Многие с трепетом вспоминают то место, в котором провели своё детство. Родная деревня представляется нам сказочным уголком, наполненным яркими впечатлениями. Так что же малая родина? Именно эту проблему поднимает известный советский писатель Носов Евгений Иванович в своём тексте.

Писатель отмечает: «малая родина – это то, что на всю жизнь одаривает нас крыльями вдохновениями». А происходит это из-за того, что в детстве все эмоции кажутся более яркими, а происходящее более сказочным. Вот и автор изображает детские фантазии, показывая водяного, обитающего в омуте. Именно такие сказочные впечатления и дарит нам малая родина.

Позиция автора нам ясна. Для Е. И. Носова малая родина – это родная деревня, которая дарит ребенку яркие воспоминания и позволяет совершать маленькие открытия. Именно там человек впервые испытывает чувство восторга, переживает первые потрясения.

С мнением писателя трудно не согласиться, действительно, те впечатления, которые мы получим в детстве, на нашей малой родине, порой становятся самыми яркими в нашей жизни, а сама родная деревня самым желанным и любимым местом на свете.

Думаю, что многие русские классики затрагивавшие проблему малой родины, согласились бы с позицией Носова. Вот и в произведении Гончарова Ивана Александровича «Обломов» воспоминания о деревне, в которой вырос Илья Ильич, становятся самыми яркими и тёплыми для главного героя. Родная Обломовка представляется ему райским уголком, в котором царили спокойствие и умиротворение. Малая родина воспитала Илью Обломова, сделала его темперамент неспешным, а характер невозмутимым. Илья Ильич много раз возвращался к воспоминаниям об Обломовке, ведь именно там он испытывал самые яркие эмоции, совершил первые детские открытия.

Проблему малой родины затрагивал и известный советский писатель Владимир Галактионович Короленко в своём произведении «Парадокс». Автор описывает деревенскую жизнь двух братьев. Сама деревня становится для мальчишек увлекательным местом открытий. В бочке они обнаруживают целый подводный мир и начинают ловить рыбу самодельными удочками. Часть экипажа, выброшенная хозяевами, позволяет братьям отправляться в фантастические приключения. Все эти игры и впечатления, подаренные детям малой родиной, надолго останутся в памяти мальчиков и будут согревать их в трудные жизненные моменты.

Получается, что малая родина – это то место, которое дарит человеку детство, наполненное яркими эмоциями и незабываемыми впечатлениями.

(353 слова)

Обновлено: 2018-01-19

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Практически все россияне (92%) считают, что человек должен знать, откуда он родом (только 7% опрошенных полагают, что знать это необязательно). При этом 49% участников опроса ассоциируют понятие "Родина" с конкретным местом, где они родились; 47% отождествляют Родину со всей Россией. Отметим, что чаще других считают своей отчизной всю страну представители старшего поколения (53%) и респонденты с высшим образованием (54%).

Оценки экспертов и мнения, высказанные участниками ДФГ, позволяют сделать вывод, что россияне четко различают "большую" и "малую" Родину.

  • "Малая" Родина – это где родились. А "большая" Родина – это, мне кажется, за границу выезжаешь – тогда "большая" Родина, Россия"
  • (ДФГ, Москва).
  • "Мне кажется, "малая" и "большая" Родина – расходятся во времени; "малая" осталась в прошлом, с нашими годами детства, юности, а "большая" – всегда с нами"
  • (ДФГ, Санкт-Петербург).
  • "Насчет "большой" Родины – понятно: Россия, а насчет "малой" Родины... Для меня лично – где живу, потому что я там родился, но не жил, и постоянно где-нибудь я тоже не жил, а все время скитался то за границей, то в других местах"
  • (ДФГ, Москва).
Между "малой" и "большой" Родиной существует тесная взаимосвязь:
  • "Если "большой" Родине плохо, то твоей "маленькой" – еще хуже. Все взаимосвязано"
  • (ДФГ, Санкт-Петербург).
  • "Страна большая, и, чувствуя свою причастность к большой стране, человек чувствует и потребность в своей "маленькой" Родине, к тому месту, где он родился, где его окружали папа с мамой, друзья и так далее. И поэтому ощущение огромной страны живет в нас параллельно с привязанностью к "маленькой" Родине"
  • (эксперт, Ульяновск).
Раскрывая смысл понятия "Родина", участники групповых дискуссий часто упоминают дом – как что-то очень близкое и даже интимное:
  • "Тепло на душе становится, что приехала домой: наконец-то можно отдохнуть, просто успокоиться"
  • (ДФГ, Воронеж).
  • "Это понять мужчинам, наверное, проще, они из армии когда приходят... Вот там побывал, почувствовал, что это такое, когда вышел, осмотрелся и выдохнул: "Дома"!"
  • (ДФГ, Воронеж).
"Родина" в представлениях респондентов иногда ассоциируется не только с определенным местом (квартира, дом, село и др., где родился, живешь), но и с особым типом отношений между человеком и сообществом, с которым он себя отождествляет:
  • "Малая" – это куда вернуться хочется, действительно, отовсюду. А "большая" – чем гордиться хочется"
  • (ДФГ, Москва).
Важной составляющей такого рода отношений является готовность жить в своей стране даже при наличии возможности выбирать место проживания. На вопрос о том, не хотели ли бы они уехать из России в другую страну на постоянное место жительства, 80% россиян ответили отрицательно. Только 15% наших соотечественников предпочли бы уехать. Примечательно, что в этой группе существенно выше доля представителей молодого поколения (27%), оптимистов (23%) и жителей Южного федерального округа (22%).

Вместе с тем, участники фокус-групп неоднократно отмечали отсутствие гармонии в отношениях россиян с государством, что, по их мнению, совершенно не способствует росту чувства патриотизма. Так, на вопрос модератора: "А что вы думаете о "большой" Родине? Какие чувства у вас возникают?" следуют ответы:

    Владимир: – Сложные.
Виктор: – Мы живем не в той Родине, в которой родились.

Елизавета: – Вот сейчас вызывает чувство досады. Это связано со всеми негативными явлениями, которые мы наблюдаем сейчас.

Ирина: – Отвратительные. Мы не нужны стране – и от этого досада. Самые плохие чувства" (ДФГ, Воронеж).

  • "Идет нигилизм, такое восприятие, понимаете, когда не видят люди... Живут год, два и уже десять в постоянных реформах, которые не приводят ни к чему хорошему. И вот это чувство – оно теряется, т.е. мы не чувствуем себя как единая нация сейчас"
  • (эксперт, Рязань).
При этом происходит усиление региональной идентичности, развивается тенденция к отождествлению индивида с территориальными общностями.

Судя по данным массового опроса, 60% респондентов полагают, что их земляки отличаются от жителей других регионов России. Треть опрошенных не видит таких различий. Примечательно, что менее всего ощущают свое отличие от других жители Приволжского федерального округа (42%), что, возможно, во многом связано с полиэтничностью этого региона. Среди экспертов только каждый восьмой полагает, что его земляки не отличаются от жителей других регионов.

На вопрос: "Как Вы считаете, Ваши земляки отличаются от жителей других регионов в лучшую, худшую сторону или они просто другие?" 45% респондентов не дали никакого ответа. Четверть опрошенных считает, что их земляки не лучше и не хуже, а просто другие, такая же доля участников опроса стоит на позициях регионоцентризма, полагая, что их земляки лучше других. Видимо, грань между "мы – другие" и "мы – лучше других" очень тонка.

Существенной составляющей отношений между человеком и его Родиной является чувство патриотизма, о котором много рассуждают участники опроса. Основываясь на их мнениях, можно выделить два существенных аспекта этого чувства: любовь и служение.

  • "Патриотизм – это любовь к Родине все-таки. ...Любовь к тем местам, людям, которые в какой-то степени одинаково со мной мыслят, чувствуют"
  • (эксперт, Владимир).

  • "Очевидно, любовь к своей Родине, "большой" и "малой" одновременно, предпочтение даже каким-то своим и товарам, и культурам даже различным – наверное, в этом и проявляется патриотизм"
  • (эксперт, Тула). И переход к идее служения:
    • "Ну, я думаю, что патриотизм – это не только любовь, допустим, к "малой" Родине или "большой" Родине. А это все же какая-то созидательная деятельность. Для того чтобы и "малая", и "большая" твоя Родина – она... процветала. Т.е. не просто умиление там красотой какой-то, березкой или еще чем-то, а делать, чтобы вот эта земля процветала"
    • (эксперт, Горно-Алтайск).
    • "Я считаю, что человек должен меньше говорить о патриотизме, а больше делать во имя процветания своей страны, тогда он будет настоящим патриотом"
    • (эксперт, Владимир).
    • "Лично для меня патриотизм означает служение Родине"
    • (эксперт, Рязань).
    • "Безусловно, я патриот мегамашины – в том смысле, что та машина, которая является государством, страной, т.е. которая удерживает единство гигантских территорий, мне, безусловно, тоже дорога. Вот, как бы, два аспекта есть, т.е., с одной стороны, это люди и ответственность перед ними, с другой стороны – необходимость осознания принадлежности к мегамашине и желание ее сохранить, упрочить, продвинуть"
    • (эксперт, Красноярск).
    Еще один важный аспект темы связан с тем, что многие участники опроса рассматривают отношение к Родине сквозь призму кровной, родовой связи как с местом, где родились и выросли, так и со своим народом.
    • "Не зря натальные карты составляются на то место, где он родился. Т.е. эта карта очень большую роль играет. Эти все звезды, расположение местности... Причем они передаются в генах по наследству. Т.е. он родился уже с какой-то программой, именно соответствующей данному месту рождения"
    • (ДФГ, Москва).
    • "Естественно, любовь начинается с чувства почвенничества, т.е. она базируется на той почве, на которой человек родился и вырос, значит, а потом это чувство переливается в любовь к Отечеству, к системе, которая обеспечивает устойчивость и безопасность этого места рождения или так называемой "малой" Родины. Тут нет противоречия"
    • (эксперт, Санкт-Петербург).
    Видимо, не случайно 73% участников общероссийского опроса не хотели бы родится в другой стране, и только 13% респондентов предпочли бы появиться на свет не в России.

    Как видно из полученных данных, любовь к "малой" и "большой" Родине, чувство патриотизма слабо коррелируют с положением дел в стране. Как заявил один из экспертов:

    • "Мы будем любить Россию всегда, пока хоть один человек будет продолжать говорить по-русски"
    • (эксперт, Красноярск).

    Что есть «малая родина»? Существует множество подходов к осмыслению феномена «малой родины». Данный феномен рассматривается в качестве литературной метафоры, топографической категории, осуществляют его феноменологический и структурный анализ с позиции различных научных дисциплин. Но это ещё и психологический феномен. Бесспорно, слово «родина» является однокоренным слову «рождение». Поэтому часто родина понимается именно, как место рождения. Родина может иметь довольно большой масштаб страны, государства. Тогда это понятие претендует на некую объективность, всеобщность для определённой группы лиц. Под «малой родиной» можно понимать определённый относительно небольшой регион, населённый пункт, местность, которые выделены субъективно и индивидуальны для каждого носителя данного феномена. Для каждого человека место его рождения имеет определённое субъективное значение. Часто именно место рождения метафорически называют «малой родиной». «Малой родиной» для человека также может являться место, с которым связаны детские воспоминания. Случается и такое, что феномен «малой родины» находит свою локализацию в тех местностях, в которых человек пробыл недолгое время или не был вообще, но знает о них, мечтает там побывать. Эти местности могут быть связаны с героическим прошлым его предков. Особенно это характерно для представителей знатных родов, творческой элиты, которые чтят свои семейные традиции и традиции своего народа. Случается так, что человек, являясь носителем культуры меньшинства в обществе, отождествляет себя с носителями той культуры, которая для него ценностно значима. «Малой родиной» он будет считать ту территорию, на которой данная культура является доминантной. Феномен «малой родины» нашёл своё отображение в литературном, художественном и других видах творчества. А также сюжет матери-земли, дающей силу, очень распространён в мифологиях различных народов мира .

    К «малой родине» человек испытывает положительные, тёплые чувства. Она имеет для него определённое, можно даже сказать, сакральное значение (завещание быть похороненным в «земле отцов» - один из рудиментов подобной сакрализации), часто поэтизируется и идеализируется, представляет определённую ценность .
    Существуют разные подходы к определению «малой родины» с различных научных позиций. Нам более эмпанирует позиция Крылова М. П., так как она более психологична. В своей статье «Российское культурно-историческое пространство. Проблема региональной идентичности», опубликованной в журнале «Мир психологии 2005 №3», он приводит следующее понимание «малой родины»: «малая родина» - это восприятие множественностью взаимодействующих индивидов своей среды обитания, как особой, некой условной целостности, обладающей внутренней культурной и пространственой логикой, и представляющей совокупность пространственныхидентичностей в пределах региона, включая идентичности населённых пунктов и местные проявления идентичности .

    Поэтому изучать феномен «малой родины» через категорию идентичности представляется нам наиболее адекватным. Так как данный феномен имеет своё топографическое измерение, с которым человек связан исторически и мифически, сопричастность к какой-то территории с её социокультурными традициями выражается посредством идентичности .

    Идентичность - это психическое образование, которое является следствием процесса идентификации. В широком смысле слова, идентификация (от лат. - отождествление) - это эмоционально-когнитивный процесс неосознанного отождествления субъектом себя с другим субъектом, с группой, образцом.

    Существует несколько подходов к осмыслению идентичности. Теоретической базой данного исследования является когнитивный подход, предложенный Г. Тэджфелом и Дж. Тэрнером с их пониманием социальной идентичности .

    На основании вышеизложенной теоретической базы, попытаемся дать определение феномена «малой родины»:
    Феномен «Малой родины» - это идентификация с ценностно значимым регионом, отыгрывающим значительную роль в формировании личности, данная идентификация осуществляется посредствам включение себя в группу носителей социокультурных традиций данного региона.

    В данном исследовании феномен «малой родины» соотносится с категорией локальной идентичности. А именно, является её разновидностью. Локальная идентичность может выступать в качестве частной категории по отношению к понятию региональная идентичность.

    Локальная идентичность, разновидностью которой является феномен «малой родины» детерминирует поведение не только на уровне когнитивной регуляции, но и на эмоциональном, часто неосознанном уровне. «Малая родина» также является и ценностным феноменом. Пространство «малой родины» насыщено не просто объективным предметным миром, но и явлениями, с которыми, посредством своих переживаний, соотносится человеческое Я.
    Личность формируется в определённой социокультурной среде. Именно та среда и тот регион, которые оказали наибольшее влияние на становление личности человека, обозначаются понятием «малая родина». При этом сам человек ощущает на себе это влияние. Человек включен в группу жителей региона. Он начинает выделять черты, отличающие данную группу от всех остальных и уже способен проводить сравнение с другими группами. Если своя группа обладает большим количеством положительных характеристик по сравнению с другими, то формируется положительная идентичность, если меньшим, то отрицательная.

    Феномен «малой родины» может проявляться в том, что человек осознаёт себя в первую очередь жителем небольшой местности, а уже потом жителем страны или представителем нации. Иногда человек стремится сохранить локальную культуру того региона, который он считает своей малой родиной. И считает себя носителем этой культуры.
    Изучение феномена «малой родины» даёт возможность понять, что чувствует человек, на долгое время оказавшийся вдали от дома. Помогает изучить процесс адаптации к новым социальным и культурным условиям.
    Образ «малой родины» формируется через призму человеческого Я, которое было сформировано под влиянием определённого региона с его социокультурными традициями. Образ «малой родины» формируется на основании отражения отдельных значимых черт субъективно выделенного региона. Образ «малой родины» аккумулирует в себе жизненный мир личности. А само понятие приобретает феноменологический характер
    .

    Почему феномен «малой родины» становится актуален? В современном обществе наблюдается кризис идентичности. Полярность «глобализация -регионализация» может привести к актуализации феномена «малой родины», то есть на первый план выходит локальная идентичность, а не национальная или этническая. Люди стремятся выработать свои уникальные, свойственные относительно небольшой группе черты, а с другой стороны всё более стремятся к универсальности, глобальности. С одной стороны, глобализация представляет собой усиление взаимосвязей между людьми разных стран, этносов и культур, ведущее к формированию из населения земного шара единого человечества. С другой стороны, размываются культурные и этнические границы. Что ведёт к утрате самобытности, разрушению национальной идентичности. Наиболее чётко эти тенденции можно проследить на территории пограничья, где длительное время сосуществуют несколько этнокультурных групп. Здесь формируется особый тип человека, принадлежащего к нескольким культурам. На первое место начинает выходить региональная, а не этнонациональная принадлежность. Одна из причин - полиэтничность пограничного региона.

    Гродненская область является пограничным регионом, входящим в состав белорусско-польско-литовского пограничья. В условиях взаимопроникновения культур обретает значимость феномен «малой родины».
    В данном исследовании была осуществлена попытка эмпирического изучения содержания и эмоционального тона образа «малой родины» учеников областных и городских классов лицея № 1 г. Гродно младшего юношеского возраста (15-17 лет). Выбор данной возрастной группы не случаен, именно в данном возрасте формируется ценностно-смысловая сфера личности.

    Был использован метод свободных интерпретаций. Испытуемым предлагалось продолжить высказывание: «малая родина» для меня - это...».
    Большинство учеников областных классов определили «малую родину», как «место, где я родился (родилась)». Большинство учеников городских классов определили «малую родину», как «город Гродно». На втором месте оказалось определение «малой родины», как «дома» среди областных классов, и как «семьи» среди городских. Появление категории «дом» у учеников областных классов весьма интересно. Следует отметить, что они постоянно проживают в Гродненской области, в Гродно они приехали на время обучения. Возможно, в таких условиях для них особую значимость обретает дом.
    Для определения эмоционального тона образа «малой родины» был использован метод семантического дифференциала.
    В областных классах большинство испытуемых характеризовали образ «малой родины», как возвышенная, нежная, хорошая, открытая, светлая, таинственная, успокаивающая в городских классах большинство испытуемых посчитали критерии «низменная-возвышенная», «грубая-нежная», «хорошая-плохая», «открытая-закрытая», «тёмная-светлая», «таинственная-обычная», «тревожащая-успокаивающая» несоответствующим для характеристики образа «малой родины». Это означает, что ученики областных классов используют более широкий репертуар прилагательных для характеристики образа «малой родины». Следовательно, данный образ богаче, многограннее.

    Для большинства испытуемых из областных классов «малая родина» в большей степени тёплая, живая, весёлая, важная, красивая, оптимистичная, привлекательная, безопасная. Что говорит о большей динамичности и эйде-тичности данного образа.

    В равной и почти равной степени «малая родина» была оценена положительными прилагательными в областных и городских классах: светлая, близкая, яркая, приятная, оптимистичная, сильная, спокойная, вдохновляющая, прекрасная, захватывающая, естественная.

    Анализируя полученные данные, можно заметить, что образ «малой родины» имеет положительный эмоциональный тон у городских и областных учеников. А вот представления о «малой родине» богаче и образнее у учеников из областных классов. Возможно, что здесь существенную роль отыграло влияние городской или областной социокультурной среды в процессе формирования личности. Но это предположение требует эмпирических доказательств.

    Литература

    1. Беспамятных, Н. Н. Мифология: введение в теорию мифа Н. Н. Беспамятных. - Минск: ООО «ФУАинформ», 2004. - 240 с.
      Крылов, М. П. Российское культурно-историческое пространство. Проблема региональной идентичности / М. П. Крылов Мир психологии. -2005. - № 3- С. 187-198.
    2. Бяспамятных, М. М. «Малая айчыны»: пам ж. лтаратурнай метафарай i навуковай катэгорыей. «З краю Навагрудскага» (малая айчына у жыцщ i творчасщ Адама Мiцкевiча) М. М. Бяспамятных Зб. навук. прац пад рэд. праф. С. П. Муаеню. - Гродна. - ГрДУ, 2006. - 402 с.
    3. Беспамятных, Н. Н. Феномен этнокультурного пограничья: опыт системного анализа Регионалистика: сб. науч. тр. под ред. д-ра полит. наук, проф. В. Н. Ватыля. - Гродно: ГрГУ, 2006. - 251 с.
    4. Социальная психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов/ Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая - М.: Аспект Пресс, 1999. -
      475 с.

    В наше время люди все интенсивнее становятся сторонниками космополитических взглядов, которые раньше подвергались осуждению. Тем не менее сейчас также можно заметить довольно четкое разделение в той сфере мировоззрения, которая касается истоков.

    Разные мнения

    Для одних огромное значение имеет не только большая, но и малая родина. Это патриотическое отношение к земле, к своей стране, к городу и району, в котором человек родился.

    Другие же не имеют такой привязанности и считают своим домом весь мир или то место, где им довелось жить волею судьбы. В нашу задачу не входит определить, какие взгляды лучше. То, что основывается на чувствах, на восприятии и по большому счету зависит от окружающих людей, от воспитания, слабо поддается рациональному осмыслению. А ведь как раз малая родина - это родной город, район, двор, то есть места, с которыми мы связаны эмоционально. Это школа и соседи, это любимые уголки - парки, аллейки, рощи, где человек чувствовал себя комфортно, где мечтал о будущем, где формировался как личность.

    малая родина?

    Можно долго спорить о том, насколько влияет окружающая природа и среда на характер и взгляды. Для большинства из нас малая родина - это место, которое вызывает ностальгические воспоминания, которое всегда ассоциируется с домом, с семьей. С тем, что воспринимается позитивно, с оттенком грусти. Малая родина - это и предмет заботы, и объект привязанности человека. Занимаясь уборкой двора или вопросами развития родного города, мы проявляем любовь к этому месту. И это намного более действенно (также и в плане воспитания), чем отвлеченные рассуждения о патриотизме и о том, почему большая и малая родина должны всегда вызывать любовь и поклонение. Не должны. И уж тем более это не может стать политической Но, как сказал поэт, "любовь к отеческим гробам" всегда отзывается в человеке. Патриотизм - это то чувство, которое формируется в детстве и которое потом становится частью мировоззрения.

    Понятие "малая родина", хотя и прочно связано с конкретной территорией, с определенным уголком Земного шара, намного сильнее определяется окружающими людьми. То, сформируется ли у человека чувство дома, привязанности к нему, зависит от семьи и родителей. Кроме того, личная ответственность за окружающий мир также формируется в детстве. Если человеку хорошо, комфортно, если он приучен взрослыми к тому, что от его деятельности тоже многое зависит, он будет заботиться о том, чтобы сохранить и обустроить этот небольшой уголок земли. Для него малая родина - это не просто место, где он родился и рос. Оно вызывает ностальгические воспоминания, щемящее чувство грусти, желание заботиться и усовершенствовать. Для него актуальна пословица "Где родился, там и сгодился".

    Но формирование эмоционального отношения к малой родине у каждого из нас проходит по-своему. Одни не представляют себе жизни вдали от дома, от родных. Другие, наоборот, стремятся вырваться из той среды, где росли, уехать и устроиться на новом месте. Для них дом там, где находятся близкие им по духу люди, а не там, где они родились. Однако можно смело утверждать, что в патриотических чувствах малая родина - это самый значимый образ. В отличие от отвлеченного понятия об отечестве вообще, которое может формироваться с помощью литературных произведений, фильмов, народной культуры, он для каждого из нас ассоциируется с семьей, друзьями детства, любимыми уголками.

    Е. И. Носов родился 15 января 1925 года в селе Толмачево, что раскинулось на берегу реки Сейм, вблизи Курска. Впечатления раннего детства - природа, народные обычаи, самобытная речь сельчан, особенно бабушки Варвары Ионовны, - память Носова сохранила на всю жизнь. Страницы его книг благоухают лесом и степью, парным молоком, цветочным лугом, духовитым хлебом. А от соприкосновения с его удивительно добрым и искренним творчеством возникает убеждение о нерасторжимой близости человека и природы, желание уберечь дивную по красоте природу Курщины, сохранить самый малый златоглавый одуванчик у дороги, оградить родничок. Давайте познакомимся с новеллой Е. И.

    Носова "Малая родина". Вот пишут: малая родина... Но что это такое? По-моему, малая родина - это окоём нашего детства. Это место, где душа впервые удивилась и пережила первое потрясение.

    Тихая деревенская улица, отчий дом под неохватной ивой. Неприхотливая школа под сенью берез, обветшалая церковь с погостом. А за околицей - машинный двор, а дальше - сад.

    И, наконец, речушка - петлявая, увертливая, норовящая улизнуть в лозняки. И теперь еще в омуте обретается водяной Никиша. Сказывают, будто по темным ночам сопит и тужится он, норовя столкнуть в омут уже никому не нужный жернов... Разумеется, у каждого человека своя малая родина.

    Мне она видится в облике среднерусской женщины с усталой, но доброй улыбкой. И на коленях у нее большие теплые руки.

    Образ малой родины на всю жизнь одаривает нас крыльями вдохновения. (По Е. И.

    Носову) Интересный штрих к образу талантливого писателя: его пейзажи, нарисованные словом, сродни левитановским. Ведь он и сам прекрасный рисовальщик, стены его кабинета словно в маленьких оконцах на волю: то лунный свет озаряет в ночи заснеженную дорогу с бегущей по ней крестьянской лошадкой, а то могучий, золотой по осени дуб Добрыня шумит почти настоящими ветвями. Словно вновь перед глазами дорогие сердцу картины родной курской земли.

    Дает возможность читателю сопереживать те чувства, которые человек испытывает от дорогих ему воспоминаний, связанных с малой родиной, - фигура умолчания. Уважение к людям, жившим до нас, - признак нравственной культуры нации. Звучали строки А. С. Пушкина, которые подтверждают эту мысль: Два чувства дивно близки нам, В них обретает сердце пищу: к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. Животворящая святыня! Земля была б без них мертва...

    Новелла Е. И. Носова "Малая родина" демонстрирует нам, как велики сокровища русского языка. Золотинки носовской прозы - исконно русские слова, бережно хранимые автором. Они открывают свои тайны только вдумчивому читателю. Примечательно, что золотые россыпи русского языка, его родниковая чистота будущему писателю достались по наследству от бабушки-крестьянки (аналогия: Пушкин - Арина Родионовна).

    Замечательным мастером слова, непревзойденным стилистом Евгения Ивановича Носова создала его малая родина. И голос Мастера слышен из Курска на всю Россию.