы посетителей, музей промаркировал разными цветами четыре экскурсионных маршрута длиной от одного часа до более 5 часов. Каждый из этих маршрутов заканчивается Сикстинской Капеллой. Гордостью Музеев Ватикана является коллекция древнегреческого и древнеримского искусства, распределенная по четырем музеям. Здесь находятся одни из самых известных статуй, включая Лаокоона и Аполлона Бельведерского.

Музей Пия-Клемента

Ядро музеев Ватикана составляет Музей Пия-Клемента, экспозиция которого состоит преимущественно из статуй, найденных в Риме и его окрестностях. Среди его достопримечательностей выделяется так называемый Апоксиомен - мраморная копия знаменитой бронзовой статуи Лиссипа, сделанная в 1м веке. Статуя была обнаружена в 1849 году в Трастевере. Она изображает спортсмена, стирающего пот со своего тела. Фиговый лист был добавлен позже, так как римляне и греки никогда не подвергали свои статуи цензуре.


Восьмиугольный внутренний дворик Кортиле Октагонале является старейшей частью музеев Ватикана и также демонстрирует несколько шедевров искусства. Среди них Аполлон Бельведерский - еще одна римская копия древнегреческой статуи Леохара. Статуя бога Аполлона с вытянутой рукой считается превосходством эстетичности. Но еще более известен Лаокоон - скульптурная группа, обнаруженная в 1506 году во время раскопок на Холме Эсквилин. Лаокоон был создан примерно в 30 году до нашей эры скульпторами с острова Родом, которые скопировали оригинальную скульптуру 2 столетия до нашей эры. Скульптура изображает троянского священника Лаокоона и двух его сыновей, ведущих борьбу со змеями. Согласно рассказу римского поэта Вергилия, Лаокоон предупреждал троянцев об опасности легендарного Троянского Коня, из-за чего богиня Афина послала двух змей, чтобы убить священника. Скульптурная группа ценится за очень реалистично переданные муки героев.


Зал Муз в музее Ватикана украшен фресками Аполлона с Музами, созданными в конце 18го столетия Томаззо Конка. В центре внимания здесь находится Торс Аполлона - статуя была обнаружена в Кампо де Фьори и подписана Аполлониусом из Афин, греческим скульптором первого столетия до нашей эры. К сожалению, ноги и руки статуи не сохранились, но торс являет собой отличную демонстрацию мужской анатомии. Именно этот торс вдохновил Микеланджело на создание фресок Сикстинской Капеллы. Зал Ротонда, или Круглая Комната в музее Пия-Клемента был построен по образу Пантеона. Его пол устлан удивительными римскими мозаиками с изображениями морских монстров и мифологических фигур. Пол был обнаружен на раскопках в Отриколи - небольшом городке в Умбрии. Отсюда же был доставлен Зевс Отриколи - копия греческого скульптора четвертого столетия до нашей эры. Посреди комнаты расположен большой порфировый бассейн, так называемая ванная Неро, обнаруженная в Золотом Доме Неро. В окружающих комнату нишах размещено множество скульптур и статуй, самой впечатляющей из которых является большая статуя Геркулеса 2 столетия до нашей эры, покрытая бронзой.

Среди других интересных комнат в музее Пия-Клемента можно отметить Галерею Статуй со Спящей Ариадной, которая служила вдохновением многим неоклассическим скульпторам. Зал Животных представляет превосходную серию статуй и мозаик животных, а Кабинет Масок получил такое название из-за своих фресок с масками, доставленных из Виллы Адриана в Тиволи. В греческой комнате находится саркофаг Елены, матери Императора Константина.

Музей Кьярамонти

Музей Кьярамонти назван в честь его основателя Пия VII. Музей занимает часть трехсотметрового крыла, построенного в 1807 году по проекту Браманте. Здесь хранится впечатляющее количество статуй, включая ряд бюстов знаменитых римлян. Остальная часть галереи принадлежит Лапидарию с большой коллекцией эпиграфов. К сожалению, лапидарий закрыт и попасть сюда можно только по специальному разрешению. За Галереей Кьярамонти расположено Новое Крыло с прекрасными напольными римскими мозаиками. Здесь хранятся римские статуи, включая Августа из Прима-Порта, изображающего Римского Императора Августа. Статуя была обнаружена в 1863 году на Вилле Юлия Августа.


Еще одной выдающейся работой является колоссальная скульптура Нила. Она изображает речного бога Нила, лежащего на боку и опирающегося на сфинкса. У его ног лежит крокодил, а в руках Нил держит сноп пшеницы - символ плодородных земель долины реки Нил. Считается, что ползающие по Нилу 16 младенцев являются ссылкой на идеальную высоту шестнадцати локтевых костей, на которые река Нил должна была повыситься, чтобы гарантировать плодородную почву к сезону урожая.

Грегорианский музей светского искусства

Грегорианский музей светского искусства в Ватикане также посвящен греко-римским статуям. Музей был основан в 1884 году Григорием XVI и содержит коллекцию статуй, саркофагов, и надгробных статуй, большинство которых относятся ко времени Империи в 1-2 столетии. Среди самых известных работ музея Афина и Марсий - копия бронзовой оригинальной статуи, созданная в 5 столетии до нашей эры греческим скульптором Мироном. Здесь также есть мозаики атлетов из Терм Каракалл, и выставка фрагментов Пантеона.

Грегорианский Этрусский музей Ватикана

Грегорианский Этрусский музей Ватикана был основан Папой Григорием XVI в 1837 году. Это был один из самых важных музеев своего рода, несмотря на то, что сейчас его затмевает одноименный музей в Вилле Боргезе, основанный после объединения Италии. В Этрусском музее Ватикана представлена большая коллекция ваз, демонстрирующая влияние греческих техник на этрусков. Выдающимся образом является древняя амфора, украшенная фигурами Ахиллеса и Аякса. Еще одним интересным моментом коллекции является серия экспонатов, найденная в гробнице Реголини-Галасси в городе Черветере. Среди них деревянный трон и носилки седьмого столетия до нашей эры. Важнейшей статуей в Этрусском музее Ватикана является Марс из Тоди - бронзовая статуя пятого столетия до нашей эры.

Григорианский Египетский Музей Ватикана

Григорианский Египетский Музей Ватикана (музео грегориано егицио) также был основан Папой Римским Григорием XVI, который очень интересовался египетской культурой. Вся экспозиция демонстрируется в 8 комнатах, где собраны древние стелы с иероглифами, датирующиеся 2500 годом до нашей эры. Здесь Вы также сможете увидеть римские копии египетских статуй, созданные во втором столетии нашей эры. Не пропустите увлекательную выставку мумий 1000 года до н.э., найденных в некрополе Дейр эль-Бахри в Тебесе. Один зал египетского музея содержит реконструкцию Канопуса из Виллы Адриана в Тиволи, включая Святыню Сераписа и статуи египетских богов.

Картинная галерея Ватикана

Картинная галерея Ватикана (Пинакотека Ватикана) - относительно новый музей. Он был основа в конце 18го века Папой Пием VI и открыт в 1932 году. 16 комнат музея содержат множество картин, датирующихся периодом от 12 до 19 века. Большинство картин были созданы итальянскими мастерами, но есть в галерее и работы иностранных мастеров. Есть даже целая комната, посвященная творчеству австрийского художника Петера Венцеля. Среди выдающихся экспонатов Триптих Стефански, созданный Джотто в 1300 году для собора Св. Петра. Также стоит выделить фреску 15го столетия, изображающую процесс основания Библиотеки Ватикана. Творение Мелоццо да Форли демонстрирует, как первый библиотекарь преклонил колени перед Папой Римским Сикстом IV. В картинной галерее Ватикана есть комната, посвященная Рафаэлю. Здесь представлены гобелены фламандского художника Питера Ван Альста, а также наброски самого Рафаэля и его учеников. Гобелены были сделаны для покрытия стен Сикстинской капеллы. Среди экспонатов также несколько картин Рафаэля, включая "Коронацию Девственницы", которую он нарисовал в девятнадцать лет. Среди других шедевров галереи стоит выделить незаконченную картину Леонардо да Винчи "Сен Джером" (1480), "Мадонну Фрари" Тициана (1535) и некоторые работы Караваджо.

Музей Современного Религиозного Искусства

Музей Современного Религиозного Искусства (Collezione d"Arte Religiosa Moderna) охватывает пятьдесят пять комнат. Он был основан в 1973 волей Папы Павла VI и является самым большим музеем своего вида. Экспозиция включает работы многих самых важных современных художников мира, включая Дали, Кандинского, Матисса, Пикассо, Родена, Ван Гога и многих других.

Музей Пио-Кристиано

Музей Пио-Кристиано содержит набор скульптур, саркофагов и мозаик с Ранне-Христианской эры. Музей был создан в 1854 Пием IX. Самый известный объект здесь - статуя Хорошего Пастуха, созданная в третьем столетии.

Этнологический миссионерский музей Ватикана

Этнологический миссионерский музей Ватикана был основан Пием XI в 1926 году для демонстрации религиозных объектов 4 географических регионов - Азии, Океании, Африки и Америки. Многие из 100 тысяч экспонатов были добыты миссионерами на разных континентах. Музей был первоначально размещен в корпусе Латеранского Дворца, но в 1973 перемещен в настоящее помещение. Среди достопримечательностей статуя бога Кетцалькоатля из Мексики, маски из Сьерра-Леоне и деревянная скульптура божества Туматауэнга из Французской Полинезии.

Библиотека Ватикана

Библиотека Ватикана была основана Папой Римским Николасом V в 1450 и на момент основания содержала 340 книг. Сегодня это одна из самых важных библиотек в мире, с более чем полумиллионом книг и 60,000 рукописей. Некоторые самые ценные экспонаты демонстрируются в Сикстинском Зале. Этот великолепный сводчатый зал был создан в 1588 Доменико Фонтана. Зал шириной в 15 метров достигает 80 метров в длину, с великолепными потолочными фресками и яркими стенами. Библиотека также содержит ряд музеев, включая Светский Музей и Священный Музей, где хранится множество древних христианских объектов из римских катакомб, а также средневековой стеклянной посуды из драгоценных материалов.

Исторический музей Ватикана

Исторический музей (Museo Storico) обеспечивает захватывающий взгляд на длинную и бурную историю Ватикана. Музей был основан в 1973 по требованию Папы Римского Павла VI. Он был первоначально расположен около ватиканской Пинакотеки, но в 1991 переместился в Латеранский Дворец, рядом с базиликой Святого Иоанна Латеранского. Музей содержит набор оружия, брони и универсального обмундирования Папских вооруженных сил, а также портреты Пап и так называемые папомобили. Обсуждаются планы переместить коллекцию обратно в Ватикан. Этот музей можно посетить только во время заранее забронированного группового тура. Другие коллекции Ватиканских музеев включают керамику 18-19го столетий и миниатюрные мозаики, которые были наиболее популярным итальянским сувениром в девятнадцатом веке. Обязательно посетите этот музей Ватикана, входящий в число величайших музеев мира.

Апостольский дворец в Риме

Одним из самых интересных моментов посещения Музеев Ватикана является шанс восхититься щедрым комплексом Апостольского дворца. Комплекс создавался в период между двенадцатыми и девятнадцатыми веками и служил главной резиденцией многих Пап Римских. Несколько комнат, включая Сикстинскую Капеллу, все еще используются папством. Сегодня Папа Римский - главным образом духовная фигура, но перед объединением Италии Папа Римский был также главой большой мирской области, и ватиканский комплекс отразил его важность в качестве главы государства. Папы Римские нанимали самых известных архитекторов и художников в мире, чтобы украсить свои дворцы. Эти художественные шедевры, в частности настенная живопись в частных папских квартирах, сами по себе заслуживают посещения.

Внутренние дворы Ватикана

Здания Музеев Ватикана включают два дворца. На севере расположен Дворец Бельведера, созданный в конце пятнадцатого века. С юга к Собору Святого Петра примыкает Апостольский Дворец, который служил основной резиденцией Римских Пап начиная с их возврата из Авиньона в 1377. Текущий дворец был создан в середине пятнадцатого века и заменял более старое здание времен пятого века. В начале шестнадцатого века Браманте соединил два дворца друг с другом конструкцией из двух длинных крыльев, формирующих большой внутренний двор Кортиле дель Бельведер. В 1585-1590 новое крыло для библиотеки разделило внутренний двор на две части. Более низкий внутренний двор все еще известен как Кортиле дель Бельведер, в то время как к верхнему внутреннему двору дали имя Кортиле делла Пинья. Добавление Нового Крыла (Браччио Нуово) в 1820 создало еще один, меньший внутренний двор в середине: Кортиле Библиотека.


Внутренний двор Библиотеки и внутренний двор Бельведера недоступны для туристов, но почти любой посетитель Музеев Ватикана может легко посетить красивый внутренний двор Пинья. Внутренний двор назвали в честь огромной бронзовой сосновой шишки, установленной Пирро Лигорио. Пинья - древний фонтан, который был обнаружен около Пантеона и вероятно принадлежал храму. Обрамляющие сосновую шишку бронзовые павлины являются копиями древних скульптур из Мавзолея Адриана в Тиволи. Оригиналы находятся теперь в Новом Крыле. Посреди внутреннего двора расположена современная бронзовая скульптура, названная "сфера в сфере". Это творение Арнальдо Помодоро было помещено сюда в 1990-х.

Галереи Ватикана

Два длинных крыла, которые соединяют Апостольский Дворец с Дворцом Бельведера составляют приблизительно триста метров длиной. Восточное крыло размещает вышеупомянутый Музей Кьярамонти с его древними скульптурами и Лапидарием. Западное крыло размещает еще три галереи. Сразу же за Дворцом Бельведера следует галерея Канделябров - комната восемьдесят метров длиной с греческими и римскими скульптурами. Эта комната приводит к галерее Картин (Дели Арацци) с гобеленами 5-17 веков. Заключительной и самой длинной галереей является Галерея Географических Карт. Стены этой галереи украшены тысячами карт, созданных Антони Данти в период между 1580 и 1583 годами. Ему помогал брат игнацио Данте, архитектор и космограф по образованию. Карты изображаю итальянские города, острова в Средиземном море и папские территории. Сопутствующие фрески изображают события, которые произошли в этих местах.

Комнаты Апостольского Дворца

Папы Римские эпохи Возрождения нанимали самых талантливых художников для щедрого украшения своих роскошных резиденций. Многие комнаты, включая Апартаменты Борджиа и Комнаты Рафаэля открыты для общественности и включены в маршрут Музеев Ватикана.

Апартаменты Борджиа

Квартиры Борджиа являются серией комнат, преобразованных в частные квартиры для Папы Римского Александра VI, Родриго де Борджиа. Папа Римский был покровителем искусств и призвал Пинтуриккио украсить свои апартаменты великолепными фресками. С 1492 по 1495 год Пинтуриккио и его ученики украсили шесть комнат Борджиа. Фрески изображают религиозные (мученичество святых и тайны веры) и средневековые темы (Тривиум и Квадривиум). Большинство комнат в настоящее время используется для демонстрации предметов современного религиозного искусства.

Часовня Николая V

Часовня Николая V часто пропускается посетителями на пути к Сикстинской капелле, но определенно заслуживает посещения. Часовня щедро украшена замечательными фресками Фра Анджелико, созданными в период между 1447 и 1449. Фрески изображают сцены из жизни святых Стефана и Лаврентия.

Комнаты Рафаэля

Станцы Рафаэля появились благодаря Папе Римскому Юлию II, который предпочел дистанцироваться от Александра VI и отказался жить в квартирах, созданных для его предшественника. Он решил пригласить самых известных живописцев для украшения собственных апартаментов, расположенных над апартаментами Борджиа. Но понаблюдав за работой 25-летнего живописца и архитектора Рафаэлло Санти (Рафаэля), решил доверить эту работу ему. С 1508 Рафаэль продолжал работать над художественным оформлением квартир, часто отвлекаемый другой работой, включая строительство Собора Святого Петра. Рафаэль умер в 1520, прежде чем фрески папских квартир были завершены, но его ассистенты закончили работу по чертежам мастера. Фрески считаются абсолютными шедеврами ренессансного искусства.


Первая Комната Рафаэля - Зал Константина, который был завершен ассистентами Джулио Романо и Франческо Пенни уже после смерти Рафаэля. Он демонстрирует сцены из жизни римского императора Константина, сделавшего христианство официальной религией вместо язычества. "Битва у Мильвийского Моста" изображает сражение между Константином и Максенцием, во время которого превосходящая численностью армия Константина сокрушила армию противника.


Следующая комната - Станца д’Элиодоро, частично выполненная Рафаэлем между 1512 и 1514 годами. Тема комнаты - божественное вмешательство, защищающее церковь и святых. Комнату называют в честь одной из фресок "Изгнания Элиодоро", которая изображает сцену из библии. Фигуры слева изображают Папу Римского Юлия II, самого Рафаэля и его ученика Джулио Романо.


Станца делла Сеньятура названа в честь собираемого здесь особого комитета. Рафаэль начал с этой комнаты в 1508 году - это единственная станца, полностью завершенная самим мастером. Главная тематика - гармония между предметами старины и христианством. Наиболее известна здесь "Афинская Школа" - самая знаменитая фреска в Комнатах Рафаэля. Она изображает дебаты между Платоном и Аристотелем, двумя известными греческими философами. Многие другие знаменитости старины также изображены здесь, включая Эвклида, Сократа, Пифагора и Архимеда. Рафаэль также изобразил на фресках многих современных персонажей. Среди них его друг Браманте, Папа Римский Юлий II, Леонардо Да Винчи и даже его конкурент Микеланджело, который в этот момент работал над потолком Сикстинской капеллы.


Последней из этих четырех комнат является Комната Пламени, названная в честь одной из фресок. Комната была украшена в 1514-1517 (главным образом ассистентами Рафаэля) во время понтификата Лео X. Он выбрал главной темой для комнаты повествование о жизни своих тезок Лео III и Лео IV. Самая важная фреска - Пожар в Борджо, нарисованный по эскизам Рафаэля. Она изображает Лео IV, гасящего пламя в форме креста. Картина проводит параллели со сценами из старины, напоминая о пожаре в городе Троя.

Лоджия Рафаэля

Комната Константина связана с Лоджией Рафаэля, еще одним шедевром художника. К сожалению, вход в Лоджию Рафаэля доступен только по специальному приглашению. Лоджия украшена 12 фресками с изображением библейских сцен.

Сикстинская Капелла

Самой известной достопримечательностью Музеев Ватикана, вне всяких сомнений, является Сикстинская Капелла. Она была построена в 15м столетии, как личная капелла Папы Сикста IV. В 1508 году Папа Юлий II попросил Микеланджело украсить потолок. Микеланджело не считал себя художником, но вынужден был принять предложение. Он решил украсить потолок Сикстинской капеллы девятью сценами из Ветхого Завета, самой известной из которых является "Сотворение Адама". Она изображает Бога, сошедшего с небес для вселения жизни в Адама. Стены Сикстинской Капеллы также полностью покрыты фресками, самой известной из которых является "Страшный Суд" Микеланджело на стене алтаря.

Лестница в музее Ватикана

Прежде чем попасть в музей Ватикана, у вас будет шанс восхититься красотой одной из самых знаменитых лестниц в мире. Она была спроектирована в 1932 году Джузеппе Момо и состоит из двух спиралей - одна из которых ведет вверх, а другая вниз. Красивая бронзовая лестница украшена папскими гербами.

49,072 просмотрели

Под емкой вывеской «музеи Ватикана» скрывается целая плеяда выставочных залов и галерей. Возраст наиболее почтенных экспозиций насчитывает 5 веков. За это время кураторы музеев успели собрать потрясающую коллекцию скульптуры, живописи, рукописей, предметов быта и религиозного искусства. Оценить по достоинству шедевры мирового искусства можно только в блестящем обрамлении дворцов Ватикана.

В XV веке в Ватикане была построена знаменитая (Cappella Sistina). Архитектор Джованни ди Дольчи (Giovannino de’ Dolci) создал скромное церковное строение, которое изнутри было украшено ренессансными мастерами кисти: Боттичелли (Sandro Botticelli), Гирландайо (Domenico Ghirlandaio), Росселли (Cosimo Rosselli) и Перуджино (Pietro Perugino). Отдельным украшением капеллы служит фреска работы (Michelangelo di Lodovico) «Страшный суд».

В конце XV – начале XVI веков на территории Ватикана возникает еще один памятник архитектуры и искусства – башня Борджиа (Torre dei Borgia). Основал традицию сбора изящных предметов папа Юлий II. В XVI веке он начал активно коллекционировать римские копии античных скульптур и организовал для своей экспозиции подходящее пространство.

В начале XX века узаконил себя в качестве суверенного государства. Латеранский договор закрепил права и свободы папской власти. Все предметы собранные искусств перешли в собственность католической церкви. Однако этот же документ обязал церковь открыть экспозиции для посещения всеми желающими.

  • Важно прочитать:

Двор Бельведера (Cortile del Belvedere)

На протяжении XVI века папа Юлий II проводит реконструкцию имеющихся дворцов. Таким образом, под руководством архитектора Донато Браманте (Donato Bramante) на базе палаццо Иннокентия VII и Николая V возникает Двор Бельведера.


Архитектура зданий – прекрасный образчик эпохи Высокого Возрождения. Ее классическую красоту дополняют и подчеркивают экспонаты: античная статуя Аполлона, архитектурная группа Лаокоон и сыновья, Персей работы Кановы (Antonio Canova) Бельведерский торс, статуя Афродиты Книдской.

Музей Пия-Клемента (Museo Pio-Clementino)

Все эти чудеса выставлены во внутреннем дворике Бельведера — Музее Пия-Клемента. Идейным вдохновителем собрания данных предметов искусства является папа Клемент XIV, бывший у власти в 70-х годах XVIII столетия. Его приемник — Пий VI также не обделил музей своим вниманием. Всего в Музее Пия-Клемента насчитывается 8 залов.

Григорианский Египетский музей (Museo Gregoriano Egizio)

Еще одна интересная экспозиция разместилась на верхних этажах Бельведера – это Григорианский Египетский музей. Первые экспонаты были собраны папой Пием VII, организовал музей уже его приемник – Григорий XVI в 1839 году. В 9 залах можно увидеть культовые египетские предметы, датированные III веком до н.э. Наибольшей популярностью пользуются: безголовая статуя жреца Уджагорресента, статуи фараонов, саркофаги, древние мумии, канопы. Также есть отдельные залы, посвященные культурам Месопотамии и Сирии.

Двор Сосновой Шишки (Cortile Della Pigna)

Во Дворе Сосновой Шишки можно наблюдать необычные экспонаты под открытым небом: гигантскую сосновую шишку, украшающую фонтан и большую бронзовую сферу. Фонтан, украшенный шишкой — это древний символ жизни.

А сверкающая на солнце бронзовая скульптура «Сфера внутри сферы» (Sfera con sfera) — это уже символ жизни современного человека. Инсталляция авторства Арнальдо Помодоро (Arnaldo Pomodoro) появилась в Ватикане в 1990 году благодаря усилиям папы Павла II. Четырехметровая внешняя сфера, отлитая из бронзы, установлена на лужайке Бельведера, внутри нее вращается сфера поменьше.

Сквозь прорехи и разрывы во внешней оболочке виден рисунок, нанесенный на внутренний шар. Таким образом архитектор изобразил современный символ жизни — Землю, окруженную Вселенной. И все то, что земляне делают со своей планетой транслируется во внешний мир.

Пинакотека

У коллекции ватиканских картин – непростая история: стоило Папе Пию VI в конце XVIII века заявить о своем собрании – и всего через несколько лет наполеоновские войска увозят лучшие работы в Париж, откуда с большим трудом и в весьма плачевном состоянии они вернулись лишь через 20 лет. Сегодня в Пинакотеке насчитывается около 460 работ, которые рассказывают историю развития живописи от примитивного стиля Средневековья вплоть до XIX века.

Музеи Апостольского дворца (Palazzo Apostolico )

Вход в Музеи Ватикана начинается с необычной достопримечательности — спиральной лестницы архитектора Джузеппе Момо (Giuseppe Momo). Головокружительная винтовая лестница появилась в 1932 году. Собственные независимые радиусы лестницы и ее перил позволяют охватить взглядом постройку по всей ее высоте!

К тому же, закрученный в бараний рог спуск, вначале имеет плоскую поверхность, которая постепенно переходит в ступени. Итак, преодолев чудесную лестницу, к вниманию посетителя откроется 7 километров коридоров и переходов, ведущих в 1400 залов, заполненных 60 тысячами бесценных экспонатов.

Три больших и светлых комнаты в северном крыле Апостольского дворца носят имя — . На итальянском слово «stanza» означает «комната». Таким образом, перед восхищенными путешественниками предстанут три комнаты, расписанные несомненным гением эпохи Возрождения – (Raffaello Santi).

Комнаты имеют отдельные названия, согласно тематике фресок: Комната суда (Stanza della segnatura), Станца д’Элиодоро (Stanza di Eliodoro) и Комната Пламени (Stanza dell’Incendio del Borgo). К станцам примыкает огромное помещение – Зал Констанца (Sala di Costantino).

Часть палаццо Николая V занимают Апартаменты Борджиа (Appartamento Borgia) – покои папы Александра VI из семейства Борджиа.

При жизни папы в конце XV столетия своды апартаментов были расписаны знаменитыми художниками : Пинтуриккьо и Браманте. Стены и потолки залов украшают изображения пророков, библейские сюжеты, изображение средневековых наук.

Григорианский Этрусский музей (Museo Gregoriano Etrusco)

Григорианский Этрусский музей был основан в 1837 году. Он позволит совершить экскурс в прошлое Италии. Этруски – древние обитатели Апеннин, расцвет цивилизации которых пришелся на VIII до н.э. В музее собрана богатейшая коллекция предметов культуры, религии и быта этрусков. В 22 залах выставлены статуи, изделия из бронзы, обработанного камня, керамики.

Ватиканская апостольская библиотека (Bibliotheca Apostolica Vaticana)

Ученым гостям Ватикана будет интересна Ватиканская апостольская библиотека. Специалистам попасть сюда можно только по предварительной записи за несколько месяцев.

В 1475 году этот музей был основан папой Николаем V. За прошедшие 6 столетий в фондах библиотеки накопилось порядка 1 миллиона 600 тысяч отпечатанных типографским образом книг. Около 150 тысяч манускриптов, столько же гравюр, большая коллекция географических карт, наградных медалей и монет, гобеленов и даже подсвечников! Все экспонаты бережно хранятся и по мере необходимости реставрируются.

Первоначальное предназначение Ватиканской библиотеки – архив важной документации. Со временем фонды библиотеки ширились, наполняясь редкими изданиями. Не могут оставить безучастными стеновые и потолочные фрески Гирландайо, Мелоццо да Форли (Melozzo da Forli), Романо (Antonio Aquilio). Особенно впечатлительные гости верят в то, что от глаз простых смертных скрыты целые залы с запрещенной литературой.

Музей Кьярамонти (Museo Chiaramonti)

Увековечить настоящую фамилию одного из римских пап призван музей Кьярамонти. Пий VII – представитель старого итальянского рода Кьярамонти заручился поддержкой Антонио Кановы и в начале XIX века создал музей, посвященный скульптуре. Сводчатая галерея, соединяющая Апостольский дворец с Бельведером, украшенная статуями и бюстами, была названа — Коридор. Наиболее интересны в этой части выставки: барельеф «Три грации» и древние каменные головы небожителей Посейдона и Афины.

Сравнительно новая часть музея Кьярамонти получила название Новое крыло (Braccio Nuovo), в залах которого собраны предметы искусства времен Древней Греции и Римской империи.

Сильное впечатление производит светлый зал, выполненный в классической манере. В нишах между колоннами выставлены статуи древних божеств, императоров и воителей. Третья часть музея Кьярамонти представленная Galleria Lapidaria – внушительным собранием надписей раннехристианского и языческого периодов.

Исторический музей (Museo Storico Vaticano)

Современная история Ватикана, а также жизнь Римских пап XX-XXI столетий ярко освещена в Историческом музее. Среди прочих диковинок посетители данной выставки смогут взглянуть на бронированные Папамобили, макет локомотива, использованного Ватиканом в 30-е годы прошлого века, кареты и прочие атрибуты папской жизни.

Папский гараж

Павильон повозок, или Папский гараж, с 1963 года является одной из самых необычных частей Музеев Ватикана. Тут представлена захватывающая история передвижения понтификов: десятки карет, 12 автомобилей, руль гоночной Феррари, паланкины, сбруи, седла, модели самолета, паровоза и даже корабля. Роскошная карета для торжественных выступлений и папамобиль, во время выступления на котором было совершено покушение на Иоанна Павла II, ребусы с поиском места, где сидел кучер и бронированных машин – здесь есть чем приятно удивить и взрослых, и детей!

В музеях Ватикана можно провести не один день. Как минимум, вам необходимо составить план тех экспонатов и залов, которые вы хотите увидеть. Неплохим стандартным решением будет аудиогид, а в идеале – сопровождение профессионального гида.

Музеи Ватикана - это целый комплекс из 54 залов, 9 км. ходьбы пешком. С экскурсией в музеи Ватикана надо приходить на целый день.

Находятся музеи Ватикана на территории карликового государства , расположенного рядом с центром . Вход в музеи находится справа от . К музеям оттуда надо идти пешком около 5 минут вдоль ватиканской крепостной стены.

Как и другие известные музеи мира, Ватикан так же осаждают толпы туристов. Ежегодно музеи Ватикана посещает более 5 млн. человек! Уже на подступах к входу в музеи Вы увидите многокилометровую очередь, в которой можно простоять от 2 до 4 часов. Однако, не все так страшно. Есть несколько способов того, как этого можно избежать.

Способ первый. Купить билет через интернет. Он обойдется на 4 евро дороже, чем обычный. Так же, он имеет определенную дату посещения. Т.е. по нему можно прийти в музеи Ватикана в определенный день в определенное время. Однако, имея распечатку с этим билетом, вы можете спокойно пройтись вдоль гигантской очереди желающих попасть во внутрь и войти с отдельного входа (для тех, у кого организованная экскурсия или уже есть билет). Здесь Вам надо будет обменять электронную распечатку из интернета на настоящий билет и все. Вы в музее. Иногда, правда, и возле этого отдельного входа так же набирается большая толпа (ее создают экскурсионные группы), но все равно, зайти отсюда получится гораздо быстрее, чем с общей очередью.

Способ второй. Купить билет по двойному тарифу на стойке информации возле входа в . Получится так же дороже, но зато вы сэкономите много времени.

Музеи Ватикана были основаны в 16 веке. Они представляют собой коллекцию предметов искусства, которые римские Папы собирали на протяжении многих веков. Фактически, это не один музей, а целый комплекс различных музеев. Единственное, чего здесь нет - это современного искусства.

Главный вход (холл) музея имеет современный облик. Здесь вы увидите спиральную лестницу, построенную в 1932 году архитектором Джузеппе Момо. Отсюда, вы можете попасть в большой внутренний двор (сад), а уже дальше пойти по залам музейных экспозиций. Здесь в саду находится гигантская шишка - символ Ватикана, а так же золотой шар, который символизирует современный мир.

Путешествие по залам Ватикана обычно начинается с осмотра Пинакотеки (собрание картин). Здесь есть старинные иконы 12 века, работы таких мастеров, как Рафаэль, Тициан, Леонардо, Рубенс, Караваджо, Леонардо да Винчи и других). Самые известные здесь экспонаты, это работы Рафаэля "Благовещение" и "Преображение", "Святой Иероним" Да Винчи и другие.

Дальше идут античные залы (этруски и древние греки), зал древнего Египта, Месопотамии (Междуречья). Потом Вы попадает в длинную череду галерей (галереи Канделябров, Гобеленов, Географических карт). В самом конце пути Вы попадает в станцы Рафаэля и знаменитую . Если просто идти пешком через все залы от входа в музей к Сикстинской капелле, ни на что не отвлекаясь, то идти придется около 40-50 минут. Музей просто огромен.

Самое сильное впечатление производит древнеегипетский зал (с мумиями и саркофагами), Галерея географических карт с ее роскошным золотым потолком, и Сикстинская капелла, над которой Микеланджело работал около 4 лет.

Так же, можно посетить и Исторический музей (подвал, где выставлены экспонаты связанные с историей Ватикана). Тут есть выставка карет и авто, в том числе и знаменитый папамобиль).

Несколько советов. Здесь лучше не спешить и закладывать на посещение музеев Ватикана целый день свободного времени (5-7 часов). Тут на территории есть много кафе и красивый сад, где можно передохнуть и перекусить. Детям вряд ли в таком огромном музее будет интересно, поэтому их сюда лучше не брать. Быстро устанут.

В Сикстинской капелле нельзя фотографировать. Если заметят, могут заставить стереть фото. Но если делать фото аккуратно и без вспышки, то никто ничего не скажет.

И еще совет: при выходе из Сикстинской капеллы, поверните направо, а не влево. Вы тогда попадете не к выходу, а внутрь собора Петра, минуя очередь, которая выстраивается снаружи на площади.

Что нам не понравилось в музеях Ватикана: это толпы людей. Их здесь огромное количество. Иногда кажется, что поток просто несет тебя. Очень сложно спокойно что то рассмотреть. Поэтому посещение музеев Ватикана лучше планировать на не сезон.

Музеи Ватикана не работают (или открыты бесплатно, когда туда попасть просто нереально) в следующие дни года: 1, 6 января, 11 февраля, 19 марта, 20, 21, 27 апреля, 1 мая, 29 июня, 14-15 августа, 1 ноября, 8, 25-26 декабря. В воскресенье короткий день, поэтому сюда в это время тоже лучше не приходить.

Стоимость взрослого билета составляет 16 евро в кассе или 20 евро через интернет.

Купить билеты в музеи Ватикана можно на официальном сайте: biglietteriamusei.vatican.va











Прежде чем рассказать о нашей экскурсии по музеям Ватикана, давайте познакомимся с интересными и необычными фактами о самом государстве Ватикан, которые я собрал по крупицам из разных источников интернета.

Карта Ватикана.

Ватикан - самое маленькое официально признанное государство в мире.

Протяженность государственной границы - 3,2 км. Все государство можно обойти за полчаса.

Со всех сторон Ватикан окружен средневековой каменной стеной, а перед собором Святого Петра границей является край площади (обозначен белыми камнями в мощении площади).

Независимое город-государство Ватикан было основано в 1929 году.

Это единственная страна, где государственным языком является латынь.

Ватикан назван в честь холма MonsVaticanus. В переводе с латинского Vacitinia означает место гаданий.

Население: 1100 постоянных жителей (на 2014 г.), из которых 95% это мужчины

В 2005 году в Ватикане было зарегистрировано 111 браков.

В 1983 году в Ватикане не зарегистрировано ни одного новорождённого.

Гражданство в Ватикане не наследуется и не может быть приобретено в силу рождения в государстве.

Среди 1100 жителей, только половина имеет ватиканское гражданство, в том числе 61 кардинал и все члены Швейцарской Гвардии.

Все ватиканские паспорта являются дипломатическими - к гражданам Ватикана во всех странах относятся как к дипломатам костела.

В Ватикане абсолютная грамотность, т.е. 100% населения - грамотные люди.

Тем не менее, грамотные люди в Ватикане официально признали, что Земля вращается вокруг Солнца, только в 1992 году. Это несмотря на то, что в 1969 году флаг Ватикана американский космические корабль Аполлон 11 возил на Луну.

Формально Ватикан является самым милитаризованным государством в мире. По данным 2005 года из 557 граждан на тот период 101 являлись военными на действительной военной службе, что составляет 18% населения, а это более чем в три раза перекрывает показатели второй по милитаризации страны мира - Северной Кореи (4,9%)

Ватикан имеет национальную сборную по футболу. Игроки сборной – швейцарские гвардейцы, члены Папского совета и хранители музеев. В футбольной лиге Ватикана играют команды «Гвардейцы», «Банк», «Телепочта», «Библиотека» и другие.

Ватикан ничего не производит и не продаёт, основные источники его дохода - это пожертвования католиков и туризм.

В Ватикане нет аэропортов, но есть одна вертолётная площадка - ватиканский гелипорт. Он был открыт в 1976 году и используется для связи Ватикана с международными римскими аэропортами Фьюмичино и Чампино и загородной папской резиденцией в Кастель-Гандольфо.

Имеется железнодорожная ветка длиной 850 метров и вокзал, построенный в 1932

Ватиканская библиотека – хранилище богатейшего собрания средневековых рукописей и манускриптов. Здесь находится старейший экземпляр Библии, выпущенный в 325 году.

В Ватикане жили и работали такие величайшие художники, как Боттичелли, Микеланджело, Рафаэль, Бернини.

В Ватикане сосредоточены ценнейшие сокровища архитектуры и искусства - Собор Святого Петра и знаменитые на весь мир ватиканские музеи.

По количеству произведений искусства на единицу площади (или на число жителей) Ватикан занимает с большим отрывом первое место в мире.

Подошло время подробней поговорить о музеях Ватикана и показать небольшую часть фотографий, которые мы сделали во время нашей экскурсии. К сожалению, никакие фотографии и самые высокохудожественные тексты, полные богатых метафор, сравнений и превосходных степеней, не смогут передать всю полноту ощущений и восторга от увиденного.

Музеи Ватикана

Музеи Ватикана - это комплекс музеев, расположенных на территории государства Ватикан. Их коллекции созданы римскими папами, начиная с XVI века, и содержат художественные работы классических мастеров, включая произведения эпохи Возрождения. Музеи Ватикана огромны. 1400 залов и 20 двориков-музеев Ватикана хранят более 60 000 произведений искусства.

В 2013 году музеи Ватикана посетило 5,5 млн человек, что поставило их на пятое место среди самых посещаемых музеев мира.

Скульптурные портреты Микеланджело (слева) и Рафаэля (справа) над входом в музеи Ватикана. Дата основания 1506 год.

По ватиканскому ТВ показывают видеоролик с участием Папы Римского.

Пока гид оформляет билеты и раздает наушники, я обращаю внимание в фойе на суперсовременную панель производства Самсунг. Два года я работал на Самсунге, и внес посильный вклад в разработку таких моделей – пустячок, а приятно увидеть их в Ватикане

Наконец, все формальности соблюдены, и мы проходим во внутренний дворик ватиканских музеев.

Бельведерский дворец и бронзовый римский фонтан в форме шишки в нише Бельведера

Со всех сторон дворик окружают бесконечные галереи, в которых находятся музеи и дворцы Ватикана.

Перед библиотекой есть фонтан в виде шишки (I век н.э.). Шишка являлась символом источника жизни по античным понятиям, и в 1608 г. шишку установили перед библиотекой. Собственно, из-за нее двор получил название «Кортиле делла Пинья» (Дворик сосновой шишки)

В центре дворика стоит ставший уже знаменитым "Земной шар", символизирующий разрушение людьми нашей планеты, своего рода, израненная Земля. "Земной шар" приобретен Ватиканом в 1990 г.

Золотой шар во дворе Пинии, олицетворяющий Землю

В этом же дворике размещены репродукции работ Микеланджело из Сикстинской капеллы. Сикстинская капелла была построена в конце 15 века по приказу папы Сикста IV, и в его честь получила свое название. Роспись стен осуществлялась самыми лучшими художниками того времени - Боттичелли, Пинтуриккьо и, конечно же, Микеланджело.

Изнутри купол капеллы расписан знаменитыми фресками Микеланджело

Поскольку внутри Сикстинской капеллы строжайше запрещены разговоры и, тем более, фотографирование, то гиды перед тем, как провести экскурсию по капелле подробнейшим образом описывают здесь все то, что туристам предстоит увидеть, рассказывая о всех персонажах фресок.

Центральной работой в капелле является “Страшный суд”.

“Страшный суд”. Фрагмент.

В центре, разумеется, Иисус и дева Мария. Окружают их святые и апостолы. Выше располагаются ангелы со всеми атрибутами и аксессуарами страстей христовых - терновый венец, крест, столб для бичевания.

Ознакомившись с тем, что нас ждет в Сикстинской капелле, мы идем во дворик Бельведер музея Пио-Клементино, в котором собраны самые значительные греческие и римские скульптуры из коллекций Ватикана.

Музей Пио-Клементино

Голова императора Августа

Скульптура «Голова императора Августа» – это часть мраморной статуи колоссальных размеров, сохранившаяся до наших дней. Она была создана неизвестным мастером в первом веке нашей эры.

Внутренний двор Бельведера


Восьмиугольный дворик Бельведерского дворца - сердце ватиканских музеев.

Первоначально здесь был разбит апельсиновый сад, и в нём среди апельсиновых деревьев располагались античные статуи.

«Лаокоон и его сыновья». Скульптура работы греческих ваятелей с Родоса - Агесандра, Полидора и Афинодора (50 год до н. э.)

Лаокоон - троянский жрец, который пытался спасти Трою вопреки воле богов,
предупреждая троянцев об опасности, исходящей от коня, внутри которого
сидели ахейские лазутчики. Боги, благоволившие грекам, наслали по морю
двух громадных змей, смертельно ужаливших Лаокоона и задушивших его сыновей.

История коллекции музеев Ватикана начинается именно с этой мраморной скульптуры «Лаокоон и его сыновья», найденной 14 января 1506 года в виноградниках Эсквилина. Папа Юлий II, узнав о находке, сразу же послал за ней архитектора Джулиано да Сангалло и скульптора Микеланджело Буонарроти. Сангало подтвердил достоверность работы, а Микеланджело рекомендовал приобрести её у владельца. Юлий II установил её для публичного доступа в специальной нише в ватиканском Бельведере ровно через месяц после обнаружения.

Аполлон Бельведерский (римская копия 2 в. с бронзовой статуи) - одна из самых знаменитых статуй Ватикана находится в коллекции музея с 1509 года.

Аполлон, бог музыки и поэзии в античной мифологии, обычно изображался на горе Парнас в окружении Муз-богинь, вдохновлявших Человека в основных видах интеллектуальной деятельности. Но в то же время Аполлон - легендарный воин, лук и стрелы которого были воистину смертоносным оружием. Например, в гомеровской Илиаде он сражался на стороне троянцев против греков. Именно таким изображает эта статуя мифического бога Аполлона.

Ходим по кругу и рассматриваем статуи, саркофаги, алтари, купели, барельефы -замечательные работы античных мастеров.

Скульптура Венеры Счастливой (Venus Felix) сделанная в 170 г. Эта скульптура имеет портретное сходство с Фаустиной, младшей женой императора Марка Аврелия.

Древняя римская статуя «Река Тигр» и саркофаг 160-170 гг н. э.

Саркофаг. Очень похож на ванну, но принципиальное отличие в том, что внутренние стенки не полировались.

Ванна из розового гранита. Такими красивыми были ванны в Древнем Риме

Очередная ванна из черного гранита

Зал Животных

В зале Животных находится самое богатое в мире собрание античных скульптур, изображающих различных животных (около 150 статуй) из цветного и белого мрамора, и алебастра.

Скульптура собаки

Нет возможности показать все скульптуры, хотя они этого заслуживают.

Следующий зал – это зал Муз.

Зал Муз.

В центре с шаром муза Урания. Она покровительствовала астрономии. Слева Клио, муза истории. Справа - муза комедии и поэзии Талия, дочь Зевса и Мнемозины.

Статуя Силена. Изначально он был изображен в процессе наливания вина, затем статуя подверглась частичной реконструкции.

Силен – бог виноделия, который, как считается, воспитал самого Диониса.

Шедевром этого зала является Бельведерский торс

Знаменитый Бельведерский торс, вдохновлявший Микеланджело при работе над обнаженными фигурами на плафоне Сикстинской капеллы. Найден в Термах Каракалы. Изначально скульптура, вероятно, изображала сидящего Геркулеса (1 в. до н. эры)

Зал Ротонда.

Зал Ротонда построен Микеланджело Симонетти в соответствии с идеалами классицизма.

В центре зала находится огромная монолитная порфировая чаша (13 м в периметре) из Золотого дома императора Нерона. В нишах установлены 18 статуй и бюстов римских и греческих богов и героев. На снимке Гера (Юнона), Геракл и Церера (Деметра)- богиня плодородия и земледелия


Купол Ротонды – один из самых известных сводов в мире, такой же, как в Пантеоне.

Юнона - покровительница браков.


Бюсты и скульптура римских императоров в зале Ротонда

Статуя Клавдия в образе Юпитера. Подразумевается, что как Юпитер правит Олимпом, так император управляет Империей! Эти слова относились к Клавдию, поэтому и изображен он в образе Юпитера.

Геркулес со шкурой немейского льва. Это единственная позолоченная античная статуя, дошедшая до наших дней

Бюст Юлии Пии (Домны)

Юлия Домна - супруга римского императора Септимия Севера, мать Каракаллы и Геты.

Зал Греческого Креста

Входим в зал Греческого Креста. Зал оформлен в египетском стиле, и имеет вид равноконечного греческого креста, поэтому так и называется.

В зале Греческого Креста находятся порфировые саркофаги Констанции (из мавзолея Констанции, 350-360 года) и Елены (из мавзолея Елены, IV век), дочери и матери императора Константина. На снимке саркофаг Елены.

В центре зала находится мозаика (III век) из Тускула. (О поездке в Тускул и наших впечатлениях я подробно рассказал в «Римских замках. Часть 2»)

Мозаика у входа в зал была найдена при раскопках одной из римских вилл, где она украшала обеденный зал. В центре мозаичного круга помещено изображение богини Афины – воительницы. На ее груди прикреплен медальон с головой Горгоны. Согласно поверьям ее изображение на полу зала ограждало хозяев от влияния злых сил. Вокруг богини изображены фазы Луны (III в.н.э.)

Два сфинкса с человеческим лицом

Галерея К анделябров

Далее наш маршрут проходит через галерею Канделябров с коллекциями подсвечников II века к станцам Рафаэля и главному шедевру Ватикана – Сикстинской капелле. Кроме канделябров, здесь вновь можно увидеть саркофаги, а также статуи, вазы, фрески с изображением нимф и сатиров.

По пути обращаем внимание на потолки и стены. Потолки и купола в Ватикане неимоверной красоты, и они богато расписаны лучшими итальянскими мастерами!

Не забываем смотреть под ноги, и любуемся по пути напольной мозаикой

Напольная мозаика

Часть картин на стенах выполнена в особой технике, создающей объем. Глаза с трудом верят, что все это нарисовано на плоскости.

Залы и галереи сменяют друг друга, как в калейдоскопе. По пути умудряюсь снимать, а из всего снятого в отчет войдут по 1-2 кадра.

Галерея Гобеленов

Эта галерея называется Арацци по названию французского города Арраса, где начиная с 14 века производились яркие безворсовые ковры с использованием золотой или серебряной нити. В основе коллекции лежат 27 великолепных гобеленов, относящихся по большей части к XVII веку. Их гармонично дополняют более поздние шедевры. Покажу лишь один 😥

Гобелен "Тайная вечеря" (Ultima Cena), сотканный по эскизам Леонардо да Винчи

Галерея Географических Карт

Галерея представляет собой коридор длиной 120 м и шириной 6 м. Она расписана 40 географическими картами с изображением бывших владений Католической церкви и важнейших регионов Италии в эпоху папы Григория XIII.


Галерея Географических Карт

На географических картах все горы и леса будто выпуклые, а моря – такие синие, что кажутся бесконечно глубокими. Здесь можно познакомиться с географическими картами ватиканских владений в Европе и некоторых других важных регионов в эпоху папы Григория XIII.

Потолок Галереи Карт.

Совершенно роскошный, ошеломляющий своим великолепием потолок исполнен в виде множества картин в золотых рамах. Мне он понравился даже больше, чем сами картыJ

Зал Собеского.

Painting `The Martyrdom of Saint Alexander of Bergamo` by Ponziano Loverini, in the Sobieski Room at the Vatican Museums

Картина польского художника Яна Матейко, изображающая победу польского короля Яна Собеского над турками в 1683 году у стен Вены. Полотно передано Ватикану в качестве дара польского народа.

Подходим к станцам Рафаэля. Здесь надо снимать все – и потолок, и стены, общий план и фрагменты.

Потолок работы Рафаэля

Вид из окна на стоянку машин служителей Ватикана

Станцы Рафаэля

Слово «stanza» в переводе с итальянского означает «комната».

Станцы Рафаэля - это четыре сравнительно небольших комнаты, расписанные в 1508-1517 годах 25-летним Рафаэлем вместе с учениками.

По преданию, сам Папа Римский был настолько восхищен работой молодого художника, что приказал сбить со стен уже готовые изображения, выполненные другими мастерами, и поручил всю работу по росписи исключительно Рафаэлю.

Станца делла Сеньятура (Stanza della Segnatura )

Первая и самая знаменитая станца из четырех, оформленных Рафаэлем, носит название Станца делла Сеньятура. Буквально название можно перевести как «комната подписи» (от латинского глагола «signature» - подписывать, помечать, ставить печать или знак). Именно в этом помещении Папа Римский подписывал присланные ему бумаги.

«Афинская школа»

Хотя все фрески, украшающие станцы Рафаэля, достойны звания шедевров, лучшей их них искусствоведы и историки называют работу «Афинская школа» (Scuola di Atene) в Станца делла Сеньятура. Она изображает спор двух греческих философов – Аристотеля и Платона, находящихся в центре композиции.

Платон (в красном плаще) воздевает руку к небу - давая понять, что мир человеческих идей выше, чем земная жизнь; Аристотель (в синем плаще) показывает на землю, словно возражая собеседнику - духовный мир неразрывно связан с миром земным.

Рафаэль изобразил и других знаменитых философов: Диогена (лежит на ступенях лестницы), Пифагора в окружении учеников (внизу слева), Сократа (слева от Платона), Гераклита (сидящий в глубокой задумчивости почти в центре), Евклида (нагнувшийся, с циркулем в руках справа) и т.д. Интересно, что некоторые из них наделены чертами гениальных творцов Ренессанса: Платон очень похож на Леонардо да Винчи, в Гераклите легко узнать Микеланджело, а в Евклиде – Браманте (спроектировавший дворец Бельведер, Собор Святого Петра, Темпьетто). Себя Рафаэль изобразил в виде одного из двух юношей, беседующих с Зороастром и Птолемеем. Такое сходство, по задумке мастера, должно обозначать родственные связи, общность идей античной греческой философии и современного Рафаэлю богословия. Некоторые детали лучше рассмотреть на фрагментах фрески.

Евклид, нагнувшийся с циркулем в руках, и за ним крайний справа Рафаэль изобразил самого себя.

Микеланджело за столом, и левее Пифагор на первом плане в окружении учеников.

Станца д’Элиодоро (Stanza di Eliodoro )

«Изгнание Элиодора»

Фреска «Изгнание Элиодора », по которой станца получила своё название, рассказывает о том, как небесный всадник изгоняет сирийского военачальника Элиодора из Иерусалимского храма, который он хотел разграбить. Считается, что в этом сюжете содержится намёк на изгнание французов из Папской области. Слева изображён сидящим папа Юлий II. Прекрасно передан характер этого сильного и властного человека.

Станца дель Инчендио ди Борго (Stanza dell ’Incendio di Borgo )

«Пожар в Борго»

Название третьей станцы Рафаэля (и последней из сработанных самим мастером) получено ею в честь одноименной фрески, украшающей одну из стен. Роспись посвящена пожару, охватившему примыкающий к дворцу пап в Ватикане квартал Борго. По преданию, папе Льву IV удалось остановить огонь и спасти прихожан, осенив перепуганную толпу знаком чудотворного креста.

Ну, а дальше перед нами Сикстинская капелла. Она, действительно, производит сильное впечатление, как по масштабам, так и по величию замысла и исполнения росписи. В стенах, облицованных песчаного цвета камнем, заключены истинные жемчужины эпохи Ренессанса – работы Микеланджело, Сандро Боттичелли, Перуджино, Пинтуриккио, Доменико Гирландайо. Это надо видеть!

В Сикстинском капелле снимать запрещено, можно только смотреть глазками, поэтому никаких дополнительных фото я не прикладываю, а продолжение экскурсии по Ватикану читайте в следующем рассказе, посвященном Собору Святого Петра

Апрель, 2016

Более подробно с музеями Ватикана и с наиболее интересными экспонатами в них можно познакомиться в книге:

ВАТИКАН

Что можно увидеть за один день в Ватикане, какие музеи осмотреть, на что обратить внимание и как лучше подготовится к такой экскурсии? Книга снабжена большим количеством фотографий, и может служить своеобразным путеводителем по музеям Ватикана, а также виртуальным гидом для тех, кто готовится к такой поездке.

Цена книги 100 рублей

Музейный комплекс Ватикана состоит из дворцовых помещений, музеев и галерей. В них экспонируются выдающиеся образцы изобразительного искусства, собираемые на протяжении 5 веков Римской Католической церковью. Залы и комнаты, в которых они размещены, и сами являются произведениями искусства. Ежегодно музеи Ватикана принимают 5 миллионов посетителей.

Апостольский дворец

В двух помещениях Апостольского (Папского) дворца (Palazzo Apostolico) находятся главные изобразительные шедевры музеев Ватикана. Это – Сикстинская капелла (Cappella Sistina) и Станцы Рафаэля (Stanze di Raffaello).

Сикстинская капелла (Cappella Sistina)

Апартаменты Борджиа (Appartamento Borgia)

Жилые помещения Папы Александра VI названы по его светской фамилии. Помимо любви к искусствам, этот высший церковный иерарх, как ни странно, прославился разгульным образом жизни.

Раньше в главном зале апартаментов – Понтификов (Sala dei Pontefici), находились портреты Пап. Другие залы названы по сюжетам их росписей – сивилл (de Sibille), таинств веры (dei Misteri della Fede), святых (dei Santi), свободных искусств (Sala delle Arti Liberali), чудес веры (del Credo).

Музеи

Для свободного посещения открыто 9 музеев Ватикана:

  • Скульптурный Пия-Клемента;
  • Кьярамонти;
  • Три Григорианских – Египетский, Этрусский и светский;
  • Музей христианского искусства;
  • Этнологический миссионерский;
  • Современного религиозного искусства;
  • Исторический.

Музей Пио-Клементино (Museo Pio Clementino)

Первый музей назван в честь Пап Климента XIV и Пия VI, положивших начало систематизации ватиканской коллекции. Этот скульптурный музей находится в Бельведерском дворце (Belvedere Palace). Первые экспонаты размещались во внутреннем дворике. В его нишах и сейчас находятся копии знаменитых скульптур «Лаокоон и сыновья», Персея, Аполлона, Гермеса.

В Галерее статуй можно увидеть копии античных скульптур, среди которых – «Спящая Ариадна». В центре зала Ротонда находится огромная чаша, окружённая 18 статуями, а пол выложен римской мозаикой. В зале Греческого Креста выделяются скульптуры Октавиана Августа и Юлия Цезаря. В зале Животных представлено множество их изваяний.

Музей Кьярамонти (Museo Chiaramonti)

Музей классической скульптуры Кьярамонти, основанный Папой Пием VII, носит его светскую фамилию. Основная часть коллекции – несколько сотен статуй, бюстов, рельефов, саркофагов, расположены в Коридоре – протяжённой арочной галерее. Наиболее известные экспонаты – грандиозная голова Афины, греческие подлинники – «Дочери Ниобы» и голова Посейдона.

В Braccio Nuovo («Новом ответвлении») собраны скульптуры героев греческой мифологии и римской истории. Среди экспонатов выделяются изображения божества реки Нил, политиков Августа и Демосфена, богини Афины, оратора Цицерона, копьеносца Дорифора. А в Galleria Lapidaria хранятся тысячи греческих и римских надписей.

Григорианский Этрусский музей (Museo Gregoriano)

Три ватиканских музея основаны большим любителем искусств Папой Григорием XVI. В Museo Gregoriano Egizio посетители могут увидеть мумии X в. до н. э., стелы III в. до н. э. с иероглифами, римские копии древнеегипетских скульптур.

– окно в прошлое Апеннин. Наиболее заметные экспонаты этрусской цивилизации – бронзовое изваяние Марса, датируемое V в. до н. э., коллекция амфор и ваз, деревянный трон.

В Museo Gregoriano Profano демонстрируются античные находки раскопок XIX в. на территории Ватикана. Наиболее интересны римские копии композиции Афины и Марсия мастера Мирона, статуй Софокла и Нептуна.

Другие музеи

В музее христианского искусства Папы Пия IX Museo Pio-Cristiano представлены произведения первых веков христианства. Их большая часть была найдена в римских катакомбах. Самый известный экспонат – скульптура Доброго Пастыря на одноимённом саркофаге.

В этнологическом миссионерском музее (museo missionario etnologico) представлены предметы местных религиозных культов, вывезенные миссионерами с разных континентов. Самые ценные экспонаты – статуи полинезийского божества Туматауэнга и мексиканского – Кетцалькоатля.

Коллекция современного религиозного искусства (collezione d"Arte Religiosa Moderna) занимает 55 комнат. Демонстрируются работы Родена, Ван-Гога, Кандинского, Дали, Пикассо и других модернистских живописцев на религиозные сюжеты.

Исторический музей Папской области – Museo Storico, расположен отдельно – в Латеранском дворце. В нём можно увидеть портреты Пап, оружие, доспехи и мундиры их воинов, «папомобили». Этот музей можно посетить только в рамках забронированной групповой экскурсии.

Галереи

Пинакотека – публичная коллекция живописи. В 18 залах Pinacoteca Vaticana представлены картины только на религиозные сюжеты, в основном итальянских мастеров. Среди них – произведения великих живописцев – Джотто («Триптих Стефанески»), Рафаэля («Преображение», «Мадонна из Фолиньо» и «Коронация Девственницы»), Перуджино («Мадонна с младенцем»), Леонардо да Винчи («Сен Джером»), Тициана («Мадонна Фрари»), Караваджо («Снятие с Креста»).

Три другие галереи – dei Candelabri, degli Arazzi и delle Carte Geografiche расположены в крыле, соединяющем Апостольский и Бельведерский дворцы. В Галерее Канделябров можно увидеть подсвечники ещё II в. В Галерее Гобеленов есть 10 изделий, изготовленных по эскизам учеников Рафаэля. Самая протяжённая – Галерея географических карт, изображающих города Италии, папские владения и острова Средиземного моря.

Информация для туристов

Как добраться?

Ватикан с музеями расположен в центре Рима. До них можно добраться:

  • на метро линии A в направлении Battistini, до станций Ottaviano или Cipro;
  • на трамвае № 19 до остановки Piazza Del Risorgimento;
  • на городских автобусах – № 49 до входа, №№ 81, 982, 492, 32, 990 и до Piazza Del Risorgimento, №№ 492 и 990 до Via Leone.

Когда посещать?

Время работы музеев Ватикана – 9–18 часов (кроме воскресенья и религиозных праздников), но кассы и вход открыты до 16. Цена билетов – 16 EUR, за ними часто бывают большие очереди, особенно по средам (день папской проповеди), и в первую половину дня. Билеты удобней заранее купить на сайте музеев . Заплатив дополнительные 4 EUR, по онлайн-билету можно пройти через отдельный вход.

Посещение будет значительно познавательней в рамках экскурсий . Можно заказать и элитную вечернюю экскурсию вне рабочих часов с посещением закрытых для рядовых туристов помещений.

Вам также может понравиться: