Литература к главе I

1. Князьков С. Из прошлого русской земли. Время Петра Великого. Репринтное воспроизведение издания 1909 г. М., 1991, С.46.
2. Богословский М.М. Петр I. М., 1940, С.207-208.
3. Князьков С. Из прошлого русской земли. Время Петра Великого. C.40-41.
4. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. Л., 1989. С.77.
5. Бобровский П.О. История лейб-гвардии Преображенского полка. СП б., 1900, С.281.
6. Очерки истории СССР. XVIII в. Первая четверть. М., 1954, С.441.
7. Россия в период реформ Петра I. М., 1973, С.72.
8. Письма и бумаги императора Петра Великого. СПб., М-Л., 1887- 1972, С.1, 335.
9. Епифанов П.П. “Рассуждение” П.П.Шафирова о войне со Швецией. Проблемы общественно-политической истории России и славянских стран. Сб. статей. М., 1963, С.300.
10. Тарле Е.В. Карл XII в 1708-1709 гг./“Вопросы истории”, 1950, № 6, С.30; Павленко Н.И. Петр Первый. М., 1975, С.131.
11 . Епифанов П.П. Начало организации русской регулярной армии Петром I (1699-1705). С.71.
12. Под скипетром Романовых. Исторические очерки. СПб. 1912. С.96.
13. Советская военная энциклопедия. М., 1979, С.7, 285.

К главе II

1. История Северной войны. 1700-1721 гг. М., 1987, С.45.
2. Шутой В.Е. Северная война (1700-1721 гг.). М., 1970, С.32.
3. Журнал или поденная записка блаженные и вечно достойные памяти государя-императора Петра Великого с 1698 даже до заключения Нейштадского мира. СПб., 1770, Ч.1, С.23-24. (далее Журнал или поденная записка императора Петра Великого. - Авт.).
4. Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1990, С.224.
5. Епифанов П.П. Россия в Северной войне. “Вопросы истории”. 1971, № 6.
6. Голиков И.И. Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России, собранные из достоверных источников и расположенные по годам. М., 1837-1840. С.2, 58. (Далее - Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России).
7. Объединения ряда воеводств и поветов Речи Посполитой, образованное в августе 1702 г.
8. Труды императорского русского военно-исторического общества. СПб., 1908, С.1, 15.
9. Князьков С. Из прошлого русской земли. Время Петра Великого. М., 1991.
10. Епифанов П.П. Начало организации регулярной армии Петром I. МГУ. История СССР. Вып. 7. М., 1946.
11. Шутой В.Е. Северная война (1700-1721). М., 1970.
12. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. Л., 1989.

К главе III

1. Развитие тактики русской армии XVIII в. - начало XIX в. М., 1957, С.48-49. 2. Стилле А. Карл XII как стратег и тактик в 1707-1709 гг. Пер. со швед. СПб., 1912, С.25. 3. Павленко Н.И. Петр Первый. С.150-151. 4. ЦГВИА. Фонд ВУА. Д.25. л.2. 5. Бутурлин Д. Военная история походов россиян в XVIII столетии. СПб., 1820. Ч.1. С.174-175. 6. Шпек В. Инженерное обеспечение Полтавской битвы. М., 1939, С.9. 7. Тарле Е.В. Северная война. М., 1958, С.354. 8. ЦГАДА. Ф. Кабинет Петра I. Отд. II. 1709. Кн. I. Д.10. С.247- 248. 9. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М., 1962. Кн. VIII. С.267-268. 10. Журнал или поденная Записка императора Петра Великого. СПб., 1770. 11. Князьков С. Из прошлого русской земли. Время Петра Великого. М., 1991. 12. История Северной войны 1700-1721 гг. М., 1970. 13. Васильев М.В. Осада и взятие Выборга русскими войсками и флотом в 1700 г. М., 1953. к главе IV
1. Павленко Н.И. Петр Первый. С.165. 2. ЦГАДА. Ф. Кабинет Петра I. Отд. II. 1709. Кн. II Д.10. С.88, 89. 3. Государственная Публичная библиотека им. М.Е.СалтыковаЩедрина. Рукописное отделение. Фонд - древне хранилище

Погодина, рукопись № 1732. Журнал великославных дел. С.40, 41.
4. Павленко Н.И. Петр Первый. С.183. 5. Васильев М.В. Осада и взятие Выборга русскими войсками и флотом в 1710 г. М., 1953, С.73. 6. Голиков И.И. Деяния Петра Великого. С.228. 7. Веселаго Ф. Очерк русской морской истории. СПб., 1876. Ч.I. С.224, 225. 8. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. Л., 1989. 9. Журнал или поденная записка Петра Великого. Ч.1. к главе V
1. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. Л., 1989. 2. Бутурлин Д. Военная история походов россиян в XVIII столетии. СПб., 1820. Ч.1. 3. Труды императорского Русского военно-исторического общества. СПб., 1909. 4. Тарле Е.В. Северная война. М., 1958. 5. Письма и бумаги императора Петра Великого. Вып.1. М.-Л., 1950. 6. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М., 1962. Кн.VIII. 7. История Северной войны 1700-1721 гг. М., 1987. 8. Мышлевский А.З. Петр Великий. Война в Финляндии в 1712- 1714 гг. СПб., 1896. 9. Веселаго Ф. Очерк русской морской истории. СПб., 1876. Ч.1. 10. Новиков Н.В. Гангут. М., 1944. к главе VI
1. Никифоров Л.А. Русско-английские отношения в 1718-1719 гг. и Аландский Конгресс. Исторические записки. М., 1949, С.30, 258. 2. Баилов А.К. Курс истории Русского военного искусства. Вып. III. С.-Петербург, 1909, С. 6. 3. ЦГИАЛ. Полное собрание законов Российской империи. Т. VII. № 5017. С. 744. 4. История русской армии и флота. Т. 2. М., 1911, С. 5. 5. Очерки истории СССР. XVIII в. Вторая четверть. С. 298. 6. Коробков Н.М. Русский флот в Семилетней войне. М., 1946, С. 15, 16.

К главе VII

1. Голиков И.И. Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России, собранные из достоверных источников и расположенные по годам. М., 1837-1840. 2. Бутурлин Д.П. Военная история походов россиян в XVIII столетии. СПб., 1820. 3. Журнал или поденная записка императора Петра Великого. 4. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Кн. 8. М., 1962. К главе VIII
1. Банов А. Русская армия в царствование императрицы Анны Иоановны. Войны России с Турцией в 1736-1739 гг. Т. 1,2. СПб., 1906. 2. Строков А.А. История военного искусства. Т. 1,2. М., 1955. 3. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Кн. 9. М., 1962. 4. Очерки истории СССР XVIII в. М., 1954. 5. История Польши. 2-е изд. М., 1956. К главе IX
1. Очерки истории СССР XVIII в. М., 1954. 2. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Кн. 9. М., 1962. 3. Банов А. Русская армия в царствование императрицы Анны Иоановны. Войны России с Турцией в 1736-1739 гг. Т. 1,2. СПб., 1906. К главе X
1. Германская история в новое и новейшее время. Т. 1. М., 1970. 2. Дельбрюк Г. История военного искусства в рамках политической истории. Т. 4. М., 1938. 3. История Швеции. М., 1974. 4. Шиплевская Н. Описание войны между Россией и Швецией в Финляндии в 1741, 1742 и 1743 гг. СПб., 1859. 5. Очерки истории СССР XVIII в. М., 1954. 6. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М., 1962.

К главе XI
1. Очерки истории СССР XVIII в. М., 1954. 2. Румянцев А.А. Документы. Т. 1. 1756-1763. М., 1953. 3. Строков А.А. История военного искусства. Т.1. М., 1955. 4. Коробков Н. Семилетняя война (Действия России в 1756- 1762 гг.). М., 1940. 5. Масловский Д.Ф. Русская армия в семилетнюю войну. Т. 1-3. М., 1886-1891 гг. К главе XII
1. Война России с Турцией и польскими конфедератами 1769- 1774 гг. Т. 1-5. СПб., 1866-74. 2. Керсновский А.А. История русской армии. Т. 1. М., 1999. 3. Петров А.Н. Вторая турецкая война в царствование императрицы Екатерины II 1787-1791 гг. Т. 1-3. СПб., 1806. 4. Петров А.Н. Влияние турецких войн с половины прошлого столетия на развитие русского военного искусства. Т. 1, 2. СПб., 1893-94. 5. Адмирал Ушаков. Сборник документов. Т. 2-3. М., 1952-56. 6. История военно-морского искусства. Т. 1. М., 1953. 7. Свечин А.А. Эволюция военного искусства с древнейших времен до наших дней. Т. 1. М.-Л., 1927. 8. Суворов А.В. Документы. М., 1953. 9. Ростунов И.И. Генералиссимус Александр Васильевич Суворов. М., 1989. 10. Кавтарадзе А.Г. Итальянский и швейцарский походы А.В.Суворова в 1799 году. Новая и новейшая история. № 2, 3 1981. 11. Орлов Н.А. Поход Суворова в 1799 г. СПб., 1898. 12. Военная энциклопедия. Т. 3. М., 1995. 13. Бескровный Л.Г. Русская армия и флот в XVIII веке. М., 1958. 14. Клаузевиц К. 1799 год. М., 1938. 15. Милютин Д.А. История войны 1799 года между Россией и Францией в царствование императора Павла I. 2-е изд. СПб., 1857. Т.1-3.

Русская культура первой половины XVIII века

Татьяна Понька

Просвещение. До Петра I просвещение было проникнуто религиозной средневековой идеологией и находилось в руках церкви. Преобразования Петра I требовали специалистов в различных отраслях науки и техники. Старая школа дать таких специалистов не могла. При Петре I отношение к просвещению меняется. Просвещение народа становится заботой государства.
Большим достижением Петра I стало то, что он заставил дворян учиться. Царь отправил за границу молодых дворян для обучения разным наукам, главным образом, "навигацким" (морским), механике, артиллерийскому делу, иностранным языкам. Он выписал из-за границы учителей. Но эти меры не решали проблемы образования. Тогда Петр I начал создавать в России сеть школ. В 1701 г. в Москве в Сухаревой башне была открыта первая в России Школа математических и навигацких наук под руководством профессора шотландского Абердинского университета Форварсона ― первое светское государственное учебное заведение. В 1715 г. под названием Морская академия она была перенесена в Петербург. В нее принимали детей от 12 до 17, затем и до 20 лет. Из Навигацкой школы вышли сотни инженеров, мореходов, гидрографов, топографов, бомбардиров и т.д. В 1705 г. пленный саксонец Глюк открыл общеобразовательную гимназию, в которой изучались география, латинская риторика, ораторское искусство, философия, иностранные языки, этика, политика, театральное искусство и верховая езда. В 1707 г. при московском военном госпитале была открыта Медицинская академия. При Посольском приказе была создана школа для подготовки переводчиков. В 1711 г. в Москве была создана Инженерная школа.
Первоначально эти школы были бессословными, и в них могли обучаться как дети дворян, так и разночинцев. Но вскоре детей разночинцев перестали в них принимать, и школы превратились в привилегированные учебные заведения для дворян. Обучение для дворянства и духовенства при Петре I стало обязательным. Государев указ от 20 января 1714 г. запрещал жениться дворянам, не окончившим какую―либо школу. Священник, не окончивший епархиального училища, не получал прихода.
Помимо Москвы и Петербурга, учебные заведения, по типу приближавшиеся к начальной общеобразовательной школе, создавались и в провинции: епархиальные (для детей священников), цифирные (для разночинцев), гарнизонные и адмиралтейские (для солдат и матросов). При наиболее крупных мануфактурах в Карелии и на Урале создавались горные школы, где готовили квалифицированных мастеров для металлургической промышленности. Для детей крестьян, особенно крепостных, существовал строгий запрет на обучение в государственных школах. Но в городах, селах сохранялись старые формы учебы ― так называемые школы грамоты, в которых постигали начала образования дети простолюдинов. В дворянских семьях начало распространяться домашнее обучение. В школах учителями обычно работали иностранцы, приглашенные на службу Петром I, выпускники самих школ.
Содержание образования стало меняться. Вместо богословия на первом месте оказались те предметы, которые давали полезные для практики знания: математика, астрономия, инженерное дело, фортификация. Со времен Петра просвещение все более приобретало светский характер и практическую направленность.
Во второй четверти XVIII в. также основное внимание уделялось образованию дворянских детей в закрытых учебных заведениях. В 1731 г. для шляхетских (дворянских) детей было открыто учебное заведение закрытого типа Сухопутный Шляхетский кадетский корпус. В переводе с французского слово "сadete" означает младший, несовершеннолетний. Так назывались во Франции молодые дворяне, зачисленные на военную службу до производства в офицеры. Рассчитанный вначале на 200 воспитанников, корпус уже в первый год принял до 360 человек. В Кадетский корпус принимались только грамотные дети дворян в возрасте от 13 до 18 лет. Учебная программа была рассчитана на 5―6 лет и включала изучение Закона Божия, русского и французского языков (во всех классах), немецкого и латыни ― по желанию, чистописание, арифметику, геометрию, географию, историю, складное письмо, риторику, юриспруденцию и музыку (для особо одаренных), мораль, геральдику, фортификацию и артиллерию. В конце курса, после строгого экзамена выпускникам предстояла военная или гражданская служба. В зависимости от успехов присваивались офицерские чины или унтер-офицерские звания. Для гражданской службы Кадетский корпус готовил чиновников, судей и дипломатов. Кадетский Шляхетский корпус нередко называли "рассадником великих людей". Из его стен вышли фельдмаршалы П.А. румянцев и М.Ф. Каменский, писатели А.П. Сумароков и М.М. Херасков, первый русский актер Ф. Волков, историк И.П. Елагин, герои Отечественной войны 1812г. генералы Д.С. Дохтуров, Я.П. Кульнев, И.С. Дорохов и др.
В первой половине XVIII в. появились профессионально ― художественные училища. Так, в 1738 г. в Петербурге была открыта Танцевальная школа, ныне ― Хореографическое училище им. А.Я. Вагановой.
Книжное дело. Развитие образования требовало издания учебников. Для школ выпускались учебная литература, буквари, пособия по механике и математике, наставления по военно-инженерному делу. В 1703 г. преподаватель Школы математических и навигацких наук Л.Ф. Магницкий издал знаменитый учебник - "Арифметика, сиречь наука числительная", по которому российские школяры учились математике более 50 лет. Были также изданы "Букварь" Ф.П. Поликарпова, "Первое учение отрокам" Ф. Прокоповича, руководство по механике Скорнякова-Писарева. Основная масса учебников была либо переводами, либо работой иностранных педагогов. Издавались словари, различные руководства по механике, технике, архитектуре. Все они, как правило, были иллюстрированы гравюрами, схемами, чертежами.
Необходимость издания большого количества книг на светскую тему потребовала реформы алфавита. Рисунки нового алфавита были выполнены в 1707―1708 гг. чертежником и рисовальщиком Куленбахом по эскизам самого Петра. В 1710 г. Петром I новая азбука была утверждена. Сократилось количество букв с 43 до 32 (потом под давлением церкви некоторые буквы были восстановлены), изменилось и стало более красивым написание букв (сложная кириллица была латинизирована), для обозначения чисел были введены арабские цифры (вместо неудобной системы обозначения буквами церковного алфавита). Отныне светские книги печатались новым шрифтом, прежним, церковнославянским шрифтом печатались книги религиозного содержания.
В 1703 г. в России появилась первая газета "Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и иных окрестных странах". В редактировании газеты принимал участие сам царь. В "Ведомостях" публиковались внутренняя и иностранная хроника, сведения о военных, хозяйственных и культурных событиях. Тираж "Ведомостей" колебался от 100 до 2500 экземпляров. С 1708 г. начался выпуск массовых ежегодных календарей. В календарях содержалась разнообразная информация. Вместе со сведениями по агрономии, математике, истории, данным о погоде, "плодородии и недородии", "болезнях сего года", можно было узнать и свой гороскоп, и толкование снов.
В 1705 г. в Москве у Спасского моста в Китай-городе была основана первая типография для печатания светских книг. Во главе ее был поставлен Киприянов. При типографии Петр велел открыть библиотеку. Из-за пожара и смерти Киприянова библиотека оказалась недостроенной. Тогда за дело взялся сын Киприянова Василий. Василий на свои средства достроил библиотеку и просил, чтобы пользование книгами было бесплатным. Когда один из петровских сановников предложил на европейский манер ввести плату, Петр ему возразил: "Приказываю не только всякого пускать сюда даром, но если кто придет с компанией, то и угощать их на мой счет чашкою кофе, рюмкою водки, либо чем-нибудь иным в самых этих компаниях". Еще одна типография была открыта в 1712 г. в Санкт-Петербурге. Во главе типографий стояли не духовные, а светские лица. Открывались и другие типографии, началась их специализация по типу издания литературы (учебники, карты, таблицы, официальные материалы, духовные книги и т.д.). Книгопечатание получило небывалый размах. Особенность книгопечатания заключалась в том, что все оно было поставлено на службу преобразованиям страны. Открывались книжные лавки. В 1714 г. открылась государственная книжная лавка в петербургском гостином дворе. Здесь продавались печатные указы, азбуки учебные, "считание удобное", т.е. таблица умножения, гравюры, календари. В Москве книги можно было купить в лавке Печатного двора, в торговых рядах. Однако книжная торговля в первые десятилетия XVIII в. была еще слабо развита.
В народной среде продолжала бытовать рукописная, старообрядческая книга, лубочная картинка. Известным политическим лубком петровского времени была знаменитая картинка "Как мы кота хоронили", созданная в среде противников преобразований.
Наука. Огромное значение для становления российской науки имело учреждение Академии наук. Мысль об организации научного центра возникла у Петра еще в 1718 г., после посещения и знакомства с деятельностью Французской академии. В январе 1724 г. проект создания Академии наук и художеств, как она первоначально называлась, был утвержден Петром I. Официальное открытие Академии состоялось в 1725 г. уже после его смерти.
Создание Академии наук было крупным событием в общественно-культурной жизни России. В стране впервые возник научный центр, имевший достаточно оснащенную базу для исследования в различных областях знаний. В Академии было три отделения: математическое, физическое и "гуманиора". Первых членов Академии было 12 человек, они должны были следить за новой литературой по специальности, делать "изобретения" и выступать с докладами и "советами". Наряду с русскими учеными в Академию были приглашены иностранцы, среди которых были и крупные ученые. Академия имела библиотеку, музей, типографию, ботанический сад, обсерваторию, физическую и химическую лабораторию.
Из стен академического университета вышли многие крупные ученые, имена которых стали широко известны в русской науке и просвещении второй половины XVIII в. Академический университет закончил М.В. Ломоносов, ставший первым русским академиком.
В 1698 г. началось создание коллекции первого в России музея, названного Петром "кунсткамерой" ("кунст" по-немецки - искусство, "камер" ― комната). Основу коллекции составила анатомическая коллекция, привезенная Петром из Голландии. Петр I издал указы, которые предписывали жителям России за вознаграждение собирать и сдавать "каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи... да зеловеликие или малые перед обыкновенными, так же как и старые подписи на каменьях, железье и медни, или какое старое и ныне необыкновенное ружье, посуду и прочее все что зело старо и необыкновенно". Помимо коллекции при Кунсткамере имелась богатая библиотека, насчитывающая 11 тыс. томов. В 1719 г. Кунсткамера была открыта для свободного посещения. В 1714 году Петр I на основе своих личных коллекций создал музей, назвав его "кунсткамерой"). В 1718―1734 годах по проекту архитекторов Земцова и Матарнови было построено специальное здание у Стрелки Васильевского острова.
В первые десятилетия XVIII в. значительные успехи были достигнуты в географической науке, что было связано с практическими потребностями государства в освоении новых территорий, полезных ископаемых, с градостроительством. В 1697 г. В. Атласов провел экспедицию на Камчатку и составил ее географическое и этнографическое описание. В 1711 г. была открыта северная группа Курильских островов и составлен чертеж всей Курильской гряды. В 1711 г. от чукчей стало известно о "земле за проливом" (первые сведения об Америке). В 1715 г. в Среднюю Азию была отправлена экспедиция для поисков золота. Петр I мечтал проложить торговый путь в Индию через территорию России. С этой целью была организована экспедиция в Прикаспий. Вскоре впервые была составлена карта западного побережья Каспийского моря, впервые на карты было нанесено Аральское море, о котором европейцы не знали. Были также составлены карты Азовского моря и бассейна Дона. В ходе экспедиций изучались природные ресурсы страны, собирались коллекции по этнографии, минералогии, ботанике, биологии.
Широкий размах получили геологические изыскания. Изучение полезных ископаемых привело к открытию залежей серы и нефти в Поволжье, каменного угля в Донбассе, свинцово-серебряные руды в Забайкалье, широко разведывались железные руды на Урале. За 1700-1711 гг. в России было открыто 121 рудное месторождение. Камчатские экспедиции В. Беринга (30-е гг. XVIII в.) открыли пролив, разделяющий Европу и Азию. Итогом работы русских картографов стал "Атлас Всероссийской империи", составленный в 1732 г. И.К. Кирилловым.
Одним из достижений технической мысли было создание А.К. Нартовым, выдающимся механиком своего времени, первого в мире токарно-винторезного станка. Научные и технические данные применялись при сооружении плотин и механизмов на мануфактурах, при строительстве каналов, доков, корабельных верфей. В 1702 г. было начато строительство Вышневолоцкой системы каналов, и в 1709 г. новый водный путь был открыт.
В петровское время предпринимались попытки написания отечественной истории, был создан труд по истории Северной войны. Петр I интересовался русской историей и заставлял своих сподвижников изучать ее. В 1722 г. Петр I издает указ "О древних летописях и хронографах", согласно которому епархии и монастыри должны были собрать и прислать в Москву древних книг для снятия с них копий. Основным руководством по истории России в школах оставался "Синопсис" - первое учебно-историческое произведение, изданное в Киеве в 1674 г. По переводным учебникам изучали всеобщую историю.
Общественно-политическая мысль. В первой четверти XVIII в. активно расширяются научные и культурные контакты России с Западной Европой. В России стали известны работы крупнейших естествоиспытателей и философов: Коперника, Галилея, Ньютона, Декарта, Гоббса и др. Это привело к появлению в России гуманистических и рационалистических учений. Происходят изменения и в общественном сознании.
В общественно-политической мысли XVIII в. нашли отражение ряд новых политических, социально-экономических и культурных проблем. В петровских преобразованиях государству принадлежала ведущая роль. От государства зависела судьба преобразований. В обществе росло понимание роли государства в жизни общества. Это находило выражение в разработке идеологии абсолютизма. Утверждение или неприятие абсолютной монархии было главным водоразделом в идейных столкновениях в петровскую эпоху.
Одним из наиболее видных сподвижников Петра I и крупнейших мыслителей своего времени стал вице-президент Синода Ф. Прокопович (1681―1736). Окончив Киево-Могилянскую академию, он отправился в Польшу, где принял униатство, потом в Рим, в иезуитскую школу, принимает монашество. По неизвестным причинам он бежал из Рима и вернулся в Киев в 1702 г. убежденным противником иезуитов и "папежского духа". В Киеве он принял православие под именем Феофан и стал преподавателем поэтики и риторики в академии, с 1711 г. ― ректором. В Киеве на торжественной церемонии встречи победителей Полтавской баталии перед царем он произнес яркую речь. Личность Феофана привлекла царя тем, что молодой священник был убежденным сторонником петровских преобразований. Учреждая Синод, царь сделал Ф. Прокоповича вице-президентом Синода. Ф. Прокопович был сторонником европейской науки, обычаев, законов, русскому православию он был чужд. Вся его деятельность была направлена на отделение церкви от государства, что ослабляло положение церкви в обществе. После петровских реформ Русская церковь уже никогда не займет в обществе былого положения.
Наиболее известны два политических сочинения Ф. Прокоповича "Духовный регламент" (1721) и "Правда воли монаршей" (1722). В них он обосновывает монархическую систему правления как наиболее целесообразный тип государства в России. Прокопович рассматривает такие формы правления, как "народодержавство", при котором важнейшие вопросы решаются "согласием всех жителей", и аристократия, когда "несколько избранных мужей сословием правится отечество". Прокопович отстаивал идею наследственной монархии, где престол завещается наследнику, независимо от степени родства. В "Духовном регламенте" основная идея состоит в отстаивании приоритета светской власти над духовной. Идея независимости церкви от государства - это явный католицизм. Власть монарха объявлялась "никаким законам не подлежащей", т.е. безграничной, абсолютной. Обосновывая замену патриаршества Синодом, Прокопович подробно останавливается на достоинствах коллегиального управления церковью, отвечающего принципам "соборного правления".
После обнародования в 1722 г. Указа о престолонаследии он пишет книгу "Правда воли монаршей", в которой доказывает, что право передачи престола тому или иному лицу принадлежит исключительно личной воле самодержца.
В петровское время закладывались зачатки буржуазных отношений. Идеологом нарождающейся российской буржуазии был купец И.Т. Посошков. Сын ремесленника-серебряника И.Т. Посошков к концу жизни стал купцом-виноторговцем. В 1724 г. он написал "Книгу о скудости и богатстве", которая стала выдающимся произведением русской экономической мысли. Посошков считал, что избавить страну от бедности можно реформой управления. Для этого от всех сословий следует избрать выборных для создания единого свода законов - нового уложения. Он придавал огромное значение купечеству и предлагал меры для поощрения торговли и промышленности. По его мнению, занятие торговлей должно было быть исключительно привилегией купечества; дворянам и крестьянам занятие торговлей должно быть запрещено; русское купечество нужно защищать от конкуренции иностранцев. Импорт нужно резко сократить, а экспорт - увеличить. Он требовал, чтобы государство поддерживало купечество ссудами и передачей в собственность казенных заводов. Он выступал также за создание единой купеческой организации. Он осуждал сословное деление, считая полезным допускать на государственную службу выходцев из различных слоев общества, а не только дворян. Он осуждал чрезмерное отягощение крестьян работами, предлагал ограничить законом размер повинностей и отменить подушную подать. Он считал целесообразным распространение грамотности среди крестьян. Идеальным государственным устройством он считал абсолютную монархию, которую он противопоставлял тем странам, где короли "не могут по своей воле что сотворити, но самовластные у них подданные их". Проекты И.Т. Посошкова показались подозрительными, в 1726 г. он был схвачен Тайной канцелярией и умер в Петропавловской крепости.
Литература. Изменения в общественной жизни отражались и в литературе. В литературе продолжали бытовать старые формы, но содержание литературных произведений менялось, появлялся новый герой.
Начало XVIII в. было началом расцвета повести ("гистории"). Появляется принципиально новый герой, он образован, смел, удачлив, любит путешествия. Большую популярность приобрела "Гистория о российском матросе Василии Кариотском и о прекрасной королевне Ираклии Флорентийской". Сын дворянина Василий Кариотский отправляется на морскую службу. Он едет в Голландию, где добивается успеха на службе у купца. Попав в плен к разбойникам, он вскоре становится их атаманом, обнаружив удаль и острый ум. Галантным обхождением он покоряет высокородную пленницу - флорентийскую королевну. Освободив ее, он женится на ней и живет "в великой славе". Эта история должна была убедить читателя, что уважение, почет и богатство достигаются благодаря личным качествам человека, а не знатности рода.
Театр. Петр I в детском возрасте видел первые театральные спектакли при двре своего отца царя Алексея Михайловича. В 1702 - 1703 годах по указу Петра I открывается публичный театр в Москве "Комидийная храмина" ― большое здание, собиравшее до 500 человек; оно находилось подле Никольской башни Московского Кремля. Постановщиками и актерами в нем были в основном иностранцы, но вместе с ними выступали уже и русские актеры. Театр должен был способствовать просвещению народа, поэтому он превращался в общедоступное зрелище. В 1702 г. в Россию был приглашен странствующий немецкий театр под руководством актера и драматурга И. Куншта. Театр был открыт в 1702 г. В театре ставились пьесы светского содержания, в основном трагедии античного периода, пьесы Ж.-Б. Мольера. Свой театр содержала, подобно своему отцу, сестра Петра I, царевна Наталия Алексеевна. Театр заводила и придворная знать для узкого круга зрителей. Но театр еще был достаточно редким явлением культурной жизни.
Музыка. В начале XVIII в. произошли сдвиги и в музыкальном искусстве. Это было начало появления в России светской музыки.
Многоголосное пение находилось в расцвете. Происходят важные государственные события, и нужны были музыкальные отклики, прославляющие и власть царя, и одерживаемые им военные победы. На период петровских преобразований приходится расцвет творчества В. Титова. Композитор откликается "на злобу дня". Так, в честь победы русских войск в Полтавском сражении он пишет двенадцатиголосный концерт "Рцы нам ныне", за которым позже закрепилось название "Полтавскому торжеству". В концерте говорилось о победе русских войск и пленении шведской армии. В. Титов стал первым русским музыкантом при дворе Петра I. Затем в Петербург был переведен хор государевых певчих дьяков, созданный два столетия назад. В Петербурге он был преобразован в Придворную капеллу. Солисты хора повсюду сопровождали царя и прославляли его деятельность.
Самым распространенным музыкальным жанром петровского времени стал кант - трехголосная песня без музыкального сопровождения. Канты были разнообразны по содержанию, но в петровское время бурно развиваются канты ― виваты, или панегирические канты. В этих песнях говорилось о победе под Полтавой, Нарвой или Ригой, об измене подлого гетмана Мазепы, о бегстве шведского короля в Турцию, о смелом военачальнике Меншикове и т.д. В кантах религиозная символика очень часто переплеталась с античной мифологией (Петр часто сравнивался с Марсом). Канты изобиловали стандартными "официозами": "Орле российский, торжествуй вместе с нами!", "Виват, Россия, именем преславна!".
Появляются канты лирического содержания, в основе которых была русская интимная поэзия того времени.
В петровскую эпоху в культурный обиход широко вошла инструментальная западноевропейская музыка. Время изобиловало маскарадами, балами, фейерверками, а им нужна была музыка. Уже в первые годы своего правления Петр велел содержать в каждом военном полку духовые оркестры. Так, в Преображенском полку насчитывалось до 40 барабанщиков и 32 флейтиста. Почти столько же музыкантов было и в Семеновском полку. Помимо военных коллективов славились и музыкальные коллективы, принадлежавшие знатным вельможам. Особой известностью пользовались домашние оркестры графа А.Д. Меншикова, адмирала Ф.М. Апраксина, графа Г.А. Строганова. В салонах исполняли музыку известных в Европе авторов ― Телемана, Корелли, Тартини. Национальной инструментальной музыки в России в те времена не было, как не было и оперы.

Русскую литературу XVI века еще принято относить к древнерусской литературе . Следовательно, основными ее жанрами остаются летопись и жития святых, почти вся литература является церковной. Однако существовали и произведения, затрагивающие вопросы морали - например, знаменитый Домострой , где излагались правила поведения в любых жизненных ситуациях.

В XVII веке кардинально меняется роль писателя в жизни общества. Раньше роль главного пропагандиста исполняла церковь, и продолжалось так до 1660 года, до дела патриахра Никона . Никон считал, что церкви следует предоставить не только духовную, но и светскую власть. Власть этого мнения не разделяла, поэтому доверие к церкви снизилось. Церковь перестала быть главным идеологом в России.

Появление придворных поэтов в Древней Руси

В 1666 году царь Алексей Михайлович вводит новую должность - придворный поэт . Таким образом, рядом с царем появляется человек, главной задачей которого является обслуживание государственной идеологии, а произведения его должны были распространяться среди образованных людей. Первым таким придворным поэтом стал Симеон Полоцкий . Он ввел жанр приветства , т.е. прославления монарха. Позднее этот жанр трансформировался в торжественную оду.

При новом царе, Федоре Алексеевиче, за Полоцким сохраняют его должность. Потом, после смерти Полоцкого, должность придворного поэта была передана его ученику Сильвестру Медведеву . Но этот выбор оказался неудачным: Медведев очень слабо разбирался в политике. Когда началась борьба между Петром Алексеевичем и царевной Софьей за право на престол, Медведев поддержал Софью, за что впоследствии был казнен.

Литература эпохи Петра I

После вступления на престол Петра I ему потребовался новый придворный поэт. Сначала им был избран Стефан Яворский , поляк. Он очень поддерживал Петра, но когда его реформы коснулись церкви, Яворский свое мнение изменил. В его публичных проповедях начала звучать критика в адрес царя, и должности Яворский быстро решился. Преемником его стал Феофан Прокопович , архиепископ новгородский. Учился он в Киеве, в Киево-Могилянской духовной академии, был одним из самых образованных русских людей. Несмотря на духовный сан, у него была психология светского человека. В 1705 году он пишет трагикомедию Владимир - первую пьесу о крещении Руси. Пьеса была актуальна в петровскую эпоху, т.к. там проводилась параллель между князем Владимиром и Петром, между реформами и принятием христианства. Соответственно, комедийные персонажи комедии - языческие жрецы, мешавшие крестить Русь, чем-то напоминали недовольных бояр петровского времени. Пьеса была опубликована и одобрена царем, карьера Прокоповича пошла в гору.

Когда умер последний русский патриарх, Петр назначил Прокоповича местоблюстителем (т.е. исполняющим обязанности) патриаршего престола. А в 1721 году, когда создается Святейший синод, Прокопович становится его обер-прокурором и пишет духовный регламент, согласно которому главная власть в государстве принадлежит царю.

Главным жанром для Феофана Прокоповича было т.н. слово , т.е. церковная проповедь на светскую тему. Он восхвалял Петра и его начинания, уверяя, что все противники реформ - богоотступники. В 1725 году, после смерти Петра, он пишет Слово на погребение Петра Великого , где говорит о том, что, несмотря на горечь потери, Россия должна двигаться вперед, радоваться преобразованиям и не забывать о том, что нее впереди великое будущее.

Появление неофициальной литературы

После смерти Петра в литературе происходят серьезные изменения: в эпоху дворцовых переворотов не существовало придворного поэта, контроль над литературой ослабел и, как следствие, появилась неофициальная литература . Родоначальником ее на Руси был А.Д. Кантемир , первый в России светский поэт. Его произведения уже можно назвать гуманистическими, т.к. посвящены они людям, а не каким-то философским или церковным проблемам. Его поэтическим дебютом стала сатира На хулящих учение. К уму своему (1729 год), направленная против тех, кто не принимал петровские реформы. Когда об этой сатире узнал Феофан Прокопович, они познакомились и подружились. Затем они вместе выступали против деятельности Верховного тайного совета.

Во время правления Анны Иоановны Кантемир попал в опалу, и был назначен новый придворный поэт - В.К. Тредиаковский (1703 - 1769). Он также был светским поэтом, самое известное его произведение - Езда в остров любви . Это перевод французского любовного романа, дополненный собранием собственных стихов Тредиаковского. Книга вызвала шок в России, т.к. описывалась там свободная любовь. До этого в России никогда не писали на такие темы. Церковь была против Тредиаковского, но императрице Анне книга понравилась.

После вступления на престол императрицы Елизаветы Петровны Тредиаковский потерял должность придворного поэта, поскольку поддерживал немецкую партию. Практически перестав писать, он становится теоретиком литературы, и именно ему принадлежат главные заслуги по переводу русской литературы в новую эпоху - в частности, он предложил реформу стихосложения.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Образная система «Слова...», его переводы и поэтика древнерусской литературы
Следующая тема:   Классицизм - возникновение, черты и появление в русской литературе

При Петре Великом в России процветала преимущественно переводная литература: Великий преобразователь России усердно старался насаждать западноевропейскую науку на девственной русской почве. Переводы книг были лучшим средством чтобы познакомить русских с теми результатами, каких достигли в Европе наука, искусство и промышленность. Хотя изучение новых языков не входило в программу древнего образования, но в Посольском приказе, для переводов и вообще для ведения посольских дел, существовали толмачи из обрусевших иностранцев, преимущественно, поляков и немцев

После толмачей посольского приказа главными переводчиками были духовные лица, воспитанники Киевской и Московской академий. Ни в Киеве, ни в Москве не изучали европейских языков, но там изучали язык латинский, который был в то время главным ученым языком в Европе, так что на нем писали и немецкие, и французские ученые, и часто переводили на него книги, написанный на других языках; поэтому, зная латинский язык, московские и киевские ученые могли переводить разные книги. Например, Гаврил Бужинский, не зная немецкого языка, перевел «Введение в историю европейских государств», немецкого писателя Пуффендорфа, с латинского Крамерова перевода. В Москве занимались переводом книг братья Лихуды и ученики их Федор Поликарпов и Алексей Барсов.

По учреждении синода Петр стал посылать книги для перевода в синод. «Посылаю при сем, писал он в 1721 году книгу, которой два тракта, первый - о должности человека, гражданина (fle officiis hominis et civis), другой - о вере христианской; но требую, чтобы первый токмо переведен был, понеже в другом не чаю к пользе нужде быть, и прошу, дабы не по конец рук переведена была, но дабы внятно и хорошим штилем».

Сознавая всю важность переводов книг с иностранных языков, Петр Великий сам руководил этим делом, сам выбирал книги и следил за их переводом, некоторые переводы сам просматривал и поверял и в то же время издавал правила, как следует переводить. В 1713 году он отдал Мусину-Пушкину историю о Кромвеле для отсылки в Москву, для перевода на русский язык. Узнав, что о древних языческих религиях есть хорошее сочинение Аполлодора, он поручил Синоду перевести его «Библиотеку о богах».

Когда назначенный книги не переводили, он сердился и делал выговоры через того же Мусина-Пушкина, через которого отдавал книги для перевода. Так, в 1718 году Мусин-Пушкин писал к переводчику Поликарпову: «Да для чего, спрашивал Государь, по сю пору не переведена книга Виргиния Урбина о начале всяких изобретений, книга небольшая, а так мешкатк. Отпиши о том Лопатинскому» (Феофилакту Лопатинскому, который тогда был ректором московской академии). В другом письме к нему же он писал: «Отцу Лопатинскому скажи, чтоб перевел книги, который к нему посланы. А великий Государь часто изволит напоминать, для чего долго не присылаются, и чтобы не навел гневу». В третьем письме сказано: «Писал я к тебе многажды о переводе, книг, и чтоб говорил ты отцу Лопатинскому, дабы скорее е переводил; а ныне Великий Государь приказал, ежели не переведут книг, лексикона и прочих, до того времени жалованья не выдавать, пока не переведут».

Когда в 1723 г. Петру представлены были в переводе некоторые статьи из назначенной им для перевода книги Oeorgica curiosa, oder das adeliche Land und Feld Leben Вольфганга Гелмгарда Гохберга, то он принялся сам за исправление и сокращение статей, и потом, возвращая исправленное, дал переводчикам собственной рукою написанное наставление: «Понеже немцы обвыкли многими рассказами негодными книги свои наполнять только для того, чтобы велики казались, чего, кроме самого дела и краткого пред всякой вещи разговора, переводить не надлежит; но и вышеречённый разговор, чтобы не праздной ради красоты - и для вразумления и наставления о том чтущему было, чего ради о хлебопашестве трактат выправил (вычерня негодное) и для примера посылаю, дабы по сему книги переложены были без излишних рассказов, которые время только тратят и чтущим охоту отемлют». Впрочем, в некоторых случаях Петр требовал полного и точного перевода, если книга была согласна с его взглядами и целями.

Известно, как он рассердился на Бужинского, когда тот в переводе «Введения в историю Европейских Государств» Пуффендорфа выпустил одно" место, где Пуффендорф слишком грубо и обидно отзывается о характере русского народа: «Глупец, что я тебе приказал сделать с этою книгою? Спросил царь Бужинского. Перевести, отвечал тот. «Разве это переведено?» возразил Петр, указывая на пропущенное место. «Тотчас поди и сделай, что я тебе приказал, и переведи книгу везде так, как она в подлиннике есть».

В последний год своего царствования, т. е. в 1724 году, Петр издал следующий указ, касательно перевода книг: «Для перевода книг зело нужны переводчики, а особливо для художественных (научных), понеже никакой переводчик, не умея того художества, о котором переводит, перевести то не может; того ради заранее сие делать надобно таким образом: которые умеют языки, а художеств не умеют, тех отдать учиться художествам; а которые художества, а языку не умеют, их послать учиться языком, и чтоб (были) все из русских или иноземцев, кои или здесь родились, или зело малы приехали и наш язык, как природный знают, понеже на свой язык всегда легче переводить, нежели с своего на чужой. Художества же следующие: математическое, хотя до сферических триангулов, механическое, хирургическое, архитектурное, анатомическое, ботаническое, милитарис и прочие тому подобные».

Заметим, что при переводе книг предписывалось держаться более простого слога и русского языка - перед славянским. Возвращая Поликарпову переведенную им Географию Варения, Мусин-Пушкин писал ему, что она «переведена гораздо плохо» и прибавил: «того ради исправь хорошенько, невысокими словами словенскими, но простым русским языком, так же и лексиконы. Со всем усердием явись и высоких слов словесных класть ненадобно, но посольского приказу употреби слова».

Кроме правительства о переводе книг и о составлении библиотек заботились и некоторые частные люди.

Одним из ревностнейших сотрудников Петра Великого по распространению наук в России был знаменитый граф Брюс (р. 1670 ум. 1735 г.). «Будучи из младых лет при Петре Великом, говорит о нем Татищев, многие к знанию нужные и пользе государя и государства - с английского и немецкого на русский язык книги переводил, и собственно для употребления его величества Геометрию с изрядными украшениями сочинил». Библиотеку свою, состоявшую из 1,500 книг, и свой кабинет инструментов и редкостей Брюс завещал в Академию Наук. Татищев тоже любил собирать книги и составил библиотеку в 1000 книг.

Небезынтересно привести несколько примеров о вознаграждении переводчиков за ученые труды в начале XVIII столетия.

Мусин-Пушкин выхлопотал у царя Поликарпову за его историю и перевод лексикона 200 рублей.

В 1725 году Алексей Барсов ходатайствовал о награждении его за перевод книги Аполлодора о богах, а также по переводам с русского на греческий язык присяги архиерея смоленского, архимандрита венецианского Фоки, и с греческого на русский - грамот, присылаемых из Греции. Синод признал справедливым это ходатайство и полагал выдать Барсову, сверх жалования справщика, до 100 рублей. Хотя об этом доставлен был доклад Екатерине I, однако утверждение его последовало только в 1730 г.

В 1727 году Иван Каргопольский просил вознаграждения за перевод половины сочинения Феодорита «о промысле Божьем». При этом переводчик объяснял, что данный ему перевод «укоснел», за невыдачею ему кормовых денег жалования за учение в школах и по неимению в распоряжении своем писцов. По такому ходатайству, Каргопольскому определено было выдать в награду 5 рублей.

Фольклор

Преобразования Петра I в области культуры увеличили разрыв элиты с народом в мировоззренческом плане. Но благодаря позиции Петра простой народ избавился от давления церкви на народную культуру. Гонения на языческие праздники хороводами и гуляниями уменьшились.

Северная война заняла свой пласт в народной культуре. Ее события оставались в былинах, солдатских исторических песнях, сказках и т.п. Чаще всего отражали Нарву и Полтавскую битву.

Фигура Петра I обросла легендами, что является традиционным для фольклора. Другим стандартным образом стала фигура врага и изменника (шведы и гетман Мазепа).

При этом, литература, которой пользовались крестьяне, в основном оставалась традиционной – это жития и другие поучительные сочинения, всяческие сборники наговоров, лечебники, народные календари и пр. Кроме того, были популярны полемические сочинения.

Развитие литературы

Жители городов сильнее замечали быстрый рост книжного дела. В особенности речь идет о светской литературе, научной и житейской.

Пример 1

Например, в $1708$ г. вышел т.н. формулярник, т.е. сборник образцов, как правильно использовать в письмах обороты и новейшую лексику.

Здесь отметим, что при Петре лексика стала тяготеть к Западу, появилось множество иностранных словечек. Вообще элита при Петре I говорила на смеси русского с огромным количеством голландских, немецких, английских и др. слов, выражений, терминов.

В литературе шло зарождение классицизма. Публицистические ораторские произведения заняли свою нишу в литературе. Самыми известными из таких сочинений являются труды Феофана Прокоповича . Прокопович был последовательным идеологом абсолютизма, несмотря на то, что он прошел и принятие униатства, и переезд в Европу, иезуитскую школу и католический монастырь. В конце концов, он вернулся в Россию, т.к. разочаровался в католицизме, глубоко его изучив. Лейтмотивом его трудом было восхваление Петра I, его дел и России в целом.

Также в эпоху Петра I получила развитие проза. Особо популярной темой в жанре стало описание реалий жизни и ее новшеств. Наиболее известные произведения в этом жанре: «Повесть о Фроле Скобееве», «История о Александре, российском дворянине», «Гистория о российском матросе Василии Кориотском» .

Учитывая петровское «окно в Европу», в области литературы это также сказалось – западноевропейская литература стала пользоваться высочайшим спросом.

Театр

Замечание 1

В $1702$ г. в Москве на Красной площади появился театр. Посетить его мог любой желающий.

В труппе театра были немецкие актеры, а репертуар состоял из европейских пьес. Известно, что еще Алексей Михайлович покровительствовал театру, но все-таки в России на тот момент это было еще в новинку.

При Алексее Михайловиче популярен был театр для приближенных. Такой типа театра, который открывали представители знати, продолжал существование и при Петре I. Особенно увлекались театром при Петре ученики академий, духовных семинарий, т.е. образованные люди.

Репертуар частных театров продолжал носить нравственно-религиозный характер в основном. Однако популярность набирали исторические пьесы и отражение современных событий. Ярким примером исторической пьесы является написанная Феофаном Прокоповичем трагикомедия «Владимир» .

Славяно-греко-латинская и Киево-Могилянская академии стали центрами театральной деятельности.

Кроме Феофана Прокоповича в связи с театральной деятельностью известны имена доктора Бидлои, Федора Жуковского .

Вместе с театром возрастал интерес к музыке светского содержания, а также обучению игре на музыкальных инструментах. Также развивалось искусство хорового пения. Популярной стала военно-строевая музыка.