11.04.2014

Вы обладаете незаурядным вокальным талантом, но не знаете, как правильно его преподнести? Вы стремитесь добиться ошеломляющего успеха на поприще шоу-бизнеса? .

Кто такой музыкальный продюсер и где его найти?

Музыкальный продюсер — это совершенно незаменимый человек в процессе успешного продвижения карьеры артиста. В его полномочия входит контроль над определением индивидуального стиля и разработкой уникального имиджа исполнителя, а также конструктивный отбор стихов и музыкальных аранжировок. Кроме этого, продюсер руководит общим процессом записи музакального материала, а также определяет общие тенденции развития конкретного проекта. Данный процесс в разговорной речи называется «раскручиванием публичного образа». Помимо контроля над написанием и записью песен, в обязанности продюсера также может входить съемка новых видеоклипов и организация концертов. Артист — это творческая личность, остро нуждающаяся в администрировании, однако эта зависимость взаимна потому, что продюсера без артиста тоже не бывает.

Существует множество способов поиска музыкального продюсера, это могут быть личные связи с активными деятелями шоу-бизнеса, интернет и различные средства массовой информации. Сегодня можно выделить четыре основных способа поиска продюсера:

1. Лейблы.

В настоящее время профессиональным продвижением творческих проектов занимаются различные продюсерские центры (лейблы), для поиска которых можно воспользоваться рекомендациями знакомых или, попросту набрать необходимый запрос в любом поисковике. В данном случае интересы компании представляют несколько человек, заинтересованных в продвижении артиста.

2. Специализированные продюсеры-одиночки.

Чаще всего такие профессионалы сами ищут себе музыкантов, поэтому для того, чтобы привлечь их внимание, следует разместить свои объявления во всех доступных источниках массовой информации: печатных изданиях, радиовещании, интернете и телевидении.

3. Широко известные продюсеры.

К популярным продюсерам следует обращаться напрямую. Как правило, они всегда заинтересованы в новых идеях и неизбалованных большими деньгами талантливых музыкантах. Контактные данные таких продюсеров и ссылки на их сайты можно безо всяких проблем найти в интернете.

4. Участие в различных шоу.

Многие современные артисты успешно позиционируют свои возможности при помощи участия в различных проектах, таких как «Фактор, А», «Народный артист», «Фабрика Звезд» и «Новая волна». Такой способ донесения своего искусства до аудитории является очень эффективным, как правило, по-настоящему одаренные исполнители после первых же своих выступлений находят продюсеров. Российской публике хорошо известны такие талантливые победители и участники из телевизионного проекта «Фабрика Звезд», как , группа « » и многие другие.

Суть музыкального продюсирования

Музыкальное продюстрование представляет собой разработку оригинального стиля музыкального проекта и создание его сценического имиджа. Такая работа подразумевает формирование идейно-художественного направления и осуществление организационно-финансового контроля над деятельностью отдельного исполнителя или целого музыкального коллектива. Продюсер может участвовать как работе целого проекта, так и над его отдельными песнями, альбомами, клипами или концертными выступлениями. Для быстрого осуществления продвижения артиста он подбирает специальный технический коллектив, в состав которого входят:

  • ассистенты;
  • сценаристы;
  • операторы;
  • звукооператоры;
  • режиссеры;
  • звукорежиссеры;
  • монтажеры;
  • саунд-продюсеры.

Все крупные студии звукозаписи, как правило, располагают своими продюсерами. Несмотря на это, современные музыканты довольно часто приглашают посторонних специалистов, а в некоторых случаях даже прибегают к самостоятельному продюсированию собственного проекта. Однако следует иметь в виду, что продюсер — это отдельная профессия, требующая специального профильного образования и колоссального опыта. В ряды таких специалистов пробиться практически невозможно при наличии одного лишь только желания, это отдельная творческая каста профессионалов, в которой все друг друга знают. Успешный музыкальный продюсер объединяет в себе множество таких талантов, как: великолепный вкус, тонкая интуиция, умение ориентироваться в информации и коммуникабельность. Такой человек должен совмещать в себе дарования композитора, аранжировщика, организатора, бухгалтера и руководителя.

Необходимость музыкального продюсирования

Современная эстрада диктует жесткие условия продвижения карьеры артиста. Она требует от исполнителей не только полной самоотдачи, но также строгого соблюдения отдельных правил. Популярность артиста, помимо соответствующих вокальных способностей и внешних данных во многом зависит от его продюсера. Многие замечательные певцы, певицы и музыкальные коллективы так и остаются незамеченными в тени своих менее талантливых, но более «раскрученных» коллег. Первостепенной задачей любого музыканта для достижения настоящего успеха является правильное преподнесение своего таланта. Стремительное развитие технических возможностей обработки звука, а также с обилие популярных музыкальных жанров и сценических образов требуют творческого созидания и методичной работы опытного продюсера над сценическим образом артиста.

Любой современный певец, певица или музыкальный коллектив может потратить целые годы на разработку уникального стиля и звука прежде, чем получить признание публики или хотя бы получить возможность профессиональной записи дебютного альбома. Несмотря на колоссальный труд, проделываемый талантливейшими артистами, они довольно редко самостоятельно достигают настоящего успеха. Профессиональное продюсирование удачного альбома является настоящим искусством, требующим специальных знаний и навыков. Без преувеличения можно утверждать то, что от продюсера зависит вся музыкальная карьера артиста. Правильное сотрудничество с талантливым руководителем способно вдохновлять артистов на лучшие проявления их способностей. Именно поэтому очень важен факт взаимопонимания между артистом и его художественным руководителем. В то же самое время, неправильная организация такого сотрудничества способна полностью уничтожить проект и навсегда лишить артиста стремления к реализации творческого потенциала.

1. Взаимный выбор.
В настоящее время выбор продюсера проще всего осуществим посредством обращения артиста в компанию звукозаписи. Чаще всего такие организации предлагают свои утвержденные схемы развития проекта. И это не удивительно потому, что команды специалистов таких компаний обладают доскональными знаниями и опытом в успешном продвижении артиста. Однако следует также учитывать тот факт, что очень важным моментом в успешном сотрудничестве артиста с продюсером является наличие общих взглядов и взаимная симпатия;

2. Правильное определение потребностей.
Перед осуществлением выбора продюсера каждый артист должен иметь четкое представление о том, чего именно он хочет получить от этих отношений:

  • Первое, что необходимо определить артисту — это собственное представление о том, каким именно должен быть проект. В случае если собственного воображения оказывается недостаточно — следует полностью положиться на своего продюсера;
  • Артист должен реально оценивать свои вокальные способности и принимать тот факт, что в случае недостаточного таланта необходимо техническое выравнивание вокала, что стоит достаточно дорого;
  • Певцу необходимо справедливо оценивать свои сонграйтерские способности, необходимые для правильного подбора репертуара и поиска свободных авторов и композиторов песен;
3. Определение приоритетов и начало сотрудничества.
Перед выбором продюсера следует детально ознакомиться с его работами и реально оценить, совпадают ли его творческие представления с задачами и пожеланиями артиста. Для этой цели следует найти подробную контактную информацию о предполагаемом партнере. Большая часть продюсеров сегодня имеет свои сайты и рекорд-лейблы, чего оказывается вполне достаточно для определения творческой совместимости с будущим коллегой. Следует также иметь в виду, что продюсер должен сам заинтересоваться конкретным певцом, певицей или целым музыкальным коллективом. В противном случае о дальнейшем сотрудничестве не может быть и речи. На этом этапе очень важными моментами являются следующие действия:
  • Запись демо-представления позволяет продюсеру ознакомиться с артистом;
  • Подготовка списка вопросов к продюсеру, ответы на которые в обязательном порядке должны сложить общее представление продюсера об артисте и его перспективах. Взаимные ожидания должны изначально совпадать;
  • Оценка предлагаемой студии и ее технических возможностей. Это место должно быть не только оснащено профессиональной техникой, но также быть достаточно комфортным для продолжительного времяпровождения;
  • Определение стоимости услуг продюсера во многом зависит от его квалификации, а также от статуса карьеры артиста. Например, оплата услуг местного продюсера в раскручивании образа неизвестного музыканта может соответствовать почасовым расценкам студии плюс дополнительная оплата за продюсирование. Работа с известными продюсерами стоит достаточно дорого, особенно для молодых «нераскрученных» музыкантов. Точная стоимость такой работы определяется в сугубо индивидуальном порядке;
  • Подписание договора о продюсировании является важным моментом будущего совместного творчества. В этом документе должны быть четко оговорены расценки услуг, сроки сотрудничества, пожелания и ожидания. Если продакшн-компания подписывает договор с артистом, это говорит о том, что она будет полностью ответственна за его развитие в рамках оговоренных условий. В таком случае также предусматриваются будущие интересы сторон от продажи записанных альбомов и возможных гастролей артиста. В данном случае очень важным моментом является согласование общего бюджета продвижения артиста. Любые договоренности между артистом и продюсером должны в обязательном порядке заключаться в письменной форме.

Следует обратить внимание неопытных артистов на тот момент, что для осуществления максимального контроля над своим творчеством и реальной экономии денег необходимо стремиться к со-продюсированию собственного проекта. Об этом достаточно легко можно договориться, будучи независимым музыкантом. Однако необходимо учитывать тот факт, что любая звукозаписывающая компания будет предъявлять высокие требования к опыту продюсера и его способности к принятию правильных решений. Это говорит о том, что, даже в со-продюсировании артиста с продюсером, решающим всегда остается мнение руководителя проекта.

Владелец студии Clan Soprano , соавтор и саундпродюсер песен группы «Винтаж», Мити Фомина и Валерии, рассказал изданию Медиастанция о том, кто такой «музыкальный продюсер» и чем он занимается на самом деле. Мы цитируем избранное.

О стереотипах

…продюсером в России стихийно стали считать того, кто своими усилиями разного толка, от вложения денег до организации концертов или раздачи кассет, обеспечит артисту популярность. И все бы так и продолжалось, если бы интеграция с мировым шоу-бизнесом и доступность информации в Интернете не дали нам всем понять что «там» все как-то иначе. Продюсерами называют таких людей, как Timbaland и Pharrel Williams. Diplo и Skrillex получают Грэмми как продюсеры песни Where Are Ü Now, исполненной Джастином Бибером. И эти ребята совсем не соответствуют обывательскому образу продюсера как «дядьки с пузом, который отслушивает девочек, развалившись на диване».

О настоящей роли музыкального продюсера

Продюсер – это человек, который отвечает за то, какой продукт в итоге услышит публика. Продюсер может сделать все сам, то есть полностью написать песню, сделать аранжировку, записать вокал, произвести сведение трека, создать концепцию видеоряда. Может часть этих функций делегировать. Но все равно решение о том, что должно получиться в финале, принимает исключительно продюсер. А в танцевальной музыке бывает так, что успешный трек сделан вообще без артиста. И в данном случае титульным лицом такого трека является сам продюсер. В качестве примера можно привести такие очень успешные треки: Martin Garrix – Animals – почти инструментальный трек или Chainsmokers – Don’t Let Me Down, где голос вокалистки звучит, но, по сути, не является основополагающим, а певица просто приглашена продюсерами для реализации их задумки.

О задачах продюсера

Просто что-то спеть – мало. Нужно создавать концепцию артиста, вытаскивать из него то самое классное, честное, сильное, что в нем есть, придумывать и качественно воплощать интересное звучание, искать яркие пути реализации финального музыкального продукта. И это все – задача продюсера.

О том, с кем путают «продюсера»

…тот, кто вкладывает деньги, называется инвестор. Тот, кто руководит административным процессом, называется исполнительный директор или менеджер. Концертный директор организовывает концерты; тур-менеджер находится непосредственно в туре с артистом.

По всем вопросам пишите на почту блога о музыкальной индустрии: [email protected]
Подписывайтесь на лейбла Respect Production и узнавайте первыми о главных событиях в мире музыкальной индустрии.

Clan Soprano Studio - продюсер, композитор, автор текстов, саунд-инженер

Александр Сахаров (Clan Soprano Studio) Продюсер, композитор, автор текстов, саунд-инженер, продюсер и автор более 100 треков, 5 из которых занимали 1-е места в российском радиочарте.

Классик сказал, что все мы родом из детства. Многие согласны, что оттуда, из детства, все особенности, заморочки и во многом характер личности. Вот и российский шоу-бизнес родом из 90-х и до сих пор переживает свои детские комплексы. И это отражается не только на самих участниках, но и на публике.

В представлении обычного человека дело обстоит так: есть артист, у него имеется продюсер, который приходит вместе с артистом на некую абстрактную студию, там записывают какую-нибудь песню, которая как будто сразу берется ниоткуда, потом снимают клип и показывают его по телевизору. И все - звезда готова.

Так было в 90-е, и то отчасти. Тогда было много креатива и энергии нового времени, музыкальная индустрия начала быстро, а где-то даже нагло развиваться, породив многих новых героев. Появился «Ласковый Май», потом «Руки Вверх», более или менее успешно приспособились к новым законам старые звезды, начала развиваться рэп-культура, а кроме того, на рельсы шоу-бизнеса встали бывшие бунтари-рокеры, например, Виктор Цой и группа «Кино» (да-да, их последние альбомы выпускались и раскручивались по всем канонам музыкальной поп-индустрии).

В итоге в XXI век мы вошли с абсолютно новым шоу-бизнесом, ярким в идеях, но очень кустарным и робким в плане профессионализма участников. Все делалось на коленке, но публику это устраивало, так как представить, что может быть как-то иначе, никто не мог. Да и после громоздкой и неповоротливой советской эстрады люди готовы были воспринимать музыку любого качества, лишь бы она была другая.

Поэтому продюсером в России стихийно стали считать того, кто своими усилиями разного толка, от вложения денег до организации концертов или раздачи кассет, обеспечит артисту популярность. И все бы так и продолжалось, если бы интеграция с мировым шоу-бизнесом и доступность информации в Интернете не дали нам всем понять что «там» все как-то иначе. Продюсерами называют таких людей, как Timbaland и Pharrel Williams. Diplo и Skrillex получают Грэмми как продюсеры песни Where Are Ü Now, исполненной Джастином Бибером. И эти ребята совсем не соответствуют обывательскому образу продюсера как «дядьки с пузом, который отслушивает девочек, развалившись на диване».

Поэтому давайте разбираться, кто как называется и главное – кто за что отвечает. Продюсер – это человек, который отвечает за то, какой продукт в итоге услышит публика. Продюсер может сделать все сам, то есть полностью написать песню, сделать аранжировку, записать вокал, произвести сведение трека, создать концепцию видеоряда. Может часть этих функций делегировать. Но все равно решение о том, что должно получиться в финале, принимает исключительно продюсер. А в танцевальной музыке бывает так, что успешный трек сделан вообще без артиста. И в данном случае титульным лицом такого трека является сам продюсер. В качестве примера можно привести такие очень успешные треки: Martin Garrix – Animals – почти инструментальный трек или Chainsmokers – Don"t Let Me Down, где голос вокалистки звучит, но, по сути, не является основополагающим, а певица просто приглашена продюсерами для реализации их задумки.

К счастью, в России постепенно приходит понимание значимости и роли продюсера, потому что случайно купленная песня из интернет-рассылок типа «Песни на продажу. Часть 3» не приносит артисту желаемого результата. Просто что-то спеть – мало. Нужно создавать концепцию артиста, вытаскивать из него то самое классное, честное, сильное, что в нем есть, придумывать и качественно воплощать интересное звучание, искать яркие пути реализации финального музыкального продукта. И это все – задача продюсера. А тот, кто вкладывает деньги, называется инвестор. Тот, кто руководит административным процессом, называется исполнительный директор или менеджер. Концертный директор организовывает концерты; тур-менеджер находится непосредственно в туре с артистом.

Но этот процесс идет медленно, и пока на наших премиях продолжают раздавать «тарелки» певцам. А в это время на Грэмми награда присуждается не столько исполнителю, сколько продюсеру, достаточно просто открыть в Википедии список победителей, и вы увидите вот такую информацию:

«Запись года: "Uptown Funk" – Марк Ронсон при участии Бруно Марса. Продюсеры – Джефф Баскер, Бруно Марс & Марк Ронсон. Звукозапись – Josh Blair, Serban Ghenea, Wayne Gordon, John Hanes, Inaam Haq, Boo Mitchell, Charles Moniz & Марк Ронсон, мастеринг-инженер – Том Койн».

Здесь видно, кто создавал этот трек и принимал решение. Заметьте, Бруно Марс здесь и соавтор, и сопродюсер, потому что новое поколение певцов обязательно принимает участие в создании музыки, у них есть ощущение того, что они через музыку хотят сказать людям. А те певцы, которые продолжают считать, что не важно, что петь и как, и кем это будет сделано, лишь бы было много ротаций на радио, уже сейчас все чаще оказываются «за бортом». Да и публика стала грамотней, стала разбираться в том, как и кто создает музыку, и ее требования к качеству сильно растут.

Поэтому реальный скачок в развитии шоу-бизнеса в России возможен только в том случае, если все участники будут понимать эти принципы, каждый заниматься своим делом, профессионально развиваться, разбираться в звукозаписи, студийном процессе, быть актуальным и следить за всеми инновациями в мировой музыкальной индустрии. Только тогда, через какое-то время, российская музыка ни в чем не будет отставать от мировой.

29 июля родился Игорь Крутой, ставший олицетворением понятия «музыкальный продюсер» в России. Под словом «продюсер» в нашей стране, как правило, понималось «спонсор-менеджер». Юрий Айзеншпис или Бари Алибасов - монстры и профессионалы своего дела, однако тех, кто может не только найти деньги и правильных артистов, но и сочинить для них нужные песни, - таких единицы. Все они - в обзоре ELLE.

Человек, в полной мере оправдывающий свою фамилию, прошел, как писали в советской прессе, тернистый путь к славе. Выпускник Николаевской консерватории, Крутой поработал в разных филармониях, пока не осел в Москве, где начал обрастать знакомствами в эстрадной среде и взялся за сочинение песен. Прорыв случился в 1987-м с песней, написанной для Александра Серова: мощный номер «Мадонна» гремел тогда из каждого утюга. Далее Крутой сделал очень верный ход, конвертировав успех не только в сочинение новых песен, но и в бизнес. В конце 80-х Игорь Яковлевич стал худруком фирмы АРС, а через десять лет ее и вовсе возглавил. Что такое АРС? Это активы в виде радиостанций, телеканала, организация масштабных концертных шоу и т.д.

Удивительно, но все это время Крутой продолжал писать песни, а российские артисты продолжали их с успехом исполнять. Список тех, кто работал с Игорем Яковлевичем, столь огромен, что приводить его нет смысла: ткните пальцем в любого исполнителя категории А и, будьте уверены, не прогадаете.

Карьера создателя «Любэ» и «Иванушек» начиналась, как положено одаренному профессионалу, желавшему заниматься эстрадой в Советском Союзе, с работы в ВИА. С приходом перестройки Матвиенко нырнул в зарождающийся шоу-бизнес, устроившись редактором на легендарную студию «Рекорд», первый в своем роде музыкальный конгломерат полного цикла, где и песни сочиняли, и артистов раскручивали, и устраивали супершоу.

Именно там Матвиенко придумал и запустил «Любэ», подтянув туда старого приятеля Николая Расторгуева. Задолго до нынешней моды на патриотизм группа «Любэ» взяла эту тему на вооружение, сделав феноменальную карьеру и превратившись в поистине народный коллектив.

В середине 90-х Матвиенко вывел на орбиту свой второй главный проект - «Иванушки International». Будучи по факту бойзбендом, «Иванушки» функционируют до сих пор, несмотря на то, что двум из трех ее участников сильно за сорок.

Кроме «Любэ» и «Иванушек» Игорь Игоревич крайне удачно отработал в качестве продюсера одного из сезонов телешоу «Фабрика звезд»: два коллектива из тех, что по итогам шоу были сколочены Матвиенко - «Корни» и «Фабрика» - имели огромный успех.

Самый поэтичный и глубокий из поп-композиторов особо не распылялся, занимаясь в основном двумя артистами, - родным братом Валерием и группой ВИА Гра . Постепенно список расширился - Ротару, Пугачёва, Орбакайте, Валерия, Ани Лорак, Вера Брежнева, Полина Гагарина, Лепс и кто только не. В итоге сегодня главными «клиентами» Константина остаются Валерий Меладзе, все те же красавицы из ВИА Гра и выпускница этого поп-секс-трио , она же - супруга композитора . А еще Константин удивительно точно работает с артистами, в чем смогли убедиться в 2009 году зрители «Фабрики звезд 7».

Рокер по натуре, западник в силу обстоятельств, улыбчивый Дробыш возник в поле зрения публики в начале нулевых, и словно тут и был. Косяками пошли песни для Кристины Орбакайте, Авраама Руссо, конечно же, Валерии, а затем - целого взвода выпускников очередной «Фабрики звезд», от Стаса Пьехи до Зары. Как и положено уважающему и дальновидному композитору, Дробыш обзавелся собственным продюсерским центром имени себя, занимался молодыми артистами, а потом катапультировался в кресло генпродюсера Национальной Музыкальной Корпорации. Энергии Виктору не занимать: сейчас он опекает участников «Евровидения», занимается телепроектами, и отстаивает авторские права.

ФОТО starface

Фадеев появился на поп-горизонте в конце 80-х, поразив публику фестиваля «Юрмала» совершенно «фирменным» своим выступлением. Затем работал в Москве, аранжируя песни для мейнстримных эстрадников типа Ларисы Долиной. А потом в жизни Фадеева появилась певица Светлана Гейман, которую Максим превратил в Линду. Под знаком Линды для многих прошли, собственно, девяностые. А поп-звук и общий поп-ландшафт нулевых серьезно определили артисты второй по счету «Фабрики звезд», которую продюсировал Фадеев. Юлия Савичева, Полина Гагарина , Иракли, Пьер Нарцисс - их, пускай однодневные, но хиты звучали тогда повсюду. Второй главный проект Максима в те годы - певица Глюкоза, которая впечатлила и «простую» публику, и снобов. Еще одна креатура Фадеева, трио «Серебро», также примирило и до сих пор примиряет народ и эстетов, выдавая убойные шлягеры, нарочитая вульгарность которых оттеняется иронией и (без этого у Фадеева никак) фантастически прилипчивыми мелодиями.

ПРОДАВЦЫ ЗВУКА
Десять самых влиятельных музыкальных продюсеров России Любовь бывает разной - любовь кошки к мышке, вампира - к человеческой крови, ребенка - к конфетам, от которых, как известно, портятся зубы. Бывает любовь народная. Чувство страшное по силе и необъяснимое по сути. Так сначала любили Гитлера, потом Леню Голубкова. Так любят группы «Чайф» и «Руки вверх». И редко кто догадывается, что КТО-ТО заставляет их ЛЮБИТЬ. Что на путях-дорогах любви куча проходимцев - Лис и котов Базилио, которые мечтают только о том, чтобы провести несчастного Буратино, оставив ему лишь деревянный нос и необъяснимую любовь. А самим отправиться в темный лес и закопать в одном им известном месте пять заветных золотых, а потом сидеть и дожидаться их всходов. Речь, как вы уже поняли, о музыкальных продюсерах. Теоретизировать не будем - посмотрим на живые примеры и составим рейтинг

ПЕРВОЕ МЕСТО
Юрий АЙЗЕНШПИС («Кино», «Технология», Влад Сташевский, «Динамит»; гендир продюсерской фирмы «Медиастар»)
Юрий Шмильевич Айзеншпис готов убить любого, кто случайно произнесет его отчество как «Шмильич». С гением продюсерского искусства - никакой фамильярности. Несмотря ни на что, он практически всегда остается эстетом. Проведя более полутора десятков лет на зоне, Айзеншпис не сделал себе ни одной татуировки. А где-то полгода назад он все из тех же эстетических соображений закрасил благородные седины на голове черной краской, после чего по кулуарам поползли упорные слухи: Юрий Шмильевич отправился на поиски новой однополой любви. Про Айзеншписа рассказывают абсолютно ужасные вещи, кроют на чем свет стоит и считают самым большим монстром шоу-бизнеса. Он на самом деле очень хороший профессионал (достаточно посмотреть на список имен, которые он раскрутил). С ним предпочитают не связываться все... кроме музыкантов. Он никогда не позволял себе никаких непорядочных вещей по отношению к людям, за которых он взялся. Если этот человек берется за дело, то доводит вверенный коллектив до определенного уровня, - при этом не имеет значения, какого уровня музыка и сам исполнитель.
Если Айзеншпис снимает клип - это действительно дорого. Он снимает его на свои деньги, иногда даже рискуя именем.
За группу «Кино» Айзеншпис взялся, когда они уже были популярны. Но без талантливого продюсирования музыканты не заработали бы столько, сколько получили. Годы, которые «Кино» проработала с Айзеншписом, - лучшие годы группы.
Следующий проект, который он взялся раскручивать - «Технология», - тоже оказался удачным. Может, он и не так уж много заработал на них, но поднял с нуля и раскрутил до достойного уровня.
Айзеншпис - великолепный бизнесмен и креативщик, он очень хорошо понимает, что в данный момент времени «покатит», а что нет.

ВТОРОЕ МЕСТО
Игорь МАТВИЕНКО («Любэ», «Иванушки», «Девочки»)
Матвиенко - творческий человек. В основном он занимается тем, что отбирает для групп материал и сам пишет песни. Например, музыку «Атас» и «Давай наяривай» написал именно он. Не обидел и «Иванушек» - «Вселенная» и «Два бездонных океана глаз» - тоже дело его рук. С моментами бизнеса Игорь Игоревич предпочитает связываться меньше. Для подобных нужд (чтобы руки не марать) он создал «Продюсерский центр Игоря Матвиенко», где всеми пиарами и контрактами занимаются специально обученные сотрудники. Сам он в бизнес старается особо не лезть, хотя вкусы «пипла» представляет себе достаточно хорошо. Хороший показатель его человечности - долговременные отношения с одними и теми же людьми - как с группами, так и с околомузыкальными деятелями, которые помогают ему в продюсерском центре. Например, с одним из лучших поэтов-песенников в стране Александром Шагановым он работает уже около 10 лет.

ТРЕТЬЕ МЕСТО
Александр ШУЛЬГИН (Валерия; владелец прав на «творческое наследие» Визбора)
У Шульгина, по нашей информации, плохой характер. К людям он относится в основном негативно. В среде шоубиза ходят упорные слухи, что он бьет свою жену, певицу Валерию. Между прочим, мать троих детей и средство зарабатывания денег. Что думает по этому поводу Валерия, нам никто не скажет, потому что на всех интервью певицы муж-страж - непременный атрибут. При всем при этом Шульгин - хороший бизнесмен. Он - один из самых практичных и перспективных в данный момент людей в сфере шоу-бизнеса. В то время, когда он находился в должности генерального продюсера «Рек рекордз», это была одна из самых преуспевающих звукозаписывающих компаний, которая занималась коммерческой музыкой. Она успешно составляла конкуренцию даже «Союзу», который вообще считался вне конкуренции.
Он первым рассмотрел и записал «Мумий-тролля». Удачный опыт продюсирования поставил на собственной жене.
Мало кто помнит, что свою первую пластинку Валерия записала в Германии, называлась она «Тайга симфони» и пелась на английском языке. Альбом получил плохую критику и у нас, и на Западе. Критики и там и здесь вдоволь посмеялись над акцентом волжской девушки. Ей это пошло на пользу - она запела по-русски. На этот раз то, что велел ей строгий муж. И не просчиталась.
Шульгин работает по западному стандарту - нанимает для исполнителя профессиональных музыкантов, аранжировщиков. Но до Айзеншписа он недотягивает. Там, где Юрий Шмильевич все сделает блистательно и в бешеном темпе, Шульгин будет действовать медленно и с расстановкой. Потому и остается лучшим из средних.

Дмитрий ГРОЙСМАН («Чайф», «Серьга» в лучшие свои годы)
Гройсман занялся «Чайфом», когда группа уже набирала известность. Но именно он довел ее до стадионного уровня. «Чайф» удержал планку, даже когда упал рейтинг «Алисы» и «Агаты Кристи». Народная любовь к группе остается само собой разумеющимся делом, даже когда новые альбомы уже не так хороши. Устойчивый положительный имидж группы не позволяет ругать солидного Шахрина, молодецкие прыжки по сцене и осуждать его за кошмарные произведения вроде «Аргентина-Ямайка - 5:0». И все потому, что Гройсман - хороший бизнесмен. Был бы креативщиком получше - может, и «породил» бы еще какой-нибудь «звездный» коллектив.

ЧЕТВЕРТОЕ МЕСТО
Олег НЕСТЕРОВ (Найк Борзов, «Нож для Фрау Мюллер», «Ундервуд» и др.; генпрод рекорд-компаний «Легкие», «Снегири»)
Нестеров, как известно, сам музыкант. (Помните, романтично так пел про ландыши: «Карл-Маркс-штадт, Карл-Маркс-штадт»...). Его группа «Мегаполис» - редкий пример довольно приличной, исконно московской группы. Может быть, поэтому свою продюсерскую деятельность Нестеров выстраивает больше в форме помощи утопающим. Вытаскивает малокоммерческие проекты, интересные по большому счету только узкой публике. Миссия благородная, но малоприбыльная. Похоже, Нестерова это не волнует - он до сих пор продолжает собирать «под крылышко» молодые некоммерческие проекты.

ПЯТОЕ МЕСТО
Александр ПОНОМАРЕВ («Сплин», «Би-2», «Наутилус» на закате своей карьеры)
Пономарев выгонял из «Сплина» музыкантов, раздувал звездную болезнь у Саши Васильева и периодически вел себя не очень красиво. К примеру, на заре юности группы «Сплин» был такой человек - Сергей Рымов. Он за свои деньги возил «Сплин» из Питера в Москву, искал им деньги под запись первых пластинок. Музыканты даже одно время жили у него. Потом к «Сплину» пришел Пономарев и Рымова отодвинул. Тогда «Сплин» начал делать чисто коммерческие вещи типа «Орбит без сахара». В результате - любовь стадионных масс. Пономарев достаточно неплохо чувствует русскорокерскую конъюнктуру. Песни его групп хорошо ротировались, альбомы продавались, но в творческом плане с этого момента и «Сплин», и сам Васильев стали гнить и портиться. Еще немного, и это будет вчерашний день.
У Пономарева есть один отличительный минус - ни одну группу он не поднял с нуля. На «Сплин» присел, когда он поднимался, а «Би-2» оседлал, когда на улицах в угаре распевали «Полковника».

ШЕСТОЕ МЕСТО
Владимир МЕСХИ (продюсер фестиваля «Максидром»; «Маша и Медведи», «Конец фильма», «Агата Кристи»)
Месхи носит прическу «каре»и издалека похож на человека, который пахнет рок-н-роллом. Еще минимум лет пять он наверняка будет пользоваться бешеным успехом у девочек, которые «созрели» и хронически «жуют орбит без сахара». Как мужчина.
Как продюсер Месхи очень не любит, когда кто-то заявляет, что как минимум половина заслуги в деле создания «Максидрома» принадлежит Михаилу Козыреву. Хотя сам он к созданию фестиваля действительно руку приложил и худо-бедно продолжает тащить его до сих пор (Козырев к фестивалю уже никакого отношения не имеет). Что до продюсирования групп, то первоначально взлетевшая «Маша» съехала с рельсов, а преуспевающая «Агата Кристи» вдруг взяла да и «захирела». Все это говорит об одном - Месхи не может протащить проект от начала до конца.

Леонид ГУТКИН (Данко, «Братья Улыбайте»; гендиректор «Крем рекордз»)
Среди «подшефных» Гуткина не выросло ни одной яркой звезды. Данко, который так проникновенно провыл «Малыша», суперпроектом все равно не стал и, по всей видимости, не станет. «Братья» после хип-хоп-баллады о «Юлии», которая «любит Юрия» и поэтому не может вести привычный образ жизни, как-то очень быстро почувствовали себя популярными, потонули в собственном пафосе и еще больше опопсели. Разве что Дельфин, который записывается на «Креме», - настоящая звезда. Но в том-то и дело, что только записывается. (Но он, по нашим сведениям, скоро разрывает контракт.) Такой нетворческий подход к «производству» со стороны известного продюсера совершенно непонятен. Ведь сам Гуткин какой-никакой, но все же музыкант. (В свое время нынешний директор рекорд-лейбла с удовольствием музицировал в группе «Автограф». Он был тогда самым флегматичным музыкантом группы. Флегматиком, судя по его продюсерскому стилю, он остался и до сих пор.)

СЕДЬМОЕ МЕСТО
Иосиф ПРИГОЖИН (Кристина Орбакайте, Александр Маршалл, Паскаль; генеральный продюсер Nox music)
Не так давно Иосиф Пригожин выпустил книжку произведений с туманным названием «Политика - вершина шоу-бизнеса» - пособие для начинающих продюсеров. В книге автор явно любуется самим собой. Ближе к середине книги именитый гражданин высказывает мнение, удивляющее новизной. «Российского шоу-бизнеса нет! - пишет Иосиф Игоревич на странице 97. - Его никогда не было». Тем не менее в мире несуществующего шоу-бизнеса Пригожин умело отбирает проекты с изначальным именем и бюджетом, а потом стрижет с них купоны. Он уверенно сидит в своей нише (примерно как те, кто работает с Басковым).
Пригожин - человек амбициозный и самовлюбленный. Достаточно прочитать все ту же книгу, чтобы убедиться в этом. На каждой странице Иосиф Игоревич отсвечивает ореолом гуру. Неудивительно, что недавно он умудрился связаться с таким же нарциссом, как и он сам, - нижней строчкой нашего хит-парада Леонидом Бурлаковым.

ВОСЬМОЕ МЕСТО
Леонид БУРЛАКОВ (раньше - «Мумий-тролль», Земфира, теперь - «Тандем», «Седьмой прохожий»)
Леонида Бурлакова очень любят журналисты (своими многократными громкими заявлениями о том, что именно он раскрутил Земфиру и «МТ», Бурлакову удалось убедить четвертую власть в собственной звездности). Зато его очень не любят музыканты, работавшие с ним хотя бы непродолжительный период времени. И есть за что. Первым пострадал Илья Лагутенко.
В сфере шоу-бизнеса ходят упорные слухи, что Бурлаков задолжал музыкантам «МТ» энную сумму денег, которые заработали музыканты, наделал долгов от имени группы, потратил их, а под занавес вытащил «МТ» на заведомо ущербный последний концерт в «Олимпийском».
Илья забрал у него все права и ушел. Потом ушла Земфира. При этом много не потеряла - спродюсировал ее в основном Лагутенко, а рука Бурлакова функционировала только в области загребания денег.
Хотя это не мешало «суперпродюсеру» утверждать, что гений - именно он.
После чего покинутый всеми Бурлаков отправился сотрудничать с Иосифом Пригожиным. Сотрудничество закончилось, едва успев начаться. Виной всему послужили финансовые несостыковки Пригожина с Бурлаковым. Оставшиеся без финансирования новые проекты Бурлакова вряд ли долго продержатся. Хотя это не мешает ему постоянно кормить музыкантов «завтраками».

Оценки в рейтинге выставим по пятибалльной системе. Критерии следующие.
1) Моральные качества
Суперхороших и суперчестных продюсеров не бывает. Профессия такая - надо и рыбку съесть, и музыканта не обижать. Поэтому моральные качества товарищей мы будем оценивать, отвечая на вопрос: честен ли гражданин с вверенными ему музыкантами?
2) Креативщик
Степень подкованности, умение ориентироваться в конъюнктуре музыки, понимание музыкальной конъюнктуры - очень важные качества продюсера.
3) Бизнесмен
Умение делать деньги для себя и для группы, стараясь при этом "кинуть" как можно меньше партнеров, - признак хорошей деловой хватки.

Оценки будем ставить, как в школе, - по пятибаллной системе.

Продюсер Мораль Креатив Бизнесмен В сумме
Айзеншпис 5 4 5 14
Бурлаков 0 3 0 3
Нестеров 4 4 3 11
Шульгин 3 4 5 12
Пригожин 2 3 3 8
Матвиенко 4 5 4 13
Пономарев 3 3 4 10
Гроссман 5 3 4 12
Месхи 2 4- 4 10-
Гуткин 4 3 3- 10-