По контрасту И.А. Гончаров с портретом Ольги Ильинской ставит «бытовой» потрет Агафьи Матвеевной Пшеницыной, жены Ильи Ильича Обломова. В отличии от полного образа Ольги, который включает в себя не только внешность героини, но и черты ее характера, здесь автор показывает некоторые черты внешности Пшеницыной, ее одежду, о характере, манерах и привычках писатель умалчивает.

Вот какой Обломов видит эту женщину: «Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у нее почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами. Глаза серовато-простодушные, как и все выражение лица; руки белые, но жесткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил. Платье сидело на ней в обтяжку: видно, что она не прибегала ни к какому искусству, даже к лишней юбке, чтобы увеличить объем бедр и уменьшить талию. От этого даже и закрытый бюст ее, когда она была без платка, мог бы послужить живописцу или скульптору моделью крепкой, здоровой груди, не нарушая ее скромности. Платье ее, в отношении к нарядной шали и парадному чепцу, казалось старо и поношено». Гончаров, И.А. Обломов. Роман в 4-х частях. - М.: Художественная литература, 1984. - 493 с. - С. 304

На Илью Обломова героиня произвела положительное впечатление, хотя у нее было «простое, но приятное лицо» и герой подумал, что она, наверное, приятная женщина. Любовь к труду и хозяйству, выдавали руки героини. И как отмечает писатель, что хлопоты по хозяйству никак не отягощали Пшеницыну, это было ее призванием.

Агафья Матвеевна полностью погрузилась в главного героя. Она готова на многое ради любви к Обломову, хотя и кажется ему застенчивой и кроткой. Ее чувство влюбленности можно заметить только по излишней рассеянности: то у нее «подгорит жаркое, переварится рыба в ухе, не положит зелени в суп…».

Если сравнить портреты героини в начале приезда И.И. Обломова и портрет после продолжительного времени совместной жизни с ним, то можно заметить существенные различия. В начале она, пышущая здоровьем, полная, румяная, круглощекая. А вот портрет уже несколько времени спустя. «Она ужасно изменилась, не в свою пользу» Гончаров, И.А. Обломов. Роман в 4-х частях. - М.: Художественная литература, 1984. - 493 с.- С.427 - замечает И.А. Гончаров - «Она похудела. Нет круглых, белых, некраснеющих и небледнеющих щек; не лоснятся редкие брови, глазу у нее впали.

Одета она в старое ситцевое платье; руки ее не то загорели, не то загрубели от работы, от огня или от воды, или от того и от другого… в лице у нее лежит глубокое уныние». Там же. - С. 427

Что же произошло с героиней? А все потому, что уже какой год всю ее стряпню не кушает Илья Ильич. Вот как трепетно Агафья Матвеевна относилась к Обломову. И стоило только поправится делам главного героя с выплатой долга, героиня снова вернулось в былое положение: «она пополнела; грудь и плечи сияли тем же довольством и полнотой в глазах светилась кротость и только хозяйственная заботливость». Там же. - С. 473

А лицо Пшеницыной показывало гораздо большее. Оно «высказывало одно и то же счастье, полное, удовлетворенное и без желаний».

В портрете Агафьи Пшеницыной И.А. Гончаров воплотил образ типичной русской женщины, которая готова полностью отдать себя хозяйственным заботам и всячески угождать типичным Обломовым.

Обломов сиял, идучи домой. У него кипела кровь, глаза блистали. Ему казалось, что у него горят даже волосы. Так он и вошел к себе в комнату - и вдруг сияние исчезло и глаза в неприятном изумлении остановились неподвижно на одном месте: в его кресле сидел Тарантьев.

Тарантьев стал расспрашивать Обломова, почему он до сих пор ни разу не наведался на свою новую квартиру, напомнил ему о подписанном на целый год контракте и потребовал восемьсот рублей - за полгода вперед. Обломов же объявил, что не собирается ни селиться на Выборгской стороне, ни платить, и поспешил выпроводить Тарантьева.

Когда Тарантьев ушел, Обломов задумался, и почувствовал, что «светлый, безоблачный праздник любви отошел, что любовь становилась долгом…, и начинала линять, терять радужные краски». «Поэма минует, и начнется строгая история: палата, потом поездка в Обломовку, постройка дома, заседания в суде». И он решил пойти к Ольге и рассказать ее тетке о помолвке. Но Ольга потребовала, чтобы он никому не говорил ни слова, пока не заверит в палате доверенность на управление имением, чтобы деревенский сосед Обломова смог разобраться с его хозяйственными делами, построил дом, нашел квартиру, написал Штольцу…

«Что ж это такое? - печально думал Обломов. - Ни продолжительного шепота, ни таинственного уговора слить обе жизни в одну! Все как-то иначе, по-другому. Какая странная эта Ольга! Она не останавливается на одном месте, не задумывается сладко над поэтической минутой, как будто у ней вовсе нет мечты, нет потребности утонуть в раздумье! Сейчас и поезжай в палату, на квартиру - точно Андрей! Что это все они как будто сговорились торопиться жить!»

На следующий день он нехотя отправился в палату, но перед этим решил заехать к знакомому спросить, как лучше оформить дело. Разговор затянулся до трех часов, в палату ехать было уже поздно, а завтра была суббота, и дело пришлось отложить до понедельника.

Обломов отправился на Выборгскую сторону, в дом вдовы коллежского секретаря Пшеницыной, кумы Тарантьева.

Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у нее почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами. Глаза серовато-простодушные, как и все выражение лица; руки белые, но жесткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил.

Платье сидело на ней в обтяжку: видно, что она не прибегала ни к какому искусству, даже к лишней юбке, чтоб увеличить объем бедр и уменьшить талию.

От этого даже и закрытый бюст ее, когда она была без платка, мог бы послужить живописцу или скульптору моделью крепкой, здоровой груди, не нарушая ее скромности. Платье ее, в отношении к нарядной шали и парадному чепцу, казалось старо и поношено...

Она вошла робко и остановилась, глядя застенчиво на Обломова.

Он привстал и поклонился.

Я имею удовольствие видеть госпожу Пшеницыну? - спросил он.

Да-с, - отвечала она. - Вам, может быть, нужно с братцем поговорить? - нерешительно спросила она. - Они в должности, раньше пяти часов не приходят.

Нет, я с вами хотел видеться, - начал Обломов...

«У ней простое, но приятное лицо, - снисходительно решил Обломов, - должно быть, добрая женщина!»

Обломов сказал Пшеницыной, что собирается искать квартиру в другой части города, и не собирается жить у нее. Она выслушала его и сообщила, что все дела решает ее братец, который служит в канцелярии и которого сейчас нет. От Пшеницыной Обломов узнал, что она живет одна, с двумя детьми от покойного мужа и больной бабушкой. Часто заезжает Михей Андреич Тарантьев, иногда гостит по месяцу. Хозяйка редко выходит из дома, редко ездит в гости, все больше занимается хозяйством, продает кур и цыплят. Обломов не стал дожидаться прихода братца и попросил передать, что квартира ему не нужна и он просит передать ее другому жильцу, сам же он тоже поищет жильца. Обломов простился и поспешил домой. По дороге ему подумалось, что нужно посмотреть другую квартиру, но для этого нужно было возвращаться назад, и он решил отложить это дело до следующего раза.

Август подходил к концу, пошли дожди, дачи пустели. Обломов редко выезжал в город, в один из дней съехали с дачи и Ильинские. Он решил пожить на Выборгской стороне, пока не найдет квартиру. Вечера он проводил у Ольги, но это уже были не летние вечера в парке и роще, он уже не мог так часто видеть Ольгу, и «вся эта летняя цветущая поэма любви как будто остановилась, пошла ленивее, как будто не хватило в ней содержания». Они реже разговаривали, чаще молчали. Обломов обещал Ольге скоро переехать на новую квартиру и обосноваться там, как дома. Он все чаще чувствовал себя неловко, особенно когда им с Ольгой попадались знакомые. Он настаивал на том, чтобы рассказать об их отношениях тетке, но Ольга была непреклонна. А дела не двигались. Чтобы не подавать поводов для разговоров, они назначали свидания в театре, в Летнем саду.

На другой день Обломов встал и надел свой дикий сюртучок, что носил на даче. С халатом он простился давно и велел его спрятать в шкаф.

Захар по обыкновению, колебля подносом, неловко подходил к столу с кофе и кренделями...

Какой славный кофе! Кто это варит? - спросил Обломов.

Сама хозяйка, - сказал Захар, - шестой день все она. «Вы, говорит, много цикорию кладете да не довариваете. Дайте-ко я!»

Славный, - повторил Обломов, наливая другую чашку. - Поблагодари ее...

В полдень Захар пришел спросить, не угодно ли попробовать их пирога: хозяйка велела предложить.

Сегодня воскресенье, у них пирог пекут!

Ну, уж, я думаю, хорош пирог! - небрежно сказал Обломов. - С луком да с морковью...

Пирог не хуже наших обломовских, - заметил Захар, - с цыплятами и с свежими грибами.

Ах, это хорошо должно быть: принеси! Кто ж у них печет? Это грязная баба-то?

Куда ей! - с презрением сказал Захар. - Кабы не хозяйка, так она и опары поставить не умеет. Хозяйка сама все на кухне. Пирог-то они с Анисьей вдвоем испекли.

Через пять минут из боковой комнаты высунулась к Обломову голая рука, едва прикрытая виденною уже им шалью, с тарелкой, на которой дымился, испуская горячий пар, огромный кусок пирога.

Покорно благодарю, - ласково отозвался Обломов, принимая пирог, и, заглянув в дверь, уперся взглядом в высокую грудь и голые плечи. Дверь торопливо затворилась.

Я не пью; покорно благодарю, - еще ласковее сказал Обломов. - У вас какая?

Своя, домашняя: сами настаиваем на смородинном листу, - говорил голос.

Я никогда не пивал на смородинном листу, позвольте попробовать!

Голая рука опять просунулась с тарелкой и рюмкой водки. Обломов выпил: ему очень понравилось.

Очень благодарен, - говорил он, стараясь заглянуть в дверь, но дверь захлопнулась...

Братец хозяйки, Иван Матвеевич, был человек лет сорока, «с прямым хохлом на лбу и двумя небрежно на ветер пущенными такими же хохлами на висках», он как будто стыдился своих рук и когда говорил, старался их спрятать за спину или за пазуху. Из разговора с ним выяснилось, что Илья Ильич, не прочитав, подписал подсунутый ему Тарантьевым контракт, который предусматривал солидную неустойку в случае, если Обломов захочет съехать с квартиры раньше установленного срока. Илья Ильич пообещал найти другого жильца, но, пересчитав оставшиеся у него деньги, обомлел. Он начал вспоминать, куда их потратил, но, так ничего не вспомнив, решил ехать к Ольге обедать.

Обломов сказал Ольге, что поговорил с братом хозяйки и что на этой неделе постарается передать квартиру. Когда она уехала с теткой в гости до обеда, он отправился посмотреть квартиры, которые сдавались поблизости. Суммы, которые за них просили, казались Обломову огромными. Прибавив к ним деньги, которые он должен был отдать вдове Пшеницыной, он испугался и побежал к Ольге.

Там было общество. Ольга была одушевлена, говорила, пела и произвела фурор.

Только Обломов слушал рассеянно, а она говорила и пела для него, чтоб он не сидел повеся нос, опустя веки, чтоб все говорило и пело беспрестанно в нем самом.

Приезжай завтра в театр, у нас ложа, - сказала она.

«Вечером, по грязи, этакую даль!» - подумал Обломов, но, взглянув ей в глаза, отвечал на ее улыбку улыбкой согласия.

Абонируйся в кресло, - прибавила она, - на той неделе приедут Маевские; ma tante пригласила их к нам в ложу.

И она глядела ему в глаза, чтоб знать, как он обрадуется.

«Господи! - подумал он в ужасе. - А у меня всего триста рублей денег».

Вот, попроси барона; он там со всеми знаком, завтра же пошлет за креслами.

И она опять улыбнулась, и он улыбнулся глядя на нее, и с улыбкой просил барона; тот, тоже с улыбкой, взялся послать за билетом.

Теперь в кресле, а потом, когда ты кончишь дела, - прибавила Ольга, - ты уж займешь по праву место в нашей ложе.

И окончательно улыбнулась, как улыбалась, когда была совершенно счастлива.

Ух, каким счастьем вдруг пахнуло на него, когда Ольга немного приподняла завесу обольстительной дали, прикрытой, как цветами, улыбками!

В обществе Ольги Обломов забыл о деньгах, и вспомнил о них только тогда, когда увидел Ивана Матвеевича. Дела с доверенностью затянулись, поиск новой квартиры откладывался, Обломов успокоился и продолжал жить на Выборгской стороне. «Оно бы и тут можно жить, - думал он, - да далеко от всего, а в доме у них порядок строгий и хозяйство идет славно». По утрам «кофе все такой же славный, сливки густые, булки сдобные, рассыпчатые». После завтрака Обломов курил сигары и слушал, как кудахчет наседка, пищат цыплята, трещат канарейки и чижи, и все это напоминало ему родную Обломовку. Сидя на диване, он читал книги, иногда к нему приходила дочка хозяйки, Маша.

Сама хозяйка была все время занята работой: что-то готовила, гладила, толкла. Обломов иногда с книгой заглядывал к хозяйке поговорить. В хорошую погоду он надевал фуражку, обходил окрестности и возвращался домой, где «уж накрыт стол, и кушанье такое вкусное, подано чисто». «Тихо, хорошо в этой стороне, только скучно!» - говорил он, уезжая в оперу. Однажды, вернувшись на Выборгскую сторону из театра, он долго не мог достучаться, сильно замерз и рассердился. И на следующий день заявил, что в скором времени съедет отсюда. Но проходили дни, а он все не съезжал.

Ему было скучно без Ольги, ее пения, и когда она была рядом, он смотрел ей в глаза и заслушивался ее пением. Но время шло к зиме, и их свидания становились все реже. У Ильинских часто было много гостей, и им редко удавалось побыть наедине, оставалось лишь обмениваться усталыми взглядами. Приезжая домой, он ложился на диван, но не спал, а мечтал об Ольге, рисовал в своем воображении картины мирной семейной жизни, «где будет сиять Ольга и все засияет около нее».

Однажды, когда Илья Ильич лежал на диване, вошел Захар и спросил, нашел ли барин квартиру и когда будет свадьба.

Какая свадьба? - вдруг встав, спросил Обломов.

Известно какая: ваша! - отвечал Захар положительно, как о деле давно решенном. - Ведь вы женитесь?

Я женюсь! На ком? - с ужасом спросил Обломов, пожирая Захара изумленными глазами.

На Ильинской барыш... - Захар еще не договорил, а Обломов был у него почти на носу...

Цссс!.. - зашипел на него Обломов, подняв палец вверх и грозя на Захара. - Ни слова больше!

Разве я выдумал? - говорил Захар.

Ни слова! - повторил Обломов, грозно глядя на него, и указал ему дверь...

«Поэтический миг», о котором так часто думал Обломов, вдруг потерял для него всю прелесть. То, что дворовым известно о его отношениях с Ольгой, привело его в ужас. Через час он позвал Захара, чтобы убедить его в том, что он не собирается жениться. Расспросив Захара, откуда пошли слухи о нем и госпоже Ильинской, он стал объяснять ему, что такое свадьба: человек перестает называться своим именем, а называется «жених»; каждый день нужно ездить к невесте и выглядеть веселым - не есть, не пить, а так, «ветром жить да букетами»; беготня, суета, денежные издержки… А денег и дома нет… Приказав Захару прекратить распространять нелепые слухи, он велел позвать Анисью, продолжил расспрос, и узнал от нее, что Ильинские бедны, на этой неделе даже заложили серебро.

Счастье, счастье! - едко проговорил он потом. - Как ты хрупко, как ненадежно! Покрывало, венок, любовь, любовь! А деньги где? а жить чем? И тебя надо купить, любовь, чистое, законное благо.

С этой минуты мечты и спокойствие покинули Обломова. Он плохо спал, мало ел, рассеянно и угрюмо глядел на все.

Он хотел испугать Захара и испугался сам больше его, когда вникнул в практическую сторону вопроса о свадьбе и увидел, что это, конечно, поэтический, но вместе и практический, официальный шаг к существенной и серьезной действительности и к ряду строгих обязанностей...

Все вспомнил, и тогдашний трепет счастья, руку Ольги, ее страстный поцелуй... и обмер: «Поблекло, отошло!» - раздалось внутри его.

Что же теперь?..

Обломов решил отложить свидание с Ольгой. Он не хотел говорить ей о разговорах, ходивших вокруг них, но и притворяться не мог: она безошибочно определяла все его сокровенные настроения и желания. Он успокоился и написал второе письмо в деревню соседу, своему поверенному, прося его поспешить с ответом. Через день пришло письмо от Ольги, в котором она писала, что ждет его завтра в Летнем саду. «Опять поднялась тревога со дна души, опять он начал метаться от беспокойства», не зная, как разговаривать с Ольгой и что сказать ей. Потом успокоил себя тем, что Ольга придет не одна, а с теткой или знакомой, и приготовился быть разговорчивым и любезным.

Лишь только он вошел в длинную аллею, он видел, как с одной скамьи встала и пошла к нему навстречу женщина под вуалью...

Как ты сюда, каким образом? - спрашивал он растерявшись.

Оставь; что за дело, что за расспросы? Это скучно! Я хотела видеть тебя и пришла - вот и все!..

В эти минуты лицо ее дышало такою детскою доверчивостью к судьбе, к счастью, к нему... Она была очень мила.

Ах, как я рада! Как я рада! - твердила она, улыбаясь и глядя на него.

Я думала, что не увижу тебя сегодня. Мне вчера такая тоска вдруг сделалась - не знаю, отчего, и я написала. Ты рад?

Она заглянула ему в лицо.

Что ты такой нахмуренный сегодня? Молчишь? Ты не рад? Я думала, ты с ума сойдешь от радости, а он точно спит. Проснитесь, сударь, с вами Ольга!

Она, с упреком, слегка оттолкнула его от себя...

Пойдем к Неве, покатаемся в лодке...

Что ты? Бог с тобой! Этакой холод, а я только в ваточной шинели...

Я тоже в ваточном платье. Что за нужда. Пойдем, пойдем.

Она бежала, тащила и его. Он упирался и ворчал. Однакож надо было сесть в лодку и поехать...

Послушай, Ольга, - заговорил он наконец торжественно, - под опасением возбудить в тебе досаду, навлечь на себя упреки, я должен, однакож, решительно сказать, что мы зашли далеко. Мой долг, моя обязанность сказать тебе это.

Что сказать? - спросила она с нетерпением.

Что мы делаем очень дурно, что видимся тайком.

Ты говорил это еще на даче, - сказала она в раздумье.

Да, но я тогда увлекался: одной рукой отталкивал, а другой удерживал. Ты была доверчива, а я... как будто... обманывал тебя. Тогда было еще ново чувство...

Но ведь мы - жених и невеста! - возразила она.

Да, да, милая Ольга, - говорил он, пожимая ей обе руки, - и тем строже нам надо быть, тем осмотрительнее на каждому шагу. Я хочу с гордостью вести тебя под руку по этой самой аллее, всенародно, а не тайком, чтоб взгляды склонялись перед тобой с уважением, а не устремлялись на тебя смело и лукаво, чтоб ни в чьей голове не смело родиться подозрение, что ты, гордая девушка, могла очертя голову, забыв стыд и воспитание, увлечься и нарушить долг...

Это правда, - вздрогнув, сказала она. - Слушай же, - прибавила решительно, - скажем все ma tante, и пусть она завтра благословит нас...

Обломов побледнел.

Что ты? - спросила она.

Погоди, Ольга: к чему так торопиться?.. - поспешно прибавил он...

У самого дрожали губы.

Прощаясь, Ольга пригласила Обломова приехать завтра к обеду. Но он пообещал приехать послезавтра, в пятницу или в субботу, отговорившись тем, что ждет письмо из деревни.

Вернувшись домой, Обломов заснул крепким сном. Вспомнив на следующий день, что нужно ехать к Ольге, он содрогнулся. Он представил, как люди будут смотреть на него, провожать дружелюбными взглядами.., а у него нет денег и даже дома в деревне. И он решил не видеться с Ольгой до тех пор, пока не дождется хороших новостей из деревни. Он не брился, не одевался, лениво листал газеты, занимался с хозяйскими детьми. Агафья Матвеевна все также хлопотала по хозяйству, готовила вкусные обеды, штопала его чулки, достала из чулана его халат, чтобы постирать его и починить. Через несколько дней он получил письмо от Ольги, в котором она спрашивала, почему он не приезжает, писала, что проплакала целый вечер и не спала всю ночь. «Господи! Зачем она любит меня? Зачем я люблю ее? Зачем мы встретились? Это все Андрей: он привил любовь, как оспу, нам обоим. И что это за жизнь, все волнения и тревоги!..» - восклицал Обломов. Он написал Ольге, что простудился в Летнем саду, должен просидеть два дня дома, но уже почти выздоровел и надеется скоро приехать. Она написала ему ответ, похвалила за осторожность и посоветовала беречься. Он обрадовался предложению Ольги поберечься и еще несколько дней просидел дома, пил кофе и ел горячие пироги.

Вскоре появился еще один законный предлог не ездить к Ольге: Нева замерзала, сняли мостки. Так проходили дни, Илья Ильич скучал, читал присланные с Ольгой книги, ходил по улице, заглядывал с визитами к хозяйке.

Прошла неделя. Каждый день Обломов интересовался, не наведены ли мосты через Неву, и когда узнавал, что нет, успокаивался. Книги стал читать реже, зато чаще занимался с детьми хозяйки и беседовал с ней самой. В один из дней Захар доложил, что мосты через Неву наведены, и от мысли, что завтра нужно будет ехать к Ольге, терпеть любопытные взгляды окружающих и объясняться с теткой, у Обломова екнуло сердце. Он опять решил отложить поездку, подождать еще несколько дней письма из деревни.

Ольга все это время каждое утро спрашивала у горничной, наведены ли мосты, а когда узнала что наведены, принялась оживленно готовиться к приезду Обломова, и попросила тетку поехать с ней завтра в церковь, которую указал ей Илья Ильич, чтобы помолиться за него и за их любовь. В воскресенье Ольга устроила обед так, как любил Обломов, причесалась, как ему нравилось, и надела белое платье. Барон, занимавшийся имением Ольги, сообщил ей, что дела почти завершены, и она в будущем месяце сможет переехать в деревню, в свое имение. Ольга обрадовалась, но решила не говорить об этом Обломову. Она хотела проследить до конца, «как в его ленивой душе любовь совершит переворот, как окончательно спадет с него гнет, как он не устоит перед близким счастьем, получит благоприятный ответ из деревни и, сияющий, прибежит, прилетит и положит его к ее ногам, как они оба вперегонки бросятся к тетке, и потом… она вдруг скажет ему, что и у нее есть деревня». Но Обломов опять не приехал. Она вначале рассердилась, но потом подумала, что он болеет и не может писать, и решила поехать к нему сама.

В понедельник утром хозяйка сообщила Илье Ильичу, что к нему приехала барышня. Он быстро оделся, отослал по делам Анисью и Захара, бросился к калитке и «почти в объятьях донес Ольгу до крыльца». Ольга сразу поняла, что он не болел, и попросила его ответить, почему он не приезжал к ним все это время. Обломов ответил, что боялся слухов и разговоров.

Она взяла со стола книгу и посмотрела на развернутую страницу: страница запылилась.

Ты не читал! - сказала она.

Нет, - отвечал он.

Она посмотрела на измятые, шитые подушки, на беспорядок, на запыленные окна, на письменный стол, перебрала несколько покрытых пылью бумаг, пошевелила перо в сухой чернильнице и с изумлением поглядела на него.

Что ж ты делал? - повторила она. - Ты не читал и не писал?

Времени мало было, - начал он запинаясь, - утром встанешь, убирают комнаты, мешают, потом начнутся толки об обеде, тут хозяйские дети придут, просят задачу поверить, а там и обед. После обеда... когда читать?

Ты спал после обеда, - сказала она так положительно, что после минутного колебания он тихо отвечал:

Зачем же?

Чтоб не замечать времени: тебя не было со мной, Ольга, и жизнь скучна, несносна без тебя.

Он остановился, а она строго глядела на него.

Илья! - серьезно заговорила она. - Помнишь, в парке, когда ты сказал, что в тебе загорелась жизнь, уверял, что я - цель твоей жизни, твой идеал, взял меня за руку и сказал, что она твоя, - помнишь, как я дала тебе согласие?

Да разве это можно забыть? Разве это не перевернуло всю мою жизнь? Ты не видишь, как я счастлив?

Нет, не вижу; ты обманул меня, - холодно сказала она, - ты опять опускаешься...

Глаза заблистали у него, как бывало в парке. Опять гордость и сила воли засияли в них.

Я сейчас готов идти, куда ты велишь, делать, что хочешь. Я чувствую, что живу, когда ты смотришь на меня, говоришь, поешь...

Ольга с строгой задумчивостью слушала эти излияния страсти.

Послушай, Илья, - сказала она, - я верю твоей любви и своей силе над тобой. Зачем же ты пугаешь меня своей нерешительностью, доводишь до сомнений? Я цель твоя, говоришь ты и идешь к ней так робко, медленно; а тебе еще далеко идти; ты должен стать выше меня. Я жду этого от тебя! Я видала счастливых людей, как они любят, - прибавила она со вздохом, - у них все кипит, и покой их не похож на твой; они не опускают головы; глаза у них открыты; они едва спят, они действуют! А ты... нет, не похоже, чтоб любовь, чтоб я была твоей целью... Она с сомнением покачала головой.

Ты, ты!.. - говорил он, целуя опять у ней руки и волнуясь у ног ее. - Одна ты! Боже мой, какое счастье! - твердил он, как в бреду. - И ты думаешь - возможно обмануть тебя, уснуть после такого пробуждения, не сделаться героем! Вы увидите, ты и Андрей, - продолжал он, озираясь вдохновенными глазами, - до какой высоты поднимает человека любовь такой женщины, как ты! Смотри, смотри на меня: не воскрес ли я, не живу ли в эту минуту? Пойдем отсюда! Вон! Вон! Я не могу ни минуты оставаться здесь; мне душно, гадко! - говорил он, с непритворным отвращением оглядываясь вокруг. - Дай мне дожить сегодня этим чувством... Ах, если б этот же огонь жег меня, какой теперь жжет, - и завтра, и всегда! А то нет тебя - я гасну, падаю! Теперь я ожил, воскрес. Мне кажется, я... Ольга, Ольга! - Ты прекраснее всего в мире, ты первая женщина, ты... ты...

Он припал к ее руке лицом и замер. Слова не шли более с языка. Он прижал руку к сердцу, чтоб унять волнение, устремил на Ольгу свой страстный, влажный взгляд и стал неподвижен.

«Нежен, нежен, нежен!» - мысленно твердила Ольга, но со вздохом, не как бывало в парке, и погрузилась в глубокую задумчивость.

Мне пора! - очнувшись, сказала она ласково...

Она подала ему руку и без трепета, покойно, в гордом сознании своей невинности, перешла двор, при отчаянном скаканье на цепи и лае собаки, села в карету и уехала.

Из окон с хозяйской половины смотрели головы; из-за угла, за плетнем, выглянула из канавы голова Анисьи...

Когда скрип кареты затих, беспокойство Обломова прошло, его глаза были влажны от счастья, по телу разлилась бодрость и теплота. И опять ему захотелось действовать: ехать к Штольцу, с Ольгой в деревню, прочитать новую книгу, трудиться в кабинете… «Как полон день! Как легко дышится в этой жизни, в сфере Ольги, в лучах ее девственного блеска.., бодрых сил… и здравого ума! Он ходит, точно летает; его как будто кто-то носит по комнате». Он огляделся вокруг, и все в комнате показалось ему гадким. Когда хозяйка заглянула в комнату и предложила ему посмотреть полотно, которое привезли продавать, он сухо поблагодарил ее и сказал, что очень занят. Потом углубился в воспоминания о лете и наслаждался, перебирая в уме все подробности. Он был сам не свой: пел, ласково разговаривал с Анисьей, шутил, играл с дочкой хозяйки.

С таким же настроением Обломов провел следующий день. Они были с Ольгой в опере, пели, потом пили чай у Ольгиной тетки, вели задушевный разговор, и Илья Ильич чувствовал себя членом этого приятного семейства и решил покончить с одинокой жизнью: теперь «есть у него свет и тепло - как хорошо жить с этим!» В эту ночь он почти не спал, читал присланные Ольгой книги.

Следующий день Обломов снова провел у Ольги, а вернувшись домой, нашел у себя на столе письмо из деревни. Сосед, его поверенный, писал, что не хочет брать на себя управление запущенным имением Ильи Ильича, и настоятельно советует приехать в деревню ему самому. К письму прилагалась записка с подробным изложением всех хозяйственных подробностей. И снова все «в виде призраков обступило Обломова». Он как будто ночью очутился в лесу, среди этих призраков, и не мог заставить себя взглянуть на них. Он надеялся на то, что в письме будет определенно сказано, сколько дохода он будет получать, что дом находится в нормальном состоянии и в нем можно будет жить, пока не построят новый, что поверенный пришлет ему денег. Словом, все будет так же хорошо, ясно и просто, как в отношениях с Ольгой. Мысль о том, что свадьбу снова придется отложить на неопределенный срок, повергла его в уныние. Он застонал и собрался лечь, но тут же встал и решил обратиться за помощью к брату хозяйки.

Иван Матвеевич внимательно выслушал Обломова, прочитал письмо из деревни и тоже посоветовал Обломову самому съездить в имение. «Я отвык совсем ездить… Притом же в деревне одному очень скучно…» - сказал Обломов. Задав еще несколько вопросов, касающихся положения дел в Обломовке, Иван Матвеевич посоветовал поручить во всем разобраться его сослуживцу, Исаю Фомичу Затертому, деловому и знающему человеку, и доверенность перевести на него. На том и остановились: привезти его сюда, дать денег на жизнь и дела, а по окончании дела вручить вознаграждение. Иван Матвеевич пообещал познакомить Обломова со своим сослуживцем за завтрашним обедом.

Этот выдающийся роман был создан в средине XIX века и сразу же его признали классикой. Имя главного героя стало нарицательным. Книга была написана ко времени. На повестке политической жизни России стояла Пушкин и Лермонтов уже создали Онегина и Печорина - лишних людей в российском обществе, людей, не оставляющих за собой в Истории никакого следа. Иван Александрович Гончаров, руководствуясь своим творческим умением, создает образ еще более бесполезного человека - Ильи Ильича Обломова. Он доводит лень в характере этого помещика до ужасающих размеров. Как важно это было прочитать дворянам, воспитывающимся в XIX веке в традиционном стиле - в пренебрежении ко всякому труду! В их понимании, работа была мужицким занятием! Гончаров же и сам же в молодости получил аналогичное воспитание, поэтому знал о чем и как следовало писать…

О теме статьи

Предметом нашей статьи станет не главный герой - Илья Ильич Обломов. Нас привлекает другое: мастерски созданная писателем в романе система образов. «Обломов» Гончарова, благодаря удачно выбранному типажу своих героев, прогрессивная мысль России в лице Николая Добролюбова нарекла «знамением времени». Как мы уже упоминали, книга писалась в период пробуждения национального самосознания, накануне освободительной Крепостное право, этот давно отживший феномен, вот-вот должно было быть ликвидировано. И роман Гончарова, который являлся настольной книгой Императора Александра II, прозванного Освободителем, действительно поспособствовал его отмене.

О персонажах романа

В книге Ивана Александровича немного героев. Это позволяет автору представить по ходу романа развернутую характеристику каждому из них. Причем Гончаров талантливо использует выстроенную им самим систему образов-антиподов: Штольц - Обломов, Ильинская - Пшеницына.

Женские образы в романе "Обломов" - сюжетообразующие. Вначале это была мать, затем предмет влюбленности главного героя - Ольга Ильинская и, наконец, женщина, ставшая ему супругой и народившая ему сына Андрюшу - Агафья Матвеевна Пшеницына. Сам же Илья Ильич Обломов - человек крайне безынициативный и инертный, лелеющий свою лень и постоянно пребывающий в пассивном размышлении. Он по своей натуре - ведомый. Поэтому вся его жизнь как бы проистекает в русле, обозначенном другими людьми. Точнее сказать - близкими ему женщинами.

Образы женщин. Мать Обломова

Какие же знаковые для русской литературы XIX века создает Гончаров И. А. («Обломов») женские образы? Расскажем подробней о них.

Наиболее разрушительно на взрослеющего Обломова повлияла его собственная мать. То воспитание, которое он получил от нее, сформировало социально-пассивную, индифферентную к окружающей жизни личность, погруженную в мир своих грез. Будучи помещицей в деревне Обломовка, мать Ильи Ильича лично способствовала утверждению там культа безделья. Это по ее распоряжению за живым и смышленым ребенком Ильюшей бегали няни, бдительно следя, чтобы паренек не брался ни за какую работу.

Женские образы в романе "Обломов" характерны, они активно участвуют в формировании его как человека. В результате, например, влияния матери из мальчишки вырос разоряющийся поместный дворянин, не имеющий деловой хватки, обманываемый мошенниками, список которых следовало начинать с управляющего имением.

Ольга Ильинская

Другой женский образ - Ольга Ильинская. Она покорила сердце Ильи Обломова своей красотой, неприемлемостью всякого кокетства, непохожестью на других девушек. Этот персонаж наиболее полно раскрыт писателем Гончаровым. Женские образы в романе "Обломов" обрели в нем наиболее яркую составляющую.

В Ольге органично уживались ум, интеллигентность, простота и свободный нрав. Ее личность - многогранна. Девушку привлекают литература, музыка. Она воспринимает красоту природы. Именно знакомство с ней сделало, казалось бы, невозможное: заставило Илью Ильича оторваться от дивана, начать общаться с людьми и даже попытаться наладить свою жизнь.

Вдова Пшеницына

Сюжет романа автору не удалось бы раскрыть без наличия еще одного персонажа - Агафьи Матвеевны Пшеницыной, органично дополнившей женские образы в романе. Обломова она действительно любила. Агафья Матвеевна - настоящая хозяйка домашнего очага: добрая, любящая, заботливая. Более того, она готова на жертвенность ради этой любви. Эта женщина происхождением - не из дворянского сословия, как Ильинская, она - из мещан. Как и большинство населения в то время, она неграмотна.

Идея создания образа Ольги

Ильинская - дворянского происхождения, она внешне очень гармонична: несколько высока, с правильными чертами лица и формами тела. Ее познакомил с Ильей Ильичем их общий друг Штольц. Ольге нравится богатство ума однако претит его стиль жизни: лень и пустые рассуждения. Она ставит для себя сверхзадачу - вернуть Илью Ильича к нормальной жизни, перевоспитав его.

Девушка представляет собой идеал жены-подруги, жены-соратницы. Ильинская, в противовес матери Обломова и Пшеницыной, представляет новые, современные, активные женские образы в романе. Обломова же смущает ее напор.

Ольга всецело увлечена своим замыслом - перевоспитать Илью Ильича. Она усматривает в этом свою миссию. В ее понимании и жизнь, и любовь являются, по крупному счету, исполнением долга. Поэтому свое рассудочное стремление - изменить Обломова - она принимает за любовь, не дополняя его душевным теплом. При этом Ольга сама признает, что ранее к своим близким людям она никогда не предъявляла настолько серьезные критерии. Обломова смущают новые аспекты в их отношениях.

Литературный критик Писарев назвал типаж Ольги - «женщиной будущего». Ведь ей присущи, с одной стороны - естественность, а с другой - органичное соединение размышления и действия.

Рассудочность любви Ольги

Рассуждая столь абстрактно, Ольга переступает границу дозволенного в отношении главного героя. Она пытается манипулировать Ильей Обломовым, используя убеждение, сарказм. Древние греки когда-то называли такую рассудочную любовь коротким словом "прагма". Таким образом, прагматичная любовь Ольги, как мы видим, не смогла преодолеть недостатки Обломова. Не дано подобному чувству исцелять!

Роль женских образов в романе Гончарова «Обломов» велика. Согласитесь, не будь в ней интриги, внесенной Ольгой Ильинской, то сюжет книги потерял бы свою красную нить.

В результате Обломов, дотоле признавшийся в любви к Ольге, идет на попятную. При этом возвращаясь к обычному своему образу жизни. Он расстается с ней, написав прощальное письмо. Илья Ильич понимает, что публичный образ жизни, к которому его склоняет Ольга - не подходит ему.

Образ Ольги... Только ли образование вызвало у нее стремление к дальнейшему развитию? Вряд ли. Этот типаж женщины - революционный для русской литературы.

Рассмотрим это на сравнительном примере. Образ Ольги Ильинской в романе Гончарова «Обломов» чем-то напоминает пушкинскую Татьяну Ларину. То же дворянское происхождение, образованность, сходная внешность, изящество. Однако на этом подобие заканчивается. Если Татьяну можно назвать «нежной мечтательницей», то Ольга - самодостаточная личность, деятельная и энергичная. Это - характер, это сущность женщины-воина. Таким образом, женские образы в романе И. А. Гончарова, созданные через четверть века после пушкинских, эволюционизировали, стали другими, соответствуя динамике развития российского общества.

То, что она расстанется с Обломовым - неминуемо. Ольга Ильинская, наконец, признает свою несовместимость с избранником и оставляет Обломова со словами, что любила его будущего. Девушка осознает: совместная жизнь с Ильей Ильичем будет для нее в перспективе означать обоюдное неприятие каждым супругом жизненных ценностей другого. Поэтому она строит свою жизнь по-другому: выходит замуж за такого же деятельного, как и она, Штольца. Впрочем, Ильинская обладает еще большей жизненной энергией, чем ее муж.

Интересную точку зрения на это чувство Ольги высказал литературный критик Николай Добролюбов. Он считает, что Ильинской свойственно выбирать партнеров исходя из собственного интереса, т. е. личных выгод. Поэтому, по его мнению, если Штольц перестанет устраивать ее меркантильный интерес, Ольга оставит и его.

Простая и душевная Пшеницына Агафья

Сравнение двух женских образов в романе Гончарова «Обломов» начинается с момента его размолвки с Ольгой и переездом на Выборгскую сторону на постой к вдове Пшеницыной.

Ранее эта вдова потеряла мужа-чиновника и осталась с двумя детьми. Это взрослая женщина, искренне желающая тихого семейного счастья. Ей на момент знакомства с Ильей Обломовым примерно лет тридцать. Агафье не присуща аристократическая утонченность внешности, которой отличается образ Ольги Ильинской. Внешне она полна и белолица. У нее крупные руки и округлые локти. Ее серые глаза - зеркало души - простодушны и наивны.

Действительно, Агафью Матвеевну не интересует все, что не касается домашнего хозяйства. Сама молчаливая, она даже и не пытается слушать не интересующие ее разговоры. Впрочем, как хозяйка, эта женщина - всеведущая и всеумеющая. Если обсуждается интересующая ее тема, вдова Пшеницына, словно по мановению волшебной палочки, становится деловитой и сообразительной.

Эта женщина понравилась Илье Ильичу сразу же, когда он по совету Тарантьева приехал к ней - пожить на Выборгской стороне. Ее образ, несомненно, ближе для души Обломова, чем образ Ольги Ильинской. Именно такую женщину он представлял себе в детстве, когда читал о сказочной красавице Милитрисе Кирбитьевне. Дело в том, что главный герой романа, инфантильный по своей природе, подсознательно желал для себя жену-мать, ухаживающую за ним.

По своей природе Агафья Матвеевна добра. Она услужлива по отношению к своим близким людям. Ее не привлекают развлечения: посещения театров либо прогулки. Заботы: накормить, одеть, помочь - стали смыслом ее жизни. Поэтому, когда в ее доме появился Илья Ильич, он стал для нее объектом ухода.

Два основных женских образа в романе Гончарова «Обломов» - это два человека, испытывающие, казалось бы, одно и то же чувство. Но, в отличие от рассудочной любви Ольги Ильинской, любовь Агафьи Матвеевны Пшеницыной к Илье Ильичу совершенно другого свойства. Эта сердечная, не предполагающая оговорок разума. Автор с теплой иронией говорит о любви Пшеницыной к Обломову. Она влюбилась, не задумываясь, как будто «попав под тучу», простудилась и заболела лихорадкой.

Верность Агафьи Пшеницыной

Неслучайно наивысшей степени духовности достигает характер в женских образах романа И. А. Гончарова «Обломов», причем именно в образе неграмотной, несовременной Агафьи Матвеевны.

Вдова Пшеницына, незаконная жена Обломова, привлекает читателя своей цельностью, искренностью. Для нее в семейной жизни главное - не материальный аспект, а душевность отношений. Такая женщина действительно будет рядом с любимым человеком в горе и в радости, в богатстве и нищете. Для обеспечения надлежащего ухода за болеющим Обломовым она продает свои ценные вещи. А когда узнает о том, что ее братец и кум низко обманывают и разоряют Илью Ильича, то разрывает с ними всякие отношения.

После смерти Обломова она теряет всякий интерес к жизни. «Будто душу вынули», - говорит она о себе. Разве это не высокое чувство?

Какая она - любовь Агафьи?

Агафья Пшеницына интуитивно воспринимает любовь, как нечто естественное, не связанное с рассудком. Она полюбила Илью Ильича бескорыстно, не за присущие ему добродетели. Ее чувство вспыхнуло также не из-за жертвенности, т. е. не вопреки тому, что Обломов несовершенен.

Агафья полюбила его именно как человека, который изначально сам по себе прекрасен. Такая любовь на Руси называлась христианской (ранее это чувство не оценивали с позиций рассудочности или сердечности). Суть же любви христианской в том, чтобы просто любить, потому что человеку свойственно такое чувство, а не потому что другой человек - объект любви - заслуживает чем-то этого. Агафья Пшеницына бескорыстно любит Обломова. Очевидно поэтому, чтобы подчеркнуть истинность их любви, Иван Александрович ввел в сюжет романа эпизод, когда пришедшая к Обломову во сне покойная матушка благословила его на отношения с Агафьей.

Взгляды на любовь Агафьи и Ольги

Роль женских образов в романе Гончарова "Обломов", таким образом, также сводится и к оригинальному авторскому философскому толкованию любви. Если Ольга желает видеть в Илье Ильиче настоящего мужчину и пытается соответствующим образом его перевоспитать, то Агафье Матвеевне всего этого не нужно. Любовь Ильинской - это восхождение к идеалу. Любовь Пшеницыной - обожание. Впрочем, и та и другая, будучи влюбленными в Обломова, сами испытывают духовное пробуждение. Женские образы в романе Гончарова «Обломов» - высокохудожественны и неповторимы. Еще зоркий Белинский тонко подметил эту особенность Ивана Александровича Гончарова - «тонкой кистью» выписывать Ни одна из героинь гончаровских книг не повторяет ни в коей мере другую. Все они индивидуальны, штучны, особенны.

Вывод

И. А. Гончаров мастерски изобразил в романе «Обломов» два действительно прекрасных женских образа. В этом проявились его талант, наблюдательность, знание жизни. Женщина, активно обустраивающая жизнь, и женщина - хранительница домашнего очага. Женские образы в романе "Обломов" актуальны и для нашего времени. Илья Александрович, как настоящий волшебник слова, тонко раскрывает черты каждого из этих персонажей. В результате и Ольга Ильинская, и Агафья Пшеницына - персонажи, показанные своим создателем мастерски, с огромной художественной силой и убедительностью.

Характерно, что и Ольга, и Агафья, по ходу сюжета книги, очно не встречаются. Каждая из них живет и действует в своем окружении. Одна - деятельная, активная, поддерживающая и помогающая; другая - уютная, домашняя, самоотверженная, любящая до конца. Какой из них вам больше нравится? Решайте сами.

Пшеницына Агафья Матвеевна

ОБЛОМОВ
Роман (1849—1857, опубл. 1859)

Пшеницына Агафья Матвеевна — вдова чиновника, оставшаяся с двумя детьми, сестра Ивана Матвеевича Мухоярова, кума Тарантьева. Именно Тарантьев поселяет Обломова, вынужденного искать новую квартиру, в домике П. на Выборгской стороне. «Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у нее почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами. Глаза серовато-простодушные, как и все выражение лица; руки белые, но жесткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил».

П. неразговорчива и привыкла жить, не задумываясь ни над чем: «Лицо ее принимало дельное и заботливое выражение, даже тупость пропадала, когда она заговаривала о знакомом ей предмете. На всякий же вопрос, не касавшийся какой-нибудь положительной известной ей цели, она отвечала усмешкой и молчанием». А ее усмешка была не более чем форма, прикрывавшая незнание предмета: не ведая, что она должна сделать, привыкшая, что все решает «братец», только в умелом ведении дома достигла П. совершенства. Все остальное годами и десятилетиями проходило мимо неразвитого ума.

Почти сразу после переезда Обломова на Выборгскую сторону П. начинает вызывать у Ильи Ильича некий интерес, который можно расценить как чисто эротический (постоянно привлекающие внимание Обломова круглые белые локти хозяйки). Но разгадка ждет в конце романа, когда незадолго до смерти Илье Ильичу снится сон, где мать, указывая ему на П., шепчет: «Милитриса Кирбитьевна». Она называет имя его мечты, навеянной Илье Ильичу в раннем детстве няниными сказками.

Образ П. никогда не вызывал у критиков романа особенного интереса: натура грубая, примитивная, на которую привыкли смотреть лишь глазами Штольца, как на ужасную женщину, символизирующую глубину падения Ильи Ильича. Но не случайно Гончаров дает этой простой женщине имя, близкое имени его горячо любимой матери — Авдотьи Матвеевны Гончаровой, купеческой вдовы, на протяжении многих лет прожившей в одном доме с крестным Гончарова, дворянином Н. Н. Трегубовым, который воспитал ее сыновей и дал им образование.

П. находится в постоянном движении, в отличие от Обломова осознавая, что «работа всегда есть» и именно она является подлинным содержанием жизни, а вовсе не наказанием, как считали в Обломовке. Ее беспрестанно мелькающие локти привлекают внимание Обломова не только красотой, но и не до конца осознаваемой им активностью героини. Внешне П. воспринимается неким перпетуум-мобиле, без мысли, без проблеска чувства, «братец» называет ее не иначе как «корова» или «лошадь», видя в сестре только даровую рабочую силу. «Ее хоть ударь, хоть обними — все ухмыляется, как лошадь на овес», — говорит он о ней куму Тарантьеву, готовясь по совету последнего выследить отношения П. с Обломовым и стребовать с Ильи Ильича деньги «за бесчестие».

Постепенно, по мере того как Обломов понимает, что стремиться ему больше некуда, что именно здесь, в домике на Выборгской стороне, обрел он вожделенный строй жизни родной Обломовки, в судьбе самой П. происходит серьезнейшая внутренняя перемена. В постоянных трудах по устроению и обихаживанью дома, в хлопотах по хозяйству находит она смысл своего существования. В П. начало пробуждаться нечто неведомое ей прежде: тревоги, проблески размышлений. Иными словами — любовь, все более и более глубокая, чистая, искренняя, не умеющая выразить себя словами, но проявляющаяся в том, что П. хорошо знает и умеет: в заботе о столе и одежде Обломова, в молитвах о его здравии, в сидении по ночам у постели больного Ильи Ильича. «Все ее хозяйство... получило новый, живой смысл: покой и удобство Ильи Ильича. Прежде она видела в этом обязанность, теперь это стало ее наслаждением. Она стала жить по-своему полно и разнообразно... Она как будто вдруг перешла в другую веру и стала исповедовать ее, не рассуждая, что это за вера, какие догматы в ней, а слепо повинуясь ее законам».

Обломов для П. человек из другого мира: прежде она никогда таких людей не видела. Зная о том, что где-то живут барыни и барины, она воспринимала их жизнь примерно так же, как Обломов слушал в детстве сказку о Милит-рисе Кирбитьевне. Встреча с Обломовым послужила импульсом к перерождению, но сам виновник этого процесса «не понимал, как глубоко пустило корни это значение и какую неожиданную победу он сделал над сердцем хозяйки... И чувство П., такое нормальное, естественное, бескорыстное, оставалось тайною для Обломова, для окружавших ее и для нее самой».

Обломов «сближался с Агафьей Матвеевной — как будто подвигался к огню, от которого становится все теплее и теплее, но которого любить нельзя». П. является единственным абсолютно бескорыстным и решительным человеком в окружении Обломова. Не вникая ни в какие сложности, она делает то, что необходимо в данный момент: закладывает собственные жемчуг и серебро, готова занять деньги у родни покойного мужа, только чтобы Обломов не чувствовал ни в чем недостатка. Когда интриги Мухоярова и Тарантьева достигают пика, П. решительно отрекается и от «братца», и от «кума».

Посвятив себя заботам об Обломове, П. живет так полно и многообразно, как никогда прежде не жила, а ее избранник начинает чувствовать себя словно в родной Обломовке: «...он тихо и постепенно укладывался в простой и широкий гроб остального своего существования, сделанный собственными руками, как старцы пустынные, которые, отворотясь от жизни, копают себе могилу».

У П. и Обломова рождается сый. Понимая разницу между этим ребенком и детьми от первого мужа, П. после смерти Ильи Ильича безропотно отдает его на воспитание Штольцам. Смерть Обломова вносит в существование П. новую краску — она вдова помещика, барина, чем постоянно попрекают ее «братец» и его жена. И хотя образ жизни П. ни в чем не изменился (она по-прежнему прислуживает семье Мухоярова), в ней постоянно пульсирует мысль о том, что «проиграла и просияла ее жизнь, что Бог вложил в ее жизнь душу и вынул опять... теперь уж она знала, зачем она жила и что жила не напрасно... На всю жизнь ее разлились лучи, тихий свет от пролетевших, как одно мгновение, семи лет, и нечего ей было желать больше, некуда идти».

Агафья Матвеевна Пшеницына - вдова мелкого чиновника. Ее образ противопоставлен образу Ольги.

Доминанта характера Пшеницыной - самоотверженная любовь в соединении с глубочайшим смирением. Вся ее жизнь посвящена заботе о ближних - о детях, о недостойном брате, которого она не смеет даже критиковать, потом и об Обломове.

Глубокая и бесхитростная вера в Бога, надежда на Его помощь также отличительная черта героини.

Пшеницына почти исключительно занята хлопотами по дому.

Ее не привлекают развлечения - прогулки, театры.

Весьма существенны портретные характеристики Агафьи Матвеевны. В ее внешнем облике нет аристократической утонченности. У нее грубые руки; она склонна к полноте. Одевается она просто. Речь и манеры Пшеницыной также отличаются простотой.

История любви Агафьи Матвеевны к Обломову раскрывает в ней иные, по сравнению с Ольгой, черты характера. И для Ольги, и для Агафьи Матвеевны любовь к Обломову означала духовное пробуждение и расцвет личности. Но если Ольга требует от Обломова соответствовать идеалу «настоящего мужчины», то Пшеницына любит его беззаветно, не требуя ничего взамен. Гончаров пишет, что Агафья Матвеевна «полюбила Обломова просто, как будто простудилась и схватила неизлечимую лихорадку». Любовь Пшеницыной - это любовь-обожание. Илья Ильич для нее дитя и барин. Его появление принесло ей свет и духовное возрождение. То, что для Обломова умирание, сон, для нее - пробуждение, жизнь.

Таким образом, в романе воссозданы два идеала женской любви: любовь-долг Ольги и любовь-обожание Агафьи Матвеевны.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2012-02-13

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.