Абсолютный слух – это особый способ восприятия звуков. Человек, обладающий абсолютным слухом, определяет частоту звука, не сравнивая его с другими, не пропевая их про себя. Это качество отличает абсолютный слух от относительного слуха, при котором человек определяет звук, сравнивая его с другими.

Абсолютный в переводе с латинского absolutes означает «неограниченный». Различают пассивный и активный абсолютный слух.

При пассивном абсолютном слухе человек легко определяет высоту музыкального звука, но не способен его воспроизвести голосом. Активный абсолютный слух не имеет такого ограничения, обладатель этого качества может определить звук и напеть голосом.

Люди с активным абсолютным слухом – абсолютники, отличаются друг от друга быстротой определения, частотным диапазоном восприятия звуков, умением определять звуки разных тембров звучания.

Особенности звукового диапазона

Человек различает звуковые колебания в частотном диапазоне от 16 Гц до 20 000 Гц. Звуки высокой частоты в полном объеме воспринимаются в детстве, с возрастом верхняя граница понижается.

Человек с абсолютным слухом воспринимает звуки в обычном диапазоне, но обладает способностью точно различать звуки разной частоты, причем не на всем диапазоне слышимых звуковых колебаний, а на определенном участке.

Самая высокая точность распознавания звуков соответствует среднему регистру, уменьшается к краям частотного диапазона.

К среднему регистру относятся малая, первая, вторая октавы. В среднем регистре лежит и речевой диапазон, средняя часть диапазона – первая октава.

Эталон звучания

В 1939 году на Международной конференции в Лондоне был принят стандарт для настройки музыкальных инструментов по всему миру. Эталоном звука, по которому и сегодня сверяют свои действия все музыканты мира, служит звучание ноты «ля», соответствующее частоте 440 Гц.

Псевдоабсолютный, гармонический, внутренний слух

Кроме абсолютного, различают псевдоабсолютный слух. При этом способе распознавания звуков человек сравнивает внешний звук со звуком своего голоса. Отсчетом для определения звука может служить самый высокий или самый низкий звук собственного голоса.

Еще одной особенностью людей с абсолютным слухом является умение распознавать звуки при их одновременном звучании. Такой слух называют гармоническим. Абсолютники точно называют количество звуков в гармоническом аккорде, распознают каждый из них.

Для музыканта важно обладать не только хорошим абсолютным и относительным восприятием звуков, но и развитым внутренним слухом.

Это качество основывается на музыкальном опыте, способности мыслить музыкальными образами, представлять гармонию музыкального произведения в целом.

Внутренний слух основывается на музыкальном таланте, совершенствуется всю жизнь. Такие известные композиторы, как Бетховен, Сметана, страдающие в конце жизни глухотой, писали музыку, пользуясь исключительно внутренним слухом.

Абсолютный слух и музыкальные способности

Абсолютная способность распознавать звуковые частоты всегда врожденная, но для того, чтобы она проявилась, человек должен сначала услышать звуки. Частота услышанного звука сохраняется в памяти без изменений всю жизнь. Первым известным абсолютником считается В. А. Моцарт.

С возрастом абсолютный слух не утрачивается, а по некоторым данным, улучшается. Встречается врожденная способность абсолютного распознавания звуков в среднем с частотой 1: 10 000. Среди профессиональных музыкантов эта способность отмечается чаще, примерно у одного на несколько десятков человек.

Количество абсолютников выше у народностей с тональными языками. К таким языкам относятся японский, вьетнамский.

Жители этих стран музыкальны, любят и понимают музыку. Тем не менее, количество композиторов в этих странах в среднем не выше, чем в европейских государствах.

Дело в том, что абсолютный слух — не гарантия музыкальной одаренности. По аналогии с литературой, не достаточно распознавать цвета, чтобы рисовать, знать буквы, чтобы стать писателем.

Можно ли достичь абсолютного слуха тренировкой

Абсолютник отличается от человека с относительным музыкальным слухом способностью сохранять в памяти частоту звука. Поступающий в слуховой анализатор внешний звук сравнивается с имеющимися у абсолютника в памяти частотами и выбирается наиболее близкое значение.

Совершенно идеального звучания внешнего звука добиться сложно. В действительности даже эталон — нота «ля», воспроизводится не на частоте 440 Гц, а с небольшой погрешностью. Диапазон погрешности или звуковысотная зона составляет 435-445 Гц.

Специальной тренировкой обычный человек при желании способен максимально приблизиться к умению различать звуки с абсолютной точностью.

Возможно, не каждому удастся достичь скорости распознавания и точности определения звука, характерных для абсолютного слуха, но приблизить свой музыкальный слух к желаемому идеалу, по силам каждому.

Обязательным условием для начала занятий должно быть наличие относительного музыкального слуха. Этот способ распознавания звуков может быть развит в совершенстве и соответствовать уровню абсолютного распознавания звуков.

Существуют специальные программы – Ear Power, Earope, позволяющие совершенствовать слух самостоятельно. Желающим улучшить свой абсолютный слух предлагаются курсы, где под руководством тренера шаг за шагом постигается мастерство распознавания музыкальных звуков.

Известно большое число успешных, выдающихся композиторов, не обладавших абсолютным слухом с рождения и отточивших мастерство в профессиональной деятельности.

Недостатки абсолютного слуха

Не всегда выдающиеся качества приносят обладателю одну лишь только пользу. Абсолютный слух в обычной жизни создает даже некоторые неудобства.

Так, абсолютники слышат любую фальшивую ноту. Диссонанс режет слух, отвлекает, вносит оттенок неудовольствия в занятия. Абсолютный слух улавливает фальшивые ноты в звучании оркестра на концерте, церковного пения в храме, звуки обычного пения в караоке вызывают шок.

Кроме того, чистый абсолютный слух без развитого относительного слуха позволит человеку играть с листа сложные музыкальные произведения, идеально настраивать инструменты, но не позволит писать музыку. Обладатель абсолютного слуха с неразвитым относительным слухом воспринимает музыкальные звуки в отдельности, не чувствует их взаимного тяготения и гармонии.

Абсолютный слух обнаруживается при занятии музыкой, тренируется и развивается в течение всей жизни, не ослабевает с возрастом. Музыкальные способности человека складываются из умения точно различать высоту звука, способностью определять тембр, длительность, относительную высоту и интенсивность звуков.

Большое значение для грамотного воспроизведения музыкальных композиций имеют определённые способности. И одним из самых спорных в этом отношении является абсолютный музыкальный слух: мнения о нём в среде учёных до сих пор расходятся. Но что он собой представляет? И так ли нужен музыкантам? Давайте в этом разберёмся.

Под абсолютным музыкальным слухом подразумевают способность точно определять высоту звука без привязки к чему-то ещё. Наглядной демонстрацией такой способности (или навыка, здесь учёные продолжают спорить) является ситуация, когда человек, стоя спиной к фортепиано, без ошибки называет конкретную ноту.

Нужно отметить, что абсолютный музыкальный слух проявляется по-разному. Одни люди могут определить звуки, которые издают определённые инструменты. У других это распространяется вообще на всё, включая свист закипевшего чайника, мяуканье кошки или же плач ребёнка.

Бытует мнение, что такая способность означает особую музыкальную одарённость. В действительности же она помогает быстрее осваивать сольфеджио, точнее узнавать мелодии. Хотя с последним иногда бывают проблемы: если произведение транспортировано в иную тональность, то «абсолютники» могут перестать его узнавать. Им кажется, что речь идёт о другой композиции или же о грубейших ошибках. Кроме того, подобный музыкальный слух иногда провоцирует на леность. Им пытаются замещать труд по освоению сольфеджио, в результате чего страдают навыки.

К тому же абсолютный музыкальный слух нередко бывает пассивным. Тогда человек слышит, как именно должна звучать та или иная нота, но не может воспроизвести её правильно. А вот сочетание активной и пассивной способности встречается очень редко.

Многочисленные исследования слухового аппарата и головного мозга, которые проводили учёные, показали, что нет никаких физиологических отличий между теми, кто обладает соответствующей способностью, и теми, у кого её нет. А собранная по всему миру статистика подтвердила: дело во многом в практике. Так, у народов, в языке которых смысл слов напрямую зависит от тональности (кантонский диалект китайского, например), абсолютным музыкальным слухом обладает множество людей. В консерваториях Японии же этот показатель иногда доходит до 70%.

Что же касается европейцев, то здесь такая способность встречается гораздо реже, в среднем у 1 человека из 10 000. Причём люди с абсолютным музыкальным слухом способны как увлекаться игрой на каких-то инструментах или же пением, так и вообще заниматься совсем другими вещами, например, быть строителями или врачами. Хотя и в западных странах процент таких людей в консерваториях намного выше.

Означает ли это, что абсолютный музыкальный слух можно развить? И да, и нет. Вернее, это вполне реально, если начать заниматься с ребёнком с самого раннего возраста. Благоприятным возрастом считается период с 2 до 4 лет. Желательно, чтобы с малышом могли работать опытные педагоги. Но исторические примеры красноречиво показывают: иногда достаточно, чтобы у ребёнка был доступ к грамотно настроенному инструменту, например, к пианино.

Однако по мере взросления шансы развить абсолютный музыкальный слух падают. У взрослого же человека они равны нулю. Впрочем, профессионально играть это не мешает: для грамотного воспроизведения композиции достаточно относительного слуха, то есть умения определять интервалы. А вот его-то как раз можно тренировать.

У кого из знаменитых композиторов был абсолютный музыкальный слух?

Исторически первым известным музыкантом, который проявил такую удивительную способность, был Моцарт. Кроме того, это ещё и Бетховен, Ростропович и многие другие. Но в то же время такие знаменитые композиторы, как Вагнер, Чайковский или Скрябин, им не обладали.

Мифы и реальность

Сейчас до сих пор идут споры о том, нужен ли именно абсолютный слух для успешной карьеры музыканта. Большинство склоняется к тому, что он – необязательное условие. Качество исполнения зависит от множества факторов, среди которых - умение понимать композиции, желание развить относительный музыкальный слух, трудолюбие, а также терпение при работе в этом направлении.

Вообще, в связи с поднятой темой существует масса мифов и просто недоразумений. Так, одни путают абсолютный музыкальный слух с умением воспринимать очень тихие звуки. Другие считают, что речь идёт о навыке точного определения тональности звуков при сравнении. Но последнее как раз относится к относительному слуху, что можно развить со временем. А кое-кто даже подразумевает редкую аномалию: способность человека воспринимать ультразвук. Но, как можно догадаться, к абсолютному музыкальному слуху это всё не имеет никакого отношения.

Сложно найти человека, который не любил бы музыку. При этом многие не только ее слушают, но и пытаются исполнять любимые песни. У кого-то получается почти идеально, а кому-то лучше этого никогда не делать. При этом качество исполнения в большинстве случаев зависит не только от голоса, но и от музыкального слуха, которым владеет певец. Однако, как же образом определить его наличие?

Что такое абсолютный музыкальный слух?

По сути, это умение человека точно распознавать высоту звука и определить какой ноте он соответствует, а также распознать и другие его характеристики. У некоторых музыкантов, которые имеют плохой слух распознавания речи, наблюдается удивительная способность различать звуки и безошибочно воспроизводить их. При этом, как определять наличие музыкального слуха, знает любой музыкант. Благодаря этой статье и советам от кавер группы Оранжевый VINIL, будете знать и вы.

Практически все музыкальные педагоги считают, что не существует людей, у которых совсем нет никакого музыкального слуха, а также способности к его развитию. Просто у большинства не до конца взаимосвязаны голос и слух. При этом настоящий музыкант профессионал будет отличаться от человека, не связанного с музыкой, не только возможностью определения высоты звука, а еще и умением его воспроизводить. Хотя, иногда даже не близкие к музыке люди имеют великолепные задатки.

Способы определения

Для начала можно попросить знакомого сыграть какую-нибудь мелодию, состоящую из нескольких нот. При этом вашей задачей будет повторение комбинации в максимальной точности. Называть ноты не обязательно, ведь воспроизведение точной интонации уже говорит о многом.

В случае неудачи отчаиваться не стоит. Ведь объяснений неправильной интерпретации и распознавания звуков может быть несколько. К примеру, знакомый мог исполнить мелодию просто в не комфортном для экзаменуемого расположении. Как показывает практика, многие люди, не имеющие опыта в музыке, могут не точно определять звуковысотность вне диапазона своего голоса.

Если же друг выдал на инструменте звук, который вам не удалось воспроизвести, переживать не стоит. Музыкальный слух, скорее всего у вас есть, только его необходимо скоординировать с голосом. Несколько упражнений и проблема будет устранена. Наличие идеального музыкального слуха на начальном этапе не является обязательным условием.

В случае если у испытуемого получилось не только определить высоту звука, но и найти его нотное обозначение, то это уже абсолютный слух. Некоторым такой слух дается от рождения, а другие его вырабатывают годами. Обладателям такого слуха на начальном этапе даже немного сложнее в плане распознавания аккордов, ведь они слышат лишь набор различных звуков, и только после тренировок «абсолютники» могут систематизировать упорядочить интонацию различных музыкальных аккордов. Наш коллектив имеет такого уникума, как ни странно он барабанщик))

Развитие слуха

Считается, что абсолютным слухом обладают единицы, а другие уверены, что такой слух может развить в себе каждый. Наличие или отсутствие такого слуха не является критерием профессионализма музыканта. Ведь очень много прекрасных композиторов, певцов, инструменталистов и целых музыкальных групп, которые не являются счастливыми обладателями абсолютного слуха, однако это не мешает им собирать полные залы.

Как и любой человеческий навык, музыкальный слух - развивается! Попробуйте каждый день по несколько раз играть себе ноту До или любую другую и через пару месяцев вы сможете без проблем определить ее, а еще через несколько месяцев свободно брать голосом. У «абсолютников» это врожденное чувство, а у обычных людей развиваемое.

Если у Вас не получается самостоятельно понять на что способен ваш слух, музыкальный коллектив на корпоратив - Оранжевый VINIL постарается дать вам несколько советов и помочь в этом. Музыканты группы имеют музыкальное образование и смогут без труда определить ваши способности и задатки!

Трудно себе представить хорошего спортсмена без крепкой мускулатуры и отличной физической подготовки, хорошего оратора без умения красиво говорить и свободно выступать перед публикой. Так и хороший музыкант немыслим без развитого музыкального слуха, который включает в себя целый комплекс способностей, необходимых для успешного сочинения, выразительного исполнения и активного восприятия музыки.

В зависимости от музыкальных характеристик существуют разные виды музыкального слуха. Например, звуковысотный, тембровый, ладовый, внутренний, гармонический, мелодический, интервальный, ритмический и т.д. Но одним из самых необъяснимых по-прежнему остается абсолютный слух . Давайте же разберемся, что собой представляет это загадочное явление.

Название этой разновидности слуха происходит от латинского слова absolutus , что в переводе означет «безусловный, независимый, неограниченный, совершенный» . Под абсолютным слухом понимается «способность определять точную высоту звука без соотнесения его с другим звуком, высота которого известна» (словарь Гроува). То есть, абсолютный слух позволяет без настройки, без сравнения с каким бы то ни было «эталоном» высоты мгновенно, а главное безошибочно узнавать и называть высоту слышимых звуков.

Интересно, что понятие абсолютного слуха появилось лишь во второй половине 19 века. И с того времени ученые умы пытаются найти ответ на вопрос: «откуда у человека появляется такая уникальная способность?». Исследователями выдвигаются самые различные гипотезы по поводу происхождения абсолютного слуха. Однако однозначного ответа на этот вопрос до сегодняшнего дня так и нет. Одни ученые считают его врожденной (и к тому же наследуемой) акустико-физиологической способностью, которая зависит от анатомических особенностей слухового аппарата (точнее строения внутреннего уха). Другие связывают абсолютный слух с особыми механизмами головного мозга, в коре которого имеются специальные формантные детекторы. Третьи предполагают, что абсолютный слух формируется благодаря сильным звуковым впечатлениям в очень раннем детстве и хорошо развитой особенно в детский период «фотографической» образно-слуховой памяти.

Абсолютный слух – довольно редкое явление даже среди профессиональных музыкантов, не говоря уже о простых ценителях музыкального искусства, которые даже могут и не знать, что природа их наградила этим редким даром. Определить есть у вас абсолютный слух или нет довольно просто. Для «диагностики» этой способности специалисты используют фортепиано, на котором вам предложат определить и назвать тот или иной звук. Но, чтобы справиться с этой задачей необходимо как минимум знать названия самих нот и то, как они звучат. Поэтому, как правило, абсолютный слух обнаруживается в раннем детстве: у детей примерно на 3-5 году жизни, обычно после знакомства с названиями музыкальных звуков.

Особенно важен абсолютный слух для таких музыкальных профессий, как дирижер, композитор, исполнитель на инструментах с нефиксированным строем (например, струнные инструменты), поскольку он позволяет более тонко воспринимать высоту звука, более точно контролировать строй. Да и музыканту-любителю наличие абсолютного слуха не навредит: , подбор аккордов к знакомым мелодиям, безусловно, гораздо легче даётся обладателям абсолютного слуха.

Но наряду с неоспоримыми плюсами (прежде всего для музыкантов-профессионалов) у этой уникальной способности есть и свои минусы. В определенных случаях абсолютный слух может стать и сущим испытанием, в особенности для тех, кто знаком с азами музыкальной грамоты. Сидите, вы, к примеру, в ресторане во время романтического свидания. А вместо того, чтобы наслаждать беседой или ароматом вкусных блюд под тихий фон звучащей музыки в вашем сознании периодически «проплывают» заветные нотки: «ля, фа, ми, ре, ми, соль, до…». Далеко не каждый в такой ситуации способен «отключиться» и сосредоточить свое внимание на собеседнике.

Кроме того, трудно найти хуже пытки для абсолютника, чем слушать пускай и вдохновенное исполнение произведения теми, кто «абсолютно глух». Ведь при таких способностях человек не только слышит точную высоту звука, но и абсолютно точно определяет фальшь, малейшие отклонения от правильного эталонного звучания. Можно только искренне посочувствовать абсолютнику во время концертного звучания совместной игры плохо настроенных инструментов (особенно струнных) или неслаженного «грязного» ансамблевого пения.

По большому счету не так уж и важно есть у вас абсолютный слух или нет. Но если вы решили посвятить себя музыке, а может даже и стать первоклассным профессиональным музыкантм, то хороший музыкальный слух вам жизненно необходим. Его развитие впредь должно стать для вас действием целенаправленным и регулярным. Помочь в этом непростом деле могут занятия по специальной дисциплине – сольфеджио. Но особенно активно музыкальный слух развивается в процессе музыкальной деятельности: во время пения, игры на инструменте, подбора по слуху, импровизации, сочинения музыки.

А главное, друзья, учитесь слушать и понимать музыку! С любовью и благоговением вслушивайтесь в каждый звук, искренне наслаждайтесь красотой каждого созвучия, для того, чтобы в дальнейшем дарить счастье и радость от общения с музыкой своим благодарным слушателям!!!

Д. К. Кирнарская

Абсолютный слух

Обладатели абсолютного слуха или, как их называют музыканты, абсолютники , вызывают у многих белую зависть. Обычные люди с хорошим относительным слухом узнают высоту звуков. сравнивают их: если не дать им эталон для сравнения, то они не смогут назвать данный звук, что без труда сможет сделать всякий абсолютник. Сущность этой способности до конца не раскрыта, и самая распространённая версия сводится к тому, что для обладателя абсолютного слуха каждый звук имеет такое же определённое лицо как тембр: так же легко как обычные люди узнают по голосу своих родных и знакомых, различая тембры, абсолютники «узнают в лицо» каждый отдельный звук.


Вполне вероятно, что абсолютный слух – своего рода «сверхтембровый» слух, когда различение тембров столь тонко, что затрагивает каждый отдельный звук, который всегда чуть-чуть тоньше и светлее соседнего звука, если он выше, и также еле заметно «темнее» соседнего звука, если ниже его. Группа американских психологов под руководством Гэрри Краммера экспериментировали с музыкантами-абсолютниками, музыкантами-неабсолютниками и немузыкантами. Испытуемых просили различать тембры разных инструментов. Все люди распознают тембры очень хорошо, так что неудивительно, что все испытуемые прекрасно справились с заданием. Но абсолютники отвечали гораздо увереннее и быстрее, чем их коллеги-музыканты или немузыканты. Значит, абсолютный слух включает в себя тембровый элемент или даже целиком, как полагают многие психологи, является сверхтонким ответвлением тембрового слуха. Некоторые самонаблюдения музыкантов поддерживают «тембровую версию» происхождения абсолютного слуха. Композитор Танеев вспоминал: «Нота для меня имела совершенно особый характер звучания. Я узнавал её так же быстро и свободно по этому определённому характеру её звука, как мы сразу узнаём в лицо знакомого человека. Нота ре уже имела как бы совершенно другую, тоже вполне определённую физиономию, по которой я её моментально узнавал и называл. И так все остальные ноты».


Вторая популярная версия по поводу природы абсолютного слуха акцентирует не момент тембрового ощущения, а момент суперпамяти на музыкальную высоту. Известно, что обычный человек может помнить высоту данного звука в течение полутора минут – через полторы минуты он может этот звук спеть или узнать среди других звуков. Память на музыкальную высоту у музыкантов прочнее – они могут произвести звук и через восемь минут после того как его услышали. Абсолютники же помнят высоту звуков неограниченно долго. Психолог Даниэль Левитин считает, что абсолютный слух – это просто долговременная память.


Абсолютный слух бывает активный и пассивный. Пассивный слух позволяет узнавать и называть высоту звука, но если такого абсолютника попросить «спойте ноту фа», то он вряд ли споёт её мгновенно и безошибочно. Обладатель активного абсолютного слуха сделает это без труда, не говоря уже о том, что легко узнает любой звук. В обсуждении природы активного абсолютного слуха и пассивного абсолютного слуха исследователи находят место как тембровой так и высотной версии его происхождения. Многие полагают, что пассивное узнавание звуков опирается на тембровый абсолютный слух, а возможность их активного воспроизведения – на высотный. Вопрос о природе абсолютного слуха пока остаётся открытым, но что бы ни запоминали абсолютники – тембр, высоту, или то и другое, они встречаются чрезвычайно редко, абсолютным слухом обладает один из тысячи человек.


Музыканты-профессионалы во время обучения в музыкальных школах, училищах и консерваториях постоянно выполняют массу слуховых упражнений: они пишут музыкальные диктанты, поют по нотам, угадывают на слух аккордовые последовательности. Во время работы дирижера, хормейстера, певца и в самых разных видах музыкальной деятельности слух многое облегчает и часто служит удобным подспорьем. Коллеги счастливых абсолютников порой задаются целью завладеть абсолютным слухом, выработать его, даже если от природы у них нет абсолютного слуха. В ходе многочасовых тренировок фанатики в конце концов вырабатывают вожделённый абсолютный слух и некоторое время пользуются им хотя бы в пассивной форме. Но стоит им прекратить тренировки, как завоёванный было абсолютный слух исчезает без следа – полученные с таким трудом навыки оказываются весьма эфемерными и непрочными.


Младенцы, которые и так склонны к проявлениям абсолютного слуха, могут обучиться ему даже в активной форме. Психологи Кессен, Левайн и Вендрич просили матерей трёхмесячных младенцев внушить им особую любовь к ноте «фа» первой октавы. Эта нота удобна для детского голоса, и когда младенцы гукали на своей ноте, матери должны были всякий раз напоминать им «фа», как бы подсказывать именно эту высоту звука. Через сорок дней занятий двадцать три младенца, участника эксперимента, дружно гукали на ноте «фа» – им удалось запомнить именно эту высоту и они уже не сбивались с неё. Через некоторое время, когда смысл этой особой любви к «фа» так и не прояснился, а матери перестали бесконечно напоминать именно эту ноту, младенцы перешли на своё обычное гуление. Так закончил свою короткую жизнь еле пробившийся абсолютный слух. Из многих подобных проб и ошибок как с младенцами так с взрослыми и детьми исследователи сделали предварительное заключение о невоспитуемости настоящего, прочного и не требующего дополнительной работы активного абсолютного слуха. Причина всевозможных фиаско в попытках обрести абсолютный слух объясняется его генетическим происхождением, многократно подтверждённым.


Нейропсихологии также полагают абсолютный слух качеством врождённым и генетически обусловленным. Группа нейропсихологов под руководством Готфрида Шлауга сосредоточилась на исследованиях левополушарнового отдела planum temporale, который чуть увеличен у всех людей по сравнению с соответствующим отделом правого полушария. Этот отдел заведует звукоразличением, в том числе и различением фонем, и как уже упоминалось, некоторое увеличение этого мозгового приспособления «человека говорящего» сформировалось ещё у шимпанзе 8 миллионов лет назад. Однако при ближайшем рассотрении оказалось, что у музыкантов-абсолютников planum temporale ещё больше, нежели у всех прочих Homo sapiens, и даже больше, чем у музыкантов-неабсолютников. «Результаты исследования показывают, – пишут авторы, – что выдающиеся музыкальные способности ассоциируются с преувеличенной левополушарной асимметрией отделов мозга, обслуживающих музыкальные функции».


Судя по данным нейропсихологов и генетиков, абсолютный слух как сверхвысокая способность звукоразличения и слуховой памяти не воспитывается и не вырабатывается, а даруется свыше. «Оставь надежду всяк сюда входящий!» следовало бы написать не на вратах ада, а в классе сольфеджио особе ретивых педагогов, которые увлекают легковерных учеников обещаниями развить у них абсолютный слух. Однако более важный вопрос состоит в другом: а нужен ли этот подарок судьбы музыканту, является ли абсолютный слух таким уж ценным качеством, без которого музыканту трудно обходиться? С тех пор как общественное внимание привлечено к абсолютному слуху, о нём собрано множество почти анекдотических историй, рассказывающих о невероятных слуховых возможностях человека. Но эти квазианекдоты не приближают абсолютный слух к музыке, а отдаляют от неё, усиливая сомнения в его полезности как сугубо музыкального качества, а не курьеза природы, имеющего весьма косвенное отношение к музыкальному искусству.


Абсолютный слух работает в автоматическим режиме, фиксируя всё что ни попадя. Зубной врач пианистки-абсолютницы мисс Сауэр отвлекал её от неприятных ощущений, задавая вопросы о том, на какой ноте гудит бормашина. Так же как юный Моцарт, который умел называть какой звук издаёт бокал, наполненный водой, на какой ноте тикают часы и скрипят двери, мисс Сауэр различала высоту всех вообще звуков. Как-то во время разучивания пьесы она услышала непрошенное сопровождение в виде звуков соседской газонокосилки, которая жужжала на ноте «соль». Отныне всякий раз, когда мисс Сауэр исполняла эту злосчатную пьесу, в её сознании пробуждался звук газонокосилки на той же самой ноте, и концертная пьеса была бесповоротно загублена. Коллега мисс Сауэр преподобный сэр Фредерик Услей, профессор музыки Оксфордского университета, тоже обладал легендарным абсолютным слухом. В пять лет он говорил матери: «Подумать только, наш папа сморкается на «фа». В любом возрасте он мог определить, что гром гремит на «соль», а ветер дует на «ре». В восемь лет, слушая жарким летом днём знаменитую соль-минорную симфонию Моцарта, юный сэр Фредерик утверждал, что на самом деле он слышит вовсе не соль-минор, а ля-бемоль минор, расположенный на полтона выше. Оказалось, что мальчик прав: инструменты так нагрелись от жары, что их строй несколько повысился.


Многое говорит о древнейшем происхождении абсолютного слуха, ещё более древнего, чем человеческая речь. Одни и те же мелодии люди поют и играют на разной высоте, одна и та же музыка сплошь и рядом звучит то выше то ниже. В музыкальном творчестве господствует относительный слух, для которого важна не абсолютная высота исполняемой музыки, а звуковые отношения. Не то у птиц: они поют свою «музыку» на одной и той же высоте, запоминая не столько птичьи мелодии, сколько абсолютную высоту входящих в них звуков. Эта совокупность звуков является для них знаком, сигналом, но не художественным посланием. Так же поступают и дельфины, издающие звуки определённой высоты, где каждая частота выступает в роли определённого знака-сигнала. Животные, вынужденные общаться на больших расстояниях, используют частоту звука как наиблее устойчивую его характеристику, не подверженную искажениям. С древнейших времён частота звуковых колебаний передавала информацию и в бурю, и в снег, и в дождь, прорезая леса и океаны и преодолевая все звуковые помехи. У некоторых видов животных таким образом сформировался абсолютный слух, способный различать несколько употребительных частот и пользоваться ими.


Работы англичанина Сарджента проливают свет на многие явления, связанные с абсолютным слухом. Он утверждает, что едва ли не каждый человек мог стать абсолютником, если бы начал заниматься музыкой в раннем детстве. Проведённый им опрос полутора тысяч членов английского Общества музыкантов показывает, что есть определённая связь между временем начала музыкальных занятий и обладанием абсолютным слухом. Абсолютный слух отмирает из-за того, что одна и та же музыка, когда звучит в разных тональностях, воспринимается как практически та же самая; если бы это явление, которое музыканты называют «транспозицией», не существовало, то абсолютный слух мог бы сохраниться. Предположить подобное было бы, однако, полной фантазией – пение как основа музицирования не могло бы жить без исполнения одних и тех же мелодий то сопрано, то басом, то тенором. Все данные – и явления абсолютного слуха у животных (абсолютный слух музыканты иногда называют «собачьим»), и лёгкость, с которой младенцы воспринимают абсолютную высоту звуков – заставляет думать, что абсолютный слух вовсе не высшее достижение человеческого слуха, как иногда полагают, а напротив, слуховой рудимент, исчезающая тень эволюционного процесса, след слуховой стратегии наших далёких предков. В онтогенезе, в детском развитии, отражающем филогенез, развитие историческое, можно наглядно увидеть как абсолютный слух, едва наметившись, отмирает, не получив практического подкрепления: ни в музыке ни в речи он не является необходимым, и будучи невостребованным, этот рудимент спокойно отмирает как отпал когда-то у людей звериный хвост.


К числу преимуществ музыкантов-абсолютников часто относят так называемый «цветной слух», когда музыкальные тональности кажутся воспринимающему как бы окрашенными, цветными, стойко вызывают в памяти определённые цветовые ассоциации. Римский-Корсаков считал тональность ми-мажор «синей, сапфировой, блестящей, ночной, тёмнолазуревой» благодаря подсказке коллег-композиторов. Глинка написал в этой тональности хор «Ложится в поле мрак ночной», а Мендельсон использовал эту тональность для увертюры «Сон в летнюю ночь» и для известного «Ноктюрна». Как тут было избежать «ночных и тёмнолазурных» ассоциаций? Фа мажор Бетховен положил в основу «Пасторальной» симфонии, связанной с жизнью невинных пастухов и крестьян на лоне природы, и эта тональность в композиторском сообществе стала естественно тяготеть к зелёному. Ми-бемоль мажор Римский-Корсаков и Вагнер связали с водой – первый с «Океаном-морем синим», а второй с «Золотом Рейна», хотя Римский-Корсаков мог похвастаться абсолютным слухом, а Вагнер нет. Это ещё больше укрепляет в мысли, что «цветной слух» – явление историческое и культурное, с абсолютным слухом не связанное. Скрябин тоже тяготел к цветным ассоциациям тональностей, но абсолютным слухом подобно Вагнеру не обладал.


Сравнение музыкантов-абсолютников с музыкантами-неабсолютниками подчёркивает их принципиальное равенство в главном: и те и другие слышат и фиксируют звуковые отношения и запоминают высоту звуков, но используют при этом разные стратегии – там, где абсолютник не думает и не сравнивает, действуя мгновенно, там неабсолютник достигает того же с минимальными усилиями, но с тем же результатом. За исключением случаев, когда требуется с точностью до нескольких герц настроить инструмент или распознать фальшивое звучание. Так стоит ли завидовать абсолютникам, и как трактовать этот подарок природы, зная о его рудиментарном происхождении, а также о том, что некоторые великие композиторы, включая Чайковского и Вагнера со Скрябиным, обошлись без абсолютного слуха.


Само словосочетание «абсолютный слух» наводит на мысль о чём-то совершенном, наивысшем, недосягаемом. Это название отражает общественный пиетет перед абсолютным слухом хотя бы по причине его очень малой распространённости. Сам факт обладания абсолютным слухом уже наводит на мысль о сверхвысокой музыкальности. Однако даже примерный обзор фактов и воззрений специалистов вынуждает от подобного пиетета отказаться. «Абсолютный слух – не панацея, – пишет мисс Сауэр, умеющая узнавать, на какой ноте жужжат бормашины и газонокосилки. – Он есть лишь то, что вы способны с ним сделать и как вы можете им воспользоваться. Одно автоматически не вытекает из другого».


Немного статистики звучит в тон этим охлаждающим тирадам. Если всего абсолютников в мире около 3%, среди студентов консерваторий Европы и Америки уже 8%, то среди японских студентов-музыкантов абсолютников уже 70%, вероятно тому, что восточные языки генетически ближе тональным языкам, и слуховые возможности азиатов вообще выше. Не оттого ли сложная классическая музыка Европы так быстро завоевала популярность на Дальнем Востоке, что слуховые ресурсы этих народов по сравнению с европейцами чрезвычайно велики? Им легко воспринимать глобальные звуковые конструкции сонат и симфоний, поскольку их слух очень совершенен. Однако процент выдающихся музыкантов среди азиатов отнюдь не больше, чем среди европейцев. Абсолютным слухом во всём мире обладают и вполне заурядные музыканты, и просто настройщики роялей, и даже люди, вовсе не любящие музыку и не интересующиеся ею. «Обладание абсолютным слухом ни в коей мере не делает вас хорошим музыкантом, – пишет один из абсолютников, профессор класса сольфеджио американского университета Де-Поль доктор Атовский. – Это не означает, что вы понимаете музыкальные отношения, это не свидетельствует о чувстве ритма, это просто означает, что у вас есть абсолютный слух. Многие люди думают, что это означает нечто гораздо большее».


В то же время среди выдающихся музыкантов число абсолютников очень велико. На вершинах музыкального Олимпа на высоте Моцарта-Баха-Дебюсси и им подобных неабсолютный слух составляет большое исключение. То же можно сказать и о выдающихся исполнителях ранга Рихтера-Стерна-Ростроповича. В специальном исследовании о выдающихся виолончелистах отмечено, что 70% из них – абсолютники. Налицо некое несоответствие: с одной стороны, абсолютный слух и музыкальный талант явно связаны, и среди гениев музыки неабсолютник – такая же редкость как белый музыкант среди черных титанов джаза. Вместе с тем абсолютный слух не гарантирует даже сносных музыкальных способностей: обладание абсолютным слухом кроме стопроцентного удовольствия узнавать дверь родного дома по её неповторимому скрипению, никаких иных удовольствий не обещает.


Даже поверхностный анализ слуховых возможностей великих может внести некоторую ясность в мифологию абсолютного слуха. «Когда мне было два с половиной года, – вспоминает композитор Сен-Санс, – я очутился перед маленьким фортепиано, которое не открывалось несколько лет. Вместо того чтобы стучать как попало, как это обыкновенно делают дети, я перебирал одну клавишу за другой и не отпускал её, пока её звук не замирал совершенно. Бабушка объяснила мне названия нот и пригласила настройщика, чтобы привести фортепиано в порядок. Во время этой операции я был в соседней комнате и поразил всех тем, что называл ноты по мере того, как они звучали под рукой настройщика. Все эти подробности известны мне не с чужих слов, так как я сам их помню великолепно». В этом описании удивительно вовсе не то, что абсолютный слух проявился так рано – он всегда рано пробуждается; удивительно и не то, что ребёнок так уверенно назвал все звуки, лишь один раз услышав их – это и есть абсолютный слух. Удивительна рано проснувшаяся в ребёнке любовь к музыке, когда он вслушивался в звуки с таким вниманием, с таким небывалым интересом, воспринимая фортепиано как своего собеседника, которого надо слушать, а не как игрушку, которую надо лупить, чтобы она отзывалась обиженным треньканьем.


Абсолютный слух рудиментарен в своём происхождении, это атавизм, но у одарённых музыкантов, с одной стороны, и у рядовых «настройщиков», с другой стороны, он сохраняется по разным причинам. Выдающиеся музыканты одарены в слуховом отношении далеко не только абсолютным слухом, их общая высокая музыкальность, их чувствительность к осмысленности звука усиливает все звукоразличительные способности, и абсолютный слух в том числе. Он не отмирает в сознании выдающегося музыканта, потому что включается в контекст других слуховых данных, среди которых обязательно имеется прекрасный относительный слух: выдающийся музыкант одинаково свободно пользуется и абсолютным слухом и неабсолютным слухом, если есть в том необходимость.


Абсолютники, которых условно можно назвать «настройщиками», по сути своей немузыканты. Их абсолютный слух – всего лишь рудимент, сохранившийся в качестве курьёза природы. Иногда в семье музыкантов этот рудимент задерживается оттого, что ребёнок перегружен звуковыми впечатлениями, его слуховой аппарат работает в усиленном режиме. Кроме того, дети музыкантов обладают наследственной склонностью к сохранению абсолютного слуха. Однако во всех подобных случаях тенденция к удержанию абсолютного слуха не идёт изнутри сознания, изнутри пробуждающейся музыкальности, и в результате возникает мертвый абсолютный слух, который может подтолкнуть к выбору музыкальной профессии – признанный фетишизм словосочетания «абсолютный слух» сыграет здесь свою предательскую роль. Кажущаяся лёгкость овладения азами профессии заслонит от такого «псевдоталанта» горькую истину: природа одарила его вовсе не настоящим творческим даром, а лишь суррогатом в виде абсолютного слуха.


Даже если абсолютный слух и его сохранность вызваны внутренними причинами, и ребёнок действительно наделён прекрасным интонационным слухом, хорошим чувством ритма и даже замечательным относительным слухом, все эти качества, вместе взятые, ещё не означают, что музыкальный талант налицо. Эти свойства слуха – свойства операционные, позволяющие удачно расчленять музыкальную ткань, понимая, почему она сконструирована так, а не иначе. Но эти свойства слуха ещё не означают, что абсолютник имеет хотя бы малую толику музыкальной фантазии, воображения и артистизма. Он ещё весьма далёк от требований, которые общество предъявляет к одарённым исполнителям и композиторам. К тому же в музыкальной профессии вполне можно обойтись и хорошим относительным слухом, что лишний раз предостерегает общество от излишних восторгов по поводу волшебных свойств абсолютного слуха. Его рудиментарное происхождение и принципиально осознанный, рефлекторный характер ещё раз подчёркивают, что понятие «абсолютный слух» – это очередной миф. Верить в него или нет – каждый выбирает сам.